Приметы 9 дней после смерти. Что делать в течение года после похорон

Христианская Церковь исконно приняла поминовение усопших в третий, девятый, сороковой день и годовщину. Она дала и толкование этим срокам в христианских категориях и образах.

По учению церкви два дня душа находится где-то около любимого ею тела, около своего дома, скитается в сопровождении ангелов по дорогим ей земным местам. А на третий день должна поклониться Господу. В следующие шесть дней — до девятин — душе показывают райские обители. А в следующие тридцать — разные отделения преисподней. После этого Господь помещает её в раю или в аду.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

«Умершие надеются получить помощь через нас: ибо время делания отлетело от них; взывают ежеминутно души», — утверждал Блаженный Августин в «Слове о благочестии и поминовении усопших».

Мы знаем: со смертью даже самых близких нам в здешней земной жизни порываются все нити и узы чувственных связей с ними. Смерть прокладывает между живыми и умершими великую пропасть. Но только разобщает она их именно чувственно, физически, а вовсе не духовно: духовная же связь и общение не прекращаются и не прерываются между продолжающими жить в этом мире и переселившимися в мир загробный. Мы думаем о них, даже разговариваем с ними мысленно. Нам хочется им помочь. Но как? Священник однозначно ответит на этот вопрос: «Молитвой». В течение сорока дней участь души ещё не решена.

Считается, что первые 9 дней после смерти духовная оболочка усопшего еще имеет привязку к смертной жизни и может чувствовать скорбь близких людей. Окончательно эта связь рвется только на сороковины, определяющие тонкой сущности место ее постоянного пребывания в загробном мире. Понимание сложностей, через которые душа проходит после выхода из тела, очень важно для оставшихся на земле, ведь все это время дух покойного нуждается в правильной поддержке.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

    Показать всё

    Что означает 9-й день после смерти в христианстве?

    Весь период неразрывной посмертной связи души умершего с миром живых делится на три отрезка: 3, 9 и 40 день от смерти. Первый отрезок времени дух почти все время проводит рядом с домом, где он вышел из тела, либо недалеко от гроба. Он слышит все слова и мысли, обращенные к нему, через беседы людей о покойном, и делает первые выводы о греховности своего земного существования.

    С первой минуты существования вне тела рядом с усопшим находится его Ангел-Хранитель, в сопровождении которого душа посещает памятные места своей жизни, прощается с близкими. Он видит все приготовления к похоронам и, по утверждению эзотериков, может даже корректировать события, являясь во снах к родственникам.

    Начиная с третьего дня и по сороковой душа человека перемещается уже в строгом соответствии с алгоритмом посмертной программы, одинаковой для всех. Символически началом пути умершего считается момент опускания гроба в могилу. Но даже если на третий день тело еще не передано земле, душа все равно теряет к нему привязку и переходит в другое измерение.

    На пути к Вечности покойного ждут 20 испытаний (мытарств), в продолжение которых бесовские силы вопрошают душу обо всех ее грехах, совершенных в образе человеческом. Если хотя бы на половину упомянутых дурных деяний не найдется столько же добрых поступков, путешествие заканчивается немедленным низвержением грешника в ад. Если судилища пройдены успешно, дух покойного допускается к встрече с Богом, и ему разрешают в течение шести дней находиться в райских садах среди праведников.

    Прохождение рубежа девятого дня считается самым важным из того, что происходит с душой в ее промежуточном состоянии. Поклонившись Богу во второй раз, человеческая сущность препровождается ангелами в валгаллы противоположной ипостаси – в ад. Моления родственников и панихида, которую в этот день служат в храме по усопшему, помогают душе в ее тяжелом 39-дневном путешествии по уровням преисподней и являются заочной просьбой к Господу помиловать грешника.

    Отсутствие поминок и панихиды на 9-й день после смерти означает, что человек пренебрег жизнью как Божьим даром и прошел сквозь нее бесцельно либо сделал много зла и восстановил людей против себя. И то, и другое в православии относят к тяжелым грехам, требующим оправданий перед престолом Господним на сороковой день от даты упокоения.

    Особенности организации поминок девятого дня

    Обычаи христианства учитывают все трудности, с которыми душе придется столкнуться на распутье между раем и адом. Каждое ритуальное действие, от церковного обряда и до вкушения пищи за поминальным столом, сопровождается особыми молитвами и словами, отправляющими положительный посыл в энергетическое пространство, где находится тонкая сущность.

    Самым близким родственникам усопшего, организующим погребение и поминки, необходимо соблюдать определенные правила проведения ритуалов и понимать сакральный смыл совершаемых действий, иначе они не будут нести никакой пользы душе покойного.

    Панихида в церкви

    Утро 9-го дня после смерти крещеного человека для родных умершего начинается в церкви, ведь с наступлением рассвета душа предстает перед очами Господа и ей требуется мощная энергетическая подпитка, чтобы справиться с последующими испытаниями. Молитвы людские и ангельские звучат во время службы в унисон. Чем больше будет этих голосов, тем легче станет душе усопшего.

    Молитву, читаемую только по случаю девятого дня, следует выучить наизусть и прочесть несколько раз: устанавливая свечку в тетрапод (особый подсвечник перед столиком с поминальными яствами), уходя со службы и придя домой.


    Заранее пишется записка с именем умершего. Ее нужно положить на столик рядом с принесенными продуктами. Если событие не накладывается на постные дни, то в корзинку для поминания укладывают:

    • различные сладости;
    • мясо;
    • рыбу;
    • молоко;
    • яйца;
    • сыры и колбасы;
    • хлебную и крупяную продукцию.

    В пост список разрешенных православному человеку продуктов меньше:

    • крупы;
    • муку;
    • овощи и фрукты;
    • грибы.

    Перед тем как выкладывать принесенное поминание на стол и покупать свечи, нужно договориться со служкой о проведении панихиды. Особенно это касается небольших часовен, где священник один и ему требуется время на подготовку.

    Поминальный обед и связанные с ним приметы

    В старину поминать на «девятины» нарочно приглашали только тех, кто принимал непосредственное участие в приготовлении покойника к погребению: обмывал труп, мастерил «домину» (гроб), устанавливал крест на могиле. Остальные «гости» приходили незваными, и отказывать нельзя было никому – ни врагу, ни чужаку. В современном мире люди сами не ездят на подобные мероприятия, опасаясь оказаться нежданной обузой, поэтому не будет отступлением от традиции заранее обзвонить всех знакомых и известить их о месте и времени проведения поминок.

    Где бы ни накрывался поминальный обед, еды готовят достаточно, чтобы принять максимальное количество людей. В первую очередь за стол усаживают престарелых гостей и детей, последними едят хозяева. Обязательно перед появлением основного блюда – поминальной кутьи - служится лития. Ее может провести любой из присутствующих, организовав общее чтение молитвы «Отче наш» либо Девяностого псалма.


    Что, по канонам церкви, приветствуется на поминальном столе:

    • борщ;
    • голубцы;
    • перцы, фаршированные овощами или мясом;
    • котлеты;
    • жаркое;
    • грибы тушеные или жареные;
    • пирожки из пресного теста (закусочные) и сладкие;
    • овощные смешанные салаты;
    • картофель или каша;
    • жареная или тушеная рыба;
    • простые бутерброды с колбасой и сыром.

    Обязательно должны присутствовать компот или кисель, поминальное колево из перловки или риса, недорогие сладости.

    Кутью, символизирующую воскрешение и сладость пребывания в раю, следует освятить в церкви во время панихиды.

    А вот что на «девятины» подавать нельзя:

    • любой алкоголь;
    • кофе;
    • покупные соки;
    • морские деликатесы (креветки, кальмары, устрицы);
    • сложные «праздничные» салаты;
    • птицу или поросят, зажаренных целиком;
    • дорогие конфеты в нарядных коробках;
    • пирожные или торты.

    Кулинарные изыски, как и распитие спиртного на поминках считается грехом чревоугодия, ложащимся на плечи души усопшего, что лишь ухудшает его положение. Оставшуюся после поминок пищу не выбрасывают, а относят в церковь или раздают нищим. Конфеты, фрукты и другие сладости, не считая, отсыпают детям на помин души.

    Правила и традиции, связанные с датой

    Большинство правил поведения во время поминок сейчас применимы только к близким усопшего, хотя раньше их придерживались все пришедшие. Это касается, в частности, внешнего вида женщин, которые обязаны быть в помещении в платках, с полностью убранными под них волосами. Мужчинам нельзя быть в доме с покрытой головой.

    Ходить на кладбище в этот день или нет, гости решают сами. Цветы в дом покойного уже после того, как остальные приехали с места погребения, нести не принято – и венки и цветы нужно оставлять на могиле.

    Еще несколько христианских примет, касающихся посещения могилы на 9-й день после смерти человека:

    • принятие пищи и распитие алкоголя на кладбище противоречат канонам православия;
    • нельзя поливать могильную насыпь водкой или оставлять спиртное в стопке;
    • деньги, еда, алкоголь священнику на кладбище не передаются – можно пригласить батюшку домой или совершить все нужные действия заранее;
    • уходя с кладбища, можно зажечь на могиле лампадку, оставить стакан воды с кусочком хлеба или блюдечко с кутьей;
    • на обратном пути желательно одарить нищих посильной лептой и раздать немного сладостей встречным детям, при этом следует говорить: «Помяните раба Божия (имя)»;
    • и на кладбище, и дома нужно чаще говорить о покойном добрыми словами, вспоминать его хорошие поступки и положительные личные качества.

    К приходу гостей дом убирается в строгом соответствии случаю. Можно поставить на небольшой стол портрет покойного с зажженной перед ним лампадой, накрыть лишние предметы мебели черным крепом. Спорным считается завешивание зеркал в доме после похорон. Необходимость такого действия не комментируется церковью и относится к пра-традициям древних славян, считающих зеркальную поверхность входом в другой мир.

    Не осуждается христианством и принятый у некоторых семей обычай «усаживать покойного» за поминальный стол. Для этого трапезничающие освобождают почетное место во главе стола и ставят туда полный столовый прибор с едой.

    Как подсчитать день поминок?

    Просчитывая дату, на которую выпадет день поминания усопшего, учитывать следует и сам день смерти, который длится до полуночи. Пример: если человек скончался 10 марта в 23:00, то «девятины» выпадают на 18 марта, а не 19, как получилось бы, если б к 10 прибавили 9. А вот если бы смерть наступила в несколько минут первого ночи, то счет велся бы уже от вновь наступившей даты.

    Если верующий христианин умирает в будний день Великого поста, поминки девятого дня переносятся на ближайший субботний или воскресный день. Однако если человек при жизни не соблюдал пост, этим правилом можно пренебречь.

    Отмечать раньше девятины нельзя. Душа покойного, пребывая в раю, еще не нуждается в той поддержке, которая станет ей необходима позже.

    Многие люди, отдавая дань современным традициям и опасаясь вызвать осуждение со стороны окружающих, после смерти близкого человека погружаются в заботы по соблюдению внешнего антуража и совсем не думают о духовной составляющей обрядов. Следует помнить, что для усопшего представляет важность не богато накрытый стол, а молитва, сообща прочитанная над пищей. И опасность для души, отправившейся в трудный путь, состоит не в малом количестве гостей на поминках, а в отсутствии добрых слов от тех, кто пришел почтить его память.

В быту нашего народа широко распространена традиция поминовения усопших на девятый, сороковой дни, годовщины. Эти даты неслучайны, они имеют свое обоснование в христианском предании.

Согласно церковному преданию, душа на третий день после смерти предстает перед Богом, после чего ей показывают райские обители. На день девятый, после осмотра душой рая, она вновь возносится на поклонение ко Господу. Именно поэтому девятый день со дня смерти ознаменован поминками. Однако, в сознании некоторых людей теряется главный смысл поминовения. Итак, в чем христианский православный смысл поминок на девятый день и как правильно нужно поминать усопших?

Главными составляющими любых дней памяти умерших близких являются молитва и совершение дел милосердия. Поэтому необходимо уделить больше внимания не внешней форме поминовения, которая зачастую абсолютно бессмысленна и откровенно суеверна, но внутренней составляющей нашей памяти усопших.

На девятый день со дня смерти необходимо помолиться об упокоении души умершего. Если в городе есть храм, в котором в этот день совершается утреннее богослужение литургии, необходимо подать записки об упокоении и помолиться самим за главным православным богослужением. Кроме этого, верующие люди заказывают панихиду. Иногда молитвенные поминовения в храме заказывают заранее.

Кроме соборной молитвы в храме православный человек поминат в своих молитвах усопших и дома. Особенно это касается дней поминовений, в том числе и девятого. Дома можно почитать канон об усопших, 17 кафисму псалтири (либо несколько кафисм с вставками молитвы об усопших), последование литии, акафист за единоумершего.

Если есть возможность, на девятый день со дня смерти можно посетить могилу. При необходимости убраться на месте захоронения. На самом кладбище необходимо вновь помолиться об упокоении души усопшего.

На девятый день принято готовить поминальный обед. Смысл его заключается не в том, чтобы покушать, но чтобы совершить дело милосердия. Родственники усопших приглашают к столу близких и родных умерших, кормят их. Иногда на поминальные обеды приглашают и неимущих людей, исполняя завет Господа о питании алчущих и жаждущих. При этом, не важно, где именно готовится обед (дома или в кафе). Это зависит от удобства и возможностей организаторов поминок.

На поминальном обеде так же очень важно не забывать о молитве. Перед вкушением пищи необходимо попросить у Бога прощения грехов усопшего. Родственники умершего вполне могут попросить молитв об упокоении души поминаемого и у всех собравшихся. Если кто не знает текста молитв, вполне можно помолиться и своими словами об упокоении души новопреставленного.

Для православных людей важно знать на какое время приходится девятый день со дня смерти. Если это постный день, желательно приготовить постный поминальный обед. И, конечно, не стоит забывать о том, что усопших нельзя поминать алкоголем.

Кроме этого в девятый день можно сотворить милостыню. Например, раздать нуждающимся пищу, одежду (если это не было сделано заранее).

Таким образом, следует четко понимать, что самым полезным и необходимым для человека, перешедшего в иной мир, является не просто память живых и приготовление поминальных обедов, но сердечная молитва об упокоении души и совершение дел милосердия.

Не всем известно, что поминки на 9-й день означают окончание первой недели после смерти близкого человека, а поминальный обряд на 40-й день соответствует прохождению одного месяца. Именно таким был славянский календарь, откуда пошла традиция поминания усопшего через неделю, месяц и год после ухода из жизни. Эти даты, присущие языческим обрядам (тризнам), без особых изменений постепенно перешли в христианскую традицию. Сегодня многие люди уже не знают, откуда произошли и что означают эти цифры.

Разумеется, для дат имеется не только календарное, но и религиозное обоснование. Считается, что проведение поминального застолья на 9-й день посвящено девяти ангелам, которые будут просить у Бога о снисхождении и помиловании грешной души. В христианстве 9-й день считается повторным вознесением души к Господу. Первый раз ангелы представляют душу усопшего перед Престолом Господним на третий день после смерти, затем шесть дней водят ее по божественной обители, давая возможность насладиться красотой райских кущ. После этого душа вторично предстает Творцом для поклонения и отправляется наблюдать за адскими муками грешников. Третье возвращение души на суд Божий происходит на сороковой день, где окончательно решается ее судьба.

Именно в этот период крайне необходима помощь душе усопшего. Родственники и близкие безвременно ушедшего человека могут своими молитвами помочь ей очиститься и попасть в рай. Согласно христианским традициям на 9-й день завершается земной этап существования души. Эта дата считается очень важной и, по словам священнослужителей, даже праздничной. Шестидневное пребывание в раю (даже в качестве гостя) позволяет достойно восхвалить Творца, в этот день непременно нужно помолиться.

Более того, если человек славился своими добрыми делами, проповедовал любовь к ближним, вел праведный образ жизни и раскаялся в собственных грехах, то он может снискать расположение Всевышнего. Его посмертная участь будет решена уже на вторичном вознесении в 9-й день. Друзья и близкие покойного должны особенно усердно молиться и просить Господа о прощении грехов преставившегося и пропуске его в небесное царствие. В храме нужно поставить свечу за помин души. Важнейшей частью обряда считается проведение в этот день поминальной трапезы.

Поминальный обед

Поминки на 9 дней должны быть достаточно скромными, без изысков. Здесь важен не факт приема пищи, а присутствие людей, для которых покойный имел большое значение. Скромность обеда не является показателем бедности. Скорее, это демонстрация бренности бытия перед духовностью.

Несмотря на недельный срок после смерти, за столом неуместны шутки, веселье, песни и сквернословие. Вместе с тем не стоит сильно страдать или падать духом. Ведь скорбь и печаль считаются смертными грехами, они показывают полное отрицание христианской веры. Душа умершего завершает земной путь, проводы должны освещаться улыбкой и хорошим настроением. Любимые и близкие люди не должны показывать страдание хотя бы ради того, чтобы душа усопшего не мучилась вместе с ними. Конечно же, чересчур радоваться, устраивать увеселительные мероприятия и напиваться (по примеру обрядов славян язычников) не стоит, но предаваться чрезмерной скорби тоже неуместно.

Определенное значение на поминальном обеде имеет внешний вид собравшихся. Женщинам рекомендуется собрать волосы под платок, мужчины должны быть без головных уборов. На поминках нежелательно упоминать плохие стороны покойного, его пороки и неправедные дела. Каждому желающему предоставляется слово для выражения скорби и поддержания уверенности в том, что для умершего откроются ворота рая.

Поминальное угощение

Меню поминальной трапезы на 9 дней практически не отличается от ассортимента похоронных поминок. На столе обязательно должна быть кутья – блюдо, изготовленное из зерен риса (пшеницы), в которые добавлен изюм и мед. В церкви оно символизирует вечную жизнь.

Из основных блюд на первое традиционно подаются щи или лапша с курицей. Если поминки попадают на постный период, в меню вносится борщ (постный) или грибная лапша. В качестве второго выступают, как правило, рыба, курица, котлеты, фаршированные перцы (можно голубцы). На гарнир традиционно предлагается гречневая каша, иногда ее дополняют гороховым или картофельным пюре. Поминальный стол невозможен без маринадов, солений, свежих овощей и салатов, которые могут стать дополнением к гарниру.

Нужно не забывать, что некоторые из гостей могут не соблюдать пост. Поэтому будет вполне уместным присутствие тарелок с жареной рыбой, мясной нарезкой, другими скоромными закусками. Главное, чтобы собравшиеся могли сразу отличить постные блюда от остальной пищи. Для завершения поминального обеда на 9 дней принято подавать компот или кисель, к которому хорошо подходят блины или небольшие булочки, печенье и конфеты. Чай или кофе подавать гостям, собравшимся почтить память усопшего, необязательно, но рекомендуется предложить забрать с собой оставшиеся фрукты и конфеты.

Как узнать точный срок поминок?

Христианские каноны говорят о том, что счет идет со дня смерти. Здесь нужно внимательно определиться с точным временем суток. Если человек умер до полуночи, то отсчет начинается прямо с этого дня. Путаница возникает из-за арифметического несоответствия. Например, если смерть зафиксирована 21 мая, то путем сложения (21+9) мы получаем дату 30 мая. Однако девятый день поминок будет 29 мая – день смерти уже считается первыми сутками отсчета. Душа с момента отхода от тела начинает путешествие по небесному царству, а усиленная помощь необходима ей именно на 9-й день. Памятные даты (3-й,9-й,40-й день) лучше сразу записать, чтобы вовремя их отметить.

Приглашение на поминки

Следует помнить, что в этот день гостей приглашать не принято: он считается незваным. Друзья и близкие люди умершего приходят на поминальную трапезу по своему желанию. На поминках собираются все, кто хочет еще раз вспомнить о человеке, от чистого сердца почтить светлую память. Прогонять того, кто захотел принять участие в печальном празднике, не только недопустимо, но и греховно. Лучше всего постараться угостить как можно большее количество людей: чем больше будет молитв о спасении души усопшего, тем легче станет ее дорога в рай. В этот день раздавайте угощения всем, кого встретите.

Современные реалии диктуют нам свои условия. Люди заранее интересуются местом и временем прохождения мероприятия. Чаще всего организаторы берут ответственность на себя и самостоятельно согласовывают детали со всеми участниками, желающими помянуть умершего.

Нужно ли в этот день посещать кладбище?

В число обязательных действий на девятый день после смерти это мероприятие не входит. Церковь не придает бренным останкам на погосте особого значения, приветствуется только посещение храма и усиленные молитвы. Обычно люди сами посещают место последнего приюта родного человека, отдавая дань уважения умершему. Это дело скорее для живых, чем для усопших.

К девятому дню нельзя относиться как к простой формальности. Нужно помнить, что именно в это время вы можете навредить или помочь душе умершего.

В христианской традиции больше значение имеют дни поминовения усопших. Один из них - девятый день после смерти, когда друзья и родственники покойного собираются, чтобы помянуть его добрым словом.

2:1365 2:1375

1. Отсчитайте девять дней, начиная со дня смерти человека включительно. Даже если он скончался поздно вечером (до 12 часов ночи), поминальный девятый день рассчитывается, включая день смерти.

2:1726

2:9

Например: человек умер 2 января. В этом случае девятый день выпадает на 10 января, а не на 11-е, как получилось бы при математическом сложении (2 + 9 = 11).

2:280 2:290


3:797 3:807

2. На девятый день устройте скромные поминки с пирогами. Постарайтесь обойтись без спиртного. В застольной беседе обязательно вспомните все добрые поступки и благие дела умершего.

3:1142 3:1152

Традиционно считается, что душа усопшего на протяжение сорока дней готовится к загробной жизни. Девятый день - последний, когда душе показывают райские кущи, после чего вплоть до сорокового дня она пребывает в аду, наблюдая страдания грешников и надеясь избежать этой участи. Поэтому каждое доброе слово о покойном будет ему зачтено.

3:1766

3:9

4:514 4:524

3. Сходите в церковь, поставьте свечку, помолитесь за упокой души раба Божьего (имя). Раздайте нищим милостыню и просфоры (их можно заменить печеньем) с просьбой помянуть в молитвах имя усопшего.

4:882 4:892

После церкви съездите на кладбище, оставьте милостыню и там. Многие прямо на могилах сыпят пшено и раскрошенные яйца (для птиц), на оградку кладут кулечки с печеньем и карамельками.

4:1225


4. Снимите завесы с зеркал во всех комнатах, кроме комнаты усопшего, если придерживаетесь этой традиции. Учтите, что в православии ничего не сказано о том, что после смерти человека зеркала в доме нужно накрывать, этот обычай идет от старинного русского поверия, что в зеркалах душа может заблудиться и не найти выхода на тот свет.

5:2335