Применяется ли повышающий коэффициент. Правомерно ли применение повышающего коэффициента по оплате потребления воды? Применение повышающих коэффициентов к нормативам на коммунальные услуги

Каждый собственник и проживающий на жилплощади гражданин наверняка хотя бы раз был заинтересован в том, что включает в себя квартплата и по каким принципам к ней применяется повышающий коэффициент. Так, например, ссылаясь на 154 статью в Жилищном кодексе Российской Федерации, счёт за потребление ресурсов для лиц, подписавших договор о социальном найме, включает в себя:

  • Платёж за наём жилой площади;
  • Взнос для содержания жилья;
  • Взнос для проведения капитального ремонта;
  • Сумма за получаемые коммунальные услуги.

Для физических лиц, которые владеют недвижимостью и находятся по месту жительства в квартире многоквартирного дома, счёт состоит из:

В каждом населённом пункте тарифы и размер оплаты несколько отличаются друг от друга и зафиксированы в подписанных договорах, заключаемых с управляющими организациями и компаниями, поставляющими тот или иной ресурс. Кроме того, для каждого жилого помещения насчитываются свои платежи исходя из общего метража, количества зарегистрированных проживающих лиц, наличия или отсутствия счётчиков, а также принятых региональных тарифов. Важно и то, что смета дохода составляется каждый год и включает в себя расходы по содержанию общей собственности, что также влияет на окончательные суммы в квитанциях.

Определение размера оплаты

Взносы, из которых состоит квартплата, рассчитывается с учётом содержания совместного имущества и планируемых ремонтных работ. Эти два пункта касаются не только нанимателей муниципального жилья, но и владельцев приватизированных квартир или комнат. Каждый из платежей должен быть рассчитан в соответствии с правительственными постановлениями Российской Федерации, в частности №491 от 13 августа 2006 года. Стоит принять к сведению, что правила поставки населению коммунальных услуг, на которые ссылались раньше при рассчетах, с 2016 года отменены.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):


Затраты, включённые в квитанцию, согласно правительственному постановлению (ремонт и содержание):


Размеры оплаты по коммунальным платежам зависят также от уровня благоустройства и качества тех услуг, которые населению предоставляются. Если кто-либо из граждан неудовлетворён качеством работы управляющих компаний или оно не соответствует установленным требованиям, законодательство предоставляет населению право требовать перерасчёт. Делается он после ряда тщательных проверок.

Величины повышающих нормативов

Повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг для жилых помещений и общих домовых нужд предусмотрены правительственным постановлением №344 от 16 апреля 2013 года и №1380 от 17 декабря 2014 года. Однако в них не входит газоснабжение и водоотведение.


Ссылаясь на последние применяемые изменения, повышающий коэффициент составляет следующие показатели:

  • с 1 января по 30 июня 2015 года – 1,1;
  • с 1 июля по 31 декабря 2015 года – 1,2;
  • с 1 января по 30 июня 2016 года – 1,4;
  • с 1 июля по 31 декабря 2016 года – 1,5;
  • с 2017 года – 1,6.

Несмотря на такие, казалось бы, незначительные повышения, на практике, складывая суммы приходящих платёжек, разница всё же ощутима. Более того, норматив определяют с учетом повышающих коэффициентов, обусловливая своё решение отсутствием коллективных счётчиков, если технически установить их было можно возможно, но никто этого не сделал. Таким образом, государство подталкивает граждан к установке счётчиков в добровольно-принудительном порядке.

Важно также и то, что каждый субъект, относящийся к государственной власти, обязуется определять по каждой коммунальной услуге:

  • Базовый норматив по потреблению без повышения коэффициентом;
  • Повышенный норматив в потреблении с повышающим коэффициентом.

Согласно с этим, каждый населённый пункт обязан иметь соответствующий нормативный акт, включающий в себя и общие, и повышенные нормативы. Это значит, что даже соседи, живущие в одном доме, на одном этаже, имея одинаковый метраж квартиры и равное количество прописанных человек, могут уплачивать совершенно разные суммы, если у одних есть счётчики, а у других их нет.

Как изменились показатели нормативов

Положения первой части 157 статьи Жилищного кодекса Российской Федерации и действующие ныне утверждённые правила устанавливают расчёт коммунальных услуг в соответствии с объёмом их потребления. Здесь применяются показатели счётчиков. Если же они не установлены, берутся общие нормативы потребления, к которым применяются повышенные коэффициенты.

Если человек получает раздельные платёжки по каждой предоставляемой ему услуге ЖКХ, а не единую через управляющую компанию, то сумма оплаты зависит от наличия учётных приборов. Например, ели счётчик на воду в квартире установлен, человек будет платить по его показаниям с учётом базового норматива. Если же счётчика на воду нет, то при расчёте суммы платежа в формуле будет применён повышающий коэффициент. Однако применять его будут только в том случае, если в данной квартире есть техническая возможность поставить счётчик, но собственник жилья этого не сделал из личных соображений. Если владелец не поставил счётчики по причине невозможности их установить, ему стоит позаботиться о том, чтобы это было зафиксировано должным образом. Имея на руках акт освидетельствования данного факта, он может рассчитывать на то, что к его платежам повышающие коэффициенты применять не станут.

Объёмы ресурсов

Когда поставщиком коммунальных услуг выступают управляющие компании, жилищные и жилищно-строительные кооперативы или товарищества некоммерческих собственников жилья, действуют следующие правила:


Разумеется, объёмы ресурсов при наличии счётчиков более объективны, что позволяет оплачивать именно то количество услуг, которые были реально использованы. В свою очередь это мотивирует граждан экономит природные ресурсы, что в условиях нынешней экологической обстановки не менее важно, чем экономия собственных финансовых средств.

Перенаправление платежей

Финансовые средства, которые переводятся гражданами в качестве оплаты за полученные ими коммунальные услуги, поступают в бюджет без переплат, если в их многоквартирном доме имеются общие домовые счётчики. Действует принцип: сколько получено – столько заплачено, без повышения нормативов и ссылаясь на показатели приборов учёта. Все условия поступления оплаты оговорены между сторонами, поставляющими ЖКУ и посредническими организациями, такими, как управляющие компании и ЖКХ.

Повышающий коэффициент, применимый при расчётах для граждан без счётчиков, создаёт излишек денежных средств. Эти средства идут на реализацию мероприятий, касающихся сбережения энергии и повышению её эффективности. Фактически, поступающая за счёт повышенных нормативов оплата спонсирует эти мероприятия, без которых корректное функционирование ЖКХ попросту не представляется возможным.

Поставщики, которые отвечают за предоставление услуг ЖКХ, руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации, имеют полномочия становиться инициаторами при внесении изменений в заключённый ранее основной договор между ними и управляющими компаниями.

Нежилая недвижимость и водоотводы

Касательно вопросов по расчёту оплаты коммунальных ресурсов, предоставляемых в жилые помещения потребителей и их нежилые объекты, можно отметить, что размеры платежей для нежилой недвижимости выше. Особенно это ощутимо при отсутствии счётчика. Если же учётный прибор установлен по всем правилам, но конкретные помещения внутри не имеют личных счётчиков, суммы платёжек по коммунальным услугам ЖКХ относительно нежилых помещений будут рассчитаны, ссылаясь на принятые в населённом пункте нормативы. Когда они не утверждены, в расчетах будут принимать участие общие государственные нормы.

Отдельно стоит выделить и водоотводы, по отношению к расчёту платежей за которые также применимы общие требования. Согласно им, если в жилой имеющейся квартире или ином помещении нет индивидуального счётчика на горячее и холодное снабжение водой, суммы уплаты по коммунальным услугам водоотвода будут определены в соответствии с принятыми в населённом пункте нормативами. Разумеется, дополнительно к ним будет применим и повышающий коэффициент, если счётчик не был установлен, не смотря на такую возможность.

Нормативы отопления

Особенности расчёта суммы оплаты коммунальных слуг в отношении отопления заключаются в том, что повышенный норматив по потреблению устанавливаются местной властью, выступающей субъектом Российской Федерации, если имеется утверждённый базовый коэффициент для конкретного населённого пункта. Повышающие коэффициенты будут применимы по отношению к потребителям каждого жилого и нежилого объекта недвижимости, который не оснащён соответствующим счётчиком, если есть возможность его установить. При отсутствии счётчиков, при расчёте платы будет взята во внимание общая площадь помещения.

Важно также, чтобы органы местного самоуправления и компании, предоставляющие коммунальные услуги, проводили не только агитацию населения по установке учётных приборов, но и информационные разъяснительные работы, для чего счётчик нужен и что он дает.

Как показывает практика, очень многие граждане действительно не понимают и не заинтересованы самостоятельно разбираться во всех недостатках и преимуществах учётных приборов, так как не желают обзаводить излишними заботами, связанными с их установкой и решением сопутствующих вопросов. Это и есть показатель плохо проводимой информационной работы среди российского населения.

Для льготных категорий

Ссылаясь на законы о сбережении энергетических ресурсов и мероприятиях по повышению энергетической эффективности, федеральное законодательство постановило, что все владельцы жилья обязаны установить у себя счётчики на воду, электричество и газ. Для физических лиц, которые пренебрегаю данными обязательствами, в соответствии с первой частью 157 статьи Жилищного кодекса Российской Федерации, при расчете суммы за коммунальные услуги предусмотрено применение повышающего коэффициента. Это своеобразная мера пресечения, позволяющая населению оставаться без учётного прибора, но обязывающая платить с каждым разом всё больше и больше.

Государственному бюджету стало невыгодно предоставлять льготы по средним показателям, так как часто они были чересчур завышены. Сейчас же на расчёт льгот влияют нормы потребления, имеющие ограничительные черты. Все показатели, превышающие граничную норму, льготные категории населения обязаны самостоятельно оплачивать без каких-либо скидок. Единственные, кого не затронуло данное изменение, это участники ВОВ и их семьи, ветераны труда и боевых действий, лица с ограниченными возможностями и семьи, опекающие детей-инвалидов.

С момента вступления в силу норм о повышающих коэффициентах к нормативам потребления коммунальных услуг возник вопрос о правомерности применения этих повышающих коэффициентов к нормативу потребления водоотведения. С одной стороны, жилищное законодательство не содержит положений о применении повышающего коэффициента к нормативу потребления водоотведения, да и Федеральный закон от 23.11.2009 N261-ФЗ не предусматривает обязанности по оборудованию помещений индивидуальными приборами учета сточных вод. С другой стороны, норматив потребления водоотведения равен сумме нормативов холодного водоснабжения (ХВС) и горячего водоснабжения (ГВС), и в случае применения «повышенных» нормативов потребления ХВС и ГВС, норматив водоотведения, складывающийся из нормативов потребления ХВС и ГВС, так же получался «повышенным».

Ранее на сайте АКАТО публиковались статьи об использовании повышающих коэффициентов и . Вопрос применения повышающего коэффициента к нормативу потребления водоотведения в числе прочих попытался разрешить Минстрой России в разъяснениях, данных им . Несмотря на нечеткую формулировку, разъяснения Минстроя в большей части субъектов РФ были истолкованы таким образом, что в случае отсутствия приборов учета ХВС и/или ГВС и при наличии технической возможности установки таких приборов повышающий коэффициент к нормативу потребления водоотведения подлежит применению.

Еще не успел обозначенный вопрос ококнчательно разрешиться, как Правительство РФ внесло ряд поправок в постановления, регулирующие порядок предоставления и коммерческого учета коммунальных услуг. Разъяснения ряда вопросов применения повышающих коэффициентов с учетом последних изменений законодательства представлены в , размещенном на сайте АКАТО. Необходимо отметить, что исчерпывающие разъяснения порядка применения повышающих коэффициентов эксперты АКАТО дают на .

В проанализирован вопрос применимости повышающих коэффициентов при расчете стоимости водоотведения.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные ПП РФ от 06.05.2011 N354 (далее - Правила 354) предусматривают три варианта расчета стоимости водоотведения, предъявляемого к оплате потребителям:

1) Наличие индивидуального прибора учета (ИПУ) сточных вод
В этом случае стоимость водоотведения определяется путем умножения объема водоотведения, определенного по ИПУ, на тариф (абзац 1 пункта 42, абзац 1 пункта 43, формула 1 Приложения 2 Правил 354);

2) Наличие ИПУ тех услуг (ХВС и/или ГВС), которые потребляются потребителем
В этом случае объем водоотведения принимается равным сумме объемов ХВС и ГВС, определенных по ИПУ ХВС и ГВС. Стоимость определяется путем умножения рассчитанного объема водоотведения на тариф (абзац 6 пункта 42, абзац 5 пункта 43, формула 1 Приложения 2 Правил 354);

3) Отсутствие ИПУ ХВС и/или ИПУ ГВС
В этом случае стоимость водоотведения расчитывается путем умножения норматива на тариф (абзац 6 пункта 42, формула 4 Приложения 2 Правил 354).

Наибольшее число вопросов вызывает третий случай, поэтому разберем его подробнее.

В соответствии с абзацем 6 пункта 42 Правил 354: «Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения ».

Формула 4 устанавливает:

P i = n i × N j × T кр ,

где:
n i
- количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
N j
- норматив потребления j-й коммунальной услуги;
T
кр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации .

Таким образом, повышающий коэффициент при расчете стоимости водоотведения применению не подлежит .

Дополнительно необходимо отметить следующее: если до вступления в силу повышающий коэффициент применялся к нормативам потребления коммунальной услуги , то теперь он применяется в отдельных случаях исключительно при расчете размера платы за коммунальную услугу. Из Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных ПП РФ от 23.05.2006 N306 (далее - Правила 306) понятие «повышающий коэффициент » исключено вовсе, и теперь органы госвласти не имеют права использовать этот коэффициент, не имеют права утверждать «базовые » и «повышенные » нормативы потребления коммунальных услуг - норматив потребления каждой из коммунальных услуг устанавливается единственный, без разделения на «базовый » и «повышенный ». А поскольку норматив потребления водоотведения складывается из суммы нормативов потребления ХВС и ГВС, то и такой норматив (как и нормативы потребления ХВС и ГВС) должен быть один. Повышающий коэффициент может быть применен исключительно при расчете стоимости потребленной услуги, но ни в коем случае не применяется к нормативу потребления услуги, как это было раньше.

Следовательно, повышающий коэффициент при расчете стоимости водоотведения не применяется , независимо от применения/неприменения повышающего коэффициента при расчете стоимости ХВС и/или ГВС (применение повышающего коэффициента при расчете стоимости ХВС и ГВС предусмотрено формулой 4.1, которая не применяется для расчета стоимости водоотведения ).


ПК к водоотведению с июня 2016-го по текущий 2018-й год не применяется, согласно постановлению Правительства РФ №603. Таким образом, дополнительная плата может начисляться только на воду, горячую и холодную. Как платят за воду с повышающим коэффициентом, можно понять самостоятельно. К сожалению, порой обывателю приходится перепроверять правильность расчетов УК. ⇒ Тариф на воду без счетчика - полезная информация в следующей статье. ХВС Плата за водоснабжение рассчитывается следующим образом: количество зарегистрированных жильцов умножается на норматив потребления холодной воды, ПК (1,5) и региональный тариф. Такой метод расчета актуален для ХВС. ГВС Как рассчитать оплату ГВС, зависит от способа, который применяет управляющая компания или РСО для тарификации потребления горячей воды – в кубических метрах или по двухкомпонентному тарифу – за холодную воду и тепловую энергию.

Применение повышающего коэффициента при отсутствии приборов учета

Во-первых, этот коэффициент применяется для расчетов с собственниками помещений, не установившими индивидуальные приборы учета при наличии технической возможности их установки. Можно ли нанимателям выставлять повышающий коэффициент к нормативу Достаточно часто на наших семинарах слушатели спрашивают можно ли выставлять повышающий к нормативу потребления нанимателям помещений. Ну что, давайте разбираться в вопросе. Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 2 июня 2017 г.


№ 19506-00/04 О применении коэффициентов при оплате стоимости тепловой энергии Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства рассмотрел письмо по вопросу о применении повышающих коэффициентов и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

Повышающий коэффициент при отсутствии прибора учета

Внимание

Почему вода и свет без счетчика обходятся в 1, 5 раза дороже? Девять фактов о «повышающем коэффициенте» Почему вода и свет без счетчика обходятся в 1,5 раза дороже? Девять фактов о «повышающем коэффициенте» С января 2017 года хозяева квартир, не оборудованные счетчиками воды и электроэнергии вынужденные оплачивать коммунальные услуги с применением коэффицента 1,5. На чем основываются требования коммунальщиков и каким образом можно сократить расходы на электро- и водосноснабжение? Публикуем разъяснения специалистов нижегородской компании «Волгаэнергосбыт » по этой теме. Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 2 июня 2017 г Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 2 июня 2017 г.

Повышающий коэффициент на воду по нормативу

Когда все началось Сама идея ввода повышающего коэффициента на воду и другие ресурсы появилась достаточно давно — с 2011 года. Несколько позже (а именно в 2013 году) применение его было официально закреплено в принятом Постановлении правительства России номер 344. Кроме него, существуют Правила 306, где прописан регламент норм потребления каждой из коммунальных услуг.


Именно данный документ сыграл руководящую роль в расчёте региональными властями размеров повышающего коэффициента на воду, тепло, электричество и утверждении стандартов потребления ресурсов коммунального характера. Следует еще раз подчеркнуть, что речь идёт о жильцах тех домов, в которых имеется техническая возможность установки приборов учета, в случае их сознательного отказа. Там же, где условия не позволяют устанавливать счётчики, приняты другие нормативы.

Правомерно ли применение повышающего коэффициента по оплате потребления воды?

Связано это с порядком использования средств, которыми теперь предприятие, оказывающее коммунальные услуги, вправе распоряжаться самостоятельно. В 2018-м году коэффициент сохраняется в размере 1,1. Коэффициент применяется только к собственникам квартир и юридическим лицам в случае проживания или использования помещения для социальных нужд.

Инфо

Несмотря на то, что постановление начало свое действие лишь в марте, ресурсоснабжающие компании (РСО) обязаны сделать перерасчет с января текущего года всем, кому был начислен ПК. Подробнее о том, как рассчитывается плата за отопление. ⇐ Повышающий коэффициент на воду При отсутствии приборов учета потребления воды, если есть техническая возможность их установки, снабжающие компании вправе взимать повышающий коэффициент. Общедомовое потребление воды оплачивается согласно нормативам потребления.

Консалтинг жкх/тсж/управление жилой недвижимостью

При этом в 2018 году поднимать коэффициент не планируется. В платежном документе коэффициент РСО должна указать в отдельной строчке, а рядом обязательно указан базовый норматив. Повышающий коэффициент на отопление Вам требуется помощь? Проконсультируйтесь с нашем юристом бесплатно! Законы в нашей стране меняются очень часто! Получите самую актуальную информацию по телефону! Просто позвоните по телефону из любого региона России:Или обратитесь к нашему онлайн-консультанту! Помимо внутриквартирных приборов измерения, управляющая компания обязана устанавливать на многоквартирные дома общие приборы, измеряющие потребление тепла.


При наличии учитывающего оборудования, жильцы оплачивают тепловую энергию не по нормативу, а по факту потребления. В конце февраля 2017 года ПК на отопление был снижен с размера 1,5 до 1,1.
Путем несложных расчетов (переводим в литры и делим на 30 дней) получаем свыше 380 л в день на каждого. Для сравнения: наполненная ванна содержит около 250 литров. То есть подразумевается, что все без исключения члены семьи ежедневно принимают ванну (чего на самом деле нет) и пользуются, кроме того, водой для бытовых нужд в объеме не менее 130 литров. Согласно проведенным исследованиям, в среднем люди потребляют около двух кубов горячей и трех — холодной воды. То есть без счетчика мы переплачиваем примерно за 6 кубов каждый месяц. И сумма в квитанции завышена по сравнению с реальной примерно вдвое. Экономим со счетчиком Чтобы развеять оставшиеся сомнения на тему целесообразности установки счётчика, следует учесть тот факт, что обязанность платить за воду каждый месяц не исчезает даже в ситуации реального отсутствия людей в квартире (отъезда жильцов).
Денежные средства, полученные исполнителем коммунальной услуги в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением «повышенных нормативов» (повышающих коэффициентов) направляются исполнителем на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в соответствии с требованиями подпункта “у(1)” пункта 31 Правил и в рамках обязанностей, возложенных Федеральным законом. При этом следует отметить, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.И.о.
О применении повышающих при оплате стоимости тепловой энергии Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства рассмотрел письмо по вопросу о применении повышающих коэффициентов и в рамках своей компетенции сообщает следующее. Размер повышающего коэффициента при отсутствии прибора учета 2018 Можно ли нанимателям выставлять повышающий коэффициент к нормативу Достаточно часто на наших семинарах слушатели спрашивают можно ли выставлять повышающий к нормативу потребления нанимателям помещений. Ну что, давайте разбираться в вопросе. В каких случаях при расчете за электричество применяется повышающий коэффициент? В каких случаях при расчете за электричество применяется повышающий? – Наталья Юрьевна, в каком случае применяют повышающий коэффициент? С 1 января этого года повышающий коэффициент равен 1,5.

Соответственно, объем денежных средств, подлежащих перечислению исполнителем ресурсоснабжающей организации в оплату коммунального ресурса при наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета, не учитывает применение в отношении потребителей повышающих коэффициентов. В случае если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, плата за предоставленные потребителям коммунальные услуги, в том числе в случае применения в отношении потребителей повышающих коэффициентов, независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета, учитывается у ресурсоснабжающей организации в объеме ее реализации коммунального ресурса.
Что изменилось Но согласно статье номер 13 Закона «Об энергосбережении…» (номер 261) с 2015 года каждый гражданин РФ обязан обзавестись приборами учета воды, тепла и электрической энергии. С самого начала действия данного акта предусмотрен штраф за неустановленные агрегаты учета для управляющих компаний. Очевидно, со временем подобные санкции могут быть применимы к обычным жильцам.
Нормативный срок, отпущенный рядовым владельцам квартир для установки агрегата, — три с половиной года с даты выхода закона. В первые два с половиной из них разрешалось поставить прибор на средства водоканала. То есть счётчик воды обходился владельцу фактически бесплатно. Последний же год данного срока плата за установку возлагалась на самого жильца. Казалось бы, выгода от быстрого и своевременного приобретения счётчика лежит на поверхности. Но лишь 60% всего населения пошло на это.

При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. До 1 января 2015 года собственники объектов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом данная обязанность не распространяется на собственников жилых домов и помещений в многоквартирном доме, отапливаемых без использования газоиспользующего оборудования.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства рассмотрел письмо по вопросу о применении повышающих коэффициентов и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета, используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего: вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (далее — Правила № 354).

В случаях, установленных Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраль 2012 № 124 (далее — Правила № 124), с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. № 1498, стоимость поставленного ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом коммунального ресурса определяется с применением повышающего коэффициента.

Пунктами 42, 43, 60, 60(1), 62, 81(11), 85(3) Правил № 354 предусмотрены случаи применения повышающего коэффициента к размеру платы за соответствующие коммунальные услуги.

Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг. Применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги (часть 2 статьи 13 Федерального закона).

Таким образом в случае, если исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, то средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют доходы ресурсоснабжающих организаций, используемые последними в целях осуществления расходов по регулируемой деятельности. Полученные доходы от применения повышающих коэффициентов не учитываются при корректировке тарифов, утверждаемых на очередной год. Такой доход ресурсоснабжающей организации не может быть предусмотрен на долгосрочный период регулирования.

В случае, если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, то средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют доходы управляющей организаций, которые в том числе могут быть направлены на реализацию мероприятий по энергосбережению.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года № 232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в Правила № 354, которыми отменено применение повышающего коэффициента к размеру платы за отопление, также исключены формулы 2(2) и 2.3 Приложения № 2 Правил № 354.

Согласно, подпункту «е» пункта 22 Правил № 124 при наличии обязанности и технической возможности по установке коллективного (общедомового прибора учета тепловой энергии стоимость тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленной в многоквартирный дом по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), а также (стоимость поставленной тепловой энергии при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раза представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

Таким образом, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае наличия технической возможности его установки, ресурсоснабжающей организацией применяется повышающий коэффициент 1,1 к размеру платы за отопление выставляемой управляющей организации. Применение повышающего коэффициента к размеру платы за отопление потребителям коммунальных услуг не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 42 (1) Правил № 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 603 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право принять решение в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).

В случае, если многоквартирный дом оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии в котором все жилые помещения не оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, то начисление платы за отопление в нежилом помещении исходя из фактического объема потребления тепловой энергии индивидуального прибора учета тепловой энергии осуществляться не может.

Вместе с тем, положениями частей 7 и 8 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодатель установил обязанности лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома, в части разработки и информирования о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме. Комментируемые обязанности входят в состав правового механизма энергосбережения и повышения энергетической эффективности в многоквартирном доме, обозначенного в настоящей статье, и включают в себя:

Читайте также: Какие бывают налоги в россии

— предмет обязанностей (предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности);

— 2 этапа исполнения обязанностей (разработка предложений и доведение их до сведения собственников помещений в доме);

— хронологические требования (разработка и доведение предложений не реже чем один раз в год);

— обязательное содержание предложений (расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, объем ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и срок окупаемости предлагаемых мероприятий.

Таким образом, в целях исключения расходов управляющих организаций по оплате стоимости тепловой энергии с применением повышающего коэффициента рекомендуется доводить до собственников помещений в многоквартирном доме информацию об их обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в рамках вышеуказанных мероприятии.

Департамента жилищно-коммунального хозяйства

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросу применения повышающего коэффициента к размеру платы за коммунальные услуги. В частности, указано следующее.

Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг. Это мера, направленная на стимулирование потребителей на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах.

Если исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, то вырученные с учетом повышающих коэффициентов средства формируют доходы, используемые на покрытие расходов по регулируемой деятельности.

Если исполнителем является управляющая компания, то средства формируют доходы, которые могут быть направлены на реализацию мероприятий по энергосбережению.

При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета теплоэнергии в случае наличия технической возможности его установки ресурсоснабжающей организацией применяется повышающий коэффициент 1,1 к размеру платы за отопление, выставляемой управляющей организации. Применение коэффициента в отношении потребителей не предусмотрено.

Разъяснено, как рассчитывать плату за отопление в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета теплоэнергии и в котором не все помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями).

Если многоквартирный дом оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета, но все жилые помещения не оборудованы индивидуальными приборами учета, то плата за отопление в нежилом помещении исходя из фактического объема потребления теплоэнергии индивидуального прибора учета начисляться не может.

Для исключения расходов управляющих компаний по оплате стоимости теплоэнергии с применением повышающего коэффициента рекомендуется доводить до собственников помещений в многоквартирном доме информацию об их обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Повышающий коэффициент при отсутствии прибора учета

Текущая ситуация с ЖКХ такова, что владельцы недвижимости, потребляющие коммунальные ресурсы, обязаны устанавливать счетчики, а при их отсутствии – оплачивать повышенные тарифы. Если вначале внедрения данной политики тарифная переплата составляла около 30%, то к 2017 году повышающий коэффициент, применяемый к установленным тарифам, составляет уже 1,5. Таким образом, коммунальные платежи для тех, кто не установил приборы учета воды и электроэнергии, и не подает показания счетчиков, переплата может составить до 60%.

Законодательство о тарифах ЖКХ

Ныне реализуются те повышения, которые были запланированы еще с 2009 г. Тогда вышел закон №261-ФЗ, устанавливающий тарифы и нормативы по всем видам коммунальных ресурсов.

Пока не утвержден порядок назначения штрафов из-за отсутствия приборов учета, однако меры, предпринимаемые государством, вынуждают устанавливать счетчики путем введения высоких коэффициентов, применяемых при расчете услуг ЖКХ в отношении квартир и домов, не передающих показания расхода ресурсов соответствующим надзорным органам.

В порядке применения новых повышающих коэффициентов остаются некоторые неясности, не разъясненные законами РФ. В 2011 году Правительство России издает Постановление №354, в 31-м пункте которого появляется подпункт «у», вменяющий в обязанность передачу переплат по коммунальным платежам при применении повышающих коэффициентов на реализацию энергосберегающих программ и мер по эффективному использованию энергоресурсов. Впоследствии, в 2013 году, российское Правительство вводит изменения в акты, связанные с регулированием вопроса предоставления коммунальных услуг.

Согласно действующему законодательству, применение коэффициента в 2017 году предусмотрено в следующих обстоятельствах:

  • жилой дом, квартира в МКД не имеет счетчиков на воду и электроэнергию;
  • счетчики в жилье установлены, однако нуждаются в ремонте или замене в связи с поломкой или истечением срока эксплуатации;
  • при выявлении поломки или повреждении приборов учета, закон допускает сохранение тарифа сроком не более 3 месяцев, чтобы устранить поломку или исправить недочет, а при игнорировании своих обязанностей, к жилью будет применен повышающий коэффициент;
  • собственник жилья не обеспечил сотрудникам УК или ТСЖ доступ к приборам, и в результате проверка показаний и технического состояния счетчиков становится невозможной.

Квитанции ЖКХ содержат отдельные строчки, предоставляющие расчет с применением повышающего коэффициента. Это позволяет собственникам увидеть реальную разницу между платежами с применением повышающих тарифов, и без них.

Установка приборов в частных домах и поквартирно производится самостоятельно, а для оборудования общедомовыми счетчиками на отопление и электричество в МКД привлекаются сотрудники управляющих компаний.

Исключения из правил

Законодательство РФ предписывает направлять средства, полученные от собственников, не установивших счетчики, дополнительно в результате применения коэффициента, на обслуживание имеющихся систем.

Существует некоторое отклонение, освобождающее от повышенных тарифов при следующих обстоятельствах:

  • в быту используется горячая вода, полученная при конвертировании в источник отопления;
  • потребление водных ресурсов и электроэнергии жильцами коммунальных квартир;
  • использование водного ресурса при водоотведении;
  • техническая невозможность установки приборов учета ввиду особенностей конструкции дома.

К числу домов, где установка счетчиков невозможна, относят аварийные дома, ветхие, подлежащие сносу строения, здания, требующие капитального ремонта.

Существует еще один показатель, который должен быть соблюден при освобождении от повышающего коэффициента: энергопотребление – не более 5 киловатт, отопление – до 0,2 гКал/час.

В вышеозначенных домах ни представители УК, ни сотрудники определенных коммунальных служб не вправе выполнять экспертизу на предмет возможности установки приборов. Ограничивающие критерии, как правило, находят свое отражение в основной техдокументации объектов.

Порядок применения повышающего коэффициента

Чтобы определить размер оплаты за коммунальный ресурс, необходимо умножить определенный норматив по потреблению ресурса на величину коэффициента. Полученные данные и величину переплаты указывают в квитанции ЖКХ.

Порядок регламентируется Постановлением Правительства №354 от 06.05.2011 г. (подпункт «г» пункта 69). Данное Постановление определяет правила оказания услуг коммунальными службами для жильцов МКД и частных домов.

При определении порядка расчетов исходят из конкретных обстоятельств применения:

  1. Прибор учета воды (холодной и горячей), а также ПУ электричества не установлены в квартире.
  2. Многоквартирный дом не оборудован общедомовым счетчиком тепла.
  3. Паркинг дома не имеет прибора учета воды и электроэнергии.
  4. Индивидуальные приборы в МКД вышли из строя либо закончился срок их использования.
  5. Исполнителем, представителем надзорного органа, составлен акт, свидетельствующий об отказе в доступе к счетчику, расположенному в квартире владельца.
  6. Не определяется мощностью оборудования внутри квартиры, самовольно подключенного собственником к внутридомовым инженерным коммуникациям.
  7. При проверке выявился факт несанкционированного вмешательства в функционирование счетчика в помещении, где нет свободного доступа (вмешательство возможно только с согласия потребителя) и составлен соответствующий акт.

Читайте также: Уход за ребенком до 14 лет статья тк рф

Когда отсутствие счетчиков выгодно

Счетчики отсутствуют не только в тех случаях, когда их установка технически невозможна, но и с целью извлечения выгоды, когда реальное потребление водных и электро- ресурсов гораздо больше, чем начисляется по квитанции, исходя из количества зарегистрированных жильцов.

Например, в квартире прописано двое, а фактически проживает и пользуется водой и электрическими приборами пятеро и более человек. В квитанции расчет делается с учетом количества зарегистрированных граждан, а остальные пользуются ресурсами бесплатно. В такой ситуации владельцу выгоднее платить по нормативу, не устанавливая счетчики.

Привести в соответствие реальный объем потребления и оплаты можно с помощью установки счетчиков. По этой причине государством предпринимаются меры по стимулированию населения к установке приборов учета. Кроме того, оплата потребляемых ресурсов по счетчику вынуждает с большей осторожностью использовать природные ресурсы.

На видео об использовании счетчиков

Принимая решение об установке счетчика, владельцам следует заранее рассчитать сопутствующие затраты: придется купить прибор и оплатить его монтаж. Практика показывает, что в дальнейшем изначальные расходы будут быстро компенсированы экономией от оплаты по показаниям прибора без применения повышающего тарифа.

Повышающий коэффициент

1,5 (или 50% к нормативу) - с 1 января 2017 года (применяется только к коммунальным услугам по ГВС, ХВС и Электроснабжению)

1. Если не установлены приборы учета при наличии технической возможности.

2. Если в течение 3 месяцев не восстановлен вышедший из строя прибор учета.

3. Если срок эксплуатации прибора учета истек более 3 месяцев назад.

4. По истечении 3 расчетных периодов при недопуске 2 и более раз исполнителя коммунальной услуги для проверки приборов учета.

Когда повышающий коэффициент не применяется

При установленных приборах учета и своевременной передаче показаний, повышающий коэффициент не применяется. Начисления производятся по показаниям приборов учета и установленным тарифам.

Подробно о повышающем коэффициенте на размер платы

Принятые Постановление Правительства РФ от 27.02.2017 N 232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации » и Постановление Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» имеют непосредственное отношение к развитию продаж нашей компании.

Владимир Илясов, руководитель департамента по управлению сбытовой деятельностью объясняет, в чем заключаются основные изменения, которые произойдут в отношениях с нашими клиентами в связи с данным документом.

Основные изменения связаны с наличием или отсутствием приборов учета у потребителей тепла, электроэнергии, горячей и холодной воды.

С 1 июля 2016 г. повышающий коэффициент утвержден Правительством РФ, что не требует подтверждения на местах. С 1 июля 2016 г. РСО (ресурсоснабжающая организация) и исполнители коммунальных услуг обязаны применять повышающий коэффициент при расчете платы граждан за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и электроснабжению (С 1 января 2017 г. исключена коммунальная услуга по отоплению). С 1 января 2017 г. величина повышающего коэффициента установлена на уровне 1,5. То есть плата за электричество, холодную и горячую воду автоматически увеличивается на 50 процентов!

С 1 января 2017г. по отоплению повышающий коэффициент будет применяться в отношении коммунального ресурса, поставляемого только в УК, ТСЖ, ЖСК, в размере 1,1. Таким образом, оплата увеличивается на 10 процентов!

Данная норма применима в отношении тех, кто не имеет индивидуальных приборов учета в своей квартире, фиксирующих потребление электричества, холодной и горячей воды.

Для потребителей, не имеющих технической возможности установки приборов учета, что должно быть подтверждено соответствующим актом, ничего не меняется - они оплачивают потребление из расчета базовых нормативов потребления, без повышающих коэффициентов.

Уважаемая Александра!

Повышающий коэффициент, о котором сообщается в вашей квитанции — это такой побудительный инструмент для тех собственников жилья, кто до сих пор не установил общедомовые приборы учета тепловой энергии (ОПУ) и индивидуальные счетчики на электроэнергию, а также горячую и холодную воду. Хотя закон №261-ФЗ предписывал установить их еще до 1 июля 2012 года.

О повышающих коэффициентах правительство предупреждало еще год назад. На практике это выразится в том, что с 1 июля поднимется плата за потребление указанных ресурсов по нормативам. Поскольку большая часть квартир в Кирове уже оприборена индивидуальными счетчиками, а общедомовыми приборами учета тепловой энергии оборудованы далеко не все дома, то это повышение скажется, в основном, на последних — тех, у кого нет ОПУ. Но так как у нас пока действует система платы за отопление 1/12, то есть в текущем году мы платим за тот объем тепла, который потребили в прошлом году, то и повышающие коэффициенты отразятся в квитанциях только с января 2017 года, когда управляющие компании сделают корректировку.

Тем, кто до сих пор не имеет ОПУ тепловой энергии в своем доме, надо понимать, что коэффициент 1,4 за оставшиеся полгода даст очень существенную прибавку: условно, 400 рублей в месяц на каждую выставленную в квитанции и заплаченную вами тысячу за отопление. Умножьте сумму этой «накрутки» на 6 месяцев, и вы получите несколько тысяч рублей, которые окажутся у вас плюсом в январских квитанциях.

Учтите также, что со следующего года Киров может перейти на новую методику расчета платы за отопление (во всяком случае, к этому все идет), когда мы будем платить за тепло не равномерно в течение всего года, а по факту потребления в отопительный сезон. Соответственно, в зимние месяцы, когда потребление тепла максимально, гражданам, которые платят за отопление не по счетчику, а по нормативу, с учетом указанного повышающего коэффициента станет совсем туго.

Однако здесь есть один нюанс. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности установки общедомового прибора учета коммунальных ресурсов. Критериев отсутствия такой технической возможности несколько, их перечень утвержден приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627. Сам акт может составить как управляющая компания, так и любая коммерческая организация, имеющая соответствующую специализацию.
При этом у нас в городе, в том числе в Нововятском районе, есть особая категория так называемых «малоквартирных» домов, которые имеют технические возможности установки ОПУ, но освобождены законом от их обязательной установки. Речь идет о ч.1. ст. 13 федерального закона №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», согласно которой объекты, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем 0,2 гигакалории в час, могут не устанавливать ОПУ.

Таким образом, даже если закон не обязывает собственников жилья в таких домах устанавливать коллективные приборы учета, с введением повышающих коэффициентов им придется это сделать. Иначе будет себе дороже. Причем значительно дороже.