Приказ о назначении лица ответственного за эксплуатацию установок пожарной автоматик. Эксплуатация и то пожарной сигнализации на объекте. Условия технического обслуживания

При выборе той или иной системы пожаротушения обращают внимание на ее возможности, сложность монтажа и обслуживания, стоимость и другие технические и параметры. Немаловажное значение имеет также срок службы пожарной сигнализации, с учетом которого определяются планы ремонтных работ и реконструкций помещений и рассчитывают расходы на приобретение нового оборудования. На основании установленных производителем гарантийных сроков можно судить о качестве систем пожаротушения.

Какими нормативными документами руководствуются при использовании сигнализации?

Как и любые нормы, по срокам службы пожарной сигнализации существуют нормативные документы, регламентирующие деятельность в сфере пожарной безопасности.

Среди таких документов необходимо назвать:

  1. НПБ (о нормах пожарной безопасности) 75-98, регламентирующие технические требования к приемно-контрольным (ППКП) и управляющим (ППУ) приборам от 1999 г. В данном документе (пп. 9.2.5, 12.2.5) указывается, что средний период работы должен составлять не меньше десяти лет.
  2. НПБ 76-98, описывающий требования для пожарных извещателей, вступившие в действие 01.04.1999 г., устанавливают в п. 17.2.3, что средним сроком эксплуатации ПИ являются 10 лет.
  3. НПБ 58-97, посвященные описанию систем сигнализации адресных, от 31.12.1996 г. В тексте нормативного документа указывается, что сроки эксплуатации адресных систем должны быть не меньше 10 лет (п.4.5.18), а гарантийный срок, установленный производителем, не менее 18 месяцев (п.8.2)
  4. ГОСТ Р53325-2009 о технических средствах пожарной автоматики, который утвержден приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009. Данным документом рассматриваются различные виды пожарной техники, их технические характеристики и сроки эксплуатации. Соответственно установлено, что в среднем сроки эксплуатации составляют – не менее 10 лет для:
  • п. 4.2.4.3 срок службы пожарных извещателей дымовых и прочих п. 5.2.4.3 для источников электроснабжения
  • п.6.2.4.1 для оповещателей
  • п.7.2.5.4 срок службы пожарной сигнализации по нормативам ППКП и ППУ.

Все нормативные документы, определяющие срок службы автоматической пожарной сигнализации, приняты в разные периоды, но единодушны в этом вопросе.

Дополнительные документы

Также срок эксплуатации пожарной сигнализации существенно расширяется в следующих документах:

  • РД (распорядительный документ) 009-02-96 о техническом обслуживании и ремонте установок пожарной автоматики, вступивший в действие 01.10.1996 года, согласованный с ГУГПС МВД России. В пункте 1.10 данного документа указывается, что срок эксплуатации пожарной сигнализации до ее замены определяется по документации на технические средства, входящей в комплект автоматики. После окончания указанного срока на основании технического освидетельствования эксплуатация может быть продлена.
  • Согласно ГОСТ 27.002-2015, посвященному надежности в технике и дающему основные термины и определения в данной сфере, действующему с 01.03.2017 г. устанавливает определение «срок службы» пожарной сигнализации. Производители техники могут устанавливать параметры назначенного ресурса и времени службы в календарном измерении, при достижении которых эксплуатацию объекта продлевают после принятия решения о такой возможности.

Какие сроки эксплуатации пожарной сигнализации?

Исходя из перечисленных ранее нормативных документов, законодательно определен только средний срок эксплуатации пожарной сигнализации. Нигде речь не идет о предельных временных нормативах использования, а наоборот предусмотрена возможность продления службы оборудования, если оно прошло обследование и документально подтверждена его работоспособность и пригодность к дальнейшей службе.

Необходимо обратить внимание на последний из нормативных документов (ГОСТ 27.002-2015), который был принят взамен ранее действовавшего стандарта ГОСТ 27.002-89. Если ранее законодательно устанавливали пределы назначенного ресурса, после которого оборудование снималось с эксплуатации, независимо от его технического состояния, то теперь при его работоспособности ограничений по времени эксплуатации не устанавливается.

Таким образом, при бережном отношении и регулярном обслуживании сигнализация может использоваться более десяти лет, но для этого необходимо заключение специалистов о ее пригодности к эксплуатации.

Гарантийные рамки службы пожарной сигнализации

Несмотря на то, что срок эксплуатации пожарной сигнализации по нормативам установлен на отметке десять лет, гарантийные пределы службы значительно короче.

Каждый производитель имеет право самостоятельно определять данный временной отрезок, в течение которого он обязан бесплатно отремонтировать или заменить вышедшую из строя технику.

Обратите внимание!

В нормативной документации установлен минимальный гарантийный период – 18 месяцев, обязательный для адресных систем.

Обычно гарантийный срок службы пожарных извещателей устанавливается от 18 до 36 месяцев. Реже указывается предельный период 1 год.

Заключение

По нормативным документам для пожарной сигнализации срок службы составляет 10 лет и больше. Фактически этот период зависит от правильности монтажа, бережного отношения и регулярного технического обслуживания.

Методические рекомендации регламентируют контроль выполнения проектных решений при приемке автоматических систем пожарной сигнализации (АСПС) в эксплуатацию .

5.4.1. Общие положения

Приемка АСПС в эксплуатацию должна осуществляться рабочей комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия (органи­ зации-заказчика (22).

В состав рабочей комиссии включают представителя заказчика (председатель комиссии), генподрядчика, проектной, монтажной и пусконаладочной организации, а также организации, осуществляющей ТО и Р, представителя ГПС. Участие представителей ГПС в составе государственных, ведомственных приемочных комиссий является обя­ зательным. К участию в работе комиссий помимо официального пред­ставителя органов ГПС могут привлекаться работники ГПС, осущест­ вляющие контроль в ходе строительства и дальнейшей эксплуатации объекта (пп. 2, 4 НПБ 05) (23).

Работа комиссии проводится по программе приемочных испыта­ ний, согласованной с территориальным органом ГПС и утвержденной заказчиком. Программа приемочных испытаний должна включать (24):

основные характеристики объекта испытаний;

цель испытаний;

состав приемочной комиссии;

объем испытаний и проверок;

материально-техническое обеспечение испытаний;

требование безопасности;

методику испытаний;

критерии оценки результатов испытаний.

Рабочая комиссия должна (26):

проверить качество и соответствие выполненных монтажно-нала­дочных работ проектной документации, СНиП, ПУЭ, НПБ, технической документации предприятий-изготовителей;

провести комплексные испытания автоматической установки пожаротушения в соответствии с программой приемочных испытаний. После проведения комплексных испытаний составляется акт (приложе­ ние 28).

При обнаружении рабочей комиссией несоответствия выполненных монтажно-наладочных работ проекту, требованиям нормативной документации составляется протокол с указанием выявленных недо­ статков и сроков их устранения, а также ответственных за это органи­ заций. После устранения указанных в протоколе недостатков монтажно- наладочная организация должна вновь предъявить установку к сдаче (27).

Представитель органа ГПС, входящий в комиссию, обязан (29):

принять участие в проверке и приемке смонтированного обору­ дования системы пожарной защиты, ознакомиться с сертификатами, техническими паспортами и другими документами, удостоверяющими показатели качества оборудования, актами испытания систем и уста­ новок противопожарной защиты;

сообщить письменно председателю рабочей комиссии мнение органа ГПС о выполнении предусмотренных проектом мероприятий и готовности установки к приемке в эксплуатацию, а при наличии недоделок - составить и вручить их перечень.

При выявлении нарушений требований нормативных документов, проектных решений и мероприятий представитель органа ГПС пись­менно излагает председателю комиссии особое мнение, при этом акт приемочной комиссии не подписывается (30).

5.4.2. Особенности приемки в эксплуатацию систем пожарной сигнализации

Документация, предъявляемая при приемке в эксплуатацию систем пожарной сигнализации, должна соответствовать приложению 30 (35.1).

Приемка в эксплуатацию АСПС без проведения комплексной наладки и опробования не допускается (35.2).

При приемке в эксплуатацию выполненных работ по монтажу и наладке АСПС рабочая комиссия проводит (35.3):

проверку качества и соответствия выполненных монтажно-нала­ дочных работ представленной документации, ПУЭ, технологическим картам и технической документации предприятий-изготовителей;

измерение сопротивления изоляции шлейфа сигнализации и электропроводок;

измерение сопротивления шлейфа сигнализации;

Методические рекомендации (МР) ВНИИПО МВД РФ «Автоматические системы пожаротушения и пожарной сигнализации. Правила приемки и контроля» регламентируют контроль выполнения проектных решений при приемке АСПС и АУП в эксплуатацию, порядок их технического обслуживания и ремонта (ТОиР).

Общие положения.

Ответственность за организацию эксплуатации АСПС возложена на руководителей объектов, которые защищены средствами пожарной автоматики.

Требования к эксплуатационной технической документации на АСПС.

На каждую АСПС должен быть издан приказ или распоряжение но предприятию (организации), назначающий:
- лицо, ответственное за эксплуатацию установки;
- оперативный (дежурный) персонал для круглосуточного контроля за работоспособным состоянием установок.

Оперативный (дежурный) персонал должен иметь и заполнять «Журнал учета неисправностей установки».
Допускается проведение ТО и Р специалистами объекта, имеющими соответствующую квалификацию. При этом порядок проведения работ по ТО и Р должен соответствовать настоящим методическим рекомендациям.
Восстановление работоспособности АСПТ или АСПС после ее срабатывания или отказа не должно превышать:
- для Москвы, С.-Петербурга, административных центров автономных образований в составе Российской Федерации - 6 ч;
- для остальных городов и населенных пунктов - 18 ч.

В помещении диспетчерского пункта должна быть инструкция о порядке действия дежурного диспетчера при получении тревожных сигналов.

Эксплуатационная документация на АС ПС

Журнал учета неисправностей АСПС

Тип установки ________________________________________________

Дата монтажа установки _______________________________________

Защищаемый объект __________________________________________

Акт первичного обследования установки пожарной автоматики (форма)

Г.____________ «___»____________200__ г.

Мы, нижеподписавшиеся:

представитель заказчика ___________________________________________________________________________
(наименование предприятия, организации, учреждения)

в лице ___

(должности фамилия, инициалы)

с одной стороны, и представитель исполнителя ________________________________________________________
(должность, фамилия, инициалы)

с другой стороны, составили настоящий акт в том, что при обследовании установок

____________
(перечислить установки)

смонтированных __________________________________________________________________________________
(наименование монтажной организации, дата монтажа)

но проекту, выполненному _______________________________________________________________________
(наименование проектной организации, номер и дата выпуска проекта)

налаженной__
(наименование наладочной организации, дата наладки)

УСТАНОВЛЕНО:

техническое состояние установок_________________________________________________________________
(указать неисправности)

проектная и техническая документация, акты______________________________________________________

_
(указать отсутствующую документацию, дать замечания по имеющейся)

Выводы, предложения___________________________________________________________________________

Заказчик Исполнитель

____________________________________ ______________________________________
(подпись, инициалы, фамилия) (подпись, инициалы, фамилия)

М.п. м.п.

Председатель монтажно-наладочной организации_________________________________________________

Акт на выполненные работы по первичному обследованию автоматических установок пожарной сигнализации

«__»_________200__г.

_______________________________________________________________________________________________
(исполнитель, его банковские реквизиты)

_______________________________________________________________________________________________
(заказчик, его банковские реквизиты)

Заказчик_______________________________ Исполнитель______________________________

«___»____________________200_г. «___»_____________________ 200_г.

М.п. м.п.

Паспорт автоматических установок пожарной сигнализации

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Наименование предприятия (организации)-заказчика, реквизиты:

_____________________________________________________________________________________________

2. СОСТАВ УСТАНОВКИ

Условия технического обслуживания

Количество извещателей. установленных па высоте, м:

5-8………………………………………………………….

8 — 15………………………………………………………..

выше 15……………………………………………………..

Средства подъема па высоту (подъемно-транспортные средства) ______________________________

Другие сведения ___________________________________________________________________________

3. СВЕДЕНИЯ О ПРОВЕДЕННЫХ ЗАМЕНАХ (ДОПОЛНЕНИЯХ) УСТАНОВКИ

Паспорт составлен

_________________________________________________________________________________________
(должность исполнителя, ф.и о., подпись)

Согласовано

________________________________________________________________________________________
(должность заказчика, ф.и.о., подпись)

«___»_________________200__ г.

Согласовано

_______________________________________________________________________________________
(должность представителя ГПС, ф.и.о., подпись)

«___»_________________200__ г.

Технические требования, определяющие параметры работоспособности АСПС

1. Тип установки_______________________________________________________________________

2. Состав установки____________________________________________________________________

3. Комплексная проверка установки

Технические требования разработал

________________________________________________________________________________________
(должность, ф.и.о., подпись, дата)

Согласовано Согласовано

Исполнитель Заказчик


(должность) (должность)

_______________________________________ ____________________________________________

«___»_________________20___г. «___»_________________200_г.

Примечание. Перечень ТС, входящих в установки и подлежащих ТО и Р:
приемно-контрольные приборы, шлейфы с извещателями, промежуточные устройства, оконечные устройства, оповещатели.

График проведения технического обслуживания и ремонта на 200__г.

ПО ДОГОВОРУ № ___________________

________________________________________________________________________________________
[наименование объекта)

Исполнитель Заказчик

_______________________________________ ____________________________________________
(ф.и.о., подпись) (ф.и.о.. подпись)

«___»_________________20___г. «___»_________________200_г.

Типовой регламент технического обслуживания автоматических систем пожарной сигнализации

Журнал регистрации работ по ТО и Р автоматических установок пожарной сигнализации

_____________________________________________________________________________________
(предприятие-исполнитель)

_____________________________________________________________________________________
(участок, цех)

ЖУРНАЛ №.
регистрации работ но техническому обслуживанию и ремонту
автоматических установок пожарной сигнализации

__________________________________________________________________________
(наименование объекта)

Начат «___»_______________200_ г.

Окончен «___»_______________200_ г.

ВТОРОЙ ЛИСТ ЖУРНАЛА

I. Наименование объекта и его местонахождение (адрес, телефон):

____________________________________________________________________________________

2. Перечень установок

____________________________________________________________________________________

3. Номер договора, дата его заключения _____________________________________________

4. Годовая стоимость работ_________________________________________________________

5. Банковские реквизиты заказчика __________________________________________________

6. Банковские реквизиты исполнителя _______________________________________________

7. Должность, фамилия, имя, отчество ответственного за эксплуатацию установки

(установок) и образец его подписи __________________________________________________

8. Номер приказа и дата, которым назначено ответственное лицо заказчика

за эксплуатацию установки (установок) ______________________________________________

9. Должность, фамилия, имя, отчество лиц исполнителя, осуществляющих техническое

обслуживание_____________________________________________________________________

Примечание. В журнале пронумеровано и прошнуровано _____ листов.

Требования ГОСТ Р 50776 к эксплуатации и техническому обслуживанию систем

Общие положения

Техническое обслуживание системы, комплекса следует проводить периодически, по установленной форме.
В процессе технического обслуживания следует проверять:
а) состояние монтажа, крепление и внешний вид аппаратуры;
б) срабатывание извещателей и работоспособность приемно-контрольных приборов и устройств;
в) состояние гибких соединений (переходов);
г) работоспособность основных и резервных источников электропитания;
д) работоспособность световых и звуковых оповещателей;
е) общую работоспособность системы, комплекса в целом. Организация технической диагностики, обслуживания и ремонта систем или комплексов объектов всех форм собственности должна соответствовать требованиям ГОСТ 18322, ГОСТ 20911, действующей ведомственной нормативной документации в данной области.
Право проведения данного вида работ предоставляется организациям и физическим лицам в соответствии с действующим законодательством.

Организация технического обслуживания и ремонта

Техническое обслуживание.

Основными задачами ТО являются:
- обеспечение устойчивого функционирования технических средств (ТС) сигнализации;
- контроль технического состояния ТС;
- выявление и устранение неисправностей и причин ложных тревог, уменьшение их количества;
- ликвидация последствий воздействия на ТС климатических, технологических и иных неблагоприятных условий;
- анализ и обобщение сведений по результатам выполнения работ, разработка мероприятий по совершенствованию форм и методов ТО.

Техническое обслуживание может быть плановое (регламентированное) или неплановое (по техническому состоянию).
Плановое ТО предусматривается для шлейфов сигнализации и для аппаратуры (СПИ, ПКП, сложных извещателей, устройств электропитания). В обязательном порядке проводят проверку общей работоспособности всей системы или комплекса.
Результаты проведения планового ТО следует регистрировать в журнале по установленной форме.

Неплановое ТО проводят при:
- поступлении ложных сигналов тревоги с охраняемого объекта;
- отказах аппаратуры;
- ликвидации последствий неблагоприятных климатических условий, технологических или иных воздействий;
- заявке пользователя (собственника охраняемого объекта).

Ремонт технических средств охранной сигнализации.

В зависимости от характера повреждения или отказа средств охранной сигнализации, трудоемкости ремонтных работ, проводят следующие виды ремонтов:
- текущий и капитальный - для шлейфов сигнализации;
- средний и текущий - для аппаратуры.

Текущий ремонт шлейфов сигнализации заключается в замене отдельных вышедших из строя компонентов (извещателей, установочных элементов, участков соединительных линий).
Капитальный ремонт шлейфов сигнализации проводят при невозможности их дальнейшей эксплуатации или в случае капитального ремонта охраняемого объекта. При этом проводят демонтаж и полную замену извещателей, соединительных линий, установочных элементов.
Средний ремонт аппаратуры заключается в частичной или полной ее разборке, восстановлении или замене составных частей.
Текущий ремонт аппаратуры заключается в замене отказавших легкосъемных элементов.

Действия персонала в случае сигнала тревоги

Действия персонала объекта по сигналам тревоги (8) системы, комплекса должны быть регламентированы специальными инструкциями, согласованными со службами обеспечения охраны объекта. Инструкции должны включать в себя сведения о том, как персонал должен реагировать, какие предпринимать действия, какие использовать средства связи и т.п.
Служебные инструкции, регламентирующие действия персонала объекта (хозоргана, собственника), по сигналам тревоги должны учитывать: тип, значимость и режим работы объекта, характер, значимость и места расположении охраняемых ценностей, принятые вид и тактику охраны, наличие на объекте людей в период действия системы, комплекса, дислокацию объекта на местности, имеющиеся на объекте средства связи.

Служба реагирования. Взаимодействие служб, обеспечивающих охрану объекта.

Пользователи системы, комплекса (собственники охраняемого объекта) должны иметь постоянную связь с организациями и службами, обеспечивающими охрану объекта и безотказное функционирование технических средств системы, комплекса.
Время прибытия на охраняемый объект специалистов по восстановлению работоспособности системы, комплекса при ее отказе не должно превышать 4 ч (за исключением труднодоступных объектов, например находящихся на острове).
В случае невозможности в срок выполнить восстановительные работы, ремонтная служба должна информировать об этом пользователя системы, комплекса.
Порядок взаимодействия пользователя (хозоргана. собственника) со службами, обеспечивающими охрану объекта, выполнение нормативов по организации и несении) охраны, регламентируют действующими законодательными и нормативными актами, ведомственными приказами, служебными инструкциями.

Регистрация служебной информации системы (комплекса)

Любая система, комплекс должна иметь средства регистрации служебной информации (например средства автоматического документирования, журналы).

Паспорт системы, комплекса.
В паспорте системы, комплекса объекта должны быть отражены:
- реквизиты пользователя, собственника (хозоргана)- -должность, фамилия, имя, отчество, адрес постоянного проживания, домашний телефон, среднее время прибытия на объект из места постоянного проживания, используемый транспорт;
- поэтажные, территориальные или иные им подобные фрагментарные схемы расположения и подключения технических средств охранной сигнализации и/или другой аппаратуры (электропитания, освещения, связи, телевидения и т.д.) с указанием типов, мест расположения, количества составных частей, выдаваемых служебных сигналов.

При составлении схем необходимо применять условные обозначения, аббревиатуры с соблюдением конфиденциальности.

Хронология.

При эксплуатации системы, комплекса необходимо вести регистрацию и хронометраж результатов функционирования с указанием причин появления различных служебных сигналов («тревога», «отказ» и т.п.).
Запись результатов функционирования системы, комплекса должна вестись по установленной форме (в журналах, регистрационных листах и т.п.).

Регистрация технических осмотров (регламентных работ).

При эксплуатации системы, комплекса следует проводить регистрацию и учет работ по техническому обслуживанию (регламентных работ). Записи, включающие в себя хронометраж и положения раздела 9. а также выявленные недостатки и действия по их устранению должны вестись в специальном документе (журнале).
Мероприятия по техническому обслуживанию и ремонту технических средств охранной сигнализации должны, в зависимости от вида охраны (ведомственной принадлежности службы, несущей охрану объекта), вестись и документально оформляться по установленной форме.

Регистрация сигналов тревоги.

Регистрация сигналов тревоги, выдаваемых системой, комплексом, должна вестись в форме записей, содержащих: дату и время приема сигнала тревоги, вида сигнала, места его возникновения; хронометраж проведения мероприятий по реагированию на сигналы.

Регистрация случаев отключения системы, комплекса («снятия» объекта с охраны техническими средствами).

Регистрация случаев отключения системы, комплекса в целом или ее отдельных фрагментов должна вестись в форме записей, содержащих: дату и время отключения, указание конкретного технического средства, вызвавшего отключение и причину этого, дату и время повторного включения.
Пользователь (собственник охраняемого объекта) или его представитель должен подтвердить каждый случай отключения системы, комплекса и его последствия.
Регистрация сигналов и действия по ним должны, в зависимости от вида охраны, вестись и документально оформляться по установленной форме.

16.1. Для приемки в эксплуатацию установленных технических средств сигнализации приказом руководителя организации (предприятий) заказчика назначается рабочая комиссия.

Порядок и продолжительность работы рабочей комиссии определяется заказчиком в соответствии с СНиП 3.01.04-87 и РД78.145-93.

16.2. В состав рабочей комиссии включаются представители:

организации (предприятия) - заказчика (председатель комиссии);

монтажно-наладочной организации; пусконаладочной организации: подразделения охраны;

органов государственного пожарного надзора.

При необходимости могут быть привлечены другие специалисты.

16.3. Комиссия должна приступить к работе по приемке не позднее трех суток (не считая общевыходных и праздничных дней) со дня уведомления монтажно-наладочной организацией о готовности технических средств к сдаче.

16.4. При приемке в эксплуатацию технических средств монтажно-наладочная организация должна предъявлять рабочей комиссии: исполнительскую документацию (комплект рабочих чертежей с внесенными в них изменениями); техническую документацию предприятий - изготовителей; сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, изделий и оборудования, применяемых при производстве монтажных работ; акт обследования (приложение 1);

акт передачи оборудования, изделий и материалов в монтаж (по форме Госкомстата РФ);

акт готовности зданий, сооружений к производству монтажных работ (приложение 2);

акт о проведении входного контроля (приложение 3);

акт об окончании монтажных работ (приложение 5);

акт испытания защитных трубопроводов с разделительными уплотнениями на герметичность (приложение 8);

акт измерения сопротивления изоляции электропроводок (приложение 9);

акт освидетельствования скрытых работ по прокладке электропроводок по стенам, потолкам, в полу (приложение 10);

акт освидетельствования скрытых работ (канализация) (приложение 11);

акт освидетельствования скрытых работ (прокладка кабельных линий в земле) (приложение 12);

протокол прогрева кабелей на барабанах (приложение 13);

акт об окончании пусконаладочных работ (приложение 14);

ведомость смонтированных приборов, извещателей (приложение 16).

ПРИМЕЧАНИЯ

1. При сдаче и приемке в экстуатацию технических средств сигнализации на объектах, где монтажные работы проводились по актам обследования, предъявляется техническая документация предприятий-изготовителей, а также документы в соответствии с приложениями 1,3,9,10 14,16 и акт передачи оборудования, изделий и материалов в монтаж по форме Госкомстата РФ.

2. Акт передачи оборудования изделий и материалов в монтаж (форма Госкомстата РФ) представляется в том случае, если монтажно-наладочная организация производит приемку технических средств сигнализации в монтаж от заказчика.



3. Акт об окончании монтажных работ представляется в том случае, если монтажная организация выполняла только монтаж технических средств сигнализации.

4. Акты согласно приложениям 11 и 12 настоящего пособия представляется в том случае, если монтажно-наладочная организация производила работы по прокладке линий в канализации и земле

Протокол прогрева кабелей на барабанах представляется в том случае, когда при размотке кабеля при отрицательных температурах был произведен прогрев его.

16.5. Приемка в эксплуатацию установленных технических средств сигнализации без проведения комплексной наладки (комплексного опробования) не допускается.

16.6. При приемке в эксплуатацию выполненных работ по монтажу, наладке технических средств сигнализации рабочая комиссия производит:

проверку качества и соответствие выполненных монтажно-наладочных работ проектной документации (акту обследования), технологическим картам и технической документации предприятий-изготовителей;

проверку состояния инженерно-технических средств оснащения периметра объекта и средств усиления охраны;

измерение сопротивления изоляции шлейфа сигнализации, которое должно быть не менее 1 МОм;

измерение сопротивления шлейфа сигнализации;

испытание работоспособности смонтированных ПКП, СПУ и извещателей.

Комиссия в необходимых случаях производит и другие проверки и измерения параметров, оговоренные техническими условиями на смонтированную аппаратуру.



16.7. Методика испытаний при сдаче установленных технических средств сигнализации в эксплуатацию определяется приемной комиссией в соответствии с технической документацией предприятий-изготовителей.

16.8. При обнаружении отдельных несоответствий выполненных работ проектной документации или акту обследования, а также требованиям РД 78.145-93 "Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ" комиссия должна составить акт о выявленных отклонениях с указанием организаций, ответственных за их устранение. Эти организации должны в 10-ти дневный срок устранить несоответствия, а монтажная организация вновь предъявить технические средства сигнализации к сдаче.

16.9. Установленные технические средства сигнализации считаются принятыми в эксплуатацию, если проверкой установлено:

монтажно-наладочные работы выполнены в соответствии с требованиями настоящих правил, технологическими картами и технической документацией предприятий-изготовителей;

все элементы строительных конструкций и охраняемые зоны объекта заблокированы согласно проекту или акту обследования; все зоны по периметру объекта заблокированы согласно проекту или акту обследования;

результаты измерений в пределах нормы;

испытания работоспособности технических средств дали положительные результаты, при этом технические средства пожарной сигнализации должны в предусмотренных проектом случаях обеспечивать отключение систем вентиляции, включение систем дымоудаления и подпора воздуха в лестничные клетки и тамбурные шлюзы при пожаре.

16.10. Установленные ПТУ считаются принятыми в эксплуатацию при выполнении следующих условий:

при обеспечении качественного телевизионного изображения на экране видеоконтрольного устройства (ВКУ);

суммарные нелинейные искажения изображения не должны превышать ±10%;

суммарные геометрические искажения изображения не должны превышать ±4%;

номинальный размер изображения на экране ВКУ должен быть (394 < 308) ±2 мм;

должна быть обеспечена безоператорная работа, т.е. сохранение изображения наблюдаемого объекта, с черезстрочным разложением изображения на 625 строк при 25 кадрах в секунду, при воздействии всех дестабилизирующих факторов, оговоренных техническими условиями на установку;

разрешающая способность установки по горизонтали, оцениваемая по вертикальному клину изображения испытательной таблицы ИТ-72 на экране ВКУ при освещенности таблицы 200 люкс и относительном отверстии объектива 1:4, обеспечивает различимость не менее 500 телевизионных линий и не менее 450 линий в углах;

в установках должна быть обеспечена возможность работы телевизионных камер с объективами;

на экране ВКУ после включения установки изображение должно появляться не более, чем через 2 минуты.

16.11. Работоспособность охранного освещения определяется по результатам проверки осветительной сети на правильность зажигания и горения ламп.

16.12. Работоспособность громкоговорящей и телефонной связи определяется по результатам проверки отсутствия аккустической связи с находящимися рядом соседними постами и обеспечении громкоговорителями и микрофонами нормальной слышимости речи.

16.13. Оценка качества выполненных монтажно-наладочных работ определяется в соответствии со СНиП 3.01 04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения".

16.14. Прием установленных технических средств сигнализации в эксплуатацию должен оформляться актом согласно рекомендуемому приложению 17.

Техническое освидетельствование систем пожарной автоматики проводится каждые 5 лет.

Ниже представлен перечень документов, регламентирующих обязательные для исполнения требования пожарной безопасности:

Федеральный закон 123-ФЗ. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности

Статья 4. Техническое регулирование в области пожарной безопасности

Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:

1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;

2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;

3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

РД 25.964-90. Система технического обслуживания и ремонта автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Организация и порядок проведения работ

п. 1.1.9. Техническое освидетельствование проводится после 5 лет с момента установок в эксплуатацию (и далее с установленной периодичностью) на предмет технической возможности и экономической целесообразности их использования по назначению.

3.4. Техническое освидетельствование установок проводится комиссионно представителями Исполнителя, Заказчика, местных органов ГПН и, при необходимости, с привлечением представителей других организаций. Указанная работа должна быть совмещена Исполнителем с проведением периодических работ.

3.4.1. Результаты освидетельствования должны быть оформлены "Актом технического освидетельствования автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации"

В зависимости от технического состояния ТС и установок в целом комиссия должна давать следующие рекомендации:

Списать установку;

Провести ремонт или замену отдельных ТС;

Продлить эксплуатацию, одновременно назначить срок следующего освидетельствования.

Постановление 880-ПП. Правила пожарной безопасности в городе Москве

7.70. Через каждые 5 лет, а также после истечения срока службы, указанного в технической документации, проводится техническое освидетельствование всей установки на предмет возможности ее дальнейшего использования по назначению в соответствии с РД 25.964-90.

7.71. Техническое освидетельствование проводится комиссией с участием представителей Заказчика (организации эксплуатирующей систему, организации обслуживающей систему), территориального органа ГПН и, при необходимости, других организаций.

7.72. Результаты освидетельствования оформляют соответствующим актом.

7.73. В зависимости от состояния систем автоматической противопожарной защиты комиссия принимает следующие рекомендации:

выполнить монтаж новой установки (заменить установку);

провести ремонт отдельных средств установки;

продлить эксплуатацию установки, назначив срок следующего освидетельствования.