Презентация возникновение жизни на земле. Презентация к уроку биологии "Современные теории происхождения жизни",10 класс Этапы биологической эволюции презентация

«Теория возникновения жизни» - Теории возникновения жизни на Земле. Опыт Миллера и Юри. Самозарождение жизни. Эксперимент повторялся несколько раз в 1953-1954 годах. Споры микроорганизмов оседали на изогнутой трубке и не могли проникнуть в питательную среду. Теория биопоэза. Последующие дожди растворяли полипептиды. Панспермия. Был проведён в 1953 году Миллером и Юри.

«Гипотеза А.И.Опарина» - Первичная атмосфера Земли имела восстановительный характер. Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина. Общие выводы по теории А.И.Опарина. Опыты Г.Юри и С.Миллера (1955). Абиогенный синтез простейших органических соединений из неорганических. Этапы возникновения жизни на Земле. Возникновение генетического кода, мембраны и начало биологической эволюции.

«Развитие органического мира» - Длительность: ОТ 408 ДО 360 МЛН. Архейская эра. Длительность: ОТ 248 ДО 213 МЛН. Длительность: ОТ 25 ДО 5 МЛН. В более теплых областях земного шара раскинулись обширные степи. Мезойская эра. Силурийский период. Первые многоклеточные животные возникли 900-1000 млн. лет назад. Ордовикский период. Длительность: ОТ 0,01 МЛН.

«Развитие Земли» - Отдыхая на берегу, мы укрылись от палящего зноя в тени саксаулового леса, раскинувшегося у самой воды. ЗАЛ № 1 Практическая работа: 1. Изучить предложенные экспонаты. 2. Определить: а) Какие образцы являются ископаемыми остатками организмов(окаменелости) б) Какие образцы являются реконструируемыми. 3. Сформулировать вывод: Для чего необходимо изучать ископаемые остатки организмов? 4. Из предложенных букв сложить название науки, изучающей древние окаменелости.

«Происхождение жизни» - Биохимическая эволюция. Теория стационарного состояния. Самопроизвольное зарождение жизни. Опровержение теории самозарождения. Теории происхождения жизни. Работу готовила ученица 10 «А» класса. Креационизм. Опыты Луи Пастера. Дмитрюкова Екатерина. Теория панспермии. В каждой молекуле есть определенная структурная организация.

«Продолжительность жизни» - За одну единицу физического времени единица массы прирастает на cm(t) единиц массы. Определение q(t) и tmax для птиц. Аппроксимация зависимостей w(M) и (qcrit/q0)(M). Единица физиологического времени имеет размерность [энергия/масса/время]. Наиболее строгое определение дал Дж. – Единица внутреннего времени ([T]).

Всего в теме 20 презентаций

Слайд 1

Текст слайда:

Начальные этапы биологической эволюции

Автотрофное питание (хемосинтез, фотосинтез ФС-1 и ФС-2)
Аэробный тип обмена веществ
Появление эукариот
Появление полового процесса
Появление многоклеточных организмов

Слайд 2


Текст слайда:

Слайд 3


Текст слайда:

Появление многоклеточных организмов «Теория гастреи»

Эрнст Ге́нрих Фили́пп А́вгуст Ге́ккель (16 февраля 1834, Потсдам - 9 августа 1919, Йена) - немецкий естествоиспытатель и философ. Автор термина «экология». Разработал теорию происхождения многоклеточных (так называемая теория гастреи) (1866), сформулировал биогенетический закон, согласно которому в индивидуальном развитии организма как бы воспроизводятся основные этапы его эволюции, построил первое генеалогическое древо животного царства.

Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6


Текст слайда:

Илья Ильич Мечников

Создатель учения о фагоцитозе и
теории происхождения
многоклеточности - Илья Ильич
Мечников в 1908 г. был удостоен
Нобелевской премии за исследования
флоры кишок.

Слайд 7


Текст слайда:

В последние годы жизни Мечников
разрабатывал теорию старения
организма. После длительных поисков
он пришел к выводу, что стареющий
организм отравляется ядами
собственных бактерий из толстой
кишки, которые можно, однако,
уничтожить с помощью палочек
молочной кислоты. Поэтому Мечников в
качестве противоядия предлагал
принимать кислое молоко. Мечников
разработал строжайшую диету, с
помощью которой можно продлить
жизнь человека.

Слайд 8


Текст слайда:

Медаль им. И.И. Мечникова "За практический вклад в укрепление здоровья нации" учреждена Президиумом Российской академии естественных наук. Награде присвоено имя великого ученого - Ильи Ильича Мечникова, почетного члена Петербургской академии наук, Лауреата Нобелевской премии, одного из основоположников научной школы иммунологии.

Слайд 9


Текст слайда:

Слайд 10


Текст слайда:

Трихоплакс

Трихоплакс (Trichoplax adhaerens), примитивное морское многоклеточное животное (из группы фагоцителлозоа), листовидное тело которого (до 3 мм) состоит из наружного слоя клеток со жгутиками и внутренней паренхимы, образованной амёбообразными клетками. Размножается бесполым и половым путём. По строению Т. близок к фагоцителле (см. Фагоцителлы теория) - общему предку всех многоклеточных животных (по И. И. Мечникову).

Слайд 11


Текст слайда:

Этот очаровательный блинчик - трихоплакс (Trichoplax adhaerens), самое примитивное многоклеточное животное на Земле. Трихоплаксы - маленькие (около 3 мм) бесцветные существа. Форма их тела напоминает пластинку. Несколько тысяч клеток расположены в два слоя. Между ними находится полость, заполненная жидкостью, нервная координация отсутствует.
Передвигаются с помощью колебательного движения ресничек эпителия, при этом форма их тела беспрерывно изменяется. Пищевое поведение зависит от количества доступной пищи: когда концентрация пищевых ресурсов низкая, организмы передвигаются быстрее и активнее, чаще изменяя форму. При высоких концентрациях пищевых ресурсов они приобретают плоскую форму и становятся малоподвижными.

Когда-то давно лучше всех про трихоплакса выразился Реми:
-Очень странные звери. Они не только ползают, не знаю, чем, но и плавают не знаю, в чём!

Слайд 12


Текст слайда:

Trichoplax adhaerens

В своей первой статье Шульце сообщает, что родовое название Trichoplax он произвел от двух греческих слов: trichia - волосы и plaka - пластинка; это в прямом переводе означает «волосатая пластинка». Таким образом, исследователь подчеркнул две особенности строения животного: пластинчатую форму тела и наличие жгутиков. Видовое наименование Шульце произвел от греческого слова adhaero, что можно перевести так: «прилипать», «сцепляться». Действительно, Т. adhaerens как в неподвижном, так и в подвижном состоянии плотно прилегает к субстрату своей вентральной поверхностью.

Cлайд 1

Начальные этапы биологической эволюции Автотрофное питание (хемосинтез, фотосинтез ФС-1 и ФС-2) Аэробный тип обмена веществ Появление эукариот Появление полового процесса Появление многоклеточных организмов

Cлайд 2

Cлайд 3

Появление многоклеточных организмов «Теория гастреи» Эрнст Ге нрих Фили пп А вгуст Ге ккель (16 февраля 1834, Потсдам - 9 августа 1919, Йена) - немецкий естествоиспытатель и философ. Автор термина «экология». Разработал теорию происхождения многоклеточных (так называемая теория гастреи) (1866), сформулировал биогенетический закон, согласно которому в индивидуальном развитии организма как бы воспроизводятся основные этапы его эволюции, построил первое генеалогическое древо животного царства.

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Илья Ильич Мечников Создатель учения о фагоцитозе и теории происхождения многоклеточности - Илья Ильич Мечников в 1908 г. был удостоен Нобелевской премии за исследования флоры кишок.

Cлайд 7

В последние годы жизни Мечников разрабатывал теорию старения организма. После длительных поисков он пришел к выводу, что стареющий организм отравляется ядами собственных бактерий из толстой кишки, которые можно, однако, уничтожить с помощью палочек молочной кислоты. Поэтому Мечников в качестве противоядия предлагал принимать кислое молоко. Мечников разработал строжайшую диету, с помощью которой можно продлить жизнь человека.

Cлайд 8

Медаль им. И.И. Мечникова "За практический вклад в укрепление здоровья нации" учреждена Президиумом Российской академии естественных наук. Награде присвоено имя великого ученого - Ильи Ильича Мечникова, почетного члена Петербургской академии наук, Лауреата Нобелевской премии, одного из основоположников научной школы иммунологии.

Cлайд 9

Cлайд 10

Трихоплакс Трихоплакс (Trichoplax adhaerens), примитивное морское многоклеточное животное (из группы фагоцителлозоа), листовидное тело которого (до 3 мм) состоит из наружного слоя клеток со жгутиками и внутренней паренхимы, образованной амёбообразными клетками. Размножается бесполым и половым путём. По строению Т. близок к фагоцителле (см. Фагоцителлы теория) - общему предку всех многоклеточных животных (по И. И. Мечникову).

Cлайд 11

Этот очаровательный блинчик - трихоплакс (Trichoplax adhaerens), самое примитивное многоклеточное животное на Земле. Трихоплаксы - маленькие (около 3 мм) бесцветные существа. Форма их тела напоминает пластинку. Несколько тысяч клеток расположены в два слоя. Между ними находится полость, заполненная жидкостью, нервная координация отсутствует. Передвигаются с помощью колебательного движения ресничек эпителия, при этом форма их тела беспрерывно изменяется. Пищевое поведение зависит от количества доступной пищи: когда концентрация пищевых ресурсов низкая, организмы передвигаются быстрее и активнее, чаще изменяя форму. При высоких концентрациях пищевых ресурсов они приобретают плоскую форму и становятся малоподвижными. Когда-то давно лучше всех про трихоплакса выразился Реми: -Очень странные звери. Они не только ползают, не знаю, чем, но и плавают не знаю, в чём!

Cлайд 12

Trichoplax adhaerens В своей первой статье Шульце сообщает, что родовое название Trichoplax он произвел от двух греческих слов: trichia - волосы и plaka - пластинка; это в прямом переводе означает «волосатая пластинка». Таким образом, исследователь подчеркнул две особенности строения животного: пластинчатую форму тела и наличие жгутиков. Видовое наименование Шульце произвел от греческого слова adhaero, что можно перевести так: «прилипать», «сцепляться». Действительно, Т. adhaerens как в неподвижном, так и в подвижном состоянии плотно прилегает к субстрату своей вентральной поверхностью.

Анатомия растений. Бионика. Биология океана. Морфология. Альгология. Зоология. Ихтиология. Биометрия. Генетика. Дендрология. Фенология. Микология. Молекулярная биология. Вирусология. Цитология. Энтомология. Геоботаника. Ботаника. Биоинженерия. Бриология. Гидробиология. Эндокринология. Антропология. Биогеография. Ветви зоологии. Эмбриология. Микробиология. Биологические дисциплины. Нейробиология. Система биологических наук.

«Биология - естественная наука» - Знания о взаимосвязях организмов в природе. Живые организмы. Устные ответы на вопросы. Вирусы. Знания в области биологии. Бактериология. Знания по биологии. Питание. Многообразие живого мира. Проверка знаний. Многоклеточные организмы. Признаки живого. Биология. Названия наук. Одноклеточные организмы.

«Молекулярная биология клетки» - Замолкание. Инвазивные методы пренатальной диагностики. Основы генетики и медицинской генетики. Механизм интерференции РНК. Порядок генов на хромосоме. Рецессивное наследование. Х-сцепленные заболевания. Эффект генетического сайленсинга. Мутации могут быть нескольких видов. Эксперименты с растениями гороха. Общая схема регуляции генетической экспрессии. Гены организованы в хромосомы. Двуцепочечные РНК.

«Основы микробиологии» - Право на благоприятную окружающую среду. Экологическая война. Основы микробиологии. Приобретенные знания. Гигиена труда. Экологические преступления. Разделы гигиены. Геогигиена. Государственный санитарноэпидемиологический надзор. Правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами. Социальная экология. Санитария. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Воздействие атмосферных загрязнений на организм человека.

«Биология как наука о живом» - Человек. Основные уровни организации жизни. Популяция. Основные задачи биологической науки. Клеточный метаболизм. Размеры клеток. Биологические явления. Ж.Б.Ламарк. Способ существования белковых тел. Хиральность биополимеров. Наука о жизни. Закономерность болезней. Прокариоты. Биология как комплекс наук о живой природе. Сложный химический процесс. Объекты биологических исследований. Место в системе медицинских наук.

«Методы биологических исследований» - Личинки. Алгоритм наблюдения. Цели наблюдения. Обобщение. Недоказанное утверждение. Рацион питания. Французский ученый. Математическая обработка. Модель муравейника. Картина голландского художника. Степень влияния удобрений. Структура научного метода. Сравнение. График зависимости. Скорость фотосинтеза. Научный метод. Событие или явление. Этапы цикла познания. Насекомые. График, отражающий рост насекомого.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;

Умения давать аргументированную оценку новой информации по биоло-гическим вопросам;

Воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности

Задачи:

Образовательные : о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

Развитие творческихспособностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ- УУД

Личностные результаты обучения биологии :

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Метапредметные результаты обучения биологии:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и

оценивать информацию;

Познавательные : выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Ход урока

Задачи

Сформировать представление о начальных эта-пах биологической эволюции. Проанализировать значение появления эукари-от, полового процесса, фотосинтеза, многоклеточности для дальнейшего развития жизни на Земле.

Продолжить работу над общебиологическими понятиями, умением учащихся устанавливать би-ологические закономерности.

Основные положения

1.Первыми живыми организмами на планете были гетеротрофные прокариотеские организмы

2,.Истощение органических запасов первичного океана вызвало появление автотрофного питания, в частности фотосинтеза.

Появление эукариотических организмов сопровождалось возникновением диплоидности и ограниченного оболочкой ядра.

На рубеже архейской и протерозойской эр произошли первые многоклеточные.

Начальные этапы биологической эволюции

Наиболее важными событиями биологической эволюции после возникновения фотосинтеза и аэробного типа обмена следует считать появление эукариот и многоклеточности.

В результате взаимополезного сожительства — симбио-за — различных прокариотических клеток возникли ядер- ные, или эукариотические, организмы. Сущность гипотезы симбиогенеза заключается в следующем. Основ-ной «базой» для симбиоза была, по-видимому, гетеротроф-ная амебоподобная клетка. Пищей ей служили более мел-кие клетки. Одним из объектов питания такой клетки мог-ли стать дышащие кислородом аэробные бактерии, способные функционировать и внутри клетки-хозяина, про-изводя энергию. Те крупные амебовидные клетки, в теле ко-торых аэробные бактерии оставались невредимыми, оказа-лись в более выгодном положении, чем клетки, продолжав-шие получать энергию анаэробным путем — брожением. В дальнейшем бактерии-симбионты превратились в мито-хондрии. Когда к поверхности клетки-хозяина прикрепи-лась вторая группа симбионтов — жгутикоподобных бакте-рий, сходных с современными спирохетами, возникли жгу-тики и реснички. В результате подвижность и способность к нахождению пищи у такого организма резко возросли. Так возникли примитивные животные клетки — предшествен-ники ныне живущих жгутиковых простейших.

Образовавшиеся подвижные эукариоты путем симбиоза с фотосинтезирующими (возможно, цианобактериями) орга-низмами дали водоросль, или растение. Очень важно то об-стоятельство, что строение пигментного комплекса у фото-синтезирующих анаэробных бактерий поразительно сходно с пигментами зеленых растений. Такое сходство не случайно и указывает на возможность эволюционного преобразования фотосинтезирующего аппарата анаэробных бактерий в ана-логичный аппарат зеленых растений. Изложенная гипотеза о возникновении эукариотических клеток через ряд последо-вательных симбиозов хорошо обоснована, и ее приняли мно-гие ученые. Во-первых, одноклеточные водоросли и сейчас легко вступают в союз с животными-эукариотами. Например, в теле инфузории туфельки обитает водоросль хлорелла. Во- вторых, некоторые органоиды клетки, такие как митохонд-рии и пластиды, по строению своей ДНК удивительно похожи на прокариотические клетки — бактерии и цианобактерии.

Возможности эукариот по освоению среды еще боль-шие . Связано это с тем, что организмы, обладающие ядром, имеют диплоидный набор всех наследственных задатков — генов, т. е. каждый из них представлен в двух вариантах.

привел к значительному увеличению разнообразия живых организмов благодаря созданию новых многочислен-ных комбинаций генов. Одноклеточные организмы быстро размножились на планете. Однако их возможности в освое-нии среды обитания ограничены. Они не могут и расти бес-предельно. Объясняется это тем, что дыхание простейших организмов осуществляется через поверхность тела. При увеличении размеров клетки одноклеточного организма его поверхность возрастает в квадратичной зависимости, а объем — в кубической, в связи с чем биологическая мем-брана, окружающая клетку, неспособна обеспечить кис-лородом слишком большой организм. Иной эволюционный путь осуществился позже, около 2,6 млрд лет назад, когда появились организмы, эволюционные возможности кото-рых значительно шире, — многоклеточные организмы.

Первая попытка разрешения вопроса о происхождении многоклеточных организмов принадлежит немецкому био-логу Э. Геккелю (1874). В построении своей гипотезы он ис-ходил из исследований эмбрионального развития ланцетни-ка, проведенных к тому времени А. О. Ковалевским и дру-гими зоологами. Основываясь пабиогенетическом законе,

Э. Геккель полагал, что каждая стадия онтогенеза повторяет какую-то стадию, пройденную предками данного вида во время филогенетического развития. По его представлени-ям, стадия зиготы соответствует одноклеточным предкам, стадия бластулы — шарообразной колонии жгутиковых. В дальнейшем, в соответствии с этой гипотезой, произошло впячивание (инвагинация) одной из сторон шарообразной колонии (как при гаструляции у ланцетника) и образовался гипотетический двухслойный организм, названный Гекке-лем гастреей, поскольку он похож на гаструлу.

Представления Э. Геккеля получили название теории гастреи. Несмотря на механистичность рассуждений Гекке-ля, отождествлявшего стадии онтогенеза со стадиями эво-люции органического мира, теория гастреи сыграла важную роль в истории науки, так как способствовала утверждению

монофилетических(из одного корня) представлений о про-исхождении многоклеточных.

Основу современных представлений о возникновении многоклеточных организмов составляет гипотеза И. И. Меч-никова (1886) — гипотеза фагоцителлы. По предположе-нию ученого, многоклеточные произошли от колониальных простейших — жгутиковых. Пример такой органи-зации — ныне существующие колониальные жгутиковые типа вольвокс.

Среди клеток колонии выделяются движущие, снабжен-ные жгутиками; питающие, фагоцитирующие добычу и уно-сящие ее внутрь колонии; половые, функцией которых яв-ляется размножение. Первичным способом питания таких примитивных колоний был фагоцитоз. Клетки, захватив-шие добычу, перемещались внутрь колонии. Затем из них образовалась ткань — энтодерма, выполняющая пищева-рительную функцию. Клетки, оставшиеся снаружи, выпол-няли функцию восприятия внешних раздражений, защиты и функцию движения. Из подобных клеток развивалась по-кровная ткань — эктодерма. Часть клеток специализиро-валась на выполнении функции размножения. Они стали половыми клетками. Так колония превратилась в прими-тивный, но целостный многоклеточный организм.

Подтверждением гипотезы фагоцителлы служит строение примитивного многоклеточного организма — трихоплакса. Русский ученый А. В. Иванов установил, что трихоплакс по своему строению соответствует гипотетическому существу — фагоцителле и должен быть выделен в особый тип живот-ных — фагоцитпеллоподобных, занимающих промежуточ-ное положение между многоклеточными и одноклеточными организмами.

Потребность в увеличении скорости передвижения, не-обходимого для захвата пищи, благоприятствовала дальней-шей дифференцировке, что обеспечило эволюцию многокле-точных — животных и растений, и привела к увеличению многообразия форм живого.

Основные этапы хими-ческой и биологической эволюции.

Таким образом, возникновение жизни на Земле носит за-кономерный характер, и ее появление связано с длительным процессом химической эволюции, происходившей на нашей планете. Формирование структуры, отграничивающей орга-низм от окружающей среды, — мембраны с присущими ей свойствами — способствовало появлению живых организ-мов и ознаменовало начало биологической эволюции. Как простейшие живые организмы, возникшие около 3 млрд лет назад, так и более сложно устроенные в основе своей струк-турной организации имеют клетку.

Самостоятельная работа

Строение

Размноже-ние

См. урок 8

См. урок 1 (царства живых организмов)

проверка

Характери-стика пер-вичных организмов

Характеристика ныне живущих организмов

Строение

Размноже-ние

Гетеротрофы

гетротрофное

анаэробное

одноклеточное

Анаэробы

половое