Предложения с пропущенными знаками препинания междометия. Знаки препинания при обращениях, междометиях, словах-предложениях. Что будем делать с полученным материалом

Если междометие стоит в начале предложения, оно отделяется запятой, а при повышенной интонации - восклицательным знаком, после которого первое слово пишется с прописной буквы: Ах, не плачет мать и не рыдает, имена родные повторяет. (Смел.) Увы! Невеста молодая своей печали неверна. (П.)

Если междометие стоит в середине предложения, то оно обычно выделяется запятыми: Жизнь, увы, не вечный дар. (П.) В тех случаях, когда междометие произносится с восклицательной интонацией, перед ним ставится запятая, а после него восклицательный знак, причем слово, следующее за восклицательным знаком,пишется со строчной буквы: Я до сих пор не могу позабыть двух старичков прошедшего века. которых, увы! теперь уже нет. (Г.)

От междометий следует отличать одинаково звучащие с ними частицы ну, о, ax, ox, эх, эк и др.

Междометия выражают чувства или побуждения к действию и интонационно выделяются: Ну, озерцо! Н-ну, озерцо! Я ли не перевидел на своем веку чудес.(Аст.) Ну, тащися. Сивка. (А. К.) Частицы же имеют усилительное значение и не отделяются интонационно от слова, при котором стоят: И новые друзья ну обниматься, ну целоваться. (Кр.)

О в качестве частицы, как правило, выступает при обращении и не отделяется запятой от него: Но так и быть: простимся дружно, о юность легкая моя! (П.)

Междометия ax. ox, ой, ай и др. выполняют функцию частиц: 1) при личном местоимении, за которым следует обращение: [Ах ты. Теркин. Ну и малый, и в кого ты удался, только мать, наверно, знала. (Твард.) Ой ты, Волга, родимая Волга, кто не любит твоих берегов. (Л.-К.)] 2) в сочетании с усилительными частицами и. да. уж: Ай да мед! (П.) Ох уж медлительный у нас дед. (Аст.)

Сложные междометия и звукоподражания пишутся через дефис: «Ай-ай, сколько же тут птицы!» - изумился Хомутников... (Марк.) «Так-так, так-так!» -стучали ходики, отмеряя время. (Пауст.)

Междометие – изолированная часть речи, которая на письме чаще всего выделяется запятыми. В этой статье рассмотрены правила обособления междометий в речевой конструкции, приведены наглядные примеры и важные моменты.

Изолированной частью речи, которая не относится ни к служебным, ни к самостоятельным, является междометие. Оно помогает выразить чувства, эмоции, побуждения, но не называет их.

На письме, чаще всего, междометия выделяются запятыми. Существует ряд правил, как выделяется данная часть речи в разных предложениях.

Правила употребления пунктуации при междометиях

  • С помощью запятой выделяются междометия в конце или начале предложения, которые произносятся без восклицания и особых чувств.

    Например: Ах, какое прекрасное лето! Опять не успел на электричку, эх.

  • Если слово находится в середине предложения, оно выделяется запятыми с двух сторон.

    Например: Умру, ей-богу, сейчас умру! Жалко, ой, как жалко, что Вы уезжаете.

  • Произнесённые слова-междометия с особой интонацией выделяются восклицательным знаком.

    Например: Браво! Какой успех!

  • Если слово произносится с особыми чувствами и стоит в конце предложения, то перед ним ставится запятая, а в конце – восклицательный знак.

    Например: Мы победили, ура!

  • В словах-предложениях, относящихся к данной части речи в конце может ставиться восклицательный знак или многоточие, а также их сочетание.

    Например: Ба! Какие люди! Гм… – задумался педагог. Ура!… - кричали все вокруг.

  • Повелительно-побудительные слова выделяются знаком восклицания.

    Например: Эй! Иди сюда!

Обратите внимание!

Очень часто междометия путают с частицами, которые служат для усилительного значения слов. В таких случаях обособление междометий на письме не происходит.

Например: Ну пойди-ка сюда!

В русском языке среди таких частиц чаще всего употребляются:

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

о - используют в обращениях для придачи особых эмоций выражений (О ночь, прекрасней тебя нет );

ах - находится перед местоимением, после которого стоит обращение (Ах ты, милый мой сынок! );

ну - стоит в начале предложения (Ну надо же такому случиться! );

– частицы, которые стоят перед словами какой, как и выражают признак высокой степени (Ах какой прекрасный цветок! ).

Кроме того, бывают случаи, когда междометия входят в состав цельных выражений (Ай да, эх и, ух и т.д.). В таких предложениях запятая не ставится.

Например: Ай да молодец! Ух и погода сегодня разыгралась!

При повторяющихся в предложении словах также может встречаться данная часть речи. В таких случаях запятая ставится перед междометием (Трудно будет с Вами, ой трудно. ).

Оценка статьи

Средняя оценка: 5 . Всего получено оценок: 27.

В письменной речи нередки случаи использования таких элементов, как обращения или междометия. Они необходимы для создания нужного колорита в повествовании, а также для обозначения субъекта, к которому обращаются. Пунктуация при использовании данных слов имеет свои особенности, знать которые необходимо.

1. Правописание запятых при обращении.

Сначала определим сам термин «обращение».

Обращение – это слово или словосочетание, называющее того участника действия, к которому обращено высказывание.

Это может быть не обязательно одушевленное лицо, но и неодушевленный предмет тоже. В системе русского языка этой единице отведено периферийное место, и членом предложения обращение не является.

На письме обращение выделяется запятыми. Если в предложении есть слова, относящиеся к обращению, то они вместе с ним отделяются запятыми от остальной части высказывания. Например:

  • Уважаемые коллеги, минуточку внимания.
  • Отец Василий, я пришла к вам за помощью.

Примечание. Иногда обращение может быть выделено другим знаком препинания, например восклицательным знаком. Делается это с целью особо выделить того, к кому обращаются:

  • Тучки небесные, вечные странники!
    Степью лазурною, цепью жемчужною
    Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
    С милого севера в сторону южную. (Лермонтов)
  • Э, голубчик! обманывай других этим; будет еще тебе от заседателя за то, чтобы не пугал чертовщиною людей. (Гоголь)

2. Правописание запятых при междометиях.

Междометия – это отдельных класс неизменяемых слов, которые служат для грамматически неоформленного выражения эмоций, чувств и волеизъявлений .

Это уникальная группа слов, не входящая в синтаксическую систему русского языка. Она только указывает на разные реакции и эмоции, но не называет их. Имеет свои правила правописания.

Обычно на письме междометия («эх», «ох», «эге-гей», «ах», «о», «ну», «эй», «оп», «ой», «ай», «ай-ай-ай», «ой-ой-ой» и т.д.) выделяются запятыми (иногда для усиления эмоциональности, восклицательными знаками):

  • Ай-ай-ай, нехорошо! – пожурил он и погрозил пальцем.
  • Эх, надоело все, уеду я.
  • О, вы были ребёнок резвый (Пушкин).
  • Ох, доска кончается, сейчас я упаду! (А. Барто)
  • Ах, какая женщина, какая женщина! Мне б такую! (гр. «Фристайл»)
  • – Эге-ге-ге! да это из одного гнезда обе птицы! Вязать их обоих вместе! (Н.В. Гоголь)

Примечание. Частицы «о», употребляемая при обращении, а также «ну», «ах», «ох» — это омонимы таких же междометий. Однако на письме эти частицы запятыми не выделяются:

  • О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? (Пушкин)
  • Но не хочу, о други, умирать. (Пушкин)
  • Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! (Лермонтов)
  • Ну что ж, Онегин? Ты зеваешь? (Пушкин)
  • Ах ты какая!
Справочник по русскому языку. Пунктуация Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 28. Междометия и частицы

§ 28. Междометия и частицы

1. Междометие отделяется или выделяется запятыми, если произносится без восклицательной интонации: Ахти, ребята, вор! (Кр.); Эй, завяжи на память узелок! (Гр.); Увы, на разные забавы я много жизни погубил! (П.); А, не до слов теперь! (Г.); Браво, Вера! Откуда у тебя эта мудрость? (Гонч.); У, какие страсти! (Даль); Эге, да это я совсем не туда попал! (Т.); Чу, сверчок за печкой затрещал (С.-Щ.); «Батюшки, задавили», - послышался женский голос (Л.Т.); Эх, да мало ли что снилось наяву Якову Лукичу! (Ш.); Ушица, ей-же-ей, на славу сварена (Кр.); Жизнь, увы, не вечный дар! (П.); Нет уж, дудки, ваша милость! (Ерш.); Как я люблю море, ах, как я люблю море! (Ч.); Вон та, средняя, ух, прытка в работе (Вс.Ив.).

2. Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. Если междометие в начале предложения, то следующее за ним слово пишется с прописной буквы, а если в середине - то со строчной: Тьфу! Оплошал… (Гр.); Караул! Лови, лови, да дави его, дави (П.); Эх! Да ты, как я вижу, слова не дашь вымолвить (Г.); «У! Баловень!» - тихо ворчит нянька (Гонч.); А! Была не была! (Т.); Ну, ну! Не выдай, конь! (Н.); Подаю в отставку. Баста! Пять лет всё раздумывал и наконец решил (Ч.); Батюшки! Что у тебя с рожей-то? (М.Г.); Ага! Держитесь, теперь мы будем вас ругать! (Аж.); А ныне, ах! за весь его любовный жар готовится ему несносный столь удар (Кр.); Я до сих пор не могу позабыть двух старичков прошедшего века, которых, увы! уже нет (Г.); Марья, знаешь, щедровита, да работать, ух! сердита! (Н.).

3. Следует различать междометия и одинаково звучащие частицы: после междометий запятая ставится, после частиц - нет. Ср.:

О, это была бы райская жизнь!.. (Г.) - О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? (П.);

Ну, давай плясать! (Остр.) - Ну как не порадеть родному человечку! (Тр.);

«Ой, кто это?» - испуганно воскликнула Дуся (Лапт.). - Ой ты гой ecu, Волга, мать родная! (П.);

Ах, какие это были ночи! (Гарш.) - Ах ты, обжора! (Кр.)

Примечание. При разграничении подобных случаев учитывается значение и употребление частиц:

1) частица о употребляется при риторическом обращении и запятой не отделяется: О вы, кому в удел судьбою дан высокий сан! (Кр.); так же перед словами да и нет: О да, конечно; О нет, ни в коем случае;

2) частица ах, стоящая перед личными местоимениями ты и вы, за которыми следует обращение, запятой не отделяется: Ах ты, мерзкое стекло! (П.); Ах ты, степь моя, степь привольная! (К.) Так же в сочетании ах да, употребляемом при неожиданном воспоминании о чем-либо упущенном: «Ах да! - вдруг хлопнул себя по лбу Свежевский, - я вот болтаю, а самое важное позабыл вам сказать» (Купр.);

3) частица ну употребляется в усилительном значении и запятой не отделяется: Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! (Гр.); часто в сочетании с что за: Ну что за шейка, что за глазки! (Кр.); в сочетании с частицами и, уж: Ну и гроза! Давно уж такой не бывало (Реш.); Ну уж и женщины-то ваши хороши (Остр.); в сочетании с да: «Ну да! Тебя Гнедко сбросит!» - говорит пренебрежительно Зина (Г.-М.); ср. также: Ну зачем так резко?; Ну что за вопрос!; Ну пускай я не прав; Ну как, всё в порядке?; Ну что тут скажешь?; Ну скажи!; Ну как вам мне это объяснить?; Вы пришли ну, скажем, в фотоателье; Ну так и жди сюрприза; Ну вот и всё; Ну что вы?; Ну нет; Ну почему нет?; Ну а он? Ну и жара выдалась!; Дайте ну хотя бы эту книгу!; Без него ну просто не справиться с этой работой; Наталья и сама понимала, что только с богиней можно сравнить её, ну с Дианой (АЛ.) («допустим», «положим»).

4. Запятая не ставится внутри цельных сочетаний ах ты, ах вы, ах он, ух ты, эх ты, аи да, ах и, эх и, ух и, эй и, ох эти и т. п., в которые входят междометия и местоимения или частицы:

Ай да мёд! (П.); Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган! (А.Т.); Ах ты жестокий!; Ах он змея!; Ах ты грех какой!; Ах они плуты прожжённые!; Ох эти сплетницы!; Ох и печёт сегодня!; Ух и вино!; Эх и рассердился!; Эх эти шалунишки! В подобных случаях эмоции выражаются не только междометием, но и интонацией: Ух бедная!; Ух что сделано!; Прораб наш - эх башка!

Указанные междометия входят как составной элемент в предложения с повторяющимися словами: Хорошо здесь, ах хорошо!; Трудно ему было сначала, ох трудно!; Тонкий расчёт у командира, эх тонкий!; Нудный ты, ух нудный!; Достанется тебе от матери, ух достанется!; Хочется мне тебе всыпать, ой хочется!

Не разделяются запятой конструкции с междометиями эк, эка: Эк его разобрало! (Г.); Эк ты храпишь, за две комнаты слышно (Гонч.); Эк на вас погибели нет (Т.); Эк ты напугал меня (М.-С.); Эка раненых-то валится, Господи! (Гарш.)

5. Не отделяются запятой междометия, стоящие перед словами как, какой и в сочетании с ними выражающие высокую степень признака (в значениях «очень», «весьма», «замечательный», «изумительный», «ужасный»): …Под час в каждом приятном слове её торчала ух какая булавка (Г.); Собственность, значит, признаёт; а это, по нынешнему времени, ах как приятно! (С.-Щ.); Это, брат, ух как горько и ух как подло! (Усп.); Отстал я от хороших людей, ах как отстал! (Ч.); Самонадеянности море ох как не любит (Соб.); Мы могли бы получить ой какие увечья (Бедн.).

6. Отделяются или выделяются запятыми междометные выражения: До сих пор, благодарение Богу, подбирались к другим городам (Г.).

Сочетание слава Богу выделяется запятыми, если употреблено для выражения радости, успокоения, облегчения, удовлетворения по поводу чего-либо: Он застрелиться, слава Богу, попробовать не захотел (П.); …Нынче, слава Богу, смирнее, а бывало, на сто шагов отойдёшь, уже где-нибудь косматый дьявол сидит и караулит (Л.); Слава Богу, хоть с этой стороны меня поняли (Ч.).

В значениях же «хорошо», «благополучно» или «в хорошем состоянии» сочетание слава Богу выполняет роль сказуемого и запятыми не отделяется: Материнские письма были коротки, наполовину состояли из родственных поклонов и успокоительных заверений, что дома всё слава Богу (Пол.); Но старик не выдержал и со слезами в голосе заговорил о том, что делиться он не даст, пока жив, что дом у него слава Богу, а разделить - все по миру пойдут (Л.Т.).

Сочетания чёрт возьми, чёрт дери выделяются запятыми: Уж я вам отвечаю, что Печорин струсит, - на шести шагах их поставлю, ч ёрт возьми! (Л.); Разбудил меня, чёрт его возьми, сказал, что придёт опять! (Л.Т.); А я ведь рад, что тебя встретил, чёрт те дери! (М.Г.); Тут ещё на грех рана на бедре открылась, чёрт бы её драл (Перв.) Но выражения чёрт знает, чёрт дернул запятыми не отделяются и не выделяются: Чёрт знает на что расходовался ум воспитанника! (Пом.); Врачи там написали обо мне чёрт знает что (Н.О.); Чёрт же его дёрнул ночью с пьяным разговаривать! (Л.); Чёрт меня дёрнул Яшку останавливать! (Буб.)

7. Повелительно-побудительные междометия и звукоподражательные слова отделяются запятой или восклицательным знаком: Только, чур, не перебивать (Пом.); У всех повыспрошу; однако, чур, секрет (Гр.); Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить! (Тр.); «Цып, цып, ти, ти, ти! Гуль, гуль, гуль!» - ласковым голосом приглашала девушка птиц к завтраку (Гонч.); Цыц! Не смей этим шутить! (Леск.)

Из книги Энциклопедический словарь (Х-Я) автора Брокгауз Ф. А.

Частицы Частицы (грамм.) – неизменяемые слова, имеющие в предложении различные функции. В этом широком смысле слова под Ч. разумеются также и наречия, и союзы, и предлоги. В более тесном смысле Ч. называются такие неизменяемые слова, которые нельзя отнести ни к наречиям, ни

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭЛ) автора БСЭ

Из книги Справочник кроссвордиста автора Колосова Светлана

Элементарные

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

6.80. Частицы и их функции в речи. Разряды частиц по значению. Словообразующие и формообразующие частицы Частицами называются неизменяемые служебные слова, которые участвуют, во-первых, в образовании морфологических форм слов и, во-вторых, форм предложения. Частицы

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

6.87. Междометия и звукоподражание В разговорной реи очень часто мы используем такие слова, которые не называют наши чувства конкретно, но которые выражают их непосредственно: ой! ах! ох! Такого типа слова принято называть междометиями.Междометия – неизменяемые части речи,

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

§ 102. Междометия 1. Междометия отделяются или выделяются запятыми, если произносятся без восклицательной интонации, например: Ох, пошлите за доктором! (Тургенев); Эй, себя сгубите, не потакайте Фоме! (Достоевский); Чу, сверчок за печкой затрещал… чу, вздохнул кто-то

Из книги Научитесь говорить так, чтобы вас услышали. 245 простых упражнений по системе Станиславского автора Сарабьян Эльвира

Безударные частицы не и ни § 77. Существуют две разные по значению и употреблению частицы - не и ни. Ср. случаи, когда они выступают под ударением: Он не? был сегодня в школе. Кто бы он ни? был, с ним необходимо поговорить. Но в большинстве случаев частицы не и ни безударны и в

Из книги автора

Служебные слова и междометия § 140. Пишутся слитно следующие служебные слова и междометия.1. Предлоги, образовавшиеся из предложно-падежных сочетаний: ввиду, вместе (с), вместо, вплоть (до), вразрез (с), вродe, вследствие, наподобие, наряду (с), насчёт, сверх, просторечные

Из книги автора

Междометия и междометные выражения запятыепри междометиях и междометных выражениях в начале и в середине предложения § 107, § 109восклицательный знакпри междометиях с повышенной эмоциональной окраской § 107при междометиях, являющихся самостоятельными предложениями

Из книги автора

Междометия, возгласы, оклики и крики как прием развития речевого диапазона Что мы произносим, когда эмоция опережает мысль? Отдельные звуки или сочетания звуков, выражающие эту эмоцию. Такие звуки в языке называются междометиями. Они могут выражать ужас, гнев, страх,

Ох, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий!

Задачи

  • знакомство с междометиями как частью речи, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи;
  • формирование умения выделять междометие знаками препинания;
  • обогащение речи учащихся за счет использования в ней междометий;
  • воспитание у учащихся бережного обращения к слову

Оборудование: Детская энциклопедия «Я познаю мир» В.В. Волина, ООО «Фирма» «Издательство АСТ» 1998г.; раздаточный материал

Ход урока

I. Разминка

Записать предложение под диктовку, используя орфографическую защиту

Ах, как инте ресно за брать ся на о брыви стый берег ре ки Се верский До нец и нырнуть в теплую про зрачн ую воду.

Устно дать характеристику предложению

Найти в предложении дуплексив

Назвать в предложении самостоятельные и служебные части речи (одно слово осталось не названым)

Назвать общие признаки и различия служебных частей речи

Выступление 1 учащегося .

Ребята, разгадайте шараду.

1. Возьмите один из слогов существительного метеор.

2. Корень глагола ждать .

3. Окончание имени существительного мужского рода в творительном падеже единственного числа.

4. Окончание глагола I спряжения в 3-м лице единственного числа настоящего времени.

5. Суффикс и окончание существительного величие.

Целое: название слова, которое выражает чувства, переживания, побуждения, но не называет их.

Ответ учащихся: ме-жд-ом-ет-ие

Что вы можете теперь сказать о не названом слове из нашего предложения?

II.Новая тема

Знакомство с особой частью речи – междометием (материал заранее готовили учащиеся, используя книгу «Я познаю мир» В.В. Волиной)

Выступление 2 учащегося.

Среди живущих на Земле существ есть совсем просто устроенные, вроде каких-нибудь одноклеточных водорослей или микробов, и очень сложные – вроде обезьяны или крокодила.

То же самое мы видим и среди частей речи. Вот, например, самое простейшее из простейших – междометие. Его никак нельзя изменить, и у него нет никакого внутреннего строения, прямо одни восклицания какие-то: Ох! Ах! Хи-Хи. Возьмем, например, О! – ну чем не простейшее одноклеточное?

Междометие с латинского переводиться как брошенное между. Вот Вам и часть речи! Однако без междометий наш разговорный язык просто нельзя себе представить.

Слово учителя:

Запишите тему нашего урока и эпиграф.

Какая задача стоит перед нами?

(ребята пытаются сформулировать задачу урока, учитель затем объявляет все задачи)

Ребята, самостоятельно изучить теоретический материал вам поможет следующее задание: составьте текст из предложений. Предложения лежат в конвертах на ваших партах.

Что вы узнали о междометии?

Ответы учащихся:

Междометие – особая часть речи, которая не называет ни предметов, ни признаков, ни действий, выражает чувства или побуждение к действию, не называя их.

Междометие не имеет морфологический признаков, поэтому и морфологический разбор его не проводят.

К междометиям примыкают, но не являются ими звукоподражательные слова, которые передают звуки, издаваемые людьми, животными, различными предметами, стихийными силами природы.

Загадка: Название какой птицы образовано от звукоподражательного междометия? (кукушка от ку-ку).

Выступление 3 учащегося : чтение стихотворения «Кукушка» А.Прокофьева:

Ку-ку. Ку-ку
У березы на суку.
Я толку:
-Ку-ку, ку-ку-
Я кукушка, лихоглазка,
Я из песни, я из сказки.

III. Закрепление

У нас в гостях посланцы страны Междометия. Гости зададут вам вопросы: (выступление 4 учащегося )

Что называется междометием?

(Междометия составляют особую часть речи)

Какую роль в предложении могут играть междометия?

(Не изменяются, не являются членами предложения, но могут употребляться в значении с другими частями речи)

Что выражают междометия?

(Чувства, настроение, но не называют их)

(выступление 5 учащегося )

Вспомните, какие междометия вы слышали: они выражают радость, торжество.

(Ах, браво, о)

Назовите междометия – сожаление.

Междометия, являющиеся выражением благодарности.

(Спасибо)

Где чаще всего в предложении стоят междометия?

(Я, могу предположить, что чаще всего междометия употребляются в начале предложения, например, записанное нами в начале урока предложение о Северском Донце)

Хотите узнать истории слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста ? У нас есть ребята, которые читали книгу «Я познаю мир».

Выступление 6 учащегося:

Баю-бай. Родное, знакомое всем с детства междометие. При укачивании ребенка обычно употребляют целую цепочку слов: баю-баюшки-баю.

Произошло это междометие от глагола баять – говорить, рассказывать сказки.

Здравствуй! Сколько раз за свою жизнь мы произносим это слово, самое распространенное и обычное русское междометие-приветствие при встрече!

Сейчас оно для нас просто знак вежливости. А между тем первоначальное значение этого слова было глубоко благожелательным. Ведь здравствуй буквально значит «будьте здоровы» , а точнее – аналогично современному приветствию.

Спасибо и пожалуйста – эти два слова междометия вежливости являются совершенно различными с точки зрения своего происхождения.

Междометие спасибо возникло в результате сращения в одно слово устойчивого словосочетания спаси Бог. Конечное «г» со временем отпало.

Слово пожалуйста было образовано от пожалуй и суффикса ста. Исходное слово пожалуй появилось, очевидно, их пожалую – отблагодарю.

Выступление 7 учащегося: (на голове ученика бумажная шапочка, на которой написано слово междометие)

Ребята, вы узнаете: без чего в речи не обойдешься . Меня зовут междометие.

Я - самое важное слово. В разговоре без меня нельзя, потому что я чувства всякие и настроения выражаю. Больно кому – он кричит: «Ай-ай-ай!» или «Ой-ой-ой!». Весело – смеется: «Ха-ха-ха!», «Хи-хи-хи!». Встретились двое – сразу ко мне за помощью: «Здравствуй!», « Привет!», « Пожалуйста!». Чуть что-то случилось – говорят: «Дело-табак», «Крышка!». И все эти ога, угу, ох и им подобное – мои родные братья

Выступление 8 учащегося: ученик читает стихотворение «Веселые рифмы» из книги «Я познаю мир» (ученики слушая, хором будут называть междометия)

«Мне, - сказало Междометие, -
Интересно жить на свете:
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет.
Те, кого охватит страх
Произносит слово «Ах!»
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово «Ох!»
Кто встречается с бедой,
Произносит слово «Ой!»
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово «Эй!»
У кого захватит дух,
Произносит слово «Ух!»
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья!»

(последнее предложение из стихотворения учащиеся запишут в тетрадь)

Слово учителя:

Вы много уже узнали о междометии, но есть еще материал, который помещен в учебнике. Он вам поможет ответить на итоговые вопросы урока.

(в конвертах уже лежат на партах вопросы)

IV.Итоги урока

Что понравилось на уроке?

Чему научились на уроке?

Что нового узнали на уроке?

V.Оценки за урок

VI. Домашнее задание

(задание с учетом изучаемой программы)