Правила правильной посадки. Правильная посадка ребёнка за партой. Правильная парта для ребенка


У родителей, которые отправляют свое чадо в первый класс, есть немало поводов для беспокойства. Как малыш будет чувствовать себя в новом коллективе? Легко ли ему будет даваться материал? В этом круговороте мыслей мамы и папы часто забывают о еще одном важном моменте - правильной положении ученика за партой.

Осанка школьника зависит от того, как первоклассник сидит на уроках. Привычка горбиться и сутулиться приобретается за считанные дни, тогда как отучить ребенка от нее действительно сложно. Вот почему с первых дней в новом амплуа ученика малыш должен понять, как сидеть за партой правильно.

Позвоночник ребенка младшего школьного возраста еще на стадии укрепления и формирования. Если у малыша красивая ровная осанка, это говорит о том, что позвоночник развивается без нарушений. Данные статистики показывают, что дети с искривленным позвоночником страдают от заболеваний пищеварительной, дыхательной и центральной нервной систем. Как же избежать этой проблемы и предупредить нарушения осанки у ребенка?

Правильное положение школьника за партой

Привычка сутулиться за партой опасна для здоровья. Кроме искривления позвоночника, страдает внимательность и успеваемость школьника в целом. Правильное положение за партой выглядит так:

  • локти малыша полностью лежат на столе, а не свисают вниз
  • спина выпрямлена, в ней не чувствуется напряжения. Она должна прикасаться к спинке стула
  • стопы полностью касаются пола или стоят на специальной подставке-опоре
  • стул для школьника должен иметь специальный выступ для поясницы
  • в согнутом положении колени образовывают прямой угол
  • также угол 90° должен быть между линиями спины и бедер
  • шею ребенок должен держать ровно, не вытягивая вперед и не наклоняя голову


Каким должно быть рабочее место школьника

Чтобы позвоночник ребенка развивался правильно, нужно создать благоприятные условия для ученика не только в школе, но и дома. Один из важнейших пунктов - выбрать письменный стол в соответствии с ростом малыша. Оптимальное решение -

Как правильно сидеть за компьютером или рабочим столом, вопрос далеко не праздный. Человечество, ведя сидячий образ жизни, невольно провоцирует нарушения в позвоночнике, что в свою очередь может нарушить работу всего организма в целом.

Человеческий организм не предназначен для 8 часового сидения за компьютером в неудобной позе в душном офисе. Согласно природе, человек должен постоянно двигаться, ходить, бегать, добывая пропитание.

Сидеть за компьютером надо правильно

За комфорт и малоподвижный образ жизни приходится расплачиваться болезнями позвоночника и нарушениями осанки уже в детском возрасте. Но вооружившись знаниями, можно снизить риск повреждений позвоночника. Небольшой, но важный шаг в этом, это правильная поза за рабочим столом. Если вы сидите неправильно, и ваше рабочее место плохо организовано, то вы подвергаете себя большому риску.

  • Из-за этого в нижней части тела образуется застой крови, что приводит к отекам ног и болям в спине.
  • Неправильная осанка за компьютером или рабочим столом создает излишнее напряжение глаз, мышц и суставов.
  • Позвоночник практически обездвижен, он не выполняет достаточное количество наклонов, прогибов, самые сложные отделы выключены из работы и оказываются лишними.

Большинство из нас проводит большую часть времени за рабочим столом в неудобной позе. Это вредно для здоровья! По данным статистики, количество офисных работников, имеющих проблемы с позвоночником возросло до 60%!

Как правильно сидеть за рабочим столом


  1. Если вы большую часть рабочего времени сидите, то следите за тем, чтобы нагрузка на ягодицы распределялась равномерно
  2. Ягодицы должны контактировать с поверхностью опоры всей поверхностью, то есть вес должен распределяться равномерно
  3. Присядьте на стул, немного поерзайте, покачайтесь взад-вперед и из стороны в сторону. Найдите максимально удобное положение таза
  4. Высота стула играет важную роль. Проверьте угол между бедром и туловищем. Величина угла должна составлять 90*
  5. Если стул слишком высок, то нет опоры на ноги, что увеличивает нагрузку на позвоночник
  6. Если стул низкий, то при вставании создается излишняя нагрузка на суставы
  7. Стопа должна равномерно контактировать с поверхностью пола, лучше немного вытянуть ноги вперед, а не поджимать под себя
  8. Спина и плечи должны опираться на спинку стула, главное внимание, уделяя поясничному отделу позвоночника

Ваша осанка,положение корпуса относительно рабочего стола,монитора, мыши,стула,все играет важную роль и определяет насколько вы устанете к концу рабочего дня. На рисунке 1 и 2 показаны классические ошибки при выборе рабочей позы. Проследите за собой,может быть и вы в их числе?

На рисунке 1 человек , сидя за столом, сильно наклоняется вперед. Что при этом происходит? Сильный наклон тела вперед ставит под удар вашу поясницу,ведь при наклоне вперед,вес верхней части туловища,который несет позвоночник увеличивается,поясница испытывает огромную нагрузку. Положение усугубится,если вы подвернете ноги под стул.

На рисунке 2 человек сильно отклонился назад от вертикали. Чем это грозит? В отклоненном назад положении больше всего страдают мышцы шеи. Если, к тому же, ваше рабочее кресло не имеет поддержки для поясницы,то вполне возможно,скоро вы почувствуете проблемы с позвоночником.

Эти 2 положения дают плохой угол обзора монитора, и к концу дня отрицательно скажутся на запястье, так как положение локтя неправильно по отношению к рабочей поверхности стола и клавиатуры.

На рисунке 3 показано правильное положение тела.

Верхняя часть тела должна быть прямой,предплечья параллельны бедрам и рабочей поверхности стола, чтобы избежать деформации кисти.

Угол между бедром и коленом 90-120*.

Если в течение рабочего дня вы будете стараться сохранять правильную позу за рабочим столом,то устанете значительно меньше и сохраните ясность мысли.

Как сидеть неправильно

  • Нельзя целый день сидеть на очень мягких стульях и в глубоких креслах. Сидя на такой мебели, невозможно держать спину прямо, что приводит к нарушениям осанки.
  • Сидеть нога на ногу. Поза нога на ногу приводит к искривлению позвоночника и варикозному расширению вен.
  • Нельзя целый день сидеть неподвижно. Это приводит к застою венозной крови в нижних конечностях и искривлению позвоночника.
  • Обязательно каждые полчаса надо вставать, ходить 5 минут и чаще потягиваться. Делайте упражнения при сидячей работе.
  • Если у вас сидячая работа,чаще меняйте положения рук и ног.
  • Делайте небольшую растяжку.

Подберите удобное рабочее кресло. У хорошего рабочего кресла должен быть подголовник, а под ноги подставьте специальную подставку.

Профилактика нарушений осанки.

При обучении в ОУ на первый план выходит необходимость длительно поддерживать статическую позу сидя за столом (партой). Дети проводят за столом от 4 до 6 ч., а в школе от 6 до 10 ч. Вместе с тем статическая выносливость у детей и подростков невелика, утомление организма развивается относительно быстро (это связано с возрастными особенностями двигательного анализатора). Так, у первоклассников через 5-7 мин, а у второклассников через 9-10 мин сокращённые мышцы переходят из состояния напряжения в состояние расслабления. Внешне это проявляется в изменение позы, двигательном беспокойстве.

Трудной задачей для детей является и неподвижное стояние. Дети (даже в младших классах) не могут удержать стойку «смирно» более 5-7 мин.

Большая статическая нагрузка ещё больше возрастает, если уребенок сидит за мебелью неправильной конструкции или не отвечающей своими размерами длине и пропорциям тела. В этих случаях ребенок не может сохранять правильную рабочую позу, в результате чего и нарушается осанка.

Поэтому для профилактики нарушений осанки очень важны:

  1. Правильный подбор мебели.
  2. Обучение детей правильной посадке.
  3. Обучение детей правильно держать тело.
  4. Обеспечить достаточный двигательный режим, регулярную смену деятельности, использовать физкультминутки.

Подбор мебели.

Мебель должна соответствовать росту ребёнка.

Стул должен соответствовать пропорциям тела и иметь спинку. Спинка стула и сиденье должны быть жёсткими, профилированными (спинка - по форме изгибов позвоночника, сиденье - профилированным по форме ягодиц и бёдер). Глубина сиденья должна быть не менее 2/3 – 3/4 длины бедра, чтобы не сдавливались подколенные кровеносные сосуды и нервы.

Высота сиденья стула над полом должна быть равна длине голени сидящего со стопой (от подколенной впадины) + 5-10 мм на каблук. При этом ноги ребёнка должны быть согнуты во всех суставах (тазобедренном, коленном и голеностопном) под прямым углом.

Стол подбирается следующим способом: в положении сидя – предплечья должны свободно опираться о крышку стола, при этом плечи ребёнка не опущены и не приподняты. Крышка стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки. В положении стоя - ребёнок должен опираться всей ладонью о крышку стола, плечи при этом должны располагаться симметрично. параллельно крышке стола.

Если школьники сидят за более высокими столами, чем им требуется по росту, то неправильное положение тела и ассиметрия плеч отмечаются в 44% случаев. При рассаживании за более низкие столы ассиметрия плеч регистрируется у 70% учащихся. Кроме того, в этих случаях были получены данные, свидетельствующие о большом напряжении мышц спины и туловища, о резко выраженной ассиметрии и активности спинных и шейных мышц правой и левой половины тела. Такие же изменения наблюдаются при использовании стула, имеющего прямую спинку, наклон сиденья назад, укороченное сиденье.

Для соблюдения правильной посадки и профилактики нарушений нужно соблюдать определённые соотношения между столом и стулом :

1). Дистанция спинки – расстояние (по горизонтали) от спинки стула до края стола. Оно должно быть равно величине передне-заднего диаметра грудной клетки + 3-5 см (на изменение грудной клетки при дыхании).

2). Дистанция сиденья – расстояние (по горизонтали) между передним краем стола и краем стула.

Дистанция сиденья должна быть отрицательной, т. е. край стула должен заходить под крышку стола на 4-5 см.

Нулевая и особенно положительная дистанция не позволяет ребёнку сохранять правильную посадку за столом. При них ребёнок сильно наклоняется вперёд, что увеличивает нагрузку на мышцы спины и шеи и приводит к утомлению.

Дистанция сиденья:

1 - нулевая; 2 – отрицательная; 3 – положительная.

Дистанция спинки и дистанция сиденья – взаимозависимые показатели. Их правильность можно определить следующим образом: между передним краем стола и грудной клеткой ребёнка должна проходить ладошка (или кулачок).

3). Дифференция – высота стола над сиденьем стула. Она должна позволять сидящему свободно класть руки на стол, без поднимания или опускания плеч. При большой дифференции ребёнок поднимает плечи (особенно правое), при маленькой – сгибается, горбится, низко наклоняет голову. Это приводит к ассиметричному положению тела и искривлению позвоночника, а также сокращает расстояние от глаз до стола.

Оптимальная дифференция определяется следующим образом: уровень столешницы должен быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки сидящего человека.

Каждому ребёнку подбирают стол и стул в соответствии с его ростом. На основе исследований детей и подростков принята ростовая шкала с интервалом в 15 см, на основе которой разработаны стандарты на учебную мебель 6 номеров по ГОСТам (с соответствующей цветовой маркировкой).

Стулья и столы одного размера маркируются, т.е. помечаются определённым цветом. Это необходимо, чтобы ребёнок мог самостоятельно найти нужные ему стол и стул. В каждой группе (классе) необходимо иметь мебель не менее трёх групп (номеров). Только в этом случае каждому ребенку можно обеспечить рабочее место, соответствующее его росту.

Правильная посадка ребёнка за партой.

Занятия за столом (партой) связаны со статическим напряжением мышц спины, шеи, живота, конечностей. Детям надо длительное время сохранять рабочую позу, а выносливость к статическим усилиям у детей низкая. Длительное вынужденное сидение в одной позе способствует нарушению осанки. Поэтому нужно обучить детей правильной посадке за столом.

Правильная посадка обеспечивает сохранение работоспособности на уроке. При правильной посадке создаются наилучшие физиологические и гигиенические условии для работы учащегося за партой: нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение.

Наиболее устойчивой и наименее утомительной является прямая посадка с лёгким наклоном корпуса вперёд. При этом для уменьшения напряжения мышц важно увеличить количество точек опоры. Поэтому ребенок должен :

· сидеть на всём сиденье;

· опираться спиной (пояснично-крестцовой частью) о спинку стула;

· предплечьями – о крышку стола (предплечья должны свободно лежать на крышке стола, создавая дополнительную опору и уменьшая мышечное напряжение);

· опираться ногами о пол или подставку. При этом ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под углом 90 ;

· ровно держать корпус, лишь слегка наклоняя голову и туловище вперёд при чтении и письме (оптимальный угол наклона в грудной части корпуса составляет 170 . Слегка наклонённое положение туловища более рациональное, чем выпрямленное, оно облегчает нагрузку на связочно-мышечный аппарат и цнс. Но наиболее физиологичной считается возможность перехода от прямой посадки к слегка наклонённой, возможность свободно изменять угол наклона корпуса и положения рук.

· между туловищем и краем стола должно оставаться свободное пространство – 4-5 см (это расстояние соответствует ширине ладони или кулачка ребёнка). Это обеспечивает свободное дыхание, грудь и живот не сдавлены.

· Плечи должны быть на одном уровне и располагаться параллельно крышке стола;

· Расстояние от глаз до книги (тетради) должно быть не менее 30 см (равно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами). Это проверяется следующим образом: Если поставить руку на локоть, то глаза должны быть на уровне большого пальца руки.

Правильная посадка возможна только в том случае, если мебель соответствует росту ребёнка.

Обратите внимание, как вы сейчас сидите: чувствуете ли вы боль в спине, ногах, шее? Многие сидят неверно: руки свисают, ноги перекрещены, а спина выглядит как крючок. Некоторые находятся в таком положении по несколько часов в сутки! Неправильная посадка ведет к нарушению осанки, болям в спине, затекание ног, запоры, вздутие живота и т.д. При верной посадке внутренние органы функционируют правильно и давление на позвоночник минимально, остальные части тела не устают. Правильная посадка включает удобное рабочее место и верное расположение спины, ног и рук.

Расположение тела при правильной посадке

Выпрямите спину, втягивая живот и раскрывая плечи. Ноги должны упираться в пол. Руки расслаблены, локти полностью лежать на столе, и слегка расставлены по бокам. Сидеть следует на краю стула, не пережимая заднюю часть бедра. Почувствуйте, как ваши седалищные кости упираются в сидение. Вершины этих костей йоги называют «фундамент» позы. Сидеть нужно точно на вершинах, не отклоняясь вперед или назад. Органы в таком положении поднимаются вверх, что хорошо заметно женщине.

Удобное рабочее место

  1. Стул должен иметь спинку, изгиб на уровне поясницы. Когда спина устает, вы сможете плотно упереться и отдохнуть. Чтобы ноги упирались пятками в пол, необходима высота стула соответствующая вашему росту. Для регулировки есть специальные накладки на сидение и подставки под ноги. Сидение желательно твердое, чтобы почувствовать «фундамент».
  2. Опустите руки и поднимите локти перпендикулярно плечам, немного подайте их вперед, так чтобы они находились на столе. В этом случае руки не должны напрягаться и свисать. Если высота стола не позволяет расслабленное положение рук, измените высоту стула.
  3. Компьютерная клавиатура должна быть расположена ниже основной высоты стола.
  4. Не наклоняйте голову при чтении, используйте подставку для книг.

Основные правила для правильной посадки в течение дня

  1. Менять положение спины и ног каждый 15 минут;
  2. Разминки для ног, рук и глаз необходимо делать каждые 30 минут;
  3. Опираться на спинку стула или кресла, только если устали;
  4. Не перекрещивайте ноги и не ставьте одна на другую, так вы затрудняете кровообращение;
  5. Не наклоняйте голову вперед и не напрягайте мышцы шеи;
  6. Задняя часть бедра располагается на 2/3 сидения и не «впивается» в стул.

Вот и всё, теперь вы сидите правильно?

Формирование правильной осанки у школьников – одна из первоочередных задач родителей и учителей. Правильно сидеть за столом ребенку нужно для того, чтобы избежать нарушений развития позвоночника, мышц спины и внутренних органов. Согласно медицинской статистике, среди детей с различными типами искривлений позвоночника чаще встречаются заболевания дыхательной системы (пневмонии, астмы, бронхиты), пищеварительного тракта (гастриты, холецистит, колики, запоры) и ЦНС (нарушения внимания и расстройства памяти).

В данной статье мы поговорим о профилактике нарушений осанки у школьников и о том, как правильно должен сидеть ребенок.

Как правильно сидеть школьнику за партой?

Правильная осанка за партой не только предотвращает развитие искривлений позвоночника, но и повышает работоспособность, а также положительно сказывается на качестве умственной деятельности и внимательности.


Как правильно сидеть за столом школьнику:

  • колени под столом должны быть согнуты под прямым углом;
  • линия спины и бедер также должны образовывать прямой угол;
  • локтевые суставы должны полностью лежать на столе;
  • стопы ног должны полностью стоять на полу (или специальной подставке);
  • на спинке стула должен быть специальный выступ (опора для поясницы);
  • спина должна быть ровной, не напряженной;
  • высота стола должна соответствовать росту ребенка. Таким образом, школьнику не придется сутулиться или слишком высоко поднимать локти;
  • не стоит склонять вперед голову или сгибать при сидении спину. Шея должна быть прямой, а спина прикасаться к спинке стула.

Как правильно выбрать стол?

Правильная осанка во многом зависит от правильно организованного и от качества письменного стола и стула. В течение жизни, по мере роста ребенка, мебель должна «расти» вместе с ним. Для этого можно либо регулярно покупать новые столы и стулья, либо же изначально выбрать модели с возможностью регулировки высоты, угла наклона и прочих характеристик.

Важно также помнить, что слишком яркая или светлая мебель отражает много световых лучей, а слишком темная поверхность письменного стола поглощает свет. И то, и другое приводит к быстрой утомляемости глаз ребенка. Лучше всего выбирать нейтральные цвета столешницы (пастельные или оттенки натурального дерева).

Профилактика нарушений осанки у детей

Отличной профилактикой нарушений осанки является спорт. Регулярные умеренные физические нагрузки помогают поддерживать тонус мышц спины и живота, что значительно снижает риск искривлений позвоночника. Конечно же, наиболее важным элементом формирования правильной осанки является сознательный контроль над правильностью положения тела при сидячей работе. Не только сами дети, но и родители постоянно должны контролировать правильность осанки, стараясь всегда сидеть прямо, не сутулясь и не сгибаясь.