Почему бог не всегда отвечает на молитвы? Почему Бог не отвечает нам

Как Бог отвечает на наши молитвы?

Мэрлин Адамсон

Вы когда-нибудь встречали человека, который по-настоящему доверял Богу? Когда я была атеисткой, у меня была подруга, которая часто молилась. Каждую неделю она рассказывала мне о нуждах, о которых молилась, и каждый раз я видела, как Бог отвечал на её молитву самым удивительным образом. Знаете ли вы как тяжело для неверующего человека наблюдать за такими вещами? Спустя некоторое время единственным моим аргументом в защиту своей позиции было «простое совпадение», но и он уже не выдерживал никакой критики.

Так почему же Бог отвечал на молитвы моей подруги? Главной причиной было то, что у нее были близкие взаимоотношения с Ним. Она хотела следовать за Богом. Она действительно слушала, что Он ей говорил. По её мнению, у Бога было право направлять её и руководить её жизнью, и она не только не имела ничего против, но и была благодарна Ему за это! Для неё молитва была естественной составляющей её отношений с Богом. Она нуждалась в том, чтобы приходить к Богу со своими заботами, страхами и надеждами, просто рассказывать Ему обо всем, что происходит в её жизни. И более того, она была уверена, основываясь на том, что прочитала в Библии, что Бог хочет, чтобы она доверяла Ему таким образом

Для подтверждения своей правоты она часто цитировала из Библии: «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» 1 , «Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их...» 2

Если это так, то почему Бог отвечает не всем?

Возможно, это происходит потому, что у этих людей нет близких взаимоотношений с Ним. Они могут признавать существование Бога, и даже обращаться к Нему за помощью время от времени. Но те, которые никогда не получали ответы на свои молитвы, возможно не имеют общения с Ним. Более того, они никогда не получали прощения за свои грехи. Какое это имеет отношение к делу, спросите вы. Вот и объяснение: «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать». 3

Вполне естественно, что люди, чувствуют себя далекими от Бога. Что они обычно говорят, когда молятся? Выглядит это примерно так: «Бог, мне правда очень нужна твоя помощь..., -после небольшой паузы, — я знаю, я совсем не идеальный, и у меня нет права просить тебя об этом...». Человек осознает свою нечистоту, и чувствует, что Бог тоже знает, насколько он недостоин просить Его о чем-либо. И тогда человек думает: «Кого я обманываю? Это не сработает...». Этот человек наверняка не знает как получить Божье прощение за свои грехи. И он наверняка не знает, что может обрести общение с Богом, в любое время, когда пожелает, и что тогда Бог услышит его молитвы.

Как молиться: основы

Прежде всего, вам нужно начать со своих взаимоотношений с Богом. Представьте себе такую ситуацию, парень, по имени Майк, хочет, чтобы ректор одного очень престижного университета (с которым он даже не знаком) подписал очень важные документы, которые подтверждали бы его Майка, платежеспособность. Очевидно, что у парня абсолютно нет шансов на успех (исходя из предположения, что ректор такого престижного университета далеко не дурак). Но рискнем предположить, что если о такой же услуге, попросила бы дочь ректора, то никаких проблем у неё не возникло бы. Связи решают все.

То же самое с Богом, когда человек становится дитем Божьим и следует за Ним, Бог слышит его и отвечает на его молитвы. Иисус сказал: «Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня...Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей». 4

Что касается вас лично, вы действительно знаете Бога? И знает ли Он вас? Имеете ли вы близкие отношения с Ним, которые гарантируют вам ответы на молитвы? Или, может быть Бог далек от вас, и вы имеете о Нем лишь общее представление? Если эти вопросы имеют для вас значение, и вы хотите стать ближе к Богу, эта статья поможет вам разобраться во многих вопросах и расскажет, как начать близкие отношения с Богом прямо сейчас:

Всегда ли Бог будет отвечать на ваши молитвы?

Тем, кто знает Его и следует за Ним, Иисус говорит: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» 5 «Пребывать» в Нем и в Слове значит поступать согласно Его воле, полагаться на Него. Тогда мы можем просить у Него все, что пожелаем. Вот и другой пример: «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, что бы не попросили, - знаем и то, что получаем просимое от Него». 6 Бог отвечает на наши молитвы согласно своей воле (и согласно своей мудрости, святости и любви к нам)

Камнем преткновения для нас часто становится убеждение в том, что мы знаем Божью волю. При этом наше убеждение чаще всего основывается на наших чувствах. Мы предполагаем, что на нашу молитву, о конкретной нужде, Бог может ответить одним единственным, правильным для нас, образом. Вот когда могут возникнуть проблемы. Мы, люди, ограничены во времени и пространстве, наши знания тоже имеют пределы. Когда что-то происходит мы не можем оценить ситуацию целиком, тем более не имеем представления какие последствия она будет иметь в будущем. Мудрость же Бога безгранична. Как то или иное событие повлияет на вашу жизнь и вообще на историю в целом, знает только Он один. И Его замыслы идут дальше нашего понимания и даже воображения. Поэтому Бог не будет делать что-то только потому, что мы думаем это то, что нам нужно.

В чем заключается Божья воля?

О Божьей воле могут быть написаны тысячи и тысячи книг. Библия это ничто иное, как описание Божьего плана для нас и тех отношений, которые Бог задумал между Ним и человеком. Он хочет, чтобы каждый из нас пребывал в общении с Ним. Вот всего несколько примеров: «И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому еще удерживается, чтобы сжалиться над вами; ибо Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на Него!» 7 . Видите? Бог жаждет помиловать каждого, кто обратится к Нему. «Бог — Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него» 8 «Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его» 9

Но любовь Божья и Его верность лучше всего отражается в следующих словах: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» 10 , - это именно то, что сделал Иисус. И в заключение: «... Если Бог за нас, кто против нас?» 11

Молитвы, которые остаются без ответа

Бог хочет, чтобы мы доверяли Ему все наши страхи и заботы. Даже если ситуация остается безысходной: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» 12 . Иногда нам кажется, что обстоятельства сильнее нас, что жизнь превратилась в хаос, но это не так. Когда нам кажется, что все вокруг нас рушится, Бог наводит в нашей жизни порядок. Именно в таких сложных обстоятельствах, человек может осознать ту радость, которую дают близкие отношения с Богом. «...Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом. И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» 13

Бог может найти такие решения вашей проблемы, о которых вы даже мечтать не смеете. Поверьте, любой христианин может потвердеть эти слова примерами из своей собственной жизни. Но даже если обстоятельства не изменятся, Бог все равно дает мир в сердце и дарует утешение. Иисус сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается». 14

Именно в таких сложных обстоятельствах, мы должны доверять Богу. В Библии написано: «...мы ходим верою, а не видением» 15 , но это не слепая вера. Она основана на знании Бога, Его характера, на знании того, кто Он. Когда машина движется по мосту, безопасность водителя и пассажиров зависит от того, насколько прочен этот мост. Не важно, что об этом думает сам водитель и его попутчики, но им всем приходится довериться надежности этого моста.

Также и Бог хочет, чтобы мы верили Ему, полагаясь полностью на Его надежность, милость, любовь, святость и мудрость. Это в наших интересах. Он говорит: «Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» 16 , «Народ! Надейтеь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище» 17

В заключение....Как молиться.

Бог обещает отвечать на молитвы своих детей (тех, кто принял Его как Господа и Спасителя). Приносите Ему все наши нужды в молитве, и Он позаботиться о них самым лучшим образом.

Когда мы встречаемся с трудностями, нам нужно переложить на Него наши заботы и Он дарует нам мир, который превыше любых обстоятельств. Основа нашей надежды и веры заключается в знании Бога, в том какой Он. Чем лучше мы знаем Его, тем больше доверяем Ему.

Для того чтобы больше узнать о характере Бога, см статью «Бог - кто это?» или другие статьи на этом сайте. И помните, первая молитва, на которую Бог ответит, будет ваша молитва покаяния, в которой вы попросите о личных взаимоотношениях с Ним.

У меня есть вопрос…
Как начать взаимоотношения с Богом…

1] 1 Иоанна 5:14 1 Петра 3:12 Исайя 59:1-2 Иоанна 10:14, 27-28 Иоанна 15:7 1 Иоанна 5:14-15 Исайя 30:18 Псалтирь 17:31 Псалтирь 146:11 Иоанна 15:13 Римлянам 8:31 1 Петра 5:7 Филиппийцам 4:5-7 Иоанна 14:27 2 Коринфянам 5:7 Иеремия 31:3 Псалтирь 61:9

Среда, 03 Апреля 2013 г. 10:29 + в цитатник

Препятствия в молитвах... Почему Бог не отвечает на молитвы?... Читая молитву, сосредоточтесь на образе... Как благословить ребенка...


Почему Бог не отвечает на молитвы?

Нередко в нашей жизни бывает такое, что молитвы остаются без ответа. Все мы знаем, что Бог чаще отвечает «Да», чем «Нет» или «Подожди», но бывает и так, что мы не слышим даже таких ответов. Почему так бывает? Давайте рассмотрим, что об это говорит Слово Божие в Новом Завете и возможно найдём ответы для себя.


1) Молитва на показ - Нет тайны

(Матф.6:5,6) 5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

2) Многословие в молитве - Нет краткости

(Матф.6:7,8) 7А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

3) Нет прощения грехов ближнему

(Матф.6:14) Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,(Мар.11:25) И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.

4) Нету веры

(Матф.21:22) 22 и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.(Иак.1:6) Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.


5) Нет постоянства

(1Фесс.5:17) 17 Непрестанно молитесь.(Кол.4:2) Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.

(Рим.12:12)

утешайтесь надеждою; в скорби [будьте] терпеливы, в молитве постоянны;

(Лук.11:9,10)

И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,

ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.


6) Нет единства в молитве

(Матф.18:19,20) 19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.


6) Нет прошения во имя Иисуса Христа

(Иоан.16:23,24) 23 … Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна.

7) Гордость мешает

(Иак.4:6) 6 …. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

8) Просим для вожделений

(Иак.4:3) 3 Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

9) Не за всё есть благодарность

(1Фесс.5:17,18) 17 Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.

10) Нет знания о молитве

(Лук.11:1) 1 Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

11) Есть гнев или сомнение

(1Тим.2:8) 8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;

12) Не благоразумное обращение с жёнами

(1Пет.3:7) 7 Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.

13) Нет признания друг перед другом в проступках

(Иак.5:16) 16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.

14) Нет праведности, есть зло

(1Пет.3:12) 12 потому что очи Господа [обращены] к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли).

15) Нет Духа в молитве или Ума

(1Кор.14:15) 15 Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.(Еф.6:18) Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых

(Рим.8:26)

Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.


16) Нет открытия желаний. Самозабота после молитвы

(Фил.4:6) 6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,

Этот небольшой список из Священного писания, позволяет невооружённым взглядом увидеть, какие бывают препятствия в молитвах. Есть немало мест и в Ветхом завете, которые говорят о том, кому Господь благоволит и преклоняет своё ухо. Стоит задуматься над многим в своей молитвенной жизни, так чтобы она стала более близкой ко Господу нашему.

http://mostiks.ru/


Читая молитву, сосредоточьтесь на образе

Молитвы желательно читать перед иконой. Обязательно зажгите свечу, перекреститесь со словами: «Господи благослови». Читая молитву, сосредоточьтесь на образе, к которому обращаетесь и полностью предайтесь словам молитвы. В голове не должно быть негативных мыслей. Чем чище помыслы и откровенние обращение, тем больше вероятности быть услышанным. Молитесь с чистым сердцем, и вы будете вознагражены.


Молитва Оптинских Старцев

Молитва в день Нового года

Молитва в день рождения

Молитва Ангелу-Хранителю

Молитва Господня «Отче наш»

Молитвы по дням недели

Молитва от нечистой силы

Молитвы по дням недели.Воскресенье

Молитвы по дням недели.Понедельник

Молитвы по дням недели.Вторник

Молитвы по дням недели.Среда

Молитвы по дням недели.Четверг

Молитвы по дням недели.Пятница

Молитвы по дням недели.Суббота

Благословение на вступление в брак

О покровительстве вступающим в брак

О совете и любви, между мужем и женой

О любви и мире между супругами

Об приобретении своего жилища

О всякой семейной и бытовой нужде

Молитва супругов о даровании детей

При желании иметь ребёнка мужского пола

Молитвы отца или матери о детях.Молитва первая

Молитвы отца или матери о детях.Молитва вторая

Молитвы отца или матери о детях.Молитва третья

Молитвы отца или матери о детях.Молитва Пресвятой Богородице

Молитвы отца или матери о детях.Молитва Ангелу-Хранителю

Молитва Архангелу Михаилу

Молитва на удачную торговлю

Молитва о благосостоянии детей в обществе

Молитвы по дням недели Пресвятой Богородице.Воскресенье

Молитвы по дням недели Пресвятой Богородице.Понедельник

Молитвы по дням недели Пресвятой Богородице.Вторник

Молитвы по дням недели Пресвятой Богородице.Среда

Молитвы по дням недели Пресвятой Богородице.Четверг

Молитвы по дням недели Пресвятой Богородице.Пятница

Молитвы по дням недели Пресвятой Богородице.Суббота

Молитвенный Покров Пресвятой Богородицы

Молитва девицы о замужестве

Молитва о спасении от насилия

Молитва при женском недомогании

Молитва об устранении семейных неурядиц

Молитва о заступничестве вдов и сирот

Молитва о помощи в житейских делах

Молитва в скорби или недуге

Молитва в скорби или недуге Святителя Димитрия Ростовского

Молитва в скорби или недуге, ежедневная молитва свт.Филарета

Молитва в скорби или недуге. Вопль к Богоматери

Молитва в скорби или недуге. Молитвенное воздыхание к Господу

Молитва в беде, печали, и скорби

Молитва в унынии

Молитва об умирении вражды между ближними

Молитва о помощи в бедности и нужде

Молитва ко Господу о прощении, заступлении и помощи

Молитва против крамолы (интриг,происков,заговоров,клеветы)

Молитва в отчаянии


Как благословить ребенка!!!

Благословение матери: как благословить ребенка и не наговорить лишнего

Благословение матери сильнее любого оберега! Мама — самый важный человек в жизни. Наверное, именно поэтому материнское проклятие — самое страшное, что можно услышать. Впервые благословение упоминается в ветхом завете библии. Его дал Бог Адаму и Еве, когда поставил управлять раем, плодиться, размножаться и наполнять землю.

Как действует благословение

Важность матери трудно переоценить, не зря она до конца своих дней связана с ребенком невидимыми нитями. Экстрасенсы утверждают, что на каждого из нас мать имеет влияние на уровне тонких материй. Энергетически ребенок — продолжение матери. Именно поэтому она может изменять его судьбу. И от того, в какое русло она захочет эту самую судьбу направить, зависит его дальнейшая жизнь.

Давать благословение следует не только перед началом семейной жизни, но и перед любым значимым событием. Например, покупкой или продажей квартиры, переездом, основанием бизнеса. Суть благословения в том, что мать создает вокруг ребенка своеобразный защитный кокон, который не позволяет ему попадать в неприятности и направляет все действия, на которые благословила мать, в правильное русло.

Благословение действует даже на больших расстояниях. Считается, что человек, которого благословила мать, становится неуязвимым. Отказывать в благословении нельзя, даже если дела, на которые нужно давать благословение, родителям не нравятся, иначе ребенка могут подстерегать неудачи, угрожающие жизни и здоровью.

Как благословить ребенка

При благословении на серьезные поступки матери надо прочитать молитву, а затем сказать пожелание. При этом не ограничивайте возможности ребенка пожеланием конкретных действий и не оговаривайте пути достижения цели. В течение последующих семи дней читайте молитву благословения утром и вечером. Через неделю должны последовать изменения, например первые удачные результаты, пусть и маленькие. Если изменений нет, повторите благословение и проследите за результатами на седьмой день. Материнское благословение могут получить даже сироты, которые не знают своих родителей. Душа матери является ангелом-хранителем для детей, и обратиться к ней можно, написав письмо.

Молитва

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери услыши меня, грешную и недостойную рабу Твою. Господи, в милости Твоей власти чадо мое, помилуй и спаси его имени Твоего ради. Господи, прости ему вся согрешения, вольные и невольные, совершенные им пред Тобою. Господи, настави его на истинный путь заповедей Твоих и вразуми его и просвети светом Твоим Христовым, во спасение души и исцеление тела. Господи, благослови его в доме, около дома, в школе, в поле, в работе и в дороге, и на каждом месте Твоего владения. Господи, сохрани его под кровом Твоим Святым от летящей пули, стрелы, ножа, меча, яда, огня, потопа, от смертоносной язвы (лучи атома) и от напрасной смерти. Господи, огради его от видимых и невидимых врагов, от всяких бед, зол и несчастий. Господи, исцели его от всяких болезней, очисти от всякия скверны (вина, табака, наркотиков) и облегчи его душевные страдания и скорби. Господи, даруй ему благодать Духа Твоего Святаго на многие лета жизни, здравия и целомудрия. Господи, умножь и укрепи его умственные способности и телесные силы. Господи, дай ему Твое благословение на благочестивую семейную жизнь и благочестивое деторождение. Господи, даруй и мне, недостойной и грешной рабе Твоей, родительское благословение на чадо мое в настоящее время утра, дня, вечера и ночи имени Твоего ради, ибо Царствие Твое вечно, всесильно и всемогуще. Аминь.

Как не наговорить лишнего

Если у ваших детей не складывается жизнь, не спешите в этом обвинять себя, но проанализируйте свое поведение. Слова матери на уровне подсознания воспринимаются как единственно возможная истина. Таким образом, человек, сам того не осознавая, делает все возможное, чтобы пожелания матери исполнились. Поэтому важна энергия, с которой произнесены слова. В тот момент, когда простые слова переходят в крик, происходит выброс негативных эмоций. Поэтому общаться с детьми нужно спокойным голосом. Если вы все-таки произнесли плохие слова, немедленно попросите прощения. Обязательно от души, потому что только искреннее раскаяние может очистить биополе от негатива.

источник http://www.vsluhblog.ru/2012/02/blagoslovenie.html
http://blogs.mail.ru/mail/ilona-nikishina/

Рубрики:
Метки:

Процитировано
Понравилось: 1 пользователю

Господь всегда отвечает на молитвы своих детей. Правда, не всегда так, как нам хочется и нравится. Тем не менее, отрицательный ответ на просьбу, или положительный, но через длительное время, всё равно является ответом.

Не знаю, как вы, но я довольна, что Небесный Отец не всегда отвечает на молитвы положительно и на это у меня три причины.

Первая причина довольно практичная и даже, уж простите за откровенность, несколько эгоистичная. Представьте себе, что Господь на все молитвы отвечает: «Да». Если вы думаете, что это отличная идея, то вы глубоко ошибаетесь. То, что вы любите, я могу ненавидеть. И если я люблю дождь, а вы просите солнечное, жаркое лето и получаете его, я страдаю. То, что хорошо для меня, вам, вероятно, совсем не нравится. Если я буду молиться о том, чтобы Д.Пайпера, одного из моих любимейших богословов и проповедников больше было слышно и видно на просторах интернета и Бог ответит мне положительно, то очень сомневаюсь, что все из вас с восторгом примут такой ответ от Всевышнего.

А представьте любое противостояние: двух футбольных команд, двух стран, двух политических партий, двух девушек за одного мужчину, двух братьев за наследство и т.д. Обе стороны молятся о победе, о том, чтобы заполучить желаемое. Каждая сторона молится усиленно и много, в надежде, что Богу понравится такое упорство, а значит Он ответит так, как она просит.

И всё-таки угодить обеим сторонам, вручив им просимое, невозможно, так как у каждой стороны своё видение победы. Так какой стороне Бог должен ответить «да»? Тем, чьи молитвы сильнее, громче и настойчивее? Но в таком случае кто же управляет миром: суверенный Бог или этакий божественный флюгер, который колеблется и скрипит в раздумии, но поворачивается в ту сторону, куда дует ветер человеческих молитв? Честно признайтесь себе, согласились бы вы довериться личности, так легко поддающейся манипулированию? Преклонились бы вы перед божеством, которое раз десять за день меняет свои планы, опираясь то на ваши просьбы, то на просьбы женщины, которая недоброжелательно к вам относится, то на просьбы христиан из ненавистной вами страны?

Нет, мне совсем не нравится идея о сильной молитве, влияющей на слабого и сомневающегося бога. Я предпочитаю могущественного и суверенного Владыку, определившего, что лучше для меня и запланировавшего, что нужно для всего мира.

Вторая причина, почему я довольна, что Бог не всегда отвечает нам «да» — ни я, ни вы не знаем, что для нас хорошо.
Мы следуем за желаниями нашего сердца, мы хотим то, что хотим. Но в этом-то и проблема. По своей природе человек эгоцентричен, он ищет выгоды себе даже в тех случаях, когда со стороны кажется, что он думает о других. Родители, на первый, очень распространённый взгляд, заботятся о детях, воспитывая их, стремясь вырастить их любящими Бога христианами, законопослушными гражданами, добрыми и честными людьми. Но причина столь ревностного самопожертвования временем, финансами и здоровьем совсем в другом, родители хотят получить от других высокую оценку их родительской деятельности. Да, и, заботясь о детях, родители, не в самую последнюю очередь, надеются на ответную заботу со стороны сыновей и дочерей, когда сами состарятся.

Когда мы делаем что-то доброе, то не всегда делаем это, чтобы кому-то было хорошо. Мы невольно ждём благодарности от тех, кому помогли, похвалы со стороны окружающих, ну, и, не совсем последний предлог для совершения доброго поступка, это удовлетворение собственного эго: «Я сделал то, что Бог от меня ждёт. Я отдаю Ему долг.» Мы забываем при этом, что Богу невозможно отдать весь долг, сколько бы мы ни старались.

Мы не знаем, что для нас хорошо. Более того, сам по себе, без Божественного ведения, человек всегда выбирает зло. Мы живём земными страстями и желаниями. Мы просим не на добро, а чтобы удовлетворить свои многочисленные аппетиты. Мы думаем, что наши желания и пути чисты и угодны Господу, но для того, чтобы показать, что наша жизнь не так непорочна и совершенна, как нам кажется, Он не даёт то, что мы просим… Более того, если вы будете честны перед собой, то признаетесь, что не получив просимого, вся ваша непорочность улетучивается, а совершенство тонет в потоках недовольства, сомнений и ропота…

В Своём предведении и любви Господь готовит своих детей к вечности, отказывая нам в земном богатстве, удобстве, добром отношении людей, спокойной жизни и здоровье. Он смиряет нас и учит доверять Божественной воле не только в Его «да», но и в Его «нет».

И наконец, третья причина, почему я довольна, что Бог не всегда отвечает положительно на наши просьбы — Он учит меня любить самого Христа, а не то, что Он даёт.
Мы очень многое любим. Мы любим супруга, детей, друзей, церковь, страну, отдых на океане. Нам хорошо жить в своём городе, со своими близкими и любимыми. Мы наслаждаемся своей церковью, встречами с друзьями. Нам настолько хорошо и приятно жить на земле, в своём благополучном и комфортном мирке, мы настолько озаботились его озеленением и окультуриванием, что порой забываем, зачем мы живём.

Нам приятно и легко славословить Господа, когда Он отвечает так, как нам нравится. Мы попросили хорошую погоду, потому что у сына свадьба и вот, нам сияет солнышко. Ушёл из церкви пастор и по нашей настойчивой молитве появляется другой и мы опять радуемся. Опаздываем на важную встречу: «Господи, хоть бы пробок не было! Помоги своей опаздывающей дочери!» Конечно! И все светофоры встречают нас зелёным светом. Ах, как на душе радостно и приятно. Господи, благодарю, благодарю, благодарю Тебя от всей души!

При этом, мы настолько благодарны за дары, что совершенно забываем Дарителя. Нет, конечно, мы вслух этого не говорим! Что вы, как можно? Пересыпая свою речь правильными фразами, вроде: «За всё слава Богу!» или «Живы Его благодатью!» христиане надевают причитающуюся при этом маску благочестия. Но благочинное выражение лица вмиг пропадёт, лишь царапни ваше благополучие, вашу прекрасную жизнь, наполненную радостью, счастьем и довольством.

К примеру, мы взываем об исцелении дочери, а она умирает. Мы просим другую должность, где и условия получше, и зарплата побольше, а должность уходит к другому кандидату. Мы умоляем убрать куда нибудь соседа с его мусором и грязным лексиконом, а сосед остаётся и продолжает поносить нас и кидать к нам во двор мусор.

Тут уж благодарности Господу от нас не дождаться. Самое большее, на что Он может расчитывать, это на то, что мы сожмём зубы и терпеливо (потому что мы должны) будем жить дальше, без дочери, на старой работе и с наглым соседом.

Или, что уж совсем смешно, некоторые из нас Богу начинают угрожать: «Не дашь то, что я хочу, я перестану в Тебя верить.»

Но именно таким образом, отказывая в просимом, Бог останавливает нас, заставляя задуматься о том, что же является для нас самым главным, жизненно необходимым. Отказывая в просимом, Бог переводит наш взгляд с того, что мы получаем, на Того, кто даёт. Потому что, на самом деле, всё что нам нужно, это Иисус Христос. Если у нас всё есть, но нет Христа, то бедные мы люди и нет нам никакой пользы от обладания благополучием, влиянием, здоровьем, воспитанными детьми и домом с палисадником. Если у нас ничего этого нет — неважно, но если у нас есть Иисус, то у нас есть всё, что нам нужно.

Мы всё хорошо знаем место из 8 главы послания к Римлянам «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу.» Часто в проповедях делается акцент на слове «всё». Всё, что с нами происходит, и всё, что нас окружает, и всё, что у нас есть, содействует ко благу христианина. Это правильно и важно, но не это есть главное. Всё будет благом, добром для нас лишь в том случае, если мы любим Бога. И отрицательный ответ на молитву, это тоже благо, потому что мы любим Бога. У нас есть любимый Господь Иисус Христос и в этом наше самое великое благо! Иисус Христос – наше самое высочайшее, огромнейшее и славнейшее благословение!

Трудно и часто больно получить отрицательный ответ на молитву; ещё хуже и тяжелее ждать ответ долгое время, но самое худшее, что может происходить в жизни христианина, — это на все молитвы услышать от Бога: «Хочешь? Бери!».

Рассказывают историю об одном маленьком городке. На протяжении многих лет в нём царил «сухой» закон, так что спиртного в нём нельзя было ни купить в магазине, ни заказать в ресторане. Но однажды один бизнесмен решил открыть в этом городке пивную. Открытие пивной обеспокоило христиан из поместной церкви, и они собрались на ночную молитву, чтобы просить Бога вмешаться в это дело. Вскоре после той ночной молитвы в пивную ударила молния, так что она сгорела дотла.

После пожара владелец пивной подал в суд на церковь, утверждая, что причиной причиненного ему ущерба стали молитвы верующих. Но церковь наняла адвоката, чтобы тот опроверг в суде все обвинения в её адрес. После начального знакомства с делом председательствующий судья начал процесс с официального заявления, в котором он сказал: «Не имеет значения, как это произошло, но ясно одно: владелец пивной верит в молитву, а христиане нет».

Очень легко отвергнуть силу молитвы, не так ли? Очень легко начать думать, что молитва - это всего лишь милое сентиментальное чувство, а в итоге - что это пустая трата времени, поскольку в любом случае молитва ничего реально не меняет.

Некоторые люди рассуждают подобным образом просто из-за неверия или сомнения, что Бог действительно может отвечать на молитвы. А у других молитвенная жизнь оказывается парализованной из-за следующего вопроса: «Если Бог суверенен, то зачем молиться?»

Другими словами, если Бог всегда делает только то, что Сам хочет, то зачем возносить Ему молитвы с прошениями и ходатайствами? Зачем беспокоить Его просьбами сделать то или другое, если всё уже было предопределено Им заранее? Если молитва заключается в том, чтобы упросить Бога изменить Свои вечные планы, то не будет ли это занятие в лучшем случае бесполезным, а в худшем случае высокомерным?

Хотя на эти вопросы нет простых ответов, Писание не молчит о них. Здесь я хочу рассмотреть библейское учение о суверенности Бога и молитвах человека, чтобы ответить на вопрос: «Если Бог суверенен, то зачем молиться?» Для этого сначала будет дано краткое определение суверенности Бога, а затем приведены пять ответов на вопрос о том, почему люди должны молиться.

Бог суверенен

Когда люди строят свои планы, то нередко случается так, что эти планы рушатся или каким-либо образом расстраиваются. Однако, в отличие от Своего творения, Всемогущий Бог всегда достигает Своих целей. Одним словом, Бог суверенен.

Возможно, наиболее ясно эту истину можно увидеть в Исаии 46:9-11, где Бог проявляет Своё превосходство над вавилонскими идолами, заявляя следующее:

Вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: «Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю». Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю.

В этом тексте Бог подчёркивает, что Он сначала предназначает произойти тому, что Он хочет, а затем действительно приводит это в исполнение. Другими словами, Бог провиденциально совершает во времени и истории то, что Он суверенно предназначил в вечном прошлом. Как пишет апостол Павел, Бог «соверша[ет] всё по изволению воли Своей» (Еф. 1:11).

Истина о суверенности Бога над Его творением просматривается во всём Писании. Псалмопевец провозглашает: «Господь творит всё, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» (Пс. 134:6; cр. 113:11; Дан. 4:35); в Притчах 19:21 сказано: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом»; а в Притчах 21:1 утверждается: «Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его». Как пишет У. Бингам Хантер: «С библейской точки зрения предисловие в книге истории нашего мира должно начинаться словами из 4 Царств 19:25: «Разве ты не слышал, что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил?»» (W. Bingham Hunter, The God Who Hears, 49).

1. Бог повелел нам молиться.

Самая очевидная причина для молитвы заключается в том, что Бог повелел нам молиться. Это очевидно из многих наставлений как Иисуса Христа, так и апостола Павла. В Матфея 6:9-13 Иисус учил учеников молиться и перед началом молитвы сказал: «Молитесь же так» (ст. 9). Позже Он учил их быть настойчивыми в молитве (Лук. 11:5-13). В Луки 18:2-8 Иисус рассказывает им притчу о том, «что должно всегда молиться и не унывать» (Лук. 18:1). И придя с учениками в Гефсиманский сад, Он сказал им: «Молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лук. 22:40).

Апостол Павел увещевал фессалоникийцев «непрестанно молиться» (1 Фес. 5:17); наставлял филиппийцев: «Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (4:6); призывал колоссян: «Будьте постоянны в молитве» (4:2); писал ефесянам: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сём самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне…» (6:18-19a); и просил Тимофея «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1 Тим. 2:1).

Вывод ясен: Бог повелел нам молиться, и нашим ответом на это повеление, прежде всего, должно быть послушание. Даже если мы никогда не сможем ясно понять, как связаны Божья суверенность и человеческие молитвы, того факта, что Бог это повелел, должно быть достаточно, чтобы побудить нас молиться. Когда Бог обещал Аврааму дать сына, через которого Он произведёт великий народ (Быт. 21:12), а затем повелел ему принести в жертву этого самого сына (Быт. 22:2), Авраам преклонил колени в покорности своему Творцу и просто послушался Его повеления (Быт. 22:3-10). Верующий, который задаётся вопросом «Зачем молиться?», должен последовать примеру Авраама.

2. Иисус показал пример молитвенной жизни.

Вторая причина, почему верующим следует возносить к Богу молитвы прошения и ходатайства, заключается в том, что пример таких молитв показал Иисус, Который на протяжении Своего служения часто «уходил в пустынные места и молился» (Лук. 5:16). Из евангельских повествований ясно виден пример Иисуса, постоянно возносящего горячие молитвы Отцу. Марк описывает, как однажды во время служения Христа в Галилее Он «утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Марк. 1:35). После насыщения пяти тысяч в Вефсаиде Иисус отослал от Себя народ и «взошёл на гору помолиться наедине» (Матф. 14:23).

Перед избранием двенадцати апостолов Иисус «взошёл на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лук. 6:12). Позднее Лука пишет о том, что Иисус «молился в уединенном месте» (9:18), а через восемь дней, «взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошёл Он на гору помолиться» (Лук. 9:28). И как можно забыть Его молитву в Гефсиманском саду (Матф. 26:39-44; Марк. 14:35-39; Лук. 22:41-45) или Его «первосвященническую молитву» в 17 главе от Иоанна? И какой верующий не оценит по достоинству тот факт, что Иисус и сейчас жив, чтобы ходатайствовать за нас (Евр. 7:25)?

Вознося молитвы прошения и ходатайства за людей, Иисус не игнорировал и не отвергал суверенность Своего Отца. Это очевидно из нескольких молитв Христа, в числе которых не на последнем месте стоят Его молитвы в Гефсиманском саду (Матф. 26:39-44; Марк. 14:35-39; Лук. 22:41-45). Хантер пишет: «Он знал, что по определенному совету и предведению Божьему Он должен быть убит через распятие на кресте (Деян. 2:23). Он говорил об этом Своим недоверчивым ученикам, как минимум, три раза…И всё же в Гефсимании, как пишет Марк, Он «пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей» (14:35)» (Hunter, The God Who Hears, 51). Другими словами, даже зная, что Бог предопределил Его смерть на Голгофе, Иисус всё же считал уместным просить Своего Отца о том, чтобы эта чаша миновала Его.

Если последователи Христа призваны подражать Ему и «поступать так, как Он поступал» (1 Иоан. 2:6), то они тоже должны отличаться пламенными молитвами о себе и об окружающих. Знание о том, что для Иисуса Христа молитва была стилем жизни, возможно, не устраняет напряжения в разуме верующих между суверенностью Бога и молитвами человека, но это должно побуждать их подражать Тому, Кто не видел никакого противоречия между Своими молитвами и суверенностью Своего Отца.

3. Бог способен отвечать на наши молитвы.

Божья суверенность должна не препятствовать молитве верующих, а наоборот, побуждать их к молитве, ведь «молитва исходит из уверенности в Божьем всемогуществе и суверенности» (The God Who Hears, 47). Иначе говоря, если Бог не царствует над Своим творением как суверенный правитель и не способен совершить в нём и через него всё, что Ему угодно, то зачем докучать Ему просьбами о том, чего Он не может сделать?

К примеру, если пятилетний мальчик снова и снова просит свою маму, чтобы субботним утром перестал идти дождь, этот курьёз может запомниться надолго, но в конечном счёте просьба мальчика обращена не по адресу. Хотя его мама, может быть, и хочет изменить погоду, она просто неспособна этого сделать, и поэтому просить её об этом бессмысленно. Но когда дети Божьи приступают к престолу благодати, у них есть полная уверенность, что их Отец способен совершить всё, что Ему угодно, ибо для Бога нет ничего трудного. И это должно побуждать их молиться.

«Чтобы стоило молиться Богу, - пишет Хантер, - у Него, прежде всего, должна быть сила сделать то, о чём мы просим. Далее, у Него должна быть суверенная власть над Своим творением делать то, что Ему угодно» (The God Who Hears, 48). Поэтому, пожалуй, вместо вопроса: «Зачем молиться, если Бог суверенен?» - стоит задать вопрос: «Зачем молиться, если Бог не суверенен?» Верующие должны обращаться к Богу с просьбами именно потому, что у Него есть как власть, так и способность дать им то, о чём они молятся или ходатайствуют.

4. Бог действительно отвечает на молитвы.

Четвёртая причина, почему верующие должны молиться, заключается в том, что Бог не только может, но и действительно изменяет ход событий в ответ на молитву. Иисус сказал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Уэйн Грудем отмечает, что Иисус «устанавливает четкую взаимосвязь между тем, что люди ищут чего-либо у Бога, и тем, что они получают это. Когда мы просим, Бог отвечает нам» (Систематическое богословие, 424).

В Писании есть множество примеров того, как Бог дарует Своим людям то, о чем они молились или ходатайствовали. В Первой книге Паралипоменон 4:10 записана молитва Иависа: «О, если бы Ты благословил меня Твоим благословением, распространил пределы мои, и рука Твоя была со мною, охраняя меня от зла, чтобы я не горевал!» И в ответ на молитву Иависа «Бог ниспослал ему, чего он просил». В книге Исход 32:10 Бог сказал Моисею о Своём намерении истребить народ израильский за идолопоклонство. Но Моисей стал ходатайствовать за Израиль (ст. 11-13), и в ответ Бог смягчился и не уничтожил народ (ст. 14). А Иаков пишет, как Бог отвечал на усиленные молитвы Илии как о начале, так и о конце трёхлетней засухи (Иак. 5:17-18; ср. Быт. 18:22-33; 32:26; Дан. 10:12; Ам. 7:1-6; Деян. 4:29-31; 10:31 и 12:5-11).

Когда признают, что Бог суверенен, вместе с этим надо признавать и то, что «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16; ср. 4:2). Действительно, сразу после ответа на вопрос учеников о том, как нужно молиться (Лук. 11:2-4), Иисус отвечает на вопрос, почему нужно молиться, и приводит две причины: потому что Бог вознаграждает усердие в молитве, давая просимое (Лук. 11:5-10), и потому что Богу приятно давать благие дары Своим детям (Лук. 11:11-13).

Поэтому Ричард Пратт говорит: «Молитва - это мощное усилие со стороны человека, которое может существенно повлиять не только на жизнь отдельных людей, но и на сам ход мировой истории» (Pray with Your Eyes Open, 112). Эта истина, несомненно, должна действенно побуждать детей Божьих к молитве. Грудем пишет:

Если мы действительно убеждены в том, что молитва оказывает влияние на то, как Бог действует, и что Бог в ответ на молитвы производит в мире значительные изменения… то нам следует уделять молитве гораздо больше времени. Если мы молимся мало, то это, вероятно, означает, что мы не верим в силу молитвы (Систематическое богословие, 425).

Сегодня мы завершаем нашу серию публикаций на эту важную тему рассмотрением пятой, заключительной причины, почему верующие должны молиться в свете Божьей суверенности.

5. Бог установил молитву в качестве средства для достижения Своих вечных целей.

На данном этапе некоторые могут удивиться, как это Писание учит и тому, что Бог провиденциально направляет все события в соответствии со Своим вечным замыслом, и тому, что молитвы людей могут существенно влиять на ход мировой истории. Однако, кажущееся противоречие между этими двумя истинами исчезает, если понять, что «тот же самый Бог, Который предопределил цель, предопределил также и средства достижения этой цели; и одним из них является молитва» (The Sovereignty of God, 167). Иначе говоря, Богу было угодно в Своей бесконечной мудрости определить, чтобы молитва была средством, которым Он совершает Свою благую волю в Своём творении и через него. Артур Пинк пишет:

Бог предопределил события, которые должны произойти, но Он также предопределил, что они произойдут путем, который Он предназначил для их свершения. Бог избрал определенных людей для спасения, но Он также постановил, что они получат это спасение через проповедь евангелия. Евангелие, таким образом, это одно средство осуществления предвечного замысла Господа, а молитва - другое. Бог установил средства и цели, и одним из этих средств является молитва (Ibid., 171).

Понимание этой взаимосвязи между суверенностью Бога и молитвами людей начинается с признания исчерпывающего характера вечного Божьего замысла. Ричард Пратт пишет:

Божий план настолько исчерпывающий, что в него входят не только все конечные результаты, но и второстепенные процессы в творении, которые все вместе действуют для достижения этих результатов. Например, Бог не просто решил, что на земле каждый день будет светло, но Он также поставил солнце, луну, звёзды и бесчисленное множество других вещей для выполнения этого решения. Бог не просто определяет, что некто поправится после болезни, но Он для этого исцеления использует врачей и медицину. Как автор сценария мировой истории Бог написал не только концовку книги времён, но Он написал каждое слово на каждой странице, чтобы все события вели к великому финалу (Pray With Your Eyes Open, 109-10).

Другими словами, «всё», что Бог «совершает по изволению воли Своей» (Еф. 1:11), охватывает и средства, которые Он употребляет, чтобы достичь конечных результатов. Бог использует солнце, чтобы дарить свет земле, Он использует врачей для исцеления людей, и Он использует молитвы для достижения многих целей, которые Он установил в вечном прошлом.

Когда кто-то хочет безопасно перейти улицу, он пользуется пешеходным переходом и смотрит в обе стороны, прежде чем переходить. Когда кто-то хочет, чтобы его родственники обратились к Христу и были спасены, он старается рассказать им евангелие. Когда кто-то хочет обеспечить свою семью, он усердно работает на своём рабочем месте. Таким же образом, когда кто-то желает, чтобы произошло что-то определённое, он молится об этом Богу, признавая тем самым молитву как одно из средств, через которые Бог достигает Своих целей здесь на земле.

Несколько примеров в Писании указывают на то, что Бог установил молитву в качестве одного из средств для осуществления Своих вечных планов. Первый пример - Бытие 20 глава, когда Авраам был в Гераре, он солгал царю Авимелеху, что Сарра была его сестрой, и тогда Авимелех взял Сарру в свой гарем (ст. 2). В результате Бог «заключил всякое чрево в доме Авимелеха» и обещал умертвить его и весь его дом, если он не возвратит Сарру Аврааму (ст. 7, 17, 18). Однако, когда Бог предупредил Авимелеха о наказании, Он также сказал ему об Аврааме: «Он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив» (ст. 7). Другими словами, Бог открыл царю Свой план о том, что Авраам будет молится и ходатайствовать, чтобы над ним не совершился Божий суд. Затем в 17 стихе мы видим, как предопределённый Богом план осуществился: «И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать».

Второй пример находится в конце Книги Иова. Бог обращается к другу Иова, Елифазу Феманитянину, и говорит:

Горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак, возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму, дабы не отвергнуть вас (Иов 42:7b-8a).

И затем в стихе 9 говорится, что друзья Иова «сделали так, как Господь повелел им, и Господь принял лицо Иова». Из этого ясно, что Бог не только решил отвратить Свой гнев от Елифаза, но Он также установил, что средством для достижения этого результата будет ходатайственная молитва Его раба Иова.

И третий, заключительный пример того, что Бог установил молитву как средство для выполнения Своего плана - это Божье обетование о будущем восстановлении Израиля в Иеремии 29 глава. В начале 11 стиха Господь говорит Израилю, что Он знает намерения, которые имеет о них. Другими словами, Бог, Который от начала знает, что будет в конце, не находится в неведении о том, что Он запланировал о будущем Израиля. Он продолжает, говоря Израилю, что Его планы «во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (ст. 11b). Что же произойдёт в будущем, когда совершится всё запланированное Богом, и Он Своим промыслом приведёт это в исполнение? Он продолжает:

И воззовёте ко Мне, и пойдёте и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, - говорит Господь, - и возвращу вас из плена и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда Я изгнал вас, - говорит Господь, - и возвращу вас в то место, откуда переселил вас (ст. 12-14).

Бог возвратит Свой народ в ответ на их молитвы, но эти молитвы не вторгаются в вечный Божий замысел как нечто чужеродное, а в действительности входят в Его план. Как средства, так и результат - и молитвы, и возвращение в землю - были предопределены Богом и будут приведены в исполнение Им же (ср. Иез. 36:37).

Поэтому молитвы прошения и ходатайства не следует считать попыткой изменить вечные Божьи планы. Пратт пишет: «Пытаться изменить вечные Божьи замыслы через молитву - все равно что пытаться допрыгнуть до луны с батута; это невозможно. Наши молитвы не могут нарушить вечный Божий план для вселенной, как и батут не может преодолеть силу земного притяжения» (Pray With Your Eyes Open, 109). Вместо этого, молитву следует считать «одним из многих вспомогательных средств, через которые Бог исполняет Свой план» (Ibid., 110).

Поэтому очевидно, что не нужно отвергать Божью суверенность, чтобы посвятить жизнь пламенной молитве. Ибо такая жизнь начинается с покорности Божьему повелению и подражания примеру Христа; она опирается на признание того, что Бог способен и готов отвечать на молитвы Своих детей; и она твердо стоит в уверенности, что Бог суверенно установил молитву как средство для достижения Своих целей.

Почему бывает, что Бог молчит? Почему Он не всегда отвечает на молитвы? Именно об этом я и хочу говорить: о причинах молитв без Божьего ответа.

Недавно я пересматривал свой дневник тихого времени, проведенного наедине с Богом. Начал я его еще в 1996 году. И там был специальный раздел для молитв о друзьях, родственниках, верующих и неверующих и, конечно, за личные нужды.

Я увидел, что молился о восстановлении одного верующего, который тогда отошел от церкви. Но, насколько я знаю, этот человек так и не вернулся ни в церковь, ни к Богу. Я молился о духовном возрастании одной женщины, семью которой посещал, рассказывая им о Христе. Но они так и не захотели полностью доверить свои жизни Богу. Я молился о своих родственниках, но результата так и не увидел. Я молился об определенных обстоятельствах и теперь вижу, что те молитвы остались без ответа. И подумалось, что это лишь те молитвы, которые я записал. А сколько их, незаписанных, так и остались безответными?

Думаю, в вашей жизни тоже есть много молитв, которые остались без ответа. Если вы когда-то вели молитвенные дневники, найдите их, посмотрите и увидите, что это действительно так.

Почему бывает, что Бог молчит? Почему Он не всегда отвечает на молитвы? Именно об этом я и хочу говорить: о причинах молитв без Божьего ответа. Предполагаю, что в своей жизни вы не раз слышали проповеди на эту тему или присутствовали во время ее обсуждения, будь то в формальной или неформальной обстановке. Поэтому надеюсь, что то, о чем пишу, отчасти оживит, отчасти дополнит ту информацию, которая у вас уже есть, и послужит импульсом к дальнейшему размышлению.

Это важная тема, поскольку она касается личных отношений с Богом. И, если мы хотим развивать наши отношения, рано или поздно мы столкнемся с вопросом, почему иногда Бог молчит.

Итак, каковы причины безответных молитв? Я нашел семь объяснений этому.

Грех

Первая причина - грех. Грех - это "универсальный разделитель" человека и Бога. Если внешнее давление, болезни, страх и другие подобные испытания могут отдалить человека от Бога, а могут и приблизить, то грех производит полное разделение и будет преследовать нас в течение всей жизни. Пророк Исаия по этому поводу говорит: "Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать" (Ис.59:1-2).

Здесь речь идет не о каких-то единичных грехах, грехах по неведению, но о грехах, показывающих, что человек любит что-то или кого-то больше, чем Бога. Именно о таких грешниках говорил исцеленный Иисусом слепорожденный: "Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает" (Инн. 9:31).

В нашей жизни может иметь место жестокая борьба с грехом, и это - правда. Но жизнь во грехе несовместима с жизнью в Боге. Поэтому, если мы соглашаемся с присутствием греха в своей жизни, не боремся с ним, Бог, скорее всего, не будет отвечать на наши молитвы, за исключением молитв покаяния. Если же Бог молчит, не отвечает, то вскоре нашему христианству может прийти конец.

Конечно, мы можем стать людьми просто религиозными. Это несложно. Мы можем думать: "Не отвечает Бог? Ну и ладно! Я все равно буду молиться. Так... Для души". Но каждому из нас не надо забывать о том, что, как верно подмечено в одном библейском словаре, "молитва не является чем-то механическим или магическим. Она является обращением к бесконечно мудрому, любящему и могущественному небесному Отцу" (International Standard Bible Encyclopedia, 3:938).

Если христианин не будет искать причин молчания Бога, тем более будет игнорировать этот факт, то он вскоре потеряет живые отношения с Отцом, Его Сыном Иисусом и Святым Духом. Он просто станем религиозным человеком, удовлетворяющим свои религиозные потребности, которые есть у всех людей: будем ходить в церковь, будем вести себя, как христиане, по крайней мере, пока мы в помещении церкви, и даже будем думать о себе, что мы на самом деле христиане. Это несложно. Спросите любого человека, который считает, что Троица - это Иисус, Мария и Николай Угодник, христианин ли он? "Конечно, христианин!" - ответит вам такой человек. Мы можем стать людьми религиозными, но у нас не будет спасительных личных взаимоотношений с Богом. И самое страшное - так можно прожить всю свою жизнь.

А можно уйти в мир и, как говорят, "пуститься во все тяжкие". Ведь между теми, кто не имеет ничего против этого мира, и теми, кто этот мир полностью поддерживает, не такая уж большая разница, если она вообще существует. Ведь и те, и другие являются друзьями миру, а значит врагами Богу. Апостол Иаков по этому вопросу высказался недвусмысленно: "Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу" (Иак. 4:4).

Знаете, как Бог ведет Себя со своими врагами? Думаете, Он их преследует и уничтожает? Может, с кем-то Он так и поступает, но чаще Он просто молчит. И это намного страшнее, чем если бы Он обличал и причинял скорбь.

Саул стал врагом Богу. И, когда Бог ему не отвечал, он прибегнул к помощи волшебницы, чтобы та вызвала ему душу Самуила. Когда "Самуил" появился, причем не без помощи магии, между ними состоялся такой разговор: "И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел? И отвечал Саул: тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни чрез пророков, ни во сне, [ни в видении]; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать. И сказал Самуил: для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим?" (1 Цар. 28:15,16). Затем выяснилось, что Бог и дальше не будет говорить с Саулом, что он обречен. Саул долго шел к тому, чтобы стать врагом Богу, и, наконец, он им стал. Бог же ничего ему не говорил - Он просто молчал.

Неправильный мотив

Вторая причина может заключаться в неправильном мотиве наших молитв. Апостол Иаков выразил это так: "Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений" (Иак. 4:3).

Действительно, мотив наших прошений может быть связан не с тем, что угодно Богу, не с пользой для ближних, даже не с пользой для нас самих. Он может быть связан с "похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской" (1Инн. 2:16).

Господь может не отвечать на такие молитвы. И это даже лучше, чем если бы Он ответил. Бывают случаи, когда Господь отвечал на настойчивую просьбу, которая противоречила Его воле, но была очень желаема теми, кого Он любил. Так, израильтяне не захотели довольствоваться теократией в своем обществе, то есть Божьим правлением через судей и пророков. Они очень захотели, чтобы у них, как и у других народов, был свой царь. И Бог дал им царя, но сказал при этом, что, когда они поймут, что они себе выпросили, то глубоко пожалеют о своей просьбе. Вот Его слова, сказанные через пророка Самуила: "И восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам…" (1 Цар. 8:18).

Итак, если мотивом просьбы является удовлетворение наших амбиций, то Бог, скорее всего, не ответит на эту молитву. Если же Он ответит на настойчивое человеческое хотение, то мы можем пожалеть о том, о чем просили Его.

Молитва без веры

Третьей причиной может быть просьба без веры. Это может быть сомнение в правильности молитвы, либо сомнение в том, как дальше будут использованы ответы. Вот как об этом сказано у апостола Иакова: "Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа" (Иак. 1:5-7).

Апостол говорит о людях, которым не хватает мудрости правильно вести себя во время сложных жизненных ситуаций. Он предлагает им просить мудрости у Господа, но они при этом не должны сомневаться в том, что получат эту мудрость, чтобы затем руководствоваться ею. Если же они начнут колебаться и думать, "а нужно ли мне это?" или "действительно ли я буду действовать так, как мне подскажет Господь?", то они этой мудрости от Господа не получат. Именно таков смысл слов апостола. Иаков говорит, что такой человек вообще не может рассчитывать что-нибудь получить от Бога.

Господь отвечает на наши просьбы, если мы внутренне готовы получить просимое и готовы им правильно распоряжаться. Но если мы сомневаемся в том, что нам действительно нужно то, о чем мы просим, то Бог может нам и не дать. И, скорее всего, Он не даст просимого.

Испытание

Четвертая причина может заключаться в испытании человека для того, чтобы он лучше познал Бога. Первый пример этого я нахожу в книге Иова.

Иов - человек благочестивый и праведный, о чем засвидетельствовал Сам Бог. Он становится объектом дьявольских напастей, в результате которых теряет детей, все свое большое имущество, положение в обществе, уважение и здоровье. И все это с ним происходит с позволения Бога.

Иов считает себя невинной жертвой произошедшего. Единственным его желанием является обращение к Богу, чтобы Он выступил судьей в его деле. Но и здесь Иова постигает неудача, поскольку Бог не отвечает Ему. Иов говорит Богу: "Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда" (Иов 19:7). "Я взываю к Тебе, и Ты не внимаешь мне, - стою, а Ты только смотришь на меня" (Иов 30:20).

Он не получает утешения ни со стороны своей жены, которая желает его скорой смерти, ни со стороны друзей, которые считают его грешником и призывают покаяться.

Когда же в дело вступает Бог, Он объясняет Иову Свое суверенное право действовать на этой земле так, как Он считает нужным. В результате Иов приходит к новому пониманию Бога и говорит: "Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал... Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле" (Иов 42:3-4, 6). Он не просто сидит у себя дома и философствует об этом, но он понимает это настолько глубоко, что его сердце становится другим. Причина, по которой Иов страдал, заключалась в его испытании, чтобы он лучше познал Бога.

Еще один пример, который я нахожу в Священном Писании, - это история о пророке Иеремии. Этому пророку в личной жизни многим пришлось пожертвовать. Еще в юности он получил призвание стать пророком и говорить людям Слово Божье, причем тем людям, которые будут раздражены сказанным и будут стараться причинить ему зло. Ему было запрещено иметь жену и детей, то есть иметь полноценную семью. Он должен был проповедовать Слово Божье, хотя за сорок лет его проповеднической деятельности так никто и не покаялся.

Либо от себя, либо от лица народа Иеремия говорит о том, что Бог стал его врагом. Среди ужасов, которые, по представлению Иеремии, Бог сделал с ним, он упоминает в своей жалобной песне и такое: "И когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою" (Плач Иер. 3:8). Однако тогда, когда казалось, что надежды больше нет и смерть близка, Иеремия приходит к новому пониманию Бога и Его милости: "Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю: по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!" (Плач Иер. 3:21-23). И дальше пророк говорит, что то, что с ним произошло, было ему во благо.

Я уверен, что, когда мы читаем подобные примеры, мы не хотим оказаться на месте этих людей. Мы боимся того, что произошло с ними, и не желаем, себе этого.

Но, во-первых, Бог не действует по отношению ко всем одинаково, но действует с рассмотрением сердца каждого. Он не дает такое испытание, которое мы не вынесли бы, но дает и облегчение в испытании, чтобы мы могли это испытание перенести.

Во-вторых, Бог не поступает так по отношению ко всем подряд, но только по отношению к избранным. Он может действовать так только по отношению к тем, в чьем сердце есть непреодолимое желание познавать Его больше. Он действует так в жизни тех людей, кто не остановится ни перед чем, чтобы познать Бога лучше. Среди этих людей, например, апостол Павел, который считал все свои страдания и невзгоды сором по сравнению с познанием Иисуса Христа. Он знал, что познание Христа - это то, за что можно заплатить самую большую цену: жизнь.

Не хватает настойчивости

Пятая причина может заключаться в том, что нашей молитве не хватает настойчивости. Евангелист Лука делает в своем Евангелии особое ударение на молитве. Он сохранил для нас два примера того, как Иисус учил в притчах о настойчивости в молитве.

Первая притча повествует о настойчивом человеке, который пришел поздно вечером к своему другу и попросил взаймы хлеба, чтобы накормить пришедшего к нему человека. Но хозяин дома стал отказываться, ссылаясь на то, что уже поздно и что он не хочет будить членов своей семьи. Иисус говорит об этой ситуации так: "Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его , встав, даст ему, сколько просит" (Лк. 11:8). И при этом добавляет: "И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят" (Лук. 11:9-10).

Вторая притча рассказывает о неправедном судье и настойчивой вдове. У вдовы был соперник. И, поскольку она не могла нанять себе адвоката, то обратилась за помощью к судье. Но судья был взяточником и бесплатно помогать не хотел. Однако у вдовы не было другого выхода. Она стала постоянно приходить и настойчиво просить судью о защите. И тогда судья решил: помогу, лишь бы она отвязалась. Иисус говорит, что если неправедный судья так решил поступить, то Бог тем более готов отозваться на настойчивую молитву своих детей.

Наша настойчивость в молитве показывает, насколько нам действительно важно и необходимо то, о чем мы просим. Однако, как говорится в одном библейском словаре, "даже настойчивая молитва плодотворна не сама по себе, а по воле слышащего ее Бога. Если человек пытается управлять Божьей волей, его молитва не может произноситься во имя Иисуса" (Библейская Энциклопедия Брокгауза, 596). Мы не должны даже пытаться манипулировать волей Божьей и при этом говорить "во имя Иисуса Христа!" Мы должны думать, согласуется ли наша молитва с волей Отца.

Не входит в планы Бога

Шестая причина может заключаться в том, что в Божьем плане относительно нашей жизни или в планах для этого мира нет места тому, о чем мы просим. Вот два примера из Писания, которые подтверждают это.

Первый из них касается Моисея. Моисей вызвал гнев Божий своим непослушанием, и Господь в наказание сказал Моисею, что он не войдет в Обетованную землю, куда он вел израильский народ. Несмотря на раскаяние Моисея и его просьбу изменить решение, Бог отказал Моисею. Вот как сам Моисей поведал об этом израильтянам у самых границ Ханаана, куда он так и не вошел: "И молился я Господу в то время, говоря... дай мне перейти и увидеть ту добрую землю, которая за Иорданом, и ту прекрасную гору и Ливан. Но Господь гневался на меня за вас и не послушал меня, и сказал мне Господь: полно тебе, впредь не говори Мне более об этом; взойди на вершину Фасги и взгляни глазами твоими к морю и к северу, и к югу и к востоку, и посмотри глазами твоими, потому что ты не перейдешь за Иордан сей" (Втор. 3:23, 25-27).

Это очень трагичная ситуация, в которой Моисей вызывает жалость и сочувствие. Но в планах Божьих не было того, чтобы именно Моисей ввел народ в эту землю. Возможно, причиной тому был его преклонный возраст, и на завоевание Ханаана ушло бы много времени. Может быть, Моисей был хорошим лидером в мирное время, но недостаточно хорошим воином, каким Господь видел Иисуса Навина. Поэтому Господь сказал Моисею, чтобы он готовил Иисуса Навина, который и ввел народ в Обетованную землю.

Второй пример об апостоле Павле, который был поражен каким-то недугом, о котором богословы и медики до сих пор спорят. Вот как говорит об этом сам Павел: "И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: "… довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова" (2 Кор. 12:7-9).

Мы видим, что болезнь, каковой бы она ни была, дана была Павлу во благо, чтобы сбалансировать его характер и сдерживать от согрешения. Господь не просто послал Своему апостолу болезнь, но и пообещал, что неудобство, причиненное болезнью, Он восполнит Своей благодатью: там, где болезнь Павла была помехой для его служения, в дело вступал Сам Господь. Поэтому Павел, когда сравнивал себя с другими апостолами, говорил так: "Я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (1 Кор. 15:10).

Познав преимущество того, что Господь не ответил на эту его молитву, апостол мог сказать: "Я буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова" (2Кор.12:9). И не исключено, что это знание побудило его написать хорошо знакомые и любимые нами слова: "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу" (Рим. 8:28).

В этих двух примерах мы видим, что Господь каждый раз давал понять, какова Его воля. Поэтому и мы можем рассчитывать, что если просим что-то не по воле Божьей, то Он даст нам об этом знать, чтобы наши молитвы не превратились в "вечное" прошение.

Если же мы верим в Сына Божьего Иисуса Христа, если наше сердце не осуждает нас, то есть в нашей жизни нет неисповеданных грехов, и если мы просим по воле Божьей, то нет ничего, что помешало бы нам получить просимое. Апостол Иоанн сказал об этом так: "И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него" (1 Инн. 5:14,15).

Не понимая своей зависимости

И, наконец, седьмая причина. Она может заключаться в том, что просящий человек не осознает своей зависимости от Бога. Надо помнить, что молитва - это выражение зависимости от Того, к Кому обращаешься. Ведь когда мы умоляем кого-то сделать что-то, подразумевается, что сами мы этого сделать не можем. Именно поэтому человек умоляет другого человека сделать что-либо. То же самое справедливо и в отношениях с Богом.

Когда мы просим Бога о спасении, то это значит, что мы понимаем, что сами не можем себя спасти. Когда мы просим Его о прощении наших грехов, то это значит, что мы понимаем, что сами не можем решить проблемы своей греховности перед Богом. Когда мы просим Его дать нам вечную жизнь, то это значит, что мы понимаем, что сами не можем достичь этой жизни.

Поэтому, если мы считаем себя достаточно независимыми от Бога, способными самостоятельно идти по жизненному пути и при этом угождать Богу, Бог может не отвечать на наши молитвы, чтобы мы раскаялись, осознали свою полную зависимость от Него и научились полагаться на Него во всем. "Без Меня не можете делать ничего", - сказал Иисус (Ин. 15:5).

Покаяние побуждает Бога изменить решение

Итак, причины безответных молитв - это грех, неправильные мотивы, сомнения, испытание, недостаток настойчивости, несогласованность с Божьей волей и, наконец, непризнание своей полной зависимости от Бога.

Что же делать, если в своей жизни мы видим молитвы без ответа?

Нам не нужно проходить мимо и закрывать на это глаза. Давайте попробуем вместе с Господом, в молитве, на основании Священного Писания, разобраться, почему Господь не ответил на них.

Но что делать, если мы не видим ответа на все наши молитвы? Если мы считаем, что Господь перестал с нами разговаривать?

Прежде всего нужно понять, что Господь не подобен обидчивым людям. И поэтому, как пророк Иеремия, нужно надеяться на Его милосердие: "По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!".

Если мы считаем, что Господь молчит на наши молитвы, то, скорее всего, Он ждет от нас покаяния. Сын царя Езекии, иудейский царь Манассия, был самым нечестивым царем из всех, кто царствовал в Иерусалиме. Он был идолопоклонником, во всем нарушал Божий Закон. Поэтому Бог сделал так, что ассирийцы захватили Иерусалим и увели Манассию в плен. Там "И в тесноте своей он стал умолять лице Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих. И помолился Ему, и Бог преклонился к нему и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его. И узнал Манассия, что Господь есть Бог" (2 Пар. 33:12-13). Если нужно в чем-то покаяться, то не откладывайте это, покайтесь, как сделал это царь Манассия.

Будем же помнить, что мы всегда можем рассчитывать на милость Божью к нам во Христе, поскольку, как говорит Павел: "Если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его" (Рим. 5:10).

Будем внимательны к своим отношениям с Богом.

Будем благодарить Его за эти отношения и, конечно, за те молитвы, ответ на которые мы уже получили.