Особый "калибр". Особый "калибр" Конструктивные особенности и архитектура

Ещё совсем недавно казалось, что судьба фрегатов проекта 11356 сложилась крайне печально. Отказ Украины поставить для них газотурбинные силовые установки (несмотря на внесённый заводу-изготовителю аванс) в одностороннем порядке, оставил вторую "тройку" фрегатов недостроенной. К счастью, хотя бы первые три корабля успели получить двигательные установки до момента политического кризиса на Украине 2014-го года.

Первоначально было принято решение избавится от недостроенных фрегатов, а не дожидаться момента начала производства силовых установок в России, т.к. корабли бесполезно простаивают на стапеле, который необходимо освободить для строительства других кораблей. В этих условиях Объединённой Судостроительной Корпорацией (ОСК) велись переговоры о продаже этих кораблей Индии. Индийский флот располагает 6 фрегатами класса "Тальвар", на базе которого и были созданы фрегаты пр. 11356 для российского флота, и Индия очень желала бы усилить свой флот недостроенными российскими фрегатами. Однако, учитывая, что они недостроены индийской стороной были затребованы заведомо неприемлемые условия - продать их предлагалось по цене едва ли не металлолома, и фактически речь шла о том, что бы просто "подарить" их Индии. По понятным причинам такое предложение совершенно не устроило российскую сторону.

Наконец, Министерство Обороны пересмотрело своё отношение к вопросу, что же делать с недостроенной "тройкой" фрегатов и решено, что они будут достраиваться после 2018-го года, когда будет налажено производство газотурбинных силовых установок в России. До этого, недостроенные фрегаты будут спущены на воду без силовых установок и будут стоять у стенки завода в таком состоянии до момента начала достройки, которая будет осуществляться уже на плаву.

Очевидно, это наиболее адекватное решение, которое могло было быть принято относительно дальнейшей судьбы второй "тройки" фрегатов пр. 11356. Корабли имеют высокую степень готовности, и избавляться от них не только нерентабельно, но и просто глупо, учитывая острую потребность российского флота в новых крупных кораблях. Заявления о том, что найдена "дешёвая замена" этим фрегатам в виде малых ракетных кораблей пр.22800 (строительство которых началось на судостроительном заводе "Пелла" в Санкт-Петербурге, и на крымских судостроительных заводах), не соответствует действительности. Даже несколько малых ракетных кораблей и близко не дотягивают по возможностям, которыми обладает современный фрегат, особенно в области обеспечения коллективной ПВО соединения и противолодочной обороны, не говоря уже о том, что малые ракетные корабли созданы для действий преимущественно в "береговой зоне".

После начала достройки фрегатов пр.11356, можно рассчитывать на ввод их в строй к 2020-му году, учитывая высокую степень готовности. Трудно сказать, где они будут служить, на Чёрном море, как изначально предполагалось, или на каком-то другом флоте, но очевидно, что они внесут свой вклад в усиление мощи российского флота.

Павел Румянцев

Торжественная церемония подъема Андреевского флага и передачи ВМФ России боевого корабля проекта 11356 прошла на территории Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь", в Калининграде.

Всего на этом предприятии будет построено шесть аналогичных кораблей. Они, как планируются, будут нести службу на Черноморском флоте. "Адмирал Григорович" - первый из них, он назван именем русского адмирала, прославившегося при обороне Порт-Артура и сумевшего после Цусимы воссоздать и усилить военно-морскую мощь Империи. Интересно, что в составе ВМФ СССР к началу Великой Отечественной все линкоры, 40% крейсеров и 30% эсминцев были построены или заложены по программам, составленным Григоровичем.

Следующие фрегаты будут носить имена: "Адмирал Эссен", "Адмирал Макаров", "Адмирал Бутаков", "Адмирал Истомин", "Адмирал Корнилов".

Прежде чем стать в строй, "Адмирал Григорович" прошел полный цикл положенных испытаний. Были подтверждены все его эксплуатационные и боевые характеристики. Более пятидесяти раз на палубу фрегата садились корабельные вертолеты, отрабатывая противолодочные задачи и поисково-спасательное обеспечение.

Скоро корабль возьмет курс на Севастополь. Помимо охраны российских акваторий в Черном море он и другие фрегаты аналогичного класса будут демонстрировать Андреевский флаг в Средиземном море, а также в других акваториях мирового океана.

Фрегаты проекта 11 356 имеют небольшие размеры, хорошую мореходность и очень мощное вооружение.

Основной ударный комплекс - это 8 ракетных пусковых установок комплекса "Калибр-НК", ракеты которого предназначены для поражения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия надводных кораблей и подводных лодок, наземных стационарных и ограниченно подвижных целей с заранее известными координатами.

Одной ракетой гарантированно уничтожаются все типы надводных кораблей вплоть до крейсера. А залп из 8 ракет может вывести из строя даже авианосец, превратив его из плавучего аэродрома в плавающую груду искореженного железа. При этом сбить боеголовку, подлетающую к цели на сверхзвуке, практически невозможно и подавить наведение силами радиоэлектронного противодействия тоже не получится. Так что всего один фрегат может стать непреодолимым препятствием для вражеской эскадры из 8 боевых кораблей и будет представлять опасность даже для авианосного ордера. Эффективность "Калибров" была продемонстрирована в прошлом году при ударах по позициям террористов-боевиков, воюющих на территории Сирии.

ПВО корабля состоит из 36 ракет зенитно-ракетного комплекса "Штиль-1", двух установок зенитного ракетно-артиллерийского комплекса "Кортик" или "Палаш". Это, пожалуй, самые мощные из малокалиберных артсистем, которые гарантированно уничтожают на подлете к фрегату все воздушные цели, включая противокорабельные ракеты. Правда, на "Адмирале Григоровиче" пока установлены две шестиствольные 30 мм установки АК-630 без дополнительных ракет.

Особо стоит сказать о 100 мм артустановке А-190. В своем калибре это самая скорострельная морская пушка в мире. Она производит 80 выстрелов в минуту и обеспечивает эффективную дальность стрельбы до 20 км с высокой вероятностью поражения. А-190 способна уничтожать высоколетящие воздушные цели, скоростные и маневрирующие катера, а также наземные объекты.

Надо отметить, что фрегат имеет очень мощную систему радиоэлектронной борьбы, которая защищает его от самых высокоточных ракет противника.

Фрегат может нести на борту противолодочный вертолет Ка-27ПЛ или вертолет дальней радиолокационной разведки Ка-31. Они позволяют осуществлять поиск и уничтожение любых вражеских субмарин, включая атомные, и засекать появление чужих боевых кораблей на удалении в сотни километров.

Максимальная скорость хода "Адмирала Григоровича" - 30 узлов, автономность плавания - 30 суток. Экипаж - 180 человек плюс 20 морских пехотинцев, которые могут находиться на борту при выполнении антипиратских операций.

Инфографика: Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Михаил Шилов / Сергей Птичкин

Мощность 2 × 30 450 л.с., ГТА М7Н1 (8450 л.с. маршевая ГТУ, 22 000 л.с. форсажная ГТУ),
4 ДГ WCM-800 по 800 кВт (на индийских фрегатах) Скорость хода 30 узлов Дальность плавания 4850 миль (на 14 узлах) Автономность плавания 30 суток Экипаж 180 человек (в т. ч.18 офицеров) и 20 морских пехотинцев Вооружение Навигационное вооружение НРЛС МР-212/201-1 «Вайгач-У» Радиолокационное вооружение РЛС общего обнаружения «Фрегат-М2М »,
РЛС общего обнаружения «Позитив-М1.2» , подкилевая ГАС МГК-335М-03 Радиоэлектронное вооружение БИУС «Требование-М»,
Комплекс РЭБ ПК-10 «Смелый» (4 ПУ КТ-216),
СУ 5П-10 «Пума»,
СУ МР-123-02 «Багира»,
ПУТС «Пурга-11356» Тактическое ударное вооружение 3М14Т Артиллерия 1 × 1, 100-мм АУ А-190 Зенитная артиллерия 2 × 6, 30-мм АУ АК-630М Ракетное вооружение УВП «Калибр» 3С14 (8 ячеек для - ПКР 3М54T / 3М54T1 , или ПЛУР 91Р1 / 91РТ2).
УВП «Штиль-1» 3С90М (24 ЗУР 9М317М) ,
8 × ПЗРК Игла-С или Верба Противолодочное вооружение 1 × ПУ РБУ-6000 (48 ПЛУР 90Р или РГБ-60) Минно-торпедное вооружение 2 × 533-мм ДТА-53-11356 (торпеды СЭТ-65 , 53-65К) Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27 ПЛ или Ка-31 Медиафайлы на Викискладе

Фрегаты проекта 11356Р/М шифр «Буревестник» (по кодификации НАТО - Krivak V ) - серия многоцелевых сторожевых кораблей дальней морской зоны для Военно-морского флота Российской Федерации .

Проект

Проект сторожевого корабля разработан Северным проектно-конструкторским бюро на основе проекта 1135.6 для ускоренного пополнения корабельного состава Черноморского флота ВМФ России , в связи с затягиванием сроков реализации проекта 22350 .

Сам проект представляет собой модифицированный проект кораблей 1135.6 «Тальвар», созданного для ВМС Индии , который в свою очередь является дальнейшим развитием проекта сторожевых кораблей .

Также в их задачи входят: оборонительные и ударные миссии в Чёрном море, а также прилегающих к нему акваториях; демонстрация Военно-морского флага в Средиземном море и участие в антитеррористических и антипиратских операциях.

Конструктивные особенности и архитектура

Корпус корабля полубачный, с продлённым полубаком и достаточно полными обводами в надводной части носовой оконечности. Корабль имеет трёхостровную надстройку. Корпус и надстройка корабля выполнены стальными.

При создании корабля, в целях повышения его защищённости и живучести, были использованы методы архитектурной защиты с учётом технологии «стелс», а также реализованы мероприятия по снижению акустической заметности и защиты от оружия массового поражения.

В качестве главной энергетической установки используется двухвальная газотурбинная установка типа COGAG, состоящая из двух форсажных газотурбинных двигателей (ГТД) и двух маршевых ГТД, работающих через сложные редукторы на два винта фиксированного шага. Суммарная мощность ГЭУ - 56 000 л. с.

Электроэнергетическая система включает четыре дизель-генератора WCM 800/5 суммарной мощностью 3200 кВт

Вооружение

Вооружение включает в себя восемь ячеек в одной УВП 3С14 , универсальную автоматическую 100-мм артиллерийскую установку А-190 , УВП 3С90М (содержащая 24 9М317М), две шестиствольные скорострельные 30-мм установки АК-630 М . Противолодочную и противоторпедную защиту обеспечивают два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата и РБУ-6000 .

УКСК 3С14

Вертикальная пусковая установка 3С14, установленная на кораблях проектов 11356 и 21631, имеет усеченные возможности и позволяет размещение только ракет семейства «Калибр » 3М14, то есть не позволяет размещение ПКР Оникс , в отличие от аналогичных УКСК на кораблях проектов , и 1144.2М .

По сообщениям командующих ВМФ в СМИ, ракеты Калибр могут поражать надводные цели на дальности до 500 км и наземные цели на дальности 1500 - 2000 км (в неядерном варианте) . В боевой обстановке комплекс Калибр применялся кораблями Каспийской флотилии для нанесения ударов по объектам террористических группировок в Сирии на дальностях до 1500 км .

Артиллерийский комплекс

Для стрельбы по воздушным и морским целям на сторожевом корабле установлен новейший одноорудийный артиллерийский комплекс 100-мм калибра, обеспечивающий при минимальном времени реакции высокую эффективность стрельбы по воздушным, морским и береговым целям. Состоит из одноорудийной артиллерийской установки А-190 и системы управления стрельбой 5П-10.

Артустановка разработана нижегородским ЦНИИ «Буревестник» и производится на его мощностях в кооперации с ОАО «Мотовилихинские заводы». На сегодняшний день это самая скорострельная морская пушка данного калибра. При 2-сторонней подаче боеприпасов А-190 производит 80 выстрелов в минуту и обеспечивает эффективную дальность стрельбы на расстоянии около 20 км .

С целью постановки на корабли третьего ранга (водоизмещением до 2000 тонн) пушка выполнена в облегченном варианте. А-190 весит в 2,5 раза меньше по сравнению с выпускаемой ранее артустановкой А-214, масса которой без боекомплекта составляла 35,7 тонны.

Система управления стрельбой 5П-10 «Пума» (разработка - КБ «Аметист», производство ОАО «РАТЕП») обеспечивает поиск, захват и сопровождение целей в автоматическом режиме.

Информационно-управляющая система

Сбор и обработку информации, а также выдачу целеуказания всем комплексам вооружений и обороны сторожевого корабля обеспечивает боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Требование-М ». Специально для корабля данного проекта БИУС «Требование-М» разработало и поставило АО «НПФ „Меридиан“» (С.- Петербург).

«Требование-М» самостоятельно формирует задачи для всех общекорабельных комплексов вооружения, исходя из ситуации опасности: определяет количество пусков и выстрелов, отображает информацию о состоянии боевых средств корабля, передает информацию системам защиты. Система способна обрабатывать информацию, поступающую одновременно от 250 источников.

Зенитный ракетный комплекс средней дальности

Многоканальный зенитный ракетный комплекс средней дальности «Штиль-1» используется для отражения массированных атак воздушного противника - на каждую цель может одновременно наводиться до трёх ракет 9М317М. Ожидается, что комплекс будет способен поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 3 км/с на дальностях от 2,5 до 70 км и высотах от 15 м до 35 км .

По требованию предыдущего главкома ВМФ , состав ПВО кораблей неоднократно пересматривался [ ] .

Зенитный артиллерийский комплекс

На отечественных кораблях представлен двумя установками АК-630М, расположенными по бортам у ангара. Первые три корабля для ВМС Индии вооружались ЗРАК «Каштан»,а последующие три вооружены АК-630М.

Противолодочное оружие

2 спаренных 533мм торпедных аппарата ДТА-53-11356, одна реактивная бомбометная установка РБУ-6000 ; предназначено для борьбы с торпедами и подводными лодками противника .

Радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение

Радиолокационное (РЛС типа «Фрегат-М2М») обеспечивает обнаружение целей, определение их координат и сопровождения.

Средства управления оружием - 4 РЛС управления зенитным оружием,РЛС 5П-10 управления артиллерийской установкой.

Вооружение РЭБ - 2-4 ПУ ложных целей ПK10, система противоторпедной защиты «Удав» и другие, служит для противодействия средствам поражения противника.

Авиационное вооружение

14 февраля 2017 года было повторно объявлено о возможной продаже Индии недостроенных кораблей . 2 июня 2017 года газета «Известия» в материале Дмитрия Литовкина, Ивана Чеберко, Алексея Рамма и Евгения Дмитриева «Застрявшие «Буревестники» вернут в серию. Российские кораблестроители возобновляют строительство фрегатов проекта 11356, прекращенное из-за отказа Киева поставлять двигатели», сообщила, что Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) возобновит работу над тремя фрегатами проекта 11356 типа «Буревестник» в 2018 году . Решение о продолжении работ принято по итогам предварительных испытаний новейших российских газотурбинных установок М70ФРУ и М90ФР. По мнению экспертов, появление этих кораблей существенно расширит возможности Военно-морского флота (ВМФ) в Средиземном море, Центральной и Северной Атлантике, а также Арктической зоне.

1 июля 2017 года заместитель главнокомандующего ВМФ России по вооружению вице-адмирал В. И. Бурсук в ходе Международного военно-морского салона (МВМС-2017) заявил журналистам, что вторая тройка кораблей, простаивавшая из-за непоставок Украиной двигателей, - «Адмирал Бутаков» , «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов» - будет достроена и передана Черноморскому флоту ВМФ России . В сентябре появилась информация об возможном заключении контракта с Индией на строительство фрегатов по схеме «2+2», предполагающего строительство двух в России и двух в Индии. При этом, по заявлению помощника президента РФ по вопросам военно-технического сотрудничества Владимира Кожина , Россия может поставить два недостроенных фрегата из второй тройки. ГЭУ для данных фрегатов индийская сторона должна была закупить на Украине самостоятельно .

23 августа 2017 года в ходе международного военно-технического форума «Армия-2017» вице-президент Объединенной судостроительной корпорации Игорь Пономарев официально подтвердил, что только один из недостроенных кораблей - «Адмирал Бутаков» - достроят для российского ВМФ, оснастив газотурбинными двигателями отечественного производства, а два остальных - «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов» - все-таки продадут Индии .

11 января 2018 года заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов заявил журналистам, что вторая тройка фрегатов проекта 11356, строительство которой простаивало из-за отказа украинского предприятия «Зоря-Машпроект » поставить для них силовые установки, будет достроена с российскими двигателями, а их будущее место службы определит руководство ВМФ России . «Они заложены и сейчас в разной степени готовности, их строительство было приторможено именно по причине отсутствия силовых установок, но теперь их строительству ничего не мешает. Куда они пойдут - решит флот», - заявил замминистра . В 2019 года индийский военный сайт LiveFistdefence.com сообщил, что российская верфь «Янтарь» построит 2 фрегата класса «Advanced Talwar» (проект 11356) и поставит их ВМС Индии к концу 2022 года, при этом первый авансовый платеж в рамках соглашения на сумму 950 миллионов долларов США о постройке 4 фрегатов проекта 11356 Индия уже перевела. По условиям соглашения к 2 недостроенным корпусам фрегатов 11356 от которых российский флот был вынужден отказаться из-за конфликта на Украине, будут опционально добавлены еще 2 корабля, которые построят по лицензии на верфи индийской государственной компании Goa Shipyard Ltd. На данный момент газотурбинные установки (ГТУ) были напрямую закуплены Индией на Украине и будут поставляться на "Янтарь индийским правительством, заявил генеральный директор прибалтийского судостроительного завода "Янтарь" Эдуард Ефимов.

Представители проекта

Наименование б/н Верфь Зав. № Заложен Спущен В строю Флот Прим.
Адмирал Григорович 494 ССЗ «Янтарь» 01357 18.12.2010 14.03.2014 11.03.2016 ЧФ В строю
Адмирал Эссен 490 ССЗ «Янтарь» 01358 08.07.2011 07.11.2014 07.06.2016 ЧФ В строю
Адмирал Макаров 499 ССЗ «Янтарь» 01359 29.02.2012 02.09.2015 27.12.2017 ЧФ В строю
Адмирал Бутаков ССЗ «Янтарь» 01360 12.07.2013 02.03.2016 12.2022 ВМС Индии Строительство возобновлено в 2019 году .
Адмирал Истомин ССЗ «Янтарь» 01361 15.11.2013 11.2017 12.2023 ВМС Индии Строительство возобновлено в 2019 году
Адмирал Корнилов ССЗ «Янтарь» / Goa Shipyard Limited (GSL) 01362 12.2013 11.2017 2023 ВМС Индии Достраивается на верфи в Индии .

Цвета таблицы:
Белый - не достроен или утилизирован неспущенным на воду
Зелёный - действующий в составе ВМФ России
Красный - списан, утилизирован или потерян

Оценка проекта

Решение о строительстве многоцелевых сторожевых кораблей этого типа вызвало неоднозначную реакцию. С одной стороны, ряд специалистов указывает на то, что одновременно российский флот заказывает корабли сразу двух типов - фрегаты проекта 22350 и сторожевые корабли проекта 11356, что противоречит ранее провозглашённой политике стандартизации. Действительно, «разнотипье» оборачивается увеличением расходов на содержание и ремонт кораблей. Это подтверждено отечественной и мировой практикой.

С другой стороны, фрегаты проекта 22350 - корабли нового проекта, и, несомненно, потребуется время для окончательной доводки всех их систем. Как показывает отечественная практика, процесс этот по разным причинам, начиная от недостаточного финансирования и кончая недобросовестностью некоторых контрагентов, может затянуться на годы. Фрегаты же проекта 11356 освоены промышленностью: шесть кораблей этого проекта для ВМС Индии построены Балтийским заводом и Судостроительным заводом «Янтарь» и успешно эксплуатируются. Конечно, российские фрегаты будут отличаться от индийских. Как отметил главный конструктор проекта Вилор Перевалов: «корпус - такой же, а вот начинка вся - отечественного производства».

Второй веский аргумент в пользу проекта 11356 - эти корабли предназначены именно для Черноморского флота . В их задачи будут входить демонстрация Андреевского флага в Средиземном море и участие в антипиратских операциях. Разумеется, они способны выполнять оборонительные и ударные миссии в Чёрном море и прилегающих к нему акваториях. В то время как фрегаты проекта 22350 больше подходят для службы на Северном и Тихоокеанском флотах.

Следует обратить внимание и на то, что сторожевые корабли проекта 11356 - по сути, не что иное, как глубокая модернизация сторожевых кораблей проектов 1135 и 1135М «Буревестник» , которые с 1968 года большой серией строились на «Янтаре» (18 единиц), а также пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 «Нерей» . Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали симпатии у моряков. Военно-Морской Флот Российской Федерации и Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России (морские части КГБ СССР) в общей сложности получили 39 кораблей этого семейства. По состоянию на 2018 год в строю Черноморского Флота России сторожевые корабли «Ладный » проекта 1135 и «Пытливый » проекта 1135М, в рядах береговой охраны Пограничной службы ФСБ России дальневосточные рубежи охраняют два «Нерея» - «Дзержинский» и «Орёл». Кроме того, однотипный с ними корабль «Гетман Сагайдачный » - флагман ВМС Украины .

Сторожевые корабли проекта 11356Р фактически созданы на основе «бюджетного» фрегата для Индийского ВМФ 11356. Данный проект построен в основном на технологиях и системах вооружения 1990-х годов, что по замыслу заказчиков в ВМФ РФ должно было ускорить строительство и введение в строй. Более того, даже по сравнению с индийскими 11356 часть систем была снята, например 11356Р лишился буксируемой ГАС. Другая часть была заменена упрощёнными аналогами, в частности установлена устаревшая подкилевая ГАС (максимальная дальность обнаружения МГК-335 12 км , против 15 км у не самой современной APSOH в индийской версии, ГАС «Заря» на пр.20380/22350 от 18 до 45 км ), не самые современные ЗРАК «Каштан» заменены на более старые АК-630М. На фрегатах пр. 11356 имеется ракетный комплекс Калибр-НК . Средства ПЛО (торпедные аппараты) и противоторпедной обороны РБУ-6000 (РГБ-60, 90Р, 90Р1) имеют избыточную массу и пониженные ТТХ, например по сравнению с комплексом «Пакет-НК». ЗРК 3С90М + 9М317М менее совершенна по

По плану Государственной программы вооружения на 2011–2020 годы, в состав Военно-морского флота РФ должно войти пять-шесть кораблей проекта 11356.

С 1999 по 2004 годы было построено и введено в строй 3 фрегата данного проекта для Индии – Talwar, Trishul, Tabar. В настоящее время для Индии строят ещё 3 фрегата.

Для России заложен в декабре 2010 года «Адмирал Григорович» для Черноморского флота, предположительно для Черного моря построят ещё 2 фрегата – «Адмирал Эссен» и «Адмирал Колчак». Возможный ввод в строй – 2013-2015 гг. Затем предполагается заложить ещё серию из трёх кораблей.

Проект разработан ФГУП «Северное проектно-конструкторское бюро» на базе российского пограничного сторожевого корабля 11351.

Назначение

Сторожевые корабли проекта 11356 предназначены для ведения боевых действий в океанских и морских районах самостоятель­но и в составе соединения кораблей в качестве эскортного корабля. Боевые возможности корабля позволяют вести поиск и уничтожение подводных лодок противника; осуществлять противокорабельную, противовоздушную и противолодочную оборону боевых кораблей и судов в море; поддерживать боевые действия сухопутных войск и обеспечивать высадку морских десантов.

Конструктивные особенности и архитектура

Корпус корабля полубачный, с продленным полубаком и достаточно полными обводами в надводной части носовой оконечности. Корабль имеет трехостровную надстройку. Корпус и надстройка корабля выполнены стальными.

При создании корабля, в целях повышения его защищенности и живучести, были использованы методы архитектурной защиты с учетом технологии «стелс», а также реализованы мероприятия по снижению акустической заметности и защиты от мас­сового поражения.

В качестве главной энергетической установки используется двухвальная газотурбинная установка типа COGAG, состоящая из двух форсажных газотурбинных двигателей (ГТД) и двух маршевых ГТД, работающих через сложные редукторы на два винта фиксированного шага. Суммарная мощность ГЭУ - 56000 л.с.

Электроэнергетическая система включает 4 дизель-генератора WCM 800/5 суммарной мощностью 3200 кВт.

Базовые ТТХ фрегата

Водоизмещение, т:
Нормальное – 3830,
Полное – 4035,
Длина наибольшая (по КВЛ), м - 128,4 (115),
Ширина наибольшая (по КВЛ), м - 15,2 (14,2),
Осадка, м:
по КВЛ - 4,2,
средняя (при нормальном водоизмещении) - 4,64,
максимальная (при полном водоизмещении) - 6,8,
ГЭУ
Главный турбозубчатый агрегат М7Н.1Э - 1 ГГТА,
Максимальная мощность на валах при температуре наружного воздуха +15 - 2Х28 000 л/с
Скорость полного хода, узл.:
при температуре наружного воздуха +15° - 30,
при температуре наружного воздуха +40° - 28,
Дальность плавания экономичным ходом (14 узл.) при наибольшем запасе топлива, миль - 4850
Экипаж, чел. – 220 (плюс 20 морпехов),
Автономность по запасам провизии, суток – 30,
Вооружение
Ударное
ПУ ПКРК «Club-N» - 1х8,
Боезапас ПКР 3М54Э – 8,
Зенитное
ПУ ЗРК «Штиль-1» - 1,
Боезапас ЗУР 9М317Э – 24,
ЗРАК 3М87 «Каштан» - 2,
Боезапас ЗУР – 64,
Боезапас 30-мм снарядов - 6000,
ПЗРК «Игла-1Э», шт. - 8,
Артиллерийское - А-190Э
Противолодочное
533-мм ДТА-53-956 - 2х2,
ПУ РБУ-6000 - 1,
Авиационное - Ка-28 или Ка-31.

Вооружение

Ракетный комплекс Club-N: основу ударного вооружения построенных Балтийским заводом для Индии фрегатов составляет ракетная система "Клаб-Н", предназначенная для поражения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия надводных кораблей и подводных лодок различных классов и типов, наземных стационарных и ограниченно подвижных целей с заранее известными координатами. Система "Клаб-Н" состоит из 8-ми самонаводящихся фугасно-проникающих ракет. Противокорабельные крылатые ракеты 3М-54ТЭ (с низколетящей сверхзвуковой боевой ступенью) и 3М-54ТЭ1. Дальность стрельбы от 10 до 220 и 300 км соответственно. Масса боевой части ракеты - 220 кг, максимальная скорость полета - до 700 м/c.

Предстартовая подготовка, формирование и ввод полетного задания осуществляются универсальной системой управления стрельбой. Прямых зарубежных аналогов ракетам системы "Клаб-Н" не существует.

Это первая в России пусковая установка вертикального старта. Комплекс разработан и изготовлен ОКБ "Новатор" (Екатеринбург) специально для экспорта в Индию в комплекте с боевыми кораблями. Часть средств в разработку комплекса Club-N инвестировал Балтийский завод.

Благодаря вертикальному исполнению пусковой установки комплекс Club-N располагается под палубой в носовой части корабля. Это делает его размещение более компактным, а также обеспечивает наименьшую уязвимость от поражения противником.

Модульную подпалубную пусковую установку комплекса Club-N, в которой и размещаются ракеты, изготавливает Балтийский завод. Разработчик установки - КБ специального машиностроения (С.- Петербург). Кроме ракет, входящих в состав комплекса Club-N, данная пусковая установка может обеспечивать хранение и старт еще трех типов противокорабельных ракет. Это открывает широкие возможности для поставки таких пусковых установок как в Индию, так и другим зарубежным заказчикам.

Артиллерийский комплекс: для стрельбы по воздушным и морским целям на фрегате установлен новейший одноорудийный артиллерийский комплекс 100-мм калибра, обеспечивающий при минимальном времени реакции высокую эффективность стрельбы по воздушным, морским и береговым целям. Состоит из одноорудийной артиллерийской установки А-190Э и системы управления стрельбой 5П-10Э.

Артустановка разработана нижегородским ЦНИИ "Буревестник" и производится в Петербурге на машиностроительном заводе "Арсенал" специально для поставки на корабль, экспортируемый в Индию. На сегодняшний день это самая скорострельная морская пушка. При 2-сторонней подаче боеприпасов А-190Э производит 80 выстрелов в минуту и обеспечивает эффективную дальность стрельбы на расстоянии около 20 км.

С целью постановки на фрегат, а также на корабли третьего ранга (водоизмещением до 2000 тонн) пушка выполнена в облегченном варианте. А-190Э весит в 2,5 раза меньше по сравнению с выпускаемой ранее артустановкой А-214, масса которой без боекомплекта составляла 35,7 тонны.

Система управления стрельбой 5П-10Э "Пума" (разработка - КБ "Аметист", производство ОАО "РАТЕП") обеспечивает поиск, захват и сопровождение целей в автоматическом режиме.

Информационно-управляющая система "Требование-М": сбор и обработку информации, а также выдачу целеуказания всем комплексам вооружений и обороны фрегата обеспечивает боевая информационно-управляющая система (БИУС) "Требование-М". Специально для корабля данного проекта БИУС "Требование-М" разработало и поставило НПО "Меридиан" (С.- Петербург).

"Требование-М" самостоятельно формирует задачи для всех общекорабельных комплексов вооружения, исходя из ситуации опасности: определяет количество пусков и выстрелов, отображает информацию о состоянии боевых средств корабля, передает информацию системам защиты. Система способна обрабатывать информацию, поступающую одновременно от 250 источников.

Многоканальный зенитный ракетный комплекс средней дальности "Штиль-1" : Используется для отражения массированных атак воздушного противника (на каждую цель может одновременно наводиться до трех ракет).

Корабельный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Каштан": обеспечивает оборону корабля от высокоточного оружия противника (включая противокорабельные ракеты), а также поражение малоразмерных целей. В комплексе "Каштан" впервые совмещено ракетное и артиллерийское оружие: твердотопливные зенитные управляемые ракеты и два 30-мм шестиствольных автомата АО-18К. Высокая боевая устойчивость комплекса обеспечивается за счет наличия каналов одновременного сопровождения целей и ракеты в радиолокационном и телевизионно-оптическом режимах.

Противолодочное оружие: 2 спаренных 533-мм торпедных аппарата ДТА-53-11356-2, одна реактивная бомбометная установка РБУ-6000; предназначено для борьбы с подводными лодками противника.

Радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение фрегата служит для обнаружения целей и управления оружием.
Радиолокационное (РЛС типа "Фрегат-М2ЕМ") обеспечивает обнаружение целей, определение их координат и сопровождения.

Гидроакустические станции (Humsa APSON в бульбе, SSN-137 буксируемая) служат для своевременного обнаружения подводных лодок и средств поражения противника.

Средства управления оружием - 4 РЛС управления зенитным оружием, РЛС 3T-25E "Гарпун" управления артиллерийской установкой.

Вооружение РЭБ - 2-4 ПУ ложных целей ПK10, система противоторпедной защиты "Удав" и другие, служит для противодействия средствам поражения противника.

Авиационное вооружение - противолодочный вертолет Ка-28 или Ка-31, служит для выполнения разведывательных и других задач в ходе борьбы с подводными лодками противника. Для этого фрегат оборудован ангаром и взлетно-посадочной площадкой.

В строю 2 Основные характеристики Водоизмещение 3 620 (стандартное),
4 035 т (полное) Длина 124,8 (наибольшая) Ширина 15,2 м Осадка 4,2 м (габаритная – 7,5) Двигатели двухвальная газо-газотурбинная установка (ГГТУ) типа COGAG Мощность 2 × 30 450 л.с., ГТА М7Н1 (8 450 л.с. маршевая ГТУ, 22 000 л.с. форсажная ГТУ),
4 ДГ WCM-800 по 800 кВт (на индийских фрегатах) Скорость хода 30 узлов Дальность плавания 4 850 миль (на 14 узлах) Автономность плавания 30 суток Экипаж 180 (18 офицеров) плюс 20 морских пехотинцев Вооружение Навигационное вооружение НРЛС МР-212/201-1 «Вайгач-У» Радиолокационное вооружение РЛС общего обнаружения «Фрегат-М2М»,
РЛС общего обнаружения «Позитив-М1.2» Радиоэлектронное вооружение БИУС «Требование-М»,
Комплекс РЭБ ПК-10 «Смелый» (4 ПУ КТ-216),
СУ 5П-10 «Пума»,
СУ МР-123-02 «Вымпел»,
ПУТС «Пурга-11356» Тактическое ударное вооружение УКСК «Калибр-НК » Артиллерия 1×1×100-мм АУ А-190 Зенитная артиллерия 2×6×30-мм АУ АК-630М Ракетное вооружение 8 ПКР ЗМ55 «Оникс» или 3М54 (семейства «Калибр-НК »),
УВП ЗС90Э.1 ЗРК «Штиль-1 » (24 ЗУР) ,
8 × 1 ПУ ЗРК «Игла-1» Противолодочное вооружение 8 ПКР 91РЭ1 (семейства «Калибр-НК») ,
1×12 РБУ-6000,
РПК-8 (48 ПЛУР 90Р или РГБ-60) Минно-торпедное вооружение 2×2×533-мм ДТА-53-956 (торпеды СЭТ-65, 53-65К) Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27 ПЛ или Ка-31 Медиафайлы на Викискладе

Сторожевые корабли (фрегаты) проекта 11356 (шифр «Буревестник», по кодификации НАТО - Krivak V) - многоцелевые сторожевые корабли дальней морской зоны или фрегаты (по советской классификации - сторожевые корабли), строящиеся для Военно-Морского Флота ВС России.

Представляют собой откорректированный проект, созданный на основе фрегатов «Тальвар », поставляемых на экспорт для ВМС Индии .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Фрегат проекта 11356 "Филим"

    ✪ Фрегаты проекта 22350 на треть повысят мощь ВМФ

    ✪ Frigate "Admiral Grigorovich" project 11356

    ✪ Адмирал Горшков 22350 | мнение ЭКСПЕРТА на каникулах

    ✪ Фрегате «Адмирал Макаров» вошел в состав ВМФ России

    Субтитры

История

Решение о строительстве многоцелевых сторожевых кораблей этого типа вызвало неоднозначную реакцию. С одной стороны, ряд специалистов указывает на то, что одновременно российский флот заказывает корабли сразу двух типов - фрегаты проекта 22350 и сторожевые корабли проекта 11356, что противоречит ранее провозглашённой политике стандартизации. Действительно, «разнотипье» оборачивается увеличением расходов на содержание и ремонт кораблей. Это подтверждено отечественной и мировой практикой.

История проектирования

Проект сторожевого корабля разработан Северным проектно-конструкторским бюро на основе проекта 11356 . Корабль создавался для ускоренного пополнения ВМФ России , в результате затяжки реализации проекта 22350 , что не позволяло быстро перевооружить ВМФ России этим типом кораблей .

Конструктивные особенности и архитектура

Корпус корабля полубачный, с продлённым полубаком и достаточно полными обводами в надводной части носовой оконечности. Корабль имеет трёхостровную надстройку. Корпус и надстройка корабля выполнены стальными.

При создании корабля, в целях повышения его защищённости и живучести, были использованы методы архитектурной защиты с учётом технологии «стелс», а также реализованы мероприятия по снижению акустической заметности и защиты от оружия массового поражения.

В качестве главной энергетической установки используется двухвальная газотурбинная установка типа COGAG, состоящая из двух форсажных газотурбинных двигателей (ГТД) и двух маршевых ГТД, работающих через сложные редукторы на два винта фиксированного шага. Суммарная мощность ГЭУ - 56000 л. с.

Электроэнергетическая система включает четыре дизель-генератора WCM 800/5 суммарной мощностью 3200 кВт .

Вооружение

Вооружение включает в себя восемь ячеек универсального корабельного стрельбового комплекса , универсальную автоматическую 100-мм артиллерийскую установку А-190 , зенитный ракетный комплекс Штиль-1 , две шестиствольные скорострельные 30-мм установки АК-630 М . Противолодочную и противоторпедную защиту обеспечивают два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата и РБУ-6000 .

УКСК 3С14

Основу ударного вооружения сторожевого корабля данного проекта составляет вертикальная пусковая установка УКСК 3С14 , предназначенная для хранения, транспортировки и запуска ракет семейства Калибр , Оникс и Циркон .

Противокорабельные ракеты «Оникс» способны поражать любые надводные цели на дальности до 500 км при исключительно высотной траектории полёта, до 300 км при комбинированной и до 120 км при полёте на малой высоте.

Точная дальность полёта ракет семейства «Калибр » (в неэкспортном варианте) до сих пор никем официально не озвучена. По редким заявлениям появлявшимся в СМИ, ракеты Калибр могут поражать надводные и наземные цели на дальностях в 375 км и 2600 км соответственно.

Артиллерийский комплекс

Для стрельбы по воздушным и морским целям на сторожевом корабле установлен новейший одноорудийный артиллерийский комплекс 100-мм калибра, обеспечивающий при минимальном времени реакции высокую эффективность стрельбы по воздушным, морским и береговым целям. Состоит из одноорудийной артиллерийской установки А-190 и системы управления стрельбой 5П-10.

Артустановка разработана нижегородским ЦНИИ «Буревестник» и производится на его мощностях в кооперации с ОАО «Мотовилихинские заводы». На сегодняшний день это самая скорострельная морская пушка данного калибра. При 2-сторонней подаче боеприпасов А-190 производит 80 выстрелов в минуту и обеспечивает эффективную дальность стрельбы на расстоянии около 20 км .

С целью постановки на корабли третьего ранга (водоизмещением до 2000 тонн) пушка выполнена в облегченном варианте. А-190 весит в 2,5 раза меньше по сравнению с выпускаемой ранее артустановкой А-214, масса которой без боекомплекта составляла 35,7 тонны.

Система управления стрельбой 5П-10 «Пума» (разработка - КБ «Аметист», производство ОАО «РАТЕП») обеспечивает поиск, захват и сопровождение целей в автоматическом режиме .

Информационно-управляющая система

Сбор и обработку информации, а также выдачу целеуказания всем комплексам вооружений и обороны сторожевого корабля обеспечивает боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Требование-М». Специально для корабля данного проекта БИУС «Требование-М» разработало и поставило АО «НПФ „Меридиан“» (С.- Петербург).

«Требование-М» самостоятельно формирует задачи для всех общекорабельных комплексов вооружения, исходя из ситуации опасности: определяет количество пусков и выстрелов, отображает информацию о состоянии боевых средств корабля, передает информацию системам защиты. Система способна обрабатывать информацию, поступающую одновременно от 250 источников .

Зенитный ракетный комплекс средней дальности

Многоканальный зенитный ракетный комплекс средней дальности «Штиль-1 » используется для отражения массированных атак воздушного противника (на каждую цель может одновременно наводиться до трёх ракет) . Ожидается, что комплекс будет способен поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 3 км/с на дальностях от 2,5 до 70 км и высотах от 15 м до 35 км .

По требованию предыдущего главкома ВМФ , состав ПВО кораблей неоднократно пересматривался.

Зенитный артиллерийский комплекс

На отечественных кораблях представлен двумя установками АК-630, расположенными по бортам у ангара. Первые три корабля для ВМФ Индии вооружались ЗРАК «Каштан»,а последующие три вооружены АК-630.

Противолодочное оружие

2 спаренных 533мм торпедных аппарата ДТА-53-11356-2, одна реактивная бомбометная установка РБУ-6000; предназначено для борьбы с подводными лодками противника .

Радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение

Радиолокационное (РЛС типа «Фрегат-М2ЕМ») обеспечивает обнаружение целей, определение их координат и сопровождения.

Средства управления оружием - 4 РЛС управления зенитным оружием,РЛС 5П-10 управления артиллерийской установкой.

Вооружение РЭБ - 2-4 ПУ ложных целей ПK10, система противоторпедной защиты «Удав» и другие, служит для противодействия средствам поражения противника .

Авиационное вооружение

Представители проекта

Наименование Борт. № Верфь Зав. № Заложен Спущен на воду В строю Флот Состояние Прим.
Адмирал Григорович 745
494
ССЗ «Янтарь» 01357 18.12.2010 14.03.2014 11.03.2016 ЧФ В строю
Адмирал Эссен 751 ССЗ «Янтарь» 01358 08.07.2011 07.11.2014 07.06.2016 ЧФ В строю
Адмирал Макаров 799 ССЗ «Янтарь» 01359 29.02.2012 02.09.2015 11.2017 ЧФ Проходит государственные испытания
Адмирал Бутаков ССЗ «Янтарь» 01360 12.07.2013 02.03.2016 2020−2021 ЧФ Спущен на воду
Адмирал Истомин ССЗ «Янтарь» 01361 15.11.2013 2020−2021 ЧФ
Адмирал Корнилов ССЗ «Янтарь» 01362 ЧФ

Цвета таблицы:
Белый - не достроен или утилизирован неспущенным на воду
Зелёный - действующий в составе ВМФ России
Красный - списан, утилизирован или потерян

Развитие проекта

Изначально планировалось строительство 6 единиц - три для ЧФ и три для БФ . Вполне возможно, что серия будет продлена до 9 или даже 12 единиц.

Программа строительства шести фрегатов проекта 11356Р для Черноморского флота была утверждена еще в 2010 году . Были заключены два контракта стоимостью примерно по 40 млрд рублей. каждый на строительство двух партий по три корабля этого проекта, ранее шесть фрегатов этого типа были построены для ВМС Индии. В настоящее время головной корабль проекта - фрегат «Адмирал Григорович» , прибыл в порт приписки, главную военно-морскую базу Черноморского флота - Севастополь. Следующий фрегат - «Адмирал Эссен» , зачислен в состав флота и планируется его переход на Черноморский флот. Третий корабль серии - «Адмирал Макаров» - спущен на воду в 2016 году , успешно прошел швартовые испытания на калининградском судостроительном заводе «Янтарь» и к концу 2017 года должен прибыть на Черноморский флот. Еще два корабля были заложены, их спуск на воду планировался на 2018 год , однако газотурбинные установки были поставлены украинским предприятием «Зоря-машпроект» из Николаева до начала украинского кризиса только для первых трёх фрегатов. Их поставки официально запрещены по решению СНБО Украины .

Министерство обороны и правительство России поставили НПО «Сатурн» (входит в подконтрольную госкорпорации «Ростех » Объединённую двигателестроительную корпорацию) задачу заместить импорт этих украинских двигателей, и ранее некоторые чиновники говорили о том, что это возможно сделать к 2018 году. Однако в ходе обсуждения проблем замещения поставок украинского предприятия так и не удалось решить вопрос о том, кто будет изготавливать ряд механизмов, а для установки уже производимых «Сатурном» газотурбинных установок потребовалось бы перепроектирование корабля, говорит менеджер одного из предприятий «Ростеха». Тем не менее, с промышленности не снимается задача по производству газотурбинных установок для более мощных и современных фрегатов проекта 22350, строящихся на петербургской «Северной верфи», для кораблей этого типа «Зоря-машпроект» успел поставить две установки, говорит источник в Объединённой судостроительной корпорации.

16 декабря 2016 года в ряде СМИ появилось сообщение, что, по крайней мере, некоторые из недостроенных кораблей серии получат двигатели российского производства и будут введены в состав