Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами презентация к уроку по обж (5 класс) на тему. Беседа по ппб "правила пользования бытовыми электроприборами" Правила безопасного поведения

Небрежная эксплуатация электрических приборов может привести к пожару, ожогу и даже к летальному исходу. Чтобы этого не случилось, в повседневной жизни нужно соблюдать несложные правила безопасного обращения с электроприборами.

1. Пользуйтесь электроприборами, соблюдая правила безопасности, указанные в заводской инструкций , своевременно проводите их ремонт. Работы по проведению и ремонту электроприборов доверяйте исключительно профессионалам.

2. Не включайте одновременно большое количество электроприборов. Это может привести к перегрузке сети. Кроме того, не включайте много электроприборов в одну розетку, поскольку из-за перегрузки она может загореться.


3. Находясь в воде, не пользуйтесь электрическими устройствами . Не вставляйте вилку электроприбора в розетку и не прикасайтесь к работающим электроприборам мокрыми руками или влажной салфеткой. Пользоваться феном и сетевой электробритвой желательно вне ванной комнаты.

4. Неуклонно соблюдайте порядок включения электрических устройств в сеть: подключайте шнур сначала к прибору, а только после этого к сети. Отключение происходит в обратном порядке. Не доставайте вилку из сети, дергая за провод.

5. Не развешивайте для просушки вещи на электронагревательных приборах и на электрической проводке.

6. Готовя пищу на электрической плите, не проверяйте степень прогревания конфорки, дотрагиваясь до нее ладонью.

7. Не цепляйте шнуры электроприборов за водопроводные и газовые трубы, за радиаторы отопления.

8. Небезопасно пользоваться электроприборами с поврежденной изоляцией шнура.

9. Не дотрагивайтесь до нагреваемого сосуда и воде, когда нагреватель включен.

10. Не покидайте включенные в сеть электробытовые приборы на долгое время. Включенные в розетку щипцы для завивки волос и утюг вообще нельзя покидать без присмотра, поскольку легковоспламеняющиеся вещи при прямом контакте с ними могут очень быстро загореться. Электрическую плитку, утюг и чайник нужно использовать в комплекте со специальными несгораемыми подставками.

11. Не располагайте электрообогреватели рядом с легковоспламеняющимися вещами , например одеждой, шторами, одеялом и т.д. Не покидайте включенные обогреватели без надзора, не допускайте их перегрева. Не применяйте для обогрева плитку с открытой спиралью.

12. Не касайтесь водопроводного крана или любой другой металлической коммуникации и конструкции здания, держась за включенный электрический прибор. Не заполняйте водой включенный в электросеть чайник.

13. Уходя из дома, не забывайте выключать электроприборы и освещение .

14. Если Вы стали свидетелем возгорания электроприбора, найдите способ его обесточить и только после этого тушите пожар, закидывая огонь землей или песком. Нельзя заливать горящие электроприборы водой .

Не соблюдая правила безопасного пользования электроприборами, Вы подвергаете свою жизнь опасности, ведь даже непродолжительное нахождение под действием электрического тока силой от 100 мА приводит к остановке сердца. Но если Вы в повседневной жизни выполняете эти несложные правила безопасности, то беда обойдет Ваш дом.

Прикосновение человека к электроприборам и электрическим проводам, находящимся под напряжением, сопровождается прохождением тока через определенные части тела. Степень поражения электрическим током определяется силой тока. Степень поражения зависит от напряжения и в значительной степени от сопротивления тела человека и сопротивления изоляции. Чем выше напряжение и меньше сопротивление, тем больше сила тока и тем сильнее поражающее действие электрического тока. Сопротивление тела человека снижается при работе во влажной атмосфере. Особенно опасно, когда у работающего мокрая обувь, одежда, руки и т.д.

Различают следующие основные виды поражения организма электрическим током:

    Электрическая травма. Выражается в расстройстве сердечно-сосудистой и дыхательной систем, которые приводят к спазмам диафрагмы, сердечной мышцы, судорогам, потере сознания.

    Электрический удар. Представляет собой возбуждение живых тканей проходящим через организм током.

    Электрический шок. Заключается в расстройстве центральной нервной системы под действием тока. Происходят нарушение функций кровеносной системы, обмена веществ и даже нервно-психические расстройства.

    Электрические ожоги. Это разновидность электротравм, которая возникает при контакте с токоведущими частями либо при воздействии электрической дуги. Наиболее тяжелый случай, когда возникает электрическая дуга между токоведущей частью электроприбора и телом человека. При этом могут происходить ожоги внутренних органов.

    Электрические знаки. Образуются при унесении током частичек материалы проводника. При этом кожа уплотняется, и в ее порах откладываются частички материала (металла).

При одной и той же силе тока следует учитывать и другие факторы:

    Род тока. До напряжения порядка 300 В постоянный ток безопасней переменного. При напряжении выше 300 В постоянный ток становится более опасным.

    Продолжительность воздействия тока. Чем дольше тело человека находится под напряжением, тем больше изменений происходит в организме, в частности, происходит снижение сопротивления кожи и, следовательно, увеличивается сила тока. Сопротивление кожи становится минимальным, если она повреждена или увлажнена.

    Путь тока в организме человека. Если ток проходит кратчайшим путем и не затрагивает жизненно-важных органов (например, вдоль ладони руки), то поражение будет минимальным. Если же ток проходит, например от одной руки к другой и затрагивает спинной мозг, сердце, органы дыхания и т.д. – поражение становится максимальным.

    Частота тока. Частота переменного тока в электрических сетях составляет 50 Гц. С ростом частоты поражающий фактор медленно и незначительно уменьшается. Практически безвреден ток частотой более 50 кГц, но при этом мощность такого тока должна быть небольшой. Такие токи вызывают только нагревание внутренних органов. Это явление используется в физиотерапии.

В химических лабораториях безопасное для жизни напряжение не превышает 12 В.

Меры безопасности при работе с электроприборами .

    В лаборатории должен быть общий рубильник для включения и выключения внутрилабораторной сети.

    В лаборатории следует использовать приборы заводского изготовления. При их эксплуатации необходимо руководствоваться паспортом и инструкцией завода изготовителя.

    Электроприборы в лаборатории должны быть обязательно заземлены. Целостность заземления проверяется лаборантом.

    Не следует пользоваться неисправными приборами, приборами с нарушенной изоляцией, с расшатанными штепсельными вилками.

    Электрические приборы (особенно электронагревательные) нельзя оставлять без присмотра.

    Все электронагревательные приборы независимо от мощности должны иметь достаточную тепловую изоляцию со всех сторон.

    Браться мокрыми руками за штепсельные вилки.

    Подвергать электроприборы и провода воздействию влаги.

Первая помощь при поражении электрическим током.

    Обесточить пострадавшего. Для этого следует отключить общий рубильник или данную установку. Если это невозможно, то, используют сухую одежду, палку и т.д., чтобы обесточить пострадавшего.

    Если пострадавший в сознании, ему необходимо обеспечить покой до прибытия врача. При бессознательном состоянии оказать первую помощь (уложить, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, дать нюхать нашатырный спирт, обрызгать водой и согревать тело, делать искусственное дыхание).

любовь кривобок
Конспект занятия по основам безопасности для детей старшей группы на тему «Электроприборы и электричество»

Цель : создание условий для формирования у детей старшего возраста знаний о правилах безопасного поведения с бытовыми электроприборами .

Задачи :

Обобщать и расширять знания детей об электричестве и его использовании ;

Закрепить знания об электроприборах , о правилах безопасного поведении в обращении с электроприборами в быту ;

Развивать мыслительную активность, любознательность.

Развивать стремление к приемам практического взаимодействия с окружающим предметами;

Воспитывать у детей чувство осторожного обращения с электроприборами .

Вызывать радость открытий, полученных из опытов;

Воспитывать умение работать в коллективе.

Материал :

Разрезные картинки электроприборов к дидактической игре «Собери картинку»

- две игрушки : одна с батарейкой, вторая без батарейки (руль)

Цветные шары.

Предварительная работа :

Рассматривание иллюстраций

Загадывание загадок.

Ход занятия:

Воспитатель : Сейчас, ребята, я вам загадаю загадку. О чем в ней идет речь?

Он всем несет тепло и свет,

Щедрей его на свете нет.

Поселкам, селам, городам

Приходит он по проводам.

Дети. Это электрический ток .

Воспитатель : Верно, электрический ток . Электрический ток поступает в наши дома со специальной станции по проводам. Электрический ток заставляет работать самые разные электрические приборы , которыми мы пользуемся и без которых сегодня не можем представить свою жизнь. Про некоторые приборы я сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.

Летом папа наш привез

В белом ящике мороз.

И теперь мороз седой

Дома летом и зимой.

Бережет продукты :

Мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник)

Вот он дом -

Одно окно.

Каждый день в окне кино! (Телевизор)

По сатиновому полю

В рейс пошел электроход ,

Он плывет с волнами споря,

То назад, а то вперед.

Там, где он оставил след,

Ни одной морщинки нет! (Утюг)

Он с хоботом резиновым,

С желудком парусиновым,

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль, и сор. (Пылесос)

Воспитатель : Молодцы, все загадки отгадали! А какие еще электроприборы вы знаете ?

Дети. Настольная лампа, кипятильник, стиральная машина и т. д. В. Видите, как много электроприборов нас окружает . Все они делают нашу жизнь удобной и разнообразной.

Воспитатель : Для того, чтобы приборы работали, их включают в розетку. Розетка - это входные ворота в электрическую сеть . Через розетку к приборам поступает ток, за счет которого они работают, но ток обладает одним опасным качеством. В некоторых случаях провода могут загореться. В результате возникает пожар. Поэтому с электроприборами нужно обращаться очень осторожно.

Давайте все вместе закрепим правила пользования электроприборами :

1. Все электроприборы нужно включать и выключать специальным выключателем.

2. Большинство электроприборов нельзя оставлять включенными в розетку, если в доме никого нет.

3. Можно включать электроприборы только в исправные розетки,

если розетка искрит, пользоваться ей - нельзя! Может возникнуть пожар.

4. Главное правило для детей : нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие. Это очень опасно для вашей жизни и здоровья.

5. Нельзя вставлять в розетки посторонние предметы, может ударить током.

Вот эти все правила вы должны хорошо выполнять и напоминать своим родителям.

Но если в доме случился пожар, куда мы должны звонить?

Дети. Пожарным : 01.

Воспитатель : Мы будем с вами осторожными, внимательными, ответственными, чтобы в вашем доме никогда не было пожара, и вы всегда были здоровы.

Д/и «Собери картинку»

Воспитатель : А есть электричество неопасное , тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить электричество . Надо закрыть глаза, сосчитать до 10. Вот мы и в волшебной стране.

Опыты. 1. На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену, у них не получается) .

Воспитатель :

Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей ) . Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что волосах живет электричество , и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим поэтому притянулся к стенке.

Вывод : в волосах тоже живет электричество .

Воспитатель : У меня в руках руль. Я нажимаю, а она не издает звук. Что случилось? (ответы детей ) . Действительно, в ней нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку- плюс к плюсу, минус к минусу. И игрушка заработала. Почему? Что за сила такая скрывается в батарейках? (ответы детей ) Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток , и она заработала.

Вывод : в батарейке тоже живет неопасное электричество . С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть Какие у вас дома есть игрушки на батарейках? (ответы детей )

Воспитатель :

Вот и наше занятие подошло к концу .

Главное правило пользования электроприборами для дошкольников – нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.

  1. Какие известные тебе электрические приборы используют в домашнем ведении хозяйства? Каково их назначение?
  2. Из каких документов можно узнать о назначении электрических приборов?
  3. Какие правила безопасности следует соблюдать при пользовании электрическими приборами?

Трудно представить нашу жизнь без надежных помощников – электрических приборов. С их помощью выпекают хлеб и готовят еду, хранят продукты питания и убирают помещение. Без электроприборов мы не смогли бы оперативно передавать и получать информацию, например знакомиться с техническими достижениями, новостями спорта и кино, прогнозом погоды. Они помогают обрабатывать разнообразные материалы, освещать помещение и улицы и выполнять много других полезных работ. Рассмотри рисунок 183 и объясни, какие электроприборы на нем изображены, для чего они предназначены. Что между ними общего и в чем отличие? Какими подобными приборами пользуется твоя семья?

Рис. 183. Использование электрических приборов в быту

Да! Общим для всех бытовых электрических приборов является то, что они работают за счет электрической энергии. Приборы, которые работают за счет электрической энергии и используются в быту для облегчения выполнения определенных работ, создания комфортных условий для труда и отдыха, называются бытовыми электрическими приборами.

На уроках трудового обучения и в дальнейшем в повседневной жизни ты будешь пользоваться, а может, уже пользуешься разнообразными подобными электрическими приборами. Для этого необходимо знать назначение таких приборов, принцип их действия и, самое главное, правила безопасного пользования ими. Независимо от назначения, в каждом бытовом электрическом приборе есть элемент, потребляющий электрическую энергию для приведения в действие его рабочей части. Например: в электрической дрели электрическая энергия приводит в движение двигатель, на валу которого закрепляется сверло, в электрическом лобзике – пилочка, в мясорубке – ножи, в стиральной машине – барабан с бельем и т. п. Поскольку такие приборы работают за счет потребленной электрической энергии, все они называются потребителями.

В зависимости от назначения, принципа действия и конструкции, бытовые электрические приборы делятся на типы и виды. Самыми распространенными типами по принципу действия являются следующие: электроосветительные, электронагревательные, электромеханические.

Каждый тип может иметь несколько видов. Например: тип прибора электроосветительные приборы, а его виды: торшер, бра, люстра, настольная лампа. Другая группа – нагревательные электрические приборы, а их виды: электроплита, электроутюг, электрокофеварка и т.п.

К электромеханическим относят электрические мясорубки, кухонные комбайны, швейные и стиральные машины, шуруповерты, электродрели и многое другое (рис. 184). При долговременном использовании бытовых электроприборов могут возникать разного вида неполадки. К наиболее распространенным относятся: самораскручивание зажимных винтов, с помощью которых крепятся токопроводящие жилы электрических патронов, вилок, розеток; ломание проводов; выход из строя электрических и механических частей приборов и т. п. В результате этого может возникать искрение, наблюдаться нагревание проводов, плавление изоляции, следствием чего является возникновение пожара, выход из строя электрических приборов (рис. 185).

Рис. 184. Типы бытовых электрических приборов

Рис. 185. Возможные неисправности электрооборудования

Использование неисправных электрических приборов может привести к поражению человека электрическим током и, как следствие, повлечь тяжелые последствия для здоровья. Для предотвращения этого необходимо соблюдать следующие правила безопасного труда:

  1. Перед пользованием электроприбором внимательно изучить инструкцию, которая прилагается к каждому электроприбору.
  2. Пользоваться электроприбором только с разрешения и в присутствии взрослых.
  3. Запрещается касаться рычагов, кнопок оборудования, размещенного в мастерской, и включать их.
  4. Нельзя проверять наличие напряжения в электрической цепи, касаясь оголенных проводов пальцами.
  5. При любых незначительных действиях электрического тока на тело (пощипывание, потепление) и при выявлении признака повреждения электропроводки, запаха плавящейся изоляционной оболочки проводов, появлении дыма необходимо выключить источник электрического тока и немедленно сообщить учителю, а при выполнении работ в домашних условиях – взрослым членам семьи.
  6. При пользовании электроприборами необходимо следить, чтобы токопроводящие провода не были туго натянутыми и не перекручивались.
  7. Чтобы предотвратить поражение человека электрическим током, при включении электроприборов в сеть электрического тока запрещается держаться рукой за металлические трубы водяного отопления, стену здания, тело другого человека (рис. 186).
  8. Запрещается держать или вытягивать электрическую вилку из розетки с помощью шнура (рис. 187).
  9. Во избежание поражения электрическим током запрещается касаться руками оголенных проводов, производить любые работы при подключенных к сети электрического тока или другим источникам питания потребителях (рис. 188).
  10. Если случилось поражение другого человека электрическим током, необходимо положить под свои ноги резиновый коврик или подставку из сухой древесины и одной рукой оттянуть потерпевшего за воротник или другую часть сухой одежды от электрической токопроводящей сети (рис. 189).
  11. В случае попадания в зону падения электрических проводов необходимо срочно выйти из нее, не прыгая, а мелкими шагами, перемещая ступни ног, не отрывая их от дороги, так, как изображено на рисунке 190.

Рис. 186. Возможные случаи поражения человека электрическим током

Рис. 187. Неправильное вытягивание вилки из розетки

Рис. 189. Способ освобождения потерпевшего

Рис. 190. Выход из зоны падения электрического провода

Новые термины

    электротехника, источники электрической энергии, потребители электрической энергии, бытовые электрические приборы.

Основные понятия

  • Бра – настенный светильник или держатель для лампы.
  • Люстра – подвесной светильник, имеющий несколько источников света.
  • Торшер – светильник на высокой подставке.

Закрепление материала

  1. На какие виды и типы делятся бытовые электрические приборы?
  2. Что общего и в чем отличие между видами и типами электрических приборов?
  3. Какие правила безопасности необходимо соблюдать при пользовании бытовыми электрическими приборами?

Тестовые задания

1. Почему необходимо экономить электрическую энергию?

    А чтобы избежать выхода из строя бытовых приборов
    Б чтобы уменьшить расходы за электроэнергию
    В чтобы уменьшить расходы природных ресурсов на ее производство

2. Какие бытовые приборы работают за счет электрической энергии?

    А люстра
    Б фен
    В мясорубка

3. Пользование неисправными электрическими приборами может привести к

    А перерасходу электрической энергии
    Б поражению электрическим током
    В выходу из строя электрического прибора

4. Почему нельзя касаться оголенных проводов?

    А выйдет из строя электрический прибор
    Б прекратится подача электрической энергии
    В можно получить поражение электрическим током