Обозначается буквой е. Звуковое значение букв е е ю я. Какие звуки обозначаются на письме буквами е, ё, ю, я

Здоровье человека напрямую зависит от образа жизни, которую он ведет, и только на 13% зависит от уровня здравоохранения и на 17% от наследственной предрасположенности. Важнейшим слагаемым здорового образа жизни является правильное питание, состоящее из полезных организму продуктов. Между тем, практически любой продукт, который мы покупаем в магазине - будь то детское питание или обычная буханка хлеба, содержат в себе пищевые добавки, которые обозначаются буквой "Е".

Буквой "Е" стали обозначать пищевые добавки с 1953 года, до этого названия пищевых добавок на упаковках писали полностью. Учитывая сложность наименования многих пищевых добавок, Европейская комиссия разработала универсальную систему их обозначений. Например, диоктисульфосукцинат натрия теперь просто обозначают индексом Е480, а поливинилполипирролидон - индексом Е1202. Кроме того, названия пищевых добавок на разных языках звучат по разному и единая система кодирования буквой "Е" пищевых продуктов существенно снизило путаницу у производителей продуктов.

Среди пищевых добавок , кодируемых буквой "Е", достаточно много и тех, вред которых не доказано, но содержание их в продуктах рекомендуется контролировать. Особенно внимательно изучайте содержание пищевых добавок в продуктах ввозимых к нам из зарубежных стран. Многие продовольственные компании, которые импортируют продукты питания в Россию, выпускают три вида одного и того же продукта: первая - для потребления жителей страны-производителя, вторая - для экспорта в развитые страны и третья - для потребления населения с низким уровнем достатка.

Третий вид продукции предназначен для вывоза в страны, где население предпочитает экономить деньги на продуктах . Как бы не было печально об этом говорить, но 80% продуктов питания экспортируемых к нам из зарубежных стран относятся к третьему виду. Учитывая это обстоятельство, избегайте употребления в пищу продуктов, где есть красители с обозначением Е123, Е128 и Е121, а также консерванты Е217, Е240 и Е216. Эти пищевые добавки запрещены к использованию в России.

В индустриально развитых странах запрещена также для реализации продукция, имеющая на упаковке индекс Е330, но у нас потребление ее, к сожалению, продолжается. Сам по себе Е330 - это обычная лимонная кислота, но он может оказать вредное влияние на состояние желудка и намного увеличивает риск развития раковой опухоли.

У каждой пищевой добавки есть свой химический состав и обозначение, которое проверено на безопасность. Красители, входящие в состав продуктов, обозначаются буквой "E" и цифрами рядом с ним от 100 до 182. Все искусственные красители могут вызвать аллергические реакции у детей. Особенно токсичны в больших количествах Е173, Е155 и Е102, а красители Е128, Е123 и Е121, как уже говорили выше, запрещено добавлять в пищевые продукты.

Если на упаковке продукта рядом с буквой "Е" стоят цифры от 200 до 299, то это говорит о том, что он долго не испортится, так как в его составе есть консерванты, удлиняющие его срок хранения. Многие консерванты канцерогенны и могут вызвать головную боль, тошноту, аллергию, приступы удушья и диарею. Так при регулярном употреблении Е250 и Е252 может развиться почечная недостаточность и анемия, а Е214, Е219, Е200 и Е220 могут спровоцировать астму, аллергию, мигрень и расстройства пищеварения. А потребление продуктов, содержащих консерванты Е216, Е217 и Е240 вообще запрещено.

Сходное с консервантами действие оказывают антиокислители и регуляторы кислотности, которые замедляют процессы окисления. Обозначаются они цифрами от 300 до 399 рядом с буквой "Е". Особую опасность для организма представляют Е330, Е311, Е 320 и Е 321. Повышенные их дозы способствуют повышению холестерина в крови, что может привести к серьезным заболеваниям сердца и кровеносной системы. Кроме того, многие антиокислители канцерогенны и вызывают аллергические реакции.


Цифрами от 400 до 700 рядом с буквой "Е" обозначаются различные пищевые добавки - стабилизаторы, загустители, эмульгаторы, разрыхлители, усилители и аромата. Они помогают добиться нужной консистенции продукта и усиливают его вкусовые качества. Наиболее известный нам всем сахарозаменитель Е420 широко используется в производстве жевательных резинок, но если часто жевать жвачку, то гарантировано развитие кариеса, диареи и метеоризма. А пищевые добавки Е407, Е421, Е447, Е461-466, Е450 могут вызвать заболевания желудочно-кишечного тракта, почек, печени, способствовать развитию кариеса и остеопороза.

Цифр от 700 до 899 рядом с буквой "Е" на продуктах вы не обнаружите, их держат в запасе для обозначения новых разновидностей пищевых добавок. А обозначения от Е900 до Е1521 указывают на то, что в продукт питания добавлены вещества, снижающие пенообразование. Например, аспартам, который обозначается Е951, добавляется в газированные напитки. Между тем употребление его очень вредно для организма в целом, попадая в желудок он превращается в канцерогенный формальдегид, который токсичен. А пищевая добавка Е952 может вызвать почечную недостаточность.

Сегодня нет наверно человека, который бы не засомневался в покупке баночки йогурта ребенку, в состав которого входит пищевая добавка с буквой "Е". Между тем ходить по магазинам и проверять продукты на наличие буквы "Е" в упаковке не следует, ведь многие из пищевых добавок с обозначением "Е" абсолютно нейтральны.

Если мы живем в век высоких технологий, то кушать только натуральную пищу и жить не употребляя продукты без буквы "Е" нам уже не удастся. Просто научитесь отличить полезную букву "Е" от вредной, ведь среди пищевых добавок много безопасных и полезных. Например, это Е101 (витаминВ1), Е161б (лютеин), Е406 (агар), Е440 (пектин), Е916 и Е917 - препараты йода.

- Вернуться в оглавление раздела " "

Пищевые добавки (ПД) - вещества, намеренно добавляемые в продукты питания с целью улучшения производственного процесса, увеличения стойкости продукта к различным видам порчи, сохранения структуры и внешнего вида продукта или изменения органолептических свойств (вкус, цвет, запах).

Все пищевые добавки кодируются при помощи буквы «Е» и четырех- или трехзначного номера. Почему «Е»? Специалисты связывают это как со словом Европа, так и с аббревиатурами ЕС/ЕУ, а также со словами ebsbar/edible, что в переводе на русский (соответственно с немецкого и английского) означает «съедобный».

Согласно предложенной системе цифровой кодификации пищевых добавок, их классификация, в соответствии с назначением, выглядит следующим образом (основные группы):

Е100-Е182 - красители;

Е200-299 — консерванты;

Е300-399 — антиокислители (антиоксиданты);

Е400-499 — стабилизаторы консистенции, загустители, эмульгаторы;

Е450, Е1000 - эмульгаторы

Е500-599 - регуляторы кислотности и вещества против слеживания;

Е600-699 - усилители вкуса и аромата, ароматизаторы;

Е700-800 — запасные индексы для другой возможной информации;

Плюсы и минусы «Е»

  1. Увеличенные сроки хранения продуктов.
  2. Улучшение технологий производства или, как в некоторых случаях, единственная возможность производства.
  3. Улучшение вкуса и привлекательности товара, его консистенции.
  4. Данное вещество проверено на безопасность.
  5. Для данного вещества установлены критерии чистоты, необходимые для достижения определенного уровня качества продуктов питания.

1. Применение ПД ставит вопрос об их безопасности. При этом учитываются ПДК (мг/кг) — предельно допустимая концентрация чужеродных веществ (в том числе добавок) в продуктах питания, ДСД (мг/кг массы тела) — допустимая суточная доза на среднюю величину массы тела — 60 кг. Например, предполагается, что среднестатистический человек питается копченостями реже, чем другими видами колбасных изделий, поэтому предельно допустимая концентрация нитратов в копченостях будет выше. Следовательно, при частом потреблении копченостей, легче суммарно превысить безопасную дозу.

2. Большинство пищевых добавок не имеет, как правило, пищевого значения, т. е. не является энергетическим или пластическим материалом для организма человека (из него нельзя что-то построить или получить энергию).

3. Пищевые добавки часто являются аллергенами.

4. Необходимо помнить и о том, что некоторые вещества обладают свойством кумулятивности, т.е. способностью накапливаться в организме и вызывать нежелательные явления.

Список вредных пищевых добавок

Код…воздействие Код воздействие

Е102……………О Е240……………Р

Е103……………З Е241……………П

Е104……………П Е242……………О

Е105……………З Е249……………Р

Е110……………О Е250-Е251……РД

Е110……………З Е252……………Р

Е120……………О Е270……………О

Е121……………З Е280-283………Р

Е122……………П Е310-Е312……С

Е123………ОО,З Е320-Е321……Х

Е124……………О Е330……………Р

Е125……………З Е338-Е343……РЖ

Е126……………З Е400-Е405………О

Е127……………О Е450-Е454……РЖ

Е129……………О Е461-Е466……РЖ

Е130……………З Е477……………О

Е131……………Р Е501-Е502……О

Е141……………П Е503……………ОО

Е142……………Р Е510……………ОО

Е150……………П Е513……………ОО

Е151…………ВК Е527……………О

Е152……………З Е620……………РК

Е153……………Р Е626-Е635………РК

Е154………РК,РД Е636……………О

Е155……………О Е637……………О

Е160…………ВК Е907……………С

Е171……………П Е951…………ВК

Е173……………П Е952…………З

Е180……………О Е954…………Р

Е201……………О Е1105………ВК

Е210-Е219……Р

Е220-Е228……О

Е230……………Р

Е321-Е232……ВК

Е233……………О

Е239…………… ВК

Условные обозначения вредных воздействий:

О- опасный;

П - подозрительный;

РД - артериальное давление;

Р - канцерогенный;

ВК - вреден для кожи;

РК - кишечные расстройства;

Х - холестерин;

ОО - очень опасный;

РЖ - расстройство желудка;

З - запрещены

E250 (нитрит натрия) обычно применяют в колбасах, Хотя нитрит натрия и является общеядовитым токсичным веществом, но на практике его не запрещают, так как это «наименьшее зло», обеспечивающее товарный вид продукта и, следовательно, объём продаж (достаточно сравнить красный цвет магазинной колбасы с тёмно-коричневым цветом домашней колбасы).

Некоторые производители в маркетинговых целях не указывают ингредиенты с буквенным кодом E, заменяя это на название добавки, например, «глутамат натрия».

Часть добавок, ранее считавшихся безвредными (например, формальдегид E240 в шоколадных батончиках или E121 в газированной воде), позднее были признаны слишком опасными и запрещены; кроме того, добавки, безвредные для одного человека, могут оказать сильное вредное воздействие на другого. Поэтому рекомендуется по возможности оградить от пищевых добавок детей, пожилых людей и аллергиков.

Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова: составлении транскрипции и фонетической характеристики. Рассмотрим правила для мягкого и твердого знаков, для гласных и согласных звуков. Существуют отдельные нюансы из списка правил, которым уделяют внимание в средних классах и не изучают в начальной школе, для них приведем примеры. Рассматриваемые на этой странице правила корректны и полны только для школьной программы .

Обозначения

Используемые при фонетическом разборе обозначения:

  1. Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → [с"им"й"а]. Иногда в транскрипции ставят знак ударения: [с"им"й"а ́];
  2. Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с - [с], и - [и], м - [м"] и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь - [-];
  3. Мягкость звука помечается знаком апострофа: м - [м"];
  4. Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → [т"эн":ис], грузчик → [грущ’:ик];
    вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком;
  5. В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.

Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице .

Правила для ь, ъ

  1. Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
  3. Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.

Фонетика гласных

  1. Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буквы а, о, у, ы, э предыдущий согласный делают твёрдым.
  3. Буквы я, ё, ю, и, е предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой е остаётся твёрдым.
    Кафе → [кафэ], купе → [купэ], отель → [атэл"] .
  4. Буквы я, ю, е, ё после согласных обозначают следующие звуки: я → [а], ю → [у], е → [э], ё → [о].
    Мяч → [м"ач"], мел → [м"эл] .
  5. Буквы я, е, э, о после согласных без ударения обозначают следующие звуки: я → [э] или [и], е → [и], э → [э] или [и], о → [а].
    Рябина → [р"эб"ина], пятно → [п"итно], весело → [в"эс"ила], корова → [карова] .
  6. Буква ё, я, ю, е после гласных, после ъ, ь и в начале слова обозначают следующие звуки: я → [й"а], ю → [й"у], е → [й"э], ё → [й"о] (под ударением) и я → [й"и], е → [й"и] (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо й пишут j.
  7. Буква и после ь обозначает звук [й"и].
    Ручьи → [руч"й"и] .
  8. Буква и после согласных ж, ш, ц обозначает звук [ы].

Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:

а о и е у ю ё я э ы
под ударением а о и э у у о а э ы
без ударения а а и и у у о э, и э, и ы
в начале слова а о и й"э у й"у й"о й"а э ы
после гласных а о и й"э у й"у й"о й"а э ы
после ь, ъ а о й"и й"э у й"у й"о й"а э ы
после ж, ш, ц ы о ы ы у у о а э ы

Фонетика согласных

  1. В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ": [л"], [с"], [ч"] и т.д.
  2. В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие [ж:], [ц:] или черточкой над звуком [ж ], [ц ].
  3. Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие звуки : [й"], [ч"], [щ"]. Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные а, о, у, ы, э.
  4. Буквы ж, ц, ш всегда обозначают твёрдые звуки : [ж], [ц], [ш]. Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные я, ё, ю, и, е.
  5. Буква й всегда обозначает звонкий и мягкий звук [й"].
  6. Буквы л, м, н, р, й всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
  7. Буквы х, ц, ч, щ всегда обозначают глухие звуки.
  8. Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → [п], д → [т], г → [к], з → [с], в → [ф]:
    столб → [столп], поезд → [пой"эст] .
  9. Непроизносимые согласные в, д, л, т в корне не обозначают звука:
    чувство → [ч"уства], солнце → [сонц"э] .
  10. Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
    группа → [груп:а], теннис → [тэн:ис] .
  11. Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
    миллион → [м"ил"ион], аллея → [ал"эй"а] .

В некоторых случаях:

  1. Буква с в начале слова означает звонкий звук [з]:
    сделал → [з"д"элал] .
  2. Буква г перед глухой согласной произносится как [к] или [х]:
    когти → [кокт"и], мягкий → [м"ах"к"ий"]
  3. Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
    зонтик → [зон"т"ик] .
  4. Буква н обозначает мягкий звук перед согласными ч, щ:
    стаканчик → [стакан"ч"ик], сменщик → [см"эн"щ"ик] .
  5. Сочетание -чн-, -чт- произносится как [ш]:
    конечно → [кан"эшна], скучно → [скушна], что → [што] .

Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:

  1. Сочетание букв -зж- обозначают один звук [ж:]:
    изжить → [иж:ыт"], уезжать → [уиж:ат"] .
  2. Сочетание букв -тьс-, -тс- обозначает один звук [ц:]:
    купаться → [купац:а] .
  3. Сочетание букв -стн- произносится как [сн], -стл- — [сл], -здн- — [зн]:
    звёздный → [зв"озный"], лестница → [л"эс"н"ица] .
  4. В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная Г обозначает звук [в]:
    золотого → [залатова], синего → [син"эва] .
  5. Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук [щ"]:
    счастливый → [щ"асливый"], извозчик → [извощ"ик], перебежчик → [п"ир"иб"эщ"ик] .

Это все основные правила фонетического разбора. Для закрепления темы в рамках школьной программы подойдет издание Литневской Е.И. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников.»

Существует целый ряд правил программы института и углублённого изучения фонетики русского языка. Правила учитывают тонкости современного фонетического произношения и фонетические особенности за последние столетия. Такие правила не рассматриваются в школьной программе, чтобы не усложнить и без того сложную для понимания школьников тему. Так, вне рамок школьной программы рассматриваются варианты с мягким звуком [ж’], в том числе характерного для старомосковского произношения. В корне слова в сочетаниях -жж-, -зж- и -жд- в слове дождь вместо твердого звука [ж:] имеет место быть мягкий [ж’:]. Например, дрожжи – [дрож’:и]. По другому правилу: буква щ перед звонкой согласной получает озвончение и отмечается звонким звуком [ж’:]. Например, в слове вещдок – [в’иж’:док].

Наш сайт умеет делать фонетический разбор слов в автоматическом режиме. Воспользуйтесь формой поиска слова.

Цель урока: подвести детей к открытию знаний о букве е и её звуках.

Задачи урока:

  • создать условия для осознания детьми того, что гласная буква е обозначает два звука [йэ] в начале слова и после гласного и звук [э] в слиянии с мягким согласным; формировать навык чтения слов с буквой е;
  • развивать фонематический слух: упражнять в слогозвуковом анализе слов, в выделении изучаемых звуков в словах, их артикулировании и характеристиках; развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;
  • расширять коммуникативные способности детей, воспитывать культуру учебного труда.

Оборудование:

Учебник “Букварь” (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева); схемы; карточки с вопросительными знаками; картинки; карточки с изображениями мимики человека; картина В.Д.Поленова “Заросший пруд”.

Ход урока

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

– Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.

– Вижу, что настроение у вас радостное, деловое.

Мы пришли учиться в школу,
Чтобы знать всё назубок.
Сядем мы за парту дружно,
Будем думать, рассуждать.
И читать нам тоже нужно,
Чтобы грамотными стать.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

– Начинаем урок обучения грамоте. А начнём его сегодня с игры “Дополни предложение” :

а) Звуки бывают… (гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).
б) Звуки… (слышим), буквы… (пишем).
в) В слове столько слогов, сколько… (гласных).
г) Гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного… (а, о, у, ы).
д) Гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного… (и).

– Как отличить согласный звук от гласного? (Гласный можно пропеть, тянется, струя воздуха не встречает во рту преграды…).

(Чтение учителем стихотворения В.Берестова о гласных и согласных)

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

– Соотнесите рисунки и схемы. (На доске оса и ели, ниже схемы слов)

Рисунок 1

(Дети выполняют задание: 1 чел. у доски, остальные – на месте).

– Какая схема соответствует слову оса? (Вторая, т.к. в слове оса 3 звука, 3 буквы…).

– У кого по-другому? (У всех должны быть одинаковые ответы).

– Какая схема соответствует слову ели? (Первая, т.к. в слове ели 3 звука, 3 буквы…).

– Другие мнения в классе есть? (4 звука, 3 буквы; 3 звука, 3 буквы).

3. Постановка учебной задачи.

– Почему задание мы выполняли одно и то же, а ответы разные? (Мы ещё не знакомились с буквой, с которой начинается слово ели).

– Произнесите слово ели по слогам. (Е -ли)

– Сколько слогов в слове ели?

– Произнесите с ударением. Какой слог ударный?

– Произнесите первый слог протяжно.

– Сколько слышим звуков? (Два)

– Какие? ([й’]и [э], дают им характеристику).

(Дети выставляют схему 1 слога, один учащийся у доски).

– Произнесите 2 слог. Из каких звуков он состоит?

(Дети выставляют схему 2 слога, один учащийся у доски).

– Обозначьте звуки в нашей схеме буквами.

– Что мы поставим под первым слогом? (Дети не могут ответить на вопрос).

– Два звука [й’] [э] на письме принято обозначать одной гласной буквой е. Мы слышим 2 звука [й’] [э], а пишем одну букву е.

4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

– Сформулируйте тему нашего урока. (Буква е).

– Учитывая тему урока, поставьте перед собой цель нашей работы. (На доске опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и с условными обозначениями вместо некоторых слов).

– Познакомиться с… звуком и с новой …;

– Учиться отличать новые … и …от других звуков и букв;

– Для чего мы изучаем букву е? (Чтобы уметь читать, писать слова с этими буквами).

– А ещё мы узнаем 3 работы, которые умеет выполнять буква е.

? Три вопроса – это три работы буквы е.
?
?

– Посмотрите на букву е и скажите, на что она похожа? (Предположения детей, учитель читает стихи).

Рисунок 2

1. На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась,
Наша лесенка сломалась,
Буква е зато осталась.

(Е.Тарлапан)

2. Ева гребнем причесалась –
В нём три зубчика осталось.

3. Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.

(В. Степанов)

– Составьте букву е из пуговичек. Кто выложил, напечатайте её в тетради.

– Найдите букву е в кассе букв и слогов.

– Теперь мы можем написать первый слог? (Да)

– Где стоит буква е? (Вначале слова)

– Вернёмся к схеме этого слова. Сколько звуков и букв в слове ели? (4 звука, 3 буквы)

– Исправьте ошибку, если вы её допустили.

– На с. 102 Букваря есть схема – человечек буквы е. Давайте её завершим.

– Что будем делать? Рассуждаем. (Буква е гласная, закрасим красным цветом. Эта буква может обозначать 2 звука: [й’] – согласный, мягкий, звонкий; [э] – гласный. Обозначим это на схеме: “туфли” закрасим в зелёный и красный цвет).

Физкультминутка.

Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом,
Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите,
Раз, два, раз, два!
Вот и кончилась игра!

– Вернёмся к поставленной вами цели урока. Что мы уже сделали? (Познакомились с буквой е и её звуками).

– А что ещё предстоит сделать? (Будем учиться читать с буквой е слоги).

– На с.102 учебника прочитайте слоги с буквой е в 1 строчке.

– Какие слоги одновременно являются и словами? (ел, ем)

– Сделайте звуко-буквенный анализ слов (1 вариант – слова ел, 2 вариант – слова ем).

– Рассмотрите картинку и назовите действие, которое видите (воет).

Рисунок 3

– Произнесите протяжно слово воет . Сколько звуков слышите в этом слове? (5)

– А сколько в нём букв? (4)

– Почему так? (Буква е обозначает два звука)

– После какого звука следует е? (После гласного).

– Сделайте вывод. (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласного).

(Аналогично проводится работа со словом роет)

Рисунок 4

– Составьте предложение с этими словами.

– О какой работе буквы е мы узнали? (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласной).

– Прочитайте слоги, записанные в 3 строчке. На что вы обратили внимание? (Перед е согласные мягкие, только звук [ш]– твёрдый).

– Какой вывод можно сделать? (Буква е обозначает мягкость предыдущего согласного).

– Это и есть вторая работа буквы е. (Открываю 2 карточку, где написано: е- показатель мягкости согласного на письме ).

– Какой гласный звук слышится в данных слияниях? (Звук [э] ).

– Звук [э] гласный или согласный? (Гласный)

– Какой сделаем вывод? (Если буква е стоит после согласного, то она обозначает звук [э]).

– Мы узнали 3 работу, которую выполняет буква е. (Переворачиваю карточку, где написано: буква е обозначает звук [э] после согласного).

– Назовите 3 работы, которые выполняет буква е.

– Можно ли назвать букву е особой, хитрой? Почему? (Может обозначать один или два звука).

5. Первичное закрепление.

– Прочитайте 1-й столбик слов. Что общего у этих слов? (Эти слова состоят из одного слога, буква е обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного) .

– Прочитайте 2-ой, 3-ий, 4-ый столбики слов. Что у них общего? (Эти слова, кроме слова мел, состоят из двух слогов. Буква е обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного).

– Какие слова различаются одним слогом? (Дева-дети).

– Прочитайте слова, которые состоят из 4 букв; из 5 букв.

– Прочитайте 5-ый и 6-ой столбики слов про себя. На что обратили внимание? (Буква е обозначает звук [э]. Согласный звук [ш] твёрдый ).

– Прочитайте однокоренные слова. (Шест, шесток).

– А шествие? Одинаковое ли значение у корня? (Нет разное).

– Назовите звуки в этом слове. Что заметили? (Буква е обозначает два звука [й’] [э], когда стоит после гласного).

– Прочитайте 7-ой столбик слов, найдите ошибку и попробуйте объяснить её. (Чтение вслух). (Лишнее слово леска (тонкая нить на удочке). Это слово не является однокоренным).

– Найдите в словах суффиксы. Выделите их.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).

а) Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте название текста, сделайте предположение, о чём будет текст.

– Рассмотрите иллюстрацию. Что ещё можно добавить к сказанному?

б) Работа с текстом во время чтения.

(После чтения 1-го предложения).

– В какой деревне есть пруд?

(После чтения 2-го предложения).

– Какое слово подсказывает нам, что пруд был небольшим? (Прудик, суффикс -ик придаёт слову уменьшительно-ласкательное значение).

(После чтения 3-го предложения).

(После чтения 4-го предложения).

– Что растёт у пруда?

(После чтения 5-го предложения).

– Что растёт в пруду?

(После чтения 6-го предложения).

– Благодаря чему видны водоросли?

(После чтения 7-го предложения).

– Почему у рассказчика возникают такие чувства?

в) Работа с текстом после чтения.

– Можно ли сказать, что перед нами весь текст? (Нет начала текста).

– Как вы думаете, когда и кому это могло присниться?

– Соответствует ли заглавие тексту?

– Как озаглавили бы вы этот текст? (Работа с вариантами заглавий).

– Какое заглавие не подходит?

– Давайте рассмотрим картину известного русского художника В.Д.Поленова “Заросший пруд”. Что общего в этих двух произведениях? (Зелёный берег весь в цветах, лилии и кувшинки в пруду…)

Рисунок 5

– Какое у вас создалось настроение при виде картины?

– Если бы вы оказались в этих местах, что бы вам захотелось сделать? (Побегать по траве, посидеть, опустить ноги в воду…)

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

буква е обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного.

– Найдите и прочитайте в тексте слова с буквой е, где буква е обозначает два звука [й’] [э], когда стоит после гласного.

– Сейчас поиграем в игру “Узнайте звук” (Хлопаем в ладоши 1 раз, если услышим звук [э] и 2 раза, если услышим два звука – [й’] [э]). Самая низкая школьная отметка. (Единица)

  • Зимой и летом одним цветом. (Ель)
  • Небольшой зверёк с ценным мехом. (Енот)
  • Как называется по-другому пища или её приём? (Еда)
  • Кто ездил на печи? (Емеля)
  • Эту сказку ты прочтёшь тихо, тихо, тихо…
    Жили-были серый ёж и его… (Ежиха)
  • Сизо-чёрная ягода, похожая на малину. (Ежевика)

    8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

    – Что вы дома расскажите своим родителям о новой букве?

    – Где можно применить новые знания?

    – Что на уроке у вас хорошо получилось?

    – Над чем ещё надо поработать?

    – Какую самооценку своему труду на уроке вы бы дали? На доске изображены ступеньки лестницы знаний. Поместите свои фигурки человека на ту ступеньку знаний, на которой вы сейчас находитесь.

    • 1 ступенька – пока испытываю трудности.
    • 2 ступенька – всё понятно.
    • 3 ступенька – хочу знать больше.

    1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные .

    Гласных букв 10:

    2. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 42 основных звука - 6 гласных и 36 согласных, тогда как число букв - 33 . Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 36 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.

    3. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.

    Ср.: сэр [сэ́р] и сер [с’э́р].

    4. Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:

    [и] - и (ми лый ).

    [ы] - ы (мы ло ).

    [а] - а (ма й ) и я (моя ).

    [о] - о (мо й ) и ё (ё лка ).

    [э] - э (э то ) и е (мe л ).

    [у] - у (ку ст ) и ю (ю ла ).

    Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у] ) имеется два ряда букв:
    1) а, о, э, у ; 2) я, ё, е, ю .

    Обратите внимание!

    1) Я, е, ё, ю - это буквы, а не звуки! Поэтому они никогда не используются в транскрипции.

    2) Буквы а и я , о и ё , э и е обозначают соответственно: а и я - звук [а]; о и ё - звук [о], э и е - [э] - только под ударением! О произношении этих гласных в безударном положении см. в п. 1.8.

    5. Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:

      после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук:

      Ся ду [с’ а́ду], се л [с’ э́л], сё л [с’ о́л], сю да [с’ уда́];

      после гласных букв , в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука - согласный [ j ] и соответствующий гласный:

      Я - , е - , ё - , ю - .

      Например:

      1. после гласных: жуё т [жуjо́ т], брею т [бр’э́jу т];

      2. в начале слова: е л , я к ;

      3. после разделительных ъ и ь : съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

    Обратите внимание!

    1) Буквы и, е, ё после шипящих букв ж и ш не указывают на мягкость предшествующего согласного звука. Согласные звуки [ж] и [ш] в современном русском литературном языке всегда твёрдые!

    Шил [шы́л], жесть [жэ́с’т’], шёл [шо́л].

    2) Буква и после согласных букв ж, ш и ц обозначает звук [ы] .

    Шил [шы́л], жил [жы́л], цирк [цы́рк].

    3) Буквы а, у и о в сочетаниях ча, ща, чу, щу, чо, що не свидетельствуют о твёрдости согласных ч и щ . Согласные звуки [ч’] и [щ’] в современном русском литературном языке всегда мягкие.

    Чум [ч’у́м], (пять) щук [щ’у́к], часть [ч’а́с’т’], Щорс [Щ’о́рс].

    4) Ь в конце слова после шипящих не является показателем мягкости. Он выполняет грамматическую функцию (см. п. 1.11).

    6. Звук [ j ] обозначается на письме несколькими способами:

      после гласных и на конце слова - буквой й ;

      Май [ма́j ].

      в начале слова и между двумя гласными - с помощью букв е, ё, ю, я , которые обозначают сочетание согласного [ j ] и соответствующего гласного;

      Е л , я к .

      на наличие звука [ j ] указывают также разделительные ъ и ь - между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я .

      Съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

    7. Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.

      Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых [ j ] .

      Неразделительный ь :

      1) указывает на мягкость предшествующего согласного:

      Мель [м’э́л’];

      2) выполняет грамматическую функцию.

      Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.

    Подробнее о правописании ъ и ь см. в п. 1.11. Употребление Ь и Ъ .

    Упражнения к теме «Звуки речи и буквы»

    Другие темы