О месте дворец малый трианон. Деревня Марии Антуанетты в Версале. Схемы Версаля и поместья Трианон Малый трианон сады и парк версаля

Версальский дворец и парк подавляют своим величием. Чтобы здесь было легко и приятно жить, в глубине свободной части парка в 1670 году Лево был построен так называемый Фарфоровый Трианон. Это живописное сооружение позже перестало отвечать строгим требованиям стиля. В 1687 году Фарфоровый Трианон был сломан, а на его месте Мансар выстроил новый, Большой Трианон - одноэтажное здание с плоской кровлей, выполненное из драгоценных сортов мрамора. Облик этого сооружения, изысканного и утонченного, отражает интимную жизнь дворца.

Большой Трианон - это миниатюрная композиция на тему Версаля, здесь есть много похожих элементов, например, водное зеркало, бассейн, замыкающий главную ось, стриженые деревья, трехлучевая система. Кроме того, со смотровой площадки Большого Трианона открывается панорама парка и Большого канала.

Большой Трианон построен в стиле классицизма, к которому примешиваются черты итальянской архитектуры. Облицовка фасада выполнена из белого и розового мрамора, а также светлого камня. Южный и северный корпуса дворца соединены между собой открытой арочной колоннадой, или лоджией, которую спроектировал Робер де Котт. Лоджия служит видовой площадкой, откуда открывается великолепная панорама парка. К северному крылу примыкает перпендикулярная пристройка, в которой находится галерея. Плоская крыша здания скрыта за невысокой балюстрадой.

Еще в годы существования Фарфорового Трианона рядом с дворцом были устроены цветочные партеры, которые обновлялись сразу по мере увядания растений, то есть подчас на следующий день после высадки. После сооружения Мраморного Трианона Андре Ленотр дополнил яркие цветники композициями, оформленными в виде замысловатых геометрических узоров из кустарников и гравия. Территория садово-паркового ансамбля Большого Трианона простирается на 23 гектара.

Лесной флигель Трианона - крыло, примыкающее к Большому Трианону с севера. Этот любопытный элемент дворца выполнен целиком из песчаника, демонстрируя будущее охлаждение к мрамору; его формы в целом более соответствуют стилю Людовика XVI. Флигель был распланирован Мансаром без устройства характерной для того времени анфилады помещений; вдоль всего здания проходил коридор с окнами, выходящими в сад, и этот коридор соединял все помещения флигеля.

С лета 1688 года в Большом Трианоне находилась частная резиденция Людовика XIV, которую он делил со своей фавориткой мадам де Ментенон. Впоследствии с 1740 года во дворце жила супруга Людовика XV королева Мария Лещинская.

Во время Французской революции здание серьезно пострадало. Вся обстановка была утрачена. В 1805 году Наполеон I приказал отреставрировать его и заново обставить мебелью. В период в 1809 по 1813 год Наполеон часто останавливался в Большом Трианоне. Кроме того, там проходило празднование его женитьбы на дочери австрийского императора Марии-Луизе.

По инициативе первого президента V Республики Шарля де Голля и вплоть до настоящего времени дворец служит для приема официальных гостей.

Малый Трианон был построен гораздо позднее, в 1768 году по заказу Людовика XV и отражает уже иную идею паркостроения.

С 1761 г, мадам Помпадур про сила Людовика XV построить ей маленький замок во французском саду парка Версаля. Через два года король решил исполнить просьбу фаворитки. Работы поручили арх. Габриелю, который за 5 лет (1763-1768) возвел подлинный шедевр французского классицизма XVIII в.

Фасады квадратного в плане здания с коринфским четырехколонным портиком выполнены по одинаковой композиционной схеме. Со стороны сада устроена терраса. Внутренние помещения дворца отделаны в стиле рококо.

Пропорции Малого Трианона классически ясны и благородно просты. Этот памятник мирового зодчества воплощает идею ин тимного уюта, достижимого лишь в единении с природой, которая присутствует в ансамбле в виде ландшафтного (английского) парка. Мостики через кажущиеся заросшими про токи, павильоны, устроенные на как будто диких островках, дере вья, растущие в точно рассчитан ном беспорядке, придают ансам блю очарование подлинной ро мантики. Французский павиль он композиционно связывает Малый Трианон с Большим Триа ноном. Музыкальный павильон (Бельведер) построен архитектором Р. Миком в виде восьмигранной та бакерки на небольшом острове. На излучине двух проток стоит Храм Любви - ротонда с полу сферическим сводом. Копии его теперь есть в каждом парке куль туры и отдыха.

Малый Трианон стал любимым местом пребывания французской королевы Марии-Антуанетты, супруги Людовика XVI, который подарил ей маленький летний дворец Трианон - крошечную страну, суверенное государство в громадном Французском королевстве.

В Малом Трианоне Мария-Антуанетта, находясь под впечатлением от получивших широкое распространение во второй половине XVIII века идей Руссо, пожелала иметь невинный естественный ландшафт.

Пожалуй, самым интересным местом в саду Малого Трианона является Ферма Марии Антуанетты - идеальная деревня из двенадцати домиков, раскинувшаяся по берегам Большого озера. Здесь есть сыроварня, башня, рыбацкий цех, мельница, голубятня, ферма, хижина, домик охраны.

Главная постройка в деревушке - домик Королевы под черепичной крышей на берегу пруда, в который, тихо журча, впадает ручеек. В пруду есть островок, куда перекинут прелестный мостик. По пруду грациозно плавают белые лебеди.

Прогулки по всем отделениям Фермы, дойка коров, ловля рыбы в озере доставляли королеве истинное удовольствие. Конечно, эта королевская деревня была игрушкой, в которой крестьянские девушки, например, должны были полоскать белье в ручье и при этом напевать. Коров и свиней здесь ежедневно тщательно мыли и повязывали им цветные бантики.

Во время путешествия по Европе Павел I, будучи еще Великим Князем, и его жена Мария Федоровна побывали в гостях у Марии-Антуанетты. Им очень понравились сады Малого Трианона, и некоторые идеи были позже использованы в родном Павловске.

Малый Трианон и его парк неразрывно связаны с воспоминаниями о Марии- Антуанетте, единственной Королеве, отметившей Версаль своим личным вкусом, отойдя от старого двора и его традиций. Во владениях, подаренных ей в 1774 году Людовиком XVI, она находит уголок уединения, отдыхает от церемониалов двора. Малый Трианон реставрировали с весны2007-по весну2008г. Этот шедевр Габриеля Жака Анжу. Расположенное на квадратной площадке здание опирается на цоколь, над ним высится этаж и аттик, который завершается балюстрадой, скрывающей крышу на итальянский манер. Из-за неровностей рельефа, цокольный уровень виден только со стороны фасада, выходящего в Парадный двор, а также со стороны Храма Амура. Фасады украшены пилястрами и мощными коринфскими колоннами. Фасады квадратного в плане здания выполнены по одинаковой композиционной схеме. Внутренние помещения дворца отделаны в стиле рококо. Пропорции Малого Трианона классически ясны и благородно просты. Этот памятник мирового зодчества воплощает идею интимного уюта, достижимого лишь в единении с природой. Мостики через кажущиеся заросшими протоки, павильоны, устроенные на как будто диких островках, деревья, растущие в точно рассчитанном беспорядке, придают ансамблю очарование подлинной романтики. Обязательно обойдите здание вокруг!
Реставрационная программа дворца, продолжавшаяся больше года, предусматривала сохранение и реставрацию всех декоративных элементов интерьера. Даже парадная лестница и ее кованые перила были реставрированы и украшены гравировкой из инициалов королевы. На церемонии повторного открытия Малого Трианона для посетителей глава дома Montres Bregeut продемонстрировал часы, принадлежавшие некогда Марии-Антуанетте и восстановленные мастерами часового дома. Теперь часы выставлены на всеобщее обозрение в Малом Трианоне. Я посетила его после 5 часового посещения: Дворца Версаля, Садов, Большого Трианона. Я была очень уставшей, ноги еле передвигались. Тем не менее, осмотр произвел неизгладимое впечатление! Я обязательно туда вернусь. Состоит комплекс из:
1.основного здания, где восстановлены комнаты, мебель, кухня в подвале, предметы быта. Живописные полотна во дворце сохранились с периода царствования Людовика XV. На первом этаже представлены: духовая печь и плита, а также зал со столовым серебром и посудой, которой пользовалась Мария-Антуанетта. Есть комната, где в наушниках под музыку рассказывается о комплексе Малый Трианон, на экране показывается фильм о Марии- Антуанетте. В апартаментах королевы воссоздан декор, соответствующий саду, разбитому возле дворца. Вы увидите её будуар с "движущимися зеркалами", библиотеку, ванную комнату, апартаменты короля, комнаты фрейлин. На третьем этаже выставлены мебель и вещи дочери М-Антуанетты - мадам Руаяль, племянницы М-Антуанетты - императрицы Марии-Луизы и супруги Наполеона III - императрицы Евгении.
2. Беседка «Храм любви» на ручье - ротонда с полусферическим сводом. Копии её теперь есть в каждом парке культуры и отдыха. 3.Английсктй сад (парк) арх. А. Ришар. 4.Оранжерея.5. Озеро с гротом, скалой, музыкальный салон Бельведер - построен арх. Р. Миком в виде восьмигранной табакерки на небольшом острове (здание закрыто). 3.Театр Королевы. Часовня, Французского сада и Французского павильона (они находятся позади основного здания) Посреди цветника - беседка (Габриель, 1750): четыре комнаты вокруг круглого салона, украшенного карнизом с изображениями.
4.Чтобы развлечь себя и гостей, Мария Антуанетта повелела разбить невдалеке от Трианона Мельничную деревушку в псевдо крестьянском стиле (1779). Конечно, эта королевская деревня была игрушкой, в которой крестьянские девушки, например, должны были полоскать белье в ручье и при этом напевать. Коров здесь ежедневно тщательно мыли и повязывали им цветные бантики. Кроме того, королева приказала для реальности нарисовать картины, чтобы на фасадах только что построенных крестьянских домов зияли трещины. Поблизости от Малого Трианона находится зверинец (Габриель, 1749), где есть голубятня, курятник и хлев. Позже в королевской деревне появились мельница, птичник и молочная ферма (1783-1786). Сейчас в этом месте экскурсоводы обычно рассказывают посетителям занимательную историю о том, что здесь хранятся чашки, формой своей представляющие слепок с грудей Марии Антуанетты. Из этих чашек королева в "своей молочной" любила угощать гостей молоком от своих коров. Рассказывают, что частные королевские покои впоследствии нередко служили местом скандальных похождений влиятельных особ, которые приезжали сюда комфортно провести ночь. Если идти от Трианона, сначала стоит мельница, далее будуар, дом королевы, Бильярд. Позади - Домик для подогревания блюд. Рядом разбиты сад и огородик, где красиво высажены (учитывается сочетание цветов) салат, лук, декоративная тыква, свекла и т.д. Через мостик – голубятня, ДОМ охраны, Башня Marlborough (удобное местечко для свиданий). Далее растёт небольшой виноградник(виноград мелковат, у нас в садах крупнее). Все постройки расположены по периметру озера. Плавают утки, растут кувшинки. Подойдя поближе, мы увидели, как кишели в воде рыбы. Когда зашли на мостик, я рукой стала показывать на рыбу маме (до этого она не видела). Рыба, как дрессированная, вынув морды из воды, сопровождала мои движения руки поворотами голов! Съестного ничего у нас не было.
Мостики через кажущиеся заросшими протоки, павильоны, устроенные на как будто диких островках, деревья, растущие в точно рассчитанном беспорядке, придают очарование подлинной романтики. Прекрасное место для прогулок, При нас там фотографировались молодая пара в свадебных нарядах и их гости. Никакого алкоголя, вообще никакого угощения. Они бродили и беседовали. Один из лебедей выпрашивал еду у женщины, у неё была булка. Чтобы насладиться видами, побродить по тропинкам, подышать воздухом, обойти владения Трианона, надо выделить не меньше 4 часов. Романтичное местечко, хочется туда вернуться с любимым человеком. Обратно мы возвращались пустынным парком. Сады Версаля закрыты и пусты в семь вечера! От голода нас спас Макдональдс рядом со станцией.
Приехав домой, я прочитала в инете, что: « Около 250 специалистов трудились целый год, чтобы воссоздать комнаты и сады Малого Трианона в том виде, в котором они провожали в Париж королевскую семью 5 октября 1789 года, когда буря народных волнений докатилась до Версаля. Людовик XVI был казнен 21 января 1793 года, а девять месяцев спустя - 16 октября - на эшафоте погибла Мария-Антуанетта, обвинённая революционным трибуналом в государственной измене. Реставрация этого дворца, садов и Французского павильона обошлась в 5,3 миллиона евро. До сих пор посетители могли попасть лишь на второй этаж, теперь же открытая для посещения площадь дворца увеличилась более чем втрое»
Время посещения – 2ноября 2008г. Версаль находится в 20 км от Парижа, и добраться до него на местном эквиваленте электрички - RER. покупайте билеты-на пригородные электрички сразу в оба конца, сохраняя до конца поездки - контроль на выходе. До Версаля в оба конца 5,8евро, смотреть конечный пункт: VersalReavCoach Билет комплексный на все это стоит 25евро! Отдельно если брать: Версальский Дворец-13,5, вход в сады Версаля-8,Малый Трианон-6, Большой Трианон (дворец)-8евро

Малый Трианон был построен в 1762-1768 гг. в северной части версальского парка по проекту Жака Габриеля (1698-1782). Он задумывался как скромный особняк, где члены королевской семьи могли бы отдохнуть от пышности Версаля. Почти одинаковые фасады дворца перекликаются с окружающим парком.

Овальный Зал принцессы декорирован в стиле рококо — зеркала и росписи сделаны Натуаром (1700-1777)

Овальный Зал принцессы декорирован в стиле рококо — зеркала и росписи сделаны Натуаром (1700-1777).

На мраморном камине стоят часы. Потолок окаймляет позолоченный орнамент из стука. К потолку подвешена хрустальная люстра.

Потолок выкрашен в голубой цвет, а стены — в белый.

Овальный Зал принцессы декорирован в стиле рококо — зеркала и росписи сделаны Натуаром (1700-1777)

Фасады построены на основе золотого сечения. Интерьеры Малого Трианона - великолепный образец стиля рококо в его лучшем воплощении. Вестибюль - простое квадратное помещение, облицованное чуть розоватым камнем, с подвесными фонарями и металлическими перилами с позолоченными монограммами.

Жилые покои отделаны деревянными панелями, окрашенными в пастельные цвета и декорированными орнаментами. По обе стороны от каминов помещаются настенные подсвечники. Во дворце две столовые, большая и маленькая, в каждой из них есть подъемник, с помощью которого обеденный стол опускался вниз в кухню. Слуги расставляли кушанья и приборы, не нарушая королевскую трапезу.


Покрытые изящными орнаментами стены, камин, зеркало и настенные подсвечники демонстрируют элегантность интерьеров эпохи Людовика XVI.

Спальня Марии-Антуанетты в стиле рококо представляет собой небольшое помещение. Она одновременно простая и роскошная; бледно- зеленые стенные панели украшены белыми и позолоченными резными деталями; мраморный камин, кровать, кресла и занавеси декорированы с использованием золота. Многие интерьеры Малого Трианона - творения Ричарда Мика (1728-1794), который стал любимым придворным художником после смерти Людовика XV. Малый Трианон - вершина французского рококо и одновременно переход к неоклассицизму.

Оригинал взят у platpaul в ФРАНЦИЯ. Версаль. Малый Трианон. Часть вторая.


1. Свой рассказ о Версале, я пожалуй построю не в хронологическом порядке, а наоборот, начну с самого малого - а в в Версале это конечно Малый Трианон небольшой дворец Марии Антуанетты.

2. Дворец находится на почтительном расстоянии, но когда вы располагаете временем то прогуливаясь по гигантскому парку Версаля, можно отклониться в сторону и посмотреть место уединения французской королевы. Ведь из его окон не видно ни Версаля, ни тем более Парижа.

3. Но начну по порядку, этот дворец спроектировал Ange-Jacques Gabriel по приказу Людовика XV для его фаворитки маркизы де Помпадур и построен в 1762—1768 гг.
Маркиза де Помпадур умерла за четыре года до завершения строительства, и дворец достался следующей фаворитке — графине Дюбарри. После восшествия на престол в 1774 году 20-летний Людовик XVI передал дворец и прилегающий парк в качестве частной резиденции своей жене, 19-летней королеве Марии-Антуанетте. Кстати, ее вензель можно часто встретить во дворце, она первая французская королева, которая себе это позволила.

4. И именно с королевой Марией Антуанеттой связан расцвет Малого Трианона, королева приезжала сюда, чтобы на время позабыть шумный Версаль - только представьте себе, что вход в Версаль был практически свободный - все кто имел благородную одежду и шляпу мог войти на его территорию, время трапезы короля и королевы были публичными и все дозволялось за этим смотреть - публичность на 200 процентов!!!
Дворец Малый Трианон со стороны парка.

5. В Малом Трианоне было все по другому: здесь все подчинялось власти королевы. Никто, даже сам король, не мог ступить на эту землю без ее приглашения. Это вызывало недовольство среди аристократов, так как сюда допускался только ближний круг королевы.
Даже передвижение прислуги по дворцу было минимизировано - планировалось построить механическое устройство, которое бы перемещало из подвала уже сервированный стол с едой в столовую, но это так и не воплотилось в жизнь.

6. Что ж, войдем во внутрь дворца.

7. После событий французской революции (Людовик XVI был казнен 21 января 1793 года, а девять месяцев спустя — 16 октября — на эшафоте погибла Мария-Антуанетта), дворцовые интерьеры были распроданы-разграблены и он постепенно приходил в упадок но в начале нашего столетия около 250 специалистов трудились целый год, чтобы воссоздать комнаты и сады Малого Трианона в том виде, какими их видела Мария Антуанетта.

8. Этот дворец как маленькая шкатулка - полная противоположность бесконечному Версалю, это пример перехода от стиля рококо к более сдержанному, но не менее элегантному классицизму, получившему развитие с 1760-х годов.

9.

10.

11. Живописные полотна и скульптура во дворце сохранились с периода царствования Людовика XV и посвящены конечно же королеве.

12.

13.

14.

Очевидное превосходство маркизы Помпадур над прошлыми фаворитками короля и дамами высшего света всячески укрепляло ее положение как при дворе, так и при Людовике. И она пользовалась этим, не боясь прослыть нескромной. Впрочем, это качество и без того не было сильной стороной ее натуры. И во внешней, и в частной, скрытой от чужих глаз, жизни мадам Помпадур правила свой бал.


Версальские покои

Строительство было второй, после театра, страстью маркизы. Она владела таким количеством недвижимости, которое вряд ли даже снилось любой другой королевской фаворитке. Каждое ее новое приобретение подразумевало основательную перестройку, если не снос, и обязательно во вкусе хозяйки. Зачастую маркиза сама набрасывала на бумаге контуры будущего здания. Причем в этих проектах тяготение к архитектурным формам рококо неизменно сочеталось со здравым смыслом и практичностью.


Если маркизе не хватало денег на очередную строительную затею, она продавала уже возведенное здание и с увлечением принималась воплощать в жизнь новую идею. Последним ее приобретением стал замок Менар, которым в его переоборудованном варианте ей так и не удалось попользоваться.


Принцип изящной простоты и максимальной приближенности к живому миру природы был положен маркизой и в планировку парков. Она не любила больших разрегулированных пространств и излишней помпезности. Заросли жасмина, целые опушки нарциссов, фиалок, гвоздик, островки с беседками в сердцевине неглубоких озер, кусты роз излюбленного маркизой «оттенка утренней зари» — вот ее предпочтения в ландшафтном творчестве.

Королевские дворцы и загородные резиденции Людовика также подвергались изменениям в соответствии с ее вкусами. Не избежал этого и Версаль, где маркиза недалеко от королевского парка повелела соорудить небольшой уютный дом с парком и храмом с беломраморной статуей Адониса.

Малый Трианон




Малый Трианон — небольшой дворец, расположенный на землях Версальского дворца во Франции. Спроектирован Анж-Жаком Габриэлем по приказу Людовика XV для его фаворитки маркизы де Помпадур и построен в 1762—1768 годах.



Маркиза де Помпадур застала начало строительства дворца, но умерла за четыре года до его завершения, и дворец достался следующей фаворитке — графине Дюбарри. После восшествия на престол в 1774 году 20-летний Людовик XVI передал дворец и прилегающий парк в качестве частной резиденции своей жене, 19-летней королеве Марии-Антуанетте.


Мария-Антуанетта приезжала сюда, чтобы отдохнуть от формальной жизни двора и тяжёлых обязанностей королевы. Всё в Малом Трианоне подчинялось власти королевы. Никто, даже сам король, не мог ступить на эту землю без её приглашения. Это вызывало недовольство среди аристократов, так как сюда допускался только ближний круг королевы.


Дворец «Малый Трианон» является прекрасным примером перехода от стиля рококо первой половины XVIII века к более сдержанному, но не менее элегантному классицизму, получившему развитие с 1760-х годов.


Внешне дворец прост и элегантен, архитектурно выдержан, нет вычурных украшений периода барокко. Он представляет собой двухэтажный параллелепипед с пятью окнами на каждой боковой грани. Перистили из четырёх колонн со стороны сада и внутреннего двора завершают картину.


Дворец стал всемирно знаменит благодаря своим гармоничным пропорциям, элегантным линиям в стиле, привнесенном Паладинами. Малый Трианон - почти квадратное здание, поднятое на широкую каменную террасу. Все четыре фасада у него разные, но каждый из них представляет собой вариант той же самой темы, и это усиливает впечатление цельности и единства, которое производит Малый Трианон.


Северный фасад


Фасад, выходящий к открытому пространству партера, воспринимающийся с самого далекого расстояния, трактован наиболее пластично. Четыре приставные колонны, объединяющие оба этажа, образуют подобие слегка выступающего портика.


Сходный мотив, однако уже в измененном виде, - колонны заменены пилястрами, - звучит в двух соседних сторонах, но каждый раз иначе, поскольку из-за разницы уровней в одном случае здание имеет два этажа, в другом - три.


Южный фасад



западный фасад

Четвертый фасад, обращенный к зарослям пейзажного парка, совсем прост - стена расчленена лишь прямоугольными окнами различной в каждом из трех ярусов величины. Так скупыми средствами Габриель добивается поразительного богатства и насыщенности впечатлений. Красота извлекается из гармонии простых, легко воспринимаемых форм, из ясности пропорциональных отношений.



Часовня




Ледяной домик

Внутренняя планировка решена также с большой простотой и ясностью, отделанных в стиле классицизма (стиль Людовика XVI). Дворец состоит из ряда небольших прямоугольных комнат, декоративное убранство которых, построенное на использовании прямых линий, светлых холодных цветов, скупости пластических средств, соответствует изящной сдержанности и благородной грации наружного облика.

Замысел строителя отличается кристальной ясностью; он основывается на простых и строгих геометрических соотношениях. Трианон со своими миниатюрными размерами, с громадными окнами, которые придают постройке удивительную легкость, принадлежит к числу характерных для XVIII века изящных парковых павильонов, отнесенных на значительное расстояние от главного дворца, в глубь парка.

И в то же время строгость форм и лаконичность решений делают его замечательным образцом классической архитектуры. Именно миниатюрные размеры Малого Трианона помогли Габриелю добиться такой собранности и стройности.


Здание было спроектировано так, чтобы уменьшить взаимодействие между гостями и слугами, как только возможно. Например, задумывались передвижные обеденные столы. Прислуга должна была сервировать их в подсобных помещениях кухни, и затем столы механическим лифтом поднимались бы в столовую. Эти столы так и не были изготовлены, но сохранилась особая структура подвала.

Мир Марии-Антуанетты


Людовик XVI, отчасти по слабости характера, отчасти из галантности, преподносит ей как "Утренний дар" маленький летний дворец Трианон - крошечную страну, суверенное государство в громадном Французском королевстве...

Вот она, ее безделушка, едва ли не самая очаровательная из тех, что были созданы французским вкусом, - нежные линии, совершенные формы, настоящая шкатулка для драгоценностей, оправа, достойная юной и изящной королевы... В последующие годы королева совсем немного меняет в убранстве маленького замка. Обнаруживая истинный вкус, она не портит эти помещения, рассчитанные на интимное настроение, ничем роскошным, помпезным, нарочито дорогостоящим... Не к вызывающему великолепию стремятся здесь, не к театральной импозантности, а к неназойливости, приглушенности. Не власть королевы должна подчеркиваться здесь, а прелесть молодой женщины, образ которой тонко воспроизводится всеми окружающими ее предметами.

Трианон - это миниатюрный придуманный мир; символично, что из его окон не видно ни Версаля, ни Парижа, ни селений. За десяток минут можно обойти дворец, и все же это крошечное пространство для Марии-Антуанетты значительно важнее, чем целое королевство с двадцатью миллионами подданных.... Здесь королева чувствует себя прекрасно и вскоре до того привыкает к такому свободному образу жизни, что по вечерам ей все труднее становится возвращаться в Версаль.


В Малом Трианоне Мария-Антуанетта желает иметь невинный ландшафт, "естественный" сад, причем самый наиестественный из всех модных естественных садов... В этом "англо-китайском саду" хотят представить не просто природу, но всю природу, на пространстве площадью в пару квадратных километров - весь мир в игрушечных масштабах. Все должно быть на этом крохотном клочке земли: французские, индийские, африканские деревья, голландские тюльпаны, южные магнолии, пруд, речка, гора и грот, романтические руины и сельские хижины, греческий храм и восточный ландшафт... - все искусственное, но производящее впечатление настоящего.

В покоях королевы просматривается её характер. Её будуар показывает большую изобретательность: поворотом простой ручки зеркала во всю длину медленно поднимаются от пола и устанавливаются перед окнами. Её спальня, несмотря на простоту, также элегантна и обставлена мебелью французских мастеров Жоржа Жакоба) и Жан-Анри Ризенера.

buste de Joseph II, sculpture sur marbre de Louis-Simon Boizot, 1777. Hauteur

buste de Louis XVI, sculpture sur marbre de Louis-Simon Boizot, 1777.

figure le tableau Marie-Antoinette à la rose d"Élisabeth Vigée-Lebrun.


Спальня




Красная спальня



Библиотека


Дамская комната



Большой зал




Музыкальный салон




Биллиардная


Зеркальный кабинет







Кухня









Парк







Belvédère












Павильон Шатонеф




«Hameau de la Reine»

Уникальный парк Малого Трианона, включает знаменитую деревню Королевы с домиками, огородами, домашней птицей и скотиной.