Нужно ли менять систему аттестации учителей

Есть ли в законе форма Экстернат?
В Законе сохраняется форма аттестации экстерном. По сути это ничем не отличается от экстерната как формы обучения по старому Закону. Ведь и прежде все взаимоотношения учащихся-экстернов и образовательного учреждения сводились именно к аттестации. Все остальное, что выходило за рамки аттестации, школами проводилось только как платные образовательные услуги.

По какой форме обучения возможно пройти обучение, если Экстерната больше в законе нет?
Сейчас школы могут принимать документы на семейное образование, на самообразование, аттестация по обеим этим формам проходит экстерном.

Чем отличаются обычные школьники от экстернов?
Вопрос об отличии традиционных школьников от экстернов волнует и родителей, и учащихся. Разница между ними существует, но она не в пользу… школьников. Казалось бы, уровень знаний школьников, которые существенно больше занимаются с учителями в школе, чем экстерны (речь идет об экстернате с дополнительными консультациями), должен быть выше по сравнению с обучающимися по «скоростному» методу. Но давайте разберемся.
Педагоги отмечают: экстерны имеют положительную мотивацию на учебу. Они понимают, что окончание школы - только ступенька на пути к их будущему, а последнее для них уже осязаемо (практически все они готовятся поступать в ВУЗы). Эти ребята хотят самостоятельности и получают ее. Экстернов отличает здоровый напор в учебе. Они не задают преподавателям вопрос «зачем мне это надо?», потому что сами знают ответ на него. Они не говорят фраз типа «мне неинтересно», так как у каждого из них - своя цель, причем жизненно значимая.

Можно ли учиться экстерном в своей школе, или это отдельная специализированная школа?
Экстернат – это форма аттестации, которая, возможно, есть и в той школе, где Вы обучаетесь. Специализированных школ, которые обучают только экстернов, нет. Если Вы готовы полностью самостоятельно заниматься, а в школе только сдавать экзамены, то не стоит переходить в другую школу.
Если же Вам нужны дополнительные занятия по подготовке к экзаменам (интенсив, дистанционное обучение), тогда есть смысл переходить в другую школу, которая имеет опыт проведения таких занятий для экстернов. Но в этом случае нужно учитывать, что выбирать будете не только Вы, но и Вас.

Нужно ли переводить ребенка на альтернативные формы обучения?
Прежде всего, необходимо решить, какая форма обучения Вам более подходит: очная, очно-заочная, заочная, семейное, самообразование. Можно использовать дистанционные технологии, индивидуальный учебный план, ускоренное обучение, сочетание разных форм обучения.

Имею ли я право перейти на экстернат? Имеет ли право обычная, моя школа отказать мне в экстернате?
Вы имеете право перейти на самообразование, но это не значит, что каждая школа обязана работать с экстернами. Школа может отказать в переводе учащегося, если в ней не проводится аттестация экстерном.

Можно ли совмещать обучение в своей школе и обучение в экстернате?
Одновременно учиться в двух общеобразовательных школах нельзя. Вы можете только дополнительно готовиться к экзаменам во втором учебном заведении, но сдавать экзамены Вы можете только в той школе, где находятся Ваши документы.

Требуется ли подготовка к экстернату, на что обратить внимание в 8 классе?
Если говорить о специальной подготовке к экстернату, то это в первую очередь способность работать самостоятельно. Вот на это и нужно обратить внимание.

Сроки обучения в экстернате

Какой график занятий у 11 класса - они проходят программу за 6 месяцев? а во второй половине года занятий нет?
Во всех школах независимо от расписания во втором полугодии проходят консультации и пробные ЕГЭ. Промежуточная аттестация как правило проходит в декабре-январе, иногда занятия проходят до марта.

Можно ли закончить 11 класс за половину учебного года?
Пройти интенсив (занятия по подготовке к экзаменам по программе 11 класса) за одно учебное полугодие можно, но ЕГЭ Вам нужно будет сдавать вместе со всеми, просто у Вас будет больше времени на подготовку к ЕГЭ. Итоговая аттестация в форме Единого Государственного Экзамена проходит единовременно по всей стране в мае-июне.

Можно ли учиться в экстернате без сокращения сроков обучения?
В экстернате можно учиться без сокращения сроков обучения. Сокращение или увеличение сроков обучения возможно только по желанию учащегося и родителей.

Возможно ли закончить 8-9 класс экстерном за один год, а потом завершить 10-11 в нормальном темпе, за 2 года?
Экстернат возможен с сокращением сроков обучения, но это только по желанию родителей и ребенка. Вы в любой момент можете перейти на обучение без сокращения сроков обучения.

Какие предметы входят в программы - 10+, 10-11, 11?
Занятия проходят по всем предметам школьного учебного плана, по этим же предметам проходят экзамены. По положению об экстернате не нужно было проходить аттестацию по физкультуре, искусству и технологии. Сейчас по Закону об образовании необходимо пройти аттестацию по всем предметам общеобразовательной программы, включая МХК, физкультуру, ОБЖ, если таковые предусмотрены учебным планом.

Обучение в экстернате

Что получают учащиеся по программам Интенсива?
Интенсив - занятия в школе по всем предметам, изучение предметов в основном блочное (основные предметы - в течение всего года, остальные – с погружением, в течение нескольких недель, потом сразу учащиеся сдают экзамен и больше к этому предмету не возвращаются). Изучение предмета проходит по базовой программе, т.е. дается все основное содержание предмета.
Подготовка к ЕГЭ дается при изучении основной программы, во втором полугодии проходят пробные ЕГЭ и консультации.

Можно ли мне будет не заниматься по тем предметам, которые мне не нужны, и не сдавать по ним экзамены в школе, вообще отказаться от этих предметов?
Нет. При обучении на любой форме Вы должны пройти аттестацию по всем предметам государственного стандарта и выполнить учебный план. В противном случае Вы не будете переведены в следующий класс, а в 9 и 11 классе не будете допущены до государственной итоговой аттестации и, как следствие, не получите аттестат об образовании.

Экстернат и дистанционное обучение

Как занимаются дистанционно?
- Получаете доступ к учебным материалам.
- За Вами закрепляется куратор, к которому Вы можете обращаться в любое время за консультациями по всем организационным вопросам.
- Составляется расписание изучения каждого предмета, назначаются тесты и контрольные работы.
- Вы прорабатываете все материалы, которые включают в себя:
теорию (справочники, основные правила, формулы и положения, наглядные схемы и таблицы, примеры, цитаты, таблицы с данными, исторические справки и биографии);
дополнительные материалы;
интерактивные практикумы;
тренировочные тесты.
По расписанию проводятся онлайн-уроки, где учащиеся общаются с учителем.
Вы можете обратиться за консультацией к преподавателю.

Насколько сложно пройти аттестацию по непрофильным предметам в случае дистанционного обучения? Можно ли сдавать экзамены очно?
Дистанционное обучение позволяет максимально сэкономить время не только за счет отсутствия необходимости тратить его на дорогу и обзорные лекции, которые зачастую мало что дают учащемуся. Дистанционные технологии позволяют тщательно организовать подготовку по всем предметам, распределив время в течение учебного года.
Непрофильные предметы обычно даются в течение первого полугодия, чтобы максимально освободить второе полугодие для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Учебные материалы составлены таким образом, чтобы при минимальных затратах времени получить максимальный результат. Кроме текстов есть видео-лекции, видео-консультации, например, с разбором задач, тестовые задания, которые позволят проверить свой уровень подготовки. Если же учащийся что-то не понял, в любой момент он может обратиться за консультацией к учителю.
Конечно, аттестацию можно проходить очно, более того, по основным предметам она всегда проходит очно. И только в случае невозможности очного присутствия (болезнь, непредвиденная ситуация) организуется дистанционная аттестация в режиме онлайн. Это очень важно не только для того, чтобы своевременно обнаружить проблемы учащегося, это крайне необходимо для уверенности учащегося, что он готов к экзамену.
Формат очной аттестации дисциплинирует учащегося, одновременно давая ему уверенность в своих силах.

Что такое интернет-обучение?
Интернет-обучение используется в различных формах обучения, в том числе в очном обучении. Это дистанционные технологии, о которых достаточно подробно говорится в Законе об образовании. В соответствии с Законом возможно не только дистанционное образование во всех классах, можно дистанционно пройти промежуточную аттестацию. Дистанционное обучение в Онлайн(интернет-школе) включает обязательное обучение по всем базовым учебным предметам: русский язык, литература, английский язык, алгебра, геометрия, информатика и ИКТ, история, обществознание (включая экономику и право), география, биология, физика, химия.

ЕГЭ в экстернате

Какие предметы сдаются на ЕГЭ в экстернате? Можно ли подготовиться к ЕГЭ хорошо, занимаясь в 11 классе 2 раза в неделю в течение 1 полугодия?
Государственная итоговая аттестация в форме единого государственного экзамена – это обязательное требование для всех выпускников 11 класса, независимо от формы обучения. Без ЕГЭ выпускник не получит аттестат. ЕГЭ для учащихся-экстернов ничем не отличается от ЕГЭ для всех остальных учащихся. Более того, учащиеся все вместе сдают экзамены.
Выпускники 11 класса сдают 2 обязательных предмета – русский и математику (математику можно сдать базовую и/или профильную), остальные – по выбору (не обязательно).
Занятия в интенсиве 2 раза в неделю позволят справиться с основной программой 11 класса, не стоит рассчитывать на какое-то чудо, за это время нереально дать программу 11 класса и подготовить к ЕГЭ. Для подготовки к ЕГЭ требуются специальные занятия. Конечно, если учащемуся достаточно сдать русский и математику на удовлетворительные результаты, занятий в интенсиве вполне может хватить.

Какие результаты получают дети? Как достигаются такие результаты?
Среди наших выпускников результаты ЕГЭ (ОГЭ) выше, чем при традиционном обучении, т.к. учащиеся могут целенаправленно готовиться к экзаменам.
Отчисление - только в случае, если учащийся не посещает занятия в школе и не занимается. Программа обучения подбирается так, чтобы учащийся смог подготовиться.
Причины достижения высоких результатов просты:
Школа с большим опытом организации обучения.
Опыт работы с альтернативными формами обучения, использование современных педагогических и информационных технологий.
Ответственный подход к работе с учащимися, сопровождение учебного процесса.
Разумная стоимость обучения, которая позволяет с одной стороны, организовать полноценный и эффективный учебный процесс, с другой, привлечь к обучению сильных учащихся.

Как совместить обучение в школе и подготовку в ВУЗ?
Собственно, экстернат и можно рассматривать как решение этой проблемы. Выбор обучения экстерном – продуманный и взвешенный результат обсуждений форм обучения между ребенком и родителями. В экстернат очень часто поступают учащиеся именно для совмещения занятий по базовой программе школ и подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

В экстернате я буду сдавать ЕГЭ вместе с обычными 11-классниками?
Да, все учащиеся школы независимо от формы образования сдают ЕГЭ все вместе в основные сроки.

Можно ли в экстернате сдать ЕГЭ досрочно?
Имеют право сдавать ЕГЭ досрочно:
выпускники вечерних (сменных) школ, призываемые в ряды Российской Армии;
выезжающие на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы;
выезжающие за рубеж на постоянное место жительства или для продолжения обучения;
направляемые по медицинским показаниям в лечебно-профилактические и иные учреждения для проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий в период проведения государственной (итоговой) аттестации;
выпускники общеобразовательных учреждений Российской Федерации, расположенных за пределами Российской Федерации, в государствах со сложными климатическими условиями.

Можно ли не сдавать ЕГЭ после окончания 11 класса (мне сказали, что он не влияет на аттестат) и сдать его на следующий год? Я хочу еще год готовиться и сдать ЕГЭ на следующий год.
Аттестат без сдачи ЕГЭ Вы не получите. Аттестат получают учащиеся, успешно сдавшие ЕГЭ. А вот результаты ЕГЭ действительно не влияют на оценки в аттестате.
Для поступления в ВУЗ результаты ЕГЭ действительны в течение четырех лет.

Можно ли получить медаль в экстернате?
Выпускники экстерната имеют равные права и при получении медали. Никаких ограничений по форме обучения нет. Надо помнить, что порядок получения медалей определяется субъектами федерации самостоятельно.

Поступление в вуз после экстерната

После экстерната в какие ВУЗы можно поступить? Сдают ли точно также ЕГЭ, как и все остальные?
- В аттестате не указывается форма обучения.
- Ни один вуз никогда не ограничивал поступление в связи с формой обучения.
ЕГЭ сдают наравне со всеми, документы получают такие же, как и учащиеся очной формы.

Какой документ выдается экстернам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию?
Экстернам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию в государственном аккредитованном учреждении, выдается документ государственного образца (аттестат) об основном общем или среднем (полном) общем образовании.

Смогу ли я поступить в высшие учебные заведения без проблем, как обычный выпускник? Или же в аттестате будет написано, что я заканчивала школу экстерном? Как это повлияет на поступление в вуз?
Во-первых, в аттестате не указывается форма получения образования.
Во-вторых, получение образования в форме экстерната не только не мешает поступлению в вузы, а как раз способствует. Значительное количество студентов и выпускников лучших московских вузов закончили школу в форме экстерната.

Какие школы закреплены за ВУЗами?
Сотрудничество с вузами имело смысл, когда выпускные в школе одновременно были вступительными в вуз, этого давно уже нигде нет. Все вузы обязаны принимать по результатам ЕГЭ, + некоторые проводят дополнительные испытания. Все остальное сотрудничество со школами якобы для последующего поступления в эти вузы – только для сбора денег с родителей.

Обучение в экстернате после колледжа

В случае перехода после 1 курса колледжа в школу на программу 10-11 за 1 год, какие предметы засчитываются?
Засчитываются предметы, по которым объем часов в академической справке соответствует объему часов в школьном учебном плане. В лучшем случае 1 курс закрывает 10 класс, но не по всем предметам.

Я поступила в колледж после 9 класса, в колледже закончила 10 класс и получила оценки. Можно в школе-экстернате сразу 11 класс начинать?
Обучение по программам среднего профессионального образования не предполагает получение школьных документов об образовании. Нельзя автоматически приравнять аттестацию за 1 семестр в колледже к 10 классу, ее можно частично зачесть при аттестации за 10 класс.

Можно ли учиться в экстернате и колледже одновременно? Сейчас я на 2 курсе, мне еще 4 года учебы, а я хотела бы получить аттестат о среднем образовании через год. Учеба в двух местах возможна?
Учиться можно, документ об образовании не сможете получить, т.к. в школу нужно сдать аттестат за 9 класс, а он в колледже.

Можно ли, проучившись на первом курсе колледжа с сентября по февраль, забрать документы и вернуться обратно в школу в 10 класс?
Можно. Но не откладывайте, в конце года это труднее сделать. И не забирайте документы из колледжа без предварительной договоренности со школой.

Экстернат для младших классов

Можно ли закончить экстерном 3-4 класс за один учебный год? Что нам нужно сделать? Куда обратиться?
Закон об образовании не ограничивает возраст или уровень образования для аттестации экстерном. Прежде всего четко сформулируйте, что Вы хотите. Эти вопросы помогут Вам принять решение:
- Вы хотите пройти аттестацию по программе 3-4 класса в течение одного учебного года. Когда Вы готовы будете пройти промежуточную аттестацию за 3 класс? За 4 класс?
- Вы готовы пройти аттестацию в своей школе или хотите сделать это в другой?
- Вы самостоятельно будете готовить ребенка к аттестации?
После того, как ответите для себя на эти вопросы, можете позвонить в наш образовательный центр и получить консультацию.

Система подбора руководителей образовательных учреждений стала открытой и гласной

Аттестация московских директоров школ теперь проходит под пристальным наблюдением интернет-пользователей. Заседания аттестационной комиссии можно смотреть онлайн, а сама система назначения руководителей школ в последние годы кардинально изменилась. Городские власти теперь гласно и открыто нанимают по срочному контракту высококлассных специалистов. Их труд хорошо оплачивается, но в ответ город требует от директоров качественной работы.

Система назначения директоров еще несколько лет назад была весьма непрозрачной. На должности мог оказаться человек хоть и с большим стажем в системе образования, но недостаточно компетентный для менеджерской работы, причем занимать этот пост он мог очень долго. Как работали директора, оказавшиеся на своем месте чуть ли не с советских времен, какие результаты показывала школа под их руководством - если и волновало чиновников, то повлиять на них было сложно. Однако идеология подбора руководителей в последние годы радикально поменялась.

Во-первых, все директора школ были переведены на срочные контракты - как правило, на период в пять лет для школ, которые находятся на топовых позициях, и меньше пяти лет для школ, которые не показывают выдающихся результатов. Контрактная система оказалась хорошим мотиватором для управленцев - человек, который становится директором, теперь понимает, что за время действия договора он должен оказать положительный результат, чтобы город мог понять, нужен ли ему этот специалист на посту. А результат работы директора и коллектива школы в целом выражается в успехах учеников - какие оценки они получают на независимой аттестации, как сдают ЕГЭ, чего достигают на предметных олимпиадах.

Во-вторых, процедура назначения директоров стала абсолютно открытой и прозрачной. Сначала все кандидаты на пост директора - это и прежний руководитель, у которого закончился контракт, и претенденты на его место - должны пройти одну из необходимых процедур профессиональной аттестации в Московском центре качества образования. Экзаменационные вопросы для педагогов - это тесты, вопросы и кейсовые задания. Управленцы, руководящие школами, входящими в топ-100 образовательных учреждений, вообще не сдают теоретические задания, те, кто ниже в рейтинге, - сдают лишь один блок, кто еще ниже - два блока. Кроме того, система испытаний устроена не по принципу «выучить билеты и сдать» - в ней нет готовых вариантов заданий. Есть лишь пять блоков знаний, и когда кандидат в директора начинает тестирование, для него автоматически формируется билет, который больше никогда не повторится.

Затем претендентам, прошедшим аттестацию, нужно миновать еще один рубеж - аттестационную комиссию. Причем московскому педагогическому сообществу нечего скрывать - аттестации с недавних пор транслируются в Интернете. «У нас по регламенту заседания проводятся раз в месяц, в Сети велась уже четвертая прямая трансляция, - рассказывает директор Московского центра качества образования Алексей Рытов. - Записи выкладываются и хранятся в открытом доступе на сайте Департамента образования, и все желающие могут их просмотреть. Основная масса зрителей - это руководители, которым предстоит аттестация, и те, кому интересно, как проходит такой процесс. Как шоу для всех горожан это событие вряд ли будет интересно, все-таки заседание длится два-три часа, и это зрелище для профессионалов. Но последнее заседание смотрели примерно 150 человек».

После аттестационной комиссии кандидаты проходят через отбор Совета по назначению директоров, в который входят не только представители системы образования, но и общественных организаций, депутаты Московской городской Думы. Окружное управление образования на назначение директора школы выдвигает не менее трех кандидатов, из которых совет должен отобрать двоих - их направляют на обсуждение в управляющий совет школы. Этот совет состоит в основном из родителей, и уже он выбирает одного из претендентов, которого впоследствии утверждает Департамент образования Москвы. В итоге процедура назначения получается открытой, гласной и публичной, многоуровневой. В процедуре на всех этапах принимают участие как представители общественности и образовательного сообщества, так и родители, а отбор идет с учетом знаний кандидатов об организационной работе, менеджменте и нюансах законодательства.

Современный руководитель московской школы совсем не похож на директора прошлых лет, который управлял учреждением в 400 человек, все вопросы которого решались в высоких кабинетах, а он только претворял в жизнь спущенные сверху решения. Сейчас директора руководят школами, в которых 1500-3000 учащихся, по сути, огромными сложными комплексами. Потому это менеджеры высокого уровня, которые весьма самостоятельны и несут большую ответственность за свои решения. Не случайно директор в Москве получает приличную зарплату, с коэффициентом не менее 3 к средней зарплате учителя в своей школе, и это при том, что в среднем зарплата учителя в столице сейчас 70 тыс. руб.

Одним из ведущих направлений в 2018-2019 годах для Правительства РФ является реформирование системы образования, целью которого является повышение социального статуса учителя, престижности профессии и общего уровня преподавания. Наряду с повышением требований к выпускникам школ, гимназий и лицеев растут и требования к педагогическим работникам. Каким будет учитель 2019 года, и какие новые механизмы профессионального роста готовит государство для будущих и уже работающих по специальности педагогов? Предлагаем разобраться более детально в тонкостях нового законодательства.

Профессия «учитель»

Выходя из стен высшего учебного заведения с новеньким дипломом и большими амбициями, молодые учителя сталкиваются с целым рядом проблем:

  • Сложностями с трудоустройством, ведь большинство учебных заведения желают получить опытного и уже зарекомендовавшего себя специалиста.
  • Низкой заработной платой, ведь «начиная с нуля» молодой специалист лишен большого числа надбавок, формирующих оклад опытного учителя с внушительным стажем.
  • Невозможностью быстро повысить свой профессиональный уровень, пройдя очередную аттестацию (зачастую данный вопрос во многом зависит не от профессионализма молодого специалиста, а от желания администрации).

В результате достаточно большой процент подающих надежды и ранее мечтавших о работе с детьми молодых специалистов ищут возможности самореализации и достойного заработка в других сферах, что приводит в дефициту качественных педагогических кадров, который особенно ощутим в небольших городах, поселках и деревнях.

Реформа, запущенная Правительством, а также новая аттестация педагогических работников, которая придет на смену старому порядку повышения квалификации уже в 2019 году, должны кардинально изменить положение молодых учителей, открыв им широчайшие возможности личностного и карьерного роста.

Зачем нужна аттестация?

Система аттестации учителей – своеобразная карьерная лестница в сфере образования. Более высокая категория открывает для учителей новые возможности, а именно:

  1. рост заработной платы и сопутствующих выплат согласно установленной тарифной сетке;
  2. возможность дополнительно брать «классное руководство»;
  3. право заведовать кабинетом и др.

Педагоги со стажем знают, что на протяжении многих лет молодого специалиста, окончившего университет, ожидал длительный и непростой путь к вершине с учетом таких норм:

  • Первая аттестация учителя через 5 лет после начала работы.
  • Внеочередная аттестация (при наличии серьезных заслуг) не ранее чем через 2 года после предыдущей.
  • Поэтапный рост, не позволявший молодым специалистам претендовать на «высшую» категорию ранее, чем будут покорены нижестоящие уровни (вторая и первая).
  • Можно было аттестоваться на соответствие уже достигнутого уровня, либо повысить категорию.
  • Оценивалась сама работа учителя и ее результативность, но тестов на знание предмета как таковых не было.

Готовясь к аттестации, учителю предстояла масштабная работа по подготовке портфолио, в котором необходимо было детально описать работу за отчетный период, предоставив на рассмотрение комиссии весомые доказательства того, что учитель активно работает по всем основным направлениям:

  • преподавание предмета;
  • организация внеурочной деятельности учеников;
  • взаимодействие с родителями;
  • участие в общешкольной жизни;
  • методическая работа;
  • самообразование, обуславливающее личностный и профессиональный рост.

При этом, достигнув определенных вершин, многие теряли желание продолжать работу над собой, что особенно ярко проявилось на фоне введения новых норм и методов преподавания. Именно поэтому стране необходима новая форма аттестации учителей, которую планируют внедрить в 2019 году.

Новый формат оценки деятельности учителя

В 2019 году аттестация ожидает тех учителей, которым необходимо подтверждать квалификацию по истечению 5 летнего термина и тех, кто желает повысить свою категорию. По мнению Минобрнауки дополнительным стимулом для активной работы и стремления к карьерному росту учителям будет увеличение разрыва между минимальной и максимальной ставкой в тарифной сетке, которая уже в следующем году должна в среднем возрасти с 16 000 руб. до 50 000 руб.

Главной инновацией 2019 года станет НКТ (Национальный Квалификационный Тест), который будет обязательным для всех проходящих аттестацию учителей и будет состоять на 70% из вопросов по предмету и 30% по методике преподавания и психологии.

Также последние изменения затронули саму суть оценивания эффективности деятельности педагога, и в 2019 году новая по формату аттестация учителей позволит активно работающим молодым специалистам быстро добиться успехов и признания.

Основными нововведениями будут:

  • Возможность «перескакивать» через категорию.
  • Возможность раньше «выходить» на аттестацию при наличии определенного ряда заслуг и достижений.
  • За основу будут брать не только достижения учащихся, а и сравнение уровня самого учителя в динамике «вчера» и «сегодня».
  • Активность и эффективность работы педагога в межаттестационный период будет показывать рассчитываемый по специальной методике рейтинг.
  • От учителей ожидают демонстрации концептуальных методических подходов к реализации новых норм и стандартов ФГОС.

Конечно, многие специалисты «старой закалки» посматривают на нововведения с некоторым опасением, ведь им предстоит не только показать эффективность своей работы, а и подтвердить знание предмета, что может вызывать некоторые трудности у тех, что длительный период читает в определенных параллелях и успел несколько подзабыть тонкости некоторых тем.

Что будет с теми, кто не пройдет аттестацию?

Больше всего страхов, возникающих у педагогов связаны с вопросом – что будет с теми, кто не сможет сдать НКТ или не пройдет аттестацию по каким-либо иным причинам.

В Минобрнауки четко заявили, что увольнять учителя, которому не удалось пройти «экзамен на профпригодность» в новом формате никто не будет.

Не достаточно высокие результаты теста – сигнал о том, что человеку необходимо обратить немного больше внимания на свой профессиональный уровень. «Подтянуть» квалификацию помогут на специальных курсах при соответствующих региональных Институтах усовершенствования учителей. Стоит заметить, что посещение таких курсов было обязательным для всех аттестующийся педагогов и ранее. Просто по новым правилам, «проваливший» тест должен будет вернуться к самообразованию еще раз и отнестись к вопросу своей профессиональной подготовки более серьезно.

Новые должности для успешных учителей

Молодые или уже давно работающие в сфере образования учителя получат реальную возможность карьерного роста. Новый Профстандарт 2019 года предполагает введение таких должностей, как:

  • Старший учитель (на звание может претендовать специалист 1 категории).
  • Ведущий учитель (для педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию).

Естественно, что оплачиваться труд старшего и ведущего учителя будет по более высокому разряду.

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Аттестация директоров школ

Имеет ли право директор на аттестацию учителей нач классов в школе?

Уважаемая Марем Гиланиевна, директор имеет право на аттестацию учителей начальных классов в школе, если имеет соответствующий профиль образования и ведет уроки.

Директор школы имеет ли право проводить аттестацию учителей. Без согласия начальника управления образования?

С 15 июня 2014 г. вступил в силу приказ Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 года № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом РФ 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408 (далее – Порядок аттестации) . Новый Порядок аттестации применяется при аттестации педработников всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в т.ч. негосударственных (частных) образовательных организаций, образовательных организаций учреждений здравоохранения, социального обслуживания и иных организаций, за исключением должностей педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, т.е. распространяется непосредственно на педагогических работников образовательных организаций, а также организаций, осуществляющих обучение. В соответствии с новым Порядком аттестации также проводится аттестация и тех педагогических работников, которые замещают эти должности по совместительству в той же или иной организации, а также в случаях, когда должности педагогических работников замещаются в порядке совмещения должностей, т.е. наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором (к примеру, наряду с основной работой в должностях руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений), а также наряду с основной работой в других должностях в той же организации. Аттестация педработников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям В соответствии с новым Порядком аттестации аттестация педработников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям проводится аттестационными комиссиями образовательных организаций один раз в пять лет на основе оценки профессиональной деятельности педагога в соответствии с распорядительным актом работодателя. Не подлежат аттестации педагогические работники: имеющие квалификационные категории; проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация; беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием. Недопустимо также проведение аттестации педагогических работников «на входе в педагогическую профессию» после получения среднего или высшего профессионального образования по соответствующей специальности. Аттестация женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам; лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков. Аттестация лиц, отсутствовавших на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу. Кем проводится аттестация Согласно документу теперь аттестация педработников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям проводится аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми образовательными организациями (далее – аттестационная комиссия). Состав аттестационной комиссии В состав аттестационной комиссии входят председатель комиссии, заместитель председателя, секретарь, члены комиссии и в обязательном порядке - представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа). К примеру, аттестационная комиссия может быть сформирована из числа работников организации, в которой работает педагог, представителей коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом организации (общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие). О представлении Для проведения аттестации на каждого педагога работодатель вносит в аттестационную комиссию представление, в котором содержатся следующие сведения о нем: фамилия, имя, отчество (при наличии); наименование должности на дату проведения аттестации; дата заключения по этой должности трудового договора; уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки; информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности; результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения); мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором. После ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты, предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу). О внеочередной аттестации Возможности проведения для педработников внеочередной аттестации, к примеру, в случае наличия жалоб на ненадлежащее исполнение педагогическим работником должностных обязанностей (в том числе имеющим квалификационную категорию) Порядком аттестации не предусмотрены. В этих случаях следует руководствоваться статьей 192 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания - замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Что делать, если директор школы не подписывает аналитическую справку на аттестацию, т.к. я не приняла участие в конкурсе "Учитель года"?

Здравствуйте, постарайтесь объяснить директору что вам нужна подпись, после аттестационная комиссия будет принимать решение. Если же директор отказался подписать, вам следует подать заявление директору на аттестацию в письменном виде и указать " в случае отказа прошу написать обоснования в письменном виде". если же после этого вам откажет, тогда вы можете смело идти в вышестоящую инстанцию со всеми письменными обоснованиями и заявлениями!

Я работаю директором школы. Наше новое руководство издало приказ о проведении аттестации руководителей на соответствии занимаемой должности. Аттестация ранее была проведена бывшим руководством в 2015 году, и был заключён трудовой контракт до 2020 года. Имеет ли право нынешнее руководство проводить аттестацию до истечения срока трудового контракта? И имеет ли право уволить директора школы, в случае не прохождения им аттестации на соответствие занимаемой им должности?

Доброго времени суток. Нормативный акт, регламентирующий вопросы проведения аттестации работников пока не принят, поэтому многие работодатели ориентируются на еще действующее Постановление ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 05.10.1973 N 470/267, Кроме локального акта регламентирующего процедуру в любой организации, решившей проводить аттестацию работников, обязательно должен быть приказ о проведении аттестации. Если это всё есть, то процедура законна. Желаю вам удачи в решении вашего вопроса.

Имеют право и могут уволить. Согласно пункту 3 части первой трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. При этом порядок проведения аттестации (пункт 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ) устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. При этом при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ , в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации.

Аттестацию могут провести и до истечения срока трудового контракта. Чтобы уволить руководителя как не прошедшего аттестацию нужны веские основания. Для аттестации разрабатывается порядок аттестации, как правило, в этом задействованы представители управления образования, создается комиссия. Будут учитываться результаты деятельности Ваши как директора, успеваемость учащихся, сдача ЕГЭ. . Расторжение трудового договора по инициативе работодателя Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях: 3) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации; Порядок проведения аттестации (пункт 3 части первой настоящей статьи) устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Если аттестация в 2015 году проводилась в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность", то проведение ее в этом году является однозначно незаконным, поскольку для этого нет оснований. В приказе четко указано, что авттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями (далее - аттестационная комиссия организации) Кроме того, есть ряд работников, в отношении которых аттестация не проводится. А) педагогические работники, имеющие квалификационные категории; б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация; в) беременные женщины; г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием. Таким образом, ваше руководство нарушает трудовое законодательство и при наличии жалобы хотя бы одного работника на соответствующее должностное лицо управления образования может быть наложен штраф за нарушение трудового законодательства по ст.5.27 КоАП РФ.

Вы, как прошедший аттестацию в 2015 г., на законном основании можете отказаться от прохождения нынешней. Так как в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ №276 от 07.04.2014 обязательная аттестация проводится раз в пять лет. Но работник может пройти аттестацию добровольно, не отрабатывая 5 лет. То есть, по личному желанию, хоть каждый год. Кроме того, руководство должно Вас ознакомить с приказом о проведении аттестации за 30 суток до ее начала. Вы вправе данный приказ обжаловать, написав заявление в Министерство образования РФ, и в прокуратуру. Но имейте в виду, что Ваши деловые отношения с новым руководством скорее всего будут испорчены.

Директор средней школы заверяет копии документов (паспорт, диплом об образовании) на аттестацию педагога. Пишет: копия верна. Директор школы: ФИО (полностью), ставит свою подпись и печать школы.
Вопрос: Надо ли ставить дату (число, месяц, год) на заверяемой копии? Спасибо.

Добрый день, уважаемый посетитель! Безусловно, дата также проставляется Всего доброго, желаю удачи в решении Вашего вопроса!

По общему правилу дата на заверяемом документе не ставится. Дата может быть проставлена, если этого требует организация, для которой предоставляете копии документов.

Добрый день, Вера. Да в соответствии с Законом необходимо ставить дату (число, месяц, год) на заверяемой копии. Удачи ВАМ, всего наилучшего.

Доброго вам времени суток. В Данном случае безусловно, дата также проставляется. Желаю Вам удачи в решении вашего вопроса и всего наилучшего.

Хочу узнать зависит ли зарплата зам директора школы от аттестации на соответствие и если зависит, то на сколько?

Доброго времени суток Зарплата устанавливается вашим работодателем, по поводу доплат за аттестацию, это нужно смотреть внутреннее положение компании Удачи Вам. Анна Титова.

Добрый день! Зарплата устанавливается трудовым договором, а так же внутренними актами может регулироваться, в сторону увеличения, поэтому в принципе зависеть может, но меньше той что указана в договоре быть никак не может.

Как договориться с директором школы о промежуточной аттестации, если вышло три двойки за 10 класс?

Этот вопрос не к юристам, а к людям которые носят звание "Решала", поэтому договариваться индивидуально с точки зрения закона невозможно.

Маргарита, добрый день! Вы можете прибегнуть к помощи юриста в формате медиации (досудебного урегулирования споров). Оформляете доверенность, заключаете договор (соглашение) об оказании юридических услуг... Само-собой вырабатываете правовую позицию совместно...

Директор школы не подписывает документы на подтверждение высшей категории при аттестации. Аргументируя это тем, что я отказалась от классного руководства (как наказание). Могу ли я запросить отказ от директора в письменной форме? И как это оформить и мои последующие действия в связи с неправомерной ситуацией.
Спасибо.

Запросить письменный отказ - это ваше право. Напишите заявление с просьбой обосновать причину отказа подписать документы на присвоение высшей категории. После этого обращайтесь в трудовую инспекцию.

Имеет ли право директор школы уволить учителя, который отказался проходить аттестацию на первую категорию?

Для педагогов предусмотрено два типа аттестаций: обязательная и добровольная. Обязательная аттестация проводится один раз в 5 лет и касается всех педработников, кроме следующих категорий: а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории; б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация; в) беременные женщины; г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам. Аттестация их возможна не ранее чем через два года после выхода из указанного отпуска; д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация их возможна не ранее чем через два года после выхода из указанного отпуска; е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием. Аттестация их возможна не ранее чем через год после выхода на работу. От этого вида аттестации отказаться нельзя. Отказ может быть квалифицирован администрацией образовательного учреждения, как дисциплинарный проступок, за совершение которого могут быть применены меры дисциплинарного наказания: замечание, выговор, увольнение. Ну, а добровольная аттестация на то и добровольная, что ее прохождение вовсе не обязательно, если Вас устраиваит существующий уровень дохода и Вы не стремитесь к карьерному росту.

Может ли директор школы провести внеочередную аттестацию педагогического работника на соответствие занимаемой должности?

Что значит, ВНЕОЧЕРЕДНУЮ? Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности проводится 1 раз в пять лет. Должен быть разработан и утверждёно на локальном уровне (по согласованию с представительным органом работников) Положение об аттестации пед. работников на соответствие занимаемой должности. При соблюдении этих условий такая аттестация в образовательной организации возможна.

Для аттестации школы с каждого учителя директор собирает по 25000 тенге. Есть ли на это управа?

Здравствуйте, обратитесь с жалобой в прокуратуру и просите принять меры по данному беззаконию. Удачи Вам и всего хорошего.

Здравствуйте, обратитесь в прокуратуру, которая обязана провести проверку по вашему заявлению и приняьь меры по вашему заявлению. Спасибо за выбор нашего сайта, всего доброго, до свидания.

В рамках промежуточной аттестации в 11 классе вчера вызвали на педсовет в школу в кабинет к директору. Перечислили задолженности по некоторым предметам, а потом стали пугать сдачей ЕГЭ и отчислением из школы. Потом провели голосование. У меня вопрос законно ли это и могут ли отчислять за несколько задолженностей из 11 класса СОШ? Итоговое сочинение сдано на "зачет", допуск к ЕГЭ получен. Спасибо.

Здравствуйте, подтягивайте ребёнка в чём вопрос? Ваш ребёнок не успевает, даже отличников родители подтягивают оформлением репетиторства, а что вам мешает это делать, со справкой хотите выпустить ребёнка из школы?. Удачи Вам и всего хорошего.

Здравствуйте. Если неуспеваемость налицо, то отчислить могут. Вас не пугают, а просто рассказывают возможное развитие событий. Если вас такая серьезная неуспеваемость, то как вы будете учиться в вузе? Может быть действительно проще забрать документы и поступить, скажем, в техникум. А затем после техникума уже в профильный вуз. Общие предметы уже не будут нужны, только профильные. Возможно, вашему ребенку это будет интереснее и он будет успешнее учиться.

Учитель/директор может поставить вместо не аттестации тройки, чтобы перейти в другую школу?

И учитель и директор могут сделать многое., в том числе и поставить тройки если очень нужно, так что можете с ними договориться индивидуально.

Я работаю учителем 30 лет. На медицинскую аттестацию директор школы с нас собрала по 500 рублей, аргументируя тем, что деньги в бюджет не были заложены. Законно ли это и как доказать незаконность?

Обратитесь с жалобой в Департамент образования. Все и выясните.

В каком случае директор школы может отказаться подписывать заявление на аттестацию? Куда можно обратиться чтобы решить этот вопрос? Или как можно миновать подпись директора?

Обращайтесь в департамент образования Администрации г. Красноярска.

Кто должен проводить аттестацию заместителя директора в школе на соответствие.

Добрый день! Управление образования города.

В должностной инструкции у заместителя директора школы прописано, что необходимо пройти аттестацию в течении 3 х месяцев, он ее еще не прошел, можно ли его перевести на должность исполняющего обязанности, пока он не пройдет аттестацию? Если можно, то как это правильно оформить?

Здравствуйте. Нет

Какова процедура аттестации заместителя директора школы на соответствие занимаемой должности? Где и кем она проводится?

там длительная процедура, надо издать приказ за два месяца, создать аттестационную комиссию и т. д. и т.п, будет интересно обращайтесь, звоните поясню.

Нужно ли проходить аттестацию по электробезопасность директору школы и его заместителям?

Здравствуйте! Да, нужно

В этом году отменена аттестация заместителей директоров школ в СПб, в результате потеряла высшую категорию, естественно не по своей вине, теперь получаю зарплату во много раз ниже, это правильно?

Здравствуйте! соответственно не законно.

Прошу уточнить следующее: Директора школы отстраняют от должности в связи с непрохождением аттестации (не добрала 3%), возможно ли это предотвратить. Родители все против.

пишите заявление на пересдачу.

Я была директором школы и преподавала географию. В этом году должна была пройти аттестацию как руководитель и как учитель, но взяла творческий отпуск. Отодвинуться ли сроки прохождения аттестации? Или мне нужно пройти аттестацию, находясь в творческом отпуске?

Нет, будут перенесены

Место директора школы вакантно. Учредитель назначил и.о. человека без аттестации, педобразования и педстажа. Законно ли это?

Не законно, вправе подать жалобу в отдел образования и прокуратуру.

Директор школы и завуч работают первый год. Имеют ли они право проводить аттестацию педагогических работников школы на соответствие занимаемой должности?

Да они могут только они должны собрать комиссию. Удачи Вам.:sm_bs:

Могу ли я остаться на должности зам. директора школы, если отказалась от аттестации?

В случае неявки аттестуемого, претендующего на должность заместителя директора образовательного учреждения, на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации он признается не соответствующим должности. Смотрите приказы и НПА по вашей школе, штатное расписание

На момент аттестации и принятия на должность зам. директора по безопасности спортивной школы сотрудник имел из образования только аттестат об окончании школы, последнее место работы согласно трудовой, официантка кафе 1 год и заведующая общежитием 5 лет, в аттестационном листе на момент аттестации указано образование Механико-технологический техникум. Но данного диплома не существует и по сей день. Законно ли данное лицо занимает должность заместителя директора при отсутствии высшего образования?

На должность заместителя директора школы по безопасности назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, опыт руководящей работы или стаж службы не менее 3-х лет в государственных силовых структурах, прошедшее дополнительное обучение по специальной программе «Безопасность образовательного учреждения».Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 должность “заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом” входит в Список должностей, работа в которых относится к педагогической деятельности и, следовательно, на него (заместителя директора) распространяются льготы, предоставляемые педагогическим работникам, а так же и соответствующие требования к образованию. Данное лицо не законно занимает эту должность, а так же нужно проверить достоверность диплома об образовании (Механико-технологический техникум), возможно здесь еще и будут признаки ч. 3 ст. 327 УК РФ .

Не полностью согласен с Сергеем Леонидовичем, поскольку названное им Постановление Правительства устнавливает право названных работников на досрочную трудовую пенсию по старости. Однако, названное лицо сомнительно занимает данную должность, поскольку у него: а) отсутствует педагогическое образование; б) квалификация не подверждена дипломом; в) отсутствуют данные о наличии или отсутствии у него судимости. Рекомендую обратиться в рйонную прокуратуру с просьбой проверить законность нахождения данного лица на должности заместителя директора.

Здравствуйте Инна, нет данный сотрудник, незаконно занимает должность заместителя директора, Вы можете обратиться в прокуратуру, чтоб они провели проверку, на каком основании он там работает.

Как снять с должности заместителя директора школы, если он не прошел аттестацию (ушел на больничный), не выполняет должностные обязанности (не проверяет журналы), но организует выезды на соревнования и спортивные победы учащихся, в результате чего находит родителей, которые пишут жалобы в вышестоящие органы на директора и коллектив, обвиняя их в репрессиях по отношению к этому творческому человеку?

ТОЛЬКО В СООТВЕТСТВИИ С ТРУДОВЫМ КОДЕКСОМ РФ

Тенденции к повышению стандартов педагогической квалификации и тщательная проверка уровня подготовки кадров – современные требования и реалии ближайшего будущего. Чем хороша нынешняя система аттестации и нужно ли её менять?

«ВО» обратились с этим вопросом к Андрею Милехину, проректору ФГБОУ ВО МГППУ по внеучебной и социальной работе, и Екатерине Морозовой, председателю региональной общественной организации «Единая независимая ассоциация педагогов», преподавателю английского языка.

Андрей Милехин, проректор ФГБОУ ВО МГППУ по внеучебной и социальной работе :

– В 2016 году по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации президент дал поручение «обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций».

Аттестационный механизм

– Наш университет исследовал состояние аттестационных механизмов в 85 субъектах нашей страны, в ближнем зарубежье и в западных странах.

В нашей стране – 85 субъектов и 85 подходов.

Эти подходы не противоречат друг другу, но разъединены, поэтому единого понимания образцов лучшей педагогической практики нет. Это фактор риска для формирования единого образовательного пространства в России.

По итогам прохождения аттестации в одном субъекте можно набрать 10 баллов, а в другом – 600.

В ряде региональных подходов ключевым элементом действующей модели аттестации выступает оценка образовательных результатов учащихся. Это, безусловно, один из главных результатов деятельности учителя.

Но такая оценка не определяет вклада именно аттестуемого учителя в эти результаты, а главное – не определяет уровни владения профессиональными компетенциями педагога, его дефициты, перспективы развития и роста.

Основание для формирования единого подхода к оценке профессиональных компетенций учителя и построению новой системы аттестации – профессиональный стандарт педагога.

Апробация новой модели

– Новая модель аттестации подразумевает введение такого понятия, как единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ) по предметной, методической, психолого-педагогической и коммуникативной компетенциям.

Прохождение учителем ЕФОМов позволит оценить сформированность и уровень владения профессиональными компетенциями.

В соответствии с «дорожной картой» формирования и введения национальной системы учительского роста (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июля 2017 года № 703) недавно был объявлен конкурс на разработку первого набора ЕФОМов по предметным и методическим компетенциям.

В «дорожной карте» указаны девять предметов, по которым должны быть разработаны и апробированы ЕФОМы. Наш университет принял участие и организовал работу по формированию ЕФОМов по психолого-педагогической и коммуникативной компетенциям.

Структура и содержание ЕФОМ по всем компетенциям, в соответствии с «дорожной картой», формируются на основе профессионального стандарта педагога (воспитатель, учитель) и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Апробация модели начала проходить в мае этого года, и первый этап окончился 22 июня. Это была добровольная апробация. В качестве экспертов были приглашены сами учителя.

Итоги апробации новой модели аттестации на основе использования ЕФОМов будут представлены на общественно-профессиональное обсуждение осенью 2018 года, а на 2020 год запланирована итоговая апробация новой модели аттестации.

Какие инструменты были апробированы для оценки компетенций? Это анализ образца профессиональной деятельности. Сам по себе диплом на вопросы о том, как учитель владеет навыками преподавания детям, не отвечает.

Структура образца профессиональной деятельности проста – в свободной форме план-конспект или сценарий урока, который, по замыслу аттестуемого учителя, отражает сформированность, например, психолого-педагогической компетенции, касающейся формирования универсальных учебных действий (УУД) или индивидуализации.

Для аттестации нужно приложить видеофайл, снятый камерой, установленной в конце класса, которая не снимает лица, и это видеосъемка без монтажа. Плюс несколько примеров анонимных работ учащихся и рефлексивный самоотчет учителя.

Задача независимого эксперта – оценить сформированность психолого-педагогической или коммуникативной компетенции.

Новое в аттестации

1. На выбор: урок или кейс

– В будущей аттестации появится второй инструмент - решение кейса, или педагогической ситуации. Она обозначена в текстовом виде с обозначением педагогической проблемы. Также представлены возможные варианты разрешения этой ситуации, требующие представления соответствующего обоснования. Здесь оценивается профессиональное мышление.

Учитель имеет право выбора, какую составляющую каждой из двух компетенций (психолого-педагогической и коммуникативной) в какой форме он выразит: урок или решение кейса.

Урок – феномен многогранный.

Урок может быть смоделирован так, чтобы обе компетенции в нем были отражены – психолого-педагогическая и коммуникативная.

В таком случае один и тот же урок может быть представлен как отражение и той и другой компетенции, но с разным акцентом, указанном в прилагаемых файлах-описаниях.

2. Три уровня аттестации

3. Профессиональный экзамен

– В новой модели появляется еще один, предварительный, уровень, первая «ступень учительского роста» – профессиональный экзамен, или «вход в профессию», первичная аттестация.

Профессиональный экзамен можно сдать по желанию студента в период окончания педагогического вуза.

Это позволит даже в ситуации успешной сдачи увидеть те профессиональные дефициты, над которыми нужно работать.

Эта независимая процедура подразумевается для тех, кто не оканчивал педагогических учебных заведений, или для учителей, имеющих большой перерыв в педагогической практике.

4. Учет образовательных результатов

– Для уже практикующих учителей в рамках аттестации крайне важно учитывать образовательные результаты учащихся.

5. Сведения из справки работодателя

– Наряду с образовательными результатами планируется учитывать сведения из справки работодателя – объективной информации, которая собирается руководителем образовательной организации по нескольким направлениям, начиная от социально-демографической характеристики школы и класса до предоставления информации о материально-технических условиях, в которых учитель находится.

Задача этой справки – контекстуализировать условия, в которых осуществляется профессиональная деятельность педагога.

Например, выяснить – это выдающаяся гимназия или сельская школа.

6. Учет мнений выпускников

– Пристальное внимание вызывает учет мнения выпускников. Предварительная апробация показала дисбаланс мнений в этом пункте. Не каждый учитель выпускает: физкультура, технология, начальные классы, музыка – эти учителя не являются классными руководителями, ведут уроки у класса не весь период обучения, и отзывы выпускников о них собрать очень сложно.

Учет мнений выпускников собирают спустя четыре года после окончания школы.

Учитель может переехать из одного региона в другой, а его ученики остались в прежнем регионе. В настоящее время мы видим, что учет мнения выпускников – это не всегда объективно, поскольку сколько людей, столько и мнений, а выпускники – еще не совсем взрослые люди и могут сказать что-то от старой обиды, незаслуженно дать педагогу не самую лестную характеристику из-за двойки в пятом классе. Сам сбор вызывает сложности, не каждый учитель может себе позволить разыскать таких учеников.

Важно профессионально отнестись к первым итогам апробации модели аттестации, принять к сведению все экспертные мнения и продолжать дальнейшую доработку новой модели аттестации учителей.



Екатерина Морозова, председатель региональной общественной организации «Единая независимая ассоциация педагогов», преподаватель английского языка

Сейчас проверка нацелена на результат – учителя и ученика

– Имеющаяся система аттестации себя отлично показала. Являясь не первый год членом городской аттестационной комиссии, могу сказать, что учителя проходят проверку совершенно безболезненно, в два клика.

Глагол «проходят» - самый подходящий, поскольку они на ней не зациклены. Их результаты заложены в электронных ресурсах – сейчас это московская электронная школа. Учитель пишет заявление, потом все данные загружаются из электронных источников, и он просто нажимает кнопку «отправить».

В прошлом году аттестационная комиссия приняла решение, по которому некоторые учителя получают аттестацию автоматически. Это те учителя, у которых ученики на ЕГЭ получили за три экзамена по 80 и более баллов.

Такая система нацелена на результат.

Новая аттестация мешает преподаванию?

– Новая система отрывает учителя от учебного процесса, поскольку он обязан к ней готовиться - создать видеоурок: красиво подготовить, снять и отправить неизвестным экспертам.Кто эти люди? Мы их не знаем.

Зачем собирать отзывы учеников, окончивших четыре года назад школу? Такие поиски и просьбы комментариев унижают учителя.

Квалификационные экзамены – тоже не очень понятный пункт. Есть ЕГЭ, который педагог по своему желанию может сдать, чтобы проверить, имеет ли он право готовить своих учеников к сдаче ЕГЭ.

Учителя возмущены.

Нынешняя аттестация направлена на комфортные условия для учителя: не заставляет никуда ехать, не нужно снимать «спектакль» (тот самый видеоурок)...

Мы находимся в тесном контакте с учителями тех школ, которые входят с нами в комплексное учебное заведение – нам хватает обмена опытом. Зачем нам его транслировать незнакомым людям? Дети перед камерой, очевидно, будут стесняться – это лишняя головная боль для всех.

Новая система затратнее электронной

– С этой новой моделью мы только вернемся к старому – когда учителя стояли на улице в очередях с огромными папками с доказательством своей работы.

Учитывая, что Москва – огромный город, тратить минимум три часа на поездку в комиссию – это потеря времени. Тогда как сейчас, чтобы пройти аттестацию, ему даже не нужно вставать с рабочего места.

Может быть, должны быть общие подходы к аттестации. Возможно, в регионах это имеет смысл, но в Москве - точно нет.

Система становится субъективной, потому что каждый эксперт – это отдельный человек. Сейчас мы не привлекаем третьих лиц. Есть база с результатами ученика, учителя и аттестационная комиссия, которая просматривает и собирает эти показатели по каждому пункту.

Нельзя отрицать и финансовый момент.

Экспертам нужно будет платить деньги за то, чтобы они тратили свое время на чтение и просмотр аттестационных работ.