Небольшой фруктовый сад произведение. Мал мала меньше. Секреты создания плодового сада на небольшом участке. Стоит ли этим заниматься

Сделать большое доброе дело для людей, да не крича об этом на каждом шагу, а так, между прочим, — это одно, а делать себе громкое имя под видом добрых дел — это совсем другое. Путь к добрым делам подсказывает сердце, а не желание прославиться. Люди и так заметят того, кто умеет творить добро.

«Фруктовое дерево»

Он решил разводить большие фруктовые сады, так как в теплом климате, где он жил, народ в больших количествах употреблял фрукты; и он мог таким образом сделаться благодетелем для людей, а имя его стало бы знаменитым у потомков . Быть может, более всего он и добивался этого последнего, хотя сам не хотел в этом сознаться даже самому себе.

Но шло время, а жаждущий славы человек, как это ни казалось ему странным, не имел никакого успеха в своих добрых намерениях. То червячки поедали все листы и цветы с его деревьев, то страшные бури ломали ветки. Так шел год за годом, пока ему не надоела не приносящая плодов работа.

С годами ему на душе становилось все тяжелее. Человеку казалось, что он не совершил на свете ничего такого, что могло бы иметь значение для потомков. И на старости лет он уже больше стал думать о реальной пользе дела, чем о похвалах, которые его деяния могли бы ему доставить.

Чтобы развеяться, он как-то раз решил посетить свои родные места, там где он играл, учился, жил. В его бывшем родном доме жили теперь чужие люди, которых он не знал.

Когда он, после долгого путешествия добрался до родного дома, то нашел это место мало изменившимся. Единственная разница заключалась в том, что перед домом стояло роскошное высокое фруктовое дерево, которое, насколько он помнил, раньше там не росло. Ветви его были усыпаны вкуснейшими плодами, которыми хлебосольные хозяева его угостили, когда он, уставший и голодный, расположился на отдых в прохладной тени фруктового дерева.

— Какое прекрасное фруктовое дерево вы посадили, — воскликнул он, вздыхая при мысли о своих несбывшихся надеждах. — Благодаря этому вы сделались благодетелями для своих ближних и потомков.

— Не мы его посадили, — ответили хозяева дома, — оно уже росло здесь, когда мы переехали сюда, но мы ежедневно вспоминаем посадившего его. Страстно желая узнать его имя, мы отправились к одному из здешних старожилов, который с детства жил в этом краю.

По просьбе старика они назвали имя человека, посадившего дерево.

Старик встрепенулся, — это было его собственное имя!

— Это ошибка, — сказал он, запинаясь. — Имя точно мое, но в детстве я никогда не сажал здесь никакого дерева.

— Однако, это сделал ты, — ответили они, обрадованные тем, что их гость и есть тот самый человек. — Старожил нам все рассказал. Как то раз, когда ты был маленьким мальчиком, тебе дали большой и вкусный плод, какие теперь растут на этом дереве. Ты очень обрадовался и, собираясь его съесть, увидел нищего мальчика, который стоял в дверях дома и бросал жадные взгляды на плод, который ты держал в руке. Тогда ты, взяв ножик, разрезал плод пополам и протянул половину бедному мальчику.

Маленькое семечко, упав тогда на землю, взошло и пустило корень. Когда ты покинул край, бедный мальчик, из благодарности к тебе, ухаживал за растением, пока оно не превратилось в это роскошное дерево, которое ты видишь теперь перед собою. Мальчик этот был никто другой, как тот человек, что рассказал нам историю дерева.

Тогда старик, склонив голову, скрестил руки и слезы радости и благодарности полились из его глаз. Мечты его юности исполнились, хоть и иначе, чем он предполагал.

— Моя жизнь, значит, все же не пропала даром, — сказал он, — и теперь мне понятно, почему то, что мною было посажено в гордыне, не взошло. Ведь семена, которое мы сеем, сами того не ведая, со временем приносят самые богатые плоды.

В наше время всё большее количество людей прибегают к выращиванию овощных культур в и на дачных наделах.

Ведь только в том случае, если мы получили урожаи со своих грядок, мы можем не сомневаться в качестве взращенной зелени, корнеплодных и овощных культур.

Да и себестоимость покупных овощей достаточно высока, в особенности в зимний период.

Планировка плодового сада начинается с подготовительной работы.

Чтобы всей растительности было произрастать комфортно, требуется учитывать, что для нее подходят самые удачные места по ее предпочтениям к почве и освещению. Затем нужно подробно проанализировать весь участок, это поможет рационально разместить объекты ландшафтной стилистики, к ней относятся как завершенные возведения и посадки, так и грядущие.


Рисуя в своем представлении картинку своего грядущего участка, нужно создать черновой проект и не упустить ни одной тонкости. Рекомендуется сразу же вымерить габариты участка, который распланирован под плодовую растительность, прикидывая на одно дерево 4 м. кв. площадки, и это минимально.

Выбирать для сада удачнее равнинную либо немного пологую местность. Следует подобрать место для огорода, находящуюся с юга, а при отсутствии такой возможности, нужно выбрать иное, главное солнечное и не особо затененное. Требуется произвести анализ земли, для деревьев в комфортны плодородные почвы с нормальной кислотностью (чернозем либо супесь).

Еще следует учесть глубину расположения грунтовых вод, ведь это может отрицательно отразиться на корневой системе растительности. Можно наметить список из наименований культур, которые хотелось бы вырастить во дворе, изучить подробно условия их произрастания, чтобы выяснить уживутся ли они. Распланировать число гряд, продумать, понадобиться ли чья-то помощь либо выполнимо справиться с высадками самостоятельно.

Распределение садовых высадок на раздельные зоны


На чистом листке своего дневника огородника нужно схематично нанести предположение сада. Оно может быть переднее, боковое либо заднее относительно дома, только деревья и кустарники должны произрастать с северной стороны на южную для более удачной освещенности и подразумевать три части.

Расположение зон должно идти одно за другим либо разбиваться на три разделенные территории, которые будут располагаться с разных концов общей площадки участка:

  • Первое. Совместимость плодовых деревьев и кустарников в данной вариации зонирования. В первой зоне закладываем огород, растительность его не будет затенять представителей второй части, а по утрам будет наделена своей долей солнца.
  • В следующей зоне, удачнее разместить ягодники, высота их не превышает 1,5 метров. Тень, исходимая от кустов с утра не станет помехой для растительности третьей части.
  • В части третьего порядка высаживаем фруктовый . От предыдущей он должен находиться в промежутке около 3 м., чтобы не создавалась угроза их затенения.

В дневнике можно зафиксировать наименования и основной характер плодовой и ягодной растительности, а на схематичном плане указать цифрами их нахождение на огороде.

Планировка ягодников

Разбивая ягодник на участке схематично следует учесть характеристику растительности. Черная смородина нормально произрастает в окружении остальной растительности, а облепиха и калина, не уживаются с соседями, следовательно, их усаживают отдельно. Облепиховые кусты прекрасно могут заменить зеленый забор, а калина, боярышник станут украшением ландшафта в уголке для досуга.


Кто-то из садоводов предпочитает размещать ягодники по периметру участка. В таком виде, часть территории освобождается под иные культуры либо для зон досуга, спортивных занятий и пр. Данная планировка подойдет, если земля не огорожена зеленой оградой либо сами кусты с ягодами будут ограждать участок своим нахождением.

Загущенность посадок ягодника особо важна. Ведь она выступает регулятором естественного происхождения для оптимального развития растительности, ее крепости к недугам и формированию урожая:

  • Малинник в усаживают в плотные ряды, с промежутками в полметра друг от друга и с промежутками в метр-полтора в рядках. Малиновая растительность, разрастаясь, заполняет собой междурядья, прежние междурядья высвобождаются от поросли и служат не постоянными тропками. Производят перемену мест культур, за счет обрезки поросли, возвращая, спустя три года на прежний участок произрастания.
  • Йошта и черная смородина высаживаются с промежутками не менее полутора метров, а красная с метровыми промежутками. Крупная кустовая растительность станет притенять друг друга, колючки некоторых сортовых видов крыжовника совершенно преградят доступ к плодам.

В случае применения жимолости и ирги, как зеленого забора, кусты усаживают с промежутками в метр-полтора, бывает и еще гуще, а в ягоднике с промежутками до 2 метров.

Особо важна численность той либо иной ягодной растительности. Хорошо загодя обдумать и схематично распланировать численность каждого вида и сортового типа так, чтобы создалась возможность радовать семейство и свежими урожаями ягод в летний период и, чтобы на зимнее хранение закрыть баночки ароматного варенья.


Грамотно запланированный ягодный участок нормально произрастает и приносит плоды около 11 лет, а в дальнейшем его постепенно следует омолаживать либо растения переносить на другую территорию. Обрезка плодовых деревьев и формирование кроны является также важным мероприятием. Для этого нужно знать особенности сортовых видов плодовых деревьев.

Разбиваем фруктовый сад

На очередную страничку дневника наносим схему с размещениями плодовой культурной растительности, выделив на каждый экземпляр условно по 4 м.кв. от общего участка. Не нужно загущать высадки. Растения разрастутся и станут помехой друг другу.

Посадочные ямы пусть будут располагаться в ряду с промежутками в четыре метра. Обращаем внимание на типы культурной растительности. В настоящее время большое количество хозяйств переходит на форматы яблонь и груш в виде колонн – основополагающих садовой культурной растительности в приусадебном хозяйстве.


По габаритам эти виды более мелкие, а урожаи выдают равные высокой культурной растительности. За этими типами и уход проще, они стойки к недугам, наиболее стойки в морозы. В должны произрастать ранние, средние и поздние сортовые виды, чтобы иметь возможность наслаждаться весь сезон свежими лакомствами и чтобы можно было еще на зиму переработать и запасти выращенные плоды.

Из садовой культурной растительности вполне хватает двух черешен (ранняя и поздняя). Вместо среднего ее сортового вида удачнее высадить две вишни.

Они выдают урожаи следом за ранней черешней. Пусть будет одна айва (позднее на ней можно будет привить иной вид либо другие сортовые типы), две-три сливы, в их же числе марабель. Достаточно пары абрикосов, которые являются морозоустойчивыми сортовыми видами. Три яблони, их в будущем посредством прививки можно будет превратить в 6 либо 8 сортовых видов разного срока вызревания. Необходимо сохранить место для новых представителей растительности.

Чтобы сад радовал обилием урожаев долгий период и не хворал, надо использовать районированные сортовые виды. Они более стойки к недугам, вредоносным насекомым, переменам погодных условий, период плодоношения более долгий.

Познакомиться с сортовыми видами и подвидами для региона и их характерами можно в специальной литературе. Приобретая саженцы, следует обращаться к специалистам. Сад, который заполнили некачественной растительностью, прибавит работ и хлопот, а качеством и количеством плодов не порадует.

Как соорудить красивые гряды и грамотно разместить их на своем огороде

Форматы

Они могут быть всевозможные, ограничить их величину могут только габариты участка. Гряды можно соорудить прямыми либо различной геометрии, либо фигурными. Можно предусмотреть ограждение, а можно обойтись без него, по высоте они могут быть низкие либо высокие.


Высокие гряды сейчас более востребованы. Из них наиболее удачны те, которые достигают высоты в 40 см. Основания:

  • Такие гряды тёплые. На нижнюю прослойку материалов, которые стремительно компостируются (ветки, ветош, бумага, картон) укладывают прослойку материалов, они компостируются более медлительно (листва, сорная трава, бумажные отходы). Затем следует пролить водой, и закрыть почвой. В процессе гниения, гряда станет выделять тепло, и урожаи будут созревать активнее.
  • Солнечные лучи прогреют грунт активнее. Но и орошение требуется производить чаще.
  • При желании обезопасить свой грядущий урожай от кротов и мышей, следует разместить под нижнюю прослойку штукатурную сетку.
  • Такие гряды не требуется копать. Ведь их не копают, а изготавливают.
  • Предоставляется возможность собирать урожаи дважды за сезон. Можно также перед высадкой основной культуры успеть взрастить, например, салат.

Размерность

По обыкновению, гряды в ширь от полуметра до метра. Данные габариты удачны при обработке, ведь упрощается уход. А длину можно не ограничивать. По методике Митлайдера предлагается сооружать совершенно узкие гряды в 45 см., а проходы, наоборот, более широкие в 90 см., длинна гряд при этом не должна превышать 9 метров. Огородники, применяющие данную методику, говорят о ней положительно.

Растительность отлично проветривается. При ее разрастании, доступность к ней сохраняется особенно комфортной, а основное – получает энергии солнца в большем количестве, и даже в пасмурный летний сезон плоды отменно вызревают. Урожаи в данной вариации возрастают.

В гряды, устроенные данным видом, можно высаживать разнообразные культуры: помидорную, огуречную, перечную и др.

Расположение

По обыкновению гряды устроены с южной стороны в северном направлении. Это предоставляет возможность всей растительности равномерно прогреться. А в утреннее и вечернее время, когда солнечные лучи освещают гряды с боковин, они не особо притеняют друг друга. Бывает, что участок наделен уклоном. Как грамотно располагать гряды в таком варианте?

Удачнее их разместить поперёк склона, тогда влага станет равномерно распределяться. Бывает, что участок совершенно неровный, в том случае гряды советуют размещать на склоне с южной стороны, а садовую растительность с северного направления.

Планировка

Для ее грамотности нужно учитывать:

  • Урожайность того либо иного сортового вида овощей на метр квадратный. Ведь тогда предоставиться возможность высчитать нужную площадку под высадку для каждого вида.
  • Совместимость растительности. Без нее не получится качественно исполнить план.
  • При слишком уклонистом участке, необходимо соорудить террасы, и разместить на них ящики-гряды.
  • Планировать высадки культур так, чтобы более высокая растительность находилась с северной стороны участка. Так более низкие виды не будут произрастать в затенении.

Распространенные оплошности начинающего садовода:

  • Через чур загущенные посадки: нужно в свое время обязательно обеспечить всходы прореживанием, ведь если растительность в тесноте, это не благостно отразится на ее росте, урожаях и стойкости к вредоносным насекомым и недугам. Промежутки в междурядьях и растительностью в ряду (схемы высадок) предусмотрены для каждой из культур отдельные.
  • Отсутствие работ по ликвидации от сорной растительности вовремя приведет к спаду урожая и его качества. Т. к. сорная трава, и так стойкая и активно растущая, лишает значительной доли питательных составляющих культуры.
  • Гряды с овощами в затенении: отрицательно сказывается на качестве растительности, некоторые культуры скапливают нитратосодержащие компоненты, произрастая в затенении. Свет на грядах в огороде пусть присутствует не менее 6 часов ежедневно. В особенности растительность использует свет послеобеденный. Значит, удачно, если в это время они не окажутся в затенении.
  • Передозировка подкормок: овощная растительность перекормленная гораздо больше подвержена недугам. Чрезмерное кормление азотистыми добавками ведет к жированию культуры, в результате страдает плодоношение и накапливаются в овощах нитраты. Непременно нужно строгое соблюдение сроков и норм добавления подкормок, учитывая предпочтения культуры.
  • Сев семян в чрезмерно ранние сроки: сев семян в не прогретый грунт губит всхожесть. Каждой растительности – свои периоды, это относится и к высадке. Если весенний период выдался прохладный и влажный, удачнее перенести сев на неделю и ожидать дружные всходы чуть позднее.
  • Неграмотный подбор овощных представителей: любящие тепло, капризные овощи (

Жадность вовсе не порок,
А скорее наказание,
Для кого-то жизненный урок,
А кому-то - вечно притязание...

Давным-давно мало кто выращивал фруктовые деревья. Такую роскошь могли себе позволить лишь богатые люди, так как за каждое такое деревце необходимо было платить налог.
Люди победнее сажали простые деревья, такие как акация, ясень или клён. И в жаркие дни могли лишь наслаждаться прохладой их тени.
Большую часть фруктов продавали, но даже того, что оставалось было достаточно. Дети из таких семей всегда кушали вдоволь яблоки, груши, вишню и даже виноград. Но ведь больше бедных людей, которые не всегда могли себе позволить купить фрукты, а уж тем более выращивать их.
На окраине деревни, у самой реки жил старичок по имени Матвей. Несомненно, он был очень добрый и отзывчивый человек, но только где-то в глубине души. У дедушки Матвея был большой фруктовый сад. Каждый год он собирал так много урожая. что потом ещё очень долго его продавал. Себе дедушка почти ничего не оставлял, ведь он жил один, а много ли старику нужно? Конечно у него были дети, внуки, но они совсем не навещали своего дедушку. И вовсе не потому что они его не любили, нет, напротив, они его очень любили, но дедушка был очень жадный и злой, он никого и близко не подпускал к своему дому и уж тем более к саду. Но родные вовсе не держали обид и всегда в день рожденья дедушки оставляли ему подарок у самого порога. Вот только старичок добрее не становился. Он завел себе большую собаку и назвал её Лайма. Своими размерами она вселяла страх в прохожих, хоть и сидела на цепи. Все соседские дети её очень боялись, как впрочем и самого дедушку Матвея.
Был жаркий летний день, солнышко поднималось всё выше и выше, забирая жару с собой. Раскалённый воздух постепенно остывал и люди стали выбираться на улицу.
На небольшой лужайке, неподалёку от реки играли в футбол Ваня и Егор. На летних каникулах они всегда с утра и до самого вечера пропадали на своей любимой лужайке. Но Егор не расчищал удар и мяч угодил прямо в сад к дедушке Матвею. Но забрать его было не так уж и просто. Сад был огорожен забором, а попросить старичка они боялись.
Дождавшись темноты мальчики всё же перелезли через забор и ещё долго бродили по саду в поисках мяча. Всё осмотрели, но ничего так и не нашли. Мальчики очень расстроились, но было поздно и пора возвращаться домой. Вот только Егор с Ваней так проголодались, что решили ещё немного здесь задержаться. Они нарвали яблок и устроились поудобнее под веткой.
Это были чудные минуты. Не думая об усталости и о потерянном мяче, мальчики за обе щеки стали уплетать яблоки. Они были настолько ароматными и сладкими, что и вовсе не хотелось покидать этот сад.
Насытившись Егор сказал:
- Слушай, Вань, а давай завтра снова сюда придем?!
-Давай, но это ж снова темноты придется ждать?
Егор тяжело вздохнул:
- Придется, но это стоит того!
- Ты прав. Я никогда раньше таких вкусных яблок не ел.
- Я тоже...
- Егор, а мы же про мяч совсем забыли. Где нам его теперь искать?
- Да лежит он где-нибудь под кустом. Нам его всё равно сейчас не найти. Пойдем домой, уже поздно, а мяч поищем завтра.
- Пойдем.
Мальчики с небольшим усердием преодолели забор и отправились домой.
Жили они не далеко от дедушки Матвея, так что идти пришлось совсем не долго.
На утро мальчики сразу же побежали к фруктовому саду. Они ходили вдоль забора, пытаясь разглядеть, не видно ли их мяча. Но стоило подойти слишком близко к забору, как Лайма тут же начинала лаять. Вот только в саду её не было видно, вероятно, она сидела во дворе и слышала, что кто-то приближается. Услышав лай собаки мальчики убежали. Они спрятались за большим дубом на своей любимой лужайке.
В этот момент из дома вышел дедушка Матвей. Он подозрительно осмотрел всё вокруг, видимо, решил, что кто-то пытается пробраться к нему в сад. Убедившись, что никого нет, зашел обратно.
Мальчики стали ждать, когда же дедушка выйдет из дома, оставив сад без присмотра.
Так прошел час другой, наконец-то старичок вышел и направился в сторону магазина.
Ваня говорит Егору:
- Ну что, самое время действовать. Давай скорее залезем в сад и отыщем наш мяч.
- побежали!
Егор и Ваня ринулись к забору, но Лайма снова стала лаять. Дедушка услышав это, немного прихрамывая побежал к дому. Мальчики сразу поняли, что это за старичок бежит и бегом прятаться.
Запыхавшись старичок медленно обошел свой двор, сад, но не увидев ничего подозрительного даже огорчился. Бежал, думал грабят, а тут и ни намека на ограбление, следов чужих и то нет. Пожав плечами он сказал:
- Может мне показалось и Лайма вовсе не лаяла? Ой, что-то я совсем старый стал, уж больно мнительный. Надо бы мне отдохнуть...А ты чего смотришь?! - обращаясь к собаке, - Лайма, а может это ты нарочно надомной подшучиваешь? Тебе ж, наверное, скучно тут одной сидеть?
Собака виновато опустила мордочку, прикрывая нос лапой и тихонько заскулила.
- Эх, ты...- пробормотал старик и зашел в дом.
Егор с Ваней поняли, что в скором времени дедушка не выйдет из дома. И чтобы зря время не терять отправились домой. вечером их вновь ждал поход сад...
Стало смеркаться. Солнышко скрылось за горизонтом и постепенно деревня погрузилась в сумрак. Самое время идти на охоту, охоту за мячом. И мальчики тихонько побрели к саду.
Вечером Лайма вела себя тихо, она почему-то не лаяла, видимо за день уставала, а в самое время, когда нужно сторожить двор, спала. Возможно, так будет и в этот вечер.
Мальчики перелезли через забор с особой легкостью, всё таки не в первый раз и стали с особым усердием искать мяч. Неожиданно Ваня споткнулся. Он наклонился, чтобы посмотреть и к его удивлению, это был мяч, тот самый, что они так долго ищут. Ваня взял его и радостно сказал:
- Егор, смотри, я нашел его!
- Здорово!
- Ну да, здорово, чтобы мы без меня делали, даже не знаю...
- Хвастунишка, пойдем скорее отсюда.
- Ты что, а как же награда? Сам Бог наш мяч сюда направил, а мы вот так просто уйдем, не хорошо. Давай хоть что-нибудь, хоть пару груш возьмём и сразу домой.
- А почему именно груши?
- Как же, мы в прошлый раз яблоки ели, а теперь и груши можно попробовать...
- А давай!
Мальчики сорвали себе по груше и только успели надкусить, как из-за кустов послышались шаги. Это была Лайма. До забора бежать далеко и Егор с Ваней залезли на дерево. Видимо, дедушка Матвей решил подстраховаться и отпустил собаку на ночь в сад, пусть охраняет. Уж очень боялся он потерять своё добро.
Лайма неторопливо подошла к дереву, обнюхала его, немного порычала, сделав грозный вид и улеглась под этим самым деревом.
Ребята хотели слезть, но Лайма каждый раз пресекала их попытки. Так они и провели всю ночь на дереве.
На утро дедушка Матвей отправился в сад посмотреть, всё ли там в порядке. Когда он вошел, то увидел интересную картину: на дереве сидят два мальчика, обхватив сучья руками и ногами спят. А внизу его собака Лайма, гордо растянулась и храпит, рядышком на траве лежит футбольный мяч...
- Вы кто такие? - спросил старичок.
Мальчики тут же проснулись.
- Я Егор, а это - мой брат Ваня.
- И что же вы забыли в моём саду?
- Наш мяч, - ответил Ваня,- вот он, мальчик указал на мяч лежащий под деревом, - мы играли в футбол, а он залетел к Вам в сад. Мы побоялись просить Вас о помощи и решили сами его достать. А тут ваша собака...
- А это тогда что? - дедушка указал на надкусанные груши, - это тоже случайно сюда попало?
- Нет, извините, мы больше так не будем...- виновато произнес Ваня.
- Хорошо, на первый раз я вас прощаю, но наказания вам все равно не избежать.
- Как скажете.- еле слышно произнесли мальчики.
- Вот и славно. Мне нужно собирать урожай, а сил то уж и нет. Поможете мне, я вас прощу, да в придачу фруктов дам. Ну что, по рукам?
- По рукам! - дружно ответили ребята.
За пару дней они собрали весь урожай и теперь ещё долго не захотят фрукты. Дедушка Матвей был очень доволен проделанной работой и отблагодарил мальчиков как и обещал.
Ребята теперь ничего не брали без спроса и всегда старались помочь старикам. Они поняли, насколько тяжело пожилому человеку жить одному, когда не ждешь ни от кого помощи, всегда надеешься только на свои силы, которые с каждым днем всё больше и больше угасают, оставляя лишь легкий оттенок прошедших дней. И ты понимаешь, что скоро придет твой час, твой последний час.
Матвей, тоже многое понял, он осознал, что главное в жизни богатство - это семья: дети, внуки, родные и близкие люди. И жить с ними в ссоре - это самая большая глупость. Ведь раньше, когда была жива его жена, всё было по-другому. Все вместе они жили большой и дружной семьей, и лишь роковая случайность все изменила. Его жена погибла от страшной болезни, тогда и для Матвея жизнь утратила всякий смысл, он оградил себя от общения с людьми. Но сейчас он вновь готов стать обычным человеком, добрым как и прежде. Дедушка Матвей отправил своим детям телеграмму с извинениями и просил их приехать. Сначала дети не поверили, но всё же приехали.
Они долго общались, ведь столько времени провели в разлуке и теперь хотелось обо всём друг другу рассказать. Правильно говорят: "С любимыми не расставайтесь". Это относится не только к влюбленным, но и ко всем людям, которые хоть немного, но дорожат друг другом.
Дети и внуки стали часто навещать Матвея и это было настоящее счастье, семейное счастье...
Прошло много лет и дедушки Матвея не стало... Однажды его дочь полезла на чердак и нашла там интересный сундучок, очень пыльный и весь обросший паутиной. В нем были деньги, да так много, что сразу не удалось сосчитать. Видимо, Дедушка продавал фрукты, а деньги складывал в этот самый сундучок, вот только почему не тратил? Не успел, не хотел или забыл? Теперь об этом никто не узнает.
Женщина решила оставить небольшую часть денег себе, а на остальные купила саженцы фруктовых деревьев и раздала всем жителям деревни в память об отце. Ведь в последние годы он был не таким как его все знали, он стал намного добрее.
Вскоре отменили налог на деревья и деревня зажила полноценной жизнью. В каждом дворе было деревце в память о дедушке Матвее.

Завораживает своим цветением весной, аромат заставляет наслаждаться каждой клеточкой тела. Летом фрукты приносят невероятное наслаждение и кажутся еще вкуснее, чем обычно. Экологически чистые продукты , выращенные в собственном саду, что может быть чудеснее. Распланировать, где что будет расти и радовать своими плодами, дело ответственное. Важно правильно подойти к делу, так как от того на сколько правильно Вы посадите деревья, будет зависеть их красота и здоровье, а также способность плодоносить.

Мало кто на своем участке выращивает только плодовые деревья, каждый хочет использовать землю как можно больше, и выращивать для себя, как можно больше полезных и вкусных овощных культур, поэтому планировка сада должна тесно быть связанной с планировкой грядок и клумб . Южная сторона благоприятна для овощей, поэтому грядку лучше расположить на юге. За овощными грядками высаживаются кустарники, смородина, крыжовник. Потом располагаются деревья.

Обязательным условием при высадке деревьев является площадь, на которой будет располагаться фруктовый сад , в зависимости от кроны деревьев нужно рассчитать расстояние между деревьями. Если дерево с раскидными ветками, то потребуется расстояние от 4 кв.м. Также для деревьев лучше расти на равнинной местности, лучше предостеречь деревья от мест, где скапливается вода и задерживается холодный воздух. Почва должна быть плодородная, а каменистая, глинистая и песчаная почвы не позволят хорошо расти деревьям. Важен также свет и тепло, в тени молодым деревьям достаточно тяжело прижиться, не стоит сажать деревья на открытых ветреных местах, так как ветер повреждает деревья, осушает почву и мешает хорошему опылению.

Сделайте небольшой палисадник перед домом. В этом палисаднике можно сделать клумбы, высадить малину, ягодные кустарники, декоративные деревья, вообще все, что душе и фантазии будет угодно. Груши и яблони хорошо растут на северо-востоке участка, там же можно устроить и ягодные кустарники, а также посадить деревья поменьше – вишни и сливы.

На участке под деревья нужно сделать разметку ям, где будут посажены деревья. Деревья могут вырасти очень большими, поэтому их нужно сажать на расстоянии друг от друга. Если посадить деревья плотно, они будут расти хуже и затенять участок, могут создавать плохие условия для садовых культур. Корневая система деревьев мощная, поэтому ей нужно много места для хорошего роста и здорового состояния.

Не стоит сажать деревья очень близко к забору, дерево может его сломать или повредить, а также может затенять участок соседей, что может привести к скандалу. У границ участка лучше высаживать небольшие кусты малины, ежевики или ягодные кустарники.

Ландшафтная планировка . Такая планировка заключается в высадке деревьев и других культу свободно, максимально приближено к природному расположению. Такой сад предполагает еще и декоративные культуры. Овощные грядки располагаются слева, а плодовые деревья в центре участка и группами справа.

При регулярной высадке все деревья и культуры высаживаются рядами на одинаковом расстоянии. Имеются также строгие геометрические фигуры в оформлении клумб и грядок.

Для нашего климата подходят такие плодовые деревья как груша и яблоня. Лучше высаживать сразу несколько сортов деревьев, разные сорта слив, алычи, вишни. Смородина, крыжовник, ежевика, малина тоже приживутся в любом саду. Если их располагать по периметру участка, получится еще и небольшая живая изгородь.

УЧИМ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ, СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ ПО КАРТИНАМ.

Пересказ рассказа "Богатый урожай" с использованием сюжетных картин.



1.Чтение рассказа.
Богатый урожай.
Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя - в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и винограда, а Костя - урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.

2. Беседа.
- О ком этот рассказ?
- Где любил работать Ваня? Как его можно назвать?
- Где любил работать Костя? Как его можно назвать?
- Что выращивал в саду Ваня?
- А что в огороде Костя?
- Кто мешал Ване? А кто Косте?
- Как можно назвать гусениц и галок?
- Кто помог Ване избавиться от гусениц?
- А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?
- Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета?
3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Лебеди" с использованием сюжетных картин.



1.Чтение рассказа.
Лебеди.
Дедушка перестал копать, наклонил голову вбок и к чему-то прислушался. Таня спросила шёпотом:
- Что там?
А дедушка ответил:
- Слышишь, лебеди трубят?
Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила:
- А что же, у лебедей труба есть?
Дедушка засмеялся и ответил:
- Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь?
Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далёкие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала:
- Вижу, вижу! Верёвочкой летят. Может, они где-нибудь сядут?
- Нет, они не сядут, - задумчиво сказал дедушка. - Они улетают в тёплые края.
А лебеди летели всё дальше.

2.Беседа.
- О ком этот рассказ?
- К чему прислушивался дедушка?
- Почему Таня заулыбалась на слова дедушки?
- Что значит "лебеди трубят"?
- Кого увидела в небе Таня?
- Чего очень хотелось Тане?
- А что ответил ей дедушка?
3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Как солнышко ботинок нашло" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Где гулял мальчик Коля?
- Чего было много вокруг дома?
- Почему Коля стоит в одном ботинке?
- Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка?
- Как вы думаете, он нашёл его?
- Кому рассказал Коля о своей потере?
- Кто стал искать ботинок после Коли?
- А после бабушки?
- Где Коля мог потерять ботинок?
- Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет?
- Нужно ли поступать так, как поступил Коля?
2.Составление рассказа по серии картин.
Как солнышко ботинок нашло.
Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге у него нет ботинка.
Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он домой и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.
После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок.

3.Пересказ рассказа.

Общая горка. Пересказ по картине.

1.Беседа по картине.
- Какое время года изображено на картине?
- По каким признакам вы догадались, что это зима?
- Где собрались дети?
- Подумайте, кто построил горку?
- А кто из детей только что пришёл на горку?
- Обратите внимание на мальчиков. Как вы думаете, из-за чего они поспорили?
- Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам?
- Как закончилась эта история?
- Дайте название картине.
2.Образец рассказа.
Общая горка.
Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал:
- Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил!
А Наташа улыбнулась и сказала:
- Катайся, Вова! Это горка общая.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Семейный ужин" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Как вы думаете, какое время суток нарисовано на картинках?
- Почему вы так думаете?
- Откуда вернулись домой Саша и Маша?
- А откуда пришли папа и мама?
- Как называется вечерний приём пищи в семье?
- Что стала делать мама? Зачем?
- Какую работу выполняет Саша?
- Что можно приготовить из картошки?
- А чем занята Аня?
- Что она будет делать?
- Кого вы не увидели в кухне за работой?
- Какую работу выполнял папа?
- Когда всё было готово, что сделала семья?
- Как можно закончить наш рассказ?
- Как вы думаете, чем займутся родители и дети после ужина?
- Как можно назвать наш рассказ?
2.Составление рассказа.
Семейный ужин.
Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. Саша и Наташа пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин.
Саша почистил картошку для картофельного пюре. Наташа помыла огурцы и помидоры для салата. Мама пошла в кухню, поставила чайник на плиту и стала заваривать чай. Папа взял пылесос и почистил ковёр.
Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Новый год на пороге" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Какой праздник приближается?
- Как вы можете это доказать?
- Чем заняты ребята?
- Назовите, какие ёлочные украшения у них получатся?
- Чем пользуются дети для изготовления ёлочных игрушек?
- Они работают с удовольствием или нет?
- Какие получились у них украшения?
- Куда они повесили свои игрушки?
- Как дети проводили праздник?
- Во что они были одеты?
- Какой сюрприз ждал их в конце праздника?
2.Составление рассказа.
Новый год на пороге.
Приближался любимый детский праздник - Новый год. А ёлка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на ёлку и предложила:
- Давайте украсим её не только шарами, но и сами сделаем игрушки!
Ребята согласились. Каждый из них вооружился ножницами, красками и цветной бумагой. Работали они с удовольствием. Вскоре яркие, красочные украшения были готовы. Ребята с гордостью повесили на ёлку свои работы. Ёлка сверкала и светилась.
Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к ёлке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну, и конечно же, к ребятам пришёл Дедушка Мороз с долгожданными подарками.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Как мы общаемся", составленного по отдельным сюжетным картинам.



img src=/font



1.Беседа.
- Как мы общаемся друг с другом, если находимся рядом?
- А если человека нет рядом, то что мы делаем?
- Что можно отнести к средствам связи?
- Что можно отправить по почте?
- Как раньше доставляли почту?
- Как работал телеграф?
- Сколько времени нужно сейчас, чтобы послать сообщение?
- Что для этого используют люди?
- А как почтовая связь доставляет нам письма и поздравительные открытки?
- Почему люди пишут друг другу письма и поздравительные открытки?
2.Составление рассказа.
Как мы общаемся?
Разговаривая, мы общаемся друг с другом. Но иногда близкий человек находится далеко. Тогда на помощь приходят телефон и почта. Набрав нужный номер телефона, мы услышим знакомый голос. А если нужно послать письмо или поздравительную открытку, то можно пойти на почту.
Раньше почту доставляли на лошадях. Затем появился телеграфный аппарат Морзе, и сообщения стали передавать по проводам с помощью электрического тока. Инженер Белл усовершенствовал аппарат Морзе и изобрёл телефон.
В наше время сообщения с текстом и картинками можно передать очень быстро. Для этого люди используют сотовый телефон и компьютер. Но и сейчас люди продолжают писать друг другу письма, посылать поздравительные открытки и телеграммы по почте. Почту доставляют на автомобилях, по железной дороге или по воздуху.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "В живом уголке".

1.Беседа.
- Кого вы видите на картине?
- Назовите растения, которые находятся в живом уголке.
- Нравится ли детям трудиться в живом уголке? Почему?
- Кто сегодня трудится в живом уголке?
- Чем заняты Катя и Оля?
- Какие листья у фикуса?
- Почему Даше нравится ухаживать за рыбками? Какие они?
- Что нужно делать, если в живом уголке живёт хомяк? Какой он?
- Какие птицы живут в живом уголке?
- Где находится клетка с попугаями? Какие попугаи?
- Как ребята выполняют свою работу?
- Почему им нравится ухаживать за животными и растениями?
2.Составление рассказа по картине.
В живом уголке.
В живом уголке много растений и животных. Детям нравится наблюдать и ухаживать за ними. Каждое утро, когда ребята приходят в детский сад, они идут в живой уголок.
Сегодня в живом уголке трудятся Катя, Оля, Даша, Ваня и Наталья Валерьевна. Катя и Оля ухаживают за фикусом: Катя вытирает влажной тряпочкой его большие блестящие листья, а Оля поливает растение. Даше нравятся рыбки: они очень яркие и с удовольствием едят корм, который она насыпает в аквариум. Ваня решил поухаживать за хомячком: он чистит его клетку, а затем будет менять воду. Наталья Валерьевна кормит пёстрых попугаев. Их клетка висит высоко и ребятам до неё не дотянуться. Все очень сосредоточены и стараются хорошо выполнить свою работу.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Заяц и морковка" по серии сюжетных картин.



1.Беседа по серии картин.
- Какое время года изображено на картинке?
- Что вы можете сказать о погоде?
- Какой стоит снеговик?
- Кто пробегал мимо снеговика?
- Что он заметил?
- Что решил сделать зайка?
- Почему ему не удалось достать морковку?
- Что он задумал потом?
- Помогла ли ему лестница добраться до морковки? Почему?
- Как изменилась погода по сравнению с первой картинкой?
- Что можно сказать о настроении зайчика на второй картинке?
- Что происходит со снеговиком?
- Как светит солнышко на третьей картинке?
- На что похож снеговик?
- Какое настроение у зайчика? Почему?
2.Составление рассказа.
Заяц и морковка.
Наступила весна. Но солнышко ещё редко выглядывало из-за туч. Снеговик, которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять.
Однажды мимо снеговика пробегал зайчик. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку.
Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он побежал в дом и принёс лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и сел возле снеговика.
Тут из-за туч выглянуло тёплое весеннее солнышко. Снеговик медленно начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с удовольствием её съел.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ сказки "Колосок" с использованием серии сюжетных картин.





1.Чтение сказки.
2.Беседа.
- О ком эта сказка?
- Чем занимались целый день мышата?
- Как можно назвать мышат, какие они? А петушок?
- Что нашёл петушок?
- Что предложили сделать мышата?
- Кто обмолотил колосок?
- Что предложили сделать мышата с зерном? Кто это сделал?
- Какую ещё работу выполнял петушок?
- А что в это время делали Круть и Верть?
- Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?
- Почему голос у мышат становился тише после каждого вопроса петушка?
- Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?
3.Пересказ сказки.

Составление рассказа "Откуда хлеб пришёл" по серии сюжетных картин.









1.Беседа.
- Какое время года изображено на первой картинке?
- Где работает трактор? Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
- Какую работу выполняет трактор?
- Как называется техника, которую вы видите на третьей картинке? Какую работу выполняет сеялка?
- Какую работу выполняет самолёт? Зачем нужно удобрять поле?
- Когда созревает пшеница?
- С помощью чего убирают урожай пшеницы? Как называется профессия человека, который работает на комбайне?
- Из чего пекут хлеб?
- А что нужно сделать с зёрнами пшеницы, чтобы получилась мука?
- Где пекут булки, батоны? Кто их печёт?
- Куда затем везут хлеб?
- Как нужно относиться к хлебу? Почему?
2.Составление рассказа.
Откуда хлеб пришёл.
Наступила весна. Растаял снег. Выехали в поле трактористы, чтобы вспахать и взрыхлить землю под будущий хлеб. Хлеборобы засыпали зерно в сеялки и стали рассеивать по полю. А затем в небо поднялся самолёт, чтобы удобрить пшеничное поле. Удобрение попадёт в землю, а пшеница будет расти и созревать. К концу лета пшеничное поле заколосится. Выйдут в поле комбайнеры. Поплывут по пшеничному полю комбайны, как по синему морю. Намолоченное зерно смелют в муку. В пекарне из неё испекут тёплый, душистый, вкусный хлеб и отвезут в магазин.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "Одни дома" с придумыванием начала рассказа.

1.Беседа.
- Кого вы видите на картинге?
- Какие игрушки вы видите на картине?
- Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
- Какое настроение у мамы? Чем она недовольна?
- Когда это могло случиться?
- Как вы думаете, куда ходила мама?
- Кто оставался дома один? Что дети обещали маме?
- Чем занималась Катя? А Вова?
- А чьи бусы рассыпаны на полу?
- Как вы думаете, мама разрешила брать бусы?
- А кто их взял?
- Почему бусы оказались разорванными?
- Что почувствовали дети, когда вернулась мама?
2.Составление рассказа.
Одни дома.
Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками.
Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать.
Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Граница Родины - на замке" по серии сюжетных картин.





1.Беседа.
- Кого вы видите на первой картинке?
- Куда они направляются?
- Что заметил пограничник?
- Кому он показал следы?
- К кому привели следы?
- Что в руках у нарушителя?
- Рассмотрите вторую картинку. Что вы можете сказать о Трезоре? Почему он такой злой?
- Что сделал нарушитель, когда Трезор напал на него?
- Как можно назвать пограничника и Трезора, какие они?
- Если все защитники будут такие, то какой будет наша Родина?
2.Составление рассказа.
Граница Родины - на замке.
Границу нашей Родины охраняют пограничники.Однажды в дозор вышли солдат Василий и его верный друг - пёс Трезор.Вдруг пограничник заметил свежие следы. Он показал их Трезору. Трезор тут же отправился по следам.
Вскоре пограничник и Трезор увидели нарушителя границы. Он был вооружён, а увидев пограничника и Трезора, направил на них пистолет. Трезор весь напрягся и напал на преступника. Он схватил нарушителя за руку, и тот от испуга уронил пистолет. Верные друзья арестовали нарушителя.
Пусть каждый знает, что граница нашей Родины - на замке.

3.Пересказ рассказа.