«Назначение и виды штукатурок. Глава I. Общие сведения о штукатурке Декоративное назначение

Декоративные штукатурки (от итал. s tucco ) были придуманы, чтобы имитировать самые красивые и дорогие природные материалы, использовавшиеся для отделки, - полудрагоценные камни и мрамор, перламутр, шелк и экзотические породы древесины. Искусно выполненная «подделка» выглядела зачастую не менее эстетично, а стоила при этом в разы дешевле.

Сегодня сфера применения декоративных штукатурок значительно расширилась - их используют не только в роскошных и просторных классических интерьерах, но и в достаточно скромных по объему и отделке помещениях, которые необходимо оформить в экостиле («под саман» или т. п.), стилях минимализм и лофт (с покрытиями, имитирующими бетон или кирпичную кладку), этностиле (с включением марокканских дизайнерских мотивов или др.)

К эксплуатационным достоинствам этих материалов относят способность по ходу нанесения закрывать мелкие трещины и сглаживать неровности - чем более толстым слоем накладывают штукатурную массу на поверхность, тем ниже требования к подготовке основы.

Еще одно преимущество - долговечность и стойкость готового покрытия к механическим воздействиям и истиранию. Ну и главное отличие декоративной штукатурки от большинства других видов отделки - ее художественность. С помощью этого материала невозможно создать две абсолютно одинаковые поверхности - пусть в мельчайших деталях, но они будут отличаться.

Классификация

По способу создания декоративного слоя можно выделить три типа штукатурок. К материалам первого типа , самым простым в применении, относят составы, не требующие дополнительной обработки после нанесения.

Такие штукатурки просто кладут обычным шпателем или распыляют с помощью пневматического оборудования, в результате чего образуется эстетичная слегка шероховатая или рельефная поверхность.

Второй тип - продукты, содержащие определенный процент минеральных гранул, благодаря которым на поверхности создается абстрактный рисунок. Технология их применения такова: массу наносят на поверхность, а потом разравнивают гладилкой, в результате чего твердые гранулы смещаются, образуя бороздки, характер которых зависит от направленности движений мастера.

Декоративность штукатурок третьего типа обеспечивает дополнительная обработка - например щеткой, губкой или структурным валиком, с помощью которого на сыром материале тиснят рисунок.

Кроме того, штукатурки различают по характеру образуемой поверхности, выделяя два основных типа - гладкие и рельефные . В рамках каждого из них имеется множество подвидов.

Разбор на составляющие

В состав декоративной штукатурки входят основа, наполнитель и модифицирующие добавки. Основа может быть водная (считается более экологичной) и органическая (чаще всего - на синтетических смолах или растворителях).

В качестве наполнителя традиционно используют мраморную, гранитную или кварцевую крошку. Фракция крошки варьируется - чем она мельче, тем более тонким и гладким получится покрытие, чем крупнее, тем толще будет слой и выразительнее рельеф.

Некоторые производители изменили традициям и вместо каменной крошки используют в качестве наполнителя полимерные частицы, что придает штукатурке оригинальный современный вид.

Добавки призваны улучшать определенные качества материала - например делают его более эластичным, водостойким и т. д.

Назначение штукатурки бывает: санитарно-техническое, защитно-конструктивное и декоративное. В зависимости от материалов изготовления стен (бетон, камень, кирпич, дерево) и в зависимости от требований к различным конструкциям применяются разные виды штукатурок.

Санитарно-техническое назначение
Выравнивание поверхностей стен, потолков, перегородок, откосов, арок, колонн, ниш, коробов и подобных элементов. Применяется для получения ровных и гладких поверхностей, хорошо подготовленных под внутреннюю отделку: шпаклёвку (обычную и декоративную), окраску, оклейку обоями, пробкой, укладку плитки, наклеивание пенопласта и минеральной ваты.

Защитно-конструктивное
Этот вид предназначен для выравнивания и защиты несущих и ограждающих конструкций зданий, фасадов от негативных атмосферных воздействий и сырости, уменьшения теплопотерь стен дома, повышения звукоизоляционных качеств. Так же фасадная штукатурка защищает от проникновения через стены дома в квартиру различного рода вредных химических веществ из воздуха и осадков и препятствует проникновению рентгеновских лучей. Такая штукатурка обязательно должна соответствовать по нормативам противопожарной безопасности, влажностному и температурному режиму, подходить под климатические условия района и обязательно защищать здание от негативного воздействия на него агрессивных сред.

Влажностные режимы помещений внутри квартиры.

Сухой – менее 50 %
Нормальный – не менее 50 – 60 %
Влажный – от 61 до 75 %
Мокрый – от 75 % и более.

При необходимости применяются специальные виды штукатурок: гидроизоляционные, акустические, рентгенозащитные, кислотостойкие, огнезащитные.

Декоративное назначение штукатурки
Название говорит само за себя. Этот вид штукатурки предназначен для нанесения красивого декоративного и последнего слоя штукатурки на стены, перегородки, потолки, колонны, арки, откосы, ниши и короба. Фактура поверхности создаётся благодаря различным составам и добавкам в штукатурную смесь, конечно же при помощи различных вспомогательных инструментов. Сегодня такой огромный выбор готовых фактурных штукатурок для внутренних и наружных работ, что трудно остановить свой выбор на каком то виде. Раньше такого не было и все декоративные штукатурки приготавливались вручную с добавлением в раствор различных заполнителей и пигментов для окрашивания, причём для её выполнения необходимы были специальные инструменты.

Цветные делаются из известково-песчаных растворов. Для придания штукатурке цвета в раствор добавляется различные пигменты.

Каменные готовятся на цементом растворе с добавлением каменной крошки разной величины.

Терразитовые приготавливаются на растворе из цемента и извести-пушонки, куда добавляются песок, мраморная крошка и слюда.

Сграффито делается из двух – трёх цветных растворов. Благодаря этому возможно наносить разнообразные не чёткие и чёткие цветные рисунки и орнаменты.

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

Назначение и виды штукатурок

Штукатуркой называется отделочный слой на по верхности различных конструктивных элементов зданий, стен, перегородок, перекрытий, колонн и др., выравнивающий эти поверхности или придающий им определенную форму и фактуру. Для отделки поверхностей применяют различные виды штукатурок в зависимости от назначения, материала, из которого выполнены конструктивные элементы, и условий, в которых они будут находиться во время эксплуатации.

Назначение штукатурки

Штукатурка имеет санитарно-техническое, защитно-конструктивное и декоративное назначение. Санитарно-техническое назначение штукатурки заключается в полу чении ровных и гладких поверхностей конструкций здания, подготовленных под окраску и облицовку, для устранения возможности оседания пыли на них и облегчения очистки от загрязнения.

Поверхности бетонных элементов сборных конструкций заводского изготовления с чистой гладкой поверх ностью оштукатуриванию не подлежат. Защитно-конструктивное назначение штукатурки ограждающих и несущих конструкций зданий заключается в защите конструкций от вредных воздействий сырости, повышении сопротивления теплоотдаче, уменьшении звукопроводности, защите от действий химических веществ.

Штукатурка должна удовлетворять климатическим условиям района строительства, противопожарным требованиям, температурно-влажностному режиму помещения (), технологическим требованиям производств, а также защищать строительные конструкции от действия агрессивных сред.

Допустимые отклонения поверхностей по качеству в зависимости от разновидности штукатурки

Отклонения

Допустимые отклонения по качеству штукатурки

простой

улучшенной

высококачественно

Неровности поверхности (обнаруживаются при накладывании пра вила или шаблона длиной 2 м)

Не более трех неровностей глубиной или высотой до 5 мм

Не более двух неровностей до 3 мм

Глубиной или высотой до 2 мм

Отклонение поверхности от верти кали

15 мм на высоту по мещения

2 мм на 1 м высоты, но не более 10 мм на всю высоту помещения

1 мм на 1 м высоты, но не более 5 мм на всю высоту помещения

То же, от горизонтали

15 мм на все помеще ние

2 мм на 1 м длины, но не более 10 мм на всю длину помещения или его часть, ограниченную прогонами, балками и т.п.

1 мм на 1 м длины, но не более 7 мм на всю длину |помещения или его часть, ограниченную прогонами, балками и т.п.

Отклонения лузг, усенков, оконных и дверных откосов, пилястр, столбов и т.п. от вертикали и горизон тали

10 мм на все помеще ние

2 мм на 1 м высоты или длины, но не более 5 мм на весь элемент

1 мм на 1 м высоты или длины, но не более 3 мм на весь элемент

Отклонения радиуса криволиней ных поверхностей от проектной величины (проверяют лекалом)

10 мм

7 мм

5 мм

Отклонение ширины оштукатурен ного откоса отпроектной

Не проверяются

3 мм

2 мм

1 Отклонение тяг от прямой линии в пределах между углами пересече ния тяг и раскреповок

6 мм

3 мм

2 мм

Требования необходимой строительной готовности к производству штукатурных работ внутри зданий

Для осуществления правильной технологии и органи зации производства отделочных работ (они начинаются со штукатурных работ), обеспечения нормальных условий, в которых будут выполняться штукатурные работы, строительная готовность объекта должнаотвечать определенным требованиям, перечисленным ниже.

Должны быть закончены следующие работы:

Устройство всех видов оснований под чистые полы;

Установка перегородок с заделкой щелей по периметру;

Установка оконных и дверных блоков с заделкой зазоров за коробками;

- установка встроенных шкафов и подоконников, ошту катуривание ниш стен за приборами отопления и борозд для скрытой проводки отопления, оштукатуривание за трубами и ниш электрощитков;

Установка конструкций и каркасов для натягивания металлической сетки в необходимых местах;

Заделка всех временных отверстий в стенах, перегородках в перекрытиях;

Установка вентиляционных коробов, прочистка вентиляционных каналов;

Установка шкафчиков электроосветительных и слабо точных устройств;

Основные санитарно-технические работы (монтаж и опрессовка систем отопления, водопровода, канализации и газопровода);

Прокладка скрытой электропроводки для силовых, осветительных и слабых токов;

Установка лестничных ограждений;

Установка стояков электрооборудования (электроосвещения, телефонизации, радиофикации, телевидения);

Очистка помещений от строительного мусора.

Деревянные рубленые брусчатые стены допускается оштукатуривать не ранее чем через 1 год после возведения здания (после окончания осадки конструкции). Деревянные каркасные и щитовые стены, собранные из стандартных деталей и установленные на жесткое основание, допускается оштукатуривать вслед за окончанием сборки здания.

Требования к поверхностям, подлежащим оштукатуриванию

Во избежание дополнительного намета штукатурки отклонения поверхностей конструкций из кирпича, бетона, сборного железобетона и дерева не должны превышать указанных ниже допускаемых величин.

Отклонения поверхностей и углов кладки стен и столбов от вертикали:

На один этаж - не более 10 мм;

На все здание - не более 30 мм.

Неровности вертикальной поверхности кладки, обна руживаемые при накладывании рейки длиной 2 м

Для стен - 10 мм;

Для столбов - 5 мм.

Отклонения плоскостей панелей стен и перегородок от вертикали (в верхнем сечении) для сборных железобетонных конструкций ±5 мм.

Отклонения деревянных стен и перегородок от вертикали на этаж:

Каркасных домов - 10 мм;

Щитовых домов - 5 мм.

На поверхностях железобетонных конструкций должны быть срезаны и очищены бугры и наплывы.

Дополнительные требования при производстве работ в зимнее время

Помещения следует отапливать, температура в них не должна быть ниже 10°С, а относительная влажность не выше 70%. Температуру внутри здания измеряют около наружных стен на высоте 0,5 м от пола. Входные тамбуры должны быть утеплены, все проемы, и отверстия в неотап ливаемую часть здания заделаны.

Влажность кирпичных или каменных стен не должна превышать 8% (степень влажности определяют лаборатор ным путем).

При оштукатуривании каменных и кирпичных стен, сложенных способом замораживания, до начала штукатур ных работ их оттаивают со стороны штукатурного намета на глубину не менее половины толщины стены.

Для правильного выбора материала для отделки стен важно знать, какие виды штукатурки существуют, их принципиальные отличия и ориентировочную стоимость. Вместе с экспертами заполняем все пробелы в этой теме.


Фото 1 - Декоративная штукатурка Istinto от HAGERI

Типы штукатурки

Различают фактурные (структурные) и обмазочные отделки, т.е. обычная штукатурка и облицовочная чистовая − материалы разные. Толстослойная обмазочная − базовая, она используется для выравнивания стен под кафель, под плитку или окраску. Обмазочная отделка − это основа, подготовительный слой, который не является финишным покрытием стены.

Структурной можно декорировать поверхность, заодно и неровная стена станет по вертикали. Этот тип материала считается финишным покрытием.


Фото 2 - Декоративное покрытие итальянского производства, штукатурка INTONANTICO

Фактурные отделки одинаково хороши как для внутренних работ (отделка стен, потолочная и отделка конструктивных элементов интерьера), так и для наружных работ (фактурная уличная отделка для фасадов зданий − материал эстетически привлекательный и ударопрочный).

Смеси разделяют по видам связующего вещества, по структуре самого покрытия, по области применения, способу нанесения.

ВАЖНО! При покупке ориентируйтесь на материалы средней ценовой категории известных брендов. Перед покупкой дорогой отделки лучше заранее проконсультироваться у специалиста (венецианка стоит недешево − цена финишной смеси ИМПЕРИАЛЕ составляет от 8400 руб/4 кг, при расходе смеси − 0,20 кг/м²).


Фото 3 - Венецианская штукатурка Империале (Imperiale) Clavel
Фото 4 - Венецианская штукатурка в интерьере ванной комнаты от AR-1 | architecture & design

Типы штукатурок по структуре

  • фигурная короед (Reibeputs) − 3966 руб/25 кг (FEIDAL) ;
  • шуба (Rollputz) − 5104 руб/25 кг (FEIDAL) ;
  • барашек (Kratzputs) − 4524 руб/25 кг (FEIDAL) ;
  • штукатурная краска (Streichputs) − 4478 руб/25 кг (FEIDAL) .

Фактурность покрытия зависит от размера и формы зернистого наполнителя, используемого в работе инструмента, а также технологических приемов нанесения материала.


Фото 5 - Наружная отделка ресторана штукатуркой короед от РемОтделка

Назначение и виды штукатурок по виду связующего вещества

Минеральная на основе цемента

Это сухая смесь, для нанесения которой необходимо разведение с водой. Этот тип применяется практически по всем минеральным основаниям поверхностей.

Отличительная черта: она паропроницаемая и негорючая. Цементная отделка − рациональный выбор материала для наружного утеплителя.

Среди штукатурок на основе цемента можно выделить подвиды:

  1. цементно-известковая (натуральная цементно-известковая выравнивающая ОСНОВИТ СТАРТВЭЛЛ-21 , цена 335 руб/25 кг; выравнивающая цементно-известковая Polimin ШВ 1 , цена 207 руб/25 кг);
  2. цементно-песчаная (наружная цементная водонепроницаемая для предварительного выравнивания стен и потолков Вебер Ветонит ТТ , цена 514 руб/25 кг);
  3. гипсовая отделка − самая легкая (экологическая универсальная КНАУФ Rotband , цена 523 руб/30 кг).

Фото 6 - Штукатурка Старатели цементно-песчаная универсальная

Среди гипсовых распространенный подвид − отделка стартовая (черновая), использовать которую можно при работе с прочными и твердыми основаниями в помещениях с нормальным уровнем влажности, а также в кухнях и ванных для подготовки поверхности к дальнейшей отделке (простая немецкая ХП Старт КНАУФ , цена 312 руб/25 кг).

ВАЖНО! Несмотря на высокую степень водонепроницаемости, во влажных помещениях показана специальная санирующая отделка Ceresit CR 62 WTA − гидрофобная смесь, цена 2310 руб/25 кг.

Акриловая на основе акриловых смол (полимерная)

Это готовая смесь, для нанесения которой не требуется затворения благодаря начальному водно-дисперсионного состава смеси. Её можно наносить на все виды минеральных оснований, а также на старые дисперсионные покрытия. Она уступает минеральному по показателям паропроницаемости, но по климатической устойчивости лучше.

Фото 7 - FRANCESCO SILOXAN (Франческо силоксан) - фасадная штукатурка «Короед»

Ceresit CT 64/2 (Церезит CT 64) — зернистая акриловая текстурная отделка «короед», цена 2321 руб/25 кг или Kreisel ACRYLPUTZ/2 (Крайзель Акрилпутц) — интерьерная акриловая «камешковая», цена 2526 руб/25 кг, или защитно-отделочная Dune (Дюна) от Clavel − негорючая отделка без запаха.

Силикатная с основой на жидком калийном стекле

Этот состав продается в готовом виде. Смесь с жидким стеклом, помимо минеральных оснований, может быть нанесена на силикатные покрытия. Этот тип отличает высокая паропроницаемость.

Цветовая гамма скромнее, чем у акриловых, и материал стоит на порядок дороже полимерных смесей. Силикатные типы можно наносить исключительно поверх силикатных грунтовок.

ВАЖНО! Перекрашивать и ремонтировать такие покрытия можно только силиконовыми или силикатными материалами. По западным стандартам такие материалы очень токсичные.


Фото 8 - Защитно-отделочная штукатурка Dune (Дюна) от Clavel

Силиконовая с основой на силиконовых смолах

Это готовая финишная отделка. Наносить ее можно на все виды минеральных оснований, а также на старые дисперсионные покрытия; показатели паропроницаемости и водо-, грязеотталкивающие свойства материала очень высокие, из всех выше перечисленных этот материал − самый долговечный.

Существенный, но вполне ожидаемый недостаток — высокая цена.

Моделирующая силиконовая отделка «барашек» 4986 руб/30 кг или CAPAROL Amphisilan-Fassadenputz K 20 силиконовая «камешковая» — 6662 руб/25 кг.


Фото 9 - Силиконовая штукатурка Quick-mix SXK

Виды штукатурки по способу нанесения

Для ручного нанесения

Отделка вручную: на поверхность стен сначала наносят маячную смесь, в неё вдавливают маяки и в промежутках между рейками накидывают основной состав, выравнивают правилом, затирают и шлифуют.

ВОЛМА-Слой для ручного нанесения, цена 517 руб/30 кг.


Фото 10 - Отделка стен в кантри интерьере от Higgins Architects

Машинная

Это специальные виды, предназначенные для нанесения раствора машинным способом (в несколько слоев при толстослойном выравнивании стен: первичное напыление, затем − основной состав).

Машинный метод удобный для работ с большими площадями либо когда скорость работы имеет первоочередное значение.

Такие материалы идут с маркировкой «МН». Машинная штукатурка − это высококачественная смесь, т.е. в результате работы бригады заказчик получает идеально ровную поверхность.

ВАЖНО! Монолитная отделка, выполненная таким способом, не трескается. Машинная штукатурка − это не только настенная отделка, но и потолочная (максимальный слой 15 мм).

ВОЛМА-Слой МН , цена 369 руб/30 кг.

Виды декоративной штукатурки


Фото 11 - Интерьер спальни в стиле фьюжн от Жени Ждановой

Декоративная отделка — самое дорогое звено во всей серии. Декоративные структурные отделки могут имитировать практически любую поверхность, сохраняя при этом важные физические свойства. Декоративная отделка − это дышащая влагостойкая штукатурка, зачастую моющаяся и ударопрочная.

К декоративным относят три типа:

  1. рельефная;
  2. венецианская;
  3. гладкая.
  • Рельефная отделка

Это долговечный материал, наносить который можно на любые поверхности, и при этом стеновая поверхность практически не требует предварительной подготовки.


Фото 12 - Очень стильно выглядит рельефная штукатурка в бороздками в интерьере от Design Direction

Из-за разницы в размере гранул и зерен, входящих в состав рельефной отделки, можно создавать любые поверхности:

  • грубая отделка под мазанку (Bousillage Rustique от Clavel , рустованная под старину, имитирующая саман, цена 5297 руб/7 кг);
  • под кожу крокодила (Safari от Clavel , цена 9029 руб/5 кг);
  • имитация камня (Riviera от Clavel с фиброволокнами, цена 8321 руб/25 кг или Травертино − имитирующая травертин, цена 10474 руб/25 кг);
  • пластичная (Provence Antique от Clavel , цена 14850 руб/25 кг, к слову, может имитировать практически любую поверхность − и мелкий дождик, и лепестки роз).

Фото 13 - Декоративная штукатурка Safari от Clavel
Фото 14 - Декоративная штукатурка с эффектом натуральной кожи рептилий от Eric Roseff Designs

Искусственная поверхность при правильной технологии нанесения будет практически неотличима от натуральной: неважно, будет это кора дерева или благородный мрамор.

ВАЖНО! Венецианка − водоотталкивающая отделка, так что влажная уборка не навредит дорогостоящему покрытию.

Венецианская штукатурка

− сложный в работе дорогостоящий отделочный материал, создающий уникальные поверхности. Вся прелесть венецианки в оптическом эффекте, создаваемом благодаря отливу света в слоях отделки.



Декоративно-прикладное искусство

Раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведения декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, а также другие изделия, не являющиеся по изначальному предназначению произведений искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника; одежда, всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со второй половины XIX в. утвердилась классификация отраслей декоративно- прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево и т. п.) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладного искусства и его непосредственной связью с производством. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно- прикладное искусство принадлежит одновременно к сферам создания и материальных и духовных ценностей. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Эстетически насыщая и преображая среду, окружающую человека, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное значение произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и человеком.

Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные соотношения частей, ритмическая структура служат единственными средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделия (например, лишённые декора изделия из стекла или других ничем не тонированных материалов). Здесь наглядно проявляется особое значение для декоративно-прикладного искусства чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка, использование которых и роднит декоративно-прикладное искусство с архитектурой. Эмоционально-содержательный образ зачастую активизируется образом- ассоциацией (сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, её отдельными элементами, с каким-либо другим изделием - колоколом, балясиной и т. п.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образную структуру. Нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением декоративно-прикладного искусства. Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своими ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме, как, например, в изделиях хохломских мастеров, где скромная, простая форма предмета и нарядная, праздничная роспись поверхности различны по своему эмоциональном звучании), декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе. В декоративно- прикладном искусстве для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже - графика). Средства изобразительного искусств и орнамент служат в декоративно-прикладном искусстве не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде цветка, плода, птицы, зверя, фигуры человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделий (узор решётки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать декор с формой, изображение с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сочетания элементов натуры (например, использование в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы).

В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начал проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки получают в декоративно-прикладном искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.

Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим (относящимся к доисторической эпохе) произведениям декоративно-прикладного искусства, охватывавшим самый широкий круг представлений о мире и человеке, свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала и к эстетике овеществлённого труда, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. Эта тенденция удержалась в приверженном традициям народном творчестве (см. также Народные художественные промыслы) вплоть до наших дней. Но с началом классового расслоения общества в стилевой эволюции декоративно-прикладного искусства ведущую роль начинает играть его особая ветвь, призванная обслуживать нужды господствующих общественных слоев и отвечающая их вкусам и идеологии. Постепенно всё большее значение приобретает интерес к богатству материала и декора, к их редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы. Однако вплоть до середины XIX в. мастера декоративно-прикладного искусства сохраняют цельность пластического мышления и ясность представления об эстетических связях между предметом и средой, для которой он предназначен. Становление, эволюция и смена художественных стилей в декоративно-прикладном искусстве протекали синхронно с их эволюцией в других видах искусства. Тенденции эклектизма в художественной культуре второй половины XIX в. приводят к постепенному оскудению эстетического качества и эмоционально- образного содержания декоративно-прикладного искусства. Утрачивается связь между декором и формой, художественно решённый предмет подменяется украшенным. Засилью безвкусицы и обезличивающему воздействию на декоративно-прикладное искусство интенсивно развивающегося массового машинного производства (см. Художественная промышленность) художники пытались противопоставить уникальные предметы, изготовленные по их проектам в условиях ремесленного (мастерские У. Морриса в Великобритании, "Дармштадтская колония художников" в Германии) или фабричного (Веркбунд) труда, возродить эмоционально-образную цельность и идейную содержательность художественно осмысленной среды (см. Модерн). На новых идеологических и эстетических основах эти попытки были развиты после Октябрьской революции 1917, открывшей перспективы создания художественно содержательной среды для труда и быта самых широких масс. Её идеи и цели вдохновляли художников, видевших в искусстве одно из действенных средств революционной агитации (например, так называемый агитационный фарфор 1918-25). Задача создания комплексного убранства квартиры рабочего, рабочих общежитий, клубов, столовых, удобной спецодежды, рационального оборудования рабочего места, рассчитанных на массовое фабричное изготовление, открывала путь для творческих исканий конструктивистов в СССР, функционалистов в Германии (см. Баухауз) и других странах, что во многом предваряло появление дизайна. Выдвижение на первый план в художественном творчестве формально- технологической стороны в начале 1920-х гг. привело к её абсолютизации, отождествлению художественного творчества с производством вещей, отрицанию роли декора в создании художественного образа произведения декоративно-прикладного искусства. Возрож- дение народных промыслов в СССР и пробудившийся в 30-х гг. интерес к русскому художественному наследию сыграли видную роль в освоении советскими мастерами декоративно-прикладного искусства ряда технологических и художественных традиций прошлого. Однако подход к произведениям декоративно-прикладного искусства с мерками станкового искусства, погоня за парадностью изделий, особенно сильно давшие себя знать в конце 40-х-начале 50-х гг., заметно тормозили развитие декоративно-прикладного искусства. С середины 50-х гг. в СССР наряду с поисками функциональных и художественно-выразительных форм и декора для повседневных бытовых вещей, производимых фабричным способом, художники заняты созданием уникальных произведений, в которых эмоциональность образа сочетается с многообразием приёмов обработки простейших материалов, со стремлением выявить всё богатство их пластических и декоративных возможностей. Такие произведения (так же, как и нарядные, уникальные в силу своей рукодельности произведения народного декоративно- прикладного искусства) призваны служить зрительными акцентами в художественно организованной среде, образуемой главным образом менее индивидуализированными по форме художественными изделиями заводского изготовления и предметами, которые создаются на базе дизайнерского проектирования.

Об отдельных отраслях, разновидностях и видах техники декоративно-прикладного искусства см. статьи Батик , Ваза , Веер , Вышивка , Гобелен , Игрушка , Инкрустация , Интарсия , Керамика , Ковёр , Ковка , Кружево , Лаки , Майолика , Маркетри , Мебель , Набойка , Насечка , Резьба , Роспись декоративная , Стекло , Терракота , Тиснение , Ткани , Фарфор , Фаянс , Филигрань , Хрусталь , Чеканка , Чернь , Шпалера , Эмали , Ювелирное искусство .










Литература: Д. Аркин, Искусство бытовой вещи, М., 1932; М. С. Каган, О прикладном искусстве, Л., 1961; А. В. Салтыков, Избранные труды, М., 1962; А. К. Чекалов, Основы понимания декоративно-прикладного искусства, М., 1962; А. Моран, История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней, перевод с французского, М., 1982; Magne L. et H. М., L"art appliquй aux mйtiers, v. 1-8, P., 1913-28; Geschichte des Kunstgewerbes aller Zeiten und VЦlker, hrsg. Von H. Th. Bossert, Bd 1-6, В., 1929-35; Marangoni G., Clementi A., Storia dell"arredamento, v. 1-3, Mil., 1951-52; Fleming J., Honour H., The Penguin dictionary of the decorative arts, L., 1977; Bunte Welt der Antiquitдten, Dresden, 1980; Lucie-Smith E., The story of craft, Ithaca (N. Y.), 1981.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

декорати́вно-прикладно́е иску́сство

Создание художественных изделий, имеющих практическое назначение (домашняя утварь, посуда, ткани, игрушки, украшения и др.), а также художественная обработка утилитарных предметов (мебели, одежды, оружия и т. д.). Мастера декоративно-прикладного искусства используют самые разнообразные материалы – металл (бронзу, серебро, золото, платину, различные сплавы), дерево, глину, стекло, камень, текстиль (натуральные и искусственные ткани) и др. Изготовление изделий из глины называют керамикой, из драгоценных металлов и камней – ювелирным искусством .


В процессе создания художественных произведений из металла используются техники литья, ковки, чеканки, гравирования; текстиль украшают вышивкой или набойкой (на ткань накладывают покрытую краской деревянную или медную доску и ударяют по ней специальным молотком, получая отпечаток); деревянные предметы – резьбой, инкрустациями и красочными росписями. Роспись керамической посуды называют вазописью .


Декоративно-прикладные изделия должны быть прежде всего удобны в использовании и красивы. Они создают предметную среду вокруг человека, воздействуя на его душевное состояние и настроение. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием, поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность обработки играют в нём важнейшую роль. В форме вазы, игрушки, предмета мебели, в системе их украшений мастер стремится выявить прозрачность стекла, пластичность глины, теплоту дерева и текстуру его поверхности, твёрдость камня и естественный рисунок его прожилок. При этом форма изделия может быть как абстрактной, так и напоминать цветок, дерево, фигуру человека или животного.


В украшениях широко применяются различные орнаменты . Часто именно декор превращает бытовой предмет в произведение искусства (хохломская чаша простой формы, расписанная яркими узорами по золоту; платье скромного фасона, украшенное вышивкой или кружевами). При этом очень важно, чтобы орнаменты и фигуративные изображения не противоречили форме изделия, а выявляли её. Так, в древнегреческих вазах узорные полосы отделяют тулово (центральную часть) от ножки и горловины, роспись тулова подчёркивает его выпуклость.


Декоративно-прикладное искусство существует с глубокой древности. Художественные изделия тесно связаны с бытовым укладом и обычаями определённой эпохи, народа или социальной группы (дворян, крестьян и т. д.). Уже первобытные мастера украшали резьбой и узорами посуду, изготавливали примитивные украшения из звериных клыков, раковин и камней. В этих предметах воплотились представления древних людей о красоте, о строении мира и о месте человека в нём. Традиции древнего искусства продолжают жить в фольклоре, в изделиях народных промыслов . В дальнейшем выделяется утварь для исполнения священных обрядов и предметы роскоши, призванные подчеркнуть богатство и властную силу своих владельцев. В этих изделиях использовались редкие, драгоценные материалы и богатый декор. Развитие промышленного производства в 19 в. позволило создавать произведения декоративно-прикладного искусства для массового потребителя. При этом замысел, эскиз росписи, форма для изготовления и т. д. принадлежали крупным мастерам, а готовые изделия тиражировались работниками фабрик и заводов (шпалеры по эскизам известных мастеров, изделия фарфоровых заводов и т. д.). Применение промышленных технологий положило начало искусству дизайна .