Направления протестантизма. Понятие и основные идеи протестантизма. Протестантизм: главные особенности вероучения

Протестантизм - краткая справка

Одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства. Протестантизм представляет из себя совокупность многочисленных и самостоятельных церквей и сект, связанных только своим происхождением.

Появление протестантизма связано с Реформацией - мощным антицерковным движением в XVI веке в Европе. В 1526 году Шпейрский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран принял постановление о праве каждого выбирать религию для себя и своих подданных. Второй Шпейрский рейхстаг 1529 года отменил это постановление. В ответ от пяти князей и ряда имперских городов последовал протест, от которого и происходит термин "Протестантизм". Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, аде и рае, отвергая, однако, католическое представление о чистилище. Вместе с тем протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного писания.

Протестантизм категорически отвергает Священное предание как недостоверное и сосредотачивает все вероучение в Священном писании, которая считается единственной в мире святой книгой. Протестантизм предписывает верующим ежедневное чтение Библии. В протестантизме снято принципиальное различие между священником и мирянином, упразднена церковная иерархия. Служитель культа лишен права исповедовать и отпускать грехи, он подотчетен протестантской общине.

В протестантизме упразднены многие таинства (за исключением крещения и причастия), отсутствует целибат. Отвергнута молитва за умерших, поклонение святым и праздники в честь святых, почитание мощей и икон. Молитвенные дома освобождены от алтарей, икон, статуй, колоколов. Отсутствуют монастыри и монашество.
Богослужение в протестантизме максимально упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов и гимнов на родном языке. Библия признана единственным источником вероучения, а священное предание отвергнуто.

Формирование большинства течений протестантства проходило под идеей религиозного возрождения в виде ривайвелизма.

Протестантизм подразделяется на ранний, включающий:

Анабаптизм
- англиканство
- кальвинизм
- лютеранство
- меннонизм
- социнианство
- унитарианство
- цвинглианство

И поздний, включающий:

Адвентизм
- армия спасения
- баптизм
- квакерство
- методизм
- мормонство
- пятидесятничество
- свидетели Иеговы

Христиансткая наука

В настоящее время протестантизм имеет наибольшее распространение в скандинавских странах, США, Канаде, Германии, Великобритании, Нидерландах, Швейцарии. Современные протестантские церкви создали в 1948 году Всемирный совет церквей.

совокупность ряда самостоятельных и разнообразных христианских церквей и сект, возникших в XVI веке в странах Западной Европы в связи с реформацией - противокатолическим движением. Основные формы протестантизма: лютеранство, анабаптизм, кальвинизм, англиканская церковь (см.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРОТЕСТАНТИЗМ

от лат. protestantis - публично доказывающий) - одно из трех основных направлений в христианстве.

Откололся от католицизма входе Реформации XVI в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты, всего более 200 направлений и сект).

Начало протестантизму положил монах Мартин Лютер, преподававший богословие в университете немецкого города Виттенберг. В 1517 г. к дверям небольшой церкви местного замка он прибил листы, содержащие 95 тезисов, которые впоследствии приобрели всемирную известность. В них Лютер резко выступил против основополагающих догматов римско-католической церкви. Он осуждал практику торговли индульгенциями - письменными свидетельствами об отпущении грехов, отрицал учение о спасении души через заступничество святых, о чистилище и выражал сомнение в особых правах духовенства. Вскоре Лютер и вовсе разорвал свои отношения с Римом, когда в 1520 г. публично сжег папское послание об отлучении его от церкви.

Начатое Лютером движение получило название Реформации. А ответные действия католической Церкви - контрреформации. В ходе религиозных войн, преследований еретиков (сжигание на кострах практиковалось как католиками, так и протестантами), погибла четверть населения Европы. Некоторые страны потеряли более половины населения.

Протестантство, по мнению многих исследователей (М. Вебер, В. Зомбарт и др.), сыграло решающую роль в становлении капитализма, распространившегося в Нидерландах, Англии, части германских государств, Скандинавии и позднее в Северной Америке. Протестантизм возник в эпоху, когда экономические и политические интересы набирающего все большую силу класса буржуазии требовали определенной идеологической санкции, которая в тех условиях не могла быть выражена иначе чем в виде религиозной доктрины.

Протестанты отвергают все обряды, за исключением двух - крещения и причастия. Да и те отправляются исключительно как символическое «воспоминание» о Крещении Спасителя в Иордане и Тайной Вечере и не носят сакрального смысла, как во время Крещения и Евхаристии у православных и католиков. Если последние признают 2 источника Божественного Откровения - Священное Писание, то есть Ветхий и Новый Завет (Библию) и Священное Предание (живая история христианской церкви, выраженная в патристике - трудах святых ее отцов, постановлениях семи Вселенских соборов и житиях святых), то протестанты отрицают последний и апеллируют исключительно к Библии, которая вообще-то была сформирована Церковью, Святыми отцами и проч., т. е. теми, кого протестанты отвергают.

Лютер и его последователи были убеждены, что не только священник, но любой христианин имеет право отпускать себе грехи. Каждый верующий, по их мнению, имеет право читать и самостоятельно истолковывать Библию. Поэтому из-за различных толкований и появилось огромное количество протестантских сект, каждая со своим видением Писания.

В основе протестантской доктрины лежит принцип «оправдания верой». Никакие другие дела - ни молитва за умерших, ни поклонение святым и Богоматери, ни благотворительная помощь нуждающимся, ни другие добрые поступки не способны спасти человека и предуготовить его к Царствию Небесному. Главным условием спасения для всех протестантов абсолютно всех толков, церквей и направлений (их в мире насчитывается не менее 200) является признание Господа Иисуса Христа в качестве личного Спасителя. Спасительная же роль Церкви, общины, собора отрицается.

Для протестантизма характерны упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата. Практически во всех протестантских конфессиях широко распространен принцип всеобщего священства, когда теоретически любой прихожанин, член общины может стать пресвитером или проповедником. Фактически это оборачивалось тем, что ими становились, как правило, самые уважаемые, в силу своей состоятельности, граждане, и все дела в данной конгрегации вершились исключительно в пользу богатой верхушки общины. Неудивительно, что новое, реформированное вероучение было привлекательным для буржуа, т. к. идеально обосновывало их претензии на экономическое и политическое господство.

Протестантизм и стал знаменем великих буржуазных революций в Северной Европе - в Нидерландах в XVI в., в Англии XVII в. Он определил и судьбу бывших английских колоний в Северной Америке, которые в XVIII в. провозгласили независимость от Британской империи и образовали Соединенные Штаты.

В Северной Европе и Германии господствует лютеранство. Провозгласив разрыв с католицизмом, оно, тем не менее, сохранило некоторые общие с ним черты. Это проявляется и в теологии, и в богослужебной практике. У лютеран-евангелистов есть епископат, существует посвящение в духовный сан. Хотя в их храмах нет икон, есть распятие, алтарь, священники облачаются в особое одеяние. Используется при богослужении хоровое пение и органная музыка.

Англиканство в Великобритании распространилось по инициативе правящих кругов. Парламент своим актом 1534 г. объявил короля Генриха VIII главой независимой от папского престола церкви. Все монастыри в стране были закрыты, а их имущество конфисковано в пользу казны. В учении англиканской церкви сочетаются лютеранство, кальвинизм и католицизм. Она сохранила церковную иерархию и пышный культ - примасом англикан считается архиепископ Кентерберийский. Англикане имеют свои епархии в Шотландии, Ирландии, США, Канаде, Новой Зеландии. С середины XIX в. собираются Ламбетские конференции - консультативный орган всех англиканских церквей.

В кальвинизме, в отличие от лютеранства, нет формулы Символа веры, хотя богословская система приведена в стройный порядок. Главенствующей в ней является доктрина предопределения, вдохновленная Ветхим Заветом. Согласно ей, Господь одних избрал к вечному блаженству на небесах, других - к погибели в аду. Но тот, кто предопределен к раю, должен своей земной жизнью оправдывать это предназначение и проявлять инициативу. Предназначенность к спасению проявляется в чисто материальных вещах - деловом успехе и богатстве. Ради достижения жизненных целей верующий должен отказываться от расточительности, мирских соблазнов.

В Женеве, куда священник Жан Кальвин (1509–1564) бежал из Франции, где началось преследование реформаторов, ему удалось в максимальной степени воплотить социальный идеал протестантской церкви. Она целиком выводилась изпод юрисдикции городских властей и получала право самоуправления. Руководили ею пресвитеры и проповедники, избираемые, как правило, из числа наиболее зажиточных граждан Женевы.

От своих сторонников Кальвин требовал исключительной умеренности в быту. Он был убежден: зарабатывать деньги человек должен не для того, чтобы их бездумно тратить. Поэтому в Женеве было уменьшено количество выходных дней, отменены увеселения и праздники. Кальвин ввел строжайшую цензуру - именно он стал инициатором казни в 1553 г. на костре испанского ученого-вольнодумца Мигеля Сервета.

Именно кальвинизм сформулировал религиозное обоснование для экспансии английских пуритан в Северную Америку, которая положила начало будущему государству - США.

Пуритане-кальвинисты верили, что их переселение в Новый Свет - воплощение божественной миссии. В сознании эмигрантов переселение в Америку воспринималось как Исход евреев из Египта, санкционированный свыше. Туземцы же, равно как и бедняки, неудачники и прочие не отмеченные «божьей благодатью» вызывают у кальвинистов брезгливое пренебрежение.

Различна судьба жителей колоний католиков-испанцев и протестантовангличан. Испанцы сохранили индейцев, крестили их, смешались с ними. Протестанты считали их животными и просто уничтожали миллионами. Идея превосходства, кальвинистская интерпретация своей миссии и роли орудия Бога выражены в сформулированной в 1845 г Дж. О’Салливаном доктрине «предопределенной судьбы», согласно которой американцы являются богоизбранным народом, который должен стать мировым арбитром в вопросах свободы, демократии и прав человека. Именно она стала идеологической основой атлантического глобализма и «нового мирового порядка».

«Убеждение в том, что мы являемся избранным богом народом и обладаем божественным мандатом распространить наши благородные демократические институты по всему остальному, погруженному во мрак миру, - пишет современный американский историк Т. Бейлин, - поощряло нас нести на себе бремя белого человека. Мы, американцы, продолжаем верить, что являемся могущественной нацией не потому, прежде всего, что нас наделили чудесными природными ресурсами, а потому, что в наших генах было нечто врожденное, которое дало нам возможность стать великими».

Современный кальвинизм представлен пресвитерианскими, реформатскими и конгрегационалистскими и методистскими церквями, чьи прихожане живут в США, Швейцарии, Голландии, Шотландии, ФРГ, Англии. Незначительно количество реформатов есть и на территории Западной Украины.

Среди других протестантских конфессий наиболее многочисленными являются методисты (к ним, кстати, принадлежит семья Бушей), отпочковавшиеся от англиканской церкви в 1791 г., меннониты (основатель секты голландский проповедник Менно Симонс) и баптисты. Именно от меннонитов последние заимствовали правило крещения взрослых.

Возникновение баптизма относится к началу XVII в., но лишь к концу XIX в. он распространился по всему миру. В настоящее время является самой массовой протестантской конфессией, последователей которой немало и в России.

Другими протестантскими течениями являются адвентисты, пятидесятники. Особую позицию занимают Свидетели Иеговы и мормоны, которые именуют себя христианами, но чьи воззрения совершенно не совпадают с основами христианской веры.

В XIX–XX вв. представители ряда направлений протестантизма характерно стремились к рационалистическому толкованию Библии, проповедовали «религию без Бога» (т. е. только как нравственное учение).

Протестантские церкви играют главную роль в экуменическом движении. На сегодняшний день протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, Германии, скандинавских странах, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии.

Общее число приверженцев протестантизма - около 325 млн человек.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Среди многочисленных протестантских направлений большее значение имеют лютеранство, кальвинизм и англиканство. В крупные движения развились баптизм, евангельское христианство, пятидесятничество, методизм, адвентизм, пресвитерианство.

Лютеранство

Лютеранство получило название от имени основоположника немецкой Реформации - Мартина Лютера. Сегодня лютеранские церкви охватывают до 70 млн верующих и представлены в 68 странах. Наиболее распространено лютеранство в Германии и Скандинавских странах - Норвегии, Швеции, Финляндии и Дании. Лютеранство отличается сохранением епископальной организации и принципом государственной церкви, установленным еще во времена Реформации. В скандинавских странах король (королева) и сегодня считается главой церкви.

Крупнейшим деятелем Реформации в Германии явился теолог и общественный деятель Мартин Лютер (1483-1546), отвергший присущее католической церкви выделение сакральной сферы деятельности (посты, добрые дела, совершение таинств, почитание священных мест и реликвий), обеспечивающей достижение спасения, и объявил основной формой христианского служения повседневную жизнь человека, осознавшего свою избранность. Основополагающим становится понятие «земного призвания», заключающегося в служении своим ближним и упорном достижении поставленных целей. Лютер вошел в историю как выдающийся деятель немецкой культуры, своим переводом Библии утвердивший основы общенемецкого языка. В лютеранской традиции были достигнуты выдающиеся успехи в области богословия, философии, литературы, музыкального творчества.

Кальвинизм

Кальвинизм, одно из радикальных и демократических направлений протестантизма, получил свое название по имени одного из самых значительных деятелей Реформации - Жана Кальвина. Кальвин развил учение об абсолютном предопределении, в соответствии с которым все люди по непостижимой божественной воле делятся на избранных и осужденных. Ни своей верой, ни «добрыми делами» человек не может ничего изменить в ожидающей его после смерти судьбе. Кальвин провозгласил принцип мирского аскетизма, ориентировавший на посвящение всех сил труду и достижению успеха в профессиональной деятельности. Объективным показателем земного успеха считалось богатство, накопление средств, высокий социальный статус. Бездеятельность, непроизводительная трата капитала и времени осуждается кальвинистской этикой. Богатство, трактовавшееся как божий дар, греховно использовать на личные нужды. Профессиональный рост и другие измерения успешности в земных делах, согласно учению Кальвина, косвенно свидетельствуют об избранности Богом. В кальвинизме отрицается иерархическое устройство церкви и верховная власть Папы Римского. Значительно упрощается богослужение, совершаемое на родном языке. Демократические тенденции проявились в организации жизни церкви, существенно возросла роль мирян. В XVI-XVII вв. кальвинизм стал идеологической основой первых буржуазных революций в Европе.

Кальвинизм разделяется на реформатские вероисповедания, получившие распространение во Франции (гугеноты), Нидерландах, в некоторых областях Германии, Венгрии, Чехии, и пресвитерианство и конгрегационализм, распространенные в Англии. Современный кальвинизм, разделяющийся на ряд течений, насчитывает 40-50 млн последователей. Кальвинизм оказал значительное влияние на социокультурную динамику западного общества, воздействовал на становление таких направлений западной мысли, как утилитаризм, прагматизм, позитивизм.

Англиканство

Англиканство возникло в Англии в середине XVI в. в результате реформы церковной организации, проведенной королем Генрихом VIII, объявленным главой церкви. Англиканство сохраняет значительную близость к католической церкви (сохранение иерархии, трех степеней священства). Англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой.

Церковь Англии является одной из государственных церквей Великобритании (другая - пресвитерианская Церковь Шотландии). Ее главой является монарх. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский назначаются монархом по рекомендации правительственной комиссии. Англиканской церкви принадлежат крупные землевладения, недвижимое имущество и капитал. Англиканская церквь осуществляет широкие экуменические контакты с римско-католической церковью и протестантскими направлениями. Число последователей англиканства составляет около 68 млн человек. В Англиканское содружество (Anglican Communion) входят 25 автономных церквей. Высшие иерархи этих независимых церквей периодически встречаются на Ламбетских конференциях.

Баптизм

Баптизм, одно из самых многочисленных протестантских направлений, возник в Англии в начале XVII в. Основателем является Джон Смит (1554-1612). Название конфессии (от греч. baptizo - погружать в воду, крестить) связано с практикой крещения взрослых. Баптисты отличаются последовательностью в осуществлении протестантских принципов. Членами церкви считаются лишь «пережившие духовное рождение» люди, сознательно принявшие водное крещение. Евангелизация, распространение веры рассматривается как обязанность каждого верующего. К основным баптистским обрядам относятся водное крещение, хлебопреломление, бракосочетание и погребение. Решения принимаются на основе демократических процедур.

Баптизм в США является крупнейшей протестантской организацией, владеющей значительным капиталом, имеющей свои университеты, журналы, газеты, издательства. Баптизм представляет собой существенный компонент американизма. Американский баптизм играет ведущую роль во Всемирном союзе баптистов. В середине XIX в. баптизм начал распространяться среди населения Украины, в Поволжье и на Кавказе. В 1884 г. создается Союз русских баптистов. В конце XIX в. среди петербургской знати получают распространение идеи евангельского христианства - направления, близкого по вероучению баптистам. В 1944 г. в СССР в результате объединения баптистов и евангельских христиан был образован Союз евангельских христиан-баптистов. В 1945 г. к нему примкнула часть христиан веры евангельской (пятидесятников). В 1961 г. от СЕХБ откололась группа баптистов, не принявшая политику руководства Союза ЕХБ и образовавшая направление под названием Совет церквей ЕХБ.

Пятидесятничество

Одним из крупнейших протестантских направлений в современном мире является пятидесятничество. Название этого направления связано с новозаветным сюжетом о нисхождении Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы и получении ими способности пророчествовать на незнакомых языках (глоссолалия). Центральным в вероучении пятидесятников является догмат о «крещении Святым Духом». Современное пятидесятническое движение возникло в начале XX в. Первоначально харизматики выступали в роли духовной элиты различных церквей, затем организовывали свои движения. Пятидесятники представлены множеством движений и сект, руководители которых собираются на Всемирные пятидесятнические конференции. Пятидесятничество представляет собой динамичную разновидность протестантизма, насчитывающую более 50 млн последователей, в большинстве стран мира. В бывшем Совет ском Союзе общины пятидесятников до конца 1980-х годов находились на нелегальном положении. Наиболее крупными деноминациями пятидесятников на постсоветском пространстве являются христиане веры евангельской (ХВЕ), христиане евангельской веры (ХЕВ), евангельские христиане в духе апостолов.

Адвентизм

Адвентизм (от лат. - пришествие) возник в США в середине XIX в. В основе вероучения адвентистов лежит эсхатологическое учение о скором пришествии Христа, которым завершится извечная борьба Бога и сатаны. Все праведники будут воскрешены к вечной жизни. Основателем является проповедник Вильям Миллер, заявивший, что он определил дату второго пришествия Иисуса Христа. Во второй половине XIX в. лидером адвентистского движения становится Е. Уайт, утверждавшая идею близости пришествия, дату которого невозможно знать. Из направлений адвентизма наибольшее распространение получили адвентисты седьмого дня (АСД), празднующие субботу как священный день. Численность всех адвентистских союзов приближается к 7-8 млн. Национальные адвентистские организации объединены во Всемирный союз адвентистов.

Протестантизм – одно из трех ведущих направлений христианства, самое молодое по времени появления, объединяющее около 600 млн человек.

Возникает протестантизм в ХVI в. в результате Реформации – антикатолического движения в ряде европейских стран, направленного на преобразование церкви в духе евангельских идеалов, освобождение национальных церквей от диктата папы римского. Его идеологи считали себя возвращающимися к первоначальному, «чистому» христианству, которое было искажено новациями средневекового католицизма. Началом Реформации считается 31 октября 1517 г. , когда профессор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер выступил с 95 антикатолическими тезисами, осуждавшими торговлю индульгенциями. Появление термина «протестантизм» также связано с Реформацией в Германии. В 1529 г. немецкие князья заявили «Протест» в ответ на отмену Шпейерским рейхстагом обретенной ими в 1526 г. привилегии устанавливать религию для своих подданных, и отстояли право на реформы церковной жизни. В дальнейшем понятие «протестантизм» (от лат. protestans – возражающий, несогласный) стало употребляться для обозначения всей совокупности христианских направлений, генетически связанных с Реформацией.

Реформация отразила потребности нарождавшейся буржуазии, заинтересованной в удешевлении и либерализации церкви, ее модернизации в духе индивидуализма. Факторами Реформации стал рост в обществе антифеодальных настроений, разногласия между католической церковью и городами, борьба князей за независимость от Папы Римского, недовольство светских правителей по поводу чрезмерных притязаний церкви на управление мирской жизнью, а также гуманистическая критика церковных злоупотреблений, образа жизни духовенства. Идейные истоки Реформации лежат в антипапских движениях позднего Средневековья. В XIV в. с идеей церковного суверенитета английской церкви выступал Джон Виклиф , отрицавший верховенство Папы Римского, институт монашества и др. В XV в. за возвращение к принципам раннего христианства ратовал чешский реформатор Ян Гус , приговоренный за свои убеждения к сожжению на костре.

В отличие от православия и католицизма, протестантизм никогда не представлял собой единого целого, являясь конгломератом течений, имеющих вероучительную, культовую и организационную специфику. Но при всем их своеобразии могут быть выделены черты, свойственные большинству направлений. Протестантизм признает общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, откровении, двойной природе Иисуса Христа (божественной и человеческой); об искупительной жертве Христа, его воскресении и вознесении; о бессмертии души, аде и рае. Особенности протестантизма обусловлены его тремя главными принципами: личной веры, исключительного авторитета Библии и всеобщего священства . Протестанты считают, что оправдание и спасение может быть достигнуто только благодаря личной вере в искупительную жертву Иисуса Христа. Одновременно отвергается значимость добрых дел для спасения, вера в заступничество святых, в чистилище, в действенность индульгенций. Согласно доктрине о предопределении, посмертная судьба человека предрешена Богом.

Протестанты признают исключительную вероучительную роль Библии , рассматривают ее единственным источником божественного откровения. Священное предание отвергается как богооткровенное, но может использоваться для лучшего понимания Священного писания. Библия переведена на национальные языки, ее изучение и толкование рассматривается одной из обязанностей верующего. Принцип всеобщего священства подразумевает право каждого христианина на проповедь «слова Божьего», совершение богослужений. Тем самым отвергается посредническая роль церкви, упраздняется догматическое различие между священниками и мирянами, церковная иерархия. Протестанты имеют профессиональных служителей культа (пасторы, пресвитеры, проповедники), но они избираются общиной и подотчетны ей. Отсутствует целибат, монашество, монастыри. Отрицается власть в церкви какого-либо первосвященника, прежде всего папы римского, а нередко и епископат. Если епископство существует, то рассматривается как высшая церковно-административная должность.

Протестанты значительно упростили культовую деятельность. Главное место в богослужении отведено проповеди, молитве, чтению Библии, пению псалмов. Из семи таинств сохранено два – крещение и причащение (Вечеря Господня), которые восходят к Новому завету. Они рассматриваются преимущественно как главные обряды, и не связываются с обретением божественной благодати. Большинство протестантов отказалось от традиционных христианских обрядов – почитания икон, святых, мощей, культа Девы Марии, молитв за умерших, от поста, паломничеств и т.п. Сохранена часть праздников, связанных с Иисусом Христом. Молитвенные дома освобождены от пышного убранства, от алтарей, икон, статуй, колоколов, служители культа не имеют специального облачения. Церковное устройство имеет три основные формы: епископальную (группы общин управляются епископом), пресвитерианскую (соседние общины создают пресвитерию, обладающую некоторыми функциями контроля), конгрегациональную (каждая община фактически независима). Протестантские направления нередко имеют объединения на национальном и международном уровнях. Интеграционная тенденция привела к созданию в 1948 г. Всемирного совета церквей (ВСЦ), который стал руководящим органом экуменизма – движения за объединение христианских конфессий. В деятельности ВСЦ участвуют и некоторые православные церкви, включая РПЦ.

Протестанты проживают в большинстве стран мира, но преобладают в скандинавских странах, США, Великобритании, Папуа–Новой Гвинее, в некоторых островных государствах Америки и Океании. Значительное распространение протестантизм получил также в Германии, Бразилии, Швейцарии, Нигерии, ЮАР, Кении, Австралии, Южной Корее и ряде других стран. Мировым центром протестантизма являются США, где расположены штаб-квартиры многих протестантских организаций, а протестантизм исповедуют около 160 млн человек (61% населения). На территории Беларуси протестантизм в формах кальвинизма, антитринитаризма (отрицали догмат Троицы) и лютеранства появляется в середине XVI в., в период Реформации в Великом княжестве Литовском, но под натиском контрреформации уже к началу XVII в. утрачивает свое влияние.

Протестантизм подразделяется на два исторических типа – классический и поздний. Классический состоит из трех основных направлений – лютеранства, кальвинизма и англиканства , возникших в XVI в .

Лютеранство – исторически первое направление протестантизма, умеренно реформированная церковь, сформировавшаяся под определяющим влиянием идей М. Лютера (1483–1546). Лютеране разделяют основные общехристианские и протестантские догматы. Их доктрина изложена в Книге согласия , которая включает три исторических символа веры христианства, Аугсбургское исповедание веры, его Апологию, катехизисы М.Лютера и др. Все эти документы трактуются как подчиненные Священному писанию – единственному источнику вероучения. Догматика лютеранства строго христоцентрична. Принята идея о спасении и оправдании человека Божьей милостью через личную веру в Иисуса Христа, догмат о предопределении Богом к спасению избранных людей. Важность добрых дел не отрицается, но они рассматриваются как производные веры. Признаются таинства крещения и причащения. Крещение совершается в детском возрасте, путем окропления водой. Оно символизирует рождение во Христе, прощение грехов и освобождение от власти зла. Причащение выражает союз верующего с Богом, приобщение к телу и крови Иисуса Христа. Другие таинства (кроме исповеди) практикуются как простые обряды. Богослужения упрощены, но сохранен ряд элементов католической мессы. Используются свечи, ладан. Иконы не признаются, но в церквях допускается настенная живопись на библейские темы, имеется алтарь, распятие. Отрицается поклонение святым, их мощам, сокращено количество христианских праздников. Официальным церковным символом признается четырехконечный крест.

Провозгласив священство всех верующих, лютеранство сохранило сословие священнослужителей (пасторы). Рукоположение (ординация) признается как традиция ранней церкви, существует и практика ординации женщин. Пасторы имеют особые церковные облачения. Они избираются, в сане остаются пожизненно. Единая система церковного устройства отсутствует, существуют епископальные, пресвитерианские и конгрегациональные формы организации. Делами церквей, возглавляемых епископами, управляют синоды, которые состоят из священнослужителей и мирян. Действует Всемирная лютеранская конференция (1947), координирующая деятельность региональных организаций. Последователи лютеранства составляют около 76 млн человек. Наиболее многочисленные организации – в Германии (27 млн) и США (12 млн). Лютеране образуют большинство населения в Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии, Исландии. Значительные группы имеются во многих других европейских странах, а также в Бразилии, Танзании, Эфиопии, Намибии, Индонезии, Индии. В Беларуси лютеранство было изначально (с XVI в.) связано с представителями немецкой национальности. В Республике Беларусь оно признано традиционной религией, действуют 22 общины этой конфессии.

Кальвинизм – радикально реформированное направление классического протестантизма. Возникает оно в Швейцарии благодаря реформаторской деятельности Ульриха Цвингли (1484–1531), которую в 30-х гг. XVI в. продолжил эмигрант из Франции Жан Кальвин (1509–1564). Последователи Кальвина стали называть себя кальвинистами, или реформатами. Кальвинизм не признает Священное предание, главным требованием к верующим является точное следование Библии, которая считается единственным непогрешимым стандартом веры и жизни. Особым авторитетом пользуются труды Кальвина – «Наставления в христианской вере» и «Женевский катехизис» . Доктрина кальвинизма зафиксирована в Галликанском (1559), Бельгийском (1561), Вестминстерском (1647) и др. исповеданиях. Одна из важнейших особенностей вероучения кальвинизма – идея абсолютного предопределения посмертной судьбы человека. Бог еще до творения мира определил одних к спасению, а других – к вечным мукам в аду, и ни вера, ни добрые дела не могут изменить их судьбу. Знаками предопределения к спасению считаются профессиональные успехи человека.

Культовая практика в кальвинизме существенно упрощена, даже в сравнении с лютеранством. Крещение и причащение рассматриваются как символические обряды. Богослужение в кальвинистской церкви – простые проповеди пресвитера или его помощников, чтение молитв и пение псалмов на родном языке. Кальвинисты отказались не только от почитания святых, реликвий и мощей, от монашества, от скульптур и икон, но и от любых сакральных изображений, от органной музыки, креста, алтаря, свечей, ладана, специального облачения для духовенства, ряда религиозных праздников и т.п. Существенно демократизирована организация церкви, но введен надзор за бытом и образом жизни мирян. Проповедуется строгий мирской аскетизм в личной жизни, обязательное посещение церкви, жесткое соблюдение нравственных предписаний.

Кальвинизм существует в трех формах: реформаторство (возникло в континентальной Европе), пресвитерианство (имеет корни на Британских островах) и конгрегационализм (отличается отсутствием пресвитерий). Управляются церкви либо пресвитериями (образуются священниками и старейшинами общин из числа мирян), либо непосредственно собраниями конгрегаций (общин). Старейшины-миряне помогают священникам в поддержании дисциплины и управлении общинами. Сбором пожертвований ведают диаконы. Кальвинистские церкви действуют в 120 странах, имея около 62 млн прихожан – прежде всего в Нидерландах, Швейцарии, Венгрии, Германии, Великобритании, Франции, США, Южной Корее, Индонезии, ЮАР, Нигерии, Гане, Кении. В 1970 г. был создан Всемирный альянс реформатских церквей, объединивший большую часть кальвинистов мира. В истории Беларуси кальвинизм известен с середины XVI в., до рубежа XVI–XVII вв. он был наиболее влиятельной организацией протестантизма. В Республике Беларусь действуют 2 общины реформатского направления и 1 община пресвитериан.

Англиканство – наименее реформированное направление классического протестантизма. Начало англиканству положил парламентский акт 1534 г. , по которому Церковь Англии отделялась от римско-католической, а король Генрих VIII провозглашался в Англии главой церкви вместо Папы Римского. Формальным поводом к этому послужил конфликт с папским двором, нежелание папы санкционировать бракоразводный процесс монарха. Модернизация англиканства осуществлялась в течение тридцати лет, что получило отражение в ряде доктринальных документов – «10 статей» (1536), «Книга епископов» (1537), «6 статей» (1539), «Книга короля» (1543), «42 статьи» (1552). В 1549 г. был опубликован официальный служебник – «Книга общественного богослужения». При королеве Елизавете I в 1562 г. были приняты «39 статей », которые до настоящего времени остаются догматической основой англиканского вероучения. «39 статей» стали своего рода компромиссом между пропротестантскими и прокатолическими партиями Англии, поэтому многие их положения изложены в обтекаемых формулировках.

Основным вероучительным авторитетом для англиканства является Священное писание. Признаются также три исторических христианских символа веры, а также догматические решения первых четырех Вселенских соборов. Принимая догматы раннего христианства, англикане сохранили католическое учение о филиокве. Отказались от догматов о сверхдолжных заслугах святых, чистилище и главенстве Папы Римского, от практики индульгенций. Не принимая католическую доктрину пресуществления (чудесное превращение при причащении хлеба и вина в тело и кровь Христа), англикане не приняли кальвинистскую идею об элементах причастия как простых символах тела и крови Иисуса, и примкнули к компромиссному учению лютеранства об их реальном присутствии в причастии. В целом из семи таинств сохранено лишь два – крещение и Вечеря Господня. Отвергается монашество, целибат, почитание святых мощей, реликвий, икон. Обрядность англиканства более проста по сравнению с католической, но богослужения отличаются большей торжественностью, чем у других протестантов. Службы проводятся на национальном языке.

Наряду с положением о спасении человека личной веры сохранена доктрина о добрых делах и о спасающей роли церкви, причем особо подчеркивается апостольское преемство церковной иерархии. Ритуал ординации не рассматривается как сообщение священнику особой, божьей благодати. Возможно священство и для женщин. Существует три степени священства (диаконы, священники, епископы). Церковь имеет епископальное устройство, епископы избираются синодами. Особый порядок существует в церкви Англии. Она является государственной и подчиняется королю. Король назначает епископов и архиепископов, служители культа получают жалование от государства. Титул примаса всей Англии по традиции имеет архиепископ Кентерберийский. В современном мире насчитывается около 30 англиканских церквей и церковных организаций. Они входят в Англиканский союз церквей, имеют консультативный орган – Ламбетские конференции, проводящиеся с 1867 г. Англиканство распространено в Англии, Ирландии, Шотландии, США, Австралии, Уганде, Нигерии, ЮАР, в других бывших английских доминионах и колониях, насчитывая около 69 млн прихожан.

Поздний протестантизм (неопротестантизм) объединяет реформаторские течения, появившиеся в XVII–XIX вв. в результате обособления от ранних форм протестантизма. Среди его основных направлений – пятидесятничество, баптизм, адвентизм, Свидетели Иеговы, мормонство, Новоапостольская церковь и др. Многие формы неопротестантизма представлены в современной конфессиональной структуре Беларуси. По общему числу общин они занимают второе место, после православия, но их сторонники составляют около 70 тыс. человек, что менее 1 % населения республики.

Баптизм (от греч. baptizo – погружать, крестить в воде) возникает на основе радикального крыла англиканства в Англии и Нидерландах в начале ХVII в. , его основателем считается бывший англиканский проповедник Джон Смит (ок. 1554–1612). В XVII–XIX вв. баптистские организации распространяются в США и континентальной Европе. Выделяют два направления баптистов: «общие» и «частные». «Общие» считают, что искупительная жертва принесена Христом для спасения всех людей, и их судьба зависит от свободной воли, а «частные» придерживаются кальвинистской доктрины, согласно которой Христос искупил грехи только избранных к спасению. Единственным источником вероучения и культа баптисты признают Библию, прежде всего Новый завет. Они не признают святых, монашество, Христа считают единственным посредником между Богом и людьми. Проповедуют «греховность мира» за пределами общин, принцип «Жить в мире, но быть не от мира сего» (подчиняться земным законам, но духовно жить во Христе). Баптисты отрицают культ икон, креста, крестное знамение, крещение новорожденных.

Главная особенность баптизма – т.н. «сознательное крещение» . Оно совершается по воле самого человека, обычно в 12–14 лет, путем погружения в воду. К крещению допускаются верующие, выдержавшие испытательный срок («приближенные»). Другим основным обрядом считается хлебопреломление (причащение), трактуемое как воспоминание о последней трапезе и жертвенной смерти Иисуса Христа. Практикуются также особые ритуалы бракосочетания и погребения. На молитвенных собраниях главное внимание уделяется проповеди, чтению Библии, молитвам и исполнению религиозных гимнов. Большое значение придается «евангелизации» – распространению своей веры. Обязанности священнослужителей исполняют назначаемые пасторы, общинами руководят миряне. Большинство баптистских организаций имеет конгрегациональное устройство, но существуют и объединения на региональном и национальном уровнях. Действует Всемирный союз баптистов (1905), координирующий работу общин в более чем 180 странах. Наиболее широкое распространение баптизм получил в Северной Америке, главным образом в США, где проживает около 48 млн. из 75 млн. баптистов мира. Их организации многочисленны также в Индии, Эфиопии, Бразилии, Нигерии и ряде других стран.

На территории Беларуси баптизм появляется в 1870-х гг. Значительное распространение он получил в Советской России. В 1944 г. на основе организаций баптизма и родственных ему евангельских христиан был создан Союз Евангельских христиан-баптистов (Союз ЕХБ), в 1945 г. – Всесоюзный Совет ЕХБ, в который вошли и некоторые другие протестантские организации. В настоящее время баптисты в Беларуси составляют около 14 тыс. человек, объединенных в два союза. Союз ЕХБ насчитывает 257 общин; представляет собой умеренное направление в баптизме. Второе объединение – Совет Церквей ЕХБ (более 20 общин, которые отказываются от регистрации, проповедуют религиозный фундаментализм, выступают за неподконтрольность государственным органам).

Пятидесятничество – крупнейшее религиозно-мистическое направление в позднем протестантизме. Оно возникло на рубеже ХІХ–ХХ вв. в США, основателем обычно считают Чарлза Фокса (1873-1929). В настоящее время в США насчитывается около 30 крупных пятидесятнических объединений, наиболее влиятельные из которых – «Ассамблеи Бога», «Церковь Бога», «Церковь Святости». Наименование культа происходит от новозаветного сказания о сошествии Святого Духа на апостолов на 50-й день после вознесения Христа , после чего они заговорили на «иных языках». Главная специфическая черта пятидесятников – вера в крещение верующих Святым Духом, в результате чего они получают «дары Святого Духа». Видимым признаком «духовного крещения» признается глоссолалия (дар говорения на «иных языках»), что проявляется в экстатическом смехе, плаче, бессвязных звуках и т.п. Большинство других христиан к глоссолалии относится отрицательно.

Пятидесятники признают богодухновенность Библии, верят в спасение путем принятия веры и духовного возрождения, в божественное исцеление, в пророчества, в конец света. Спорными у них являются вопросы триединства бога, обретения спасения, организационной структуры и др. В пятидесятничестве существует множество направлений, которые объединяются в пять основных групп: 1) пятидесятники двух благословений , признающие в качестве Божьих благословений обращение (принятие веры) и крещение Духом Святым. Их объединяют «Ассамблеи Бога» и др. организации; 2) пятидесятники трех благословений , добавляющие к двум названным благословениям третье – освящение, или рождение свыше как полное очищение от всех грехов («Церковь Бога» и др.); 3) радикальные пятидесятники , исповедующие также и Божественное исцеление, пророчества и т.д. Они немногочисленны, объединяются в «Независимые ассоциации Бога»; 4) апостольские пятидесятники , руководимые живыми «апостолами» и «пророками» («Апостольская церковь» и др.); 5) пятидесятники-унитарии , отличающиеся признанием одной, а не трех ипостасей Бога («Евангельские христиане в духе апостолов» и др.).

Пятидесятники имеются в подавляющем большинстве стран мира, составляя около 84 млн верующих. Наиболее многочисленные общины действуют в Бразилии, США, Чили, Мексике, Нигерии, Конго, Южной Корее, Индонезии, Индии. На территории Беларуси пятидесятничество известно с первой трети XX в. В настоящее время официально действует 547 общин, которые насчитывают около 40 тыс. человек. Они объединены в три основные конфессии: Христиане веры евангельской (ХВЕ), Христиане полного евангелия (ХПЕ) и Христиане веры апостольской (ХВА). ХВЕ имеют 482 общины, объединенные в Союз ХВЕ, который входит во Всемирный Союз «Ассамблеи Бога». Здесь формируется институт профессиональных служителей культа, созданы средние и высшие духовные учебные заведения, миссии, благотворительные организации, издается религиозная литература. ХВА отличаются отрицанием триединства Бога. ХПЕ (др.: «неопятидесятники», «харизматики») проповедуют иудео-христианство, их культовая практика наиболее экстатична. Нелегально действует несколько общин Христиан евангельской веры (ХЕВ), для которых особенно характерны изоляционизм, обостренный эсхатологизм, фундаментализм, негативизм в отношении окружающего мира.

Адвентизм (от лат. adventus – пришествие) возник в 1830-х гг. в США. Его основатель Уильям Миллер (1782–1849) приобрел популярность после своего предсказания (1831), что второе пришествие Христа состоится в 1843 г. Несмотря на провал пророчества и «великое разочарование», идея скорого второго пришествия и конца света стала основой нового протестантского направления. В ходе богословских споров адвентизм распался на ряд течений. Самое крупное из них – Адвентисты седьмого дня (АСД). Большую роль в создании АСД, обособившихся в 1844 г. и организационно оформившихся в 1863 г. , сыграла «пророчица» э ллен Уайт (1827–1915).

АСД считают Библию единственным авторитетом в делах веры, признают триединство Бога, веру считают единственным условием спасения. Главным догматом остается вера в близкое второе пришествие Христа. Несостоявшееся пришествие в 1843 г. объясняют тем, что Христос пришел в этот год не на землю, а на небо. АСД пересмотрели традиционное христианское учение о бессмертии души, аде и рае. Бессмертие, в их представлении, будет даровано Христом лишь праведникам, которые будут воскрешены и станут жить с ним на небе в течение тысячи лет, после чего вернутся на совершенную и обновленную Землю. Грешников после второго пришествия ожидает смерть через сожжение. Еще одной характерной чертой АСД является празднование субботы вместо воскресенья. В субботу не разрешается работать и даже готовить пищу. В этот день проводятся молитвенные собрания, состоящие из проповедей, молитв и пения гимнов. Почитание АСД субботы (библейского «седьмого дня» ) обусловило и название этого направления позднего протестантизма.

Важнейшими обрядами адвентизма являются крещение, допуск к которому определяется членами общины путем голосования, и хлебопреломление, перед которым верующие моют друг другу ноги в знак смирения (ритуал «омовения ног»). Обряды совершаются пасторами. Принятая АСД «санитарная реформа» включает ряд запретов – есть свинину, ракообразных и других «нечистых животных», употреблять алкогольные напитки, кофе и чай, курить табак. Ограничивается секс, верующим не рекомендуется посещать увеселительные мероприятия (кино, театр и особенно цирк). Воспрещаются азартные игры, танцы, использование косметики и ношение ювелирных украшений. Не одобряется чтение художественной литературы. Как и многие другие протестанты, адвентисты должны передавать общине десятую часть своих доходов. Организация АСД строго централизована, руководящим органом является периодически созываемая Генеральная конференция и ее постоянно действующий Исполнительный комитет. Практикуется чрезвычайно активная миссионерская работа, благодаря которой адвентисты действуют в 190 странах, насчитывая около 16 млн человек. На территории Беларуси адвентизм известен с первой трети XX в. В настоящее время насчитывается 69 общин, около 5 тыс. верующих.

Свидетели Иеговы были основаны в 1878 г. в США Чарлзом Расселом (1852–1916). С 1884 г. организация иеговистов называлась Обществом сторожевой башни (Товарищество исследователей Библии), в 1931 г. было принято современное наименование – Свидетели Иеговы , что обосновывается ссылками на Книгу пророка Исайи (43:10-12) о «свидетелях» всемогущества Бога. Свидетели Иеговы признают Библию «словом Бога», но пользуются собственным переводом Священного писания, в котором везде проставлено древнееврейское имя Бога – Иегова.

Вероучение иеговистов значительно отличается от других направлений христианства. Они отвергают доктрину Троицы, учат о единственном и едином Боге – Иегове . Дух Святой считается деятельной силой Иеговы. Иисус Христос рассматривается первым и высшим божественным творением, духовным сыном Иеговы, святым человеком, который за грехи людей умер на столбе (крест считается языческим символом), воскрес и вознесся на небо, а с 1914 г. незримо присутствует на земле. Свидетели Иеговы отрицают общехристианские идеи о бессмертии души всех людей, аде для грешников. Они верят в близкий конец света, предрекают скорую решающую битву армии Христа с силами зла – армагеддон , в результате которой сатана будет повержен, а на земле для праведников будет установлено тысячелетнее Царство Божье. На Страшном суде грешники будут уничтожены, 144 тыс. избранных праведников («помазанные духом божьим» руководители свидетелей, или «малое стадо») обретут бессмертие в небесном царстве, а другим «овцам» будет даровано бессмертие в земном раю. Конец света иеговисты назначали на 1872, 1874, 1914, 1925, 1975, 1984 гг.

Специфична обрядность Свидетелей Иеговы. Символический характер носит крещение, раз в году совершается «вечеря поминания смерти Христа», на которой избранные свидетели могут принимать хлеб и вино. В воскресные дни устраиваются собрания, на которых читают молитвы, поют религиозные песни, изучают Библию. Молитвенные здания («залы царства») не имеют церковной атрибутики. Христианские праздники не отмечаются, запрещено отмечать и дни рождения. Все крещеные члены общины считаются священниками. Огромное значение придается миссионерской работе («от двери к двери»), распространению издаваемой значительными тиражами религиозной литературы – журналов «Сторожевая Башня» , «Пробудитесь!» , буклетов и книг. Иеговисты не участвуют в общественной жизни, государственную власть рассматривают как орудие сатаны, отказываются проходить службу в вооруженных силах. Отстаивают исключительность своего учения, отличаются негативным отношением к другим религиям, считая лишь себя истинными христианами. Отвергают переливание крови, которое рассматривается ими как нарушение библейского запрета принимать кровь в пищу.

Организация Свидетелей Иеговы строго централизована. Ее главный религиозно-административный центр – Руководящая корпорация из 15 человек во главе с президентом, которая расположена в Бруклине (район Нью-Йорка). Весь мир разделен на зоны во главе с уполномоченными представителями Руководящей корпорации. Зоны состоят из филиалов, филиалы – из областей, области – из районов, которые объединяют до 20 собраний свидетелей. Руководители подразделений назначаются вышестоящей структурой. Свидетели Иеговы имеются в подавляющем большинстве стран мира, составляя более 4 млн верующих. Особенно много их в США, Бразилии, Мексике, Аргентине, Нигерии, Италии, на Филиппинах. На территории Беларуси приверженцы иеговизма появились в 1920-х гг., в настоящее время имеется 26 общин, около 3 тыс. иеговистов.

Новоапостольская церковь была создана в 1863 г. в Великобритании сторонниками возрождения в христианстве апостольских традиций. Новоапостольцы признают бессмертие души, триединство Бога, искупительную жертву Иисуса Христа, его воскресение и вознесение на небо, верят во второе пришествие Христа для установления тысячелетнего Царства Божьего на земле и т.д. Главная особенность этой конфессии – восстановление апостольской преемственности путем избрания «живых апостолов» . Ныне их более 200, один из которых («старший апостол») считается видимым воплощением Христа на земле. Практикуются три таинства: крещение, причащение и «запечатление Святым Духом». Водное крещение рассматривается как возрождение человека к новой жизни, причащение проводится не только для живых верующих, но и для умерших. Таинство «запечатления Святым Духом» понимается как принятие Духа Святого, происходит посредством рукоположения и молитвы «апостола». На собраниях произносятся проповеди, молитвы, поются гимны, совершаются причащения, обряды отпущения грехов и др. Новоапостольская церковь является строго централизованной организацией. Верховное руководство осуществляется 12 «апостолами» во главе со «старшим апостолом», резиденция которого находится в Цюрихе. Апостолы назначают епископов, старейшин, пасторов и евангелистов. Приходы Новоапостольской церкви действуют в 190 странах мира, объединяя около 7 млн человек. Более всего новоапостольцев в Германии, странах Центральной и Южной Африки, Канаде. В Беларуси приверженцы этой организации появились в начале 1990-х гг. Ныне зарегистрировано 20 новоапостольских общин, включающих около 2,5 тыс. верующих.

Мормонство возникло в США в 1830 г. , когда Джозеф Смит (1805–1844) основал «Церковь Иисуса Христа Святых Последних дней» . Адепты культа верят в пророчество Смита, что он получил от Бога посредством ангела Морония откровение и повеление возродить истинную христианскую церковь. Название организации связано с легендой о неком пророке Мормоне , книга которого, «чудесно» переведенная Смитом, стала у мормонов священной. Главными источниками вероучения, наряду с «Книгой Мормона» , рассматриваются написанные Смитом «Учение и заветы» и «Драгоценная Жемчужина» , а также Библия. Многие положения сочинений Смита концептуально противоречат библейскому учению, поскольку пропагандируют политеизм, утверждают о существовании множества миров, управляемых своими богами. Спасение («закон вечного прогресса») мормоны понимают как постепенный процесс возвышения – превращения человека в бога. Считается, что личность, достигшая божественного состояния, способна создавать свои миры и населять их произведенным в земной жизни потомством. С этим связан особый культ семьи и чадородия (в XIX в. практиковалась полигамия). Условиями спасения мормоны признают не только личную веру во Христа и преданность Богу, но и совершение таинств, служение своей организации.

Согласно составленного Дж. Смитом символа веры (1842), мормоны должны верить в Бога-Творца, Иисуса Христа и Святого Духа, в наказание человечества за грехи, в искупление Христа, в посредничество между Богом и человеком избранных людей, в ангелов и демонов, в пророчества и видения, в непрерывные откровения от Бога, во второе пришествие Христа и его тысячелетнее царствование на земле, в Страшный суд, в ад и рай и др. Центром будущего мира мормоны считают Америку, а себя – «новым Израилем». В культовой практике наибольшее значение придается обрядам крещения и возложения рук. Крещение означает прощение грехов и прием в члены общины. Возложение рук (конфирмация) связывается с получением дара Святого Духа для очищения, освящения и просвещения верующего. Важным компонентом учения является доктрина о спасении мертвых, согласно которой совершаются акты крещения мертвых душ («заместительное крещение») с целью их приобщения к «церкви святых». Богослужения мормонов состоят из проповеди, чтения и исполнения гимнов. Большое значение придается миссионерской деятельности, молодые мормоны считают ее своим священным долгом. Наряду с молельными домами существуют и мормонские храмы (ныне их 100), в которые имеют доступ только избранные. В храме мормоны проходят своеобразное посвящение, получают «тайное имя» и приносят клятву верности своей организации.

«Церковь Святых» имеет сложную иерархию. Ее глава – пророк, образующий с двумя советниками «высшее президентство». Оно управляет «кворумом двенадцати апостолов», а тот, в свою очередь – «кворумом семидесяти», которому подчиняются возглавляемые президентами «ограды». «Ограды» состоят из «стражей» – приходов одной местности, во главе которых стоят епископы. Общее число мормонов, проживающих более чем в 100 странах мира – около 8 млн человек. Большинство их них живет в США, где в г. Солт-Лейк-Сити (штат Юта) находится мировой центр организации и главный мормонский храм. В Беларуси мормоны известны с начала 1990-х гг., ныне зарегистрированы три общины (около 300 человек).

Среди множества направлений позднего протестантизма, не получивших распространения в Беларуси, выделяются квакеры, методисты, меннониты, Армия Спасения.

Секта квакеров (от англ. quake – трястись, дрожать) возникла в Англии в ХVII в. как «Общество друзей внутреннего света» . Особенность их вероучения проявляется в утверждении, что истина веры заключается в неком акте «озарения святым духом» или «внутренним светом», который свидетельствует о вечном присутствии Христа в каждом верующем. Признавая Библию единственным источником веры, квакеры отказались от внешней обрядности, религиозных атрибутов, института духовенства. Характерная черта их молитвенных собраний – установление после чтения Священного писания т.н. «творческого молчания», когда верующие в состоянии внутреннего сосредоточения ожидают сошествия на них Святого Духа. Общины квакеров имеются главным образом в США, Великобритании, Канаде, странах Восточной Африки.

Методизм сложился в первой половине ХVIII в. на почве англиканства, сохранив с ним значительную близость по вероучению и культу. Свое название методисты получили за особое религиозное рвение, упорство и методичность в изучении Библии. Организации этого направления существуют более чем в 100 странах мира, шире всего представлены в США, Великобритании, ЮАР.

Меннонитство (от имени основателя – Менно Симонса ) зародилось в ХVI в. в Нидерландах. После неудачной попытки создания т.н. Королевства Святых (государства с полным обобществлением собственности и женщин) многие меннониты переселились в Пруссию, Россию, затем в Канаду и США, где и ныне проживает самая большая группа приверженцев этой религии. Источником вероучения выступает написанный Менно Симонсом «Фундамент истинной христианской веры» . Приоритетное значение придается личной вере. Меннонитам особо свойственны идея крещения в сознательном возрасте (до ХХ в. они называли себя «сознательно крещающиеся»), вера в грядущее установление тысячелетнего царства божьего на земле, отказ от военной и государственной службы.

Религиозно-благотворительная организация Армия Спасения основана в 1865 г. в Лондоне Уильямом Бутсом . Признавая основные идеи христианства (о Троице, двойственной природе Иисуса Христа, греховности людей, бессмертии души, воскрешении из мертвых и Страшном Суде), последователи Армии Спасения верят в возможность достижения человеком при жизни полной святости. Специфическими чертами данного направления является полный отказ от традиционных христианских обрядов и таинств, включая крещение и причащение. Организации свойственны военизированный характер, жесткая дисциплина, ношение единой формы, ее члены имеют звания от солдат до генералов. Наряду с молитвенными собраниями, сбором пожертвований, благотворительной и миссионерской деятельностью, в Армии Спасения практикуются маршировка, коленопреклонение и молитвы по команде и под звуки оркестра. Ее приверженцы проживают более чем в 80 странах, но главным образом в США, Индии, Кении, Индонезии.

В целом протестантизм распадается на сотни течений и толков, что обусловлено его идеей всеобщего священства.

Введение

3. Основные направления протестантизма

4. Современные протестантские церкви в России

5. Религиозное содержание протестантизма

Заключение

Список использованной литературы

Введение

ПРОТЕСТАНТИЗМ, религиозное движение, включающее все те западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции, но отличаются от римско-католической традиции. Слово "протестант" впервые было использовано на рейхстаге в Шпейере (1529) для обозначения участников, подписавших Protestatio, документ, в котором открыто высказывалось несогласие с решением рейхстага запретить ряд реформ внутри церкви. Позднее "протестантами" стали называть всех, кто вышел из повиновения папе в ходе переворота 16 в., вошедшего в историю под именем Реформации. С тех пор протестантизм раздробился на многочисленные семейства церквей и не связанных друг с другом сект, и слово превратилось в собирательное понятие, за которым не стояло какое-либо конкретное вероисповедание.

1. Возникновение протестантизма. Реформация

Протестантизм как течение христианства принадлежит не только истории христианства. Он и сегодня является влиятельной духовно-интеллектуальной силой. Дело не только в сотнях миллионов его последователей, но и в духовном наследии таких властителей дум современности, философов Запада как Карл Барт (1886-1968 гг.), Карл Ясперс (1883-1969 гг.), Мартин Лютер Кинг (1929-1968 гг.), Альберт Швейцер (1875-1965 гг.), Билли Грэм (р. 1926 г) и другие.

История протестантизма связана с именами величайших представителей человечества, его культуры. Чтобы понять это, обратимся к фактам. Начало XVI века в Европе - великая эпоха радикального перелома в европейской культуре, когда закладывается основа ее развития на столетия вперед. Это время благородных порывов и сожжения "еретиков", увлечения античной культурой и охоты на ведьм, благочестивых диспутов и изощренных пыток. Все это вливается в единый поток социального развития, формирует мироощущение, возвещающее наступление буржуазной эры.

Яростной защитницей средневековых порядков выступает католическая церковь. Она еще пользуется огромной властью. Однако к этому времени антицерковные движения достигают высшей точки. В Англии это направление было представлено в проповедях профессора Оксфордского университета Джона Виклифа (1320-1384 гг.), который требовал подчинения английской церкви в гражданских делах королю. Он также выступал против поборов римских пап с Англии, усомнился в праве церкви на индульгенции, настаивал на приоритете Священного Писания над церковным преданием.

Его идеи оказали влияние на взгляды профессора Пражского университета Яна Гуса (1369-1415 гг.), проповедовавшего отказ церкви от богатства и от продажи индульгенций. Сожжение Гуса на костре 6 июня 1415 года по приговору Констанцкого собора вызвало возмущение в Чехии.

Эти идеи дали начало движению, получившему название "Реформация". Его социальная база была крайне пестра. Для объединения этих разрозненных сил необходима какая-то общая программа. И она появилась: 31 октября 1517 года в Виттенберге местный священник Мартин Лютер прибил к воротам собора тезисы. Эти тезисы, как отметил Ф. Энгельс, "оказали воспламеняющее воздействие, подобно удару молнии в бочку пороха". Первоначально Лютер не помышлял о какой-либо радикальной реформе церкви. Главная идея его тезисов была в том, что для спасения требуется внутреннее покаяние грешников, которое нельзя заменить внешней денежной жертвой.

Рим ответил Лютеру угрозой отлучения и физической расправы. Но, как говорится, коса нашла на камень, и виттенбергский священник Мартин Лютер отказался подчиниться силе. Но и папа не мог уступить - конфликт к этому времени получил широкую огласку. Началась эскалация взаимных нападок и обвинений и 10 декабря 1520 года Лютер сжег публично папскую Буллу (указ), отлучающую его от церкви.

Суть же конфликта состояла в том, что католическую церковь, как социальный институт феодализма, нельзя было победить, не разрушив догматический фундамент, на котором она основывала свое господство в обществе. В догматическом плане такую роль играло богословское учение о том, что спасение людей невозможно без помощи церкви, без благодати, содержавшейся только в ней.

Чтобы в рамках христианства отвергнуть это богословское построение, необходимо было противопоставить земной ограниченности церкви всемогущество самого Бога. Иными словами, свободу людей от притязаний католицизма можно было обосновать, подчеркивая полную, абсолютную зависимость человека от создателя, неспособность грешника своим поведением (святыми делами и подвигами благочестия) повлиять на высшую божественную волю. Поэтому реформаторы решительно отвергали Священное Предание, утверждавшее церковь как особый божественный социальный институт, и единственным источником веры объявляли Библию.

Вместе с тем, особенности религиозного сознания, а также реальные усложняющиеся социальные условия приводили на практике даже в начале Реформации к возникновению различных, нередко враждующих течений. Реформация выдвинула несколько ярких выдающихся фигур: Мартин Лютер (1483-1546 гг.), Томас Мюнцер (1490-1625 гг.), Жан Кальвин (1509-1564 гг.), Ульрих Цвингли (1484-1531 гг.). Но главное, конечно, не в личности самих реформаторов, хотя и это очень важно, а, прежде всего, в различии социально-политической подоплеки их взглядов, общественной практики, которую они способны осветить. Лютер выступал против Рима, побуждаемый, прежде всего, опытом богопознания. Он прокладывал дорогу новому богословию и заранее не мог видеть весь путь. Кальвин моложе Лютера, и протестантские идеи он застает уже сложившимися. В свои 26 лет он издает "Наставление в христианской вере" (1536 г), в котором изложил протестантскую доктрину в систематической, безжалостно последовательной форме, вскоре ставшей энциклопедией протестантской мысли.

Появление протестантизма стало переломным моментом во всей европейской культуре. Духовную революцию совершили титаны по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености: Леонардо да Винчи, Макиавелли, Эразм Роттердамский. К ним, несомненно, относятся Лютер и Кальвин. Они были людьми верующими и новая духовность пролегала для них через религиозное чувство, через возрождение "апостольской веры". Для средневекового человека представление о Боге - не абстрактный, отвлеченный догмат. Для них Бог - высшая истина, вокруг которой группировались все их идеи и представления.

Группа немецких князей провела в своих владениях евангелические реформы. В 1529 году они заявили "протест" против отмены Шпейерским рейхстагом права решать вопрос о религии подданных, которого они добились в 1526 году. С этим событием связано происхождение термина "протестантизм", который стали употреблять для обозначения совокупности вероисповеданий христианства, генетически связанных с Реформацией.

2. Особенности протестантского вероучения, организации и культа

В соответствии с общим учением христианства протестантизм всех разновидностей стоит на той позиции, что знание религиозной истины дается человеку божественным откровением. Возникает, однако, существенный вопрос о критерии того, что из человеческих знаний относится к богооткровенной истине и что не соответствует ей или даже противоречит, где гарантия богооткровенности того или иного богословского тезиса.

В христианстве не вызывает сомнения положение о том, что основным источником откровения является Библия. Но в ней имеется много противоречий, а также непонятных мест, которые требуют истолкования и разъяснения. Для католицизма право такого толкования принадлежало только церкви, причем настолько непреложно, что мирянам даже запрещалось без руководства со стороны духовенства читать Библию.

Протестантизм лишал папство и церковь монопольного права толкования Библии. Для этого протестанты провозгласили право каждого верующего не только самостоятельно читать, но и толковать Библию. Что же касается Священного Предания, то протестантизм отказал ему быть источником откровения. "Только Библия" - это стало основным девизом всех протестантских церквей.

Реформаторы настаивали на личном отношении человека и Бога. Известно, что в ортодоксальном католицизме Бог мыслится как единство трех личностей: Бога-отца, Бога-сына и Святого Духа. Многовековая история церкви свидетельствует о том, что именно формулирование и истолкование догмата Троицы составляет своеобразный эпицентр богословских баталий. Официальное начало им было положено александрийским теологом Арием (IVвек), который подвергал сомнению второе лицо троицы - богоподобность Иисуса Христа.

Именно акцента личностном общении с Богом определил типологическую особенность протестантизма. На место церковного единообразия пришел религиозный и богословский плюрализм. Поэтому в разных странах и даже внутри одной страны возникали разные вероучения. Все они разделяли ключевые идеи и представления, определявшие их общий протестантский характер, (концепцию "личной веры", "крещения в духе", избранность и т.д.), но в зависимости от специфики политической борьбы и социальной позиции привычные символы и понятия приобретали особый характер. Так возникли его различные течения: англиканство, лютеранство, кальвинизм.

Прежде всего, атаке Мартина Лютера подверглась претензия католической церкви на небесное покровительство и представительство. Между человеком и Богом, как считал М. Лютер, не должно быть никаких посредников; Бог дает спасение по своей свободной воле, а вовсе не понуждаемый домогательствами грешника. Судьба человека определяется не церковью, но всецело милостью божьей, и верующий своими силами спасения добиться не может и не способен. Он обретает его лишь тогда, когда осознает себя безнадежно греховным существом, обретает личную веру в Бога и в искупительную жертву Иисуса Христа. Учение о "личной вере" как единственном и достаточном условии спасения, образует фундамент протестантской догматики и предполагает переосмысление всего традиционного учения.