Н екоторое время назад я отправился на рыбалку на торфяные озера Сергиево-Посадского района Подмосковья. Маршрут был привычным, план тоже – заезд вечером в субботу, ночевка в машине, а в три утра выход на воду на лодке. Однако в тот раз поездка совпала с очередной волной вылета комаров, активность которых увеличилась в десятки раз.
Салон автомобиля звенящие твари заполнили мгновенно, и, хотя штурмовой отряд был быстро перебит полотенцем, атаковали снова и снова. Любое открытие двери – вскипятить воду на чай, помыть руки, да и просто вздохнуть воздуха, наконец, приводили в бешенство.
Но самое неприятное началось к вечеру, поскольку в июльскую жаркую и влажную ночь спать в салоне машины не открывая окон – невозможно, а даже самая крошечная и фактически бесполезная полусантиметровая щель открывала путь комарам. Утро я встретил искусанным, невыспавшимся, с желанием выжечь все вокруг напалмом и мечтами о банальном домашнем пластиночном фумигаторе – это копеечное устройство могло бы сделать ночевку (да и «дневку» тоже) вполне комфортной...
Вернувшись домой, я с удвоенной силой взялся за изучение вопроса борьбы с комарами в салоне машины – как с личным интересом, так и в качестве колумниста раздела «Гаджеты» на «Колесах».
И с удивлением обнаружил, что 12-вольтовые автомобильные фумигаторы – редкость на оффлайн-прилавках. Они малочисленны и дороги (!) даже в китайских интернет-магазинах. Мониторинг Интернета выявил несколько описаний самодельных автомобильных фумигаторов, подтверждающих дефицитность фабричных устройств, а также многочисленные дискуссии на автофорумах и блог-площадках, где народ делится собственными методами борьбы с комарами в машине подручными средствами.
Собственно, первое, что приходит на ум – нагретая слегка на зажигалке пластинка для фумигатора, зажженная тлеющая репеллентная спираль или свеча. Методы просты и эффективны – комары быстро покидают салон автомобиля. Однако это временный успех: выигран бой, а не война! Ночевать так все равно невозможно – через приоткрытые для вентиляции окна насекомые быстро прилетят снова, привлеченные теплом дыхания, углекислым газом и запахом человека.
Более технологичный и долговременный вариант – использовать в качестве фумигатора лампу подсветки салона. Если снять плафон-рассеиватель, то в потолочный светильник можно поместить пластину «фумитокса», согнув её и запихнув между лампой и корпусом. Мощность лампы чаще всего составляет 3–5 ватт, и она неплохо греет пластину, будучи при этом лояльной к аккумулятору, даже если оставить её на ночь.
Такой лайфхак весьма эффективен – мы проверили – но подойдет явно не всем. Он не поможет, если вы опасаетесь что-то поломать, самостоятельно вскрывая светильник, если лампой управляет хитрая электроника с таймером, а также если лампа – светодиодная, не дающая нужного нагрева.
В качестве прочих альтернативных вариантов публика в «Интернет-курилках» озвучивает либо сложности, либо глупости. Как, например, установка на окна сеток съемной тонировки в качестве москитных или применение домашнего фумигатора на 220 вольт совместно с автомобильным инвертором 12/220.
Еще упоминаются карманные устройства под названием ThermaCell, где внутри горит крошечный огонек газового пламени и испаряет репеллент – но такие гаджеты недешевы и требуют дорогих оригинальных фирменных расходников – мини-картриджей с пропан-бутаном (антикомариные пластины подходят стандартные).
Также есть в продаже карманные каталитические грелки, работающие на принципе беспламенного горения бензина, и у некоторых из них имеется возможность установки стандартной пластинки «фумитокса». Эти устройства работоспособны, но, повторимся, недешевы и требуют определенных навыков обращения с ними, поскольку рассчитаны все же на применение на открытом воздухе, а не в салоне авто…
В магазинах запчастей и аксессуаров для грузовиков без особого труда можно найти специализированные автомобильные фумигаторы, но, как правило, они все 24-вольтовые, под грузовую бортсеть. Воткнуть их в 12-вольтовую розетку можно, вот только для легкового автомобиля такие приборы малоэффективны – нагреватель в них имеет сопротивление 120 Ом, что в 12-вольтовой сети дает мощность чуть больше 1 ватта – этого мало для эффективного испарения репеллента из пластины.
А вот такой самодельный фумигатор продемонстрировал нам один продвинутый автопутешественник – к 12-вольтовой 5-ваттной лампочке припаяны провода со штекером прикуривателя; лампа используется в качестве нагревателя – к ней канцелярской резинкой прижимается пластина репеллента, после чего конструкция кладется на резиновый коврик на полу автомобиля.
|
|
Но наиболее эффективен и удобен в обращении, конечно же, 12-вольтовый автомобильный фумигатор заводского изготовления. Найти его в продаже непросто из-за того, что нужен такой гаджет далеко не каждому – на кой он, скажем, чисто городскому автовладельцу? Однако мы, хотя и не без труда, разыскали устройство, приобрели и протестировали.
1 / 3
2 / 3
3 / 3
От аккумулятора 12 вольт фумигатор потребляет ток 0,43 ампера, что дает в итоге 5 ватт. Собственно, это в четыре раза меньше, чем включенный габаритный свет, поэтому такой ток при исправном аккумуляторе, да еще и летом (ибо зимой, как понятно, фумигатор невостребован) не нанесет вреда батарее, даже если включать устройство в машине на всю ночь.
Включать гаджет, чтобы он работал всю ночь, придется по-разному, в зависимости от марки и модели автомобиля. Например, на многих вполне современных Шкодах прикуриватель подключен к аккумулятору постоянно, как на старых Жигулях-классике – тут все просто и наиболее удобно, фумигатор включается в прикуриватель, как есть, без лишних действий.
Фумигатор автомобильный (походный)
Иногда проще сделать самому, чем где-то купить или достать.
Избавит Вас от комаров в салоне машины, палатке (с удлинителем) и т.п. Удобен на рыбалке, в походе и пр. Весьма полезен при дальних перегонах, особенно среди сибирских болот: выходишь, где-нибудь на трассе по нужде, а дальше едешь с полным салоном гнуса. Пожаробезопасен, экономичен. Напряжение питания 12 / 24 вольта Потребляемая мощность - 4,5 Вт. Включается в прикуриватель. Предлагается два варианта.
Общая к онструкц и я.
В целях упрощения конструкции за основу взят обычный дешёвый фумигатор без наворотов на 220 В с керамической пластиной подогрева и угольным резистором нагрева. Вместо керамической выпиливается дюралевая пластина тех же размеров толщиной 2,5-5 мм. На заднюю стенку фумигатора можно поставить силиконовую присоску для крепления к лобовому стеклу.
Вариант 1 -й .
Самый простой низковольтный фумигатор.
Нагревательный элемент - импортный проволочный резистор SQP 5 W - 5 ватт, 36 ом, в керамическом корпусе. Плотно, без зазора , выдавив лишний клей, приклеиваем его к дюралевой пластине на термостойкий (120 град.) силиконовый герметик. И всё - фумигатор готов.
Подключается к аккумулятору штекером от прикуривателя через предохранитель 0,5 А. Температура дюралевой пластины около 120 *С при температуре окр. воздуха + 25 *С Для работы от аккумулятора на 24 вольта сопротивление резистора должно быть 150 ом.
Вариант 2 -й.
В дюралевой пластине сверлится отверстие с резьбой М3, и на неё с обратной стороны примерно по центру крепится ИС, лучше с теплопроводной пастой КТП 8. Схема на рис. 2.
ИС - LM 317 BT, в корпусе ТО 220 - стабилизатор напряжения, включенный по схеме стабилизатора тока. Служит нагревательным элементом . R - токозадающий резистор мощностью 0,5 вт. Напряжение на резисторе R ВСЕГДА будет 1,25 в. При сопротивлении 3,6 ом ток через ИС будет 0,35А, выделяемая тепловая мощность при 13- ти вольтах питания будет около 4,5 ватт. Температура дюралевой пластины будет около 120 *С (при темп. воздуха + 25 *С). Д - 1N 4007 или любой диод на ток не менее 1 А. Ставится для защиты ИС от перепутывания полярности при подключении. ВНИМАНИЕ! При перепутывании полярности без защитного диода Д микросхема ИС сгорает мгновенно. Резистор и диод припаивается непосредственно к выводам ИС. Монтаж навесной, произвольный, но прочный, чтобы ничего от тряски не развалилось. При питании от 24-х вольт сопротивление резистора R следует увеличить вдвое (7,5 ом). Тепловая мощность останется прежней - 4,3 вт. Вместо LM 317 BT можно поставить LM 337 BT, но будьте внимательны: у неё другая распайка выводов и полярность напряжения питания. Полярность диода Д при этом тоже надо поменять.
Рис. 3 Цоколёвка ИС
Рекомендация. Т.к. объём палатки и салона автомобиля небольшой, пластину можно вставлять в фумигатор не полностью, а только наполовину. Даже комар кусает дО крови. Берегите себя! Екатеринбург, сентябрь, 2015 г. P.S. Сделал несколько штук по личной просьбе. Один рыбак очень просил, хорошие деньги предлагал: ну, любит человек рыбалку в низовьях Оби. Давно это было. Из личного опыта. В 89-м сделал десяток на продажу, но ни как не мог пристроить, сертификат какой-то требуют. Возвращаюсь с велопрогулки по лесу, в рюкзаке парочка демонстрационных образцов продукции завалялась. Лето, жара. Гляжу, в кустах авто, все двери распахнуты и мерно качается. Сами понимаете, если при такой физической нагрузке двери закрыть, можно и задохнуться, а если открыть... Вежливо постучал, предложил свой товар. Судя по лицу молодухи, она в благодарность за избавление от гнуса, готова была мне отдаться, но я предпочёл взять деньгами. Всё удачно срослось: время, место, ситуация. Хорошо наварил. Торга не было, но все трое остались довольны.Заводская емкость закрыта пробкой, в которую вставлен специальный пористый стержень. По этому стержню инсектицид от комаров поднимается к нагревающему элементу.
Переворачивать флакон нельзя. Содержимое за одну ночь вытечет на нагревательный элемент. Последствия непредсказуемы: от покупки новой бутылочки с инсектицидом до пожара в доме.
Жидкость во флаконе не маслянистая и поры не забиваются. Пробка сидит очень плотно. Если удалось извлечь пробку без повреждений, нужно решить вопрос, что можно залить в фумигатор и не засорить поры в стержне. Традиционно используемые от комаров аромамасла в этом случае не годятся. Пригодны только не маслянистые жидкости.
Лучше всего на роль новой «начинки» подходит 100-процентный экстракт эвкалипта. Обязательно должен быть экстракт, а не масло.
Раствор для аромаламп
Если вместо заводского прибора от кровососов использовать аромалампу или ее аналог, простор для творчества выше. Вполне подойдет экстракт эвкалипта. Можно специально сделать жидкость от комаров для фумигатора:
- в небольшое количество воды добавить мятного, лавандового или по несколько капель;
- насыпать чуть-чуть соли;
- перемешать все;
- для получения лучшей однородности добавляют 1 ч. ложку спирта.
Соль в этом случае выступает как связующий компонент, не дающий фракциям разделиться. Виды аромамасел можно использовать другие, если запах этих не нравится. Заливать такой состав в заводскую бутылочку из-под инсектицида нельзя.
Другие виды фумигации
Так как фумигация – это уничтожение насекомых газом или паром, к числу самодельных «приборов» можно отнести даже сушеные пучки полыни или мяты. Этот способ изгнания комаров не очень удобен в квартире, но вполне годится . Дым тлеющего пучка травы избавит владельца загородного дома от кровососов и их . Единственное условие: не оставлять это без присмотра.
Каждый год вместе с семьей отправляемся в поход.
Слышал, что можно переделать домашний прибор для отпугивания насекомых так, чтобы он работал от автомобильного аккумулятора. Подскажите, как можно модернизировать обычный фумигатор.
Предлагаю два варианта доработки фумигатора на 220 3 с керамической пластиной подогрева и угольным резистором нагрева.
Вариант первый
От керамической пластины, изначально установленной в приборе, отсоединил нагревательный элемент-проволочный резистор SQP 5 W – 5 Вт. сопротивлением 36 Ом.
Приклеил его термостойким (120 град.) силиконовым герметиком к дюралевой пластине (фото 1 толщиной 2,5 мм (такого же размера, что и керамическая). К контактам резистора подсоединил провода (длина произвольная), идущие от штекера для автомобильного прикуривателя (см. рис. 1 на стр. 11)
На заметку
Для работы от аккумулятора на; 24 В сопротивление резистора должно быть 150 Ом.
Вариант второй
В дюралевой пластине по центру про сверлил отверстие с резьбой МЗ и закрепил в нем теплопроводной гастой микросхему LM 317 ВТ (нагревательный элемент ИС) (рис. 2). К последнему подсоединил токозадающий резистор (R) мощностью 0,5 Вт. Напряжение на нем всегда будет 1,25 В. При сопротивлении 3,60м ток через ИС будет 0,35 А, выделяемая тепловая мощность при питании 13 В - 4,5 Вт, а температура дюралевой пластины - около 120 град. Дня защиты ИС в случае неверной полярности пои подключении установил диод-Д-1N 4007 (можно любой другой на ток не менее 1 А).
Так как объем палатки и салона автомобиля небольшой; таблетки можно вставлять в фумигатор не полностью, а только наполовину.
На заднюю стенку фумигатора можно приклеить силиконовую присоску для крепления к лобовому стеклу.