Мораль и моральные нормы. Что такое

Моральные нормы позиционируют все доброе как важную личную и общественную составляющую. Соотносят светлые проявления с желанием людей поддерживать единство в межличностных отношениях. Во всем этом нужно подробно разобраться, чтобы достичь совершенства в нравственном плане.

Фундамент для построения гармоничного общества

Моральные нормы и принципы обеспечивают достижение гармонии и целостности, когда люди заводят между собой отношения. Кроме этого, появляется больший простор для создания благоприятной среды в собственной душе. Если добру отведена созидательная роль, то злу - разрушительная. Злонамеренные замыслы вредят межличностным связям, они занимаются разложением внутреннего мира индивида.

Моральные нормы человека еще и потому важны, что целью их является целостность доброты в человеке и ограничение его негативных проявлений. Нужно осознать тот факт, что душе необходимо поддержание доброго внутреннего климата, поставить себе задачу стать благонравным.

Моральные нормы подчеркивают долг каждого человека отказаться от греховного поведения как в отношении себя, так и окружающих людей. Следует принять на себя обязательство перед обществом, которое, однако, не усложнит нашу жизнь, а, наоборот, улучшит ее. То, насколько человек чтит морально-этические нормы, контролируется внешним миром. Идет корректировка с помощью общественного мнения. Изнутри проявляется совесть, которая тоже заставляет нас действовать верным образом. Поддаваясь ей, каждый человек осознает свой долг.

Свободный характер принятия решений

Моральные нормы не приносят за собой материальных наказаний. Человек сам решает, следовать им или нет. Ведь и осознание долга - это тоже дело индивидуальное. Чтобы придерживаться верного пути с открытой душой, нужно обеспечить отсутствие довлеющих факторов.

Люди должны осознавать, что поступают правильно не из-за возможного наказания, а из-за награды, что появится в результате в виде гармонии и всеобщего достатка.

Речь идет о наличии личного выбора. Если в обществе уже выработаны некоторые правовые и моральные нормы, часто именно ими диктуется подобное решение. В одиночку его принять непросто, ведь вещи и явления имеют ровно ту ценность, которой мы их наделяем. Не всякий готов пожертвовать личными интересами ради того, что считают правильным в общем смысле.

Обезопасить себя и окружающих

Иногда в душе личности царствует эгоизм, который потом ее же и пожирает. В том забавная особенность этого неприятного явления, что человек ждет слишком многого от окружающих и, не получая этого, считает себя никому не нужным, никчемным. То есть не так далека дорога от самолюбования к самобичеванию и страданию на этой почве.

А ведь все весьма легко - научиться дарить радость другим, и они начнут делиться благами с тобой. Вырабатывая морально-этические нормы, общество может обезопасить себя от ловушек, в которые само же и угодит.

У разных групп людей может и свод негласных правил отличаться. Иногда индивид может оказаться зажатым между двух позиций, из которых нужно выбирать. Например, молодой человек получил просьбу о помощи одновременно от матери и жены. Чтобы всем угодить, ему придется разорваться, в итоге кто-то по-любому скажет, что он поступил не по-человечески и что слово «нравственность» ему, видимо, неизвестно.

Так что моральные нормы - это весьма тонкая материя, в которой нужно хорошенько разобраться, чтобы не запутаться. Имея кое-какие шаблоны поведения, проще строить на их основе собственные поступки. Ведь за действия нужно нести ответственность.

Для чего нужны данные нормы?

Моральные нормы поведения имеют такие функции:

  • оценка того или иного параметра в сравнении с представлениями о добре и зле;
  • регулировка поведения в обществе, установка того или иного принципа, законы, правила, по которым будут действовать люди;
  • ведение контроля над тем, как выполняются нормы. Этот процесс основан на общественном осуждении, или базисом его является совесть индивида;
  • интеграция, целью которой является поддержать единство людей и целостность нематериального пространства в человеческой душе;
  • воспитание, в ходе которого должны быть сформированы добродетели и способность верно и обоснованно делать личностный выбор.

Определение, которое получает мораль и ее функции, говорит о том, что этика разительно отличается от других областей научного знания, которые нацелены на реальный мир. В разрезе этой отрасли познания говорится о том, что должно быть создано, вылеплено из "глины" человеческих душ. Многими научными рассуждениями большая часть внимания оказана описанию фактов. Этикой же предписываются нормы и оцениваются поступки.

Какую специфику носят моральные нормы

Есть определенные их отличия на фоне таких явлений, как обычай или правовая норма. Нередки случаи, когда мораль не идет вразрез с законом, а, напротив, поддерживает и укрепляет его.

Кража не только наказуема, но еще и осуждается обществом. Порой заплатить штраф даже не так сложно, как навеки лишиться доверия окружающих. Бывают и такие случаи, когда право с моралью расстаются на их общем пути. Например, то же воровство человек может совершить, если на кону жизнь родных людей, тогда индивид считает, что цель оправдывает средства.

Мораль и религия: что общего?

Когда был силен институт религии, она тоже играла важную роль в формировании моральных устоев. Тогда они подавались под видом высшей воли, ниспосланной на землю. Те, кто не выполнит божье веление, творили грех и не только осуждались, но и считались обреченными на вечные муки в аду.

Религия преподносит мораль в виде заповедей и притч. Все верующие должны исполнять их, если претендуют на чистоту души и жизнь в раю после смерти. Как правило, в разных религиозных концепциях заповеди схожи. Осуждается убийство, кражи, ложь. Грешниками считаются прелюбодеи.

Какую роль играет мораль в жизни общества и индивида

Люди подвергают свои действия и поступки окружающих оценке с точки зрения морали. Это применимо к экономике, политике и, разумеется, духовенству. Подбирают моральный подтекст для обоснования тех или иных решений, принимаемых в каждой из этих сфер.

Нужно придерживаться норм и правил поведения, служить общему благу людей. Присутствует объективная нужда в коллективном ведении жизни общества. Поскольку люди нуждаются друг в друге, именно моральные нормы обеспечивают их гармоничное сосуществование. Ведь человек не может существовать в одиночестве, и вполне объяснимо его стремление к созданию честного, доброго и правдивого мира как вокруг себя, так и в собственной душе.

Мораль происходит от латинского слова «moralis», что означает - нравственный устойСвободный словарь терминов, понятие и определений - Электронные данные http://termin.bposd.ru/publ/12-1-0-9417 . В основе морали лежит латинский корень «mores», который означает нравы.

Мораль является одним из способов нормативного регулирования поведения человека в обществе, а так же мораль - особая форма общественного сознания человека в обществе

Мораль содержит в себе способы регулирования поведения людей в обществе. Мораль строится из принципов и норм, которые определяют структуру взаимоотношений между людьми на основе понятий добра и зла. Соблюдение норм морали обеспечивается силой духовного воздействия, а так же совестью человека его внутренним убеждением и общественным мнением.

Мораль имеет свою особенность, которая заключается в том, что мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни.

Всякий поступок или поведение человека может иметь разнообразное значение и характеристику, но его нравственную сторону всегда оценивают едино. И в этом заключается особенность норм морали.

Моральные нормы воспроизводятся на основе традиций и обычаях. Нормы морали контролируются обществом.

Мораль - это осмысление противоположности добра и зла А.А. Гусейнов, Е.В. Дубко, Этика - М.: Гардарики, 2010. - С. 102. Добро -это важнейшая лично-общественная ценность. Добро проявляется в соотношении единства межличностных связей по достижению нравственного совершенства.

Если добро - созидательно, то зло - это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека В.Н. Лавриненко Психология и этика делового общения - СПб.: Красный октябрь, 2010. - С. 98. И в этом заключается основа морали и ее сущность.

Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. Когда человек осознает требования поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг - обязательства перед обществом Ю.В. Сорокина, Государство и право: философские проблемы - М.: ГарантЪ, 2009 - С. 45.

Мораль определяет нравственность, а нравственность является регулятором правовых норм государства и самого права в целом. Другими словами нравственность регулирует экономику государства, на основе права.

Моральная норма происходит от латинского слова «norma», что означает руководящее начало, правило, образец.

Моральная норма определяет моральное сознание человека. Морального сознания - это элементарная форма морального требования или определенный образец поведения людей в обществе. Моральное сознание определяет и характеризует устоявшиеся правила человеческих взаимоотношений и сосуществования в современном мире.

На ранних своих этапах моральное нормотворчество было тесно связано с религией, которая выводит мораль из божественного откровения, а неисполнение норм трактует как грех. Все религии предлагают набор моральных заповедей, обязательных для исполнения всеми верующими.

Нормы морали - правила поведения людей, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинства и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.

Моральные нормы регулируют не «внутренний» мир человека, а отношения между людьми.

Моральные нормы носят обязательный характер, определяют поведение людей в некоторых типичных ситуациях, которые повторяются. Мы пользуемся моральными нормами легко, не размышляя, и только тогда, когда моральная нома нарушается - обращаем внимание Ю.В. Сорокина, Государство и право: философские проблемы - М.: ГарантЪ, 2009 - С. 98.

Моральные нормы формируются из обычаев с одной стороны, а другой стороны моральные нормы формируются из норм и правил поведения человека в обществе. Обычай - это исторически сложившийся стереотип массового поведения в конкретной ситуации Свободный словарь терминов, понятие и определений - Электронные данные http://termin.bposd.ru/publ/12-1-0-9417. Обычай просто определяет моральную норму, ее суть. Мораль представляет собой такой вид общественных правил, которые регулируют преимущественно действия-поступки индивидов в малой общественной группе. Моральные нормы возникают в каждом обществе стихийно и зависят от различных обстоятельств. Это особенностей трудовой деятельности, кочевого или оседлого образа жизни, верований, форм организации досуга и т.п. Моральные установки существуют не только в качестве представлений о полезном и целесообразном поведении, в результате которого можно достигнуть конкретных результатов.

Моральные нормы - это требование должного, безусловного, или, говоря иначе, императивы, лежащие в основании любой деятельности, достижения любых целей.

Мораль представляет собой совокупность исторически определенных норм и взглядов, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, государству, определенному классу, социальной группе, поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения.

Право - это система обязательных правил поведения или норм, формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.

Право возникает на определенном этапе человеческого развития. Люди первобытно-общинного строя не знали права, и руководствовались в своей деятельности обычаями и традициями, а так же морально-нравственными устоями. Право появилось гораздо позднее морали, и его судьба в значительной мере связана с появлением такого важного института социальной жизни, как государство. Мораль как элемент управления социальными явлениями в обществе давала основу праву.

Мораль и право являются регуляторами общественных отношений на основе правовых и моральных норм.

Мораль – это условная концепция правил, принципов, оценок, норм, базирующихся на парадигме оценок злого и доброго, которая сформировалась в определенный период времени. Это модель общественного сознания, метод регуляции поведения субъекта в обществе. Она развивается как в индивидуальной, так и общественной форме субъективных отношений.

Понятие морали с точки зрения, рассматриваемой психологами – это фрагмент психики человека, сформировавшийся на глубинном уровне, отвечающий за оценку событий, происходящих в различных плоскостях со значением хорошо и нехорошо. Слово мораль зачастую употребляется как синоним слова «нравственность».

Что такое мораль

Слово «мораль» ведет свое происхождение с классического латинского языка. Оно образовано от «mos» латинского слова, имеющего значение – нрав, обычай. Ссылаясь на Аристотеля, Цицерон руководствуясь этим значением, сформировал слова: «moralis» и «moralitas» – моральный и мораль, которые стали эквивалентами к выражениям из греческого языка: этика и этический.

Главным образом термин «мораль» применяется для обозначения типа поведения общества как целостного, но бывают исключения, например, мораль христианская или буржуазная. Таким образом, термин используется только касательно ограниченной группы населения. Анализируя отношения общества в различные эпохи существования к одному и тому же действию, следует отметить, что мораль – это условная величина, изменчивая в связи с принятым общественным укладом. Каждая нация имеет свою мораль, базирующуюся на основе полученного опыта и традициях.

Некоторыми учеными так же было подмечено, что разные правила морали применяются к субъектам не только различных национальностей, но и к субъектам, принадлежащим к «чужой» группе. Определение группы людей в векторе «своя», «чужая» происходит на психологическом уровне соотношения индивидом себя с данной группой в различных смыслах: культурном, этническом, и других. Отождествляя себя с конкретной группой, субъект принимает те правила и нормы (мораль), которые приняты в ней, считай такой образ жизни более справедливым, нежели следование морали целого общества.

Человеку известно большое количество значений данного понятия, которое трактуется с всевозможных точек зрения в различных науках, но основа его остается константной – это определение человеком своих поступков, деяний общества в эквиваленте «хорошо-плохо».

Мораль создается на основе парадигмы, принятой в конкретном обществе, поскольку обозначения «плохо или хорошо» являются относительными, а не абсолютными, а объяснение нравственности или безнравственности различного рода деяний являются условными.

Мораль, как объединение правил и норм общества формируется в течение продолжительного периода на основе традиций и законов, принятых в определенном обществе. Для сравнения можно использовать пример связанный со сжиганием ведьм – женщин, которых подозревали в использовании волшебства и чернокнижия. В такой период как средневековье на фоне принятых законов такое действие считалось высокоморальным поступком, то есть добром. В современной парадигме принятых законов, такое зверство считается абсолютно неприемлемым и глупым преступлением по отношению к субъекту. Одновременно с этим можно поставить такие происшествия как, святые войны, геноцид или рабство. В свою эпоху в конкретном обществе со своими законами такие действия принимались за норму, считались абсолютно моральными.

Формирование морали напрямую связано с эволюцией разнообразных этносов человечества в ее социальном ключе. Ученые, изучающие социальную эволюцию народностей, считают мораль как результат воздействия сил эволюции на группу в целом и на человека индивидуально. Опираясь на их представление, поведенческие нормы, предписанные моралью, изменяются в период эволюционирования человечества, обеспечивая выживания видов и их репродукцию, способствуют гарантированно успех эволюции. Наряду с этим субъект формирует в себе «про-социальную» основополагающую часть психики. В последствие формируются ощущение ответственности за содеянное, чувство , вины.

Соответственно мораль – это определенная совокупность поведенческих норм, которая образуется в течение длительного промежутка времени, под воздействием окружающих условий в определенный момент формирует совокупность установленных идеологических норм, способствующих к развитию человеческого сотрудничества. Так же она направлена на избежание индивидуализма субъекта в обществе; формирование групп, объединённых общим мировоззрением. Социобиологи рассматривают такую точку зрения у целого ряда видов социальных животных, существует стремление к изменению поведения устремленного на выживание и сохранение собственного вида в период эволюции. Что соответствует формированию морали, даже у животных. У человека же моральные нормы развиты более изощренно и разнообразно, но сконцентрированы так же на предотвращении индивидуализма в поведении, что способствует формированию народностей и соответственно повышает шансы на выживание. Считается, что даже такие нормы поведения как родительская любовь являются последствиями эволюции морали человечества – этот тип поведения повышает уровень выживания потомства.

Исследования человеческого мозга, проведенные социобиологами, определяют что, части коры головного мозга субъекта, которые задействованы в период занятости человеком вопросами морали, не формируют отдельную когнитивную подсистему. Зачастую в период решения задач морали задействываются области мозга локализующих в себе нейронную сеть, отвечающую за представления субъектом о намерении других. В такой же мере задействывается нейронная сеть, отвечающая за представление индивидом эмоционального переживания других личностей. То есть во время решения моральных задач человек использует те участки своего мозга, которые соответствуют сопереживанию и эмпатии, это свидетельствует, что мораль направлена на развитие взаимопонимания субъектов межу собой (умение индивида видеть вещи глазами другого субъекта, понимать его чувства и переживания). Согласно с теорией моральной психологии мораль как таковая развивается и меняется так же по мере формирования личности. Существует несколько подходов понимания формирования морали на личностном уровне:

– когнитивный подход (Жан Пиаже, Лоренц Кольберг и Элиот Тюриель (Elliot Turiel)) – мораль в личностном развитии проходит несколько конструктивных этапов или областей;

– биологический подход (Джонатан Хайдт и Мартин Хоффман (Martin Hoffman)) – мораль рассматривается на фоне развития социальной или эмоциональной составляющей психики человека. Интересным для развития учения о морали как психологической составляющей личности, является подход психоаналитика Зигмунда Фрейда, который предположил, что мораль формируется как последствие стремления «супер-эго» выйти из состояния , чувства вины.

Что такое нормы морали

Выполнение моральных норм есть моральным долгом субъекта, нарушение этих мер поведения представляет собой чувство моральной вины.

Нормы морали в обществе – это общепринятые меры поведения субъекта, которые возникают из сформировавшейся морали. Совокупность этих норм формирует определенную систему правил, какие во всех отношениях отличаются от нормативных систем общества таких как: обычаи, права и этика.

На ранних этапах формирования моральные нормы были непосредственно сопряжены с религией, которая предписывает моральным нормам значение божественного откровения. Каждая религия имеет в наличии совокупность определенных моральных норм (заповедей) обязательных для выполнения всеми верующими. Не выполнение предписанных моральных норм в религии считается греходеянием. В различных мировых религиях существует некоторая закономерность в соответствии с моральными нормами: воровство, убийства, прелюбодеяние, ложь являются неоспоримыми правилами поведения верующих.

Исследователями, занимающимися изучением формирования моральных норм, выдвигается несколько направлений в понимании значения этих норм в обществе. Одни, полагают, что соблюдение правил, предписанных в морали, является приоритетным в обличье от иных норм. Последователи этого направления, приписывая данным моральным нормам определенные свойства: универсальность, категоричность, неизменность, жестокость. Второе направление, которое изучается учеными, предполагает, что приписывание абсолютизма, общепринятости и обязательности моральным нормам, выступает в роли некого .

По форме проявления, некоторые нормы морали в обществе имеют сходство с правовыми нормами. Так принцип «не укради» является общим для обеих систем, но задавая вопрос, почему субъект следует данному принципу можно определить направленность его мышления. Если субъект следует принципу, потому что боится юридической ответственности, то его поступок является правовым. Если субъект убежденно следует этому принципу, потому что кража – это плохой (злой) поступок, вектор направленности его поведения следует моральной системе. Существуют прецеденты, в которых соблюдение моральных норм противоречит законодательству. Субъект, считая своим долгом, к примеру, украсть лекарство, дабы спасти своего близкого человека от смерти поступает морально правильно, при этом абсолютно нарушает закон.

Исследуя формирование норм морали, научные работники пришли к некой классификации:

– нормы, затрагивающие вопросы о существовании индивида как биологического существа (убийство);

– нормы о независимости субъекта;

– нормы о доверии (верность, правдивость);

– нормы, касающиеся достоинства субъекта (честность, справедливость);

– нормы об иных нормах морали.

Функции морали

Человек существо имеющее свободу выбора и он имеет полное право выбирать путь следования моральным нормам или наоборот. Такой выбор человека, который ставит на чаши весов добро или зло получил название моральный выбор. Имея такую свободу выбора в реальной жизни субъект сталкивается с нелегкой задачей: следовать личностным или слепо следовать должному. Сделав выбор для себя, субъект несет определенные моральные последствия, за которые сам субъект отвечает, как перед обществом, так и перед самим собой.

Анализируя особенности морали, можно извлечь несколько ее функций:

– Функция регулирования. Следование моральным принципам оставляет определенный след в сознании индивида. Формирование определенных взглядов поведения (что делать разрешается, а что нельзя) происходит еще с раннего возраста. Такого рода образ действий помогает субъекту корректировать свое поведение в русле полезности не только для себя, но и для общества. Моральные нормы способны регулировать индивидуальные убеждения субъекта в такой же мере взаимодействия между собой групп людей, что благоприятствует сохранению культуры, стабильности.

– Функция оценки. Поступки и ситуации, происходящие в социальном обществе, мораль, оценивает в аспекте доброго и злого. Произошедшие действия оцениваются за их полезность или отрицательность для дальнейшего развития, за этим со стороны морали каждому действию дается оценка. Благодаря этой функции у субъекта формируется понятия принадлежности себя к обществу и вырабатывается своя позиция в нем.

– Функция воспитания. Под влиянием данной функции у человека формируется осознание важности не только своих потребностей, но и потребностей людей, которые его окружают. Возникает чувство эмпатии и уважения, что способствует гармоническому развитию взаимоотношений в обществе, понимание нравственных идеалов другого индивида, способствует лучшему пониманию друг друга.

– Функция контроля. Определяет контроль использования моральных норм, а также осуждение их последствий на уровне общества и индивидуальном.

– Функция интеграции. Следование нормам морали объединяет человечество в единую группу, что поддерживает выживание человека как вида. А также способствует поддержанию целостности духовного мира личности. Ключевыми функциями морали являются: оценочная, воспитательная и регулирующая. Именно они отображают социальную значимость морали.

Мораль и этика

Термин этика имеет греческое происхождение от слова «ethos». Употребление данного слова обозначало поступки или действия человека, которые были властные лично ему самому. Аристотель определял значение слова «этос» в качестве добродетели характера субъекта. В последствии повелось, что слово «ethicos» – этосный, обозначающее что-то относящееся к темпераменту или нраву субъекта. Появление такого определения повлекло за собой формирование науки этики – изучающей добродетели характера субъекта. В культуре древнеримской империи было слово «moralis» – определяющее широкий круг явлений человека. Позднее появилось производное от этого термина «moralitas» – относящееся к обычаям или характеру. Анализируя этимологическое содержание этих двух терминов («moralitas» и «ethicos»), следует отметить совпадение их значений.

Многим известно, что такие понятия как «мораль» и этика» являются близкими по своему смыслу, так же часто их считают взаимозаменяемыми. Многие же используют эти понятия как продолжения друг друга. Этика же первым делом – это философское направление, которое изучает вопросы морали. Часто выражение «этика» используется для обозначения конкретных моральных принципов, традиций, обычаев, которые бытуют среди субъектов ограниченной группы общества. Кантовская система рассматривает слово мораль, используя его для обозначения понятия долга, принципов поведения и обязательств. Слово «этика» использует система рассуждений Аристотеля для обозначения добродетели, неразделимости моральных и практических соображений.

Понятие морали, как системы принципов формирует совокупность правил, которые основываются на многолетней практике, и позволяет человеку определить стиль поведения в обществе. Этика же является разделом философии и теоретического обоснования данных принципов. В современном мире понятие этики сберегло первоначальное обозначение, как науки в рядах философии изучающей свойства человека, реальные явления, правила и нормы, которые есть нормы морали в обществе.

ЦЕЛИ :

  • дать представление о философской проблеме определения сущности морали;
  • сформировать представление о сущностных и специфических свойствах х морали как вида социальной регуляции;
  • выработать навыки анализа структуры морали;
  • дать представление и выработать навыки анализа функций морали.
ПЛАН :

1. Сущность морали.

2. Субъектная и объектная специфика морали.

3. Структура морали.

4. Функции морали.

5. Мораль и нравственость: проблема единства и различия.

  • 1. Сущность морали

    Сущность - это главное необходимое в изучаемом объекте, это его «качественная определенность» (Г.В.Ф. Гегель). Сущность - это родовые свойства изучаемых объектов.

    В чем заключается сущность морали? Мораль относится к роду социальных регуляторов.

    Мы можем выделить пять сущностных признаков морали :

    1. Регулятивность. Упорядочивание явлений, процессов, это всегда движение от хаоса к порядку.

    2. Историчность. Все виды социальной регуляции имеют свое определенное историческое время возникновения и особенности исторического развития и изменения.

    3. Социальность. Все виды регуляции, в частности мораль, порождены определенной социальной необходимостью.

    4. Социальная неоднородность или социальная дифференцированность морали. Каждый социальный класс и группа формируют свою мораль, которая обеспечивает внутреннюю консолидацию и сохранность этих общностей.

    5. Определенное место морали в системе социальной регуляции.

  • Какое место мораль занимает в системе социальной регуляции?

    Виды регуляции/критерии сравнения политика право мораль
    1. Цель регуляции А. очевидная цель политики - власть и властвование. Сущность любой власти - это преобладание над другими, первенство, главенство. А. защита собственности и собственника. Право возникает вместе с государством, исторически менялись виды и формы собственности, но цель права всегда сохранялась. А. разрешение универсальных противоречий социальной и индивидуальной жизни: социальное и индивидуальное (приоритет социального), должное и сущее (ориентация на должное), добро и зло (главенство добра).
    Б. удовлетворение потребностей и интересов различных социальных классов, групп, слоев. Власть нередко становится средством в достижении этой цели. Б. защита общественного порядка. Защита индивида от социального и индивидуального произвола. Б. Вторая цель морали - быть хранительницей общности. Это основная цель морали.
    2. Способы регуляции:

    А. духовный способ регуляции.

    Б. материально- экономический.

    В. физически-насильственный.

    Политика опирается на все возможные способы: А Политическое просвещение, агитация, дипломатическая работа.

    Б. Экономическая помощь или экономические блокады

    В. Теракты, физическое устранение политических лидеров, революции, весь арсенал войн: гражданские, антиколониальные, мировые.

    Право опирается на все возможные способы:

    А. правовое просвещение, правовое воспитание, духовные санкции права, например, условная мера наказания, отсрочка исполнения приговора, суд присяжных заседателей.

    Б. Штрафы, лишение имущества.

    В. Однако, активнее всего, право опирается на последний способ: лишение свободы, смертная казнь.

    Мораль опирается только на духовный способ регуляции: на добрый разум, добрые чувства, добрую волю человека. Она апеллирует к социальному чувству и социальной сознательности. Она есть самый совершенный вид социальной регуляции, потому что не использует ни материальные и физические способы регуляции. Мораль нередко превращается в самый бессильный способ регуляции, а значит, в самый несовершенный.
  • Таким образом, мораль является, прежде всего, видом социальной регуляции. Трагическое противоречие морали состоит в том, что она, по сути своей, самый совершенный вид регуляции, опирающийся на человеческое в человеке. В действительности, мораль оказывается самым нарушаемым видом регуляции, а значит, несовершенным. Шарль Фурье называл мораль «бессилием в действии», Фридрих Ницше считал мораль уделом слабых. Современная этическая теория позволяет доказать противоположное: мораль - удел сильных разумом, волей и духом людей.

  • 2. Специфика морали

    Специфика - это особенное, единичное, уникальное в исследуемом объекте. Это то, что отличает изучаемое явление от родственных ему явлений. Рассмотрим два уровня специфики - объектную специфику морали (мораль изучается как целостный, абстрактный, идеальный объект). Второй уровень - субъектная специфика морали (мораль изучается как особые качества морального субъекта - носителя морали).

    Объектная специфика морали включает четыре признака:

    1. Историческая долговечность морали - мораль возникает раньше других видов социальной регуляции, за моральной регуляцией возможно будущее.

    2. Всеобъемлемость - ее универсальная включенность во все сферы жизни человека и общества. Объясняется это качество универсальностью противоречий, на разрешение которых, направлена мораль: социальное -индивидуальное, должное - сущее, добро - зло.

    3. Деятельностная необособленность морали - мораль является аспектом всех других видов деятельности: экономической, политической, правовой, религиозной и т. д., по причине все той же универсальности разрешаемых ею противоречий.

    4. Неинституциональность и всеинституциональность морали - у морали нет специфических социальных институтов, выполняющих ее функции. Однако неинституциональность мы можем признать как всеинституциональность, потому что от каждого института мы ожидаем выполнения моральных функций.

  • Субъектная специфика морали

    Признаки:

    1. Моральная сознательность - правильное осознание и правильное выполнение моральных требований. Осознание - зеркальное отражение реальности. Сознательность - ценностное оценочное отражение реальности, сознательность это качество поступка.

    2. Добровольность. В «Философии права» Г.В.Ф. Гегель пишет, что «воля сама по себе ни добра и ни зла», «воля… - это стремление сознания сообщить себе наличное бытие».

    Иными словами, воля - это активность сознания, направленная на его реализацию в деятельности. Воля бывает сильной и слабой, спокойной и напряженной, доброй и злой, здоровой и больной. Психическое заболевание воли есть «абулия» - патологическое безволие. Для того, чтобы воля стала злой достаточно одного условия - злая цель, злой умысел. Для достижения совершенного поступка по доброй воле необходимо, чтобы совпали три условия - благая цель, добрые средства, свобода воли, т. е. отсутствие всякого принуждения, как внешнего, так и внутреннего - самопринуждения.

    Качества, благодаря которым мы можем проявлять свободную волю, это:

    1. Моральная привычка - автоматизм следования долгу, не требующий длительных раздумий, длительного принятия решения, волевого усилия для совершения поступка.

    2. Морально-нравственная потребность, которая управляет добрыми поступками, совершаемыми не по долгу, не по обязанности, а в силу естественной необходимости, в силу того, что иначе человек поступать не может (он не просто привычно честен, он не может солгать).

    3. Бескорыстие - специфический моральный мотив (это объяснительный принцип деятельности, отвечающий на вопрос «ради чего?» человек поступает так, а не иначе, это - неявная, отдаленная во времени, но подлинная цель и ценность поступка).

    Три признака бескорыстия:

    1. Отсутствие мотива выгоды (незаинтересованность человека в выгоде). Выгода - это лишь разновидность пользы, достигаемая одним человеком за счет причинения ущерба пользе других. Это польза, основанная на обмане и лжи (выгадывать - хитрить, обманывать, обмишуривать, объегоривать). Стремление к выгоде может провоцироваться завистью. Зависть - это «религия душевных калек» (Ф. Искандер). Зависть - это «негодование ничтожества перед достоинством». Моральная культура межличностных, деловых отношений предполагает их осуществление на взаимо-полезной, взаимо-благоприятной основе.

    2. Отсутствие мотива благодарности, награды, за совершенное добро. «Высшая награда за добродетель - есть сама добродетель» (Сенека). Рассчитывать или ожидать благодарность за добро не следует, но необходимо воспитывать культуру благодарности в себе и других, т. к. культура благодарности - это культура «взаимности в добре». Ожидание благодарности за совершенное добро делает это добро небескорыстным.

    3. Приоритет общественного над личным. Мораль, как хранительница общности, как внутренняя консолидирующая сила, адаптирует индивида к различным социумам, «встраивает» часть в целое, учит часть жить по законам целого, обеспечивает нормальную жизнедеятельность целого, а, значит, и его частей. Этот приоритет объективен, ведь часть не может быть значимей целого. Значит неправомерно это отрицать «Я никому ничего не должен».

  • 3. Структура морали

    Характеризуя структуру морали, можно выделить два блока элементов: моральное сознание и моральную практику.

    В структуре моральной практики выделяют следующие элементы:

    1. Моральные отношения - специфический вид социальной связи, в которую вступают субъекты в процессе моральной деятельности.

    2. Моральная деятельность - специфический вид социальной деятельности, представляющий собой реализацию моральных требований и ценностей.

    3. Моральное поведение. Всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму.

    4. Поступок - единица моральной деятельности. Все действия делятся на действия - операции и действия - поступки. Каждый поступок - действие - операция, но не каждое действие - операция является поступком. Поступок высвечивает значимость действия - операции для самого человека и других людей. Отказ от действия также может быть поступком. Поступок совершается в ситуации морального выбора.

  • Моральное сознание - это специфический вид сознания, представляющий собой отражение моральных требований, ценностей, конкретных моральных ситуаций.

    Критерии структурирования:

    1. Субъект (носитель). Субъектная структура: общественное моральное сознание, классовое моральное сознание, этническое моральное сознание, национальное моральное сознание, индивидуальное моральное сознание.

    2. Уровень. Уровневая структура (уровень отражения действительности): обыденный уровень морального сознания, теоретический уровень морального сознания. Специфика обыденного уровня морального сознания: знания спонтанны, случайны. Знания на уровне явлений, которые не дают целостного понимания морали. Специфика теоретического уровня морального сознания: этика - это вторичная рефлексия морального сознания. Знание о сущностях, законах, которое носит систематизированный характер. Теоретический уровень морального сознания важен, так как он избавляет от нигилизма в обыденном сознании, от обыденного субъективизма и плюрализма.

    3. Элемент. Элементная структура (конституирующие функции сознания).

    Отражение. (Сознание - знание). Интеллектуальная сфера морального сознания. Знания: обыденные, теоретические, абстрактные, конкретные, созерцательные, практически - действенные, отстраненные (безразличные), переживаемые (имеющие личностный смысл, например, добродетель).

    Отношение. (Сознание - отношение). Чувственно - эмоциональная сфера. Диапазон моральных чувств и эмоций широк. От ситуативных (оскорбление) до великих гражданских скорби и радости. В. Соловьев размышлял об основаниях нравственности в работе «Оправдание добра». Выделил три истока или естественных начала нравственности: стыд, жалость и благоговение.

    Управление деятельностью. (Сознание - управление.). Волевая сфера.

    Управление складывается из трех подфункций:

    Планирование. Планирование проявляется в целеполагании, выборе средств, мотивации, прогнозе результатов. Своеобразие планирования в моральном сознании заключается в том, что благая цель требует благих средств. Мотив - оправдательный принцип деятельности, скрытая цель. Отвечает на вопрос «ради чего?». Интегральный мотив - бескорыстие.

    Прогноз результата - перспективная ответственность (хронос). Собственно регулирование ответственности.

    Контролирование - установление соответствия цели и результатов, моральная оценка деятельности.

    Моральная оценка - специфический вид оценки, представляющий собой способ выявления моральной значимости явлений.

    Объекты моральной оценки:

    1.Человек, его качества, помыслы, поступки.

    2. Социальная реальность (взаимоотношения субъектов).

    3. Явления природы через призму блага для человека и общества.

    4. Хронос: прошлое, настоящее и будущее.

    Субъект моральной оценки:

    Субъект моральной оценки - ее носитель и выразитель. Выразитель моральной оценки может быть как единичным субъектом, так и общностью. Если субъект и объект совпадают в одном носителе - это самооценка. Высшее проявление самооценки - совесть. В совести человек переходит от морали к нравственности.

    Критерии моральной оценки.

    1. Конкретно - исторический критерий: принятые в данном обществе, в данный период времени представления;

    2. Универсальный критерий - гуманизм.

    Виды моральной оценки поступков.

    Главный объект моральной оценки - поступок. Поступок - единица моральной деятельности. Поступок - действие, имеющее отношение к благу людей.

    Структура поступка

    Цель Средства Мотив Результат Характеристика поступка
    + + + + Морально - идеальные поступки. Свойства морально - идеальных поступков: непротиворечивость, целостность, результативность.
    + + + - Морально - оправданные поступки.
    + + - + Морально - допустимые поступки.
    ? ? ? + Легальные, морально - правильные поступки. «Сообразно с долгом», но не «ради него».
  • Система моральных требований

    Регуляция (управление) моральной деятельностью опирается на систему моральных требований. Моральное требование - эталон, разрешающий противоречия:

    Должное - сущее,

    Социальное - индивидуальное,

    Добро - зло.

    Признаки моральных требований.

    1. Единство содержательности и императивности.

    2. Единство должного и сущего. Всякое требование - эталон должного. Всякое должное укоренено в сущем, в реальности. И если такой укорененности нет, то отсутствует конструктивность должного.

    3. Единство образца и запрета. Моральные требования нередко формулируются в форме запрета. Природа морали предпочитает выражать требования в виде образцов.

    4. Бессубъектность моральных требований. Требование всеобще и универсально.

    Структура морального требования:

    Гипотеза - предполагаемый адресат морального требования.

    Диспозиция - форма выражения требования.

    Санкция - система мер, применяемых в случае несоблюдения требований

    Система моральных требований.

    Моральный идеал, моральные принципы жизнедеятельности - стратегия, определяющая будущее, вертикаль развития.

    Моральные нормы деятельности, элементарные правила поведения - тактика, конкретика, повседневность, горизонталь развития.

    Элементарные правила поведения. Этикет

    Существует два вида поведенческой культуры. Универсальная и этикетная. В основе универсальной поведенческой культуры лежит принцип равноценности человеческих достоинств. Формы проявления: вежливость (доброжелательность), искренняя симпатия, такт. Такт - неписанное соглашение не замечать оплошности другого. Такт - чувство меры во всем. В основе этикетной поведенческой культуры лежит принцип неравноценности. Этикетная культура иерархична: «Свой - Чужой». При дворе королей этикет также призван подчеркнуть иерархию.

    Моральные нормы деятельности.

    Классификация социальных норм:

    Нормы упорядочивающие.

    Нормы регламентирующие (процессуальные), определяющие порядок действий, например, регламенты, уставы.

    Иерархично-субординационные нормы. Нормы в сферах политики, права, религии, морали. Субординация - контроль взаимодействия.

    В чем заключается специфика моральных норм?

    Моральные нормы :

    Носят более обобщенный характер, чем правила поведения (этикетные нормы). Чем выше степень обобщенности норм, тем ниже их императивность.

    Моральные принципы и моральные блага:

    • носят еще более обобщенный характер, чем нормы. У них ниже императивность, выше степень свободы морального выбора. Если правила и нормы регулируют, то принципы и идеалы ориентируют. Принципы поддаются кодификации. Из них составляются кодексы, которые становятся основой идеологии. Моральные принципы меняются во времени, но они необходимы. Например, «моральный кодекс строителя коммунизма» или «кодекс корпоративной этики» в определенной организации.
  • Моральный идеал

    Моральный идеал - это высший эталон должного.

    Функции идеалов.

    1. Программные: программа развития.

    2. Воспитательные:

    • персонифицированные (реальное воплощение морального идеала);
    • полиперсонифицированные идеалы (собирательный образ идеала).
    3. Критические: с точки зрения идеала возможно критиковать несовершенство реалий.
    Ни одна функция не должна абсолютизироваться и гипертрофироваться.
  • Моральная деятельность и моральные отношения - специфика определения онтологического статуса.

    Всякий вид деятельности и отношений многоаспектен. Аспектами деятельности и отношений выступают:

    1. Пространство.

    3. Специфическая цель. (Критерий онтологического статуса).

    4. Специфические средства.

    5. Специфическая мотивация.

    6. Специфический результат.

    Моральная деятельность - специфический вид социальной активности, направленный на выполнение моральных требований.

    Моральное отношение - вид социальной связи, в которую вступают субъекты в процессе моральной деятельности.

    Моральная цель - следование моральным ценностям и требованиям.

    Моральная мотивация - бескорыстие.

    Моральная деятельность в чистом виде - это морализаторство, моральное воспитание, моральная рефлексия (работа над самим собой).

  • 4. Функции морали

    1. Регулятивная;

    2. Познавательная;

    3. Воспитательная;

    4. Оценочная;

    5. Ценностно-ориентационная (предпочтительное отношение к ценностям);

    6. Мировоззренческая и мироотношенческая (установки абстрактного и практического отношения к миру);

    7. Универсальной коммуникации человека с миром;

    8. Универсальная адаптация человека к миру;

    9. Человекотворческая;

    10. Спасения человека и человеческого рода от само- и взаимоуничтожения.

  • Функции морали: регулятивная, познавательная, воспитательная, оценочная, ценностно-ориентационная. Переход к нравственности осуществляется через функции: мировоззренческую и мироотношенческую, универсальной коммуникации человека с миром, универсальной адаптации человека к миру, человекотворческую, спасения человека и человеческого рода от само- и взаимоуничтожения. Таким образом, мораль формирует социумное мировоззрение и мироотношение; мораль есть хранительница общности. Нравственность формирует универсумную парадигму мировоззрения и мироотношения.

  • 5. Мораль и нравственность: проблема единства и различия

    Мы уже многократно употребляли понятия «мораль» и «нравственность». В чем заключается проблема единства и различия указанных феноменов?

    Мораль - слово латинское. Его вводит Цицерон как латинский аналог слову этика. Можно выделить несколько значений этого слова:

    1. как совокупность определенных норм, правил, регулирующих совместную деятельность людей. Мораль - это вид социальной регуляции.

    2. как некое наставление, поучение.

    3. как поучительный вывод (мораль такова: …)

    Нравственность - слово русское. Соотношение: нрав - нравственность (однокоренные слова: «норов», «нравиться»). В. Даль следующим образом дает толкование слова: «…половина или одно из двух основных свойств духа человека: Ум и нрав слитно образуют Дух (душу, в высшем значении); ко нраву относятся, как к понятию подчинения: воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму: разум, рассудок, память и пр. Согласный союз нрава и ума… образует стройность, совершенство духа; раздор этих начал ведет к упадку. В животном не может быть такого разлада: там нрав и ум, воля и рассудок, слиты нераздельно в одно (инстинкт); и человек должен достигать такого же единства, но высшим путем: убежденьем, обузданьем страстей и умничанья, сознанием долга».

  • Впервые в истории этики мораль и нравственность разделил Г.В.Ф. Гегель. Но это разделение уже намечается в философии И. Канта, который выделял два вида поступков: «сообразно долгу» и «ради долга». Он полагал, что если человек действует в соответствии с императивом, то допустим лишь «долг ради долга». В этих размышлениях И. Канта можно увидеть истоки обоснования феномена «нравственности». Действие «сообразно с долгом» - есть мораль. Г.В.Ф. Гегель в «Философии права» утверждал, что первому этапу развития воли соответствует абстрактное право, второму - мораль, третьему - нравственность (оно включает в себя: семью, гражданское общество и государство). Нравственность, по Г.В.Ф. Гегелю, это «разум воли», «повиновение в свободе».

    Исследователи морали довольно единодушны в том, что ее специфика сложно улавливается. О.Г. Дробницкий, написав известную монографию «Понятие морали», отмечал, что так и не смог постичь ее своеобразие, ее онтологический статус. Современный уровень исследования морали. Исследования морали представлены в работах отечественных мыслителей: С.Ф. Анисимова, О.Г. Дробницкого, А.А. Гусейнова, А.И. Титаренко, Ю.М. Смоленцева. Они сводятся к нескольким принципиальным положениям: мораль рассматривается как продукт и результат межчеловеческого, межсубъектного взаимодействия. Мораль автономна, имманентно присуща человеческой деятельности.

    Мораль характеризует социумную парадигму мировоззрения и мироотношения; мораль есть оправдание необходимого.

    Нравственность - универсумная парадигма мировоззрения и мироотношения. Н.Федоров полагал: «Нравственность - это не барство, не рабство, а родство». Г. Гейне утверждал, что «нравственность — это разум сердца».

    Мораль - вид социальной регуляции.

    Нравственность - духовно-практический способ освоения мира человеком; способ духовного самоопределения человека.

    Мораль является хранительницей общности и общественных отношений; нравственность - находится на страже личности. Человек может быть моральным, но безнравственным.

    Каковы специфические признаки нравственности?

    1. Нравственность способствует универсализации человеческого бытия, напоминая человеку о том, что он не только часть социума, но и часть универсума, через систему вечных и высших ценностей.

    2. Нравственность способствует гармонизации человеческого бытия. Гармония - это целостность, полнота и подлинность бытия. Мораль - антихаосная сила, нравственность - гармонизирующая сила.

    3. Нравственность способствует гуманизации человеческого бытия. Человек понимается как высшая ценность.

    4. Нравственность способствует деонтизации (от греч. «деон» - долг) человеческого бытия. «Долженствующая единственность в универсуме» - так М. Бахтин говорил о человеке.

  • В. Соловьев размышлял об основаниях нравственности в работе «Оправдание добра». Русский мыслитель выделил три истока или «естественных начала» нравственности: стыд, жалость и благоговение. Каждая из установленных нравственных основ - стыд, жалость и религиозное чувство - может рассматриваться с трех сторон: как добродетель, как правило действия и как условие блага. Основные чувства стыда, жалости и благоговения определяют нравственные отношения человека к тому, что ниже его, что равно ему и что выше его. Все другие феномены нравственной жизни, все так называемые добродетели могут быть показаны как видоизменения этих трех основ или как результат взаимодействия между ними. Мужество, например, есть проявление принципа возвышения и господства над инстинктами. Таким образом, «возвышение», способность человека к преодолению наличного бытия органически проявляется именно через нравственность. В.Ш. Сабиров полагает, что этика есть «метафизика нравственности». Это учение о субстанциональной основе человечности. Поэтому нравственность есть приобщение человека и к высшему разуму (чело-) и вечности.

    Инварианты ДНК Универсальная ДНК


    БОГ

    Теоцентричная ДНК

    1. Истина


    Человек

    Антропоцентричная ДНК

    2. Добро 3. Красота 4. София (гармония истины, добра и красоты). 5. Вера 6. Надежда 7. Любовь
    2. Что отличает мораль от других видов социальной регуляции?

    3. Перечислите признаки объектной специфики морали.

    4. Перечислите признаки субъектной специфики морали.

    5. Какое условие необходимо, чтобы воля человека стала злой (по Г.В.Ф. Гегелю)? Какие условия необходимы для доброй воли?

    6. Почему бескорыстие определяется в качестве морально-нравственного мотива?

    7. Что такое «моральная оценка»? Каковы ее критерии?

    8. Перечислите виды моральных оценок поступков.

    9. Каковы определение и признаки моральных требований?

    10. Каковы функции морали и нравственности? Объясните переход (характеризуя функции) от моральной регуляции к нравственному способу освоения действительности.

    13. Кто из мыслителей первым разделил «мораль» и «нравственность»?

    14. Каковы специфические признаки нравственности?

    15. Сравните религиозную и универсальную нравственную культуру. В чем заключается различие?

  • Литература

    1. Гусейнов А.А. Мораль: между индивидом и обществом (к вопросу о месте морали в современном обществе) / - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ethicscenter.ru/biblio/guseynov.html/ - Дата доступа: 06.06.2013 г.
    2. Гусейнов, А.А. Этика: Учеб. для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М. : Гардарики, 2002. - 472 с.
    3. Дробницкий, О.Г. Моральная философия: Избранные труды / О.Г. Дробницкий; Сост. Р.Г. Апресян. - М. : Гардарики, 2002. - 523 с.
    4. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм; пер. А.Б. Гофман. - М. : Канон, 1996. - 432 с.
    5. Золотухина-Аболина, Е В. Современная этика: учеб. пособие для студентов вузов / Е.В. Золотухина-Аболина. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005. - 413 с.
    6. Сабиров, В.Ш. Этика и нравственная жизнь человека: монография / В.Ш. Сабиров, О.С. Соина. - СПб. : Дмитрий Буланин, 2010. - 486с.
    7. Этика: Учеб. для студентов филос. фак. вузов / А.А. Гусейнов, Е.Л. Дубко, С.Ф. Анисимов и др. ; Под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. - М. : Гардарики, 2000. - 493 с.
    8. Этика: энцикл. слов. / [С.С. Аверинцев, И.Ю. Алексеева, Р.Г. Апресян и др.] ; под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова; Ин-т философии Рос. акад. наук. - М. : Гардарики, 2001. - 669 с.
  • Мораль как свод правил, обычаев, норм и принципов, которыми люди руководствуются по отношению друг к другу и обществу. Религия как основной источник моральных ценностей. История развития морали, ее структура, функции и характеристика этических учений.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Сод ержание

    Введение

    1. История морали

    2. Структуры морали

    3. Функции морали

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    В обществе существует много правил, обычаев, норм, принципов, которыми люди руководствуются по отношению друг к другу и обществу в целом.

    Часть этих правил должна соблюдаться в обязательном порядке. Они зафиксированы в специальных законах, издаваемые государственной властью. Государство может в принудительном порядке заставить их выполнять. Это правовые нормы, законы и другие нормативные акты, но все они не могут охватить всего круга человеческих взаимоотношений. Есть ещё много сторон человеческого общения, которые не могут регламентироваться силой закона, принудительно. Все правила,обычаи, принципы, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях друг с другом и по отношению к обществу и которые поддерживаются общественным мнением называются моралью или нравственностью, что равнозначно.

    Все религии мира, в частности христианская, считают, что принципы морали вечны и неизменны, что их источником является Бог. Он раз и навсегда определил, что нравственно, а что нет. Он узаконил это в «специальных» заповедях - в библейском Ветхом завете. Данные заповеди гласят:

    Не произноси имя господа понапрасну;

    Помни день субботний;

    Почитай отца и мать свою;

    Не убий;

    Не прелюбодействуй и т.д.

    Подобные заповеди обнаружены в найденных в 1901 г. списках законов вавилонского царя Хамураппи, жившего на тысячелетие раньше образования иудейской религии, а также похожие предписания были найдены в буддийских книгах: «я соблюдаю заповедь воздерживаться от воровства»; «я соблюдаю заповедь воздерживаться от непозволительного полового общения»; «я соблюдаю заповедь воздерживаться от лжи и обмана».

    Даже в недавнем прошлом враждебная по отношению к религии, коммунистическая мораль, и та имела свой кодекс, большей частью своих положений, основанных на древних заповедях: «гуманные отношения и взаимное уважение между людьми», «человек человеку друг - товарищ и брат», «честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни», «непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству и т.д.

    Итак, анализируя вышесказанное, мы приходим к выводу, что основой морали (нравственности) являются созданные много веков назад заповеди, в которых излагаются основные критерии моральных норм и правил, но каждый временной отрезок вносит свои коррективы в структуру и функции морали, которые нам предстоит рассмотреть в данной работе.

    1. История морали

    Первоначальная мораль была слита в единое целое с религией и правом. Это была единая система регуляции жизни первобытного общества, её основу составляла система табу (система запретов). Эти запреты не имели рационального обоснования, но передавались из поколения в поколение, как традиции. К основным из них относились - запрет на убийство сородича, а также запрет на лишение пищи (самого ценного в первобытном обществе) слабого и больного. Подобная система устраивала первобытных людей, но с развитием отношений между разумными людьми постепенно из общей сферы регуляции выделилось право, которое обобщило долгий опыт разрешения типовых конфликтных ситуаций, но право всегда апеллирует к традиции религии и морали, как факторами, освещающими его деятельность, т.е. опирается на нормы морали и религиозные нормы при создании права. Изучение морали и нравственности занимало одно из важных мест у философов разных периодов времени.

    Наиболее ранние этические учения упоминаются в древней китайской философии, которые возникли примерно в V в. до н.э.. Стержнем данных учений является триада - «знание - действие - нравственность». Философия в Китае, прежде всего этика и политика. Этические критерии определяют и знания в целом, и философию в частности. Знания, прежде всего, относятся как путь к нравственному совершенствованию. Высшее знание - это знание о добродетелях великих людей и правилах поведения на всех ступенях общества, от собственной семьи до дворца. Все другие виды знаний - математика, астрономия, медицина и т.д. - объявлялись низшими. В западной культуре наоборот. В древнем Китае этические учения формировались под воздействием четырёх основных направлений и изучались в четырёх школах.

    1. ЛЕГИСТОВ (законников) - главной моралью считалось служение императору и небу, только император имеет некоторую свободу, но он должен выполнять волю неба и расположить подданных к себе справедливым правлением.

    2. МОИЗМ (экономическая) - главной моралью является регуляция экономических отношений, с целью поднятия благосостояния общества и государства через торговлю, скотоводство и т.д.

    3. ДАОСИЗМ, основателем которой является Лао-Цзы (старший современник Конфуция). Главный принцип: не действие, т.е. воздержание от активного вмешательства в дела мира. Не надо ставить цели в жизни они порабощают человека. Нужно уподобиться природе и сливаясь с ней добиться бессмертия.

    4. КОНФУЦИАНСТВО. Основатель - Кун-Фу-цзы. В центре внимания конфуцианства проблемы этики, воспитания человека, политики. Нравственное совершенствование воплощено в стремлении жить во взаимном согласии с людьми и с собой, быть человеколюбивым, почтительным. Главным моральным правилом Конфуция: «не делай другим того, чего не желаешь себе». Идеалом морального человека выступает «благородный муж», который противопоставлен «низкому человеку». Если благородный следует долгу и закону, то низкий думает только о себе и о своей выгоде. Долгое время учения Конфуция были официальной идеологией императорского Китая, а учение его является известным не только на родине, но и во всём мире.

    К интересным заключениям пришли философы античных времён - учения древних греков и древних римлян. Такие философы как: Аристотель, Эпикур, Сенека, Эпиктет, Аврелий и другие, являлись родоначальниками, а точнее сказать основателями античной философии, которая положила начало западной философии, почти всех её последующих школ, идей и представлений, именно здесь родилась европейская культура и цивилизация. Именно римские стоики (Зенон, Посидоний, Марк Аврелий) впервые заговорили о совести, как функциональном понятии морали и о воле человека, как механизме морального действия. Развиваются представления вины и греха человека, даже мудреца, который раньше был безгрешный.

    Знатный патриций Сенека выдвигает идею равенства людей перед судьбой и природой. Истинная ценность человека в его добродетели, которое не зависит от рождения. Благородство духа не передаётся по наследству, оно зависит от самого человека, от направленности его воли.

    2. Структуры морали

    мораль нравственность религия этический

    Слово «Мораль» пришло к нам из французского языка, а во Францию - из Древнего Рима, но само понятие о морали, т.е. об определённых правилах поведения человека среди людей, существовало задолго до появления самого слова «Мораль».

    К морали относятся определённые принципы, идеалы, нормы, которые направляют, регулируют поведение людей. Например, принципы гуманизма (человечность, милосердие, справедливость), нормы (не убивай, не воруй, не лги), правила (не делай другому того, чего не желаешь себе; почитай старших; не завидуй и не посягай на чужое). Мораль противостоит злой нравственности, примером которой могут служить такие суждения: «Человек человеку - волк», «с волками жить - по-волчьи выть», «своя рубашка ближе к телу». У морали доброе сердце, в ней всегда проявляется забота не только о себе, но и о других. Полной противоположностью является аморальность и безнравственность поступков и убеждений, которые эгоистичны, себялюбивы, всегда утверждают свою исключительность: только я, только для себя, а остальное - гори всё синим пламенем, мне всё до лампочки. Самое страшное последствие подобных аморальных суждений в том, что они ведут к разрушению, вражде, разделяют людей, толкают их на гибельный путь.

    С помощью понятий «Добра», «Зла», «Совести», «Долга» этика изучает мораль и излагает своё содержание. «Зло» - это нарушение морали. Это понятие выражает всё то, что заслуживает осуждения, презрения, и обязательно должно быть преодолено человеком, обществом. «Зло» находится там, где человека обижают, унижают, оскорбляют, где к человеку относятся как к вещи, с помощью которой можно извлечь себе выгоду. Зло - это всё то, что губит душу, способствует нравственной деградации (разрушению) личности. Понятие зла охватывает все отрицательные явления: подлость, воровство, хулиганство, жестокость, предательство. Зло делиться на большое и малое. К большому относится общественное зло (эксплуатация, захватнические войны, преследование инакомыслящих и инаковерующих людей). Где царит зло большое, имеет место зло малое, повседневное, вошедшее в привычку, нравы, в психологию людей. Хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию и горю других людей (даже своих родственников). Когда сильный обижает слабого, когда свою вину сваливают на другого, когда руководители равнодушны к судьбам своих соотечественников, когда живут на нечестно заработанные средства - всё это есть моральное зло.

    Всё что противоположно злу, есть добро. В его понятии выражается всё самое светлое, надежды, желания - стремление к человечности и гуманизму. Под добром понимается всё то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности человека, совершенствованию общества. Говоря об улучшении жизни, имеется в виду каждый человек, т. к. гуманная мораль утверждает: нельзя быть по-настоящему счастливым, когда вокруг другие несчастны. Итак, добро и зло служат ориентиром при освоении огромного морального мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло. Но каждому человеку суждено вырабатывать свою личную моральную позицию, самому делать свой выбор. При этом каждый человек ориентируется, выбирая свой моральный путь, свою линию поведения, на общечеловеческие, абсолютные, моральные ценности и идеалы, т.к. они являются вечными и духовными.

    Слово «идеал» произошло от греческого «идея», что значит понятие, представление. Когда мы говорим «идеальный», мы имеем в виду самое лучшее, совершенное во всех отношениях. Моральный идеал - это всё самое лучшее, что выработано моралью. Его можно сформулировать кратко и чётко: это всеобщее единение людей. Именно духовное единство служит высшим моральным образцом, на который ориентируются люди в своём стремлении к совершенству, которое достигается только через соблюдение принципов и норм морали. Вот как отзывается Платон об идеале: «…это высшее благо трудно ухватить логически, но в общих чертах можем определить его тремя моментами: истина, добро и красота».

    У Аристотеля имелась своя точка зрения: «…высшее благо - это разумная деятельность души, это равновесие между страстями и разумом, которое достигается через морально-этические качества. С помощью разума человек способен охватить мир, но при этом нужно ещё устранить животное начало в себе.

    Вторым ориентиром для выработки моральных позиций человека являются ценности, которых великое множество. У каждого человека складываются свои ценности, под которыми принято понимать те идеи, принципы деятельности или же предметы, которые людям особенно дороги, полезны и необходимы для жизни. Человек выстраивает для себя как бы «пирамиду ценностей». При определении линии своего поведения человек ориентируется на неё, выбирает чему отдать предпочтение по сравнению с другими ценностями. Ценности бывают: малозначительные, относительные, живущие короткое время, но существуют ценности особо значимые - главные человеческие, живущие вечно и одинаково важные для всех людей - это человеческая жизнь, свобода, семья, Родина, истина, вера, справедливость и т.д.

    В долгой истории человечества существовало много разных ценностей и идеалов. На исторической арене сменяли друг друга разные личности, народы, государства, классы, цивилизации. Но из эпохи в эпоху передаются проверенные временем моральные правила, ставшие общечеловеческими духовными ценностями, которые помогали и помогают человеку выбирать линию своего поведения. Люди всегда осуждали подлость, предательство, жестокость, воровство, ложь, клевету. Но ценили доброту, честность, самообладание, скромность. Самой высшей моральной ценностью является любовь к ближнему человеку. Нужно быть милосердным и великодушным. Нужно уметь терпимо относиться к недостаткам других людей, уметь прощать, жертвуя подчас своими интересами. В этом и проявляется любовь.

    В XVIII в. И.Кант, изучив историю морали, сформулировал закон добра, который звучит примерно так: «поступай так, чтобы твои действия стали образцом для всех, всеобщим моральным законом». Но кто же контролирует моральный выбор человека в его поступках, действиях? Считается, что существуют две изначальные позиции для своего морального самоопределения. Одна из них - «культура стыда». В ней человек пытается рассмотреть себя глазами другого человека, и под этим взглядом, есть ли он или представляется, испытывает стыд за свои неверные поступки и намерения, если они не совпадают с общепринятыми в коллективе. Каждый свой шаг человек соизмеряет и обосновывает с мнением окружающих его людей, одобрение которых хочет заслужить. Поведение коллективно согласованно.

    В этой культуре любой поступок, не соответствующий общепринятому, подозрителен, подвергается осуждению либо осмеянию. Человек воспринимает общий тон, становится частицей общего морального сознания, коллективного представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.

    Культура стыда возникла тогда, когда человек не мыслил себя отдельно от рода. Со временем стала формироваться другая культура или установка морального сознания - культура вины. Она связана с возникновением более развитой личности, ощущающей свою личную зависимость уже не от окружающих, а от высших сил. Становится стыдно не перед окружающими, а перед самим собой, т.е. выполняется внутренний самоконтроль за своими деяниями, думами и размышлениями. Этой функцией занимается - «совесть» внутренний голос, внутренний моральный контроль. Любовь, долг, ответственность побуждают человека к действиям. Но внутри человека каждый его шаг проверяется его совестью: человек сам сознательно анализирует свои обязанности, сам сознательно требует от себя их выполнения и сам же сознательно себя критикует, даёт оценку своим поступкам. Получается, что «совесть» - это осознание своего долга и ответственности, т.е. самооценка человека. Совесть, сознание долга, проявляются необязательно на уровне рассудка, а иногда и, прежде всего на уровне глубоко личностного чувства. Человек может не вполне осознавать, почему «совесть» велит ему поступать именно так, а не иначе.

    Руководствуясь «совестью», человек в самых глубоких тайниках своей души судит о добре и зле. Когда внутренний голос (самоконтроль) говорит человеку, что он поступил честно, правильно, т.е. не совершил ничего плохого, выступил на стороне добра, «совесть» человека чиста, спокойна и наоборот. Никто не знает точно, откуда у человека «совесть», почему она обладает такой силой, всё видит и знает, почему умеет подсказать нам, какой сделать выбор, почему умеет дать внутреннюю оценку нашему выбору, нашему поступку, почему именно перед «совестью» нам надо держать ответ.

    3. Функции морали

    Философы утверждают, что у морали три основных функции: оценивающая, регулирующая, воспитывающая.

    Оценивающая: все поступки, всю общественную жизнь (экономику, политику, культуру) мораль оценивает с точки зрения гуманизма, хорошо это или плохо, добро это или зло. Если человек хочет оценить с моральной точки зрения (поступки людей, поведение), то он пользуется терминами добра и зла, либо близкими по значению понятиями: честь - бесчестие, порядочность - низость, подлость и т.д.; при этом выражает свою моральную оценку.

    Оценка влияет на практическую деятельность, иначе она была бы не нужна. Когда явление оценивается как добро, то к нему надо стремиться, если как зло - то искоренять и избегать. Следовательно, оценивая окружающий мир, мы что-то в нём изменяем и, прежде всего себя, свою позицию, поведение, мировоззрение. Мораль помогает нам в поиске истинных ценностей.

    Регулирующая : мораль регулирует поведение и сознание человека в той или иной степени во всех без исключения сферах общественной жизни - в труде, быту, политике, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых в каждой из этих областей, принципы морали имеют социально-общественное значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих отношений и откладывается в многовековом опыте развития общества. Они поддерживают и санкционируют определённые общественные устои, строй жизни и формы общения.

    Мораль регулирует движение нашей жизни через мнение окружающих людей, общественное мнение, через внутреннее убеждение личности, через совесть. Человек очень чуток к мнению окружающих, ему не безразлично, что о нём думают, следовательно, общественное мнение может оказывать влияние на человека, регулировать его поведение, причём такое регулирование основано не на силе приказа, закона, а на моральном авторитете, моральном воздействии. Но бывают случаи, когда общество находится под властью предрассудков, невежества, тупости, корысти. Поэтому человек, живя в обществе, должен прислушиваться к своему мнению, а самое главное уметь правильно его оценивать, не быть рабом общественных отношений.

    Воспитательная: мораль занимает особое положение в воспитательном процессе, помимо воспитания со стороны других людей (родителей, учителей, общественного мнения), а также самовоспитания. Дело в том, что мораль присутствует везде, она входит во все части человеческой деятельности, а значит и в воспитание - умственное, физическое, эстетическое - и является для воспитания самым высоким ориентиром, выдвигая перед ним моральные идеалы.

    Из особого положения морали в воспитательном процессе вытекает и её особая задача в обществе: придавать воспитанию правильную ориентацию, способствовать гармоничному сочетанию личных и общественных интересов, т.е. способность человека заботиться о других так же, как и о себе.

    Мораль учит нас видеть ценность в каждом человеке и призывает к гуманному отношению людей друг другу. Мы своим поведением никогда не должны угнетать интересы и права других людей. Иначе говоря, воспитательная задача морали в том, чтобы воспитывать человека, умеющего действовать справедливо и гуманно.

    Заключение

    В 21 веке вокруг нас всё меньше становится друзей, ведь они для многих являются средством поднятия ещё на одну ступень выше, многие (большинство) шагают по головам других и процветают. Но эти люди не понимают, что, отступив от принципов морали, они становятся игроками в игре без моральных правил, где принято предавать, обманывать. Мгновенная выгода от какого-нибудь аморального поступка может обернуться неудачей в перспективе. Хотя было бы не совсем верно полагать, что в жизни злой поступок будет обязательно наказан. Люди, ценящие общечеловеческие ценности в такой игре участие не принимают. Ни один человек не рождается ни подлецом, ни героем. Он как скульптор высекает себя из глыбы мрамора, зачастую почти незаметными делами творит себя, а подвиги или преступления являются результатом этой работы. Но большинство людей имеют надёжную духовную опору - мораль, которой пользуются в соответствии с её требованиями, принципами и нормами. Ведь как учит древняя мудрость, жить по законам морали практичнее, чем нарушать их, ибо в противном случае потеряешь гораздо больше, чем приобретёшь.

    Список использованной литературы

    1. Большая Советская Энциклопедия. т. 16

    2. Бондаренко Ю.А. У истоков современной морали. 1991г.

    3. Ватин И.В., Верещагин В.Ю. и др. Основы философии в вопросах и ответах. 2002г.

    4. Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание. 2000 г.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Мораль как одна из форм общественного сознания. Императивность как специфическая черта морали, ее регулятивная функция. Оценочность морали. Описание основных функций морали. Компоненты системы моральной регуляции. Соотношение ценностей и моральных норм.

      реферат , добавлен 07.12.2009

      Профессиональная этика как совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей. Традиционные виды профессиональной этики. Развитие профессиональной этики в XX веке. Профессиональная этика и мораль.

      реферат , добавлен 05.10.2012

      История морали и этимология понятия. Основные ориентиры для выработки моральных позиций человека. Сущность оценивающей, регулирующей и воспитывающей функций морали. Понятие совести как осознания своего долга и ответственности, понятие самооценки человека.

      контрольная работа , добавлен 05.09.2009

      Круг проблем, связанный с четкой дефиницией понятия "мораль". Современные представления о проблеме сущности морали как объективного феномена социального бытия. Проблема определения деловой этики и ее связь с проблемой всеобщности моральных ценностей.

      курсовая работа , добавлен 24.04.2009

      Мораль как совокупность правил поведения, выработанных обществом. Содержательная изменчивость, многоаспектность феномена морали, методологические установки различных направлений этической рефлексии. Виды морали: профессиональная, бытовая и семейная.

      доклад , добавлен 13.05.2009

      Сущность и структура морали. Моральные принципы и их роль в руководстве нравственным поведением человека. О единой морали и нравственности. Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности. Единство мышления, морали и нравственности.

      курсовая работа , добавлен 08.01.2009

      Происхождение терминов "этика", "мораль", "нравственность". Особенности этических учений античной эпохи. Мораль как сфера общественной жизни. Развитие норм человеческого поведения в процессе развития общества. Духовная и практическая стороны морали.

      реферат , добавлен 07.12.2009

      Особенности происхождения и соотношения понятий этики, морали, нравственности. Предмет и особенности этики как науки. Сущность и структура морали, ее происхождение. Исторические типы нравственности. Основные функции морали. Понятие морального подсознания.

      презентация , добавлен 03.07.2014

      Рассомтрение понятия и сущности морали; ознакомление с основными концепциями ее происхождения. Изучение примеров развития морали в истории. Исследование основных закономерностей развития нравственных ценностей человека, общих норм поведения в обществе.

      контрольная работа , добавлен 14.04.2015

      Основные категории этики. Диалектический метод познания как основной метод познания предмета науки этики. Общее, особенное и единичное в диалектике. Возникновение моральных идеалов, принципов и норм, предъявляемых к сотрудникам правоохранительных органов.