Мария магда. Мария Магдалина – биография, фото, личная жизнь святой. Кем же была Мария Магдалина

", мы продолжаем собирать и связывать воедино рассыпанную информацию о загадочном, овеянном древними легендами, тайнами и священными почитаниями имени. Зачем копаться в преданиях тысячелетней старины, когда не ведаешь достоверно, что творилось всего век назад, спросит читатель. За окнами дел непроворот, может проще оставить как есть и привычно довольствоваться общепризнанными версиями православной и католической традиции? В этом привычном и равнодушном довольствовании, признаем ведь, человечество провело поистине страшных две тысячи лет, пройдя через кровавые войны, завоевательские и крестовые походы, вехи экономического порабощения, в результате построив всего-то технократическую модель потребительского общества, в которой полностью утрачены знания о природе человека и цели его кратковременного пребывания на этой маленькой прекрасной планете. И сегодня, пусть кто-то и не верит, но мы приблизились к грани, за которой возможно очередное глобальное уничтожение. Почему? На этот вопрос мы и попытаемся ответить через глубинное рассмотрение сути такого грандиозного, кажущегося фантастическим и немыслимым для обычного посредственного сознания явления, как . Ведь за этим именем, поверьте, стоит намного больше, нежели история одного из преданных учеников одного из Учителей человечества.

Нисколько не усомнимся в историческом факте пришествия Спасителя как Сына Божьего, в те далекие времена и в его эпохальность миссии. Тревогу вызывает вполне обоснованное подозрение на то, что настоящее Учение Христа было искажено, переписано и адаптировано под создание нового мощного, более усовершенствованного религиозного института, цель которого обыкновенная власть и манипулирование сознанием масс. Мы непременно осветим в ближайшем будущем поражающую парадоксальность фанатичной убежденности религиозного сознания христиан в собственной исключительности и амбициях на Истину, тогда как официально признанная и объективная точка зрения современных историков банально ставит под сомнение практически все базисные истоки, почему-то являющиеся для миллиардного церковного электората непоколебимыми и неприкасаемыми феноменами "проявления божественного откровения". Не дабы покуситься на достоинство верующих одной из почитаемых религий, а дабы посмотреть на ситуацию немного под иным углом, чтобы все-таки узреть сквозь лживую запорошенность вековых снегов правду. Судя по найденным в гностических произведениях библиотеки Наг-Хаммади сведениям, есть полные основания предполагать, что истинное Учение Христа пошло именно с ней, - Марией Магдалиной, - в круги ранних христиан-гностиков, тогда как другая ветвь, апостольская "через Петра и Павла" создала то, что мы наблюдаем сегодня. Дальнейшая конфронтация или борьба за власть, разделила последователей Христа на РАСКОЛЬНИКОВ и АПОСТОЛЬСКИХ ХРИСТИАН. В результате чего вторые попросту уничтожили первых. Подробнее об этом в читайте .

Итак, небезосновательно продолжая предполагать, что Мария Магдалина - То, благодаря чему два тысячелетия наша человеческая цивилизация до сих пор "держится на плаву", подробнее рассмотрим, в каком виде дошла до наших дней информация о ней через православную и католическую традицию. Будем использовать авторитетную для большинства информацию из "Википедии".

Мари́я Магдали́на (ивр. ‏מרים המגדלית‏‎‎‎, др.-греч. Μαρία ἡ Μαγδαληνή, лат. Maria Magdalena) - преданная последовательница Иисуса Христа, христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при его Распятии и была свидетельницей его посмертного явления.В православной и католической церквях почитание Магдалины различается: православие почитает её согласно евангельскому тексту - исключительно как мироносицу, излеченную от семи бесов и фигурирующую только в нескольких эпизодах Нового Завета, а в традиции католической церкви долгое время было принято отождествлять с нею образ кающейся блудницы и Марии из Вифании, сестры Лазаря, а также прилагать обширный легендарный материал.

В Новом Завете её имя упоминается лишь в нескольких эпизодах:

  • Она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами (Лк. 8:2; Мк. 16:9)
  • Затем стала следовать за Христом, служа ему и делясь своим достоянием (Мк. 15:40-41, Лк. 8:3)
  • Потом присутствовала на Голгофе при кончине Иисуса (Мф. 27:56 и др.)
  • После чего была свидетельницей его погребения (Мф. 27:61 и др.)
  • А также стала одной из жён-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении (Мф. 28:1; Мк. 16:1-8)
  • Она первая увидела воскресшего Иисуса, сначала приняла его за садовника, но узнав, устремилась к нему дотронуться. Христос не разрешил ей это (Не прикасайся ко Мне), но зато поручил возвестить апостолам о своём воскресении (Ин. 20:11-18).

В православной традиции

В православии Мария Магдалина почитается как равноапостольная святая, с опорой только на перечисленные выше евангельские свидетельства. В византийской литературе можно найти продолжение её истории: проведя некоторое время в Иерусалиме, через некоторое время после Распятия Мария Магдалина отправилась в Эфес вместе с Девой Марией к Иоанну Богослову и помогала ему в его трудах. (Стоит отметить, что больше всего сведений о Магдалине из четырёх евангелистов сообщает именно Иоанн).

Считается, что Мария Магдалина благовествовала в Риме, о чём свидетельствует обращение к ней в послании апостола Павла к римлянам: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим. 16:6). Вероятно, в связи с этим её путешествием позже возникло связанное с её именем пасхальное предание. Смерть Марии Магдалины, по версии данного течения христианства, была мирной, она скончалась в Эфесе.

Православная традиция, в отличие от католицизма, не отождествляет Марию Магдалину с безымянной евангельской грешницей , а почитает её исключительно равноапостольной святой мироносице. Не упоминается о блуде и в её акафисте. Кроме того, в православии не произошло отождествления Магдалины с несколькими другими евангельскими женщинами, случившегося в католичестве, оно традиционно почитало этих женщин раздельно. Димитрий Ростовский подчеркивает: «Восточная Греко-Российская Православная Церковь ныне, как и прежде признает всё эти, упоминаемые Евангелиями с разными признаками, три личности за различные, особые, не желая основывать исторические сведения на произвольных, только вероятных толкованиях».

Мощи в православии.

Согласно «Четьям Минеям» Димитрия Ростовского, в 886 году при императоре Льве VI Философе мощи скончавшейся в Эфесе святой были торжественно перенесены в константинопольский монастырь святого Лазаря. Дальнейшая их судьба не описывается. В настоящее время известно о нахождении мощей Марии Магдалины в следующих афонских монастырях: Симонопетра (рука), Эсфигмен (стопа), Дохиар (частица) и Кутлумуш (частица).

В католической традиции

В католической традиции Мария Магдалина, называемая прямо по имени лишь в перечисленных выше новозаветных свидетельствах, была отождествлена ещё с несколькими евангельскими персонажами:

  • Мария, упоминаемая в Евангелии от Иоанна как сестра Марфы и Лазаря, которые принимали Иисуса в своем доме в Вифании (Ин. 12:1-8)
  • безымянная женщина, совершившая помазание головы Иисуса в Вифании в доме Симона прокажённого (Мф. 26:6-7, Мк. 14:3-9)
  • безымянная грешница (блудница), омывшая ноги Христа миром в доме Симона фарисея (Лук. 7:37-38) (подробнее см. Помазание Иисуса миром).

Таким образом, Магдалина, отождествляясь с этими персонажами (а также заимствуя некоторые сюжеты из жития неевангельской раскаявшейся грешницы V века преподобной Марии Египетской), приобретает черты кающейся блудницы. Её главным атрибутом становится сосуд с благовониями.

Согласно этой традиции, Магдалина зарабатывала блудом, увидев Христа, оставила ремесло и стала следовать за ним, затем в Вифании омыла его ноги миром и отёрла своими волосами, присутствовала на Голгофе и т.д., а затем стала отшельницей на территории современной Франции.

Мнение Отцов Церкви. Образ блудницы.

Одной из основных причин отождествления Магдалины с блудницей является признание западной Церковью того, что она и была той безымянной женщиной, которая омыла ноги Иисуса миром.

И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. (Лук. 7:37-38).

Проблема согласования евангельских рассказов о помазании Иисуса анонимной женщиной решалась Отцами Церкви по-разному (подробнее, см. Помазание Иисуса миром). В частности, святой Августин полагал, что все три помазания были совершены одной и той же женщиной. Климент Александрийский и Амвросий Медиоланский также допускали, что речь может идти об одной и той же женщине.

Косвенное свидетельство отождествления Марии из Вифании с Марией Магдалиной впервые встречается в «Толковании на Песнь песней» Ипполита Римского, указывающего, что первыми, кому явился воскресший Иисус, были Мария и Марфа. Речь, очевидно, идёт о сёстрах Лазаря, но помещённых в контекст утра Воскресения, в котором во всех четырёх Евангелиях на самом деле фигурирует Мария Магдалина. Отождествление всех женщин, фигурирующих в евангельских рассказах о помазании Иисуса, с Марией Магдалиной окончательно было произведено римским папой святым Григорием Великим (591 год): «Та, которую Лука называет грешной женщиной, которую Иоанн называет Марией (из Вифании), мы считаем, есть та Мария, из которой семь бесов были изгнаны по Марку» (23 омилия). Неуказанный же грех же Марии Магдалины/Марии из Вифании был истолкован как блуд, то есть проституция.

В народном сознании жителей средневековой Европы образ кающейся блудницы Марии Магдалины приобрел чрезвычайную популярность и красочность и закрепился до наших дней. Подкрепление и литературную обработку этот миф нашёл в «Золотой легенде» Якова Ворагинского - собранию житий святых, второй по распространению в Средние века книге после Библии.

В XX веке католическая Церковь, стремясь к исправлению возможных ошибок толкования, смягчает формулировки - после реформы в календаре Novus Ordo 1969 года Мария Магдалина уже не фигурирует как «кающаяся». Но, несмотря на это, традиционное восприятие её как раскаявшейся блудницы массовым сознанием, сложившееся за века благодаря воздействию большого количества произведений искусства, остается неизменным.

РЕЗЮМЕ

И вновь мы сталкиваемся в непроглядным "священным" туманом, напущенным в раннехристианские века гениальными "архитекторами" человеческой истории. Не напусти его тогда, кто знает, какой созидательной дорогой пошла бы наша цивилизация и каких высот могла достичь. Ну а пока, из официальных источников о Мариии Магдалине достоверно ничего неизвестно, но на подсознательном уровне у абсолютного большинства сформировано ошибочное мнение: "эта история выглядит несовсем чистой, поэтому не стоит особо вдаваться в подробности ". Именно так по-крайней мере думал доселе и автор этих строк. А если учесть, что 90 % прихожан вообще понятия не имеют, кто изображен на иконах, достаточно всего лишь легкого ненавязчивого намека на "нечистоту", чтобы в сравнении с "святейшими отцами церкви" имя Магдалины обходили стороной.

Справедливости ради, подведем небольшой промежуточный итог :

  • Мария Магдалина не была не блудницей, не одержимой бесами - ибо прямых указаний на это нигде нет.
  • Мария Магдалина была самым любимым учеником Иисуса Христа, чему свидетельства:
  • - Евангелия от Филиппа,
  • - Евангелие от Марии,
  • - таинственная картина Леонардо да Винчи "Тайная вечеря ",
  • - версия самого Ригдена Джаппо (!!!), о ней позже...
  • Чистые Знания от Иисуса пошли с Марией в ранние гностические группы, которые впоследствии безжалостно были уничтожены представителями апостольского христианства (здесь можно провести трагическую аналогию с катарами, в XII веке).
  • Именно Марии Магдалине Иисус Христос доверил тайну священного Грааля (об этом в следующих наших публикациях).
  • В довесок, заслуживает отдельного рассмотрения история ордена Тамплиеров, которые поклонялись ей, как самой великой святыне...

В завершение можно сказать следующее, по нашему мнению, туман напущен неслучайно, и далеко неслучайно имя Марии на сегодняшний день косвенно опорочено, и определено в церковную тень. Её стараются не упоминать, её нет на почитаемых иконах, о ней не знают. В православных церквях её образ можно увидеть вблизи распятия Христа, - сгорбившей спину, с потемневшим лицом, понурым взглядом. Именно такой я её вижу с тех давних и памятных времен, когда впервые переступил порог православного храма. Ни в многотиражной православной литературе, прочитанной мной позже, ни в "душеспасительных беседах" с духовниками в последствии, я ни разу не слышал упоминаний ни о её жизни, ни о её духовном подвиге.

Сознательно или по неведению, но Церковь старательно умалчивает о Марии Магдалине. И мы уже знаем почему.

Подготовил: Дато Гомартели (Украина-Грузия)

Мария Магдалина по праву считается самым загадочным персонажем Нового Завета. Нам ничего не известно ни о ее детстве, ни о ее родителях, ни о ее близких. Ничего мы не знаем и о ее жизни. Во всяком случае, ни одно из четырех Евангелий не может нам рассказать, как жила эта женщина после казни Иисуса Христа. ..

Когда информации мало, ее домысливают. Домысливать эту информацию пришлось и Отцам Церкви, когда встал вопрос - делать из упомянутой Марии святую или же не делать?

Поскольку Мария Магдалина первой лицезрела воскресшего Христа, избавиться от этого персонажа было сложно. И ее причислили к лику святых, но... на особых условиях - приписав несчастной действия и поступки, которых она никогда не совершала! В церковном понимании святость Магдалины выражалась в том, что она из великой грешницы превратилась в великую праведницу.

Прошло полторы тысячи лет, и современные исследователи жизни Магдалины поступили с нею с точностью до наоборот: сделали из великой праведницы великую грешницу и объявили, что это прекрасно. Кем же на самом деле была эта незаурядная женщина?

Умножение сущностей

Впервые Мария появляется в тексте Библии, когда Иисус изгнал из нее семь бесов. Исцелившись, женщина последовала за Спасителем и стала одной из Его почитательниц.

Мария из Магдалы была женщиной обеспеченной, она охотно брала на себя расходы Иисуса. Когда Иисус был схвачен и приговорен к смерти, она присутствовала на казни вместе с двумя другими Мариями - матерью Христа и сестрой Лазаря. Она участвовала в погребении Иисуса и умащала Его мертвое тело маслом Миром.
Именно она пришла в пещеру, где был погребен Иисус, и обнаружила, что Его тело исчезло. И именно она первая увидела воскресшего Христа и рассказала о нем апостолам. Упоминалось также, что она посетила Рим, где тоже рассказывала о Христе.

Больше ничего из Нового Завета вытянуть нельзя. Но кроме четырех канонических Евангелий, существует несколько не признаваемых церковью, то есть неканонических. Эти Евангелия были отвергнуты церковью из-за их гностического (учение, враждебное христианству) происхождения и содержания.

В первые века, когда христианство еще не оформилось в мировую религию, часть христиан разделяла воззрения гностиков, которые утверждали познаваемость бога и возможность приобретения любым человеком с помощью знания божественной сущности. В гностических Евангелиях Марии из Магдалы отводилась очень важная роль. Она считалась любимой и самой верной ученицей Христа. Мария и сама была автором одного из Евангелий - Евангелия от Марии Магдалины.

Судя по этому тексту, Марию из Магдалы более всего занимал вопрос о посмертных превращениях души. Недаром неканонические Евангелия утверждали, что эта женщина стала основательницей философской христианской общины и собственной церкви. Само собой, официальное христианство вымарало эти Евангелия как опасные и неправильные. И предложило совершенно иной образ Марии из Магдалы.

Из ученицы в бпудницы

Превратить верную ученицу в представительницу первой древнейшей профессии большого труда не стоило. Нужно было всего лишь объединить с Марией из Магдалы всех упомянутых, но не поименованных в Новом Завете женщин.

Первой кандидаткой, дополнившей образ Магдалины, стала женщина, омывшая миром и отершая своими волосами ноги Христа. Другой кандидаткой - женщина, умастившая волосы Христа. Третьей - та блудница, которую Иисус спас от побиения камнями и которая последовала за ним. В итоге непоименованные женщины легко превратились в известную уже Марию из Магдалы.

Образ улучшенной Марии стал таким: прежде она ходила с накрашенным лицом и распущенными волосами и занималась проституцией, но Иисус спас ее от смерти, изгнал из нее бесов, под которыми следует понимать пороки, и Мария стала добродетельной и верной спутницей апостолов.

Где-то на заднем фоне Евангелий она пребывала вместе с Сусанной, Иоан-ной и Саломеей. Только матери Иисуса, ввиду ее полной непорочности и бого-вдохновенности, было позволено занимать место рядом с Иисусом, да и то лишь потому, что Он был ее сыном.

К женщинам у ортодоксальных христиан было отношение простое: все они дщери Евы, поддавшейся искушению в раю и таким образом отяготившей человечество первородным грехом. Мария из Магдалы просто повторила путь Евы, но в обратном направлении - очистилась своей верой от греха. А когда у христиан в пятом веке появилась святая Мария Египетская, которая в земной жизни действительно занималась блудом, но раскаялась, - образ Магдалины был довершен. Дескать, блудница и никакие иначе.

Поцелуй, обидевший апостолов?

Прошли века. В 1945 году в египетском Наг-Хаммади были найдены знаменитые свитки, написанные на коптском языке. Это были те самые не признанные церковью тексты, которые чудом уцелели в период борьбы с ересями. Тут неожиданно открылось, что Иисус называл Марию из Магдалы любимой ученицей и часто целовал в губы.

А другие ученики сильно Христа ревновали и даже требовали у него объяснений, почему он выделяет эту Марию в ущерб остальным. Иисус на это отвечал иносказательно и уклончиво. У современных исследователей тут же возникло нехорошее подозрение, что Иисус целовал Марию из Магдалы вовсе не как ученицу...

Мария Магдалина обнимает крест, на котором распят Спаситель. Она не могла обнять Иисуса при жизни, но смогла после смерти. На всех картинах и иконах она переживает из-за гибели Спасителя больше, чем любой из апостолов

Исследователи поспешили заметить, что Иисус не просто целовал Марию, а часто и в губы. Особенность таких поцелуев в XX веке была ясна как день. Было два варианта, почему Иисус целовал Марию в губы, - либо Он жил со своей ученицей во грехе, либо же Он просто был на ней женат.

Греховная связь как-то порочила имя Иисуса. Ну а наличие у Иисуса жены не противоречило тогдашним еврейским законам, наоборот - мужчина в возрасте Иисуса просто обязан был иметь жену! Но если в шестом веке можно было превратить Магдалину в блудницу на основе текста, то в двадцатом веке превратить Иисуса в женатого мужчину стало уже невозможно. Над чистотой и непорочностью Его образа успело потрудиться не одно поколение богословов!

Так что никакой жены у Него быть не могло, потому что не положено. И на вопрос, почему Иисус целовал Марию Магдалину в губы, стали отвечать с убийственной логикой: потому что в первом веке в среде христиан было принято целовать друг друга в губы. Но суть вопроса все равно ускользнула от отвечавших: почему ж тогда Иисус это делал так часто, что другие ученики были обижены и возмущены?

Мать наследников Иисуса

А потом появилось откровение от британских историков и археологов Байджента, Лея и Линкольна «Священная загадка», где Магдалину объявили не только спутницей, ученицей и женой Иисуса Христа, но и матерью Его детей.

В целом ничего удивительного в существовании детей у женатого мужчины нет. Если бы, конечно, не имя этого мужчины. Но в ранние христианские времена подобные версии благополучно существовали. Скажем, в этом виноваты некоторые особенности рыцарской эпохи. Даже имя Марии Магдалины расшифровывалось как «Мария из города Магдал-Эль», что в свою очередь попросту переводилось как «Мария из города с башнями». Изображения Марии из Магдалы охотно дополнялись башенкой на заднем плане.

В ту замечательную эпоху появились апокрифические (житийные) тексты, рисовавшие жизнь Магдалины следующим образом. Она была духовной женой Иисуса и через непорочное зачатие родила от него сына Иосифа Сладчайшего . Этот младенец стал родоначальником королевского дома Меровингов. Для спасения ребенка Магдалине пришлось бежать в Марсель. Но скоро ее земная жизнь завершилась, и Иисус забрал ее на небеса в Брачный Чертог.

Существует и другая легенда. По ней у Магдалины было двое детей - мальчик и девочка: Иосиф и София. Магдалина дожила до глубокой старости и была похоронена на юге Франции.

Хотя Магдалина упомянута всего 13 раз в Новом Завете, после объявления ее святой появились и святые реликвии от Магдалины. Кости, волосы, щепки от гроба и даже кровь. За мощи Магдалины шла отчаянная борьба, а в одиннадцатом веке был даже период, который историки именуют «магдалиновым брожением»! Марии Магдалине поклонялись не только еретики-альбигойцы, но и рыцари-тамплиеры. Недаром рыцарский Бафомет олицетворял «младенца Магдалины» Софию, то есть Мудрость. Но уже в эпоху Ренессанса любимым образом художников стал образ кающейся Магдалины. Каково время, таковы и образы, и реликвии.

Николай КОТОМКИН
"Загадки Истории " ноябрь 2012

В 1969 году Католическая Церковь официально признала, что ближайшая ученица Иисуса Христа Мария Магдалина никогда не была блудницей. Её жизнь вообще окутана тайной. Совершенно неизвестно, как жила Мария до встречи со Спасителем, также загадка, где, когда и как она закончила зем-ной век.

Вероятно, что Мария звалась Магдалиной, потому что происходила она из города Магдала. И также путём логических заключений и анализа письменных источников предполагается, что Мария никогда не была замужем, потому что иначе она носила бы имя мужа.

Однако свободных женщин тогда в еврей-ском обществе практически не было. Женщина в те времена должна была быть, если не замужем, то - уже мёртвой. А живая Мария Магдалина всё-таки оставалась незамуж-ней. Так получилось, потому что в Новом Завете сказано, что Мария была одержима семью бесами, которых потом изгнал Иисус.

Пожалуй, только одержимость той среде могла стать для одинокой женщины своеобразной защи-той от всевозможных посяга-тельств. А потом бесы покину-ли Марию действительно чрезвычайно быстро. И она с великой радостью присоединилась к растущему и крепнущему братству Христа, стала самой верной его ученицей.

Не просто Мария, а...

В канонических Евангелиях нет ни едино-го слова о том, что Мария Магдалина когда-то была блудницей. Откуда пошло такое мнение, кому это было выгодно - теперь уже совершенно непонятно. Но Новый Завет практически ничего не говорит и о месте, которое она занимала среди апостолов. Как будто Мария вообще оказалась и оставалась в этой собрании случайной и ничего не значащей фигурой.

Однако, в Писаниях ясно говорится, что Магдалина одна из немногих стала свидетель-ницей казни Христа (в отличие от разбе-жавшихся на тот момент учеников). Она же стала первой, кому Спаситель явился после Воскресения. Не апостолы, а именно она возвестила миру первой о чуде Воскресения.

Это не мог-ло не привлечь вни-мания исследователей. Если Магдалина была простой попутчицей, то почему Христос первой явился именно ей, а не кому-то из апостолов? А потому что она была любимым и самым верным учеником Христа, о чём все-таки таинственно намека-ет Евангелие от Иоанна.

Апокрифы или неканонические Евангелия

В 1945 году в Египте обнару-жили сосуд с древними ранними хрис-тианскими книгами. Они содержали просто сен-сационный материал. Особенно поразило Евангелие от Фи-липпа , которое под-робно описывало взаимоотношения Иисуса с учениками, в том числе Мари-ей Магдалиной.

Всему миру стали известны строки это-го апокрифического Евангелия: «Трое шли с Господом всё вре-мя. Мария, его мать, и её сестра, и Магдалина, которую на-зывали его спутницей». Далее: «Господь лю-бил Марию более всех учени-ков, он часто лобзал её уста. Остальные ученики... сказали ему: Почему ты любишь её более всех нас?»

Мария названа лю-бимым учеником Христа. Конечно, книги из Накхамади были не первыми, которые корректируют каноническое христианство. Разнопонимания и разночтения были почти с самого его начала распространения по миру. Постоянно шли споры.

Другая сенсация нового времени случилась в 1896 году. На каирском базаре немецкий учёный купил древнюю книгу на коптском языке. Она стала затем известна как Евангелие от Марии .

Доказано, что оно подлинное, потому что нашлись также его фрагменты на греческом языке. Они да-тируются II - самым началом III века. Оригинал вполне мог быть написан именно в годы жизни Марии Магдалины.

Этот апокриф тоже свиде-тельствует об особом отно-шении к ней Христа и даже более ярко показывает непри-язнь к ней других учеников. Евангелие от Марии свидетельствует о состоянии апостолов после распятия Хрис-та.

Главное же именно здесь подробней излагается великая тайна - что сказал Христос Марии после своего Воскрешения. Апостолы же, услышав это, повели себя совсем не лучшим образом: «Андрей же ответил и сказал братьям: ...я не верю, что Спаситель это сказал. Ведь эти учения суть иные мысли».

А Пётр спросил учеников о Спасителе: «Разве говорил он с женщиной втайне от нас, неоткрыто? Должны мы обратиться, все слушать её? Предпочёл он её более нас?» Но Левий ответил: «Пётр,.. я вижу тебя состязающимся с женщиной как противники. Если Спаситель счёл её достой-ной, кто ты, чтобы отверг-нуть её? Разумеется, Спаситель знал её очень хорошо. Вот по-чему Он любил её больше нас ».

Любимая апостол?

Поцелуй в губы многих смущает и наводит на крамоль-ные мысли, хотя он озна-чает передачу тайного знания. Это принято во многих тайных ор-ганизациях. Христос, целуя Марию,посвящал её в свои ученики. И из всех учеников именно Мария Магдалина была самой духовно зрелой и мудрой.

И как раз во многом её заслуга, что христианство не про-пало, а стало распространяться после смерти Христа. Исторические документы подтверждают, что Мария Магдалина пропове-довала даже в Риме! Об этом говорится и в посла-нии Павла к римлянам. Её принял даже император, и её рассказ подтверждён письменным докладом Понтия Пилата.

О Магдалине как о блуднице впервые заговорили только в VI веке нашей эры. К этому времени Церковь не только прочно стояла на ногах, но и приобрела статус государственной. Идеи Христа о любви и равенстве частично уступили место прежним взглядам, роль женщины была минимальной.

В период раннего христианства женщин-пророков и руководительниц общин было даже больше, чем мужчин. Потом захватившие власть мужчины объявили их «сосудом греха». Даже мысль, что женщина могла быть апостолом стала ересью.

Поэтому ученица и проповед-ница Христа Мария Магдалина для новых церковников преврати-лась в проблему. И личность Марии переосмыс-лили. И хотя даже в разрешённых Евангелиях ни словом не сказано о ней как о блуднице, во всех последующих сочинениях приравняли её к грешнице.

Да, и Бог с ними. Христос пришёл спасать именно грешников, а кто мнит себя святым - беспорочным и всезнающим - Спаситель не нужен.

", мы продолжаем собирать и связывать воедино рассыпанную информацию о загадочном, овеянном древними легендами, тайнами и священными почитаниями имени. Зачем копаться в преданиях тысячелетней старины, когда не ведаешь достоверно, что творилось всего век назад, спросит читатель. За окнами дел непроворот, может проще оставить как есть и привычно довольствоваться общепризнанными версиями православной и католической традиции? В этом привычном и равнодушном довольствовании, признаем ведь, человечество провело поистине страшных две тысячи лет, пройдя через кровавые войны, завоевательские и крестовые походы, вехи экономического порабощения, в результате построив всего-то технократическую модель потребительского общества, в которой полностью утрачены знания о природе человека и цели его кратковременного пребывания на этой маленькой прекрасной планете. И сегодня, пусть кто-то и не верит, но мы приблизились к грани, за которой возможно очередное глобальное уничтожение. Почему? На этот вопрос мы и попытаемся ответить через глубинное рассмотрение сути такого грандиозного, кажущегося фантастическим и немыслимым для обычного посредственного сознания явления, как Мария Магдалина . Ведь за этим именем, поверьте, стоит намного больше, нежели история одного из преданных учеников одного из Учителей человечества.

Нисколько не усомнимся в историческом факте пришествия Спасителя как Сына Божьего, в те далекие времена и в его эпохальность миссии. Тревогу вызывает вполне обоснованное подозрение на то, что настоящее Учение Христа было искажено, переписано и адаптировано под создание нового мощного, более усовершенствованного религиозного института, цель которого обыкновенная власть и манипулирование сознанием масс. Мы непременно осветим в ближайшем будущем поражающую парадоксальность фанатичной убежденности религиозного сознания христиан в собственной исключительности и амбициях на Истину, тогда как официально признанная и объективная точка зрения современных историков банально ставит под сомнение практически все базисные истоки, почему-то являющиеся для миллиардного церковного электората непоколебимыми и неприкасаемыми феноменами "проявления божественного откровения". Не дабы покуситься на достоинство верующих одной из почитаемых религий, а дабы посмотреть на ситуацию немного под иным углом, чтобы все-таки узреть сквозь лживую запорошенность вековых снегов правду. Судя по найденным в гностических произведениях библиотеки Наг-Хаммади сведениям, есть полные основания предполагать, что истинное Учение Христа пошло именно с ней, - Марией Магдалиной, - в круги ранних христиан-гностиков, тогда как другая ветвь, апостольская "через Петра и Павла" создала то, что мы наблюдаем сегодня. Дальнейшая конфронтация или борьба за власть, разделила последователей Христа на РАСКОЛЬНИКОВ и АПОСТОЛЬСКИХ ХРИСТИАН. В результате чего вторые попросту уничтожили первых. Подробнее об этом в читайте .

Итак, небезосновательно продолжая предполагать, что Мария Магдалина - То, благодаря чему два тысячелетия наша человеческая цивилизация до сих пор "держится на плаву", подробнее рассмотрим, в каком виде дошла до наших дней информация о ней через православную и католическую традицию. Будем использовать авторитетную для большинства информацию из "Википедии".

Мари́я Магдали́на (ивр. ‏מרים המגדלית‏‎‎‎, др.-греч. Μαρία ἡ Μαγδαληνή, лат. Maria Magdalena) - преданная последовательница Иисуса Христа, христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при его Распятии и была свидетельницей его посмертного явления.В православной и католической церквях почитание Магдалины различается: православие почитает её согласно евангельскому тексту - исключительно как мироносицу, излеченную от семи бесов и фигурирующую только в нескольких эпизодах Нового Завета, а в традиции католической церкви долгое время было принято отождествлять с нею образ кающейся блудницы и Марии из Вифании, сестры Лазаря, а также прилагать обширный легендарный материал.


В Новом Завете её имя упоминается лишь в нескольких эпизодах:

Она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами (Лк. 8:2; Мк. 16:9)
Затем стала следовать за Христом, служа ему и делясь своим достоянием (Мк. 15:40-41, Лк. 8:3)
Потом присутствовала на Голгофе при кончине Иисуса (Мф. 27:56 и др.)
После чего была свидетельницей его погребения (Мф. 27:61 и др.)
А также стала одной из жён-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении (Мф. 28:1; Мк. 16:1-8)
Она первая увидела воскресшего Иисуса, сначала приняла его за садовника, но узнав, устремилась к нему дотронуться. Христос не разрешил ей это (Не прикасайся ко Мне), но зато поручил возвестить апостолам о своём воскресении (Ин. 20:11-18).

В православии

Мария Магдалина почитается как равноапостольная святая, с опорой только на перечисленные выше евангельские свидетельства. В византийской литературе можно найти продолжение её истории: проведя некоторое время в Иерусалиме, через некоторое время после Распятия Мария Магдалина отправилась в Эфес вместе с Девой Марией к Иоанну Богослову и помогала ему в его трудах. (Стоит отметить, что больше всего сведений о Магдалине из четырёх евангелистов сообщает именно Иоанн).

Считается, что Мария Магдалина благовествовала в Риме, о чём свидетельствует обращение к ней в послании апостола Павла к римлянам: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим. 16:6). Вероятно, в связи с этим её путешествием позже возникло связанное с её именем пасхальное предание. Смерть Марии Магдалины, по версии данного течения христианства, была мирной, она скончалась в Эфесе.

Православная традиция, в отличие от католицизма, не отождествляет Марию Магдалину с безымянной евангельской грешницей, а почитает её исключительно равноапостольной святой мироносице . Не упоминается о блуде и в её акафисте. Кроме того, в православии не произошло отождествления Магдалины с несколькими другими евангельскими женщинами, случившегося в католичестве, оно традиционно почитало этих женщин раздельно. Димитрий Ростовский подчеркивает: «Восточная Греко-Российская Православная Церковь ныне, как и прежде признает всё эти, упоминаемые Евангелиями с разными признаками, три личности за различные, особые, не желая основывать исторические сведения на произвольных, только вероятных толкованиях».

Мощи в православии.

Согласно «Четьям Минеям» Димитрия Ростовского, в 886 году при императоре Льве VI Философе мощи скончавшейся в Эфесе святой были торжественно перенесены в константинопольский монастырь святого Лазаря. Дальнейшая их судьба не описывается. В настоящее время известно о нахождении мощей Марии Магдалины в следующих афонских монастырях: Симонопетра (рука), Эсфигмен (стопа), Дохиар (частица) и Кутлумуш (частица).

В католической традиции

В католической традиции Мария Магдалина, называемая прямо по имени лишь в перечисленных выше новозаветных свидетельствах, была отождествлена ещё с несколькими евангельскими персонажами:

Мария, упоминаемая в Евангелии от Иоанна как сестра Марфы и Лазаря, которые принимали Иисуса в своем доме в Вифании (Ин. 12:1-8)
безымянная женщина, совершившая помазание головы Иисуса в Вифании в доме Симона прокажённого (Мф. 26:6-7, Мк. 14:3-9)
безымянная грешница (блудница), омывшая ноги Христа миром в доме Симона фарисея (Лук. 7:37-38) (подробнее см. Помазание Иисуса миром).

Таким образом, Магдалина, отождествляясь с этими персонажами (а также заимствуя некоторые сюжеты из жития неевангельской раскаявшейся грешницы V века преподобной Марии Египетской), приобретает черты кающейся блудницы. Её главным атрибутом становится сосуд с благовониями.

Согласно этой традиции, Магдалина зарабатывала блудом, увидев Христа, оставила ремесло и стала следовать за ним, затем в Вифании омыла его ноги миром и отёрла своими волосами, присутствовала на Голгофе и т.д., а затем стала отшельницей на территории современной Франции.

Мнение Отцов Церкви. Образ блудницы.

Одной из основных причин отождествления Магдалины с блудницей является признание западной Церковью того, что она и была той безымянной женщиной, которая омыла ноги Иисуса миром.

И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. (Лук. 7:37-38).

Проблема согласования евангельских рассказов о помазании Иисуса анонимной женщиной решалась Отцами Церкви по-разному (подробнее, см. Помазание Иисуса миром). В частности, святой Августин полагал, что все три помазания были совершены одной и той же женщиной. Климент Александрийский и Амвросий Медиоланский также допускали, что речь может идти об одной и той же женщине.

Косвенное свидетельство отождествления Марии из Вифании с Марией Магдалиной впервые встречается в «Толковании на Песнь песней» Ипполита Римского, указывающего, что первыми, кому явился воскресший Иисус, были Мария и Марфа. Речь, очевидно, идёт о сёстрах Лазаря, но помещённых в контекст утра Воскресения, в котором во всех четырёх Евангелиях на самом деле фигурирует Мария Магдалина. Отождествление всех женщин, фигурирующих в евангельских рассказах о помазании Иисуса, с Марией Магдалиной окончательно было произведено римским папой святым Григорием Великим (591 год): «Та, которую Лука называет грешной женщиной, которую Иоанн называет Марией (из Вифании), мы считаем, есть та Мария, из которой семь бесов были изгнаны по Марку» (23 омилия). Неуказанный же грех же Марии Магдалины/Марии из Вифании был истолкован как блуд, то есть проституция.

В народном сознании жителей средневековой Европы образ кающейся блудницы Марии Магдалины приобрел чрезвычайную популярность и красочность и закрепился до наших дней. Подкрепление и литературную обработку этот миф нашёл в «Золотой легенде» Якова Ворагинского - собранию житий святых, второй по распространению в Средние века книге после Библии.

В XX веке католическая Церковь, стремясь к исправлению возможных ошибок толкования, смягчает формулировки - после реформы в календаре Novus Ordo 1969 года Мария Магдалина уже не фигурирует как «кающаяся». Но, несмотря на это, традиционное восприятие её как раскаявшейся блудницы массовым сознанием, сложившееся за века благодаря воздействию большого количества произведений искусства, остается неизменным.


РЕЗЮМЕ

И вновь мы сталкиваемся в непроглядным "священным" туманом, напущенным в раннехристианские века гениальными "архитекторами" человеческой истории. Не напусти его тогда, кто знает, какой созидательной дорогой пошла бы наша цивилизация и каких высот могла достичь. Ну а пока, из официальных источников о Мариии Магдалине достоверно ничего неизвестно, но на подсознательном уровне у абсолютного большинства сформировано ошибочное мнение: "эта история выглядит несовсем чистой, поэтому не стоит особо вдаваться в подробности ". Именно так по-крайней мере думал доселе и автор этих строк. А если учесть, что 90 % прихожан вообще понятия не имеют, кто изображен на иконах, достаточно всего лишь легкого ненавязчивого намека на "нечистоту", чтобы в сравнении с "святейшими отцами церкви" имя Магдалины обходили стороной.

Справедливости ради, подведем небольшой промежуточный итог:

Мария Магдалина не была не блудницей, не одержимой бесами - ибо прямых указаний на это нигде нет.

Мария Магдалина была самым любимым учеником Иисуса Христа , чему свидетельства:

- Евангелия от Филиппа,
- Евангелие от Марии,
- таинственная картина Леонардо да Винчи "Тайная вечеря ",
- версия самого Ригдена Джаппо (!!!), о ней позже...

Чистые Знания от Иисуса пошли с Марией в ранние гностические группы, которые впоследствии безжалостно были уничтожены представителями апостольского христианства (здесь можно провести трагическую аналогию с катарами, в XII веке).

Именно Марии Магдалине Иисус Христос доверил тайну священного Грааля (об этом в следующих наших публикациях).

В довесок, заслуживает отдельного рассмотрения история ордена Тамплиеров, которые поклонялись ей, как самой великой святыне...

В завершение можно сказать следующее, по нашему мнению, туман напущен неслучайно, и далеко неслучайно имя Марии на сегодняшний день косвенно опорочено, и определено в церковную тень. Её стараются не упоминать, её нет на почитаемых иконах, о ней не знают. В православных церквях её образ можно увидеть вблизи распятия Христа, - сгорбившей спину, с потемневшим лицом, понурым взглядом. Именно такой я её вижу с тех давних и памятных времен, когда впервые переступил порог православного храма. Ни в многотиражной православной литературе, прочитанной мной позже, ни в "душеспасительных беседах" с духовниками в последствии, я ни разу не слышал упоминаний ни о её жизни, ни о её духовном подвиге.

Сознательно или по неведению, но Церковь старательно умалчивает о Марии Магдалине. И мы уже знаем почему.

Н екоторые считают её подлинным мессией, совершавшим все чудеса и таинства, а Иисус её лишь сопровождал.

Что случилось с ней? Умерла ли она на Земле Обетованной или, как утверждают некоторые, перебралась во Францию и продолжила служение там.

Большинство христиан считают её блудницей, которая встретила Иисуса и преобразилась, но в апокрифических Евангелиях говорится, что они не просто были близки, но она имела над ним власть. Иисус был очарован ею.

Настоящая Мария Магдалина гораздо интересней, чем та, о которой написано в Библии.

У Марии Магдалины были особые способности: она умела врачевать, поэтому её так почитают, как жрицу, как богиню.

Она была особенной. Подлинным Иисусом Христом была женщина – Мария, чью роль заретушировали. Мария была подлинным духовным лидером в Иудее первого века нашей эры.

Реальная Мария Магдалина – блудница или тринадцатый апостол?

St Baume, South of France (Сент-Бом, юг Франции). Рассказчик: Jamie Theakston. Это версия событий, о которой вы не прочтёте в Библии, но многие считают, что с тогдашним римским губернатором Иерусалима Понтием Пилатом была заключена сделка. Иисуса тайно вывезли из города в день распятия, может, мёртвого, а может, и живого или погружённого в сон. Этим и объясняется отсутствие тела в пещере. Но правда ли это?

Robert Howells

Author, “The Last Pope”

В Библии достаточно намёков на то, что Иисус не умер на кресте: ему не ломали ноги, он не пробыл на кресте достаточно долго, чтобы умереть. Распятие – это долгая и мучительная смерть. Его довольно быстро сняли и через некоторое время Иисус опять появляется. И если он и вправду Царь Иудейский, так это серьёзная угроза Риму, потому что он может поднять народ на бунт. Ему нужно было исчезнуть. И Мария, согласно житиям святых, покидает Святую землю и отправляется во Францию. Вопрос – был ли с ней Иисус или, может, его тело? Что произошло?

Когда римляне распяли Иисуса, Мария Магдалина была рядом и поддерживала его до самых последних минут, затем оплакивала его смерть. Она первая обнаружила пустую пещеру и была свидетелем Воскрешения.

В искусстве её часто изображают полуголой или отшельницей, кающейся в своих грехах в пустыне изгоем. Нам она известна как блудница. Этот образ, прочно устоявшийся в сознании учёных и историков, не имеет ничего общего с настоящей Марией Магдалиной.

Она упоминается во всех четырёх Евангелиях Нового Завета, но нигде не говорится, что она блудница или грешница.

Dr. Linda Papadopoulos

Author & Psychologist

Библейская Мария Магдалина – довольно пассивная фигура. Это женщина, которая спаслась. И если считать эту историю сказкой, то она в ней вроде прекрасной принцессы, которую нужно спасти. Она кающаяся грешница, которая в какой-то момент встретилась на пути Иисуса. Но некоторые историки верят в то, что настоящая Мария Магдалина разделяла убеждения Иисуса и поддерживала его. Возможно, она даже была тринадцатым апостолом! Многие верят в это.

Путаница с Мариями: объединили и оболгали

Ross Andrews

Author & Historian

Вероятно, она жила у Галилейского моря в маленькой рыбацкой деревне. Одни считают, что её корни в Эфиопии, в Сент-Мари-де-ла-Мер, другие – что в Египте. Довольно трудно выбрать одну версию и сказать, что вот эта – настоящая Мария Магдалина.

Похоже, что иногда Марию путают с двумя другими женскими персонажами Библии – с Марией, сестрой Марфы, и с безымянной грешницей из Евангелия от Луки. Они обе омыли ступни Иисуса своими волосами.

В VI веке папа Григорий сделал это ложное предположение, официально предположив, что эти три персонажа – один и тот же человек: Мария Магдалина.

Robert Howells

Author, “The Last Pope”

После появления христианства, когда новая вера стала распространяться, одной из особенностей было то, что роль Марии Магдалины стала принижаться, и к VI веку она стала ассоциироваться с женщиной, по Библии, совершившей прелюбодеяние. Именно тогда она стала той, какой мы её знаем, – падшей женщиной, грешной блудницей, отрицательным героем.

Richard Felix

Author & Historian

Образ подлинной Марии Магдалины был изменён церковью, так же, как и Библия, которая переписывалась, редактировалась множество раз. Посвящённую, мудрую, благородную женщину выставили блудницей, грешницей, каковыми тогда и считали женщин. В христианстве преобладают мужские образы, женщины – низшие существа.

Lynn Picknett

Когда раннехристианская церковь решила, что главные в этой религии – мужчины, Мария стала для женщин примером для подражания. Женщина должна была подчиняться мужчине, и, да, в этом они преуспели, во многом благодаря образу Марии Магдалины. Её имя настолько прочно связано с женским стыдом, что на протяжении веков падших женщин называли магдалинами. Это же ужасно, это последняя капля!

Линн Пикнетт написала три книги о Марии Магдалине и 30 лет своей жизни посвятила поискам правды о ней.

Jamie Theakston: Так кем же была Мария Магдалина?

Lynn Picknett: Церковная версия истории о ней базируется на новозаветных Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, и в них она упоминается вскользь. Можно строить множество предположений относительно неё, но впервые она выходит на передний план в сцене распятия.

Она сидит у подножия креста, затем входит в пещеру и видит, что тело Иисуса исчезло!

Далее она, предположительно, встречается с ним в саду – с воскресшим Иисусом. Это её звёздный час: смерть Иисуса! Она была там, играла важную роль в этих событиях. Вот только в канонических Евангелиях её значимость подчёркивается только когда история подходит к концу.

Нечто великое ожидает нас, я знаю – мне было видение, настолько прекрасное, что не описать словами…

Кто изобразил её такой в Библии?

Ответственность лежит целиком на католической церкви. В Библии нигде не сказано, что она была блудницей. Лишь в VIII веке папа римский описал её как грешницу, не более того. Но раз она женщина, значит, блудница – с тех пор так и повелось. Но эта женщина была призвана вместе с Иисусом. Свою миссию они начали вместе, она была ему ровней. Были женщины, которые проповедовали, крестили, врачевали, даже причащали к таинствам. И когда церковь в ранние свои годы спрашивала об этом людей, те отвечали: «Разве вы не знали? Иисус действовал по наущению Марии Магдалины». И первые христиане знали это. Они знали, что Иисус наделял женщин силой и что Мария Магдалина была, как сказано в апокрифах, «первейшим из апостолов». Не Святой Пётр, а она была призвана.

Ищущий его да обрящет…

Dr. Linda Papadopoulos

Author & Psychologist

Часто женские имена стирали из истории. Этой истории 2000 лет, и, если и была такая женщина, обладавшая силой и значимостью, её имя убрали, а её деяния приписали Иисусу. Вот что любопытно: для меня слова Иисуса звучат как речь хиппи – он ведь хотел всеобщего равенства и справедливости! Что ж, тогда и женщину он должен был считать равноправной, а её мнение значимым. То есть женщина могла проповедовать и нести библейскую мудрость людям.

Откройте сердца ваши, и разум ваш, и души ваши…

Andrew Gough

Надо помнить, что всё, что мы знаем об Иисусе и Марии Магдалине, было написано уже после того, как их не стало. А представьте, как группа теологов на Первом Никейском соборе говорит: «Ну, о чём будем писать, ребята?». Я полагаю, что они написали историю Иисуса для того, чтобы скрыть факт, что лидером духовной общины первого века нашей эры являлась женщина, а не мужчина.

Жизнь Марии Магдалины во Франции: вопросы, загадки

Наиболее невероятной является версия о том, что Мария Магдалина бежала из Святой земли во Францию, будучи беременной от Иисуса.

Richard Felix

Author & Historian

Мария прибыла во Францию и внезапно оказалась в центре местной христианской общины. Эти люди прожили 30 лет в пещерах, как отшельники, занимаясь целительством, совершая чудеса, величайшим из которых по легенде стало прибытие именно к ним Марии с ребёнком под сердцем.

Dr. Linda Papadopoulos

Author & Psychologist

Некоторые верят, что Мария Магдалина была женой Иисуса и они хотели жить семьёй. Вряд ли этому есть подтверждение, но мы знаем точно, что в те времена женщин вымарывали из истории и роль Марии в жизни Иисуса принизили. На самом деле её роль и в становлении христианства, и в отношениях с Иисусом была более значимой – её просто замалчивали. Я полагаю, это всё потому, что она была женщиной, всё дело в этом.

Сент-Мари-де-ла-Мер, юг Франции (St Marys of the Sea, South of France). Этот маленький городок на юге Франции находится близ Марселя и называется Сент-Мари-де-ла-Мер или «Святая Мария с моря». Считается, что здесь, в 45-м году, на берег сошли Мария Магдалина и сопровождавшие её люди.

По легенде, они прибыли сюда из Александрии, из Египта. Сопровождал её дядя Иисуса Иосиф Аримафейский и, возможно, они везли с собой тело Иисуса. Местная церковь празднует это событие, но слегка путая события, отмечая прибытие в этот день не одной, а сразу трёх Марий.

Ешьте! Это праздничная трапеза для всех нас во имя пути пройденного и пути, который ещё предстоит пройти. Я горжусь вами. Ешьте, пейте!

Первая церковь Святой Марии была построена здесь в IX веке, и моим проводником будет местный гид, много знающий о Марии, Мартина Гийо.

Jamie Theakston: Мартина, чем занялась Мария Магдалина по прибытии сюда?

Не только Мария Магдалина, но и все прибывшие с ней. Их миссия – рассказать о том, что Иисус жив и он воскрес. Сюда прибыла и Дева Мария, ей было около 60-ти, другие были моложе – как Мария Магдалина, которой было лет 30-35. Они прибыли с вестью об Иисусе и Евангелии.

Значит, Мария Магдалина проповедовала тут?

Да, я считаю, что они прибыли сюда именно за этим…

Andrew Gough

В Библии в сцене распятия, погребения и воскрешения Мария почти не упоминается, потом вообще исчезает. Но тут же она возникает в традициях Южной Франции, куда она, вероятно, отбыла, и тут есть связь – её изгнали из крупнейшей иудейской общины. Куда ей податься? Вторая по величине иудейская община тогда находилась в Галлии, во Франции.

Dr. Linda Papadopoulos

Author & Psychologist

Она не просто переехала и «залегла на дно», у неё была миссия. Если она была близкой сподвижницей Иисуса, значит, она разделяла его идеологию и образ его мыслей. Поверила в то же, во что верил он, и не собиралась оставаться в тени. Она стала миссионером, несущим его слово.

Lynn Picknett

Author, “Christianity’s Hidden Goddess”

Она была богатой женщиной с целью в жизни. Она прибыла на юг Франции, проповедовала, врачевала, возможно даже и крестила людей. В Лангедоке есть реки с названиями Сурз Мадлен, река Магдалины, по легенде, она в них совершала крещение. Она – эпическая личность, возможно, первый апостол.

Святые мощи: Мария Магдалина существовала!

Сент-Мари-де-ла-Мер, юг Франции (St Marys of the Sea, South of France). На самом верху церкви Святой Марии есть небольшая часовня, где хранятся мощи трёх Марий. Мартина получила для нас разрешение на её посещение.

Jamie Theakston: Что это? Частная молельня?

Martine Guillot. Local Guide: Это верхняя часовня. Она так и называется. Находится она в колокольне. Сначала она была посвящена Михаилу Архангелу, как все верхние часовни Франции, потом сюда перенесли мощи Святой Марии.

Значит, мы в церкви?

Там – реликварий. Там тоже хранится часть мощей Марии Саломеевой и Марии Иаковлевой. Там 11 фрагментов костей, обугленных, потому что мощи сожгли во время Французской революции.

Значит, там частицы мощей Марии?

Guy Walters

Author, “Hunting Evil”

Эта история повествует нам о том, что Мария Магдалина окончила свои дни во Франции, будучи фигурой, за которую мы всегда принимали Иисуса. Значит, она, являясь по сути бродягой, проповедовала слово божие и распространяла христианское учение. Что ж, это интересная мысль!

Jamie Theakston: Почему тут нет мощей Марии Магдалины?

Martine Guillot. Local Guide: Мария Магдалина не осталась здесь. Когда прибыло судно, на берег сошли Мария Иаковлева и Мария Саломеева. Мария Магдалина отправилась дальше.

А вы знаете куда?

Сент-Бом. Мощи Марии Магдалины находятся в Сент-Боме, в церкви Сен-Максимен (фр. Saint-Maximin-la-Sainte-Baume).

Pilgrimage of the Gypsies, South of France. Каждый год в мае маленький городок отмечает прибытие трёх Марий большим фестивалем. Ларец с мощами аккуратно опускают с колокольни вниз. Процессия последует за ним и за священной лодкой к берегу моря. И епископ на пути процессии благословит тысячи собравшихся – все они чествуют прибытие трёх Марий.

Jamie Theakston: Эту лодку отнесут к морю?

Martine Guillot. Local Guide: Да, к морю. Её, конечно, будут держать над водой, и в этот момент епископ благословит море и святые мощи. Мощи из реликвария, потому что море принесло нам слово божие.

Robert Howells

Author, “The Last Pope”

Даже католическая церковь считает, что Мария прибыла во Францию. Её мощи хранятся в базилике Святого Петра. Т.е. католики признают старинную версию о том, что Мария прибыла во Францию. Тут есть местная интерпретация этой истории о том, что она продолжила дело Иисуса, и в апокрифических Евангелиях она участница таинств Иисусовых.

Dr. Linda Papadopoulos

Author & Psychologist

Именно её спрашивали другие апостолы, что сказал ей Иисус, потому что она знала больше, чем они. На юге Франции до сих пор возжигают свечи во славу Марии Магдалины, потому что она часть христианства и миссии Иисуса. Она исцеляла, пользовалась авторитетом и была сильной женщиной. То есть даже в католических странах есть люди, которые не принимают библейский образ этой женщины, и мы считаем, что она была более властной фигурой, чем это отражено в Писании.

St Maximin, South of France. В 1279 году во время раскопок в склепе французской церкви Сен-Максимен была обнаружена могила первого века. И в ней удивительная находка – мраморный саркофаг.

Карл II, граф Прованский, сказал, что вёл эти раскопки потому, что ему было видение, в котором явилась Мария Магдалина.

Когда саркофаг открыли, оттуда пошёл приятный сладкий запах, который посчитали символом того, что Мария .

Паломники и туристы ото всюду стремятся к мощам Магдалины. Меня сопровождает местный священник отец Флорьен Расин.

Father Florien Racine: Джеми, мы идём в склеп Марии Магдалины IV века. Тут хранятся её останки, мощи. Вот тут – старинная решётка. Тут холодновато, значит, церковь была построена над этим склепом.

Джеми, теперь мы в склепе, и тут видны саркофаги. И этот – Марии Магдалины. Он сделан из мрамора, прекрасного полупрозрачного мрамора. Если его подсветить, он будет просвечиваться. На саркофаге изображены сцены из жизни Марии Магдалины и Иисуса. Они сильно повреждены, потому что многие паломники стремились унести с собой кусочки этого мрамора. Поэтому он в плохом состоянии.

Andrew Gough

В церкви Сен-Максимен в Провансе хранится то, что они считают черепом Марии Магдалины. Выглядит он правдоподобно. Его используют в ритуалах, в церемониях и по сей день.

И в этом есть смысл, потому что важно знать, куда тебя поместят, если ты будешь значимым человеком. Где череп Иисуса? И не говорите мне, что он вознёсся! Такие вещи говорят нам: эти люди существовали и, вполне возможно, что это череп женщины, которая жила и проповедовала в то время.

Имеющий уши да услышит, имеющий разум да поймёт.

Father Florien Racine: Для христиан важно вернуться к традиции и вере в то, что Мария Магдалина существовала. Это не легенда. Многие паломники обрели здесь благодать, молясь Марии Магдалине.

Jamie Theakston: Откуда известно, что это череп настоящей Марии Магдалины?

Её похоронили здесь и в IV веке переложили её останки в саркофаг. В VII-VIII веке сюда добрались сарацины, и пришлось убрать все саркофаги под землю, и почитание Марии Магдалины стало местной традицией. Мы знаем, что здесь ничего не было, всё было разрушено, и лишь в 1279 году Карл II Анжуйский провёл здесь раскопки, нашёл эти саркофаги глубоко под землёй. Затем он взял череп Марии Магдалины, найденный здесь, и отправился в Ватикан к тогдашнему папе Бонифацию VIII. У папы к тому времени уже была челюсть Марии. И когда привезли череп, челюсть идеально к нему подошла. И тогда Бонифаций VIII признал, что мощи из Сен-Максимен принадлежат Марии Магдалине.

Любопытно, но череп Марии Магдалины был найден с остатками кожи в тех местах, где его якобы касался сам Иисус.

Когда Мария Магдалина узрела Воскресение Господне, она пыталась удержать Иисуса, припав к его ногам, и он сказал: «Не касайся меня!» и отстранил её, дотронувшись до её кожи (на лбу). По-латыни мы говорим Noli me tangere . Кусочки кожи были оторваны во время Французской революции и позже помещены в этот ковчежец, видите?

Это кожа Марии Магдалины, которой касался Иисус?

Именно! Это и есть символ Воскресения Господня.

Моей задачей, так сказать, было найти настоящую Марию Магдалину, и вот она!

Да, это она, вы нашли её.

Lynn Picknett

Author, “Christianity’s Hidden Goddess”

Для местной католической церкви она очень важна, и, я думаю, что Марию Магдалину здесь чтут потому, что она жила с ними все эти годы. Они знают, какой она действительно была, и этот образ не соответствует каноническому. Они чтут лишь одну из версий её жития, они не считают её равноправным партнёром Иисуса на духовном уровне. Они почитают блудницу, раскаявшуюся и вновь обретшую веру.

Жена Иисуса?

Сент-Мари-де-ла-Мер, юг Франции (St Marys of the Sea, South of France). Более 100 лет назад эта история получила интересное развитие. В 1896 году на каирском базаре один немецкий учёный нашёл любопытную папирусную книгу. Она была в кожаной обложке и написана на коптском языке. Это было Евангелие от Марии.

Lynn Picknett

Author, “Christianity’s Hidden Goddess”

Если мы посмотрим на неканонические евангелия, отвергнутые Церковью в IV-V вв., на апокрифическое Евангелие от Филиппа, от Фомы, от Марии Магдалины – она там главная. Нет, главный, конечно, Иисус, но Мария равна ему, и мы получаем очень чёткую картину. Прежде всего, она энергичная, её нельзя заставить молчать, она ведёт себя не так, как иудейская женщина того времени, ей не скажешь «знай своё место!». Её волосы распущены. Тогда такую причёску делали только женщины определённой репутации. Но ей всё равно, ей важнее её отношения с Иисусом. Из апокрифов ясно, что их отношения – не просто близость, но близость физическая. И она имела власть над Иисусом – он был очарован ею.

Robert Howells

Author, “The Last Pope”

В неканонических Евангелиях, вроде Евангелия от Марии, Евангелия от Филиппа о ней говорится как о первейшем апостоле. О том, что у неё была интимная близость с Иисусом – он часто целовал её, любил её – об этом чётко говорит один из апостолов: «Почему ты не любишь нас, как любишь её?». Иисус отвечал: «Потому что я люблю её не так, как вас». То есть в апокрифах точно сказано, что она много значила для него, и была его спутницей. Её описывают как спутницу Иисуса, то есть она ему ровня.

Ross Andrews

Author & Historian

Отношения Марии и Иисуса очень противоречивы. Большинство библейских историков и богословов смотрят на них с библейской точки зрения. Но если вы хотите очистить их от мифов и легенд, чтобы найти факты, перед вами станет вопрос веры. И тут вам предстоит взглянуть на эту историю с другого ракурса. Весьма вероятно, что Иисус был женат, возможно, у него были дети; странно, если б у него их не было. И если мы предположим, что он женат, то на ком же? Разве не на женщине, которая всегда сопровождает его, говорит от его имени? В некоторых текстах они даже целуются и гуляют вместе, и даже он «разделяет жизнь свою с ней». Я бы сказал, что они были женаты.

Andrew Gough

Если посмотреть на жизнь Марии Магдалины, она пользовалась дорогими мазями, притираниями, целовала Иисуса в губы, появилась у креста, возможно, уже беременной. Она единственная узрела его воскресение! Такое поведение позволительно далеко не любому спутнику. Жене – да, лидеру духовной общины – тоже.

Когда у Марии Магдалины возникла интимная близость с Иисусом, возможно, от этой связи появился ребёнок. Но одно мы знаем точно – на юге Франции Мария почитается как важнейшая библейская фигура. Она с небольшой группой последователей стала проповедовать и распространять учение Евангелий. В этой местности во многих церквях есть реликвии, посвящённые Марии.

St Maximin, South of France. Отец Флорьен Расин покажет мне реликвии, обнаруженные в то же время, что и череп Марии.

Father Florien Racine: Мы идём в ризницу базилики. Я хочу показать тебе, Джеми, кое-что интересное… Здесь волос Марии Магдалины.

Jamie Theakston: Ух ты! Можно подержать?

Да, пожалуйста. У тебя в руках волос Марии Магдалины, который был на её черепе, когда его нашли в 1279 году. Небольшой фрагмент волоса.

Недавно мы провели его исследование и нашли следы красного пигмента. Теперь мы знаем, что Мария Магдалина была рыжая.

Рыжий волос! На многих картинах её так изображают? Рыжей, правда?

Да, это важно. Особенно потому, что в Евангелии Мария скорбит у ног Иисуса и вытирает свои слёзы волосами.

Затем выливает благовония на ступни Иисуса и протирает их опять же своими волосами. Поэтому волосы Марии так значимы и важны.

Robert Howells

Author, “The Last Pope”

Образ Марии важен потому, что она стояла у истоков христианства. Если вы христианин, то путь Марии должен быть вам близок, потому что остальные апостолы приняли её близость к Иисусу и её участие в проповедях. Духовное становление человека в Библии не показывается, но она вполне могла принести христианство во Францию.

Lynn Picknett

Author, “Christianity’s Hidden Goddess”

Многие считают, что Иисус в этом союзе играл доминирующую роль, так как он был мужчиной и тогдашний мир был мужским. Но почему он тогда позволил ей сидеть у подножия креста в Иудее? Думаю, что между ними существовала духовная связь, и тут мы явственно видим изменение его доктрины под её влиянием. И ещё – она не записывала его речи, не пыталась их сохранить. Видимо, она была автором многих из них, и когда Иисус сошёл со сцены, она подняла его знамя.

Отец Расин показал мне ещё один предмет. Плащаницу XIV века, которую носили во время процессий, посвящённых Марии.

Father Florien Racine: Развернём её, она старая и хрупкая.

Когда его сын стал епископом, он мог использовать плащаницу во время процессии в честь Марии Магдалины.

Jamie Theakston: То есть церковь считает, что Мария Магдалина существовала в самом деле? Это так? Вы верите в это?

Martine Guillot. Local Guide: Да.

В то, что она была блудницей, которая преобразилась?

Да, раскаявшаяся.

Раскаяние из блудницы сотворило апостола Христова? И в этом суть этой истории?

Да-да, именно так. Это её настоящий жизненный путь.

Апостольское служение: женщина, равная мужчине

Lynn Picknett

Author, “Christianity’s Hidden Goddess”

Это особое место. Если смотреть на пещеру, то это церковь. Она походит на церковь, и не на самую бедную церковь.

Представьте, она прожила в этом гроте последние 30 лет своей жизни. Тут всё пропитано её необычной энергией. Возможно, она тут скрывалась, так говорит официальная история. Она бежала из Святой Земли – там её преследовали ранние христиане. Может, она и скрывалась, но ей нужна была и духовная подпитка. Сказано, что она пришла сюда и провела остаток своих дней в молениях об отпущении её грехов. И, конечно, она молилась Иисусу, посвящая свою жизнь апостольскому служению.

Author, “Christianity’s Hidden Goddess”

Эту часовню построили монахи Ордена доминиканцев, которым она до сих пор и принадлежит. Они сделали её очень красивой и посвятили её Марии от всей души и сердца. Паломники посещают её ради Марии Магдалины. Легенды и хроники говорят, что она обратила в истинную веру весь Прованс и лишь тогда удалилась в пещеру. Люди посещали её там, чтобы побеседовать и уверовать, но скорее всего, это подтасовка фактов, местные байки, не иначе.

Будучи здесь, вы поразитесь, насколько много паломников и туристов приезжает сюда, впечатлённые историей Марии Магдалины. Я уверен, что их манит её образ, настолько приниженный в Библии. Поразительно, но вплоть до 1969 года церковь считала её блудницей, а теперь почитает её, как врачевателя, священника и защитницу христианства, как бы странно это не звучало.

В любом случае, Мария Магдалина – один из самых противоречивых персонажей в Библии. Историки уверены, что если она и впрямь существовала, то в III-IV веке в Новом Завете на неё навесили клеймо блудницы. Зачем это было сделано – вопрос открытый.

Многие современные учёные и историки считают, что это было сделано для того, чтобы дискредитировать её любовника, который, небесспорно, считается мессией.

Jamie Theakston: Как вы думаете, в истории Марии Магдалины будет написана ещё одна глава?

Lynn Picknett. Со-Author, “The Templar Revelation”: Что до меня, то я не перестану исследовать эту историю, потому что в ней есть всё, что нужно для повествования. И для таких людей как я, интересующихся религией и её влиянием на культуру, этот поиск продолжится. Хотите почитать Марию Магдалину – начните сейчас.

Robert Howells

Author, “The Last Pope” Author & Historian

Я считаю, что последние 2000 лет мы смотрели на женщин, в частности, на Марию Магдалину, под другим ракурсом. И вот внезапно женщина уравнялась в правах с мужчиной. Наконец-то это свершилось. И в нынешнем контексте Марию Магдалину можно считать новым мессией.

Andrew Gough

Ирония заключается в том, что в последние годы церковь официально заявляет о том, что она не была блудницей. И именно это заявление делает её ещё более популярной. Мария – современная рок-звезда, икона феминистского движения и наиболее почитаемая женщина в истории. Так-то, католическая церковь!

Так была ли Мария Магдалина любовницей и женой Иисуса? Зачала ли она от него ребёнка или, может, нескольких? Была ли она подлинной мессией и главой новой христианской церкви, которую просто вычеркнули из истории через пару веков после её смерти, заклеймив как блудницу? Будет ли церковь поддерживать и дальше этот обман? Составьте своё мнение, до новых встреч!