Логопед: особенности работы логопеда-дефектолога. Кто такой логопед? И чем он занимается

В процессе учебы будущий медик осваивает множество дисциплин, неведомых ранее. Правильно выражать свои мысли, говорить отчетливо и понятно для всех, на самом деле, очень сложная задача. Эти простые действия требуют скоординированной работы нервной системы, слухового анализатора, мышц и голосовых связок. Когда появляются проблемы, особенно в детском возрасте, последствия могут быть очень серьезными, вплоть до торможения умственного развития. Поэтому проблемой с речью должен заниматься опытный логопед.

Кто такой логопед

Логопед (логос - от греческого «слово», пед - «учить») - это доктор, который учит человека правильно разговаривать, высказывать свои мысли, борется с дефектами речи.

Специалист занимается устранением различных дефектов речи у детей и взрослых. Логопед должен обладать следующими качествами:

  • отзывчивость;
  • высокая эрудиция;
  • знание языка на высоком уровне;
  • должны отсутствовать любые дефекты в произношении слов;
  • уметь слушать пациента, не зависимо от уровня развития - будь то ребенок или взрослый;
  • усидчивость;
  • уделять большое внимание общению и устранению психологической травмы у ребенка или взрослого;
  • врач должен любить детей, так как именно эта возрастная группа больше всего страдает от дефектов речи.

К проблеме каждого пациента нужно подходить творчески и очень скрупулезно. Много времени следует потратить на построение контакта между врачом и пациентом. Специалист использует следующие методы в работе:

  • постоянное повторение слов, фраз, предложений в игровой форме;
  • изучение на память простых и сложных слов;
  • упражнения, повышающие внимание;
  • построение логической цепочки между предложениями;
  • создание ассоциаций для лучшего запоминания слов;
  • упражнения, заставляющие пациентов добавлять необходимые предложения в текст, написание писем;
  • чтение вслух на занятиях и дома;
  • дыхательная гимнастика;
  • выступление перед аудиторией, чтобы преодолеть страх и волнение;
  • прослушивание большого количества песен, фильмов, сказок с простыми словами.

Большое значение в избавлении от дефекта речи имеет время, потраченное на занятия. Чем дольше и интенсивнее занимается человек, тем лучше будет результат.

Какие заболевания лечит логопед

Проблемы с речью можно выявить уже в первый период жизни ребенка. С 1-2 лет малыш должен издавать характерные звуки для конкретного периода жизни. Если родители замечают, что звуки непонятные или вовсе отсутствуют, или ребенок не отзывается на имя, нужно немедленно обратиться к врачу.

Логопед-дефектолог занимается устранением следующих заболеваний:

  • афония - это отсутствие произношения звуков, когда пациент хочет разговаривать, создает в уме предложения, но не может их произнести;
  • дисфония характеризуется нарушенным произношением звуков. Голос человека становится охриплым, осиплым, говорить приходится шепотом;
  • дислалия возникает, когда ребенок не выговаривает определенные звуки, например, звук «р», «ш», «щ»;
  • логоневроз - это произношение саккадированой речи. Иными словами, заикание. Причинами такого дефекта могут стать травмы головы, перенесенный в прошлом страх, испуг или стресс;
  • тахилалия и брадилалия - состояние, когда нарушается скорость произношения слов;
  • дислексия связана с трудностями в чтении и правописании, проблемами с грамотностью и математикой, вниманием;
  • ринолалия, или гнусавость;
  • нарушение слуха, всегда приводит к проблемам с речью. Чем раньше пропал слух, тем тяжелее восстановить речь;
  • послеоперационные проблемы с произношением звуков.

В случае, когда проблема с речью связана с травмами, операциями, проблемами со слухом, логопед работает совместно с нейрохирургами, ЛОР-врачами, психотерапевтами.

Причины появления проблем с речью

Нарушения речи возникают вследствие следующих причин:

  • наследственность. Если родители не выговаривают звуки «р», «щ», шепелявят - очень большой процент появления такой же проблемы и у детей;
  • травмы во время родов. Повреждение головного мозга при родах. Использованием врачами акушерских щипцов, вакуум-экстрактора часто сказываются на здоровье ребенка. Возможно появление не только проблем с речью, но и угрожающих жизни состояний;
  • ДЦП (детский церебральный паралич) поражает нервные волокна, и мышцы. Часто такие дети страдают нарушением речи и умственной отсталостью;
  • травмы головы опасны образованием гематомы внутри черепа, что требует немедленной операции. После такой манипуляции появляются остаточные явления, нередко заикание, замедление речи, потеря памяти;
  • средний отит, неврит слухового нерва резко ухудшают слух. Вследствие этого у взрослых и детей появляются трудности со звукообразованием. Они не слышат себя. Из-за этого нарушена обработка информации в мозгу, и пациент начинает терять нормальную речь;
  • врожденная глухонемота может быть вызвана приемом матерью токсических таблеток, антибиотиков, вирусными заболеваниями во время беременности. Такие пациенты трудно поддаются лечению;
  • операции на гортани при онкологии часто заканчиваются полным удалением этого органа. Отсутствие голосовых связок сводит на нет возобновление возможности говорить. Но занимаясь с логопедом, можно тренировать пищеводное образование звуков. Для этого нужно поменять тип дыхания и приложить много усилий и времени;
  • стресс, внезапное ощущение страха может спровоцировать появление заикания;
  • короткая уздечка языка может слегка нарушить произношение звуков в детстве, но по мере роста пациента дефект становится заметнее и бороться с ним тяжелее;
  • инсульт провоцирует появление паралича лица, языка, как следствие искажение речи.

Для достижения результата пациент и логопед должны потратить немало усилий и времени. Важное место в этом длительном процессе занимает поддержка родственников, положительные эмоции и мотивация.

Когда нужно обращаться к логопеду с ребенком

Бывают родители, которые не замечают проблем со здоровьем у своих детей. Особенно часто так случается у первенцев, когда у отца и матери не было предыдущего опыта в воспитании ребенка.

К логопеду нужно обращаться в следующих случаях:

  • знакомые и родственники замечают отсутствие реакции ребенка на имя и звуки;
  • дитя, когда уже начинает говорить слова и предложения, не выговаривает некоторые звуки;
  • если у ребенка короткая уздечка языка, которая должна быть надрезана врачом;
  • когда дети не разговаривают до 3-5 лет или говорят только слогами;
  • неправильное строение речи в школьном возрасте, перепутывание слов, значений;
  • медленная или быстрая речь, непонятная для окружающих;
  • после перенесенных операций на языке, глотке, голосовых связках, гортани;

Родителям следует знать некоторые особенности развития речи в детском возрасте:

  • издавать первые звуки ребенок начинает в 6-10 месяцев.
  • на первом году жизни малыш должен четко выговаривать некоторые звуки, первые слоги, понимать незамысловатые просьбы родителей;
  • в полтора года от роду ребенок уже должен говорить «папа» и «мама»;
  • в два года дитя четко выговаривает некоторые легкие слова и имена: «Аня», «я», «ты», «мы». Также понимает указания и просьбы мамы;
  • до трех лет малышу понятно много общих значений, он может указать, где находится стол, что такое мяч, диван, кружка, посчитать до 10, знает свою фамилию;
  • в 4 годика ребенок слушает сказки, может указать и назвать много бытовых предметов, имена родственников, учит коротенькие стихи.

При возникновении малейшей проблемы, лучше обратиться к логопеду сразу же. В детском возрасте промедление на пару месяцев может сыграть злую шутку и отразиться на дальнейшем здоровье.

Когда взрослые идут за помощью к логопеду

Заставить взрослого человека прийти к логопеду-дефектологу очень трудно. Обычно в этом возрасте уже произошли необратимые изменения, которые трудно поддаются лечению. Но никогда не нужно отчаиваться, всегда есть шанс улучшить речь и обрести уверенность в себе.

Помощь логопеда взрослому человеку необходима в таких случаях:

  • перенесенные операции на голосовых связках, если возникает осиплость голоса, вовсе пропадает способность говорить;
  • остаточные явления после инсульта и черепно-мозговой травмы;
  • состояние после удаления гортани, когда полностью отсутствует возможность говорить;
  • заикание;
  • невозможность выговорить некоторые звуки;
  • невнятная, быстрая или медленная речь, когда человеку требуется пребывать среди большого количества людей (певцы, ведущие, актеры, руководители предприятий, политики).

В таких случаях логопеды используют различные методики. Для избавления от проблем с речью подходят иглоукалывание, вырабатывание пищеводного дыхания при удалении гортани, физиотерапия, рефлексотерапия.

Стоит отметить, что взрослым намного тяжелее избавиться от неуверенной речи, волнения и голосовых дефектов. Но логопед-дефектолог может предложить новые методики, используя которые, можно забыть о проблемах с речью.

Какие обследования назначает логопед

Обследования у логопеда специфические. Не обязательно сдавать анализы крови и биохимию для того, чтобы определить наличие проблем с речью.

Специалист, при осмотре ребенка, имеет свой план по изучению возможных проблем у малыша. Диагностическая программа состоит в следующем:

  • осмотр ротовой полости ребенка. При этом можно обнаружить короткую уздечку, патологию язычка, верхнего неба. Иногда возможны проблемы с носом, искривление перегородки, аденоиды;
  • ребенку дают возможность поиграть, прислушиваются к речи;
  • проверка слуха и внимания. Малышу дают звонкие игрушки и изучают реакцию. Шепотом говорят некоторые команды, просьбы и отмечают реакцию;
  • определяют зрительное внимание, показывая различные цветные картинки, игрушки;
  • умственные способности проверяют, предлагая ребенку посчитать количество игрушек, предметов, определить пору года, вспомнить название деревьев;
  • изучают понимание речи других людей. Врач поручает ребенку простые задания и смотрит за выполнением;
  • если ребенок учится в школе, то проверяют знание алфавита, сложных словосочетаний, тяжелых звуков и слогов;
  • проверка качества чтения, быстроты и внятности производимых звуков.

Проблема с взрослыми состоит в том, что за многие годы дефект речи лишь укрепился и побороть в себе эту проблему человеку очень трудно. Занятия должны проходить ежедневно, к тому же пациент должен самостоятельно заниматься дома. Только в таком случае можно побороть неуверенность и устранить дефект речи.

Ребенок будет правильно и всесторонне развиваться тогда, когда будет находиться в хорошем социальном и речевом окружении, получит образование и надлежащее воспитание с первых лет жизни.

Логопед дает следующие советы родителям:

  • часто разговаривать с ребенком, отвечать на все его вопросы;
  • читать сказки, книги, образовательные журналы вместе с детьми;
  • на прогулке находить интересные предметы, значение которых ребенок не знает. Рассказывать о них;
  • говорить литературным языком, избегать употребления плохих слов;
  • задавайте вопросы правильно, например: «Что ты делаешь, а не что делаешь?»;
  • попросить ребенка, чтобы он описал предмет, слово, игру своими словами. Поправлять в случае неверного произношения;
  • ежедневно изучать по пару новых слов. Например, части тела, предметы вокруг себя.

Как только родители заметят, какой-либо дефект речи, следует немедленно обратиться к логопеду за помощью.

Логопед — это коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Он не только «ставит» звуки. Такая способствует развитию у детей внимания, зрительного и слухового восприятия. Специалист готовит к полноценной трудовой и общественной жизни ребят с различными отклонениями и нарушениями речи.

Почему у детей бывают отклонения речевого развития?

Для того чтобы маленький человек заговорил, нужны две главные вещи: социум и предметная деятельность. Причин того, что ребенок не говорит или говорит неправильно, может быть множество: от умственной отсталости, аутизма и до функциональной незрелости.

Сегодня более 40 % детей имеют те или иные проблемы с речью. Эта высшая функция общего психофизиологического развития ребенка совершенствуется в несколько этапов согласно временным нормам.

Существует множество книг для обучения родителей, подготовки их к рождению, воспитанию, правильному уходу за детьми. Главное, в этот период быть очень внимательными к своим малышам. С ребенком нужно разговаривать в таком объеме, который нужен ему для полноценного развития. Младенца нужно научить слушать обращенную к нему речь с самого первого дня жизни.

Очень важно обнаружить те или иные нарушения, и как можно раньше. Для этого существуют профилактические осмотры у врачей. Обычно в каждой детской поликлинике работает и логопед. Это специалист, который поможет решить любые проблемы, связанные с речевым развитием малыша.

Работа специалиста в детском саду

Логопед в ДОУ - это педагог, задача которого заключается в устранении тех или иных ребят. Основной целью деятельности учителя является организация правильной детей с нарушениями. При этом к каждому малышу нужен индивидуальный подход. Существует огромное количество методик, позволяющих совершенствовать детскую речь. Учитель-логопед должен решить, как работать с конкретным воспитанником.

Выявление уровня формирования речи у детей дошкольного возраста

Речь считается выразительной, если для нее характерны сдержанность, точность (правильное изображение окружающей действительности), логичность, ясность, а также правильность, чистота. Одним из принципов дошкольного образования, отраженного в ФГОС, является реализация программы в формах, приемлемых для детей данной возрастной группы. Обучение должно проходить, прежде всего, в виде игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности.

Комплекс задач во всех включает по ФГОС: познавательное развитие, речевое развитие, художественное и физическое развитие.

Вся работа по формированию речи у детей дошкольного возраста проходит в три этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Основной.
  3. Заключительный.

С детьми проводятся упражнения по развитию дикции, речевого дыхания, моторики. Выполняется разучивание стихов, этюдов. Огромное значение имеет также пение. Каждый логопед применяет и свои наработанные методики. Ребят с незначительными нарушениями речи по специальным программам в детском саду подготавливают к школе. В обычнм среднем учебном заведении логопед может проводить коррекционные занятия по исправлению дикции.

Тяжелые нарушения речи

С ребятами, которые имеют серьезные отклонения в речевом развитии, работает особый специалист. Кто такой логопед-дефектолог? Именно деятельность этого врача направлена на решение проблем, которые возникли у малыша. К тяжелым нарушениям речи относят:

  • алалию;
  • афазию;
  • некоторые тяжелые формы заикания.

Детьми с серьезными отклонениями занимаются специалисты в медицинских учреждениях по месту жительства.

Рассмотрим одно из наиболее сложных заболеваний. Алалия - поражение ЦНС в период внутриутробного развития. Чаще всего в коре головного мозга обнаруживается новообразование, но не всегда. В онтогенезе на первом этапе у ребенка появляется гуление. Это биологическое явление, характеризующиеся сливанием звуков.

Лепет - следующий этап в формировании речи. Гуление присуще всем новорожденным детям, даже если у ребенка отсутствует слух и зрение. Лепет наблюдается лишь в том случае, если у малыша имеется социально-коммуникативная среда. По лепету можно определить национальность, в нем есть интонация, ритм и звуки, присущие данному языку. Лепетные цепочки однородные и очень длинные. По мере развития ребенка лепет перерастает в понятную речь. Появляются согласные, прообразы слов, затем фразы.

Если малыш не издает звуков на протяжении нескольких месяцев, стоит обратиться за консультацией к врачу. В первую очередь обследует младенца логопед. Это обязательно! Ведь только так можно выявить серьезный недуг. Отсутствие лепета и гуления может свидетельствовать о развитии алалии.

Как правильно должна развиваться речь?

К году жизни у ребенка должны быть в речи фразы, а к двум годам - предложения. В три года большинство ребят уже умеют четко выражать свои мысли и желания. Если же в этом возрасте малыш молчит, паниковать не стоит. В чем проблема, сможет определить логопед. Это может быть всего лишь особенность развития конкретного человека. Однако и оставлять проблему без внимания не стоит.

Отставание в речи обязательно будет наблюдаться, если малыш испытывает недостаток общения. Часто такая проблема наблюдается у ребят, которые воспитываются в Важным фактором является также и психологическая обстановка. Нередко плохо разговаривают те ребята, родители которых проходят бракоразводный процесс. В любом случае причину отклонений в развитии сможет выявить лишь логопед. Кто это еще сделает, если не опытный специалист?

Что делает логопед в школе?

Как правило, все ребята, которые приходят на обучение в первый класс общеобразовательного учреждения, уже умеют достаточно хорошо разговаривать. Однако у некоторых малышей все же имеются некоторые проблемы. Ребята могут не выговаривать те или иные звуки, «глотать» окончания слов. У таких малышей в дальнейшем появляются проблемы с чтением и письмом, развиваются психологические комплексы. Родители к школьному возрасту детей уже знают, кто такой логопед и что он делает в образовательном учреждении.

К основным задачам школьного педагога является коррекция дефектов чтения и письма. Дополнительно выполняются следующие действия:

  • исправление произношения;
  • коррекция речевого слуха;
  • изучение навыков словообразования;
  • развитие грамматической речи.

Огромное значение имеет также развитие психологических процессов. Сюда можно отнести внимание, память, мышление. Ребенок должен не только разговаривать, но и думать правильно. На формирование элементарных учебных навыков также может повлиять школьный логопед. Это, в первую очередь, умение внимательно слушать педагога, правильно оценивать результат собственной работы, решать поставленные задачи.

Акватерапия в логопедии

Что делает логопед в ДОУ или общеобразовательном учреждении? Специалист способствует правильному развитию речи ребят. Для этого могут использоваться как проверенные временем, так и новые методики. Был проведен ряд исследований, которые показали, что вода положительно сказывается развитии речи и моторики малышей. Поэтому сегодня в логопедии широко применяется акватерапия. В своей работе специалисты учитывают возрастные, а также психологические характеристики детей. Не забывают логопеды и про элементарные правила гигиены.

Игры с водой способствуют развитию звукового восприятия, повышают жизненный тонус. Таким образом, малыши не только учатся правильно разговаривать, но также укрепляют свой иммунитет. В детских садах чаще всего проводятся групповые занятия. В поликлиниках логопеды работают с маленькими пациентами в индивидуальном порядке.

Игры с водой очень нравятся ребятам. Наиболее популярными в детских учреждениях являются такие занятия:

  • «Теплая? Холодная?»;
  • «Выжми губку»;
  • «Узнай букву на ощупь»;
  • «Двигай краба».

Занятия проводятся и с использованием специальной пластиковой емкости. В большинстве случаев используется вода комнатной температуры.

Занятия в домашних условиях

Если у ребенка наблюдаются проблемы с речью, без опытного специалиста не обойтись. Только квалифицированный врач сможет выявить причины заболевания и поможет их устранить. Однако и работа родителей в домашних условиях имеет огромное значение. Основным лекарством является простое человеческое общение. С ребенком нужно разговаривать обо всем, комментировать все действия. Кроме того, малыш должен плотно общаться со своими ровесниками. Не стоит пренебрегать ежедневными прогулками на детской площадке.

Отлично способствуют развитию речи ребят. В домашних условиях можно вместе с малышом перебирать гречку, делать аппликации с использованием бисера и бусин. Рисование - еще одно занятие, пользу которого сложно переоценить. Ребята, которые любят рисовать, прекрасно развиваются по всем показателям.

Подведем итог

Если наблюдаются те или иные проблемы в речевом развитии у ребенка, стоит незамедлительно обращаться к логопеду. Чем раньше удастся выявить недуг, тем больше шансов на удачный исход. Квалифицированный специалист-дефектолог сможет найти подход к любому ребенку. А родителям, в свою очередь, не стоит пренебрегать домашними занятиями.

При слове "логопед" многие из Вас вспоминают комичные сцены из кинофильма "По семейным обстоятельствам". У Ролана Быкова образ чудаковатого логопеда с "фифектами фикции" получился настолько ярким и запоминающимся, что стал, чуть ли не визитной карточкой логопедов. Все это смешно, пока проблема нарушений речи не коснулась Вас и Вашего ребенка.

И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются?

Логопед - коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Логопед не только «ставит» звуки. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед.

В каких случаях родителям следует обратиться к логопеду

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кто такой логопед? И чем он занимается?

При слове "логопед" многие из Вас вспоминают комичные сцены из кинофильма "По семейным обстоятельствам". У Ролана Быкова образ чудаковатого логопеда с "фифектами фикции" получился настолько ярким и запоминающимся, что стал, чуть ли не визитной карточкой логопедов. Все это смешно, пока проблема нарушений речи не коснулась Вас и Вашего ребенка.

И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются?

Логопед - коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Логопед не только «ставит» звуки. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед.

В каких случаях родителям следует обратиться к логопеду:

Имеются нарушения звукопроизношения: речь ребенка неразборчива и непонятна, ребенок неправильно произносит звук, до подросткового возраста сохранилось неправильное звукопроизношение.

Дислалия - у ребенка нормальный слух, достаточный словарный запас, он правильно строит предложения, не допуская грамматических ошибок, но при этом произносит звуки по-детски, как маленький. При дислалии звуки могут искажаться, заменяться на другие, смешиваться или просто отсутствовать. При своевременной логопедической помощи, дислалия быстро и безвозвратно компенсируется у детей.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата, расстройство артикуляции. Оно возникает, когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Прежде всего, ограничен в движениях основной орган артикуляции – язык. Затруднено движение и других частей речевого аппарата (губ, неба, голосовых связок, диафрагмы). Речь дизартрика невнятна, непонятна для окружающих, «каша во рту».

Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Характерным для ринолалии является патологическое изменение тембра голоса. Именно поэтому прежнее название ринолалии – гнусавость. Кроме того, при ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи. В целом речь при ринолалии мало разборчива, монотонна.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы (речевая функция неполноценна целиком – фонематическая, лексическая (словарный запас), грамматическая (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях)) стороны языка.

Фонетико-фонематическое недоразвития речи (ФФНР) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия фонем и произношения звуков.

Задержка речевого развития (ЗРР) - уместна по отношению к детям раннего возраста. Примерно до пяти лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь. Дети с задержкой речевого развития осваивают необходимые речевые навыки так же, как и дети без проблем в речевом развитии, но в более поздние сроки. У них позже, чем положено в среднестатистические сроки, появляется речь, и развивается она медленнее, чем у других детей.

Мутизм – отказ от речевого общения при отсутствии органических поражений речевого аппарата. В основе лежит реакция организма на резкий психический раздражитель (испуг, обида, конфликт, психическая травма, непосильное требование). Наблюдается главным образом в детском возрасте и чаще возникает у застенчивых, робких, физически ослабленных детей. При мутизме отсутствует как ответная, так и спонтанная речь. При этом способность разговаривать и понимать чужую речь сохраняется.

Элективный мутизм – избирательный отказ от речи.

Трудности в обучении чтению и формировании письма, специфические стойкие нарушения чтения и письма: ребенок знает правило, но забывает использовать его при письме, допускает ошибки, что приводит к устойчивой неуспеваемости по русскому языку; ребенок плохо читает, медленно и монотонно, с ошибками, а иногда и сам придумывает конец читаемой фразы.

Дислексия - нарушение чтения при сохранном интеллекте и физическом слухе, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Проявляется в замедленности, фонетическом искажении (пропуск букв, добавление ненужных, искажение слов, замена букв местами, пропуск начальных слогов) или непонимании смысла содержания при чтении.

Дисграфия - частичное нарушение письма, неспособность (или затрудненность) овладения письмом при сохранном интеллекте и физическом слухе. Это специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил (замены, пропуски, перестановка, недописывание букв, вставка лишних букв, слияние нескольких слов в одно и разделение одного слова на части).

Дизорфография - проявляется в том, что ребенок испытывает стойкие трудности в овладении правилами правописания и их использовании. Многие из таких детей, даже зная правила, продолжают делать ошибки. Причина заключается в том, что они не замечают самих орфограмм, то есть тех звуков, которые звучат при произношении неопределенно, не так, как их нужно обозначать буквами.

Заикание - традиционно определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. При заикании органы артикуляции движутся со сбоями, дыхание становится напряженным, коротким, часто заикающиеся говорят на вдохе, голос также напряжен. Отсутствует согласованность в работе артикуляции, дыхания и голоса. Основной симптом заикания – судороги мышц речевого аппарата.

Современные родители стараются максимально занять своего ребенка спортом, музыкой, иностранными языками, часто игнорируя то, что малыш с трудом произносит некоторые звуки даже родной речи. Многие считают, что с возрастом это пройдет. Занятия у логопеда необходимо начинать как можно раньше, поскольку исправлять подобные нарушения с возрастом становится все сложнее. Поэтому если в расписании вашего ребенка появятся логопедические занятия к ним надо относится так же серьезно, как и к основным.


Логопедия как область науки сосредоточена на изучении различных разновидностей дефектов речи, а также причин, их провоцирующих, симптомов и особенностей течения, сопровождающих эти дефекты. На основании комплекса перечисленных особенностей, соответственно, разрабатываются также и конкретные методики коррекции, за счет которых появляется возможность влияния на имеющиеся речевые нарушения. Следует заметить, что данная область науки тесным образом связана с отоларингологией, психолингвистикой и педагогикой.

Что делает логопед?

Логопед – это тот специалист, с чьей помощью определяются и реализуются необходимые методики по устранению дефектов речи, актуальных как для детей, так и для взрослых пациентов. Он оказывает помощь в «постановке» должным образом звуков, в избавлении от неправильности в произношении, а также от заикания (логоневроза). Устранение речевых дефектов производится за счет определенного воздействия, производимого на органы речи. Этот специалист учит правильному дыханию и управлению собственной речью, им также даются разъяснения относительно формирования тех или иных вариантов звуков. Помимо прочего логопед применяет также и определенные упражнения, с помощью которых производится закрепление требуемой информации.

В обязательном порядке логопед должен иметь определенные навыки психолога, потому как работа логопеда в целом ориентирована на контакт с пациентами, которые перенесли серьезные заболевания. Дело в том, что нарушения речи представляют собой сложную психологическую травму, и именно от грамотного и правильного подхода со стороны логопеда обеспечивается возможность быстрого восстановления пациента.

Болезни, которые лечит логопед

К числу болезней, которые позволяет устранить логопед, относятся следующие их разновидности:

  • афония, дисфония (нарушения в речевой звучности);
  • дислалия (нарушение в произношении отдельно рассматриваемых звуков: шепелявость, картавость);
  • логоневроз (речевое нарушение в виде заикания);
  • тахилалия, брадилалия (нарушения, проявляющиеся в скорости произношения);
  • (речевое нарушение, проявляющееся в навыках чтения);
  • ринолалия (то есть гнусавость);
  • различные нарушения речи, возникшие у пациентов на фоне глухоты;
  • нарушения, связанные со слухом или с произношением, возникшие на фоне перенесения пациентом операции или какой-либо травмы.

Как лечит логопед

Необходимость посетить кабинет логопеда, естественно, связана с рядом вопросов, на которые пациенты хотят получить ответ непосредственно до посещения, причем один из этих вопросов связан с особенностями, которые подразумевает под собой лечение логопеда.

Так, например, корректировка речевой функции для малышей предусматривает ее произведение в ходе различных упражнений и игр. Подбор конкретных решений осуществляется в строго индивидуальном порядке, как и лечение в любой другой области.

Что касается особенностей лечения для взрослых, то здесь логопед отталкивается от причин, спровоцировавших проблемы в речи, а также от того, насколько выраженными являются повреждения голосового аппарата на фоне произведенного травмирующего воздействия. К примеру, при операции гортани логопед проводит обучение так называемой «пищеводной речи», при которой образование всех звуков происходит через пищевод. Если же проблемы голосового аппарата вызваны параличом гортани/лицевых мышц либо инсультом, то коррекция основывается на нескольких этапах при постепенном восстановлении речи.

Процесс лечения у логопеда подразумевает нередко назначение комплекса упражнений, к выполнению которых важен тщательный подход, без каких-либо перерывов. Актуальные дефекты речи устраняются исключительно при совместно прилагаемых усилиях со стороны, как врача, так и пациента, что, несомненно, требует и наличия определенного терпения и настойчивости в достижении результата.

Когда идти к логопеду с ребенком?

  • При неправильном произношении малышом тех или иных букв. Данная особенность может указывать на недоразвитость состояния речевого аппарата, однако в некоторых случаях объясняется и короткой уздечкой, расположенной под язычком.
  • При задержке речи у ребенка либо при полном ее отсутствии. В качестве причин могут выступать самые различные факторы.
  • Слишком медленный или быстрый говор малыша, спутанность в произношении звуков, их «проглатывание». Причиной подобных проявлений может служить повреждение сурдоаппарата или пороки в его развитии. Здесь может понадобиться не только лечение логопеда, но и ЛОРа.
  • Перенесение малышом хирургического лечения, направленного на устранение врожденных лицевых аномалий либо аномалий ротоглотки. Само по себе хирургическое вмешательство не вызывает ухудшений в речевых функциях, однако этот фактор предусматривает необходимость в приучении мышц в комплексе с голосовым аппаратом к работе по-новому.
  • При ДЦП у ребенка. В основном у таких детей отмечается дислексия или задержка речи. Отсутствие врачебной помощи может привести к тому, что ребенок и вовсе не начнет разговаривать либо его речь будет иметь невнятный и смазанный вид.

Когда взрослому человеку идти к логопеду?

Бывают и такие ситуации, при которых помощь логопеда требуется и взрослым, вопреки мнению многих о том, что логопед – это исключительно детский врач. Здесь выделяют следующие их варианты:

  • Нарушения речи на фоне перенесения инсульта, пареза или же паралича мышцами гортани или лицевыми мышцами. Используя специальный комплекс упражнений, логопед окажет помощь в восстановлении утраченной речевой функции. Дополнительно в случае необходимости может быть назначен массаж, иглоукалывание, физиотерапия, а также препараты, чье действие направлено на повышение мышечного тонуса.
  • Вследствие перенесения психических болезней или нервных потрясений также могут возникнуть определенные речевые нарушения в виде афонии, дисфонии, логоневроза, дислексии.
  • Удаление гортани либо голосовых связок также приводит к необходимости консультации логопеда и соответствующего лечения, им разработанного. В частности логопед поможет при использовании пищеводной щели извлекать нужные звуки, а также научит использовать голосообразующий аппарат.

Заикание, картавость, шепелявость – эти дефекты, как ошибочно предполагает большинство наших сограждан, у взрослых исправлять уже поздно. Между тем, посетить логопеда взрослому в этом случае не только можно, но и нужно, потому, как они вполне исправимы - предложенные им упражнения в комплексе с производимым лечением обеспечат возможность правильного произношения звуков и формирования требуемой дикции.

В своей практике часто сталкиваюсь с тем, что родители моих маленьких учеников не в полной мере понимают содержание деятельности логопеда, да и вообще сущность моей профессии. Предлагаю вместе разобраться с мифами и заблуждениями относительно того, кто же такой на самом деле этот специалист.

Начнем с самого распространенного тезиса и сразу же опровергнем его: логопед - не врач ! Это педагог. Мы получаем педагогическое образование. Если быть более точными - специальное педагогическое. Поэтому детки, с которыми мы занимаемся - не пациенты, а ученики. Соответственно, и методы, которые я и мои коллеги используем в работе, предполагают не медицинское, а педагогическое воздействие.

Конечно, бывают логопеды с первым (или вторым) медицинским образованием, но это совсем не означает, что его имеют все специалисты по развитию речи. При этом любой логопед во время учебы достаточно подробно изучал детскую невропатологию. Он знаком со всеми неврологическими диагнозами, способен расшифровать ваши медицинские карты и заключения невролога, имеет чёткие знания о работе мозга, строении речевого аппарата, периферической и центральной нервной системы и так далее. Не зря говорят, что профессия логопеда стоит на стыке двух наук - медицины и педагогики. И в своей работе нам зачастую приходится работать в контакте с врачами (невролог, отоларинголог и другие специалисты) для того, чтобы максимально эффективно оказать помощь ребенку.

Следующий миф связан с утверждением о том, что логопед - это специалист, который занимается исключительно постановкой звуков. Стоит упомянуть о своей профессии, как люди тут же выстраивают ассоциации с «исправлением звука Р», борьбой с «шепелявостью» и «картавостью». Тут я хочу пояснить, что звукопостановка - это наиболее очевидная, так скажем, заметная для окружающих часть работы логопеда. А между тем мы работаем над развитием речи в целом! А это и звуковая сторона, и фонематическое восприятие, и лексика (расширение и активизация словарного запаса), и грамматика, и просодика (интонация, дикция и прочее). То есть мы охватываем абсолютно все компоненты речи, и работа над отдельными из них подчас гораздо сложнее, чем постановка того или иного звука.

Теперь предлагаю ближе рассмотреть непосредственную деятельность логопеда и сразу же разобраться с еще одним заблуждением. Почему-то считается, что в процессе занятий и постановки звуков логопед обязательно будет залезать ребенку в рот различными штуками (имеются в виду зонды и зондозаменители). Многие родители очень боятся этого, и их неверный настрой передается малышам. В ряде случаев без этого, к сожалению, не обойтись. Но тогда грамотный специалист готовит к таким манипуляциям ребёнка и проводит их очень деликатно, не вызывая никакого дискомфорта у малыша, а также соблюдая все правила гигиены. А вообще, в большинстве случаев, звуки мы ставим по подражанию, не прибегая к механической помощи, а просто используя профессиональные «секретики».

А в заключение опровергну еще один миф: логопед - не волшебник ! Быстрые и качественные результаты всегда зависят не только от специалиста, но и от работы и помощи родителя и, конечно, самого ребёнка. Если не выполнять рекомендаций и домашних заданий, результат от занятий всё равно будет, но не так скоро, как вы ожидаете. Тут всё как с обычными тренировками: чем чаще и упорнее, тем ближе к победе. И мотивация ребёнка , как вы понимаете, играет ключевую роль!