Кто такая афина кратко. Самые интересные факты об афине

Афина Паллада (миф древней Греции)

Не только своей мудростью отличается Афина Паллада от всех других бессмертных богов, которые живут на Олимпе. Не только тем, что с самого своего рождения больше всего на свете любит она воинские утехи. Но и тем, что, в отличие от других бессмертных, у нее не было матери. Мать у нее, конечно, была, но в то же время как бы и не было. Афину Палладу родил отец, сам громовержец Зевс. А произошло это вот как.
Уже давно царствует над миром великий Зевс, и нет никого, кто бы мог поспорить с ним в могуществе. Но все это время неспокойно было на сердце у великого громовержца. Богиня Гея предсказала ему, что ждет его участь отца, великого Крона.
– Как и отец, он тоже потеряет власть над миром, – так сказала мудрая богиня, и нельзя было не верить ей.
Постоянно твердит об этом и могучий титан Прометей.
– Вы думаете, новые цари, что вечно вам блаженствовать в мире. Но разве я не видел, как с Олимпа упали два тирана? И увижу, как скоро третий упадет!
Напрасно добивался Зевс, чтобы Прометей открыл ему роковую тайну, кто из его сыновей свергнет его с престола и когда он родится. Но Прометей упорствовал:
– Пусть он сколько угодно мечет молнии, гремит ужасными громами. Пусть все небо смешает в белокрылую метель и все до основания уничтожит, меня не сломит он, и не скажу я, от чьей руки он потеряет власть!
Что же оставалось делать Зевсу? Решил он защищаться, как умеет. Богини судьбы Мойры, которые никогда не ошибаются, сказали Зевсу, что у богини разума Метис будет от него двое детей: сначала родится дочь Афина, а потом и сын, необычайного ума и силы. И вот он-то, когда вырастет, отнимет у Зевса власть над миром. Обеспокоился Зевс: ведь богиня Метис уже должна вот-вот родить. Усыпил он ее ласковыми словами и проглотил вместе с нерожденным ребенком.
И все пошло по-прежнему. Пировал он и развлекался в своем золотом дворце на Олимпе, как вдруг через некоторое время почувствовал странную головную боль, да такую, что разрывала его буквально на части. Зовет он своего сына, славного кузнеца Гефеста, и приказывает ему:
– Ударь мне твоим остро наточенным топором по голове и разруби ее пополам.
Услышав такую удивительную просьбу, Гефест спрашивает своего отца:
– Ты, кажется, хочешь убедиться, в своем ли я уме? Прикажи мне сделать что-нибудь другое, что тебе нужно.
– Мне нужно именно то, о чем я прошу тебя, – отвечает ему рассерженный Зевс, – если ты сейчас же этого не выполнишь, то тебе придется испытать немало огорчений.
Выполнил Гефест странное требование своего царственного отца, взмахнул он топором и опустил его на голову Зевса.
– Что это такое, – воскликнул пораженный Гефест мгновение спустя. – Дева в полном вооружении! Тяжелая штука сидела у тебя в голове, Зевс, не удивительно, что ты был в дурном расположении духа. Носить под черепом такую большую дочь, да еще в полном вооружении – это не шутка. Что же, у тебя военный лагерь вместо головы? О, да ты посмотри, она в одно мгновение уже и взрослой стала, да какая красавица! Зевс, в награду за то, что я помог тебе родить такую дочь, позволь мне на ней жениться!
– Это невозможно, мой славный Гефест, – отвечал ему отец, – она никогда не выйдет замуж и пожелает остаться вечной девой.
– Жалко, – сказал Гефест, – но если ты не возражаешь, я все-таки попробую с ней справиться.
Пока они обсуждали дальнейшую судьбу новорожденной богини, она уже выскочила из головы Зевса и от радости, что родилась и видит свет, начала скакать и отплясывать военный танец, потрясая щитом и взмахивая копьем. Взглянув на свою воинственную дочь, Зевс ответил кузнецу:
– Я-то не против, но, думаю, тебе будет нелегко.
Вот так и родилась Афина Паллада. Но не только воинской отвагой славилась она, защищая всех несправедливо обиженных. Она покровительствовала греческим героям, хранила крепости и города, а по уму и мудрости вскоре сравнялась она с самим Зевсом. Ее так и называли – богиней мудрости и справедливой войны. И еще у нее было одно любимое дело, в котором не было ей равных. Она очень любила ткать полотно, и никто не мог превзойти ее в этом искусстве. Да и состязаться с ней было опасно. Все знают, как поплатилась Арахна, дочь Идмона, которая захотела стать выше Афины в этом деле.

Ударить топором по его голове. Гефест повиновался. Он рассек голову громовержца, и оттуда вышла Афина в полной одежде воина с копьем в руке- и железным
шлемом на голове. Прекрасная и величественная, она стояла перед изумленным Зевсом, глаза ее светились мудростью.
Стала Афина защитницей городов, стен и крепостей, один город был назван в ее честь - Афины. Она дала людям знания и ремесла, многие искусства (изобрела флейту и научила людей играть на ней) научила их делать колесницы и кроить корабли, обучала девушек рукоделию и ткачеству. Она покровительствовала только справедливым войнам, даровала людям законы, учредила государство, ареопаг. Ее прозвище Паллада происходит от побежденного ею гиганта Палланта . В Троянской войне она сражается на стороне греков; покровительствует знаменитым героям Греции:

аргонавтам , Гераклу , Одиссею , Ахиллу , Персею . Когда Персей победил горгону Медузу, ее голову он подарил Афине, и та украсила ею свой щит - эгиду . В главном святилище Афин, Парфеноне, находилась огромная статуя покровительницы города, покрытая слоновой костью и золотом, в этом же храме жила огромная священная змея, принадлежавшая Афине. Другая статуя находилась перед входом в Парфенон. Когда мореходы приближались к Афинам, блеск копья этой статуи был виден издалека. Афина имела священное дерево - оливу , когда устраивались в ее честь праздники (панрфинеи), победителям состязаний подавали амфоры с оливковым маслом. Обычай награждать победителей кубками существует и по сей день. Кроме священного дерева и священной змеи Афина имела еще священное животное - сову. Сова является символом мудрости, как и сама богиня Афина. Гомер посвятил Афине такой гимн: Славить Палладу-Афину, оплот городов, начинаю,
Страшную. Любит она, как и Арес , военное дело,
Яростный воинов крик, городов разрушенье и войны.
Ею хранится народ, на сраженье ль идёт, из сраженья ль.
Славься, богиня! Пошли благо действие нам и удачу!

в греческой мифологии Афина богиня мудрости и справедливой войны. Догреческое происхождение образа Афины не позволяет раскрыть этимологию имени богини, исходя из данных только греческого языка. Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды («мудрости», греч. metis, «мысль», «размышление») позднего происхождения - периода оформления классической олимпийской мифологии. Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды лишит его власти, проглотил свою беременную супругу и затем при помощи Гефеста (или Прометея), расколовшего ему голову топором, сам произвёл на свет Афину, которая появилась из его головы в полном боевом вооружении и с воинственным кличем. Поскольку это событие произошло будто бы у озера (или реки) Тритон в Ливии, Афина получила прозвище Тритониды или Тритогенеи. Рождение Афины изображено в этом мифе с позиций героической мифологии периода патриархата, в которой особенно выделялось мужское организующее начало. Афина является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она - мысль Зевса, осуществлённая в действии. Постепенно материнство Метиды принимает всё более отвлечённый и даже символический характер, так что Афина считается порождением одного Зевса и принимает на себя функции божества мудрости, так же как Зевс воспринял их от Метиды.
Афина - одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития греческой мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её - ближайшее к Зевсу Наряду с новыми функциями богини военной мощи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия. На древнее зооморфическое прошлое богини указывают её атрибуты - змея и сова . Гомер называет Афину «совоокой» - «пестровидной змеей». Афина -покровительница змей; в храме в Афинах, по сообщению Геродота, обитала огромная змея - страж акрополя, посвящённая богине. Истоки мудрости А. в её хтоническом прошлом восходят к образу богини со змеями крито-микенского периода. Сова и змея охраняли дворец Минотавра на Крите, и изображение богини со щитом микенского времени - прообраз олимпийской А. Среди непременных атрибутов Афины- эгида - щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей (Hom. Il. II 446- 449).
Многочисленны сведения о космических чертах образа А. Её рождение сопровождается золотым дождём (Pind. 01. VII 62-70), она хранит молнии Зевса (Aeschyl. Eum. 827). Её изображение, т. н. палладий, упало с неба (отсюда А. Паллада). По Геродоту (IV 180), А.- дочь Посейдона и нимфы Тритониды. Отождествлялась Афина с дочерьми Кекропа - Пандросой («всевлажной») и Аглаврой («cветовоздушной»), или Агравлой («полебороздной»). Священным деревом А. была маслина. Маслины А. считались «деревьями судьбы» (Plin. Nat. hist. XVI 199), и сама А. мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого (ср. рассуждение Апулея о Минерве кекропической и её ипостасях, Met. XI 5).
Мощная, страшная, совоокая богиня архаики, обладательница эгиды, А. в период героической мифологии направляет свою силу на борьбу с титанами (Hyg. Fab. 150) и гигантами. Вместе с Гераклом А. убивает одного из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с третьего сдирает кожу и покрывает ею своё тело во время сражения (Apollod. I 6, 1-2). Она - убийца горгоны Медузы и носит имя «горгоноубийцы» (Eur. Ion. 989-991, 1476). А. требует к себе священной почтительности, ни один смертный не может её увидеть. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия (сына своей любимицы Харикло), когда тот случайно увидел её омовение. Лишив юношу зрения, Афина вместе с тем наделила его пророческим даром (Apollod. Ill 6, 7; Callim. Hymn. V 75-84). Велик был ее гнев на Арахну, посмевшую поставить под сомнение благочестие богов. Классическая А. наделена идейно-организующими функциями: она покровительствует героям, защищает общественный порядок и т. п. Она ставит на царство Кадма, помогает Данаю и его дочерям, а также потомку Даная Персею, убившему Медузу (Apollod. II 4, 2; Ovid. Met. IV 82 след.). Зевс послал А. на помощь Гераклу, и тот вывел из Эреба пса бога Аида (Hom. II. VIII 362-369). Богиня покровительствует Тидею и его сыну Диомеду, которых она хотела сделать бессмертными, но отказалась от этого замысла, увидев дикую жестокость Тидея (Apollod. Ill 6, 8). Любимцем А. был Одиссей, умный и смелый герой. В поэмах Гомера (особенно «Одиссее») ни одно мало-мальски важное событие не обходится без вмешательства А. Она - главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое (Hom. II. VI 311). А.- защитница греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя «градозащитницы» (Hom. II. VI 305).
Огромная статуя Афины Промахос («передовой боец») с копьём, сияющим на солнце, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон. Главные эпитеты А., наделённой гражданскими функциями,- Полиада («городская») и Полиухос («градодержица»). Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхила «Евмениды».
А. всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам (Hom. Epigr. 14), ткачихам (Hom. Od. VII 109-110), рукодельницам (Paus. X 30, 1), строителю корабля аргонавтов (Apoll. Rhod. I 551), вообще рабочему люду (Hes. Opp. 429-431) и называется Эрганой («работницей») (Soph. frg. 760), покровительницей ремесленников (Plat. Legg. XI 920d). А. помогла Прометею украсть огонь из кузни Гефеста (Myth. Vat. I 1; II 63-64). Её собственные изделия - подлинные произведения искусства, как, например, плащ, вытканный для героя Ясона (Apoll. Rhod. I 721-768). А. приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Аполлона (Plut. De mus. 14). Одного её прикосновения достаточно, чтобы сделать человека прекрасным (Одиссея она возвысила станом, наделила кудрявыми волосами, облекла силой и привлекательностью; Hom. Od. VI 229-237; XXIII 156-159). Она наделила Пенелопу накануне встречи супругов удивительной красотой (XVIII 187-197).
Афина - богиня мудрости, Демокрит считал её «разумностью» (phron?sis, В 2 Diels). Мудрость А. иная, чем мудрость Гефеста и Прометея, для неё характерна мудрость в государственных делах (Plat. Prot. 321d). Для поздней античности А. явилась принципом неделимости космического Ума (Plot. VI 5, 7) и символом всеобъемлющей мировой мудрости (Procl. Hymn. VII), тем самым её качества резко противопоставляются буйству и экстазу Диониса. Как законодательница и покровительница афинской государственности почиталась Афина- Фратрия («братская»), Булайя («советная»), Сотейра («спасительница»), Пронойя («провидящая»).
Хотя культ Афины был распространён по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась А. в Аттике, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем богини - покровительницы города). Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине. Всеобщий характер носил праздник великих панафиней - апофеоз А.-государственной мудрости. Основателем панафиней считался Эрихтоний, преобразователем - Тесей. Ежегодные панафинеи устраивал Солон, великие установил Писистрат. Перикл ввёл состязания в пении, игре на кифаре и флейте. На панафинеях приносились жертвы А. и происходила передача пеплоса богини, на котором изображались её подвиги в гигантомахии.
В Риме А. отождествлялась с Минервой . Римским празднествам Минервы посвящены два больших отрывка из «Фаст» Овидия (III 809-850; VI 647-710). На протяжении всей античности А. остаётся свидетельством организующей и направляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного на демократическом законодательстве.


Афина (др.-греч. - Афинайя; микен. atanapotinija - "Атана-владычица"), в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны, военной мудрости и стратегии, знаний, искусств и ремёсел. Афина - дева-воительница, покровительница городов, наук, мастерства, ума, сноровки и изобретательности. Входит в число 12 великих олимпийских богов.

Семья и окружение

Мифы

В источниках встречаются упоминания о рождении ребёнка, связывавшемся с Афиной и Гефестом . Первую часть этого рассказа содержат лишь поздние источники. Согласно им, Зевс поклялся выполнить любое желание Гефеста и Бог-Кузнец попросил в жены Афину. Царь Богов не мог нарушить клятву, но посоветовал дочери-деве защищаться. По основному сказанию, дочь Зевса пришла к Гефесту за оружием, а тот попытался овладеть ею, и она стала убегать. Бог-Кузнец погнался за ней и настиг, но защищаясь с оружием в руках и Паллада ранила своего преследователя копьём. Гефест пролил семя на ногу Афины, после чего богиня вытерла его шерстью и закопала в землю, после чего Гея-земля родила младенца. Поэтому Эрихтония называли как сыном Геи , так сыном и Афины, а имя истолковывали от "эрион" - шерсть (либо "эрис" - раздор) и "хтон" - земля.

Афина тайно воспитывала Эрихтония, желая сделать его бессмертным, она отдала его в ларце на сохранение дочерям Кекропа Аглавре, Герсе и Пандросе, запретив открывать. Сестры открыли ларец и увидели ребёнка, обвитого змеями, которых Воительница приставила к младенцу как охрану. Они были либо убиты змеями, либо Паллада ввергла их в безумие и они бросились с вершины акрополя в пропасть. После гибели сестёр Эрихтоний был воспитан в храме Афины. Когда он вырос, он воцарился, воздвиг на акрополе ксоан (статуя или идол из дерева) Афины и учредил Панафинеи, впервые проведя шествие в честь Афины на акрополе. Эрихтоний был погребён на священном участке храма Афины Полиады.

Так же по одной из версий вместе с Гефестом создала по воле Зевса первую женщину - Пандору, открывшую злополучный сосуд, называемый "ящик Пандоры".

Мощная, страшная, совоокая богиня архаики, обладательница эгиды, в период героической мифологии она направляет свою силу на борьбу с титанами и гигантами. Хотя по ранней мифологической схеме титаномахия произошла ещё до рождения Афины, но позднейшие авторы, начиная с Еврипида, нередко смешивали гигантов и титанов. Её участие в гигантомахии - популярный сюжет. Гигин приводит рассказ, что после гибели Эпафа Зевс вместе с Афиной, Аполлоном и Артемидой сбросил в Тартар титанов, побуждаемых Герой . Вместе с Гераклом Афина убивает одного из гигантов, на гиганта Энкелада она гнала колесницу с парой коней, а когда тот бросился в бегство обрушила на него остров Сицилию. С Палланта сдирает кожу и покрывает ею своё тело во время сражения.

Богиня войны требует к себе священной почтительности. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия (сына своей любимицы нимфы Харикло). Однажды Афина и Харикло решили искупаться в источнике на Геликоне, Тиресий увидел богиню и она ослепила его (по другой версии он ослеп от вида Афины). Лишив юношу зрения, она вместе с тем наделила его пророческим даром и дала ему способность понимать язык птиц, а также способность сохранять разум в Аиде . Овидий в VI книге "Метаморфоз" изложил миф о том, как Афина строго наказала ткачиху Арахну, когда та поставила под сомнение благочестие богов, выткав на покрывале любовные сцены с участием богов.

Классическая Афина наделена идейно-организующими функциями: она прокровительствует героям, защищает общественный порядок и т.п. В мифах древней Греции распространёны сюжеты о помощи Афины героям. Она помогает Персею, направляя его руку, обезглавившую Медузу. Один из эпитетов Афины - "горгоноубийца". Персей принёс богине в жертву телицу и отдал Афине голову Горгоны, которую та поместила на свой щит. Позднее Афина поместила среди созвездий Персея, Андромеду, Кассиопею и Кефея. Она вдохновила и дала сил Кадму, а также дала ему камень для битвы с фиванским драконом. По совету мудрой Богини Кадм посеял зубы дракона и бросил в них глыбу, что вызвало схватку между ними. Афина посадила Кадма на царствование в Фивах, а на свадьбу с Гармонией подарила ему ожерелье, пеплос и флейты.

Считается, что Асклепий получил от Афины кровь Горгоны, с помощью которой он воскрешал мёртвых. По Еврипиду, она дала Эрихтонию при рождении две капли крови Горгоны, которые тот в золотом кольце дал Эрехтею, а последний - Креусе (одна капля целительная, другая ядовитая). Афина явилась во сне Периклу и указала траву для излечения его раба, упавшего с крыши строящихся Пропилей акрополя, траву прозвали парфений, а Перикл воздвиг статую Афины Гигиеи. На акрополе найдена база статуи работы скульптора Пирра.

Пиндар упоминает, что Беллерофонт увидел во сне Афину, когда спал на её жертвеннике, и воздвиг алтарь Афине-Всаднице, когда та передала ему Пегаса. Она также помогает Нестору против Эревфалиона и в бою с элейцами. Менелая богиня защищает от стрелы Пандара (по Плутарху).

Неоднократно мудрая Богиня помогала Гераклу по просьбе Зевса . Афина бросила камень в безумного героя, чем спасла Амфитриона, этот камень называется Софронистер, то есть "приводящий в разум". Подарила ему плащ (по другой версии доспехи) перед войной с Орхоменом. Есть версия о том, что именно Афина подсказывала герою как убить Лернейскую Гидру и дала ему погремушки, сделанные Гефестом , чтобы спугнуть Стимфалийских птиц. С помощью Паллады Геракл вывел пса Кербера из Аида , позже она забрала у него яблоки Гесперид и вернула их на место. Афина дала герою локоть Горгоны, который герой передал Стеропе, дочери Кефея, для защиты. Умирающий Геракл взывает к Афине с просьбами о лёгкой смерти (по Сенеке) и та ведёт его на небо.

Когда фиванцы устроили засаду Тидею, Афина предостерегает его от возвращения в Фивы. Во время похода Семерых против Фив Богиня-воительница присутствует рядом с Тидеем в бою и отражает от него часть стрел, прикрывает щитом. Когда же Тидей был смертельно ранен, она выпросила у своего отца зелье бессмертия для раненного, но увидев, что Тидей пожирает мозг своего врага, возненавидела его и не дала ему лекарство.

Помощь Афины сыну Тидея Диомеду подробно описывается в Илиаде Гомера. Богиня даёт ему силу, вдохновляет на бой, в том числе против Афродиты , направляет копьё Диомеда против Пандара, вдохновляет Диомеда на бой с Аресом , отводит пику Ареса от героя и направляет копьё Диомеда в живот Ареса , хранит Диомеда во время шторма. Гораций рассказывает, что Диомед был вознесён Афиной до богов.

В той же Илиаде упоминается, что Афина помогала Ахиллу разрушить Лирнесс, она же укрощает гнев Ахилла по просьбе Геры , зажигает пламя вокруг головы Ахилла, пугая троянцев. Когда Ахилл скорбит о Патрокле, отказываясь от пищи, она передаёт ему нектар и амброзию по просьбе Зевса . Во время схватки с Гектором, оберегает Ахилла, отводя от него копьё Гектора. Именно она в образе Деифоба посоветовала Гектору встретить Ахилла, перед этим явилась Ахиллу и пообещала помочь ему в этой схватке. Ахилл говорит Гектору: "под моим копьём Тритогена (т.е. Афина) скоро тебя укротит". После гибели Ахилла Богиня скорбит и приходит оплакать его и натереть амброзией его тело.

В поэмах Гомера (особенно "Одиссее") ни одно мало-мальски важное событие не обходится без вмешательства Афины. Она постоянная советчица Одиссея, помогает ему успокоить народ, защищает героя от пики троянца Сока, помогает ему в состязаниях в беге, поддержала его в ночь взятия Трои. Однако Афина ни разу не помогла Одиссею во время его скитаний (в песнях "Одиссеи", посвященных этому периоду, она не упоминается ни разу), помощь возобновляется после крушения плота Одиссея. Она успокаивает ветры, помогает ему выбраться на берег, а затем насылает сон. Афина часто принимает облик смертных, чтобы посоветовать или помочь Одиссею и в то же время преображает Одиссея: она возвышает его станом, даёт ему силу в состязании, при необходимости обращает Одиссея в нищего старика, а затем вновь возвращает ему красоту, на острове Феаков скрывает героя облаком, на Итаке скрывает его и спутников мглой и помогает покинуть город.

Она - главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое. Афина - защитница греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя "градозащитницы".

Богиня-воительница способствует взятию Трои с самого начала Троянской войны. Она участвует в Суде Париса и проигрывает этот спор Афродите . Троянского коня изготовил Эпей по замыслу Афины, она явилась к нему во сне, за три дня конь был завершён и Эпей просит Афину благословить его работу и называет Троянского коня подношением Богине. Жители Метапонта показывали в храме Афины железные инструменты Эпея, которыми он соорудил коня. Она приняла облик вестника и советовала Одиссею спрятать в коне ахейских героев. Далее Богиня принесла героям, собиравшимся зайти в коня, пищу богов, чтобы те не чувствовали голода. Когда же троянцы задумываются о том, чтобы уничтожить коня, Афина подаёт дурные знаки (землетрясение) и троянцы не верят Лаокоону, который настаивал на этом. Она радуется, когда троянцы втаскивают деревянного коня в город и насылает змей на сыновей Лаокоона. Трифиодор описывает, как Елена Спартанская пришла к храму Афины и трижды обошла вокруг коня, вызывая героев по именам, но появилась Богиня войны, видимая только Елене, и заставила её уйти. А в ночь падения Трои Паллада села на акрополе, блестя эгидой, когда же началось избиение, она закричала и подняла эгиду.

Афина всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам, ткачихам, рукодельницам, вообще рабочему люду, помогала Прометею украсть огонь из кузни Гефеста , своему искусству у нее научился Дедал. Она обучает девушек ремёслам (дочерей Пандарея, Евриному и других). Одного её прикосновения достаточно, чтобы сделать человека прекрасным - так Пенелопа приобрела удивительную красоту встречи с будущим супругом. Она лично отполировала копьё Пелея.

Её собственные изделия - подлинные произведения искусства, как, например, плащ, вытканный для героя Ясона. Она сама изготовила свою одежду и даже одежду Геры . Обучала людей ткацкому искусству. Однако Платон указывает, что наставником Афины в ткацком искусстве был Эрот. Прялка еще один дар Богини людям, ткачих называют - служащими "делу Афины".

Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Аполлона . Пиндар рассказывает, что одна из горгон Медуза ужасно стонала, умирая, а другая Евриала стонала, глядя на сестру, и Афина изобрела флейту, чтобы повторить эти звуки. По другому рассказу, Покровительница искусств сделала флейту из оленьей кости и пришла на трапезу богов, но Гера и Афродита осмеяли её. Афина, посмотрев на своё отражение в воде, увидела, как некрасиво раздуваются её щёки, и бросила флейту в Идейском лесу. Брошенную флейту подобрал сатир Марсий. Позже, Марсий вызвал Аполлона на состязание в игре на флейте, был побеждён и за свою гордыню был жестоко наказан (Аполлон содрал с сатира кожу). Аристотель считает, что Богиня бросила флейту по другой причине: игра на флейте не связана с умственным развитием.

Один из важнейших мифологических сюжетов об Афине - суд за Аттику . За обладание Аттикой Афина спорила с богом морей Посейдоном . На совете богов было решено, что Аттика достанется тому, чей дар на этой земле окажется более ценным. Ударил трезубцем Посейдон , и забил из скалы источник. Но вода в нем оказалась солёной, непригодной для питья. Афина воткнула в землю своё копьё, и выросла из него маслина. Все боги признали, что этот дар ценнее. Посейдон разгневался и хотел затопить землю морем, но Зевс запретил ему. С тех пор маслина считается в Греции священным деревом. Варрон приводит позднейшую версию мифа, где Кекроп поставил вопрос о названии города на голосование: мужчины подали голоса за Посейдона , а женщины за Афину, и одной женщиной оказалось больше. Тогда Посейдон опустошил землю волнами, а афиняне подвергли женщин тройному наказанию: лишили права голоса, никто из детей не должен был принимать имя матери и никто не должен был называть женщин афинянками. Суд состоялся 2 боэдромиона (конец сентября) и этот день афиняне изымали из календаря. Спор Посейдона и Афины был изображён на задней стороне Парфенона, а в изложении Овидия Афина изображает эту сцену на ткани при своём состязании с Арахной.

Софокл называет Богиню Афиной-девой, госпожой коней, её эпитет "Парфенос". Аргосские девушки перед замужеством приносили ей в жертву волосы. Согласно Нонну, Авра, мучаясь в родах, желает, чтобы Афина сама рожала. И мудрая Богиня выкармливает своим молоком сына Авры и Диониса Иакха, как ранее Эрихтония. Женщины Элиды молились Афине, чтобы забеременеть. А Пенелопе она помогала оттянуть день новой свадьбы. Когда Пенелопа просит Афину за Одиссея, Богиня посылает к ней призрак Ифтимы, чтобы обнадёжить. Она же внушает Пенелопе мысль устроить женихам состязание.

Уже у Гомера Афина выступает как покровительница кораблестроения и мореплавания. По её указаниям зодчий Арг из Феспий создал корабль Арго. На носу Паллада укрепила кусок ствола додонского дуба, который мог прорицать. После завершения плавания корабль был помещён Афиной на небо. По совету Афины Данай, сын египетского царя Бела и Анхинои, отец 50 дочерей, построил 50-весельный корабль с двумя носами, на котором бежал с дочерьми. По мифу Данай получил предсказание о том, что погибнет от руки зятя, дочери Даная взялись за оружие и в одну ночь перебили своих мужей, спасаясь от мести Данай и построил свой корабль. Персей, которому Паллада также охотно помогала, был потомком Даная. Изображение Богини было на афинских кораблях, по мифам она часто посылает попутный ветер кораблям (Телемаху, Тесею, ахейцам, возвращавшимся с Лемноса).

Имя, эпитеты и характер

Афина. 470-465 гг. до н.э.
Амфора Краснофигурная. Аттика.
С.-Петербург, Государственный Эрмитаж

Этимология имени "Афина" благодаря догреческому происхождению её образа является неясной. В современном русском языке закрепилась форма, близкая к византийскому произношению имени, через "и", однако в классическую эпоху имя богини произносилось примерно как "Атхена". Гомер иногда называет её Афинея, то есть "афинянка".

Афина - богиня мудрости, Демокрит считал её "разумностью". Её мудрость иная, чем мудрость Гефеста и Прометея , для неё характерна мудрость в государственных делах. Для поздней античности Афина явилась принципом неделимости космического ума и символом всеобъемлющей мировой мудрости, тем самым её качества резко противопоставляются буйству и экстазу Диониса . Как законодательница и покровительница афинской государственности она почиталась как Фратрия ("братская"), Булайя ("советная"), Сотейра ("спасительница"), Пронойя ("провидящая").

Многочисленны сведения о космических чертах образа Афины. Она хранит молнии Зевса . Её изображение или фетиш, т.н. палладий, упало с неба (возможно отсюда её эпитет Паллада). Так же возможно, что эпитет Паллада произошёл от греческого "сотрясать (оружием)", то есть означает победоносная воительница, либо имеет значение "дева". Отождествлялась Афина с дочерьми Кекропа - Пандросой ("всевлажной") и Аглаврой ("световоздушной"), или Агравлой ("полебороздной").

Гомер называет Афину "главкопис" (совоокая), орфический гимн (XXXII 11) - "пестровидной змеёй". В Беотии она - изобретательница флейты - почиталась под именем Бомбилея, то есть "пчелиная", "жужжащая". Эпитет Парфенос - имя Афины-девы, отсюда название храма Парфенон. Афину называют Промахос, то есть "передовой боец", как покровительницу войны и честной битвы.

Главные эпитеты Афины, наделённой гражданскими функциями, - Полиада ("городская", "покровительница городов и государств") и Полиухос ("градодержица"). А эпитет Эргана ("работница") у неё как покровительницы ремесленников.

Культ и символика

На древнее зооморфное прошлое Афины указывают её атрибуты - змея и сова (символы мудрости). Хтоническая мудрость Богини имеет исток в образе богини со змеями крито-микенского периода. Предшественницей Афины, согласно теории Мартина Нильссона, была "богиня со щитом", изображённая на ларнаке из Милато, а также на других памятниках, чьим символом был щит в форме восьмёрки. Согласно И.М. Дьяконову, единый образ девы-воительницы разделился у греков на три: воительницу и рукодельницу Афину, охотницу Артемиду и богиню сексуальной страсти Афродиту . Миф о рождении Афины от Метиды и Зевса принадлежит к позднему периоду греческой мифологии. Как указывает Лосев, она становится как бы непосредственным продолжением Царя Богов, исполнительницей его замыслов и воли. В посвящённом ей храме, по сообщению Геродота, обитала огромная змея - страж акрополя, посвящённая богине. Сова и змея охраняли дворец Минотавра на Крите, и изображение богини со щитом микенского времени (возможно прообраз олимпийской Афины).

Паллада - одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития греческой мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна своему отцу. Наряду с новыми функциями богини военной мощи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия.

Она легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты - одета в доспехи, держит в руках копьё, её сопровождают священные животные. Среди непременных атрибутов Афины - эгида - щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей; шлем с высоким гребнем. Афина появлялась в сопровождении крылатой богини Ники.

Маслины Афины считались "деревьями судьбы", и она сама мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого. У мегарцев Афина почитается под эпитетом Эфия ("утка-нырок"), согласно Гесихию, так как она превратилась в утку-нырка, спрятала под своими крыльями Кекропа и доставила его в Мегару.

Ей приписывают изобретение колесницы, корабля, флейты и трубы, керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей, а также изобретение войны в принципе. Она научила ткачеству, прядению и кулинарии и учредила законы.

Хотя её культ был распространён по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась Богиня войны в Аттике - греческой области, где находился город, названный её именем. Огромная статуя Афины Промахос с копьём, сияющим на солнце, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон.

Первую жрицу Афины звали Калифиесса, жрицами были также Пандроса, Феано, Феба (одна из дочерей Левкиппа, похищенных Диоскурами), Герса, Аглавра, Иодама, последних трёх настигла незавидная участь. Афине были посвящены рощи и множество храмов в Афинах, Аргосе, Делосе, Родосе и других городах.

Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине. Всеобщий характер носил праздник великих Панафиней - государственной мудрости. Основателем Панафиней считался Эрихтоний, преобразователем - Тесей. Ежегодные Панафинеи устраивал Солон, великие установил Писистрат. Перикл ввёл состязания в пении, игре на кифаре и флейте. На Панафинеях приносились жертвы Афине и происходила передача пеплоса богини, на котором изображались её подвиги в гигантомахии. В Афинах Богине посвящалась третья декада каждого месяца. По мифам, когда все боги сбежали в Египет, она осталась на родине.

В Риме Афина отождествлялась с Минервой. Римским празднествам Минервы посвящены два больших отрывка из "Фаст" Овидия. На протяжении всей античности она остаётся свидетельством организующей и направляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного на демократическом законодательстве.

Влияние на культуру и искусство

Афине посвящены XI и XXVIII гимны Гомера, V гимн Каллимаха, XXXII орфический гимн, VII гимн Прокла и прозаический "Гимн к Афине" Элия Аристида. Она действующее лицо трагедий Софокла "Эант", Еврипида "Ион", "Умоляющие", "Троянки", "Ифигения в Тарвиде", Псевдо-Еврипида "Рес".

Она действует в прологе трагедии Софокла "Аякс", беседуя с Одиссеем и Аяксом. Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхила "Евмениды".

Известно множество статуй Богини войны, из них наиболее известные Фидия "Афина Промахос" 5 в. до н. э., "Афина Парфенос" 438 г. до н.э., "Афина Лемния" около 450 г. до н.э. не сохранились до нашего времени. Наиболее точной копией Афины Парфенос считается статуя Афины Варвакион в Национальном музее в Афинах, а Афины Промахос вероятно Афина Медичи в Лувре. В Ватиканском музее хранится "Афина Джустиниани" (копия с оригинала 4 в. до н.э.)

Живописец Фамуил, расписывавший Золотой дворец Нерона, создал картину, изображенная на которой Богиня смотрела на зрителя с любой точки. Картина Клеанфа "Рождение Афины" находилась в святилище Артемиды Алфионии в Олимпии.

В западноевропейской живописи Богиня мудрости была менее популярна, чем например Афродита (Венера). Часто она изображалась в сюжете "Суд Париса " вместе с Афродитой и Герой . Известна картина Боттичелли "Паллада и Кентавр" 1482 г. Она изображалась по преимуществу в произведениях аллегорического характера, многофигурных композициях ("Минерва побеждает невежество" Б. Спрангера, "Победа добродетели над грехом" А. Мантеньи). Её изображали вместе с Аресом (Марсом) ("Минерва и Марс" Тинторетто, Веронезе), редко в скульптуре (Сансовино).

Предположительно, знаменитая загадочная картина Диего Веласкеса "Пряхи" иллюстрирует миф об Афине и Арахне.

В современности

В честь Афины назван астероид - один из трёх астероидов, открытых 22 июля 1917 года немецким астрономом Максимилианом Вольфом в обсерватории Хайдельберг-Кёнигштуль, Германия.

Афиной названа американская ракета-носитель лёгкого класса.

Город Афины - столица государства в Южной Европе Греции.

Миф о рождении Афины Паллады. - Богиня Афина и Эрихтоний (Эрехтей). - Миф о споре богини Афины с богом Посейдоном. - Тип и отличительные признаки Афины Паллады. - Статуя Афины Паллады работы Фидия. - Богиня Афина и бог Эрот. - Миф о флейте сатира Марсия. - Афина-работница: миф о лидийке Арахне. - Великие Панафинеи.

Миф о рождении Афины Паллады

Один из древнейших греческих мифов рассказывает следующее о происхождении и рождении богини мудрости. Афина Паллада (в римской мифологии - богиня Минерва ) была дочерью Зевса (Юпитера) и его первой супруги Метиды (в переводе с древнегреческого языка - «размышление»). Богиня Метида предсказала, что у нее сперва родится дочь, а затем сын, и этот сын будет властелином вселенной.

Зевс (Юпитер), напуганный таким предсказанием, обратился за советом к богине Гее (Земле). Гея посоветовала Зевсу проглотить Метиду, что он и исполнил.

Спустя несколько времени Зевс (Юпитер) почувствовал сильную головную боль. Зевсу казалось, что череп его готов разлететься на куски. Зевс попросил бога (Вулкана) раздвоить ему голову топором и посмотреть, что там происходит. Лишь только Гефест исполнил его просьбу, как из головы Зевса вышла вооруженная и в полном расцвете сил Афина Паллада - «могучая дочь могучего отца», как богиню Афину обыкновенно называет Гомер.

Несколько памятников античного искусства (между прочими - Парфенонский фриз, не существующий теперь), изображали рождение Афины Паллады.

Афина Паллада есть, таким образом, олицетворение божественного разума и благоразумия Зевса (Юпитера). Афина Паллада - сильная и воинственная богиня, умная и рассудительная. Так как богиня Афина родилась не от матери, а прямо из головы Зевса (Юпитера), то Афине Палладе чужды все женские слабости. Богиня Афина отличается серьезным, почти мужским характером; ее никогда не смущают волнения любви и страсти. Афина Паллада - вечная девственница, любимица Зевса (Юпитера), его единомышленница, хотя иногда, как, например, в Троянской войне, богиня Афина поступает против воли отца.

Здраво и ясно смотрит Афина Паллада на человечество и охотно принимает участие во всех жизненных проявлениях людей. Афина Паллада всегда на стороне правого дела, помогает храбрым героям одерживать победы над врагами, является покровительницей Одиссея и Пенелопы, руководительницей Телемаха.

В богине Афине как бы олицетворяется человеческая культура. Богиня Афина изобрела много полезных предметов, как-то: плуг и грабли. Афина научила людей запрягать волов и заставила их склонить шею под ярмом. Мифы древней Греции полагают, что Афина Паллада первая смирила лошадь и превратила ее в домашнее животное.

Афина Паллада научила Ясона и его спутников построить корабль «Арго» и покровительствовала все время, пока продолжался их знаменитый поход.

Афина Паллада - богиня войны, но она признает только благоразумную войну, ведомую по всем правилам военного искусства и имеющую определенную цель. Этим Афина Паллада отличается от бога войны Ареса (Марса), которому приятен вид крови и который любит ужасы и смятение войны.

Богиня Афина является повсюду строгою исполнительницей законов, покровительницей и защитницей гражданских прав, городов и гаваней. Афина Паллада обладает зорким глазом. Поэты античности называли богиню Афину «голубоглазой, светлоокой и дальнозоркой».

Афиной Палладой был учрежден Ареопаг. Богиню Афину почитали как покровительницу музыканты, художники и все ремесленники.

Богиня Афина и Эрихтоний (Эрехтей)

Когда богиня Гея (Земля), родив от бога Гефеста сына Эрихтония (иначе - Эрехтея), бросила его на произвол судьбы, Афина Паллада подобрала Эрихтония и воспитала. По греческому мифу, Эрихтоний походил одною половиною своего туловища, а именно - его нижней частью, на змею.

Богиня Афина, занятая постоянно войнами, положила ребенка в корзину и поручила Эрихтония на время дочерям Кекропса, запретив им открывать корзину. Но две из дочерей Кекропса, вопреки советам старшей, Пандросы, мучимые любопытством, открыли корзину с Эрихтонием и увидали там спящего ребенка, обвитого змеей, которая тотчас же ужалила любопытных девушек.

Эрихтоний был поручен богиней Афиной Пандросе, дочери Кекропса, и вырос под ее наблюдением. Желая выказать Пандросе, а также и богине Афине свою благодарность, Эрихтоний выстроил в городе Афинах храм, одна половина которого была посвящена Афине Палладе, а другая Пандросе.

Миф о споре богини Афины с богом Посейдоном

Когда Кекропс основал город, названный потом Афинами, он не мог решить, кого выбрать покровителем названного города - богиню Афину (Минерву) или бога (Нептуна). Эта нерешительность царя Кекропса вызвала спор между богами - Афиной и Посейдоном.

Древнегреческий скульптор Фидий изобразил на обоих фронтонах Парфенона (храма Афины) этот спор. Куски этих фронтонов хранятся теперь в Британском музее.

Чтобы примирить богиню Афину и бога Посейдона, Кекропс решил выбрать того из них, кто изобретет самый полезный предмет. Бог Посейдон (Нептун) ударил землю своим трезубцем, и появился источник морской воды. Затем Посейдон сотворил коня, как бы желая дать понять, что народ, покровителем которого он, Посейдон, будет избран, станет племенем мореплавателей и воинов. Но богиня Афина превратила дикого коня в домашнее животное, а от удара копья Афины по земле появилось оливковое дерево, покрытое плодами, указывая этим, что народ богини Афины будет сильным и могучим благодаря земледелию и промышленности.

Царь Афин Кекропс обратился тогда к народу, прося его самого решить, которого из богов народ Афин желает избрать своим покровителем. Народ прибегнул к всеобщему голосованию, причем все мужчины подавали голос за бога Посейдона, а женщины - за богиню Афину. Одной женщиной оказалось больше, богиня Афина одержала победу, и город был посвящен ей. Но, опасаясь гнева Посейдона (Нептуна), пригрозившего поглотить своими волнами Афины, жители воздвигли храм и Посейдону. Вот каким образом афиняне в одно и то же время стали землепашцами, мореплавателями и промышленниками.

Тип и отличительные признаки Афины Паллады

Афина Паллада была главным божеством для афинян, и Акрополь считался ее священной горой. Античный культ богини Афины существовал очень долго и прекратился только под влиянием христианского учения.

Сохранилось много античных монет с изображением головы Афины Паллады (у римлян - богини Минервы). На одной из древнереческих монет изображена также сова - птица богини Афины, ее символ (сова Минервы ).

Известный ученый Готфрид Мюллер говорит, что идеальным типом Афины Паллады является статуя Фидия - Афина Парфенонская. Черты лица статуи Афины Паллады работы Фидия стали прототипом всех статуй богини Афины у древних греков и богини Минервы у древних римлян. Знаменитый ваятель Фидий изобразил Афину Палладу со строгими, правильными чертами. У Афины Фидия высокий и открытый лоб; длинный, тонкий нос; линии рта и щек несколько резкие; широкий, почти четырехугольный подбородок; глаза, опущенные долу; волосы, просто откинутые по сторонам лица, и вьются слегка по плечам.

Афина Паллада (Минерва) часто изображается в шлеме, украшенном четырьмя конями, показывая этим, что богиня примирилась с богом Посейдоном (Нептуном), которому была посвящена лошадь.

Богиня Афина всегда носит эгиду . На эгиде Афины Паллады помещена голова Медузы Горгоны. Афина всегда украшена драгоценностями, и ее наряд очень роскошный.

На одной из античных камей на Афине Палладе, кроме блестящей эгиды, надеты богатое колье из желудей и серьги в виде виноградных гроздей.

Иногда на монетах шлем богини Афины украшен фантастическим чудовищем с змеиным хвостом. Афина Паллада всегда изображается со шлемом на голове, весьма разнообразным по формам.

Обыкновенное оружие богини Афины (Минервы) - копье, но иногда она держит в руке громовые стрелы Зевса (Юпитера). Афина Паллада также часто держит на руке статую Ники - богини победы.

Художники античности изображали охотнее всего Афину Палладу. На самых древних памятниках античного искусства богиня Афина изображается с поднятым щитом и копьем.

Эгида Афины Паллады , которую богиня всегда носит, есть не что иное, как шкура козы, на которую богиня прикрепила голову Медузы Горгоны. Иногда эгида заменяет богине Афине щит. Олицетворяя в физическом порядке молнию, Афина должна носит эгиду как отличительный признак. На статуях древнегреческой архаики Афина Паллада употребляет эгиду вместо щита. В эпоху золотого века древнегреческого искусства Афина Паллада носит эгиду на груди.

Голова Медузы Горгоны - также один из отличительных признаков богини Афины и изображается или на эгиде, или на шлеме. Голова Медузы Горгоны должна была намекать на то, какой ужас овладевал врагами Афины Паллады, когда богиня появлялась перед ними. На одной древнеримской фреске, открытой в Геркулануме, богиня Минерва одета в пеплос, ниспадающий на хитон грубыми и неизящными складками; Минерва закрыла левую руку эгидой и готова вступить в бой.

Статуя Афины Паллады работы Фидия

Знаменитая статуя древнегреческого ваятеля Фидия, Афина Парфенонская, была изваяна из слоновой кости и золота.

Богиня Афина скульптора Фидия стояла во весь рост, грудь ее покрывала эгида, а туника ниспадала до пят. Афина держала в одной руке копье, а в другой - статую богини победы Ники.

На шлеме у нее был сфинкс - эмблема божественного разума. По бокам сфинкса были изображены два грифона. Над забралом статуи Афины работы Фидия - восемь коней, несущихся во весь опор, - символ быстроты мысли.

Голова и руки статуи Фидия были из слоновой кости, вместо глаз вставлено два драгоценных камня; золотые драпировки могли по желанию сниматься для того, чтобы город Афины в случае каких-либо общественных бедствий мог воспользоваться этим сокровищем.

На наружной стороне щита, поставленного у ног богини Афины, была изображена битва афинян с амазонками, на обратной стороне - борьба богов с великанами. Миф о рождении Пандоры был изваян на пьедестале статуи Фидия.

Богиня Минерва скульптора Зимарта, бывшая на выставке в Салоне 1855 г., есть повторение шедевра Фидия, возможно точно и тщательно воспроизведенная копия по описанию древнегреческого автора Павсания, дошедшему до нас.

Прекрасная бронзовая статуя богини Минервы, находящаяся в Туринском музее, является одной из самых замечательных и красивых античных статуй, сохранившихся до нашей эпохи.

Богиня Афина и бог Эрот

Целомудренная богиня Афина никогда не изображалась античными художниками обнаженной, и если некоторые современные художники и представляют Афину в этом виде в своих произведениях, например, «Суд Париса», то это по незнанию древних традиций.

Богини Афины никогда не касались стрелы бога Эрота, который ее всегда избегал и оставлял в покое.

Богиня любви Афродита (Венера), недовольная тем, что ее шаловливый сын не делает даже попытки ранить своею стрелою целомудренную богиню, осыпала Эрота за это упреками.

Эрот оправдывается, говоря: «Я боюсь Афину, она страшная, глаза ее зорки, а вид ее мужественен и величественен. Каждый раз, как я отваживаюсь подойти к Афине, чтобы задеть ее моей стрелой, она вновь пугает меня своими мрачными взорами; кроме того, у Афины на груди такая страшная голова, и я в страхе роняю мои стрелы и дрожа бегу от нее» (Лукиан).

Флейта Марсия

Богиня Афина нашла однажды оленью кость, сделала флейту и стала извлекать из нее звуки, доставлявшие ей большое удовольствие.

Заметив, что при игре у нее раздуваются щеки и некрасиво оттопыриваются губы, богиня Афина, не желая так обезображивать свое лицо, забросила свою флейту, прокляв заранее того, кто найдет ее и будет на ней играть.

Флейту Афины нашел сатир Марсий и, не обращая внимания на проклятие богини, принялся играть на ней и стал хвалиться своим талантом, вызывая самого бога на состязание с ним. Марсий не избежал страшной кары за свое ослушание и высокомерие.

Афина-работница: миф о лидийке Арахне

Когда богиня Афина является покровительницей ремесел и всяких женских работ, она носит название Афины-работницы, или Эрганы (по-древнегречески).

Тканье разных тканей было одним из главных промыслов афинян, но азиатские ткани всегда ценились выше по тонкости и изяществу работы. Это соперничество между двумя странами породило поэтический миф о соперничестве между Арахной и богиней Афиной.

Арахна была незнатного происхождения. Отец Арахны был простой красильщик родом из Лидии (область в Малой Азии), но Арахна славилась своим искусством ткать красивые и тонкие ткани. Арахна умела ровно и быстро прясть, а также украшать свои ткани всевозможными вышивками.

Всеобщие похвалы так вскружили Арахне голову и она начала так гордиться своим искусством, что вздумала состязаться с богиней Афиной, хвастаясь, что она может ее победить. Богиня Афина, приняв вид старухи, пришла к гордой ткачихе и стала доказывать Арахне, как опасно для простой смертной оспаривать первенство у богини. Арахна ей дерзко ответила, что, явись перед нею сама богиня Афина, она сумеет и ей доказать свое превосходство.

Богиня Афина приняла этот вызов, и они принялись за работу. Афина-Эргана выткала на своем станке историю своей распри с богом Посейдоном, а дерзкая Арахна изобразила на своих тканях разные любовные похождения и превращения богов. При этом работа Арахны была исполнена с таким совершенством, что богиня Афина не могла отыскать в ней ни малейшего недостатка.

Рассердившись и забыв, что она должна быть справедлива, Афина-Эргана в пылу гнева ударила ткачиху Арахну челноком по голове. Арахна не могла перенести подобного оскорбления и повесилась.

Богиня Афина превратила Арахну в паука, который вечно ткет свои тончайшие паутины.

Этот миф древней Греции указывает на превосходство восточных тканей: Арахна, лидийка по происхождению, все же одержала победу над афинской Эрганой. Если лидийка Арахна и была наказана, то не как работница, а только за свое высокомерное желание тягаться с богиней.

Великие Панафинеи

Праздник, известный под названием Великие Панафинеи, был учрежден в Афинах в честь Афины Паллады, защитницы и покровительницы этого города.

Великие Панафинеи были, несомненно, самым большим и древним народным праздником. Великие Панафинеи праздновались каждые четыре года, и в них принимали участие все афиняне.

Праздник Великие Панафинеи продолжался с 24-го по 29-е число древнеаттического месяца Гекатомбеона (половина июля и августа).

Первый день Великих Панафиней был посвящен музыкальным состязаниям, которые происходили в Одеоне, построенном по повелению Перикла. В Одеон собирались всевозможные певцы, музыканты с их разнообразными инструментами и поэты.

Другие дни Великих Панафиней были посвящены гимнастическим и конским состязаниям, причем победителя награждали венком из оливковых ветвей и красиво расписанными сосудами, наполненными драгоценным оливковым маслом.

Самая торжественная часть праздника Великие Панафинеи происходила в день рождения богини Афины - 28-го числа месяца Гекатомбеона. В этот день устраивалось шествие, в котором принимали участие не только все взрослые, но и дети.

Во главе процессии шли юные афинянки, они несли новое платье для статуи богини Афины - шафранного цвета пеплос. В продолжение девяти месяцев все знатные афинянки работали над ним, украшая его всевозможными вышитыми и вытканными узорами. За ними шли другие афинские девушки (канефоры ), неся на головах священные сосуды. Вслед за канефорами появлялись жены и дочери афинских вольноотпущенников и чужестранки - они не имели права нести священные сосуды и могли только держать вазы и сосуды с вином, а также складные стулья для знатных жен.

Почтенные старцы, роскошно одетые за счет города, следовали за ними с оливковыми ветками в руках; затем - устроители и распорядители праздника; мужчины с ветками и сосудами с оливковым маслом; быки, предназначенные в жертву богине Афине; дети, ведущие украшенного барана; музыканты и певцы.

Шествие заключали великолепные колесницы, запряженные четверками; ими управляли знатные юноши и всадники на прекрасных конях, в память того, что Афина Паллада первая научила запрягать и управлять лошадьми.

Отдельные группы этого шествия были изваяны на фронтоне и фресках Парфенона Фидием, и часть этих барельефов сохранилась до наших дней.

Афине Палладе были посвящены:

  • оливковое дерево,
  • петух, раннее пение которого будит людей труда,
  • змея, символ ума и обдуманности,
  • сова, от проницательных глаз которой ничего не остается скрытым во мраке ночи.

Эпитет «совоокая» придавали древнегреческие поэты и самой богине Афине.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

Древнегреческая мифология очень яркая, в силу представленного в ней множества богов и богинь. Одной из неординарных представительниц является прекрасная светловолосая богиня Афина Паллада. Отец ее, никто иной, как сам верховный бог Зевс властелин небес. По своей значимости Афина не уступает, а иногда и превосходит своего властного отца. Ее имя увековечено в названии греческой города - Афины.

Кто такая Афина

Появление Афины окутано тайнами, из текста древнего источника «Теогонии» следует, что Зевс узнал: его мудрая жена Метида должна родить великих дочь и сына. Правитель не захотел отдавать свои бразды правления кому-либо, и проглотил беременную жену. Позднее, почувствовав сильную головную боль, Зевс попросил бога Гефеста ударить его молотом по голове – так появилась во все своем вооружении Афина богиня войны и мудрости. Владея стратегиями и тактикой ведения справедливых войн, Афина преуспела и стала также покровительницей во многих видах ремесел:

  • общественный порядок – Афина в государственных делах, учредила высший суд в Афинах;
  • корабельное дело и мореплавание - зодчие Ферекл, Арг и Данай, под наставничеством Афины создали свои корабли, один из которых Арго был отправлен богиней на небо;
  • мастерица по металлу – статуя Афродиты считается работой самой Афины;
  • ткацкое и прядильное ремесло – изготавливала одежду для себя и других богинь. Афина обучила ткать женщин. Прялка – символ Афины;
  • музыка – труба и двухрожковая флейта изобретение Афины;
  • целительство – исцеляла и воскрешала с помощью крови медузы Горгоны;
  • покровительница – во многих других положительных аспектах. Афину любят за вовремя оказанную помощь. Геракл, Одиссей, Персей, Ахилл, Ясон, Телемах герои древнегреческой мифологии, призывали в трудные моменты Афину.

Как выглядит Афина?

Греческая богиня афина традиционно изображена в военном одеянии, с величественной осанкой в руке копье, блистающее на солнце. Гомер, древний сказитель эпической поэмы «Иллиада», описывает Афину как светлоокую, с зорким взглядом, полную мощи в золотых доспехах прекрасную, но «немягкую сердцем» Деву. Художники изображали богиню с суровым, задумчивым лицом, в длинном балахоне (пеплосе) или панцире.

Символ Афины

В мифологии, каждый предмет одеяния, фона вокруг божества изобилует различной символикой, имеющей сакральный смысл. Эти архетипы – связующее звено между людьми и богами. Зная эти символы, в возникают образы, с помощью которых можно идентифицировать того или иного персонажа. Символика Афины легко узнаваема:

  • шлем Афины - из железа, украшен 4 конями, или чудовищем со змеиным хвостом;
  • копье – одна из статуй богини украшала древний акрополь в Афинах, ее сияющее золотом копье, первое, что видели мореплаватели, возвращавшиеся в город;
  • эгида – щит из козье шкуры, с изображением медузы Горгоны;
  • Ника - статуэтка богини Победы в руке Афины;
  • сова – символ мудрости;
  • змея – дар предвидения.

Дети Афины

Древнегреческая богиня Афина считалась целомудренной девой, сам Эрот игнорировал просьбу своей матери богини Афродиты пустить в Афину стрелу любви, так как боялся даже пролетать мимо из-за грозного взгляда богини. Тем не менее, радости материнства были не чужды Афине и она воспитала приемных детей:

  • Гигиея – богиня здоровья, считается по одним источником дочерью Асклепия (врачевателя) и Афины;
  • Эрихтоний – сын Геи и Гефеста, по легенде Гефест гнался за Афиной и обронил семя на землю, Гея посчитала это позором для себя и отказалась воспитывать сына. Афина тайно воспитала Эрихтония. Богиня Афина часто изображается со змеей, исследователи полагают - это символ Эрихтония.

Миф о богине Афине

Древнегреческая мифология описывает богов, которые подобно людям: любят, ненавидят, стремятся к власти, жаждут признания. Интересен миф о Афине, в котором Кекропс, первый афинский царь, не мог решить, кому быть покровителем города. Афина и Посейдон (бог океана) начали спорить, Кекропс предложил богам решить спор следующим образом: изобрести самый полезный предмет. Посейдон высек трезубцем источник воды, Афина ударила копьем в землю и появилось оливковое дерево. Женщины проголосовали за Афину, мужчины за Посейдона, так у Афин стало два покровителя.