Конспект и презентация к уроку обществознания мировое хозяйство и международная торговля. Мировое хозяйство и международная торговля обществознание Виды торговых барьеров

Учебник: Боголюбов, Городецкая. Обществознание. - М.: Просвещение, 2010 (§ 22).

1. Введение в урок.

1.1. Определение плана урока, последовательности действий в ходе урока, определение целей урока:

Знать структуру мирового хозяйства;

Как осуществляется внешняя торговля

Какие факторы определяют внешнеторговую политику государства

Что такое валюта

Уметь объяснять роль государства в международных экономических отношениях

Уметь давать оценку последствиям внешнеторговой политики

Грамотно строить свое поведение в ситуациях, связанных с изменением курса валют

1.2. Проверка усвоения пройденного материала. Обратить внимание учащихся на “листы оценивания”, которые должны быть заполнены в конце урока. А сейчас небольшой тест (на доске)- самопроверка

Лист самооценки

Оценка
кому
Тест Изучение нового материала Решение
задач
Итоговая
Мировое
хозяйство
Внешняя
торговля
Валюта
Самооценка
Класс
Понравившаяся
работа

1.3. Тест - проверка пройденного материала. <Рисунок 1>. Оценка выставляется после самопроверки.

1.4. Обращение к предварительному домашнему заданию, которое получил ряд учащихся и представление их ответов. <Рисунок 2>. Вы видите предложенный им вопрос и какие варианты они предложили. Что из предложенного, по вашему мнению, более созвучно с темой нашего урока?

2. Изучение нового материала

2.1. Начиная изучение новой темы мне бы хотелось обратиться к истории, чтобы ответить на вопрос – что такое мировое хозяйство

В серединеXIX в. английский экономист Д.Рикардо использовал следующий пример – Англия и Португалия вели между собой торговлю вином и сукном. В Португалии производить и вино, и сукно было дешевле, чем в Англии. И Португалия могла обеспечить этими товарами обе страны. В действительности Португалия стала специализироваться на производстве вина, а Англия – сукна. <Рисунок 3>.

К началу XXI века в Западной Европе практически не осталось крупного производства, требующего больших трудовых затрат, а также наносящих ущерб окружающей среды. Зато объем такого производства вырос в странах Юго-Восточной и Южной Азии. Здесь выпуск продукции гораздо дешевле из-за наличия дешевой рабочей силы, сырьевой базы, низких налогов и неразвитого экологического законодательства. <Рисунок 4>.

На основе этих примеров попробуйте дать определение – что такое мировое хозяйство?

Мировое хозяйство – это система международных экономических отношений, связывающая национальные экономики;

Мировое хозяйство – совокупность национальных хозяйств, связанных политическими и экономическими отношениями.

(учитель, пройдя по классу, находит похожие 3, предлагая учащимся, их давшим, записать определения на доске).

2.2. С понятием мировое хозяйство тесно связан термин “внешняя торговля”. Прочитайте текст, находящийся на ваших партах.

Внешняя торговля зародилась еще в глубокой древности. Хотя в условиях натурального хозяйства во внешнеторговый оборот поступала незначительная часть продукции. Но и тогда внешняя торговля была необходима многим странам. Вспомните, почему древние греки основывали колонии по всему Средиземноморью - из колоний в метрополию везли хлеб, а из метрополии - оливковое масло, вино, ремесленные изделия.

Причин, которые вызвали к жизни внешнюю торговлю, немало. Во-первых, страны мира различаются по географическому положению, природно-климатическим условиям (например, по запасам полезных ископаемых, размерам и качеству плодородных земель и др.). Товары, которые не находят спроса внутри страны, могут быть выгодно проданы за ее пределами. Так, в Средние века в Европе ценились пряности, которые повсеместно выращивались в странах Востока. Другой пример: представьте себе, что в Англии пришлось бы отказаться от традиционного чаепития в 5 ч пополудни. А ведь на Британских островах чай не растет. Значит, его необходимо ввозить из-за границы. Да и чашку кофе вряд ли можно было бы выпить поутру без внешней торговли со странами, где эта культура произрастает. Многие привычные продукты, изделия и материалы являются предметом экспорта и импорта. Итак, внешняя торговля - торговля между странами, состоящая из импорта (ввоза) и экспорта (вывози) товаров и услуг. Объем внешнеторговой деятельности страны, измеряемый в денежном выражении, называется внешнеторговым оборотом. Он равен экспорта + импорта за определенный период. Необходимость вести международную торговлю связана и с такими факторами, как различия в численности населения и уровне мастерства производителей местных товаров. В мировом хозяйстве сложилось международное разделение труда - специализация стран на производстве той или иной продукции, для производства которой у них имеются наиболее благоприятные условия.

Россия участвует в международном разделении главным образом как поставщик энергетических ресурсов (нефти и нефтепродуктов, природного газа), черных и цветных металлов, удобрений, лесобумажной продукции

Приведите 2 примера внешней торговли из истории и современности РФ. (учитель, пройдя по классу, находит похожие 3, предлагая учащимся, их давшим, записать определения на доске).

2.3. Политика в сфере международной торговля является частью внешнеэкономической политики.

Под внешнеторговой политикой принято понимать деятельность государств, направленную на развитие торговых отношений с другими странами мира или группами стран.

Внешнеторговая политика – одна из важнейших частей внешней политики.

Если государство стремится защитить собственную промышленность и с\х от иностранных конкурентов, оно прибегает к политике протекционизма.

<Рисунок 5>.

Если, наоборот, государство будет заинтересовано в большем импорте товаров, то его внешнеторговая политика будет называться – фритрейдерство, т.е. “свободная торговля”. <Рисунок 6>.

2.4. Но внешняя торговля в современном мире была бы невозможна без валюты. Обсуждение термина посредством решения задачи.

Задача: ученик говорит сверстнику: у меня в кармане валюта. Целых 50 рублей. В ответ ему: Какая же эта валюта? Вот было бы у тебя 50 долларов – другое дело. Как считаете вы? Обсуждение, на основе которого учащиеся должны придти к выводу, что валюта – это любая разновидность денег, находящихся в обращении.

Для осуществления обмена валют важным показателем является валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны.

Пример: стоимость 1 поездки в на автобусе в Солнечном городе будет стоить 10 фунтиков, а в Цветочном городе 30 шпунтиков. Соотношение составит 1:3, а значит 1 фунтик будут стоить 3 шпунтика.

Существуют различные курсы валют: фиксированные (устанавливает государство) и биржевой (устанавливаются теми кто покупает и теми кто продает). В отношении валют действуют законы рынка

Спрос > предложения = повышение курса

Спрос < предложения = снижение курса

Для закрепления определения и всего материала подтемы, рационально решить ряд несложных задач.

Решение задач:

  1. Вы собираетесь поехать отдыхать в Болгарию. Планируете потратить в течение 14 дней 7000 рублей, сколько это левов (денежная единица Болгарии), если обменный курс 1 рублю = 0,03 лева (1 лев = 28,98 рубля)
  2. Вы собираетесь поехать в Англию, какую валюту вы возьмете евро, доллары, фунты стерлинги? Представьте себе, что ни в одном обменном пункте не оказалось фунтов стерлингов и вам предложили доллары или евро. Выберите выгодный курс, если 1 фунт стерлинг = 1,58$ или 1,28 евро.

В качестве подведения итога изучения подтемы необходимо сделать вывод - для того чтобы курс национальной валюты оставался стабильным, экономика страны должна быть конкурентоспособной.

3. Подведение итогов

3.1. Подтвердите или опровергните мнение Бенджамина Франклина “Торговля не разорила еще ни одного народа” - да – нет, докажите свою точку зрения <Рисунок 7>.

Если вам сложно ответить на этот вопрос, то попытайтесь решить следующий тест <Рисунок 8>, ответы запиши в тетрадь.

3.2. Выставление учащими оценок, себе и своим одноклассникам. Сдача "листков самооценки".


  • - самая старая часть мирового xoзяйства, которая в эпоху НТР обрела поистине второе дыхание. Темпы роста внешнеторгового оборота значительно опережают темпы роста производства в цeлом, что свидетельствует об углублении международного гeoграфического разделения труда.



  • Давно существуют такие транспортные услуги, как обслуживание иностранных судов, заходящих в порты, фрахт морских судов, которые приносят больше доходы. Страны, предоставляющие свои морские флоты для перевозки грузов между портами других стран, называют « морскими извозчиками ». К их числу относятся: Греция, ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды, Швеция, Дания. Но главный «морской извозчик» – Норвегия.

  • Несмотря на изменения в географии мировой торговли, основные черты её территориальной структуры остаются прежними. Первое место в этой торговле занимают экономически развитые страны Запада, обеспечивающие почти 70 % её суммарного оборота. В первую десятку стран по этому показателю входит «большая семёрка стран Запада», Нидерланды, Бельгия и Республика Корея. Лидируют среди них США, но торговый баланс этой страны пассивный (стоимость ввезённых в страну товаров больше стоимости вывезенных из неё).
  • Торговый баланс – соотношение стоимости ввезённых в страну и вывезенных из неё товаров за один год.

  • Между странами «большой семёрки» осуществляются самые крупные товаропотоки.
  • Второе место в мировой торговле занимают развивающиеся страны, благодаря новым индустриальным странам Азии и нефтеэкспортирующим странам – членам ОПЕК.
  • На третьем месте находятся страны с переходной экономикой, среди которых выделяется Россия. Для регулирования мировой торговли создана Всемирная торговая организация (ВТО), куда входят более 162 стран, создающих 9/10 мирового товарооборота.

  • Международный туризм представляет собой одну из наиболее распространенных форм обмена услугами.
  • Международный туризм стал важным источником доходов, которые во всем мире приближаются к 500 млрд долл. в год. По абсолютным размерам таких доходов первое место занимают США. Но по доле туристических доходов в ВВП лидируют небольшие «курортные» страны, живущие за счёт продажи туристских услуг.


  • Мировая торговля имеет важнейшее значение для экономического роста и развития стран в динамично развивающейся мировой экономике.
  • Международная торговля является двигателем производства как отдельных стран и регионов, так и мирового хозяйства в целом, поскольку она обеспечивает более рациональное использование материальных и человеческих ресурсов на всех уровнях хозяйствования.

Обществознание 8 класс

26

Тема: Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля.

Задачи урока

1. Познакомить учащихся со структурой мирового хозяйства; с особенностями внешней торговли и факторами, влияющими на этот процесс в современном мире; с различными вариантами внешнеторговой политики на примере протекционизма и фритрейдерства (свободной торговли); с понятием «валютный курс» и механизмом его формирования.

    Содействовать развитию экономического мышления на основе понимания места и роли России в международных экономических отношениях, механизма формирования обменного курса валют.

    Способствовать развитию умения осуществлять экономический анализ на основе статистических данных, оценивать последствия внешнеторговой политики, экономически грамотно строить свое поведение в ситуациях, связанных с изменением курса валют.

План изучения нового материала

    Мировое хозяйство.

    Внешняя торговля.

    Внешнеторговая политика

    Обменные курсы валют

Актуализация опорных знаний

В качестве примерных вопросов для актуализации знаний из курса 7 класса учащимся можно предложить следующие:

1) Какую роль торговля играет в экономическом развитии общества?

2) Почему торгуют не только отдельные люди, но и страны?

3) Что такое мировые деньги? Почему в этой функции удобно использовать золото?

4) Зная, что представляет собой всероссийский рынок, определите, что такое мировой (всемирный) рынок.

Мировое хозяйство.

I . Первый пункт плана предполагает знакомство учащихся с понятием «мировое хозяйство». Из курса истории учащимся известно, что при переходе к индустриальному обществу на смену изолированному хозяйству отдельных стран формируется мировое хозяйство.

До настоящего времени не существует единого определения понятия «мировая экономика» в силу его сложности и многоплановости.

В современной науке существует несколько подходов к определению мировой экономики:

во-первых, как совокупность национальных хозяйств , связанных политическими и экономическими отношениями;

во-вторых, как система международных экономических отношений , связывающая национальные экономики;

в-третьих, как экономическая система, объединяющая экономику , правовые нормы, регулирующие эти отношения.

Несмотря на указанные различия в понимании сущности мировой экономики (мирового хозяйства), важно, что оно представляет собой закономерно развивающуюся и усложняющуюся систему взаимодействия национальных экономик различных стран мира, которая проявляется в разнообразных формах их международных экономических отношений на основе международного разделения труда.

Мировая экономика, или мировое хозяйство, - это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, движении, обладающих растущими международными связями и соответственно сложнейшим взаимовлиянием, подчиняющаяся объективным законам рыночной экономики, в результате чего формируется крайне противоречивая, но вместе с тем более или менее целостная мировая экономическая система.

Современное мировое хозяйство неоднородно : входящие в него государства различаются социальной структурой, политическим устройством, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, а также характером, масштабами и методами международных отношений. Ведущее положение в мировом хозяйстве среди промышленно развитых стран занимают США, Япония, Канада, Германия, Франция, Великобритания и Италия. На их долю приходится более 80 процентов промышленного производства группы промышленно развитых стран (ПРС) и около 60 процентов всего мирового промышленного производства; соответственно 70 и 60 процентов производства электроэнергии, более 60 процентов экспорта товаров и около 50 процентов услуг.

Для стимулирования познавательной активности учащихся можно предложить классу вопрос: что лежит в основе объединения национальных хозяйств в единое мировое хозяйство?

Возможный вариант ответа: международное разделение труда на основе специализации стран на производстве определенных видов продукции, которыми страны могут обмениваться между собой .

В основе международного разделения труда лежит стремление стран к получению экономических выгод. Эти выгоды проявляются в полном соответствии с законами рынка. Здесь уместно задать учащимся вопрос: как законы рынка способствуют международному разделению труда?

Дополнительно можно дать некоторые пояснения. Во-первых международное разделение труда, на котором основано мировое хозяйство, осуществляется по отраслям и сферам экономики (например, заниматься сельским хозяйством и производством продовольствия выгодно там, где для этого имеются природные условия). Во-вторых , существует специализация на производстве отдельных видов готовой продукции и услуг. В-третьих , возможна специализация и на производстве отдельных компонентов или узлов продукции.

Пояснить преимущества международного разделения труда можно с помощью примера, который использовал английский экономист Д. Рикардо (1772-1880). Англия и Португалия вели между собой торговлю вином и сукном. В Португалии производить и вино, и сукно было дешевле, чем в Англии. И Португалия могла обеспечить этими товарами обе страны. В действительности Португалия стала специализироваться на производстве вина, а Англия - сукна.

В качестве закрепления материала учащимся можно предложить вопросы 1 и 2 из рубрики «Проверь себя», а также привести примеры международного разделения труда в современном мире.

Внешняя торговля

II . Следующий пункт плана тесно связан с вопросом о международном разделении труда и не вызывает особенных трудностей понимания у восьмиклассников.

Информацию о международных экономических организациях можно дополнить заранее подготовленными сообщениями учащихся о Международном валютном фонде (МВФ) и Всемирной торговой организации (ВТО).

Внешнеторговая политика

III . Третий пункт плана посвящен внешнеторговой политике.

Важно, чтобы учащиеся осознавали, что политика в сфере международной торговли является частью внешнеэкономической политики.

Под внешнеторговой политикой принято понимать деятельность государств, направленную на развитие торговых отношений с другими странами мира или группами стран.

Эта деятельность может осуществляться различными методами: тарифными и нетарифными.

Можно пояснить это положение с помощью следующей схемы:

Методы регулирования внешней торговли

Тарифные Нетарифные

Таможенные пошлины (импортные, экспортные, транзитные) Процедуры оформления документов для таможни и требования к ним.

Технические барьеры (стандарты, санитарные требования и т. п.).

Импортные квоты

Из курса истории учащиеся знакомы с сущностью политики протекционизма и политики свободной торговли - фритрейдерства.

Уместно предложить самим ученикам объяснить, в чем суть протекционизма и в чем фритрейдерства.

Современная внешнеторговая политика разных стран мира строится как сочетание этих двух противоположных тенденций. Причем в разные периоды развития это сочетание может происходить с преобладанием той или иной тенденции.

Обменные курсы валют

IV . Заключительный пункт плана посвящен обменным курсам валют.

Вопрос этот имеет не только познавательное, но и практическое значение, поскольку расширяющиеся международные контакты, туризм, развитие международной торговли предполагают необходимость понимания механизма обмена национальной валюты на валюту других стран.

Учащимся предстоит усвоить ряд специальных терминов: «валюта», «валютный курс», «обменный курс валют», «фиксированный курс валют» и «биржевой курс валют».

На данном этапе возможна словарная работа: учащимся предлагается выписать из экономического словаря значение перечисленных выше терминов, проиллюстрировать их конкретными примерами. Эта работа может быть выполнена в группах и обсуждена в классе.

При объяснении механизма формирования обменного курса валют может быть использован материал рубрики «Ситуация».

Можно предложить учащимся в качестве дополнительного задания объяснить, как закон спроса влияет на формирование курса валют на бирже.

Для закрепления изученного можно использовать вопрос 5 из рубрики «Проверь себя».

Современное российское общество, направления политики

Среди проблем, актуальных для современной российской внешнеэкономической политики, можно выделить следующие:

Укрепление позиций России в мировом хозяйстве.

Для раскрытия этой проблемы целесообразно обратиться к статистическим данным за истекший год, материалам периодической печати.

Переориентация российского экспорта с преобладанием в нем сырья на высокотехнологичные товары, изменение внешнеторгового баланса в пользу продукции пере
работки сырья.

Уместно дополнить имеющуюся информацию в учебнике данными, связанными с особенностями экономического развития своего региона, его внешнеэкономических связей, выхода местных предприятий на уровень международной торговли и др.

Проблема вступления России в ВТО.

Эта проблема является дискуссионной, поскольку возможные последствия такого шага неоднозначны.

Вступление России в эту международную организацию подготовлено тем, что в стране отменена государственная монополия внешней торговли, проведена приватизация, действует рыночный валютный курс.

Среди ожидаемых плюсов от вступления в ВТО следует отметить, что вступление в эту организацию даст возможность России стать равноправным партнером во всех международных соглашениях, связанных с экономической деятельностью, исчезнут формальные основания для дискриминации России в этом вопросе, само вступление может способствовать ускорению экономического развития России.

Предлагаем раскрыть проблему, опираясь на следующие фрагменты из концепции Российской торгово-промышленной палаты «Присоединение России к ВТО»:

Условия участия в ВТО

ВТО создает для российских предприятий равные и благоприятные условия для коммерческой деятельности в иностранных государствах в обмен на открытие отечественного рынка для иностранной конкуренции...

Естественно, что экспортно-ориентированные отрасли российского бизнеса, особенно в реальном секторе экономики, заинтересованы в получении подобных преимуществ и льгот. Немаловажно и то, что через членство в ВТО в наше пока еще несовершенное деловое законодательство может быть перенесен масштабный блок современного хозяйственного права, что сделало бы его гораздо более единым, полным, систематизированным, предсказуемым и сопоставимым с мировым. Произошло бы заметное разбюрокрачивание внешнеэкономических связей...

Основные озабоченности российских предпринимателей

Как крупная мировая держава Россия обладает рядом очевидных конкурентных преимуществ. Это ее ресурсы,

уникальное евроазиатское положение, все еще сохранившийся научно-производственный потенциал, высокая квалификация рабочей силы, развитая транспортная сеть. Имеются и впечатляющие примеры успешных прорывов отдельных предприятий на внешние рынки.

Вместе с тем очевидно, что вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет к какому-то взрывному росту отечественного экспорта или даже его заметному немедленному увеличению. Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляют пока сырье и топливо (которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений). Во-вторых, структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности (и транспорта)... В-третьих, по мере преодоления кризиса, растущий спрос на отечественную продукцию предъявляет внутренний рынок, что уже привело к ряду ограничений на экспорт. Наконец, Россия уже сейчас имеет доступ к основному объему тарифных льгот, зафиксированных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами - членами этой организации.

Домашнее задание

Проработать § 22, ответить на вопросы из рубрики «Проверь себя», выборочно выполнить задания из рубрики «В классе и дома».

Тест по обществознанию Мировое хозяйство и международная торговля для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Экономика. Тест состоит из 3 частей. В части 1 - 10 заданий, в части 2 - 4 задания и в части 3 — 3 задания.

1. Ввоз из-за границы товаров для их продажи в данной стране называется

1) иммиграцией
2) экспортом
3) импортом
4) эмиграцией

2. Вывоз из страны товаров для их продажи в других стра­нах называется

1) иммиграцией
2) экспортом
3) импортом
4) эмиграцией

3. Государственная экономическая политика, которая защищает отечественных производителей товаров от конкуренции со стороны фирм других стран с помощью установления различного рода ограничений на импорт

1) протекционизм
2) монополизм
3) меркантилизм
4) олигополия

4. Налог в пользу государства, взимаемый при пересечении границы с владельца товара иностранного производства, ввозимого в страну для продажи, называется

1) налогом на добавленную стоимость
2) подоходным налогом
3) налогом на собственность
4) таможенной пошлиной

5. Какая из названных организаций не относится к между­народным экономическим организациям?

1) НАТО
2) МВФ
3) ВТО
4) ЭКОСОС

6. Внешнеэкономическая политика государства, для которой характерны низкие пошлины или их отсутствие для вво­зимых в страну иностранных товаров

1) фритредерство
2) протекционизм
3) либерализм
4) тред-юнионизм

7. В современном международном разделении труда Россия выступает главным образом как поставщик

1) энергетических ресурсов
2) нанотехнологий
3) информационных технологий
4) инновационных технологий

8. Биржевой курс валют устанавливается

1) на валютной бирже
2) Центральным Банком России
3) Международным валютным фондом
4) Всемирным банком

9. Цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны, называется

1) фиксированным курсом
2) валютным курсом
3) равновесным предложением
4) биржевым курсом

10. Верны ли следующие суждения о девальвации?

А. При девальвации товары иностранных фирм на внут­реннем рынке сразу дорожают.
Б. При девальвации товары отечественных производите­лей на зарубежных рынках значительно дешевеют.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Анализ, проведённый в 2000 году, показал, что 87% российского экспорта уходит в промышленно раз­витые страны. (2) На долю бывших союзных республик СССР приходилось лишь 13% экспорта. (3) Исследовате­ли считают, что проблемы российского экспорта и им­порта ещё долго будут оставаться одной из главных про­блем внутренней и внешней политики России. (4) Видимо, ещё многие годы уйдут на то, чтобы улуч­шить структуру экспорта и создать нормальную систему отношений с торговыми партнёрами.

Определите, какие положения текста

А) отражают факты
В) выражают мнения

2. Ниже приведён перечень названий организаций. Все они, за исключением одной, являются международными эко­номическими организациями.
Международный валютный фонд, Всемирный банк, Евра­зийское экономическое сообщество, Европейская ассоциа­ция свободной торговли, Интерпол.
Найдите и укажите организацию, не относящуюся к эко­номическим организациям.

3. Вставьте пропущенное понятие: «Свойство валют обмениваться между собой называется __________».

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«Всемирная торговая организация была создана в 1994 г. для реализации следующих поставленных целей: обеспечение полной __________(1) населения; рост __________(2) и торгового обмена товарами и __________(3); оптимальное использование источников __________(4) с целью обеспечения долгосрочного __________(5), защиты и сохранения __________(6)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) услуга
Б) производство
В) занятость
Г) сырьё
Д) развитие
Е) потребность
Ж) окружающая среда

1. Прочитайте текст и выполните задания.

«В конце 2010 года прошли переговоры правительственных делегаций России и Китая, на которых было решено, что Китай будет покупать у России не только нефть, уголь и электроэнер­гию, но и газ. Было заявлено, что поставки могут начаться уже в 2015 году. Кроме того, стороны договорились построить нефтепе­рерабатывающий завод на китайской территории и завод по сжижению угля — на российской.
Чем быстрее растёт китайская экономика, тем больше ей нужно энергоресурсов. Например, по оценке Energy Information Administration, потребление газа в Китае будет расти на 6,8% ежегодно и в 2020 году составит 200 миллиардов кубометров (сейчас — 81 миллиард). Россия, на которую приходится более четверти мировых запасов «голубого топлива», естественно, не прочь организовать сбыт в Китай. В июле 2009 года Газпром начал строительство газопроводной системы «Сахалин — Хаба­ровск — Владивосток», которая позволит не только обеспечить газом ряд дальневосточных регионов, но и создать инфраструктуру для экспорта газа в Азию.
Что же касается нефти, то она пойдет по «ветке» нефтепро­вода Восточная Сибирь — Тихий океан, которую специально строили для Китая. В конце августа российскую часть «трубы» закончили и наполнили технологической нефтью, теперь Китаю предстоит завершить работы на отрезке до Дацина.
Новое направление сотрудничества — нефтепереработка. Предполагается, что в Тяньцзине будет построен нефтеперераба­тывающий завод мощностью 13 млн тонн нефти в год (потом также построят установку по производству этилена). Строить его будут совместно Роснефть и CNPC, которые на первом этапе вложат в проект около пяти миллиардов долларов. Планирует­ся, что в рамках совместного предприятия появится также 500 автозаправок на севере Китая, нефтепродукты можно будет экс­портировать. На российской же территории построят завод по сжижению угля (ещё один источник сырья для электроэнергетики). Кроме того, российские угольщики могут увеличить и экспорт сырья в Китай, но проблема в том, что существующие порты и так загружены под завязку, да и железнодорожных мощностей не хватает. Эти вопросы сторонам ещё предстоит решить.
Но самая дешёвая энергия — атомная. Китай, как и Россия, хочет поднять долю атомной энергетики в общем энергобалансе страны. Российские специалисты уже построили два энергоблока Тяньваньской АЭС, сейчас речь идёт о возведении третьего и четвёртого. По информации «Известий», до последнего времени Россия и Китай не могли решить финансовые вопросы, связан­ные со строительством первой очереди станции, но в итоге всё удалось урегулировать, и, возможно, уже в ближайшее время будет подписан контракт на новое строительство».

1) Дайте определение понятия «внешнеторговая политика» и составьте два предложения, раскрывающие его смысл.

2) Почему соглашение, о котором говорится в статье, выгод­но для Китая и России? Используя текст, приведите не менее трёх положений.

2. Приведите два примера внешнеторговых соглашений, заключённых Российской Федерацией за последние годы.

3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отноше­ние. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при ар­гументации своей точки зрения используйте звания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Торговля не разорила ещё ни одного народа» (Б. Франк­лин).

2. «Свободная торговля — не принцип, а средство для достижения цели» (Б. Дизраэли).

3. «Что касается посредничества, когда товар покупается не для себя, а для перепродажи, то здесь обычно нажи­ваются и на продавце и на покупателе» (Ф. Бэкон).

Ответы на тест обществознанию Мировое хозяйство и международная торговля
Часть 1
1-3, 2-2, 3-1, 4-4, 5-1, 6-1, 7-1, 8-1, 9-2, 10-4
Часть 2
1. ААББ
2. Интерпол
3. конвертируемостью
4. ВБАГДЖ