Классификация трудовых процессов. Классификация производственных процессов. Лекции - Транспортно-грузовые системы - файл КонспектЛекций.doc

Производственный процесс - это совокупность процессов труда и технологии, необходимых для регулярного достижения определенной производственной цели; он характеризуется особым технологическим содержанием и требует для своего выполнения специальных средств производства и рабочих определенных профессий.

Технологический процесс - это целесообразное изменение формы, размеров, состояния, структуры, положения, места предметов труда. Технологический процесс можно также рассматривать как совокупность последовательных технологических операций, необходимых для достижения цели производственного процесса (или одной из частных целей).

Трудовой процесс - совокупность действий исполнителя или группы исполнителей по преобразованию предметов труда в его продукт, выполняемых на рабочих местах.

Технологические процессы классифицируют по следующим основным признакам:

Источнику энергии, необходимой для осуществления процесса:

пассивные (естественные), активные;

Степени непрерывности: непрерывные (проходящие круглосуточно, могущие прерываться в связи с окончанием рабочего дня или после выполнения заданной программы выпуска), дискретные (циклические, нециклические); способу воздействия на предмет труда: механические, аппаратные.

Классификация трудовых процессов приведена на рис. 1.

Рис. 1. Классификация трудовых процессов

Пассивные технологические процессы происходят как природные процессы и не требуют дополнительно преобразованной человеком энергии для воздействия на предмет труда (сушка сырья, остывание металла в обычных условиях и т.п.).

Активные технологические процессы протекают в результате непосредственного воздействия человека на предмет труда либо в результате воздействия средств труда, приводимых в движение энергией, целесообразно преобразованной человеком. При непрерывных процессах технологический процесс не прерывается во время загрузки сырья, выдачи готовой продукции и контроля процесса. Подразделение непрерывных процессов на проходящие круглосуточно и процессы, могущие прерываться в связи с окончанием рабочего дня или после выполнения заданной программы выпуска, осуществляется в целях организации нормирования труда. К первым относятся: выплавка чугуна, непрерывные аппаратные процессы в химической промышленности, ко вторым - изготовление, напрмер, пельменей на автоматах, транспортировка грузов на ленточных транспортерах. В связи с особенностью подхода к установлению норм к непрерывным можно отнести процессы с непрерывной выдачей одной и той же продукции, при которых могут иметь место перерывы в течение рабочего дня для предупреждения и устранения нарушений самого процесса (изготовление продукции на автоматической линии, выработка определенного сорта ткани на автоматических ткацких станках). Дискретные процессы характеризуются наличием перерывов в воздействии на предмет труда. В свою очередь они подразделяются на циклические и нециклические. К циклическим относят прерывные процессы, повторяющиеся при выполнении конкретного производственного задания по изготовлению данной продукции (выработка сливочного масла, механическая обработка серии деталей на станках и т.д.). К нециклическим относят прерывные процессы, не повторяющиеся или повторяющиеся в различной последовательности (термическая обработка деталей при мелкосерийном и единичном производстве). Механические процессы осуществляются вручную или с помощью машин (станки, сборочные автоматы и т.д.). В результате предмет труда подвергается механическим воздействиям, т.е. изменяются его форма, размеры, положение. При аппаратных процессах изменяются физико-химические свойства предметов труда под воздействием химических реакций, тепловой энергии, различного рода излучений. Данные процессы протекают в аппаратах различных конструктивных форм - печах, камерах, ванных, сосудах и т.д. Продукт аппаратного процесса может отличаться от сырья по химическому составу, структуре и агрегатному состоянию. Аппаратные процессы преобладают в химической, металлургической, пищевой, микробиологической отраслях промышленности. Все виды технологических u1087 процессов на предприятии могут осуществляться лишь в результате труда его работников. Трудовые процессы различаются по характеру предмета и продукта труда, функциям работников, степени участия человека в воздействии на предмет труда (степени механизации труда), организации труда. Выделяемые по характеру предмета и продукту труда вещественно-энергетические трудовые процессы характерны для рабочих, а информационные - для служащих. Предметом и продуктом труда первых является вещество (сырье, материалы, детали машин) или энергия (электрическая, тепловая, гидравлическая и т.п.), вторых - информация (экономическая, конструкторская, технологическая и т.п.). Дальнейшая дифференциация трудовых процессов рабочих и служащих определяется их функциями. В настоящее время трудовые процессы рабочих делят на основные и вспомогательные и соответственно рабочих - на основных и вспомогательных. Отдельную группу составляют процессы обслуживания оборудования и рабочих мест.

Все процессы, выполняемые рабочими, можно разделить на три группы: основные, общецеховые, общезаводские.

Основные - процессы выпуска продукции; общецеховые - ремонтно-транспортные, контрольные, складские, уборочные; общезаводские - процессы выпуска продукции общезаводских цехов (вспомогательных, инструментальных, энергетических и др.). Для организации и нормирования труда достаточно выделить три группы трудовых процессов, цель которых - выпуск продукции основных и вспомогательных цехов, а также обслуживание оборудования рабочих мест в основных и вспомогательных цехах. Соответственно по характеру выполняемых функций выделяют три группы рабочих:

Основные - рабочие основных цехов, занятые выпуском продукции;

Общезаводские - рабочие, занятые выпуском продукции общезаводских цехов;

Общецеховые - рабочие, создающие необходимые условия для нормального функционирования оборудования и рабочих мест в основных и общезаводских цехах.

Служащие предприятия по выполняемым функциям также делятся на три группы:

Руководители (принятие решений и обеспечение их выполнения);

Специалисты (подготовка информации, на основе которой руководители принимают решения);

Технические исполнители (обеспечение необходимых условий

для работы руководителей и специалистов По степени участия человека в воздействии на предмет труда трудовые процессы делятся на ручные, машинно-ручные, машинные и автоматизированные.

Ручные процессы осуществляются одним рабочим или группой вручную простейшими орудиями (топор, рубанок, лопата, гидравлический инструмент и т.п.). В результате предметы труда изменяются под воздействием физических усилий работников.

При машинно-ручных процессах материал обрабатывается механизмом при непосредственном участии работника (шитье на швейной машине, обработка деталей на станке с ручной подачей и т.д.).

К машинным или механизированным процессам относятся процессы, при которых форма, размеры, вид, положение предмета изменяются исполнительными механизмами машины. Рабочий вручную или при помощи механизмов управления машиной также выполняет элементы вспомогательной работы (закрепление и съем деталей, смена инструмента и т.д.).

Автоматизированные процессы осуществляются под контролем и наблюдением исполнителя без непосредственного его воздействия на предметы труда, т.е. основная работа механизирована полностью, а вспомогательная - частично (полуавтоматы) или полностью (автоматы).

По организационному признаку выделяют индивидуальные и коллективные (групповые, бригадные) трудовые процессы.

КонспектЛекций.doc

Раздел 1. Общие положения.

Лекция 1.1. Основные понятия

Введение

Название дисциплины – «Транспортно-грузовые системы». Старое, более понятное название – «Комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ».

Транспортно – грузовая система (ТГС) – совокупность связанных друг с другом машин и устройств, составляющих систему, предназначенную для организации передвижения, приема , хранения, выполнения внутрискладских операций, выдачи грузов и сопровождающих их информационных потоков.

Задачи изучаемой дисциплины

В СССР в 1989 году на погрузочно-разгрузочных операциях было занято 14 млн. человек, на них приходилось 20% общих затрат труда рабочих. Объём погрузочно-разгрузочных работ составлял 90 млрд. тонно-операций в год.

В США в том же году доля погрузочно-разгрузочных работ (ПРР) в себестоимости продукции составляла, по разным оценкам 20..35 %.

В большинстве отраслей уровень механизации погрузочно-разгрузочных. Транспортных и складских работ (ПРТС работ) значительно отстаёт от уровня механизации основных технологических процессов. Но механизация ПРТС работ – не самоцель. Вообще-то, наилучший вариант организации ПРТС работ в ТГС – их отсутствие.

Стоимость оборудования всё растет, и его остановки весьма дорого обходятся. Главная задача ТГС – обеспечить бесперебойную работу производства, которое она обслуживает.

Основные составляющие дисциплины:


  • машины

  • оборудование (строения и устройства)

  • технологии работ

  • организация работ
Ваша основная задача будет, скорее всего, - организация работ. Нужно на основе анализа элементов и связей между ними выбрать оптимальный вариант решения проблемы.

Основной принцип при решении этой задачи – СООТВЕТСТВИЕ. Методы и средства по сложности и мощности должны соответствовать масштабам решаемой задачи.

Необходимо:


  • не создавать еще большей проблемы

  • использовать имеющиеся возможности техники и технологий.

Для реализации этой задачи нужно знать и уметь следующее:


  • познакомиться с возможностями машин и оборудования для ПРТС работ

  • понять принципы проектирования ТГС и организации работ

  • изучить основные технологические схемы, понять принципы их выбора и построения.

  • Научиться рассчитывать основные параметры ТГС, подбирать машины и оборудование.

Направления развития в области ТГС.

совершенствование железнодорожного транспорта

приспособление подвижного состава для погрузочно-разгрузочных операций

Устройство люков в крыше и полу


  • самоуплотняющиеся двери

  • увеличение парка саморазгружающихся вагонов (думпкары, хопперы, цементовозы и т.д.)
повышение скорости движения

  • совершенствование ходовых частей

  • устройство и содержание пути
повышение вместимости подвижного состава

  • повышение грузоподъёмности (8-осный полувагон – 125 т)

  • платформы для контейнеров – специализированные

  • полувагоны с глухим дном (если разгружаются только на вагоноопрокидывателях)

  • укороченные полувагоны для перевозки руды

  • применение вибрации при погрузке и выгрузке грузов (груз уплотняется на 15..18%, разравнивается, дочиста выгружается)
создание специального автотранспорта

  • для перевозки контейнеров и пакетов

  • контрейлеры

  • для самозагрузки и саморазгрузки (стреловой -1,25т, портальный – 2,5 т, поднимающийся борт, прицеп с двумя кранами для погрузки контейнеров – 20 т)

  • автосамосвалы с разгрузкой на три стороны

  • специальные автомобили для бестарной перевозки сыпучих грузов

  • и т.д.
совершенствование перегрузочных машин

  • увеличение грузоподъемностей и скоростей движений кранов

  • создание специальных кранов для разных операций

  • автоматизация элементов работы (скорость), дистанционное управление кранами

  • оснащение автоматическими захватами (сокращение ручного труда)
повышение доли контейнерных и пакетных перевозок

(один из основных показателей прогресса в области ПРТС-работ)

если 60 т вагон загружен местами по 10 кг – для разгрузки требуется 6000 операций, если это упаковать в пакеты по 1 т – 60 операций, в контейнеры по 20 т – 3 операции.


  • увеличение производства контейнеров

  • увеличение числа контейнерных пунктов (не возить далеко машинами)

  • увеличение доли крупнотоннажных контейнеров

  • развитие технологии пакетирования все большей номенклатуры грузов.
совершенствование конвейерного транспорта

  • создание конвейеров (ленточных и канатно-ленточных) – для перемещения грузов на 50..100 км

  • увеличение вместимости (конвейерные ленты из синтетических материалов, угол наклона роликов до 45°, уширение до 2,5 м)

  • автоматизация процессов (подтягивание ленты, остановка и разгон, ловители, адресация грузов)
автоматизация процессов

  • создание робототехнических систем (в основном на складах тарно-штучных грузов, на контейнерных площадках)

  • системы отбора заказов, автоматическая адресация грузов
ликвидация слабых мест, ручного труда в ПРР

  • внедрение средств восстановления сыпучести

  • учет грузов

  • стыковка с магистральным транспортом

Основные функции ТГС.

Основные функции ТГС заключаются в переработке грузов, в именно:

  • передвижение,

  • прием,

  • хранение,

  • выполнение внутрискладских операций,

  • выдача

Классификация ТГС

По роду груза

насыпные

контейнеры

тяжеловесные

тарно-штучные

наливные

По величине грузооборота

малый (до 500 000 т/год)

средний (500 000 … 1 500 000)

большой (более 1 000 000)

По длительности хранения

краткосрочного хранения (до 5 суток)

среднего срока хранения (5…30)

долгосрочного хранения (более 30)

По условиям хранения на складах

открытого хранения

полуоткрытого хранения

закрытых

специальных

По видам транспорта

водный (морской, речной)

железнодорожный

автомобильный

специальный (трубопроводный, пневмо-, конвейерный и др.)

По дополнительным требованиям

Есть или нет – формирование пакетов, сортировка, маркировка и т.п.

По способу разгрузки

немеханизированная

механизированная, с машинами:

периодического либо непрерывного действия

передвижными либо стационарными, либо смешанная.

Технологические процессы.

- это операции, которые необходимо производить с грузом для его перемещения и преобразования, а также другие операции, которые обеспечивают их выполнение.

Операции основные и вспомогательные.

Основные – операции, выполняющие основную функцию системы и определяющие её производительность:

  • транспортирование

  • выгрузка

  • перегрузка

  • складирование

  • погрузка
Вспомогательные – обеспечивают или улучшают выполнение основных операций:

  • восстановление сыпучести

  • зачистка подвижного состава

  • сортировка

  • маневры

Определение продолжительности ПРР

Продолжительность ПРР зависит от:

  • объёмов переработки

  • производительности применяемых машин

  • количества людей

  • режима работы

  • организации производства

  • совмещения операций во времени

    • совмещаются, как правило – основные и вспомогательные операции (выгрузка и учет, выгрузка и восстановление сыпучести, складирование и переработка)

Механизация и автоматизация технологических процессов

Процессы могут быть механизированными, комплексно механизированными и автоматизированными.

Механизированные – основные процессы выполняются машинами, а вспомогательные выполняются вручную, т.к. их механизация трудноосуществима или неэффективна. (в уставе ЖД прямо сказано – что механизация допускается лишь при увеличении производительности (либо –для обеспечения безопасности).

При комплексной механизации – все технологические операции выполняются машинами. За человеком – управление, регулирование и контроль.

Автоматизация – машины и устройства действуют без участия человека в управлении и регулировании. За человеком – только контроль. Если автоматизированы отдельные действия – автоматизация – частичная.

Уровень и степень механизации

^ Уровень механизации (комплексной механизации) – отношение объёма работ, выполненных механизированным способом к общему объему работ

i – вид груза, Q - объёмы работы

в СССР составлял 12,5%

на ЗС ЖД в 2002г – 90%

не учитывает количества труда рабочих.

Для учета трудоемкости служит показатель-

^ Степень механизации (комплексной механизации) – отношение трудовых затрат на механизированных работах к общим трудовым затратам на весь объем работ.

Аналогично – уровень и степень автоматизации

В историческом аспекте выделяют три основные стадии развития техники и труда или системы «техника -- человек»: ручной труд, механизированный труд, автоматизированный труд. Все эти типы труда имеют место в современном производстве. Эргономика, возникнув на стадии автоматизированного труда, имеет тем не менее отношение ко всем трем его типам. Эргономика нуждается в стройной классификации современных видов труда. На нынешнем этапе представляется целесообразным воспользоваться классификацией, созданной в ЦСУ СССР для группировки рабочих (профессий) по признаку механизации труда при проведении переписи профессионального состава рабочих. Указанное деление рабочих на группы по признаку механизации труда, в частности, успешно использовалось при социологическом анализе проблем труда . Согласно этой классификации выделяют пять групп рабочих, различаемых по степени механизации трудовой деятельности.

Первая группа -- рабочие, выполняющие работу при помощи автоматов, автоматизированных аппаратов и установок. Сюда относятся рабочие, наблюдающие за работой автоматических и полуавтоматических блоков, агрегатов, аппаратов, станков и т. п., регулирующие режим их работы, настраивающие и налаживающие их. К этой же группе относятся и рабочие полуавтоматических машин, станков, аппаратов, если их функцией также являются контроль и регулировка работы полуавтоматов; наладчики и настройщики полуавтоматов, у которых преобладает функция наблюдения.

Вторая группа -- рабочие, выполняющие работу при помощи машин, станков, механизмов, аппаратов, механизированного инструмента (станочники, машинисты, шоферы, трактористы, аппаратчики, мотористы, забойщики с отбойным молотком, газо-и электросварщики и т. п.). Для всех этих рабочих характерна прежде всего функция непосредственного управления машиной, аппаратом. Внутри этой группы иногда вводится разделение на подгруппы в зависимости от совершенства применяемых орудий труда.

Третья группа -- рабочие, выполняющие работу вручную при машинах и механизмах, дополняющие своим ручным трудом работу машин (подсобные рабочие): грузчики при контейнерах и транспортерах; сортировщики, фасовщики, упаковщики, мойщики, разливщики и другие рабочие, занятые при машинах и механизмах. Рабочие этой группы могут быть заняты на совершенно аналогичных работах в равной мере как у неавтоматических машин, так и у автоматов и полуавтоматов. Для рабочих всей этой группы характерен малоквалифицированный, обычно монотонный труд.

Четвертая группа -- рабочие, выполняющие работу вручную или с помощью немеханизированного инструмента, занятые не при машинах и механизмах, т. е. на чисто ручных работах (рабочие малоквалифицированного труда мануфактурного типа, рабочие высококвалифицированного ремесленного типа, рабочие высококвалифицированного труда на ручной комплескной сборке и подналадке сложносборных изделий.

Пятая группа -- рабочие, выполняющие работу по ремонту машин и механизмов, слесари, электрослесари, электромонтеры-ремонтники, включая дежурных. К этой же группе относятся наладчики, настройщики станков, машин, установщики инструмента, у которых преобладает функция наладки.

Вместе с тем рабочие ремонтных групп, участков, мастерских, цехов, заводов, которые заняты не на комплексном ремонте машин, а на специализированных операциях, относятся к какой-либо из первых четырех групп. Например, токари и другие станочники, газо- и электросварщики, занятые на ремонтных работах, относятся ко второй группе, как рабочие, выполняющие работу при помощи машин и механизированного инструмента.

В приведенной классификации переплетаются работы, связанные с ручным, машинным и автоматизированным производством. Высказываются критические замечания по поводу строгости классификации в третьей и четвертой группах, которые включают в себя как неквалифицированных (подсобники, такелажники, грузчики и т. п.), так и высококвалифицированных (слесари, электромонтеры, слесари-инструментальщики, и т. п.) рабочих ручного труда. Тем не менее пока более совершенной классификации видов трудовой деятельности не создано.

Для целей эргономического анализа в большинстве случаев осуществляется более дробное деление профессий. Так, рабочие автоматизированных систем управления, или операторы (первая группа), подразделяются на пять видов, в соответствии с которы ми определяют пять классов операторской деятельности.

I. Оператор-технолог. Оператор непосредственно включен в технологический процесс, работает в основном в режиме немедленного обслуживания, совершает преимущественно исполнительные действия, руководствуясь при этом четко регламентирующими действия инструкциями, которые содержат, как правило, полный набор ситуаций и решений. Это -- операторы технологических процессов автоматических линий, операторы, выполняющие функции формального перекодирования и передачи информации.

II. Оператор-манипулятор. В этом случае для оператора основную роль играют механизмы сенсомоторной деятельности, а также, хотя и в меньшей степени, образного и понятийного мышления. К числу функций оператора-манипулятора относятся управление манипуляторами, роботами, машинами-усилителями мышечной энергии. К этой же категории можно отнести и деятельность операторов, обслуживающих радиолокационные станции -- классический объект исследования инженерной психологии. Правда, деятельность этих операторов с неменьшими основаниями может быть отнесена к следующему типу -- к деятельности оператора-наблюдателя, поскольку при выполнении функций слежения, сопровождения целей в условиях помех огромная доля нагрузки падает на зрительную систему.III. Оператор-наблюдатель, контролер. Это классический тип оператора (оператор слежения радиолокационной станции, диспетчер транспортной системы и т. п.). Для данного типа деятельности характерен больший «вес» информационных и концептуальных моделей, у него соответственно несколько редуцированы навыки управления (по сравнению с первыми двумя типами деятельности оператора). Он может работать как в режиме немедленного, так и в режиме отсроченного обслуживания. Такой тип деятельности является массовым для операторов технических систем, работающих в реальном масштабе времени.

IV. Оператор-исследователь. Такой оператор в значительно большей степени использует аппарат понятийного мышления и опыт, заложенные в образно-концептуальных моделях. Органы управления играют для него еще меньшую роль, а «вес» информационных моделей, напротив, существенно увеличивается. К таким операторам относятся исследователи любого профиля -- пользователи вычислительных систем, дешифровщики объектов (изображений) и т. д.

V. Оператор-руководитель. Он управляет не техническими компонентами системы или машины, а другими людьми. Это управление осуществляется как непосредственно, так и опосредствованно -- через технические средства и каналы связи. К таким операторам относятся организаторы, руководители различных уровней, лица, принимающие ответственные решения, обладающие соответствующими знаниями, опытом, тактом, волей, навыками принятия решения и интуицией. Операторы-руководители в своей деятельности должны «играть» не только с объектом, учитывать не только возможности и ограничения машинных компонентов системы, но в полной мере должны учитывать особенности подчиненных -- их возможности и ограничения, состояния и настроения. Основной режим деятельности оператора-руководителя -- оперативное мышление.

При всем своем несовершенстве эта классификация операторской деятельности проясняет пути согласования внешних средств и способов деятельности и позволяет, по крайней мере на первых порах, лучше ориентировать исследовательскую и практическую работу в области эргономики .

В сферу эргономических исследований преимущественно включаются виды трудовой деятельности, которые связаны с использованием технических средств. Труд, выполняемый вручную, иногда включают в сферу изучения эргономики; имеется ряд эргодомических изданий, посвященных проблемам ручного труда.

Универсальной классификации техники еще не создано, что затрудняет разработку ее эргономической классификации, потребность в которой все острее ощущается в связи с необходимостью подготовки эргономических требований и рекомендаций применительно к определенным видам техники. Объектом эргономики являются: производственная техника (машины, механизмы, инструменты, аппараты управления машинами и технологическими процессами, средствами транспорта, коммуникации, связи и т. п.); непроизводственная техника (средства коммунальной и бытовой техники Выше отмечалось, что культурно-бытовые изделия и изделия хозяйственного обихода уже стали объектом эргономических исследований. Для того чтобы грамотно оценивать и проектировать потребительские свойства таких изделий, самое их потребление также должно быть рассмотрено как специальный вид деятельности, как деятельность потребления. При этом не должно вводить в заблуждение сходство оперативно-технических компонентов трудовой деятельности и деятельности потребления. Их цели, мотивы, результаты принципиально различны, как различны и требования к условиям их использования, степени комфортности. Деятельность потребления еще ждет своего специального исследования., техника передвижения, техника образования и культуры и др.), а также военная техника (танки, ракетные установки, летательные аппараты, надводные и подводные суда и др.).

Для целей предварительного анализа представляет интерес общая классификация орудий и средств труда по степени их автоматизации позволяющая схематично представить основные объекты эргономического анализа:

  • а) ручной инструмент и простейшие приспособления;
  • б) механизированный и электрифицированный инструмент;
  • в) машины без принудительной связи рабочего органа с предметом труда, работающие тогда, когда работает обслуживающий их рабочий;
  • г) одиночные полуавтоматы, в которых осуществляется принудительная связь рабочего органа с предметом труда, но без автоматической загрузки и выгрузки материалов и продукции;
  • д) одиночные автоматы, в которых осуществляется автоматизация всех.процессов рабочего цикла, снабжения материалов и вывод готового продукта;
  • е) полуавтоматические блоки (агрегаты, комбайны), в которых автоматизированы все процессы, кроме загрузки материала съема готовой продукции, как правило, представляют собой комбинацию различных механических устройств (например станка и передаточного механизма);
  • ж) автоматические блоки, в которых автоматизированы все процессы вплоть до поддержания заданного режима и способов введения регулирующих программ.

Эргономическая классификация видов трудовой деятельности не совпадает ни с классификацией видов труда, ни с классификацией профессий, ни с классификацией орудий труда, т. е. внешних средств трудовой деятельности. В качестве своего главного основания она должна иметь классификацию собственных средств (способов) трудовой деятельности. Такая классификация пока не создана, поскольку представления о внутренних средствах деятельности как в эргономике, так и в психологии до сих пор недостаточно расчленены. Поэтому на настоящем этапе развития эргономики приходится ограничиться обобщенной характеристикой трудовой деятельности с различными средствами труда, обращая при этом внимание на наиболее существенные психологические особенности этих процессов.

В любом труде, как и во всякой другой деятельности (учении, игре), можно выделить когнитивные, исполнительные, мотивационные, в том числе и целевые аспекты. Естественно, что содержание каждого из этих аспектов, равно как и соотношение между ними, конкретно-исторично. Они определяются развитием целей, усовершенствованием средств производства, технологических режимов и условий труда. Особенно отчетливо это обнаруживается при сопоставлении психологических особенностей трудовой деятельности с такими средствами производства, как инструмент, механизированные системы или машины и автоматизированные системы.

Наиболее непосредственное взаимодействие субъекта и объекта труда происходит при использовании орудий или различного рода инструментов. Примером таких видов деятельности может служить не только труд слесаря-инструментальщика, строителя или специалиста по ремонту или наладке, труд врача и конструктора, но и, безусловно, также работников некоторых видов искусства -- художников прикладного искусства, скульпторов и т. д. Объект в этих случаях предстает перед субъектом во всем многообразии своих свойств, а субъект обладает многообразными возможностями их изменения и использования с целью получения желаемого результата. Для использования этих возможностей он должен осуществить не только исполнительные, Но и различные аналитические и познавательные действия, иными словами, решить задачу наиболее эффективной организации своих действий. В этом случае само средство производства -- орудие, инструмент в своей идее или конструкции-- отражает как свойства объекта (форму, фактуру и т. д.), так и функциональные особенности способа действий человека с объектом; усилия, которые он должен приложить, требования точности и скорости действия. Многие давно созданные орудия и инструменты до сих пор поражают своей «разумностью», удобством и простотой их использования, а главное, возможностью с их помощью создавать новые формы объектов или преобразовывать один и тот же объект совершенно различным образом с качественно, а не только количественно разными результатами. Непосредственность взаимодействия с объектом с помощью предметно- и функционально-специфических средств трудовой деятельности создает условия не только для исполнительных, но и для познавательных действий. Их соотношение может быть разным в сходных трудовых процессах, что определяется прежде всего не объектом и средством трудовых действий, а требованиями к результатам этих действий. Требования к функциональным или, например, к эстетическим качествам результата определяют способ трудовых действий и эффективность их осуществления. При использовании орудий человек применяет свои способности, приобретает опыт и навыки в разных сферах трудовой деятельности. Он также и удовлетворяет свои потребности в познании и творчестве. Для данного вида трудовой деятельности характерно создание новых, более удобных или целесообразных средств производства, получение новых результатов.

Иначе протекает деятельность при использовании механизированных средств производства в системе «человек -- машина». Объект труда (или исходный материал, заготовка и т. д.) выступает здесь только ограниченным количеством своих свойств, так как машина неспособна учесть все свойства материала. Обеднению качественного содержания взаимодействия с объектом сопутствует и рост требований к количественным характеристикам взаимодействия, например к его скорости или величине затраченной энергии. Соответственно и к трудовым действиям человека в данных условиях предъявляются требования с точки зрения определенного количественного эффекта, т. е. получения заданного объема продукции в минимальные сроки с наименьшими затратами.

При таких условиях трудовой деятельности становится постоянной необходимость повышения четкости, организованности и стереотипности исполнительных действий. В результате в трудовом акте почти совсем не остается «места» для познавательных действий. Само производство не требует и даже не допускает каких-либо отклонений в качественных характеристиках результата по отношению к заданным. Оно требует от человека приложения только ограниченного круга его способностей, главным образом определенных навыков и их эффективной координации с временным режимом работы машины. По существу, объектом трудовых действий для человека становится не только предмет производства, но и сама машина. Именно к ее пространственным и временным особенностям он должен приспособить свои действия.

Соответственно и инициатива человека в оптимизации трудовой деятельности может проявиться главным образом в сфере организации этой деятельности, в выработке профессионального стиля, в совершенствовании технологии, т. е. во всем, что касается способа действий, а не средств производства и свойств объекта. Изучением и анализом эффективности последних занимаются в основном люди других специальностей, которые не участвуют в самом трудовом процессе.

Наконец, в условиях использования автоматизированных средств производства функциональная направленность действий человека еще более дифференцируется, повышаются требования к срокам или скорости выполнения действий, еще более жесткой становится их организация в целом. Жесткая, алгоритмизированная организация действий, например, оператора-наблюдателя или оператора систем слежения далеко не всегда позволяет оператору сформировать наиболее удобный для него способ действия и не создает непосредственно потребностей в улучшении качеств конечного результата. Фактически изменяется само содержание результата. Под ним понимается уже не результат воздействия человека с помощью автоматизированных средств на какой-либо объект, а результат изменений, которые вызываются действиями человека в самом автоматизированном устройстве. И те меры, которыми определяется эффективность режима работы системы, переносятся на действия человека. К ним относятся меры точности, скорости и надежности.

Таким образом, непосредственным объектом деятельности для человека становится само средство производства, а требования к результату взаимодействия ограничиваются его рабочим режимом или состоянием. Практически эти требования относятся только к исполнительным действиям человека и лишь в случае, когда само устройство перестает работать в заданном режиме, человеку представляется возможность совершить некоторые познавательные действия по обнаружению причины аварии. Эти действия характеризуются чаще не мерой потребности, а мерой ответственности. В результате можно было бы заключить, что основными критериями трудовых действий должны быть меры исполнительных действий, которые устанавливаются исходя из эффективного функционирования системы. Однако в условиях автоматизированного производства появляются новые типы профессий: оператора-исследователя и руководителя, которые требуют иного подхода.

В этих видах деятельности все большую роль играют не только совершенное владение орудиями и средствами труда, не только исполнительные и когнитивные процессы, но и процессы формирования или полагания целей и выбора способов их достижения. При этом речь идет о полагании целей вполне конкретных, имманентных процессам труда и динамичным условиям, в которых они протекают, а не внешних по отношению к трудовой деятельности. Эргономический анализ многих современных видов трудовой деятельности предполагает обязательный учет человеческой субъективности, анализ мотивационной сферы и процессов целеполагания, характеристику субъективной представленности целей и их смены в самом процессе труда. Эти требования к эргономическому анализу связаны с тем, что цели вплетаются в трудовой процесс, они не могут быть заменены ни трудовыми установками, ни мотивами.

Предметом эргономики является всякая деятельность постольку, поскольку она включена в достаточно широкий контекст технических средств. Это, естественно, не означает, что эргономика тождественна общей теории деятельности -- у нее гораздо более узкие задачи, связанные прежде всего с анализом и целенаправленным конструированием существующих видов трудовой деятельности. Именно поэтому, как отмечалось ранее, эргономика вносит вклад в развитие общей теории трудовой деятельности человека в условиях современного производства.

Определение деятельности как предмета эргономического исследования сталкивается с серьезными трудностями. Это обусловлено также и тем, что разграничение понятий «деятельность», «труд», «трудовая деятельность» почти не предпринималось в нашей литературе, а их различное употребление носит скорее интуитивный, чем научно обоснованный характер. Несмотря на то что понятия деятельность и труд имеют много общего, разграничение их объема и содержания не может быть осуществлено механически . И такое разграничение представляет собой далеко не простую задачу. Дело даже не в том, что понятия труд и деятельность являются перекрещивающимися. Между ними имеется сложная система взаимосвязей (развития, функционирования и пр.). Труд в такой же степени является условием развития деятельности, в какой развитие деятельности является условием развития труда. Именно поэтому в общефилософских или социологических исследованиях обнаруживается значительно больше сходства между ними, чем различий . Такой же является ситуация и в эргономике, которая оказывается связанной с общей теорией деятельности или с общими теоретическими представлениями о деятельности человека. Методологически это выглядит вполне естественно: специально-научное изучение деятельности должно иметь в качестве своих теоретических и методологических предпосылок некоторые общие представления о деятельности в целом, о законах ее организации и строения. Практически же, как отметил Э. Г. Юдин, дело обстоит значительно сложнее; современное научное знание, по существу, не располагает теоретически развернутой феноменологией деятельности в целом, поэтому у исследователя деятельности фактически остается единственная возможность, если он пытается отыскать и явным образом задать теоретическое основание своей работы, обратиться к представлениям о деятельности, которые выработала психология . По этому пути и пошли авторы при анализе функциональной структуры исполнительной и познавательной деятельности, который будет проведен в следующих параграфах настоящей главы.

Бригада – это кооперация труда нескольких рабочих, выполняющих общую производственную задачу, коллективно отвечающих за результат работы и распределяющих заработок по коэффициентам трудозатрат.

Бригадный труд в условиях современного производства – объективное социально-экономическое явление.

Бригада является такой формой организации и стимулирования труда, при которой она представляет собой первичную ячейку трудового коллектива. Бригадам планируют основные количественные и качественные показатели работы, устанавливают нормативы всех затрат на производство продукции. В бригаде обеспечивается материальная заинтересованность в результатах коллективного труда на основе применения оплаты за конечные результаты работы.

Бригадная форма организации труда может и должна применяться в рамках производственного цикла, везде, где традиционно использовалась индивидуальная форма организации труда.

Бригадное разделение труда целесообразно создавать в следующих случаях: при обслуживании крупных и сложных производственных агрегатов; на поточных линиях для соблюдения ритма работы (бригада на сборочных конвейерах); выполнении комплексных работ, которые нельзя учитывать раздельно (узловая сборка и общий монтаж изделия при отсутствии кооперационного сборочного процесса).

Основными предпосылками организации бригадного труда являются: необходимость коллективных одновременных усилий рабочих для обеспечения нормального выполнения технологических процессов и получение дополнительного эффекта по сравнению с индивидуальной организацией труда.

Если первое условие во многом предопределяется техническими и технологическими особенностями производственных процессов, то второе относится к сфере социально-экономических и организационных аспектов труда. Производственные и социально-экономические особенности производства обусловливают необходимость и возможность создания бригад различных видов. В основе классификации видов бригад лежат организационные, технические, технологические и экономические признаки.

Наиболее многочисленна и представительна группа организационных признаков, от их правильного учета зависит эффективность функционирования бригад.

По организационному признаку выделяют бригады:

  • а) в зависимости от форм разделения и кооперации труда :
    • профессионального – специализированные и комплексные бригады;
    • функционального – ИТР и рабочие; только основные и вспомогательные рабочие; только основные рабочие; только вспомогательные рабочие;
    • квалификационного – рабочие одной квалификации; рабочие разных квалификаций;
  • б) по степени разделения и кооперации труда – с полным разделением труда; частичным разделением труда; полной взаимозаменяемостью рабочих;
  • в) численному составу – малочисленные (до пяти человек); средней численности (6–20 человек); укрупненные (от 20 до 50 человек, свыше 50 человек);
  • г) режиму работы во времени – сменные (все члены бригады работают в одну смену), сквозные (члены бригады работают в две и более смены).

По технологическому признаку различают бригады:

  • а) в зависимости от характера обслуживаемых процессов – обслуживающие машинные; аппаратурные (машинно-аппаратурные); сборочные процессы;
  • б) по степени непрерывности обслуживаемых технологических и трудовых процессов – обслуживающие непрерывные; прерывные (периодические или циклические) процессы;
  • в) технологическому разделению и кооперации труда – выполняющие отдельную операцию; комплекс операций; отдельную стадию, передел; несколько стадий, переделов; законченный цикл изготовления продукции (единая или сквозная по технологическому процессу бригада);
  • г) длительности технологического цикла выполняемой работы – с длительностью цикла больше продолжительности смены; меньше продолжительности смены; кратной продолжительности смены; некратной продолжительности смены.

По техническому признаку выделяют бригады:

  • а) по типу обслуживаемой бригадной техники – обслуживающие однотипное, специализированное или универсальное оборудование; разнотипное оборудование;
  • б) степени механизации и автоматизации работ – выполняющие работы только вручную; выполняющие работы частично вручную, частично с помощью машин и механизмов (машинно-ручные);
  • в) обслуживанию оборудования – осуществляющие обслуживание только механизированное; частично механизированное; частично автоматизированное; комплексно-механизированное; автоматизированное; комплексно-автоматизированное.

По экономическому признаку различают бригады, находящиеся на полной или частичной самоокупаемости в зависимости от полномочий и ответственности бригады, выбора форм собственности, метода начисления заработка и др.

Перечисленные организационные, технологические, технические и экономические признаки имеют большое значение при формировании бригад, влияя на их тип, состав, структуру.

Профессиональный состав рабочих, определяемый характером (степенью технологической однородности) производственного процесса, предполагает деление бригад на специализированные и комплексные. Специализированные бригады включают в себя группу рабочих одной профессии, специальности, одной или разной квалификации, работающих по одному наряду по выполнению заданного технологического процесса в одну смену. В основе создания таких бригад лежит технологический принцип. Это соответствует принципу построения производственной структуры подразделения предприятия. По мере совершенствования производственной структуры предприятия бо́льшее значение приобретают предметная и подетальная формы специализации объектов управления. В цехах и на участках, организованных по предметнозамкнутому принципу, профессиональный состав бригад изменяется – они трансформируются в комплексные, т.е. включают в себя рабочих различных профессий, которые работают в одну смену, для выполнения комплекса разнородных технологических работ, охватывающих весь производственный никл или часть его. В некоторых случаях комплексные бригады могут состоять только из основных рабочих, занятых реализацией технологического процесса, и нс включают в себя вспомогательных рабочих. Эти бригады создаются при выполнении технологически однородных работ и широко распространены на предприятиях массового производства.

По степени разделения труда различают три разновидности бригад: с полным разделением труда, частичным разделением труда, полной взаимозаменяемостью рабочих. Как в комплексной, так и в специализированной бригадах может присутствовать та или иная степень разделения труда. Полное разделение труда, без совмещения профессий или выполнения рабочим каких-либо вспомогательных работ, приводит к приобретению рабочим высоких профессиональных навыков и росту производительности труда (до известных пределов). Типичным является разделение труда в массовом производстве на основе синхронизации поточных и автоматических линий с регламентированным тактом. Достоинствами полного разделения труда следует считать оплату труда по конечному результату и высокий уровень механизации. Однако такая форма организации приводит и к отрицательным последствиям: снижению содержательности труда, его монотонности, ограничению возможностей повышать квалификацию и, как следствие, к текучести кадров. Поэтому более эффективной является организации труда с частичным разделением, освоением смежных операций, эпизодическим совмещением профессий, выполнением ряда вспомогательных работ.

Полная взаимозаменяемость рабочих в бригадах обеспечивается в условиях специализированных бригад, однако она значительно сложнее в комплексных бригадах.

По сменности работы различают сменные и сквозные бригады. Сменные бригады работают в одну смену и не передают свои задания в другие смены. Такая форма организации труда малоэффективна, хотя облегчает учет выработки и оперативно-производственное планирование. Сквозные бригады формируются из рабочих, запятых в нескольких сменах. В них обеспечивается сокращение времени на межсменные перерывы, переналадки оборудования, подготовку работы сменщику. Поэтому сквозные бригады, несмотря на сложность оценки результатов работы по сменам, значительно эффективнее сменных бригад.

Определение численности рабочих в бригаде является сложной производственно-технологической и социально-экономической задачей. В рекомендациях, например для машиностроения и металлообработки, крупной считается бригада с численностью свыше 10 человек, где могут быть звенья (не менее 5 человек), возглавляемые звеньевым (старшим рабочим). Практика показывает, что бригады могут быть малыми (3–5 человек), средними (6–9 человек), крупными (20 человек и более). На некоторых машиностроительных предприятиях имеет место тенденция к укрупнению бригад до 50–70 человек. Это обусловлено стремлением ориентировать на конечные результаты, обеспечить единство производственной структуры и формы организации труда, сократить цело- и внутрисменные потери, брак. Однако управление такой бригадой затрудняется и снижается уровень непосредственных контактов в труде, а следовательно, снижаются сплоченность и синергический эффект (дополнительный эффект, возникающий в результате взаимодействия элементов системы). Это противоречие может быть разрешено двумя путями: созданием бригадно-производственных комплексов, т.е. путем объединения бригад различных цехов, занятых выпуском одного вида продукции (по-настоящему сквозных); расчетом некоторой оптимальной численности рабочих в бригаде.

Существует некоторая зона максимальных значений производительности труда в зависимости от численности рабочих в комплексных бригадах, причем она зависит и от разряда рабочих. При среднем разряде рабочих от 4-го до 5-го эта зона соответствует численности от 9 до 14 человек, при разряде от 1-го до 4-го – примерно от 13 до 16 человек.

Численность бригады должна определяться не только с учетом организационных и экономических условий производства, но и социально-психологических требований. Ориентировочные границы численности производственной бригады: нижний предел составляет 10 человек, а верхний – 30. Все эти условия и особенности необходимо учитывать при исследованиях.

В условиях рыночной конкуренции особое значение для каждой компании приобретает уменьшение издержек и извлечение благодаря этому большего дохода. В качестве ключевого направления в этой деятельности выступает правильная организация трудовых процессов.

Актуальность вопроса

При создании продукции материалы, полуфабрикаты и сырье превращаются в готовые изделия. При этом используется три компонента: орудия производства, предмет и рабочая сила. С помощью первых человек изменяет форму объекта, его физико-химические характеристики, вид, место расположения. Орудия производства применяются в контроле процесса изготовления изделия, при осуществлении прочих мероприятий. В совокупности все операции образуют деятельность предприятия. Таким образом, в содержание трудового процесса входят операции персонала, необходимые для целесообразного изменения предмета. При этом эффективность операций зависит от различных факторов. Среди них и характер производственного процесса, и специфика задания, и степень участия человека в его выполнении.

Особенности изготовления продукции

В ходе рабочей деятельности материалы, сырье и полуфабрикаты превращаются в изделия, готовые к применению/употреблению. Это осуществляется при участии либо под контролем человека. На практике принята следующая классификация производственных процессов:

  1. Основные. Их назначение заключается в изготовлении товаров для рынка.
  2. Вспомогательные. К ним, например, относят транспортные, ремонтные операции. Они обеспечивают нормальную работу предприятия.

Классификация имеет существенное практическое значение. Любой из них можно рассмотреть с двух сторон. В первую очередь, производственные процессы - это комплексы изменений, происходящих с предметами. Вместе с этим они являются совокупностью действий работников, направленных на получение готового продукта. В первом случае речь о технологическом, а во втором - о трудовом процессе.

Категории операций

Технологические процессы классифицируются по:

  • степени непрерывности;
  • источнику энергии;
  • методу воздействия на предмет.

В зависимости от энергетического источника выделяют активные и пассивные операции. Последние считаются природными и не требуют дополнительной энергии, преобразованной человеком для воздействия на предмет. Примером пассивной операции является остывание металла в нормальных условиях. Активные процессы идут при непосредственном воздействии или человека на предмет, или приводимого в движение энергией, преобразованной работником. Технологические операции могут быть непрерывными либо дискретными. В первом случае не останавливается в период загрузки материалов, выдачи продукции, во время контрольных мероприятий. Соответственно, вторая категория отличается наличием перерывов. В зависимости от метода воздействия на предмет и типа используемого оборудования технологический процесс может быть аппаратным или механическим. Последний осуществляется сотрудником вручную либо при помощи машин, станков и пр. В таком процессе предмет подвергается механическому воздействию. Вследствие него происходит изменение формы, положения, размеров объекта. Аппаратные процессы предполагают воздействие тепловой энергией, химическими реакциями, биологическими элементами или излучением. Такие операции происходят в камерах, печах, сосудах, ваннах и пр. В результате получают продукт, который может отличаться от исходного материала своими химическими свойствами, агрегатным состоянием, структурой. Аппаратные операции чаще всего используются в пищевой, металлургической, микробиологической, химической промышленности.

Исследование трудовых процессов

Все технологические операции на предприятиях осуществляются при участии человека. В промышленных условиях трудовой процесс представляет собой деятельность персонала, направленную на преобразование определенных ресурсов в конкретную продукцию. В качестве ключевых ее признаков выступают:

  • энергетические и временные затраты;
  • полезность результатов;
  • доходы;
  • степень удовлетворенности выполнением функций.

Суть деятельности определяется по совокупности операций и движений персонала, которые требуются для исполнения всех стадий. Организация трудовых процессов должна обеспечивать:

  • получение заданий;
  • информационную и материальную подготовку;
  • непосредственное участие в преобразовании сырья в готовый продукт, согласно технологии;
  • сдачу результата.

Специфика

Трудовой процесс и его рационализация обеспечиваются используемыми способами выполнения отдельных операций, способствующих снижению физической нагрузки, созданию удобства при осуществлении деятельности, исключению ненужных и многократных действий. Применяемые методы облегчают и контрольно-учетные мероприятия. Классификация, содержание и состав трудовых процессов тесно связаны с технологией, используемой на предприятии. В этой связи эффективность деятельности будет зависеть не только от непосредственного ее исполнителя. Немаловажное значение имеет конструкция используемого оборудования, организация трудовых процессов и рабочих мест. Эти элементы играют все большую роль в современных условиях.

Особенности рабочей деятельности

Трудовой процесс, принципы его организации считаются одним из фундаментальных элементов любого предприятия. В условиях автоматизации и механизации существенно повышаются требования к качеству деятельности персонала, осуществляющего обслуживание оборудования. Это обуславливается тем, что именно от этого будет зависеть эффективность предприятия.

Классификация трудовых процессов: схема, таблица

Структура деятельности зависит от задания, используемой технологии и материально-технического обеспечения. Для изучения ее разнообразия проводится классификация трудовых процессов. Различные типы деятельности объединяются в группы по конкретным признакам. В зависимости от целей изучения, выбираются те или иные критерии, которыми характеризуется трудовой процесс и его организация. Классификация деятельности персонала может проводиться по:

  • особенностям используемого сырья в химических, металло- и деревообрабатывающих операциях, и других;
  • исполняемым функциям (классификация трудовых процессов в этом случае предусматривает деление на основные, обслуживающие, управленческие операции);
  • типу производства: оно может быть массовым, серийным, индивидуальным (единичным);
  • характеру и содержанию операций: они могут быть обрабатывающими, тепловыми, добывающими, физико-химическими и так далее;
  • форме организации трудовой деятельности: она может быть индивидуальной, предметно-замкнутой, коллективной;
  • периодичности и продолжительности.

Основная информация представлена в таблице ниже.

Характеристики

В зависимости от назначения продукции деятельность персонала разделяется на вспомогательную и основную. Такая классификация трудовых процессов оказывает влияние на выбор норм для сотрудников, способов их установления. Она также воздействует на выбор методов создания необходимых условий для осуществления людьми своей профессиональной деятельности. Классификация трудовых процессов проводится также в зависимости от степени участия персонала в них. Ручные операции выполняются вручную либо с использованием немеханизированных орудий. К примеру, это может быть окрашивание заготовки кистью. Ручные механизированные операции выполняются с применением более сложных инструментов. К примеру, это может быть сверление отверстий с помощью электродрели. Машинно-ручные операции выполняются механизмами с участием работника. При этом специалист прилагает определенные усилия для управления элементами оборудованием. К машинным операциям относят процессы, которые выполняются на станках и других агрегатах. В этих случаях участие сотрудника сводится исключительно к управлению оборудованием. Автоматизированными называют процессы, которые выполняются машинами, движение рабочих органов которых, а также управление осуществляется по заданной программе с использованием компьютеров. Задачи сотрудника сводятся к контролю хода операций.

Характер продукта и предмета

Существует классификация трудовых процессов, в рамках которой операции разделяют на информационные и вещественно-энергетические. В последнем случае продукт и предмет профессиональной деятельности - вещество (детали, материалы, сырье) либо энергия (гидравлическая, тепловая, электрическая). Соответственно, такие трудовые процессы характерны для работников. Продукт и предмет в первом случае - информация. Она может быть конструкторской, технологической, экономической. Информационные операции осуществляют служащие (специалисты).

Специфика создания условий для деятельности

В качестве одного из ключевых компонентов организации труда в компании выступает совершенствование планирования и улучшение обслуживания имеющихся рабочих мест. Это необходимо для формирования условий для выполнения высококачественных и высокопроизводительных операций при как можно меньших физических затратах. Рабочие места - первичное звено структуры предприятия. Каждое из них является зоной приложения физических и умственных усилий человека. Рабочее место должно оснащаться необходимыми средствами, используемыми для выполнения поставленных задач одним или несколькими субъектами. Оно предопределяет условия осуществления деятельности (тяжелые, нормальные, вредные), режимы отдыха и занятости, характер операций (монотонные, разнообразные и так далее).

Ключевые направления администрирования

Рабочее место выступает в качестве одной из важнейших категорий, изучаемых в рамках теории управления. Это обуславливается тем, что зона, в которой человек выполняет свои профессиональные задачи, оказывает непосредственное влияние на эффективность деятельности. От нее в свою очередь зависит результативность управления персоналом и предприятием в целом. В процессе организации мест работы решаются задачи по:

  • оптимальному использованию площади предприятия;
  • рациональному расположению в пределах ограниченного участка всех элементов рабочего места;
  • созданию удобных и комфортных условий для сотрудников;
  • предотвращению негативного воздействия на людей внутренних и внешних факторов;
  • бесперебойному качественному обслуживанию каждого рабочего места, обеспечению ритмичного, непрерывного и синхронного функционирования участков.

Цель администрирования

На рабочих местах происходит соединение компонентов трудового процесса: средств, предмета и непосредственных усилий сотрудников. Основной задачей в рамках администрирования выступает функциональное размещение элементов для уменьшения временных и физических потерь. Особое внимание уделяется обеспечению безопасности при оснащении рабочих мест. Грамотное управление характеризуется адекватным обоснованием нормирования профессиональной деятельности. Это достигается, если стандарты разрабатываются:

  • опытными специалистами;
  • по рекомендованной методике;
  • с применением норматива труда.

Анализ временных затрат

Он необходим для установления адекватных нормативов. Анализ выполняется в соответствии с используемой классификацией временных затрат работников. В качестве критериев могут выступать:

  • непосредственные физические усилия персонала;
  • предмет деятельности;
  • оборудование.

Рабочее время является мерой трудовых затрат.

Значение обслуживания и обеспечения участков

На рабочих местах должны быть налажены своевременная доставка сырья, инструментов и материалов, ремонт и наладка оборудования. На предприятиях создается и реализуется система комплексного обеспечения участков. Она предусматривает:

  • подготовку и доведение плановых заданий до персонала и распределение операций;
  • оснащение инструментом;
  • наладку оборудования;
  • обеспечение энергией, межремонтное обслуживание устройств и установок;
  • текущий ремонт и профилактику оборудования;
  • контроль качества орудий и предметов труда;
  • прием готовых изделий на склады.

Аттестация

Она позволяет обнаружить рабочие места, которые не соответствуют современным требованиям, на которых используется малоквалифицированный тяжелый, ручной труд или выполнение заданий осуществляется в опасных для сотрудника условиях. Все недостатки, выявленные в ходе аттестации, должны быть устранены в самые короткие сроки. Приведение рабочих мест в соответствие с современными требованиями является обязанностью руководителей. Выполнение позволяет усовершенствовать и оптимизировать деятельность предприятий.

Заключение

Трудовые процессы и их классификация являются основой деятельности любого предприятия. В современных условиях при постоянно растущей роли автоматизации растут требования к качеству и скорости операций. В рамках управленческой деятельности разрабатываются и внедряются модели оптимизации рабочего пространства, устраняется морально и физически изношенное оборудование.