Каким бывает мировоззрение или мировоззренческий взгляд? Мировоззрение человека


Лекция:

Что такое мировоззрение и как оно формируется

На предыдущем уроке мы остановились на понятии личность. Становление личности связанно с формированием мировоззрения. А мировоззрение происходит в результате познавательной деятельности. Человеку свойственно задаваться вопросами: "Кто Я? Каков Я? Как устроен мир? В чем смысл жизни?" – вопросы самопознания и познания окружающего мира. Поиск и нахождение ответов на них формирует человеческое мировоззрение. Тема урока относится к одной из сложных философских тем, поскольку затрагивает внутренний духовный мир человека. Человек является не только биологическим и социальным существом, но ещё и духовным существом. Что же представляет собой духовный мир? Из чего он состоит? Духовный мир – это мир мыслей и чувств, знаний и убеждений, идей и принципов, интеллекта и творчества. Он также индивидуален и неповторим как человеческая внешность. Внутренний мир постоянно развивается и проявляется в поведении человека. Итак, мировоззрение является одним из явлений духовного мира человека. Сформулируем основное определение темы:

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мировоззрение формируется всю жизнь, является результатом воспитания и собственного жизненного опыта человека. С возрастом мировоззрение становится всё более осознанным. Взрослый человек знает почему и для чего действует, чувствует личную ответственность за происходящее в своей жизни и не обвиняет в случившемся окружающих. Он самодостаточен и не зависим от мнения окружающих его людей. Обладает адекватной самооценкой – оценкой собственных достоинств и недостатков (Я–образ). Которая бывает завышенной, реалистичной (адекватной) и заниженной. На уровень самооценки влияет воображаемый или реальный идеал, на который человек хочет быть похож. Велико воздействие оценок окружающих людей на то, как человек оценивает самого себя. Также на уровень самооценки влияет отношение человека к собственным успехам и неудачам.

На формирование мировоззрения влияют:

    Во-первых , окружение человека. Человек, наблюдая за действиями и оценками окружающих, что-то принимает, а что-то отвергает, с чем-то соглашается, а с чем-то нет.

    Во-вторых , социальные условия и государственное устройство. Старшее поколение, сравнивая советскую молодежь с современной, подчеркивает, что тогда трудились во благо народа и даже в ущерб собственным интересам. Это соответствовало требованиям советского времени. Современная же социокультурная ситуация в нашей стране требует формирования конкурентоспособной личности, направленной на достижение собственного успеха.

Виды и формы мировоззрения

В контексте заданий контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ в основном проверяется знание трёх форм мировоззрения: обыденного, религиозного и научного. Но форм мировоззрения больше. Кроме названных существуют мифологическое, философское, художественное и другие. Исторически первой формой мировоззрения является мифологическое. Первобытные люди понимали и объясняли устройство мира интуитивно. Никто не стремился проверить или доказать истинность мифов о богах, титанах, фантастических существах. Первобытная мифология нужна для изучения философии, истории, искусства и литературы. Данная форма мировоззрения существует и в настоящее время. К примеру, доктрины о существовании жизни на Марсе, герои комиксов (Человек – паук, Бэтмен). Рассмотрим особенности основных форм:

1) Обыденное мировоззрение. Данная форма формируется в повседневной жизни, поэтому основана на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Человек работает и отдыхает, воспитывает детей, голосует на выборах, наблюдает за конкретными жизненными событиями, извлекает уроки. Он формулирует правила поведения, знает, что хорошо, а что плохо. Так накапливаются обыденные знания и представления и формируется мировоззрение. На уровне обыденного мировоззрения существует народная медицина, обряды и обычаи, фольклор.

2) Религиозное мировоззрение. Истоком данного мировоззрения является религия – вера в сверхъестественное, в Бога. На самых ранних этапах развития человечества религия была переплетена с мифологией, но со временем отделилось от неё. Если основной чертой мифологического мировоззрения был политеизм, то для религиозного мировоззрения – монотеизм (вера в единого Бога). Религия разделяет мир на естественный и сверхъестественный, которые сотворены и управляются всемогущим Богом. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство.

3) Научное мировоззрение. Данная форма характерна людям, производящим знания (учёным, исследователям). В их миропонимании главное место занимает научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой (НЛО, инопланетяне). Научный человек оторван от реальной жизни, он постоянно стремится что-то познать, исследовать, логически обосновать и доказать. А если ему это не удаётся, отчаивается. Но через некоторое время опять берётся за факты, вопросы, проблемы, исследования. Потому что находится в вечном поиске истины.

Не бывает какой-либо формы мировоззрения в чистом виде. В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение.

Структура мировоззрения

Существуют три структурных составляющих мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В различающихся по форме мировоззрениях они отражаются по - разному.

Мироощущение – это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.

Становление мировоззрения начинается с мироощущения. В результате чувственного осознания мира в человеческом сознании формируются образы. По своему мироощущению люди делятся на оптимистов и пессимистов. Первые мыслят позитивно и считают, что мир к ним благосклонен. Они проявляют уважение к другим и радуются их успехам. Оптимисты ставят перед собой цели, а при возникновении жизненных трудностей с энтузиазмом решают их. Вторые, напротив, мыслят негативно и убеждены, что мир к ним суров. Они таят в себе обиды и винят в своих бедах других. При возникновении трудностей огорчено сокрушаются «за что мне всё это…», переживают и бездействуют. За мироощущением следует мировосприятие.

Мировосприятие – это видение мира дружественным или враждебным.

Каждый человек, воспринимая происходящие в жизни события, рисует свою внутреннюю картину мира, окрашенную позитивно или негативно. Человек размышляет кто он в этом мире, победитель или неудачник. Окружающих людей делит на хороших и плохих, друзей и врагов. Высшей ступенью мировоззренческого осознания мира является миропонимание.

Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.

Эти образы зависят от информации, которая закладывается в человеческой памяти с самого раннего детства. Самое первое миропонимание начинается с образа мамы, которая гладит, целует, ласкает и дома. С возрастом оно всё более расширяется до двора, улицы, города, страны, планеты, Вселенной.

Выделяются два уровня мировоззрения: обыденно - практический (или повседневный) и рациональный (или теоретический). Первый уровень складывается в повседневной жизни, связан с эмоционально - психологической стороной мировоззрения и соответствует чувственному постижению мира. А второй уровень возникает в результате рационального осмысления мира, связан с познавательно - интеллектуальной стороной мировоззрения и наличием у человека понятийного аппарата. Источником обыденно - практического уровня являются чувства и эмоции, а источником рационального уровня разум и рассудок.

Задание: Привлекая знания, полученные на данном уроке, приведите одно предложение о путях формирования мировоззрения и одно предложение о роли мировоззрения в жизни человека. Ответы пишите в комментариях к уроку. Будьте активны)))

Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо, что бывает и чего не бывает, как надо выполнять ту ли иную работу и строить отношения с людьми. Всё перечисленное в совокупности принято называть мировоззрением.

Понятие и структура мировоззрения

Учёные трактуют мировоззрение как взгляды, принципы, представления, определяющие понимание человеком мира, происходящих событий и своего места среди людей. Чётко сформированное мировоззрение упорядочивает жизнь, в то время как отсутствие такового (знаменитая Булгаковская «разруха в головах») превращает существование человека в хаос, что в свою очередь, приводит к возникновению психологических проблем. Структура мировоззрения включает следующие компоненты.

Познавательный

Человек получает знания всю жизнь, даже когда прекращает учиться. Дело в том, что знание бывает обыденное, научное, религиозное и т. д. Обыденное знание формируется на основе опыта, который приобретается в повседневной жизни. Например, схватились за горячую поверхность утюга, обожглись и поняли, что так лучше не делать. Благодаря обыденному знанию можно ориентироваться в окружающем мире, но полученные таким образом сведения часто бывают ошибочными и противоречивыми.

Научное знание логично обосновано, систематизировано и представлено в виде доказательств. Результаты такого знания воспроизводимы и легко проверяются («Земля имеет форму шара», «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» и т. д.). Получение научных знаний возможно благодаря теоретическому , которое позволяет как бы подняться над ситуацией, разрешить противоречия и сделать выводы.

Религиозное знание состоит из догматов (о сотворении мира, земной жизни Иисуса Христа и т. д.) и осмысления этих догматов. Отличие научного знания от религиозного состоит в том, что первое можно проверить, а второе принимается без доказательств. Помимо перечисленных, выделяют интуитивное, декларативное, паранаучное и другие виды знания.

Ценностно-нормативный

В основе этого компонента – ценности, идеалы, убеждения личности, а также нормы и правила, которые регулируют взаимодействие людей. Ценности – это свойство какого-либо предмета или явления отвечать потребностям людей. Ценности бывают общечеловеческие, национальные, материальные, духовные и т. д.

Благодаря убеждениям человек или группа людей уверены в своей правоте по поводу совершаемых действий, отношений друг к другу и к происходящим в мире событиям. В отличие от внушения, убеждения формируются на основе логических выводов, а потому являются осмысленными.

Эмоционально-волевой

Можно знать о том, что закаливание укрепляет организм, нельзя грубить старшим, улицу переходят на зелёный свет, а перебивать собеседника невежливо. Но все эти знания могут оказаться бесполезными, если человек не принимает их, или не может приложить усилия для претворения в жизнь.

Практический

Понимание важности, необходимости совершения тех или иных поступков не позволит достигнуть цели, если человек не начнёт действовать. Также практический компонент мировоззрения включает умения оценить ситуацию и выработать стратегию действия в ней.

Выделение компонентов мировоззрения несколько условно, так как ни один из них не существует сам по себе. Каждый человек думает, чувствует и действует в зависимости от обстоятельств, и соотношение этих компонентов каждый раз существенно различается.

Основные типы мировоззрения

Мировоззрение у человека начало формироваться вместе с самосознанием. А поскольку на протяжении истории люди воспринимали и объясняли мир по-разному, с течением времени сложились следующие типы мировоззрения:

  • Мифологическое. Мифы возникли по причине того, что люди не могли рационально объяснить явления природы или общественной жизни (дождь, грозу, смену дня и ночи, причины болезней, смерти и т. д.). В основе мифа – преобладание фантастических объяснений над разумными. Вместе с тем в мифах и легендах отражены морально-этические проблемы, ценности, понимание добра и зла, смысла человеческих поступков. Так что изучение мифов играет далеко не последнюю роль в формировании мировоззрения людей;
  • Религиозное. В отличие от мифов, человека религия содержит догмы, которых должны придерживаться все последователи этого учения. В основе любой религии лежит соблюдение нравственных норм и ведение здорового во всех смыслах образа жизни. Религия объединяет людей, но в то же время может разъединять представителей разных конфессий;
  • Философское. В основе мировоззрения этого типа – теоретическое мышление, то есть, логика, система и обобщение. Если мифологическое мировоззрение больше опирается на чувства, то в философии ведущая роль отводится разуму. Отличие философского мировоззрения состоит в том, что религиозные учения не предполагают альтернативных трактовок, а философы имеют право на свободомыслие.

Современные учёные считают, что мировоззрение также бывает следующих типов:

  • Обыденное. Мировоззрение этого типа основано на здравом смысле и опыте, который человек получает при жизни. Обыденное мировоззрение формируется стихийно методом проб и ошибок. Такой тип мировоззрения редко встречается в чистом виде. Каждый из нас формирует свои взгляды на мир, опираясь на научные знания, здравый смысл, мифы и религиозные убеждения;
  • Научное. Является современным этапом развития философского мировоззрения. Здесь также имеют место логика, обобщения и система. Но с течением времени наука всё дальше отходит от реальных человеческих потребностей. Помимо полезной продукции, сегодня активно разрабатываются оружие массового поражения, средства манипулирования сознанием людей и т. д.;
  • Гуманистическое. По представлениям гуманистов, человек является ценностью для общества, – имеет право на развитие, самореализацию и удовлетворение своих потребностей. Никто не должен подвергаться унижениям или быть предметом эксплуатации со стороны другого человека. К сожалению, в реальной жизни подобное имеет место далеко не всегда.

Формирование мировоззрения личности

На мировоззрение человека с детства влияют различные факторы (семья, детский сад, средства массовой информации, мультики, книги, фильмы и т. д.). Однако такой способ формирования мировоззрения принято считать стихийным. Целенаправленно мировоззрение личности формируют в процессе воспитания и обучения.

Отечественная система образования ориентирована на формирование у детей, подростков и юношей диалектико-материалистического мировоззрения. Под диалектико-материалистическим мировоззрением подразумевается признание того, что:

  • мир материален;
  • всё, что есть в мире, существует независимо от нашего сознания;
  • в мире всё взаимосвязано и развивается по определённым законам;
  • человек может и должен получать достоверные знания о мире.

Поскольку формирование мировоззрения – длительный и сложный процесс, а дети, подростки и юноши по-разному воспринимают окружающий мир, мировоззрение формируется по-разному в зависимости от возраста учащихся и воспитанников.

Дошкольный возраст

Применительно к данному возрасту уместно говорить о началах формирования мировоззрения. Речь идёт об отношении ребёнка к миру и обучении малыша способам существования в мире. Вначале ребёнок воспринимает действительность целостно, затем учится выделять частности и различать их. Большую роль в этом играют деятельность самого крохи и его общение с взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели знакомят дошкольника с окружающим миром, учат рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи («Почему на улице лужи?», «Что будет, если зимой выйти во двор без шапки?»), находить способы решения проблем («Как помочь козлятам спастись от волка?»). Общаясь с друзьями, ребёнок узнаёт, как устанавливать отношения с людьми, выполнять социальные роли, действовать по правилам. Большую роль в формировании начал мировоззрения дошкольника играет художественная литература.

Младший школьный возраст

В этом возрасте формирование мировоззрения происходит на уроках и вне их. Знания о мире школьники получают в процессе активной познавательной деятельности. В этом возрасте ребята могут самостоятельно найти интересующие их сведения (в библиотеке, Интернете), с помощью взрослого проанализировать информацию, сделать выводы. Мировоззрение формируется в процессе создания межпредметных связей, соблюдении принципа историзма при изучении программы.

Работа по формированию мировоззрения проводится уже с первоклассниками. В то же время применительно к младшему школьному возрасту ещё нельзя говорить о сформированности убеждений, ценностей, идеалов, научной картины мира. Детей знакомят с явлениями природы и общественной жизни на уровне представлений. Так создаётся почва для формирования устойчивого мировоззрения на дальнейших этапах развития человека.

Подростки

Именно в этом возрасте происходит становление дар собственно мировоззрения. Парни и девушки обладают некоторым объёмом знаний, имеют жизненный опыт, способны абстрактно мыслить и рассуждать. Также для подростков характерна склонность к размышлениям о жизни, своём месте в ней, поступках людей, литературных героев. Поиск себя – один из путей формирования мировоззрения.

Подростковый возраст – время задумываться о том, кем и какими быть. К сожалению, в современном мире молодым людям сложно выбрать нравственные и другие ориентиры, которые бы помогали взрослению, учили отличать хорошее от плохого. Если при совершении тех или иных поступков парень или девушка руководствуются не внешними запретами (можно – нельзя), а внутренними убеждениями, то это свидетельствует о взрослении молодых людей, усвоении ими моральных норм.

Формирование мировоззрения у подростков происходит в процессе бесед, лекций, экскурсий, выполнения лабораторных работ, дискуссий, соревнований, интеллектуальных игр и т. д.

Юноши

На этом возрастном этапе у молодых людей формируют мировоззрение (преимущественно – научное) во всей его полноте и объёме. Юноши – это ещё не взрослые, однако, в этом возрасте уже имеется более или менее чёткая система знаний о мире, убеждений, идеалов, представлений о том, как нужно себя вести и как успешно заниматься тем или иным делом. Почвой для появления всего этого является самосознание.

Специфика мировоззрения в юношеском возрасте состоит в том, что парень или девушка пытается осознать свою жизнь не как цепь случайных событий, а как нечто целостное, логичное, имеющее смысл и перспективу. И, если в советское время со смыслом жизни было более или менее понятно (трудиться на благо общества, строить коммунизм), то сейчас молодёжь несколько дезориентирована в выборе жизненного пути. Юноши хотят не просто приносить пользу другим, но и удовлетворять собственные потребности. Чаще всего такие установки порождают противоречие между желаемым и реальным положением вещей, из-за чего возникают психологические проблемы.

Как и на предыдущем возрастном этапе, на формирование мировоззрения молодых людей оказывают школьные уроки, занятия в высшем или среднем специальном учебном заведении, общение в социальных группах (семья, школьный класс, спортивная секция), чтение книг и периодических изданий, просмотр кинофильмов. Ко всему этому добавляются профориентация, допризывная подготовка, служба в вооружённых силах.

Формирование мировоззрения взрослого человека происходит в процессе трудовой деятельности, самообразования и самовоспитания, а также под влиянием обстоятельств его жизни.

Роль мировоззрения в жизни человека

Для всех людей без исключения мировоззрение выступает своего рода маяком. Он даёт ориентиры практически для всего: как жить, действовать, реагировать на те или иные обстоятельства, к чему стремиться, что считать истинным, а что – ложным.

Мировоззрение позволяет быть уверенным в том, что поставленные и достигаемые цели важны, значимы как для самой личности, так и для общества в целом. В зависимости от того или иного мировоззрения объясняется устройство мира и происходящих в нём событий, оцениваются достижения науки, искусства, поступки людей.

Наконец, сложившееся мировоззрение обеспечивает спокойствие и в том, что всё идёт, как надо. Изменение внешних событий или внутренних убеждений может привести к мировоззренческому кризису. Подобное встречалось у представителей старшего поколения в период распада СССР. Единственный способ справиться с последствиями «крушения идеалов» – попытаться сформировать у себя новые (приемлемые законодательно и морально) мировоззренческие установки. В этом может помочь специалист.

Мировоззрение современного человека

К сожалению, в современном обществе имеет место кризис его духовной сферы. Нравственные ориентиры (долг, ответственность, взаимопомощь, альтруизм и т. д.) утратили своё значение. На первое место выходит получение удовольствий, потребление. В некоторых странах легализованы наркотики, проституция, растёт число самоубийств. Постепенно формируются иное отношение к браку и семье, новые взгляды на воспитание детей. Удовлетворив материальные потребности, люди не знают, что им делать дальше. Жизнь напоминает поезд, в котором главное – устроиться поудобнее, а куда и зачем ехать, непонятно.

Современный человек живёт в эпоху глобализации, когда снижается значение национальной культуры и наблюдается отчуждение от её ценностей. Индивид становится как бы гражданином мира, но при этом утрачивает собственные корни, связь с родной землёй, членами своего рода. Вместе с тем в мире не исчезают противоречия, вооружённые конфликты на почве национальных, культурных и религиозных различий.

На протяжении XX века люди потребительски относились к природным ресурсам, не всегда разумно претворяли в жизнь проекты по изменению биоценозов, что впоследствии привело к экологической катастрофе. Подобное продолжается и сегодня. Экологическая проблема является одной из глобальных проблем.

В то же время значительное количество людей осознаёт важность перемен, поиска жизненных ориентиров, способов достижения гармонии с другими членами общества, природой и самими собой. Популярной становится пропаганда гуманистического мировоззрения, ориентация на личность и её потребности, раскрытие индивидуальности человека, установление доброжелательных отношений с другими людьми. Вместо антропоцентрического типа сознания (человек – венец природы, значит, может безнаказанно пользоваться всем, что она даёт) начинает формироваться экоцентрический тип (человек – не царь природы, а её часть, поэтому должен бережно относится к другим живым организмам). Люди посещают храмы, создают благотворительные фонды и программы защиты окружающей среды.

Гуманистическое мировоззрение предполагает осознание человеком себя как хозяина своей жизни, который должен творить себя и окружающий мир, нести ответственность за свои поступки. Поэтому большое внимание уделяется воспитанию творческой активности подрастающего поколения.

Мировоззрение современного человека находится в стадии становления и характеризуется противоречивостью. Люди вынуждены выбирать между вседозволенностью и , потребительством и заботой о ближнем, глобализацией и патриотизмом, приближением глобальной катастрофы или поиском путей достижения гармонии с миром. От сделанных выборов зависит будущее всего человечества.


Знание философии необходимо специалисту для квалифицированной ориентации в своей специальности (методология), но главное – для понимания жизни во всей ее сложности, многогранности, противоречивости. Специалистам различного профиля требуется широкий кругозор (наличие знаний: профессиональных, обыденных и научных), умение видеть закономерности развития мира, понять сущность всего, что происходит с людьми, понять смысл и цели действий человека, четко определить свое место в этом мире.

Все это и составляет мировоззрение человека.

В настоящее время мировоззренческие проблемы являются объектом пристального внимания ученых и политиков.

Мировоззрение в современной философской литературе рассматривается как совокупность взглядов человека (социальной группы, класса, общества в целом) на мир и определение места человека в этом мире.

Мировоззрение – это форма общественного самосознания человека, через которую он воспринимает, осмысливает, оценивает окружающую действительность как мир своего бытия и деятельности, определяет и переживает свое место, предназначение и участие в нем. В мировоззрение входят обобщенные представления о мире и самом человеке, о смысле человеческого бытия, исторических судьбах человечества, система принципов, идеалов по устройству и переустройству мира.

Но это далеко не всегда так. Роль концепта или структуры системы мировоззрения может выполнять любой его содержательный компонент, и это зависит от конкретных исторических условий.

В научной литературе существует множество определений понятия мировоззрение.

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок и принципов, определяющих понимание мира, места в нем человека, а также жизненная позиция, программа поведения и действия людей.

Мировоззрение - совокупность знаний, убеждений, взглядов, оценок, норм и принципов, определяющих отношение человека к самому себе, к окружающему миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его деятельности.

В структуре мировоззрения выделяют два уровня:

1. эмпирический (жизненно-практический) уровень – мироощущение;

2. теоретический уровень – миропонимание.

Эмпирический уровень – это стихийно складывающаяся форма мировоззрения. Он включает в себя мироощущение, умонастроения различных слоев общества.

Данный уровень мировоззрения характеризуется неоднородностью по содержанию, зависит от образования, культуры людей, от национальных, религиозных и других традиций, носит стихийный характер, не отличается глубокой продуманностью, логичностью, обоснованностью. Он формируется в зависимости от специфики деятельности человека: выделяют мировоззрение ученого, инженера, политического деятеля и т. д.

Теоретический уровень мировоззрениявключает в себя миропонимание, в том числе и философию.

В структуре мировоззрения выделяют три подсистемы:

1. познавательную - совокупность знаний (политических, экономических) на теоретическом и эмпирическом уровнях; ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения, теории.

2. ценностную - совокупность идеалов (политических, нравственных).

3. поведенческую – чувства, воля.

ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

Мировоззрение как система взглядов на мир и место человека в нём формируется индивидом, живущим в определенное время, в определенном обществе и социальной среде. Каждый человек вырабатывает свое мировоззрение деятельно «присваивая» окружающий его мир, человеческую культуру.

В силу этого индивидуальное мировоззрение глубоко социально по своей сущности, детерминировано общественно выработанными и закрепленными в культуре: способами материальной и духовной деятельности, традициями, нормами, общественными ценностями, господствующими в обществе парадигмами, стереотипами и мифами, социально-классовыми интересами. Таким образом, в формировании мировоззрения личности участвуют как сам человек, так и социальная среда, духовное состояние общества.

Человек, как творчески активное существо, не всегда безоговорочно принимает господствующее в обществе мировоззрение, но под влиянием всей совокупности факторов материальной и духовной культуры стремится выработать свое отношение к миру и самому себе, свою жизненную позицию, убеждения, идеалы, ценностные ориентации, принципы познания и жизнедеятельности.

В то же время мировоззрение отдельного человека в известном смысле инвариантно групповому мировоззрению (общественно значимому) и, в конечном счете, оно определяется уровнем развития культуры, включенностью в нее субъекта.

Мировоззрение формируется субъектом по своей человеческой мерке и требует определения мира не только таким, каков он есть, но и таким, каким он должен быть с точки зрения его желаемого видения человеком.

В мировоззрении окружающий человека мир раскрывается в своем культурном, человеческом бытии, т. е. как человеческий мир. В силу этого мировоззрение не может быть полностью сведено к научной картине мира, к объективно-истинному отражению.

Причины глубоких изменений в содержании мировоззрения в современных условиях:

1. Переход от промышленной цивилизации XIX века к новому технологическому, информационному обществу привел к вытеснению научным мировоззрением традиционных видов мировоззрения: обыденного, религиозного. В составе мировоззрения ведущее место начинает обретать научная картина мира, т. е. представления о мире, полученные фундаментальными науками: знания о Земле, о природе жизни, о сущности общества.

2. Стиль мышления и в целом мировоззрение рационализируется и интеллектуализируется, избавляясь постепенно от мифов и заблуждений прежних цивилизаций.

3. Научно-техническая революция обострила глобальные проблемы выживания, экологической безопасности, численности населения Земли и др. Эти проблемы требуют глубокого мировоззренческого осмысления.

4. К числу новых мировоззренческих проблем следует отнести по-новому осмысленную проблему гуманизма: представления о человеке и обществе, проблеме терроризма, международной безопасности.

5. Ориентирующая функция мировоззрения, проблема выбора. Роль мировоззрения проявляется в качестве социальной программы общества, ориентира высших жизненных смыслов. Эта роль проявляется через ориентирующую функцию, определяющую выбор жизненного пути, социальных приоритетов, а для отдельной личности – даже выбор поступков.

Конечно, ориентирующая функция дает о себе знать в деятельности мировоззренчески, духовно развитой личности.

Особенно наглядно эта функция проявляет себя в нравственной сфере, где мировоззренческие установки, нормы и ценности играют роль жизненного компаса. Очевидно, что отдельные поступки могут совершаться и вопреки убеждениям, но тогда нравственно чуткая личность начинает терзаться угрызениями совести, и остается надежда на раскаяние и изменение поведения в лучшую сторону.

ФОРМЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

Проблема типологии мировоззрения недостаточно разработана в философской литературе, однако существует его классификация по следующим основаниям:

1. по философскому базису : материалистическое, идеалистическое, метафизическое, диалектическое;

2. по отношению к прогрессу: прогрессивное, реакционное, консервативное;

3. по субъекту: индивидуальное, групповое, партийное, классовое;

4. по познавательному содержанию: наивный реализм, здравый смысл;

5. по отношению к науке: научное, ненаучное;

6. по системным основаниям : мифологическое, религиозное, научное, философское.

Кратко охарактеризуем основные формы мировоззрения, наиболее полно отражающие вышеперечисленные особенности.

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

Мифология - донаучное отражение действительности в сознании человека.

Миф- предсказание, сказание.Основные вопросы, на которые мифы пытаются дать ответ: происхождение Вселенной, Земли и человека; объяснение природных явлений; жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Черты мифа: очеловечивание природы; наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком; отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т.д.); однообразие и поверхностность мифологических сюжетов.

Д.И. Грядовой определяет данный тип мировоззрения как обыденное мировоззрение - т.е. совокупность взглядов человека, сложившаяся под непосредственным влиянием повседневных, жизненных условий его существования.

Оно характеризуется здравым смыслом, практицизмом, житейской мудростью, традициями и обычаями, передающимися из поколения в поколение.

Мифология - наиболее древний тип мировоззрения. Оно объясняет мир не расчленяя его на «Я» и «не - Я», на природу и человека. На субъект и объект.

Миф обладает универсальной областью применимости: с его помощью можно объяснить все, что угодно.

Отличительной чертой содержания мифологии является сказочность, иррациональность, а ее структурной особенностью – неверифицированность в данных условиях.

Мифология основана на вере, а не на знании. В познавательном плане в структуре мифа чувственная сторона, мироощущение доминирует над рациональной стороной, что делает миф психологически привлекательным.

Наконец, миф прибегает к простым и наглядным способам объяснения мира, используя в основном описательные структуры при систематизации знаний, убеждений, взглядов, настроений и т.п.

Мировоззрение мифологического типа встречается и в современных условиях. Примером может служить мировоззрение, присущее нашему общественному сознанию в доперестроечный период: утопическое понятие «развитого социализма», «коммунизма в ближайшей перспективе», а марксистско-ленинская философия обслуживала этот мифологический контент.

НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

Научное мировоззрение, в отличие от других форм мировоззрения, раскрывает фундаментальные принципы, законы и категории, охватывающие все сферы природного и социального бытия и познавательного процесса.

Научное мировоззрение решает мировоззренческие вопросы, исходя из обобщения и систематизации знаний, добытых философией, отдельными естественными и общественными науками, что обеспечивает ему объективность, стройность, целостность, логичность и высокую доказательность.

Данный тип мировоззрения имеет в качестве системообразующего отношения человека к миру - познавательное отношение: наука стремится открыть объективные законы бытия.

Большим достоинством научного мировоззрения является его практическая направленность.

Научное мировоззрение существует в двух формах:

Естественнонаучное (направлено на познание законов природы);

Гуманитарное (направлено на познание сущности человека и его места в мире).

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

Религиозное мировоззрение - это уяснение смысловой основы человеческой жизни посредством признания сверхъестественного мирового начала (Бога), выраженное в иррациональной, эмоционально-чувственной и образной формах.

Религия- иллюзорный взгляд на мир. Основные мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Религия - это явление духовной культуры, форма идеологии, имеющая социальную природу и функции.

Функции религии:

Мировоззренческая;

Объединительная (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);

Культурологическая (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);

Нравственно-воспитательная (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

Религия также формирует сознание единства человеческого рода (важно для современного общества), показывает значимость общечеловеческих нравственных норм как в жизни отдельной личности, так и общества в целом. Однако религиозное мировоззрение может формировать и другие настроения: фанатизм, вражду к людям чужой веры.

ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

Философское мировоззрение – это не простая совокупность отдельных знаний об окружающем мире, а определенная система теоретических принципов и идей, формирующихся и развивающихся на базе фундаментальных концепций естественнонаучного и социального знания.

На основе философского мировоззрения создается общая научная картина мира. В свою очередь, картина мира является мировоззренческой моделью, предполагающей определенное отношение человека к окружающему миру, понимание им этого мира и своего места в нем. Философское знание достаточно жестко систематизировано.

Предмет философии четко определен со времен И. Канта, Г. Гегеля: философия – знание о всеобщем, которое исторически осваивается постепенно, сначала субстрактно, затем структурно и, наконец, концептуально.

Отличительные признаки философского мировоззрения:

Основано на знании, а не на вере и вымысле;

Оно рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

Оно логично (имеет внутреннее единство и систему);

Опирается на четкие понятия (категории).

Условно все типы мировоззрения делят на две группы: социально-исторические типы и экзистенциально – личные.

Уже было описано ранее. Стоит лишь освежить память: мировоззрение – это совокупность понятий, убеждений, ценностей о жизни, о самом человеке, о его положении в жизни.

Типы мировоззрения и жизненные цели

От того, каким мы мировоззрением пользуемся – такие ставим соответственные жизненные (), и, соответственно, согласно типу нашего представления о мире – выбираем способ реализации такой цели.

Несчастные и неудачные люди обычно цель берут из одного контекста мировоззрения, а путь к ней с другого. У счастливых и успешных людей — цель и путь к ней находятся в одной системе координат (в одном контексте их мировоззрения).

Типы мировоззрения, исторически-социальные

Формировались в хронологическом порядке. Очень хорошо понять в чем отличие – зная историю всего человечества. От каменного века до наших дней. В каждый период времени отражались те принципы, что лежали в каждом из этих типов мировоззрения.

Еще один любопытный факт: человечество развивалось — и развивалось его мышление, менялось мировоззрение. И точно такое же происходит с развитием ребенка. Т.е, по сути, каждый человек — взрослея, развивает свое мировоззрение выбирая соответственные цели.

Архаический тип мировоззрения

Это раннее представления человечества о мире, о самом человеке в нем

Характеризуется тем, что не отделены в нем друг от друга реализм и фантазия. Эти два понятия слились в образе ранних верований: анимизма, фетишизма, тотеизма. Нет четкого деления от своего «Я» и окружающего мира. Как такого понимания «Душа» вовсе не существует. В то же время: все живое наделено жизнью, как и человек: от камня до солнца.

Жизненные цели формируются не осознанно: это угодить себе и другим одушевленным существам (жертвоприношение, ритуалы, идолы ….)

Мифологический тип мировоззрения

На этом витке истории происходит четкое отделения «себя» от окружающего мира. А если есть «Я», значит есть «Он» , у которого поступки, помысли могут не совпадать с моими. Изо таких взглядов происходит уже конфронтация (противостояние).

Это эра культов и пантеонов богов. Как сама жизнь полна конфронтацией и конкуренций за место под солнцем, так и рождаются мифы, о точно таком же противостоянии между богами.

Жизненные цели приобретают уже более четкую структуру и осмысленность: быть с Сильными мира сего, иметь власть… добиться благосклонности определенного бога или человека…

Религиозный

Еще большее деление мира. Что есть мир этот и мир тот . Появляются понятия души, духа и тела. Богу божье, кесарю кесарево.

Появляется понятие вера – в невидимое, без критического анализа в последнее. Общее для всех религий идеи: о сотворении Богом мира, о концепций добра и зла, о следствии не выполняя тех или иных правил поведения.

Жизненные цели – согласно концепции веры, которую исповедует человек – «правильные» в ее понимании поступки и помыслы.

Философский тип мировоззрения

При увеличении знаний о самом человеке и о окружающим его мире – происходит коллапс (критическая масса), когда нужно эти знания переосмыслить. Так и образуются различные школы философии.

Если переосмысленные знания в контексте такой школы – то полагают, что философия та же, но – развивается… Если же противоречие со старой школой – очевидны, образуется новое философское течение.

Жизненные цели в этом контексте – это личностный рост, саморазвитие, самоактуализация, поиск истины …

Экспоненциально-личностные типы мировоззрения

Формируется согласно взрослению самого человека. От некритического, не отделения себя от мамы до подросткового экзистенциального кризиса… плюс накладываются внешняя среда влияния.

В основе мировоззрения каждого человека лежит собирательный образ со многих типов мировоззрений. Это может быть как гармоничная комбинация философии, веры и традиций, так и без особой критики воспринимаются различные мировоззренческие законы, как аксиомы.

Возьмите раннее описанные типы – смешайте что-то из низ в кучу, вот вам и будет современный человек такой человек.

Цели будут разные в зависимости от того, какая концепция мировоззрении доминирует… Происходит самое интересное: когда цели в одной плоскости, а пути к ним в другой…

Догматический

Догма – не критическое, но осознанное следование правилам и законом, согласно какому-то мировоззрению.

Следование к целям — согласно догмам и правилам.

Рефлекторный

Рефлексы – подсознательное следование каким-то правилам. Если в догмах разум еще принимает участие, в рефлексии – это следование принципам и правилам без участия сознания, рефлекторно, импульсивно.

В целее положении рефлексия играет не заметную но, иногда, весьма существенную роль.

Правильный выбор цели, согласно типа мировоззрения

Многие понятия из перечисленных типов крепко вплелись в наше сознание.

Некоторые примеры — раньше и сейчас.

Архаичный тип: раньше — откровенное поклонение идолам (все живое), сейчас — фенички, бусики, талисманчики…. приносящие удачу, концепция многих нью — «вселенная живая»…

Мифологический тип мировоззрения: раньше — поклонение пантеону богов: Зевесу, Велесу, Ирису…, сейчас — от челлинга (получение сакральных знаний от неземных форм бытия) до влияние звезд, понятий судьбы и кармы, неявных и тонких миров.

Если у человека ничего не получается — не получается достичь успеха, вот ответ, почему так происходит: выбор цели не из своего типа мировоззрения.

Дело в том, что изменить свое зрение на мир довольно сложно, а вот выбрать правильную соответствующую типу мировоззрению, цель довольно просто. Только своя цель принесет ! От чужих, не своих, целей вы будете — только несчастны…

Успехов вам, и правильно выбранных целей!

Из миропонимания человека исходят его поведение, действия и решения. На наши поступки влияет то, как мы представляем себе этот мир, как мы его воспринимаем и относимся к нему. Воззрение есть у каждого человека, но не у всех оно идеально с точки зрения философии, так как она имеет свои представления о том, какое должно быть мировоззрение. Существуют вполне определенные типы мировоззрения, которые носят идеализированный характер, не присутствующий в чистом виде.

Оно не рождается вместе с человеком и не дается генетикой, оно формируется в течение всей его жизни под влиянием многих факторов. Специфика философского мировоззрения, то есть взгляда на мир, как раз и заключается в изучении, исследовании и анализе отношения человека к миру, учитывая его культуру и цивилизацию, а также взаимоотношение, взаимопроникновение и связь мира с человеком.

Современное мышление

Известнейший в свое время, советский философ Щедровицкий говорил, что подавляющему большинству представителей человечества в современном мире абсолютно не нужно мышление, как таковое. За нас уже многое решили, о многом подумали известные аналитики, которые решали вопросы нашего питания, образования, информирования, одежды и многого другого. Это та ситуация, когда мы стали жить в некоем постоянстве, к которому мы привыкаем.

Современные психологи и философы определяют наше мышление, как способность решать и создавать логические задачи, уметь находить рациональный выход из сложных ситуаций. Анализируя наше нынешнее существование, многие из нас понимают, что в современном мире нам сложно участвовать в процессах такого рода.

Мы часто пытаемся убедить себя, что все пройдет, нашей вины нет, виноваты не мы или нам просто неудобно что-то делать, себе в оправдание. Многим из нас проще придерживаться таких позиций. Вот как раз все это вытекает из нашего миропонимания.

В философском мировоззрении существует утверждение, что мысли материализуются, и действительно, только не по мановению волшебной палочки, а в зависимости от того как мы думаем и о чем. Например, один человек думает о том, что у него может что-то не получиться – это уже его мировоззренческая установка, а другой уверен, что он точно это сможет сделать.

Мы понимаем, что все мы по-разному относимся к своим возможностям и превращаем их в действительность, имеем разные совокупные представления о любых понятиях, которые и получили названия сущное и должное.

Классификация

Мы имеем собственные, оригинальные взгляды, мнения, которые не подвержены стандартам и шаблонному, пропитанному ярлыками и установками взгляду на жизнь.

На картинке справа указаны основные составляющие нашего мышления:

  • Мироощущение определяется первичным мнением человека о мире, так сказать, уровнем комфортного или некомфортного нахождения в нем, уровнем чувственного и эмоционального состояния, которое не подвергается жесткому и рациональному осмыслению.
  • Мировосприятие – это более целостное представление о мире, о людях и о себе, определяющееся уровнем рассудка и смысла, формированием элементарных связей с людьми и окружающим миром.
  • Совокупность понятий, начиная с абстрактного понятия, и заканчивая системами взаимосвязей понятий, существующих в психике личности, определяется миропониманием – единственное, что невозможно без языковых средств. Ничего нельзя себе объяснить, не проговаривая себе объяснения.

Классификация типов мировоззрения имеет еще и подразделения на компоненты, которые включают в себя познавательную, историческую и географическую принадлежности.

К компонентам имеет прямое отношение и эмоциональный фонд (нервная система, тип характера и другое), нормы и практика.

Рассмотрим наше мировоззрение и его типы с исторической позиции. Эти типы мировоззрения формировались и занимали свое место на протяжении всей истории.

Историческая классификация типов мировоззрения складывается из трех основных компонентов. Постараемся выяснить, какие типы мировоззрения выделяет наука.

Миф – форма общественного сознания

Мифология как исторический тип мировоззрения – самый глобальный, основной и ранний. Часто, когда затрагивается мифологический тип мировоззрения, многие относятся к нему с пренебрежением.

Якобы древние люди жили давно, недолго и плохо, мало что понимали, пользовались мифами и верили в небылицы. Мы же сейчас гораздо умнее, даже неприлично верить в разные мифы.

С другой стороны, человек появился на земле более сорока тысяч лет назад, а философия – чуть больше двух тысяч лет. Значит человек выживал без философии огромный период времени, учитывая его ужасные, в большинстве случаев, обстоятельства. Мифология как исторический тип мировоззрения обеспечила человеку выживаемость, возможность передавать знания, какой бы наивной она ни казалась.

Характерной чертой мифологии как исторического типа мировоззрения является синкретизм, означающий, что все элементы со всевозможных областей опыта, знаний и жизни человека были объединены в единое целое. Проще говоря, такой исторический тип мировоззрения, как мифология, объединял искусство, литературу, ту же философию, даже географию, биологию и другие науки воедино.

Человек, который находится во власти мифологии, относится к несвободным людям, так как он зависим от всех событий окружающей среды и своих соплеменников. Как отдельная личность он не воспринимается.

Мифология как исторический тип мировоззрения уже тогда старалась объяснить окружающий мир, пусть сказками, легендами и мифами, но все для того, чтобы прекратить его бояться, а это значит – понимать его. Мифология − это один из типов мировоззрения, который играет ведущую роль в современном мире.

Наше сознание устроено так, что мы стараемся достроить окружающий мир до целостного взгляда, даже не имея полной информации, то есть, додумываем его. Это и является общим корнем с типом мировоззрения первобытного строя.

Религия и мы

Историки убеждены, что определяющим признаком религиозного мировоззрения является предотвращение социального напряжения в классовом обществе.

С появлением социального и материального неравенства стало необходимым создать строй, чтобы не допустить социальных бунтов, переворотов, любых массовых возмущений. С этим и связано навязывание религиозного мировоззрения, перехватившего эстафету первенства у мифологии.

Религиозное мировоззрение более прогрессивное, чем мифологическое, так как человек с ним более свободен. В христианстве, например, ярко выражено понятие свободы воли. Это подтверждается тем, что религиозное мировоззрение проповедует теорию того, что бог управляет нашей жизнью, но за нашу судьбу мы в ответе сами.

Фигуру божества религиозное мировоззрение понимает несколько по-другому. В мифологии Боги являются телесными существами со всеми их грехами, а в любой религии Бог предстает как сверхъестественное, совершенное и не телесное существо.

Основные черты религиозного мировоззрения – это разделение на потусторонний и реальный мир, то, что Боги рассматриваются как высшие нравственные существа, на которых религиозное мировоззрение призывает равняться, ну и некая свобода выбора человека.

Как бы ни утверждали многие аналитики, что такому типу мировоззрения все меньшее число человечества подвержено, что религиозному мировоззрению приходится постепенно отступать от ведущей позиции в современности, тем не менее, число верующих людей неуклонно растет.

Философия в нашей жизни

В развитии человечества более поздним типом мировоззрения является философское.

Специфика философского мировоззрения характеризуется наличием свободной критической оценки себя, общества, мира, своего места в нем. Это один из самых прогрессивных типов мировоззрения человечества.

Философское мировоззрение выражается в умении отстаивать свою позицию, опираясь исключительно на рациональные аспекты. Это значит не сводить все к эмоциям и чувствам, то есть умение рационально использовать свой интеллект, разум и мышление.

Специфика философского мировоззрения выражается в выработке собственного взгляда на жизненные позиции, не предполагая наличия философского или еще какого-либо образования. Основные черты философского мировоззрения заключены в появлении специфического языка и доказательств, что в других типах не требовалось.

Философия, по существу, пытается ответить на вопросы на более отвлеченном уровне с привлечением некоторых аргументов. Наука отчасти идет дальше, в смысле аргументации, она отвечает на вопросы причин, а философия занимается вопросами целей. Например, биология не занимается вопросом, зачем живет человек, она отвечает на вопрос, почему он живет.

Философское мировоззрение пытается объединить два исторических типа, таких как религия и наука, то есть пытается объяснить, зачем человеку что-то необходимо, при этом аргументируя свои объяснения.

Несмотря на то, что у всех разное мировосприятие, оно может быть в чем-то и схоже. Это сходство и позволяет выделить основные типы философского мировоззрения, которые характерны для общества в целом:

  • Обыденное имеет стихийный характер, сиюминутное нынешнее мнение, а также подверженность чужому, даже некритичному мнению, скажем, это мировоззрение, которое основано на бытовых взаимодействиях (образование, общение, кино и другое). Также к обыденному типу относится то, что случается с нами помимо нашей воли, внешние обстоятельства, события, случайные встречи.
  • Научное, характеризующееся логической непротиворечивостью, системностью и структурностью сознания, объясняет сложные и запутанные ситуации особой научной схемой.
  • Философское мировоззрение может быть художественно-образным, культурным, кратко говоря – это такой тип, который основан на интуитивном, образном восприятии творческого мира. Такой тип мировоззрения присущ каждому индивиду, но не каждый может ним пользоваться.
  • Гуманистическое мировоззрение было отлично описано Гербертом Спенсером, который говорил, что природа человека и есть критерий общественного блага. Это говорит о том, что именно личность имеет право делать все, что ей необходимо и все, что она желает, но не в ущерб другой личности. Гуманистическое мировоззрение призывает к строительству нового общества, в котором человеку должно быть предельно комфортно в любом аспекте его жизни.

Это самые распространенные типы человеческого мировоззрения, которые присущи в разных степенях большинству из нас.

Альбер Камю (философ) интересно подметил тот факт, что мир сам по себе неразумный, бессмысленный и даже абсурдный, а нам предоставлена возможность наделить его человеческими чертами и сделать его узнаваемым. Развитую личность невозможно представить себе вне системного, целостного и развитого мировосприятия.