Как все успевать? Или режим дня для школьника младших классов. Правильный режим дня школьника, его обоснование и неукоснительное соблюдение

Ответ редакции

Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника. Режим дисциплинирует, помогает быть собранным. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу.

Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня.

Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.

Инфографика АиФ

Сон

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.

Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, потому что в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2-2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия: ложиться спать в одно и то же время; ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.); сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.

Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.

Примерные нормы ночного сна для школьников :

В 1-4 классе — 10-10,5 часа, 5-7 классы — 10,5 часа, 6-9 классы — 9-9,5 часа, 10-11 классы — 8-9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать продолжительностью до 2 часов.

Рабочий стол

Правильно организуйте рабочее место школьника — условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.

Школьный ранец

Очень важно (особенно в младших классах) также правильно подобрать школьный ранец. Основные критерии: широкие, регулируемые по длине ремни с амортизирующими прокладками, жёсткая недеформируемая спинка. Портфели и ранцы ученические должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов.

Вес ранца не должен превышать: для учащихся начальных классов — 700 г, для учащихся средних и старших классов — 1000 г.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2 классов — 1,5 кг, 3-4 классов — 2 кг, — 5-6 — 2,5 кг, 7-8 — 3,5 кг, 9-11-х — 4 кг.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательной организации, второй — для приготовления домашних заданий.

Питание

Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определённых требований. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5-4 часов.

При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.

Принимать пищу ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке, внешний вид и запах блюд, сервировка стола должны вызывать у него положительные эмоции.

Игры и прогулки

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3-3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

Приветствую вас на моей страничке, уважаемые родители! Готовясь к новому учебному году, мы в заботах о , канцелярских товарах, учебниках и абсолютно не думаем, что ребёнку придётся «вставать-учиться-ложиться» в одно и то же время. А зачем? «Будет время – будет пища!»

Вспоминаем мы об этом лишь тогда, когда школьник день за днём опаздывает на первый урок, выскакивая из постели за 5 минут до его начала, или не успевает вечером сделать уроки, просиживая допоздна. Почему так происходит? Потому что среди всей школьной суеты мы не вспоминаем про режим дня школьника младших классов, делая всё «с колёс». И совершенно зря!

План урока:

Зачем школьнику режим?

Согласитесь, радует, когда с утра не нужно вытаскивать ребёнка из постели, чтобы прямиком отправить в школу. А всё потому, что школьник вовремя лёг спать, а утром без настоятельных «Вставай!» поднялся с бодрым настроением. Приятно, когда без лишних напоминаний ученик садится за письменный стол и делает уроки.

Всё просто: ребёнок уже погулял на улице, в сети пообщался с друзьями, настало время для учёбы. Не нужно двадцать пять раз звать его на ужин, слыша в ответ: «Сейчас!» и видя, как наспех собираются учебники и скидываются в портфель тетради. Вот бы так! А почему бы и нет?

Некоторые взрослые не придерживаются режима, и напрасно, ведь на школьную жизнь, особенно у детей начальных классов, попадает самый важный этап развития, включая формирование навыков, привычек, выработку характера. Чередование действий день за днём, когда школьник спит, учится, ест и отдыхает в установленное время, вырабатывает рефлекторную работу, благодаря чему ребёнок заблаговременно настраивается на что-то без хаоса и беспорядка в голове.

Безусловно, на первых порах придётся столкнуться с нежеланием всё делать вовремя и отчаянным сопротивлением, когда стрелки часов неумолимо встают в нужную позицию. Но мы же с вами мудрые, терпеливые и настойчивые, правда?

Обязательные ингредиенты режима дня

Все дети уникальны, нет одинаковых, и «постричь их под одну гребёнку» сложно, да и не нужно. Справиться с нервным перенапряжением в начале учебного года после вольготного летнего периода очень даже несложно, главное – правильно выстроить режим дня. Ежедневное расписание должно включать в себя позиции, без которых не обойтись при грамотном делении времени на работу и отдых.


Вывести детей из состояния «поднять-подняли, а разбудить забыли» помогает зарядка, которая не только откроет «спящие на ходу» глаза, но даст энергетический толчок всему организму, чтобы захотелось «летать и творить».


Многие дети, полчаса назад открыв глаза, не готовы заталкивать в себя супы и котлеты, родителям приходится выкручиваться всякими вкусняшками. Здесь главное не переборщить с кексиками и булочками. Пусть на утреннем столе будет что-нибудь погорячее и посущественней. Ведь до второго завтрака в школе ещё дожить нужно!

Дети, которые остаются на продлёнке, обедают, а иногда и ужинают, в школе. А родителям тех, кто после уроков приходит домой и у кого вторая смена, приходиться позаботиться, как накормить детей днём. Тут уже как кто подстраивается: привлекаются бабушки и старшие братья-сёстры, обучают навыкам пользования микроволновкой и плитой, делают набеги домой с работы. Но голодный ребёнок – не ученик!


Наиболее привлекательным временем для занятий уроками считаются промежутки с 11.00 до 13.00 и с 15.00 до 18.00. Оставшиеся драгоценные часы можно распределить по своему усмотрению. Многие успевают посещать и кружки, некоторые любят больше быть на улице, гоняя мяч во дворе или сплетничая на качели с подружками.

Не забывайте на полчасика подключить своего ученика к домашним делам, в этом возрасте они уже успешно с этим справляются. Не переживайте, школьник без труда в установленном режиме найдёт свободное время для компьютера и телевизора, втиснув между важными делами. Путь это будет не более 30 – 45 минут в день, а когда – решать ему самому.

Режим дня: болванка для творчества

Давайте попробуем накидать классический распорядок дня младшего школьника, который можно взять за основу.

07.00 – 07.30 — самое время, чтобы начать новый день, при помощи зарядки придать бодрости и окончательно проснуться в ванной, умываясь холодной водой,

07.30 – 08.00 – так вкусно пахнет приготовленным мамой завтраком, что аж «слюнки текут», никак нельзя от него отказаться,

08.00 – 08.30 – есть целых полчаса, чтоб по дороге в школу вдохнуть свежего воздуха, взахлёб что-нибудь рассказывая друзьям,

08.30 – 12.30 – надо быть серьёзным, придётся включить мозг, напрячь память и активно работать рукой, чтобы вечером было чем порадовать родителей,

12.30 – 13.30 – есть время по дороге домой обсудить с одноклассниками наполовину прожитый день и пообедать,

13.30 – 15.00 – не стоит себе отказывать, если хочется вздремнуть, а если ещё достаточно много сил, то можно передохнуть, общаясь в сети или сидя перед телевизором.

15.00 – 17.00 – хочется – не хочется, но есть слово «надо», да всего-то три урока, делов-то,

17.00 – 18.00 – сделал дело и гуляю смело, оказывается, с делами справилось полкласса, все встретились в любимом месте,

18.00 – 19.30 – все дома, на столе ужин, опаздывать нельзя, иначе пропущу семейный «совет в Филях»,

19.30 – 20.00 – поделаны все дела, почему бы не помочь маме и не поставить галочку в своём «списке добрых дел»,

20.00 – 21.00 – есть ещё часик, чтобы глянуть телик, отправить сообщения в ВК, а потом с чувством выполненного долга идти мыться и смотреть сны. День прожит не зря!

Особенное расписания для особенных случаев

Немного сложнее организоваться младшим школьникам, обучающимся во вторую смену. Не стоит настраиваться на то, что учёба после обеда даёт возможность детям выспаться. При таком графике начинается и заканчивается день, как обычно, а домашнее задание перетекает на утреннее время, где-то после 09.00 часов. Перед школой дети могут и погулять, и пообедать.

Если же ребёнок настраивается встать попозже, то либо он не успевает делать уроки, либо нет времени на обед или прогулку, чем-то придётся жертвовать, а стоит ли? Не лучше ли вовремя встать?

Продлёнка по своей сути не меняет режим, так как в школе и выполнение уроков, и свободное время привязаны к классическому расписанию.

Многие родители задаются вопросом: а нужно ли поддерживать режим на каникулах и в выходные? Подходить к свободному от учёбы времени можно по своему усмотрению, но режим сна и питания – это те исключения из правил, которые не рекомендуют менять.

Да и долгий летний период – не повод, чтобы расслабиться совсем, куда же делись чтение на дом и домашние обязанности? Но дать себе слабинку, отступив от режима и на часик подольше понежиться в кровати, конечно, не возбраняется. На то они выходные и каникулы!

Нашла старенький выпуск киножурнала «Ералаш» про мальчика Сережу) Как раз в тему)

Готова выслушать ваши «за» и «против» распорядка, нравится ли вам и вашим школьникам жить по расписанию? На этом прощаюсь, но ненадолго, ведь у меня тоже есть режим встреч с вами!

Всем удачи и добра!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

От слов «режим дня» многие начинают зевать и потягиваться. На первый взгляд, режим – это нечто скучное, однообразное; рутина, повторяющаяся изо дня в день. Но, на самом деле, его значение для успешной учебы и поддержания здоровья школьника трудно переоценить.

К тому же режим вовсе не обязательно должен быть скучным, все зависит от того, какими делами мы его наполним.

Для чего школьнику режим

Маленькому первокласснику не под силу самому распланировать свой день. А ведь нужно столько всего успеть: посетить кружки, погулять, сделать уроки, вовремя лечь спать. Ребенок вполне может заиграться и забыть даже об ужине.

Режим дня – это еще и стабильность, которая так важна для малыша. Ведь его жизнь кардинально изменилась, когда он пошел в школу. В связи с этим, желательно выработать привычку к режиму еще до сентября, чтобы новый этап начался для ребёнка без неожиданных трудностей вроде раннего подъема.

Давайте рассмотрим примерный режим дня младшего школьника, и подумаем, какими интересными делами мы можем его заполнить.

Для тех, кто учится в 1 смену

7: 00 — подъем

Утро начинается с зарядки. Не нужно заставлять ребенка вскакивать с постели сразу после того, как он открыл глаза, дайте человеку немного прийти в себя после сна. В противном случае, он будет всё утро клевать носом или отправится в школу в плохом настроении.

После того, как малыш окончательно проснулся можно приступать к зарядке, или дать ему дополнительно время, отправив в ванную умывать лицо.

7: 00 – 7: 30 — зарядка

В режиме для школьника начальных классов она может сопровождаться стихами или бодрящей музыкой. Будет здорово, если это какая-то смешная песенка или стишок, предполагающий забавные движения — ребенок будет делать ее с удовольствием, и хорошее настроение ему будут обеспеченно.

Комплекс упражнений должен включать нагрузку на все группы мышц: сверху вниз. То есть, сначала шея, плечи, руки, затем туловище и ноги. В конце можно побегать, попрыгать и сделать успокаивающее дыхание.

Помните, утренняя зарядка – это не силовая тренировка. Ее основные задачи: окончательно разбудить ребенка, разогнать кровь и размять суставы. Поэтому комплекс составляйте с учетом того, что малыш должен взбодриться, а не устать.

Зарядку нужно делать в прохладном, проветриваемом помещении. Для того чтобы одновременно закалять ребенка – делайте туренную зарядку в комнате с открытым окном или форточкой. Периодически меняйте музыку и комплекс упражнений, чтобы ребенку не надоедало.

Водные процедуры

Стоматологи рекомендуют чистить зубы после завтрака, а после сна всего лишь прополоскать водой. Если вы против такого подхода – можно поменять эти процедуры местами, но совсем забывать о чистки полости рта после завтрака не нужно.

Если есть возможность, в режиме школьника нужно выделить время для душа. Желаете закалять ребенка? Отлично! Начинайте с теплой воды и постепенно, день за днем, уменьшайте температуру до 20-15 градусов. Хорошим вариантом будет и контрастный душ.

7: 30 — 7: 50 — завтрак

Как известно, самый важный прием пищи. Завтрак обязательно должен быть горячим и достаточно калорийным. Очень хорошо, если вы завтракаете всей семьей. Во-первых, доброжелательная, теплая семейная обстановка настроит малыша на позитивный лад и подарит вам всем время для того, чтобы побыть вместе. К сожалению, в наше время – это не так-то просто.

Во-вторых, дети всегда подражают своим родителям, и если вы покажете ребёнку, что завтрак утром – это обязательно, эта привычка гарантирует ему в будущем отсутствие проблем с желудком.

8: 30 — 1 2: 30 — школа и дорога туда — обратно

13.00 — 13.30 — обед

После того, как занятия закончились, ребёнок возвращается домой. Там его должен ждать полноценный горячий обед, а если никто не может встретить первоклассника, нужно научить его самостоятельно разогревать пищу, либо хранить ее в термосе.

13: 30 — 14: 30 — отдых

Правильный режим дня для школьника предполагает 1-1,5 часа послеобеденного отдыха. В это время можно поспать, поиграть или погулять. Очень нежелательно читать, смотреть телевизор или работать за компьютером – глазам нужен отдых. Берегите зрение своих детей с раннего возраста! Кроме вас этого делать никто не будет, тем более, сами малыши.

Не забывайте о том, что вашему ребёнку, как и любому другому человеку, нужно время побыть наедине с собой. Не лишайте его такой возможности.

14: 30 — 16: 00 — прогулка

16: 00 — 16: 15 — полдник

16: 15 — 17: 30 — домашняя работа

В одних школах первоклашкам задают уроки на дом, в других – нет. В любом случае, с самого начала обучения вам нужно так составить режим для школьника, чтобы в нем было время на домашние занятия.

Пока в школе не задают уроков, можно заниматься закреплением пройденного на занятиях или составить задания для ребёнка самостоятельно. Домашняя работа должна твердо войти в привычку с самых первых дней. В старших классах это сослужит и ребёнку, и вам хорошую службу.

Режим домашних занятий для школьника 1 класса должен предполагать непосредственно занятия не более 30 минут и 10_ти минутные перерывы. Начинать стоит с более легких задач. Психологи рекомендуют помогать первокласснику только в том случае, если он попробовал сам, но не справился. Да и то, не давать ему готовый ответ, а направлять, помогать самому дойти до решения той или иной задачи.

Обстановка должна быть спокойной, чтобы ребенок смог сосредоточиться. Не нужно посторонних разговоров, телевизора, еды и прочего. Кроме того, у школьника должно быть

17: 30 — 19: 00 — свободное время

Это время в режиме дня младшего школьника отводится под личные занятия ребёнка: игры, просмотр телевизора (ограниченно), прогулка, посещение кружков.

Стоит отметить, что отдавать ребёнка на дополнительное обучение , будь то музыкальная или художественная школа, в то же время, когда он поступает в первый класс – неправильно. Получается слишком большая нагрузка, несколько новых коллективов и абсолютное отсутствие свободного времени, ни к чему так перегружать малыша.

На дополнительное обучение нужно записываться либо за год до школы, либо только со второго класса. Отличным вариантом будет спортивная секция или занятия танцами. Младшие школьники – всё еще маленькие детки, которые любят бегать и прыгать. Более того, им это жизненно необходимо для хорошего роста и правильного развития. Поэтому так важно, чтобы малыш мог наверстать упущенное за день.

Если нет возможности заниматься спортом в группе, занимайтесь им дома, а точнее на улице. Посвятите свободное время активной прогулке на свежем воздухе.

19: 00 — 20: 00 — ужин

Нехитрая привычка делиться впечатлениями и переживаниями не позволит вам пропустить что-то важно в жизни ребёнка, и даст реальный шанс не оказаться в числе тех родителей, которые спустя несколько лет на вопрос «как дела в школе?», получают только сухое «нормально».

Домашние дела

Организация режима дня школьника после ужина должна предполагать время на домашнее дела. Даже первоклассник может помочь родителям убрать со стола, помыть посуду, прибраться в своей комнате, что-то постирать (например, свой носовой платок или носочки) и, конечно, собрать школьную сумку на завтра.

Прогулка

Не ленитесь прогуляться перед сном хотя бы 20-30 минут. Если вы еще не успели как следует пообщаться с ребёнком – это отличная возможность спокойно поговорить.

Не нужно устраивать каких-то активных игр. Малыш должен успокоиться, подышать свежим воздухом для того, чтобы спокойно и крепко спать.

Если погода не позволяет гулять, займитесь чем-нибудь всей семьей, например, настольными играми или чтением какой-нибудь увлекательной книги, несложными поделками.

Не оставляйте на это время выполнение домашнего задания. Даже если ребёнок выглядит бодрым, это, скорее всего, проявление переутомления. Не переоценивайте силы младшего школьника.

20: 30 — 7: 00 — сон

О значении сна в режиме дня школьника начальных классов говорить можно бесконечно. Но, наверняка, каждый взрослый понимает, как важно ребёнку спать не менее 9 часов. Он, конечно, может спать меньше и при этом отлично себя чувствовать…до поры до времени. Затем последуют переутомление, невротические расстройства, отставание от одноклассников и другие малоприятные явления. Нужно ли это вашему ребёнку и вам?

Если есть проблемы с укладыванием, обратите внимание на то, чем занимается ребёнок перед сном. Нужно исключить активные игры, телепередачи, оказывающие возбуждающие влияние на психику малыша, попытаться сгладить слишком сильные эмоциональные переживания.

Можно принять теплую ванну, выпить стакан теплого молока с мёдом, почитать спокойную книгу. Постель должна быть свежей, а комната чистой и хорошо проветренной. В идеале, если вы уделяете внимание закаливанию, в комнате для сна всю ночь должна быть открыта форточка.

Конечно, в наших условиях это не всегда возможно. Когда зимой отключают отопление в квартире, там и так прохладно, но всё-таки, не забывайте следить за тем, чтобы в спальне было свежо.

Спустя какое-то время, после введения режима сна, школьник начнет без проблем засыпать и просыпаться в определенное время. К счастью, детки быстро привыкают к правильному режиму.

Для тех, кто учится в 2 смену

Режим дня первоклассника, который учится во вторую смену, строится по тем же основам, что и у школьников, посещающих занятия утром. Меняется только время на домашние задания и посещение школы.

Подъем должен быть так же в 7:00 утра. После зарядки, водных процедур и завтрака ребёнку дается 30 минут свободного времени на личные нужды. Затем следует выполнение домашнего задания, прогулка и обед. После школы и ужина, режим школьника предполагает дела по дому – помощь родителям и подготовку к завтрашнему школьному дню: не выполнение уроков, а сбор сумки и школьной формы.

Как приучить ребёнка к режиму

Хотя первоклассники и быстро привыкают к режиму, вряд ли они в состоянии наладить его самостоятельно. Сначала от родителей потребуются все усилия, чтобы ненавязчиво ввести в жизнь ребёнка новый распорядок, не вызвав неприязни и отторжения.

Режим нужно налаживать постепенно , не ставя сразу жесткие рамки. Не получилось, не успели, проспали немного дольше, чем положено – ничего страшного. Учтите ошибки и в следующий раз постарайтесь не допустить их.

На первых порах все нужно делать с ребенком : и заниматься зарядкой, и собирать сумку на завтра. Если есть возможность, желательно взять отпуск на первый учебный месяц – посвятить его ребенку и «настройке» режима. После этого периодически звоните малышу и ненавязчиво интересуйтесь, сделал ли он положенные по режиму дела.

Чем глубже и незаметней режим войдет в жизнь школьника, тем более естественным ему будет казаться заданный ритм. А для этого вы должны пройти первоначальный этап вместе, не лениться и не отступать от принятого распорядка.

Соблюдать ли режим в выходные дни

Конечно, в выходные хочется поспать подольше, а по возможности и весь день. Однако не стоит поддаваться соблазну. Максимум, от режима можно отступить на 1 — 2 часа. Хотя, если ребенок достаточно спит в будние дни и уже привык к распорядку – он наверняка проснется в 7 часов утра.

Родителям, в таком случае, можно только посочувствовать и посоветовать ложиться пораньше, хотя бы на выходных. Ведь, чем раньше вы встанете, тем больше времени сможете провести с активным ребенком.

На выходных постарайтесь выбраться на природу или посетить какие-то культурно-развлекательные мероприятия: музей, выставку, концерт. Можно сходить в кафе. Отличным способом провести выходные будет посещение катка, велосипедные прогулки или прогулки верхом. Дела на выходные дни лучше планировать заранее: составить расписание, приобрести билеты и так далее.

Многие семьи, к сожалению, предпочитают проводить выходные пред телевизором и компьютером. Если вы относитесь к таким людям, подумайте, будет ли ребенку что вспомнить, когда он подрастет? Захочется ли ему приезжать в родительский дом, в котором не могут предложить ничего, кроме совместного просмотра телепередач?

Иногда, собрав чадо в школу, родители могут забывать о такой составляющей его образа жизни, как режим. У ребенка должен быть составлен распорядок дня для обеспечения сохранности его здоровья. Режим дня у современных школьников может отличаться по возрастному критерию, смене, в которой он обучается, и состоянию здоровья. Все нюансы составления распорядка дня мы поясним в данной статье.

Что включат в себя режим дня?

Режимом дня в обязательном порядке предусматриваются:

  • полноценное питание;
  • физические нагрузки;
  • обучение;
  • соблюдение гигиенических норм;

Питание

Ребенок обязательно должен питаться пять раз в день. Питание включает в себя: завтрак, обед, полдник, ужин и второй ужин. Все блюда должны быть питательными и полезными. Если завтрак, обед и ужин рассчитаны на прием полноценных блюд, то полдник и второй ужин могут включать в себя булочку, фрукты, кефир, чай, сок.

Значение режима дня для школьника в рамках приема пищи – колоссальное. Ребенок должен есть в одно и то же время – это обеспечивает нормальную работу желудочно-кишечного тракта. Питание не по времени может привести к серьезным заболеваниям, например, гастриту или язвенной болезни.

Физические нагрузки

Под физическими нагрузками для школьников понимают: выполнение утренней гимнастики и упражнений в перерывах между решением домашних заданий, активные игры на улице, а также прогулки на свежем воздухе. Степень нагрузки отличается в зависимости от возраста. Для больных детей она корректируется специалистами.

Обучение

Биоритмами человека предусматриваются два периода активной трудоспособности – время с 11:00 – 13:00 и с 16:00 – 18:00. Учебный график и период выполнения домашних заданий детьми должен рассчитываться под эти биоритмы.

Соблюдение гигиены

Для поддержания состояния собственного здоровья ребенок должен быть приучен к выполнению норм гигиены. К ним относится утренний туалет, включающий уход за полостью рта и лицом, и вечерний, когда ребенок помимо ухода за полостью рта должен принять душ. В хорошие привычки школьника должно входить мытье рук перед едой и после посещения улицы.

Режим дня школьника должен быть организован так, чтобы засыпал он и просыпался в одно и то же время. Это дает ребенку возможность полноценно выспаться, легко проснуться и быть активным и бодрым в течение дня. Здоровый сон для ребенка длится 9,5-10 часов.

Примерный режим дня школьника можете посмотреть в таблице. Отличия в графиках обусловлены возрастными особенностями детей.


Режим дня младшего школьника

Правильный режим дня для школьника начальных классов предполагает меньшее количество часов на выполнение домашних заданий. Появляющееся время необходимо выделить на физическую активность, которая детям в этом возрасте еще очень нужна. Максимальное время просмотра телевизора для младшего школьника составляет 45 минут. Нервную систему детей не следует сильно нагружать, поскольку она еще не совершенна.

Режим дня старшего школьника

Свои особенности организации режима дня имеют старшие школьники. Гормональные сбои, и большая умственная нагрузка также требуют отдыха и разгрузки между уроками и выполнением домашних заданий. Отдых для детей не должен быть пассивным. Полезно будет просто сменить вид деятельности, например, умственную нагрузку заменить физической.

Детей, начиная с 10-летнего возраста, все больше следует привлекать к выполнению домашних обязанностей. Этот пункт, предусмотренный режимом дня, имеет большое значение в жизни школьника, так как позволяет выработать трудолюбие.

Режим дня школьника, обучающегося во 2 смену

Обучение во вторую смену предполагает немного другую организацию режима дня школьника. Так, домашние задания ребенок выполняет с утра, спустя полчаса после завтрака. Такое время выполнения домашних работ позволяет освободить его для длительной прогулки на свежем воздухе перед занятиями в школе. Перед школой ребенок должен пообедать, а в школе – съесть полдник. Вечером делать уроки не рекомендуется, так как организм уже не может нормально функционировать. Немного сокращается и время, отведенное для помощи родителям по дому. Время подъема и отхода ко сну остаются такими же, как и у учащихся первой смены.