Как в Средневековье Земля была круглой, а в XXI веке стала плоской. Милетская школа В форме груши

Книга Стивена Хокинга под названием «Краткая история времени» начинается с истории о том, как одна женщина на лекции о строении Вселенной (предположительно, Бертрана Рассела) вступила с ним в спор. Она настаивала на том, что, на самом деле, Земля — «плоская тарелка, которая стоит на спине у гигантской черепахи». Если кто-то и стоял в этот момент, то это ХХ век на дворе.

Но стоит все-таки вернуться к первоначальным представлениям человечества, чтобы понять, откуда у этих черепах растут лапы.

Зооморфные концепции построения мира рассматривает ученый Валерий Евсюков в своей книге «Мифы о Вселенной» . Он отмечает, что в древней мифологии чаще всего в качестве опоры избирались животные, обитающие в водной или водно-земной среде: рыбы, черепахи, лягушки, змеи. И выбор такой неслучайный, поскольку именно на воде, согласно представлениям мифотворцев, плавала Земля.

Черепахи же, вероятно всего, проникли в европейское сознание из индийской мифологии. Эта рептилия стояла у истоков мироздания. Спинной и брюшной щиты воплощали небо и землю, а пространство между ними самих богов, людей и природу. А опоясывала все это дело почитаемая гигантская змея.

Удержать планету — ответственность не из легких, поэтому эти обязанности также делегировали животным габаритных размеров вроде кита, быка или слона. С развитием древнеиндийской мифологии на черепаху, к примеру, взгромоздили четырех слонов.

А в Японии считалось, что землетрясения в их стране связаны с движением исполинского хвоста кита или же его желанием перевернуться на другой бок.

Согласно мусульманским верованиям, бык составлял часть многоэтажной конструкции из ангела, рубина, судна и рыбы, а его рога простирались от основания земли до небес.

Роль этого животного усилилась в тюркской мифологии. Считалось, что планета содрогалась каждый раз, когда бык уставал и перетасовывал землю с одного рога на другой.

Античность: от цилиндра к шару

И если представления ранних цивилизаций отличались разнообразием животных форм, то древних греков — геометрических. К примеру, почитаемый философ Анаксимандр считал, что Земля имеет форму цилиндра, на верхушке которого и обитают люди. И вместе с этим он был первым, кому удалось приблизиться к революционной идее о бесконечности Вселенной. В таком случае консервативными можно считать взгляды Демокрита, одного из основателей учения об атомах и приверженца теории о плоской Земле.

В IV веке до н.э. Аристотель в трактате «О небе» навел три аргумента, почему планета таковой быть не может. Вряд ли цилиндр или плоская поверхность могут отбрасывать на Луну круглую тень. Это возможно только в случае шарообразности планеты. А следующие два довода связаны с излюбленным занятием греков — морскими путешествиями. Мореплаватели заметили, что в зависимости от того, в каком полушарии они находятся, Полярная звезда располагается над их головами ниже или выше. И, наконец, издали мы видим сначала парус корабля, а уже потом над линией горизонта вырисовывается вся его остальная часть.

Правда, аристотелевская Земля покоилась в горделивой неподвижности и сносила круговые вращения вокруг себя Солнца и других небесных тел. Вот такая порочная мания величия по умолчанию заложена в геоцентрической модели.

Вопросы морали, конечно же, издревле занимали христианскую церковь. И она с радостью приняла ошибочную идею Птолемея о статичной планете только потому, что кое-что они могли домыслить сами. Ученому небосклон представлялся вращающимися сферами, на последней их которых находились такие же неподвижные звезды. Вот только что было за их пределами он объяснить не мог. Священнослужители сочли эту территорию подходящим местом для рая и ада.

В общем, все дальнейшие исследования были направлены на то, чтобы разобраться с положением, способом передвижения небесных тел, но форма Земли никаких сомнений не вызывала, и в основном вопрос «вращается ли Солнце вокруг цилиндра или цилиндр вокруг Солнца» не возникал уже где-то с IV века н.э.

Тогда почему черепаха, по мнению большинства современников, держала Землю вплоть до путешествия Колумба?

В форме груши

«Сплюснул» планету в Средневековье писатель Вашингтон Ирвинг, когда в 1828 году написал роман под названием «Жизнь и путешествия Христофора Колумба», где объяснил вояж исследователя желанием доказать, что Земля круглая. Колумбу же, на самом деле, хотелось убедить всех, что Азия находиться ближе, чем было принято считать. Но он недооценил расстояние к ней и не достиг цели, потому что использовал устаревшие греческие данные во время подсчетов.

Миф о плоской Земле в Средневековье возник
после выхода романа В. Ирвинга в XIX веке

Попутно стоит развенчать и миф о самом открытии Америки Колумбом. До него материк посещали множество мореплавателей. А скандинавец Лейф Эриксон, первооткрыватель Гренландии, посетил Северную Америку еще за пять столетий до путешествия Христофора Колумба. Он нарек ее земли «Винландом», и, как повествует «Сага об Эрике Рыжем», первым составил карты этих территорий. Но поскольку эти сведения были ограничены пределами скандинавских стран, широкого распространения и признания в мире они не приобрели.

Получается, право быть первопроходцем наделяется не по принципу «кто первый встал — того и тапки», а в зависимости от эффективности информационной кампании, работа которой в XV веке оказалась плодотворней, чем в одиннадцатом.

Но на самом деле нога Колумба ни разу не ступала на территорию современных Штатов. Можно говорить только о том, что его команде удалось приблизиться к ним: где-то в районе Багамских островов.

Ну а умер, как известно, Колумб в полной уверенности, что достиг берегов Азии.

Такой же твердой была позиция мореплавателя касательно формы Земли, которую он считал похожей на грушу. В письме к испанским супругам-правителям, Фердинанду и Изабелле, он писал :

«Я пришел к выводу, что Земля не круглая, как это описывалось раньше, а грушевидная. Она очень округлая в наиболее выпуклой части за исключением области, где растет ее хвостик. Или ее можно сравнить с мячом, над которым есть выступ, напоминающий женский сосок. Эта часть самая высокая и близкая к небу, и находится она ниже линии экватора».

Плоская и точка

Через 10 лет после выхода художественного романа Ирвинга, внесшего сумятицу в тогдашние воззрения об уровне просвещенности средневекового населения, появляется новый сумасброд по имени Сэмюэл Бёрли Роуботам. Он издает научную работу под названием «Цететическая астрономия» (в переводе с греческого zetein — «искать, выяснять»). В нем подается описание целого ряда экспериментов в пользу теории о плоской Земле.

Его учение снискало признания и обрело популярности особенно среди христиан в силу двух обстоятельств. Во-первых, цететическая космология основалась на вере и буквальной интерпретации избранных цитат из Библии. В частности, некоторые религиозные тексты описывали Землю как плоский диск с центром на Северном полюсе. А куда же тогда подевался Южный полюс? По мнению автора, его просто не существовало. А то, что звалось Антарктикой, на самом деле, было ледяной стеной, окружающей мир. Во-вторых, по словам современников, Роуботам был харизматичным рассказчиком, обладающем изрядной долей остроумия, чем и заслужил расположение своих слушателей.

NASA-обманщики

На основе «Всемирного Цететического общества» спустя столетие, в 1956 году, возникает «Международное общество сторонников теории плоского строения Земли», основателем которой становится такой приверженец христианских взглядов Семюэль Шентон. Но на чем могла зиждиться эта организация, если через несколько лет начнется период эпохальных космических полетов, доказывающих прямо противоположные вещи? Конечно же, на убеждение, что все это сплошная фальсификация. О снимках NASA из космоса Шентон отозвался следующим образом: «Зачем-то им понадобилось, чтобы люди верили в то, что Земля круглая». А высадку экипажа «Аполлон» на Луну назвал режиссерской работой Артура Кларка или Стенли Рубрика.

В конце 1990-х количество членов организации составляло 3500 участников, а возглавлял к тому времени ее уже Чарльз К. Джонсон. Он жил и трудился в пустыне Мохаве до момента, пока его пристанище не сгорело дотла в 1995-м. Вместе с зданием в пепел обратились все архивы и списки членов. После смерти самого руководителя в 2001-м количество участников сократилось до нескольких сотен, но организация не исчезла бесследно и продолжает существовать и поныне в виде веб-сайта с 800 зарегистрированными пользователями.

Нынешний президент Даниэль Шентон, активный пользователь Twitter https://twitter.com/danielshenton, едва ли не в каждом посте продвигает позицию его организации с хэштегом #FlatEarth.

В материале The Guardians журналист язвительно отмечает, что аргументы Даниэля сами заводят его в тупик. В то время как в концепции «плоских землян» идея орбитальных спутников совсем не вписывается, Шентон переходит улицы Лондона с помощью GPS-навигатора. И он также счастлив перелететь из США в Великобританию, хотя он утверждает, что во время пересечения антарктических ледников самолет обязательно упадет с неба.

На самом деле, нельзя дать четкое определение, что такие-то представления о нашей планете соответствовали определенному периоду времени. Абсолютно в каждой эпохе они находились в тесной взаимосвязи и противостоянии одновременно.

В основе мифа о средневековой непросвещенности в вопросах космического масштаба лежит еще более устоявшийся стереотип о малограмотности широких масс в прошлом. Отчасти так и было, но вряд ли взгляды того же Шентона спустя сто лет будут рассматриваться как период временного помутнения человеческого разума в целом. Скорее, они будут принадлежат к коллекции ярких эксцентричных выходок XXI века.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 960px; max-width: 100%; border-radius: 5px; -moz-border-radius: 5px; -webkit-border-radius: 5px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 930px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

Развитие геоцентризма

С древнейших времён Земля считалась центром мироздания. При этом предполагалось наличиецентральной оси Вселенной и асимметрия «верх-низ». Землю от падения удерживала какая-то опора, вкачестве которой в ранних цивилизациях мыслилось какое-то гигантское мифическое животное или животные(черепахи, слоны, киты). «Отец философии» Фалес Милетский в качестве этой опоры видел естественныйобъект - мировой океан. Анаксимандр Милетский предположил, что Вселенная является центрально-симметричной и в ней отсутствует какое-либо выделенное направление. Поэтому у находящейся в центреКосмоса Земли отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении, то есть она свободно покоится вцентре Вселенной без опоры. Ученик Анаксимандра Анаксимен не последовал за учителем, полагая, чтоЗемля удерживается от падения сжатым воздухом. Такого же мнения придерживался и Анаксагор. Точкузрения Анаксимандра разделяли пифагорейцы, Парменид и Птолемей. Не ясна позиция Демокрита:согласно разным свидетельствам, он последовал Анаксимандру или Анаксимену.

Одно из самых ранних дошедших донас изображений геоцентрическойсистемы (Макробий, Комментарийна Сон Сципиона , рукопись IX века)

Анаксимандр считал Землю имеющей форму низкого цилиндра с высотой в три раза меньше диаметраоснования. Анаксимен, Анаксагор, Левкипп считали Землю плоской, наподобие крышки стола.Принципиально новый шаг сделал Пифагор, который предположил, что Земля имеет форму шара. В этомему последовали не только пифагорейцы, но также Парменид, Платон, Аристотель. Так возниклаканоническая форма геоцентрической системы, впоследствии активно разрабатываемая древнегреческимиастрономами: шарообразная Земля находится в центре сферической Вселенной; видимое суточноедвижение небесных светил является отражением вращения Космоса вокруг мировой оси.

Что касается порядка следования светил, то Анаксимандр считал звёзды расположенными ближе всего к Земле, далее следовали Луна и Солнце. Анаксимен впервые предположил, что звёзды являются самыми далёкими от Земли объектами, закреплёнными на внешней оболочке Космоса.Возникло мнение,что чем больше период обращения светила понебесной сфере, тем оно выше. Таким образом, порядок расположения светил оказывался таким: Луна,Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звёзды. Сюда не включены Меркурий и Венера, потому что у греков былиразногласия на их счёт: Аристотель и Платон помещали их сразу за Солнцем, Птолемей - между Луной иСолнцем. Аристотель считал, что выше сферы неподвижных звёзд нет ничего, даже пространства, в то времякак стоики считали, что наш мир погружен в бесконечное пустое пространство; атомисты вслед заДемокритом полагали, что за нашим миром (ограниченным сферой неподвижных звёзд) находятся другие миры.



Средневековое изображениегеоцентрической системы (изКосмографии Петра Апиана, 1540 г.)

Обоснование геоцентризма

Древнегреческие учёные поразному, однако, обосновывали центральное положение и неподвижностьЗемли. Анаксимандр, в качестве причины указывал сферическую симметрию Космоса.Его не поддерживал Аристотель.Он обосновывал геоцентризм следующим образом: Земля является тяжёлымтелом, а естественным местом для тяжёлых тел является центр Вселенной; как показывает опыт, всетяжёлые тела падают отвесно, а поскольку они движутся к центру мира, Земля находится в центре. Крометого, орбитальное движение Земли) Аристотель отвергал на томосновании, что оно должно приводить к параллактическому смещению звёзд, которое не наблюдается.

Ряд авторов приводит и другие эмпирические доводы. Плиний Старший в своей энциклопедии «Естественнаяистория» обосновывает центральное положение Земли равенством дня и ночи во время равноденствий итем, что во время равноденствия восход и заход наблюдается на одной и той же линии, а восход солнца вдень летнего солнцестояния находится на той же линии, что и заход в день зимнего солнцестояния. С астрономической точки зрения, все эти доводы, конечно, являются недоразумением. Немногим лучше идоводы, приводимые Клеомедом в учебнике «Лекции по астрономии», где он обосновывает центральностьЗемли от противного. По его мнению, если бы Земля находилась к востоку от центра Вселенной, то тени нарассвете были бы короче, чем на закате, небесные тела при восходе казались бы больше, чем при заходе, апродолжительность от рассвета до полудня была бы меньше, чем от полудня до заката. Поскольку всегоэтого не наблюдается, Земля не может быть смещена к востоку от центра мира. Аналогично доказывается,что Земля не может быть смещена к западу. Далее, если бы Земля располагалась севернее или южнеецентра, тени на восходе Солнца простирались бы в северном или южном направлении, соответственно.Более того, на рассвете в дни равноденствий тени направлены точно в направлении захода Солнца в этидни, а на восходе в день летнего солнцестояния тени указывают на точку захода Солнца в день зимнегосолнцестояния. Это также указывает на то, что Земля не смещена к северу или югу от центра. Если быЗемля была выше центра, то можно было бы наблюдать меньше половины небосвода, в том числе менеешести знаков зодиака; как следствие, ночь всегда была бы длиннее дня. Аналогично доказывается, что Земляне может быть расположена ниже центра мира. Таким образом, она может находиться только в центре.

Схема геоцентрической системы мира (из книги Давида Ганса«Нехмад венаим», XVI век).Подписаны сферы: воздух, Луна,Меркурий, Венера, Солнце,сфера неподвижных звёзд,сфера, отвечавшая запредварение равноденствий

Развитие геоцентризма

Отказ от геоцентризма

В ходе научной революции XVII века выяснилось, геоцентризм несовместим с астрономическими фактами и противоречит физической теории; постепенно утвердилась гелиоцентрическая система мира . Основными событиями, приведшими к отказу от геоцентрической системы, были создание гелиоцентрической теории планетных движений Коперником , телескопические открытия Галилея , открытие законов Кеплера и, главное, создание классической механики и открытие закона всемирного тяготения Ньютоном .

Геоцентризм и религия

Уже одна из первых идей, оппозиционных геоцентризму (гелиоцентрическая гипотеза Аристарха Самосского) привела к реакции со стороны представителей религиозной философии: стоик Клеанф призвал привлечь Аристарха к суду за то, что он двигает с места «Очаг мира», имея в виду Землю; неизвестно, впрочем, увенчались ли старания Клеанфа успехом. В Средневековье , поскольку христианская церковь учила, что весь мир создан Богом ради человека (см. Антропоцентризм), геоцентризм также успешно адаптировался к христианству . Этому способствовало также буквальное прочтение Библии . Научная революция XVII веке сопровождалась попытками административного запрета гелиоцентрической системы, что привело, в частности, к судебному процессу над сторонником и пропагандистом гелиоцентризма Галилео Галилеем. В настоящее время геоцентризм как религиозная вера встречается среди некоторых консервативных протестантских групп в США .

Ссылки

См. также

Литература

  • T. L. Heath, «Aristarchus of Samos, the ancient Copernicus: a history of Greek astronomy to Aristarchus», Oxford, Clarendon, 1913; reprinted New York, Dover, 1981.


План:

    Введение
  • 1 Развитие геоцентризма
  • 2 Обоснование геоцентризма
  • 3 Объяснение астрономических явлений с позиций геоцентризма
  • 4 Отказ от геоцентризма
  • 5 Геоцентризм и религия
  • 6 Интересные факты
  • Примечания
    Литература

Введение

Геоцентрическая система мира (от др.-греч. Γῆ, Γαῖα - Земля) - представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды. Альтернативой геоцентризму является гелиоцентрическая система мира и множество современных космологических моделей Вселенной.

«Фигура небесных тел» - иллюстрация геоцентрической системы мира, сделанная португальским картографом Бартоломеу Велью в 1568 году. Хранится в Национальной библиотеке Франции.


1. Развитие геоцентризма

С древнейших времён Земля считалась центром мироздания. При этом предполагалось наличие центральной оси Вселенной и асимметрия «верх-низ». Землю от падения удерживала какая-то опора, в качестве которой в ранних цивилизациях мыслилось какое-то гигантское мифическое животное или животные (черепахи, слоны, киты). «Отец философии» Фалес Милетский в качестве этой опоры видел естественный объект - мировой океан. Анаксимандр Милетский предположил, что Вселенная является центрально-симметричной и в ней отсутствует какое-либо выделенное направление. Поэтому у находящейся в центре Космоса Земли отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении, то есть она свободно покоится в центре Вселенной без опоры. Ученик Анаксимандра Анаксимен не последовал за учителем, полагая, что Земля удерживается от падения сжатым воздухом. Такого же мнения придерживался и Анаксагор. Точку зрения Анаксимандра разделяли пифагорейцы, Парменид и Птолемей. Не ясна позиция Демокрита: согласно разным свидетельствам, он последовал Анаксимандру или Анаксимену.

Одно из самых ранних дошедших до нас изображений геоцентрической системы (Макробий, Комментарий на Сон Сципиона , рукопись IX века)

Анаксимандр считал Землю имеющей форму низкого цилиндра с высотой в три раза меньше диаметра основания. Анаксимен, Анаксагор, Левкипп считали Землю плоской, наподобие крышки стола. Принципиально новый шаг сделал Пифагор, который предположил, что Земля имеет форму шара. В этом ему последовали не только пифагорейцы, но также Парменид, Платон, Аристотель. Так возникла каноническая форма геоцентрической системы, впоследствии активно разрабатываемая древнегреческими астрономами: шарообразная Земля находится в центре сферической Вселенной; видимое суточное движение небесных светил является отражением вращения Космоса вокруг мировой оси.

Что касается порядка следования светил, то Анаксимандр считал звёзды расположенными ближе всего к Земле, далее следовали Луна и Солнце. Анаксимен впервые предположил, что звёзды являются самыми далёкими от Земли объектами, закреплёнными на внешней оболочке Космоса. В этом ему следовали все последующие учёные (за исключением Эмпедокла, поддержавшего Анаксимандра). Возникло мнение (впервые, вероятно, у Анаксимена или пифагорейцев), что чем больше период обращения светила по небесной сфере, тем оно выше. Таким образом, порядок расположения светил оказывался таким: Луна, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звёзды. Сюда не включены Меркурий и Венера, потому что у греков были разногласия на их счёт: Аристотель и Платон помещали их сразу за Солнцем, Птолемей - между Луной и Солнцем. Аристотель считал, что выше сферы неподвижных звёзд нет ничего, даже пространства, в то время как стоики считали, что наш мир погружен в бесконечное пустое пространство; атомисты вслед за Демокритом полагали, что за нашим миром (ограниченным сферой неподвижных звёзд) находятся другие миры. Это мнение поддерживали эпикурейцы, его ярко изложил Лукреций в поэме «О природе вещей».

Средневековое изображение геоцентрической системы (из Космографии Петра Апиана, 1540 г.)


2. Обоснование геоцентризма

Древнегреческие учёные по-разному, однако, обосновывали центральное положение и неподвижность Земли. Анаксимандр, как уже указывалось, в качестве причины указывал сферическую симметрию Космоса. Его не поддерживал Аристотель, выдвигая контрдовод, приписанный впоследствии Буридану: в таком случае человек, находящийся в центре комнаты, в которой у стен находится еда, должен умереть с голоду (см. Буриданов осёл). Сам Аристотель обосновывал геоцентризм следующим образом: Земля является тяжёлым телом, а естественным местом для тяжёлых тел является центр Вселенной; как показывает опыт, все тяжёлые тела падают отвесно, а поскольку они движутся к центру мира, Земля находится в центре. Кроме того, орбитальное движение Земли (которое предполагал пифагореец Филолай) Аристотель отвергал на том основании, что оно должно приводить к параллактическому смещению звёзд, которое не наблюдается.

Ряд авторов приводит и другие эмпирические доводы. Плиний Старший в своей энциклопедии «Естественная история» обосновывает центральное положение Земли равенством дня и ночи во время равноденствий и тем, что во время равноденствия восход и заход наблюдается на одной и той же линии, а восход солнца в день летнего солнцестояния находится на той же линии, что и заход в день зимнего солнцестояния. С астрономической точки зрения, все эти доводы, конечно, являются недоразумением. Немногим лучше и доводы, приводимые Клеомедом в учебнике «Лекции по астрономии», где он обосновывает центральность Земли от противного. По его мнению, если бы Земля находилась к востоку от центра Вселенной, то тени на рассвете были бы короче, чем на закате, небесные тела при восходе казались бы больше, чем при заходе, а продолжительность от рассвета до полудня была бы меньше, чем от полудня до заката. Поскольку всего этого не наблюдается, Земля не может быть смещена к востоку от центра мира. Аналогично доказывается, что Земля не может быть смещена к западу. Далее, если бы Земля располагалась севернее или южнее центра, тени на восходе Солнца простирались бы в северном или южном направлении, соответственно. Более того, на рассвете в дни равноденствий тени направлены точно в направлении захода Солнца в эти дни, а на восходе в день летнего солнцестояния тени указывают на точку захода Солнца в день зимнего солнцестояния. Это также указывает на то, что Земля не смещена к северу или югу от центра. Если бы Земля была выше центра, то можно было бы наблюдать меньше половины небосвода, в том числе менее шести знаков зодиака; как следствие, ночь всегда была бы длиннее дня. Аналогично доказывается, что Земля не может быть расположена ниже центра мира. Таким образом, она может находиться только в центре. Примерно такие же доводы в пользу центральности Земли приводит и Птолемей в Альмагесте, книга I. Разумеется, доводы Клеомеда и Птолемея доказывают только, что Вселенная гораздо больше Земли, и поэтому также являются несостоятельными.

Птолемей пытается также обосновать и неподвижность Земли (Альмагест, книга I). Во-первых, если бы Земля смещалась от центра, то наблюдались бы только что описанные эффекты, а раз их нет, Земля всегда находится в центре. Другим доводом является вертикальность траекторий падающих тел. Отсутствие осевого вращения Земли Птолемей обосновывает следующим образом: если бы Земля вращалась, то «...все предметы, не опирающиеся на Землю, должны казаться совершающими такое же движение в обратном направлении; ни облака, ни другие летающие или парящие объекты никогда не будут видимы движущимися на восток, поскольку движение Земли к востоку будет всегда отбрасывать их, так что эти объекты будут казаться движущимися на запад, в обратном направлении». Несостоятельность этого довода стала ясна только после открытия основ механики.

Схема геоцентрической системы мира (из книги Давида Ганса «Нехмад венаим», XVI век). Подписаны сферы: воздух, Луна, Меркурий, Венера, Солнце, сфера неподвижных звёзд, сфера, отвечавшая за предварение равноденствий


3. Объяснение астрономических явлений с позиций геоцентризма

Наибольшей трудностью для древнегреческой астрономии являлось неравномерность движения небесных светил (особенно попятные движения планет), поскольку в пифагорейско-платоновской традиции (которой в значительной степени следовал и Аристотель), они считались божествами, которым надлежит совершать только равномерные движения. Для преодоления этой трудности создавались модели, в которых сложные видимые движения планет объяснялись как результат сложений нескольких равномерных движений по окружностям. Конкретным воплощением этого принципа являлись поддержанная Аристотелем теория гомоцентрических сфер Евдокса-Каллиппа и теория эпициклов Аполлония Пергского, Гиппарха и Птолемея. Впрочем, последний был вынужден частично отказаться от принципа равномерных движений, введя модель экванта.


4. Отказ от геоцентризма

В ходе научной революции XVII века выяснилось, геоцентризм несовместим с астрономическими фактами и противоречит физической теории; постепенно утвердилась гелиоцентрическая система мира. Основными событиями, приведшими к отказу от геоцентрической системы, были создание гелиоцентрической теории планетных движений Коперником, телескопические открытия Галилея, открытие законов Кеплера и, главное, создание классической механики и открытие закона всемирного тяготения Ньютоном.


5. Геоцентризм и религия

Уже одна из первых идей, оппозиционных геоцентризму (гелиоцентрическая гипотеза Аристарха Самосского) привела к реакции со стороны представителей религиозной философии: стоик Клеанф призвал привлечь Аристарха к суду за то, что он двигает с места «Очаг мира», имея в виду Землю; неизвестно, впрочем, увенчались ли старания Клеанфа успехом. В Средневековье, поскольку христианская церковь учила, что весь мир создан Богом ради человека (см. Антропоцентризм), геоцентризм также успешно адаптировался к христианству. Этому способствовало также буквальное прочтение Библии.




Геоцентрическая система мира (от др.-греч. Γῆ, Γαῖα - Земля) - представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды. Альтернативой геоцентризму является гелиоцентрическая система мира.

Развитие геоцентризма

С древнейших времён Земля считалась центром мироздания. При этом предполагалось наличие центральной оси Вселенной и асимметрия «верх-низ». Землю от падения удерживала какая-то опора, в качестве которой в ранних цивилизациях мыслилось какое-то гигантское мифическое животное или животные (черепахи, слоны, киты). Первый древнегреческий философ Фалес Милетский в качестве этой опоры видел естественный объект - мировой океан. Анаксимандр Милетский предположил, что Вселенная является центрально-симметричной и в ней отсутствует какое-либо выделенное направление. Поэтому у находящейся в центре Космоса Земле отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении, то есть она свободно покоится в центре Вселенной без опоры. Ученик Анаксимандра Анаксимен не последовал за учителем, полагая, что Земля удерживается от падения сжатым воздухом. Такого же мнения придерживался и Анаксагор. Точку зрения Анаксимандра разделяли, однако, пифагорейцы, Парменид и Птолемей. Не ясна позиция Демокрита: согласно разным свидетельствам, он последовал Анаксимандру или Анаксимену.

Анаксимандр считал Землю имеющей форму низкого цилиндра с высотой в три раза меньше диаметра основания. Анаксимен, Анаксагор, Левкипп считали Землю плоской, наподобие крышки стола. Принципиально новый шаг сделал Пифагор, который предположил, что Земля имеет форму шара. В этом ему последовали не только пифагорейцы, но также Парменид, Платон, Аристотель. Так возникла каноническая форма геоцентрической системы, впоследствии активно разрабатываемая древнегреческими астрономами: шарообразная Земля находится в центре сферической Вселенной; видимое суточное движение небесных светил является отражением вращения Космоса вокруг мировой оси.

Что касается порядка следования светил, то Анаксимандр считал звёзды расположенными ближе всего к Земле, далее следовали Луна и Солнце. Анаксимен впервые предположил, что звёзды являются самыми далёкими от Земли объектами, закреплёнными на внешней оболочке Космоса. В этом ему следовали все последующие учёные (за исключением Эмпедокла, поддержавшего Анаксимандра). Возникло мнение (впервые, вероятно, у Анаксимена или пифагорейцев), что чем больше период обращения светила по небесной сфере, тем оно выше. Таким образом, порядок расположения светил оказывался таким: Луна, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звёзды. Сюда не включены Меркурий и Венера, потому что у греков были разногласия на их счёт: Аристотель и Платон помещали их сразу за Солнцем, Птолемей - между Луной и Солнцем. Аристотель считал, что выше сферы неподвижных звёзд нет ничего, даже пространства, в то время как стоики считали, что наш мир погружен в бесконечное пустое пространство; атомисты вслед за Демокритом полагали, что за нашим миром (ограниченным сферой неподвижных звёзд) находятся другие миры. Это мнение поддерживали эпикурейцы, его ярко изложил Лукреций в поэме «О природе вещей».


Хранится в Национальной библиотеке Франции.

Обоснование геоцентризма

Древнегреческие учёные по-разному, однако, обосновывали центральное положение и неподвижность Земли. Анаксимандр, как уже указывалось, в качестве причины указывал сферическую симметрию Космоса. Его не поддерживал Аристотель, выдвигая контрдовод, приписанный впоследствии Буридану: в таком случае человек, находящийся в центре комнаты, в которой у стен находится еда, должен умереть с голоду (см. Буриданов осёл). Сам Аристотель обосновывал геоцентризм следующим образом: Земля является тяжёлым телом, а естественным местом для тяжёлых тел является центр Вселенной; как показывает опыт, все тяжёлые тела падают отвесно, а поскольку они движутся к центру мира, Земля находится в центре. Кроме того, орбитальное движение Земли (которое предполагал пифагореец Филолай) Аристотель отвергал на том основании, что оно должно приводить к параллактическому смещению звёзд, которое не наблюдается.

Ряд авторов приводит и другие эмпирические доводы. Плиний Старший в своей энциклопедии «Естественная история» обосновывает центральное положение Земли равенством дня и ночи во время равноденствий и тем, что во время равноденствия восход и заход наблюдается на одной и той же линии, а восход солнца в день летнего солнцестояния находится на той же линии, что и заход в день зимнего солнцестояния. С астрономической точки зрения, все эти доводы, конечно, являются недоразумением. Немногим лучше и доводы, приводимые Клеомедом в учебнике «Лекции по астрономии», где он обосновывает центральность Земли от противного. По его мнению, если бы Земля находилась к востоку от центра Вселенной, то тени на рассвете были бы короче, чем на закате, небесные тела при восходе казались бы больше, чем при заходе, а продолжительность с рассвета до полудня была бы меньше, чем от полудня до заката. Поскольку всего этого не наблюдается, Земля не может быть смещена к западу от центра мира. Аналогично доказывается, что Земля не может быть смещена к западу. Далее, если бы Земля располагалась севернее или южнее центра, тени на восходе Солнца простирались бы в северном или южном направлении, соответственно. Более того, на рассвете в дни равноденствий тени направлены точно в направлении захода Солнца в эти дни, а на восходе в день летнего солнцестояния тени указывают на точку захода Солнца в день зимнего солнцестояния. Это также указывает на то, что Земля не смещена к северу или югу от центра. Если бы Земля была выше центра, то можно было бы наблюдать меньше половины небосвода, в том числе менее шести знаков зодиака; как следствие, ночь всегда была бы длиннее дня. Аналогично доказывается, что Земля не может быть расположена ниже центра мира. Таким образом, она может находиться только в центре. Примерно такие же доводы в пользу центральности Земли приводит и Птолемей в Альмагесте, книга I. Разумеется, доводы Клеомеда и Птолемея доказывают только, что Вселенная гораздо больше Земли, и поэтому также являются несостоятельными.

Страницы из SACROBOSCO "Tractatus de Sphaera" с системой Птолемея - 1550 год

Птолемей пытается также обосновать и неподвижность Земли (Альмагест, книга I). Во-первых, если бы Земля смещалась от центра, то наблюдались бы только что описанные эффекты, а раз их нет, Земля всегда находится в центре. Другим доводом является вертикальность траекторий падающих тел. Отсутствие осевого вращения Земли Птолемей обосновывает следующим образом: если бы Земля вращалась, то «...все предметы, не опирающиеся на Землю, должны казаться совершающими такое же движение в обратном направлении; ни облака, ни другие летающие или парящие объекты никогда не будут видимы движущимися на восток, поскольку движение Земли к востоку будет всегда отбрасывать их, так что эти объекты будут казаться движущимися на запад, в обратном направлении». Несостоятельность этого довода стала ясна только после открытия основ механики.

Объяснение астрономических явлений с позиций геоцентризма

Наибольшей трудностью для древнегреческой астрономии являлось неравномерность движения небесных светил (особенно попятные движения планет), поскольку в пифагорейско-платоновской традиции (которой в значительной степени следовал и Аристотель), они считались божествами, которым надлежит совершать только равномерные движения. Для преодоления этой трудности создавались модели, в которых сложные видимые движения планет объяснялись как результат сложений нескольких равномерных движений по окружностям. Конкретным воплощением этого принципа являлись поддержанная Аристотелем теория гомоцентрических сфер Евдокса-Каллиппа и теория эпициклов Аполлония Пергского, Гиппарха. Впрочем, последний был вынужден частично отказаться от принципа равномерных движений, введя модель экванта.

Отказ от геоцентризма

В ходе научной революции XVII века выяснилось, геоцентризм несовместим с астрономическими фактами и противоречит физической теории; постепенно утвердилась гелиоцентрическая картина мира. Основными событиями, приведшими к отказу от геоцентрической системы, были создание гелиоцентрической системы планетных движений Коперником, телескопические открытия Галлилея, открытие законов Кеплера и, главное, создание классической механики и открытие закона всемирного тяготения Ньютоном.

Геоцентризм и религия

Уже одна из первых идей, оппозиционных геоцентризму привела к реакции со стороны представителей религиозной философии: стоик Клеанф призвал привлечь Аристарха к суду за то, что он двигает с места «Очаг мира», имея в виду Землю; неизвестно, впрочем, увенчались ли старания Клеанфа успехом. В Средневековье, поскольку христианская церковь учила, что весь мир создан Богом ради человека (см. Антропоцентризм), геоцентризм также успешно адаптировался к христианству. Этому способствовало также буквальное прочтение Библии. Научная революция XVII веке сопровождалась попытками административного запрета этой системы, что привело, в частности, к судебному процессу над сторонником и пропагандистом гелиоцентризма Галилео Галилеем. В настоящее время геоцентризм как религиозная вера встречается среди некоторых консервативных протестантских групп в США.