Как причащаться после крещения. Малыш и таинство: Святое причастие

Крещение — это только первый шаг на пути христианина. Важнейшим таинством Православной Церкви является причастие. Как причащать детей, и особенно младенцев? Какие для этого существуют правила и послабления? Как не переусердствовать, приобщая малыша к Церкви и ее таинствам? Читайте об этом в сегодняшнем рассказе мамы уже крещеного ребенка.

Мы с мужем — православные родители, и поэтому наше решение о крещении малыша было обоюдным. За духовное воспитание малыша отвечают его крестные родители. Мы понимали это, поэтому уделили особое внимание выбору будущих крестных мамы и папы для своего ребенка. И вот, наш малыш — православный христианин.

Как оказалось, самой важной частью духовного воспитания ребенка является причастие. Оно нужно не только для того, чтобы ребенок был ближе к Богу, но и для того, чтобы Ангел-хранитель, в честь которого окрещен малыш, охранял и оберегал его от разных неприятностей.

Батюшка нам сказал, что в первый раз нужно приходить на причастие спустя две недели после крещения ребенка. И абсолютно неважно, что мы, родители, сами причащаемся редко или не причащаемся вовсе. Ведь малыш душой может знать гораздо больше, чем взрослые люди. Дети до семи лет причащаются без исповеди, а уже после — как взрослые: сначала должны исповедаться, и только потом идти на причастие.

Еще один немаловажный момент — обычно причастие происходит натощак. Конечно же, младенцам, разрешают позавтракать. Только покормить малыша следует хотя бы за полчаса до причастия, чтобы он не срыгнул. После трех лет надо уже стараться не кормить ребенка, но строгих рамок как таковых не существует до семи лет. Батюшка рассказывал, что детки с трех лет спокойно выдерживают без еды с вечера. Главное, вводить это постепенно и в качестве некого таинства — чем раньше ребенок привыкнет, тем потом ему будет проще. А немного позже можно приучать деток поститься, но не строго. Например, отказаться от игр, мультфильмов, мяса или чего-то особо вкусного.

На вопрос, как часто следует причащать ребенка, каждый должен ответить себе сам. Младенцев можно каждый день, более взрослых детей — раз в неделю. Мы же стараемся причащать малыша раз в две недели и по великим праздникам. Причащение происходит на литургиях — лучше заранее узнавать время начала и конца службы в храме. Сначала причащаются дети, потом женщины и мужчины.

С грудным малышом разрешается приходить непосредственно к причастию. С более взрослыми детками можно приходить пораньше в зависимости от того, как долго ребенок способен выдержать. Как правило, детям не нравится находиться долго в церкви, это я по себе помню. Мне всегда казалось, что там очень душно, приходится очень долго стоять без движения. Следует понимать, что терпения у детей меньше, а вот энергии — наоборот, больше. Ко всему нужно подходить с понимаем — если малыш не может долго устоять на месте, не заставляйте его, прививая с детства нелюбовь к этому обряду.

И вот, наступило время таинства причащения. Священник выносит из алтаря Чашу и читает молитву, слова которой нужно повторять и от всей души молиться за своего ребенка. Так как на причащение мы ходим исключительно с крестным папой или мамой малыша, то в это время малютку держит кто-то из них. Перед Чашей не крестятся, дети постарше складывают на груди ручки крестообразно, а совсем маленьких держат на правой руке. Батюшка подходит к каждому ребенку и громко говорит: "Причащается Раб Божий…", после чего называется его имя. Наш пока маленький, и поэтому крестные родители называют его имя за него. Когда ребенок подрастет, то должен будет сам называть себя по имени. Затем дают на ложке немного кагора, а маленьким деткам — святую воду. В самом конце службы малыша прикладывают к кресту.

Некоторые родители и крестные задумываются над тем, обязательно ли причащать ребенка после Крещения. Для того, чтобы дать правильный и исчерпывающий ответ на этот вопрос, нужно порассуждать над смыслом самого Таинства Крещения. По учению православной Церкви во время этого Таинства человек становится членом Церкви Христовой. Во время собеседования перед Таинством Крещения священник обычно говорит родителям и крестным о той великой ответственности, которая на них возлагается при крещении ребенка. Они должны приложить все свои усилия к тому, чтобы их малыш оказался достойным своего христианского звания. Представить себе жизнь христианина, который не участвует в церковных богослужениях, невозможно. Поэтому с момента Крещения ребенка подносят к Таинству Евхаристии или Причащения. Будет замечательно, если в этом Таинстве вместе с малышом будут участвовать его родители и крестные. Когда священник во время совершения Таинства Причащения дает ребенку под видом хлеба и вина частицу самого Тела и самой Крови Христовой, происходит настоящее чудо. Это чудо невозможно описать человеческими словами, так как во время Таинства Евхаристии человек соединяется с самим Богом. Поэтому неудивительно, что после участия в этом святом Таинстве Церкви, многие неизлечимые больные и находящиеся при смерти люди получали полное исцеление. Если у родителей и крестных не получается поднести ребенка к святой Чаше с Причастием в день его крещения, то нужно это сделать в ближайшее время. Многие священники рекомендуют, чтобы ребенок участвовал в Таинстве причастия каждый воскресный день.

Молитва матери после крещения ребенка является неотъемлемой частью исполнения ее материнского долга. Материнская любовь является одним из самых жертвенных видов любви, которая существует на земле. Во время Крещения человеку сообщаются особые духовные и телесные силы для жизни во Христе, ему становится тяжелее соглашаться с недобрыми помыслами. В тоже время в нем легче могут развиваться христианские добродетели, такие как любовь, верность, дружба, уважение, милосердие, вера и многие другие. Когда родители малыша и его крестные решают, что делать после крещения ребенка, то в первую очередь им стоит подумать о его первой Евхаристии в жизни. Малыш не сможет вам об этом рассказать, однако он будет чувствовать особую благодать и неизреченную любовь Божию, которая будет изливаться в его сердце во время совершения Таинства Евхаристии. Его первая Евхаристия должна стать первой ступенькой в его активной церковной жизни.

Как подготовиться к первому Причастию ребенка после Крещения

Идеальным вариантом будет, если с ребенком после Крещения станут причащаться его родители и крестные. Тогда при подготовке к этому Таинству им нужно будет с усердием прочитать покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу, молитвенный канон ко Пресвятой Богородице, а также канон Ангелу Хранителю, канон ко святому Причащении и последование ко святому Причащению. Для взрослых людей перед Причастием рекомендуется не менее трех дней употреблять постную пищу. Вечером накануне Причастия или в день совершения Божественной литургии до Причастия нужно приступить к Таинству Исповеди. Во время Исповеди нужно всем сердцем покаяться в совершенных грехах и проступках. Если же у родителей и крестных родителей ребенка нет возможности самим достойным образом подготовиться к Таинству Причастия и приступить к нему, тогда нужно хотя бы самого ребенка принести в церковь к Евхаристии. Нужно за него молиться как дома, так и в церкви. Причащение ребенка после Крещения - важный элемент в начале его духовного пути. Детей до трех лет можно кормить с утра перед Причащением. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок хорошо выспался накануне того дня, в который вы собираетесь идти с ним в церковь. Важно, чтобы он был не голоден, был одет в комфортную для него одежду.

Как проходит первое Причастие ребенка после Крещения

Первое причастие ребенка после Крещения не должно отличаться от последующих. Когда взрослые люди, которые несут ответственность за христианское воспитание малыша, задумываются, как причастить ребенка, то они должны знать с одной стороны духовные требования подготовки к этому Таинству, а с другой стороны, некоторые особенности внешнего поведения. К духовным правилам относится особая молитва за ребенка в день Причастия. Нужно просить Господа - как своими словами, так и словами из молитвослова, - чтобы Господь сподобил малыша Своей Божественной благодати, чтобы ребенок вырос настоящим и достойным членом Церкви Христовой, который идет по пути спасения.

Когда вы подносите ребенка к святой Чаше, его нужно положить на правую руку. Руки малыша нужно аккуратно придерживать, чтобы он не мог случайно толкнуть ими руку священника, которая держит святую Чашу с Евхаристией.

Слово Евхаристия в переводе с греческого языка означает «благодарение». Когда христиане приступают к Таинству святого Причащения, то они таким образом выражают своему Создателю благодарность за все Его благодеяний в их жизни. В Священном Писании Нового Завета есть такие слова: «За все благодарите». Конечно, Таинство святого Причащения не является единственным видом выражения своей благодарности к Господу, однако она должна быть неотъемлемой частью образа христианской жизни. Если ребенок с самого раннего детства будет приучен регулярно приступать к Таинствам святой Православной Церкви, то тогда в более зрелом возрасте у него не будет таких духовных проблем, которые бывают у людей, не участвующих в церковной жизни.

Это первый шаг на пути воспитания христианина. А после крещения для ребенка важнейшим таинством является Причастие. Причащение необходимо для того, чтобы ваш малыш был ближе к Богу и Ангел-хранитель оберегал его от разных неприятностей.

Первое Причастие ребенка после крещения

К причащению допускают деток с момента крещения. Многие взрослые приводят ребенка на Причастие в церкви далеко не сразу. Объясняют это тем, что младенцу или малышу до трех лет сложно рассказать о том, что именно будет происходить. Но наша принадлежность ко Христу совершенно не зависит от возраста или жизненного опыта. Малыш душой может знать гораздо больше, чем его родители.

Первое Причастие ребенка после крещения может следовать сразу на второй день. Если вы решили крестить малыша на сорокой день после рождения, то на сорок первый можете смело отправляться на Причастие.

Как проходит Причастие ребенка?

В процессе богослужения выносится Чаша с хлебом и разбавленным вином. Над ней читают молитвы и тем самым призывают святого духа Христа. Перед тем, как идти к Чаше, нужно взять у батюшки Благословение.

Детки более старшего возраста складывают руки на груди (правую поверх левой). Малыша взрослый должен посадить на правую руку. Объясните ребенку, что Частичку обязательно нужно проглотить и проследите за этим. Если капля причастия попала на одежду или младенец срыгнул, поставьте в известность батюшку.

Сначала причащают деток, называя при этом их церковное имя. После Причастия ни ребенок, ни вы сами не должны разговаривать. Подведите малыша к столику и дайте запить причастие, а также взять кусочек просфоры. После этого можно приложить ребенка в Распятию.

Как детям готовиться к Причастию?

Причастие в церкви ребенка - это важный шаг и подготовиться к нему нужно обязательно. Понятно, что для взрослых есть определенные правила. Но ребенку в силу возраста соблюдать их довольно сложно. Вот некоторые рекомендации, как подготовить ребенка к Причастию.

Каждый праздник, воскресный, а порой и будний день в любом православном храме можно наблюдать длинную очередь из мам и бабушек, реже - отцов с детьми на руках, следующих ко Святой Чаше. Крестив свое дитя, все они услышали совет: «А теперь приносите причащать». Но как это сделать, когда и зачем? Об этом рассказывает священноигумен Феогност (Пушков), кандидат богословия, клирик Украинской православной церкви Московского патриархата.

Евхаристия - Жертва и Трапеза Христа, которую Он предлагает нам. На этой Трапезе Он даёт Себя нам в пищу, дабы мы жили и существовали Им, в Свете Его Присутствия. Без участия в Евхаристии немыслима жизнь в Церкви, без Евхаристии нет Церкви.

Но если трапеза есть выражение любви того, кто её накрывает, то и участие в трапезе без ответной любви преступно. На трапезу Христа невозможно «согнать». Человек сам должен жаждать и алкать этой Небесной Пищи. Это, к слову, является и ответом на вопрос: «А сколько раз в месяц причащаться»? А сколько хочешь, только лишь бы это «хотение» было выражением всего существа, всей горячей любви. Когда есть такое желание, то и вопроса не возникает, так как жажда богообщения не знает пресыщения. Если мы пресытились, значит, перестали любить. Преступно приступать к Евхаристии без этого внутреннего чувства любви и жажды встречи с Богом.

Если таково условие участия в Трапезе Христа, то как быть с Причастием детей?

Если ваш ребенок - совсем кроха

Как и в случае с Крещением, Причастие младенцев основывается на их участии в жизни Церкви по вере Церкви, выраженной в лице восприемников (иначе именуемых «крёстными родителями»). Эта вера - не абстракция, а живое и реальное переживание взрослыми людьми религиозной истины, исповедуемой Церковью. Эти люди берутся донести - на уровне поступков, слов и примера - эту истину до детей. Они берут на себя ответственность за привитие младенцам основ религиозности. Младенец - существо весьма чуткое. И хотя он лишен «сознания» в нашем понимании этого смысла, у него существует богатый внутренний мир подсознания, его внутреннее самосознание, хотя еще и не дифференцировано, но «работает» на непостижимом для нас уровне. Ребенок в состоянии «бессознательного бытия» впитывает окружающую его среду, как губка. Именно в это время формируется психика ребенка, закладываются черты его характера. И в это время важно всё, что его окружает - поступки родителей, их слова, эмоциональный фон в семье. Ребенок, не умея «понять», подсознательно ощущает боль и переживания родителей.

На этом фоне важна религиозная атмосфера в семье. Чтобы Евхаристия и молитва для этого ребенка стала в будущем действительно желанной и любимой реальностью, он должен чувствовать молитвенную атмосферу своих родителей, всей своей семьи. Многие, «принося детей к причастию», а сами стоя в храме ровным счётом как дикари, потом задают вопрос: «Почему наши дети так кричат, когда мы их несём к причастию»? Да потому что их родители сами не понимают, для чего они принесли своих детей в храм и чего они сами тут забыли! Я уже не первый год служу в сане священства и имею возможность наблюдать, что, когда родители сами глубоко воцерковлены, сами регулярно причащаются, их дети ведут себя в храме как ангелы. Потому что религиозность впитывается с молоком матери - не только в переносном, но и в буквальном смысле этой фразы. Семья, по мысли христианских писателей древности, «малая Церковь», то есть, ячейка Церкви (советские социологи часто любили повторять, что семья - «ячейка общества» - по сути, терминология взята из христианского взгляда на семью). Христианская жизнь не терпит формализма. Христианская Церковь - это Семья Христова. Ей надо жить, а не «забегать изредка», чтобы вложить в уста младенцев Божественные Таинства и убежать снова к своим грехам и заблуждениям. Христианство начинается с изменения сознания. Когда младенцы чувствуют «отсутствие души» в поступках родителей (а они это чувствуют), они начинают протестовать против этой фальши. Они протестуют не против Бога и Таинств. Они протестуют против того, ощущение святости чего им не привили своим примером родители. Они протестуют против бездушия. Играть в религию недопустимо. И дети против такой игры, когда видят, что в эту игру играют родители.

Что делать? Известное дело: воцерковляться всей семьёй. Или, по крайней мере, начинать воцерковляться матери (если другая половина не соглашается идти путем религии). Родители дома должны ежедневно совершать свои молитвы к Богу, читать Слово Божье - даже в присутствие маленьких детей. Молиться о них в их же присутствии. Но главное, чтобы все это делалось с душой, от сердца. Тогда и будет создаваться духовная среда в семье. И эту духовную среду будут впитывать души детей. Родители могут передать детям свою любовь к богослужению, молитве. Дети тоже почувствуют это.

Если малыш задает вопросы

Все чаще и чаще сталкиваюсь с оторванностью жизни наших прихожан от Церкви, с оторванностью Евхаристии от реальной духовной жизни нашего народа. Евхаристия не воспринимается большинством причастников как та встреча со Христом, которую они постоянно ждут, жаждут и которой живут. Они, в большинстве своем, даже не знают, для чего они причащаются и Чего (Кого ) они причащаются. Массовая тотальная профанация особенно чувствительна на причастии детей,

которых приводят «благочестивые бабульки» к Причастию со словами «сейчас батюшка сладенькое лекарство даст». Бывают такие ситуации, что священник просто теряет дар речи. Из личного опыта хотелось бы привести два случая. В первом случае бабушка ведёт внучка и увещает: «Ты ротик открой, а батюшка тебе микстурку даст», на что проворный внучек отвечает чуть не с руганью (в тоне явного отторжения): «А я что, не могу дома из бутылки микстуру выпить? Чего ты меня сюда притащила?». Пришлось прямо у Чаши «заградить уста» старой наставнице юного поколения, а отроку задать вопрос:

Ты в Бога веришь?

Не уверен.

А чего ж ты сюда пришел?

Так вот она (показывает на свою бабушку) притащила. Причащать его, естественно, не стал. Ибо такое причастие не только ему на пользу не пойдёт, но еще в детской душе заложит основы протеста против религии.

Другой случай закончился, правда, отрадней. Тоже бабушка привела отрока лет 8-9 причащаться «сладенького медку», и тоже был вопрос: «А чего мне дома меду не дали?» Но мальчик оказался весьма проворным и любознательным. Пока я причащаю грудных младенцев, слышу, как отрок проворно бабушке возражает: «Это же храм, ты мне что-то говорить не хочешь, почему? Я уже взрослый, и я хочу знать, что это тут дает батюшка». Но вместо здравого религиозного ответа, идущего от любящего сердца, со стороны старушки последовал ответ, словно его породило каменное бесчувствие: «Тебе это не обязательно знать, ты, главное, покушай это, а потом вырастешь - узнаешь». Опять я отстраняю в сторону эту наставницу, а мальчику прямо у Чаши провожу первое поучение о Таинстве:

Ты в Бога веришь?

Верю, и даже молюсь, как умею.

Молодец. А вот здесь, в Чаше, Дар Христа - это Его Таинства, приобщение к Его Жизни, к Его Телу и Крови. Знаешь кто такие доноры?

Да, в школе говорили, они кровь сдают для других.

Ну так вот, самый совершенный и самый настоящий Донор - Христос, Он отдал всю Свою жизнь, чтобы мы ее принимая в Себя, жили Им.

Здорово! И мне можно принять То, что Он дал тебе в эту Чашу?

Конечно, можно!

Как подготовить детей к Причастию

1. Несомненно, начинать надо с воцерковления и духовного образования родителей. Необходимо осознать нужду в воцерковлении их собственной жизни. Они же часто относятся к Церкви не как к семье, а как к аптеке: пришел, заплатил, получил рецепт - выдали лекарство. Эту патологию и аномалию сознания необходимо исправить. Вся семья может вместе подготовиться к Причастию и причаститься на воскресной или праздничной службе. Ежевоскресное причастие - норма для верующих. На первых порах, конечно, младенца можно принести к Причастию в будние дни, придя не к началу службы, а к концу (с грудным младенцем). К примеру, многие мои знакомые многодетные семьи поступают так: в воскресенье мама с грудными детьми сидит дома, а отец с теми, что постарше, идёт в храм и причащается, а в понедельник мама несёт младенцев в храм и причащает их. Сама же она причащается в субботу (или в другой день недели, когда у мужа выходной, и он сидит с детьми - и это речь о многодетных семьях).

2. У римо-католиков существует очень хорошая традиция: они готовят ребенка к первому причастию. Проводят беседы, учат молиться и рассказывают о Тайной Вечере, о Крестных страданиях и о Воскресении Христа. Я по этому вопросу специально советовался с католическими священниками. Спрашивал: «Может быть такое, что ребенок прошел без подготовки?». На что получил ответ отрицательный, потому что священник спрашивает у ребенка о вере перед первым причастием, спрашивает, прошел ли он катехизацию. И только если родители сами очень воцерковленные, эти беседы могут быть сведены к 15-минутному диалогу священника с ребенком. Священники родителям ставят это в обязательное условие - подготовку к причастию детей на этом уровне. Несомненно, если родители воцерковляются, когда ребенку уже лет 5-7, то такая беседа возможна именно перед его первым причастием.

3. Если же ребенок с рождения введён в пространство церковной жизни, то родителям просто следует «нащупать» тот возраст, когда ребенок уже вполне может «понимать», вступать, так сказать в диалог с родителями. В этом возрасте следует выдержать «паузу» перед причастием ребёнка, причём, так, чтобы ребенок помнил свое предыдущее причастие, и задавал вопрос: «Когда меня поведут к причастию»? Желательно было бы, чтобы он сам озадачился этим вопросом. И вот когда он задаст такой вопрос, ему следует ответить, что он теперь уже должен подготовиться к причастию, потому как раньше - когда он был еще совсем малышом - ему можно было причащаться без подготовки. А теперь, когда он садится за стол, он должен сам мыть руки, а когда идет к Причастию, должен подготовиться к нему. Тут даже необходимо подчеркнуть, что он стал взрослее. Своё сознательное участие в Евхаристии он должен пережить как момент взросления (а для ребенка это очень важно - ощущать свой взросление). И в его сознании навсегда отложится ассоциация с тем, что взросление неразрывно связано с сознательным участием в богослужении. Развитие должно быть гармоничным, и чуткие объяснения основ веры и молитвенной жизни должны сопровождаться личной глубокой религиозностью наставника этого ребенка. И ребенок будет воспринимать как неотъемлемые этапы взросления, привитые ему уроки нравственности, культуры и религиозности.

Крещение — это только первый шаг на пути христианина. Важнейшим таинством Православной Церкви является причастие. Как причащать детей, и особенно младенцев? Какие для этого существуют правила и послабления? Как не переусердствовать, приобщая малыша к Церкви и ее таинствам? Читайте об этом в сегодняшнем рассказе мамы уже крещеного ребенка.

Мы с мужем — православные родители, и поэтому наше решение о крещении малыша было обоюдным. За духовное воспитание малыша отвечают его крестные родители. Мы понимали это, поэтому уделили особое внимание выбору будущих крестных мамы и папы для своего ребенка. И вот, наш малыш — православный христианин.

Как оказалось, самой важной частью духовного воспитания ребенка является причастие. Оно нужно не только для того, чтобы ребенок был ближе к Богу, но и для того, чтобы Ангел-хранитель, в честь которого окрещен малыш, охранял и оберегал его от разных неприятностей.

Батюшка нам сказал, что в первый раз нужно приходить на причастие спустя две недели после крещения ребенка. И абсолютно неважно, что мы, родители, сами причащаемся редко или не причащаемся вовсе. Ведь малыш душой может знать гораздо больше, чем взрослые люди. Дети до семи лет причащаются без исповеди, а уже после — как взрослые: сначала должны исповедаться, и только потом идти на причастие.

Еще один немаловажный момент — обычно причастие происходит натощак. Конечно же, младенцам, разрешают позавтракать. Только покормить малыша следует хотя бы за полчаса до причастия, чтобы он не срыгнул. После трех лет надо уже стараться не кормить ребенка, но строгих рамок как таковых не существует до семи лет. Батюшка рассказывал, что детки с трех лет спокойно выдерживают без еды с вечера. Главное, вводить это постепенно и в качестве некого таинства — чем раньше ребенок привыкнет, тем потом ему будет проще. А немного позже можно приучать деток поститься, но не строго. Например, отказаться от игр, мультфильмов, мяса или чего-то особо вкусного.

На вопрос, как часто следует причащать ребенка, каждый должен ответить себе сам. Младенцев можно каждый день, более взрослых детей — раз в неделю. Мы же стараемся причащать малыша раз в две недели и по великим праздникам. Причащение происходит на литургиях — лучше заранее узнавать время начала и конца службы в храме. Сначала причащаются дети, потом женщины и мужчины.

С грудным малышом разрешается приходить непосредственно к причастию. С более взрослыми детками можно приходить пораньше в зависимости от того, как долго ребенок способен выдержать. Как правило, детям не нравится находиться долго в церкви, это я по себе помню. Мне всегда казалось, что там очень душно, приходится очень долго стоять без движения. Следует понимать, что терпения у детей меньше, а вот энергии — наоборот, больше. Ко всему нужно подходить с понимаем — если малыш не может долго устоять на месте, не заставляйте его, прививая с детства нелюбовь к этому обряду.

И вот, наступило время таинства причащения. Священник выносит из алтаря Чашу и читает молитву, слова которой нужно повторять и от всей души молиться за своего ребенка. Так как на причащение мы ходим исключительно с крестным папой или мамой малыша, то в это время малютку держит кто-то из них. Перед Чашей не крестятся, дети постарше складывают на груди ручки крестообразно, а совсем маленьких держат на правой руке. Батюшка подходит к каждому ребенку и громко говорит: "Причащается Раб Божий…", после чего называется его имя. Наш пока маленький, и поэтому крестные родители называют его имя за него. Когда ребенок подрастет, то должен будет сам называть себя по имени. Затем дают на ложке немного кагора, а маленьким деткам — святую воду. В самом конце службы малыша прикладывают к кресту.