Как нарисовать невиданное животное. Расположение самого листа. Тест "Несуществующее животное"

Тест «Рисунок несуществующего животного» относится к проективным методикам.

Цель: диагностика личностных особенностей.

Описание : методика является проективной, т.к. не имеет стимульного материала и не является стандартизированной. Методика используется при обследовании детей и взрослых в качестве ориентировочной методики, данные которой помогают выдвинуть гипотезу об особенностях личности. Все признаки интерпретируются символично.

Процедура проведения: Предлагается лист А4, толщина средняя, простой карандаш, 6 цветных, ластик, точилка.

Инструкция :«Придумайте и нарисуйте животное, которое не существует, его не существовало раньше ни в кино, ни в мультфильмах, ни в сказках, ни в компьютерных играх и назови несуществующим названием».

Психолог отмечает все реакции: — вербальные; — невербальные; — стирания и к чему они приводят; — порядок рисования объектов, наличие пауз. По окончанию рисования ему предлагают придумать название и ответить на вопросы: (уточнение рисунка, беседа: где живет, с кем, чем питается, какое оно по характеру, настроение у него, что любит, а что нет, есть ли друзья, враги, как с ними борется, чего боится). Представь себе, что оно встретило волшебника, который может исполнить три желания и что оно загадает. Анализ данных проводится путем интерпретации рисунка и особенности рассказа. Признаки агрессии на рисунке: — острые импульсивные линии, сильный нажим; — общий характер агрессивный, нападающий; — наличие агрессивных приспособлений (когти, шипы, иглы, пластины и т.д.) — вербальная агрессия (жало, пасть, зубы, изрыгает огонь) Иногда животное снабжено агрессивными приспособлениями, но характер использования будет указывать не на агрессию, а на страх агрессии. Распознать это поможет интерпритация беседы. Если ребенок говорит, что это нужно чтобы защищаться, обороны и т.д., то можно говорить о страхе агрессии. Признаки агрессии в рассказе: — злой характер; — питается животными, людьми; — очевидные указания на агрессию (рушить, ломать, убивает, поедает), причем, если признаки агрессии не наблюдаются в поведении, а в рисунке, рассказе они не выявлены – это агрессия подавляемая; — удаленное место жительства; — одиночество животного.

Интерпретация.

Общие замечания. Метод интерпретации рисуночных тестов, в том числе и «Рисунка несуществующего животного» построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: «Всякая мысль заканчивается движением»). Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление — мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) - с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей. Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности - следует решить дополнительно). Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств-уши, рот, глаза. Значение детали «уши» - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно - зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность). Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы-также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья-тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.


Несущая, опорная часть фигуры.
К ней относятся (ноги, лапы, иногда - постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Они могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа - крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью - если выставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей - только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, - или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае -экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него). Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Линии. Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Типы животных. Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Агрессивность. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков - вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса. Фигура круга (особенно - ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа. Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» - постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного -рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности. Выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название. Может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т.п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т.п.). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными. Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т.п.) - при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», лю-лю», «кус-кус» и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклета-миешиния» и т.п.).

Тест «Нарисуй несуществующее животное» очень востребован психологами при работе со школьниками. Используя такой способ диагностики, можно многое понять о психическом состоянии ребёнка. Для этого нужно знать, как провести тестирование и правильно расшифровать его результат.

Суть рисуночного проективного теста «Нарисуй несуществующее животное»

Целью диагностики является определение степени тревожности испытуемого, его самооценки и других важных особенностей подрастающей личности. Тестирование напрямую связано с внутренним миром испытуемого: все части тела животного, которое предлагается изобразить ребёнку, отражают процессы, происходящие на психическом уровне. Их прорисовывание не контролируется сознанием, так как временной промежуток, отводящийся на проведение теста, не позволяет запустить этот механизм.

Такая методика психологического обследования - одна из самых информативных из всех рисуночных способов диагностики. Как правило, она используется параллельно с другими психологическими тестированиями - это позволяет составить полную картину состояния ребёнка.

Порядок проведения психологической диагностики

Для прохождения теста испытуемому понадобится дать лист бумаги и пишущие средства - карандаши средней мягкости (простые или цветные). Ручки, фломастеры и краски исключаются, так как линии, сделанные ими, затрудняют процесс расшифровки рисунка. Время выполнения задания ограничивается тремя минутами.

Чтобы исследование было наиболее полным, ребёнка следует чётко проинструктировать:

После того как испытуемый выполнит задание, нужно попросить рассказать его о своём животном (как оно живёт). Если повествование не содержит достаточно сведений для анализа, то ребёнку предлагаются конкретные вопросы (тестирующий человек при этом должен подробно записывать ответы):

  • Где существо живёт?
  • Чем питается?
  • Чем обычно занимается?
  • Что любит делать больше всего?
  • Чем не любит заниматься?
  • Есть ли у него друзья, кто они?
  • Кто живёт с ним вместе?
  • Кто его враги, если есть?
  • Чего он боится больше всего?

Обработка и интерпретация результатов

Анализ манеры выполнения рисунка

По нажиму можно судить о состоянии тестируемого человека. Слабый говорит о пассивности, астении, предпосылках депрессии; сильный означает напряжённость в эмоциональной сфере, импульсивность и ригидность. Твёрдость нажатия на карандаш такой силы, от которой даже рвётся бумага, символизирует агрессию, повышенную активность и конфликтность.

Качество линий тоже даёт определённую характеристику состояния ребёнка:

Идеальный вариант расположения рисунка - в центре вертикально лежащего листка, это говорит о нормальном состоянии психики человека. Смещение изображённого животного в ту или иную сторону иллюстрирует некоторые психологические аспекты, связанные с самооценкой: уклон от центра вверх означает завышенную, вниз - заниженную. Если существо смещено вправо, то это значит, что испытуемый стремится контролировать свои поступки и мысли, «переход» в левую сторону означает бездеятельность и низкую социальную активность, застенчивость. Расположенный в углу рисунок может свидетельствовать о депрессии.

Животное «сбежало» с листка и не уместилось на нём полностью - это сигнал об острой тревоге и импульсивности.

При выраженном увеличении размера рисунка можно быть уверенным, что ребёнок находится в тревожном и стрессовом состоянии. Если же нарисованное существо очень маленькое, то испытуемый, скорее всего, подвержен депрессии или обладает низкой самооценкой.

Необычный персонаж, расположенный строго по центру, говорит о том, что психика его автора в норме

Рассмотрение изображённого существа

Тип животного

Задание считается выполненным неправильно, если испытуемый нарисовал реальное животное и описал его естественный образ жизни (например, собаки или кошки). Это может быть нормальным для пяти- или шестилетнего малыша, но когда такой результат демонстрирует более взрослый ребёнок, это свидетельствует о низком уровне воображения.

Какие типы животных чаще всего изображаются при тестировании?

Части тела

Определённую информацию можно почерпнуть и из анализа частей тела животного. Каждый элемент говорит о том или ином состоянии тестируемого в момент прохождения диагностики и о его психическом здоровье в целом.

Часть тела Характеристика верхней части тела (о чём свидетельствует такое изображение)
Положение Отсутствие Размер и количество Форма Дополнительные
моменты
Голова Обращена вправо - человек действия; влево - субъект часто переживает и размышляет, не уверен в себе; прямо - признак эгоцентризма Импульсивность или психическая болезнь Две и более –внутриличностный
конфликт,
противоречивость
Искажённая - органическое поражение мозга, психоболезнь; больше тела - символ интеллектуальных способностей испытуемого Пририсованные перья - желание приукрашивать действительность; рога - агрессивный настрой, защита;
грива - подчёркивание своей половой принадлежности или повышенная чувственность
Глаза Астения Неправильная - невроз С чёрной радужкой - страхи; пустые, без зрачков - астения; с кровеносными сосудами - ипохондрия, невроз; с ресницами - высокое самомнение, манерность поведения
Уши Замкнутость, нежелание слышать других, вступать в контакт Большие и много - заинтересованность в получении информации, подозрительность, мнительность, зависимость от чужого мнения
Рот Непропорционально большой - эрудированность, развитый интеллект, рационализм Круглая - тревога, боязнь чего-либо Приоткрытый и с языком - признак болтливости; с губами - чувственность; без языка и губ - страх, недоверие; с зубами - символ агрессии

Фигура животного - не менее важная деталь, на которую необходимо обратить внимание при тестировании. Если она изобилует множеством деталей, то это свидетельствует о мощной энергетике испытуемого, составных частей очень мало -такой рисунок говорит об астении. Существо, нарисованное с большим количеством острых углов - признак агрессивного настроя человека; преобладание округлых форм говорит о замкнутости ребёнка и закрытости от внешнего мира.

Если животное обладает хвостом, его положение также необходимо проанализировать. Обращённый вправо символизирует отношение школьника к своему поведению и поступкам, влево - к мыслям и решениям (вверх - положительное, вниз - отрицательное). Излишняя красота хвоста (например, как у павлина) – свидетельство демонстративности.

Неумелость построения отношений в социальной сфере можно определить по отсутствию или недостаточному количеству лап. Если конечностей, наоборот, слишком много - человеку нужна помощь, опора. Об этом же говорят и нарисованные толстые или большие лапы. Маленькие ножки свидетельствуют об импульсивности, легкомысленности, поверхностном отношении ко многим вещам. Чем шире конечности, тем больше вероятность того, что школьник уравновешен и умеет не только принимать ответственные решения, но и отвечать за них. Одинаковые по размеру и форме лапы характеризуют человека, который не склонен к инакомыслию и творческому началу.

Чем детальнее изображено животное, тем больше оно может рассказать о своём авторе

Очень показательны при анализе теста дополнительные элементы, которые могут говорить о:

  • желании защититься (чешуя, панцирь);
  • агрессии (иголки, разнообразные шипы, пририсованное оружие);
  • сексуальной значимости (изобилие волос на теле, половые органы, грудь, вымя);
  • демонстративности (узоры и рисунки на теле);
  • неврозе, ипохондрии (наличие шрамов и ран, изображение кровеносных сосудов, внутренних органов);
  • романтичности и мечтательности натуры (присутствие крыльев);
  • затруднениях в общении (части механизмов в теле).

Даже характер соединения конечностей с туловищем имеет определённое значение: если прослеживается чёткая их прорисовка - человек склонен следить за своими рассуждениями и ответственно подходить к принятию решений. Небрежность в изображении мест присоединения лап к телу или полное отсутствие этого - показатель недостаточного контроля над собой.

Название существа

  • «Летающий крокодил», «водоплавающий ягнёнок» и подобные имена животных говорят о чёткости понимания целей, к которым стремится человек.
  • Наукоподобные термины с «налётом» латыни - «зверолетиус», «устрашонис» и прочие - свидетельство эрудиции ребёнка и его желания показать это.
  • Звукоподражательные имена зверюшек («мамзяка», «каряка») – признак лёгкого отношения к жизни, некоторой беспечности.
  • Если в названии животного прослеживается юмор, то это показатель оптимистичного отношения к действительности. Примеры таких имён – «пузырик», «нескладушечка», «несапиенсный хомик».
  • Когда имя очень сложное и длинное, то это означает, что придумавший его человек - большой выдумщик и фантазёр.

Толкование ответов на вопросы

По окончании работы ребёнка над заданием нужно обсудить с испытуемым образ жизни нарисованного им существа

Если ребёнок придумывает своему нарисованному персонажу такую жизнь, которая полностью соответствует изображению, то это нормально и логически оправдано. О нарушении логики мышления можно сделать вывод, если рисунок и рассказ о существовании животного никак не связаны друг с другом.

Фантазия с целью компенсации каких-либо негативных моментов в жизни испытуемого прослеживается при идеализации или приукрашивании своего персонажа.

Когда ребёнок утверждает, что придуманный и нарисованный зверёк живёт на острове, за границей, в субтропиках, это говорит о демонстративности; в качестве места проживания животного названа изолированная площадь (космос, другая планета, пещера, колодец, лес и так далее) - тестируемый одинок и остро переживает это. Агрессию, боязнь испытуемого, его желание найти защиту характеризуют подобные ответы: «в тайге», «в непроходимых болотах», «в лесной чащобе». Невроз может выдавать «поселение» животного в неприятные условия - тину, грязь, лужу, помойку.

«Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты» - это выражение в полной мере может быть применимо к ответам человека на вопрос о том, чем питается нарисованная зверушка. Вот что могут значить реплики школьника на этот счёт:

  • ничем, воздухом, энергией - интравертность тестируемого;
  • всем, что попадётся - импульсивность;
  • несъедобными вещами (гвоздями, камнями, палками) – нарушения коммуникативных отношений;
  • неприятными элементами (слизью, трухой, клопами, тараканами) – невроз;
  • внутренними органами животных, кровью - невроз, граничащий с агрессией;
  • людьми - отрицание, негативизм, агрессия.

В рассказах ребёнка животное может:

  • много спать, что говорит об астении, хронической усталости испытуемого;
  • крушить, ломать - это признак агрессивности, негативного отношения к окружающим;
  • развлекаться и гулять - такое определение образа жизни существа символизирует желания школьника;
  • искать пищу - эта характеристика подаёт сигнал о каких-либо проблемах и жизненных трудностях тестируемого.

Если нарисованное существо любит неординарные занятия (вроде хождения на голове или вверх ногами), то ребёнку, придумавшему такие действия для животного, не чуждо стремление выйти за рамки обыденности и нарушить стандарты поведения.

Импульсивность присутствует в характере людей, наделяющих своих нарисованных персонажей невозможностью сидеть без дела.

Когда описание животного связано с частым упоминанием о его врагах, то можно сделать вывод о боязни агрессии; чрезмерный акцент на проблемах с едой - символ неблагополучия в быту испытуемого, привязанности к материальному. Существо, по словам тестируемого, одиноко, у него нет друзей - скорее всего, в жизни ребёнка такое же положение вещей. Рассказ о большом количестве близких по духу людей говорит о значимости общения для испытуемого.

«Гламурный крылокот» - такое название дал существу автор рисунка

  • Полностью закрашенная радужка глаза - свидетельство страха, сконцентрированного внутри автора рисунка.
  • Испытуемый зациклен на себе, об этом свидетельствует прямое расположение головы животного и его открытый взгляд.
  • Тревожные сигналы - штриховка хвоста и расположение персонажа на краю листа.
  • Также о беспокойстве говорят множественные линии в изображении некоторых частей тела (нижней части головы, крыльев, задних лап).
  • Не слишком маленькие уши крылокота - показатель зависимости от чужого мнения, желания следовать общепринятым нормам.
  • Энергетический потенциал автора очень высок, об этом можно судить по большому количеству деталей фигуры животного.
  • О романтических устремлениях и мечтательности натуры сигнализируют большие крылья. Возможно, автор мечтает изменить свою жизнь, но не имеет возможности это сделать.
  • Тестируемый склонен к прагматизму и рационализму, потому что все части тела прорисованы чётко, а их соединения не размыты.

Проведение теста «Нарисуй несуществующее животное» - замечательный способ получить представление о внутреннем мире, характере ребёнка и даже условиях его жизни. Результаты диагностики помогут выявить существующие проблемы и скорректировать работу по их устранению.

Что-то про «несуществующее животное» слышали, наверное, все. Обычно люди с удовольствием рисуют это самое несуществующее животное, но никто толком не знает, как его интерпретировать, в то время как ответ на вопрос: "А что это значит?" - и есть самый главный.

Чтобы правильно интерепретировать тест, нужно сначала правильно дать задание.

Методика проведения теста "Рисунок несуществующего животного"

Инструкция: Придумай и нарисуй несуществующее животное. Это должно быть животное, которого никогда раньше не было ни в сказках, ни в фильмах, ни в мультфильмах, ни в мифах, нигде-нигде. Это должно быть твое собственное животное - любое, такое, какое ты захочешь.

На все вопросы рисующего Вы или повторяете инструкцию ("А можно нарисовать русалку?" - "Русалка уже была в сказках") или говорите: "Рисуй, как представляешь". Если ребенок все равно рисует уже известное животное, не надо ему препятствовать, вы учтете это при интерпретации параметра "тип животного".

Материалы: лист А4, карандаш средней мягкости и минимум 8 цветов для раскрашивания: черный, серый, коричневый, желтый, красный, синий, зеленый, фиолетовый. При этом можно использовать краски, фломастеры, мелки, карандаши - лишь бы рисовать с удовольствием!

После окончания рисунка нужно задать вопросы, приведенные ниже. В процессе ответов ребенок может дорисовывать или менять что-либо. Эти изменения интерпретируются как "то, что есть сейчас, меняется на то, как я бы хотел".

1. Как это животное будет называться? Придумай для него несуществующее название.

2. Это мальчик или девочка? Сколько ему лет? Это ребенок или взрослый? (животное может оказаться ребенком, даже если ему 100 лет)

3. Где оно живет? С кем? Есть ли у него семья?

4. Что оно ест? Что пьет?

5. Как проходит его обычный день? Чем оно занимается?

6. Есть ли у него друзья? Кто? Как они дружат? (что делают?)

7. Есть ли у него враги? Кто? Почему и как они враждуют?

8. Представь, что твое несуществующее животное встретило доброго волшебника. И добрый волшебник говорит ему: "Я могу исполнить 3 твоих самых заветных желания. Что бы оно загадало?"

После ответов на все эти вопросы у вас получится целая сказка! Ее обязательно нужно записать и сохранить вместе с рисунком.

"И что всё это значит?" или

интерпретация теста про несуществующее животное

Суть теста РНЖ состоит в том, что человек, получив абстрактное неопределенное задание, ищет ответ в своем подсознании и в результате рисует проекцию себя самого. Проще говоря, нарисованное несуществующее животное - это образ самого себя.

1. Общая характеристика животного.

  • нарисовано существующее или известное животное (кот, русалка, пегас, единорог) - творческое мышление очень слабо развито;
  • животное построено по схеме складывания (например, заяц+крылья или дракон+лев) - творческое мышление слабо развито;
  • животное оригинальное (нестандартное) - творческое мышление хорошо развито;
  • животное сверхоригинальное (к примеру, перерождающаяся капля) - нестандартное мышление, которое иногда может казаться даже странным;
  • человекообразное животное - высокая потребность, заинтересованность в общении;
  • в животном соединено живое с неживым (динозавр+самолет) - шизоидность (своеобразие мышления, уход в свой внутренний мир);
  • вообще не животное (летающий торт) - нежелание тестироваться, раскрываться, рассказывать о себе.

Животное изображено в фас - открытость к общению, готовность пойти на контакт, живет настоящим; в профиль - самый частый вариант (если смотрит налево относительно зрителя - живет воспоминаниями, если направо - планами и мечтами); со спины - негативизм, уход от общения, тяжелые переживания.

Что делает животное на рисунке:

Спит, лежит, сидит - усталость, потребность в отдыхе при повышенной активности или пассивная позиция, астения, нежелание двигаться;

Стоит - стнадратная поза;

Идет, бежит, прыгает - повышенная активность, подвижность или желание больше двигаться, потребность в активности.

Как отличить, какой вариант из двух правильный? С помощью беседы - чем больше информации о жизненной ситуации рисующего Вы соберете, тем полнее будет интерпретация. И станет понятно, ведет ли человек сейчас активный подвижный образ жизни или только мечтает о нём.

2. Строение тела несуществующего животного.

  • Голова. Большая голова указывает на преобладание разума над чувствами. Две и более головы - борьба противоположных тенденций, желаний. Прорисованные ресницы, прическа, украшения говорят о демонстративности (стремлении привлечь к себе внимание, быть в центре событий).
  • Туловище. Крупное туловище говорит о большой значимости физической силы. Круглое туловище - признак замкнутости, возможно, нежелания раскрываться перед окружающими.
  • Прорисовка внутренних органов (кровеносных сосудов, легких, сердца) является тревожным признаком и может указывать на серьезное нервное расстройство или психическое заболевание.
  • Конечности. Руки (передние лапы, верхние конечности) - это орган взаимодействия, общения, контакта с окружающим миром. Отсутсвие такого органа может указывать на замкнутость, а "многорукость" - на повышенную общительность и/или острый недостаток общения. Ноги (задние конечности, нижние лапы) обычно показывают способ передвижения и устойчивость в жизни. Слабые, тоникие ноги - неустойчивость. Но и сильные ноги могут служить, например, для убегания от опасности (как у зайца).
  • Хвост. Большой, пушистый или поднятый вверх хвост указывает на сексуальный интерес, важность сексуальной сферы.
  • Крылья - признак мечтательности, склонности фантазировать.
  • Шерсть. Длинная или пушистая шерсть также характеризует сексуальную сферу как актуальную, важную в данный момент.
  • Искусственные (железные, механические и т.д.) части тела всегда являются тревожным признаком и указывают на шизоидность, возможную патологию мышления.
  • Органы чувств: глаза, уши, щупальца, усики или что-то другое, помогающее чувствовать изменения в окружающем мире. Большое количество органов чувств или увеличенные размеры какого-то из них указывают на тревожность, ожидание опасности из вне.

Признаки агрессии в животном - это шипы, зубы, рога, когти, колючки и т.д. Агрессивные детали могут располагаться сверху (агрессия направлена на взрослых или вышестоящих), сбоку (агрессия направлена на ровесников, равных), внизу (агрессия направлена на младших, нижестоящих). Агрессия может быть защитной или нападающей - это обычно становится понятно из рассказа об бразе жизни животного.

3. Графические особенности:

4. Рассказ о животном.

Возраст: в норме совпадает с возрастом рисующего, если младше - нежелание взрослеть и брать на себя ответственность, если старше - желание получить больше свободы, самостоятельности, возможностей.

Живет один, в уединении, очень далеко, в неблагоприятных условиях и при этом несчастен - одиночество, отсутствие близких эмоциональных контактов. Если живет один и прекрасно себя чувствует - это скорее усталость от социальной жизни и желание побыть одному, наедине с собой. Живет с семьей - близкие семейные связи, живет с друзьями - желание больше времени проводить со сверстниками, вне семьи.

Еда: если ест обычную человеческую еду, то беспокоиться не о чем. Если ест людей - это серьезный признак агрессии (возможно, скрытой) (можно уточнить, каких именно людей, чтобы узнать, на кого эта агрессия направлена), ест что-то отвратительное (грязь) или несъедобное (воздух, камни) - шизоидность. Ничего не ест - моральное истощение, закрытость (если представить образно, то не пускает внуть себя даже еду).

Отсутствие друзей, равно как и дружба "со всеми" - признак одиночества и отсутствия значимых крепких социальных связей. Очень полезен вопрос: "А как они дружат?" - с помощью него можно выяснить положение рисующего: ведомое, ведущее или равноправное, а также его представление о дружбе вообще.

Наличие врагов, нападающих на несуществующее животное, говорит о чувстве опасности, страхе нападения и, возможно, реальной угрозы (травля со стороны одноклассников). Враги, на которых нападает само несуществующее животное - это те люди, на которых он хотел бы направить свою агрессию. Враги могут быть больше него (сильнее, старше), меньше (слабее, младше) или такими же (ровесники).

Три желания - это то,чего больше всего хочется в данный момент. Желания могут быть "бытовыми" (больше игрушек, велосипед), личными (найти друга) или глобальными (чтобы не было войны). Обычно дети называют свои желания вполне искренне и прямо, но бывает, что уходят от ответа, называя стандартные желания. В любом случае, вы можете задать уточняющие вопросы: "А зачем ему это?", "А что будет, когда это желание исполнится?" и т.д.

Самый главный вывод, который можно получить из рассказа - это что ему мешает быть счастливым.

«И что же нам теперь делать?» или работа после теста

Можно не останавливаться на интерпретации теста и пойти дальше - к решению проблем с помощью арт-терапии, т.е. мы будем делать наше несуществующее животное счастливым. Для этого мы будем исполнять его желания!

Важное правило арт-терапии - не стирать детали и не рисовать другой рисунок, а дополнять, перекрашивать, видоизменять этот. Если несуществующему животному не хватает друзей - нарисуйте их здесь же, желательно в динамике (а что они могли бы делать вместе?). Если не хватает места - приклейте лист к этому рисунку, расширьте свои возможности, ведь мир огромный!

Вы можете менять и дополнять рисунок до тех пор, пока животное не станет счастливым, а его жизненная ситуация - благоприятной.

Из полученного рассказа и рисунка (или серии рисунков, если вы сфотографируете их по ходу тестирования) вы можете сделать свою собственную книгу и сохранить ее на память.

Примеры интерпретации теста "Рисунок несуществующего животного"

Пример №1 Рисунок мальчика 12 лет "Пятиголовый"

Пятиголовый живет один в пещере и питается пиццей - той самой едой, которую запрещает мама. Все пять голов хотят одновременно и разного: одна - есть пиццу, другая - курить, третья - спортом заниматься, четвертая - учиться, пятая - гулять. Как вы уже догадались, перед нами - подросток, которого желания, цели и обязанности тянут одновременно в противоположные стороны. Но на самом деле в ситуацию подмешана и семейная составляющая: совсем недавно родители мальчика развелись, и сейчас он "разрывается" между ними, потому что стабильный порядок общения отца с сыном еще не сформировался. Ему хочется видеться с папой, но это получается через раз, из-за чего сын очень страдает, а акции протеста обрушиваются на маму, с которой он остался жить.

Пример №2 РНЖ девочки 8 лет

Это несуществующее животное живет на отдельной планете, занимается тем, что ходит по магазинам, причем продуктовым и хозяйственным, а не с игрушками. Обратите внимание на улыбку с зубами: оно как будто через силу (натянуто) улыбается, хотя на самом деле злится. На голове корона - признак демонстративности, желания выделиться. А вот низ туловища - это скорее неподвижный постамент. Жизнь девчоки явно замкнулась между детским садом, магазином и домом. Девочка живет жизнью взрослых, а совсем не ребенка. Ей не хватает игр, общения и свободного времени. Она делает вид, что всё хорошо, но на самом деле очень напряжена. Об этом говорят красные цвета и обильная штриховка на рисунке.

Пример №3 поделка из пластилина мальчика 9 лет "Несуществующее животное слон"

Если тестируемый не любит рисовать - это не проблема. Несуществующее животное можно слепить, склеить, собрать из чего угодно. В данном случае мы выбрали цветной пластилин средней мягкости. Это "несуществующее" животное практически полностью копирует слона и отличается от настоящего только маленьким размером. Спереди у него бивни, сверху он прикрыт цветком, снизу прикреплена опора, так как фигурка крайне неустойчива, а сзади - тяжелый хвост с шипами. Главная его задача - прятаться и защищаться. Его можно было бы назвать агрессивным, но агрессия явно защитная, а сам слон - синий, т.е. спокойный.

Дело в том, что автор поделки - мальчик "домашний", спокойный и с небольшим опытом общения. И когда он пошел в школу, то оказался в агрессивной среде, куда его не приняли и чуть не "затравили". Родители приняли решение сменить школу и перевели сына в более спокойный и дружелюбный коллектив. Но по привычке мальчик еще ждет агрессивных нападок и реагирует на них привычным образом. Цель нашей совместной работы - научиться вести себя с одноклассниками разными способами, а не только прятаться и отбиваться.

Тест «Несуществующее животное» относится к проективным графическим методам. В основе его построения лежит теория психомоторной связи, полагающей, что актуальное состояние психики отражается в моторике рисующей доминантной руки, это фиксируется в виде графического следа движения, т. е. в рисунке.

Теория психомоторной связи

Метод исследования личности с помощью проективного теста «Несуществующее животное» основан на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По Сеченову И.М., всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально – «Всякая мысль заканчивается движением»).

Когда реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующей группе мышц «суммируется» напряжение энергии, необходимой для осуществления этого движения. Например, образы и представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры (чтобы убежать от опасности) и в мышцах рук (чтобы ударить или заслониться). Если ребенок часто испытывает агрессивное состояние, тревогу, страх, накопление энергии неосуществленного движения проявляется в судорожном, высоком тонусе мышц рисующей руки. На рисунке это отражается в виде резко продавленной (жирной с нажимом) линии, которая видна даже на обратной стороне листа.

Помимо показателей психомоторной связи, толкование рисунка проводится и по отношению к пространству. Лист бумаги, на котором рисует испытуемый, символизирует собой модель пространства. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом (настоящим, прошлым и будущим), а также с тенденцией человека действовать или рассуждать. Поэтому расположение рисунка на листе бумаги дает возможность определить жизненный стиль человека, ведущий тип его мироощущения. Например, если рисунок расположен в нижней части листа и голова изображенного на нем существа повернута влево, то это говорит о нерешительности, отсутствии стремления к самоутверждению, нежелании активно действовать для реализации своих планов, тенденции к рефлексии, размышлениям, низкой самооценке, неуверенности в себе.

Важным информативным параметром выступает величина изображаемого существа, контуры его фигуры, особенности частей тела (особенно головы). Здесь для толкования используются теоретические нормы оперирования символами. Например, если животное имеет когти, рога, клыки – это трактуется как проявление агрессии; перья, ресницы – тенденция к демонстративности, самоукрашению или самооправданию. Определенным образом анализируются также имя, придуманное животному, и ответы относительно образа его жизни.

Материал для тестирования : лист бумаги А4 (либо близкий по размеру к формату); цветные карандаши.

Инструкция . Лист бумаги предлагают использовать целиком (а не сгибают пополам), дают его в руки испытуемому (чтобы он сам выбрал, в какой плоскости рисовать) и не делают на нем никаких надписей. Комментарий к заданию: «Придумай и нарисуй несуществующее животное или любое другое существо, которого нет в природе. Это существо не должно быть персонажем из сказки или мультфильма, ты его должен придумать сам. Придумай также для него несуществующее имя». После окончания рисования ребенку задают вопросы:

  • Где живет это существо (какое у него жилище)?
  • Чем оно питается?
  • С кем оно живет (семьей, стадом, в одиночку)?
  • Как оно себя ведет при опасности, например, если на него нападают?
  • Кто его враги?
  • Кто (из живущих на Земле) его друзья?
  • Что ему нужно для полного счастья?

Показатели и интерпретация

Размер

Интерпретация размера изображенного животного обычно базируется на пространственной метафоре «больший размер – больше силы, больше энергии». Чем больше рисунок, тем более энергичен, возбудим, уверен в себе его автор. Соответственно, малый размер говорит о неуверенности, закрепощенности и т. д. Однако если рисунок так велик, что не умещается на листе, то это также проявление закрепощенности и внешнего давления на автора.

Расположение рисунка на листе

Ось «верх – низ»

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, не глянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Степень близости рисунка к верхнему краю листа прямо связана с уровнем самооценки: как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и славу, тенденция к самоутверждению.

Приближение рисунка к нижней части – обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Кроме того, расположение рисунка относительно оси «верх – низ» листа может быть расшифровано при помощи следующих ориентационных метафор:

  • Счастье – верх; грусть – низ. (Грусть и уныние гнетут человека, и он опускает голову, а положительные эмоции распрямляют его.)
  • Сознание ориентирует вверх; бессознательное состояние – вниз. Человек спит лежа, а, просыпаясь, встает.
  • Здоровье и жизнь ориентируют вверх; болезнь и смерть вниз. (Серьезная болезнь заставляет лежать. Мертвый падает вниз.)
  • Обладание властью или силой ориентирует вверх; подчинение власти или силе – вниз. (Победитель в борьбе обычно находится вверху.)
  • Рациональное ориентировано вверх; эмоциональное вниз. (В нашей культуре люди считают, что они способны к контролю над животными, растениями и окружающей средой, именно эта уникальная особенность ставит человека над животными и обеспечивает господство над ними.)

Ось «левое – правое»

Расположение рисунка крайне справа – склонность к неподчинению, непредсказуемость, чрезмерная конфликтность, в экстремальных ситуациях – аутоагрессивность.

Если рисунок расположен слева на листе, то для испытуемого характерны интровертированность, акцентированность на прошлом, выраженное чувство вины, застенчивость. Обследуемые, у которых проявилась данная характеристика, практически всегда уходили от конфликтных ситуаций.

Маленький рисунок в верхнем левом углу – высокая тревожность; часто встречается у людей, склонных к суициду.

При интерпретации расположения рисунка относительно оси «левое – правое» также необходимо учитывать две традиции, присущие нашей культуре:

1. Традиция чтения слева направо. Соответственно, левая сторона находится сзади, правая спереди.

2. Будущее в западных культурах находится справа, прошлое слева.

На основании этих традиций расположение рисунка слева интерпретируется как направленность на прошлые впечатления, расположение справа – направленность в будущее, экстраверсия. Очевидно, на основании тех же традиций интерпретируется центральная смысловая часть фигуры – голова или заменяющая ее деталь. Голова, повернутая вправо – устойчивая направленность на действительность. Почти все, что обдумыва ется и планируется, осуществляется до конца. Человек активно переходит к реализации своих желаний. Голова влево – тенденция к рефлексии, размышлениям: лишь незначительная часть действий реализуется. Увеличение по соотношению с фигурой головы говорит о том, что автор рисунка ценит рациональное начало, а возможно, эрудицию в себе и окружающих.

Расположение самого листа

Если автор не меняет положения листа и лист расположен вертикально, это может свидетельствовать о ригидности, нежелании ничего менять. Если он меняет расположение листа в зависимости от рисунка (например, дерево чаще рисуют вертикально, а несуществующее животное и людей – горизонтально), это значит, человек умеет приспособиться, не абсолютно следует инструкции.

Форма рисунка

Форма может интерпретироваться в соответствии с фрейдистской традицией, когда всем вытянутым предметам присваивалось мужское начало, а округлым – женское. Соответственно, при интерпретации рисунка вытянутая форма характеризует наличие мужских, маскулинных черт в характере (мужественность, активность). Сжатая, округлая форма характеризует женственность, пассивность.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения.

Фигура круга, особенно незаполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежелание подвергаться тестированию.

Подчеркнутая человекообразность «несуществующего животного» рассматривается как проявление неудовлетворенной потребности в общении. У подростков это явление почти нормальное: им положено иметь настолько высокую потребность в общении, что она почти никогда не бывает удовлетворена. Уподобление животного человеку, любые признаки антропоморфизации свидетельствуют об инфантильности, эмоциональной незрелости.

Машинообразность фигуры говорит о нарушениях шизоидного круга: в норме животному «не положено» иметь колеса, подставку или прямоугольный корпус.

Симметричность – асимметричность

Асимметричность фигуры интерпретируется как активность, экстравертированность, энергичность. Симметричность связывается с пассивностью, статичностью, инертностью.

Контур рисунка

Контур рисунка интерпретируется как отношения с окружающим миром, окружающими людьми. Верхний контур направлен против вышестоящих людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничения. Нижний – против подчиненных, или зависимых. Боковые – недифференцированная опасность и готовность к защите любого порядка и в любой ситуации. О той же готовности к неясной угрозе свидетельствуют элементы защиты, расположение не по контуру, а внутри его на корпусе. Острые углы на контуре фигуры говорят об агрессивной защите. Затемнения, запачкивания контурной линии свидетельствуют о страхе и тревоге. Заслоны, щиты, удвоенные линии связаны с опасением и подозрительностью.

Характер линий и графических движений

Сплошные линии характеризуют людей последовательных, уверенных в себе, не испытывающих колебаний, сомнений. Прерывистые линии могут быть связаны с неуверенностью, колебаниями, сомнениями. Линии с обводкой, исправление собственных линий, штриховки внутри контура свидетельствуют о фиксации на определенных деталях. В этом случае необходимо уделить внимание интерпретации значения выделенных деталей.

Штриховки тесно связаны с тревожностью, беспокойством, озабоченностью. Иногда по характеру линии рисунка можно судить об органических изменениях. Тремор, либо несоединение линий, либо пересечение – нарушение сенсорной координации.

Эпилепсия в графических движениях проявляется достаточно редко. Гораздо ярче она проявляется в содержании рисунка. Как правило, на эпилепсию может указывать большое количество одинаковых, часто повторяемых деталей.

Цвет

Цвет исторически выполняет сигнальную, коммуникационную призывную функцию в мире растений, животных и человека (Gudin, 1992). В различных человеческих культурах сложились различные традиции использования цветов. «Так же точно, как люди давно научились путем внешних впечатлений выражать свои внутренние состояния, так же точно и образы фантазии служат внутренним выражениям для наших чувств. Горе и траур человек знаменует черным цветом, радость – белым, спокойствие голубым, восстание – красным» (Л. С. Выготский). Использование определенного цвета или цветовой гаммы интерпретируется как выражение неактуализированной эмоциональной потребности. Для определения этой потребности могут быть использованы методы, применяемые при интерпретации основного набора цветов теста Люшера.

Способы конструирования

Способы конструирования несуществующего животного характеризуют тип воображения, общий подход автора рисунка к творческой задаче. Выделяются три основных способа конструирования, не считая нулевого уровня, когда рисуется просто реальное животное. В первом случае новое существо собирается из деталей реальных животных. Этот способ характерен для рационалистического подхода к творческой задаче. Во втором случае по образу и подобию существующих животных создается целостный образ нового несуществующего животного, хотя оно может отдаленно напоминать дракона, слонопотама и т. п. Этот тип характерен для художественно эмоционального подхода к творческой задаче. В третьем случае, при собственно творческом складе воображения, создается абсолютно оригинальное существо. Такой способ конструирования встречается при любом складе воображения – и рациональном, и художественном, – если у человека есть реальные творческие возможности. Разница между вторым и третьим способами конструирования состоит в том, что второй строится по стандартной схеме: животное – это голова с глазами, туловище, конечности. Поэтому оно всегда несколько похоже на что то существующее. При третьем способе конструирования рисунок может не содержать указанных деталей живого существа, например, животное может быть нарисовано в виде геометрической фигуры.

Для каждого способа конструирования выделяются уровни, соотносимые с уровнями общеинтеллектуального развития. Для рационалистического способа конструирования существенна степень отклонения от реального образца. Например, скомбинировать элементы пяти животных сложнее, чем нарисовать собаку с птичьим клювом. Для определения уровня «художественного» способа конструирования выразительным критерием является степень своеобразия: несуществующее животное всегда что то напоминает, и чем больше оно похоже на что то существующее, тем ниже уровень исполнения. Уровень собственно творческого способа конструирования определяет степень естественности. Если изобретение слишком вычурно, то речь идет не столько об оригинальности, сколько об оригинальничании: не о подлинных возможностях творчества, а о демонстративных тенденциях.

Творческие возможности выражены обычно числом сочетающихся элементов. Отсутствие творческого начала – к готовой форме существующего животного приделываются такие же готовые детали. Оригинальность проявляется в форме, построенной из элементов, а не из целых заготовок.

Сложность конструкции

Сложность, избыточность конструкции характеризует общую энергию. Чем больше деталей, тем энергичнее человек. Соответственно, чем экономнее рисунок, тем ярче выражено стремление к экономии своих сил. Это может быть связано с застенчивостью, соматическими заболеваниями.

Тематически животные делятся на угрожающие и нейтральные. Это отношение к своему «Я», представление о своем положении в мире. Несоответствие размера рисунка с размерами животного свидетельствует о внутреннем конфликте. Например, слоноподобное животное размером в 1/б часть листа или муха во весь лист. Положение в фас трактуется как эгоцентризм.

Домашние животные . Выбор домашних животных для самопредставления свидетельствует о тенденции «приручить» свою жизненную энергию.

Собака – тенденция к зависимости, подчинению. Часто отождествляется на житейском уровне с верностью и служением.

Кошка – потребность в тактильном контакте, самоизоляции, предпочтение несловесного взаимодействия словесному.

Птицы в клетках и рыбы в аквариумах (или животные, похожие на них) – тенденция к подавлению сигналов своего тела, самоподавлению, стремление к подчинению себе своих жизненных проявлений, нередко присутствует самолюбование.

Корова и другие полезные животные, служащие источником питания, – отождествление себя с «кормильцем» или «кормилицей», стремление давать больше, чем получать, оставлять окружающих в роли должников (часто неосознанно).

Вьючное животное – негативное отношение к себе («на мне все ездят»). Тенденция к обвинению окружающих, маскирующая неспособность взять на себя ответственность за свою жизнь, предоставление другим права решать за себя с последующим предъявлением претензий. При позитивном отношении к персонажу – восприятие своих жизненных и телесных проявлений как источника энергии и силы.

Дикие животные . Их образы могут быть выбраны по разным причинам.

Выбором конформного образа, например голубя – «символа мира», обследуемый хочет выразить, что он – очень добрый человек. Можно предположить, что это свидетельствует об его отказе от исследования проблем, связанных с собственными жизненными проявлениями.

Выбор презираемых, подземных и ночных животных (мышей, крыс, червей, пауков и др.) – представление о жизненных проявлениях как средоточии всего негативного и отрицаемого в себе.

Опасные животные (скорпионы, волки и др.) символизируют угрозу для жизни человека, восприятие своих жизненных проявлений как непредсказуемых, угрожающих. Тенденция к самоподавлению.

Животные, символизирующие силу, власть и особые способности (слоны, львы, орлы и др.), – восприятие своих жизненных проявлений как источника позитивной энергии, особых ресурсов и силы.

Животные – сказочные герои (клиенты иногда игнорируют инструкцию) интерпретируются в соответствии с ролью того или иного персонажа.

Стилизованные и фантастические животные – персонажи книг и мультфильмов (Винни Пух, Чебурашка, Микки Маус и т. д.) – отказ от анализа своих проблем.

Изображения конкретных животных, принадлежащих человеку. Они интерпретируются в соответствии с теми потребностями человека, которые он удовлетворяет в контакте с данным животным. Следует помнить, что человек, заводящий домашнее животное, удовлетворяет в общении с ним те потребности, которые не может, с его точки зрения, удовлетворить в контакте с окружающими людьми.

Внешний вид животного

Внешний вид животного, непосредственное впечатление от рисунка очень важны для различения прямой и защитной агрессии. По внешнему виду можно судить о том, нарисовано ли оно страшным, злым или совсем не страшным, безобидным; запугивает оно или холодно убивает; нападает и съедает или устрашает. Любые очевидные аксессуары нападения, нарисованные, но не объявленные таковыми, – это проявление агрессии, причем именно собственной, а не защитной агрессии. Для боязни агрессии очень характерны гигантские размеры животного. Или сам рисунок может быть небольшим, но в рассказе автор сообщает, что его животное «выше Останкинской башни». Присвоение животному больших размеров может являться «простым и незамаскированным исполнением желания быть большим».

Если у вас возникает предположение о боязни агрессии, а ребенок сам ничего не говорит о размерах своего существа, нужно специально об этом спросить. Боязнь агрессии может проявиться в подчеркнуто выразительной агрессивности изображенного животного. В этом случае автор идентифицируется не с нарисованным животным, а с самой опасностью, страхом. Как правило, это встречается лишь в случае истинного невроза.

Детали, соответствующие органам чувств : глаза, уши, рот

Глаза

Глаза – символ человеческого страха. Это значение особенно подчеркивается прорисовкой радужки.

Ресницы – истероидно демонстративные манеры поведения для женщин; для мужчин – женственные черты характера, а также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Уши

Значение детали «уши» – прямое: заинтересованность в информации, значимой для окружающих. Необычно большое количество глаз, ушей – разных органов чувств, призванных напряженно следить за миром, чтобы не пропустить никакой опасности и угрозы, сигнализируют об остром чувстве тревоги.

Рот

Приоткрытый рот с прорисовкой губ – большая речевая активность в сочетании с чувственностью. Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно зачерченный – легкость возникновения страхов, опасений, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия, обычно защитная. Для детей и подростков зачерчивание рта округлой формы говорит о боязливости и тревожности.

Рога

Рога являются символом защиты и агрессии.

Опорная часть фигуры

Несущая, опорная часть фигуры: ноги, лапы, постамент. Рассматривается основательность этой части фигуры по отношению к размерам всей фигуры и форма. Основательность – обдуманность, рациональность при принятии решений, опора на существенную, значимую информацию, существенные положения. Следует обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точное, тщательное или слабое, небрежное, не соединено совсем. Это характер контроля за своими суждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость форм ног, любых элементов опорной части – это свидетельство стабильности и конформизма в суждениях и установках. Соответственно, обратное (разнообразие в форме и расположении несущих частей тела) свидетельствует о самостоятельности и непостоянстве.

Части над фигурой

Функциональные части, возвышающиеся над уровнем фигуры, интерпретируются как показатели энергии, охвата разных областей человеческой деятельности: уверенность в себе, стремление руководить, доминировать над окружающими. Украшающие части, возвышающиеся над уровнем фигуры, свидетельствуют о демонстративности, склонности к обращению на себя внимания, манерности.

Перья

Наличие перьев выдает тенденцию к самоукрашению или самооправданию, к демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически

Грива, шерсть, волосяной покров интерпретируются как чувственность, подчеркивание своего пола, а иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Хвост

Хвосты выражают отношение рисующего к собственным действиям и результатам своей деятельности. Оценка их обозначена направлением хвоста. Движение вверх (хвост трубой или морковкой) – уверенность в своих действиях и их результатах. Движение вниз (поджатый хвост) – недовольство собой, подавленность, сожаление о содеянном. Если хвост направлен вправо, то чувство вызвано недовольством по поводу своих действий. Если хвост направлен влево, то испытывается неудовлетворенность в связи со своими мыслями, упущенным моментом, собственной нерешительностью.

Характер линий

Слабые, паутинообразные линии связываются со слабостью, стремлением к экономии сил. Линии с сильным нажимом сигнализируют о тревожности. При этом важно обратить внимание, какая деталь выполнена с повышенным нажимом, чтобы понять, с чем связана тревога.

Название несуществующего животного

Название животного используется для определения типа мышления. Названия, составленные из нескольких названий или частей названий других животных, говорят о рациональном, научном подходе. Название по звучанию, состоящее из нескольких слогов или звуков, которые сами по себе смысла не имеют, характеризуют художественный тип мышления. Кроме того, название несуществующего животного может говорить о способе представления себя другим людям перед процессом взаимодействия.

  • Псевдонаучные – с латинскими окончаниями – это демонстрация своей образованности и своего интеллектуального уровня.
  • Названия с повторяющимся слогом – инфантильность.
  • Название с ироническим звучанием – ироническое отношение к людям и ситуации тестирования.
  • Название, не имеющее никакой связи с рисунком, – несерьезность, поверхностность

Все описанные признаки и их характеристики сведены в единую таблицу:

Уровни интерпретации

В зависимости от глубины поставленной задачи, опыта и квалификации специалиста можно выделить несколько уровней интерпретации одного и того же проективного рисунка. На самом поверхностном уровне в соответствии с таблицей интерпретатора выделяется список особенностей личности. При этом специалист не заботится о составлении целостного портрета.

Более глубокий уровень предполагает установление связей между определенными чертами рисунка, первичную иерархиза цию выделенных черт. При таком подходе как значимые рассматриваются только симптомокомплексы – свойства, подтверждаемые разными элементами рисунка. Таким образом, незначимые элементы впрямую не интерпретируются. Например, наличие глаз средней величины при отсутствии каких либо признаков агрессии или защиты, демонстративности и т. п. может не интерпретироваться как страх. Этот уровень позволяет дать характеристику отличительных особенностей личности.

Следующий уровень анализа рисунка позволяет нарисовать динамическую картину личности с точки зрения ее основной проблематики. На этом уровне специалист способен выделить основные проблемы, которые формируют характер личности, стиль поведения и проявления в различных ситуациях.

Для адекватной социализации человек должен уметь правильно оценивать себя и окружающих. Определить, насколько испытуемый способен это делать, а также какая модель взаимоотношений с людьми ему наиболее близка, можно с помощью различных психологических тестов. Например, воспользовавшись диагностикой «Нарисуй несуществующее животное».

Суть проективной методики «Нарисуй несуществующее животное»

Автором теста «Рисунок несуществующего животного» является советский психолог, специалист по проективным диагностикам Майя Захаровна Дукаревич. Диагностика относится к проективным методикам, то есть не предполагает наличия стимульного материала. Соответственно, стандартизированной процедуры анализа не имеет. Испытуемому просто предлагается изобразить фантастическое существо, полноценную интерпретацию которого должен выполнить специалист. Однако есть ряд критериев, позволяющих и без специального образования провести тестирование особенностей личности. Такое исследование поможет:

  • составить представление об уровне самооценки испытуемого;
  • оценить степень его тревожности;
  • определить склонность к агрессии;
  • изучить творческий потенциал тестируемого.

Процедура проведения психологического теста

Для создания рисунка ребёнку следует предложить неглянцевый белый лист формата А4 и простой карандаш средней мягкости. Пользоваться фломастерами или ручками малышу нельзя, так как эти инструменты затрудняют расшифровку изображения.

Использование фломастеров не допускается, так как линии, нанесённые ими, будет трудно расшифровать

Работа ведётся один на один. Испытуемому предлагается нарисовать животное, которое не существует ни в природе, ни в искусстве, ни в компьютерном пространстве. Также ребёнку потребуется подобрать имя своему герою.

Время выполнения задания - 3 минуты. После того как испытуемый закончит изображение, ему придётся не только написать название персонажа, но и ответить на ряд наводящих вопросов:

  • Где живёт животное?
  • С кем?
  • Что кушает?
  • Чем обычно занимается?
  • Что он/она любит?
  • Что не любит?
  • Есть ли у персонажа друзья, враги?
  • Чего он боится больше всего?

Обработка и интерпретация результатов рисуночной диагностики

Рассмотрение манеры рисования

Линии

Жирные линии говорят о постоянных опасениях, страхах, тревоге. Если преобладают острые углы, то испытуемый очень подозрительно оценивает окружающих. Много штриховых затемнений, особенно внизу фигуры, свидетельствуют о том, что ребёнок стремится защититься от насмешек, не считает себя авторитетным среди сверстников. Тёмные контуры справа сигнализируют об умении отстоять свою точку зрения в делах, касающихся реальных действий, а вот удвоенные линии слева указывают на то, что защита касается убеждений и вкусов.

Человек склонен рисовать животное, состоящее из замкнутых фигур (круги, прямоугольники) и простых линий, - это говорит о закрытости и нежелании участвовать в тестировании.

Если линии носят фрагментарный характер, прерываются, то человек не склонен доводить начатое до конца, импульсивен. Небрежность, неаккуратность говорят о тенденции быстрой смены видов деятельности.

Нажим

Слабый нажим свидетельствует о пассивности и возможной депрессии. Сильный (с отпечатком на обратной стороне листа) говорит о том, что испытуемый страдает от резкой тревожности. Если же ребёнок нажимает на карандаш так, что от этого рвётся бумага, то это можно считать признаком агрессии и конфликтности.

Размер


Животное, занимающее весь лист, говорит о высокой самооценке своего автора

Поскольку придуманное животное - своеобразное альтер эго испытуемого, то его размер напрямую зависит от самооценки: чем крупнее персонаж, тем она выше. Мелкий рисунок говорит о низком самомнении и возможных недавних проблемах в отношениях с окружающими.

Расположение на листе

Пространство, заполняемое в процессе рисования, связано с эмоциями, которые переживает человек, а также с действительностью, в которой он живёт. Правая сторона, верх листа и передний план характеризуют будущее и настоящее, а левая сторона и низ - прошлое. Таким образом, по рисунку можно судить о том, на каком периоде жизни зациклен испытуемый.

Нормой считается, если рисунок расположен посередине вертикально размещённого листа. Чем ближе животное к верхнему краю, тем выше самооценка, а также растущее недовольство положением в коллективе сверстников, претензия на признание и желание самоутвердиться. Если зверь нарисован внизу, то это говорит о неуверенности в себе, подавленности.

Анализ образа изображённого существа

Вид

Выделяются такие типы изображённых персонажей:


Имя

  • Если в названии животного соединены смысловые части («бегелис»), то в личности испытуемого главенствует рациональность.
  • Тестируемый придумал имя с латинским суффиксом или окончанием как в научно-популярных книгах или мультфильмах (например, «разголессиус») - это указывает на нормальный уровень интеллекта и желание его продемонстрировать.
  • Поверхностно-звуковые имена («кактие», «някер») свидетельствуют о легкомысленном отношении к действительности, тенденции к эмоциональным оценкам.
  • Юмористические названия («пузоед») говорят о снисходительном отношении к сверстникам и окружающему миру.
  • Имена с повторяющимися слогами («мур-мур») сигнализируют об инфантилизме своего автора.
  • Слишком длинные названия («абелисинктозон») выдают склонность к фантазированию.

Центральная часть фигуры

Если голова персонажа повёрнута вправо, то испытуемый имеет тенденцию к обдумыванию своих поступков, планированию (даже при том, что не всегда доводит задуманное до конца); влево - «художник» не человек действия, он боится решительных поступков и быть активным. Положение анфас свидетельствует о том, что испытуемый - эгоцентрист, направляющий всё на себя.

Голова больше других частей тела - испытуемый ценит эрудицию в людях.

Когда на голове нарисованного персонажа есть уши, то это символ того, что для человека важно мнение окружающих. Наличие рта, особенно приоткрытого, говорит о повышенной речевой активности. Если же язык и губы не прорисованы, то испытуемый легко поддаётся панике. Зубы показывают вербальную агрессию, чаще всего, защитного характера. Этот элемент особенно присущ персонажам подростков, переживающих период острой тревожности. Глаза с чёткой прорисовкой радужки - символ страха. Ресницы считаются показателем истероидно-демонстративной манеры поведения, особенно для мальчиков. Что касается девочек, то это свидетельство заинтересованности в восхищении со стороны окружающих. Причёска показывает, что для испытуемого важна его половая принадлежность.

Опора и другие части тела

Если конечности прорисованы хорошо, то испытуемый основателен в своих решениях, умеет выбирать значимую для себя информацию; лапы показаны фрагментарно - человек довольно легкомысленен, импульсивен. Небрежное соединение ног с туловищем и конечности, направленные в одну сторону, говорят о том, что испытуемый слабо контролирует свои рассуждения и не склонен к креативности. Разное положение лап говорит о творческом начале в личности.

Крылья, щупальца и другие детали символизируют желание заполнить собой как можно больше пространства, превознесение себя, а также любознательность и манерность. Когти, зубы, клювы - признаки злобности автора рисунка.

При рассмотрении хвоста персонажа важно обратить внимание на его направление: повёрнут вправо - человек склонен анализировать свои поступки, влево - любые действия сталкиваются с нерешительностью, недовольством собой; вверх - испытуемый оценивает свою активность положительно, вниз - часто сожалеет о сказанном или сделанном. Чем пышнее хвост, тем сильнее в человеке самолюбование.

Оценка ответов на вопросы


Обсуждение с ребёнком придуманного им персонажа - обязательный этап тестирования

Если на рисунке животное снабжено средствами защиты, а в беседе испытуемый указывает, что это необходимо для обороны, то это однозначно говорит о страхе человека перед агрессией. Хотя сам он может и не проявлять её. О злобности и злопамятности испытуемого свидетельствуют такие рассказы автора изображения:

  • животное имеет неуживчивый характер;
  • существо питается людьми или другими зверями;
  • дом персонажа изолирован и удалён от привычного места жительства (необитаемый остров, другая планета).

При этом стоит обязательно обратить внимание на то, что на картинке животное может быть изображено вовсе не агрессивным, но в рассказе соответствующие характеристики присутствуют. Это говорит о том, что человек подавляет в себе проявления злобности. Кроме выявления агрессии, беседа может раскрыть некоторые детали личности испытуемого. Так, если персонаж, по словам тестируемого, живёт не один, то ребёнку явно мало внимания близких. У животного буйный характер - малыша, возможно, слишком подавляют дома, то есть не дают ему проявить себя, а пытаются полностью подчинить общим правилам. Что касается ответов на вопросы о том, что любит или не любит существо, то ответы будут зеркально отображать предпочтения самого испытуемого. А вот о борьбе с непониманием, скорее всего, ребёнок будет говорить как о желаемой ситуации, а не о реальной. Наличие врагов и друзей также проектирует образ жизни малыша, при этом возраст этих вымышленных персонажей поможет определить тот круг общения, который является для испытуемого наиболее важным.