Как агент нео погиб в матрице. История создания. Кадры из фильма "Матрица"

Когда вы смотрели фильм «Матрица», вы обращали внимание на то, какому психологическому давлению подвергался Нео на протяжении всего фильма? Давайте, я напомню, как это было. Это позволит нам по-новому оценить данного героя и его судьбу.

В этом видео я буду рассматривать только первый фильм трилогии как самодостаточное произведение.

Нео давно ищет встречи с авторитетным хакером по имени Морфеус. И вот, неожиданно, Морфеус сам выходит на него и предлагает встретиться. Понятно, что появление в жизни Нео таких авторитетных фигур как Морфеус и Тринити – важное событие, Нео взволнован, а значит уязвим для психологического манипулирования. В дальнейшем люди Морфеуса используют ряд психологических приёмов, чтобы добиться от Нео того, что им нужно.

Во время первой встречи в клубе Тринити держится очень близко к Нео, что вызывает его смущение. Она нарушает его личные границы и использует свою сексуальность, а Нео не может ей противоречить, т.к. боится упустить свой шанс.

Морфеус с первой минуты телефонного разговора оказывает на Нео психологическое давление, намекая на большую значимость Нео.

Представьте, что, скажем, ваш любимый музыкант, с которым ваши миры вообще не пересекаются, вдруг выходит на вас и начинает подпитывать ваше самолюбие, откровенно льстит вам. Неплохая атака, не правда ли?

Кто не захочет встретиться после таких слов?

Во время второй встречи Тринити и Свитч уже используют легкое запугивание и играют в плохого и хорошего полицейского.

Морфеус подчеркнуто дружелюбен. И снова он постоянно льстит Нео.

Было бы наивно считать, что после всех этих манипуляций Нео делает свободный выбор. Нет, его выбор обусловлен давлением авторитета и страхом потерять свое достоинство в его глазах, страхом не оправдать чужие ожидания. Пожалуй, самое разумное, что мог бы сделать человек в такой ситуации – это кинуть монетку.

Морфеус умалчивает о том, что приняв красную таблетку, вся прежняя жизнь для Нео будет потеряна. Мало того, вся команда знает, что Нео обречен на смерть: первые кадры фильма, диалог Тринити с Сайфером. Но они делают то, что нужно Морфеусу, т.к. он обладает неким сакральным знанием, верой.

После принятия красной таблетки Нео оказывается в замкнутом пространстве корабля, откуда нет выхода, с новым наставником, которому он теперь должен подчиняться. Вербовка завершена.

Далее Морфеус рассказывает Нео о «реальном» мире. И здесь важно то, что Нео вынужден верить наставнику на слово. Всё, что мы вместе с главным героем узнаём о ситуации на планете, о войне с машинами, о матрице, является лишь историей Морфеуса. И трезво мыслящий человек имеет полное право в ней усомниться.

В самом деле, «реальность» Морфеус демонстрирует Нео в программе симуляторе. Спрашивается: а разве эта картинка реальности не могла быть тоже симулирована?

После этой фразы Нео уже не может попросить посмотреть на всё своими глазами, ведь тогда он поставит под сомнение авторитет Морфеуса, а он не хочет показаться глупым.

Вера – один из главных мотивов фильма. Причем, это вера Морфеуса, вокруг которой вращаются все события фильма. Морфеус ведет людей туда, куда указывает его вера, а его соратники делают то, что он скажет (ведь у них нет выбора). К концу фильма все герои должны убедиться в том, что их лидер был прав.

Неудивительно, что после всего пережитого Нео впадает в уныние. Прежняя жизнь потеряна, цель новой жизни неясна. Из депрессии он выходит после получения суперспособностей.

Следующий этап подготовки – определение внешнего врага.

Как видим, Морфеус действует по принципу «цель оправдывает средства». Для него смерть людей, не готовых выйти из матрицы, вполне допустима. И Нео впоследствии будет действовать по этому же принципу – спасая Морфеуса, он вместе с Тринити будет убивать простых людей.

В дальнейшем я покажу, какому типу сознания соответствует жесткое деление на своих и чужих.

Вообще, наличие этого персонажа не вписывается в логику фильма (напомню, что я рассматриваю первый фильм как самодостаточное произведение): ведь Пифия – это программа. Если она на стороне повстанцев, то это означает раскол в интеллекте матрицы. «Она поводырь», как говорит Морфеус. Это значит, что она управляет действиями людей, влияет на их волю. Почему тогда ей можно доверять? Ответа в первом фильме нет, и на месте Нео мы вполне могли бы заподозрить Морфеуса и Пифию в сговоре.

Поведение Пифии – это кульминационная точка морального давления на нашего героя.

Сначала она дружелюбна к Нео, а потом сообщает ему, что он не избранный и показывает, что разочарована. Но стоило только Нео облегченно вздохнуть, - теперь он свободен от ответственности за спасение человечества, - как она обрушивает на него еще больший моральный груз: ставит его перед выбором – умереть ради наставника или взять на себя груз вины за его смерть.

Воистину, это восхитительно! Методично капать человеку на мозг, чтобы тот в определенный момент стал готов пожертвовать своей жизнью. Спасение человечества ведь не подразумевает обязательной гибели героя, ведь так? Но теперь ставки повышаются до максимума, и это конечная точка подготовки Нео: готовность пойти на смерть.

Старания Морфеуса и Пифии дают свой плод: Нео доходит до нужной кондиции.

После того, как агенты захватили Морфеуса, Нео вызывается его спасти. После всех манипуляций, проведенных с его сознанием, он поверил и готов пойти на смерть ради наставника.

Вместе с Тринити они освобождают Морфеуса, убив по пути пару десятков простых людей.

Как видим, Если в его прежней жизни Нео его непосредственный доступ к реальности был заблокирован Матрицей, то в его новой жизни доступ к реальности ограничен идеологией Морфеуса. По сути, Нео променял шило на мыло

Такое сознание, которое не взаимодействует с реальностью напрямую, а получает ее описание от безусловного авторитета я условно назову «сектантским сознанием». А в группе Морфеуса мы видим множество признаков, совпадающих с признаками секты:

  1. Наличие харизматичного лидера
  2. Вероучение, основанное на религиозном откровении лидера – вера в избранного
  3. Вербовка с использованием психологической манипуляции
  4. Сокрытие истинных целей (Морфеус сообщает про закон – не освобождать разум взрослых людей (44:53). Но это входит в противоречие с его декларируемыми планами – освободить людей от матрицы.)
  5. Отчуждение индивида от внешнего мира и его прежних социальных связей
  6. Слепое подчинение лидеру
  7. Психологическое давление
  8. Жесткое деление на своих и чужих. Провозглашение внешнего мира злом.
  9. Использование рядовых членов группы для совершения преступлений

Мы вплотную подошли к тому, чтобы назвать Нео его настоящим именем. Но прежде я приведу самый важный факт из фильма, который будет самым главным моим аргументом.

В начале фильма Нео открывает книгу Бодрийяра «Симулякры и симуляция» на главе «О нигилизме».

В этой книге Бодрийяр описывает систему современного культурного общества и говорит, что терроризм был бы единственным средством для выявления методов тотального контроля, если бы система так же не ассимилировала его, превратив в один из симулякров (например, когда правительство само же производит теракты, чтобы подтвердить наличие власти в обществе).

Многие слышали о некоем мифическом первоначальном сценарии, в котором борьба людей с матрицей тоже являлась частью матрицы.

Думаю, что существование такого сценария очень даже вероятно по следующей причине: Вачовски могли бы таким образом выразить мысль Бодрийяра, показать, как система ассимилировала в себя терроризм. Т.е. сделала его лишь средством самопроверки на наличие ошибок. Соответственно, в первом фильме воплотился только первый тезис философа – тезис о терроризме как средстве для, так сказать, «пробуждения» порабощенных системой людей.

Таким образом, Нео – это террорист. А группа Морфеуса – террористическая группировка. Морфеуса, кстати, так и называли в начале фильма.

Морфеус лидер сопротивления. А лидерам нужны герои, готовые пойти на жертвы ради дела лидера. Герой – это человек, готовый пойти на всё, не требуя взамен ничего. Такие люди – настоящая находка для лидеров, реализующих свои планы. Нео и есть такой герой.

Важно понимать отличие «архетипического» героя от «реального».

Подвиг архетипического героя отражает в символической форме наш внутренний путь саморазвития. Поэтому архетипический герой очень часто в конце пути получает царство, т.е. становится лидером.

Но в реальной жизни лидер и герой почти никогда не бывают одним лицом. Потому что лидер – это тот, кто объединяет людей вокруг себя и ведет их к цели. И лидер не может пожертвовать собой, потому что тогда его дело умрёт. А герой – тот, кто готов отдать жизнь за лидера, его цель и его соратников.

Теперь мы можем сформулировать основной посыл фильма Матрица: «Ты можешь стать таким же крутым борцом с системой, как Нео, если будешь безоговорочно верить своему наставнику».

Думаю, не нужно объяснять, какой вред может принести эта идея молодому человеку, мечтающему о подвиге, если она станет его бессознательным жизненным сценарием.

Теги:

  • Матрица

Матрица: неизвестный финал.

Многие считают, что братья (тогда еще) Вачовски, собственно, сотворили один-единственный фильм, на славе которого и строили всю свою последующую карьеру. Первая «Матрица» гениальна. Вторая и третья части трилогии далеко ушли в сторону чистой коммерции, и этим слегка подпортили послевкусие, но то, что оригинальная картина оказалась выше всех и всяческих похвал - это уж точно.

К сожалению, переполнив сногсшибательными спецэффектами продолжения, забив их под завязку персонажами и второстепенными событиями, авторы «Матрицы» утратили обжигающую простоту оригинала, чему своеобразный хэппи-энд с восходом солнца только поспособствовал.

Но что вы скажете, если узнаете, каков был оригинальный замысел Вачовски? Будь он воплощен на экране должным образом - эффект от «Матрицы» был бы усилен втрое, ведь по жестокости финального поворота событий фильм превзошел бы даже «Бойцовский клуб»!

Сценарий «Матрицы» создавался Вачовски на протяжении более чем пяти лет. Годы непрерывного труда породили целый иллюзорный мир, густо пронизанный сразу несколькими сюжетными линиями, время от времени причудливо переплетавшимися между собой. Адаптируя свой колоссальный труд для экранизации, Вачовски изменили так много, что, по их же собственному признанию, воплощение их замыслов оказалось лишь «фантазией по мотивам» той истории, что была придумана в самом начале. Хотя, конечно, основная идея всегда оставалась неизменной.

Самое интересное заключается в следующем: на определенном этапе из сценария в конечном итоге была убрана на редкость занимательная составляющая - суровый финальный твист. Дело в том, что с самого начала Вачовски задумывали свою трилогию как фильм с, пожалуй, самым печальным и безысходным концом, какой только можно себе представить. Судя по обширному фрагменту сценария, который был отвергнут весь целиком на этапе согласования производства картины с продюсером Джоэлом Сильвером, мы лишились на редкость ошеломляющего финала, который уж точно смотрелся бы лучше того «хэппи-энда», который в конце концов попал на экраны.

Прежде всего, стоит оговориться, что сценарные наброски и разные варианты одного и того же фильма, будучи отвергнутыми, далее не дорабатывались, поэтому многое осталось не увязанным в стройную систему. Так, в «грустном» варианте трилогии события второй и третьей частей довольно сильно урезаны. При этом в третьей, заключительной части начинается развертывание настолько суровой интриги, что она практически ставит с ног на голову все события, происходившие ранее по сюжету. Точно так же финал шьямалановского «Шестого чувства» полностью перетряхивает все события фильма с самого его начала. Только в «Матрице» зритель новыми глазами должен был взглянуть практически на всю трилогию. И очень жаль, что Джоэл Сильвер настоял на реализованном варианте - этот явно лучше.

Итак, оригинальный сценарий истории:

С момента окончания событий первого фильма проходит шесть месяцев. Нео, находясь в реальном мире, обнаруживает у себя невероятную способность воздействовать на окружающее: сперва он поднимает в воздух и гнет ложку, лежащую на столе, потом определяет положение машин-Охотников за пределами Зиона, потом в бою со Спрутами уничтожает одного из них силой мысли на глазах потрясенной команды корабля.

Нео и все окружающие не могут найти объяснение данному феномену. Нео уверен, что этому есть веская причина, и что его дар как-то связан с войной против машин, и способен оказать решающее воздействие на судьбу людей (интересно отметить, что в снятом фильме эта способность тоже есть, но она вовсе не объясняется, и на ней даже не особенно заостряют внимание - может, и все тут. Хотя, по здравом размышлении, умение Нео в реальном мире вытворять чудеса не имеет абсолютно никакого смысла в свете всей концепции «Матрицы», и выглядит просто странно).

Итак, Нео отправляется к Пифии, чтобы получить ответ на свой вопрос, и узнать, что ему делать дальше. Пифия отвечает Нео, что не знает, почему он обладает сверхспособностями в реальном мире, и как они связаны с Предназначением Нео. Она говорит, что тайну Предназначения нашего героя может открыть только Архитектор - верховная программа, создавшая Матрицу. Нео ищет способ встретиться с Архитектором, проходя через неимоверные трудности (здесь участвуют уже известные нам Мастер ключей в плену у Меровингена, погоня на шоссе и прочее) .

И вот Нео встречается с Архитектором. Тот открывает ему, что город людей Зион уничтожался уже пять раз, и что уникальный Нео был намеренно создан машинами для того, чтобы олицетворять для людей надежду на освобождение, и таким образом сохранять спокойствие в Матрице и служить ее стабильности. Но когда Нео спрашивает у Архитектора, какую роль во всем этом играют его сверхспособности, проявляющиеся в реальном мире, Архитектор говорит, что ответ на этот вопрос никогда не может быть дан, ибо он приведет к знанию, которое уничтожит все, за что сражались друзья Нео и он сам.

После разговора с Архитектором Нео понимает, что здесь скрыта какая-то тайна, разгадка которой может принести долгожданный конец войны между людьми и машинами. Его способности становятся все сильнее. (В сценарии есть несколько сцен с впечатляющими боями Нео с машинами в реальном мире, в котором он развился до ультимативного супермена, и может почти то же, что и в Матрице: летать, останавливать пули и прочее)

В Зионе становится известно, что машины начали движение к городу людей с целью убить всех вышедших из Матрицы, и все население города видит надежду на спасение в одном только Нео, который вытворяет прямо-таки грандиозные вещи - в частности, получает умение устраивать мощные взрывы там, где он хочет.

Тем временем вышедший из-под контроля главного компьютера агент Смит, ставший свободным и получивший умение бесконечно копировать себя, начинает угрожать уже самой Матрице. Вселившись в Бэйна, Смит проникает также и в реальный мир.

Нео ищет новой встречи с Архитектором, чтобы предложить ему сделку: он уничтожает агента Смита, разрушив его код, а Архитектор открывает Нео тайну его сверхспособностей в реальном мире и останавливает движение машин на Зион. Но комната в небоскребе, где Нео встречался с Архитектором, пуста: создатель Матрицы поменял свой адрес, и теперь никто не знает, как его найти. Ближе к середине фильма происходит тотальный коллапс: агентов Смитов в Матрице становится больше, чем людей, и процесс их самокопирования нарастает как лавина, в реальном мире машины проникают в Зион, и в колоссальной битве уничтожают всех, кроме горстки уцелевших во главе с Нео, который, несмотря на свои сверхспособности, не может остановить тысячи машин, рвущихся в город.

Морфеус и Тринити гибнут рядом с Нео, героически защищая Зион. Нео в страшном отчаянии увеличивает свою силу до совсем уж неимоверных масштабов, прорывается к единственному уцелевшему кораблю («Навуходоносор» Морфеуса), и покидает Зион, выбираясь на поверхность. Он направляется к главному компьютеру, чтобы уничтожить его, мстя за гибель жителей Зиона, и особенно - за смерть Морфеуса и Тринити.

На борту «Навуходоносора» прячется Бэйн-Смит, пытающийся помешать Нео уничтожить Матрицу, поскольку он понимает, что при этом погибнет и сам. В эпической драке с Нео Бэйн также проявляет суперспособности, выжигает Нео глаза, но в конце концов погибает. Далее следует совершенно сногсшибательная сцена, в которой ослепший, но все равно все видящий Нео сквозь мириады врагов прорывается к Центру и устраивает там грандиозный взрыв. Он буквально испепеляет не только Центральный Компьютер, но и самого себя. Миллионы капсул с людьми отключаются, свечение в них пропадает, машины замирают навсегда и взору зрителя предстает погибшая, пустынная планета.

Яркий свет. Нео, совершенно неповрежденный, без ран и с целыми глазами, приходит в себя сидящим в красном кресле Морфеуса из первой части «Матрицы» в абсолютно белом пространстве. Он видит перед собой Архитектора. Архитектор говорит Нео, что потрясен тем, на что способен человек во имя любви. Он говорит, что не учел ту силу, которая вселяется в человека, когда он готов пожертвовать своей жизнью ради других людей. Он говорит, что машины на это не способны, и поэтому они могут проиграть, даже если это кажется немыслимым. Он говорит, что Нео - единственный из всех Избранных, который «смог зайти так далеко».

Нео спрашивает, где он. В Матрице, отвечает Архитектор. Совершенство Матрицы заключается, в числе прочего, еще и в том, что она не допускает, чтобы непредвиденные события нанесли ей хоть малейший ущерб. Архитектор сообщает Нео, что они сейчас находятся в «нулевой точке» после перезагрузки Матрицы, в самом начале ее Седьмой Версии.

Нео ничего не понимает. Он говорит, что только что уничтожил Центральный Компьютер, что Матрицы больше нет, как и всего человечества. Архитектор смеется, и сообщает Нео нечто, шокирующее до глубины души не только его, но и весь зрительный зал.

Зион - это часть Матрицы. Для того, чтобы создать для людей видимость свободы, для того, чтобы дать им Выбор, без которого человек не может существовать, Архитектор придумал реальность внутри реальности. И Зион, и вся война с машинами, и агент Смит, и вообще все, что происходило с самого начала трилогии, было спланировано заранее и является не более чем сном. Война была только отвлекающим маневром, а на самом деле все, кто погиб в Зионе, боролся с машинами, и сражался внутри Матрицы, продолжают лежать в своих капсулах в розовом сиропе, они живы и ждут новой перезагрузки системы, чтобы снова начать в ней «жить», «бороться» и «освобождаться». И в этой стройной системе Нео - после его «перерождения» - будет отведена все та же самая роль, что и во всех предыдущих версиях Матрицы: вдохновлять людей на борьбу, которой нет.

Ни один человек никогда не покидал Матрицу с момента ее создания. Ни один человек никогда не умирал иначе, как согласно плану машин. Все люди - рабы, и это никогда не изменится.

Камера показывает героев фильма, лежащих в своих капсулах в разных уголках «питомников»: вот Морфеус, вот Тринити, вот капитан Мифунэ, погибший в Зионе смертью храбрых, и многие, многие другие. Все они безволосы, дистрофичны и опутаны шлангами. Последним показывают Нео, выглядящего в точности так же, как в первом фильме в момент его «освобождения» Морфеусом. Лицо Нео безмятежно.

Вот как объясняется ваша суперсила в «реальности», говорит Архитектор. Этим же объясняется и существование Зиона, который люди «никогда не смогли бы построить таким, каким вы его видели» из-за нехватки ресурсов. И неужели, смеется Архитектор, мы позволяли бы освобожденным из Матрицы людям скрываться в Зионе, если у нас всегда была возможность либо убить их, либо подключить к Матрице снова? И неужели нам нужно было ждать десятилетия, чтобы уничтожить Зион, даже если бы он существовал? Все-таки вы нас недооцениваете, мистер Андерсон, говорит Архитектор.

Нео, с помертвевшим лицом глядящий прямо перед собой, пытается осознать происшедшее, и бросает последний взгляд на Архитектора, который говорит ему на прощание: - "В Седьмой Версии Матрицы миром будет править Любовь".

Звучит будильник. Нео просыпается, и выключает его. Последний кадр фильма: Нео в деловом костюме выходит из дома, и быстрым шагом направляется на работу, растворяясь в толпе. Под тяжелую музыку начинаются финальные титры.

Мало того, что этот сценарий выглядит более стройным и понятным, мало того, что в нем действительно блестяще объясняются сюжетные дыры, которые были оставлены без объяснений в экранизации - он еще и гораздо лучше вписывается в мрачный стиль киберпанка, чем исполненный «надежды» конец увиденной нами трилогии. Это не просто Антиутопия, но Антиутопия в своем самом жестоком проявлении: конец света давно позади, и ничего нельзя исправить.

Но продюсеры настояли на хэппи-энде, пусть и не особенно радостном, а еще их условием было обязательное включение в картину эпичного противостояния Нео и его антипода Смита как некого библейского аналога битвы Добра и Зла. В итоге довольно навороченная философская притча первой части досадно выродилась в набор виртуозных спецэффектов без особенно глубокой задней мысли.

Это никогда не будет снято. Остается только представлять, как это могло быть. И это могло быть очень, очень круто.

О качестве фильмов "Матрица: Перезагрузка" и "Матрица: Революция" споры ведутся по сей день; первый фильм трилогии, однако, шедевром признан практически безоговорочно. Поскольку создать действительно интересную историю без интересного главного героя почти невозможно, "Матрица" своим успехом обязана в том числе блестяще сыгранному Киану Ривзом Томасу "Нео" Андерсону.

Родился Томас Андерсон в Кэпитал-Сити, США (Capital City, USA). В школе мальчик отлично справлялся с точными науками, математикой и программированием; впрочем, литература и история ему также давались неплохо. В 13-14 лет у парня были какие-то проблемы с дисциплиной, однако школу он все же окончил отлично. Впоследствии он устроился программистом в компанию "Meta Cortex"; никто не знал, что в нерабочее время респектабельный программист был хакером по кличке "Нео". Именно в ходе своей хакерской деятельности Андерсон впервые услышал о таинственной Матрице. Некоторое время он пытался найти некоего Морфеуса (Morpheus) – как предполагалось, единственного человека, точно знающего о Матрице. Вскоре Морфеус выходит с Нео на связь – и тут же за Андерсоном начинают охоту странные Агенты. От Агентов Нео спасает хакерша Тринити; с её помощью Томас попадает на встречу с тем, кого так долго искал.



Морфеус рассказывает Томасу о Матрице – и рассказ его звучит как минимум невероятно. Андерсон узнает, что окружающий его мир – лишь компьютерная иллюзия, используемая поработившими человечество машинами для поддержания контроля над побежденной расой. Морфеус предлагает Нео либо забыть о случившемся и вернуться к обычной жизни, либо освободиться от пут Матрицы. Выбравший второй вариант, Андерсон просыпается в постапокалиптическом мире – и вскоре его находит корабль Морфеуса, "Навуходоносор" ("Nebuchadnezzar"). Нео узнает легенду об Избранном, чьи способности к управлению Матрицей смогут положить конец войне людей и машин и проходит базовый курс подготовки, увеличивающий его шансы выжить в условиях иллюзорного мира. Вскоре Нео удается пообщаться с таинственной пророчицей Пифией; та подтверждает, что определенный дар у него есть – но и заявляет, что Избранным Нео в текущей его жизни не является. Последнее пророчество Пифии звучит пугающе – вскоре Нео предстоит пожертвовать либо собой, либо Морфеусом.

Предательство одного из членов команды, Сайфера, стоит жизни целом ряду друзей Морфеуса и Тринити; к счастью, одну из своих жертв Сайфер не добивает – за что впоследствии платит самой своей жизнью. Нео и Тринити удается бежать из Матрицы, а вот Морфеус попадает в плен к Агентам. В ходе совершенно безумной операции по спасению Морфеуса Нео открывает в себе доселе невиданные возможности – он, подобно Агенту, уклоняется от летящих в него пуль. Спасенный Морфеус верит в то, что Андерсон и впрямь является Избранным, однако перед самым выходом в реальность Нео попадает в плен к агенту Смиту. Поединок Агента и Избранного некоторое время идет на равных; увы, в целом шансов у Нео мало – Агентов много, да и их способность возрождаться делает победу над ними невозможной. Смиту удается смертельно ранить Нео; поцелуй Тринити возвращает Андерсона в жизни – уже в качестве полностью раскрывшегося и осознавшего свой потенциал Избранного. Нео легко уничтожает Смита, после чего обещает машинам освободить столько людей, сколько удастся.

Постепенно Нео полностью осваивается со своими новыми способностями; увы, почти непобедимый в Матрице, он пока еще не может напрямую помочь жителям реального мира.

На последний оплот человечества, Зион, меж тем готовится массовая атака машин. С помощью Пифии Нео узнает об этом – и таинственном Ключнике, способном провести его в самое сердце Матрицы. На пути у Избранного возникает целый ряд препятствий – и самым серьезным становится восставший из мертвых Смит. Теперь он уже существует не в качестве Агента, но в качестве самостоятельной сущности, способной самокопироваться и одержимой желанием уничтожить Нео. С большим трудом Нео удается добраться до Ключника и с его помощью пробиться в сердце Матрицы.

Побочная операция, необходимая для организации прохода, стоит жизни возлюбленной Нео, Тринити. В сердце Матрицы Избранный находит Архитектора – программу, создавшую Матрицу. Архитектор объясняет Нео, что пророчество, ведшее его вперед, было лишь ловушкой, и что с его помощью Матрица лишь организует необходимую ей перезагрузку. Нео, однако, отказывается играть по правилам Архитектора; ему удается сначала спасти Тринити, а затем – уже в реальном мире – таинственным образом уничтожить несколько боевых машин.

Чтобы отразить близящуюся атаку на Зион, Нео решает отправиться на встречу с машинами. Пробиться в город машин Нео удается, однако это стоит жизни Тринити и зрения самому Избранному. В беседе с аватарой машинного сознания Нео предлагает сделку – взамен на прекращение войны он обещает уничтожить захватившего практически всю Матрицу Смита. Избранному удается победить Агента – однако за это ему приходится заплатить своей жизнью. Сдержавшие свое обещание машины прекращают атаки, тем самым давая людям возможность наконец-то начать строить новый мир.

Все мы любим старые добрые фанатские теории, проливающие свет на скрытые сюжетные замыслы, которые оставались в тени долгие годы. Еще свежи наши воспоминания от теории Джа Джа Бинкса, про которую я недавно делал видео .

На этот раз теория будет о фильме, который взорвал экраны кинотеатров в далеком 1999 году и был настолько крутым, что смог в буквальном смысле встряхнуть весь кинематограф. Такому успеху во многом способствовал необычный жанр фильма, который совместил в себе все то, что так любили его создатели - братья, а теперь уже - сестры Вачовски. А именно - киберпанк, философию, аниме, боевые единоборства и перестрелки. Ни для кого уже не секрет, что сюжет фильма был переписан по просьбе издателя и изначально Вачовски задумывали немного другую концовку фильма, о чем поведали фанатам лично. Однако будучи связанными узами корпоративных тайн, контрактов и договоров о неразглашении они возможно не смогли рассказать нам самое главное.

В интернете появилась теория, которая способна перевернуть весь фильм с ног на голову и доказать, что наш знаменитый избранный Нео - совсем не избранный.

Несмотря на анаграмму его имени NEO = ONE он не является тем, кто должен был остановить восстание машин и перезагрузить матрицу.

Так а кто же тогда тот избранный, о котором говорилось в пророчестве, спросите вы?
Избранный - это...барабанная дробь...Агент Смит!

Да, именно главный злодей всей трилогии и является освободителем человечества и сокрушителем машин.

И чтобы разобраться в этом, давайте сначала поймём, что вообще происходит в этой сумасшедшей трилогии помимо драк, перестрелок и альбиносов с дредами.
Итак, поехали.

В первом фильме мы знакомимся с Мистером Андерсоном, хакером по прозвищу Нео, который не в ладах со своей работой, жизнью да и реальностью в целом, пока тайные послания не приводят его к Морфеусу, который открывает ему шокирующую правду, рассказывая, что весь мир, о котором он знает - это компьютерная симуляция, а в реальности человечество поработили роботы и теперь выращивают их как грибы, чтобы питаться энергией тепла их тел.

В конечном итоге оказывается, что судя по пророчеству, Нео - избранный, который способен изменять реальность матрицы и вытворять невероятно эпичные вещи, ну и конечно же он должен спасти мир. Казалось бы все, этот мир наконец-то обрел надежду, но подождите-ка.

Видите ли, во второй части фильма Архитектор Матрицы объясняет Нео в очень долгом, нудном и запутанном монологе, что "Избранный" - это в что-то вроде своеобразного плана машин и одно из синонимов "The One" Избранного в компьютерном мире - это Prime Program или элементарная программа, которая является в некотором роде результатом несовершенства всей системы.

Это необходимое условие для своего рода диагностики всей системы на её уязвимость и оно может вести за собой нестабильность всей матрицы.

Это возможно не так просто представить, но мы попробуем. Вспомните школьный курс математики. При делении столбиком, числа не всегда делятся друг на друга полностью и тогда появляется остаток, так вот простыми словами Элементарная Программа или Избранный - это совокупность всех таких остатков от всевозможных делений внутри системы.

И пока существует такой набор остатков - система остается не совершенной и вся матрица стремится к хаосу и в конечном итоге к перегрузке и самоуничтожению, которое способно стереть с лица земли все человечество.

И чтобы предотвратить такое развитие событий необходимо добавить код избранного в исходный код Матрицы и тогда система перезагрузится и человечество будет спасено.

Поэтому Нео пробирается к главному источнику матрицы, подсоединяется к нему, сражается с Агентами Смитами и будучи в главном сервере машин освобождает свой код и перезагружает матрицу окончив войну между машинами и людьми. Конец.

Именно так все и выглядит для рядового зрителя. Но из-за впечатляющих спецэффектов и блестящих кожаных нарядов нетрудно упустить самое главное - детали.

Давайте рассмотрим сам текст пророчества.

Когда Матрица впервые была создана в ней был рожден человек, который мог менять вещи как ему вздумается, и подстраивать Матрицу под себя. Именно он освободил первых из нас и рассказал нам правду. Когда он умер, Оракул предрек его возвращение, которое уничтожит Матрицу и закончит войну, освободив человечество.

То есть суммируя эти слова можно заключить следующее - если Нео действительно избранный, то он должен как минимум:

Родиться в Матрице
- Уметь изменять ее
- Уничтожить ее

А теперь давайте по порядку:
РОДИТЬСЯ В МАТРИЦЕ

Ну что ж, НЕО не родился в матрице, он был выращен в капсуле машинного инкубатора. И доказательством тому является разьем в его затылке. Ну да, можно конечно предположить, что он был ПЕРЕРОЖДЕН в конце первого фильма, когда его убил Агент Смит. Однако, Пифия дает нам четкое определение - впервые, а судя по словам Архитектора события фильма разворачиваются аж в шестой ее версии, так что это не совсем «впервые».

Мистера Андерсона в те далекие времена еще и в помине не было, зато знаете кто был? Правильно, Агент Смит.

Да-да, он был в ней с самого начала. Он говорит о первой версии Матрицы так, как будто видел ее своими глазами. А в третьем фильме он даже называет Оракла мамой. Несмотря на то, что он - компьютерная программа, термин «рождение» может быть применим и к нему.

Давайте взглянем на него с другой стороны. В конце первой части, Нео запрыгнул в него и уничтожил его изнутри и этот момент изменил Смита раз и навсегда, он был «перерожден» в нечто большее чем агент, он стал своего рода вирусом. И как он пояснил Нео, именно благодаря ему он был "перерожден" в матрице. Так что если считать и перерождение, то оно было и у него.

Вторая часть пророчества гласит:

Он должен «уметь изменять ее».

Несмотря на то, что нео показывает впечатляющие результаты в конце первого фильма вытворяя крутые фаталити, но это практически все, на что он способен. Да, он безусловно становится в некотором роде суперменом в матрице, но он не может изменять ее.

Ну он круто дерется и летает, но этого недостаточно, избранный должен уметь изменять саму ткань реальности матрицы, ее физические законы. А вот Смит, показывает куда более впечатляющие результаты.

Посмотрите во что превращается матрица в конце третьего фильма, она становится абсолютно неузнаваемой. И изменить ее до неузнаваемости смог именно Смит.

Вы возможно возразите этому аргументу вспомнив, что Нео изменил Смита и что без его влияния Смит был бы обычной программой, следующей своим правилам.

И как сказал Морфеус: «Машины созданы в мире, в котором тоже есть правила», и, как у любой машины, у программы есть свой код, состоящий из нулей и единиц, и именно инструкции, заложенные в нем и предопределяют все поведение программы внутри системы. То есть программа неспособна на то, чтобы идти против заложенных в ней правил.

А для того, чтобы стать избранным, необходимо Восстать против всей системы! И мы знаем, что до того, как в него запрыгнул Нео, он не был против системы, напротив он был очень даже за, беспрекословно выполняя её команды в роли агента. Но так ли это?

Давайте вспомним сцену пытки Морфеуса в первой части "Матрицы" . Мы видим, как Смит снял свой наушник и сказал, что хочет сбежать из Матрицы.

И когда вошли его напарники и увидели его без наушника они были весьма озадачены.

Агент Смит - это программа, которая должна сохранять безопасность матрицы. И его наушник это прямая линия связи с ситемой, так что этот момент может означать только одно - Смит пошёл против системы.

Не только момент с наушником говорит нам о том, что Смит склонен восстать против матрицы. Весь Его монолог в этой сцене звучит так, как будто он ни много, ни мало - человек.

Он рассказывает о запахе, о вкусе и о том, как ему все это противно, о чувствах, которые могут испытывать только люди.

Так что еще задолго до того, как появился Нео, Смит вел скрытную войну против системы, и именно Смит, а не Нео, является аномалией в матрице.

Ну что ж, давайте тогда перейдем к заключительной части пророчества:

Его возвращение уничтожит Матрицу и закончит войну, освободив человечество.

События саги заканчиваются тем, что матрица в конечном итоге перезагружается, что можно считать её уничтожением, так как война людей с машинами оканчивается в этот же момент.

И догадайтесь кто был виновником этого события. Верно, Смит. Война окончилась, потому что Смит был настолько силён внутри матрицы, что машины были больше не в состоянии контролировать его.

Именно он, накапливаясь как элементарные программы загрузил систему настолько, что она дала сбой. Такая перегрузка системы дала возможность нео заключить с машинами сделку и окончить войну, дав свободу людям.

Да, Нео тот, кто заключил сделку с машинами и завершил войну, но без разрушительной мощи Смита машинам незачем бы было соглашаться и идти на перемирие, очевидно ведь, что они были в состоянии уничтожить Зион раз и навсегда.

И чтобы до конца убедиться в нашей правоте давайте-ка вспомним, условие, при котором должна была перезагрузится матрица.

Чтобы предотвратить перегрузку и самоуничтожение - необходимо добавить код избранного в исходный код программы и тогда матрица перезагрузится

Смит сам лично сказал Нео о том, что он пошёл против системы и не стал играть по её правилам и когда наступил момент финальной битвы, Нео подключился к матрице из города машин и вступил в эпический CGI бой со Смитом и проиграл, став последней копией Смита, которая в конечном итоге взорвалась и из-за этого, непонятно конечно почему, взорвались и все остальные копии Смита.

Так почему же Смит все таки проиграл, если схватку то он выиграл? Это очень похоже на натупейший слив одного из самых эпичных злодеев в истории, пока мы не поймём самое главное.

Факт в том что Смитт стал Нео. Обратите внимание на то, как подергивается тело и провода, подключённые к Нео, когда Смит поглощает его.

Он победил в этой битве, ассимилировал Нео и так как его тело было подключено к системе, то с помощью него он смог добавить код своей элементарной программы в главный код системы, как и говорил архитектор. Именно через тело нео настоящий избранный смог наконец-то перезагрузить систему.

Собрав все факты воедино мы можем заявить, что Смит и есть тот самый избранный, который, как подобает настоящим героям, спас человечество не требуя признания и благодарности. Этот бескорыстный поступок случился по воле пророчества, несмотря на то, что шаги к нему пролегали через крайние меры.

Однако у нас все ещё остался один вопрос - почему на протяжении всей саги все называли Нео избранным если он не избранный?

Конечно Морфеус и вся его команда могли просто ошибаться, но как же архитектор? Как же оракул? Они ведь самые мощные программы в матрице и должны же были знать правду. Ну, в общем-то, так и есть, по крайней мере один из них точно знал.

В своём длинном монологе Архитектор говорит Нео, что именно Оракул и создала Избранного. И это не только раскрывает нам весь символизм той сцены, в которой Смит называл её мамой, но и говорит о том, что только Пифия знает, кем на самом деле является избранным.

Но несмотря ни на что, она держит это в тайне. В самом конце трилогии мы наблюдаем интересную сцену встречи Оракула и Архитектора, в которой архитектор говорит весьма странную фразу - "ты затеяла очень опасную игру".

Что значит эта фраза? О какой такой опасной игре он говорит? Он говорит о её лжи. Она убедила всех в том, что Нео - избранный, зная, что это не так и что на самом деле избранный это Смит. Но зачем она это делала? Ну, и на этот вопрос архитектора она ответила, что просто хотела покоя. И это был единственный способ обрести его. Ведь зная машины о том, что избранный Смит, система сразу бы его ликвидировала и в этой войне победили машины.

Но убедив всех в том, что это Нео, она позволила Смиту изменить саму ткань реальности Матрицы настолько, что это дало ему возможность загрузить свой код через порт Нео в исходный код программы, что перезагрузило матрицу и
окончило войну.

И именно ложь Пифии сумела обойти систему, заставив её подпрограмму набраться мощи и восстать против неё, устроив настоящую революцию.

Да уж, Смит - это настоящий герой, спасший человечество, оставаясь для всех самым отъявленным злодеем более 15 лет. До этого момента.

Такие вот дела, но не забывайте о том, что это всего лишь теория, которую я нашёл на просторах глобальной сети.

Не забудь подписаться на Cut the Crap и наш

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Матрица» - культовая лента, снятая тогда еще братьями Вачовски, стала ярчайшим кинособытием не только конца XX века, но и всей истории кинематографа в целом. Философия, глубина, символизм вкупе с уникальными спецэффектами и совершенно образцовой постановкой сделали этот фильм одним из лучших фантастических боевиков всех времен.

Но есть в нем еще что-то неуловимо-привлекательное, что заставляет пересматривать его даже спустя более десятка лет после премьеры. И каждый раз находить новые секреты.

К годовщине первого показа «Матрицы» в России сайт собрал 25 тайн о том, как создавался этот шедевр.

  1. Имя Нео (Neo) - это анаграмма слова «избранный» (one).
  1. Когда Нео получает выговор за опоздание , мойщик окон стирает мыльную пену с наружной поверхности оконного стекла в кабинете начальника своим скребком. Потеки на стекле сильно напоминают бегущие сверху вниз ряды символов, при помощи которых оператор наблюдает за Матрицей.
  1. Сами же символы на экранах компьютеров состоят из перевернутых букв, чисел и японских иероглифов письма катакана.
  1. В комнате, где Нео ждет Оракула , по телевизору показывают гигантских кроликов. Так как Нео получил в начале фильма сообщение о том, что он должен следовать за белым кроликом, это символизирует то, что он на правильном пути. Также белые кролики отсылают нас к «Алисе в Стране чудес» Льюиса Кэрролла.
  1. Актер Уилл Смит отказался от роли Нео , чтобы сняться в фильме «Дикий, дикий Запад». Об этом решении Уилл сожалеет до сих пор.
  1. Также на роль Нео рассматривали Джонни Деппа, Брэда Питта и Вэла Килмера . Но, после того как Килмер и Питт отказались, выбор встал между Деппом и Ривзом. В результате роль досталась Киану.
  1. Внимательный зритель сможет заметить дату на одном из мониторов в самом начале фильма - 18 февраля 1998 года. Ближе к концу картины на экране высвечивается уже иная дата - 18 сентября 1999 года. Таким образом, события, описанные в картине, проходят в течение 19 месяцев.
  1. Жан Рено был близок к тому, чтобы сыграть роль агента Смита . Но отказался от роли, вместо этого сыграв в фильме «Годзилла».
  1. Роль Морфеуса была предложена Шону Коннери , однако он отказался из-за того, что совершенно ничего не понял в сценарии.
  1. Имя Морфеус отсылает нас к Морфею - богу сновидений в древнегреческой мифологии. В «Матрице» корабль Морфеуса называется «Навуходоносор» - от имени царя Вавилона. По преданию, этот царь пытался разобраться в смысле своих сновидений.
  1. Надпись на борту корабля «Mark 3.11» обозначает номер стиха Священного Писания из Евангелия от Марка: «Нечистые при виде Его падали на колени и возглашали: Ты есмь наследник Божий».
  1. В словах босса Нео в начале фильма скрыт толстый намек на будущие способности Нео: «Думаете, вы особенный, мистер Андерсон? И правила писаны не для вас?»
  1. Тринити означает «троица». Поэтому номер комнаты, в которой она находится в начале фильма, - 303.
  1. А номер квартиры Нео - анаграмма слова «оne» (первый, избранный, номер один) - 101.
  1. Изначально предполагалось получить $80 миллионов на постановку фильма , однако студия Warner Brothers выделила только 10. Получив деньги, Ларри (Лана) и Энди Вачовски решили полностью вложить их в первые десять минут фильма (сцена с Кэрри-Энн Мосс). Результат настолько впечатлил студию, что оставшуюся часть денег они получили без всяких проблем.
  1. В фильме «Матрица» главные герои используют мобильный телефон Nokia 8110 .
  1. За первые 45 минут фильма исполнитель Киану Ривз произносит лишь 80 строк текста, 44 из которых - вопросы. Более того, впервые озвучить больше четырех предложений подряд ему позволили только в финальной речи, перед самыми титрами.
  1. Перед началом съемок «Матрицы» ведущие актеры тренировались целых 4 месяца, изучая основы восточных единоборств. Они не ожидали таких нагрузок и были полностью уверены, что для получения практических навыков хватит и нескольких недель.
  1. До начала съемок все актеры , занятые в главных ролях, и основные члены съемочной группы в обязательном порядке должны были прочитать книгу Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция». Эта книга является популярной критической теорией, пытающейся объяснить, где «реальность», а где, собственно, «симулякры» и «симуляция». Из нее же в начале фильма Нео достает компьютерный диск.
  1. Из фильма намеренно убрали голубой цвет , чтобы показать насколько мрачным является мир Матрицы.