К экономическим правам человека и гражданина относится. Основные социально-экономические права и свободы человека и гражданина, механизм их реализации. Право на социальное обеспечение

Социально-экономические права и свободы касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

Право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34). Гражданский кодекс РФ (статья 2) определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью в различных формах: путем создания юридического лица, являющегося коммерческой организацией; путем государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности требуется наличие специального разрешения (лицензии) в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ.

Чтобы обеспечить правомерные, цивилизованные условия становления и развития рыночных отношений, Конституция РФ устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (часть 2 статьи 34). Важная роль в поддержке конкуренции и ограничении монополий принадлежит антимонопольному законодательству, основу которого составляет Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ.

Право частной собственности (статья 35). В Конституции РФ право частной собственности рассматривается в двух аспектах. Во-первых, частная собственность одной из важнейших основ конституционного строя (статья 8). Частная собственность указывается в качестве одной из форм собственности, которая признается и охраняется в РФ наравне с другими формами собственности. Во-вторых, частная собственность закрепляется статье 35 Конституции РФ как одно из социально-экономических прав человека и гражданина. Впервые в Конституции РФ без каких-либо оговорок и ограничений было закреплено право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов иных лиц (части 1-2 статьи 36).

Конституция РФ предусматривает важные юридические гарантии неприкосновенности частной собственности. Согласно части 3 статьи 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. К числу гарантий права частной собственности отнесено и право наследования. Детально право частной собственности регламентируется Гражданским кодексом РФ.

Права и свободы человека в сфере труда (статья 37). Их содержание претерпело существенные изменения в условиях переориентации на рыночную экономику. К ним относятся:

1) Свобода труда. Она означает, что человек, который не занят какой-то трудовой деятельностью, не может быть привлечен за это к ответственности (административной, материальной и т.д.). Для человека устанавливается свобода выбора – работать или не работать;

2) Право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый человек вправе самостоятельно для себя выбирать тот род деятельности, который будет приносить ему средства к существованию – наемный труд, предпринимательская деятельность или иной способ заработка. Государство не вправе диктовать человеку, чем он должен заниматься, но вместе с тем с государства не снимается обязанность по обеспечению всех необходимых условий для реализации людьми своих способностей;

3) Запрет принудительного труда. При этом государство вправе привлекать своих граждан к выполнению определенных видов деятельности, которые носят общественно значимый характер, – военная служба, работа в условиях чрезвычайных обстоятельств, принудительные работы на основании вступившего в законную силу приговора суда и т.п. Это не является нарушением запрета принудительного труда, т.к. связано с выполнением встречных конституционных обязанностей граждан по отношению к государству;

3) Право на труд в надлежащих условиях – в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Это право обеспечивается посредством ряда федеральных законов – Трудового кодекса РФ, Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ. На смену аттестации рабочих мест и государственной экспертизы условий труда вводится специальная оценка условий труда, которая направлена на учет фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. По результатам специальной оценки определяется порядок уплаты страховых взносов в ПФ РФ на досрочное пенсионное обеспечение по старости, предоставляются гарантии и компенсации работникам, а также реализуются иные процедуры в сфере охраны труда (обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.). Предусмотрена классификация условий труда по степени вредности и опасности: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные дополнительно подразделяются на 4 подкласса. Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных средств индивидуальной защиты, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями;

4) Право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Трудовой кодекс РФ устанавливает запрет выплаты заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, ядовитых, вредных и иных токсических веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Согласно статье 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения . Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 336-ФЗ минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда, с 1 января 2014 года установлен в сумме 5 554 рублей в месяц. Постановлением Правительства РФ от 27 марта 2014 г. №233 утверждена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за IV квартал 2013 г. на душу населения: 7 326 рублей, для трудоспособного населения – 7 896 рублей, пенсионеров – 6 023 рубля, детей – 7 021 рубль. К сожалению, пока требование статьи 133 ТК РФ о соответствии минимального размера оплаты труда величине прожиточного минимума, не выполняется;

5) Право на защиту от безработицы. Это предполагает, что государство обязано проводить политику, направленную на обеспечение максимально полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. (в ред. от 2 июля 2013 г.) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в государственные гарантии реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы. Дается определение занятости как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Оговаривается запрет принуждения к труду и привлечения к какой-либо ответственности за незанятость, гарантии государства в реализации права граждан на труд и в социальной поддержке безработных, а также условия и сроки выплаты пособия по безработице.

6) Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку. Статья 352 ТК РФ перечисляет основные способы защиты трудовых прав и свобод: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель (представители работодателя) или работодатели (представители работодателей) не выполняют соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора, или не исполняют решение трудового арбитража, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. При этом в процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут – увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке.

В соответствии со статьей 55 Конституции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки (статья 413 ТК РФ):

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК РФ.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом. Так, Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ государственным служащим прямо запрещалось принимать участие в забастовках. Действующий же Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ не содержит, как это было ранее, прямого запрета на проведение забастовки на государственной гражданской службе. Это обусловлено пунктом 2 статьи 55 Конституции РФ, согласно которому в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Из всех известных видов государственной службы (военной, правоохранительной и гражданской) ограничения в праве на забастовку на сегодняшний день установлены только для военной и правоохранительной службы. Государственные гражданские служащие под указанные ограничения не подпадают. Однако фактов забастовок государственных гражданских служащих в России никогда не фиксировалось.

7) Право на отдых. Согласно части 5 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Задача государства заключается в том, чтобы посредством федерального законодательства определить разумную продолжительность рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Государственная защита семьи, материнства и детства (статья 38). Развернутая система материальных гарантий материнства и детства предусматривается в федеральном законодательстве. Оно определяет перечень различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т. п. (Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 г №255-ФЗ (в ред. от 2 апреля 2014 г.), Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ и др.).

В статье 38 Конституции РФ определены также взаимные права родителей и детей. Закрепляются базовые гарантии сохранения семейных ценностей: забота о детях, их воспитание признается равным правом и обязанностью родителей, на трудоспособных детей, достигших 18 лет, возлагается обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях.

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39).

Система социального обеспечения призвана вовлечь все общество в целом в решение задачи содержания тех его членов, которые по каким-либо не зависящим от них причинам не имеют достаточных средств к существованию (материнство, болезнь, инвалидность, старость, потеря кормильца и т.д.). Провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, Конституция РФ признает право каждого на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права.

Право на социальное обеспечение предполагает право на получение денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций и т.п.) и право на пользование социальными услугами. Каждая форма социального обеспечения регулируется целым комплексом нормативно-правовых актов. Так, пенсионное обеспечение осуществляется на основе Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ (до1 января 2015 года), Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. (с 1 января 2015 года), Федерального закона «О накопительной пенсии» от 28 декабря 2013 г. №424-ФЗ (с 1 января 2015 года), Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г.), Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. № 4468-I (в ред. от 28 декабря 2013 г.) и др.

Предоставление социальных пособий устанавливается следующими актами: пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством – Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 г №255-ФЗ (в ред. от 2 апреля 2014 г.); пособия семье - Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г.); пособие по безработице – Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. (в ред. от 2 июля 2013 г.); ритуальное пособие – Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» №8-ФЗ (в ред. от 28 июля 2012 г.).

Виды и порядок оказания социальных услуг регулируются Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ (до 1 января 2015 года), Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ (с 1 января 2015 года), Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ (в ред. от 25 ноября 2013 г.).

В части 3 статьи 39 Конституции РФ помимо государственных форм социального обеспечения, Российская Федерации поощряет добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. На это направлена государственная политика поддержки негосударственных пенсионных фондов (Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ (в ред. от 12 марта 2014 г.)), создания системы стимулирования добровольного пенсионного обеспечения, повышения его эффективности.

Право на жилище (статья 40). В его содержание входят: 1) право на защиту жилища (никто не может быть произвольно лишен жилища); 2) обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления по развитию жилищного строительства, в первую очередь социального жилья – для создания условий для осуществления права на жилище; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Законодательство РФ поощряет кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, развивается система налоговых льгот и бюджетных субсидий.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41). Под охраной здоровья понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в т.ч. санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Осуществление права на охрану здоровья и медицинскую помощь регулируется Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ.

В Российской Федерации развиваются государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 г. №326-ФЗ, а также за счет средств юридических лиц, своих личных средств и иных источников.

В части 3 статьи 41 Конституции РФ особо оговорено, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42). Понятие «окружающая среда» охватывает все компоненты природной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибрация и др.). Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья. Государственная гарантия права на благоприятную окружающую среду заключается прежде всего в законодательном установлении системы нормативов ее качества, контроля за их соблюдением всеми субъектами, деятельность которых влияет на окружающую среду. Объектом охраны со стороны государства является не только человек, но и сама природная среда, строгое нормирование предельно допустимых норм ее использования, нагрузки на нее.

Право на образование (статья 43). Конституция РФ гарантирует каждому общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Конституция закрепила обязательность основного общего образования. Родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования (часть 4 статьи 43).

Для обеспечения реализации права образование учащимся и студентам в соответствующих случаях предоставляются государственные стипендии и различного рода льготы (отсрочка от призыва в армию, общежитие и др.).

Наряду с государственными развивается и система частных платных образовательных учреждений различного рода. Они являются дополнением государственной системы и признаны способствовать использованию различных моделей обучения, учету потребностей обучающихся в получении желательного им комплекса знаний.

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (статья 44). Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они ни проживали. Это обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории страны, развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети библиотек, расширением культурного обмена с зарубежными государствами.

Свобода интеллектуального творчества означает недопустимость установления какого-либо идеологического контроля и цензуры со стороны государства за духовным творчеством во всех его сферах. Свобода интеллектуального творчества может быть реализована в виде художественного, научного, технического и других видов творчества. Результатом реализации данной свободы является создание объектов интеллектуальной собственности, которые подлежат защите целым рядом международно-правовых актов и актов национального законодательства (Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.), часть 4 Гражданского кодекса РФ).

Обеспечение возможности беспрепятственного осуществления всех социально-экономических прав и свобод человека и гражданина, перечисленных в Конституции РФ представляет собой одну из важнейших задач государства. К числу основных гарантий указанных прав и свобод можно отнести следующие:

Законодательное определение таких условий осуществления экономической деятельности для всех ее субъектов, при которых человек реально обладал бы всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами;

Установление гарантированного минимального размера оплаты труда в размере не ниже величины прожиточного минимума; установление таких размеров пенсий, пособий, которые обеспечивали достойное существование человека при наступлении социального риска; развитие системы иных гарантий социальной защиты населения; бесплатность образования на основаниях, предусмотренных законом; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб;

Введение действенного механизма контроля за соблюдением законодательства, обеспечивающего социально-экономические права и свободы;

Создание правовых, политических, материальных, организационных условий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере;

Обеспечение эффективной защиты социально-экономических прав и свобод человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебной защиты.

Социально-экономические права (наряду с культурными) относятся к правам человека второго поколения. Они касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. Их объем и степень реализованности во многом зависят от состояния экономики и ресурсов, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первого поколения, менее развиты.

В отличие от других видов прав человека особенностями социально- экономических прав являются1:

распространенность на определенную - социально-экономическую - область жизни человека;

зависимость реализации социально-экономических прав от состояния экономики и ресурсов. Статья 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных права специально говорит о том, что эти права должны обеспечиваться постепенно и "в максимальных пределах имеющихся ресурсов".

Длительное время правам человека второго поколения отводилась второстепенная роль, возможности регулирования таких прав оценивались негативно. Причина этого заключалась в господствовавшем представлении о невозможности точно определить и юридически квалифицировать эти права, поскольку они не могут порождать непосредственных обязанностей государства по их обеспечению и правовой защите. Позже эта тенденция сменилась отрицанием равноценности социально-экономических и политических прав.

Международно-правовая регламентация и защита социально-экономических прав начались в 1948 г., когда самые важные из них были закреплены во Всеобщей декларации прав человека. До этого времени права на собственность и на труд объединялись с правами гражданскими. Но определенные трудности в их признании существуют и сегодня. Так, Европейская социальная Хартия, принятая Советом Европы в 1961 г., до сих пор ратифицирована не всеми государствами.

Сегодня значение социально-экономических прав для обеспечения правового статуса личности бесспорно. Как, отмечено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, "идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами так же, как и своими гражданскими и политическими правами". Эту точку зрения подтвердила Генеральная Ассамблея ООН (резолюция от 4 декабря 1986 г.), провозгласив "неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав".

1 Гордон Л. А. Социально - экономические права человека: своеобразие, особенности, значение для России // Общественные науки и современность. М., 1997. № 3.

Обязанность государств в сфере защиты социально-экономических прав состоит в том, чтобы осуществлять прогрессивные экономические и социальные реформы, обеспечивать полное участие своего народа в процессе и выгодах экономического развития, использовать свои ресурсы для предоставления всем возможностей пользования данными правами.

Как отмечается в ст. 7 Хартии экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря 1974 г., каждое государство несет ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа.

Среди источников правового регулирования социально-экономических прав и свобод базовую роль играют международно-правовые нормы. Универсальные нормы содержатся в общих принципах Устава ООН (ст. 1, 13, 55, 56, 62 и 68), в положениях Всеобщей декларации прав человека (ст. 22-27), в нормах Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в конвенциональных стандартах Международной организации труда (МОТ). В данной области МОТ принято больше 170 конвенций. Важное значение имеют следующие: "О принудительном труде" (1930 г.), "О справедливом вознаграждении" (1951 г.), "О дискриминации в области труда и занятости" (1958 г.), "О политике в области занятости (1964 г.), "О содействии занятости и защите от безработицы" (1988 г.) и др.

Другую группу источников регулирования социально-экономических прав составляют нормы, которые содержатся в региональных соглашениях (таких, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская социальная Хартия и др.). Третья значительная группа связана с гарантиями соблюдения и защиты социально-экономических прав, закрепленными в национальных законодательствах государств.

Экономические права обеспечивают человеку свободное распоряжение основными факторами хозяйственной деятельности. К ним относятся: право на труд; право на собственность; право на предпринимательство; право на забастовки и др. Кроме того, трудящиеся и работодатели имеют право на свободное объединение в национальные или международные организации для защиты своих интересов.

Ведущее место в каталоге экономических прав занимает право на труд, включающее право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается (ст. 6 Пакта об экономических, социальных и культурных правах). Это право выражает постоянно действующую потребность человека, необходимую для создания элементарных материальных предпосылок человеческого существования, а также обеспечения условий всестороннего развития личности. Право на труд и защиту от безработицы зафиксировано и в

ст.23 Всеобщей декларации прав человека.

В Конституции РФ (ст. 37) гарантируется право каждого в Российской Федерации свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, фиксируется право на справедливые и благоприятные условия труда: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы". Законодательство РФ обязывает работодателя обеспечить своим работникам соответствующие условия труда. В случае невыполнения этой обязанности, повлекшей за собой повреждение здоровья работника, работодатель обязан возместить причиненный этим материальный и моральный ущерб.

Конституционное право на свободный труд для гражданина Российской Федерации означает: 1) возможность свободного и самостоятельного выбора - работать или не работать, 2) свободный выбор рода деятельности или профессии, что с юридическом точки зрения выражается в договорном характере трудовых обязанностей, праве менять место работы после соответствующего уведомления администрации, праве трудится после достижения установленного пенсионного возраста и т.п., 3) запрещение принудительного труда. Принудительным, согласно ст. 8 Пакта о гражданских и политических правах, признается труд, который гражданин не избрал добровольно. Принудительный (недобровольный) труд допускается только в силу выполнения обязанностей воинской службы, приговора суда или в условиях чрезвычайных обстоятельств (Конвенция МОТ 1930 г. № 29 "О принудительном или обязательном труде).

Практическое осуществление права на труд воплощается в задаче обеспечения работой всех желающих, решении проблемы полной занятости населения. Таким образом, право на труд предполагает право на защиту от безработицы, предоставляемую государством любом лицу (ст. 23 Всеобщей декларации прав человека). В Конвенции МОТ № 122 "О политике в области занятости" отмечается, что в целях "ликвидации безработицы и неполной занятости каждый Член Организации провозглашает и осуществляет в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости" (ст. 1).

Этот принцип получил закрепление и дальнейшее развитие в Конвенции МОТ 1991 г. № 168 "О содействии занятости и защите от безработицы". Согласно этой Конвенции отказ в приеме на работу может быть оправдан только в случае отсутствия свободных мест или недостаточной квалификации претендента. Необоснованные увольнения являются незаконными, и в необходимых случаях трудящиеся могут быть восстановлены в прежней должности по решению суда. В

РФ право на защиту от безработицы регламентируется Законом "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г.).

Кроме того, для повышения защищенности своих граждан государство обязано принимать надлежащие меры по развитию профессионально- технического обучения, экономическому росту и полной производительной занятости (ст. 6 Пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Свобода труда включает в себя и право каждого лица на справедливые и благоприятные условия труда. Это право, гарантированное в ст. 7 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, состоит из следующих аспектов: а) вознаграждение за труд должно обеспечивать всем трудящимся как минимум справедливую заработную плату и удовлетворительное существование для них и для их семей; равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия; б) условия работы должны отвечать требованиям безопасности и гигиены; в) все лица должны иметь одинаковую возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени только на основании трудового стажа и квалификации; г) все трудящиеся имеют право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, вознаграждение за праздничные дни.

В Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 37) принцип справедливой оплаты труда воплощается в запрете дискриминации и оплате труда, т. е. любого ограничения в правах либо установления преимуществ в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника и результатами его труда; в установлении федеральным законом в качестве исходной базы минимального размера оплаты труда, обязательного для всех работодателей.

Труд является одним из условий возникновения первоначального права на собственность.

Право частной собственности на имущество, в том числе и на землю, гарантируемое ст. 35, 36 Конституции РФ, является важной разновидностью прав и свобод человека и охраняется всей системой российского законодательства. Изменения и дополнения в этой области могут быть введены только законом. Гражданин вправе иметь в собственности любое имущество производственного, культурного и иного назначения, за исключением того, которое в соответствии с законом или международными договорами РФ не может ему принадлежать по соображениям государственной и общественной безопасности.

В Российской Федерации гарантирована свобода экономической деятельности как проявление личной свободы граждан в сфере предпринимательства (ст. 8 Конституции РФ). Она осуществляется путем реализации прав: свободного использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности; частной собственности, свободы договора, права на доброе имя (деловую репутацию), на возмещение вреда, на свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств и др.

Социальные права обеспечивают человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность. Одним из главных является право на социальное обеспечение, включая социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание.

Сущность права на социальное обеспечение (по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом) состоит в том, что государство гарантирует предоставление достаточных средств гражданам, в силу объективных обстоятельств лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей. Данный комплекс прав закреплен в ст. 22 и 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 9-12 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 26 Конвенции о правах ребенка.

Осуществление этого права связано с реализацией других прав, в том числе на удовлетворительный жизненный уровень, на охрану и помощь семье, материнству и детству, права на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Всеобщая декларация прав человека указывает: "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам" (ст. 25).

Гарантии обеспечения права на социальную защиту являются предметом ряда международных конвенций и рекомендаций, принятых МОТ. Конвенция № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" устанавливает обязанность государств выплачивать девять видов пособий, в частности на медицинскую помощь профилактического и лечебного характера, по болезни с целью восстановления временно утраченной трудоспособности, по безработице, по старости, по беременности, по инвалидности или в случае потери кормильца. Конвенция № 118 "О равноправии в области социального обеспечения" закрепляет принцип равных с гражданами прав иностранцев и лиц без гражданства.

Право на охрану и помощь семье, матерям и детям предусматривает разнообразные формы социальной поддержки семьи. Предоставление охраны и помощи семьям, специальные меры защиты материнства, особая охрана и помощь детям и подросткам, запрет применения детского труда в случае, если он может повредить физическому или нравственному здоровью ребенка или его развитию. Согласно ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Российская Федерация, провозгласив себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий достойной жизни и свободного развития человека (ст. 7 Конституции РФ), обязуется проводить в жизнь определенную социальную политику, направленную на обеспечение защиты достойной и свободной жизни людей. В связи с этим законодательство РФ регулирует реализацию социальных прав, устанавливает дополнительные гарантии по социальной защите отдельных категорий граждан. В РФ действуют Федеральные законы: от 10 декабря 1995 г. "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся на попечения родителей", от 14 января 1997 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), другие законы и иные нормативно-правовые акты.

Условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, зафиксированы в праве на достаточный уровень жизни, психического и физического здоровья. Согласно ст. 11 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, любому человеку должны быть обеспечены достаточное питание, одежда и жилище, условия его жизни должны непрерывно улучшаться. Утверждая "основное право каждого человека на свободу от голода", Пакт обязывает государство принимать необходимые меры для улучшения методов производства и распределения продуктов питания, более эффективного использования природных ресурсов. Конвенция МОТ № 117 "Об основных целях и нормах социальной политики" устанавливает, что при определении прожиточного минимума принимаются во внимание такие основные потребности семей трудящихся, как продукты питания и их калорийность, жилище, одежда, медицинское обслуживание и образование.

Право на обеспечение достаточного уровня жизни и улучшение условий жизни включает в себя также право на наивысший достижимый, уровень психического и физического здоровья, которое, согласно ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, государства должны обеспечивать путем: сокращения мертворождаемости и детской смертности;

улучшения всех аспектов гигиены и лечения эпидемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними; создания условий, которые бы обеспечивали всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.

Одним из аспектов обеспечения достаточного уровня жизни является предоставление каждому права на жилище. Конституция РФ в ст. 40 определяет право на жилище как гарантированную возможность быть обеспеченным постоянным жилищем, включая юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у граждан жилым помещением, его неприкосновенность, недопустимость произвольного лишения жилища, а также возможность улучшить жилищные условия путем приобретения другого жилья. Жилищное законодательство, обеспечивающее реализацию права на жилище, в настоящее время представлено федеральными законами "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" с изменениями и Дополнениями 1996 г., "Об основах федеральной жилищной политики" (1996 г.), "О товариществах собственников жилья (1996 г.) и др.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации гарантировано ст. 41 Конституции РФ (предоставляющей возможность бесплатного получения медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения), Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (приняты 22 июля 1993 г.), Федеральным законом "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 2 апреля 1993 г.), другими нормативно-правовыми актами и федеральными программами.

Законодательство устанавливает основные принципы охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Ими являются: 1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья; 2) приоритет профилактических мер; 3) доступность медико-социальной помощи; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за необеспечение прав граждан в о6ласти охраны здоровья, сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Государство предоставляет гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Для международной защиты социально-экономических прав человека и для исполнения целей и задач Организации Объединенных Наций (среди которых - оказание содействия повышению уровня жизни, полной занятости населения, условиям экономического и социального прогресса и развития, разрешению международных проблем в экономической, социальной области, в сфере здравоохранения, всеобщему уважению и соблюдению прав человека) создан и действует Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) - ведущая контрольная инстанция в области защиты социально-экономических прав и основной координатор экономической и социальной деятельности ООН и ее специализированных учреждений.

Однако международный контроль в области защиты этой группы прав по сравнению с защитой гражданских и политических прав менее значителен. Он не включает в себя возможность подачи жалобы частными лицами. Согласно положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 16-25), государства обязаны представлять доклады о мерах, принятых ими в целях реализации положении Пакта, и о прогрессе, достигнутом в социально-экономической области, Генеральному секретарю ООН, который, в свою очередь, направляет их на рассмотрение в ЭКОСОС и специализированным в данной области учреждениям.

Такая процедура является практически единственной формой контроля за соблюдением социально-экономических прав граждан. Кроме того, контроль за исполнением социально-экономических прав и свобод сталкивается с особыми трудностями, связанными со сравнительно недавним развитием этой группы прав, с некоторой неопределенностью основополагающих дефиниций и гарантий, содержащихся в международно-правовых нормах по данным вопросам, с неконкретностыо взятых на себя государствами международных обязательств в данной сфере.

В последнее время деятельность международных органов по контролю за соблюдением государствами своих обязательств в сфере основных экономических и социальных прав человека активизировалась. В рамках подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств была организована подготовка специальных докладов по таким вопросам, как право на питание, вопросы борьбы с бедностью, содействие реализации права на жилище и т. д. В 1985 г. создан Комитет ЭКОСОС по экономическим, социальным и культурным правам. Его реальная деятельность началась в 1987 г. Комитет является самостоятельным контрольным органом и уполномочен рассматривать доклады государств, принимать по ним общие заключения и сообщать об этом в ЭКОСОС.

Социально-экономические права, с одной стороны, обеспечивают соответствующую активность населения, его рыночную свободу, а с другой - предоставляют защиту от возможных рисков. И между этими аспектами нормативного регулирования нет противоречия. Ценности экономической свободы и равенства получают общественное признание и закрепление в единой системе неотъемлемых прав и свобод человека наряду с ценностями социальной справедливости, интеграции, взаимной ответственности государства и гражданина. Гарантии реализации социально-экономических прав являются важной предпосылкой стабильного существования правового государства в демократической и социальной форме.

«Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.»

«Социально-экономические права касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условии жизни индивида.

Экономические права обеспечивают человеку свободное распоряжение основными факторами хозяйственной деятель­ности. К ним относятся: право на труд; право на собствен­ность; право на предпринимательство; право на забастовки и др. Кроме того, трудящиеся и работодатели имеют право на заклю­чение коллективных договоров; право па свободное объедине­ние в национальные или международные организации для за­щиты своих интересов.

Социальные права обеспечивают человеку достойный уро­вень жизни и социальную защищенность. Одним из главных является право на социальное обеспечение, включая социаль­ное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслу­живание.»

«1.Право на социальное обеспечение, в том числе и социальное стра­хование. Каж­дый человек, как член общества, имеет право получать необходи­мую поддержку в соответствии со структурой и материальными ре­сурсами каждого государства. Экономический рост, каким бы он ни был, не может обеспечить равное благосостояние для всех членов общества. В Беларуси система социального обеспечения включает социальное страхование, в которое входит бесплатное медицинское обслуживание, пособия в случае болезни, утери трудоспособности, по беременности и родам и др.

2.Право на труд, свободный выбор работы, равную оплату за рав­ный труд, на справедливые и благоприятные условия труда, вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы. Это означает, что он имеет свободу в заключении и расторжении контракта, может работать независимо от образования, ранее полученной профессии, поли­тических убеждений, национальности, цвета кожи и т. д.

Человек имеет право на справедливые и благоприятные усло­вия труда, это значит на такие условия труда, которые бы содей­ствовали эффективности и высокой производительности труда; на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации (при оплате надо исходить из того, что и как сделано, а не кем); на справедливое вознаграждение, которое обеспечивало бы ему достойное существование. Установленный в государстве размер заработной платы должен быть достаточным для нормального существования работника и его семьи.

Проблемы труда в Беларуси регулирует специальный свод законов - Трудовой кодекс Республики Беларусь.

3.Право на отдых и досуг . Эта статья гарантирует право на ограничение трудового дня и на оплачиваемый периодический отпуск. Существуют общеприня­тые (хотя и необязательные) нормы: 7 - 8-часовой рабочий лень, 5 - 6-дневная рабочая неделя, ежегодный отпуск с сохра­нением места работы и заработка.

4.Право на жизненный уровень, необходимый для поддержания. здоровья и благосостояния, включая пищу, обувь, одежду, медицин­ский уход и необходимое социальное обслуживание. Работник и его семья должны иметь достаточные сред­ства для существования, обеспечения нормального жизненного уровня. Нормальный жизненный уровень определяется в разных странах по-разному, но везде он включает возможность удовлет­ворения основных потребностей в питании, жилье, предметах домашнего хозяйства, коммунальных услугах, а также в меди­цинском обслуживании и образовании.

5. Право на наивысший достижимый уровень физического и психи­ческого здоровья. Государства должны принимать меры, необходимые для здорового развития детей, сокращения мертворождаемости и детской смертности, для улучшения состояния окружающей сре­ды, соблюдения гигиены труда, предупреждения и лечения эпи­демических, профессиональных и иных заболеваний и борьбы с ними, для создания условий, которые обеспечивали бы всем не­обходимую медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.

6.Право на защиту семьи, материнства и детства. Особое внимание уделяется защите семьи как основной ячейки общества, защите материнства и детства, ко­торые особенно нуждаются в дополнительном внимании и под­держке государства.»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Регулирование общественных отношений как основная социальная функция государства и права. Защита материнства и детства. Право на социальное обеспечение. Жилищные права граждан. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на образование.

    реферат , добавлен 10.01.2010

    Экономические, социальные и культурные права. Право на экономическую деятельность. Право частной собственности. Трудовые права и свободы. Защита материнства, детства и семьи. Право на социальное обеспечение. Право на жилище.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2003

    Правовое регулирование экологических прав граждан по российскому законодательству. Особенности права на благоприятную окружающую среду, его соотношение с другими экологическими правами. Проблема реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2014

    Понятие и природа конституционных прав и свобод граждан в Республике Беларусь. Анализ социально-экономических прав граждан. Формы, системы, размеры оплаты труда. Основные признаки отпуска. Право на благоприятную окружающую среду и социальное обеспечение.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2014

    Закрепление права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в Конституции Российской Федерации. Права лиц, застрахованных по программам обязательного медицинского страхования. Группировка прав граждан при оказании им медико-социальной помощи.

    контрольная работа , добавлен 18.05.2014

    Правовые аспекты конституционного права граждан на жилище. Определение и сущность конституционного права граждан на жилище. Понятие жилого помещения. Конституционные гарантии граждан на жилье. Обеспечение и защита конституционного права граждан на жилище.

    реферат , добавлен 12.03.2009

    Право граждан на благоприятную экологически безопасную окружающую среду, поскольку в опасной, неблагоприятной окружающей среде нарушается право на жизнь, взрываются его естественные условия. Понятие и общая характеристика экологических прав граждан.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2010

    Понятие прав и свобод человека и гражданина. Критерии их классификации. Защита брака и семьи, материнства, отцовства и детства. Право на труд, жилье, охрану здоровья, социальное обеспечение, образование. Преступления против социально-экономических прав.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2015

Права и свободы, объединенные в эту группу, по существу являются основой всех иных прав и свобод. Их реализация составляет основу материальной жизни общества, государства и каждого человека. Они позволяют решить задачу, сформулированную в ст. 7 Конституции, которая, провозгласив Российскую Федерацию социальным государством, требует от государства проведения политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В этой же статье, включенной в содержание основ конституционного строя России, закреплены положения, определяющие все экономические, социальные и культурные права человека и гражданина. «В Российской Федерации, - подчеркивается в ч. 2 ст. 7 Конституции, - охраняются груд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

1. Право на предпринимательскую деятельность. Оно впервые закреплено в Конституции 1993 г., которая устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).

Ограничения в пользовании этой свободой деятельности обусловлены необходимостью защитить законные права и интересы других лиц, закрепленные в нормах гражданского, трудового, хозяйственного, коммерческого и уголовного права.

В ч. 2 ст. 34 Конституции установлено также, что «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Содержание этой нормы конкретизируется в актах отраслевого законодательства. Особое значение имеет здесь ГК РФ.

2. Право на частную собственность. В отличие от всех ранее действовавших конституций России социалистического типа, Конституция 1993 г. закрепила институт частной собственности. Определяя основы конституционного строя, Конституция РФ включила в их содержание признание частной собственности, в том числе на землю и природные ресурсы, и ее равную защиту с другими формами собственности.

Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ст. 35 Конституции).

Кроме данной статьи, конституционное регулирование прав на предпринимательскую деятельность и частную собственность содержится и в ст. 8, 45, 17, 18, 52, 53 и др.

Наряду с частной собственностью, Конституция РФ закрепляет и гарантирует право наследования, правовая регламентация реализации которого осуществляется нормами гражданского законодательства - частью третьей ГК РФ.

3. Право на землю. Впервые в истории конституционного строительства в Российской Федерации Конституция 1993 г. закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются федеральным законом (ЗК РФ, Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и др.).

Закрепление права частной собственности на землю не исключает коллективной, муниципальной, государственной собственности на землю и природные ресурсы.

4. Право на свободный труд. Свободный труд является основой благосостояния человека и государства в целом. Статья 37 Конституции устанавливает: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

Конституционно закрепленное право, как уже отмечалось, есть возможность совершать те или иные действия, возможность выбора поведения. Выбор рода деятельности и профессии обусловлен не только желанием человека, но и его способностями, образованием, общественной потребностью в этой профессии или роде деятельности и т.д.

Конституция РФ устанавливает также, что «принудительный труд запрещен». Это обусловило исключение ранее существовавшего в нашей Конституции определения труда как юридической обязанности гражданина.

Конституция РФ закрепила гарантии социальной защиты человека в связи с трудовой деятельностью. «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы» (ст. 37).

Конституция признает также право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Порядок реализации этого права содержится в ТК РФ и многочисленных нормативно- правовых актах.

5. Право на отдых. С правом на свободный труд неразрывно связано право на отдых. Оба эти права закреплены в одной статье Конституции (ст. 37).

Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Реализация права на отдых регулируется общегосударственными, отраслевыми и ведомственными актами трудового права, прежде всего разделом пятым ТК РФ.

6. Защита семьи. Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, закрепленная в качестве одной из основ конституционного строя России, обусловила установление в ст. 38 Конституции положения о том, что материнство и детство, семья находятся иод защитой государства. Забота о детях, их воспитании - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Механизм и гарантии реализации этого права регулируются СК РФ, Федеральными законами от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др.

7. Право на социальное обеспечение. Государство проявляет заботу о тех, кто полностью или частично утрачивает трудоспособность. Как зафиксировано в ст. 39 Конституции, «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Закон устанавливает государственные пенсии и социальные пособия для указанных категорий граждан. Наряду с государственным поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Порядок реализации этого права закреплен в многочисленных нормативно-правовых актах, содержание которых будет рассмотрено при изучении соответствующих правовых отраслей.

8. Право на жилище - одно из важнейших прав человека. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен последнего. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище (ст. 40 Конституции).

В Конституции закреплен различный подход к обеспечению этого права для различных категорий населения. Малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

9. Право на охрану здоровья. В соответствии с социальной политикой государства Конституция РФ закрепляет в ст. 41, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь регулируется Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и другими актами.

Для Конституции характерен широкий, комплексный подход к обеспечению этого права человека. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст. 41).

10. Право на благоприятную окружающую среду. Э го право тесно связано с правом на охрану здоровья. Оно закреплено в ст. 42 Конституции; его сущность состоит в том, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Подробно вопросы реализации этого права регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также Федеральными законами от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»; от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»; от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и др.

11. Право на образование. Согласно ст. 43 Конституции каждый человек имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Обязательным в Российской Федерации является основное общее образование. Родители или лица, их замещающие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, в том числе негосударственного.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Основные принципы организации и функционирования системы образования установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другими актами.

12. Свобода творчества. В Российской Федерации согласно ст. 44 Конституции каждому человеку гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Все граждане имеют право на участие в культурной жизни страны, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Каждый человек обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Гарантии реализации этих конституционных прав и свобод закреплены в Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1, Федеральном законе от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» и др.