История создания сериала Освобождение. (17 фото). История создания киноэпопеи "освобождение"

Власовское движение принципиально отличалось от других коллаборационистских формаций тем, что по духу и идеологии было совершенно противоположно и чужородно нацизму.

В этом материале, который я хотел бы представить вниманию читательской аудитории, будет рассказано о некоторых малоизвестных страницах истории Русской Освободительной Армии (ВС КОНР). А именно - об участии ее солдат и офицеров в освобождении нескольких тысяч военнопленных и узников концлагерей, многих из которых они спасли от смерти. Те эпизоды, о которых будет рассказано ниже, наглядно и убедительно свидетельствуют о том, что солдаты и офицеры РОА считали нацизм таким же своим врагом, как и большевизм, а их сотрудничество с немцами было во многом вынужденным и виделось им единственно возможным выходом в сложившейся для них трагической ситуации, единственной возможностью победить большевизм.

Но как только железная немецкая рука разжалась и власовцы обрели относительную свободу действий, почувствовав поле для маневра - они повели свою самостоятельную игру, в последний месяц войны противостоя не только большевикам, но и нацистам.

Это лишний раз подчеркивает тот факт, что Власовское движение принципиально отличалось от многих других коллаборационистских формаций тем, что по духу и идеологии было совершенно противоположно и чужородно нацизму. Его вполне уместно охарактеризовать как "латентную Третью силу". Благородство власовцев, проявленное ими во время спасения военнопленных и узников концлагерей в последние дни войны, является дополнительным подтверждением этого вывода.

Из мемуаров полковника ВС КОНР Андрея Георгиевича Нерянина (Алдана) "Армия обреченных" :

"7-го апреля была закончена выработка плана передислокации частей Мюнзингена и Хойберга в район г. Рид. Выступление было назначено в ночь на 13-ое апреля, но после перенесено, и движение началось из Хойберга 18-го, а из Мюнзингена - 17-го апреля. Марш частей совершался в ночное время, по 28–32 клм. в ночь. Из-за отсутствия обоза продовольствия при частях не было, и они должны были получать его из немецких складов по пути следования. Движение совершалось по трем маршрутам, с постепенным уклонением к юго-востоку, в обход с юга озер, расположенных юго-западнее Мюнхена (озеро Аммерзее, Штамбергезее) так, чтобы в случае необходимости резко повернуть на юг к Альпам.

Как уже сказано, формальным основанием похода ставилась задача выхода в район гор. Рид, куда подойдет с фронта и 1-ая дивизия. Негласным же мотивом похода была идея сбора всех частей в одно место (или, во всяком случае, быть ближе друг к другу, затем, порвав с немцами, повернуть на юг в горы, на соединение с казаками, вместе с ними занять все горные проходы и вступить в переговоры с англо-американским, точнее, с американским, командованием по вопросу дальнейшего использования частей РОА для борьбы против советских войск).

Намечалось, что, как только будут принято решение о повороте в Альпы, то сразу придется войти в столкновение с немецкими частями и, разоружая их, вооружить 2-ую дивизию, офицерскую школу и бригаду. У местного населения в это же время взять необходимое количество продовольствия и транспорта. Для подготовки казаков к такому принципиальному решению, к ним был послан ген. Жиленков с группой офицеров из так называемого Казачьего Управления, находящегося при главном Штабе РОА. Жиленков выехал к казакам 22-го апреля (когда части уже были на походе), но ему доехать до места не удалось.

О марше безоружных частей РОА, с женщинами и детьми, при явной недостаче питания, надо говорить отдельно. Из состава запасной бригады осталось на месте (в Мюнзингене) более 2000 человек, которые, благодаря общему истощению, не могли следовать походным порядком.

По пути следования везде был виден явный развал немецких частей. В любом лесу, в населенных пунктах части РОА подбирали брошенные немцами винтовки, автомашины, панцер-фаусты, патроны и т. д. В частях по-прежнему плохо обстояло дело с продовольствием и обмундированием. Складские чинуши никак не хотели выдавать продовольствие и обмундирование без «по-настоящему оформленной» накладной, хотя на другой или на третий день эти склады взрывались или сжигались.

В эти дни 1-ая дивизия, походным порядком, при явном или двусмысленном недружелюбии фронтовых немецких частей, особенно СС"овцев, медленно продвигалась на юго-запад, в направлении Праги. В одном месте части дивизии проходили расположение СС"овцев в боевом порядке, в готовности к немедленному действию. В другом месте произошла небольшая стычка частей дивизии с немцами. В то же время были случаи, когда немецкие солдаты говорили: «Русские, куда вы идете? Неужели вам хочется еще воевать? Вы только затягиваете неизбежный конец…»

В походе к частям РОА присоединялись военнопленные красноармейцы из различных рабочих команд и ОСТ"овские рабочие. Присоединялись они, главным образом, не потому, что разделяли идеи РОА, а только потому, чтобы «быть вместе со своими русскими». Там, где в лагерях военнопленных была еще немецкая охрана, части РОА разгоняли ее и освобождали пленных. Недалеко от Ландсберга (зап. Мюнхена) была освобождена большая группа заключенных, бывших военнопленных красноармейцев, которую немцы под сильным конвоем вели куда-то на восток. На ст. Каплиц (Чехия) были освобождены 800 человек кацетников (русские, поляки, французы, бельгийцы и др.), которые под сильной охраной следовали поездом по железной дороге. В районе Швайниц (Чехия) части 2-ой дивизии вели перестрелку с СС"овцами, в результате которой были убитые с обеих сторон. Части 2-ой дивизии взяли здесь много оружия. Наиболее красочным показателем отношения частей РОА к немцам являются боевые действия частей 1-ой дивизии в Праге, когда они пришли на помощь восставшим чехам."

Из мемуаров члена НТС Павла Васильевича Жадана " Русская Судьба":

"В марте 1945 года, когда немцы закрыли лагерь Санкт-Йоханн, я уехал в штаб Второй дивизии РОА к генералу Трухину. В то время прокурором при суде дивизии был Евгений Иванович Гаранин, человек большого личного обаяния, впоследствии - видный работник и член Совета НТС. Я был назначен защитником при суде.

В апреле 1945 года Вторая дивизия тронулась из района Хойберга у швейцарской границы, где она была расквартирована, в Чехию для соединения с Первой дивизией и другими частями Вооруженных сил КОНР (Комитета Освобождения Народов России). Дивизия шла часть пути походным порядком, ночами, часть - по железной дороге.

В первые дни мая дивизия перешла границу Чехии, двигаясь в направлении Ческе-Будейовице. В городке Ческы-Крумлов и соседних селах дивизия была расквартирована. Штаб разместился недалеко от железнодорожного вокзала. Евгений Иванович с женой и я занимали небольшой дом в селе в двух-трех километрах от вокзала. В этом же селе разместились В.И.Алексеев и другие члены Союза. Трухин передал командование дивизией генералу Меандрову, а сам поехал встречать Власова, который с Первой дивизией находился в районе Праги.

7 мая с севера пришел поезд с заключенными. Среди них были русские, которые, увидев власовских солдат, просили дать им что-нибудь поесть. Солдаты Второй дивизии, после непродолжительного объяснения с немецкой охраной, разоружили ее и выпустили всех кацетников из вагонов. Изголодавшиеся и неделю не мывшиеся люди разбрелись по ближайшим чешским селам. Чехи охотно кормили их и старались помочь, чем могли.

Много кацетников пришло в село, где жили Гаранины и я. Поблизости жили белградцы В.Бодиско и его жена. Как-то раз жена вдруг прибежала ко мне сообщить, что три кацетника, которые пришли к ним просить хлеба, знают меня. Я пошел к Бодиско. Во дворе стояли три оборванных человека с лицами, черными от паровозного дыма (их везли в открытых вагонах). Присмотревшись, я узнал в одном из них Алика Шермазанова. Догадался, что и второй тоже член Союза. Третьего не мог узнать. Он, чуть не со слезами на глазах крикнул: «Павел, а меня не узнаешь?» Это был Павлик Сенкевич. Мы расцеловались, несмотря на их протесты, что они слишком грязные.

Я повел их к себе. Попросил хозяйку-чешку приготовить хороший обед. При ее содействии Гаранин и я собрали белье для несчастных ребят, которые отказались входить в дом, так как на их одежде была уйма вшей, и терпеливо ждали во дворе, пока хозяйка грела воду для купания. Выкупавшись и переодевшись во все чистое, ребята сожгли свою кацетную одежду и с жадностью набросились на обед. Чтобы они не заболели, я убрал еду со стола, выдавая им каждые полчаса понемногу."

Отрывок из биографии командира 2-й дивизии ВС КОНР Григория Зверева

"18 апреля Зверев вместе с дивизией вошел в состав Южной группы ВС КОНР генерал-майора Трухина. 18-20 апреля находился с дивизией на марше в направлении на Меминген и ж\д станцию Бухлое. 25 апреля по ж\д проследовал на Линц, куда дивизия полностью прибыла 29 апреля. Затем двигался по маршруту Линц - Райнбах. На маршруте санкционировал разоружение своими подчиненными СС конвоя и освобождение транспорта советских военнопленных, которые были распущены. Для обеспечения соотечественников продовольствием и сухим пайком разрешил пользоваться складами Вермахта, которые по пути разбирались солдатами 2-й дивизии на фоне немецких бегущих частей."

Отрывок из биографии генерал-майора и начальника 1-й обьединенной Офицерской школы ВС КОНР Михаила Меандрова (из биографического справочника Кирилла Александрова "Офицерский корпус армии генерал-лейтенанта А.А. Власова, 2-е издание"):

"18 апреля во главе школы (входившей в Южную группу ВС КОНР генерал-майора Ф.И. Трухина) Меандров выступил на погрузку в р-н Мюнхена для следования в Чехию. Обеспечил поддержание подчиненными строгого порядка и дисциплины на всем маршруте следования. В период 27 апреля - 1 мая школа достигла Линца и вместе с другими частями Южной группы разгрузилась здесь для дальнейшего продвижения на север, по маршруту Линц - Каплице - Будвайс. С 3 мая в р-не Рейнбаха. 6 мая санкционировал освобождение курсантами прибывших в спецэшелоне на ж\д станцию в Каплице узников из нацистских концлагерей (около 800 чехов, русских, поляков, французов и бельгийцев). Охранявшие эшелон военнослужащие СС были внезапно разоружены власовцами (буквально еще утром в этот день охрана СС расстреляла около 40 наиболее слабых з\к). Приказал оказать з\к медицинскую помощь, организовать им питание из довольствия школы и затем распустить освобожденных."

Примечание к этому эпизоду из биографии Меандрова с цитатой из мемуаров офицера РОА Кузнецова М.Б. "Записки капитана":

"Французы и бельгийцы перешли под опеку французского представителя МКК в Каплице, практически все остальные з\к ушли навстречу войскам США. "Они так и не поняли, кто мы такие и почему не радуемся предстоящей встрече с Красной армией. Бог с ними! Люди-политики - и те не разбирались в этом и не хотели разбираться"."

На обоих фото - Офицерская школа Восточных добровольческих войск, влившаяся впоследствии в Офицерскую школу ВС КОНР

Из книги Кирилла Александрова "Армия генерала Власова":

"На морально-политическое состояние чинов дивизии сильно влияли известия о боях в Праге и активном участии в них 1-й пехотной дивизии. Эхо Пражского восстания докатилось и до южной Чехии. На всякий случай «для защиты от местных жителей» к группе офицеров связи Вермахта во главе с полковником Герре начальник оперативного отдела штаба полковник Нерянин приставил взвод автоматчиков в качестве личной охраны. Очень возможно, что большая угроза для немецких офицеров к тому моменту исходила не столько от чехов, сколько от самих власовцев. Герре называл атмосферу, царившую 6-8 мая в населенных пунктах Каплице, Страконице, Разбоден «состоянием мятежа». Выполняя приказ Главнокомандующего, власовцы активно продолжали «самовооружаться», так как к этому представлялись практически неограниченные возможности.

У населенного пункта Тргови Свины произошла короткая стычка между власовцами из 2-й пехотной дивизии и эсэсовцами, в результате которой были убитые с двух сторон. Здесь власовцы захватили у эсэсовцев часть оружия. На железнодорожной станции в Каплице курсанты офицерской школы освободили железнодорожный состав концентрационного лагеря, выпустив на свободу 800 заключенных русских, поляков, французов и бельгийцев."
А вот этот эпизод хотелось бы отметить отдельно.

На эту интереснейшую и уникальную в своем роде историю, сильно рвущую привычные шаблоны, я наткнулся при чтении мемуаров пропагандиста и капитана ВС КОНР, одного из главных авторов знаменитого "Пражского Манифеста" (его еще называют "Власовский Манифест") Николая Троицкого-Яковлева "Ты, мое столетие". В его мемуары был вставлен небольшой фрагмент из мемуаров его друга, соратника и сослуживца по ВС КОНР Александра Крафта (Вронского), с которым и произошел данный случай.

Эта история о том, как начальник 1-го отделения общевойсковой разведки штаба ВС КОНР Александр Крафт (Вронский) вместе с поручиком Копацким, капитаном Дубовцом (командиром батальона охраны штаба ВС КОНР) и взводом автоматчиков командира Морозюка (входивших в батальон охраны штаба) спасли от смерти около 250 заключенных концлагерей, половину из которых составляли евреи.
Капитан Крафт-Вронский чуть не удостоился за этот поступок звания "Праведника мира", получить которое помешала только его природная скромность. Думаю, что об этом случае не знают даже многие из тех, кто увлекается историей РОА и русского антикоммунизма. Тем интереснее им будет о нем прочитать.

Из мемуаров Николая Троицкого-Яковлева "Ты, мое столетие" :

Николай Троицкий-Яковлев:
"До конца войны остаётся три недели. И столько же – до конца Власовской армии. Но покуда она жива, живёт и чувство долга перед собратьями по нацистской неволе. Вот рассказ капитана А.Ф. Вронского, начальника 1-го отделения общевойсковой разведки штаба ВС КОНРа."

Александр Крафт-Вронский: "Случай этот – давнишний, ему уже минуло шестьдесят лет. Я гораздо старше, потому прошу простить, если что-то запамятовал.

Дело было в начале 1945 года, за несколько дней до подписания акта о капитуляции Германии. Штаб РОА, 3-й полк подполковника Головинкина 2-й дивизии Зверева, часть бригады полковника Койды и ещё какие-то небольшие подразделения уже несколько дней стояли в ожидании приказа о дальнейших действиях в 15–20 километрах юго-западнее Крумау. Насколько мне помнится, это крайняя южная часть Баварии.

Штаб со своим “войском” расположился чуть поодаль западной околицы немецкой деревушки. “Квартировались” кто в палатках, кто на повозках, а кто и под повозками. Кто-то ухитрился пристроиться у хозяев. А наш разведотдел в полном составе оккупировал большой сарай, одиноко, словно сирота, стоявший в поле между деревней и рощей. Нам повезло: спали на сене, под крышей.
Ещё по прибытии на место нашей временной дислокации я обследовал близлежащие окрестности и обнаружил за рощей довольно глубокую балку, протянувшуюся с севера на юг. По дну её была проложена одноколейка. Подумал сначала – заброшенная железнодорожная ветка. Но нет, рельсы накатаны. Однако никто из нас ни разу не слышал шума проходящих составов, хотя сарай наш не далее чем в четверти километра от полотна.

Разгадка не заставила долго ждать. Через день или два, спустившись утром с сеновала на свет Божий, я встретил поручика Копацкого и предложил составить мне компанию пройтись подышать свежим весенним воздухом (Александр был помощником капитана Гая, начальника отделения агентурной разведки). “Сходим в рощу”. Неспешно прогуливаясь, дошли до балки и удивились, когда увидели на краю двух немецких офицеров. Решили подойти. Капитан и лейтенант двинулись навстречу. Мы обменялись приветствиями. Представились. Капитан тоже не ожидал встретить здесь военных, да ещё из штаба Власовской армии.
В свою очередь словоохотливый немец сообщил, что сопровождает эшелон с заключёнными концлагерей. А вынужденная остановка случилась из-за того, что ночью, километрах в двух впереди, был взорван путь как раз перед другим таким же эшелоном. (Надо думать, партизаны или антифашисты хотели освободить узников). Теперь капитан ждёт окончания ремонтных работ и приказа продолжить движение.

За разговором мы подошли к краю балки. Паровоз, пять вагонов, возле каждого товарного – солдаты с винтовками, некоторые с автоматами. Капитан, направив бинокль в сторону первого эшелона и убедившись, что тот ещё не тронулся, продолжил вводить нас в курс дела:

– В первом вагоне я с лейтенантом и охрана. Во втором – продовольствие и кухня. В третьем – 120 евреев, в четвёртом и пятом – примерно столько же славян.

Кацетников – русских, поляков, сербов и других – везли из шталага III-А под Люккенвальде (это километрах в сорока южнее Берлина), а вагон с евреями прицепили где-то по пути, сейчас не вспомню, в каком, он сказал, месте.

– Капитан, куда же вы их везёте?

Он также охотно, не моргнув глазом, будто речь шла о перевозке скота на бойню, ответил:

– Расстреливать.

Уже после войны мне рассказывали, что эта ветка была проложена в 1942 году для перевозки смертников в альпийское межгорье. Там людей расстреливали из пулемётов, а трупы заваливали землёй, камнями, всем, что попадало под лемеха постоянно дежуривших бульдозеров. Очередная партия несчастных накрывала предыдущую, и так – каждую ночь. Это место нацисты называли “баварским наполеоном”. Знают ли что-нибудь об этом в нынешней Германии?..

Капитан и лейтенант, извинившись, на минуту отошли, чтобы отдать какое-то распоряжение подошедшему унтер-офицеру. Я воспользовался моментом и, не долго раздумывая, приказал Копацкому под любым предлогом отлучиться и передать капитану Дубовцу, командиру батальона охраны штаба, чтобы тот немедленно прислал взвод автоматчиков, которые должны незаметно подобраться к эшелону. Благовидный предлог был быстро найден, и когда немцы вернулись, я достал пачку сигарет и предложил им закурить. В это время Александр стал хлопать по карманам, якобы ища свою трубку. Заметив это, капитан вытащил шикарный портсигар и любезно раскрыл перед Копацким. Тот изобразил смущение, вежливо поблагодарил (он превосходно знал немецкий), но “извините, не могу изменить привычке и, если позволите…”. Я развёл руками, вопросительно взглянул на немца, и мы милостиво отпустили поручика за трубкой. “Я быстро!” – и он, действительно, очень быстрым шагом скрылся за кустами.

А мы продолжали беседовать. Когда разговор зашёл о довольствии, я сказал, что с этим у нас туговато, однако терпимо. “Вот только с кофе, который я обожаю…”. Капитан прямо-таки просиял и тут же крикнул оказавшемуся неподалёку повару. Тот щёлкнул каблуками и отправился выполнять приказ, а капитан с гордостью: “Мы будем пить не просто кофе, не эрзац, – мы будем пить настоящий кофе!”.

Это было весьма кстати. Теперь и Александр успеет, и автоматчикам хватит времени взять под прицел охрану эшелона. Впрочем, и чашечка кофе не помешает перед совсем не обязательно благоприятным для меня исходом затеянной опасной игры. Возвратился запыхавшийся Копацкий. Без трубки. “Не знаю, наверно где-то потерял”. Ему пришлось без видимого удовольствия, но с невидимым наслаждением выкурить дорогую сигарету. Мимо нас по тропинке по-над балкой проехала на велосипеде миловидная немка, на самом деле – Ада, подруга командира взвода автоматчиков Морозюка. Это значило, автоматчики на месте.

Развязка близилась. При мне, конечно, был пистолет, но я им никогда не пользовался, да и раньше-то в “ворошиловских стрелках” не значился. А этот немец в таких делах, видимо, поднаторел, наверняка выстрелит первым. И не промахнётся…

За кофе, за вкусными бутербродами я начал разговор издалека.

– Знаете, капитан, будем откровенны. До конца войны – не месяцы, не недели, а дни. И он предрешён: Германия капитулирует.
Мы-то, власовцы, погибнем. Мы уже обращались к американскому командованию за защитой. Они ответили, что это компетенция их правительства. А оно, по всей видимости, поступит в соответствии с решениями Ялтинской конференции. То есть нас, как ярых врагов Сталина, выдадут Советам. Мы обречены. А вы, солдаты и офицеры германской армии, станете военнопленными, и американцы в скором времени распустят вас по домам. Так стоит ли в это скорбное для нас всех время (я намеренно подчеркнул – для нас), стоит ли брать на душу грех и отправлять на тот свет две с половиной сотни людей? Не кажется ли вам, капитан, что заключённых есть смысл освободить?

Он, казалось, пропустил мимо ушей мою тираду. Поговорили ещё о чём-то. Снова закурили. И тут капитан с присущей воспитанным немецким офицерам корректностью заявил, что имеет желание говорить. С надменной усмешкой он изрёк примерно следующее:

– Что касается нееврейских заключённых, можно было бы обратить внимание на изложенные вами соображения. Однако я с ними не согласен. Это, во-первых. А во-вторых, я – солдат и должен выполнить приказ. Что же касается евреев, то даже если моему эшелону не удастся добраться до места назначения, я прикажу перестрелять их всех до единого на том месте, где мы сейчас стоим.
Потом, помолчав и подумав немного, отрезал:

– Будут расстреляны и остальные.

Тянуть дальше было некуда. Я незаметно дал знак Копацкому. Он, извинившись, зашёл за куст и начал расстёгивать штаны, делая вид, что хочет помочиться. Это был сигнал Морозюку занять огневые позиции. А я обратился к немцу:

– Господин капитан, я не могу согласиться с вашим решением и намерен ему воспрепятствовать. Вы можете меня застрелить, но тогда и вы, и вся ваша команда будут перебиты моими автоматчиками. Их более сорока, и вы окружены. Предлагаю покинуть эшелон. Вы можете оставить себе личное оружие.

Капитан растерялся, схватил бинокль…

– Бинокль не нужен, вы и так можете видеть моих людей, направившими автоматы на охрану.

Он, наконец, понял, что проиграл.

– Надеюсь на ваше офицерское слово. Вы позволите мне взять мотоцикл с коляской и немного продуктов?

Я не возражал. Тогда он дал команду охране сложить оружие. Мог ли я ещё несколько секунд назад предполагать, что всё окончится так скоро и без кровопролития… Теперь наши ребята контролировали положение, и я попросил капитана приказать открыть двери вагонов. Он упрашивал подождать хотя бы четверть часа, пока его группа не скроется в лесочке на западной стороне балки – боялся мести заключённых. Но я настоял, надеясь, что наши не допустят произвола.

Смертники из двух последних вагонов, видимо, уже почувствовали, что пришло освобождение, и когда двери отперли, сдержать их исступление не было никакой возможности. Нескольких солдат избили, а троих, особенно издевавшихся над несчастными, забили до смерти.

А из третьего вагона не вышел никто. У них не было сил. Немецкие вагоны меньше наших, а ведь 120 этих бедняг, как выяснилось, пробыли без еды в своём узилище на колёсах больше недели. Получая только по полчашки воды и не имея возможности справить нужду, кроме как в собственное исподнее…

Вот, казалось бы, и вся история. Однако спустя почти двадцать лет она получила неожиданное продолжение. В 1964 году, когда я уже жил в Америке, меня без всякого предупреждения посетили два господина из Вашингтона и предложили работу в одном из переводческих бюро. Я ещё раньше знал, что эта контора придана агентурной и контрразведке, активно работающим против СССР, потому отказался, сославшись на семейные обстоятельства.

А когда прощались, один из этих господ, еврей, говоривший по-русски, поинтересовался, получил ли я орден за тот баварский эпизод моей биографии. Я просто растерялся и спросил, откуда им это известно, и как вообще они на меня вышли. Оказалось, про тот случай рассказал им Копацкий, который работает у них вот уже шестой год, но он не знает, что я сменил фамилию. Зато и о той, и о теперешней моих фамилиях прекрасно осведомлен полковник Поздняков, знающий меня и по РОА, и по Германии, и по Америке. Он тоже сотрудничает с ними, через него-то они меня и нашли.

Этот господин оставил анкету, которую я должен был заполнить и отослать по соответствующему адресу. Тогда об этом не позаботился, а теперь жалею. И не потому, конечно, что не стал израильским орденоносцем. В беседах с друзьями и знакомыми, когда допускаю какой-нибудь выпад (справедливый, на мой взгляд) против Израиля, а такое иногда бывает, меня сразу же суют в антисемитский котёл. А имей я такой орден, мог бы вынуть его из кармана и показать спорщикам: “А это что?! Выкусите!”.

Николай Троицкий-Яковлев: "Уверен, случай этот не мог не сохраниться в воспоминаниях спасённых людей или их родственников. Но заказывать кадиш в память капитана Вронского, слава Богу, ещё рано. Пусть пока пожелают они доброго здоровья Александру Филипповичу Крафту, этому доброму жизнелюбивому человеку, живущему теперь в Сиракузах, на северо-западе штата Нью-Йорк.
А заодно не пройдут мимо сетований о. Димитрия в одной из его статей о военном исходе: “Особенно досадно читать выпады против представителей второй волны и Власовского движения со стороны евреев, очевидно, не знающих, что и те, и другие сделали немало в Германии для их спасения. Военнослужащие-евреи во Власовской армии служили под видом армян, грузин, персов, арабов и ещё неизвестно под каким прикрытием – это удавалось благодаря немецким офицерам-балтийцам, не сочувствовавшим гитлеровской власти. Так было, и это когда-нибудь подтвердят историки”…"

И в завершении хотелось бы рассказать об освобождении первым полком 1-й дивизии РОА под командованием бывшего офицера марковского полка Русской армии полковника Андрея Архипова нескольких сотен заключенных пражской тюрьмы Панкрац, среди которых были десятки евреев (батальоном полка, освобождавшим узников, командовал бывший штабс-капитан марковского полка Русской армии Всеволод Григор).

Из книги Кирилла Алексадрова "Армия генерала Власова":

"В 1.00 7 мая Буняченко приказал Архипову атаковать силами 1-го полка центр города. В 5.00 7 мая полк Архипова при поддержке двух танков, двух орудий ПТО и полковой артиллерии перешел мосты Ирасека и Палацкого через Влтаву и начал штурмовать опорные пункты немцев в южной и центральной частях города. Два батальона 1-го полка, преодолевая упорное огневое сопротивление противника, продвинулись иа площадь Лобковица на Виноградах и дальше в район Вршовице и Панкрац. Во время боев 7 мая, по приказанию Архипова, из тюрьмы Панкрац были освобождены несколько сотен заключенных, в том числе - десятки евреев, предназначенных СД к уничтожению."

Зисман А. И. "О генерале Давиде Драгунском". Письмо в редакцию журнала "Новое Русское Слово", 24 января 1960 г. (цитата приводится из книги Кирилла Александрова "Офицерский корпус армии генерал-лейтенанта А. А. Власова, 2-е издание)

"Еврей, А.И. Зисман, скрывавшийся вместе с женой в Праге в период немецкой оккупации в семье участника Белого движения капитана А. В. Крылова, погибшего при бомбардировке в конце войны, зимой 1960-го вспоминал об этом так: "Делегация скрывавшихся евреев пришла в отель "Беранек", где остановился полковник Архипов. Он принял нас очень любезно, выслушал нашу благодарность за освобождение евреев из тюрьмы Панкрац и прилежащих концлагерей и сказал: "Я сделал то, что подсказало мне мое русское - православное сердце. Вместо благодарности - молите Бога и приложите все свои усилия, чтобы мы победили. Наша победа - ваша победа. Наше поражение сулит вам горе и гонения. Будьте здравы и благополучны!" (...) Имя этого человека навсегда должен помнить каждый чех, каждый еврей, скрывавшийся или находившийся в концлагере под Прагой.

В Прагу вошла советская моторизированная пехота, танки, а за ними сразу части "СМЕРШ" и ГПУ. Начались аресты. Арестованы были и сотни евреев, вышедших из укрытий. Узнав о том, что в городе Колине в 60 км от Праги находится штаб советской танковой дивизии, командир которой советский генерал-еврей Давид Драгунский, мы делегацией отправились к нему (примечание - Драгунский на тот момент был полковником, а не генералом, звание генерал-майора он получил в 1949 году) . Принял он нас высокомерно и на нашу просьбу об освобождении арестованных СМЕРШ и ГПУ евреев, лично нам известных и за которых мы ручаемся, ответил: "Мы без причины никого не арестовываем". Если они остались живы, значит, сотрудничали с немцами. Если бы они не сотрудничали, их бы уже давно не было в живых. Все ясно!"

Так мы и ушли от этого советского генерала Давида Драгунского. А ГПУ тем временем делало свое гнусное дело и несколько десятков евреев расстреляло."

На мой взгляд, нам, русским, не отравленным ядом ордынства, евразийства и советской пропаганды, было бы очень полезно знать и помнит о том, что в нашей трагической истории были и такие герои тоже.

Солдаты и офицер 1-го полка 1-й дивизии РОА, 7 мая в р-не Праги Панкрац

Роман Вольнодумов

По словам главного координатора процесса по освобождению братьев в Иране Александра Неретина, освобождение служителей из иранской тюрьмы может выглядеть внезапной, но это более чем 4-месячная кропотливая работа, сообщает .

Как мы писали , власти Ирана освободили троих христиан из Азербайджана, которые были арестованы в июне и обвинены в пропаганде против режима.

29 октября их освободили из тюрьмы под залог. В воскресенье, 6 ноября, власти Ирана разрешили азербайджанским христианам вернуться на родину. Братья надеются, что они будут оправданы по всем пунктам выдвинутых против них обвинений.

Ниже приводим вам слова Александра, который во время разговора с , рассказал какими были эти 4 месяца:

«Мы старались использовать все возможности, которые у нас были, все связи, способы и пути для того, чтобы достучаться до иранского правительства, и доказать, что братья не совершали ничего противозаконного.

Во-первых, мы нашли хороших адвокатов, и они сделали очень хорошую работу. Мы также сотрудничали с международными правозащитными организациями. После работы адвокатов два самых серьёзных обвинения сразу же были сняты, а именно: преступление против безопасности и против государства Иран. В итоге их обвинили в создании сети домашних церквей. И, поскольку, они иностранцы, то была возможность освободить их под залог. Нас сейчас ждет судебное заседание, и мы верим, что братья будут оправданы, но, даже в противном случае, им будет назначено мягкое наказание»

По словам Александра Неретина, одной из главных причин, почему они решили
освободить братьев под залог, потому что «ждать суда в иранской тюрьме можно 2-3 или даже 4 года».

Напомним, что служители церкви находились в Иране в гостях у знакомых верующих. Именно во время одной из таких встреч их и арестовали.

«Сейчас они дома, радостные, потому что после 128 дней заключения они, наконец, оказались дома, семьи воссоединились, — рассказывает Александр. — За эти дни двое из братьев были в одиночном заключении около 70 дней, а третий пробыл в одиночной камере 47 дней ».

По словам самих заключённых, в первые недели были допросы и очень сильное
давление: «Они говорили, что их не били, — продолжает Александр Неретин. — И я думаю, что это была Божья защита над ними. Однако, было очень тяжёлое психологическое давление, ежедневные допросы в течение месяца, незнание, что будет с ними дальше. Они смогли позвонить домой только спустя две недели после ареста, а увиделись с родными спустя четыре месяца. Братья духовно не сломались: они продолжали молиться и брали посты. Они продолжали держаться за Господа, верить, стоять и, слава Богу, все хорошо закончилось».

Один из заключенных, служитель церкви Эльдар, говорит, что арест был для них сюрпризом: «Когда мы ехали в Иран, то думали, что если вдруг что – то пойдет не так, нас просто депортируют обратно, но когда полиция ворвалась на служение, то мы осознали, что всё: Иран для нас закрыт. Когда же на нас в машине надели наручники, то мы поняли, что попадем в тюрьму. Мы не то, чтобы боялись, но мы были даже готовы к смерти».

По словам Эльдара, когда они возвращались домой, до момента взлета самолета чувствовалось напряжение, потому что Правительство в любой момент могло вернуть их обратно в тюрьму.

Александр Неретин и все, кто был вовлечен в этот нелегкий процесс, уверены, что — это чудо: «Мы понимаем, что их освобождение — это чудо, потому что такое не так часто происходит, и я верю, что это благодаря молитвам тысяч верующих в разных церквях и странах, которые поддерживали нас и материально, — говорит Александр.- С самого начала у нас было слово от Господа из книги Даниила «о Седрахе, Мисахе и Авденаго».

И Бог дал нам слово, что как и эти юноши оказались в огненной печи испытания и выжили, так и наши три брата выйдут. Конечно, у нас было слово, но, поверьте, за 4 месяца бывало, что ситуация выглядела так, будто это просто невозможно. Мы чувствовали, как отчаяние нападало на нас, что нет никого шанса, но Бог был верен, и Его слово исполняется, несмотря на обстоятельства. Шаг за шагом мрак рассеивался и коридор, который, казалось, не имел конца, вскоре закончился. Слава Богу, сегодня — это уже история. И за что мы благодарны, так это за поддержку христиан, пасторов церквей, лидеров и всех верующих. За моральную, духовную и материальную помощь. И думаю, что самое важное в этой истории — именно поддержка. Мы по-настоящему пережили, что мы — Тело Христа. Мы сделали это вместе, совместными усилиями».

Проблема есть,

проблему нужно решать,

никто другой эту проблему не решает,

но блин, дорого...

История освобождения. Новый отзыв на мою работу, коучинг "ДО результата" по теме избавления от оценочной зависимости:

"Ну вот наконец выдалась свободная минутка и в ожидании рейса в теплые испанские края добрались руки до отзыва)).

История взяла свое почти два года назад. Уже не помню каким образом я насерфил и подписался на рассылку Ильдара. Помню только что делал это по-приколу, типа «ну и чего это очередной инфо-бизнесмен там задвигает?». Поскольку с инфо-бизнесменам сталкивался далеко не первый раз и прекрасно знаю, что 90%+ - это чистое профанаторство и рубля бабла на лохах. Поэтому и было такое мое первое отношение. Потому как маркетинг построен на типичной инфобизнесовской схеме.

Однако какового же было мое удивление, когда я скачал первую его запись, это был подкаст про Чувство вины. И тут меня проняло, что называется до самых глубин бессознательного. Запись эту я переслушивал наверное с десяток раз и каждый раз меня цепляло.

Потом я переслушал все подкасты, которые были доступны в бесплатном режиме. Этот материал только укрепил меня в моем осознании того, что Ильдар очень серьезный и глубокий специалист в своей ниши. Он не фокусируется на каких-то «модных прикольных фишках», которые обычно горе-инфобизнесмены выдирают у других специалистов и подают как свои мега-техники. Здесь действительно глубокие и собственные исследования.

После прослушивания серии бесплатных курсов, я «созрел» уже на покупку платного продукта, это было «Избавление от чувство вины». После проработки тренинга, у меня была только одна мысль: «А фигли я несколько месяцев тупил с покупкой этого тренинга?». Тренинг очень эффективный, рекомендую и его, но речь собственно не о нем)

Проработав тренинг, я заметил для себя, что чувство вины и нет, но кое-что мне продолжало мешать. Что я идентифицировал как стыд. Меня напрягало то, что я старался держать себя «в рамках», парился что сделать или сказать в малознакомом обществе и на людях.

Об этой проблеме я отписал Ильдару. К моему удивлению, он не стал отписываться, а предложил сразу созвониться. И он сходу сказал, что проблема не в суде, а в Оценочной зависимости. В этот момент меня и проняло. Я как раз понял, вот оно, вот тот тараканчик, который сдерживает меня все это время.

С этого момента я принял решение, что проходить тренинг буду. На тот момент, у Ильдара он готовился как групповой семинар, но надо было ждать или идти в коучинг, но коучинг был значительно дороже. Стал значит я ждать)). Ждал и постоянно задалбывал Ильдара)). Но так вышло, что с семинаром не срослось и остался только вариант коучинга.

А коучинг удовольствие недешевое. Пришлось долго бороться со своей жабой. Была дилема: проблема есть, проблему нужно решать, никто другой эту проблему не решает, но блин, дорого. Сомнения, а стоит ли оно того и тп.

В итоге я наконец принял решение, подсобирал денег и наконец вписался в коучинг. К слову, я еще и не сразу вписался. Поэтому, тем, кто планирует это делать, советую следить за тем, когда Ильдар объявляет, когда у него появляется свободное место. А то прошляпите и будут потом еще месяц ждать своей очереди.

Что касается самого коучинга. Ну вот когда к нему приступаешь, то понимаешь, это не спринтерская прогулка в несколько сессий. Это реально марафон работы над собой. Не в смысле, что это изнурительно, а в смысле того, что долго и системно.

Результат развивался совершенно не линейно. Иногда после занятия реально ловились инсайта, а иногда вообще ничего. Был такой момент, когда я слегка подуныл, когда почему-то не было улучшения. Но я продолжил выполнять инструкции и все было ок. С логической точки зрения подход местами оригинальный и логичный, но бывало, что вообще не понятно, зачем вот это упражнение делать, вроде ни к селу, ни к городу. Но тем не менее, мы когда, например, сидим в кресле стоматолога мы ж ожидаем логичности того или иного его движения, нас интересует результат. Ну вот я решил руководствоваться этой же логикой. Ильдар отвечает за результат, а я за выполнения заданий.

И результат был достигнут! За что, Ильдару спасибо)). Некоторое время мне собственно было трудно понять что вообще изменилось? Мне эта ситуация напомнила легенду про Эриксона. Когда рассказывали, что люди к нему приходили какой-то проблемой, он с ними беседовал, они уходили. А потом прибегали к нему спустя месяцы с благодарностями. То есть, изменения были настолько естественными, что новое состояние жизни воспринималось как само собой разумеющееся. Ну вот что-то и здесь в этом роде))

Жить легко, жить ярко, жить весело!)) Нет, я конечно, не стал суперменом, я не стал ходить по воде и еще не заработал миллион (пока еще:)). Зато меня совершенно перестало беспокоить мнение других людей, я абсолютно спокойно реагирую на критику начальства, я перестал спорить и доказывать свою правоту там, где это не несет пользы и я наконец-то занялся своим делом. Да и много чего еще.

В общем, Ильдару еще раз большое спасибо. А сомневающимся могу посоветовать не сомневаться. Еще год назад мы на Украине жили мирной жизнью, а сейчас всего в двух часах езды от меня настоящая война и люди умирают. Все может перемениться в один момент и, согласитесь, будет больно осознавать, что конец пришел, а ты так и не успел по-настоящему жить."

p|s Завершён ещё один контракт. Это значит, что в коучинге освободилось 1 место. Его займёт тот кто успеет первым. и получить квалифицированную помощь и поддержку [вживую или через skype].

ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ РОССИИ
(выпуск 1)

Издательство Д.Я.Маковского,
Москва, 1917 год

Первый выпуск "Истории освобождения России" вышел в свет осенью 1917 года. На одной из страниц есть даже пометка: отпечатано 23 октября 1917 года. А уже через несколько дней всему редакционному коллективу стало не до издательской деятельности... Да и их читателям.

В составе редакционнного коллектива "Истории освобождения России" входили: В.Базаров, И.Бороздин, В.Брюсов, В.Вересаев, Б.Зайцев, П.Кропоткин, К.Левин, Л.Мартов, В.Пичета, М.Покровский, Н.Пчелин, Н.Рожков, В.Фриче, В.Черкезов, И.Церетели.

Предполагаемое содержание ближайших выпусков было следующим:

1. Введение. Царизм и революция.
2. Общественно-литературные течение конца века.
3. Народничество и партия социалистов революционеров.
4. Революционное народничество. Воспоминания.
5. Земский либерализм.
6. Рабочий класс и социал-демократическая партия.
7. На заре марксизма. Воспоминания.
8. Студенческое движение 1887-1900 г.г.
9. Литература кануна революции.
10. Дальневосточный кризис.
11. Рабочее восстание (9 января - декабрь 1905 года)

Обложку украшало аллегорическое изображение Свободы (в кокошнике), разрывающей цепи (кандалы) и революционного Народа - солдат, рабочих, крестьян. И восходит солнце над Петропавловской крепостью - той самой, которая в Санкт-Петербурге и которая была тюрьмой и для декабристов, и для народников, и не только для них. Вскоре в ней оказались и члены Временного правительства...

Открывался первый выпуск обращением:

К первому выпуску был сделан вкладыш-листовка (от издательства), в котором говорилось об условиях подписки, ценах и прочем...

Должны заметить, что часть текста (правда, небольшую) мы сохранили со всеми этими дореволюционными ятями и ижицами - так что не удивляйтесь встретив в слове Россия букву "i" - Россi я и огромному количеству твердыхъ знаковъ и прочихъ чудачествъ дореволюцi онной грамматики чуть ли не после каждаго слова. Но основной массив текста - на современном русском языке.

Четыре года назад мы решили выйти из нашего Египта. Тогда мы и не догадывались, что нам предстоит пережить. И какой результат это принесет.

Что же нам помогло? Об этом мой рассказ.

Открываю Библию. Исход. История освобождения Израильского народа. Как часто ее читала, обсуждала вместе с собратьями на уроках. Какие же они были глупые –
эти израильтяне! Как они могли тосковать по Египту, когда Сам Господь их вел по пустыне в плодородную, цветущую землю? В их землю?

Постой. А не так ли сегодня поступаем мы сами?

*************

Что же такое Египет? Почему он так крепко держит нас в своих объятиях?

Какой была жизнь рабов? Почему они согласны были вернуться к своим надзирателям?

Каковы были обязанности раба? Выполнять беспрекословно все приказы своего господина. Работать и на 100% выполнять свои обязанности.

Рабы были разные. Были чернорабочие. Вся самая грязная работа была на них. Самая тяжелая работа выполнялась ими.

Были рабы управляющие. Здесь был более интеллектуальный труд. Истории Даниила и Иосифа повествуют о том, что способные и одаренные рабы получали хорошее место в жизни. У них была возможность совершить карьерный рост. Подняться по служебной лестнице.

К рабам относились как к вещам. Они ничего не стоили. Пока были никем. Однако хороший раб имел и хорошую цену. И это было капиталовложение.

Хозяева предоставляли рабам жилье, одежду и пищу. Рабы работали, их кормили, одевали и предоставляли крышу над головой. Или место, где они могли себе построить жилище. Было почетно быть рабом известного господина, влиятельного и уважаемого в обществе.

Не так давно были раскопаны казармы, в которых жили рабы, которые строили пирамиды. Здесь работали лучшие специалисты своего времени. Их хорошо кормили. Привозили воду. Обеспечивали всем необходимым.

Потом нечто изменилось. Библия говорит, что фараон решил уничтожить израильтян как нацию. Все мальчики должны были быть убиты.

Пока рос Моисей, а это было 40 лет, власти уничтожали еврейский народ. Пока Моисей жил за границей (а это еще 40 лет), власти пытались сдерживать рождаемость Божьего народа.

Бог пришел вместе с Моисеем в Египет и показал великие чудеса и знамения. Египетские боги были поражены. Фараон и египтяне выгнали израильтян из своей страны.

И вот она – долгожданная свобода. Народ ликует. Впервые многие из них проснулись не от крика надзирателя, а от света зари. Бог был с ними. Столп огня и облако постоянно охраняли их. Больше нет плеток. Больше нет злых египтян. Они могут рожать сыновей. Их род имеет продолжение. Конец тяжелой, изнуряющей, надрывающей здоровье работе. Свобода!

Однако была проблема. Те, кто не умел заботиться о себе, кто не хотел брать на себя ответственность за свою жизнь, стали плакать. Они роптали. Они хотели обратно. Они чуть было не убили Моисея. Для них не было ничего удивительного в Столпе. Это был не их Бог, а Бог Моисея.

Эта категория людей тосковала о котлах с мясом. Потому что скромная пища в виде манны их не устраивала. Они хотели защищенности. Вокруг была пустыня. И нужно было самим решать бытовые вопросы. Уже не было хозяина, который думал обо всем. Нужно было включать свой мозг.

Теперь все были равны в своих свободах. И никто не будет думать за тебя. Никто не будет контролировать тебя, каждый твой шаг. У тебя масса возможностей. Ты можешь быть скотоводом. Ремесленником. Придя в обетованную землю, будешь земледельцем. Ты постигаешь законы свободы, которые сделают тебя частью великого народа.

Однако перед глазами стояли кувшины с родниковой водой, котлы с мясом, вкусные овощные салаты. Разнообразие вкуса на фоне пустынной воды и однообразной манны.

Четыре года назад мы с мужем задумались. А не похоже ли это и на наше время?

Муж уходил на заре из дома на работу. Приходил затемно. Он не видел, как рос наш сынишка. Потому что уставшее тело отчаянно требовало отдыха. Работа была тяжелой. Столярка. Тяжести. Невероятный шум. Травматизм. Постоянные сложные расчеты, потому что изготавливались элитные высокохудожественные изделия.

Он не имел права, как рабочий, плюнуть на все и отлежаться дома, восстановить силы тогда, когда это действительно было необходимо. Две недели он работал на то, чтобы оплатить жилье, а две недели на то, чтобы оплатить все остальные наши расходы. Если он заболевал или получал травму, то был выбор: или не есть, или не иметь крышу над головой.

Нужно было ходить и отпрашиваться у начальника по всякому поводу. А тот думал, дать отгул или не дать.

Поразмыслив, мы решили уйти из нашего персонального Египта.

Мы создавали свое рабочее место. Мы создавали свой доход. Мы искали свое жилье взамен съемного. Мы молились обо всем этом Богу, признавая только в Нем Одном своего Хозяина.

И у нас началась пустыня. Мы прошли свою пустыню за руку с Богом.

Был ли ропот? Скажу честно, я часто задавала Богу вопросы: Зачем? Почему?

Было страшно.

В подобные моменты иногда было ощущение, что стоишь на краю обрыва. Идти вперед – пустота. Пропасть. А назад уже возврата нет.

Страшно. Потому что не было гарантированной зарплаты. Потому что суммы поступали малыми дробными частями. Потому что нужно было привыкать совсем по-другому вести хозяйство. Потому что в доме был четырехлетний ребенок. Потому что дом состоял всего лишь из стен и крыши. Все остальное нужно было сделать. А мы уже в нем жили.

Было ли все гладко? Нет. Было трудно. Очень трудно. Когда было голодно и в доме +8 целую зиму.

Нам в это время нужно было научиться мыслить, как мыслят свободные люди. Уже не было начальника. Нужно было включать мозги и думать. Искать. Находить. Применять.

Бог вел нас. Он дал нам наш дом. Нашу землю. Он дал нам источник дохода.

Сейчас мой муж работает 2-3 дня в неделю и имеет доход, превышающий прежнюю зарплату.

Теперь он воспитывает нашего сына. Мальчик ездит с папой и учится его делу. Он видит, как зарабатываются деньги. Он учится ими управлять. В 4 года он уже умел пользоваться практически всеми основными домашними инструментами мужа. Умел и ветку отпилить, и гвоздь забить.

Сегодня все совсем по-другому. Бог благословляет и поднимает. Он выводит нас из нашей пустыни к водам тихим. Нам только нужно было это выдержать и не отступить. Мы заплатили свою цену.

Сегодня мы имеем свободу передвижения. Сегодня только мы решаем, что важнее: остаться дома или поехать за деньгами. Если в какой-то день важнее выделить время для семьи, муж без колебаний и сожалений выделяет этот день.

Может быть, у нас богатые родственники или мы живем в супербогатой стране? Нет. Мои родители обычные пенсионеры, воспитавшие четверых детей. Сегодня меньшая сестра еще только заканчивает школу. У мужа родители тоже обычные трудяги, отдавшие свою жизнь и здоровье производству.

Может быть, у нас супер-образование? Опять-таки, нет. У нас нет высшего образования.

Тогда как же это нам удалось?

Четыре года назад у нас не было ничего. Муж начинал с того, что в посадку кто-то выбросил разбитый пылесос. Мотор оказался рабочим. Муж взял этот мотор, вырезал из старой лопаты нож. Держак от тяпки стал ручкой. Получилась коса. Электрическая. Которая косила даже кусты.

Вот с этой косы и началась наша свободная жизнь. К покосу стали добавляться такие услуги, как наточить ножи, отремонтировать розетку, бытовую технику и т.д. потом стали давать объявление в газете.

Может быть, муж занимается чем-то, что совсем недостижимо для обычного человека? Опять-таки НЕТ. Он делает только ту работу, которую большинство мужчин делают у себя дома.

Мы приняли твердое решение ни за что на свете не возвращаться в наш Египет. Как бы трудно не было.

Свобода никогда не дается даром. Ее нужно выносить, отстоять. Нужно меняться. Менять мышление. А это серьезная ломка. Это бульдозер, который срывает до основания прежние установки. И тебе нужно заново все отстраивать.

Почему так мало тех, кто действительно хочет свободы? Потому что в душе живет страх потерять гарантии Египта. Свобода ведь ничего не гарантирует. А это страшно.

Страх парализует. Завораживает. Заставляет вернуться туда, где ты так отчаянно не хочешь быть.

Стоит ли идти к свободе? Я считаю, что стоит. Ничуть не жалею о том, что все было именно так.

Когда я говорю о том, что свобода есть, многие обижаются. Потому что привыкли к своему рабству. Им очень трудно и даже страшно думать о том, чтобы потерять оковы гарантий. Мнимых гарантий.

Многим легче быть мучениками, плачущими рабами. Потому что это не требует особых усилий. Плакать умеют все. А вот изменять что-то к лучшему – единицы.

Куда ты идешь? Где ты находишься? Что выбираешь? Египет, который делает все, чтобы твой род выродился, чтобы пахал по-рабски, принося доход и прибыль своим владельцам, или Земля Обетованная? Земля, которой надо обладать, где нужно учиться, где нужно оставить все, что знал раньше и с чистого листа писать свою жизнь?

Рабство или Воля?

Поражение или Успех?

Гарантии или Свобода?

Выбираешь только ты сам. И ответственность за свой выбор будешь нести только ты сам.

P.S.
Я знаю, что не все согласны с Библией. Это мой личный взгляд. И это мой личный выбор. Каждый имеет право на свой путь. У каждого человека свое мировоззрение. Если наша история поможет кому-то встать и пойти навстречу своей свободе – буду считать свою миссию выполненной.