Исполнительная власть принадлежит правительству а законодательная парламенту. Законодательная власть. Законодательная власть принадлежит Парламенту. Понятие, социальные функции и полномочия парламента

Законодательная власть в Великобритании принадлежит парламенту, но по точному смыслу британской конституции парламент - триединое учреждение: оно включает главу государства (монарха), палату лордов (исторически - палату знати и высшего духовенства) и палату общин (исторически - палату простолюдинов). На деле же под парламентом понимаются лишь две палаты, а в обычном словоупотреблении - нижняя, которая осуществляет законодательные функции и верхняя. Хотя глава государства по конституционной доктрине является составной частью парламента, с точки зрения концепции разделения властей он относится все же к исполнительной власти.

Палата общин состоит из 651 члена. Избирается по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства. Она избирается на 5 лет. Депутаты (в Великобритании их принято называть членами парламента) обладают индемнитетом и ограниченным иммунитетом, причем только во время сессии, а также 40 дней до начала и после завершения сессии. Они имеют трех оплачиваемых государством помощников. Им возмещаются транспортные, канцелярские, почтовые расходы. По выходным дням организуются встречи с избирателями. Депутаты принимают их заявления для передачи парламенту и т.д. Спикер руководит заседаниями палаты и ее обслуживающим персоналом. Имеет трех заместителей, которые, в частности, руководят заседаниями, если палата преобразует себя в комитет всей палаты. Спикер избирается на весь срок полномочий палаты и выходит из состава своей партии (считается беспартийным), т.к. должен быть лицом беспристрастным (он не в праве даже обедать вместе с депутатами, чтобы те не оказывали на него влияния). Спикер не может голосовать, он подает решающий голос только в том случае, если голоса членов палаты разделились поровну. Он не вправе комментировать выступления членов палаты и выступать сам. В палате общин образуются постоянные и временные комитеты .

Постоянные , в свою очередь, делятся на 3 вида: комитет всей палаты; неспециализированные и специализированные.

Комитет всей палаты представляет собой весь ее состав. Он созывается для обсуждения конституционных и финансовых законопроектов, а также предложений о национализации или денационализации (в последнем случае - по желанию правительства). На заседаниях комитета всей палаты председательствуют поочередно заместители спикера.

До реформы 70-х в палате существовали только неспециализированные комитеты . Они имели буквенную нумерацию - А, В, С и т.д. Такие комитеты существуют и сейчас (до 50 человек). Теперь созданы и специализированные комитеты - по обороне, внутренним делам, сельскому хозяйству и др. Их около 15, но они меньше по численности. Оба вида комитетов предварительно обсуждают законопроекты, контролируют деятельность администрации, занимаются парламентскими расследованиями, но основная деятельность специализированных комитетов связана с контролем за управлением, за работой министерств.

Среди временных особое значение имеют сессионные комитеты палаты общин. Они именуются так потому, что учреждаются из года в год в начале каждой сессии. Основная сфера их деятельности - обеспечение функционирования самой палаты. К сессионным относятся комитеты: по вопросам процедуры; привилегиям; петициям, направленным палате общин; обслуживанию депутатов.

Палата лордов , состав и численность изменяется, формируется в основном по наследственному признаку.

Около 2/3 палаты - пэры (мужчины и женщины, унаследовавшие дворянский титул не ниже барона), около 1/3 - пожизненные пэры (титул присваивается королем по рекомендации премьер-министра за выдающиеся заслуги и не передается по наследству). Кроме того, в состав палаты входят: 26 духовных лордов (архиепископы и епископы) англиканской церкви, 20 пожизненно назначаемых королем (по совету премьер-министра) «лордов по апелляции» (апелляционный комитет - по существу, высшая судебная инстанция страны по гражданским делам), несколько десятков человек, избираемых шотландскими и ирландскими лордами. В палате председательствует лорд-канцлер. Кворум в палате - 3 лорда, заседания происходят на основе саморегулирования.

В парламенте создаются партийные фракции (теперь 4 фракции имеются даже в палате лордов). Их возглавляет лидер, обеспечивающий явку членов фракции на голосование в палате. В нижней палате парламента строгая партийная дисциплина, но депутат зависит также и от поддержки избирателей, низовых организаций партии, которые могут иметь иное мнение, чем ее руководство. Организацией работы парламента, удостоверением его актов ведают клерки палаты, имеющие подчиненный им небольшой аппарат.

В конце 60-х годов создана должность парламентского уполномоченного (омбудсмана) по делам администрации. Назначается правительством до достижения 65 лет и проводит расследования правонарушающей деятельности органов исполнительной власти.

Законодательный процесс . Чтобы стать законом, билль проходит несколько слушаний в каждой палате, где тщательно обсуждаются их основные принципы и тщательно изучаются детали. Таким образом, хотя проект закона (билль) может быть внесен в любую палату, на практике законопроект сначала рассматривается палатой общин и только затем передается в палату лордов. Монарх обладает законодательной инициативой, но от его имени законопроекты представляют министры.

Подавляющее большинство законопроектов принимаются по инициативе правительства. Законопроект рассматривается в трех чтениях. В первом чтении клерк палаты зачитывает его заголовок, во втором обсуждаются основные положения законопроекта, после чего он передается в один, а иногда в несколько смежных парламентских комитетов, где проходит постатейное обсуждение с поправками и голосованием. После возвращения из комитета второе чтение в палате продолжается, могут быть внесены поправки, принимаемые путем голосования. Третье чтение заключается в общей дискуссии по проекту с предложениями за его принятие или против. Нередко спикер просто ставит проект на голосование («за» и «против»). Для дискуссий по проекту необходимо присутствие 40 членов палаты, но для принятия закона требуется большинство голосов общего числа членов палаты.

Если проект принят, то он передается в палату лордов, где происходит аналогичная процедура.

Задание 1. В начале XXI в. на политической карте мира насчитывается следующее количество государств и не самоуправляющихся территорий: Укажите правильный ответ.

230

Задание 2.Укажите,какие из перечисленных ниже стран входят одновременно в первую десятку странмира размерам территории и по численности населения:

1) Россия; 3)Индия;6) Китай; 8)Бразилия;

Задание 3. Укажите, как из перечисленных ниже государств расположены на островах и архипелагах:

1) Великобритания; 2) Исландия; 5) Шри-Ланка; 6)Индонезия; 7) Мадагаскар;10)Кирибати

Задание 4. Подчеркните названия государств, не имеющих выхода к открытому морю:

1)Боливия; 2) Венгрия;3)Замбия 5)Мали; б) Монголия;8) Узбекистан; 10) Швейцария.

Как такое положение сказывается на их социально-экономическом развитии?

Затруднение в импорте/экспорте товаров

Задание 6. Подберите пары по принципу "страна - столица":

1.Австралия - д

2.Алжир - а

3.Белоруссия - ж

4.Венесуала - е

5.Кения - з 6.Колумбия - в

7.Норвегия - и

8.Сирия - г

9.Таиланд - 6

10.Чехия-к

а) Алжир б)Бангкок в) Богота г)Дамаск д)Канберра е) Каракас ж) Минск з)Найроби и)Осло к)Прага

Задание 7. Укажите, к какому из следующих типов относится большинство стран мира:

2)к развивающимся;

Задание 8. Укажите в предложенном списке столицы государств, входящих в состав "большой восьмерки":

1) Рим; 3) Лондон; 6) Москва;

8)Вашингтон;9)Оттава;

Задание 9.Укажите какие из перечисленных ниже стран относятся к странам "переселенческого" капитализма:

2)Израиль;3)Канада; 5) Австралия.

Задание 10.Определите, к какой из подгрупп развивающихся стран относятся следующие государства:

1) Бангладеш; 2) Бразилия;3)Индия; 4) Кувейт; 5) Непал; 6) Объединенные

Арабские Эмираты; 7) Малайзия; 8)Сомали; 9) Таиланд; 10) Эфиопия.

Ответ дайте по следующей форме:

1.Ключевые страны 2,3 2.Новые индустриальные страны 7,9 3.Нефтедобывающие страны 4,6 4.Наименее развитые страны 1, 5, 8, 10

Задание 11. Укажите, какие из следующих регионов мира выделяются по количеству "горячих точек":

2) Юго-Западная Азия; 3) Южная Азия; 4) Юго-Восточная Азия;6) Северная Африка; 7) Африка к югу от Сахары;

Задание 12. Ниже приводится ряд утверждений, относящихся к форме правления стран мира. Определите, какие из них правильные, а какие - нет.

1.В республиках и конституционных монархиях законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству.

2. Верховная власть в монархиях передается по наследству.

3.Республик в мире меньше, чем монархий.

4.Среди монархий современного мира преобладают империи.

Задание 13. Подчеркните страны, имеющие республиканскую форму правления:

1) Австрия; 2) Армения;5) Египет; 6) Мексика; 8) Турция; 9) Франция;

Задание 14. Нанесите цветом на контурную карту (рис. 1) страны с монархической формой правления. Выделите среди них:

конституционные монархии: Малайзия(4), Великобритания(2), Нидерланды), Бельгия), Дания(2)

Норвегия(2), Швеция(2), Лихтенштейн. Монако. Япония(1), Камбоджа(2), Таиланд(2), Лесото(2), Канада. Андора,

Новая Зеландия, Испания(2),Австралия(2),Люксембург(3), Марокко(2),Тонга(2), Иордания(2), Кувейт(5)

абсолютные монархии:ОАЭ(5), Бруней(4). Саудовскя Аравия(2), Оман(4), Катар(5), Свазиленд(2)

Охарактеризуйте и объясните распределение их по крупным регионам мира. Какие из них являются империями, королевствами,герцогствами, султанатами,эмиратами?

1-империя, 2-королевство, 3-герцогство, 4-султанат, 5-эмират

Конституционные монархии расположены на западе Европы и в Восточной Азии, где не было сильных революционных потрясений и гражданских войн. Абсолютные монархии находятся в районе Персидского залива. Здесь долгое время существовал рабовладельческий строй средних веков.

Задание 15. Дополните следующие предложения:

1.Государство, в котором действует единая законодательная, исполнительная и судебная власть, называется унитарным.

(Теги: Задание, стран, страны, какие, государств, власть, монархии, перечисленных, правления, Канада, Подчеркните, Австралия, расположены, конституционные, Африка, Алжир, Определите, монархий, форме, Государство, империи, Зеландия, монархиях, Норвегия, абсолютные, Кувейт, Новая, нужно, исполнительная, следующих, имеющие, относятся, законодательная, Малайзия, Шри-Ланка, вспомнить, следующие, Среди, являются, состав, называется, Бразилия, ответ, Подберите, Прага, Дамаск, первую, Вашингтон, Лондон, странам, имеющих, столица, предложенном, Боливия, переселенческого, Каракас, столицы, выхода, входящих, Найроби, названия, карте, Замбия, численности, Москва, Минск, Канберра, Швейцария, восьмерки, Венгрия, территории, населения, Индонезия, правильный, большой, открытому, самоуправляющихся, Россия, размерам, одновременно, Китай, архипелагах, положение, Монголия, сказывается, импорте, островах, Затруднение, ПОЛИТИЧЕСКАЯ, социально-экономическом, Узбекистан, развитии, товаров, Венесуала, Колумбия, Мадагаскар, десятку, страна, относится, какому )

В настоящей главе, посвященной организации и функционированию законодательной власти, мы говорим только о парламенте, хотя он часто не единственный в стране законодатель. Выше мы рассматривали институт референдума, посредством которого законодательную функцию осуществляет непосредственно народ (точнее, избирательный корпус). Ниже мы покажем, что эта функция порой осуществляется в известной мере иными, чем парламент, государственными органами. В то же время парламент, как мы увидим, наряду с законодательной деятельностью осуществляет и иную деятельность. С учетом этих оговорок мы и переходим к рассмотрению института парламента.

Понятие, социальные функции и полномочия парламента

Понятие и социальные функции

Термин «парламент» происходит от английского «Parliament», который обязан своим рождением французскому глаголу parler – говорить*. Впрочем, в дореволюционной Франции парламентом (parlement) назывался суд провинциального уровня, и лишь впоследствии этот термин стал эквивалентом английского.

* Известная ленинская характеристика парламента как говорильни имеет, таким образом, некоторое этимологическое обоснование. По существу же, если она и бывала верна, то не вообще, а лишь в определенных случаях.

Считается, что родиной парламента является Англия, где с XIII века власть Короля ограничило собрание крупнейших феодалов (лордов, т. е. господ), высшего духовенства (прелатов) и представителей городов и графств (сельских территориальных единиц)*. Подобные сословные и сословно-представительные учреждения возникли затем в Польше, Венгрии, Франции, Испании и других странах. Впоследствии они развились в представительные учреждения современного типа или были заменены ими.



* Строго говоря, первоначальными предшественниками парламента следовало бы считать представительные учреждения рабовладельческих демократий, например Совет пятисот в Афинах, трибутные собрания в Риме.

Что касается места парламентов в государственном механизме и соответственно их функций, то теоретики разделения властей Дж. Локк и Ш. Монтескье ограничивали их роль осуществлением преимущественно законодательной функции, тогда как Ж.Ж. Руссо – последовательный приверженец неделимости народного суверенитета – обосновывал идею единства верховной власти, из которой вытекало право законодательной власти контролировать исполнительную. Нетрудно видеть, что эти идеи лежат в основе соответственно дуалистических и парламентарных форм правления.

Современный парламент – это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти.

Она включает и верховное распоряжение государственной казной, то есть принятие государственного бюджета и контроль за его исполнением. В большей или меньшей степени в зависимости от формы правления парламент осуществляет контроль за исполнительной властью. Так, согласно ч. 2 ст. 66 Испанской конституции 1978 года, «Генеральные кортесы осуществляют законодательную власть Государства, одобряют его Бюджеты, контролируют деятельность Правительства и имеют иную компетенцию, которой их наделяет Конституция». Правда, как мы отмечали в связи с формами правления и государственным режимом, нередко сам парламент на практике, в свою очередь, также находится под контролем правительства или во всяком случае испытывает с его стороны достаточно сильное воздействие. Деятельность парламента контролируется и конституционной юстицией, о чем мы уже говорили в п. 2§ 5 гл. II.

В основу государственно-правового регулирования народного представительства в социалистических странах были формально положены теоретические разработки В.И. Ленина, опиравшиеся на сделанный К. Марксом анализ опыта Парижской коммуны 1871 года, которая считалась первым государством диктатуры пролетариата. Отсюда, в частности, идея соединения законодательной и исполнительной власти, которая весьма импонировала большевикам, ибо исключала взаимный контроль независимых друг от друга ветвей власти – получив большинство мест в выборном органе, можно бесконтрольно сочинять любые законы и самим же их исполнять. Но то, что просуществовало два с небольшим месяца в масштабе сравнительно небольшого по нынешним меркам города, каким был Париж во второй половине прошлого века (если даже существовало именно так, как описано у К. Маркса), не было пригодно для крупного государства. Социалистические конституции разделили полномочия власти между законодательными, исполнительными и судебными органами, отдав на словах верховенство и полновластие представительным органам и сосредоточив реальные функции управления в руках правительств и министерств при том, что над всеми ними стояли комитеты коммунистических партий, руководство которых давало непререкаемые указания и законодательным, и исполнительным, и судебным органам.

Социалистическая концепция государства и демократии избегала даже термина «парламент», ибо основоположниками марксизма-ленинизма, особенно В. И. Лениным, этот институт был со всех сторон охаян как фактически безвластная говорильня, призванная «надувать простонародье». Ранее уже отмечалось, что в социалистических государствах выборные органы всех уровней образуют единую систему, составляющую как бы становой хребет всего государственного механизма и возглавляемую верховным органом народного представительства. В СССР таким органом считался с 1936 года Верховный Совет СССР, а с 1988 года – Съезд народных депутатов СССР. Такой орган объявлялся высшим органом государственной власти и имел право осуществлять на своем уровне все функции власти, по крайней мере законодательной и исполнительной. Согласно ст. 57 ныне действующей Конституции Китайской Народной Республики 1982 года «Всекитайское Собрание Народных Представителей является верховным органом государственной власти». В действительности решения таких органов лишь придают государственное оформление решениям узких руководящих органов (политбюро центральных комитетов) коммунистических партий. Тем не менее в целях практического удобства мы будем иногда употреблять термин «парламент» для обозначения также высшего представительного органа социалистического государства, сознавая всю условность и неправильность этого.

В развивающихся странах, особенно в Африке и Азии, парламенты даже в тех случаях, когда формально строятся по модели развитых стран Запада, на деле обычно также безвластны, регистрируют решения внепарламентских центров подлинной власти. Разделение властей, даже если конституционно провозглашено, реально осуществляться не может в силу исключительно низкого культурного уровня общества. Это тоже, строго говоря, не парламенты, хотя так обычно называются. Но и мы в целях того же практического удобства будем называть эти органы так же.

Представительный характер

Это означает, что парламент рассматривается как выразитель интересов и воли народа (нации), то есть всей совокупности граждан данного государства, управомоченный принимать наиболее авторитетные управленческие решения именем народа. Отсюда и такие его обозначения, как национальное или народное представительство.

Концепция национального (народного) представительства, сложившаяся еще в XVIII–XIX веках, может быть изложена как совокупность следующих принципов:

1) национальное (народное) представительство учреждается конституцией;

2) нация (народ) как носитель суверенитета уполномочивает парламент осуществлять от его имени законодательную власть (нередко в литературе указывается на уполномочие осуществлять суверенитет, но это, по крайней мере, неточно);

3) с этой целью нация (народ) избирает в парламент своих представителей – депутатов, сенаторов и т.п.;

4) член парламента – представитель всей нации, а не тех, кто его избрал, и потому не зависит от избирателей, не может быть ими отозван.

Как отмечал французский классик конституционного права Леон Дюги, «парламент есть представительный мандатарий нации»*. При этом следует иметь в виду, что отношения представительства по изложенной конструкции имеют место между нацией в целом и парламентом в целом.

* Дюги Л. Конституционное право. М., 1908. С. 416.

Однако сами эти отношения оказываются при ближайшем рассмотрении не такими, какими их можно было бы предполагать, исходя из смысла слов «мандат» (т. е. поручение) и «представительство». Спустя примерно полвека после Л. Дюги французский конституционалист Марсель Прело писал об этом: «Волеизъявление избирателя ограничивается выбором того или иного лица и не оказывает никакого влияния на положение избранного. Оно определяется только конституцией и законами. Ввиду этого термин «мандат» следует понимать, согласно получившей распространение в 1789 году доктрине.., в смысле, отличном от того, какой ему придает гражданское право... Равным образом оказывается, что слово «представительство» понимается в смысле, противоположном тому, какой ему можно логически придать с точки зрения лингвистической. Избранное лицо, непосредственно и свободно творящее волю нации, обладает полной независимостью»*.

* Прело М. Конституционное право Франции. М.: ИЛ, 1957. С. 436.

Считается, другими словами, что парламент сам точно знает,чтохочет нация (народ), и выражает ее (его) волю в законах и иных актах, не будучи в этом отношении никому подконтролен (в рамках, разумеется, конституции, которую он, впрочем, нередко может сам изменять). Воля парламента и есть воля нации (народа). В этом заключается идея представительного правления, которое, между прочим,теже французские теоретики, начиная с деятеля Французской революции XVIII века аббата Э.Ж. Сьейеса и включая, в частности, упомянутого нами М. Прело, не считали демократическим*, поскольку оно исключает навязывание гражданами своей воли парламенту.

* См.: там же. С. 61.

В действительности дело обстоит сложнее. Прежде всего в ряде стран верхняя палата парламента рассматривается конституциями как орган территориального представительства; особенно это характерно для федеративных государств, но для многих унитарных – тоже. Например, согласно части третьей ст. 24 Конституции Французской Республики 1958 года Сенат «обеспечивает представительство территориальных коллективов Республики», а учитывая, что сенаторы избираются по департаментам, можно было бы считать их представителями коллективных интересов жителей департаментов. Однако последние не имеют конституционно-правовых средств постоянного контроля за деятельностью сенаторов и воздействия на них, так что и здесь вполне проявляется действие концепции представительного правления.

Исключение составляет Германия, где Бундесрат – орган, формально не считающийся парламентским, но фактически играющий роль верхней палаты, – состоит из представителей правительств земель и представители эти обязаны действовать по указанию своих правительств. Но это именно исключение.

Другое дело – тот факт, что парламентские выборы, как правило, монополизированы в развитых демократических государствах политическими партиями. «Демократизация избирательного права по внутренней логике развития парламентского представительства вывела политические партии на господствующие позиции в демократическом процессе формирования общественного мнения и выражения воли народа в условиях парламентаризма»,– отмечают немецкие юристы*. И хотя юридическими средствами контроля за деятельностью своих депутатов политические партии обычно не располагают, тем не менее фактически контроль такой осуществляют, ибо без их поддержки почти невозможно стать депутатом, а став им, эффективно действовать в палате. Партии, в свою очередь, должны считаться с интересами своего электората и по возможности расширять его. В силу этих обстоятельств представительное правление приобретает демократические черты. Но это фактически, а не по юридической модели.

* Государственное право Германии. Т. 1. М.: ИГП РАН, 1994. С. 51.

Социалистическая концепция народного представительства претендует на преодоление формализма представительного правления. Депутат по этой концепции – представитель прежде всего своих избирателей, чьи наказы для него обязательны и которые вправе в любое время его отозвать. Впрочем, законодательство социалистических стран, включая конституции, которое регулировало эти отношения, не придерживалось строго данной концепции, а отзыв депутатов встречался крайне редко и практически осуществлялся, как отмечалось, по решению соответствующих руководящих органов коммунистических партий.

Представительные органы, включая верховные, в социалистических странах считались и иногда еще считаются представительством трудящихся. Так, согласно ст. 7 Социалистической конституции Корейской Народно-Демократической Республики 1972 года власть в КНДР принадлежит рабочим, крестьянам, солдатам и трудовой интеллигенции, а осуществляет ее трудовой народ через свои представительные органы – Верховное народное собрание и местные народные собрания всех ступеней. Согласно ст. 69 Конституции Республики Куба 1976 года в редакции 1992 года «Национальная Ассамблея Народной Власти является верховным органом государственной власти. Она представляет и выражает суверенную волю всего народа». Однако монополия коммунистической партии на выборах исключает какое бы то ни было реальное представительство. Социалистическое представительство на деле оказывается еще более фиктивным, чем раскритикованное коммунистами представительное правление.

То же можно сказать и о парламентах значительной части развивающихся стран, где существуют автократические режимы (Камерун, Джибути и др.), – это лишь видимость представительства.

Однако нельзя представлять себе парламент как арену, на которой равноправно сталкиваются все и всяческие существующие в данном обществе интересы, поскольку депутаты – просто проводники интересов своих избирателей. Отсутствие развитой партийной структуры, опосредующей отношения между избирателями и парламентом, в нашей стране и ряде других государств после падения господства коммунистических партий привело к тому, что парламент стал-таки ареной борьбы мельчайших интересов – амбиций отдельных депутатов и их групп, никак не связанных с интересами избирателей. Мировой опыт показывает, что парламент тогда выступает подлинным представителем нации (народа), когда в его составе имеются крупные политические объединения депутатов, выражающие интересы значительных слоев общества.

РеспубликанскаяМонархическая Республика – форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Родина республиканского строя – Европа. Монархия – форма правления, при которой главой государства является император, король, герцог, князь, султан и т.д. Эта верховная власть передаётся по наследству.


Находится в Южной Европе, окружено территорией Италии. Главы государства - два капитана-регента, назначаемые Большим Генеральным советом. Они избираются на срок 6 месяцев. Площадь территории государства составляет 60,57 км². Страна располагается на юго-западном склоне трёхглавого горного массива Монте-Титано (738 м над уровнем моря), возвышающегося над холмистой равниной предгорий Апеннин.







Конституционная Абсолютная - монархия, где реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству, тогда, как сам монарх, царствует, но не правит, например, Великобритания, Япония. - власть монарха почти не ограничена, таких стран единицы, в основном в районе Персидского залива, таковы Саудовская Аравия. Теократическая - монарх является одновременно и светским государем, и главой церкви.


Король, ныне королева Елизавета вторая, считается главой государства, а также возглавляемого в Великобритании Содружества, членами которого являются больше 50 стран, ранее входивших в состав Британской Империи. Великобритания не имеет конституции как единого документа. Великобритания имеет парламентарное правительство, основанное на вестминстерской системе.



До принятия конституции 1947 года Япония была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом в Японии является парламент. Он состоит из двух палат: палаты представителей и палаты советников. Палата представителей состоит из 480 депутатов, избираемых на 4 года, а палата советников из 242 депутатов, избираемых на 6 лет.



Глава государства (король) осуществляет законодательную и исполнительную власть, одновременно являясь премьер-министром, главнокомандующим вооружёнными силами и верховным судьёй, а также духовным правителем. Правительство формируется из членов королевской семьи. Первым королём Саудовской Аравии был Абдель Азиз Ибн-Сауд, который правил страной с 1932 по 1953 г. Как считается, у Ибн-Сауда было 17 официальных жён, из которых пять носили титул «первой жены». Ныне королевское семейство насчитывает около 5 тыс. особ мужского пола разной степени родства, и между ними поделены все государственные посты.



Абсолютная теократическая монархия, управляемая Святым Престолом. Сувереном Святого Престола, в руках которого сосредоточены абсолютная законодательная, исполнительная и судебная власть, является Папа Римский, избирающийся кардиналами на пожизненный срок. После смерти Папы и во время конклавa вплоть до инаугурации нового Папы его обязанности исполняет камерленго.



УнитарнаяФедеративная - государство имеет такую форму административно- территориального устройства, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть, таковы Япония, Швеция, Франция и большинство стран мира. - государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными законами и органами власти существуют отдельные самоуправляющиеся единицы, имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные власти, таковы Россия, США, Индия и др.


До недавнего времени Бельгия относилась к числу унитарных государств. Однако обострение национальных противоречий между населяющими её валлонами и фламандцами привела к тому, что в 1993 г. Парламент специальным законом ввёл в этой стране федеративное административно-территориальное устройство. Глава государства король, глава правительства премьер- министр. Правительство назначается королём; половина министров должна быть представителями нидерландскоязычного сообщества, половина - франкоязычного сообщества.



В наши дни проблема административно-территориального устройства во многих странах,приобретает характер важнейшей политической проблемы. В первую очередь это относится к федеративным государствам таким, как Россия, Индия, ЮАР, Канада. Надеемся, что эти проблемы будут решаться мирными путями как можно скорее.

Республиканская форма правления возникла в древности, однако, большинство современных республик сформировались после распада колониальной системы в новое время. Сейчас в мире насчитывается около 150 республик.

Республики можно разделить на два вида: а) парламентарная б) президентская

Территория страны, как правило, делится на более мелкие территориальные единицы (штаты, провинции, районы, области, кантоны, округа и т. п.)

Такое деление необходимо для управления страной:

Ø проведение экономических и социальных мер;

Ø решение вопросов региональной политики;

Ø сбора информации;

Ø осуществления контроля на местах и пр.

Административно – территориальное деление осуществляется с учетом совокупности факторов:

Ø экономических;

Ø национально – этнических;

Ø историко – географических;

Ø природных и пр.

По формам административно – территориального устройства различают:

Ø Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой территория не имеет в своем составе самостоятельно

управляемых образований. В ней действуют единая конституция

и единая система органов государственной власти.

Ø Федеративное государство - форма государственного устройства, при которой территория имеет в своем составе несколько государственных образований, обладающих определенной юридической самостоятельностью. Федеративные единицы (республики, штаты, земли, провинции) имеют, как правило, собственные конституции и органы власти.

Страны различаются также по особенностям политического режима. Здесь можно выделить три группы:

Ø демократические – с политическим режимом, основанным на выборности органов государственной власти (Франция, США);

Ø тоталитарные – с политическим режимом, при котором государственная власть сосредоточена в руках одной партии (Куба, Иран).

На современном этапе развития международных отношений можно группировать страны по их внутриполитической ситуации и участию в международных военных блоках и вооруженных конфликтах. Так выделяется:

Ø «страны-участницы», входящие в военные блоки или участвующие в вооруженных конфликтах (страны НАТО, Афганистан, Ирак, Югославия);

Ø неприсоединившиеся страны, не входящие в военные организации (Финляндия, Непал);

Ø нейтральные страны (Швейцария, Швеция).



6) Исходя из уровня социально-экономического развития страны мира приятно подразделять на два типа:

Ø экономически развитые страны;

Ø страны с переходным типом экономики;

Ø развивающиеся страны.

При таком делении стран учитывается совокупность экономических показателей, характеризующих масштабы, структуру и состояние экономики, уровень экономического развития, уровень жизни населения. Важнейшим показателем выступает ВВП (валовой внутренний продукт) в расчете на душу населения.

К числу экономически развитых относится около 60 стран, однако эта группа неоднородна.

Ø Страны «большой семерки». Отличаются наибольшими масштабами экономической и политической деятельности. (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Канада, Великобритания)

Ø Экономически высокоразвитые страны Западной Европы. Имеют высокий показатель ВВП на душу населения, играют важную роль в мировой экономике, но политическая и экономическая роль каждой не столь велика. (Нидерланды, Австрия, Дания, Швейцария, Бельгия, Норвегия, Испания, Португалия).

Ø Страны «переселенческого капитализма». Выделены исключительно по историческому признаку, являются бывшими переселенческими колониями Великобритании. (Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль).

К числу стран с переходной экономикой относятся образованые в начале 90-х гг. в результате перехода к рыночной экономической системе. (Страны СНГ, Страны Восточной Европы, Монголия).

Остальные страны относятся к развивающимся. Их называют странами «третьего мира». Они занимают более ½ площади суши, в них сосредоточено около 75% населения Земли. Это в основном бывшие колонии в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании. Эти страны объединяет колониальное прошлое и связанные с ним экономические противоречия и особенности структуры хозяйства. Однако мир развивающихся стран разнообразен и неоднороден. Среди них выделяют пять групп:



Ø «Ключевые страны». Лидеры «третьего мира» в экономике и политике. (Индия, Бразилия, Мексика)

Ø Новые индустриальные страны (НИС). Страны резко поднявшие уровень экономического развития за счет увеличения объемов промышленного производства на основе иностранных инвестиций. (Республика Корея, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Тайланд).

Ø Нефтеэкспортирующие страны. Страны, формирующие свой капитал за счет притока «нефтедолларов». (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Ливия, Бруней).

Ø Страны, отстающие в своем развитии. Страны с преобладанием отсталой многоукладной экономики, ориентированной на экспорт сырья, продукции плантационного хозяйства и транспортных услуг. (Колумбия, Боливия, Замбия, Либерия, Эквадор, Марокко).

Ø Наименее развитые страны. Страны с преобладанием в экономике с потребительского хозяйства и практически полным отсутствием обрабатывающей промышленности. (Бангладеш, Афганистан, Йемен, Мали, Чад, Гаити, Гвинея).

Вопрос 5. Международные организации - объединения государств или национальных обществ неправительственного характера для достижения общих целей (политических, экономических, научно-технических и т. п.). Первые постоянные международные объединения появились (МВФ) и др. в Древней Греции в VI в. до н. э. в виде союзов городов и общин. Подобные объединения были прообразами будущих международных организаций. Сегодня в мире насчитывается около 500 международных организаций.

Общеполитические:

Ø Организация Объединенных Наций (ООН)

Ø Межпарламентский Союз

Ø Всемирный совет мира (ВСМ)

Ø Содружество независимых государств (СНГ)

Ø Лига арабских государств (ЛАГ) и др.

Экономические:

Ø Всемирная торговая организация (ВТО)

Ø Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО)

Ø Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК)

Ø Европейский Союз (ЕС)

Ø Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)