I. Изменение состояния атмосферы. Методика оценки состояния атмосферного воздуха в разных зонах города Состояние атмосферного

Около 65% всех выбросов приходится на европейскую часть России, как результат деятельности промышленности Уральского, Северного и Центрального районов. Лидер – Красноярский край, на втором месте стоит Свердловская область. Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят электроэнергетика, цветная и черная металлургия, нефтедобыча и нефтепереработка, угольная и газовая промышленность, машиностроение. (рис.2)

Наибольший объем выбросов загрязнений в атмосферу в расчете на одного жителя – в Ямало-Ненецком автономном округе (1079 кг), наибольшее количество токсичных отходов – в Кемеровской области(4752 кг). (рис.1)

Промышленные предприятия должны располагаться с подветренной стороны, чтобы их выбросы с воздушными потоками не перемещались в жилые части города. В городе создается «тепловой колпак», обусловленный особой циркуляцией воздушных масс и концентрирующий в себе загрязнения. Различия между температурой города и соседней сельской местностью могут достигать 8°С.

Нисходящее движение воздушных потоков в антициклоне приводит к скоплению загрязнений в приземных слоях атмосферы. По этой причине сверхвысокая концентрация промышленных предприятий в Кузбассе (в условиях замкнутого котловинного рельефа) привела к особо тяжелым условиям для жизни населения. В условиях циклона воздух активно перемешиваясь и поднимаясь в верхние слои атмосферы, растекается на большие расстояния. При этом снижается степень локального загрязнения, но происходит загрязнение обширных территорий.

Города с наибольшим уровнем загрязнения воздуха в 1999 г.

Город Вещества, определяющие высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха
Балаково Сероуглерод,формальдегид, диоксид азота
Бийск Формальдегид, взвешенные вещества, диоксид азота
Братск Формальдегид,фтористый водород, сероуг- лерод,диоксид азота
Екатеринбург Формальдегид,бенз(а)пирен, акролеин
Иркутск Формальдегид, взвешенные вещества, диоксид азота
Кемерово Сероуглерод, аммиак, формальдегид,сажа
Красноярск Бенз(а)пирен, взвешенные вещества,хлор
Краснодар Фенол, формальдегид, взвешенные вещества
Липецк Фенол, аммиак, формальдегид, диоксид азота
Магадан Фенол, формальдегид, диоксид азота
Магнитогорск Бенз(а)пирен, фенол, взвешенные вещества
Москва (от- дельные крупные районы) Аммиак, диоксид азота,формальдегид,
Новокузнецк Формальдегид, взвешенные вещества, фтористый водород, диоксид азота
Новороссийск Диоксид азота, бенз(а)пирен,взвешенные, вещества
Омск Формальдегид, ацетальдегид, сажа
Ростов-на- Дону Диоксид азота, формальдегид, взвешенные вещества
Селенгинск Формальдегид, фенол, сероуглерод, метилмеркаптан
Тюмень Взвешенные вещества, формальдегид, свинец
Улан-Удэ Взвешенные вещества, формальдегид, Диоксид азота
Хабаровск Бенз(а)пирен, диоксид серы, диоксид азота, формальдегид,аммиак
Чита Бенз(а)пирен, формальдегид, взвешенные вещества, диоксид азота
Южно- Сахалинск Сажа, взвешенные вещества, диоксид азота

Энергетика – 25% всех выбросов загрязняющих веществ. До 70% электроэнергии в России вырабатывается на ТЭС, использующих уголь, при сжигании которого в атмосферу выбрасываются сернистый и серный ангидриды, фтористые соединения и токсичные примеси мышьяка, двуокиси кремния. Загрязнения поступают также и от сточных вод ТЭС: ванадий, никель, фтор, фенолы и нефтепродукты. Также присутствует фактор теплового загрязнения, т.к. при работе турбин отработанный пар охлаждается водой, поступающей затем подогретой на 8-12° С в водоемы. ТЭС, работающие на угле, создают радиационное загрязнение - в летучей золе было обнаружены радиоактивные элементы и продукты их распадов. Причиной является то, что уголь содержит радиоактивный изотоп углерода C-14, примеси калия-40, урана-238, тория-232 и продукты их распада.

Черная металлургия В 2000 г. Выбросы вредных веществ составили 2396 тыс. т. Сброс загрязненных сточных вод составил 761,1 млн м². За год образовалось 31 941,7 токсичных отходов. При получении стали для поддержании реакции используется кислород. Процесс сопровождается интенсивным выделением дымовых газов, содержащих оксид углерода. Также в отходящих газах содержится сернистый газ, т.к. железные руды содержат соединения серы. Загрязнение от металлургического предприятия распространяется на 15-25 км. Производство чугуна и стали в России сопровождается образованием более 70 млн т металлургических шлаков, из которых используется половина.

Цветная металлургия При получении 1 т алюминия расходуется около 38-47 кг фтора, при этом 65% попадает в атмосферу. Особую опасность представляют выбросы соединений высокотоксичных металлов: свинец, ртуть, медь, кадмий, цинк и большое количество обжиговых газов, содержащих соединения серы и фтор. Второй после теплоэнергетики загрязнитель сернистым газом. При этом в шлаках содержание ценных компонентов часто оказывается выше, чем в исходных рудах.

Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность В мире добывается более 4 млрд нефти, потери которой при добыче, транспортировке и переработки составляют 50 млн т. Процесс загрязнения воздуха начинается уже при добыче из-за выброса попутных газов, содержащих сероводород. При нефтепереработке серосодержащие соединения превращаются в сернистый газ, обнаруживающийся вокруг заводов в радиусе 12-20 км. Кроме сероводорода и сернистого газа нефтехимические производства насыщают атмосферу углеводородами, метанолом, алкилнитрилом, ацетонитрилом, дихлорэтеном и хлорэтеном, органическими кислотами и ангидридами, оксидами серы, азота, углерода, сероуглеродом.

Химическая промышленность Загрязняет атмосферу соединениями серы (SO2, SO3, H2SO4, H2S, CS2, меркаптанами), азота (NO, NO2, NH3, HNO2, HNO3 и др.), хлора, фтора. Выбрасывает в атмосферу оксид углерода, диоксид азота, сернистый ангидрид, сероводород, хлористые и фтористые соединения.

Автомобильный транспорт – главный загрязнитель атмосферы городов. В выбросах автомобильных двигателей содержатся оксид и диоксид углерода, сернистый ангидрид, углеводороды, окислы азота, соединения свинца, пыль, сажа. (рис. 3) Помимо загрязнения токсичными выхлопами автомобиль поднимает клубы пыли, содержащие кремний, окись железа, барий. Одной резины каждый автомобиль рассеивает около 10 кг.

Большую долю в загрязнение воздуха вносит промышленность строительных материалов , использующая ежегодно около 2 млрд т минерального сырья. На всех этапах производства стройматериалов выделяется пыль, разнообразная по составу и физико-химическим свойствам.. Пыль цементных заводов – источник загрязнения тяжелыми металлами.

Исследования показали, что по качеству атмосферного воздуха Восточно-Сибирский район является самым неблагоприятным для проживания. Наиболее высокий показатель смертности: 14,9 на 1000 человек. По каждому району имеются убедительные данные о влиянии загрязнения атмосферного воздуха на показатели заболеваемости населения. Повысилась частота врожденных пороков развития среди новорожденных в Новокузнецке, Кемерово, увеличилась степень заболеваемости раком легких в городах, где находятся алюминиевые заводы и предприятия черной металлургии. Курорты Черноморского и Каспийского побережий Кавказа стали зоной экологического бедствия.

По материалам: Бондарев В.П., Долгушин Л.Д., Залогин Б.С. "Экологическое состояние территории России", Москва, 2004

Л.Ф. Голдовская "Химия окружающей среды", Москва, 2007

Мониторинг состояния атмосферного воздуха на территории Калужской области осуществляют в пределах своей компетенции ГУ «Калужский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», Управление Роспотребнадзора по Калужской области, Калужский филиал ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по ЦФО», ООО Фирма «Экоаналитика», предприятия и организации, осуществляющие деятельность на территории Калужской области.

В 2010 году наблюдения за качеством атмосферного воздуха в г. Калуге осуществлялись ГУ «Калужский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» на двух стационарных постах, расположенных с учетом размещения крупных промышленных предприятий и автомобильных дорог. В пробах воздуха определялись концентрации взвешенных веществ, диоксида серы, оксида углерода, диоксида азота, оксида азота, фенола, формальдегида. Институтом экспериментальной метеорологии г. Обнинска проводился отбор проб воздуха для выявления содержания бенз(а)пирена, тяжелых металлов (хрома, марганца, железа, никеля, меди, цинка, свинца).

Случаев высокого и экстремально высокого загрязнения воздуха в 2010 году не наблюдалось. Уровень загрязнения атмосферы остается высоким по значению ИЗА = 8,0. Средние годовые концентрации взвешенных веществ, оксида углерода, диоксида азота, оксида азота, бенз(а)пирена и тяжелых металлов (медь, марганец, железо, цинк) в атмосферном воздухе г. Калуги в отчетном году повысились. Отрицательная динамика зарегистрирована для диоксида серы, фенола и ряда тяжелых металлов (никель, хром).

В 2010 году Администрацией города Обнинска и ГУ «Научно-производственное объединение «Тайфун» подписано Соглашение по осуществлению мониторинга состояния атмосферного воздуха. Для осуществления контроля за состоянием атмосферного воздуха ГУ «НПО «Тайфун» оборудован стационарный пост, а на городских территориях приводится инструментальный мониторинг атмосферного воздуха передвижными экологическими лабораториями, оснащенными современными пробоотборными устройствами и газоанализаторами.

Калужский филиал «Центр лабораторного анализа и технических измерений по ЦФО» осуществляет мониторинг состояния атмосферного воздуха на территориях предприятий, автозаправочных станций, полигонов твердых бытовых отходов.

В 2010 году проведен мониторинг состояния атмосферного воздуха в 96 контрольных точках, расположенных на территории санитарно-защитных зон и жилых зон. Наблюдения проводились одновременно на всех точках в строго установленное время один раз в месяц за основными веществами, определенными в РД 52.04.186-89 (диоксид азота, оксид углерода, взвешенные вещества). Кроме основных веществ, определялось содержание в атмосферном воздухе жилых зон и санитарно-защитных зон промышленных предприятий специфических веществ.

Наиболее часто встречающимися загрязняющими веществами, поступающими с выбросами промышленных предприятий в атмосферный воздух, являются: пыль различного состава, окислы азота, оксид углерода, аммиак, эпихлоргидрин, бензин и т.д.

В 2010 году наибольшие превышения нормативов предельно допустимых выбросов обнаружены:

  • - ОАО «Приборный завод «Сигнал» - по уайт-спириту в 3,5 раза;
  • - ОАО «Руно» - по диоксиду азота в 9,0 раз;
  • - ЗАО «Фрилайт» - по оксиду углерода в 3,0 раза;
  • - ОАО «Восход-КРЛЗ» - по уксусной кислоте в 69,5 раза, этанолу в 13,7 раза, ацетону в 43,5 раза, аммиаку в 15,4 раза, изопропиловому спирту в 25,9 раза;
  • - ОНПП «Технология» - по эпихлоргидрину в 2,5 раза;
  • - ООО «Рукки Рус» - по диоксиду азота в 13,3 раза, по пыли неорганической в 17,0 раз.

На территориях полигонов твердых бытовых отходов определяется содержание в атмосферном воздухе следующих загрязняющих веществ: оксид углерода, сероводород, аммиак, бензол, трихлорметан, метан, хлорбензол. В 2010 году были обнаружены превышения предельно допустимых концентраций на полигоне в г. Сухиничи по аммиаку в точке № 1 (тело полигона) в 3,5 раза, в точке № 2 (санитарно-защитная зона) в 2,5 раза.

Аналитическая лаборатория охраны окружающей среды ЗАО «Плитспичпром» проводит исследования атмосферного воздуха г. Балабаново по двум веществам - формальдегиду и аммиаку. Средние концентрации формальдегида и аммиака в 2010 году в атмосферном воздухе г. Балабаново уменьшились и составили 0,011 мг/м3 (0,31 ПДКм.р.) и 0,055 мг/м3 (0,27 ПДКм.р.) соответственно.

По данным ЗАО «Плитспичпром» в отчетном году предприятиями г. Балабаново было выброшено в атмосферный воздух 115,417 тонн загрязняющих веществ, в том числе 19,444 тонн твердых веществ и 98,774 тонн газообразных (диоксида серы - 0,037 тонн, оксида углерода - 37,347 тонн, оксидов азота 55,976 тонн).

В 2010 году продолжены работы по организации и методическому обеспечению сводных томов«Охрана атмосферы и нормативы ПДВ (ВСВ)» для крупных городов Калужской области: Калуги, Обнинска, Балабаново, Людиново. Ведение сводных томов позволяет установить нормативы ПДВ (ВСВ) с учетом взаимного влияния всех источников загрязнения атмосферного воздуха, расположенных на территории населенного пункта, а также значительно упрощает процедуру выдачи разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Особенностью разрабатываемых сводных томов является то, что они находятся в постоянно действующем состоянии и составляют основу единой информационной системы городов.

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха г. Калуги являются крупные промышленные предприятия, автотранспорт и объекты строительства. При этом в последние годы прослеживается тенденция увеличения негативного воздействия автотранспорта на состояние атмосферного воздуха. Так, по предварительным данным, в 2010 году валовые выбросы автотранспорта превысили выбросы промышленных предприятий города более чем в 2 раза. Выбросы промышленных предприятий в отчетном году по сравнению с 2009 годом увеличились не значительно и составили 7,85 тыс. тонн.

Согласно аналитическому обзору за 2010 год валовый выброс загрязняющих веществ предприятиями г. Людиново составил 3012 тонн. Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят ЗАО «Кронтиф», ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод», ОАО «Агрегатный завод» и МУП «Людиновские тепловые сети» (95% всех выбросов). В структуре выбросов преобладают: окись углерода - 81%, взвешенные вещества - 7,85%, азота диоксид - 3,99%, серы диоксид - 2,94%.

Объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух Жуковского района в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 1,2 тонны и составил 648,5 тонн. Это объясняется, прежде всего, тем, что на полную мощность стали работать такие предприятия, как ООО «Оптима», ООО «Мануфактура полимерных пленок», ЗАО «Авто Иквипмент Плант», ООО «Пайплаф». Острой остается проблема загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта.

Объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух Перемышльского района Калужской области в последние годы остается на одном уровне и составляет около 150 тонн.

Атмосферный воздух в основном состоит из двух компонентов, а именно: азота (78,09%) и кислорода (20,95%). В небольших количествах в воздухе содержатся инертные газы (неон, криптон, ксенон), углекислота и некоторые другие.

С развитием экономики и ростом населения нарастающими темпами увеличивается расход воздуха, точнее атмосферного кислорода. При этом наблюдается изменение состава воздуха и его загрязнение вредными веществами. Такие изменения распределены неравномерно по поверхности планеты. В современных крупных промышленных и густонаселенных центрах состав воздуха существенно отличается от средней структуры атмосферы Земли. Промышленные центры и индустриальные города, образно говоря, накрыты, словно гигантским колпаком толщиной в сотни и тысячи метров, облаками из удушливого, отравленного газами и аэрозолями воздуха.

Ученые отмечают убыстряющийся процесс насыщения атмосферы углекислым газом за счет сокращения удельного содержания в ней кислорода. |По данным акад. Е. К. Федорова, концентрация углекислоты в воздухе возрастает на 0,2% в год, и есть основания полагать, что к 2000 г. количество углекислоты в атмосфере увеличится на 15-20%. При сложившемся темпе роста углекислоты содержание ее в атмосфере через несколько десятилетий может достигнуть предельно допустимого уровня.

Углекислый газ легко растворяется в воде и поэтому океан рассматривается как основной ее поглотитель. Морская вода аккумулирует около 95% углекислого газа, имеющегося на Земле. Однако пока неизвестно, какое время потребуется на «усвоение» океаном избытка этого газа в атмосфере.

Кроме углекислоты, воздушный океан загрязняется более вредными для здоровья людей и всего живого мира веществами. Среди них следует выделить окись углерода (угарный газ), сернистые соединения, несгоревшие углеводороды, окислы азота, твердые аэрозоли (зола, сажа, пыль).

Все транспортные средства с автономными первичными двигателями в той или иной степени загрязняют воздух выхлопными газами. В отработавших газах транспортных двигателей, кроме паров воды, обнаружено более 200 химических соединений и элементов. Наиболее вредными и опасными для здоровья людей и живого мира считают окись углерода, окислы азота, сернистые соединения и несгоревшие углеводороды. Поэтому борьба за чистоту воздуха становится одной из актуальнейших проблем сегодняшнего дня.

Влияние транспорта на атмосферу

В настоящее время главными источниками загрязнения воздушного бассейна являются промышленные предприятия и транспорт, в основном автомобильный.

По данным США, в 1980 г. на его долю приходилось более 55% общей массы загрязнителей, при этом особенно много выделялось окиси углерода (81%).

Транспорт выделяет значительную часть загрязнителей, превышающую или соизмеримую с долей, приходящейся на энергетику, промышленность и прочие сферы экономики.

Необходимо отметить, что размеры влияния различных видов транспорта на атмосферу неодинаковы и зависят от особенностей и степени развития того или иного транспорта. Именно наземный транспорт доминирует в загрязнении атмосферы. Если при этом учесть автозаправочные станции и дороги, то можно считать, что в США наземный транспорт (в основном автомобильный) выделяет в атмосферу до 97% загрязняющих ее веществ.

Количество загрязнений безусловно варьируется в зависимости от структуры транспортной системы, но можно утверждать, что наземные виды оказывают наибольшее негативное воздействие на атмосферу. В несколько меньших размерах на атмосферу воздействуют двигатели внутреннего сгорания других видов транспорта. Основная часть вредных веществ поступает в атмосферу в результате несовершенного сгорания топлива, поэтому о степени воздействия транспорта на природную среду можно приближенно судить по объемам потребления топлива.

13% общих топливно-энергетических ресурсов потребляют только магистральные виды транспорта (общего пользования), не включающие в свой состав промышленный, городской и индивидуальный. Для оценки степени влияния транспорта на атмосферу необходимо принимать в расчет относительно меньший к. п. д. транспортных средств по сравнению с более экономичными стационарными установками энергетики и промышленности. С учетом отмеченных факторов доля всего транспорта страны в загрязнении среды может быть оценена примерно в 25% по всем загрязнителям и 50% - по окиси углерода, причем подавляющая часть загрязнителей отравляет атмосферу городов, особенно крупных.

В настоящее время ежегодные выбросы загрязняющих примесей в атмосферу в ряде случаев уже сопоставимы с их равновесным содержанием в воздухе. По некоторым данным выбросы окиси углерода в 50-х годах составили около 200 млн. т в год, в 70-х - около 700 млн. т и при сохранении таких же темпов роста к 2000 г. могут достигнуть 2 000 млн. т в год.

В настоящее время принимаются конкретные необходимые меры борьбы с загрязнением воздушного бассейна, тем не менее проблема остается острой и требует дальнейших усилий для своего разрешения.

Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха проводятся в 27 городах и населенных пунктах, на 1-й станции фонового мониторинга. Сеть мониторинга включает 66 станций.

В зависимости от профиля промышленных объектов, расположенных в городах в целом контролируется содержание в атмосферном воздухе 15 газовых примесей, 4 тяжелых металлов и бенз(а)пирена. Во всех городах определяются концентрации основных загрязняющих веществ, как суммарные твердых частиц, диоксида серы, оксида углерода, диоксида азота. В отдельных населённых пунктах измеряются концентрации приоритетных специфических загрязняющих веществ: формальдегида, аммиака, фенола,фтористого водорода. Среди специфических примесей в составе пыли крупных промышленных городов (Алмалык, Навои и Ташкент) определяются содержание тяжёлых металлов, как, свинец, кадмий, медь, цинк и никель. Регулярные наблюдения за концентрациями твердых частиц диаметром 10 микрон и менее (РМ-10) ведутся в г. Ташкент и Нукус. В 7-ми городах ведутся наблюдения за содержанием озона, а в г.Ангрен, Бухара, Коканд и Ташкент - бенз(а)пирена.

Анализ данных, полученных на сети мониторинга атмосферного воздуха в 2008-2011 гг., показал, что средние за год концентрации основных и специфических загрязняющих веществ в подавляющем большинстве контролируемых городов Узбекистана были ниже установленных нормативов качества. Среднегодовые концентрации в атмосферном воздухе диоксида серы, диоксида азота, оксида азота практически не претерпело резких изменений и находились в пределах значений ПДК, за исключением г. Алмалык - по диоксиду серы, г. Ташкент и Навои - по диоксиду азота (таблица 2.1-2.2).

В городах Бухара и Нукус были зафиксированы превышения среднесуточных ПДК суммарных твердых частиц в 1,3 и 2,7 раза соответственно.

Уровень загрязнения атмосферного воздуха аммиаком в десяти контролируемых городах в последние годы находилось в пределах ПДК и ниже, за исключением г. Ангрен. Вместе с тем в 9-ти городах наблюдалась тенденция к снижению загрязнённости воздуха аммиаком.

Среднегодовые концентрации фенола, формальдегида, твердых фторидов в атмосферном воздухе городов Узбекистана в 2009-2011 г. также были ниже предельно-допустимых норм. Исключение составило г. Ангрен, где содержание фенола составило от 1,0-1.3 ПДК (таблица 2.6). (2011 г.), что выше, чем это было в 2008-2009 гг. В сравнении с 2009 годом в городах Бухара, Фергана и Нукус среднегодовые концентрации фенола имели тенденцию к снижению с 1,0 ПДК до 0,7 ПДК.

Наблюдения за тяжелыми металлами проводятся в трех города Узбекистана: Алмалык, Навои и Ташкент. В атмосферном воздухе указанных городов кадмий и никель отсутствует, а среднегодовое содержание меди и свинца значительно ниже ПДК (таблица 2.1) .

Среднегодовые концентрации фтористого водорода в контролируемых городах республики на протяжении 2009-2011 гг. были ниже нормативов качества, за исключением г. Сариасия. Содержание этого токсичного вещества в г. Сариасия (Сурхандарьинская область) превышали установленные нормативы и находилось на уровне 1,4 ПДК в 2009 году, 1,8 ПДК в 2010 и 1,6 ПДК в 2011 году, а в г. Денау стабильно сохранились на уровне 0,6 ПДК (табл.2.2). Указанное загрязнение воздушного бассейна фтористым водородом связано с влиянием трансграничных выбросов Государственного унитарного предприятия «Таджикская алюминиевая компания (ТАЛКО)».

Касательно озона можно отметить, что в г. Ташкент отмечено его снижение с 1,5ПДК в 2009 году до 1,2 в 2010 и 0,8 ПДК в 2011г., В остальных обследуемых городах концентрации озона не изменилась и составила в г. Ангрен 2,6 ПДК, г. Чирчик -2-2,1 ПДК и в Бекабаде - 1,0ПДК

Результаты мониторинга за уровнем содержания бенз(а)пирена, осуществляемые в четырех городах страны (Ангрене, Бухаре, Коканде и Ташкенте) показали, что за период с 2009 - 2011 гг. превышений санитарно-гигиенических норм этого вещества в атмосферном воздухе данных городов не наблюдалось.

Комплексным индикатором, характеризующим уровень загрязнения атмосферы компонентами с наиболее высокой концентрацией и учитывающим их класс опасности, является Индекс Загрязнения Атмосферы (ИЗА). Уровень загрязнения считается очень высоким, если ИЗА превышает 14, высоким - ИЗА находится в интервале от 14 до 7, повышенным - при ИЗА между 7 и 5, низким - при ИЗА меньше 5. Как видно из рисунка 2.5, за рассматриваемые 2009-2011 гг. уровень загрязнения атмосферного воздуха практически во всех городах характеризуется как низкий (ИЗА меньше 5). Вместе с тем с 2009 г в большинстве городов просматривается тенденция к снижению значения ИЗА. Повышенные значения ИЗА (больше 5) отмечались лишь в 2009-2010 годы в атмосферном воздухе гг. Ангрен, Навои, Нукус и Фергана. Следует отметить, что явно просматривается тенденция к снижению значения ИЗА в большинстве городах республики по сравнению с 2009 г.

Состояние атмосферного воздуха

Одним из лечебных факторов на курорте Ессентуки является воздух. На сегодняшний день в городе отсутствуют постоянные посты наблюдения за качественным составом атмосферного воздуха.
По данным ГУ «Ставропольский ЦГМС» (письмо №158 от 17.05.2007 г.) фоновые концентрации (мг/м3) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе г.Ессентуки в 2007 году составили:

Таблица 2
Название вещества Фоновые концентрации (мг/м 3) ПДК макс.раз. ПДК сред. сут.
Взвешенные вещества (пыль) 0,2 0,5 0,15
Диоксид серы 0,022 0,5 0,05
Оксид углерода 2 5 3
Диоксид азота 0,05 0,2 0,04

Превышения фоновыми концентрациями среднесуточной ПДК отмечается по взвешенным веществам и составляет 1,3 ПДК и диоксиду азота - 1,25 ПДК. Превышение по диоксиду азота обусловлено, скорее всего, выбросами автотранспорта, превышение по взвешенным веществам - состоянием дорожного покрытия и недостаточностью мер по уборке.

Метеорологический режим города имеет особенности, способствующие накоплению загрязнителей в воздухе:

Атмосферная циркуляция антициклонического типа;
- температура воздуха 250С в течение 20-27 дней в году;
- 95 дней в году туман.
Ситуацию осложняет большое количество штилей:
- повторяемость штилей годовая - 32%;
- повторяемость в январе - 35%;
- повторяемость в июле - 38%.

Состояние атмосферного воздуха в городе определяется выбросами загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников.

В г.Ессентуки имеются 652 стационарных источника выбросов вредных веществ в атмосферу, из них организованных источников загрязняющих веществ - 54, оснащено очистными сооружениями - 19.
Все промышленные предприятия (их в городе 63) имеют разработанные проекты санитарно-защитных зон (СЗЗ), 97% предприятий имеют организованные в соответствии с проектом санитарно-защитные зоны. Для 54 предприятий города установлены нормативы ПДВ, но только 5 предприятий представляют статистическую отчетность по форме №2 - ТП (воздух). На предприятиях города улавливается 0,0018 тыс. тонн вредных загрязняющих веществ, из них утилизируется 0,003 тыс. тонн, в основном древесная пыль. Сводного тома ПДВ в целом по городу не разработано.

Стоит отметить, что в общем валовом выбросе городов-курортов КМВ г.Ессентуки имеет самую меньшую долю, что иллюстрирует следующая диаграмма.

В 2005 году выбросы от стационарных источников в городе Ессентуки составили 712 тонн.

Состояние атмосферного воздуха в городе определяют выбросы следующих загрязняющих веществ:

Оксид углерода - 205,6 тонн;
. Оксид азота - 125,5 тонн;
. Летучие органические соединения - 59 тонн;
. Метаны - 3,465 тонн;

Основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят следующие предприятия: ОАО «Ессентукская теплосеть», «Ессентукигоргаз», ООО «Объединение котельных курорта».

Теплоснабжение жилого фонда осуществляется от 17 котельных общей мощностью 207,9 Гкал/час, состоящих на балансе ОАО «Ессентукская теплосеть». Все котельные работают на газовом топливе, использование мазута в особо охраняемом регионе запрещено. Помимо этого у некоторых санаториев имеются собственные котельные.

Отмечается уменьшение выбросов загрязняющих веществ от предприятий вследствие снижения мощностей по сравнению с 2004 годом. За последние 5 лет (2001-2005 гг.) валовый выброс стационарных источников уменьшился на 449,0 тонн, что составляет 40,05% к уровню 2001 г.
Основным фактором загрязнения атмосферного воздуха по-прежнему является автомобильный транспорт. На его долю приходится около 98% всех валовых выбросов.

По предварительным данным общий выброс загрязняющих веществ по г.Ессентуки на протяжении последних 5 лет увеличился за счет возросшего количества автотранспорта. Число машин выросло с 14059 до 21250 единиц. Положительным моментом в вопросах снижения загрязнения природной среды выбросами автотранспорта явился факт использования в г.Ессентуки неэтилированных видов топлива и перевод части транспорта муниципальных предприятий на газовое топливо.

Превышений предельно-допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе в 2-5 раз не наблюдалось. Проведенный анализ лабораторных данных по изучению состояния загрязнения атмосферного воздуха санитарными службами города г.Ессентуки за последние 5 лет показал, что содержание вредных веществ: пыли, окиси углерода, сернистого газа, окислов азота на автомагистралях в зоне жилой застройки находится в пределах ПДК. Однако в 2005 г из пяти проб атмосферного воздуха на содержание пыли, отобранных на автомагистралях в зоне жилой застройки, две пробы превышали ПДК (более 5 ПДК).

Выводы:

1. Степень загрязнения атмосферного воздуха в городе Ессентуки не является опасной, но ситуация постепенно ухудшается.

2. Контроль за ситуацией в г.Ессентуки осложняется отсутствием постов наблюдения за качеством атмосферного воздуха.

3. Основную долю загрязнения атмосферы (более 98%) формирует автотранспорт.

4. Решение проблемы может быть достигнуто организационными и инженерно-техническими мерами.