Гонения на христиан в римской империи.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах

1700 лет назад император Константин Великий издал Миланский эдикт, благодаря которому христианство перестало быть гонимым и впоследствии приобрело статус господствующей веры Римской империи. Миланский эдикт как юридический памятник — это важнейшая веха в истории развития идей религиозной свободы и свободы совести: в нем подчеркивалось право человека исповедовать ту религию, которую он полагает для себя истинной.

Гонения на христиан в Римской империи


Ещё во время своего земного служения сам Господь предсказывал Своим ученикам грядущие гонения, когда их «будут отдавать в судилища и в синагогах будут бить» и «поведут к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками» (Мф. 10:17-18 ), а Его последователи воспроизведут и самый образ Его Страданий («Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» - Мк. 10:39 ; Мф. 20:23 ; ср.: Мк. 14:24 и Мф. 26:28 ).

Уже с середины 30-х гг. I века открывается список христианских мучеников: около 35 года толпой «ревнителей о законе» был забит камнями диакон первомученик Стефан (Деян. 6:8-15; Деян. 7:1-60 ). Во время непродолжительного правления иудейского царя Ирода Агриппы (40-44) был убит апостол Иаков Зеведеев , брат апостола Иоанна Богослова; др. ученик Христа, апостол Петр, был подвергнут аресту и чудом избежал казни (Деян 12:1-3 ). Около 62 года, был побит камнями руководитель христианской общины в Иерусалиме апостол Иаков, брат Господень по плоти.

В течение первых трех веков своего существования Церковь практически пребывала вне закона и все последователи Христа являлись потенциальными мучениками. В условиях существования императорского культа христиане были преступниками и по отношению к римской власти, и по отношению к римской языческой религии. Христианин для язычника был "враг" в самом широком смысле этого слова. Императоры, правители и законодатели видели в христианах заговорщиков и мятежников, колеблющих все основы жизни государственной и общественной.

Римское правительство сначала не знало христиан: оно считало их иудейскою сектою. В этом качестве христиане пользовались терпимостью и в то же время были так же презираемы, как иудеи.

Традиционно гонения на первых христиан относят к правлению императоров Нерона, Домициана, Траяна, Марка Аврелия, Септимия Севера, Максимина Фракийца, Деция, Валериана, Аврелиана и Диоклетиана.


Генрих Семирадский. Светочи христианства (Факелы Нерона). 1882

Первое настоящее гонение на христиан было при императоре Нероне (64). Он сжег ради своего удовольствия более половины Рима, а обвинил в поджоге последователей Христа - тогда произошло известное бесчеловечное истребление христиан в Риме. Их распинали на крестах, отдавали на съеденье диким зверям, зашивали в мешки, которые обливали смолой и зажигали во время народных гуляний. С тех пор христиане почувствовали полное отвращение к Римскому государству. Нерон в глазах христиан был антихристом, а Римская империя - царством демонов. Жертвами гонений при Нероне стали первоверховные апостолы Петр и Павел - Пётр был распят на кресте вниз головой, а Павел усечён мечом.


Генрих Семирадский. Христианская Дирцея в цирке Нерона. 1898

Второе гонение относят к императору Домициану (81-96) , при котором было несколько казней в Риме. В 96 году он сослал апостола Иоанна Богослова на остров Патмос .

Впервые Римское государство начало действовать против христиан как против определенного общества, подозрительного в политическом отношении, при императоре Траяне (98-117) . В его время, христиан не разыскивали, но если кто был обвинен судебной властью в принадлежности к христианству (это должно было доказываться отказом в жертвоприношении языческим богам) , то его казнили. При Траяне потерпели, в числе многих христиан, св. Климент, еп. Римский, св. Игнатий Богоносец , и Симеон, еп. Иерусалимский , 120-летний старец, сын Клеопы, преемник по кафедре апостола Иакова.


Но эти преследования христиан могли казаться незначительными сравнительно с тем, что испытали христиане в последние годы правления Марка Аврелия (161-180) . Марк Аврелий презирал христиан. Если до него гонения на Церковь были фактически незаконными и спровоцированными (христиан преследовали, как уголовников, приписывая, например, поджог Рима или организацию тайных сообществ) , то в 177 году он запретил христианство законом. Он предписал разыскивать христиан и определил пытать и мучить их, чтобы отвратить от суеверия и упорства; остававшиеся твердыми подвергались смертной казни. Христиан изгоняли из домов, бичевали, побивали камнями, катали по земле, бросали в тюрьмы, лишали погребения. Гонение одновременно распространилось в различных частях империи: в Галлии, Греции, на Востоке. При нем приняли мученическую смерть в Риме св. Иустин Философ и его ученики. Особенно сильны были гонения в Смирне, где был замучен св. Поликарп, еп. Смирнский , и в галльских городах Лионе и Вене. Так, по свидетельству современников, по улицам Лиона кучами лежали тела мучеников, которые потом сжигали и пепел бросали в Рону.

Преемник Марка Аврелия, Коммод (180-192) , восстановил более милостивое для христиан законодательство Траяна.

Септимий Север (193-211) сначала был сравнительно благосклонен к христианам, но в 202 году он издал указ, запрещающий обращение в иудаизм или христианство, и с этого года вспыхнули жестокие гонения в различных частях империи; с особенною силою они свирепствовали в Египте и в Африке. При нем, в числе других, был обезглавлен Леонид, отец знаменитого Оригена , в Лионе был замучен св. Ириней , тамошний епископ, брошена в кипящую смолу девица Потамиена. В карфагенской области гонения были сильнее, чем в других местах. Здесь Фивия Перпетуя , молодая женщина благородного происхождения, была брошена в цирк на растерзание зверями и добита мечом гладиатора .

В короткое царствование Максимина (235-238) были жестокие преследования христиан во многих провинциях. Он издал эдикт о преследовании христиан, в особенности, пастырей Церкви. Но гонение разразилось лишь в Понте и Каппадокии.

При преемниках Максимина и особенно при Филиппе Аравитянине (244-249) христиане пользовались такою снисходительностью, что последнего даже считали самого тайным христианином.

Со вступлением на престол Деция (249-251) разразилось над христианами такое гонение, которое по систематичности и жестокости превосходило все предшествовавшие, даже гонение Марка Аврелия. Деций решил восстановить почитание традиционных святынь и возродить древние культы. Наибольшую опасность в этом представляли христиане, общины которых распространились почти по всей империи, а церковь стала приобретать чёткую структуру. Христиане отказывались приносить жертвы и поклоняться языческим богам. Это следовало немедленно прекратить. Деций решил полностью истребить христиан. Он издал специальный указ, согласно которому каждый житель империи должен был публично, в присутствии местных властей и специальной комиссии, принести жертву и отведать жертвенного мяса, после чего получить специальный документ, удостоверявший этот акт. Отказавшиеся от жертвоприношений подвергались наказанию, которым могла быть даже смертная казнь. Число казненных было чрезвычайно велико. Церковь украсилась многими славными мучениками; но много было и отпадших, особенно потому, что предшествовавший долгий период спокойствия усыпил у некоторых героизм мученичества.


При Валериане (253-260) вновь вспыхнули преследования на христиан. Эдиктом 257 года он приказал ссылать в заточение священнослужителей, и запретил христианам созывать собрания. В 258 году последовал второй эдикт, повелевавший казнить священнослужителей, христиан высших классов обезглавливать мечом, знатных женщин ссылать в заточение, придворных, лишив прав и имений, отправлять на работы в царские поместья. Началось жестокое избиение христиан. В числе пострадавших были римский епископ Сикст II с четырьмя диаконами, св. Киприан, еп. Карфагенский , принявший мученический венец на глазах паствы.

Сын Валериана Галлиен (260-268) прекратил гонение . Он двумя эдиктами объявил христиан свободными от преследований, возвратил им конфискованное имущество, молитвенные дома, кладбища и пр. Таким образом, христиане обрели право на имущество и около 40 лет пользовались религиозною свободой - до эдикта, изданного в 303 году императором Диоклетианом.

Диоклетиан (284-305) в продолжение почти 20 первых лет своего правления не преследовал христиан, хотя лично был привержен к традиционному язычеству (он поклонялся олимпийским богам); некоторые христиане занимали даже видные места в войске и в правительстве, а его жена и дочь сочувствовали церкви. Но в конце правления под влиянием зятя Галерия издал четыре эдикта. В 303 году был издан эдикт, в котором предписывалось христианские собрания запретить, церкви разрушить, священные книги отобрать и сжечь, христиан лишить всех должностей и прав. Гонение началось с того, что разрушили великолепный храм никомидийских христиан. Вскоре после этого случился пожар в императорском дворце. В этом обвинили христиан. В 304 году последовал самый страшный из всех эдиктов, согласно которому все христиане поголовно осуждались на пытки и мучения с целью принудить их к отречению от веры. Все христиане под страхом смерти были обязаны совершить жертвоприношения. Начались самые страшные гонения, которые до тех пор испытали христиане. От применения этого эдикта по всей империи пострадало множество верующих.


Среди наиболее известных и почитаемых мучеников времени гонения императора Диоклетиана: Маркеллин, папа Римский , с дружиной, Маркелл, папа Римский , с дружиной, вмц. Анастасия Узорешительница , вмч. Георгий Победоносец , мученики Андрей Стратилат, Иоанн Воин, Косма и Дамиан Бессребреники , вмч. Пантелеимон Никомидийский .


Великое гонение на христиан (303—313) , начавшееся при императоре Диоклетиане и продолжившееся его наследниками, было последним и самым суровым преследованием христиан в Римской империи. Свирепость мучителей доходила до такой степени, что изувеченных лечили, чтобы снова мучить; мучили иногда от десяти до ста человек в день, без различия пола и возраста. Гонение распространилось в разных областях империи, кроме Галлии, Британии и Испании, где управлял благосклонный к христианам Констанций Хлор (отец будущего императора Константина).

В 305 году Диоклетиан отказался от правления в пользу своего зятя Галерия , который люто ненавидел христиан и требовал полного их истребления. Став августом-императором, продолжал преследования с той же жестокостью.


Число мучеников, пострадавших при императоре Галерии, чрезвычайно велико. Из них широко известны вмч. Димитрий Солунский, Кир и Иоанн бессребреники, вмц. Екатерина Александрийская, вмч. Феодор Тирон ; многочисленные дружины святых, такие как 156 Тирских мучеников во главе с епископами Пелием и Нилом и др. Но, незадолго до своей смерти, пораженный тяжкой и неизлечимой болезнью, Галерий убедился, что никакая человеческая сила не может уничтожить христианства. Поэтому в 311 году он издал эдикт о прекращении гонений и требовал от христиан молитв за империю и императора. Однако толерантный эдикт 311 года еще не обеспечивал христианам безопасности и свободы от преследования. И раньше не редко бывало, что, после временного затишья, гонение возгоралось с новою силою.

Соправителем Галерия был Максимин Даза , ярый враг христиан. Максимин, управлявший азиатским Востоком (Египет, Сирия и Палестина), даже после смерти Галерия продолжал преследовать христиан. Преследование на Востоке активно продолжалось до 313 года, когда по требованию Константина Великого Максимин Даза был вынужден его прекратить.

Таким образом, история Церкви первых трех веков стала историей мучеников.

Миланский эдикт 313 года

Главнейшим виновником существенной перемены в жизни Церкви явился император Константин Великий , издавший Миланский эдикт (313). При нём Церковь из гонимой становится не только терпимой (311), но и покровительственной, привилегированной и равноправной с другими религиями (313), а при сыновьях его, например, при Констанции, и при последующих императорах, например, при Феодосии I и II, — даже господствующею.

Миланский эдикт - знаменитый документ, даровавший свободу вероисповедания христианам и возвращавший им все конфискованные церкви и церковное имущество. Был составлен императорами Константином и Ликинием в 313 году.

Миланский эдикт явился важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи. Этот эдикт был продолжением Никомедийского эдикта от 311 года, выпущенного императором Галерием. Однако, если Никомедийский эдикт легализовал христианство и разрешал отправление обрядов при условии, что христиане будут молиться о благополучии республики и императора, Миланский эдикт пошёл ещё дальше.

В соответствии с этим эдиктом все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделяет христиан и предусматривает возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений. Эдикт также предусматривает компенсацию из казны тем, кто вступил во владение собственностью, ранее принадлежавшей христианам и был вынужден вернуть эту собственность прежним владельцам.

Прекращение гонений и признание свободы культа было начальным этапом коренного изменения в положении Христианской Церкви. Император, не принимая сам христианства, склонялся, однако, к христианству и в числе ближайших людей держал епископов. Отсюда целый ряд льгот для представителей христианских общин, членов клира и даже для храмовых зданий. Он предпринимает целый ряд мер в пользу Церкви: делает Церкви щедрые денежные и земельные пожертвования, освобождает клириков от общественных обязанностей с тем, «чтобы они служили Богу со всей ревностью, поскольку это принесет много пользы и делам общественным», делает воскресенье выходным днем, уничтожает мучительную и позорную казнь на кресте, принимает меры против выбрасывания родившихся детей и т.д. А в 323 году появился указ запрещающий принуждать христиан к участию в языческих празднествах. Таким образом, христианские общины и их представители заняли совершенно новое положение в государстве. Христианство стало привилегированной религией.

Под личным руководством императора Константина в Константинополе (ныне Стамбул) был построен символ утверждения христианской веры - Собор Святой Софии Премудрости Бо-жией (с 324 по 337 гг). Храм этот, впоследствии много раз пе-рестраивавшийся, до наших дней сохранил не только следы архитектурного и религиоз-ного величия, но и составил славу императо-ру Константину Великому, первому христиан-скому императору.


Что же повлияло на такое обращение римского императора-язычника? Для ответа на этот вопрос придется вернуться немного назад, ко времени правления императора Диоклетиана.

«Сим победиши!»

В 285 году император Диоклетиан разделил империю на четыре части для удобства управления территорией и утвердил новую систему управления империей, согласно которой у власти находились не один, а сразу четыре правителя (тетрархия) , двое из которых назывались августами (старшими императорами), а двое других цезарями (младшими). Предполагалось, что спустя 20 лет правления августы отрекутся от власти в пользу цезарей, которые, в свою очередь, также должны были назначить себе преемников. В том же году Диоклетиан выбрал себе в соправители Максимиана Геркулия , при этом отдав ему в управление западную часть империи, а себе оставив восток. В 293 году августы выбрали себе преемников. Одним из них и стал отец Константина, Констанций Хлор , бывший тогда префектом Галлии, место другого занял Галерий, ставший впоследствии одним из жесточайших гонителей христиан.


Римская империя периода тетрархии

В 305 году, спустя 20 лет после установления тетрархии, оба августа (Диоклетиан и Максимиан) подали в отставку и Констанций Хлор с Галерием стали полноправными правителями империи (первый на западе, а второй на востоке). К этому моменту Констанций был уже очень слаб здоровьем и его соправитель надеялся на его скорую смерть. Его сын Константин, находился в этот момент, практически на правах заложника у Галерия, в столице восточной империи Никомедии. Галерий не желал отпускать Константина к отцу, так как боялся, что воины объявят его августом (императором). Но Константину чудом удалось сбежать из плена и добраться к смертному одру своего отца, после смерти которого в 306 году армия провозгласила Константина своим императором. Волей-неволей Галерию пришлось смириться с этим.

Период тетрархии

Запад Римской империи

Восток Римской империи

август - Максимиан Геркул

август - Диоклетиан

цезарь - Констанций Хлор

цезарь - Галерий

с 305 года

август - Констанций Хлор

август - Галерий

цезарь - Север, затем Максенций

цезарь - Максимин Даза

с 312 года

с 313 года

август - Константин
единовластное правление

август - Ликиний
единовластное правление

В 306 году в Риме случилось восстание, в ходе которого Максенций , сын отрёкшегося Максимиана Геркулия, пришёл к власти. Император Галерий пытался подавить восстание, однако ничего не смог сделать. В 308 году он объявил августом Запада Ликиния . В этом же году цезарь Максимин Даза объявил себя августом, и Галерию пришлось присвоить Константину такой же титул (так как до этого они оба были цезарями). Таким образом в 308 году империя оказалась под властью сразу 5 полноправных правителей, каждый из которых не подчинялся другому.

Укрепившись в Риме, узурпатор Максенций предался жестокости и распутству. Порочный и праздный, он задавливал народ непосильными налогами, доходы от которых тратил на пышные празднества и грандиозные строительства. Однако он обладал большим войском, состоящим из гвардии преторианцев, а также мавров и италиков. К 312 году его власть выродилась в жестокую тиранию.

После смерти в 311 году главного императора-августа Галерия, Максимин Даза сближается с Максенцием, а у Константина завязывается дружба с Ликинием. Столкновение между правителями становится неизбежно. Мотивы для него на первых порах могли быть только политические. Максенций уже задумывал поход против Константина, но весной 312 года Константин первым двинул свои войска против Максенция, чтобы освободить город Рим от тирана и покончить с двоевластием. Задуманный по политическим соображениям, поход вскоре принимает религиозный характер. По тем или иным расчетам, Константин мог взять в поход против Максенция только 25 000 войска, четвертую приблизительно часть всей своей армии. Между тем у Максенция, сидевшего в Риме, было войска в несколько раз больше — 170 000 пехоты и 18 000 конницы. По человеческим соображениям, задуманный при таком соотношении сил и положении полководцев поход казался страшною авантюрою, прямо безумием. Тем более, если к этому прибавить значение Рима в глазах язычников и уже одержанные Максенцием победы, например, над Ликинием.

Константин по природе был религиозен. Он постоянно размышлял о Боге и во всех своих начинаниях искал помощи Божьей. Но языческие боги уже отказали ему в своем благоволении через принесенные им жертвы. Оставался один христианский Бог. Он начал призывать Его, просить и умолять. К этому-то времени и относится чудесное видение Константина. Царь получил удивительнейшее послание от Бога — знамение. По словам самого Константина, к нему во сне явился Христос, который повелел начертать на щитах и знамёнах своего войска небесное знамение Божье, а на следующий день Константин увидел в небе видение креста, который представлял подобие буквы X, пересеченной вертикальной линией, верхний конец которой был изогнут, в виде Р: Р.Х. , и услышал голос, говорящий: «Сим победиши!» .


Это зрелище объяло ужасом, как его самого, так и все войско, которое следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо.

Хоругвь - знамя Христово, знамя Церкви. Хоругви введены святым равноапостольным Константином Великим, который заменил на воинских знаменах орла крестом, а изображение императора монограммой Христа. Эта воинская хоругвь, известная первоначально под именем лабарума , сделалась потом достоянием Церкви как знамя победы ее над диаволом, лютым врагом ее, и смертью.

Битва произошла 28 октября 312 г. на Мильвийском мосту . Когда войска Константина стояли уже у самого города Рима, войска Максенция обратились в бегство, а сам он, поддавшись страху, бросился к разрушенному мосту и утонул в Тибре. Поражение Максенция, вопреки всем стратегическим соображениям, казалось невероятным. Слышали ли язычники рассказ о чудесных знамениях Константина, но только и они рассказывали о чуде победы над Максенцием.

Битва на Мильвийском мосту в 312 году н.э.

Через несколько лет, в 315 году, сенат воздвиг в честь Константина арку, ибо он "внушением Божества и величием Духа освободил государство от тирана". На самом людном месте города воздвигли ему статую, с спасительным знамением креста в правой руке.

Через год, после победы над Максенцием, Константин и вступивший с ним в соглашение Ликиний сошлись в Милане и, обсудив положение дел в Империи, издали интереснейший документ, который называется Миланским эдиктом.

Значение Миланского эдикта в истории христианства невозможно переоценить. Впервые после почти 300 лет гонений христиане получили право на легальное существование и открытое исповедание своей веры. Если раньше они были изгоями общества, то теперь они могли участвовать в общественной жизни, занимать государственные посты. Церковь получила право на приобретение недвижимости, строительство храмов, благотворительную и просветительскую деятельность. Изменение положения Церкви было столь радикальным, что Церковь навсегда сохранила благодарную память о Константине, провозгласив его святым и равноапостольным.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

В продолжавшейся в течение столетий кровавой борьбе, христианство победило Рим. История не знает еще более возвышенного зрелища чем эта борьба, которая была необходима по самому характеру столкнувшихся сил и которая должна была закончиться лишь победой христианства. Кровь мучеников, была в силу искупительных заслуг Христа, семенем христианства. Эти гон., которых насчитывалось десять, распадаются на три стадии, по которым мы и изложим их.

1. В I веке христиане потерпели два гон. - от императоров Нерона (54-68 г.) и Домициана (81-96 г.). Первое гонение было при Нероне после большого пожара в Риме (18-27 июля 64 г.), виновником которого, по подозрению народа, был сам он, но свалил всю вину на христиан, которые, как «ненавистники-де рода человеческого», уже сделались предметом ненависти со стороны язычников. Гонение было жестокое, выразившееся во всевозможных муках, которым предавали невинных христиан, но, в то же время, непродолжительное и едва-ли распространившееся за пределы Рима. Замечательно при этом, что языческий мир, не понимая еще значения христианства, начал однако уже отличать христиан от евреев и направлял свою вражду гораздо более к первым, чем к последним, и их уже тогда стали обвинять в ненависти к человеческому роду (odium humani generis) и относились к ним враждебно. Им приписывались всевозможные преступления, как секте, Основатель которой, в глазах римлянина, умер смертью преступника, и о собраниях которых уже носились слухи, будто они предаются на них противоестественным порокам разврата, устрояя так называемые фиестейские ужины. Среди мучеников Неронова гон., без сомнения, были апостолы Петр и Павел. - Второе гон. было при Домициане, которое собственно направлялось против иудеев, побуждением к чему служила алчность деспота; при этом, конечно, должны были потерпеть и те, которые совне жили по иудейским законам или вели свое происхождение из иудейства. Отсюда и христиане, якобы за неуплату подати, должны были подвергаться наказанию в виде лишения имущества и изгнания. Другим обвинением против них было «безбожие», т. е. отрицание государственной религии. Это обвинение направлялось против иудеев и тех, кто «впал в обычаи иудеев», т. е. христиан. Среди многочисленных христианских мучеников этого времени, по летописи Евсевия, выдается своим положением Флавия Домитилла, жена консулария Флавия Климента, которая в 95 г. была сожжена за свою веру. Разделял-ли консуларий Флавий Климент, свояк Домициана, в это же время казненный по самому ничтожному подозрению, веру своей жены и пострадал ли за нее, - на основании существующих источников решить невозможно. По Егезиппу, Домициан из политического подозрения потребовал к себе двух родственников Иисуса Христа, внуков Иуды, брата Иисусова, но после того, как увидел их мозолистые руки от работы на маленьком земельном наделе и услышал от них, что царство Христово не от мира сего и наступит только в конце мира, отпустил их, как неопасных простецов. К этому же времени предание относит и ссылку ап. Иоанна на остров Патмос, хотя известие о нем впервые появляется лишь у св. Иринея.

2. Поворотный пункт в отношениях римского государства к христианам наступил в царствование императора Траяна (98-117 г.). В виду все более возраставшей силы императорской власти, как выражения римской государственности, а также и в виду всё более усиливавшегося распространения христианства, необходимо было установить ту или другую форму в отношениях римского государства к христианам, которые все более и более находили себе последователей среди язычников. Внешний повод к такой регуляции представило следующее обстоятельство. Плиний младший, который с 111 года был наместником Вифинии, поставлен был в затруднение тем, что к нему стали поступать многочисленные жалобы на христиан. Он не знал, как поступать ему с этими христианами: нужно ли делать различие между ними, смотря по возрасту, полу и состоянию обвиненных, достаточно ли одного названия без преступления, или наказывать только тех, у которых с именем соединялось и преступление. Желая поэтому получить более определенные указания от императора, он обратился к нему со своим знаменитым письмом, в котором, задавая эти вопросы, сообщает в то же время о том, как он сам поступал доселе. «Я спрашивал, - пишет он, - христиане ли они. Если они сознавались в этом, то я, под угрозою наказания смертью, спрашивал во второй и третий раз; если они упорствовали, то я приказывал казнить их. Ибо я не сомневаюсь, что упорство и непреклонное упрямство должны быть наказываемы, какое-бы ни было их исповедание». «Тех, которые утверждали, что они не христиане и не были таковыми, я находил нужным отпускать, если они, по моему примеру, призывали богов и, принося жертвы курения и вина, боготворили твой образ, который я для этого ставил вместе с изображениями богов, и, кроме того, проклинали Христа, чего, как говорят, никогда бы не сделали истинные христиане». На это Траян, одобрив вообще его образ действий, дал Плинию такое решение: «Христиан не нужно нарочито разыскивать (conquirendi non sunt): но если их указывают и приводят, то их нужно наказать, причем, однако, кто говорит что он не христианин и это доказывает самым делом, т. е., поклонением нашим богам, вследствие такого раскаяния должен быть отпускаем без наказания, хотя бы и оставался в подозрении касательно прошлого. Анонимных доносов не принимать во внимание». Этот ответ императора, не будучи еще законом, фактически определил образ действий по отношению к христианам до начала III века. Положение, в которое он ставил христиан, было довольно опасно, хотя император желал мягкого к ним отношения, надеясь этою мягкостью подавить нарождавшееся, по его мнению, зло. Против христиан можно бы было просто привести в действие законы о запрещенных сообществах и недозволенных религиях; но Траян, видимо, хотел обойтись без этого, когда писал Плинию, что в этом деле нельзя руководиться обычными правилами. Тем не менее, положение христиан в империи, вследствие этого императорского указа, сделалось таковым, что всякий христианин уже в самом своем наименовании носил в себе преступление, хотя оно считалось полным и достойным смерти только в том случае, если обнаруживалось в уклонении от жертвоприношения государственным богам, в святотатстве и прочих противозаконных деяниях, если они будут доказаны на суде. Христианские апологеты горько жаловались на несправедливое обращение с христианами, и Тертуллиан изливал всю силу своего остроумия над этим указом и судопроизводством, но сам указ показывал, что со стороны государства хотели держаться возможно более гуманной почвы и старались даже отстранять христиан от совершения достойного смерти преступления; однако римское государство отреклось бы от своей собственной сущности, если бы оно оставило безнаказанным у христиан упорное отречение их от жертвоприношения. Ведь как в поклонении государственным богам, так и особенно в боготворении императора, проявлялось подчинение величеству римского государства, так и упорное отвержение этого религиозного акта должно было пониматься в смысле положительной политической оппозиции. В этом отношении впрочем, принимались во внимание некоторые смягчающие обстоятельства, и обращалось внимание на их древне-национальное происхождение. По отношению же к христианам не могло быть этого смягчения, так как, в отличие от иудеев, они представляли собою в глазах римского правительства новую секту, выступавшую с притязанием на значение мировой религии. Но цель закона оказалась недостаточной для римской государственной власти, так как при этом не принималось во внимание, ни сущности христианства, которого еще не понимали, ни мужественной готовности его исповедников жертвовать за свою веру даже жизнью, что так часто и было на деле. Гонения, которые терпели христиане в силу Траянова распоряжения, были в различных местах и в разное время весьма различны. Наместникам в рамках этого закона оставалось большое пространство, в пределах которого они могли по своему усмотрению действовать с большею или меньшею строгостью или умеренностью. Исторические сведения о мучениках от времени Траяна очень скудны. По свидетельству Егезиппа, в это третье гонение потерпели мученическую смерть епископ Симеон Иерусалимский, сын Клеопы и преемник Иакова, находившийся (ок. 109 г.) в преклонном старческом возрасте. К этому же времени относится и мученичество антиохийского епископа Игнатия (115 г.). Той же политики держался и импер. Адриан (117-138 г.). От его времени до нас дошел (в своей подлинности не подлежащий сомнению) замечательный рескрипт проконсулу Малой Азии, Минуцию Фундану. По донесению наместника Серения Граниана, в провинции Азии язычники на общественных празднествах шумно и яростно требовали массовых казней для христиан. Вследствие этого императору в особом письме к названному преемнику Серения Граниана, Минуцию Фундану, повелел приостановить обычное судопроизводство и подвергнуть христиан чрезвычайному суду, в то же время, защищая христиан от вспышек народной ярости. О жертвах гонения в это время сохранилось мало достоверных сведений. Вероятно, сюда относится мученичество римского епископа Телесфора (ок. 135 г.). Император Антонин Пий (138-161 гг.) настойчиво следовал примеру своих обоих предшественников, примыкая к Адриану и в том, что он защищал христиан против вспышек народной ненависти. Благоприятный для христиан документ ad communae Asiae исходит не от него. Тут и там судебные процессы давали повод к кровавому исповеданию. Четвертое гонение было при четвертом в ряду великих римских императоров, Марке Аврелие (161-180 гг.). Это был истый римлянин и (стоический) философ, и тем решительнее выступает против христианства. Правда, и в его царствование вообще продолжал сохраняться тот же порядок судопроизводства против христиан; но народная ненависть, пользуясь личным настроением императора, в отдельных провинциях тем чаще и сильнее подвергала христиан гонению, причем даже поощрялись доносы, обещанием части имущества осужденных их обвинителям. К этому времени относится мученичество апологета Иустина Философа (166 г., в Риме), епископа Поликарпа Смирнского (по наиболее вероятному счислению в 166 г., а не в 155 г.); Евсевий описывает гон. в Лукдунуме и Вьенне. - Пятое гон. было при неблагородном сыне Марка Аврелия, Коммоде (180-192 гг.). Хотя он относился и менее враждебно к христианам, но это по-преимуществу зависело от его религиозного равнодушия. Вероятно, и его наложница Марция, которая впрочем, едва ли была христианкой, склоняла его к мягкости. Происходившие при нем гонения на христиан имели более местный характер. Около 185 г. в Риме умер за свое исповедание сенатор Аполлоний. Септимий Север (193-211 г.) вполне стоял на почве Траянова эдикта. Распространению христианства он старался противодействовать, кроме того, запрещением переходить из иудейства в христианство (202 г.). При этом, однако, он терпел христиан даже в своем дворце: один раб, христианин Прокул исцелил его от тяжкой болезни, помазав его елеем, а мамка из христиан кормила его сына. В отдельных областях империи, в Египте и Африке, дело доходило до более значительных гон. В Александрии пострадали, между другими, Леонид, отец Оригена, рабыня Потамиена со своей матерью Марцеллой; в Африке - мученики нумидийского города Сциллиты, карфагенянки Перепетуя и Фелицита. Почти вполне прекратились гонения на христиан при Каракалле, Елиогабале и Александре Севере.

3. Шестое гонение было при Максимине Фракийце (235-238 гг.), первом императоре, который, оставив политику Траяна, решил систематически вести гонения на христиан - до полного уничтожения самого христианства. С этою целью он, сознавая силу и важность христианского духовенства, приказал беспощадно казнить их. Только слабость его авторитета и ранняя кончина воспрепятствовали ему в исполнении этого эдикта. Преемники его, арабы Гордиан и Филипп, оставляли христиан в покое. Но зато Деций, (249-251 гг.) вновь взялся за исполнение плана Максимина и дал сигнал к общему нападению на христианские церкви, прежде всего на их вождей (седьмое гон.). Будучи слаб как правитель, но одушевляемый желанием восстановить Римскую империю в прежней славе и в прежнем духе, Деций задался целью совершенно уничтожить в государстве это, по его мнению, враждебное сообщество христиан. Тут римский государственный принцип впервые вступил в борьбу со своим противником за существование. Сама форма судебного преследования осталась старая. Это было страшное посещение, разразившееся теперь над христианами, но оно послужило для церкви огнем очищения и укрепления. Многие из них, ослабевшие во время спокойствия, отпали. Оказались целые массы так называемых lapsi «отпавших», которых, смотря по форме их отречения, делили на thurificati или sacrificati (приносивших жертву курения изображению императора), libellatici (покупателей подложных свидетельств, что они, будто бы, приносили жертву) и acta facientes (таких, которые давали ложные показания в протоколах). Но не менее многочисленны были и истинно верующие, которые, при всех страданиях, твердо стояли за свое исповедание. Их называли исповедниками, если они после мученичества оставались живыми; мучениками, если запечатлевали свою твердость в вере смертью. Среди этих исповедников и мучеников было много членов духовенства и несколько епископов римских. В Тире потерпел мученическую смерть знаменитый Ориген (254 г.). Некоторые из епископов спасли себя для своих церквей бегством во время гонения, как это было с Киприаном Карфагенским. Ко времени Деция относится сказание о семи спящих юношах. - Буря гонительства продолжалась в течение всего (хотя и краткого) правления Деция; при имп. Галле (251-253 г.) и в начале царствования Валериана (253-260 гг.) она по временам затихала, но при последнем опять разразилась с новою силою по Дециевым правилам (восьмое гон.). Тогда пострадали Киприан, а также Сикст Римский вместе со своим диаконом Лаврентием. Сын и преемник Валериана, Галлиен (260-268 гг.), отменив правила своего отца, возвратился к Траяновой политике, которая с того времени оставалась в силе до Диоклетиана, хотя в 275 г. был издан Аврелианом гонительский указ, оставшийся однако вследствие смерти императора без действия. В лице Диоклетиана (284-305 гг.) бразды правления в Римской империи опять оказались в руках сильной натуры, руководившейся определенными государственными идеалами. В правительственной системе, которую он ввел для поддержания государственного единства, сам он стал во главе, как dominus, по своему достоинству имеющего право на богоподобное почтение, как выразитель высшего божества. Рядом с ним, но обязанные к безусловному повиновению верховному императору, стояли в императорском полномочии кесари, из которых способнейшему открывалась возможность достигнуть со временем верховной власти. Так как Диоклетиан, сын вольноотпущенного далматскаго раба, свое возвышение на имп. престол, о чем ему предсказано было одной друидкой, приписывал особому благоволению богов, то и опору своего правления он старался находить в самом ревностном поддержании языческого благочестия. По своим политическим и религиозным взглядам, он вскоре неизбежно должен был придти к столкновению и борьбе с христианством. Между тем он долго оставлял христиан в покое. Едва ли бы он и начал эту борьбу по собственному побуждению. Но его жрецы и представители стремившегося к возрождению язычества на почве неоплатонизма побудили его к последовательному проведению своих принципов, при которых они надеялись вновь захватить власть в свои руки; кесарь Галерий, фанатический враг христиан, настойчиво потребовал гонения и оно началось. Это было десятое и самое жестокое гон., и его решено было начать с войска. В 298 году издан был приказ, чтобы все солдаты совершили жертвоприношение. Следствием этого был массовый выход христиан из войска. В Тингисе (Тангере), в Африке, один христианин, воин Марцелл, сбросил с себя пояс, копье и меч, когда до него дошла очередь принести жертву, и, обличая идолослужение, воскликнул: «Отселе я перестаю служить вашим императорам». Он был казнен. Вторым, изданным по настоянию Галерия (303 г.) эдиктом открывалось общее, сначала некровавое гонение. Собрания для богослужения были запрещены, книги Св. Писания приказано было отбирать и сжигать, церкви разрушались; все христиане, отказавшиеся от жертвоприношения, лишались своих должностей и гражданских прав. Уже до появления эдикта действие его проявилось в разрушении главной церкви в импер. резиденции Никомидии. Помимо своих намерений, Диоклетиан вовлекается в кровавые гонительства. Один христианин, сорвав прибитый экземпляр импер. эдикта, разорвал его и был немедленно казнен. Во дворце в Никомидии неоднократно вспыхивал пожар; в поджигательстве были обвинены христиане и массами подвергались наказанию; пришло известие о возмущениях в восточных провинциях, и в этом виновными, перед глазами императора, опять выставляли христиан. Быстро, один за другим, изданы были три эдикта, из которых первым предписывалось заключать в тюрьму духовных лиц, вторым и третьим все христиане обязывались к принесению жертв. По всему государству (за исключением Британии, Галлии и Испании, где управлял благорасположенный к христианам кесарь Констанций Хлор) теперь в силу этих эдиктов началось яростное гонение на христиан. Рядом с этим, за исключением нескольких случаев слабости, обнаруженной некоторыми христианами при выдаче книг Св. Писания (traditores), и отречения из страха перед пытками, среди христиан все более и более развивалось то мужественное геройство, которое проявлялось в твердом до смерти исповедании веры. Кроме Галерия, особенною яростью и ревностью к кровавому истреблению христианства пылал соправитель Диоклетиана, Максимиан. По одному сказанию, он приказал истребить целый, состоявший из христиан легион, так называемый «Фиваидский легион», с его начальником св. Марцием, потому что он отказался преследовать своих собратьев по вере. После того, как в 305 г. Диоклетиан и Максимиан удалились от управления, Галерий, как верховный император продолжал гон. с удвоенной силой. Север и Максимин Даза, которых он назначил кесарями, поддерживали его в этом. Страдания христиан достигли в это время своей наивысшей степени, и их подвергали самым изысканным мучениям. Чтобы принудить христиан против своей воли к отречению, прибегали даже к таким средствами как окропление съестных припасов на окнах жертвенным вином и жертвенной водой. Наконец, даже среди самих язычников пробудилось отвращение к столь жестоким и все более усиливавшимся мерам гонительства на христиан. Еще до своей кончины, Галерий, страдая от мучительной болезни, как последствия своей преступной жизни, нашел себя вынужденным отменить некоторые меры гонительства и сознаться в их бесплодности. Эдикт от 311 г. принес христианам веротерпимость, хотя и не полное признание за ними прав гражданства. Гонимые очевидно победили, и это ясно сознавал сам властелин, когда умирая, он, в конце эдикта, просил чтобы христиане помолились за него. Предоставленною Галерием веротерпимостью однако, христиане не могли воспользоваться повсюду. Следующий верховный император Лициний вместе со своими соправителями, Максимином на востоке и сыном Максимиана Максентием на западе, опять стали на враждебную христианам сторону, и вражда их усиливалась тем более, чем определеннее выступало дружественное христианам настроение все более усиливавшаяся Константина, сына Констанция Хлора. Но Максентий уже в 312 г. потерпел поражение от своего западного соперника Константина. Между последним и Лицинием еще предварительно было заключено соглашение, в котором особенно нуждался Лициний, потому что он находился во вражде с Максимином. Изданный в 313 г. в Медиолане эдикт веротерпимости для всех религий в государстве вышел от обоих союзных глав восточной и западной империй. После поражения Максимина, открыто выступил разлад между Лицинием и Константином. С поражением Лициния (323 г.) закончилась отличавшаяся благоволением к язычеству политика, и по всему государству произошел переворот в пользу христианства. Небольшой перерыв в этом направлении произошел при преемнике Константина, в попытке воскресить язычество со стороны императора Юлиана Отступника (361-363 г.). Грозовое облако, которое поднялось против христиан в лице этого «романтика на троне кесарей», бросило лишь на некоторое время сумрачную тень и угрожало молнией; но разрушительных перунов не последовало. Возглас, которым Юлиан во время персидского похода, будучи смертельно ранен копьем, хотел облегчить свою душу: «Ты победил, Галилеянин», ярко обрисовало безнадежное положение умиравшего язычества после этой последней вспышки борьбы, в то же время, указывая и на ту силу, которая, несмотря на целые века гонительства, при всей внешней немощности последователей Распятого, привела к победе, именно силу, о которой сказано: «Кто в вас, Тот больше того, кто в мире», а возлюбленный апостол Иоанн восторженно воскликнул: «Сия есть победа, победившая мир, - вера наша»!

Но гонения на христиан не закончились с торжеством его в Римской империи. По мере распространения его за пределы этой империи, в глубину языческих народов Азии, оно подвергалось нередко не менее, а иногда даже и более жестоким гон., чем это было в Римской империи. Таковы были массовые избиения христиан в Персии, Турции, Японии (см. под этим слов.), и в самое недавнее время (1900 г.) в Китае, где от народной ярости, тайно поощряемой правительством, погибло не менее 30000 христиан разных исповеданий. В этом последнем факте находит себе опровержение известное мнение Гиббона, а за ним и других историков, доказывавших якобы историческую недостоверность известий о массовом избиении христиан в Римской империи. Нет, эти гонения и массовые избиения христиан были и всегда будут, пока окончательно не рассеется языческая тьма на земле.

Литература по вопросу о гонениях весьма обширна, отметим лишь важнейшие исследования, каковы: проф. А. П. Лебедева., Эпоха гонений на христиан, 2-е изд. Москва, 1897 г.; Алляра, Гон. на христиан (франц. издание, а русский перевод Е. А. Лебедевой, печат. в «Страннике»); Ramsay, Roman Law and Christians; А. П. Митякина, Христианская церковь в Римской империи; Алленер, Римская империя и христиане (изд. К. П. Победоносцева) и др.

* Александр Александрович Бронзов,
доктор богословия, профессор
С. Петербургской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 4, стлб. 515. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1903 г. Орфография современная.

Самым развитым государством древнего мира была Римская Цивилизация. На пике своего могущества Римская империя охватывала все прибрежные территории Средиземного моря, и все время расширяла свои границы в материковой части Европы. Завоеванные территории становились Римскими провинциями, однако это совсем не означало, что провинции должны отказаться от своего быта, религии, культуры, в пользу римской культуры. Во главе Римской империи стоял император, совещательным органом при нем был сенат, а порядок в стране поддерживался несокрушимыми легионами. Страна была огромной и для связей с провинциями строились дороги, главными в провинциях были наместники, они выполняли волю императора. Рим терпимо относился к религиям завоеванных народов и легализовал большинство религий проповедуемых на его территории. В самом Риме царило многобожие, много было восточных божеств. Религия в Риме считалась уделом государственным, и соответственно праздники, посвященные богам, носили публичный, массовый характер и сопровождались народными гуляниями и развратом. Римская империя находилась под воздействием греческой культуры. Долгое время официальными языками в Риме был греческий и латинский.
Римское государство считалось самым правовым в Древнем мире и с помощью законов уважало волю покоренных народов. Язычники римляне делили религии провинций на дозволенные и не дозволенные, к последним относилось христианство. Причины появления христианства в Римской империи отчасти были связаны с огромными общинами иудеев ее населявших. Основными проповедниками Христа в Риме были апостолы Петр и Павел. Собрание христиан были тайными, проходили в пещерах, в катакомбах, вдали от посторонних глаз и долгое время римляне считали их иудеям. Со временем сторонников Христа становилось больше, к вере стали приобщаться люди недовольные императорской властью, так начала зарождаться императорская аппозиция. В древнем Риме император, равен богу, ему приносили жертвы, покланялись, его боялись. Религия в Риме была делом государственным, а не правом одного человека. Сборища христиан учили, что бог един и не имеет плоти, что люди равны друг перед другом подрывало политический уклад императорской власти и могло вызвать народные волнения. Первое массовое гонение христиан было при императоре Нейроне 65-68 года н.э. Безумный император Нейрон поджог половину Рима и чтобы отвести от себя подозрения обвинил во всем христиан. Римляне считали христиан каннибалами, человеконенавистниками, и легко поверили в поджог Рима христианами. Начались массовые гонения и жестокие убийства христиан, их распинали на крестах, а затем обливали маслом и поджигали в садах Нейрона, затравливали дикими животными. Бесчинства эти прекратились, только со смертью императора. Вторым этапом гонений на христиан в Римской империи был период правления императора Домициана (81-96 гг.). Император провозгласил себя богом и все должны его почитать, кто отказывался ему покланяться, тех считали изменниками.
Во времена правления Трояна (98-117 года) был издан эдикт, официально признающий противоправными проповедников Христа, это считалось юридическим основанием для убийства христиан. Эдикт имел обязательную юридическую силу на всей территории Римской империи, что позволило бороться с христианами за пределами вечного города. Мудрый император Марк Аврелий просто ненавидел христиан, в них он видел угрозу всему устоявшемуся укладу страны.
Со смерти Марка Аврелия гонения на христиан уменьшилось, к ним привыкли и практически перестали обращать на них внимание.
Тем временем Великая империя приходила в упадок, по ее границам стали возникать племена и государства, ставя под угрозу могущество империи, галльские племена на севере, персы на востоке. Единственной возможностью удержать господство Рима было возврат к традициям, в том чисел к уважению и боязни римских богов. Для достижения результатов, все средства были хороши. Любые иноверцы подвергались страшным пыткам и гонениям. Христианами становились все больше римлян, они не молились римским богам и даже уклонялись от службы в армии. Такое положение дел наносило огромный урон государству, чья мощь держалась преимущественно на военной силе.
Самым страшным гонениям христиане подверглись при императоре Декие (249-251 года), он стремился удержать власть любой ценой и убийство иноверцев были основной его политикой. Так гонения христиан продолжались вплоть до раздела Римской империи на Восточную и Западную.

ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНЕ БЫЛИ БЛАГОЧЕСТИВЫМИ И ДОБРЫМИ ЛЮДЬМИ, НО ИХ ЖЕСТОКО ПРЕСЛЕДОВАЛИ. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ИМЕННО ГОНЕНИЯ СПОСОБСТВОВАЛИ БОЛЕЕ ИНТЕНСИВНОМУ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ХРИСТИАНСТВА ВПЛОТЬ ДО НАШИХ ЗЕМЕЛЬ И ДАЛЕЕ.

Причина гонений

Благодаря Священному Писанию повседневная жизнь первых христиан отличалась благочестием, нелицемерной любовью к окружающим людям, равенством и добродетелью. Они, как никто другой, понимали драгоценность человеческой жизни. Не только на словах, но и на деле они свидетельствовали о Божьей любви, которая изменила их жизни и все их естество. Всем своим сердцем они любили Иисуса, умершего за грешников, поэтому с радостью и рвением выполняли Его великое поручение - провозглашали Спасительное Евангелие всем народам, призывая людей к выполнению всего того, что заповедал Господь. За что же тогда их так беспощадно преследовали и уничтожали?

Стоит подчеркнуть, что апостолы и их ученики придерживались библейских принципов веры, изложенных в писаниях и называемых сегодня Ветхим Заветом, а писания Нового Завета к тому времени не были еще сформированы. Апостол Павел так писал о Ветхозаветном Писании: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (Библия. 2 Послание Тимофею 3:16-17) . Верность христиан Божьему Слову, которое призывает к благочестивой жизни по примеру Иисуса Христа, порождала против них гонения. Как бы парадоксально это ни выглядело, но это исторический факт. Тот же апостол Павел писал своему подопечному служителю Тимофею: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы… Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (Библия. 2 Послание Тимофею 3:12, 15).

Иудейские преследования (30-70 гг. н. э.)

В этот период христиане не отделялись от иудаизма. Х.Гонсалес в книге «История христианства» пишет: «Ранние христиане не считали себя последователями новой религии. Они были иудеями, и главным, что отличало их от остальных приверженцев иудаизма, была их уверенность в уже свершившемся пришествии Мессии - тогда как прочие иудеи все еще продолжали ожидать этого пришествия. Поэтому христианское послание евреям не призывало их отказаться от иудейства. Наоборот, с наступлением мессианской эпохи они должны были стать еще более совершенными иудеями... Для ранних христиан иудаизм был не соперником христианства, а все той же, прежней верой» . Для тех иудеев, которые отвергли Иисуса как Мессию, христианство также не было новой религией, они видели в нем лишь еще одно религиозное иудейское ответвление. Поэтому последователей Иисуса Христа изначально преследуют именно иудейские власти и их сторонники, а римские власти порой даже защищают христиан от их гонителей. Сами римляне считали гонения иудеев на христиан сугубо внутренним религиозным конфликтом в среде иудейского вероисповедания.

Религиозные вожди и радикально настроенные иудеи не собирались мириться с тем, что вера в Иисуса как Мессию Спасителя распространяется колоссальными темпами на территории Иерусалима и Иудеи. Гонения с их стороны рассеивали христиан-беженцев по другим территориям, что только способствовало еще более интенсивному распространению христианства на других территориях Римской империи. «Гонения на Иерусалимскую церковь дали сильный толчок евангельской работе. Проповеди имели здесь большой успех, и возникла опасность, что ученики надолго задержатся в этом городе и не станут выполнять поручения Спасителя возвещать Евангелие миру. Чтобы рассеять Своих представителей по земле, где они могли бы служить людям, Бог допустил гонения на Свою Церковь. Изгнанные из Иерусалима верующие “ходили и благовествовали слово”» .


Гонения со стороны язычников (70-313 гг.)

Позже в результате иудео-римской войны и разрушения Иерусалима в 70 г. н. э. и особенно после подавленного еврейского восстания под предводительством Бар-Кохбы в 135 г. н. э. по всей территории империи начались преследования евреев римской властью. Страдали от этих преследований также и христиане из евреев и неевреев, которые абсолютно не были на стороне иудейских восстаний. Римляне, особо не разбираясь, причисляли христиан к евреям из-за сходства в исповеданиях их веры. Отличить иудея и христианина от язычника не представляло особого труда. Христиане и иудеи почитали одно и то же Священное Писание и Закон Божий. Это видимо проявлялось в отказе употреблять нечистую пищу и мясо нечистых животных, в соблюдении святости субботнего дня как дня Господнего по Писанию и категоричном отказе поклоняться идолам и вообще каким-либо предметам и изображениям, или кому-либо как богу. А поскольку Рим строго требовал соблюдения государственного культа императора, то отказ христиан приносить жертвы императору приводил к обвинениям в политической нелояльности. Достоверно известно, что самым распространенным испытанием для христиан было требование признать императора божественным и принести фимиам на жертвеннике перед его статуей.

Те христиане, которые нелицемерно поклонялись Единому Богу, сохраняли Ему верность в этих принципиальных вопросах. Они под угрозой смерти отказывались приносить жертву императору, потому что в противном случае, они нарушили бы заповедь Того, Кого возлюбили больше своей жизни. Первые две из десяти Божьих заповедей гласят: «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой» (Библия. Исход 20:2-5).

Согласно Библии, истинное соблюдение Божьего Закона основано на любви к Богу и людям и является ее практическим выражением: «Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его» (1-е Послание Иоанна 5:2, 3) . Христианская любовь - это ответ на великую любовь Всевышнего к падшему человечеству: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Библия. Евангелие от Иоанна 3:16).

Первые уступки

Благодаря успешной проповеди Евангелия в то время к церкви присоединились многие выходцы из язычников. Но гонения римской власти на евреев побудили некоторых христиан, особенно из числа бывших язычников, раз и навсегда отмежеваться от иудаизма, чтобы римляне их не путали с евреями. Это им удалось сделать путем отказа от некоторых принципов Священного Писания, соблюдение которых в глазах римлян было признаком принадлежности к еврейскому этносу. Поэтому уже где-то с середины II века н. э. некоторые не утвержденные в вере христиане начали соблюдать вместо еженедельной субботы Господней воскресенье - день, в который язычники поклонялись своему богу солнца. Хотя они по-своему объясняли такую перемену воспоминанием о воскресении Христа в этот день недели, тем не менее отказ от соблюдения еженедельной субботы прямо противоречил Священному Писанию и был нарушением четвертой заповеди Божьего Закона.

Были и случаи, когда отдельные христиане, а порой и целые общины во главе с епископами, не только отступали от Божьего закона, но и отдавали свои свитки Священного Писания на уничтожение и всем миром шли приносить жертвоприношения императору, чтобы только сохранить свою жизнь. А мотивировали они это так же, как и сегодня делают многие христиане: «Закон Десяти Заповедей дан для евреев», или: «Десять Заповедей были отменены Спасителем на Голгофе» и т. д.

Но если быть последовательными и предположить, что они были правы и что можно нарушать заповедь о субботе и поклоняться идолам в определенных стесненных обстоятельствах - то тогда, выходит, можно нарушать и другие заповеди в подобных ситуациях: не убивай, не кради, не прелюбодействуй, почитай отца и мать… На самом деле, это были случаи, когда христиане отрекались публично от своей веры, испугавшись угроз и гонений. Их практическая вера не имела ничего общего с подлинным христианством и с теми христианами, которые осознанно умирали от рук гонителей, не поступившись ни одним принципом Священного Писания.

Гонения на христиан, не подчинившихся государственной церкви (380-1800 гг.)

Как ни старались язычники искоренить распространение Благой Вести, пролитая кровь христиан становилась святым семенем, благодаря которому тысячи обращались в христианство. Верно сказал известный раннехристианский писатель и теолог Тертуллиан, обращаясь к гонителям Церкви в книге «Апология»: «Чем больше вы будете уничтожать нас, тем больше нас будет становиться: кровь христиан - это семя» . То, как христиане встречали смерть - с достоинством, иногда даже с пением, потрясало умы многих искренних и мыслящих людей, которые впоследствии сами становились христианами. Так гонения только увеличивали число свидетелей истины. В конце концов, к IV веку, христианство стало самой влиятельной религией в империи и распространилось даже за ее пределы. Но это не было победным концом христианства, так как теперь уже государственная христианская церковь начала использовать власть для насильственного навязывания своей веры инакомыслящим.

Начиная с дней императора Константина, римское государство желало иметь под своим контролем одну единственную церковь, а те общины и идейные течения, которые ей не подчинялись, объявлялись еретическими и преследовались. Так началась эра жестокого преследования христиан, не подчинявшихся государственной церкви. Из них известны несториане, ариане, павликиане и другие…. Те, кто не подчинялся, на самом деле, не обязательно были еретиками. Среди них было много христиан, которые в отличие от официального учения церкви того времени, старались сохранять чистоту учения Христа. В результате гонимые христиане переселялись за пределы империи. Поэтому и распространение христианства за пределами империи происходило именно посредством так называемых «еретических движений», которые утвердились в Евразии и Африке. Известны эти церкви под разными названиями: «кельтская церковь» - в Северной Европе, от Галлии до Финляндии и Новгорода; «ариане» - в Восточной и Центральной Европе среди остготов, вестготов, лангобардов, герулов, вандалов; «несториане» - от Кавказа до Китая и Индии, и другие.

Христиане за пределами империи

«В начале II в. н. э. Рим выселял особенно ревностных последователей христианской веры на окраины империи (территория современной Румынии и Украины. - Авт.). Этим известен, например, император Траян (98-117). Во время гонений христиане находили приют среди народов Причерноморья» . Таким способом распространилось христианство за пределами империи, в том числе на землях Украины, известной тогда как Готия или Скифия.

Мы имеем много примеров героев веры, которые жили на наших землях и сохраняли веру в Иисуса Христа, придерживаясь Божьих заповедей. Но об этом в следующих номерах газеты.

В условиях гонений, Апостол Павел писал от имени искренних и мужественных христиан: «Нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (Библия. 2-е Коринфянам 6:8-10).

О причинах гонений на христиан в древнем Риме существует много самых различных мнений. Большинство так или иначе приближается к точке зрения Гиббона, который связывал гонения с отходом христиан от общественной жизни и их отказом от императорского культа. Античное государство, несмотря на свою веротерпимость, требовало лояльности в отношении государственной религии и соглашалось на исключение лишь для евреев, религия которых опиралась на древнюю национальную традицию. Теодор Моммзен считает, что римская веротерпимость простиралась только на лиц, не пользовавшихся правами гражданства, от граждан же требовался отказ от чужеземных культов; однако государство шло навстречу религиозным чувствам населения, по мере расширения прав гражданства. Моммзен не находит в римском праве статьи, по которой христиане могли бы привлекаться к ответственности как таковые; их обвиняли либо в кощунстве, либо в оскорблении величества, причем центральное правительство наказывало христиан лишь в виде уступки фанатизму масс. Только в III в. некоторые императоры сами попали под влияние этого фанатизма и организовали массовое преследование христиан. Моммзен считает, что противодействие переходу граждан в иноземные культы оказывало не только центральное правительство, муниципии поступали таким же образом в отношении своих граждан.

С запрещением не иноземных, но тайных культов и мистерий связывает преследование христиан Рейценштейн, приписывающий это запрещение страху римского правительства перед всякими тайными союзами, которые могли стать удобной формой для организации всякого рода антигосударственных заговоров.

Но существует также и точка зрения, отрицающая вообще какие-либо религиозные ограничения в Риме. Некоторые историки доказывают, что известные случаи запрещения тех или иных культов были вызваны только тем, что участники их подозревались в преступлениях (запрещение вакханалий), безнравственности или мошенничествах (изгнание поклонников Изиды и иудеев при Тиберии). Христиане преследовались не за отступление от национальной религии, а по подозрению в отвлечении граждан от лояльности государству.

Сами христиане, как это явствует из «Апологии» Тертуллиана, старались доказать, что их преследовали за одно «имя», хотя Тертуллиан и отмечает, что христианам, кроме «имени», вменялись в вину нежелание почитать императора, отказ от общественной жизни, разврат, ритуальные убийства и т. п.

Надо заметить, что гонения первых двух веков значительно отличались по своему характеру от гонений III в. Если в III в. они бесспорно исходили от центральной власти, были оформлены соответственными декретами и должны были носить массовый характер, то до конца II в. они были более или менее случайны. На это указывает известное свидетельство Оригена о незначительности числа пострадавших за веру. Евсевий также упоминает лишь о небольшом количестве мучеников во времена Антонинов. Лактанций в своем сочинении «De mortibus persecutorum» из гонителей до Деция упоминает только Нерона и Домициана. Евсевий даже склонен был приписывать Антонину Пию, Адриану и М. Аврелию специальные эдикты в защиту христиан. Возникновение представления о таких эдиктах, конечно, могло объясняться только отсутствием крупных гонений со стороны центрального правительства. Те же преследования христиан, которые имели место, возникали стихийно, и представители власти скорее уступали внешнему влиянию, чем играли активную роль. На это указывает и ответ Траяна Плинию: христиан следовало подвергать взысканию только тогда, когда это было необходимо, чтобы не вызвать резкого взрыва недовольства. Наглядной иллюстрацией этой политики может служить приведенный у Евсевия рассказ о гибели Смирнского епископа Поликарпа, смерти которого потребовал у префекта собравшийся в цирке народ.

Нередко инициаторами преследования христиан выступали жрецы различных восточных культов, маги, предсказатели, видевшие в христианах опасных конкурентов. В «Деяниях апостолов» говорится о выступлении против христиан эфесских ремесленников, работавших на храм и опасавшихся, что успех христианской проповеди затронет их доходы. Евсевий повествует о гибели известного христианского деятеля Юстина по вине философа-киника Кресцента, который, терпя поражение в публичных диспутах с Юстином, убеждал народ в том, что христиане - безбожники и нечестивцы. Известный христианский погром в Александрии при Филиппе Арабе начался, по свидетельству епископа Дионисия Александрийского, из-за подстрекательства какого-то мага или поэта. Интересно также более объективное свидетельство Лукиана, который в своем «Александре, или лжепророке» показывает, как шарлатан Александр, приступая к своим мистериям, изгоняет эпикурейцев и христиан с помощью толпы своих почитателей. Когда одна из его проделок не удалась, он натравил народ на эпикурейцев, что он, конечно, мог сделать и в отношении христиан.

Возмущение против христиан нередко вспыхивало во время различных стихийных бедствий, неурожаев, эпидемий, так как их, как «безбожников», считали виновными, навлекшими на народ гнев и кару богов.

Причины гонений III в. лежали глубже. Христианство возникло как движение рабов и бедняков, бесправных и угнетенных, покоренных и рассеянных Римом народов. И хотя во II-III вв. официальная церковь начала «забывать» «наивности» раннего христианства, она продолжала оставаться в оппозиции к «языческой» империи и враждебной «языческой» идеологии.

Быстрее всего христианство распространилось в азиатских провинциях, где сложилась новозаветная литература и откуда во II в. выходили, в основном, христианские писатели.

Христианство тем быстрее распространялось в провинции, чем в больший упадок приводило ее римское владычество. Еще при Адриане и Антонине Пие провинции, очевидно, сохраняли видимое благополучие. Но при М. Аврелии положение начинает изменяться. Правда, его биограф говорит о его кротости в отношении провинциалов, но война и чума не могли не отразиться на положении провинций. На это указывают такие объективные данные, как движение буколов в Египте, волнения в провинции секванов и в Испании, мятеж Авидия Кассия в восточных провинциях.

Если при М. Аврелии уже явственно ощущаются симптомы надвигающегося кризиса, то при нем же начинается преследование христиан, по типу гораздо более близкое к гонениям III, чем II в.

Это гонение было начато уже по инициативе правительства. Христианам был запрещен доступ в бани, общественные здания и на форум. Затем последовали избиения и преследования христиан. Их судили и в Лионе, и в Смирне, однако число пострадавших было невелико. Для Малой Азии Евсевий называет 5 - 7 человек. Для Лугудуна он говорит о 10 отпавших и о 5 особенно стойких мучениках. Были мученики и в Египте. О галльских христианах проконсул запросил императора и получил предписание отсечь упорствующим головы. Значит, император стал придавать христианской опасности большое значение, видя в христианах не просто невежественных людей, зараженных грубым суеверием. Скорее всего, это новое отношение к христианам можно связать с начавшимся движением в провинциях. Лугудун был как раз важнейшим городом той провинции секванов, волнения в которой подавил Марк Аврелий. Гонения имели место в восточных провинциях, где действовал Авидий Кассий, и в Египте, где происходило восстание буколов.

Нет никаких указаний на то, что христиане принимали какое-нибудь участие во всех этих волнениях. Римские источники вообще крайне редко упоминают о христианах, а христианские умолчали бы о подобных фактах, если бы они и имели место, поскольку обычно ставили своей целью доказать лояльность христиан. Но даже если предположить, что активного участия в антиимперских движениях христиане не принимали, вполне естественно, что правительство, обеспокоенное непокорностью провинций, не могло по-прежнему терпимо относиться к христианам, к вторым все больше начинали примыкать оппозиционно настроенные элементы.

Так же как Марк Аврелий, вел себя в отношении христиан и Септимий Север. После победы над Нигером и Альбиной он расправился с их сторонниками, а также и с поддерживавшими Нигера городами Неаполисом и Антиохией, отняв у них все права и привилегии. В связи с подавлением восстания в Сирии и Палестине был запрещен переход в иудейство. Одновременно запрещалось и принятие христианства. Свидетельство это (очень важное при редкости упоминания в языческих источниках о политике императоров в отношении христиан) подтверждается указанием Евсевия на мученичество ряда епископов при Септимии Севере, а также многих оглашенных из школы катехетов в Александрии. Гибель епископов указывает на то, что преследовались новообращенные и лица, возглавлявшие христианские общины. Опять, как и при М. Аврелии, гонение на христиан вспыхивает после подавления движения в провинциях и восстания узурпаторов.

Правда, христианские источники прямо отрицают всякую связь христиан с активно борющимися против империи элементами. Тертуллиан неоднократно ставит на вид, что христиане не составляют заговоров, что они не мстят, несмотря на то, что по большой численности своей могли бы «в одну ночь с несколькими факелами воздать злом на зло». Наконец, он прямо говорит, что среди христиан нет Кассиев, Нигеров и Альбинов, которые появляются только среди язычников. Но, во-первых, Тертуллиан не объективен, поскольку он хочет доказать полную лояльность христиан, а, во-вторых, даже если христиане не принимали активного участия в борьбе, их пассивная оппозиция не могла быть долее терпима правительством, когда провинциальные восстания грозили целости империи. К тому же христиане не всегда, видимо, стояли вполне в стороне от всякой политической и антиимператорской борьбы. На это указывает союз епископа Павла Самосатского с пальмирской царицей Зиновией в ее борьбе с Римом. К Павлу примыкала группа сирийских христиан-еретиков - антитринитариев, которым, видимо, были выгодны сепаратистские стремления Зиновии. Как известно, Аврелиан после победы над последней разделался и с Павлом, поддержав кандидатуру епископа ортодоксального направления.

От Септимия Севера до Деция нет никаких достоверных известий о гонениях. Евсевий кратко упоминает о том, что «Максимин гнал верных», но никаких подробностей не дает. Лактанций вовсе не упоминает о гонениях Максимина. Это может явиться сильным доводом в пользу того, что этих гонений вовсе не было, так как, в противном случае, Лактанций, конечно, использовал бы гибель Максимина как лишний пример постигающей гонителей небесной кары.

Надо заметить, что если в отношении большинства императоров I и II в. христиане могли с некоторым правом утверждать, что только тираны и злодеи были их гонителями, то в конце II в. и, главное, в III в. картина меняется. Не вдаваясь в подробный анализ этого в высшей степени темного источника, заметим, однако, что ориентация его в основном была сенатской. Авторы всегда ставят императорам в заслугу, что они уважали сенат и не казнили беспричинно сенаторов. Высокое уважение к сенату приписывается в особенности двум гонителям - М. Аврелию и Валериану. Из сенаторов происходил также Деций, биография которого, к сожалению, не сохранилась, и скудные сведения о котором можно почерпнуть только из биографии Валериана.

При большинстве императоров антисенатского направления христиане пользовались более или менее значительной свободой и безопасностью. Отношение римского сенатского сословия к христианам всегда было враждебно. Это видно на примере идеологов этого сословия - Тацита, Светония и др. В середине III в. это отношение не изменилось, как видно из написанной Дионом Кассием речи Мецената к Августу, в которой определенно подается совет всячески бороться с иноземными культами. Антагонизм между сенатской партией и христианами особенно возрос к половине III в. Если при Марке Аврелии можно только смутно предполагать связь между ростом оппозиционности провинций, распространением там христианства и преследованием его со стороны правительства, то в середине III в. эта связь становится гораздо ощутимее. Христианство становится одной из форм проявления недовольства провинциальных средних землевладельцев, муниципальной знати против «разрушительно действующего высасывания средств» со стороны Рима. Быстро меняется состав самой христианской общины в сторону перенесения центра тяжести с «трудящихся и обремененных» на представителей более зажиточных слоев. Число последних растет, они начинают оттеснять прежних демократических членов христианской церкви и, воспринимая христианское учение, изменяют его в более приемлемом для себя направлении.

Одним из главных моментов кризиса III в. - обострение отношений Рима с провинциями. Это борьба с узурпаторами и волнениями в провинциях. Намеки на связь между гонениями на христиан и конфликтами в провинциях видны уже при М. Аврелии и С. Севере, более явно эта связь выступает при Деции.

Деций был императором сенатской ориентации, сменившим различных антисенатских императоров, часто выходцев из провинций. Как таковой, он выражал интересы партии, ставленником которой он был. Деций старался обеспечить лояльности провинций и искоренить христианство, дававшее идеологическое обоснование все возраставшему стремлению провинциалов уклониться от исполнения государственных повинностей.

Несмотря на решительное намерение бороться с христианами, гонения далеко не носили той устрашающей формы, какую им обычно приписывает католическая историография. Так, из письма Корнелия антиохийскому епископу Фабию мы узнаем, что во время самого разгара гонения Деция в Риме оставалось 7 диаконов, 7 иподиаконов, 46 пресвитеров, 42 аколуфа, 52 экзорцистов и чтецов, которые содержали 1500 неимущих, хоронили погибших, увещевали христиан не отрекаться, стоя около самых храмов, и т. д. Та же картина, судя по письму Дионисия Александрийского, имела место и в Александрии. В Карфагене также оставался многочисленный клир, поддерживавший оживленную переписку с Римом и с Киприаном; исповедников в тюрьмах постоянно навещали христиане, иногда собираясь даже целыми толпами, в темницу допускались пресвитеры и диаконы, которые молились с заключенными. Невелико было и число мучеников. Так, Дионисий Александрийский называет 17 человек, такое же число мучеников приводит и Лукиан в письме к Целериану для Карфагенской церкви. При этом 14 человек из этих 17 умерли в тюрьме, один в каменоломне и только двое погибли действительно под пыткой. И, однако, несмотря на это, гонения как будто на первых порах имели решительный успех.

Источники указывают на большое число отрекшихся от христианства - «lapsi». Дионисий Александрийский и Киприан пространно описывают, как христиане сами спешили принести жертву богам, не дожидаясь, чтобы их схватили и насильно повели в храм. Киприан неоднократно оплакивает значительные массы отпавших и говорит даже о «гибели народа, некогда столь многочисленного». О количестве «lapsi» говорит также то, что впоследствии исповедники выдавали до 1000 писем мира в день. Но, несмотря на это видимое поражение, победа осталась за христианством. Очень яркую иллюстрацию дает история Карфагенской церкви во время гонений, в освещении Киприана (письма и трактаты).

Гонения укрепляли христианство, способствуя его централизации, которая зашла так далеко, что мог уже встать вопрос о главенстве одного епископа во всем христианстве. По существу, к вопросу о том, кто будет главой церкви, сводилась, правда, в замаскированной форме, борьба между Киприаном и римским епископом Стефаном.

Другим показателем укрепления церкви был тот факт, что вскоре разразившееся гонение Валериана, жертвой которого пал и сам Киприан, не повлекло за собой массового отпадения, как гонение Деция.

Христианство, в котором теперь «трудящиеся и обремененные» отходили на задний план, становились в ортодоксальной церкви только покорными почитателями и послушным стадом клира, теряло свой первоначальный демократически-революционный дух. Дух этот должен был теперь искать свое выражение в различных ересях. Но христианская община все-таки оставалась организацией, оппозиционной империи и Риму. Враждебность к ней государства принимала все более активные формы по мере увеличения удельного веса провинциальной оппозиции в христианстве. Церкви нужна была крепкая, централизованная, способная дать отпор нападению врага организация, а создавать таковую гонения не только не мешали, а, наоборот, помогали. Поэтому и победа оставалась на стороне христианства, подготовляя в недалеком будущем мир и союз с империей.