Где еще есть мощи николая. Где находятся останки николая чудотворца мирликийского

Святой Николай является одним из самых почитаемых на Руси святых. Чудеса, связанные с его именем, не имеют границ. Он помогал людям при жизни, помогает и после смерти. Огромное количество верующих нашли свое спасение и исцеление благодаря своим горячим молитвам, возносимым в его честь.

Житие святого Николая

Николай Чудотворец появился на свет в 234 году нашей эры в городе Патаре, который находился на территории бывшей Ликии (современной Турции). С малых лет он не переставал удивлять своих родителей. Так, во время крещения, еще не умея ходить, Святой Николай около трех часов простоял в купели на своих маленьких ногах.

Родители Феофан и Нонна были богатыми благочестивыми людьми и долго не могли иметь детей. Молитвы сделали свое дело, и Бог послал им сына, которого они назвали Николаем. Всю свою жизнь он тяготел к религии, постился по средам и пятницам, избегал праздности, светской жизни, соблазнов и женщин. Его дядя, епископ города Патары, видя такое благочестие, посоветовал родителям отдать Николая в богослужение, что они и сделали.

Святой Николай Чудотворец обладал баснословными знаниями и имел хорошее образование. В конце своего обучения он пошел в Иерусалим, чтобы поклониться святыням, после чего принял твердое решение посвятить свою жизнь Господу.

Получив пресвитерский сан, Николай Чудотворец пребывал в постоянной молитве и посте, жил без излишеств. Вскоре его дядя - епископ Николай доверил ему управление церковью. После смерти родителей все полученное наследство он направил на помощь нуждающимся. Спустя какое-то время Святой Николай решает оставить такую жизнь и уйти в незнакомое место, где он мог бы служить людям. Для этого он переселяется в город Мира. Там его никто не знает, и он живет здесь в нищете, молитвах. Укрытие герой нашего повествования находит в доме Господнем. В это время умирает архиерей этого города Иоанн. Для избрания на этот престол достойного кандидата священнослужители положились на божью волю, которая пала на Николая Угодника.

Эти времена славились гонением на христиан, а блаженный Николай был их руководителем, готовым страдать за веру. За это он был схвачен и заключен в тюрьму вместе с другими верующими братьями. Долгое время провел святой Николай Чудотворец в темнице, пока вступивший на престол, не освободил всех христиан. Город Миры с радостью встретил своего бывшего пастыря.

Великий Божий угодник прожил много лет. На протяжении всей своей жизни он помогал людям словом, делом и помышлением. Святой давал благословения, исцелял, защищал и совершал великое множество благочестивых поступков.

Праздник святого Николая

Русская православная церковь 19 декабря принимает поздравления с ведь он является одним из самых почитаемых святых. Издавна он считается заступником и утешителем, помощником в скорбных делах. Святой Николай покровительствует путешественникам и мореплавателям. Ведь он совершая паломнический поход в Иерусалим, море разбушевались и матросы попросили его помолиться о их спасении. Святитель Николай благодаря своей проникновенной молитве успокоил разбушевавшееся море.

Получают от него помощь и другие люди, которым он дарит надежду и помогает в бедах. Святой не отказывал ни христианину, ни язычнику, исповедовал всех, помогал встать на путь истинный.

Николай Угодник совершил множество благочестивых дел. И всегда ему помогала неуправляемая, сильная и ревностная молитва к Богу. Скончался святой в конце IV века после непродолжительной болезни, находясь уже в весьма преклонном возрасте. А его мощи с 1087 года хранятся в итальянском городе Бари.

Православная церковь ежегодно шлет поздравления с Днем святого Николая тысячам верующих 19 декабря, а также чествует память угодника Божьего особыми песнопеньями по четвергам.

О молитве Николаю Чудотворцу

Молитва святому Николаю наиболее читаемая в православии. Ведь Чудотворец помогает верующим на протяжении тысячи лет. Молитвы к Божьему угоднику не остаются без внимания. Его просят о детях, путешественниках, замужестве дочерей. Взывают к нему, когда в доме голодно, для защиты невинно осужденных.

Специального списка обращений, по которому можно обращаться к святому за помощью, нет. Он помогает всем в любых трудных житейских ситуациях.

Молиться нужно тогда, когда этого хочет душа и сердце. Правильно молиться два раза в день: утром и вечером. Самая благословенная и проникновенная молитва звучит на рассвете, когда все ещё спят. Перед сном святые слова успокаивают душу и настраивают на хороший безмятежный сон. Не стоит ограничиваться молитвами дома. Следует хотя бы иногда посещать церковь и ставить там свечу любимому святому. Существует 7 основных молитв святому Николаю.

Акафист Николаю Угоднику

Бесспорно, и действенны, а по-настоящему происходят чудеса и перемены в жизни, когда читаешь акафист святому Николаю. Слова, содержащиеся в нем, благоприятно отражаются не только на жизненной ситуации, но и помогают улучшить финансовое положение, получить хорошую должность без блата и денег, открыть свой процветающий бизнес, выйти замуж, зачать и родить долгожданного ребенка, победить тяжелую болезнь.

Читают акафист 40 дней подряд и обязательно стоя. Для этого изображение Николая Чудотворца ставят перед собой, зажигают свечу и начинают молитву. Следует постараться не пропускать ни одного дня, иначе придется все начинать заново.

Но это не обязательный ритуал, обращаться и святому Николаю можно и нужно всегда:

  • при посещении церкви;
  • дома перед иконой;
  • непосредственно столкнувшись с тяжелой ситуацией.

Есть один случай, который переходит из уст в уста. Один весьма нерадивый студент, не выучив как следует теорию, пошел сдавать экзамен и потерпел полное фиаско. Из трех билетов, которые ему были предложены, он не знал ни один, в результате ему поставили двойку. Расстроенный, он вышел из кабинета и начал молиться Николаю Угоднику. Святой ему помог. Через какое-то время вышел преподаватель и сказал, что он ошибочно поставил в ведомость высокую оценку, и ему следует выучить предмет и снова прийти к нему. Студент не только сходил в церковь и поставил свечу святому, но и блестяще пересдал экзамен.

Святые места, носящие имя святого Николая

Любовь народа и поступки, которые забыть невозможно, послужили тому, что в честь Николая Угодника был назван целый ряд святых мест. К ним относится церковь святого Николая, расположенная в Демре, на территории Турции. Это значимое сооружение византийской архитектуры на Востоке. Её возвели в начале VI века. На этом месте до строительства церкви находился храм богини Артемиды. Почтенный возраст здания, настенные древние фрески и иконы, роспись, мозаика из камня - все это делает храм уникальным, а место удивительным. Здесь изначально был похоронен святой Николай, но опасаясь разбоя турок-сельджуков, итальянские купцы выкрали его мощи и переправили их в Италию, в город Бали, где они и находятся до сих пор.

Еще одна церковь, названная в честь Святого Николая, располагается в Афинах. Точная дата её появления неизвестна, но отреставрирован храм был в 1938 году. Здесь местами сохранилась старая фреска. Все художественные работы велись известным художником Фотисом Кондоглу. В храме хранится частичка мощей Николая Чудотворца.

В России храм святого Николая находится в Кленниках в Москве. Он насчитывает уже несколько веков. Воздвигнут храм на месте старой деревянной церквушки в XV веке. Шестьдесят лет он простоял закрытым (с 1932 по 1990 гг.). В это время храм был разорен и использовался как склад для хозяйственных нужд. Но, благодаря стараниям верующих, церковь обрела свое второе рождение и засияла куполами. В настоящее время здесь хранится частичка мощей Божьего угодника Николая.

Монастырь святителя Николая

Есть и святого Николая. Находится он на острове Кипр. Существует легенда, которая повествует об ужасной засухе в IV веке. В это время территорию острова атаковали змеи. Их было так много, что святая царица Елена, которая приходилась матерью Константину Великому, отправившись на поиски Креста Господнего и обретя его, посетила по возвращении домой остров. Вернувшись в родной город, она тут же распорядилась отправить на Кипр тысячи кошек для борьбы с ядовитыми гадами, а присматривать за ними надлежало монахиням. Специально для них выстроили небольшой монастырь и назвали его в честь святого Николая, покровителя рыболовов и моряков.

Обитель до сих пор действует, там живет шесть монашек и множество кошек, за которыми они ухаживают. Поэтому монастырь очень часто называют просто кошачьим.

Икона святого Николая

Николай Чудотворец является одним из самых почитаемых святых, и икона с его ликом присутствует в каждом доме верующих. Издавна она считалась уникальной вещью, ведь иконописец через живопись старался передать внутренний мир святого, его сущность, чтобы человек через неё мог установить связь с Богом.

Облик святого Николая не только помогает молиться, но и оберегает дом, заботится о том, чтобы живущие в нем люди, не испытывали нужду, голод, а также он несет благополучие.

Изображается святитель в:

  • поясном образе, где правая рука благословляет, а левая держит Евангелие;
  • полный рост, правая рука приподнята для благословения, левая держит закрытый Евангелие. В данной позе он запечатлен совместно с другими святыми, изображенными в полный рост;
  • облике Николы Можайского, где в правой руке он держит меч, а в левой крепость, как бы показывая, что он защитник верующих;
  • житийных иконах. Здесь образ святого дополнен 12, 14, 20 и 24 клеймами, которые обозначают события в жизни святого Николая;
  • иконографических образах. Это Богородица с особо избранными святыми, Рождество Николы, Перенесение мощей.

На каждого человека облик святого Николая производит разное впечатление. Одни видят в нем спасителя, другие помощника, третьи наставника. Смысл иконы как раз и состоит в передаче определенного образа святости, который действует на людей не хуже талисмана. Действенность в несколько раз будет сильнее, если произнести молитву.

Размещение икон в доме

Икону Николая Угодника следует не только иметь в доме, важно и правильно её расположить. Иконостас, как правило, располагают на востоке, но если восточный угол занят, то иконы можно расположить в любом свободном месте.

При размещении иконостаса должны учитываться следующие принципы:

  1. В самом центре должна быть расположена (Спас Нерукотворный, Спас Вседержитель и другие образы), она же должна быть и самой большой иконой.
  2. Слева от Иисуса Христа должен располагаться облик Божией Матери с Младенцем.
  3. Над образами Спасителя и Девы Марии не должно висеть никаких икон, исключение составляют или распятие.
  4. Все остальные иконы подбираются исходя из личных предпочтений христианина.
  5. В каждом иконостасе должны присутствовать иконы Николая Угодника, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, целителя Пантелеимона, Ангела-Хранителя, а также крестильные иконы с именами святых, которые носит человек.
  6. Рекомендуется иконы вешать на кухне или в гостиной, но если нет возможности, можно разместить их и в спальне.
  7. Нельзя вешать иконы рядом с картинами или изображениями обычных людей.
  8. Иконостас должен располагаться в наиболее уединенном месте, подальше от телевизора, компьютера и прочей увеселительной техники.

Неважно, где находятся иконы и сколько их в доме, самое главное - молиться почитаемым святым регулярно. Ведь икона - это связь с богом, через которую передается особая благодать.

Мощи Николая Угодника

Жизнь святителя Николая полна благородных поступков, поэтому, скорее всего, Бог и даровал ему многие лета жизни, ведь умер он в 94 года. В настоящий момент его мощи, вернее, основную их часть, хранит собор святого Николая, расположенный в итальянском городе Бари. В честь Угодника названо множество храмов, а в некоторых из них как раз и хранятся остальные частички его мощей. Они оказывают благотворное и целебное влияние на людей, приложившиеся к ним, исцеляют тело и успокаивают душу.

В 2005 году английские ученые по черепу святого попытались воссоздать его образ. Они обратили внимание на то, что он имел плотное телосложение и рост около 1 м 68 см. У него был высокий лоб, резко выделялись на лице скулы и подбородок. Он имел карие глаза и смуглую кожу.

Современные чудеса

Святой Николай Чудотворец творил чудеса раньше, продолжает он их совершать и по сей день. Так, однажды отряд школьников пошел в поход. Они стали спускаться по воде на байдарках. Шлюпку перевернуло, спаслись все, но не сразу. У самого младшего участника группы было изображение святого Николая. С его слов, именно оно помогло ему спастись.

Ещё один мужчина долго сидел без работы. Он поделился своей проблемой со священником на исповеди, который, в свою очередь, предложил помолиться Николаю Угоднику у иконы. На следующий день знакомый предложил мужчине должность в одной фирме. Казалось бы, ерунда, но подобных историй тысячи. У одних людей после молитвы чудесным образом открывается до этого не поддававшийся замок, у других во время дождя, ветра и непогоды резко проглядывает солнце, третьи получают исцеление и продолжают свой путь.

Поэтому молитесь, и будете услышаны, просите, и вам воздастся.

Принесение из Италии в Россию частицы мощей святителя Николая Чудотворца вновь всколыхнуло разговоры, касающиеся почитания мощей и, в частности, правомерности их дробления. Мы собрали некоторые наиболее часто задаваемые вопросы наших читателей и переадресовали их протоиерею Владиславу Цыпину — профессору, доктору церковной истории, преподавателю канонического права Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии.

— Отец Владислав, если почитание святых мощей обычно не вызывает вопросов в православной среде, то практика их дробления кому-то может показаться странной. Не противоречит ли она догматике?

— Ничуть не противоречит. В Древней Церкви, в эпоху гонений, сложился обычай совершать Евхаристию на мощах мучеников. Колоссальное умножение числа храмов после Миланского эдикта святого Императора Константина при сохранении этой традиции повлекло за собой раздробление мощей — с тем, чтобы в каждом храме на мощах совершалась Литургия, а с другой стороны, употребление в этом качестве мощей не только мучеников, но и других святых. Отсюда пошли антиминсы, которые также, имея подпись епископов, служат своего рода «документом», подтверждающим, что пресвитер совершает Литургию не самовольно, но по воле епископа. Кстати, поэтому канонически епископ может, если это необходимо, совершить Евхаристию и без антиминса.

— Важен ли размер частицы мощей, к которой ты прикладываешься?

— Размер мощей сам по себе не важен, но восприятие верующим психологически может быть разным, когда перед ним целые мощи или лишь частица их. Бог действует Ему Одному ведомым образом, это Его действие именуется благодатью. Мощи, согласно оросу VII Вселенского Собора, почитаются наравне с иконами, и действие благодати чрез них, очевидно, подобно тому, как она действует чрез иконы. При обращении к мощам святых важнее всего вера в действие благодати чрез них, вера в святость чтимого угодника, т.е. вера осознанная.

— Почему многие святые категорически настаивали, даже приказывали своим ученикам бросить свои тела после смерти на растерзание зверям, оставить в лесу и т.д.? Почему хотели, чтобы места их захоронения оставались неизвестными людям?

— Святые, просившие выбросить их останки на съедение зверям, делали это из великого смирения, считая себя худшими из людей. Мы наблюдаем, казалось бы, «обычный» христианский парадокс: самые лучшие из нас, христиан, обращают внимание не на свои заслуги, а на свои грехи. Это — те самые, «которых не был достоин весь мир», по словам апостола Павла.

— Тогда почему христиане в большинстве случаев не выполняли этого наказа?

— Во-первых, по отношению к ним исполняли обычный долг погребения усопших ближних — это естественно даже с мирской, не церковной точки зрения. Во-вторых, чуть ли не в большинстве случаев ученики и последователи святых оставляли их мощи для прославления Бога за дарование им такого человека и для примера следования ко Христу для будущих поколений.

— В житии святого Димитрия Солунского говорится о том, что он был против разделения своих мощей. Один раз такой запрет получил иллирийский вельможа Леонтий, который хотел взять часть мощей святого, чтобы построить ему храм на родине. В другой раз посланцы Императора Юстиниана, хотевшего заполучить часть мощей святого Димитрия «на украшение и освящение» новопостроенного храма Святой Софии, были остановлены столбом пламени, из которого послышался голос: «Стойте и не осмеливайтесь». Как можно расценить этот случай?

— В житиях святых присутствуют самые разные эпизоды, и поучительными для нас, христиан, они могут быть не всегда и не во всех обстоятельствах. Могут быть там и удивительные вещи, которые, может быть, и должны служить примером, но только тогда, когда мы трезво вникаем в контекст событий и духовного состояния людей, оказавшихся в определенной ситуации. И поэтому то, что мы знаем из жития какого-то святого, не может становиться правилом, обязательным к повсеместному применению. Говоря более определенно о нежелании святого великомученика Димитрия, чтобы его мощи продолжали отделять и дальше, нужно иметь в виду, что, вполне возможно, это отделение стало злоупотреблением, угрозой уничтожения мощей. Это стало и духовной опасностью, вероятно, для самих христиан, избавление от которой с благодарностью и вспоминается в акафисте святому.

Но это не значит, что мы из этого эпизода должны делать какой-то универсальный вывод на все случаи жизни: мол, отделение частиц от святых мощей полностью запрещено. В любом случае, традиция отделять частицы от мощей существует, и она признана Церковью.

— Говорится ли в канонах Православной Церкви что-либо о частицах мощей?

— Да, в 94-м правиле Карфагенского собора, относящемся к самочинно возведенным храмам, местным епископам предписывается разрушать их, если при них «не оказывается положенным никакого тела или части мощей мученических». Отсюда видно, что «части мощей мученических» приравниваются по значению к телам мучеников, а кроме того, никто в почитании частиц мощей наравне с целыми мощами никогда не сомневался.

— Как появилась практика раздробления мощей?

— Возможно, начало этой традиции положило то обстоятельство, что мощи святых бывали разделенными уже по своему первоначальному состоянию: святых казнили, их останки сжигали — оставались только кости. В конце концов, возникла просто потребность в мощах святых для антиминсов, что сделало эту практику уже абсолютно неизбежной, потому что невозможно иметь для каждого из сотен тысяч храмов целые мощи.

Многие мощи, как например, великого святого Саввы Сербского, были уничтожены, какие-то исчезли, были украдены — особенно после IV Крестового похода, османских завоеваний и т.д. Но почитание святого не может прекратиться из-за исчезновения его мощей. На мой взгляд, уничтожение святынь, их исчезновение должны восприниматься христианами как следствие нас, христиан, недостойного поведения.

Тут надо иметь в виду еще вот какое обстоятельство: зачастую мы видим лишь внешнюю сторону того, что происходит в Церкви и мире, но промыслительный смысл происходящих событий нам далеко не всегда открыт. И мы поступаем, может быть, очень самоуверенно, когда столь легко пытаемся найти глубинные, основные смыслы того, что происходит.

— Вы говорите о разумном, христианском подходе к деяниям святых: не в каждой ситуации определенная реакция святого, о которой мы знаем из его жития (или тем более легенды о нем), должна быть правилом для повсеместного употребления.

— Совершенно верно. Из отдельного частного случая нельзя выводить некое общее обязательное правило. Чтобы быть универсально обязующим, некое действие должно быть узаконено Церковью. Мы не имеем никакого права, ссылаясь на некие эпизоды из жизни святых, вводить их реакцию на что-то в обязательное употребление, не учитывая всех обстоятельств, которыми была вызвана определенная реакция святого (подчеркну!) человека. Мы не имеем никакого права, скажем, ссылаясь на житийный эпизод о пощечине, которую святитель Николай дал еретику Арию на I Вселенском Соборе, отвешивать оплеухи всем, кто с нами не согласен, — единоверцам ли или иноверцам. Делать это нормой, согласитесь, было бы странным. Сколько было случаев, когда та же пощечина наносилась, казалось бы, из «благовидной ревности», но это были откровенно дурные поступки, никак не говорившие о святости «заушителей»!

Я подчеркиваю необходимость постоянного трезвого, христианского восприятия — это касается и почитания мощей святых, и в целом понимания всей нашей жизни.

— В чем разница между христианским и языческим поклонением мощам?

— Языческие верования самые разные. Ничего подобного почитанию останков не было, например, у римлян. В древнем Египте искусственно изготавливали мумии, как-то сопрягая этот обряд со своеобразной верой в бессмертие.

Что же касается разницы между христианским и языческим поклонением, то нужно, наверное, иметь в виду то же правило, которое действует и в отношении почитания святых икон: мы поклоняемся первообразу, т.е. прославляем Бога Творца, дающего Своему созданию свободу и силы следовать за Ним. Также прославляем подвиг тех людей, которые воспользовались этой свободой в полной мере, просим их поучаствовать в нашей молитве о даровании нам сил идти ко Христу, быть настоящими христианами.

— Как я понимаю, ваши слова об осознанном христианском поклонении мощам святых относятся и к святителю Николаю, часть мощей которого сегодня находится в России?

— Совершенно верно. К самому любимому и почитаемому на Руси святому нужно обращаться по-христиански, не так ли?

Святителя Николая Чудотворца называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.

Житие Николая Чудотворца

Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.

Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым - ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством - разрушал идолов и капища, и защитник христианства - обличал еретиков.

Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода - своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах - точная дата неизвестна.

Мощи святителя Николая

Мощи Николая Чудотворца хранятся в Венеции на острове Лидо c 1099 года. «Венецианская часть» мощей святителя это та часть, которую не успели в спешке забрать барийцы во время взятия основной части мощей из Мир Ликийских в 1087 году. Совершение православных богослужений на мощах святителя Николая на острове Лидо уже стало доброй традицией для православных верующих. Впрочем, православные верующие Венеции и паломники приходят в базилику святителя Николая в течение всего года для совершения частной молитвы.

Первое время мощи святого покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

В 1087 году часть мощей святого перенесли в итальянский город Бари, в церковь святого Стефана. Спустя год после спасения мощей там возвели базилику во имя святителя Николая. Сейчас у мощей святого могут помолиться все желающие - ковчег с ними по сей день хранится в этой базилике. Спустя несколько лет оставшаяся часть мощей была перевезена в Венецию.

В честь перенесения мощей Николая Угодника установлен особый праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 22 мая по новому стилю.

История перенесения мощей ликийских святых

В 1095 г. папа Урбан II объявил I Крестовый поход против сарацин, в котором приняли участие западные правители, назвавшие себя крестоносцами. Венеция не осталась в стороне от Крестового похода, однако приняла в нем участие в своем, особенном стиле. Перед отправлением в поход Пьетро Бадоаро, патриарх Градо, и епископ Кастелло Энрико, сын упомянутого дожа Доменико Контарини, напутствовали войска и флот в храме Сан-Николо. При этом патриарх обратился с молитвой к святителю Николаю, чтобы он помог христианскому оружию в битвах против неверных и благоволил привезти в Венецию его мощи.

Под командованием Джованни Микеля, сына дожа Витале, венецианцы направились к Иерусалиму через Далмацию и Родос, где произошла стычка с их врагами, пизанцами, окончившаяся победой островитян. Когда они поравнялись с Ликийскими берегами, епископ Контарини, пожелал взять мощи святителя Николая, чтобы, как говорит хронист, «умножить покровителей своей Родины». Вообще, их главной целью, судя отчасти и по словам патриарха Бадоаро, произнесенным перед отправлением крестоносцев, и было похищение мощей святителя Николая, поскольку в Палестину они явно не торопились.

С кораблей послали соглядатаев, которые доложили, что город Миры находится на расстоянии 6 миль от берега моря и что после турецкого опустошения жителей в нем почти не осталось. В самой же базилике из-за оскудения числа верующих службы совершались всего лишь раз в месяц. Венецианцы выставили засаду и дождались удобного момента.

Когда крестоносцы вошли в храм, то нашли его пустым. Четыре стража, находившиеся там, показали разбитую раку и рассказали о похищении мощей барийцами (1087 г.) – «вот гробница, откуда барийцы взяли часть мощей, а другую часть оставили». Местонахождения оставшейся части стражи, однако, указать не могли, так же как ничего не знали они и о судьбе другой части, которую, по их словам, еще раньше император Василий подготовил для перенесения в Константинополь.

Венецианцы не поверили грекам и разобрали остатки гробницы, где нашли только воду и «масло» (миро?), а затем обыскали всю церковь, по словам летописца, «перевернув все вверх дном». Одновременно с поисками они принялись мучить стражей, пока один из них, не выдержав пытки, попросил позволить ему поговорить с епископом. Последний призвал стража рассказать о том, где спрятаны мощи, но тот лишь начал умолять избавить его от напрасных мучений. Контарини устранился от помощи несчастному, а солдаты стали снова пытать его. Тогда тот вновь возопил к епископу, который, наконец, положил конец мучениям, а страж в благодарность показал ему мощи двух других святых епископов Мир Ликийских – священномученика Феодора и св. Николая «Дяди».

Венецианцы погрузили мощи в корабль и хотели было отплыть, когда некоторые их товарищи, замедлившие в храме, сказали, что обоняли чудесное благоухание в одном из церковных приделов.

Тогда кто-то из стражей вспомнил, что епископ в большие праздники совершал службу не на главном престоле, но уходил в помещение, находившееся поблизости (возможно, исповедальню), и служил там на переносном престоле. На потолке комнаты, кроме того, имелась фреска, изображавшая святителя Николая. Именно рядом с тем местом венецианцы и обоняли удивительно приятный аромат, который привлек их внимание. Таким образом, вначале благовоние, источаемое на том месте, а затем икона подсказали крестоносцам, где им следовало искать мощи святителя. Вернувшись в церковь и разбив пол алтаря, они обнаружили под земляной прослойкой другой пол. Разобрав и его, они вынули большие камни, служившие ему опорой, и увидели следующий слой, представлявший собой окаменевшую массу, по составу напоминавшую битум. Внутри нее в медном ларце и находилась часть святых мощей чудотворца. По всей церкви тогда распространилось чудесное благовоние.

На раке была выгравирована надпись по-гречески: «здесь почивает великий епископ Николай, славный своими чудесами на земле и на море».

Крестоносцы собрали все осколки сплава, содержавшего мощи, и отнесли их на корабль, где устроили особый храм в честь святителя Николая и поручили священникам денно и нощно молиться и прославлять св. архиепископа Мир Ликийских.

Мощи трех святых были взяты из Мир Ликийских 30 мая 1100 г., а привезены в Венецию 6 декабря 1100 г. в день памяти святителя Николая. Мощи трех святых покоятся в одной раке, но в разных деревянных вместилищах. Автор рукописи «Перенесение мощей св. Николая» рассказывает о чудесах, совершавшихся у мощей святителя, многим из которых он лично был свидетелем. Достоверность мощей и их освидетельствование в 1992 г. Всего с момента перенесения мощей на Лидо освидетельствования проводились семь раз. Последнее и самое углубленное состоялось в октябре-ноябре 1992 г. с участием клирика храма св. Николая францисканца Л. Палюдет, впоследствии опубликовавшего иллюстрированный отчет об этом исследовании. Научную экспертизу возглавил профессор анатомии университета Бари Луиджи Мартино, тот самый, что был приглашен для подобного же освидетельствования мощей святителя Николая в Бари, имевшего место в 1953 г., в ходе которого было, в частности, установлено, что в апулийской базилике мощи святителя находятся не целиком.

Мощи св. Николая в Венеции

Внутри мраморного саркофага находились три деревянных вместилища. Самое большое из них содержало мощи св. Николая Чудотворца. Когда гроб открыли, обнаружили еще одно, свинцовое покрытие. Сняв его, члены комиссии увидели множество костей разного размера и цвета. Кроме того, здесь же найдены: 1) камень черного цвета и округлой формы с надписью по гречески: «Мощи святого смиренного Николая»; 2) верхняя часть черепа, которая не могла быть главой святителя Николая, поскольку после освидетельствования мощей в Бари было достоверно известно, что глава святого находится там (впоследствии установлено, что глава принадлежала св. Николаю «Дяде»); 3) поливной сосуд с миром.

Результат освидетельствования: по заключению профессора Мартино, проводившего аналогичное освидетельствование в Бари, «белые кости, находящиеся в Венеции, дополняют останки, сохраняющиеся в Бари». Бело-серый же цвет останков говорит о том, что они, возможно, долгое время испытывали на себе воздействие открытого воздуха или даже солнца, отчего сделались весьма хрупкими». В качестве примера он привел тот факт, что часть мощей святителя Николая, хранящаяся в Бари, после четырех лет, прошедших с момента их поднятия из закрытого пространства раки для освидетельствования в 1953–1957 гг., также изменила свою природу: находясь в сухом воздухе, «кости стали более хрупкими… по виду похожими на сухую глину, весьма ломкими».

Выписка же из заключения комиссии гласит: «Кости святого Николая, состоящие из большого числа обломков белого цвета, соответствуют частям скелета святого, недостающим в Бари. К сожалению, кости раздроблены на мелкие части барийским моряком во время бегства». Последнее соображение введено по предложению профессора Мартино, который в своем персональном заключении обратил внимание на грубый способ извлечения мощей из раки барийским матросом, что показала и экспертиза, проведенная в Бари, где были найдены поломанные части скелета.

Таким образом, мнения экспертов полностью подтверждают подлинность мощей святого Николая Чудотворца, сохраняющихся в церкви Сан Николо. Согласно мнению барийского ученого, «венецианские останки, хотя имеют скромный вид, не менее важны и не должны считаться менее важными, нежели барийские» (I resti di Venezia «…anche se di umile aspetto, non sono e non debbono essere considerati meno importanti dei resti di Bari»).

Для Паломничества. Кто такой этот святой? Чем он знаменит, кому покровительствует, о чем его просят? И почему его мощи хранятся в Италии?

21 мая мощи святого Николая Чудотворца привезли в Москву из католической базилики в итальянском городе Бари, где они хранятся с 1087 года. В Москве в Храме Христа Спасителя делегацию встретил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл вместе с представителями духовенства и верующими. Четвертый день подряд около храма многокилометровая очередь из желающих поклониться и прикоснуться к мощам одного из главных святых христианской церкви.

Какие мощи привезли в Москву?

В специальной капсуле было привезено девятое левое ребро святого. Оно находится ближе других к сердцу – месту средоточия веры.

Кто такой святой Николай Чудотворец?

Николай Чудотворец - или, по-другому, Николай Угодник – христианский святой, живший в 4 веке нашей эры. Праздники в честь святого Николая отмечаются два раза в год: 19 декабря - в день кончины святого, и 22 мая - в память перенесения мощей из Миры (где Николай был архиепископом) в Бари. Мира – город в древней малоазиатской стране Ликии. Сейчас это город Демре на территории современной Турции, недалеко от Анталии.

Кому он покровительствовал?

Святитель Николай считается покровителем странников и мореплавателей: согласно его житию, будучи еще молодым, он оживил своей молитвой моряка, который упал во время шторма с мачты на палубу и разбился. Он также остановил этот шторм, который мог погубить весь корабль. Верующие считают, что Николай Угодник помогает всем, кто обратится к нему с молитвой, особенно заключенным, сиротам и детям.

Прообраз Санта Клауса

Николай Чудотворец - прообраз известного по всему миру рождественского персонажа Санта Клауса. В житие святителя Николая есть история о спасении бедняка и его трех дочерей. Бедняк, о котором идет речь, когда-то был очень богат, но потом обанкротился и поэтому не мог выдать своих дочерей замуж (у них не было приданого). У отца не оставалось других вариантов, кроме как отправить дочерей торговать собой.

Николай Чудотворец, узнав об этой истории, решил помочь и тайно подкинул мешок с золотом через окно в дом к девушкам. И этот мешок попал в чулок, который сушился возле огня. Отсюда и пошла католическая традиции вешать над камином чулки, чтобы Санта-Клаус клал туда рождественский подарок.

Перенесение мощей в Бари

После своей смерти Николай Чудотворец был погребен в гробнице в Мирах. Но в 8 веке на Ближнем Востоке начались постепенно нарастающие случаи осквернения христианских святынь: многие центральные города веры, например, Иерусалим, находились под властью мусульман. Военные отряды нападали на гробницы святых и храмы и разворовывали их.

В 1087 году итальянские купцы из городка Бари решили выкрасть мощи Св. Николая. На то было две основных причины: они считали, что в Мире мощи будут в опасности, а кроме того, жителям Бари необходима была поддержка святого: на них часто нападали с моря, и им нужен был защитник. Купцам удалось выкрасть мощи святого, а спустя всего 8 лет, во время первого крестового похода венецианский патриарх Падорадо попросил венецианцев, участвовавших в походе, привезти в Венецию главные святыни не только из Иерусалима, но и из Миры. Крестоносцы знали, что, согласно легенде, в дальнем конце храма в Мире бал спрятан саркофаг, в котором хранилась небольшая часть (примерно 1/5) мощей Николая. Они выкрали саркофаг и привезли его в храм на острове Лидо в Венеции.

Долгое время Бари и Венеция спорили, у кого же находятся настоящие останки св. Николая, но в ХХ веке профессор анатомии университета Бари Луиджи Мартино доказал, что мощи в Венеции и Бари действительно принадлежат одному человеку и дополняют друг друга.

Где мощи хранятся сейчас?

Больше половины мощей святителя Николая находятся в Бари в католической базилике святого Николая, большая часть оставшихся хранится в католическом храме Св. Николая на острове Лидо в Венеции. Но маленькие частицы мощей Николая находятся в разных концах мира.

Есть ли частицы мощей Николая в России?

Да. Только в Москве есть 25 храмов, где можно найти мощи Николая Чудотворца. Есть частицы и в других городах.

А раньше в Россию для паломничества привозили мощи святых?

Да, похожая ситуация была в 2011 году, когда в Москву был привезен пояс Пресвятой Богородицы. Тогда увидеть святыне и поклониться ей пришло более 3 миллионов человек. В 2006 году по всей России привезенная десница Иоанна Предтечи собрала больше 2 миллионов человек по всей России за 40 дней. Подробнее прочитать о том, какие мощи и когда привозились в Москву, а также, сколько человек поклонялись им, можно .

Мощи пробудут в России до 28 июля. Подробнее о мощах, о том, где можно поклониться им в России, и другую полезную информацию для паломников можно найти .

Где в Москве приложиться к мощам Святого

21 мая в Москву из итальянского города Бари прибыли мощи Николая Чудотворца. До 12 июля они пробудут в Москве, а после отправятся в Санкт-Петербург. Как обычно, к мощам выстраивается огромная очередь. И образуется своеобразное «государство в государстве»: со своими негласными правилами, инфраструктурой и порядком. Люди готовы стоять сутками, лишь бы приложиться к святыне.

Огромная очередь тянется от Крымского моста, по набережной до храма Христа Спасителя. Вдоль дороги стоят полевые кухни, машины «скорой помощи» на случай, если кому-то стало плохо, палатки с водой и едой. Люди приносят с собой раскладные табуретки. Вся очередь разделена на сектора. В каждом из них вся «инфраструктура» плюс большой автобус. В нем можно укрыться от жары и солнца или просто отдохнуть. Установили еще две полевые кухни на набережной. Здесь можно бесплатно поесть и выпить чаю. Между секторами — пустая дорога. Здесь дежурят волонтеры, полиция, медики и социальные службы.

Однако любая очередь чревата и неприятностями. Как говорят очевидцы, по утрам по ходу движения очереди скапливаются горы мусора. Однако коммунальщики в определенное время все же вывозят его, потому что днем сквер возле храма и обочины дорог чистые.

В середине очереди молодой женщине становится нехорошо. Возле нее тут же оказываются врачи и полиция. Уводят в тень, дают воды и накрывают специальной тканью. Нельзя допустить перегрева. Волонтеры постоянно снуют с подносами, уставленными стаканчиками с водой. Наблюдаю, что люди относят стаканчики в специальные пакеты для мусора. Или их забирают волонтеры.


Очередь начинается примерно от Парка культуры. Люди говорят, что с утра очередь проходит немного быстрее, кто-то утверждает, что можно за два-три часа уже попасть к мощам. Днем, конечно, народа существенно больше. Однако волонтеры только улыбаются на вопрос о том, как они справляются с таким наплывом. «Мы с ними не справляемся, они сами идут», — говорят они.

Инвалидов, родителей с детьми и женщин на последних сроках беременности пропускают социальные службы. У них особый порядок прохода. Все остальные идут в общую очередь. Словом, механизм «стояния к мощам» отлажен.

Напомним, что решение о передаче части мощей из итальянского Бари в Россию было принято на исторической встрече Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Главное, на что обращают внимание христианские лидеры, — тот факт, что мощи более 900 лет не покидали крипты барийской базилики, так что событие беспрецедентное. Однако существует нюанс: в Бари хранится примерно 65 процентов нетленных мощей, перевезенных туда с родины святого, из Мир Ликийских (нынешняя территория Турции). Еще около 20 процентов мощей находятся в Венеции на острове Лидо — туда перевезли те части, которые итальянцы не успели забрать из гробницы в первый раз: Николай в Венеции на своем месте как покровитель мореплавателей. Оставшиеся же фрагменты мощей рассредоточены по миру — не стала исключением и Москва.

По некоторым данным, в Москве есть 25 храмов, в которых хранятся частицы мощей Николая Чудотворца. В этом списке упоминаются такие известные культовые сооружения, как Елоховский, Новодевичий и Иоанно-Предтеченский женский монастыри, а также несколько храмов, названных в честь Чудотворца: храм-музей Святителя Николая в Толмачах, храм Святителя Николая в Старом Ваганькове, храм Николы в Голутвине. Речь идет об иконах Николая Чудотворца с частицами мощей. Однако, по словам ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии» Сергея Чапнина, загвоздка состоит в проверке подлинности реликвии — не всегда можно найти информацию о том, как именно частица мощей попала в то или иное место и откуда. Следовательно, нельзя установить, действительно ли речь идет о части нетленного тела святого.


Доподлинно известно, что в 1991 году фрагмент мощей Николая Чудотворца был передан Даниловскому Свято-Троицкому монастырю. Святыня хранится в ковчеге в приделе князя Даниила храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов. Поэтому те, кто желают поклониться, могут отправляться туда.

В 2010 году в храм Святого Николая в Хамовниках частицу мощей также привезли из Бари. Кроме того, в 2014 году частица была подарена Сретенскому монастырю, и в том же году другой фрагмент привезли в Николо-Перервинский монастырь из Иерусалима.

Если в западной традиции образ святого Николая с течением времени слился с образом Санта-Клауса, то на Руси почитание Николы связывают с его милосердием, покровительством душам в загробном мире и с плодородием. Поэтому храмы, названные в честь Николы, — на втором месте по популярности в России после Богородицы. «МК» выбрал самые интересные места в Златоглавой, связанные с этим святым.


Никольская улица была так названа в честь Николо-Греческого монастыря, там даже был собор Никола Большие Главы, снесенный в 1930-е годы.

Никольская башня Московского Кремля , от которой начинается одноименная улица, получила название благодаря иконе Николая Чудотворца, размещенной на фасаде. Примечательно, что эта башня с иконой без повреждений пережила атаки французов в 1812 году.

Церковь Николая Чудотворца в Голутвине . Построена в конце XVII века. Восстановлена по старым рисункам и фотографиям. Когда археологи обнаружили следы былых украшений, то смогли сделать вывод, как выглядел храм. И тогда смогли оформить его заново, сохранив ансамбль. Сейчас главы украшает разноцветная черепица: желтая, зеленая, коричневая. Ныне там находится Китайское патриаршее подворье.

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках . Первое упоминание относится к началу XVII века, однако нынешний его облик принадлежит концу XIX века: в частности, удалось восстановить яркую настенную роспись. В 1992 году на колокольню был поднят колокол весом в 108 пудов.

Храм Святителя Николая в Пыжах , расположенный на Большой Ордынке, был построен в конце XVI века, одновременно с учреждением Стрелецкой слободы. В Никольском приделе храма можно увидеть росписи конца XIX века.