Функции ь и ъ в русском языке. Употребление ъ и ь знаков: правила, особенности и упражнения. Церковно- и старославянский язык

ВВЕДЕНИЕ

Русский язык - это национальный язык великого русского народа, является его культурным наследием, частью его истории. Каждый Российский человек должен быть образованным, свободно владеющий русским языком. Ведь знание языка необходимо в сфере деятельности человека. орфография русский язык разделительный правописание

Русская орфография имеет длительную историю, что объясняет некоторые сложности нашего правописания. В Древней Руси (X-XII вв.) не было различий между произношением и написанием слов, однако со временем произошли значительные изменения в звуковой системе языка, и теперь многие слова произносятся не так, как пишутся. Появилось множество правил, конкретные правила на тему правописания Ь и Ъ знаков представлены в этой работе.

  • 1. Уметь писать слова с ъ и ь знаком в различных частях речи.
  • 2. Повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ъ и Ь знаков.
  • 3. Видеть отличие употребления Ъ и Ь знаков в словах.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

С XVI в. буква Ь сохраняется только как знак мягкости согласных и как разделительный знак. Возможно, что знаком мягкости он был еще и в первых памятниках. После же падения глухих эта роль Ь оказалась естественной. Буква Ь в этой роли оказалась обязательной в конце слов после мягких согласных. Это в свою очередь повело к тому, что букве Ь в конце слов было присвоено значение твердого знака, в каковой роли она продержалась в русском правописании вплоть до реформы 1917--1918 гг. Впрочем, изредка встречались памятники и без Ь на конце. Например, И. Пересветов (XVI в.) пишет: холоп, челом . Многие памятники разной степени древности имеют написания предлогов без Ь ; таковы предлоги к, с, в и др.

В качестве знака мягкости Ь стал употребляться и в середине слова, причем, частью здесь такое употребление находило себе оправдание в написаниях старших памятников, где Ь обозначал особый звук, например: тьма, сильный, царьский .

Впрочем, надо сказать, что обозначение мягкости в середине слова всегда было слабым местом древних русских памятников. Вплоть до XVIII в. писцы и писатели не обращали особого внимания на эту сторону дела и не придерживались в этом отношении твердой традиции. Котошихин (XVII в.), например, пишет: далние огороды, писма, жилцомъ, стрелцомъ, въ денгахъ, свадба, людми, сосЂдми, возмутъ, болши того, посолство, болшое, болных, волность, силно .

Падение глухих привело к очень важным последствиям в истории языка. Произошло отвердение многих конечных согласных, например, в конце таких слов, как дамъ (1-е лицо), моимъ, всЂмъ, тЂмъ (твор. пад. ед. ч.), о томъ (местный пад. ед. ч.). Конечно, эти изменения в языке не могли не отразиться на письме, и соответствующие формы с Ь на конце довольно рано (XIII - XIV вв.) стали вытеснять формы с Ь .

Однако другое явление языка, связанное с падением глухих, - переход конечных звонких согласных в глухие, - не нашло широкого отражения в письменности. Когда Ъ и Ь существовали как звуки, то стоявшие перед ними согласные отчетливо различались по звонкости и глухости, и написания книгъ, книжькы через г и ж прямо определялись произношением, т. е. были строго фонетическими. С исчезновением же гласных звуков, обозначавшихся буквами Ъ и Ь , исчезли и благоприятные условия для различения звонких и глухих на конце слов или непосредственно перед согласными. Поэтому можно было бы ожидать написаний согласно новому произношению ("кникъ" или "книхъ", "книшкы"). Однако отмечаемые историками языка такие случаи, как серпъ (вм. сербъ ), дошть, телЂхъ и др., которые встречаются в памятниках, являются редкими. То же следует сказать и об озвончении в начале или середине слов. Правда, мы встречаем в памятниках уже XIII в. такие написания, как здравъ (из съдравъ ), здЂ (из сьде ), вездЂ (из вьсьде ), гдЂ (из къде ), свадьба рядом с сватьба , дважды (из двашьды ), пчела (из бъчела ) и некоторые другие, и эти написания с тех пор утвердились в русской письменности. Но все же это единичные случаи, которые не изменили общей картины русского правописания. В Домострое (XVI в.) мы встречаем: лошки, здЂлаютъ, ношки, пирошки, обрески, рогошка , но эти написания противоречили не только традиции, но и образованию этих слов. То же следует сказать и о написаниях вроде што, штобы (Домострой, Стоглав, XVI в.). В других памятниках подобных написаний мы можем и не найти. Следовательно, в эпоху падения глухих и в последующие эпохи между письмом и произношением наметилось расхождение. Правил же, регулирующих правописание, не было - они появились позже, а пока правописание опиралось на традицию.

Падение глухих имело своим последствием и другие звуковые изменения, вроде указанных. Но не все эти изменения в одинаковой мере отразились на письме.

Всеобщими оказались отвердение мягких согласных перед твердыми: женский, государство, правда (н, р, в здесь произносятся твердо, и ь после них как знак былой мягкости не пишется), а также выпадение л в прошедшем времени глагола с основой на согласный (несъ, пекъ, умеръ из древних неслъ, пеклъ, умьрлъ ).


В январе 2018 года отмечали 100-летний юбилей реформы русского языка. Ровно век назад нарком Луначарский утвердил декрет о внедрении обновленной орфографии, и буква «еръ» или «ъ» лишилась своего привилегированного статуса. А ведь до этого букву по праву можно было назвать самой популярной в русском алфавите - её приписывали во всех словах, которые оканчивались согласной.

«Шубы сбросили не одни бояре...»


Буква давно утратила свое значение при написании в конце слов и лишь только занимала место на бумаге. Когда-то «ъ» имел несколько функций. Он употреблялся в качестве разделителя слов, по подобию пробела. В далеком прошлом в русском языке не было закрытых слогов на конце слов, а это было против правил и «еръ» писали для того, чтобы их не нарушать.

В церковнославянском языке звонкие согласные, на которые оканчивались многие слова, «еръ» не делал более глухими. В конце существительных «ъ», указывал на принадлежность их к мужскому роду. Со временем эти функции были утрачены, а правописание сохранилось.

Интересный факт: букву «еръ» называли "лодырь" и "бездельник".

Всего в русском алфавите проведено две реформы, направленные на его изменение. Первая поменяла правописание по указу Петра I. Она ставила перед собой задачи упрощения азбуки русского языка. Именно тогда буквы стали прописными и строчными, некоторые из них изменили свое начертание, появилась гражданская азбука.

В результате того нововведения исчезли пять букв. Все это было сделано для того, чтобы более широкие массы людей могли овладеть навыком чтения и письма. Ломоносов по этому поводу писал, что тогда шубы сбросили не одни бояре, имея ввиду старославянское письмо.

Ять, ижица, фита и еръ


Следующая реформа прошла в 1918 году. Именно благодаря ей написание и произношение некоторых слов изменилось, а также были убраны из обихода: ять, ижица, фита и еръ или, как сейчас бы мы написали, ер. В результате преобразования родился алфавит, заменив азбуку. Первая Конституция СССР 1924 года вышла не с твердыми знаками в тексте, а с апострофами. Книги до начала тридцатых годов также выходили без «ъ».

Недорогие печатные машинки выпускались тогда без этого знака, а потому машинописные тексты еще долго пестрили апострофами. Отменили «ъ» при написании не только в конце, но и в середине некоторых слов, таких как «двухъаршинный», то есть раньше она ставилась не только перед йотированной гласной, как сейчас: адъютант, фельдъегерь, объявление, оставив за собой разделительную функцию твердого знака.

Интересный факт: «Русские эмигранты использовали старое написание до 1950 года.»

То, что эта буква употребляется при написании слишком часто, было замечено задолго до нововведений. На то, чтобы напечатать ее на бумаге тратилось восемь процентов времени, в денежном выражении она обходилась российской казне в четыреста тысяч рублей в год, то есть была самой дорогостоящей и при этом не читалась.

Чтобы лучше понять масштаб, можно привести такой пример: в старом издании «Война и мир», в котором насчитывалось 2080 страниц, было напечатано 115000 этих непроизносимых при разговоре знаков. Если их собрать воедино, то получилась бы брошюра на 70 страниц! А теперь умножьте это на весь тираж, который составлял 10 000 экземпляров. Получается, что работники типографии из ста дней, потраченных на выпуск этой книги, три с половиной дня трудились впустую. И это речь идет об одной книге. А если представить, сколько бумаги тратилось впустую.

Буква-транжира


Из-за этого ее в Царской России не использовали на телеграфе, и даже некоторые книги были напечатаны без «еръ». Идея модификации принадлежала не Советской власти. В 1904 году ведущие лингвисты были собраны Императорской академией для пересмотра правил правописания. Орфографическая комиссия предложила убрать еръ, i, ять, фиту и ижицу. Что-то помешало внедрить в жизнь этот проект, представленный на утверждение в 1912 году.

В мае 1917 года Керенский распорядился о введении этих изменений, но возможности воплотить их в жизнь у Временного правительства не нашлось. Большевистская власть в 1918 году декретом привела прогрессивные преобразования в исполнение и изъяла лишние буквы из типографских наборов. В Белой гвардии не признали эту реформу и писали с ижицами и еръ.

Интересный факт: Сейчас «ъ» употребляется крайне редко, примерно в 0,02 % (редкие буквы «э», «ц», «щ» по 0,2 %, «ф» - 0,1 %).

После того, как литеры «ъ» были изъяты из типографий, нечем стало печатать разделительный твердый знак. Тогда его стали заменять на апостроф: «объединение - об’единение». Многими это написание расценивалось как компонент нововведений, но это было не так. Новая орфография позволила эффективней бороться с неграмотностью в стране, она стала проще и понятней.

Апостроф применялся и намного ранее. В церковнославянской письменности его называли «ерок». Он ставился вместо «ъ» после многобуквенных предлогов или приставок. После однобуквенных писались полноценные «еръ». В лихие 90-е новоявленные бизнесмены стали открывать фирмы и компании, в названия которых «вписывали» еръ для придания веса и солидности. Даже некоторые литературные и интернет издания не устояли перед соблазном вернуться к истокам русской грамматики и приписать себе лишний твердый знак, примером тому «Коммерсантъ».

Давным-давно, ещё на ПРАславянском этапе у наших предков был язык, в котором все гласные делились на две разновидности:
1) ДОЛГИЕ
и
2) КРАТКИЕ.
Никакой другой разновидности не было. Любой гласный звук мог быть либо долгим, либо кратким. Поскольку фонетику тех времён принято изображать латинскими символами, то я сейчас покажу полный список всех тогдашних гласных и лишь замечу, что линия над фонетическим знаком означает долготу, а отсутствие линии – краткость.
Итак:
ā – a,
ō – o,
ē – e,
ū – u,
ī – i.
Были ещё дифтонги: aj, oj, ej, au, ou, eu, но не о них сейчас речь.
Звуки [a] и [o] на самом деле на слух не различались, и поэтому первые две пары я мог бы написать как одну пару, но вся штука в том, что долгие звуки из этих двух пар стали теперь русским звуком [a], а краткие звуки – русским звуком [o]. Впрочем, и это не важно, а только так – к слову пришлось.
Нас интересуют сейчас две последних пары. И с ними случилась вот какая история.

Праславян, по непонятной причине, посетила такая идея: совершить акт под названием УТРАТА БЕМОЛЬНОСТИ. Это такое явление, когда человеку, в частности, делается лень тратить усилия на округление губ в трубочку и выговаривать звук [u]. Он решает тратить меньше энергии на это дело и не переутомлять свои органы речи. И в рамках этого явления и появились такие процессы:
ū > ы,
u > ъ.
Знак > означает «переходит в».
Поскольку Западная Европа – это лишь далёкая окраина славянского мира, то там все наши процессы происходили точно так же, но всегда с опозданием. Они плетутся у нас в хвосте. Вот и этот процесс мы сейчас наблюдаем у скандинавов. То, что у нас случилось 4000 лет назад, у них происходит только сейчас.
Но поясню подробнее, что означают эти две строки:
ū > ы,
u > ъ.
Первая строка означает следующее: мы тянем изо всей силы гласный и долгий звук [ū] и при этом вытягиваем губы в трубочку. Но затем мы продолжаем тянуть этот же самый гласный звук, но губы больше не напрягаем, и узкая струя выдыхаемого воздуха становится шире. И вот тогда мы и получаем русский звук [ы], но только долгий, а не такой, как сейчас.
Но это была первая строка. А теперь берём вторую. Краткий звук [u] мы произносим, вытягивая губы в трубочку. А в рамках процесса утраты бемольности мы перестаём напрягаться и расширяем эту трубочку. Всё то же самое, что и в первом случае, но только там был долгий звук, а теперь – краткий. И вот таким образом мы и получаем гласный звук, обозначаемый так: [ъ]. Это никакой не твёрдый знак! Это нормальный гласный звук (похожий на звук [ы], но только более отрывистый), на который могло падать ударение, который образовывал слоги! То, что он несколько тысячелетий спустя перестал произноситься в некоторых случаях – это совсем другой вопрос. И я об этом скажу позже.
А пока расскажу о другом процессе: о паре ī – i.
Внутри этой пары произошли такие закономерные изменения:
ī > и,
i > ь.
Что это означает? Это означает, что звук [i] каким был, таким и остался, мы его только перестали тянуть, потому что славяне отказались от долгих гласных в принципе. А вот краткий звук мы решили произносить с меньшим усилием, чем прежде, и это уже другой процесс. Называется он УТРАТА ДИЕЗНОСТИ. В результате этого процесса краткий гласный звук [i] стал произноситься с меньшим напряжением, чем прежде. Когда мы усердно произносим гласный [i], то мы губы растягиваем в улыбку. Утрата диезности означала, что улыбка отменялась, и губы больше не растягивались. И таким образом получился звук, средний между звуком [i] и звуком [e]. Мы и такой звук можем наблюдать в современных германских языках.
И, таким образом:
ТВЁРДЫЙ ЗНАК появился в ходе УТРАТЫ БЕМОЛЬНОСТИ,
МЯГКИЙ ЗНАК появился в ходе УТРАТЫ ДИЕЗНОСТИ.
Оба гласных звука были слогообразующими, и на них могло падать ударение. Приведу примеры из древнерусского языка:
ЛЪБЪ, родительный падеж: ЛЪБА. Это ЛОБ – ЛБА.
СЪНЪ, родительный падеж: СЪНА. Это СОН – СНА.
МЪХЪ, родительный падеж: МЪХА. Это МОХ – МХА.
ПЬНЬ, родительный падеж: ПЬНЯ. Это ПЕНЬ – ПНЯ (вместо ПЬНЯ).
ЛЬНЪ, родительный падеж: ЛЬНА. Это ЛЁН – ЛЬНА.
И так далее. Если я пишу МЪХЪ, то это означает, что это было ДВА СЛОГА, и ударение падало на первый из них, и при переносе писалось так: МЪ-ХЪ.
А потом произошло такое явление: ПАДЕНИЕ РЕДУЦИРОВАННЫХ. Вот что оно означало: на какое-то время звуки [ъ] и [ь] стали произноситься совсем коротко. Отрывисто. И тогда славяне решили не произносить их вовсе, либо произносить, но не отрывисто, а как полноценные гласные звуки.
Там, где можно было выбросить гласный звук [ъ] без ущерба для произношения, он выбрасывался. То есть просто бесследно исчезал. Например, на конце слова. Было ДОМЪ, а становилось ДОМ. Там же, где его нельзя было выбросить безболезненно, там он заменялся на гласный звук [o]. Например, в слове МЪХЪ – первый «твёрдый знак» заменяется на чистое О, а второй выбрасывается. И так – везде и всегда.
Похожим образом мы обошлись и со звуком [ь]. Там, где его нельзя было выбросить безболезненно, он заменялся на гласный звук [e], а там где можно было выбросить – он выбрасывался, но не бесследно, а оставляя за собою мягкость. Например: было слово ПЬНЬ, в котором было два слога, а ударение падало на первый из двух, а затем стало ПЕНЬ – один слог, в котором последняя буква уже не обозначает, звука, а служит только показателем мягкости.
Большевики были палачами русского народа и действовали исключительно в интересах тех народов, которые были враждебны русскому народу и желали России зла. Но тот факт, что они почти совсем убрали из обихода ТВЁРДЫЙ ЗНАК – это положительное явление. Положительное, а не позорное!
Дело в том, что твёрдый знак был изначально порождением невежества и тупости. Это было изначально аморальное явление, достойное осуждения.
В самом деле, когда твёрдый знак перестал произноситься, сразу стал вопрос: а зачем его тогда вообще писать? Есть летописи и отдельные старинные тексты, где его и не писали вовсе.
Писцам же хотелось показать свою заумность и сохранить древнюю традицию, но они не могли сообразить, в каких случаях нужно писать эту немую букву, в каких не писать. Можно было бы заметить, что твёрдый знак писался в середине слова там, где мы сейчас видим беглые гласные: МЪХЪ – МЪХА. Но представления о беглых гласных всё-таки требовало большого уровня грамотности и вообще – интеллектуальных усилий. Поэтому решено было так: писать твёрдый знак только на конце слова после согласных. Это было лёгкое правило, которое было нетрудно запомнить. Но это правило означало, что традиция соблюдалась не полностью, а только в том случае, где нам захотелось. А по-моему так: если уж мы решили соблюдать традицию, то давайте тогда писать твёрдый знак и во всех остальных случаях. А остальные случаи – это не менее 50 процентов случаев употребления этой буквы. Если не более. И таким образом твёрдый знак стал символом показного благочестия, лености ума, твердолобости и просто глупости.
И его нужно было убрать на конце слова.
А мягкий знак продолжает работать и жить-поживать. В словах КОНЬ или ГУСЬ – как его уберёшь на конце слова? А ведь он не означает никакого звука!
Аналоги мягкого знака есть и в других европейских языках. Например, в литовском или во фризском, но они там изображаются средствами латинского алфавита.
Падение редуцированных было и на Западе тоже, но, как всегда с большим опозданием, по сравнению с нами. Например, во французском языке.
И вообще: Запад идёт в хвосте – это моё чёткое убеждение. Разделение индоевропейцев на языки кентум и сатэм – это вообще позорное явление, которое бросает тень на часть индоевропейцев.
Языки категории сатэм – это был передовой отряд индоевропейцев, а языки кентум – это те, кто плёлся в хвосте, но затем пришёл к тому же самому, но только с опозданием.
Между прочим, славяне – это сатэм, а германцы, кельты и романцы – кентум.

Буква, которую мы теперь называем просто «твердый знак», появилась еще в алфавите, созданном Кириллом и Мефодием. В те времена никаких компьютеров или даже печатных машинок не было. Тексты писались от руки. Зачастую слова сливались в единое целое. Именно поэтому, согласно одной из версий, поначалу главной функцией твердого знака являлось разделение слов между собой.

Другой причиной появления «Ъ» языковеды считают особенности старославянского языка. Дело в том, что раньше написание слова полностью соответствовало его произношению. Например, сегодня слова «гриб» и «грипп» произносятся одинаково, а пишутся по-разному. А в старину подобных явлений просто не существовало в природе.

Тем более что, согласно старым правилам, слово просто не могло заканчиваться на согласный. Это была аксиома правописания, которая не требовала никаких доказательств. Вроде современных правил русского языка, которые невозможно объяснить, их просто необходимо запомнить.

К тому же, поначалу твердый знак обозначал принадлежность того или иного слова к мужскому роду. Причем, это могло быть как существительное, так и глагол: лобъ, положилъ.



Ь- показатель мягкости согласного

  • обозначает мягкость согласного на конце слова (боль, тетрадь, фонарь)
  • в середине слова после твердого согласного (письмо, пальма, возьму).

Помни! Мягкость «л» обозначается

Ь перед любыми согласными.

Ь-разделительный

  • перед Е,Ё,Ю,Я,И внутри слова(вьюга, листья, литьё)
  • в некоторых иноязычных словах перед О (бульон, шампиньон, медальон).

Запомни! ПОДЬЯЧИЙ,ИНТЕРЬЕР, АРЬЕРГАРД.


Ъ – разделительный

  • перед Е,Ё,Ю,Я после приставок на согласный (подъезд, съёмка)
  • после иноязычных приставок АД-, ДИЗ-, ИН-, КОНТР-, СУБ-, ТРАНС-, ПАН-
  • адъютант, трансъевропейский
  • в сложных словах после частей ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ- и приставок СВЕРХ-, МЕЖ- (двухъярусный, межъязыковой, сверхъестественный).

В древнерусском языке буквы Ъ и Ь несли иную «нагрузку»: обозначали краткие, нечётко произносимые звуки

Ъ - звук, близкий к [О] Ь - звук, близкий к [Е]

вълкъ (волк), сънъ (сон) дьнь (день)


Назывались буквы Ъ – ер и Ь - ерь. Так было вплоть до 12 века. Потом в середине слов Ъ заменился на О, а Ь – на Е. Но по традиции Ъ писали на конце слов после согласных аж! … до 20 века.

По подсчётам Л. Успенского в романе Л. Н.Толстого «Война и мир» (изд. 1897г.) 115 тысяч твёрдых знаков (еров). Эти «никчёмные бездельники», по выражению Л. Успенского, занимают 70 с лишним страниц!

Написание буквы Ъ на конце слов – «самой дорогой буквы мира» (в оценке Л. Успенского) - было отменено в 1918 году.


В результате утраты кратких гласных звуков в русском языке появилось ЧЕРЕДОВАНИЕ гласных О и Е с нулём звука (сон – сна, день – дня).

В устной речи утрата кратких гласных звуков привела к ОГЛУШЕНИЮ звонких согласных

плодъ – пло[т], мёдъ – мё[т].


При записи транскрипции слов используют

значки Ъ(ер) и Ь(ерь)

для обозначения безударных гласных звуков:

Начало слова

2 предударн. слог

1 предудан. слог

Ударный слог

[‘И] / [Ы]

Заударный слог