Философская лирика Тютчева: особенности и стихи. Философская тема в лирике Тютчева: анализ. Ф. И. Тютчев: философская лирика

Все привыкли, что основные темы лирики – это природа, любовь и Родина. Однако если обратиться к поэзии Тютчева, мы найдем множество философских стихотворений. Его творения проникнуты напряженной мыслью и острым чувством трагизма, поэтому он и прославился как поэт-философ. Мы подобрали семь стихотворений, которые наиболее ярко раскрывают замысел поэта в его глубоких произведениях:

  1. « Silentium !» (Молчание). Разумеется, стихотворение с названием на латинском языке будет первым в нашей подборке. Всего в трех строфах ямба поэт сумел выразить не только ценность молчания, но и то, как часто человек может быть не понят окружающими. Именно поэтому Тютчев призывает научиться «жить в себе», ведь у каждого из нас «целый мир в душе». Чувствами и мечтами лучше любоваться, «как звездами в ночи», и любой из нас рискует оглушить свой мир, открывшись другим людям. Человек у Тютчева одинок, но для автора главное, чтобы он не был пустым. Вот подробный анализ этого произведения. Читать само стихотворение…
  2. «С поляны коршун поднялся». В этом стихотворении лирический герой сопоставляет себя с коршуном, который летит за небосклон. Человек – «царь земли», у него нет крыльев, благодаря которым он бы возвысился к небу. Сперва может показаться, что произведение наполняется духом свободы, но потом становится ясно, что хочет донести поэт: в отличие от природы, человек не вечен. В своей лирике Тютчев может выражать свое мировоззрение, говоря об общих законах природы, и это небольшое стихотворение ярко дополняет философскую подборку автора. Читать само стихотворение…
  3. «Не то, что мните вы, природа». Это не обычное стихотворение о природе, в котором поэт описывает пейзаж и выражает свое восхищение. Природа у Тютчева не только живописна, но и одушевлена: она живет и чувствует. Но, к сожалению, не все способны понять ее язык. Автор даже сочувствует таким людям с материалистической точкой зрения, говоря, что их души может даже «не встревожить голос матери самой!..». А ведь природа способна заворожить своими переходными состояниями. Звездная ночь, морские волны, леса, реки и гроза – во всем скрывается душа и свобода природы. Читать само стихотворение…
  4. «Певучесть есть в морских волнах». Это стихотворение Тютчева условно можно поделить на две части: в первой автор говорит о природе и гармонии в ней, однако со строк «Лишь в нашей призрачной свободе разлад мы с нею сознаем» речь пойдет уже о человеке. Поэт задается глубоким вопросом о причине разлада, но ответ читатель должен найти уже вне стихотворения. Если в произведениях сентиментализма природа отражает эмоции человека, его чувства и состояние, то у Тютчева человек и природа не так взаимосвязаны. Человек – «мыслящий тростник», который способен оценить всю сложность действительности, а природа – прекрасные вечные декорации для лирического героя. Читать само стихотворение…
  5. «Нам не дано предугадать». Для того чтобы выразить собственные переживания, Тютчеву хватает и четверостишья. Действительно, мы никогда не можем знать наверняка, что нас ожидает впереди и как то или иное слово повлияет на других. Человек не всемогущ, он живет в противоречивом мире, где предугадать и вправду ничего нельзя. Читать само стихотворение…
  6. Природа – сфинкс. Полагаем, что кто такой сфинкс читателям известно, однако почему поэт отождествляет мифическое существо с природой — поначалу чуть ли не такая же загадка, которую приписывают чудовищу. Тютчев выводит интересную мысль о том, что природа «искусом губит человека», ведь люди, в отличие от окружающего мира, не вечны. Порой нам бывает сложно уловить смысл огромного романа, но Тютчев своей философской лирикой способен заострить наше внимание даже на маленьком стихотворении. Читать само стихотворение…
  7. «Как ни тяжел последний час». Многие люди боятся прихода смерти. Это естественное явление, человеку страшно представить, каков будет его последний час. Однако поэт в данном стихотворении пытается донести до читателя, что смерть страшна не в своем обличии, как таковом. Самое ужасное – «следить, как вымирают… все лучшие воспоминания». Своим произведением Тютчев доказывает, что душа гораздо важнее тела, поэтому человек умирает тогда, когда его внутренний мир становится пустым. Читать само стихотворение…

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

», – слишком сильное влияние на них имела еще жизнь, слишком болезненно чутки была они к впечатлениям жизни, чтобы спокойно и трезво разбираться в них и найти философские обоснования своему пессимизму. Если оба они возвысились до того, что источник зла на земле усмотрели не в случайных, временных обстоятельствах жизни, а в самом человечестве, – то дальше этого заключения они не пошли. Тютчев попытался философски обосновать то, что уже чуялось обоими поэтами.

Его нельзя назвать поэтом «мировой скорби», – но он в своих лирических произведениях не раз подходит к вопросам, которые своею неразрешимостью мучили «скорбников», – он спокойно указывает источник этого «зла» и средства одержать над ним победу.

Портрет Фёдора Ивановича Тютчева (1803 - 1873). Художник С. Александровский, 1876

Хаос в человеке. С точки зрения Тютчева, человеческое бытие неразрывно связано с жизнью природы. Человек – это последнее, высшее произведение мирового процесса: внешний свет природы становится в человеке внутренними светом сознания и разума – идеальное начало вступает здесь в новое, более глубокое «тесное сочетание с земной душой». Но вместе с облагорожением всех сил макрокосма (всего мира) в мирокосме (в человеке), – в душе человека яснее, чем в природе раскрывается противоположное свету и ясному сознанию – демоническое начало «хаоса» (В. Соловьев). Отсюда раздвоение человека, – отсюда непобедимость зла в человеке, как «наследие роковое»... Что в природе является мраком, враждебным началом, «хаосом», – то в душе человека является «злом». Даже в любви, открывающей смысл душевной жизни человека, есть эта демоническая и хаотическая основа, – это те страсти, которые иногда темным началом врываются даже в мир идеалов и чистых мечтаний. Вот почему, с его точки зрения, «жизнь душа, сосредоточенная в любви – есть в основе своей «злая жизнь» :

Что это, друг? Иль злая жизнь недаром,
Та жизнь – увы, что в нас тогда текла,
Та злая жизнь с её мятежным жаром
Через порог заветный перешла?

Эта «злая жизнь» губит свои жертвы –

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

День – сей блистательный покров,
День – земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов.

Но пришла ночь –

Пришла – и с мира рокового,
Ткань благодатную покрова
Собрав, отбрасывает прочь.
И бездна нам обнажена,
С своими страхами и мглами
И нет преград меж ей и нами, –
Вот отчего нам ночь страшна!

В «ночи» проглядывает «темное начало» бытия вселенной; оно же, бурное и злое, выражается в диком вое ветра, – и тогда душа поэта настраивается на тревожный лад. Он обращается к ветру с вопросом:

В этом вое ветра душа поэта слышит «страшные песни» про «хаос древний, родимый», – и родственные ему темные начала души человеческой начинают волноваться: микрокосм начинает сливаться с макрокосмом, – «мир души ночной» с любовью слушает песни ветра про родимый хаос», – и тогда в груди испуганного смертного просыпается жажда слиться с «беспредельным» –

О, бурь уснувших не буди!
Под ними хаос шевелится. –

– восклицает поэт.

«Хаос, т. е. отрицательная беспредельность, зияющая бездна всякого безумия и безобразия, демонические порывы, восстающие против всего положительного и должного – вот, глубочайшая сущность души и основа всего мирозданья. Космический процесс вводит эту хаотическую стихию в пределы всеобщего строя, подчиняет ее разумным законам, постепенно воплощая в ней идеальное содержание бытия, давая этой дикой жизни смысл и красоту. Но и введенный в пределы всемирного строя, хаос дает о себе знать мятежными движениями и порывами. Это присутствие хаотического иррационального начала в глубине бытия сообщает различным явлениям природы ту свободу и силу, без которых не было бы и самой жизни и красоты. Жизнь и красота в природе – это борьба и торжество света над тьмой, но этим необходимо предполагается, что тьма есть действительная сила» (Владимир Соловьев).

Поэтому «хаос, т. е. само безобразие, есть необходимый фон всякой земной красоты»... Тютчев – великий мастер рисовать такие картины природы, в которых чуется присутствие, или приближение, «хаоса», – или в «страшных песнях» ветра, или в таинственном, бесшумном трепетании зарницы:

Не остывшая от зною
Ночь июльская блистала
И над тусклою землею
Небо, полное грозою,
От зарниц все трепетало, –
Словно тяжкие ресницы
И сквозь беглые зарницы
Чьи-то грозные зеницы
Загорались над землею.

В другом стихотворении эти бесшумные вспышки зарницы Тютчев представляет в виде беседы, которую ведут между собой «демоны глухонемые».

Христианство Тютчева. Подобно тому, как подчинение «хаоса» разумным законам природы дает дикой жизни и смысл, в красоту, – так и в жизни человека победа над злым началом его души и есть единственный выход к свету. И поэт призывает всех примкнуть к Христу, «вождю на пути совершенства», – заменить роковое и убийственное наследие древнего хаоса духовным и животворным наследием нового человека. Признавая «двойственность» своей души, поэт признавал, что в ней торжествуют начала светлые –

Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые,
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.

Этими «философскими» стихотворениями, конечно, не исчерпывается лирика Тютчева; у него много прекрасных картин мирной природы, – картин, пронизанных светом и теплом: он одинаково чуток к красотам весны, осени и зимы, – утра, дня и ночи . Немало стихотворений его посвящено и жизни его сердца, со всеми его заблуждениями, треволнениями, муками, поэзией, драмой страсти...

Славянофильство Тютчева. Свою точку зрения на жизнь человека и жизнь природы, как на борьбу двух начал, Тютчев усвоил и по отношению к жизни Европы. Видя в христианстве свет, который должен победить прирожденную людям мглу, он из всех народов Европы самым христианским считал русский. Таким образом, он усвоил точку зрения славянофилов и верил вместе с ними, что Россия призвана не только внутренне обновить, но и внешним образом объединить все человечество. Он не говорил, что любит родину – он верил в нее: могущество николаевской России пленило его, как многих других его современников, – вместе с Пушкиным уверовал он в то, что «славянские ручьи сольются в русском море» («На взятие Варшавы»); одно время он мечтал даже о соединении церквей и предсказывал, что в будущем Россия сделается всемирною монархией до Нила и Ганга, с Царьградом, как столицей; причем единство этой монархии должно было поддерживаться не силой, а любовью.

Современники знали и ценили Ф.И. Тютчев как умного, прекрасно образованного человека, интересовавшегося политикой и историей, блестящего собеседника, автора публицистических статей. Окончив университет, он более 20 лет провел на дипломатической службе в Германии и Италии; позже - в Петербурге - служил по ведомству иностранных дел, ещё позже – цензором. На его поэзию достаточно долго не обращали внимания, - тем более что и сам автор относился к своему поэтическому творчеству рассеянно, изданием своих стихов не занимался, даже именоваться поэтом не любил. И тем не менее в историю русской культуры Тютчев вошёл именно как поэт-лирик, а ещё точнее – как автор философской лирики, лирик-философ.

Философия, как известно, это наука о законах жизни, бытия. Лирика – не наука, не публицистика, это искусство. Она призвана выражать чувства, вызывать у читателя переживания – в этом её прямое назначение. Но лирическое стихотворение может будить мысль, вести к вопросам и рассуждениям, в том числе собственно философским.

«Над вопросами бытия в истории отечественной литературы задумывались многие поэты, и все же среди русских классиков Тютчев не имеет себе равных. Из прозаиков рядом с ним называют Ф.М. Достоевского, среди лириков поставить некого», - так считает критик К. Пигарев. .

Ф.И. Тютчев как поэт сформировался в 20-30-е годы 19 века. Это период напряженных философских исканий, которые отразились, прежде всего, в философской поэзии. Романтизм, господствующий в литературе начала 19 века, по-новому начал звучать в творчестве М.Ю. Лермонтова, обогатился глубоким философским содержанием. Многие литературоведы определяют такую поэзию как философский романтизм.

Он заявил о себе в творчестве любомудров. В этом же направлении шло творчество поэтов кружка Н.В. Станкевича: его самого, В.И. Красова, К.С. Аксакова, И.П. Клюшникова. Этому типу романтизма отдали дань поэты пушкинской плеяды Е.А. Баратынский, Н.М. Языков. Родственные мотивы вошли в творчество Ф.Н. Глинки. Но наиболее ценное и художественно-самобытное выражение философский романтизм получил в поэзии Ф.И. Тютчева.

«Философский романтизм обновил проблематику, поэтику и стилистику художественного творчества, предложив чуть ли не систему натурфилософских и космогонических представлений, образов-идей из сферы философии, истории»,- пишет кандидат философских наук С.А. Джанумов..

Лирическое «я» было заменено лирическим «мы», в поэзии выделяется «лирика самопознания», в которой анализируя собственные душевные состояния, поэты делают общие выводы о романтической, возвышенной организации души человека. «Традиционная «ночная поэзия» приобрела новую глубину, вобрав в себя философски значительный образ ХАОСА, в поэзии была создана картина мировоззрения» .

Взлет русской философской мысли того времени обозначился в трудах В.Г. Белинского и А.И. Герцена, в творчестве А.С. Пушкина и Е.А. Баратынского, М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева, в поэзии и прозе любомудров.

Поэты-любомудры – участники Общества любомудрия. Особой известностью среди них пользовались Дмитрий Владимирович Веневитиков, Алексей Степанович Хомяков, Степан Петрович Шевырев. Они непосредственно соотнесли поэзию с философией. По их мнению, в поэзии можно прямо воспроизвести философскую картину мира. Они широко стали использовать в стихах философские термины и понятия. Однако их лирика страдала излишним рационализмом, рассудочностью, поскольку поэзия лишалась самостоятельных задач и служила средством для передачи философских идей.

Этот существенный недостаток был преодолен гениальным русским лириком Ф.И.Тютчевым.

Источник философской лирики – это общие вопросы, тревожащие человека, на которые он стремится найти ответ.

Для Тютчева это вопросы предельной глубины и всеохвата. Его масштаб – человек и мир, Вселенная. Это значит, что каждый частный факт личной жизни мыслится и оценивается в соотношении с общечеловеческим, мировым бытием. Многие были не удовлетворены жизнью начала ХIХ века, своим временем, боялись нового и горевали над уходящей эпохой. «Тютчев не смену эпох, а весь мир, бытие в целом воспринимал как катастрофу. Эта катастрофичность, уровень трагизма у Тютчева беспрецедентны».

Лирика Ф.И.Тютчева заключает в себе особую философскую концепцию мира, выразившую его сложность и противоречивость действительности. Тютчеву были близки идеи немецкого философа – идеалиста Фридриха Шеллинга о единой Мировой Душе, которая находит выражение в природе и во внутренней жизни человека.

Мы знаем, что Тютчев был близко знаком с Шеллингом. Как и многие его современники в России, он увлекался натурфилософскими идеями немецкого идеалиста. Более того, некоторые ключевые образы лирики напоминают те образы-понятия, которыми пользовался Шеллинг. Но достаточно ли этого, чтобы утверждать факт прямой зависимости тютчевской поэзии от пантеистической натурфилософии Шеллинга?

Рассмотрим подробнее философские воззрения Шеллинга и лирику Тютчева, чтобы ответить на этот вопрос.

В стихотворении оба параллельных образных ряда и самостоятельны, и в то же время несамостоятельны. Тесная взаимосвязанность двух смысловых рядов приводит к тому, что образы из мира природы допускают двойное толкование и восприятие: они осознаются и в прямом значении, и в возможной соотнесенности с человеческим. Слово воспринимается читателем сразу в обоих смыслах. В натурфилософских стихах Тютчева слова живут как бы двойной жизнью. И это делает их максимально заполненными, объемными, с внутренней перспективой.

Такой же прием используется и в стихотворении «Когда в кругу убийственных забот…» .

Поэтическая мысль Тютчева, движимая «мощным духом» и «утонченной жизни цветом», обладает широчайшим диапазоном восприятия мира. Огромный по масштабу поэтический мир поэта вмещает в себя многие контрастные и даже полярные образы. Образная система лирики сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Поэт умеет передать не сам предмет, а те его характеристики, пластические признаки, по которым он угадывается. Тютчев побуждает читателя самого «дорисовать» то, что только намечено в поэтическом образе.

Итак, в чем же различие между лирикой Тютчева и Шеллинга?

На наш взгляд, различие между стихами Тютчева и философскими воззрениями Шеллинга жанровое и родовое. В одном случае перед нами философская поэзия, в другом, у Шеллинга, - поэтическая философия. Перевод философских идей на язык поэзии – это не механический перевод из одной системы в другую, из одного «измерения» в другое. Когда это делается на языке настоящей поэзии, это выглядит не как след влияния, а как открытие нового: открытие поэтическое и открытие в области мысли. Ибо мысль, выраженная средствами поэзии, никогда не бывает вполне подробной тому, чем она является вне поэтического целого.

Бытие Человека. Человек и природа

В общем ряду явлений природы Человек в поэзии Тютчева занимает непонятное, двусмысленное положение «мыслящего тростника». Мучительная тревожность, попытки понять свое предназначение, разгадать загадки «природы-сфинкса» и найти «творца в творении» неотступно преследует поэта. Его утешает создание ограниченности, бессилия мысли, которая упорно стремится постичь вечную тайну бытия, и «длань незримо-роковая» неукротимо пресекает эти напрасные и обреченные попытки.

Здесь невольно напрашивается параллель не только с воззрениями Шеллинга, но и взглядам другого мыслителя - Паскаля. . Философия Паскаля очень близка по мироощущению Тютчеву.

Блёз Паскаль – французский математик, физик, мыслитель, мудрец. Он развивал представления о трагичности и хрупкости человека, находящегося между двумя безднами – бесконечностью и ничтожеством: «Человек всего лишь тростник, самый слабый в природе, но это мыслящий тростник.(…Не нужно Вселенной ополчаться, чтобы его уничтожить: достаточно пара, капли воды, чтобы убить его. Но если бы Вселенная его уничтожила, человек оставался бы более достойным, чем то, что его убивает, ибо он знает, что умирает, тогда как о преимуществе, которое над ним имеет Вселенная, она ничего не знает». , «Человек велик, сознавая свое жалкое состояние»

Паскаль считал, что достоинство человека заключено в том, что он мыслит; именно это возвышает человека над пространством и временем Французский философ был уверен, что человек плывет «по безбрежности, не ведая куда», что-то гонит его, бросает из стороны в сторону, и только человек обретает устойчивость, как «заложенное основание дает трещину, земля разверзается, а в провале – бездна» . Человек не в состоянии познать себя и окружающий мир, будучи частью природы, он не способен вырваться за пределы Вселенной: «Уясним же себе, что мы такое: нечто, но не все; будучи бытием, мы не способны понять начало начал, возникающее из небытия; будучи бытием кратковременным, мы не способны охватить бесконечность» . «Непостоянство и беспокойство – вот условия человеческого бытия, - читаем мы в «Мыслях» Паскаля. – Мы жаждем истины, а находим в себе одну лишь неуверенность. Мы ищем счастья, а находим лишь обездоленность и смерть. Мы не в силах обрести уверенность и счастье».

Путь постижения тайны бытия и спасения человека от отчаяния Блез Паскаль видит в иррационализме(, то есть в ограничении или отрицании возможностей разума в процессе познания.

Основой миропонимания становится нечто иррациональное, на первый план выдвигаются внемыслительные аспекты духовной жизни человека: воля, созерцание, чувство, интуиция, мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное».

В поэзии Тютчева немало образов и понятий, встречающихся у французского философа, по едва ли не самое основное – это убеждение Тютчева, что «корень нашего мышления не в умозрительной способности человека, а в настроении его сердца». .

Мнение русского поэта созвучно одному из основных положений Паскаля: «Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем… У сердца свои резоны и свои законы. Их разум – состоящий в опоре на принцип и доказательство – не знает».

Однако Тютчев не только принимает философские постулаты французского мыслителя 17 века, но и дополняет их своими взглядами, своим видением и пониманием мира и сущности человека.

Для Паскаля основой бытия является Божественная воля, иррациональное начало в человеке, которое всегда пытается ввернуть человека в бездну и мрак.

В то время как для Тютчева человек – это не влекомое бессознательными, инстинктивными чувствами или божественной волей существо.

Хаос и космос в понимании Тютчева

Бездна в древнейших мифологиях – Хаос, то бесконечное, не имеющее границы, что человеку не дано постичь. Бездна некогда породила мир, и она же станет его концом, мировой порядок будет уничтожен, поглощен Хаосом. Хаос – воплощение всего непостижимого. Все сущее, видимое – лишь всплеск, временное пробуждение этой бездны. Ощутить стихийное дыхание «древнего Хаоса», почувствовать себя на краю бездны, пережить трагедию одиночества человек можно лишь ночью, когда Хаос «просыпается»:

Хаос воплощает стихию разрушения, уничтожения, бунта, а Космос – это противоположность Хаоса, это стихия примирения и гармонии. В Хаосе преобладают демонические энергии, а в Космосе – божественные. Эти взгляды позже нашли отражения в стихотворении «Проблеск» . Через произведение проходит два ряда образов: с одной стороны, громко, а с другой – слабо звучащие «дремлющие струны» и пробуждающийся «легкий звон» символизирует земное и небесное. Но суть диалектики Тютчева не в том, чтобы разъединить или противопоставить их, а в том, чтобы их слить. В земном поэт обнаруживает небесное, а в небесном земное. Между ними идет постоянная, непрекращающаяся борьба. Тютчеву важен тот миг, когда небесное примиряется с земным, проникается земным, и наоборот.

Легкий звон наполнен скорбью, звук «ангельской лиры» неотделим от земного праха и тьмы. Душа стремится из Хаоса подняться в заоблачные выси, к бессмертному. Поэт скорбит о невозможности целиком приобщиться к таинственной жизни природы и хочет вечно созерцать и активно жить её тайнами, но они открываются ему только на миг. Поэт помнит «время золотое». Жажда вечного - быть звездой, «просиять» - становится для него идеалом, который никогда не осуществится. Тютчев неумолимо влечет небо, но он знает, что обременен землёй. Поэтому так и ценит этот миг, который дает ему краткую, но безусловную причастность к бесконечному.

В земном круге земля жаждет пристраститься к небесному, тоскует о нем. Но мечта лишь на мгновение становится явью, земное притяжение неумолимо.

Однако Тютчев борьбу вечного и тленного понимает по-своему. Это закон движения Вселенной. Он равно подходит ко всем событиям и явлениям без исключения: историческим, природным, социальным, психологическим. Наиболее сильно это противостояние Космоса и Хаоса в общественном и психологическом.

«Лирика Тютчева в своеобразной форме отразила кризис целого этапа европейской культуры, кризис, создания дворянского интеллекта»,- пишет известный литературовед Валентин Иванович Коровин.

Тютчев болезненно воспринимает буржуазный уклад жизни Европы, понимая, что он возбуждает хаотические стихии в обществе, в общении между людьми, что угрожает человечеству новыми потрясениями. Высокое и дорогое для романтизма оборачивается смертью, возвышенное и живое таит низкое, косное. «Катастрофичность несет смерть, но она же заставляет ощутить жизнь на отлете от обыденного и уносит в недосягаемые духовные сферы». .

Тютчев скорбит о неизбежности гибели векового уклада и принадлежащего к нему человека и вместе с тем, славит его долю, позволяющую увидеть мир в момент творения.

В стихотворении «Душа хотела быть звездою» человек жаждет раствориться в природе, слиться с нею, стать её частью. Тютчев рисует яркую картину мироздания. Её усиливает противопоставление ночного неба, где душа поэта словно теряется среди других звезд, лишь созерцающих «сонный мир земной» небу, залитому солнечным светом. На этом фоне слияния души, открытой солнечным лучом, с природой оказывается далеко не главным планом стихотворения. Основной мотив – высокая миссия человека, его предназначение быть звездой ума, красоты, гуманности. Тютчев намеренно увеличивает «солнечную», «разумную» мощь «звезды», обожествляя ее.

«Итак, поэтическое сознание Тютчева обращено прежде всего к «двойному бытию», к раздвоенности сознания и мирового целого, к дисгармоничности всего сущего. Причем дисгармония неотвратимо катастрофична. И это обнаруживает мятежность бытия, лежащего в его основе. Такой мятежностью обладает и самый дух человека» .

Мир, по Тютчеву, можно познать не в покое, а, во-первых, в мгновении, во «вспышке мятежа», миге борьбы, в переломе, и, во-вторых, единичном, частном явлении. Только миг дает ощутить цельность и безграничность бытия, к которому устремлен поэт, и только явление открывает всеобщее, к которому тяготеет автор. Тютчев видит идеал в едином мгновении. Он как бы соединяет, сливает действительное и возможное. Это слияние происходит на всех уровнях: и на стилистическом, и на жанровом. Малая лирическая форма – миниатюра, фрагмент – вмещает содержание, равное по масштабу обобщений роману. Такое содержание предстает лишь на миг, его нельзя продлить.

Слияние величественно-прекрасного и торжественно-трагического начал придает лирике Тютчева невиданную философскую масштабность, заключенную в предельно сжатую форму. Каждое стихотворение рисует мгновенное состояние, но обращено и повернуто ко всему бытию и бережно хранит его образ и смысл.

Уникальность Тютчева как поэта состоит в том, что в его лирике необычным образом уживаются немецкая и русская культуры, Восток и Запад. Немецкая культура была отчасти усвоена им еще в России с подачи В. А. Жуковского. В «Германии туманной» поэт общался либо на немецком, либо на французском, – языке дипломатии того времени, смотрел на те же ландшафты, которые вдохновляли поэтов и философов Германии, читал и переводил немецкую поэзию; обе жены поэта были немками по происхождению.

Философская основа тютчевского романтизма покоится на признании жизни как нестихающего противостояния противоположных начал, на утверждении таинственности, загадочности и трагичности этой борьбы.

«Тютчев довел до предела проблематику русской романтической философской лирики, обогатив ее наследством поэтов XVIII века, философов XIX века и проложив путь поэтам XX века» . В структуре, форме его стихотворений отражается восхищение цельностью и безграничной мощью Вселенной, . Поэт ощущает противоречивость бытия и невозможность разрешения этих противоречий, которые обусловлены необъяснимыми силами, находящимися вне человека. Тютчев признает историческую неизбежность гибели современной ему цивилизации. Такой взгляд свойственен поэтам-романтикам 20-30-х годов девятнадцатого века.

В творчестве Ф.И.Тютчева находят отражение взгляды немецкого философа-идеалиста Фридриха Шеллинга и французского мыслителя Блёза Паскаля.

Философская лирика Тютчева менее всего «головная», рассудочная. Прекрасно охарактеризовал ее И.С.Тургенев: «Каждое его стихотворение начиналось мыслью, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием чувства или сильного впечатления; вследствие этого, если можно так выразиться, свойства происхождения своего, мысль Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым у мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно».

В поэзии Федор Иванович Тютчев стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны Космоса и Человеческого Бытия. Жизнь, по мнению поэта, это противоборство враждебных сил: драматизм восприятия действительности в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни.

Человеческое «Я» по отношению к природе – не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны явлениям природы. Для выражения сложного мира души человека Тютчев-психолог использует ассоциации и образы природы. Он не просто рисует состояние души, а передает ее «биение», движение внутренней жизни через диалектику явлений природы.

Лирика Тютчева – одно из самых замечательных явлений русской философской поэзии. В ней пересекаются линии пушкинского направления, поэтов-любомудров, ощущается влияние великих предшественников и современников – Лермонтова, Некрасова, Фета. Но при этом поэзия Тютчева настолько оригинальна, что воспринимается как особое, уникальное художественное явление. В лирике поэта слились воедино натурфилософия, тонкий психологизм и лирический пафос. А в самом Тютчеве удивительным образом соединились поэт-философ и поэт-психолог.

Тютчев жил в эпоху великих потрясений, когда и в России, и в Европе «все переворотилось». Это обусловило трагический характер его мироощущения: поэт полагал, что человечество живет накануне своей гибели, что природа и цивилизация обречены. Апокалиптические настроения проникают в его лирику и определяют его отношение к миру как к дисгармонии, «Пророчество», «Кончен мир, умолкли хоры» и др.).

Считается, что художественная судьба Тютчева – судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху романтизма. Этим определяется предельная субъективность, романтичность и философичность его художественного мира. Характерными особенностями поэзии Тютчева являются богатейшая метафоричность, психологизм, пластичность образов, широкое использование звукописи. Структура стихотворений Тютчева соответствует его пантеистическому сознанию: обычно поэт использует двучастную композицию, основанную на скрытом или явном параллелизме мира природы, и трехчастные структуры.

Поэт уделяет особое внимание слову, любит использовать многосложные слова, так как длина слова обусловливает ритмический рисунок и придает стихотворению интонационное своеобразие.

В жанровом отношении Тютчев тяготеет к философской миниатюре – сжатой, краткой, выразительной; философской притче с прямым или подразумеваемым уроком; поэтическому фрагменту.

«Ф.И. Тютчев, поэт глубоко самобытный, был предшественником поэзии конца XIX начала XX века, начиная с Фета и символистов. Для многих поэтов и мыслителей ХХ века стихи Тютчева, насыщенные неувядаемым смыслом, стали источником тем, идей, образов, смысловых перекличек».

Философская лирика Ф. Тютчева (10 класс)

ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА Ф.ТЮТЧЕВА

10 класс

Учитель, осваивая с учениками поэзию Тютчева, сталкивается с множеством трудностей, которые зачастую приводят к упрощенному толкованию смысла философских стихотворений поэта. Автору статьи удалось этого избежать, сохранив ясность и доступность изложения материала о натурфилософской лирике Тютчева.

Изучению лирики Тютчева в десятом классе мы предлагаем уделить два урока.

Тема урока: «Философское осмысление лирики природы в поэзии Тютчева».

Цель: определить место Тютчева в истории русской поэзии, показать своеобразие его лирики; развивать у десятиклассников навыки интерпретации лирического произведения.

Оборудование: фотография Тютчева (1850-е гг.). Аудиозапись стихотворения «Осенний вечер» в исполнении М.Царева. Романс «Что ты клонишь над водами» (Г.Кушелев-Безбородко - Тютчев Ф.) в исполнении В.Агафонова.

Ход урока

I. Вступительное слово.

1. Повторение изученного на предыдущих уроках.

Учитель. Вспомните, о чем размышляет Базаров перед смертью.

Ученики говорят о том, что герой стал человечнее, мягче относится к своим родителям; поэтично звучат его слова, обращенные к любимой женщине, но эти чувства сливаются с размышлениями о Родине, обращением к таинственной России: «Я нужен России… Нет, видно,не нужен?».

Россия так и осталась для Базарова загадкой, не до конца разгаданной.

Своеобразным ответом тургеневскому герою могли бы стать строки поэта, к творчеству которого мы обращаемся сегодня. Их повторяют и наши друзья, и наши враги, пытающиеся разгадать таинственную славянскую душу.

В классе всегда находятся ученики, которые могут прочитать наизусть стихи Тютчева:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

2. Краткое сообщение о жизненной и творческой судьбе поэта.

Учитель. Обратим внимание на даты жизни поэта - 1803-1873. О чем они могут нам сказать, особенно, если мы вспомним о другом великом русском поэте - А.С.Пушкине?

Дата рождения « прозрачна» и понятна: Тютчев не просто современник, а почти ровесник Пушкина. Поэтическую деятельность они начали практически одновременно. Литературный дебют Тютчева состоялся в 14 лет.

Вторая дата наводит на мысль, что и Пушкин мог дожить до 1870-х, а может быть, и 1880=х годов. Ведь на открытии памятника поэту в Москве были некоторые его друзья, живы были и два лицеиста: Горчаков и Комсовский. Еще раз испытываешь потрясение от мысли о преждевременности трагической гибели Пушкина.

В жизни Тютчева все было спокойнее (по крайней мере внешне), чем у Пушкина. Биография его меньше всего похожа на биографию поэта. Усадебное детство в родовом имении Овстут-Брянского уезда, учеба в Московском университете, двадцатидвухлетняя (1822 – 1844) служба за границей на скромной должности младшего секретаря русского посольства в Мюнхене, возвращение в Россию, где до конца жизни Тютчев служит в комитете иностранной цензуры. А вот его творческая биография удивительна.

Имя Тютчева – поэта в Х1Х веке открывалось трижды. Впервые поэзия Тютчева получила призвание в 1836 году. Копии стихотворений Тютчева через Вяземского и Жуковского попали в руки Пушкина. Очевидец вспоминал, « в какой восторг пришел Пушкин, когда он в первый раз увидел собрание рукописное его стихов. Он носился с ними целую неделю»(1). В третьем и четвертом номерах «Современника» появляются «Стихотворения, присланные из Германии» с подписью Ф.Т. Но, признанные в узком кругу ценителей поэзии, широкой публикой и даже критикой того времени стихотворения замечены не были.

После гибели Пушкина, а затем Лермонтова в русской поэзии наступают «сумерки». 1840-е годы - «непоэтическое время, которое ознаменовано расцветом прозы. И вдруг новый поэтический взрыв! 1850-е годы вновь можно назвать «стихотворной эпохой»: Н.Некрасов, А.Фет, Ап. Григорьев, А.К.Толстой, Я.Полонский, Ап. Майков… и другие славные поэтические имена являются олицетворением этого десятилетия.

Начинается эта стихотворная эпоха со смелого, необычного, неслыханного журналистского

«хода». В 1850 г. В журнале «Современник», редактором которого уже был Некрасов, появляются те же самые 24 стихотворения Тютчева, которые впервые увидели свет в пушкинском «Современнике». Статья «Русские второстепенные поэты», где Некрасов оговорил,что эпитет «второстепенные « употреблен им в качестве противопоставления « по степени известности» таким поэтам, как Пушкин, Лермонтов, Крылов и Жуковский, а не в смысле оценочном, относит стихотворения «Ф.Т.» « к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии».

В 1854 году И.С.Тургенев выпускает первый сборник стихотворений Тютчева (2).

Но в 1870-е гг. интерес к поэту угас. Третье открытие Тютчева состоится в новую поэтическую эпоху – эпоху серебряного века. Русские символисты (Вл. Соловьев, В. Брюсов, К. Бальмонт, Д.Мережковский) в 1890-е гг. увидели в Тютчеве предшественника поэзии наступающего ХХ века (3).

Каждая новая поэтическая эпоха так или иначе сталкивается с необходимостью заново и по-своему осмыслить создания этого уникального в истории русской литературы поэта.

II .Повторение и обобщение изученного в предыдущих классах.

Учитель. Со стихотворениями Тютчева вы начали знакомиться с первого класса. Давайте вспомним наиболее известные.

Проводится викторина, целью которой является не столько вспомнить то или другое стихотворение, но оживить в памяти образный строй лирики Тютчева, настроиться на определенную эмоциональную волну, когда чувство свободно льется, что так необходимо для восприятия поэзии.

Учитель. По поводу какого стихотворения Некрасов писал: «Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается легко и весело на душе, как будто несколько лет свалилось с плеч»?

Ученики вспоминают стихотворение «Весенние воды».

Здесь особенно важно, чтобы ребята не только назвали стихотворение «Чародейкою Зимою», но и сумели ощутить, что обычно и проявляется в их ответах, таинственную прелесть природы, очарование новогодней ночи, от которой ждут чуда, сказочное восприятия окружающей природы. Это одна из эмоциональных «завязок» урока, которая в дальнейшем поддерживается с помощью разнообразных приемов анализа.

Учитель. В каком стихотворении Тютчев изображает победу весны над зимою, используя сказочный элемент?

Почти хором ученики вспоминают строки стихотворения «Зима недаром злится».

Учитель. Какому явлению природы Тютчев сделал признание в любви?

Называется стихотворение «Люблю грозу в началу мая…»

Учитель. Какое стихотворение имеется в виду в следующем высказывании: «Мы дивимся и восхищаемся тому, как мог аристократ, проживавший в городе и довольно долго в заграничье, почувствовать душу земли подобно истинному земледельцу- труженику, ибо предзимнее «отдыхающее» поле можно только почувствовать, а не увидеть» (4).

Учителю приходится напомнить один из шедевров поэта, к сожалению, забытый учениками: «Есть в осени первоначальной».

Учитель. Стихи Тютчева о природе прочно вошли в нашу жизнь. Кажется, нет русского человека, который бы со школьной скамьи не знал «Весенней грозы», »Весенних вод», « Чародейкою Зимою…» Для одних читателей на этом и заканчивается знакомство с поэтом, для других - названные стихи становятся началом более глубокого общения с Тютчевым (5).

Будем надеяться, что сегодняшний урок позволит нам углубить и расширить свои представления о поэте.

III. Тютчев - певец природы. Многообразные проявления жизни природы в его лирике.

Учитель. Стихотворений о природе изучено нами немало. Попробуем определить, в чем своеобразие лирики Тютчева?

Тютчев «стремится уловить душу природы, ее язык, понять и объяснить во всех ее проявлениях. Ему представляется высшим блаженством, доступным человеку, любоваться многообразными проявлениями жизни природы»(6). Какими?

Обратим внимание хотя бы на названия или первые строки стихов: «Первая встреча весны», «Весенние воды», «Летний вечер», «Осенний вечер», «Чародейкой Зимою», «Утро в горах», «Полдень Мглистый», «Ночные голоса», «Светозарный месяц», «Первая гроза», «Грохот летних бурь», «Радуга», «Дождь», «Зарницы». И времена года, и времена суток, и природные явления - все волнует поэтическое воображение Тютчева, но больше всего его привлекают «стихийные споры» природы, особенно бурь и гроз.

Мы уже вспоминали одно из самых известных стихотворений Тютчева, которое И.Аксаков назвал «майской грозовой потехой»: «Люблю грозу в начале мая». «Гармония стихийных споров»,- вот что привлекает поэта (6).

Это связано с тем, что Тютчев - поэт-мыслитель. Философскую основу его мировоззрения составляет особое отношение к природе. Страстная любовь к жизни и постоянная внутренняя тревога, обусловленная трагическим восприятием действительности; мучительная тревога, вызванная мыслью о кратковременности человеческого бытия - вот что заставляет поэта всматриваться в природу, в которой он, подобно Тургеневу (вспомните финальный пейзаж романа «Отцы и дети»), видит реальность, обладающую способностью вечно обновляться.

В иные моменты природа кажется поэту силой, сочувствующей человеку, в иные - враждебной, но чаще всего - глубоко безучастной. Отсюда, казалось бы, парадоксальное заключение:

Природа - сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

Отсюда благоговейное отношение к природе («Не то, что мните вы, природа…»). Отсюда и особые взаимоотношения человека и природы: подлинное бытие имеет лишь природа в целом. Человек лишь «греза природы». Отношение к природе, которая жива сама по себе, одушевлена сама по себе приводит к излюбленному у Тютчева приему описания6 природа показана в переходные моменты своей жизни (8). Это очень хорошо видно при изображении, например, времен года.

Ученики вспоминают стихотворение «Весенние воды»:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят.

Учитель. Какие мысли и чувства рождаются у поэта при обращении к таким моментам перехода?

Учитель. Какую мысль важно передать при выразительном чтении? (Старое еще живо, но появляется новое). Давайте разберемся в особенностях композиции. Стихотворение отчетливо делится на две части.

Чему посвящена первая часть?

Тема первой части - пробуждение природы от зимнего, уже «редеющего» сна.

В чем своеобразие изображения пробуждающейся природы?

Поэт изобразил печальную, даже мертвую природу, но в то же время он искусно рисует приметы пробуждения. Попытаемся представить «воздух», который «уж весною дышит», едва заметное колыханье мертвого в поле стебля, почти неуловимое шевеление ветвей ели. Позже в живописи импрессионисты будут искать впечатление от увиденного. Если попытаться представить изображенное, то можно увидеть, что Тютчев стремится именно к этому, подготовив читателя к развернутому олицетворению, заключающему первую часть стихотворения: «Весну послышала она, \\ И ей невольно улыбнулась…»

Тема второй части стихотворения определяется легко: пробуждение души.

Но в чем особенности изображения этого пробуждения?

Найдем образы, которые являются центральными в строфе: «Блестят и тают глыбы снега, \\Блестит лазурь, играет кровь…». Образ тающих снегов, казалось бы, непосредственно рисует «природное» таяние снегов. Но мы часто используем подобные метафоры, говоря, например: «Душа оттаяла». Таким образом, показывая уходящее старое и возникающее новое. Тютчев изображает их в своеобразном единстве. Поэт любуется борьбой старого и нового, рисует ее красоту, потому что эта слиянность как бы ограничивает враждебные силы. Показывая пробуждение природы, он использует образы из мира природы. Поразительна нерасторжимость образов обновляющейся природы и молодеющей души.

Назовите стихи, где поэт использует параллели между явлениями природы и состоянием души человека.

Ученики называют «Дума за думой, волна за волной»; «Поток сгустился и темнеет «; «Слезы людские, о слезы людские» и др.

Интересна история создания стихотворения «Слезы людские, о слезу людские», рассказанная И.Аксаковым: «Однажды, в осенний дождливый вечер, возвратясь домой на извозчичьих дрожках, весь промокший, он (Тютчев) сказал встретившей его дочери: «…Я сочинил несколько стихов», и пока его раздевали, продиктовал ей следующее прелестное стихотворение:

Слезы людские, о слезы людские…

Здесь почти нагляден для нас тот истинно поэтический процесс, которым внешнее ощущение капель чистого осеннего дождя, лившего на поэта, пройдя сквозь его душу, претворяется в ощущение слез и облекается в звуки, которые, сколько словами, столько же самой музыкальностью своей, воспроизводят и впечатление дождливой осени, и образ плачущего людского горя… И все это в шести строчках!» (9).

Сила эмоционального впечатления, производимого на нас стихами Тютчева о природе велика, потому что он мастерски владел умением создавать картины природы. По мнению Некрасова, «пейзаж в стихах» «представляет самый трудный род поэтических произведений», т.к. требует от художника умения «двумя-тремя чертами» вызвать в воображении читателя описываемую картину (10). Тютчев « в совершенстве владеет этим искусством». Как же он этого добивается? Заглянем в творческую лабораторию поэта.

Учащимся предлагаются карточки с отпечатанной первой частью стихотворения «Фонтан». Эпитеты пропущены. Дается время, чтобы вставить их. Ученики должны обосновать свой выбор. Эта творческая работа не только чрезвычайно интересна для учащихся, но весьма полезна. Активизируя их ум, эмоции, она в то же время дает наглядное и «прочувствованное» представление о целостности всей системы художественно-изобразительных средств, о их взаимосвязи, точности и в то же время свежести каждого образа.

«Смотри, как облаком…» Эпитеты, найденные старшеклассниками, в лучшем случае совпадают по рифме и ритму. Чаще всего они предлагают «большим», »седым» и т.п. При проверке увидим, почему такой неожиданный ‘эпитет будет употреблен поэтом: «облаком живым». Ведь действительно, Тютчев рисует массу движущейся воды, фонтан «клубится», отсюда ощущение, что он « живой», »сияющий». Неожиданным явится и эпитет к слову «дым» «влажный». Но услышав его, опять изумляемся конкретности образа: ведь иначе не передать ощущение влаги на руках, на лице, на волосах, которое появляется возле фонтана. Очень важно поработать над эпитетом «высоты заветной», чтобы понять неудержимое стремление фонтана к желанной высоте, достичь которой он не в состоянии, и падает, »пылью огнецветной» назад, на землю.

Учитель. Что же дает нам, читателям, такой продуманный отбор эпитетов? Зримую, живописную картину.

Теперь прочитаем все стихотворение в целом. Какой смысл в этом стихотворении приобретает живописное описание фонтана?

В данном стихотворении живописной картиной неиссякаемой струи, всякий раз низвергаемой с высоты «незримо-роковой дланью», напоминает Тютчев о силе и одновременно ограниченности человеческого разума. Наглядно показана чисто философская диалектика соотношения стремления человеческого ума к абсолютному знанию и «роковой» невозможности его осуществления. Для поэта сущность мира - столкновение, противоречие, конфликт. Он наблюдает их повсюду: в природе, в движении истории, в человеческой душе. Но природа всегда оказывается для него неисчерпаемой, потому что, даря человеку долю правды о себе, она остается таинственной и загадочной и загадочной, «сфинксом». Для передачи этих чувств, мыслей и использует Тютчев свой возлюбленный прием «образного параллелизма». Причем не всегда эта параллель обнаруживается явно. Иногда граница между явлениями природы и состоянием души как бы стирается, исчезает, одно неприметно переходит в другое.

Учитель. Какое настроение создается при чтении?

Попробуйте подобрать цветовую гамму, чтобы передать это настроение.

Учащиеся отмечают, что поэт описывает природу в ее осеннем праздничном убранстве. Ее «умильная таинственная прелесть» наложила свой мягкий умиротворяющий отпечаток на интонацию стихотворения. Основная цветовая гамма = светлые, слегка желтоватые краски, а по этому светлому полю - мазки яркого черного, багряного, желтого и т.п. - цвета, которые помогают передать, как тревожными нотами в стихотворении врываются слова о «зловещем блеске и пестроте дерев», о порывистом холодном ветре, предвещающем природе «ущерб, изнеможенье».

Учитель. Стихотворение не просто показывает определенное состояние природы. Найдите сравнение, которое является его основой.

Учащиеся видят, что «кроткая улыбка» увядающей природы сравнивается со «стыдливостью страданья», которое проявляется в «разумном» существе. Отмечаем нерасторжимое диалектическое единство составления человека и природы, которое так мастерски передает поэт.

Учитель. В народном сознании живет благоговейное и трепетное отношение к стихийным силам природы, и чем загадочнее эти силы, тем больше родственная связь и больше желание продлить такую «загадочность» (11). Загадочность сил природы и связи с ними человеческой жизни Тютчев показывает с помощью «свернутого сравнения».

Прослушивание стихотворения «Что ты клонишь над водами…».

Учитель. Что вы представляете, читая эти стихи? Какое состояние ивы и струи передано в стихотворении?

Говоря о своих представлениях, десятиклассники могут нарисовать картину, передающую реальное описание природы: яркий солнечный день, стремительный, искрящийся поток воды, весело бегущий по камешкам, извивающийся и холодный. Над водой склонилась плакучая ива, которая каждой веточкой («жадными устами») тянется к струе. Она несчастна. Склонившись «дрожащими листами»,она пытается «пробиться» к струе, каждый лист ее томится, трепещет. Но у струи иной характер. Она весела, беззаботна, капризна и … безжалостна.

Учитель. В реальной картине природы без труда угадывается и символический подтекст, поэтому легко можно представить и другие образы, например, мудрого старца, скорбящего об уходящей жизни, хотя чаще всего в воображении рисуется образ несчастной девушки (вспомним, что в народной поэзии образ плакучей ивы соотносится с женским образом) и легкомысленного молодого человека, не обращающего внимания на страдания подруги. В связи с разнообразным толкованием символических образов можно вспомнить слова Тютчева по поводу стихотворения Я.П.Полонского «Утес», которое при своем появлении вызвало различные толки: «Прочтя это стихотворение, всякий вложит в него свою собственную мысль, смотря по настроению = а это едва ли не верно…»(12). Такой анализ стихотворения достаточно убедительно показывает, почему символисты восприняли Тютчева как предшественника своей поэзии.

Завершается анализ стихотворения прослушиванием романса в исполнении В.Агафонова и вопросом: почему стихотворение Тютчева « Что ты клонишь над водами…» напомнило Некрасову стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус»?

Учитель. В чем же особенность лирики природы в творчестве Тютчева?

Домашнее задание. Проанализировать одно (по выбору) стихотворение Тютчева, в котором используется прием образного параллелизма.

Примечания

1.Цит. по ст.: Пигарев К.Ф. Ф.И.Тютчев и его поэтическое наследие \\ Тютчев Ф.И Соч. В 2т.М.,1984 .Т.1.С.8.

2.См.: Кожинов В. О поэтической эпохе 1850-х гг. \\ Русская литература. Л.,1969. № 3.

3.См.: Кошелев В. Легенда о Тютчеве \\ Литература в школе. М.,!998.№1. С.41.

4. Кузин Н. Вещая муза лирика \\ Литература. М.,1997. №33.С.6.

5. Пигарев К. Ф.И.Тютчев и его время. М., 1978. С.244.

6. Брюсов В. Ф.И. Тютчев. Смысл творчества \\Брюсов В. Соч. В 2 т. М.,1987.Т.2.С.220.

7. Пигарев К . Ф.И.Тютчев и его время. С.214.

8. Брюсов В. Ф.И. Тютчев. С.230.

9.Цит. по кн.: Кошелев В.А. Легенда о Тютчеве. С.36.

10. Пигарев К. Ф.И.Тютчев и его время. С.239.

11. Кузин Н. Вещая муза лирика. С.6.

12. Пигарев К. Ф.И.Тютчев и его время. С.238.


Мы зависим от дней и ночей,

От вещей, от людей и погоды.

Мы в разлуке с душою своей,

С ней не видимся долгие годы.

Мы бряцаем металлом цепей,

Мы заходим под темные своды.

Мы из целой природы, из всей,

Взяли рабство, не взявши свободы.

(К. Бальмонт)

Лирику Федора Ивановича Тютчева в отечественном литературоведении и критике принято называть философской. Такое ее определение давно стало аксиомой. И действительно многие лирические произведения поэта представляют собой как бы маленькие философские трактаты, в которых он в чрезвычайно сжатой форме дает ответы на «вечные» вопросы человеческого бытия. Однако по поводу отношения мировоззрения Тютчева к тому или иному философскому направлению среди исследователей его творчества имеются значительные разночтения. Так одни считают его последователем Шеллинга, другие – пантеистом, кто-то – натурфилософом, а некоторые – мистиком. Кроме того, существуют мнения о наличии в лирике Тютчева славянофильских и христианских мотивов.

Такое разнообразие мнений объясняется, на мой взгляд, двумя основными причинами. Во-первых, каждый из исследователей воспринимал творчество Тютчева через призму собственного мировоззрения и миропонимания, а, во-вторых, восприятие это было, как мне кажется, очень фрагментарно. Однако ничего удивительного в этом нет: творчество Тютчева настолько глубоко и своеобразно, что для полного его понимания (если это вообще возможно) потребуется еще много лет и много исследовательских работ.

В данной статье я попытаюсь обнаружить и выявить генеральную идею в лирике Тютчева, представляющую собой основу его поэтического мировоззрения. Кроме того, я постараюсь обратить внимание на те нюансы в лирике поэта, которые ускользнули от внимания других исследователей.

Следует заметить, что русская философская поэзия XIX века была живым, реальным и значительным фактом, оказавшим огромное влияние на развитие литературы того времени. В философской лирике этого периода представлена совершенно особая картина мира. Данный период интересен тем, что деятели русской культуры начинают ощущать кризис своего времени. И, прежде всего, это выражается в поэзии как самом субъективном виде творчества. Нужно отметить и тот факт, что после смерти Пушкина и Лермонтова в русской литературе преобладают в основном прозаические произведения. Что касается поэзии, то она представлена крайне скупо, но именно в ней отразился дух эпохи, предчувствие надвигающейся катастрофы.

Одним из первых, по-настоящему зрелых произведений Тютчева, является стихотворение «Проблеск», написанное, скорее всего, в 1825 году.

Слыхал ли в сумраке глубоком

Воздушной арфы легкий звон,

Когда полуночь, ненароком,

Дремавших струн встревожит сон?..

То потрясающие звуки,

То замирающие вдруг…

Как бы последний ропот муки,

В них отозвавшихся потух!

Дыханье каждое Зефира

Взрывает скорбь в ее струнах…

Ты скажешь: ангельская лира

Грустит, в пыли, по небесах!

О, как тогда с земного круга

Душой к бессмертному летим!

Минувшее, как призрак друга,

Прижать к груди своей хотим.

Как верим верою живою,

Как сердцу радостно, светло!

Как бы эфирною струею

По жилам небо протекло!

Но, ах! не нам его судили;

Мы в небе скоро устаем, -

И не дано ничтожной пыли

Дышать божественным огнем.

Едва усилием минутным

Прервем на час волшебный сон

И взором трепетным и смутным,

Привстав, окинем небосклон, -

И отягченною главою,

Одним лучом ослеплены,

Вновь упадаем не к покою,

Но в утомительные сны.

Главной идеей «Проблеска» является причастность человека двум мирам – духовному и физическому. Именно эта двойственность человека и порождает тот чудовищный разрыв в его сознании и бытии, преодолеть который чрезвычайно сложно. Автор не уточняет, кто виноват в возникновении этого раскола, но дает понять, что «виновник» все-таки существует:

Но, ах! не нам его судили ;

Мы в небе скоро устаем, -

И не дано ничтожной пыли

Дышать божественным огнем.

Кто-то «не судил», кем-то «не дано». Здесь явно просматривается мысль о существовании какой-то роковой силы, не позволяющей человеку выйти за пределы своего земного мира. Очевидна, на мой взгляд, связь данного стихотворения с христианской идеологией. Об этом говорят присутствующие в тексте словосочетания «ангельская лира», «божественный огонь», а также сравнение человека с «пылью». Об этом же свидетельствует и общее пессимистическое настроение стихотворения, воспринимающее человеческий мир в качестве юдоли страданий и бед.

Эту же мысль о неведомой неотвратимой силе, ограничивающей свободу и возможности человека, Тютчев развивает в другом своем произведении – «Фонтан», датированным 1836 годом.

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной –

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятет?

Как жадно к небу рвешься ты!..

Но длань незримо-роковая

Твой луч упорный преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

Все та же «незримо-роковая длань» присутствует, как мы видим, и здесь.

Итак, человеку не дано подняться, возвыситься над своим земным существованием. Но еще страшнее то, что и здесь, на земле, он тоже полностью зависит от какой-то внешней силы. Это Тютчев наглядно показывает в стихотворении «Из края в край, из града в град…».

Судьба, как вихрь, людей мятет,

И рад ли ты, или не рад,

Что нужды ей?.. Вперед, вперед!

Знакомый звук нам ветр принес:

Любви последнее прости…

За нами много, много слез,

Туман, безвестность впереди!..

«О, оглянися, о, постой,

Куда бежать, зачем бежать?..

Любовь осталась за тобой,

Где ж в мире лучшего сыскать?

Любовь осталась за тобой,

В слезах, с отчаяньем в груди…

О, сжалься над своей тоской,

Свое блаженство пощади!

Блаженство стольких, стольких дней

Себе на память приведи…

Все милое душе твоей

Ты покидаешь на пути!..»

Не время выкликать теней:

И так уж этот мрачен час.

Усопших образ тем страшней,

Чем в жизни был милей для нас.

Из края в край, из града в град

Могучий вихрь людей мятет,

И рад ли ты, или не рад,

Не спросит он…Вперед, вперед!

Стихотворение написано между 1834 г. и апрелем 1836 г. Оно поражает чувством безысходности и отчаяния. Явно выраженных христианских мотивов в нем мы уже не найдем, зато можно обнаружить некоторую его связь с философией Шопенгауэра. Мы видим здесь картину противостояния одинокого и бессильного человека могущественной силе этого жестоко мира. И обреченности человека всегда этой силе подчиняться. Даже такое, казалось бы, катастрофичное стихотворение, как «Последний катаклизм», не производит столь тяжелого впечатления:

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И божий лик изобразится в них!

Данное стихотворение напрямую связано с христианской эсхатологией. Учение о Конце Света подано поэтом в предельно сжатой и доступной форме. Присутствие христианских идей в некоторых стихотворениях Тютчева дало основание некоторым исследователям утверждать, что его лирический пантеизм – не вне-, а внутрихристианская ступень восхождения к богу. С чем вряд ли можно согласиться. Зато нельзя не согласиться с Владимиром Кантором в том, что «изображение конца света поражает своим эпическим спокойствием, оно дано как некая констатация факта, как своего рода знание космической судьбы Земли».

Другие литературоведы утверждают, что мотивы неуверенности, разочарования в жизни, непрочности бытия являются определяющими в творчестве Тютчева. «Мысль о непрочности всего в жизни – один из лейтмотивов поэзии Тютчева». Бухштабу вторит Л.А. Озеров: «Предчувствие «роковых минут» было в Тютчеве так велико, что оно наполняет и пронизывает всю его лирику, от политической до пейзажной…». Несмотря на то, что это мнение высказано столь авторитетными литературоведами, хотелось бы с ним не согласиться. Да, в творческом наследии Тютчева присутствует некоторое количество стихотворений подобных тем, что были приведены выше, однако совсем не они определяют генеральную линию мировоззрения и творчества великого поэта.

Следует заметить, что в поэзии Тютчева христианские мотивы встречаются нередко. Вот один из примеров:

Над этой темною толпой

Непробужденного народа

Взойдешь ли ты когда, Свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?..

Блеснет твой луч и оживит,

И сон разгонит и туманы…

Но старые, гнилые раны,

Рубцы насилий и обид,

Растленье душ и пустота,

Что гложет ум и в сердце ноет, -

Кто их излечит, кто прикроет?..

Ты, риза чистая Христа.. .

Другое похожее стихотворение – «Наш век».

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит…

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры… но о ней не просит.

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит перед замкнутой дверью:

«Впусти меня! – Я верю, боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..» .

Правда большинство произведений, в которых наблюдается связь с христианским вероучением, достаточно сильно политизировано:

Не в первый раз кричит петух;

Кричит он живо, бодро, смело;

Уж месяц на небе потух,

Струя в Босфоре заалела.

Еще молчат колокола,

А уж восток заря румянит;

Ночь бесконечная прошла,

И скоро светлый день настанет.

Вставай же, Русь! Уж близок час!

Вставай Христовой службы ради!

Уж не пора ль, перекрестясь,

Ударить в колокол в Царьграде?

Раздайся благовестный звон,

И весь Восток им огласися!

Тебя зовет и будит он, -

Вставай, мужайся, ополчися!

В доспехи веры грудь одень,

И с богом, исполин державный!..

О Русь, велик грядущий день,

Вселенский день и православный! («Рассвет»).

В свое время немало было сказано о принадлежности творчества Тютчева к романтическому направлению. Подобное мнение основывалось не только на связи мировоззрения поэта с философией Шеллинга, но и на характерном для романтиков образе двоемирья изредка встречающемся в его стихотворениях. Вот один из примеров:

Сентябрь холодный бушевал,

С деревьев ржавый лист валился,

День потухающий дымился,

Сходила ночь, туман вставал.

И все для сердца и для глаз

Так было холодно бесцветно,

Так было грустно-безответно, -

Но чья-то песнь вдруг раздалась…

И вот каким-то обаяньем,

Туман, свернувшись, улетел,

Небесный свод поголубел

И вновь подернулся сияньем…

И все опять зазеленело,

Все обратилося к весне…

И эта греза снилась мне,

Пока мне птичка ваша пела. («Н.И. Кролю»).

Это мнение не кажется мне достаточно убедительным. На мой взгляд, поэзия Тютчева также отличается от произведений романтиков (Жуковского, например), как и от творчества авангардистов. Кроме того, не всегда следует принимать за образ «двоемирья» воспоминания автора о прежних, лучших, временах:

Здесь некогда, могучий и прекрасный,

Шумел и зеленел волшебный лес, -

Не лес, а целый мир разнообразный,

Исполненный видений и чудес.

Лучи сквозили, трепетали тени;

Не умокал в деревьях птичий гам;

Мелькали в чаще быстрые олени,

И ловчий рог взывал по временам.

На перекрестках, с речью и приветом,

Навстречу нам, из полутьмы лесной,

Обвеянный каким-то чудным светом,

Знакомых лиц слетался целый рой.

Какая жизнь, какое обаянье,

Какой для чувств роскошный светлый пир!

Нам чудились нездешние созданья,

Но близок был нам этот дивный мир.

И вот опять к таинственному лесу

Мы с прежнею любовью подошли.

Но где же он? Кто опустил завесу,

Спустил ее от неба до земли?

Что это? Призрак, чары ли какие?

Где мы? И верить ли глазам своим?

Здесь дым один, как пятая стихия,

Дым – безотрадный, бесконечный дым!

Кой-где насквозь торчат по обнаженным

Пожарищам уродливые пни,

И бегают по сучьям обожженным

С зловещим треском белые огни…

Нет, это сон! Нет, ветерок повеет

И дымный призрак унесет с собой…

И вот опять наш лес зазеленеет,

Все тот же лес, волшебный и родной. («Лес»)

Некоторые исследователи также отмечают сходство определенных образов и даже целых произведений Тютчева с поэзией символистов. Естественно, имеется в виду, что символисты заимствовали у Тютчева темы близкие их мировоззрению. И действительно, такое, например, стихотворение как «Еще шумел веселый день…», очень похоже на некоторые произведения Блока.

Еще шумел веселый день,

Толпами улица блистала –

И облаков вечерних тень

По светлым кровлям пролетала –

И доносилися порой

Все звуки жизни благодатной, -

И все в один сливались строй,

Стозвучный, шумный – и невнятный.

Весенней негой утомлен,

Я впал в невольное забвенье…

Не знаю, долог ли был сон,

Но странно было пробужденье…

Затих повсюду шум и гам

И воцарилося молчанье –

Ходили тени по стенам

И полусонное мерцанье…

Украдкою в мое окно

Глядело бедное светило,

И мне казалось, что оно

Мою дремоту сторожило.

И мне казалось, что меня

Какой-то миротворный гений

Из пышно-золотого дня

Увлек, незримый, в царство теней.

Кроме того, образы хаоса, бездны, полумрака, тьмы являются основными в творчестве многих символистов.