Философия в выработке культурной модели общественной системы. История и философия в помощь студенту. Развитие как атрибуты бытия

Для философии культура является предметом изучения и осмысливания. Этим философия отличается от других форм культуры. Действительно, для науки предмет познания - не она сама, а природа; для искусства предмет творческой деятельности - не оно само по себе, а творимый им особый художественно-предметный мир; для политики цель ее устремления - не она сама, а власть и государство; для религии предмет познания и поклонения - опять же не она сама, а Бог. Поскольку задача науки и искусства, политики и религии не состоит в направлении рефлексии на самих себя, в их рамках не ставится вопрос о достижении полного сознания самих себя. Иначе говоря, они уясняют свою сущность, свое место в обществе и культуре лишь в той мере, в какой это необходимо для решения стоящих перед ними задач. Поэтому, только будучи постигнуты философски, отдельные формы культуры (наука, искусство, политика, система образования и воспитания, религия и др.) могут стать органическими частями единого целого культуры.

Очевидно, что смысл и предназначение культуры в том, чтобы возвышать и облагораживать человека, пробуждать в его душе лучшие чувства и мысли. Культура призвана предохранять от варварства и обскурантизма. Вне культурного воздействия человеку грозят огрубение и ожесточение Очевидно вместе с тем и то, что далеко не всегда культура соответствует своему смыслу и предназначению. Культура часто не справляется с задачей противодействия грубым проявлениям человеческой натуры. Это особенно отчетливо обнаружилось в XX н. Казалось бы, наблюдаемый в наше время небывалый прогресс науки и техники, всеобщая грамотность и информатизация, доступность достижений культуры большинству населения должны обеспечить нравственный прогресс и гармонию межчеловеческих отношении. Однако, к сожалению, этого не происходит. Поэтому ситуация, возникшая в XX в., дали серьезные основания говорить о кризисе культуры. Одной из причин кризиса культуры, повлекшей за собой неспособность исполнять собственную миссию, стала дифференциация культуры.

На определенном этапе культура начинает распадаться на множество не связанных или почти не связанных между собой направлений и форм. Целое культуры утрачивается. Вот как характеризовал сложившееся положение П. Флоренский: «Уже давно, вероятно с XVI в., мы перестали охватывать целое культуры, как свою собственную жизнь... Да, уже давно попытка обогатиться духовно, покупается жертвою цельной личности. Жизнь разошлась в разных направлениях, и идти по ним не дано: необходимо выбирать. А далее, каждое направление жизни расщепилось на специальности отдельных культурных деятелей, вслед, за чем произошло раздробление и их на отдельные дисциплины и узкие отрасли. Но и эти последние, естественно, должны были подвергнуться дальнейшему делению. Отдельные вопросы науки, отдельные понятии в области теоретической вполне соответствуют той же крайней специализации в искусстве, в технике, в общественности. И если нередко слышится негодование на механизацию фабричного труда, где каждому работнику достается лишь ничтожная часть какого-нибудь механизма, конструкции, и может быть, назначения которого он не понимает... то сравнительно с этой специализацией рук, насколько более вредной и духовно разрушительной должна быть оцениваема специализация ума и вообще душевной деятельности?»



В советское время в нашей стране задача обеспечения единства культуры решалась главным образом за счет насаждения единой государственной идеологии - марксизма-ленинизма. Это было определенным решением проблемы. Однако, как показали последующие события, идеологический путь обеспечения единства культуры неэффективен: единство оказалось формальным, поэтому непрочным. В постсоветское время остро переживается процесс распадения целостного культурного организма России и других стран постсоветского пространства. Распадение культуры вследствие дифференциации и соответствующей специализации сопровождается распадением ее вследствие количественного преобладания массовой и откровенно коммерческой культуры. В произведениях этих типов культуры ставятся задачи достижения быстрого эффекта популярности или коммерческого эффекта. Проблема развития и сохранения духовной целостности человеческого бытия перед создателями массово-коммерческой культуры просто не возникает. Если сравнивать в рассматриваемом аспекте положение в постсоветском пространстве с положением в западных странах, то в последних оно выглядит более благополучным, хотя и далеким от совершенства, так как там преодолены лишь экстремальные (самые крайние) отрицательные последствия расчленения культуры. Задачу синтеза культуры и сохранения ее единства нельзя решить раз и навсегда. Она требует постоянно возобновляемой работы духа. По существу своему это задача философская.

В процессе осмысления культуры как целого философия рассматривает ее не как готовый безжизненный продукт чего-то другого, а с точки зрения производства культуры. По словам Э. Кассирера (1874- 1945), философское постижение культуры «не удовлетворяется конечным продуктом, но желает понять и тот особый способ производства, который производит данный продукт. Ведь от этой производительной активности, отделявшейся и постоянно возобновляемой работы духа зависит, в конечном счете не только язык, но и миф, и религия, и искусство. Понять и прояснить это для каждой отдельной отрасли духовной деятельности человека, понять во всей ее индивидуальности и особенности, во всей неповторимости формы и способа существования должна философия»". Тем самым философия направляет свои усилия на уяснение условий существования культуры и ее форм Она стремится понять искусство, науку, технику, политику, религию, мифологию и т.д. не только в их фактической данности, но и обнаружить их истоки. В философии уясняется, в частности, какой потребностью и творческой силой человеческого духа порождается та или иная форма культуры. Это дает основание философскому анализу не останавливаться на фиксации современного положения в сфере культурного творчества, но и ставить вопросы относительно того, какой культура должна быть.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение философии можно усмотреть не в практической полезности (утилитарности), а в нравственном пафосе. История философии свидетельствует, что философская мысль ищет и обосновывает идеал, способный служить путеводной звездой в жизни людей. Это, прежде всего нравственный идеал, связанный с отысканием смысла жизни человека. Это также и общественный идеал, призванный объяснить смысл общественного развития. В этой связи немецкий философ М. Шелер (1874-1928) характеризовал философию как «знание ради спасения», противопоставив его «знанию ради достижений и господства», т.е. позитивному, - научному и технологическому знанию.

На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что позволяет в итоге повышать теоретический уровень и эффективность последних научных изысканий. Не менее важно и то, что философия помогает формировать необходимый в обществе благоприятный нравственный климат, духовный мир человека, его нравственные ценности, отвечает на смысло-жизненные вопросы.

Вместе с тем надо иметь в виду, что отдельные специализированные сферы философского знания косвенно способны приносить значительные практические результаты. Например, философия и методология науки помогают отдельным наукам в решении стоящих перед ними задач. Тем самым философия способствует научному и техническому прогрессу. Социальная философия участвует в решении общественно-политических, экономических и др. проблем. Можно с полным правом утверждать, что во всех достижениях человечества присутствует значительный, хотя и косвенный вклад философии.


Список литературы

1. Алексеев П.В., Панич А.Ф. Философия. Учебник. 2-е издание переработанное и дополненное. – М., 1999.

2. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1990.

3. Радугин А.А.Философия. Курс лекций. – М., 1999.

4. Спиркин А.Г. Философия. – М., 1996.

5. Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. – М., 1988.

6. Ермакова Е.Е. Философия. Учебник для ВУЗов. М., 1999.

7. История философии в кратком изложении. – М., 1991.

Философское знание, как и любое другое, имеет определенную структуру. Структура, и основные разделы философии формировались в процессе ее эволюции и развития как в пространственном, так и во временном аспектах. До настоящего времени продолжается процесс развертывания, усложнения и углубления содержания и формы философии, ее структурных частей. В этом процессе ряд дисциплин, когда-то входящих в состав философии, выделились в самостоятельные области знания и приобрел статус самостоятельных форм духовной жизни человечества. К ним можно отнести логику, этику, эстетику. В XX веке получили самостоятельный статус такие дисциплины, как аксиология (учение о ценностях), герменевтика (учение о смыслах) и ряд других. Тем не менее, можно выделить своеобразное ядро философии, традиционно философия включает:

Онтологию (от. греч. ontos – бытие, logos – учение) – учение о бытии;

Гносеологию (от греч. gnosis – знание, logos – учение) – учение о познании;

Аксиологию (от греч. axios – ценность и logos – учение) – учение о ценностях;

Философскую антропологию (от греч. antropos – человек и logos – учение) – учение о человеке.

Так же выделяют социальную философию , философию истории, этику и эстетику.

Прежде всего, следует отметить, что в структуре философского знания теория и история связаны между собой значительно глубже и более необходимым образом, чем в любой другой области человеческого творчества. Физик, математик, тем более люди практических профессий (врач, инженер, юрист) на своем рабочем месте действуют оперативно. Они могут не отдавать себе сознательного отчета об истории, которая предшествовала их деятельности и сделала ее возможной. Решая конструктивную задачу, инженер-конструктор пользуется в основном готовыми формулами и схемами, как и врач - современными средствами диагностики и лечения, почти ничего не сохранившими от далекого прошлого медицины. В этом отношении философия являет собою полную противоположность всем иным формам и средствам человеческой активности. Она возможна лишь в постоянном процессе самообращенности, самовоспоминания. И то и другое совершается как акт рефлексии, то есть осознанно. А это значит, что современней философ, как бы оригинален он не был, мыслит не только от своего имени, но и от имени философов прошлого, философии в целом. Вот почему история философии – ее самосознание, органическая составляющая ее структуры.

      Структура философского знания

Философская онтология, или учение о бытии, рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является кажимостью, иллюзией. Онтология стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины.

Онтология изучает вопросы бытия и небытия, объективно-предметного и субъективного бытия, вопрос об уровнях бытия – существующее в возможностях и существующее в действительности. Если конкретизировать эти вопросы, то это такие вопросы как: обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства, является ли мир в своем существе неизменным или он постоянно развивается, развивается произвольно или по определенным законам? В этом разделе рассматривается пространство, время, движение, системность и структурность, как важнейшие формы бытия.

Уже в древности философы заметили, что не все, что дано нам в непосредственном восприятии, т.е. что открывается нам посредством органов чувств, обладает подлинной реальностью. Видимый и ощущаемый нами мир непостоянен, подвижен, текуч, изменчив. Он непрерывно дробится и рассыпается на бесконечное множество отдельных частей, предметов, элементов. Что же в нем является устойчивым, надежным, абсолютным? Древние мыслители пришли к выводу, что подлинно существующей является особая, сверхчувственная реальность. Она доступна уму, но не органам чувств. Так возникла метафизика – учение о сверхчувственной реальности, обладающей гораздо большей степенью устойчивости, чем вечно текущие и рассыпающиеся вещи, непосредственно воспринимаемые нами.

Первоначально метафизика выступала в фантастической форме. Философы мыслили метафизические сущности по аналогии с реальными предметами чувственного мира. Платон, в частности, выдвинул гипотезу о существовании особого мира – мира идей, «параллельного» видимому миру. «Идеи» Платона – аналоги чувственно воспринимаемых вещей. По мере преодоления наивных и фантастических представлений метафизика становилась все более сложной и утонченной. Со временем стало ясно, что открытие метафизики явилось выдающимся достижением философской мысли. Это открытие направило человеческую мысль на постижение скрытой сущности вещей, на отыскание их единства и внутренней связи, недоступных непосредственному наблюдению. Метафизический подход лег в основу философской онтологии.

Онтология создает философскую картину мира. При ее создании используются данные науки и иных форм освоения действительности. Однако философская онтология не совпадает с научной картиной мира. Философия ищет предельных оснований бытия. Поэтому она стремится заглянуть в подоснову той картины мира, которую дает наука.

Если, например, физика утверждает, что в мире действует сила всемирного тяготения, то философия может поставить вопросы относительно происхождения и сущности этой силы. В самом деле, почему предметы притягиваются друг к другу (согласно закону тяготения)? Философия вправе сделать предположение, например, такого рода: а не является ли физическая сила всемирного тяготения лишь одним из проявлений силы еще более универсальной – силы всеобщего притяжения или взаимной любви? Тогда действием этой силы можно объяснить и притяжение положительного и отрицательного полюсов магнита, и взаимную симпатию, устанавливающуюся между людьми, и половую любовь, и другие подобные явления. Приблизительно такие идеи относительно универсальности силы любви высказывали, в частности, немецкий философ А. Шопенгауэр (1788 – 1860) и русский философ Вл. Соловьев (1853 – 1900). Космическая сила любви в их учениях выступает сущностью метафизического характера.

В западной культуре понятие метафизики широко распространено. Общеупотребительным оно было и в отечественной дореволюционной литературе. В отличие от этого, в философской литературе советского периода понятие метафизики оценивалось сугубо отрицательно. В него вкладывался смысл, далекий от исторически сложившегося. Лишь в последние годы происходит постепенная реабилитация этого понятия.

В мировой литературе термин «метафизика» нередко является синонимом слова «философия». Это не случайно, поскольку метафизический подход весьма характерен для философии. Так, говорят о метафизике права, метафизике политики, метафизике любви или даже о метафизике бизнеса – во всех случаях имеются в виду размышления об устойчивых, глубинных характеристиках соответствующих предметов.

Стремясь проникнуть в глубинную суть вещей и обнаружить всеобщую взаимосвязь, философская онтология ищет категории обобщающего характера. К их числу относятся такие, как форма и содержание, возможность и действительность, часть и целое, единичное, общее, особенное и др. Перечень их незавершен и исторически изменяется.

Гносеология, или учение о познании, рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира. Гносеология – это составная часть философии, в которой изучается природа познания и его возможности, типы познавательных отношений, виды знания, условия достоверности и истинности знания. Главная гносеологическая категория - это истина, а главные проблемы – можно ли достоверно познать предметы, их сущность и проявления? В этом разделе рассматриваются следующие вопросы: что является источником наших знаний о мире, и каким методом мы получаем новые знания, чем научное знание отличается от других видов знания, какими познавательными способностями обладает человек и т. д. Она отвечает на вопросы: как человек познает окружающий мир? Каковы этапы или ступени познания? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима?

Философия давно обнаружила, что познание есть сложный процесс. Истина не открывается человеку без усилий с его стороны. На пути познания приходится преодолевать множество трудностей и препятствий. Возникают сомнения также принципиального характера: а способен ли человек вообще познать мир, при этом ничего в нем не искажая и не прибавляя от себя? Философы по-разному отвечали на этот вопрос. Одни разделяли настроения гносеологического оптимизма, другие – гносеологического скепсиса и пессимизма. Одни выражали веру в способность человеческого разума познать сущность вещей, другие сомневались в этой способности.

Теория познания как особая отрасль философского знания особенно интенсивно развивалась в европейской философии XVII – XIX вв. В этот период философы, в частности, активно обсуждают вопрос об основных ступенях и формах познания

Принято различать чувственную и рациональную ступени познания. Чувственная ступень познания – это познание при помощи органов чувств: зрения, осязания, обоняния, вкуса, слуха.

Чувственное познание подразделяется на три формы: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – первичный элемент чувственного познания. Оно сообщает нам данные об отдельных свойствах предмета – о его тяжести, теплоте, цвете и т.д.

Восприятие – это целостный наглядный образ предмета. Наиболее типичным примером восприятия является зрительное восприятие.

Представление – это наглядный образ предмета, сохраняемый в памяти.

Рациональное познание подразделяется также на три формы: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Понятие выражается в слове, но не тождественно ему.

Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета. Суждение может быть или истинным, или ложным.

Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

С развитием науки при анализе процесса познания философия все более стала ориентироваться на то, как происходит познание в реальной научной практике. В этой связи возникло новое разделение ступеней познания. Были выделены эмпирическая и теоретическая ступени познания.

Эмпирическая (от греч. empeiria – опыт) ступень – это опытно-экспериментальное познание. Оно связано с наблюдением, экспериментом и обобщением полученных данных. Эмпирическое познание способно выявить определенные регулярности, повторяющиеся в рамках того или иного процесса. В отличие от этого, теоретическое познание стремится проникнуть в причины регулярностей. Оно строит обобщенные модели изучаемых явлений и процессов.

Философская антропология – раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека. Антропологию как философскую дисциплину следует отличать от антропологии как частной, прежде всего культурологической, науки. В мировой литературе под культурной антропологией чаще всего понимают изучение быта, традиций, обычаев, способов мышления, особенностей культуры различных народов. Философская антропология отличается от всех других наук, изучающих человека, прежде всего широтой подхода. Философию интересует человек не как представитель отдельного племени, народа, культуры, а человек вообще.

В центре внимания философии стоят универсальные характеристики человека. Философия рассматривает человека как особый род сущего, отличный от всех других существ. В философской антропологии осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются категории человеческого существования. Философская антропология основывается на следующей главной предпосылке: помимо социальных характеристик, порождаемых особенностями социальной среды и эпохи, а также биологических и иных природных качеств, в человеке заключено то, что можно назвать собственно человеческим. Собственно человеческое связано и с социальным, и с биологическим, но не сводится к ним. Это означает, что человек и жизнь человека обладают характеристиками универсального характера, приложимыми к любой эпохе, к человеческому бытию в различных социальных и природных условиях, независимо от их конкретных особенностей.

Принято считать, что философская антропология как самостоятельная отрасль философского знания возникает в трудах европейских мыслителей XVIII в. Однако элементы философско-антропологических знаний легко обнаруживаются уже у древних философов. Особое развитие философская антропология получила в XX в.

Социальная философия – это раздел философского знания, изучающий наиболее общие законы общественного бытия и социального познания. Основные проблемы этого раздела - природа общества, его специфика, стадии и движущие силы человеческой истории, общество как целостная система, общественные идеалы и перспективы человеческого общества, специфика познания общества и его истории. Предпосылкой социальной философии является признание того факта, что общество есть особое образование, отличное от природы. Следовательно, общественная жизнь подчиняется собственным закономерностям, отличающимся от закономерностей природы. Общество – это совместное бытие людей. В чем состоят основы этого бытия? При каких условиях общество сохраняет свою целостность и жизнеспособность? Каковы фундаментальные характеристики общественной жизни? Как соотносится общество и личность? – таковы основные вопросы социальной философии.

Философия истории – изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами. Куда идет история и почему она вообще осуществима? – таков главный вопрос философии истории. Философия истории тесно связана с социальной философией, но переносит основной акцент на моменты изменения и развития общества. Иногда вместо термина «философия истории» употребляют термин «историософия». В первом приближении их можно считать синонимами.

Философское знание интегративно по своей сути, поскольку философия исследует Универсум, то есть то, что в каждой вещи универсально, что связывает каждую вещь с Целым. Отмечая эту черту философии, М. М. Бахтин характеризовал ее как «метаязык всех наук (и всех видов познания и сознания)»

Философия, являясь синтетическим явлением духовной культуры человечества, выполняет ряд общественных функций. К числу наиболее значимых относятся следующие функции:

Мировоззренческая – формирование системы представлений и категорий (наиболее общих понятий) о мире и человеке;

Методологическая – выработка общих методов и принципов познавательной и практической деятельности человека;

Эвристическая – созидание новых нестандартных идей и подходов, позволяющих совершать новые открытия в духовной сфере и решать актуальные общественные проблемы;

Гуманистическая – утверждение ценности человеческой личности, ее свободы, достоинства, прав и обязанностей;

Культуротранслирующая - накопление, осмысление и передача от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества;

Практическая – выработка смысла целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека.

      Философия в системе культуры

Наконец, вопрос о специфике философии и ее функциях тесно связан с более широким вопросом о ее роли в системе культуры. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо предварительно дать определение сущности культуры. В этом контексте культуру можно определить как систему исторически развивающихся внебиологических программ человеческой деятельности. Культура выступает как система разнообразных традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное воспроизведение которых делает человека человеком, обладающим языком, сознанием, искусством, религией, моралью, наукой, современными технологиями и т. д. Культура передается от поколения к поколению по принципу множества социальных эстафет и является формой социального наследования, сохраняющей для будущего наш социальный опыт.

Роль философии в культуре определяется прежде всего тем, что она является рефлексией, размышлением над основаниями культуры. Основания культуры – это система ее мировоззренческих универсалий, или категорий. Это те жизненные смыслы, которые заключены в понимании человека, его деятельности, природы, пространства и времени, причинности, свободы, истины, добра и зла и т. д. Мировоззренческие универсалии (категории) определяют не только осмысление человеком мира, его рациональное постижение, но и переживание человеком мира, эмоциональные оценки различных состояний и ситуаций человеческой жизни. Смыслы универсалий в этом плане предстают как базисные ценности культуры. Например, можно спросить у человека с улицы, что такое справедливость? Он определения не даст, но что такое справедливость – он понимает, приведет примеры, скажет, что сосед у него не справедливый или справедливый человек, и так далее. Есть понимание, хотя нет рефлексивного знания. Он не просто мыслит о справедливости, он ее переживает, для него это ценность. В этом аспекте философия выступает рефлексией над мировоззренческими универсалиями, базисными ценностями культуры. Те, которые здравому смыслу эпохи представляются само собой разумеющимся, философия осмысливает и проблематизирует. Она выявляет универсалии культуры, выясняет их смысл, выносит их на суд разума, критически анализирует и порождает их новые смыслы.

И такой анализ необходим не для того, чтобы сохранить прежние основания социальной жизни, а для того, чтобы способствовать социальным переменам. В жизни общества периодически возникают такие состояния, когда оно уже не может ответить на исторические вызовы, сохраняя прежний уклад жизни, когда ранее сложившиеся смыслы универсальной культуры уже не способны обеспечить сцепление и взаимодействие новых и традиционных видов и способов деятельности, поведения и общения людей. Личный опыт все большего числа людей уже не согласуется со смыслами уже обжитых универсалий. Эти переломные состояния жизни – первый сигнал того, что что-то не в порядке с самими мировоззренческими основаниями жизни, с фундаментальными ориентирами жизни. Они ломаются, создавая ситуацию, о которой сказано в «Гамлете» у В. Шекспира – «распалась связь времен». Люди не знают, что взять из прошлого, что адресовать будущему, чему учить детей, на какие образцы поведения и деятельности ориентироваться. Общество вступает в полосу духовного кризиса. Жить в такой ситуации, когда рушатся старые универсалии, а новых еще нет, очень тяжело. В такие эпохи рушатся старые мировоззренческие ориентиры, люди начинают заново задавать вопросы: что такое справедливость, добро и зло и т. п. Постановка таких вопросов – первый шаг к философским размышлениям. Чтобы отыскать ответы на них, философии нужно критически относится к традиционным, ранее казавшимся очевидными смыслам мировоззренческих универсалий. А затем предстоит сделать новый шаг – вместо старых жизненных смыслов породить новые, поэтому любая значимая философская концепция всегда имеет две стороны. С одной стороны, это критика существующего положения дел: в познании, в политическом и социальном устройстве, моральной жизни и т. д. С другой стороны, это создание философской системы новых идей, универсалий (категорий) в областях социальной жизни, политики, морали, искусства, познания и преобразования действительности. Показательным примером может служить использование идей Д. Локка творцами американской конституции. Эти идеи (права человека, разделение власти и др.) были сформированы Локком задолго до создания конституции США. И сегодня философская деятельность все более обнаруживает свой созидательный и практический характер. Продолжается углубленная работа по обсуждению теоретических оснований таких наук, как математика, физика, биология, в последнее время - синергетика. Такие науки о человеке и обществе, как психология, социология, социальная и культурная антропология, филология, которые с момента их возникновения и до недавних пор претендовали на полную независимость от философии, сегодня вступают в интенсивные отношения с последней. Что касается, например, психологии, то она в двух своих наиболее влиятельных вариантах – как когнитивная и культурно-историческая – имеет дело с такими философскими темами, как ментальные репрезентации, сознание, смысл, значение, интерпретация, коммуникация, активно использует философские наработки и взаимодействует с философами. В социологии интенсивно обсуждаются проблемы понимания, объяснения, деятельности и структуры, возможность использования социальных институтов как своеобразных «фабрик значения», при этом используются идеи аналитической философии, феноменологии и герменевтики. В принципе, это же можно сказать о других естественных, социальных и гуманитарных науках.

Словом, философия сегодня все больше обнаруживает свой созидательный и практический смысл. Это особенно важно в настоящее время, когда земная цивилизация вступила в переломный период, в ту стадию, которую принято называть «информационным обществом». Старые формы культуры нуждаются в изменении, поскольку рушатся базисные ценности техногенной цивилизации, возникает общество гигантских рисков и обострения глобальных кризисов. Все отчетливее возникают проблемы новой стратегии человеческой жизнедеятельности. Речь идет о поиске нового типа цивилизационного развития. Бурно протекающий технологический процесс выдвигает целый ряд новых мировоззренческих проблем, которые еще предстоит осмысливать. И это осмысление невозможно без участия философии.

Само слово «философия» происходит от двух греческих слов «рЬПео» -люблю и «зорЫа» - мудрость и буквально означает любовь к мудрости. Считается, что это понятие в употребление ввел древнегреческий философ и математик Пифагор (VI в. до н.э.).

Какое место занимает философия в жизни общества, в системе культуры?

Жизнь человеческого общества протекает в двух сферах - материальной и духовной.

Материальная жизнь включает в себя взаимодействие между обществом и окружающей природой, материальное производство, социально-политическую деятельность людей, научно-экспериментальную и практико-техническую деятельность, материальную сторону семейно-бытовых отношений людей.

Духовная жизнь общества содержит семь основных форм:

1) политическое сознание;

2) правовое сознание;

3) нравственное сознание;

4) эстетическое сознание;


5) науку как форму общественного сознания (частнонаучное знание);

6) религиозное сознание (ему противостоит атеистическое сознание);

7) философию как форму общественного сознания.

Таким образом, философия является специфической формой духовной жизни общества, формой общественного сознания.

Культура объединяет две указанные сферы; культура - это все то, что создано человеком, в отличие от того, что дано природой. Различают материальную и духовную культуру.

Философия как форма общественного сознания занимает особое место в структуре человеческой культуры: она является синтетической формой общественного сознания. С одной стороны, философия вбирает в себя весь опыт социальной практики людей, с другой стороны, философия является квинтэссенцией (концентрированным выражением) духовной культуры.

Философия интегративная форма духовной деятельности. Она объединяет и обобщает разнокачественное знание (научное, политическое, нравственное и др.).

Философия имеет общие границы с другими формами культуры (политикой, правом, моралью, искусством, религией, наукой) и потому она несет на себе их печать. В многогранности философии источник ее многоликости, которая, однако, не устраняет ее специфики.

Философия нацелена на изучение всеобщего качественно-

При этом частные науки (физика, химия, биология, социология, психология и др.) изучают свойства и законы отдельных областей и уровней действительности. А философия пытается понять мир в целом, выявить его универсальные свойства и отношения, а также источники самого знания - и все это через призму человеческого восприятия.

Философия выступает в качестве мировоззренческой науки. Она имеет « нязь с научным знанием и мировоззрением. Фидософия и мировоззрение 1плимосвязаны между собой, но их следует различать.

Мировоззрение - это совокупность взглядов, представлений и убеждений ире в целом и о месте человека в этом мире. Носителями мировоззрения потея: отдельный человек, социальная группа, общество в целом, мифика мировоззрения в том, что оно включает в себя убеждения, которые

являются эмоционально-психологическим компонентом, побуждающим к действию.

Философия служит общетеоретическим ядром мировоззрения.

В целом философия выполняет рефлексивную функцию по отношению к духовной деятельности людей, выступает самосознанием культуры, служит живой душой культуры.

Некоторые люди задаются вопросом: «Как так произошло, что наука с весьма абстрактными представлениями и ответами на вопросы стала одной из основ в развитии общества?». Безусловно, что не случайно это место заняла философия. В системе культуры она имеет колоссальное значение. Почему все именно так? Попробуем в этом разобраться.

История термина «философия» имеет древнегреческие корни и означает любомудрие, проще говоря, любовь к мудрости (fileo - любовь, sophia - мудрость). Первоначально наука представляла собой некий симбиоз наиболее важных течений мифологии и религии, которые пришли на смену многочисленным мифам. В отличие от эмоционально-фантастического отображения социальной и природной действительности, она относится к окружающему более рационально. Первые шаги наука начала делать с разъяснения именно природы и условно называлась натурфилософия. Несмотря на то, что философия в системе духовной культуры того времени занимала одно из важнейших мест, учения в основном велись по принципу «а представьте, что все не так, как нам говорили…». Закрытые общины развивали интересное течение и длительные обсуждения дали некую огранку на тот момент еще безликой науке.

С появлением разделения знаний на отрасли дифференциации подверглась и эта наука, с последующим уточнением целей ее исследования, что обеспечило особое место философии в системе культуры социума.

В настоящее время выделяется далектико-материалистическая философия, которая и по сей день играет немаловажную роль в позволяя под иным углом посмотреть на законы развития природы, познания, мышления и общества. Именно эта дисциплина по сей день оказывают большое влияние на формирование духовных ценностей у человека. Почему же вопреки популярному сциентизму ясно просматривается, что философия в системе культуры является не памятником некогда популярного научного течения, а для дальнейшего развития. Что же ее отличает?

  • Абстрактность

Всеобщность и абстрактность присущи многим наукам. К примеру, математика. Да, она абстрактна, но представляет собой лишь формальный способ описания окружающей действительности. В этом больше преуспела философия. В системе культуры просто необходимо учение, которое отвечает на вопросы не просто «сухими» фактами, а углубленно направляет к поиску ответа.

  • Рефлексивность

Исследуя реальную действительность, отображение результатов проводится через призму духовности (не путать с религией) и познания.

  • Цель науки

Особое место философии в системе культуры образовано не исследователями течения, а самими людьми. Обладая рефлексивностью, она стала некой Она не просто преподносит факты, а передает их с особым шлейфом, который, как оказалось, является стрежнем образования, делающим науку духовной. Благодаря данному направлению в человеке зарождаются и развиваются такие идеалы, как Добро, Истина, Справедливость, формируя при этом здоровый и благоприятный нравственный климат.

Философия в системе духовной культуры современного мира выделяется за счет целого ряда составляющих, которые являются частью одной структуры. Так, к примеру, ярким примером актуальности является наука исследует, как человек познает самого себя и окружающий мир. Именно данное течение предложило ряд категорий конкретное, абстрактное, чувственное и логическое, теоретическое, познания и практики, которые объясняют поведение людей и изменение личности.

Социология также является одним из важных элементов, который входит в учение под названием философия. В системе культуры данная наука занимает почетное место, так как именно она изучает и объясняет развитие и прочие изменения общества.

Особый статус этой науки незыблем. Имея мировоззренческое значение, данная наука обеспечивает должный уровень духовного образования, благодаря чему играет ведущую роль в системе культуры.

Предмет философии, ее основные функции. Язык философии.

В самом общем смысле философия – это особый вид теоретической деятельности, предметом которой являются всеобщие формы взаимодействия человека и мира. Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию.

Цель философии - увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Философия включает в себя:

Учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, философская антропология, космология, теология, философия существования);

О сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);

Учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);

Теорию познания;

Проблемы теории познания и творчества;

Логику (математику, логистику);

Эстетику;

Психологию;

Религиозную философию;

Философию права;

Теорию культуры;

Свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.

Предмет философии - все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение - это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.

Функции философии:

Мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);



Методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

Прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

Критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

Аксиологическая функция (от греч. axios - ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

Социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

Язык философии - это метаязык максимальной общности, его вынуждены использовать все образованные люди.

Философия языка - исследования языка с точки зрения его сущности, происхождения и функции в человеческом обществе, в развитии культуры.

Метаязыком называется язык, на основе которого производится исследование другого языка, последний при этом называется объектным языком. Соотношение между метаязыком и объектным языком происходит в процессе перевода, а перевод - это интерпретация. Метаязыки широко используются в науке, здесь они фиксируют, выражают знание наиболее общего характера.

Место философии в системе культуры. Философия и наука. Философия и религия.

Культура - совокупность проявлений жизни, творчества и достижений народа или группы народов.

Культура - это достижение работы цивилизации, самое совершенное в которой - триумф человеческого.

С точки зрения философии культура - это внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация - лишь внешняя материальная оболочка культуры.

Культура представляет собой средство и способ развития духовного начала в человеке, своей целью имея формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же дает людям средства существования, она направлена на удовлетворение их практических нужд.

Культура являет собой духовные ценности, достижения науки, философии, искусства, образования, а цивилизация - это степень развития общества с технологической, хозяйственной, социально-политической стороны.

Культура является отличительной особенностью человеческого образа жизни от животного, но при этом неся в себе не только позитивные, но и негативные, нежелательные проявления человеческой активности.

В философии под культурой понимается сфера информационного обеспечения общества. Культура в этом смысле является коллективным интеллектом, коллективным разумом, который формирует, накапливает и хранит социальную информацию, используемую человеком для преобразования окружающего мира и самого себя. Социальная информация кодируется с помощью созданных людьми знаковых средств. Важнейшим из знаковых средств является язык.

Наука - это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.

Научного характера философии нельзя отрицать , она - наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук - конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного - выявление более общих закономерностей и тенденций.

Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.

Влияние философии осуществляется через мировоззрение , которое так или иначе воздействует:

На первоначальные позиции ученого;

Его отношение к миру и познанию;

На его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.).

Философия и вненаучное знание . Вненаучное знание можно разделить:

На заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, в которую входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т. д.;

Отношение философии и паранауки, некоторые авторы призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, магии, суеверий, астрологии и т. д., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество. Они выступают за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества, потому что паранаука действительно выполняет некоторую психотерапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности.

В науке различают:

Эмпирический уровень исследования - направляется на непосредственно изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения;

Теоретический уровень исследования - сконцентрирован вокруг обобщающих идей, принципов, законов, гипотез.

Наука имеет стремление к вершинам человеческого знания, дороги, ведущие к этим вершинам, составляют идеалы науки.

Идеалы науки - это экспериментальные и теоретические методы в науке, которые позволяют достигнуть максимально обоснованного и доказательного знания.

Религия - мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности - мифологическое миродействие и миропонимание.

По Канту, религия - это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога.

Вера дается Богом человеку:

Через воспитание в условиях религиозной семьи;

Обучение в школе;

Опыт жизни;

Силу разума, постигающего Бога через проявление его творений.

Свобода религиозных убеждений - одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога - это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия - сознание массовое, а философия - сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия - всегда работа мысли.