Экодизайн: от потребления к созиданию. Экостиль в интерьере, что это такое, и как его создать? Экодизайн в архитектуре

1

Проблематика экологического дизайна соприкасается с различными сферами производства и научного знания - начиная от архитектуры, промышленного дизайна и прикладной экологии, заканчивая современными исследованиями в области философии, медицины, психологии, социологии и педагогики. Понимание структуры, роли, перспектив развития экологического дизайна возможно только при условии системного рассмотрения этого явления. Предвидеть возможные последствия, минимизировать риски при проектировании среды не только для человека, общества, но и для природы – цель и результат профессиональной деятельности дизайнера. В статье анализируются принципы экологического подхода в дизайне, цели и задачи экологического дизайна как актуального направления проектной практики. Это комплексная и целостная дизайнерская деятельность, которая не нарушает равновесия окружающей среды.

экологический подход в проектировании

экологический дизайн

1. Борев Ю. Б. Эстетика. – М.: Высш. шк., 2002. – 511 с.

2. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник // Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов. – М.: Архитектура-С, 2004. – 288 с.

3. Иванов В. В. К семиотическому изучению культурной истории большого города // Семиотика пространства и пространство семиотики. Труды по знаковым системам XIX. – Тарту, 1986. – С. 10.

4. Иовлев В. И. Гуманитарно-экологический подход к архитектурному пространству // Архитектон: известия вузов. – 2006. – № 2 (14).

5. Иовлев В. И. Экологическая топология в архитектуре // Архитектон: известия вузов. – 2006. – № 3 (15).

6. Медведев В. Ю. Сущность дизайна: учеб. пособие. – 3-е изд., испр. и доп. − СПб.: СПГУТД, 2009. – 110 с.

7. Минервин Г. Б. Архитектоника промышленных форм. Системный анализ формообразования в художественном конструировании: автореф. дис… д-ра искусствоведения (техническая эстетика). – М.: МВХПУ, 1975. – 41 с.

8. Панкина М..В. Экологическая парадигма дизайна // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2012. – № 2. – С. 90–92.

9. Уваров А. В. Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования: дис… канд. искусствоведения. – М.: МВХПУ, 2010. – 127 с.

Дизайн объединил в себе все виды проектной деятельности. На рубеже ХIХ-ХХ веков, на этапе его становления и формирования, внимание акцентировалось на активном внедрении в различные области жизни продуктов индустриального производства, отказе от декоративности в пользу функциональности. Когда дизайн внедрялся в культуру как принципиально новая сфера творчества, он противопоставлял себя традиционной художественной культуре. Становление дизайна определили такие факторы, как возможность машинного производства изделий, установка на массового потребителя, рациональность, научность, унифицированность. Изначально выдвигались гуманистические идеи: гармонизация мира, насыщенного машинами, гуманизация техники. Дизайнер имеет дело с предметом, но его цель не предмет, а человек, говорил дизайнер и педагог Л. Мохой-Надь («Баухаус») .

Все более возрастающее негативное воздействие человеческой деятельности на окружающую среду явилось стимулом к пониманию обществом причинно-следственной связи между деятельностью человека и экологической деградацией. В последние десятилетия проблемы экологии человека, экологической культуры выступили на первый план. Ограничительные меры начали дополняться другими формами организации сосуществования человека и природной среды. Приоритетным направлением решения природоохранной проблемы стала идея органичного включения созданных человеком продуктов в среду, т.е. экологического подхода в проектной культуре. Направление «зеленого» или экологического дизайна, зародившееся в 1970-х годах, - это попытка гармонизации отношений в системе «человек - природа» и внесения в них ответственности со стороны человека.

Экологический подход в дизайне явился реакцией на научно-техническую революцию. Это одно из направлений всемирного экологического движения, в задачи которого входит охрана и восстановление окружающей среды. Смысл экологического подхода в дизайне - создание продукции, совместимой с окружающей средой, что подразумевает снижение и, по возможности, полное устранение негативного воздействия на природу посредством использования альтернативных ресурсов и энергии, а также нетоксичных, уже переработанных или предназначенных для переработки материалов и возобновляемых процессов производства, максимальную экономию ресурсов и материалов, учет долговечности изделия с тем, чтобы соотношение затрат материалов и продолжительность жизни изделий было оптимальным, возможность их утилизации по окончании срока службы.

Термин «экологический дизайн» в настоящее время широко используется в повседневной проектной практике и в научной литературе. Проблематика экологического дизайна соприкасается с различными сферами производства и научного знания - начиная от архитектуры, промышленного дизайна и прикладной экологии, заканчивая современными исследованиями в области философии, медицины, психологии, социологии и педагогики.

Эта область проектирования объединяет в себе и художественно-проектные основы, и научное, философское осмысление степени влияния созидательной деятельности человека на окружающую среду, последствий взаимодействия человека и окружающей среды. Формируется научный и методический инструментарий этого нового направления в дизайне.

Философы под термином «экологический дизайн» подразумевают любое проектирование в дизайне, направленное не на отражение гармонии, а на саму гармонию отношений человека с окружающим его миром .

Экологический дизайн определяют как «участие средствами и методами дизайна в решении социально актуальных задач защиты окружающей природной среды (и самих людей) от последствий ее загрязнения отходами техногенной цивилизации и нарушения экологического равновесия в биотехносфере как с позиций ценностей природы, так и культуры» . С этой точки зрения в задачи экологического дизайна входит обеспечение экологической чистоты конструкционных и отделочных материалов, применяемых для изготовления объектов дизайна, экологичности процессов производства и потребления с учетом проблемы утилизации отходов и состояния предметно-пространственной среды. Это комплексная деятельность, в которой учитываются требования природной среды и культуры .

По мнению А. В. Уварова: «Экологический дизайн - вид проектной деятельности, существующий как осознанная или интуитивная реакция на природные изменения, проявленная в предметном и пространственном творчестве. Целью экологического дизайна является стабилизация отношений человека и окружающей среды… Объектом приложения методов экологического дизайна может быть как природа, опосредованно влияющая на человека, так и сам человек, его социальные, культурные и психологические потребности в их связи с экологической проблематикой… В настоящее время не существует четких границ, определяющих этот вид проектной деятельности, равно как нет и критериев, по которым можно отнести изделие к продукту экологического дизайна» .

Экология пространства напрямую связана с экологией человека, так как влияет на качество жизненной среды, состояние здоровья, развитие способностей, психофизический комфорт и пр. Жизненное пространство в наибольшей степени демонстрирует единство человека с окружающей средой и соответствует понятию экологии как взаимодействия субъекта и окружения .

Деятельность дизайнера завершает и дополняет проект архитектора, создающего «дом» (пространство для жизни), поэтому необходимо обозначить экологические аспекты в этих областях проектной деятельности в единстве. Если в промышленном дизайне изначально рассматривались программы по производству продуктов из вторичного сырья или минимизации затрат энергии, то в архитектуре речь шла об экологически чистых материалах, об адаптации здания к природному ландшафту, создании максимально комфортной для человека среды.

Архитекторы выделяют два основных уровня архитектурно-экологического формирования пространства: методологический и практический. Методологический уровень экологического моделирования архитектурного пространства отражает общие тенденции развития экологического подхода в архитектуре. Его принципы неоднократно декларировались теоретиками и архитекторами-практиками.

Например, В. И. Иовлев предлагает следующую систему основных методологических принципов формирования экологического пространства:

· принцип целостности и единства человека и пространства, их органичного взаимодействия и согласованности, создающих психофизиологический комфорт, что достигается совершенствованием формы пространства, знаковостью архитектурной среды;

· принцип экоцикличности, проявляющейся во внешней и внутренней изменчивости, динамичности, пластичности, скоординированности, согласованности ведущего природного ритма и подчиненных ему: жизнедеятельности человека и ритма архитектурного пространства;

· принцип нормативности пространства с учётом позитивных и негативных качеств и предельных пограничных состояний, связанных с адаптационными возможностями человека. Оценка предполагает отражение ряда факторов гармонической организации среды, в том числе - эстетических. В оценке пространства с экологических позиций на первое место выходят ценности здоровья, благополучия человека и окружающей среды. Соответствующие качества экопространства - очеловеченность, экоцикличность, уместность, ресурсность, энергоинформационность;

· принцип уникальности пространства, которое формируется в конкретной ситуации места-времени, предполагает учет социальных условий и особенностей отдельного человека, присущий народной культуре и этническому пространству.

Второй практический (прикладной) уровень экологического моделирования архитектурного пространства определяется практическими задачами и отражает специфику собственно пространственного подхода в экологии и его принципов:

· принцип ресурсности пространства соответствует идее нормативности, экономии, разумной достаточности;

· принцип уникальности, феноменологичности, уместности формы пространства в планировочном, визуальном, социально-психологическом, функциональном, знаково-символическом контекстах;

· принцип хронотопологичности, отражающий процессный характер взаимодействия человека со средой и соответствующий экоциклическому подходу к формированию архитектурного пространства;

· принцип архетипичности отражает критерии экологичности, архетипичности форм и средств композиции;

· принцип энергоинформационного баланса в создании физического и психологического равновесия, гармонии человека и его окружения;

· идея альтернативности пространственного развития соответствует положениям синергетики и методам организации многомерного пространства, предполагает моделирование альтернативных вариантов экологизации архитектурной среды.

Возвращаясь к определению понятия «экологический дизайн», рассмотрим его как термин, объединяющий в себе две сферы научного знания и практической деятельности человека. Экология занимается проблемами сосуществования и взаимодействия всех живых существ, включая человека, в среде обитания. Термин «экология» образован от двух греческих слов (oikos - дом, жилище, родина и logos - наука, учение) и означает дословно «наука о доме» или «наука о местообитании». Дизайн - это деятельность, связанная с художественно-техническим проектированием какого-либо объекта. Слово design переводится с английского как замысел, план, цель, намерение, а также - проект, чертеж, эскиз, рисунок, узор, композиция, расчет, конструкция, кроме того - проектирование, конструирование. Первая официально признанная дефиниция дизайна (Industrial Design) принадлежит известному практику и теоретику дизайна Томасу Мальдонадо. В 1964 году это определение после обсуждения и уточнения было принято на международном семинаре по художественно-конструкторскому образованию в г. Брюгге (Бельгия), а в 1967 году ИКСИД определил дизайн как «творческую деятельность, цель которой - определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством» [по 2, С. 26]. Таким образом, дизайн - творческая деятельность, цель которой - определение формы и смысла предметов, производимых человеком, оптимизация функциональных процессов жизнедеятельности человека в среде, улучшение ее эстетических качеств.

Верно отражая существо дизайнерской деятельности, приведенное выше определение дизайна не характеризует дизайн как вид художественной деятельности, не уточняет, какие потребности человека следует стремиться удовлетворять посредством дизайна, не указывает, что объектом дизайнерской деятельности могут быть не только отдельные изделия, но и их комплексы, системы, предметно-пространственная среда в самых разных сферах жизнедеятельности людей. Осознавая эти недостатки, Г. Б. Минервин уточняет и развивает данное определение, подчеркивая, что целью дизайна является «формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека, что цель эта достигается путем определения формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства, что к формальным качествам относится не только внешний вид предмета, но главным образом структурные связи, которые придают ему необходимое функциональное и композиционное единство, способствующее повышению эффективности производства» .

В. Ю. Медведев уточняет: «Дизайн - это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека как утилитарным, так и эстетическим» . Автор подчеркивает, что термином «дизайн» может обозначаться не только сама дизайн-деятельность (ее процесс), но и ее метод, и ее результат (дизайн-продукт), и определяет сущность дизайна как проектной творческой деятельности, совмещающей в себе художественное и техническое начала.

Как наиболее существенную в этих определениях выделим антропоцентрическую нацеленность дизайна, которая выражается в стремлении учитывать возможности человека, использующего тот или иной дизайн-продукт, и весь круг его потребностей, запросов, предпочтений, воплощаемых в утилитарно-технических и социально-культурных (в том числе эстетических) свойствах произведений дизайна.

Говоря об экологическом направлении в современном дизайне, можно рассматривать его как способ решения проблем, охватывающий все материальные сферы человеческой деятельности. Дизайн реагирует на частные и глобальные задачи, стоящие перед человеком; лишь в случае наличия проблемы начинается проектный поиск путей ее решения.

Экологический дизайн - это направление в дизайне, уделяющее ключевое внимание гармонизации отношений человека и окружающей его среды, сохранению природной среды. Это комплексная и целостная дизайнерская деятельность, реализующая в проектируемых объектах (от бытовых предметов до зданий, городов и ландшафтов) сближение требований природной среды с потребительскими и эстетическими требованиями человека.

Экологический дизайн ставит перед собой целью создание оптимальных условий удовлетворения человеческих потребностей, не нарушая при этом равновесия окружающей среды, когда соблюдается принцип экологии 3R (reduce, reuse, recycle - сокращать, повторно использовать, перерабатывать).

Задачами экологического дизайна являются:

· совершенствование сложившейся экологической ситуации путём создания продуктов, соответствующих требованиям природы, человека и культуры;

· поиск баланса между совершенствованием формы и функции объектов дизайна и соблюдением принципов экологического подхода;

· пересмотр материалов и технологий с точки зрения экологических норм;

· формирование новой культуры потребления, структуры потребностей, основанных на сокращении избыточного количества продуктов;

· целенаправленное изменение ценностных установок общества посредством художественных образов объектов дизайна.

В сферу экологического дизайна вовлекаются сегодня самые разнообразные явления проектной практики. Экологический дизайн учитывает ценности, достигнутые предшествующими поколениями людей в сфере взаимоотношений человека и природы, формирует экологическую культуру людей, укрепляет здоровье, пробуждает творческие мысли, обостряет художественное восприятие . Это попытка воссоздания природной среды в местах обитания человека, он воплощает в себе то, что мы видим в природе: природные материалы, фактуры и текстуры, формы, вдохновлённые природой.

Исходя из принципов разумного потребления, качествами продукта экологического дизайна должны быть: многофункциональность, модульность, трансформируемость, долговечность, гигиеничность, неподверженность моде, разумная экономичность. Чтобы предметно-пространственная среда была комфортна (и экологична) для человека, безусловно, необходимо выполнить эргономические требования. Гармоничный, природоморфный образ является актуальным для объекта экологического дизайна, что будет создавать психологический комфорт для потребителя. Отметим, что образ должен строиться не на формальном копировании конструкции, внешнего вида и цвета природных объектов, а с использованием принципов их формообразования при проектировании предметной среды и организации пространства. Отсутствие даже одного из перечисленных качеств приводит к нарушению равновесия в связке природа - предметно-пространственная среда - человек. Междисциплинарный характер, комплексность и интегративность - отличительные черты экологического направления в дизайне .

Дизайн в современном мире - наиболее массовое искусство, воздействие которого избежать невозможно. Он связывает духовную и материальную культуру, имеет огромную социокультурную роль. Направление экологического дизайна особо актуализирует воспитательную, ценностно-ориентационную (аксиологическую), адаптационную функции дизайна. Экологический дизайн во многом способствует формированию бережного отношения к окружающей среде: экономии ресурсов, стремлению к долговечности вещей, окружающих человека, а также созданию безопасных и благоприятных условий для физического и психического здоровья человека. Причём в понятие «экологически чистый объект» вкладывается не только отсутствие отрицательного воздействия на среду, но и психологический комфорт пользования им.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Свердловской области в рамках проекта проведения научных исследований «Генезис экологического дизайна и экологическая парадигма дизайн-образования на примере Уральского региона», проект № 13-14-66007.

Рецензенты:

Таршис Людмила Григорьевна, доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры биологии, экологии и методик их преподавания ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.

Костерина Алла Борисовна, доктор философских наук, профессор, директор Института искусств ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург.

Библиографическая ссылка

Панкина М.В., Захарова С.В. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ДИЗАЙНА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9670 (дата обращения: 13.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Развитие экологического дизайна и архитектуры сегодня становится насущной потребностью не только для специалистов, но и для каждого из нас. Уже никто не отрицает, что связь между физическим и психическим здоровьем человека и визуально воспринимаемым им окружением чрезвычайно велика.

С одной стороны, появление экодизайна стало ответом на резкое ухудшение качества окружающей человека среды, но в большей степени обращение к приемам экологического дизайна и архитектуры произошло вследствие необходимости экологизации потребления.

Общие принципы экодизайна

Направление в дизайне и архитектуре , акцентирующее внимание на защите окружающей среды и удобном, гармоничном существовании человека в этой среде. Уделяется особое внимание не только красоте и удобству использования «объекта» проектирования, но и учитываются характеристики применяемых материалов – как при проектировании, так и при изготовлении, использовании и утилизации.

Все большую популярность в мире набирают экологически чистые материалы, а также уникальные и в то же время легко применимые в обычной жизни способы добычи энергии (ветряные, солнечные генераторы).

Основные требования экодизайна:

* безопасность в использовании изделия;
* отсутствии вреда для здоровья;
* сведение к минимуму шумов, выбросов, излучения, вибрации;
* простота и безопасность утилизации,
* возможность повторного использования материалов с минимальным экологическим ущербом;
* существенная экономия денежных средств заказчика в будущем.

Отсюда проистекают принципы экодизайна:

* экономия ресурсов при проектировании, изготовлении, использовании и утилизации,
* повышенное внимание к происхождению материалов;
* принятие в расчет множества аспектов, начиная с защиты окружающей среды производителем (поставщиком) и заканчивая соблюдением прав работников на предприятиях, гуманным отношением к животным, корректным отношением к поставщикам.

Стандарты экодизайна

Сегодня разработаны особые методики и стандарты, позволяющие проводить комплексный анализ всех этих аспектов. Широкой известностью пользуется BREEAM (BRE Environmental Assessment Method) – один из самых известных и распространенных методов оценки экологической эффективности зданий. BREEAM определяет стандарты устойчивого проектирования и строительства, а так же дает возможность сравнивать различные здания по уровню их воздействия на окружающую среду. BREEAM позволяет заказчикам, девелоперам, проектировщикам и всем участникам строительной индустрии:

* создавать репутацию на рынке недвижимости благодаря строительству эко-эффективных зданий;
* гарантировать применение лучших эко-эффективных практик во время строительства и эксплуатации;
* стимулировать поиск новых, инновационных решений, уменьшающих воздействие на окружающую среду;
* формировать оценочный критерий, превышающий регламентированные государством стандарты;
* сокращать эксплуатационные расходы, улучшать рабочую и жилую атмосферу;
* демонстрировать прогрессивные взгляды на общественное и экологическое развитие.
Стандарт BREEAM позволяет застройщикам и проектировщикам наглядно демонстрировать преимущества использования эко‐эффективных технологий своим партнерам и заказчикам. BREEAM:

* использует простую, наглядную систему оценки, опирающуюся на научные исследования и практический опыт
* позитивно воздействует на проектирование, строительство и эксплуатацию здания
* устанавливает и поддерживает устойчивый технический стандарт, гарантирующий высокое качество и сертификацию.

Другая рейтинговая система – американская, называется The Leadership in Energy and Environmental Design или LEED (в переводе на русский означает «руководство в энергетике и наиболее приемлемом с точки зрения экологии проектировании» ). Система сертификации зеленого домостроительства LEED признана во всем мире, соответствие ее стандартам является третьим по значимости в контроле качества проектирования и строительства.

Стандарты LEED созданы специально для организации наиболее приемлемого строительства для окружающей среды. Они контролируют исполнение эффективного использования энергии и воды, снижение выбросов СО2, обеспечение наиболее приемлемого климата внутри помещения, управление ресурсами и отслеживание влияния человеческой деятельности на их состояние.

LEED плохо учитывает экономику иностранных государств. Однако в США, где применяются программы стимулирования энергоэффективных и зеленых технологий путем налоговых льгот или прямых дотаций, LEED дает существенный экономический эффект.

«В Европе исследования в этой области ведутся уже около 20 лет. Однако во многих странах, в том числе и в России, государственных программ поддержки зеленых технологий пока не разработано. Поэтому применение LEED за пределами США хоть и имеет международное признание, но необязательно. Однако наличие сертификата позволит, к примеру, привлечь крупных иностранных арендаторов коммерческих площадей и т. д.» – сообщает Вадим Кондрашев, архитектор, руководитель бюро «ARCHIDO».

Зеленая экологичная архитектура

С середины 1970‐х, когда западный мир озаботился сохранением природных ресурсов и проблемами окружающей среды после очередного энергетического кризиса, стали говорить о появлении так называемой «зеленой архитектуры» . Стены, крыши, фасады стали превращать в сады сначала в странах с мягким климатом и короткой зимой: в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке. Австралии и Средиземноморье, а затем они стали появляться в ландшафтах мировых столиц.

«Зеленое здание» – это мост, который соединяет природу и человека. Такой дом не только привлекателен внешне, но и экономичен: крыша дома не даст пропасть зря дождевой воде, а растения бесплатно и постоянно производят кислород для людей, живущих в доме. Зеленые стены пережили вторую волну популярности в начале века: офисы, музеи и частные дома стали повсеместно использовать в декорировании интерьеров висячие сады‐оранжереи. Это оказалось очень полезно для бизнеса – растения, создающие приятную атмосферу, снимают стресс и повышают лояльность клиентов.

Кроме «зеленых домов» , для экодизайна применительно к архитектурным решениям характерно, в первую очередь, использование натуральных материалов. Квартира и помещения в ней ориентируются по сторонам света, по розе ветров, расположение комнат согласуется с размером окон, в зависимости от требуемой освещенности. Вентиляция помещений планируется с учетом их площади, а подбор отопительных приборов согласуется с площадью помещений и оконных проемов.

Экологичные стройматериалы

Экологичные стройматериалы – те, использование которых не наносит вред окружающей среде. К примеру, это камень и дерево – они безопасны для здоровья и создают в помещении благоприятный микроклимат. Деревянные поверхности лучше использовать в сочетании с натуральным камнем как при отделке стен, так и при отделке пола и потолка. Кстати, сегодня большой популярностью пользуется экологичный дизайн ванной комнаты , который предполагает отказ от пластиковых душевых кабин, душ, который изливается прямо из потолка (тропический дождь), деревянные консоли, чаша ванны из натурального камня, который держит тепло намного дольше композитного пластика и керамики.

Для окрашивания поверхностей лучше выбирать краски с низким содержанием летучих органических веществ. Обои – бумажные или из бамбука или тростника. Кстати, непременным атрибутом экоинтерьера является самый естественный прием – использование живых цветов.

В целях энергосбережения нужно улучшить теплоизоляцию крыши и стен – это снизит потребление энергии, а заодно и расходы на отопление. Одним из самых экологичных материалов для теплоизоляции считается каменная (минеральная) вата. Установите программируемый терморегулятор - этот прибор меняет температуру в комнате по расписанию, где заложено нужное значение на каждый час каждого дня недели (понижает температуру ночью или во время отсутствия хозяев).

Уже ставшие привычными энергосберегающие лампы потребляют на 70–80 % меньше энергии, чем лампы накаливания. Для снижения энергопотребления в современных светильниках все чаще используются светодиоды и мало мощные галогенные лампочки.

Камин или печь лучше топить не обычными дровами, а топливными гранулами. Это экологичное биотопливо называется пеллеты и получается из торфа, древесных отходов и отходов сельского хозяйства; при их сгорании выделяется в полтора раза больше тепла.

Для снижения потребления воды нужно установить несколько недорогих и эффективных приспособлений, таких как насадки-распылители для душа и кранов, двойной слив в унитазе, резервуар для дождевой воды (она потом используется в туалете или для полива цветов и деревьев в саду), системы для повторного использования бытовых сточных вод.

Отечественные разработки в экодизайне

В России образцом современного экодизайна является проект Эко-терем (ECO-TEREM), который представляет петербургское бюро дизайна Archido и его владелец Вадим Кондрашев. Этот проект вышел во второй тур общероссийского конкурса на жилые кварталы в районе «Технопарк» иннограда Сколково.

Вадим Кондрашев взял за основу абстрактный силуэт архитектурного ансамбля Кижского погоста XVIII-XIX в. Этот памятник архитектуры, охраняемый ЮНЕСКО, несет в себе культурный код, в котором уникальность и самобытность русского зодчества, выражена в дереве.

Материалы поддержали идею наложения академичных знаний о русской архитектуре и ультрасовременных hi-tech технологий. В качестве основного фасадного материала взят шиндель, он обладает терморегулируемыми свойствами – летом в нем прохладно, а зимой очень тепло. «Умное стекло» в авангардной форме оконных проемов добавляет ультрасовременную эстетику образу дома.

Прототипом квартала иннограда Сколково в проекте Archido стал пчелиный улей. Архитекторы взяли принцип, по которому устроены пасеки, как аллегоричную основу для генплана квартала. ECO-TEREM органично вписывается в природный ландшафт местности и особенности русского климата. Archido использовали эргономичную форму крыши, позволяющую ставить домики максимально близко друг к другу, при этом, не образуя теневых пятен.

Вадим Кондрашев:
- Если все люди разные, почему мы живем в одинаковых домах? В проекте ECO-TEREM идея антропософской архитектуры реализована в силуэте домов, их расположении на участке и внешнем виде. Archido сознательно не использовало приемы ортогональной архитектуры - фасады, покрытые шинделем, имеют форму пятигранника. Такая нестандартная форма строений делает внутренние пространства индивидуальными, и это создает жизненную среду, которая призвана позитивно влиять на работу и деятельность человека. Архитекторы называют это приемом экопсихологии, согласно которому стандартизация оказывается сведена к минимуму.

Текст: Оксана Крапивко
Консультант: Вадим Кондрашев

Землевладелец №5(81) 2013

Экодизайн - это тренд, который сегодня используется повсеместно. Жители больших городов испытывают невосполнимую тоску по живой природе, и этим успешно пользуется бизнес.

Экодизайн как большой и серьёзный мировой бизнес-тренд распадается на два под-тренда, один из которых претендует на глобальность и большую серьёзность, а второй – ни на что не претендует. Речь идёт об экодизайне и о ее, скажем так, его упрощенном подобии, которое мы, с вашего позволения, назовем “экодизайнерством”.

Главная идея экодизайнерства – дарить людям не природу, а ее иллюзию. Или еще дальше - иллюзию заботы о природе. Когда вы встречаете рекламный слоган типа: “Мы заботимся о природе, поэтому мы...”, то вы часто понимаете – это лишь красивые слова и игра на модных тенденциях.

И тем не менее, “экодизайнерство” может помочь человеку весьма существенно. Если, например, просто снизить уровень шума в своем помещении или правильно организовать зоны досуга, расставив не угнетающий психику свет, вспомнив о пользе зелёного цвета и соорудив островок гармонии в пространстве, можно прослыть экодизайнером. Способы приспособить пространство экологичным по отношению к человеку изучает эргономика, некоторые отрасли медицины (гигиенистика), да тот же – фен-шуй.

Другое дело – экологичность не по отношению не к человеку, а к самой природе. В этом случае можно говорить об экодизайне в полном смысле слова. Человечество накопили достаточно информации о том, что дурно влияет на него самого. Но оно ничего не знает о том, что дурно влияет на целые природные экосистемы – на море и ручей, на почвы и леса, на атмосферу, виды растений, насекомых и так далее. Поскольку малый бизнес работает больше с первой ипостасью этого тренда, то приведенные примеры будут более касаться именно“экодизайнерства”.


Эко-мебель, выращенная из грибов

Науке и дизайну уже давно известны и грибная пластмасса, и грибной пенопласт, и грибной пластик. Все это - альтернативы экологически вредному пластику. Согласитесь, было бы удивительно, если бы в скором времени не дошло дело до экологичной... грибной мебели. Исследовать возможности грибницы в этом качестве решили биоиженеры из американских компаний Terreform ONE и Genspace.

Они возвели эко-дом под названием Fab Tree Hab Living House. Его особенность в том, что вся находящаяся внутри мебель полностью состоит из грибов. Грибница растет в специальном молде. Молдом в данном случае называется такая форма мебели, которая прорабатывается с помощью вычислительных систем, предсказывающих поведение мицелия.

Материал-содержимое молда носит название Mycoform. В состав его входит грибница, овсяные отруби, древесная щепа, гипс и прочие сельскохозяйственные отходы, зараженные грибком вида Ganoderma Lucidum. После размещения в теплой и влажной среде грибы начинают сплавлять вместе органические субстраты, используя свои ферменты. В итоге отходы превращаются в очень прочный и стильный биополимер.


Основные преимущества грибной мебели - низкая себестоимость производства и высокая экологичность. Mycoform на 100% биоразлагаем - всю мебель можно выбросить на улицу и она тут же превратится в полезное для сада и огорода удобрение. Производить же такую мебель можно в самом примитивном цеху - потребности в энергозатратах минимальны.

В ближайших планах Terreform ONE - наладить массовый выпуск мебели, а именно грибных скамеек, диванов, соф, оттоманок в стиле хай-тек - дизайн грибной мебели впечатляет своей прогрессивностью. Что особенно интересно, реализовывать свою продукцию компания собирается не в Лондоне и Париже, а в развивающихся странах и странах третьего мира. Благодаря дешевизне используемых материалов (читай - отходов) грибной предмет мебели будет доступен покупателю с низким уровнем доходов. Кроме того, органический полимер настолько надежен, что его можно использовать для возведения межкомнатных стен и изоляционных систем.

Фитостена с автоматическим управлением

Одно из самых перспективных направлений в бизнесе на экодизайне - производство, монтаж и обслуживание фитостен . Компания Naava из Финляндии создала умную стену из растений (фитостену), которая практически не требует ухода за собой. Для того чтобы максимизировать пользу от каждой установки, все техническое обслуживание компания решила доверить системе искусственного интеллекта (AI). Встроенными датчиками автоматически регулируется поток воздуха, подача воды и света. При необходимости AI приспосабливается к данным спутника, которые сообщают о погоде в конкретном местоположении.


Для фитостены создателями были подобраны исключительно гипоаллергенные растения. Их корни располагаются в неорганическом материале, поэтому никакая почва им не требуется. Установка стены осуществляется без каких-либо особых усилий с помощью онлайн-руководства.

Покупатель может подстроить стену под любой дизайн, выбрать стену понравившегося цвета и по своему бюджету. Разрабатывая фитостену и операционную систему к ней, в компании опирались на исследования NASA. Задача состояла в том. чтобы создать такой предмет интерьера, который бы исправно снабжал помещение чистым воздухом, но при этом не требовал заботы со стороны владельца.

Держатель ключей в виде пчелиных сот

Характерная черта экодизайна заключается в богатстве мелких элементов природы, которые могут служить вдохновением для создания небольших изделий. Американские дизайнеры Мэлори Панджилинан и Луз Кабрера разработали настенный держатель для ключей необычного дизайна. Оформлено изделие в виде пчелиных сот. Ключи вешаются на место с помощью позолоченных брелков-шестигранников. Таким образом при приходе домой кого-то из членов семьи одна «пчелиная сота» словно запечатывается медом.


Таким необычным образом авторы решили обыграть культовую фразу 1950-х «Honey, I"m Home!», что переводится как «Дорогая, я дома!». В те времена в местных кино и СМИ активно продвигались образы американской мечты с участием любимого мужа, который приходил домой к любимой жене после долгого рабочего дня и этой фразой оповещал ее о своем приходе.

Слово honey на русский переводится как «дорогая», «сладкая» или «голубушка» и именно его чаще всего используются при обращении друг к другу американские супруги. В первом же значении «honey» означает мед, что видимо, и послужило отправной точкой при создании изделия в виде сот - дома для пчел, которые этот самый мед делают.

Зеленые дома Испании

Одно из главных направлений в экодизайне - наружное оформление зданий. Это направление имеет перспективы еще и потому, что начинает находить поддержку у властей.


Одно из офисных зданий в Малаге целиком создано в духе зеленой концепции. Оно использует экологические источники энергии и растительность в качестве главного элемента фасада.

Созданное по проекту архитектора Хуана Бласкеса здание является прототипов зарождающейся экологически чистой архитектуры в Испании. Во-первых, живая растительность использована во внешнем облике и венчает фасад здания и еще одну наружную стену. Во-вторых, она подразумевает экологичные источники энергии.


Внешне здание с одной стороны напоминает огромную бочку, а с другой - большой железный вагон, стоящий на бетонных сваях. Попасть внутрь можно по лестнице, которая ведет к проему в днище. Согласно плану местных властей, подобные здания в скором времени будут обязательными для офисов всех госчиновников в Малаге. Однако станет ли деятельность самих чиновников от этого более "экологичной", чем была ранее, не сообщается.

08.02.2018

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2019 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

Еще интереснее

Инвестиции от 45 000
Срок окупаемости от 1 мес.

Франшиза "Своя Линия"

Готовый бизнес «под ключ» без взносов и роялти, с минимальными вложениями. Возможность работать из дома

Чтобы каждое ваше слово приносило по 1,5 тыс. рублей, совершенно не обязательно становиться всемирно известным шоуменом или оратором: достаточно открыть франшизу дизайнерской студии “Своя линия”.

Мода на экологичность вот уже несколько лет не сдает позиций почти во всех областях нашей жизни. Дизайнер, руководитель архитектурного бюро «Золотые головы » Анастасия Каспарян на своей лекции в рамках выставки HOMI Moscow рассказала о том, какие формы принимает этот тренд в наших домах.

Тренды в дизайне берутся из общего информационного поля, внутри которого находимся все мы, и в этом году в нем однозначно правит экодизайн. Стремление к экологичности, натуральные материалы задают тон во всем, - уверена Анастасия.

Вертикальное озеленение

Зелень распространяется с горизонтальных плоскостей на стены и фасады, и это один из главных приемов экодизайна, пока еще, впрочем, не слишком популярный в России. В Европе , у нас же из-за холодного климата дизайнеры предпочитают экспериментировать внутри помещений. Фитостены могут быть просто украшением, а могут стать более или менее глухой перегородкой, помочь зонировать пространство.

Ветки

Ветки деревьев витиеватой формы можно встретить почти в любом современном интерьере. Они используются не буквально, иногда это просто напоминание, отдаленно похожая форма, созданная из другого материала, например, кованая.


Стволы деревьев

Часто в интерьер включают не просто ветки, а целые стволы деревьев или их части. Красиво представленная, подсвеченная деревянная фактура - уже картина, и, например, из спила с корой может получиться панно, задающее тон всему помещению. Кроме того, стволы можно использовать в качестве узких столешниц, как в московской квартире.


Деревянные балки

Ультрамодный элемент декора - деревянные балки, которые мы видели в этом просторном и много где еще. Если это не часть конструкции здания, а элемент, который вы добавляете в ходе ремонта, важно следить, из какой древесины они сделаны. Лучше всего подходят сухостойная: она более стабильна и почти не реагирует на перепады температуры и влажности в помещении, что особенно важно, если балки планируется сделать в кухне или ванной.


Спилы дерева

Круглый спилы, часто даже с корой - очень простой, и при этом очень универсальный объект. Они могут стать часами, подносом, частью столика или табурета.


3D панели из досок

Из необработанного или, наоборот, старого дерева можно сделать панели, покрасив из в подходящий для интерьера цвет. Сама фактура дерева придаст интерьеру уюта.


Низкобюджетные вещи

Экология - это не только натуральные материалы, но и демократизм, который связан с уменьшением бюджета на вещь. Прекрасный светильник можно сделать буквально из собранных в ближайшем парке упавших веток.


Вторичное использование

В эпоху дефицита ресурсов важным становится использование материалов во второй раз, и часто так поступают именно с древесиной. Так, в мастерской Like Lodka мебель делают из старых лодок, привезенных из Индонезии. Необычная текстура старой древесины хороша сама по себе, и к тому же практична: для материала это уже не первая жизнь, и он не так остро реагирует на внешние воздействия.


Винтаж и секонд-хенд

Когда дизайнер начинает заниматься проектом, часто оказывается, что у заказчиков есть старые вещи. Выбрасывать из в угоду новым, модным, не стоит: получается намного более живым и душевным. Но даже если собирать обстановку придется с нуля, кое-что стоит поискать на том же Avito. Порой там за копейки продают старые шкафы и стулья, которые можно оживить, заново покрасив или расписав. Такие вещи будут намного более ценными, чем предметы из IKEA.


Неожиданные материалы

Иногда красивые вещи для интерьера можно сделать из подручных материалов. На создание светильника из сетки-рабицы и прищепок или люстры из кофейных фильтров уйдет пара часов и всего ничего денег, а выглядеть вещь будет как дорогой арт-объект.


Не только дерево

Новые технологии позволяют делать вещи из непривычных нам материалов: базальта, смолы, застывшей лавы. Такая мебель получается прочной, не реагирующей на изменения погоды - отличная альтернатива пластиковым и металлическим садовым столам и стульям.


Вариативность использования

Одним из мировых трендов является стремление предметных дизайнеров к экологии через вариативность использования одних и тех же предметов. Речь идет о многофункциональных вещах, например, цветочном горшке, который может служить и плафоном, и контейнером, и подставкой.


Подмена ценного

Редкие, ценные материалы не зазорно подменять и подделывать. Яркий пример - дизайнер Николас Керл , которой предлагает отказаться от использования черепашьего панциря, и использует для своих арт-объектов его имитацию.


Отечественные производители

Из-за падения курса рубля покупать вещи за рубежом стало сложнее, но вынужденное обращение к местным производителям тоже вполне вписывается в общий тренд на потребление локальных продуктов. Так, во-первых, легче контролировать процесс создания вещей, а во-вторых, на перевозку вещей тратится меньше ресурсов.


Забота о природе, о ресурсах (Земли и каждого конкретного человека)и поощрение творчества - вот что такое экодизайн. «Не обязательно идти в супердорогой салон и покупать вещь от дорогого бренда. Можно просто чуть дольше подумать. Сделать что-то уникальное, уложившись в разумный бюджет, можно всегда!» - уверена Анастасия Каспарян.

Стремление к природе для человека столь же естественно, сколь и потребность дышать. Поэтому популярность, которую набирает экологический дизайн , не вызывает удивления. Если в стенах городской квартиры вы тоскуете по лесной полянке, но думаете, что эко-дизайн - это рога в прихожей и пенек в гостиной, то эта статья для вас.

С чего все началось? Истоки стиля – в архитектуре, в том числе и ландшафтной, позднее завязанные на Sustainable Design и системе «Умный дом». Примеры экологического дизайна в Западной Европе наглядно это демонстрируют, приводя в пример имена Франка Ллойда Райта, создавшего прообраз солнечной батареи, Виктора Папанека, сформулировавшего философию зеленого антиглобалистского дизайна, и, конечно же, Ле Карбюзье, впервые заявившего об экологической рациональности жилья.

Экодизайн в доме

Экостиль. Что это такое? Это направление в современном дизайне, соединяющее в себе несколько стилей:

  • Хайтек
  • Кантри
  • Прованс
  • Минимализм

У них много общего: авангардная направленность, пристрастие к материалам естественного происхождения и спокойная цветовая гамма. От минимализма он не только унаследовал сдержанный декор, но и положил начало новому направлению «эко-минимализм», где связующей темой становятся природные текстуры.


Цвета в экодизайне

Особенности экостиля

Основная идея. Главное требование эко-интерьера – создание гармоничного пространства, где комфортно дышится и много света. В условиях жизни за городом, он станет логическим продолжением ландшафта. В городской квартире - поможет ее обитателям быть ближе к природе, и каждому человеку – обрести гармонию с самим собой. Эко-дизайн интерьера предлагает и восточные мотивы, и этнические элементы. Он не ставит жестких требований, но имеет и свои ограничения. В первую очередь, они касаются цвета и материалов, заставляя выбирать все исключительно натуральное.

Приметы стиля. Начиная с входной зоны эко стиль рождает ощущение легкости, простоты и чистоты. «Травянистый» коврик у двери, мебель из массива или ротанга, вешалка-дерево, стена из бамбука, банкетка-скамья, рама зеркала и разно уровневые светильники, демонстрирующие природные фактуры – все это поможет создать обстановку гармоничного слияния с природой.

Концептуальный подход – отсутствие препятствий и широкие проемы по ходу движения. Там, где без стен не обойтись, глухие перегородки заменяют витражами или стеклоблоками, хорошо пропускающими свет, поскольку важнейшее условие, которое ставит перед нами экологический дизайн интерьера , это обилие естественного освещения.


Уютная квартира в эко-стиле

Интерьер в эко-дизайне

Интерьер в эко стиле должен быть приближен к природе. Цвета дома следует подбирать оттенков травы, листвы, морских, цвета дерева. Мебель в таких помещениях предпочтительно светлая, потолки желательно с имитацией неба, аксессуары и декор будут по-минимуму. Отделка стен "под зелень", что очень хорошо будет сочетаться с потолком и с мебелью. Полы обязательно должны быть из натурального дерева, желательно с каменной кладкой, это будет гармонично смотреться и заряжать жителей дома "живой" энергией природы. Такой стиль будет вам постоянно напоминать природу, что очень подойдет для жителей "миллионников"

Галерея интерьеров экодизайна