Эффективность управления. Теория оценки эффективности системы управления


Введение

Глава 1. Эффективность процесса управления (понятие, различные подходы и виды эффективности)

1 Сущность понятия «эффективность управления»

2 Критерии эффективности управления

Глава 2. Сущность оценки эффективности управления

1 Этапы оценочной деятельности

2 Основные подходы к оценке эффективности управления

3 Классификация видов оценки эффективности. Мониторинг

Глава 3. Эффективность государственного управления

1 Оценки производительности и эффективности государственного управления

2 Оценка эффективности государственных политики и программ

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Сегодня в нашей стране мало адаптированных к российской реальности трудов по изучаемой дисциплине, которые бы в должной мере отвечали потребностям трансформируемой экономики.

Актуальность темы данной курсовой работы определяется фундаментальными преобразованиями во всех сферах общественной жизни России и необходимостью коренного переосмысления роли управленческих структур всех уровней в современном обществе.

Анализировать проблему повышения производительности и эффективности управления, давать ей адекватную оценку - задача сложная. Этим занимаются многие ученые, используя различную терминологию и методологию, что затрудняет взаимодействие между разными научными областями и созданию единого подхода.

Анализ и оценка эффективности управления базируется на меж предметных связях и знании таких предметов, как: теория управления, система государственного и муниципального управления, стратегическое управление, управление персоналом, основы нормотворческой деятельности, региональная экономика и управление, формирование эффективной структуры организации и т.д.

Степень научной разработанности проблемы крайне мала. Рассматриваемые в данной курсовой работе аспекты в области эффективности управления, особенностей оценки эффективности управления и видов такой оценки нашли свое отражение в работах отечественных и зарубежных специалистов. Следует отметить работы Р. Акофа, Ф. Эмери, А. Д. Урсула, А. И. Дронова, Ф. Уортена, Дж. Сандерса, О.В.Симагиной.

Объектом исследования данной курсовой работы является эффективность управления.

Предметом исследования данной курсовой работы является оценка эффективности управления.

Цель исследования проанализировать процедуру оценки эффективности управления.

Для достижения данной цели были решены следующие задачи:

.Изучить понятие «эффективность управления».

.Выявить значение оценки эффективности управления в современных условиях.

.Рассмотреть основные подходы к оценке эффективности управления.

.Выявить основные критерии оценки эффективности управления.

.Рассмотреть основные виды оценки эффективности.

.Описать основные показатели, характеризующие эффективность системы управления.

.Ознакомиться с оценкой эффективности государственного управления.


Глава 1. Эффективность процесса управления (понятие, различные подходы и виды эффективности)


.1 Сущность понятия «эффективность управления»


В любой сфере человеческой деятельности, будь это материальное или духовное производство, ключевым фактором, оправдывающим или отрицающим конкретные формы и методы этой деятельности, является ее эффективность. Термин «эффективность» произошел от латинского effectivus - достигающий определенного эффекта, нужного результата, действенные меры.

В современной науке и практике существует много подходов к определению эффективности организации. Но, до сих пор, отсутствует единый методологический подход. Это связано с многомерностью рассматриваемой категории.

Эффективность - это интегральная и структурированная характеристика деятельности организации, комплексно отражающая успешность этой деятельности, её в соответствии миссии, целям и задачам организации.

Достаточно трудно определить какой-либо единый критерий эффективности работы организации, годный для всех структур и при любых обстоятельствах. Но в общем виде выделяют четыре подхода в этом вопросе: достижение поставленных целей, использование ресурсов, оптимальность внутренних процессов и коммуникаций, удовлетворенность персонала.

Обычно выделяет несколько компонентов эффективности, которые можно количественно и качественно оценить:

)результативность (уровень достижения поставленных целей);

)экономность (сокращение издержек и затрат);

)экономическая эффективность (соотношение результатов и издержек);

)степень воздействия (прямые и косвенные последствия действий).

Все подходы к определению сущности эффективности организации можно условно разделить на три группы, которым соответствуют определённые виды эффективности:

Частная экономическая эффективность организации.

Социально-экономическая эффективность.

Эффективность управления.

Последний определяется путём сопоставления результатов управления и ресурсов, затраченных на процесс управления. С конца 19 века производительность стала наиболее приемлемой мерой для описания эффективности организации. Наблюдается тенденция и отождествление этих двух понятий. С начала 20 века американская нация заболела тейлоризмом, во многих городах действовали комитеты эффективности. Понадобилось время, чтобы тейлоризм воплотился в законы. В 1928 году в США разработаны способы оценки эффективности работы государственных служб. В 80-е годы, в период неконсервативной волны, в индустриально развитых странах Запада появились убеждения в необходимости сокращать издержки в государственном секторе.

Эффективность управления можно оценить путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Эффективность воспринимается как само содержание управления организацией: «вся наука и все искусство управления как раз и состоит в эффективном использовании ресурсов административными организациями».

На современном этапе развития оценка эффективности управления представляет собой важную проблему. Нет такого способа, с помощью которого можно было бы решить проблему с учетом всех предложений и без некоторого ущерба для эффективности. Зачастую необходимо учитывать прямые и косвенные, материальные и нематериальные, реальные и денежные выгоды и расходы. Следует учитывать внешние эффекты. Необходим строгий контроль общества над государственными органами.

Существуют три измерения эффективности в органах государственного управления и власти:

)выполнение стратегических целей (уровень министерств и ведомств);

)реализация программ/проектов (уровень среднего и высшего звена руководителей).

Критерии эффективности управления включают ряд показателей:

Характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации, и затраты на управления.

Характеризующих содержание организации процесса управления, текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и процесса управления, текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управлений. К нормативным характеристикам аппарата управления мог быть отнесены следующие: производительность, экономичность, адаптивность, гибкость, оперативность, надежность.

Характеризующих рациональность организационной структуры и ее техническо-организационный уровень. К cтpyктурам относятся звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости сбалансированность распределения прав и ответственности. Оценивая эффективность управления важно определить соответствие системы управления и ее организационной структуры объекта управления.


1.2 Критерии эффективности управления

эффективный управление оценочный организационный

Такие критерии призваны отразить рациональность организационного построения управляющих подсистем. Критерии:

Целевая обоснованность организации и функционирование субъектов управления.

Затраты времени на решение управленческих вопросов.

Стиль функционирования субъектов управления.

Сложность организации субъектов управления, их подсистем и звеньев.

Общие (совокупные) экономические, социальные, технические, кадровые и другие издержки на содержание и обеспечение функционирования соответствующих субъектов управления, их подсистем и звеньев.

Поскольку задачей управления является целенаправленное воздействие на управляемый объект для обеспечения достижения поставленных целей, эффективность управления может быть оценена по степени достижения этих целей: по конечным результатам производственной деятельности, по качеству планирования, по эффективности вложений, по увеличению скорости оборачиваемости капитала и т.п. Самым простым примером может служить оценка эффективности управления по показателю уровня прибыли, по тенденции увеличения или снижения этого показателя.

Другим экономическим критерием эффективности, подчиненным критерию прибыльности, является продуктивность, характеризуемая показателями индивидуальной и групповой производительности труда, объемом выпускаемой продукции, качеством продукции. Сюда же относятся показатели использования материальных ресурсов, человеческих ресурсов, внедрение нововведений.

Эффективность управления все чаще отождествляется с экономичностью: полезный результат сравнивается с затратами деятельности, причем среди последних различаются затраты, действительно влияющие на получение полезного результата, а также неизбежные и неоправданные потери.

Современная теория управления приходит к необходимости, во-первых, согласования показателей эффективности управления с показателями эффективности и производительности фирмы; во-вторых, к необходимости учета многостороннего воздействия управления на фирму, используя набор дополнительных критериев.

Таким образом, современный комплексный анализ "выхода" организации, с точки зрения ее эффективности, включает многосторонний учет социальных и экологических последствий производственной деятельности, влиянию производимой продукции или услуг на потребителя.


Глава 2. Сущность оценки эффективности управления


.1 Этапы оценочной деятельности


Оценка эффективности управления в организации помогает понять сильные стороны и недостатки, соответствие изначальному плану, приводит ли деятельность к достижению запланированных результатов и какие изменения необходимо внести в процесс функционирование организации, чтобы сделать её более эффективной.

Для проведения оценки управления организацией необходимо определить ее цели и задачи; использовать систематический подход к сбору и анализу информации; четко знать, какие решения руководители должны принять на основании результатов оценки. Оценки - сложное и дорогостоящее мероприятие.

Планирование оценочной деятельности:

Определение цели оценки.

Определение уже имеющейся в организации информации и выявление информационных пробелов.

Разработка вопросов, ответы на которые предполагается получить в ходе оценки.

Определение возможных подходов к структуре (модели) оценки, сбору и анализу данных, новым источникам информации.

Принятие решения о том, будет ли это внутренняя или внешняя оценка; определение умений и навыков, которые необходимы отдельному эксперту или команде для проведения оценки.

Составление примерного графика и сметы работ.

В ходе оценки следует учитывать принципы полезности, выполнимости, соблюдение принципов этичности и законности, точности и достоверности информации.

Общая схема методики оценки эффективности деятельности (и управления деятельностью) следующая:


ЭД = Р/Ц х ЗО/ЗП,


где Ц - цель деятельности; Р - результат деятельности; ЗО - оптимальные затраты; ЗП - производительные затраты; ЭД - показатель эффективности деятельности.

Используя методологию Р. Акофа и Ф. Эмери, отечественные учёные А. Д. Урсул и А. И. Дронов ещё в середине 80-х годов предложили формулу эффективности деятельности, основанную на учёте четырёх основных параметров деятельности: результативности, целеосуществлённости, объективной значимости и оперативности.


ЭД = Ц/П х Р/Ц х ТО/ТД х (РП/З - РН/ЗК),


где ЭД - коэффициент эффективности деятельности; Ц - цель деятельности; П - потребность, на удовлетворение которой направлена деятельность; Р - результат деятельности; ТО - оптимальное время для осуществления целевого проекта; ТД - действительно затраченное время; З - общие затраты; РП - общие позитивные затраты; РН - общие негативные результаты; ЗК - величина отражающая степень негативности результатов и включающая затраченные усилия и ресурсы. Данная формула может быть в основе для подготовки методики оценки эффективности любой деятельности.


2.2 Основные подходы к оценке эффективности управления


Для оценки эффективности можно использовать любой из перечисленных ниже подходов в зависимости от обстоятельств.

Целевой подход. Основной критерий для оценки эффективности - достижение цели. Применение целевого подхода связано с рядом проблем:

а)достижение цели не является легко измеримым, если организации не производят осязаемой продукции.

б)допускаются попытки достижения нескольких целей, а достижение одной из них затрудняет выполнение других задач.

в)существование общего набора «официальных» целей, на достижение которых направлены усилия всех членов, является спорным.

Системный подход. Предполагает выделение основных элементов «вход - процесс - выход» в рассматриваемой системе и необходимость её адаптации к условиям системы более высокого уровня, частью которой она является. Любая организация - это часть отрасли, общества и всё чаще - глобальной экономики. Все эти системы предъявляют требования к своим частям. Организации также обязаны удовлетворять требованиям относительно чистоты окружающей среды, обеспечения внутренней стабильности. Организация не может просто ограничится производством продукции и услуг, удовлетворяющих её покупателей. Она обязана действовать таким образом, чтобы были удовлетворены другие важные элементы более крупных систем.

Многопараметрический подход. Предполагает удовлетворение всех тех работников и их групп, которые участвуют в деятельности организации. Он особое внимание уделяет важности различных групповых и индивидуальных интересов в организации.

Модель конкурирующих оценок подразумевает, что управляющие должны выбирать оценки, которые делают акцент на следующих составляющих: 1) жесткий контроль или гибкость и 2) внутренние или внешние факторы. Могут быть определены четыре комбинации этих вариантов:

руководитель, который ценит жесткий контроль и концентрирует свое внимание на внутренней среде организации, будет стремиться к стабильности и целостности организации;

руководитель, который ценит контроль и основное внимание уделяет внешней среде, будет стремиться к обеспечению производительности и эффективности использования ресурсов;

руководитель, предпочитающий гибкость и ориентированный на внутреннюю среду организации, будет стремиться к удовлетворению и развитию работников;

менеджер, который ценит гибкость и уделяет основное внимание внешней среде, будет стремиться к развитию и конкурентоспособности.

Согласно модели конкурирующих оценок парадокс заключается в том, что руководители должны производить выбор из того, что внешне напоминает взаимоисключающие оценки. Организации будут отражать приемлемость этих базовых оценок.


.3 Классификация видов оценки эффективности. Мониторинг


Оценка в отличие от мониторинга позволяет определить широкое долгосрочное воздействие организации и помогает выявить причинно-следственные связи между деятельностью и результатами. Мониторинг позволяет определить, выполняются ли организационные задачи и достигаются ли запланированные результаты деятельности. Оценка и мониторинг являются инструментами контроля. В ходе анализа состояния организации необходимо определиться с тем, чем отличается оценка от мониторинга.

Каждая может являться полезной в зависимости от ситуации. Оценка является очень многообразной и может проводиться на различных стадиях программы или проекта, поэтому подход к оценке может быть отнесен к различным видам классификации в зависимости от конкретной ситуации.

Ф. Уортен, Дж. Сандерс предлагают следующую классификацию, которая учитывает работу предшествующих исследователей.

Подход, ориентированный на задачи. Оценка, направленная на выяснение четких целей и задач программы или проекта и определение, были ли эти цели и задачи выполнены.

Подход, ориентированный на управление. Оценка, ориентированная на удовлетворение потребностей руководителей в информации, необходимой для принятия решений.

Подход, ориентированный на благополучателя. Оценка, ориентированная на благополучателя, основной задачей которой является сбор информации о различных «продуктах», необходимой благополучателям для выбора между различными продуктами, услугами.

Подход, ориентированный на экспертное заключение. Оценка, напрямую зависящая от использования профессиональной экспертизы в той или иной области для определения качества программы или услуг.

Подход, ориентированный на сравнительный анализ. Оценка, построенная на сравнении оппозиционных друг другу точек зрения различных экспертов.

Подход, ориентированный на вовлеченность сторон. Оценка, обеспечивающая вовлечение всех сторон, заинтересованных в объекте оценки, в процесс определения потребностей и критериев данной оценки, а также информации, которую необходимо собрать.

Оценку, в задачи которой входит исследование конечных результатов и эффективности программы, называют общим термином «суммирующая оценка». «Формирующая оценка» призвана помочь руководителям организации в принятии решений о том, какие изменения необходимо внести в деятельность организации для повышения ее эффективности

Классификация видов оценки:

Формирующая оценка: а) оценка потребностей определяет несоответствие между желаемым и реальным положением дел относительно какой-либо ситуации, выявляет существующие потребности и располагает их в порядке приоритетности; б) оценка процесса ставит своей целью описание того, как в действительности функционирует та или иная организация, каким образом ее деятельность приводит к достижению определенных результатов, и каковы сильные и слабые стороны организации; в) оценка целей и задач помогает определить, достигает ли и в какой степени та или иная организация запланированных целей и задач.

Суммирующая оценка: а) оценка результатов помогает определить, какие виды деятельности организации действительно приводят к достижению результатов, необходимых получателям услуг, и позволяет избежать видов деятельности, которые кажутся важными на определенном этапе работы, но не приносят желаемых результатов; б) оценка воздействия позволяет определить изменения в благосостоянии людей/клиентов/благополучателей, которые могут быть отнесены на счет деятельности организации; в) оценка экономической эффективности использует экономические методы для оценки соотношения затрат и результатов деятельности организации, выраженных в денежном отношении, и соотношения затрат и результатов, выраженных в затратах на единицу полученного результата.

Необходимо подбирать тот вид оценки, который бы соответствовал ее задачам. Кроме вышеперечисленных методов на современных предприятиях широкое распространение приобрел метод мониторинга.

Сущность мониторинга заключается в том, чтобы, во-первых, следить за выявления соответствия плановых и фактических результатов деятельности, промежуточных результатов и проблем; во-вторых, осуществлять контроль с целью предупреждения нежелательных последствий и своевременной корректировки политики. Отметим одну важную предпосылку эффективного мониторинга - ясность целей, задач, принципов и политики деятельности организации.

Мониторинг - процесс регулярного сбора и анализа информации в целях наблюдения и контроля за ходом развития какого-либо социального явления или процесса. Это специальная система управления, связанная с получением и анализом информации. Это своего рода политика и одновременно система безопасности в организации.

Мониторинг обеспечивает процесс регулярного сбора и анализа ключевых данных (индикаторов) для определения того, какие сдвиги или прогресс достигнуты в изученном явлении или процессе. Главная цель мониторинга - повышение эффективности управления и улучшения деятельности для выявления отклонений, корректировки и решения проблем.


Глава 3. Эффективность государственного управления


.1 Оценки производительности и эффективности государственного управления


Государство как главный субъект власти тесно связано со всеми сферами общественной жизни и представляют собой главный инструмент реализации интересов всего общества. Здесь определяющую роль играют функции государства как управляющей системы. Государственное управление как и управление частным предприятием должно стремиться к максимальной производительности и эффективности.

Критерии эффективности государственного управления:

степень соответствия содержания и результатов деятельности управленческих структур и работников параметрами, определенные вышестоящим руководством;

соблюдение установленных норм;

степень влияния управленческой деятельности на развитие управленческих объектов;

степень изменения объекта управления в позитивную или негативную сторону;

насколько управляющая деятельность улучшает деятельность людей;

объемы издержек управляющей деятельности с точки зрения окупаемости вкладываемых в управление ресурсов;

Эффективность управленческого труда оценивается путем определения соотношения между полученными результатами и затраченными ресурсами. Применительно к государственным службам многие исследователи считают, что следует включать еще и эффективность и качество услуг, способность последних удовлетворять потребителей.

Свидетельства успешной реализации проекта играют представление в динамике количественные данные об экономии средств, оказание дополнительных услуг, независимые оценки качества представляемых услуг и удовлетворенности потребителей.

Для осуществления радикальных перемен в обществе, для решительных экономических преобразований необходима адекватная им система управления, которая смогла бы на базе рыночных отношений, государственного регулирования и новых морально-этических позиций обеспечить эффективность производства, удовлетворить потребности населения.

Недостатком организации исполнительной власти часто является неупорядоченность. Наблюдаются разнобой в статусе и уровне оплаты труда работников аналогичных организационных структур, отсутствие установленного регламента в подчиненности организационных звеньев.

В целях преодоления негативных тенденций необходимо предусмотреть в организации исполнительной власти приоритетное и последовательное обеспечение социальной защиты населения, укрепление соответствующих специальных структур, повышение статуса социальных критериев в деятельности правительственных органов. Должно быть налажено постоянное и эффективное организационное взаимодействие федеральных, региональных и местных органов управления, неукоснительное выполнение принимаемых решений. Следует упорядочить состав и организационно-правовой статус коллегиальных, консультативных, экспертных и других органов.

Как показывает мировой опыт, страны с эффективными и четко организованными институтами власти и контроля характеризуются высоким уровнем доходов населения и большим национальным богатством. Профессионализм правительства служит основой для безусловного влияния исполнительной власти на процессы, протекающие в обществе. Все больше пробивает себе дорогу подход, согласно которому реформы в разных сферах государственного управления взаимодополняют друг друга.

Оценка результативности выполнения функций государственного управления производится по системе измеряемых индикаторов. Для каждого федерального органа исполнительной власти, ответственного за конкретные функции государственного управления, устанавливаются определенные показатели деятельности.

Поставленная задача по повышению уровня качества управления и услуг требует выделения наиболее важных факторов, которые влияют на работу правительства и администрации, что позволяет в дальнейшем целенаправленно управлять и регулировать данный процесс. К числу таких факторов, от которых зависит качество работы государственных структур, относятся:

Качество законодательной и нормативно-правовой базы в области государственного устройства.

Система планирования и принятия государственных решений в центральных органах власти.

Механизм ответственности и подотчетности органов власти.

Открытость и прозрачность бюджетной и финансовой политики.

Профессионализм руководителей и служащих государственных органов.

Использование современных технологий на основе собственного и зарубежного опыта.

Система управления изменениями (реформами и новинками) на уровне государственной политики, программ и проектов.

Во многих странах, в том числе и в России, уже имеется опыт использования средств и методов повышения качества работы государственных и местных органов власти. Это система тотального управления качеством, Q-Mark, использование системы международных стандартов ISO-9000 и т.д. Во многих случаях вопрос повышения качества работы является приоритетным для государственных органов, так как это позволяет решить несколько задач:

снизить издержки;

повысить удовлетворенность населения;

рационализировать рабочие процессы.

Основными источниками качества в государственном секторе являются:

жесткие факторы: структуры и материальные средства;

мягкие факторы: процессы и процедуры;

человеческий фактор: персонал организации.


.2 Оценка эффективности государственных политики и программ


Постоянные и динамические изменения во внутренней и международной политической жизни, а также появления новых потребностей у населения оказывает существенное влияние на государственную политику и приводит её к модернизации, имеющей радикальный или эволюционный характер. Речь идет о необходимости овладения искусством управления изменениями и использование инноваций в деятельности государственных организаций, что имеет самое непосредственное отношения к повышению инновационного потенциала государства.

В любой государственной организации должен быть механизм, который принято называть «инновационным мультипликатором» (умножитель инноваций), представляющий систему инструментов и условий создания, распространения инноваций.

Можно выделить основные факторы, определяющие сущность и характер изменений в государственной политике, к которым относят:

особенности государственных институтов и культур;

стратегию и приоритеты государственной политики;

систему управления государственной службой;

механизм коммуникации органов власти.

Оценка результатов государственной политики - это совокупность механизмов и методов по изучению и измерению фактических результатов государственной политики или программ, которые завершены или находятся в стадии реализации, для их совершенствования.

Главная цель оценки - собрать данные и провести анализ информации о конечных или промежуточных результатах.

Можно определить несколько принципов, соблюдение которых позволяет улучшить реализацию государственной политики и программ:

Уменьшение уровней управления и упрощение организационных структур;

Создание эффективного механизма координации и тесное сотрудничество между участниками реализации политики;

Предоставление определенной степени самостоятельности и автономии исполнителями;

Систематическая оценка результатов работы и совершенствования механизма подотчетности;

Использование современных управленческих технологий и информационно-аналитических систем.

Государственная политика имеет несколько типов оценок:

)оценка процесса реализации;

)оценка результатов;

)оценка последствий;

)оценка экономической эффективности.

Программная оценка имеет несколько определений:

Систематический сбор информации о деятельности, характеристиках, и результатах программы с целью принятия обоснованных решений о ее эффективности.

Процесс аккуратного сбора информации о программе или отдельных аспектах программы с целью принятия необходимых программных решений.

Системный путь к улучшению программы или проекта и представления информации о его результатах широкой публике, который предполагает использование процедур, следующих стандартам полезности.

Оценка результатов политики предполагает изучение того, в какой степени были выполнены поставленные задачи и цели, удалось ли полностью осуществить запланированные мероприятия и достичь соответствующих показателей. Оценка последствий программы является наиболее сложным типом оценки, хотя ее все чаще используют, особенно при изучении последствий экономического регулирования. Оценка экономической эффективности проводится на основании двух методов: издержки - выгоды; издержки - эффективность.

После проведения оценки и представления ее результатов руководителю возможно принятие различных решений, влияющих на судьбу программы или данной политики. Обычно имеется несколько вариантов: продолжение программы, успешное завершение программы, модификация программы, прекращение программы при ее неудаче.

В настоящее время во многих странах основное внимание уделяют нескольким важным аспектам оценки государственной политики:

взаимосвязь оценки с проведением аудита и разработкой бюджета государственных организаций;

влияние оценки на процесс самообучения персонала организации;

воздействие оценки на разработку межведомственных программ и проектов и систему управления ими;

влияние оценки механизмов, методов и средств, используемых в государственной политике, на их выбор в будущем;

связь оценки с эффективностью и результатами выполнения программ в государственном секторе;

влияние оценки на внедрение новых управленческих технологий.

Одним из эффективных средств обучения на лучших примерах и образцах является метод бенчмаркинга, который активно пропагандируется и используется на практике в частных и государственных структурах. Существует общепринятое определения: бенчмаркинг - это процесс измерения и сравнения продуктов, услуг и практики работы с лучшими конкурирующими или однородными организациями, фирмами, являющимися общепринятыми мировыми лидерами.

Сейчас особое внимание уделяется проблемам повышения качества и эффективности работы органов государственной власти, оказывающих услуги населению. Это связывают с ростом спроса на различные услуги, увеличением их объема и стоимости, что вызывает необходимость в дополнительных финансовых расходах, покрываемых в основном за счет налогов с населения. Работать приходится в условиях ограниченности государственных ресурсов и постоянного дефицита государственного бюджета, поэтому так важно повышать инновационный потенциал государственного управления, в том числе за счет разнообразных федеральных, региональных и муниципальных программ.

В мире накоплен положительный опыт повышения эффективности государственной политики в ряде социально-ориентированных областей.

Охрана окружающей среды. Для того чтобы получать максимальный эффект, государству следует вмешиваться избирательно. Отказ от вносящих искажение субсидий дает три выгоды: снижается деградация окружающей среды, достигается большее равенство, и экономятся бюджетные средства. Эффективные зеленые налоги способствуют использованию более чистых энергоносителей. Полезным для окружающей среды и роста может стать переход от налогов на доход к налогам на потребление. Прогрессивные налоги на потребление обеспечивают равенство и, поощряя сбережения, способствуют экономическому росту. В мировой практике распространено применение специализированной экологической оценки (экспертизы) при принятии государственных решений.

Одна из основных дилемм при оценке государственных программ и политики заключается в том, что они в демократическом государстве должны отвечать двум основным критериям: быть экономически эффективными и обеспечивать справедливое распределение государственных средств, что часто ведет к конфликтной ситуации, особенно когда происходит выбор приоритетов на основе различных ценностей и интересов. Вследствие этого возникают трудности, как политического, так и технического характера, что значительно усложняет процедуру оценочных исследований, а часто отказ от их проведения.

Оценка политики эффективна лишь в том случае, если она основывается на правильно проведенных оценочных исследованиях, представляющих совокупность научных методов сбора и систематизации информации, а также её анализ.

Главные инструменты и средства, используемые при проведении оценочных исследований, можно условно разделить на две основные группы.

Научные методы оценки.

Методы анализа:

модели анализа «выгоды - издержки», «выгоды - эффективность», «выгоды - результаты»;

моделирование и разработка сценариев (имитация) социальных процессов;

анализ и оценка в проведении пилотных проектов и экспериментов;

анализ социальных индикаторов и статистических данных;

сравнительный анализ;

исследование конкретных примеров и ситуаций (кейсов).

Методы сбора данных:

открытое и скрытое наблюдение;

проведение социологических исследований;

анкетирование;

интервьюирование;

обсуждение в фокус-группе;

контент-анализ;

консультирование и оценка экспертов (метод Дельфи).

Традиционные (общественные) формы оценки:

межведомственные заседания по оценке возможных результатов;

консультации с заинтересованными сторонами;

парламентские слушания;

отчеты государственных руководителей;

контрольные комиссии и инспекции;

государственный аудит;

разработки и анализ бюджета;

оценка со стороны профессиональных ассоциаций, СМИ и др.

Особое внимание в настоящий момент уделяется такому эффективному инструменту, как анализ влияния - относительно новому правлению, активно разрабатываемому в последнее время и широко используемому в работе государственных структур, особенно федеральных министерств и ведомств, занятых разработкой общественной политики и целевых программ. Под термином «влияние» понимается целенаправленное воздействие на различные сферы общественной жизни со стороны государственно-административных структур в процессе выполнения политики/программы.


Заключение


Таким образом оценка эффективности управления является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов ли плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа её совершенствования. Эффективность организационной структуры должна оцениваться на стадии проектирования, при анализе структур управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления.

В ходе написания данной курсовой работы были исследована и проанализирована процедура оценки эффективности управления.

Основываясь на материалах, собранных в ходе исследования данной темы, в соответствии с целью и задачами данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

Эффективность управления представляет собой результативность деятельности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причем эти показатели имеют как количественные характеристики, так и качественные.

Оценка эффективности управления в организации помогает понять сильные стороны и недостатки, соответствие изначальному плану, приводит ли деятельность к достижению запланированных результатов и какие изменения необходимо внести в процесс функционирование организации, чтобы сделать её более эффективной.

Информация, полученная в ходе оценки, позволяет принимать взвешенные, обоснованные решения об организационном развитии. Оценка может быть полезной на различных стадиях функционировании организации.

Для оценки существует 3 подхода, выбор которых зависит от обстоятельств. Это целевой подход, системный подход, многопараметрический подход и модель конкурирующих оценок.

Комплексный набор критериев эффективности системы управления формируется с учётом двух направлений оценки её функционирования:

по степени соответствия достигаемых результатов установленным целям производственно-хозяйственной организации;

по степени соответствия процесса функционирования системы объективным требованиям к его содержанию организации и результатам.

Критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры служит возможность наиболее полного и устойчивого достижения конечных целей системы управления при относительно меньших затратах на её функционирование.

Эти критерии призваны отразить рациональность организационного построения управляющих подсистем:

Целевая обоснованность организации и функционирование субъектов управления.

Затраты времени на решение управленческих вопросов.

Стиль функционирования субъектов управления.

Сложность организации субъектов управления, их подсистем и звеньев.

Общие экономические, социальные, технические, кадровые и другие издержки на содержание и обеспечение функционирования соответствующих субъектов управления, их подсистем и звеньев.

Среди основных видов оценки эффективности управления можно выделить:

Мониторинг, являющийся процессом регулярного сбора и анализа информации в целях наблюдения и контроля за ходом развития какого-либо социального явления или процесса, в том числе оценки эффективности управления.

Суммирующую оценку, включающую в себя оценку результатов, оценку воздействия, оценку экономической деятельности аппарата управления.

Формирующую оценку, состоящую из оценки потребностей, оценки процесса управления, оценки целей и задач.

Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и её организационной структуры объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объёму и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учётом их номенклатуры.

Государство как главный субъект власти тесно связано со всеми сферами общественной жизни и представляют собой главный инструмент реализации интересов всего общества. Здесь определяющую роль играют функции государства как управляющей системы. Государственное управление как и управление частным предприятием должно стремиться к максимальной производительности и эффективности.

Для осуществления радикальных перемен в обществе, для решительных экономических преобразований необходима адекватная им система управления, которая смогла бы на базе рыночных отношений, государственного регулирования и новых морально-этических позиций обеспечить эффективность производства, удовлетворить потребности населения. А для выбора направления дальнейшего движения и подведения итогов проделанной работы необходим налаженный, адекватный и слаженный механизм оценки эффективности управления, проработки результатов такой оценки, формулировки рекомендаций и оперативного применения этих результатов в дальнейшей деятельности.

Критерии и оценки эффективности государственного управления и государственных структур на научном уровне стали разрабатываться недавно. Ученые стремятся свести их в единую систему, придать стройность, выделить закономерности, обосновать теорию эффективности управления государственной власти. Научный анализ в этой области существует в отдельных фрагментах, представленных в различных научных дисциплинах.

Это связано с трудностью, обширностью исследуемой проблемы, и с политической остротой выводов. Однако в последнее время аспекту эффективности государственной власти стало уделяться заметное внимание в нашей литературе. Суждения оценочного и сравнительно-оценочного плана, касающиеся эффективности власти, высказываются очень часто, опираясь как бы на сами собой разумеющиеся некие общечеловеческие мерки эффективности. Хотелось бы в связи с этим подчеркнуть, что такого рода мерки должны носить конкретно-исторический характер и быть связаны, прежде всего, с цивилизационными рамками и условиями осуществления государственной власти.


Список используемой литературы


1.Анализ и оценка эффективности управления в организации: Хрестоматия для дистанционного обучения./Составитель О.В.Симагина.- Новосибирск. :СибАГС, 2003.

.Ведута Е. Н. Стратегия и экономическая политика государства: - М.: Академический Проект, 2004.

.Гибсон Дж.Л. Организации: поведение, структура, процессы. Пер. с англ./Дж. Л. Гибсон, Д. М. Иванцевич, Д. X. Доннели - 8-е изд. - М., 2000.

.Государственное и муниципальное управление: Справочник. - М.: Магистр, 1997.

.Государственное управление: Основы теории и организации /Под ред. В. А. Козбаненко.- М. :Статут,2000.

.И.В. Коврижных Анализ и оценка эффективности государственного управления: теоретический аспект / Наука и практика организации производства и управления (Организация - 2008) : сборник научных докладов Международной научно- практической конференции [Часть I] / Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ,2008.

.Иванцевич Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. - М.: Дело, 1993.

.Коврижных И.В. Анализ и оценка эффективности управления в организации: Учебно-методическое пособие. - Барнаул: АФ СибАГС, 2006.

.Мамут Л. С. Ценность как проблема науки в государстве // Общественные науки и современность. - 1997.

.Румянцева З. П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. - М.: ИНФРА-М,2001.

.Теория организации и организационное проектирование: Учеб. Особие / под ред. Т. П. Фомкиной, Ю. А. Корсакова, Н. Н. Слонова. - Саратов, 1997.

.Шеметов П.В. Теория организации: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2004.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ЛЕКЦИЯ 6. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

План лекции

Критерии и показатели оценки эффективности управления

Методы оценки и анализа эффективности управления

Факторы повышения эффективности управления

Насколько эффективно в обществе управление, настолько благополучно общество.

В современных условиях усложнения производства и экономики в целом, возрастания роли научно-технического прогресса, обострения конкуренции, необходимости учета в процессе управления факторов, связанных с использованием сырьевых и энергети­ческих ресурсов и воздействием на окружающую среду, конечные результаты деятельности фирмы зависят от рациональности струк­туры и эффективности процессов управления во всех ее элементах и подсистемах.

Оценка эффективности управления имеет первоочередное зна­чение для многих аспектов менеджмента, поскольку с ее помощью определяются правильность, обоснованность, действенность рабо­ты руководителя.

Можно ли определить, эффективен тот или иной руководитель? И по каким параметрам, показателям или критериям можно судить об этом? Может быть, по числу издаваемых руководителем прика­зов и распоряжений? Или по количеству принятых им решений?. Или может быть по тому, как рано он приходит и как поздно он уходит с работы?

Цель лекции - выявление критериев, показателей и факторов эффективности управления.

Вопрос 1. Критерии и показатели оценки эффективности управления

Важность определения эффективности управления привлекает внимание ученых и практиков, в том числе З.П. Румянцеву, Р.А Фатхутдинова, В.Н. Парахину и Л.И. Увицкого, труды которых обобщены в данной лекции.

В теории управления качественную сторону полученного результата обозначают термином критерий эффективности (отличительный признак, мерило, на основании которого дается оценка каж­дого явления), количественную сторону полученного результата - показателем эффективности.

Рассмотрению эффективности менеджмента должно предше­ствовать обращение к общему понятию эффективности, охватыва­ющему различные сферы человеческой деятельности. Такой под­ход диктуется не только методическими соображениями, но и тем, что указанное общее понятие пока еще не получило однозначной трактовки. Буквально «эффективное» (от латинского «effectus») оз­начает действенность, результативность, производительность. Вообще говоря, эффектом обладает любое взаимодействие, имею­щее какой-то результат, и в этом самом широком смысле эффект можно рассматривать как абсолютное, характеризующее результат, свойство любого взаимодействия или процесса. При всей близос­ти категорий «эффект» и «эффективность» они друг с другом не совпадают. Эффективность свойственна не всякому взаимодей­ствию, а лишь целенаправленному; поэтому данная категория носит управленческий характер и отражает, прежде всего, степень дости­жения преследуемых целей. Таким образом, в отличие от эффекта, эффективность - это всегда определенное соотношение (резуль­тата и целей или результата и затрат на его получение), т. е. величи­на относительная. Этой исходной позицией определяется и пони­мание эффективности управления.

Комплексный набор критериев эффективности системы управ­ления формируется с учетом двух направлений оценки ее функци­онирования:

По степени соответствия достигаемых результатов установленным целям организации;

По степени соответствия процесса функционирования системы объективным требования к его содержанию, организа­ции и результатам.

Эффективность управления - это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления). Причем эти показатели имеют как количественные, так и качествен­ные характеристики. Другими словами, эффективность деятельно­сти управляющей системы должна быть выражена в конечном счете через показатели эффективности управляемой системы, хотя может иметь и свои собственные частные характеристики.

Критерии эффективности управления находятся в тесной связи с целями фирмы. Специфика управления состоит в том, что выpaботка целей является функцией самого управления, а их реализа­ция осуществляется как в рамках функционирования субъекта уп­равления, так и в рамках управляемого объекта. Поэтому для опре­деления эффективности управления используют такие критерии, как:

во-первых, собственно управленческая эффективность;

во-вторых, экономическая эффективность;

в-третьих, социальная эффективность.

Рассмотрим их. Итак, первым критерием эффективности управления является управленческая эффективность, то есть результативность, понима­емая как достижение цели.

Эффективность управления отражает результативность обеспе­чения социально-экономического развития предприятия. В этой связи эффективность управления проявляется в достигнутых показателях результативности всей деятельности предприятия.

Организация существует для реализации определенных целей и, если эти цели достигнуты, то эта организация может считаться добившейся успеха, а ее руководитель эффективным менеджером.

Самый общий показатель управленческой эффективности:

Э упр. = результат 100%

Также эффективность управления может быть выражена и оценена не только по конечным результатам работы всей фирмы, но и по таким параметрам, как скорость принятия решения и осуществления конкретных шагов, отдача от осуществления решения, измеряемая в стоимостных показателях. Для определения эффективности отдельного решения можно сравнить планируемые и фактические «входы» и «выходы» и измерять полученную отдачу от ре­шения, т. е. отношение «выхода» к «входу». Эффективность систе­мы внутрифирменного управления определяется в этом случае как экономический эффект от принятия управленческих решений.

Поскольку управление носит информационный характер, то информация также представляет результат действия, а следовательно, является «выходом» системы управления.

Кроме того, эффективность управления определяется эффективностью функционирования и использования каждого элемента системы управления - рациональностью структуры, применением научных, передовых методов управления, скоростью, полнотой информационного обслуживания, квалификацией управляю­щих кадров, их умением творчески подходить к решению конкрет­ных проблем управления.

Вторым, критерием эффективности управления является эко­номическая эффективность, которая характеризует соотношение результатов с затратами, необходимыми для их достижения.

Показатели экономической эффективности:

Э упр. = результат 100%

Э упр. = затраты фактические 100%

затраты плановые

Экономическая эффективность как показатель результативнос­ти предполагает соизмерение затрат с результатом и всегда является относительной величиной. Следует иметь в виду, что универсаль­ного показателя экономической эффективности нет и не может быть, поскольку многочисленное количество факторов обусловливает ее. В качестве результата может рассматриваться прибыль как конеч­ный итог деятельности, а в качестве затрат - основные производ­ственные фонды и оборотные средства или издержки производства.

Организация может выжить только благодаря результативнос­ти и экономической эффективности. Следовательно, эти два кри­терия эффективности управления тесно взаимосвязаны и взаимо­обусловлены.

Важной количественной характеристикой экономической эф­фективности является производительность.

Производительность - это отношение количества единиц на выходе к количеству едини­цу на входе.

Этот показатель экономической эффективности отражает ком­плексную результативность использования всех видов ресурсов (труда, капитала, технологии, информации).

Среди экономических показателей эффективности организации обычно называются: стабильность (производство, структура, поло­жение на рынке), рост (темпы роста производства, численности занятых, число нововведений), способность организации приспо­сабливаться к изменениям внешней среды (взаимосвязь показате­лей внешней среды и деятельности организации). Все эти показа­тели необходимо анализировать не в абсолютном выражении, а в динамике, то есть в сопоставлении с предыдущими периодами.

Эффективность организации во многом зависит от ее способности планировать свою деятельность в долгосрочном масштабе, прогно­зировать будущие изменения. Это позволяет в определенной сте­пени минимизировать риск в условиях нестабильной экономики. Таким образом, эффективность управления напрямую зависит от эффективности производства как элемента системы. Все другие стороны деятельности организации также требуют эффективного управления: это маркетинг, управление персоналом, управление инновациями, стратегический менеджмент. Причем управляющая подсистема должна обеспечить эффективное управление по всем функциональным подразделениям (табл. 1).

Менеджмент: учебный курс Маховикова Галина Афанасьевна

9.1. Сущность, критерии и показатели эффективности управления

В науке об управлении пока нет единой трактовки понятия «эффективность управления». Почти у каждой научной школы имеется свой взгляд на проблему. Отсюда ее недостаточная разработанность по многим аспектам исследования, и в первую очередь методологическому (относительно понятийного аппарата, критериев и показателей оценки эффективности).

Существует много подходов к оценке эффективности менеджмента, использующих в основном качественные описания.

Чаще всего эффективность рассматривают как действенность, результативность работы фирмы, проекта, технологии с точки зрения экономических позиций, а именно получение необходимого максимального результата с наименьшими затратами. Это существенный момент, делающий необоснованным частое отождествление понятий «результативность» и «эффективность». Однако «результативный» еще не значит «эффективный». Эффективность подразумевает соотнесение полученного с затраченным, и чем больше это отношение, тем лучше.

Эффективность менеджмента как управляющей системы в широком смысле – это целесообразность и качество управления, нацеленного на высокую результативность деятельности управляемой системы (организации), реализацию целей и стратегий, достижение определенных экономических результатов, выражаемых в качественных и в количественных показателях.

Рассмотрение принципов менеджмента, его основных функций, методов и аспектов, проведенное в предыдущих главах, позволяет выделить ключевые факторы эффективности менеджмента, к которым относятся:

Постоянно адаптирующиеся к внешним условиям миссия, цели и стратегии развития организации, соответствующие требованиям потребителей;

Стратегически ориентированная, оптимальная структура бизнеса, обеспечивающая максимально возможную результативность бизнеса;

Высококомпетентный развивающийся персонал, оптимально взаимодействующий в рамках бизнес-процессов и нацеленный на конечный результат;

Эффективная система ведения бизнеса и менеджмента, включающая оптимизированные методы, принципы, технологии, процессы и процедуры, базирующиеся на современных информационных технологиях;

Продвинутая организационная культура, базирующаяся на адаптивном, одновременно стратегическом и ситуационном стиле руководства, а также на совместном, коммуникативном и целенаправленном взаимодействии персонала. Организационная культура – мощный стратегический инструмент, позволяющий координировать все структурные подразделения и отдельных членов коллектива на достижение поставленных целей в рамках выбранной миссии и стратегии.

Различают несколько видов эффективности в зависимости от критерия, по которому она классифицируется. Так, по характеру оцениваемого эффекта и составу доходов и расходов можно говорить об экономической и социальной эффективности. По уровню получения соответствующих результатов выделяют эффективность общественную (или общеэкономическую) (для страны, региона, отрасли), бюджетную (для бюджетов всех уровней) и коммерческую (для отдельного предприятия, проекта). С повышением уровня оценки эффективности емкость этого понятия увеличивается. Так, в составе общеэкономического эффекта, кроме чисто экономических результатов необходимо выделять внеэкономический эффект, межотраслевой эффект и т. п. Можно подразделить эффективность по составляющим системы управления (эффективность производства и эффективность управления), стадиям производственного процесса и процесса управления, по функциям производства и управления и другим критериям.

Рассмотрение категории эффективности управления невозможно в отрыве от производственных составляющих системы, и в частности эффективности производства. Эффективность производства служит и критерием эффективности управления, а рост последней, в свою очередь, – один из решающих факторов и резервов роста эффективности производства.

Система управления, как уже отмечалось, представляет собой многосложное образование, характеризующееся большим числом сторон, свойств, особенностей процессов, в силу чего и эффективность управления может проявляться в различных формах и определяться рядом параметров. Для ее выражения применяется ряд частных понятий, а именно показатели эффективности:

Труда работника аппарата управления;

Управленческой деятельности аппарата управления или отдельных его органов и подразделений;

Процесса управления (при выработке и реализации конкретного управленческого решения);

Системы управления (с учетом иерархии управления);

Механизма управления (применяемых методов, рычагов, стимулов);

Совершенствования управления.

Более упрощенный подход рассматривает в качестве составляющих эффективности три показателя, характеризующих:

1) деятельность работников управления;

2) деятельность подразделений (органов) управления;

3) систему управления в целом.

Каждое из частных понятий взаимодополняет и раскрывает другие, представляя своего рода иерархию. Поэтому, чтобы достоверно определить уровень эффективности управления, необходимо учесть все ее составляющие.

Управленческий труд относится к наиболее сложным видам человеческой деятельности, и его оценка не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполняемой работы, поэтому для измерения его эффективности часто применяются косвенные методы.

Критерием оценки управленческого труда является его эффективность:

Из книги Продажи в сфере HoReCa автора Горелкина Елена

Показатели эффективности в отношении продвижения в HoReCa Любая работа с каналом продаж требует аналитического подхода и обоснования эффективности. Выделяют несколько основных показателей эффективности сбыта – они работают в HoReCa, как и в других сферах. Основными

Из книги Добавьте в корзину. Ключевые принципы повышения конверсии веб-сайтов автора Айзенберг Джеффри

Из книги Управление персоналом: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

14.1. Общие показатели эффективности персонала и службы управления персоналом Системные изменения в области управления персоналом на основе применения японских методов управления на заводе General Motors в Калифорнии привели к радикальному улучшению показателей его

Из книги Управленческие решения автора Лапыгин Юрий Николаевич

11.2. Показатели и критерии эффективности Для осуществления выбора альтернативы из множества рассматриваемых их необходимо оценить. Оценивают альтернативы по критерию эффективности – определяющему правилу. Существуют два основных вида критерия эффективности, которые

Из книги Реклама и рекламная деятельность: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Из книги Генератор новых клиентов. 99 способов массового привлечения покупателей автора Мрочковский Николай Сергеевич

Из книги Основы баннерной рекламы автора Петюшкин Алексей Валерьевич

Из книги Рекламное агентство: с чего начать, как преуспеть автора Голованов Василий Анатольевич

Шаг 2. Выбираем критерии оценки и показатели работы фирмы, персонала и периодичность контроля План действий:1. Разрабатываем и рассчитываем ключевые показатели всех бизнес-процессов: ? общие для фирмы – вал за месяц, чистая прибыль за месяц; ? наем и обучение –

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Из книги Система вознаграждения. Как разработать цели и KPI автора Ветлужских Елена Н.

Из книги Быстрее, лучше, дешевле [Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов] автора Хаммер Майкл

Глава 10 Критерии и ограничения эффективности систем вознаграждения Любая компания, разрабатывая и внедряя систему вознаграждений (компенсаций), стремится к повышению ее эффективности. Что мы имеем в виду?Обратимся к определению этого понятия в экономике: эффективность

Из книги Семь шагов для создания эффективного ИТ-подразделения автора Гредников Сергей

Из книги Ловушка времени. Классическое пособие по тайм-менеджменту автора Никерсон Пэт

7.1. Ключевые показатели эффективности ИТ-подразделения Для различных видов бизнеса служат разные показатели, как правило, они называются ключевыми показателями эффективности (Key Performance Indicators, KPI). Одно из требований к показателям – измеримость. Для оценки эффективности

Из книги Экономическая безопасность предприятия автора Фирсова Олеся Артуровна

Из книги Управление отделом продаж автора Петров Константин Николаевич

1.3. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики Существует тесная взаимосвязь экономической безопасности с системой национально-государственных интересов. Именно через категорию национально-государственных интересов сплетаются воедино

«Эффект» и «эффективность» - разные понятия.

Экономический эффект - это результат труда человека в процессе производства мате­риальных благ (количество выпущенной продукции на участке, заво­де, прирост вновь созданной стоимости в народном хозяйстве).

Однако эффект сам по себе недостаточно характеризует деятель­ность человека. Для более полной ее характеристики важно знать, ка­кими затратами получен этот эффект, т.е. во что обошелся результат. Одинаковые затраты труда могут дать разный эффект, и наоборот, один и тот же эффект может быть достигнут разными затратами труда. Цель общественного производства - получение большего эффекта с наи­меньшими трудовыми, материальными и денежными затратами. Поэтому необходимо полученный результат сравнить с теми затрата­ми, с помощью которых он получен, т. е. отнести эффект к затратам, сопоставить одну абсолютную величину - эффект - с другой абсо­лютной величиной - затраты. Такое сопоставление дает относитель­ную величину - эффективность.

Управленческий труд относится к наиболее сложным видам чело­веческой деятельности, и его оценка не всегда может быть произве­дена прямым путем из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполняемой работы, по­этому для измерения его эффективности часто применяются косвен­ные методы

Критерий – это важнейший отличительный признак, характеризующий качественные стороны явления, его сущность. Он выступает выражением цели многогранного процесса менеджмента. При этом в практической деятельности используется не сам критерий, а построенная на его основе система показателей , каждый из которых должен в определенной мере отражать элементы рассматриваемого процесса. Критерий и показатель тесно взаимосвязаны: научно обоснованный выбор критерия в значительной степени обусловливает правильный выбор системы показателей. И наоборот, качество показателя определяется тем, насколько полно и объективно он характеризует принятый критерий.

Итак, критерий эффективности – это показатель, выражающий главную меру желаемого результата, которая учитывается при рассмотрении вариантов решения.

Критерий эффективности управления определяется не только оптимальностью функционирования объекта управления, но и должен характеризовать качество труда в управляющей системе, экологическую и социальную эффективность.

Критерии экономической эффективности управления многообразны и их нельзя свести к какому-то одному показателю. Можно рассмотреть для начала критерии эффективности, относящиеся к объекту управления. Круг этих критериев весьма обширен.

1. Общий критерий – экономические результаты деятельности управляемой подсистемы в целом, т.е. осуществление предприятием (или организацией) своей миссии при наименьших затратах.



2. Группа более частных локальных критериев :

1) наименьшие затраты живого труда на производство продукции или оказание услуг;

2) наименьшие затраты материальных ресурсов;

3) наименьшие затраты финансовых ресурсов;

4) наивысшие показатели использования основных производственных фондов (О.П.Ф.);

5) наименьшие издержки;

6) наивысшая рентабельность.

3. Группа качественных критериев :

а) высокий уровень технической оснащенности предприятия (организации);

б) условия труда персонала, ведущие к снижению напряженности (усталости) работников;

в) выполнение заказов, договоров (или оказание услуг) в кратчайший срок при затратах в пределах нормы;

г) высокое качество оказываемых услуг при стабильных затратах в пределах установления нормы;

д) стабильность персонала при выполнении всех других заданных показателей;

е) экологическая чистота.

Критерием эффективности управления при определенных условиях могут быть максимум выпуска продукции или максимум услуг .

С точки зрения функционирования субъекта управления, т. е. самой управляющей системы критериями экономической эффективности могут быть:

Быстрый сбор необходимой информации для принятия управленческих решений;

Способность принимать оптимальное решение в кратчайший срок;

Оперативность доведения решений до исполнителей;

Обеспечение четкого выполнения решений;

Осуществление комплексного контроля за выполнением решений.

Все эти критерии должны быть отражены в определенной системе показателей экономической эффективности.

Основополагающим принципом формирования системы показателей эффективности и выражения ее сущности на всех уровнях управления экономикой (страны, отрасли, хозяйствующего субъекта) является соотношение конечного результата (в виде национального дохода, валового внутреннего продукта, объема выпуска или реализации продукции) и эффекта (прибыли) с примененными и потребленными ресурсами (в совокупности или по отдельным видам).

Для определения эффективности управления исполь­зуют такие критерии, как,

во-первых , собственно управленчес­кая эффективность;

во-вторых , экономическая эффективность;

в-третьих , социальная эффективность.

Рассмотрим их.

1. Итак, первым критерием эффективности управления явля­ется управленческая эффективность, то есть результатив­ность, понимаемая как достижение цели.

Организация существует для реализации определенных це­лей и, если эти цели достигнуты, то эта организация может считаться добившейся успеха, а ее руководитель эффективным менеджером.

Самый общий показатель управленческой эффективности определяется следующим образом:

Кроме того, эффективность управления определяется эффек­тивностью функционирования и использования каждого элемен­та системы управления - рациональностью структуры, приме­нением научных, передовых методов управления, скоростью, полнотой информационного обслуживания, квалификацией уп­равляющих кадров, их умением творчески подходить к реше­нию конкретных проблем управления.

2. Вторым критерием эффективности управления является эко­номическая эффективность, которая характеризует соотно­шение результатов с затратами, необходимыми для их дости­жения.

Показатели экономической эффективности:

Экономическая эффективность как показатель результатив­ности предполагает соизмерение затрат с результатом и всегда является относительной величиной. Следует иметь в виду, что универсального показателя экономической эффективности нет и не может быть, поскольку обусловливает ее множество факто­ров. В качестве результата может рассматриваться прибыль как конечный итог деятельности, а в качестве затрат - основные производственные фонды и оборотные средства или издержки производства.

Организация может выжить только благодаря результатив­ности и экономической эффективности. Следовательно, эти два критерия эффективности управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Эффективность управления отражает результативность обес­печения социально-экономического развития предприятия. В этой связи эффективность управления проявляется в достигну­тых показателях результативности всей деятельности предпри­ятия.

Такой количественной характеристикой экономической эф­фективности является производительность. Производителъностъ - это отношение количества единиц на «выходе» к ко­личеству единицу на «входе».

Этот показатель экономической эффективности отражает ком­плексную результативность использования всех видов ресурсов (труда, капитала, технологии, информации).

Среди экономических показателей эффективности организа­ции обычно называются: стабильность (производство, структу­ра, положение на рынке), рост (темпы роста производства, чис­ленности занятых, число нововведений), способность организа­ции приспосабливаться к изменениям внешней среды (взаимо­связь показателей внешней среды и деятельности организации). Все эти показатели необходимо анализировать не в абсолютном выражении, а в динамике, то есть в сопоставлении с предыду­щими периодами. Эффективность организации во многом зави­сит от ее способности планировать свою деятельность в долго­срочном масштабе, прогнозировать будущие изменения. Это по­зволяет в определенной степени минимизировать риск в усло­виях нестабильной экономики.

Кроме того, эффективность управления напрямую зависит от эффективности производства как элемента системы. Все дру­гие стороны деятельности организации также требуют эффек­тивного управления: это маркетинг, управление персоналом, управление инновациями, стратегический менеджмент. Причем управляющая подсистема должна обеспечить эффективное уп­равление по всем функциональным подразделениям (табл. 1 ).

Таблица 1 - Количественные и качественные критерии оценки эффективности управления

Рассматривая все эти показатели в динамике, то есть в срав­нении с предыдущим периодом, можно судить о повышении или понижении эффективности управления.

3. Третьим критерием эффективности управления является со­циальная эффективность, которая отражает степень дости­жения социальных параметров управления.

Социальная эффективность обеспечивается реализацией си­стемы мер, направленных на удовлетворение социально-эконо­мических ожиданий, потребностей и интересов работников пред­приятия. Социальная эффективность проявляется, во-первых, в развитии потенциала персонала; во-вторых, в возможности реализации этого потенциала.

Понятие социальной эффективности включает требование гар­моничного развития личности каждого работника , повышение его квалификации и расширение гибкости и мобильности, фор­мирование благоприятного социального климата, усиление со­циальной активности и совершенствование всего образа жизни; все это является проявлениями качества трудовой жизни.

Если все эти составляющие социальной эффективности не соблюдаются, то неизбежно снижаются и темпы роста произ­водительности труда. Причем следует иметь в виду, что как нет единого синтетического показателя эффективности управ­ления вообще, так нет и единого показателя социальной эф­фективности. Анализ социально-психологических аспек­тов проводится на основе критериев мотивации персонала, ха­рактеристик морального климата, количества и качества меж­личностных коммуникаций, гибкости системы продвижения по службе, полномочий работников и их ответственности, степени удовлетворения от выполняемой работы, авторитета руководителя и собственной оценки коллективом сложившихся отноше­ний в организации.

Главная задача любого менеджера - это эффективное управление. Критерии эффективности позволяют детально оценить качество работы руководителя, чтобы внести соответствующие коррективы. Оценочные работы должны проводиться регулярно с целью выявления сильных и слабых сторон с последующим внесением своевременных корректив.

Сущность понятия

Эффективность управления представляет собой экономическую категорию, которая демонстрирует вклад менеджера и его окружения в совокупный результат деятельности организации. Многие исследователи вкладывают именно такой смысл в данное понятие. Критерии эффективности управления в данном случае представляются как результаты деятельности и степень реализации целей и задач, которые были поставлены на текущий период. Главным показателем выступает прибыль.

Стоит отметить, что эффективность управления представляет собой который характеризует управление в целом или же его отдельную подсистему. С этой целью используются различные интегральные показатели, которые дают более точное цифровое определение результатов.

Стоит отметить, что в управленческом процессе задействована значительная часть экономически активного населения, имеющего соответствующий уровень образования и квалификации. Поскольку на подготовку таких кадров затрачивается большое количество времени и средств, то достаточно большое внимание уделяется оценке такого параметра, как эффективность управления. Критерии эффективности позволяют более глубоко рассмотреть этот вопрос.

В теоретических исследованиях выделяют следующие разновидности:

  • экономическая эффективность - это соотношение затрат на производство и управление, а также полученных результатов;
  • социальная эффективность - это удовлетворенность разных категорий потребителей ассортиментом и качеством товаров и услуг.

Следует также различать следующие понятия:

  • внутренняя эффективность - это достижение собственных целей организации при неизменном уровне затрат;
  • внешняя эффективность - соответствие предприятия запросам и требованиям внешней среды.

Алгоритм оценки выглядит следующим образом:

  • определение цели оценки эффективности;
  • выбор критериев и их подробное обоснование;
  • сбор исходных данных, которые будут использованы в процессе анализа;
  • выработка требований к результирующим показателям;
  • разработка или подбор методики, в соответствии с которой будут производиться расчеты;
  • проведение расчетов и оценка полученных показателей.

Каждая организация ставит перед собой определенные цели. В процессе оценки итоговых результатов могут быть выявлены определенные несоответствия. По итогам проверки может быть принято решение о корректировке управленческого процесса или же о внесении изменений в планы.

Экономические критерии эффективности управления

Основной целью менеджмента является непрерывное улучшение показателей функционирования организации. Особенно важной является управления. Критерии эффективности могут быть общими и частными. В первом случае рассматривается глобальный аспект результатов деятельности. Важно достигнуть максимального результата при минимальных затратах ресурсов.

Частные показатели эффективности управления выглядят следующим образом:

  • уровень затрат труда рабочих, занятых в производственном процессе;
  • рациональность расходования материальных ресурсов;
  • минимальные затраты финансовых ресурсов;
  • показатели, характеризующие использование и износ основных производственных фондов;
  • размер себестоимости продукции (должен быть сведен к минимуму);
  • показатель рентабельности производства;
  • техническая оснащенность производственных цехов (соответствие современным достижениям технического прогресса);
  • напряженность труда работников, которая определяется условиями труда и организационной структурой;
  • соблюдение нормы затрат при полноценном соблюдении всех контрактных обязательств;
  • стабильность численности и состава персонала;
  • соблюдение экологических норм при прежнем уровне затрат.

Для того чтобы оценить эффективность работы предприятия, в первую очередь используются экономические показатели. Основной из них - это соотношение прибыли к совокупным затратам, которые были произведены в отчетном периоде. Если были выявлены отклонения или неудовлетворительные результаты, проводится факторный анализ с целью определения конкретных причин.

Составляющие эффективности

В ходе оценки эффективности управления организацией могут быть использованы следующие показатели:

  • результативность, которая проявляется в степени достижения целей, которые были поставлены руководством;
  • умение экономно расходовать материальные и финансовые ресурсы, полностью удовлетворяя потребности всех структур и подразделений организации;
  • достижение оптимального соотношения полученных экономических результатов издержкам, которые осуществлялись в процессе производства;
  • степень воздействия прямых или косвенных факторов на конечный результат.

Группы критериев

Критерии оценки эффективности управления - это специфические показатели, которые позволяют оценить целесообразность и результативность внедрения тех или иных мероприятий. Современная экономическая наука распределяет их на две группы:

  • частные (локальные) критерии:
    • затраты труда работников, задействованных в непосредственном производстве товаров или услуг;
    • расходование материальных ресурсов на управленческие и прочие цели;
    • затраты финансовых ресурсов;
    • показатели, которые характеризуют использование основных фондов (целевое назначение, износ, эффективность и прочее);
    • скорость оборачиваемости средств;
    • срок окупаемости инвестиций (его сокращение или же увеличение).
  • качественные критерии:
    • увеличение выпуска продукции, которая относится к наивысшей категории ;
    • экологическая ответственность организации, а также внедрение современных энергосберегающих технологий;
    • соответствие выпускаемой продукции насущным потребностям общества;
    • непрерывное улучшение условий труда работников, а также их социального уровня;
    • экономия ресурсов.

Стоит отметить, что все эффективности управления должны сопровождаться максимизацией выпуска продукции (или количества предоставленных услуг). Также должно отмечаться повышение уровня прибыли.

Критерии и показатели эффективности управления

Для того чтобы оценить экономические результаты от проведения управленческих мероприятий или принятия решений, используются соответствующие методики. Так, критерии и показатели эффективности управления выглядят следующим образом:

  • общий показатель эффективности управления (соотношение прибыли за отчетный период к затратам, отнесенным на управление);
  • коэффициент управленческого персонала (соотношение численности менеджеров высшего звена и общего количества работников, занятых на предприятии);
  • коэффициент расходов на управление (отношение общих затрат организации к расходам на управленческую деятельность);
  • соотношение управленческих расходов к объему выпускаемой продукции (в натуральном или количественном выражении);
  • эффективность совершенствования управления (экономический эффект за год делится на объем денежных средств, затраченных на управленческие мероприятия);
  • годовой экономический эффект (разница между совокупной экономией за счет внедренных управленческих мероприятий и затратами, помноженными на отраслевой коэффициент).

Эффективность управления организацией

Экономисты выделяют следующие критерии эффективности управления организацией:

  • организованность управленческих субъектов, а также полная обоснованность их деятельности;
  • количество которые затрачиваются на решение тех или иных вопросов, находящихся в ведении менеджмента высшего звена;
  • стиль управленческой деятельности;
  • структура руководящих органов, а также отлаженность взаимосвязи между их различными звеньями;
  • общие издержки, которые приходятся на содержание управленческого аппарата.

Любая организация стремится к получению максимальной выгоды. Стоит отметить, что увеличение прибыли является одним из основных параметров, в соответствии с которым определяется эффективность управления. Критерии эффективности организации в данном контексте подразумевают конечный результат работы всего предприятия. Это связано с тем, что именно от качественной работы управленцев во многом зависит выполнение планов.

Основные подходы к оценке эффективности

Важнейшим показателем функционирования любой организации является эффективность управления. Критерии эффективности могут определяться и применяться в соответствии с несколькими основными подходами:

  • Целевой подход, как становится понятно из названия, связан с оценкой степени достижения запланированного результата. При этом действие значительно усложняется, если предприятие не выпускает какую-либо осязаемую продукцию, а занимается, например, предоставлением разного рода услуг. Также речь может идти о пересекающихся целях. Также критерии оценки эффективности управления организацией достаточно часто представляют собой набор формальных целей, которые не отражают реального положения дел.
  • Системный подход подразумевает рассмотрение управленческого процесса в качестве совокупности входа, непосредственной операции, а также выхода. При этом может рассматриваться менеджмент как наивысшего уровня, так и среднего. Чаще всего система рассматривается в контексте ее адаптации к внутренним и внешним условиям, которые непрерывно претерпевают изменения. Ни одна организация не может ограничиться только лишь выпуском продукции и предоставлением услуг, ведь она должна действовать в соответствии с условиями рынка.
  • Многопараметрический подход направлен на то, чтобы охватить интересы всех групп, сформировавшихся в организации.
  • Подход конкурирующих оценок позволяет использовать такие критерии эффективности управления предприятием, как система контроля, а также внутренние и внешние воздействия. При этом руководитель достаточно часто становится перед взаимоисключающим выбором.

Оценка эффективности управления персоналом

Критерии эффективности управления персоналом включают в себя качество, своевременность, а также полноту выполнения тех или иных работ и достижения поставленных целей. Общий численный показатель, в соответствии с которым можно оценить результативность деятельности работников, представляет собой соотношение достигнутых показателей с затратами труда за определенный период.

Оценка эффективности управления персоналом обычно проводится для того, чтобы оценить целесообразность и обоснованность внедрения мотивационных механизмов или же произведения кадровых перестановок. При этом стоит учитывать, что затраты на персонал могут быть первостепенными (заработная плата) и второстепенными (социальное обслуживание и прочие затраты, предусмотренные на законодательном уровне).

Труд работников должен обеспечивать достижение поставленной цели. Критерии эффективности управления персоналом - это, в большинстве своем, удельные показатели, которые рассчитываются на единицу производственной мощности или же произведенной продукции.

Оценка эффективности системы управления

Выделяют следующие критерии оценки эффективности системы управления:

  • сложность организационной структуры и обоснование целесообразности функционирования каждого из ее звеньев;
  • скорость реагирования на вновь возникающие ситуации и принятия соответствующих управленческих решений;
  • стратегия, в соответствии с которой осуществляется руководство организацией в целом и каждой из отдельных ее подсистем;
  • издержки, которые приходятся на содержание управленческого аппарата, а также их соотношение с полученными результатами;
  • результаты непрерывного мониторинга деятельности менеджмента высшего звена;
  • оценка воздействия управленческого аппарата на конечный результат деятельности предприятия;
  • численный и качественный состав руководящего звена, а также соотношение с общим количеством работников.

Стоит отметить, что результаты деятельности организации зависят не только от эффективности работы производственного персонала, но также и от того, насколько грамотно выстроена организационная структура. Для этого проводится периодическая проверка с целью выявления несоответствия, а также приведения параметров к современным требованиям и нормам (используются критерии эффективности систем управления).

Классификация методов оценки эффективности управления

Критерии и показатели оценки эффективности управления могут применяться в соответствии со следующими подходами:

  • ориентация на определение первоначально поставленных задач с целью определения степени их выполнения;
  • оценка эффективности управленческого аппарата, а также степень обеспеченности руководителей информационными и прочими ресурсами;
  • оценка производимых продуктов или предоставляемых услуг с целью определения удовлетворенности конечного потребителя;
  • привлечение профессиональных экспертов для выявления слабых и сильных мест функционирования организации;
  • сравнительный анализ различных точек зрения менеджеров или систем управления;
  • привлечение всех сторон и участников управленческого и производственного процесса к определению степени эффективности.

Оценочная деятельность может соответствовать одному из следующих видов:

  • формирующая:
    • определение несоответствия между желаемым и реальным положением дел;
    • оценка производственного процесса с целью определения сильных и слабых сторон;
    • оценка степени достижения поставленных целей.
  • суммирующая:
    • определение разновидностей продукции и услуг, которые приносят реальный экономический эффект с целью ликвидации нерациональных направлений;
    • изучение изменения благосостояния сотрудников и клиентов в результате деятельности организации;
    • оценка соотношения затрат к реально достигнутым экономическим результатам.

Выводы

Эффективность управления - это экономическая категория, которая демонстрирует вклад менеджера в результирующий показатель деятельности организации. Определяющим показателем здесь выступает прибыль (а именно сопоставление показателя, который был достигнут, и того, который был отмечен в плане на соответствующий период).

Эффективность управления играет важнейшую роль ввиду нескольких причин. Первая из них состоит в том, что достаточно много времени затрачивается на подготовку подобного рода кадров, а их количество достаточно большое. Кроме того, менеджмент высшего звена характеризуется наивысшей степенью оплаты труда на предприятии, что должно быть экономически оправдано.

Эффективность управления может быть как экономической (окупаемость затрат, вложенных в производство), так и социальной (степень удовлетворенности населения качеством, количеством, а также ассортиментом продукции и услуг). Также стоит отдельно выделить внутреннюю и внешнюю эффективность работы.

Для оценки эффективности управления организацией может быть использован один или несколько подходов. Так, целевой подразумевает оценку полученного результата и сравнение его с намеченным на период. Если говорить о системном подходе, то речь идет о восприятии работы организации в качестве целостного процесса. Многопараметрическая оценка затрагивает все группы, которые так или иначе связаны с деятельностью предприятия или заинтересованы в ее результатах. Также стоит обратить внимание на подход конкурирующих оценок, который учитывает факторы противоположной направленности.

В ходе оценки эффективности управления используется ряд критериев, которые могут применяться самостоятельно или в комбинации. Так, главным показателем считается соотношение затрат и полученной прибыли. Также важную роль играет оптимальное соотношение производственных рабочих и штатного количества управленческого персонала, а также расходы, которые регулярно отводятся на управление. Последний показатель важно соотнести не только с уровнем прибыли, но также и с реальным объемом произведенной продукции (в натуральном или количественном выражении). Также при подсчете экономической эффективности важно корректировать показатели значений отраслевого коэффициента.

Важно понимать, что в достижении успеха предприятия основную роль играет не только состав производственного персонала, не менее важны критерии эффективности качества управления. Должна быть подобрана правильная организационная структура, которая обеспечит оптимальное взаимодействие между всеми подразделениями предприятия, а также сокращение времени и на коммуникации.