Демократия. Что такое

Народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина . Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитима­ции всех органов этого государства является суверенитет народа.

Суверенитет народа означает, что:

  • субъектом публичной власти, как государственной, так и негосударственной, выступает народ как совокупность всего населения страны;
  • объектом суверенной власти народа могут быть все те общественные отношения, которые представляют общественный интерес в масштабе всей страны. Эта особенность свидетельствует о полноте суверенной власти народа;
  • суверенитету власти народа свойственно верховенство, когда народ выступает как единое целое и является единственным носителем публичной власти и выразителем верховной власти во всех ее формах и конкретных проявлениях.

Субъектом демократии могут выступать:

  • отдельные , их объединения;
  • государственные органы и общественные организации;
  • народ в целом.

В современном понимании демократия должна рассматриваться не как власть народа, а как участие граждан (людей) и их объединений в осуществлении власти .

Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов , в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демокра­тическое государство не может не быть одновременно конститу­ционным и правовым.

Государство может соответствовать характеристике демокра­тического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмеша­тельства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечи­вают свободу предпринимательства и культуры. В функции демо­кратического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Важнейшими признаками демократического государства явля­ются:

  1. реальная представительная демократия;
  2. обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Принципы демократического государства

Основными принципами демократического государства являются:

  1. признание народа источником власти, сувереном в государстве;
  2. существование правового государства;
  3. подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении;
  4. разделение властей;
  5. выборность и сменяемость основных органов государства;
  6. контроль общества над силовыми структурами;
  7. политический плюрализм;
  8. гласность.

Принципы демократического государства (применительно к РФ):

  • Принцип соблюдения прав человека, их приоритет над правами государства.
  • Принцип верховенства закона.
  • Принцип народовластия.
  • Принцип федерализма.
  • Принцип разделения властей.
  • Принципы идеологического и политического плюрализма.
  • Принцип многообразия форм экономической деятельности.

Подробнее

Обеспечение прав и свобод человека и гражданин а - важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических ин­ститутов с политическим режимом. Только в условиях демокра­тического режима права и свободы становятся реальными, уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы, од­нако для реализации многих из них еще необходимо создать ус­ловия.

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару­шения. Демократия - это не вседозволенность. Однако принуж­дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только впра­ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна­ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т. е. невыполнения зако­нов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ).

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Основы конституционного строя включают основные принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство РФ. К ним относятся:

  1. государственная целостность;
  2. равноправие и самоопределение народов;
  3. единство системы государственной власти;
  4. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  5. равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

Принцип разделения властей - выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Является одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание , Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации).

Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Принципы идеологического и политического плюрализма . Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции).

РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется так же и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д.). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий. Его проявление – деятельность независимых объединений граждан. Поэтому надёжная конституционно-правовая защита политического плюрализма есть необходимая предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Понятие демократии.

В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи (1863 г.): правление народа, избранное народом и для народа. Но, несмотря на очевидность трактовки демократии как народовластия, существует ряд проблем, относящихся к содержанию и функционированию демократии. Эти вопросы вызывают серьезные споры, что нашло отражение в появлении разных теорий демократии. Упор делается на ее различные свойства: свободу (либерализм), равенство (марксизм), участие народа в принятии решений (партисипаторная теория, или демократия участия ), конкуренцию за голоса избирателей между элитами (элитарные теории).

Первое представление о демократии как форме правления возникло в античной Греции. Аристотель определял демократию как "правление всех". Но при рассмотрении истории становления демократии обнаруживается, что понятия "все" и "народ" не всегда совпадали. Из всех существующих в прошлом примеров наиболее демократичной была "первобытная демократия" , где решения принимали все взрослые члены рода или племени.

В период разложения первобытного общества возникает военная демократия , где народ, иными словами имеющие право участвовать в управлении и осуществлять правосудие, ограничивался только вооруженными мужчинами. В древних Афинах, подаривших миру опыт первой прямой политической демократии , под народом понимались только взрослые свободные мужчины. Именно они имели право лично участвовать в работе народного собрания и голосовать. Женщины, рабы, метеки (лично свободные переселенцы) политических прав не имели. Таким образом, в Афинах демократия распространялась только на несколько тысяч человек. Эта власть была далека от совершенства еще и потому, что подавляла инакомыслие, принимая форму тирании "большинства". Так, афинская демократия приговорила к смерти Сократа, а также могла предать любого непопулярного гражданина остракизму (изгнанию из города сроком на 10 лет). Известно, что из Афин был изгнан полководец и политик Фемистокл со словами: "Ты - лучше нас, а нам не нужно лучших". Этой участи едва избежал и известный сторонник афинской демократии Перикл. Наконец, отметим, что демократия древности существовала за счет института рабовладения. Столь же суженной была категория граждан-народа в средневековых муниципальных демократиях - в феодальных городах-республиках.
Крупнейшими событиями, заложившими основы демократической тенденции, явились Английская революция (1688 г.), Война за независимость Северной Америки (1775-1783 гг.) и Французская революция (1789 г.). В принятых в этот период документах: Билле о правах (Англия), Декларации независимости и Билле о правах (США), Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1791) - были выдвинуты демократические ценности и принципы, которые просматриваются и в современной практике функционирования системы представительства, взаимоотношения ветвей власти и законодательства в области прав человека.
Но более зрелых форм демократия достигла в середине ХХ в., когда стали реальностью равные для всех слоев общества гражданские и политические права. Отметим, что современная демократия отличается от предшествующих исторических моделей и другими существенными признаками: защитой прав человека, признанием права оппозиции (тех, кто в данный момент остался в меньшинстве) отстаивать свое мнение и критиковать правительство.
Современные политики подчас злоупотребляют словом демократия. Большинство современных партий содержат в своем названии термин "демократическая". Практически все современные политические режимы, даже авторитарные , претендуют на демократичность. Подобная произвольность в употреблении понятия "демократия" и само разнообразие трактовок ее сущности побуждает отдельных авторитетных ученых сделать вывод, что демократия - это "понятие, решительно не поддающееся определению" 1 . Тем не менее политологи, различные международные организации используют это понятие, согласившись относительно критериев, позволяющих отнести тот или иной режим к демократическому.
Что представляет собой современная политическая демократия ? В самом общем плане ее можно определить как режим, в котором народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия .
Сущность демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов и процедур. Рассмотрим основные из них.
1. Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет. Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления могут быть изменены при всеобщем согласии народа и по установленным, закрепленным в законе процедурам.
2. Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается из честных выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.
3. Всеобщее, равное избирательное право и тайное голосование. Демократические выборы предполагают реальную соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора. Реализация принципа "один гражданин - один голос" раскрывает смысл политического равенства.

· 4. Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют принципы отношений между государством и гражданами и определяются как свободы. Свобода - это защищенность личности от произвола других людей и власти, защита от нищеты и голода. В преамбуле Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1948 г., описаны четыре свободы: свобода слова, свобода убеждений, свобода от страха и свобода от нужды. Эти, а также другие свободы ассоциируются с несколькими категориями прав.
5. Гражданские права. Этими правами люди пользуются как частные лица, и они защищают граждан от произвола власти. К ним можно отнести равенство всех граждан перед законом, право на частную жизнь, право не подвергаться пыткам, наказанию без суда, свободу вероисповедания и др.
6. Политические права дают гражданину возможность участвовать в процессе управления и влиять на принятие решений законодательными и исполнительными органами: право избирать и быть избранным, свобода выражения политических суждений, свобода голосования, право на демонстрации, право на создание политических и общественных организаций, право подавать петиции властям.
7. Социальные и экономические права. Реализация этих прав - необходимое условие обеспечения политического равенства. Связано это с тем, что провозглашение политического равенства не устраняет сложившейся практики, когда отдельные граждане в силу своего общественного статуса и благосостояния располагают большими возможностями влиять на власть, используя для этого СМИ, непосредственные контакты с правительственными чиновниками, дружеские связи. Реализация социально-экономических прав призвана сгладить имеющееся социальное неравенство и повысить тем самым активность рядовых граждан в политической жизни. Наконец, эти права закрепляют условия жизни, которые выступают своеобразным иммунитетом против страха нужды, например страха перед безработицей, нищетой. Они включают в себя право на достойный жизненный уровень, гарантии социальной защиты, право на образование и участие в культурной жизни, доступ к здравоохранению. Содержание экономических прав зафиксировано в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Они включают в себя право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает, и право на справедливые и благоприятные условия жизни. Реализация этих прав требует подкрепления гарантиями против дискриминации в приеме на работу, в оплате труда по признакам пола, религии, расы или языка. Обеспечение социальных и экономических прав предполагает активность государства в разработке и осуществлении социальных программ.
Рассматривая перспективы развития демократии, ряд авторов указывает на актуализацию в будущем требований гарантий равенства в сфере экологии 2 .
Отметим, что свобода слова, свобода печати, доступ к средствам информации рассматриваются демократической общественностью как необходимые условия реализации других прав. Эти свободы позволяют гражданам критиковать правительство, выражать протест против нарушения каких-либо индивидуальных и коллективных прав, участвовать в дебатах по важнейшим общественным проблемам.
Демократическая практика последних десятилетий характеризуется признанием необходимости гарантировать коллективные права религиозных, этнических и языковых меньшинств. Они включают в себя гарантии против проявления дискриминации в какой-либо форме, а также право на сохранение самобытности. Декларация Генеральной ассамблеи ООН (1992 г.) к этим правам относит следующие: развивать свою культуру, исповедовать свою религию и обряды, использовать для общения свой язык, принимать участие в процессе принятия решений, касающихся этого меньшинства и др.
Конституция - документ, закрепляющий права и свободы граждан, обязательства государства по защите этих прав и предусматривающий механизм разрешения споров между личностью и государством .
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную в построении государственного аппарата позволяет избежать возможности злоупотреблений со стороны любой из ветвей власти.
Наличие развитой системы представительства (парламентаризма).
Политический плюрализм . Дает возможность легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям.
Демократическая процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование и др.
Принцип большинства предполагает принятие решений большинством голосов при одновременном признании права меньшинства проявлять несогласие . Меньшинство (оппозиция) имеет право выступать с критикой в адрес правящей власти и выдвигать альтернативные программы, создавать свои объединения.



В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую и представительную демократию.

1. Прямая демократия. В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений. В подобной форме демократия была реализована в Афинском полисе. Известно, что Народное собрание обычно собиралось каждые девять дней для принятия важнейших решений. Подобный вариант самоуправления используется и сегодня в организациях и небольших территориальных сообществах (городах, общинах) в форме собраний, в ходе которых граждане обсуждают проблемы управления, финансирования общественных проектов, социальных программ. Распространенность подобной практики ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько децентрализован процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии является сам процесс выборов, в ходе которых осуществляется волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти.

Законодательство многих стран предусматривает и непосредственные формы участия граждан в законотворчестве - референдумы и инициативные движения.
Референдум , иногда называемый плебисцитом (в дословном переводе - народное решение), представляет собой прямое голосование народа по важнейшим государственным вопросам. Различают два вида референдумов. Одни из них представляют собой своеобразный опрос мнения, по результатам которого законы не принимаются, но власть должна учитывать его результаты. Например, в марте 1991 г. был проведен Всесоюзный референдум по поводу сохранения СССР в обновленном виде; в апреле 1992 г. - Российский референдум, в ходе которого голосовавшие поддержали политику Президента Б.Н. Ельцина. Результаты референдумов другого рода имеют значение закона. С их помощью утверждаются конституции или поправки к ней, проекты законов. Так, в декабре 1993 г. посредством референдума был одобрен проект новой Конституции России, что обеспечило ее легитимность. Мировой опыт показывает, что вопросы, выносимые на референдум, могут быть самыми разнообразными: замена монархии республикой (Греция, 1974 г.), о независимости какой-либо территории (провинция Канады Квебек, 1995 г.), разрешение разводов и абортов (Италия).
Инициатива - это процедура, посредством которой граждане предлагают обсудить какой-либо вопрос непосредственно на референдуме либо законодательными органами. Инициатива реализуется через сбор определенного количества подписей граждан в поддержку проведения референдума.
К другим формам демократического участия, позволяющим гражданам влиять на власть, можно отнести демонстрации, митинги, шествия, обращения во властные структуры всех уровней и в СМИ .

2. Представительная (репрезентативная) демократия. В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и ответственности власти перед народом.

ДЕМОКРАТИЯ

ДЕМОКРАТИЯ

Д. и гос-во не тождеств. понятия. Гос-ва могут быть недемократическими и антидемокра-тическими. Таковы, напр., деспотич. монархии в эпоху рабства, абсолютные монархии в период разложения феодализма, фашистские и полуфашистские гос-ва в эпоху общего кризиса капитализма. Д. представляет собой такую разновидность гос-ва (бурж.-демократич. республика, нар.-демократич. республика, советская республика), к-рое характеризуется офиц. признанием принципа подчинения меньшинства большинству (см. В. И. Ленин, там же, т. 25, с. 428). Но Д. не может быть понята в отрыве от сущности и роли гос-ва, она не должна отождествляться с подчинением меньшинства большинству. Признание гос-вом принципа подчинения меньшинства большинству имеет неодинаковый смысл в антагонистич. обществ.-экономич. формациях и в переходный от капитализма к социализму период. Воля большинства может действит. гос. волей лишь при определ. условиях, связанных с характером собственности на средства произ-ва, с классовым составом общества. Для этого необходимо, чтобы осн. орудия и средства произ-ва находились в руках не ничтожного меньшинства членов общества, а в руках большинства или всего народа. В антагонистич. классовых формациях – рабовладельческой, феодальной и капиталистической – господствует частная собственность на орудия и средства произ-ва. Это определяет характер обществ. и гос. строя и служит гл. причиной господства эксплуататорского меньшинства и подчинения ему большинства. Опыт истории свидетельствует о том, что народ не может властвовать, если его экономич. или внеэкономич. принуждением, или одновременно тем и другим методом заставляют работать на эксплуататорское .

Социалистич. революция, победившая в СССР, а затем в ряде др. стран, превратила осн. орудия и средства произ-ва в обществ. собственность. Благодаря этому стало возможным подлинное народовластие. Д. зависит от форм собственности, от производств. отношений и, в свою очередь, оказывает на них влияние. "Всякая демократия, как вообще всякая политическая (неизбежная, пока не завершено уничтожение классов, пока не создалось бесклассовое общество), служит, в конечном счете, производству и определяется, в конечном счете, производственными отношениями данного общества" (Ленин В. И., там же, т. 32, с. 60).

Для действит. господства воли большинства необходимо, чтобы класс, фактически осуществляющий гос. руководство обществом, один (или вместе со своими союзниками) составлял большинство населения страны. Этого условия нот в капиталистич. обществе, как его не было и в предшествующие капитализму эпохи. Это условие возникает в эпоху диктатуры пролетариата. Для действит. выявления и проведения в жизнь воли большинства необходимо, чтобы гос-во провозгласило и гарантировало права и свободы граждан, обеспечивающие осуществление этой воли в законодательстве, управлении и в др. формах проявления гос. власти. Этого условия нет ни в одном классово-антагонистич. обществе. Оно налицо в условиях диктатуры пролетариата.

Бурж. гос-во признает принцип подчинения меньшинства большинству и устанавливает те или иные политич. (парламенты, органы местного самоуправления и т.п.) и юридич. институты (политич. свободы граждан, равноправие граждан по закону и перед законом и т.п.) для того, чтобы придать своей классовой воле видимость всенар. воли или воли большинства народа. Всякие заявления бурж. идеологов об абстрактной свободе и равенстве без учета характера производств. отношений, классового состава населения и реального соотношения сил в классовой борьбе являются обманом трудящихся. Бурж. гос-во формальным признанием всеобщей свободы и равенства прикрывает фактич. несвободу и экономич. неравенство громадного большинства членов капиталистич. общества и диктатуру буржуазии.

Буржуазия подразделяет права индивида на права человека и гражданина. Индивида, рассматриваемого в связи с т.н. гражданским обществом, называет человеком, а того же индивида, живущего и действующего в политич. сфере, именует гражданином. Это разделение прав индивида вызвано антагонистич. природой капиталистич. общества и характером бурж. гос-ва, к-рое представляет и защищает интересы не общества в целом, а лишь эгоистич. интересы меньшинства его членов – буржуазии. Совр. бурж. политич. деятели и теоретики лицемерно говорят о священности и неприкосновенности прав и свобод человека. Преднамеренно замалчивается то, что целью капиталистич. произ-ва является не удовлетворение материальных и культурных потребностей человека, а извлечение капиталистич. прибыли. Оставляется в тени широко организованный реакцией поход против прав и свобод, завоеванных многолетней борьбой трудящихся. Термином "Д." империалисты обозначают господство империализма на междунар. арене, направленное против народов, действительно свободных или освобождающихся от социального и колониального рабства.

Бурж. Д. в разных странах и на разных историч. стадиях имеет разную степень развития. Свободной конкуренции обычно соответствует Д. в политич. жизни общества, а капиталистич. монополиям – к политич. реакции по всем линиям. В период монополистич. капитализма обостряются классовые противоречия (см. Империализм). Рабочий класс сплачивает все демократич. силы, к-рые противостоят антидемократич. тенденции капитализма. "Та урезанная демократия и то ограниченное социальное обеспечение, которые имеют рабочие при капитализме, были достигнуты и поддерживаются в результате многолетних острых битв" (Фостер У., Превосходство мирового социализма над мировым капитализмом, см. "В помощь политическому самообразованию", 1958, No 8, с. 66). Буржуазия, видя для себя опасность в развитии Д., пытается свести ее на нет насаждением и использованием фактич. привилегий меньшинства и прежде всего таких, как богатства, бурж. образования, связей, а также прямым отказом от Д. Рабочий класс не может безразлично относиться к формам господства буржуазии. Борьба за установление, сохранение и расширение Д. в капиталистич. странах имеет огромное для хода и исхода всей классовой борьбы трудящихся масс. Исход борьбы в совр. эпоху зависит от соотношения классовых сил в капиталистич. странах, на к-рое существ. влияние оказывают рост могущества мировой социалистич. системы и подъем нац.-освободит. движения.

Бурж. Д., будучи великим историч. прогрессом по сравнению с феод. гос-вом, является тем не менее "раем для богатых, ловушкой и обманом для эксплуатируемых, для бедных" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 28, с. 222). Социалистическая революция коренным образом изменяет классовую сущность и содержание Д., переносит центр тяжести с формального признания прав и свобод на фактич. их осуществимость (гарантии Д.) и распространяет демократизм не только на область политич. жизни, но и на все др. сферы обществ. жизни. При капитализме Д. осуществляется исключительно в политич. области и сводится в основном к демократизму выборов в парламенты и органы местного самоуправления. Социалистич. революция устанавливает равноправие всех трудящихся, уничтожает , нац. и расовый гнет, провозглашает право на и отдых, свободу совести в смысле свободы вероисповедания и антирелиг. пропаганды, создает условия для свободной деятельности многочисл. обществ. орг-ций трудящихся – партии, профсоюзов и иных добровольных обществ. Все это означает невиданное расширение Д. для трудящихся. При диктатуре пролетариата демократич. права и свободы реальны и гарантированы. Содержание социалистич. Д. характеризуется постоянным и решающим участием широчайших масс населения страны в политич. жизни, в управлении гос-вом, равноправием граждан и их реальной возможностью пользоваться демократич. правами и свободами: свободой слова, печати, митингов и собраний, шествий и демонстраций, активным и пассивным избират. правом, независимо от пола, нац. и расовой принадлежности.

Орг-ция и деятельность социалистич. гос-ва, коммунистич. партии и др. объединений трудящихся, входящих в систему диктатуры пролетариата, основаны на принципах демократического централизма.

Рабочий класс может осуществить свою диктатуру, только опираясь на демократич. представит. учреждения нового, высшего типа. Классики марксизма дали глубокий тех представит. учреждений, к-рые были созданы Парижской Коммуной 1871. Ленин создал учение о Советах, коренную особенность к-рых он видел, в частности, в том, что депутаты совета, т.е. своего рода парламентарии, "должны сами работать, сами исполнять свои законы, сами проверять то, что получается в жизни, сами отвечать непосредственно перед своими избирателями" (там же, т. 25, с. 396).

Необходимым признаком и обязат. условием социалистич. Д. в переходный от капитализма к социализму период является подавление сопротивления эксплуататоров, степень и формы к-рого различны в разных странах и на разных ступенях их развития и зависят гл. обр. от силы сопротивления свергнутых классов. Отсюда и разнообразие методов подавления. Причем, ни один из них нельзя абсолютизировать. В СССР в переходный к социализму период эксплуататоры лишались избират. прав. С созданием социалистич. обществ. строя Сов. гос-во перешло ко всеобщему избират. праву. Ленин предвидел, что в будущих социалистич. революциях не обязательно будет применяться лишение буржуазии политич. прав. В КНР и др. странах нар. демократии дело обошлось без лишения буржуазии избират. прав, кроме той ее части, к-рая оказывала вооруженное сопротивление новой власти.

Человек социалистич. общества полноправен в хозяйств. жизни общества. Он обладает в сфере произ-ва и распределения материальных благ осн. правами: правом на труд, на отдых, обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, правом личной собственности, правом ее наследования. Социалистич. гос-во, придавая огромное значение этим социально-экономич. правам, ни в какой степени не умаляет роли и значения свобод граждан в др. сферах жизни. Бурж. и правосоциалистич. авторы противопоставляют социально-экономич. права и материальную обеспеченность граждан социалистич. гос-ва их политич. свободе. Многие из них считают США, Англию и нек-рые др. капиталистич. страны эталоном политич. Д. Напр., Г. Стассен в кн. "Человек рожден быть свободным" (Н. Stassen, Man was meant to be free, 1951) изображает США и Англию как бастионы политич. свободы граждан. Однако, говоря о свободе слова, печати, личности, бурж. политики и ученые умалчивают о таких свободах, как свобода народа от эксплуатации, свобода трудящихся от экономич. кризисов, безработицы и бедности. Таких свобод нет в капиталистич. странах. Эти свободы характерны для социалистич. общества.

Социалистич. Д., являющаяся всемирно-историч. прогрессом по сравнению с бурж. гос-вом и бурж. Д., представляет собой полновластие и полноправие трудящихся во главе с рабочим классом. Она отличается последоват. миролюбием. Она противостоит империалистич. войнам, рассматривает их как тягчайшее преступление. "Империалистическая война, – писал В. И. Ленин, – есть тройное, можно сказать, демократии (а – всякая война заменяет "права" насилием; б – вообще есть отрицание демократии; в – империалистическая война вполне приравнивает республики к монархиям), но пробуждение и рост социалистического восстания против империализма н е р а з р ы в н о связаны с ростом демократического отпора и возмущения" (Соч., 4 изд., т. 23, с. 13).

Бурж. Д., во-первых, не исключает междунар. политику капиталистич. монополий, для к-рых характерны "холодная война", подготовка к мировой войне, воен. авантюры, неслыханный нац.-колониальный гнет, удушение и ограбление слабых стран "передовыми" капиталистич. державами; во-вторых, используется капиталистич. монополиями против трудящихся масс, борющихся за . Под покровом защиты Д. бурж. гос-ва осуществляют законодат., административно-полицейские и судебные мероприятия, направленные против движения сторонников мира, прогрессивных орг-ций, разоблачающих подготовку к новой мировой войне, выступающих за запрещение атомного и водородного оружия. Борьба нар. масс за Д., права и свободы неразрывно переплетается с борьбой за мир.

Социалистич. Д. проходит в своем развитии переходный от капитализма к социализму период, период социализма и постепенного перехода от социализма к коммунизму. Закономерностью ее развития является расширение и укрепление, возрастание материальных возможностей и гарантий народовластия и тех свобод и прав, к-рые вытекают из власти народа.

XXI съезд КПСС (1959) отметил, что период развернутого строительства коммунизма в СССР характеризуется всемерным развертыванием социалистич. Д., вовлечением широчайших слоев населения в всеми обществ. делами, повышением роли обществ. орг-ций во всех областях государств., хозяйств. и культурной жизни страны, постепенной передачей обществ. орг-циям ряда гос. функций, усилением гарантий демократич. свобод и прав человека.

Марксизм-ленинизм исходит из того, что Д. как политич. учреждение отомрет при коммунизме с такой же неизбежностью, как и гос-во, "функции общественного управления утратят свой политический характер и превратятся в непосредственное народное управление делами общества" (Хрущев Н. С., О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959–1965 годы, 1959, с. 119), но принципы Д. не исчезнут, а преобразуются. Выполнение обществ. функций, к-рые сохранятся при коммунизме (планомерное и организованное распределение труда, регулирование рабочего времени и др.), будет осуществляться на основе самоуправления трудящихся масс. В обществ. организациях трудящихся полная Д. будет основным началом их самодеятельности. Ленин писал, что в коммунистич. обществе будет "демократия действительно полная, входящая в привычку и потому отмирающая... Полная демократия равняется никакой демократии. Это не , а истина!" ("Марксизм о государстве", 1958, с. 55).

Лит.: Маркс К., Критика Готской программы, М., 1953; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1953; Ленин В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25; его же, Тезисы и доклад о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата 4 марта [на I Конгрессе Коммунистического Интернационала 2–6 марта 1919 г.], там же, т. 28; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же; его же, Речь об обмане народа лозунгами свободы и равенства 19 мая [нa I Всероссийском съезде по внешкольному образованию 6–19 мая 1919 г.], там же, т. 29; его же, Марксизм о государстве, М., 1958; Хрущев Н. С., О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959–1965 годы. Доклад на внеочередном XXI съезде КПСС 27 января 1959 г., М., 1959; Декларация Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран, состоявшегося в Москве 14–16 ноября 1957 года, М., 1957; Мао Цзе-дун, О диктатуре народной демократии, , 1949; О народной демократии в странах Европы. Сб. статей, М., 1956; Песков Е. Б. и Шабад В. Α., Социалистическая демократия и ее "критики", М., 1957; Шкадаревич И. И., Демократия миллионов, М., 1958; Kadlecová E., Socialisticke vlastenectví, , 1957; Bystřina I., Lidová demokracie, Praha, 1957; Flegle Α., Geschichte der Democratie, Bd l – Altertums, Nürnberg, 1880; Glover T. R., Democracy in the Ancient World, Camb., 1927; Сrоiset Α., Les démocraties antiques, P., 1909; Leсkу W. Ε. Η., Democracy and Liberty, v. 1–2, L., 1908; Ruggiero G. de, Storia del liberalismo europeo, Bari, 1925; Воrgeaud С., The rise oi Modern Democracy in Old and New England, L., 1894; Hattersley, Alan F., A short History of Democracy, Camb., 1930, containing bibliography; Allen J. W., A history of Political Thought in the Sixteenth Century, L., 1928; Figgis J. N., Studies of Political Thought from Gerson to Grotius, 2 éd., L.–Edin., 1916; Gooсh G. P., English Democratic Ideas in the Seventeenth century, 2 éd., Camb., 1927.

А. Денисов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ДЕМОКРАТИЯ

ДЕМОКРАТИЯ (от Греч. δημοκρατία-народовластие)-форма государственного устройства, при которой осуществляется народное правление большинства населения в интересах большинства и с помощью большинства. Впервые демократический государственный строй был осуществлен в Древней Греции в Афинах при Солоне (7 в. до н. э.) и развит Клисфеном ( . 6 в. до н. а.) в его “представительном правительстве”-Совете пятисот. Сам “демократия” стал употребляться для обозначения существовавшей в Афинах формы государственного строя позже, примерно с сер. 5 в. Первоначально употреблялось “исономия” (Ισονομία - равенство всех перед законом) и родственные ему “исэгория” (?σηγορία-πавное для всех граждан право говорить в народном собрании и подавать голос), “исократия” (?σοκρατία-πавновластие). Античные авторы (Платон , Аристотель, Геродот) рассматривали эту форму правления как полисное устройство, при котором всю полноту и равенство прав имеют только свободные граждане-уроженцы. Метеки (переселенцы-полуграждане) были существенно ограничены в правах, а рабы никаких прав не имели вовсе.

Демократические свободы Нового времени существенно шире свобод античной республики, основанной на рабстве, т. к. становятся формальным правом каждого, а не привилегией немногих. Особое развитие подзаконности всех граждан, государственных и общественных организаций получила в концепции демократии А. де Токвиля, наиболее влиятельной в современных социально-политических исследованиях. Токвиль понимал под “демократией” не только определенную форму организации общества. По его мнению, это - и процесс, происходящий в обществе. Токвиль впервые предостерегал об опасности сочетания формального равенства и абсолютной власти - “демократического деспотизма”.

Философская основа демократии - соотношение свободы и равенства, как социально-политических ценностей, реальное воплощение которых происходит в соответствующих государственных институтах демократии-прямой или представительной. Последняя сейчас наиболее распространена в виде правового государства с его верховной властью, которая, однако, не распространяется на неотделимые и неотчуждаемые права личности. Гарантией прав личности в таком государстве является разделение властей-законодательной, исполнительной и судебной, децентрализация власти в социально-экономической и культурной сферах (теория “институциональной инфраструктуры” органов власти). При этом защиту прав граждан берут на себя демократические ассоциации - гражданские и политические. Они становятся посредниками между центральной властью и различными слоями общества, представляя интересы последних, отстаивают неотчуждаемое право граждан на независимость и свободную инициативу, которое является подзаконным. Реальному осуществлению прав человека в обществе служат также свобода печати и суд присяжных.

Согласно теоретикам демократии 20 в. (напр., И. Шумпетеру и У. Ростоу), либеральные такие, как уважение к личности и равенство всех людей, свобода слова и печати, свобода совести и т. д., наилучшим образом обеспечиваются именно посредством расширения участия масс в политической жизни. Р. Даль и Ч. Линдблом с помощью “полиархия” проводят более реалистический анализ существующих демократических систем, оставляя в стороне абстрактные демократические идеалы. Реальное воплощение народовластия существенно затруднено прогрессирующей в современном обществе концентрацией экономической власти в руках “властвующей элиты”, создающей олигархическую власти и политики, часто из демократии превращающейся в клептократию.

Лит.: Даль Р. Введение в теорию демократии. М., 1991; Лейпмрт А. Демократия в многосоставных обществах. М„ 1997; Новгородцев П. И. Кризис современного правосознания. М., 1909; Политическая наука: новые направления. М., 1999; Токвиль А. Де. Демократия в Америке. М„ 1992; Шумпетер И. Капитализм, социализм и демократия. М„ 1995; Halt P. R. Governing the Economy: The Politics of Stale Intervention in Britain and France. Cambr., 1986: Huffman G. State, Power and Democracy. Brighton, 1988; f/ordlmser E. n the Autonomy of the Democratic State. Cambr., 1981. Сводная энциклопедия афоризмов


  • Инструкция

    Демократия бывает прямой и косвенной. В первом случае управление государством осуществляется непосредственно его гражданами. Во втором - страной управляют депутаты, которым население эти полномочия делегирует. В этом случае управление происходит от имени народа.

    Демократия имеет свои определяющие признаки. Основной характерной особенностью демократического строя является свобода человека, которая возведена в ранг закона. Т.е действие любого нормативного акта и документа, принимаемого органами государственной власти, не должно ограничивать эту свободу, ущемлять ее.

    Демократия подразумевает, что власть не должна быть сконцентрирована в одних руках. Поэтому власть имеет различные уровни – региональные и местные. Именно они осуществляют непосредственное взаимодействие с населением и призваны учитывать его пожелания и чаяния в своей деятельности, руководствоваться ими. Любой гражданин, проживающий на данной территории, имеет право прямого взаимодействия с представителями власти.

    Полнота взаимодействия граждан и власти не ограничивается ни религиозными, ни идейными взглядами, ни национальной принадлежностью. Демократичное общество и государство предполагает, что все его члены и граждане равноправны. В такой стране и обществе каждому предоставляется свобода слова и возможность создания и участия в любых религиозных, общественных или политических организациях.

    Народ имеет право высказывать свое мнение путем референдумов и осуществлять свободный выбор органов власти и главы государства. Это не только право, но и гражданский долг. Участие населения, представляющего собой конгломерацию людей с разными религиозными взглядами и разными менталитетами, в выборах позволяет всем группам населения реализовать свою возможность на управление страной. Это позволяет учесть мнения и потребности всех граждан.

    Демократия – тот вариант государственного устройства, при котором возможно достижение консенсуса между всеми слоями и общественными объединениями, представляющими государство.

    Видео по теме

    Тоталитарную демократию еще называют имитационной демократией, так как при этом политическом режиме власть народа лишь декларируется, а на деле простые граждане не принимают участия в управлении государством или же участвуют минимально.

    Тоталитаризм и его признаки

    Тоталитарная демократия – это одна из форм тоталитаризма, но при этом внешне она сохраняет признаки демократической системы: сменяемость главы государства, выборность органов власти, всеобщее избирательное право и т.д.

    Тоталитаризм – такая система государственного устройства, которая предполагает установление тотального контроля всех аспектов жизни общества в целом и каждого человека в частности. При этом государство принудительно регулирует жизнь всех членов общества, целиком лишая их права на независимость не только в действиях, но и мыслях.

    Основные признаки тоталитаризма: существование единой государственной идеологии, которую должны поддерживать все жители страны; жесткая цензура; государственный контроль за средствами массовой информации; отношения в стране основываются на следующей позиции: «дозволено только то, что признано властными органами, все прочее запрещено»; ведется полицейский контроль за всем обществом с целью выявления инакомыслящих; бюрократия во всех сферах жизни.

    При тоталитаризме фактически стерта граница между государством и обществом, так как все контролируется и жестко регламентируется. Область личной жизни человека очень ограничена.

    Тоталитарный демократизм в истории

    Причины образования тоталитарной демократии до сих пор являются дискуссионными. Подобные системы формируются, как правило, после резкого установления демократии в странах с авторитарным или тоталитарным режимом: политический переворот, революция и т.д. Обычно в этих случаях народонаселение еще недостаточно политически грамотно, чем нередко и злоупотребляют люди, пришедшие к власти. Несмотря на то, что органы власти выбирают всенародным голосованием, результаты этих выборов всегда заранее предсказуемы. Причем такая стабильность по большей части обеспечивается не за счет прямых подтасовок. Административный ресурс, контроль средств массовой информации, общественных организаций, экономики и инвестиций – вот инструменты, которыми пользуется правящая верхушка при таком строе, как тоталитарная демократия.

    Ярким примером подобной политической системы в истории может служить государственное устройство СССР. Несмотря на провозглашение конституции и декларацию всеобщего равенства, фактически страной руководили высшие чины коммунистической партии. Политический строй в Советском Союзе подробно разбирается в книге известного французского философа-гуманиста Раймона Арона «Демократия и тоталитаризм».

    07Ноя

    Демократия – это термин который применяется к описанию политической системы управления государством, идее и концепции, основанной на принципах народной власти. Буквально, слово «демократия «, переводится как «власть народа » и имеет Древнегреческое происхождение, ведь именно там сформировались и были реализованы основные идеи демократической концепции управления.

    Что такое демократия простыми словами – краткое определение.

    Простыми словами, демократия – это система управления государством, источником власти в которой является сам народ. Именно народ решает, какие законы и нормы необходимы для гармоничного существования и развития государства. Таким образом, каждый человек в демократическом обществе получает определенный набор свобод и обязательств сформированных с учетом интересов всего сообщества. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что демократия – это возможность для каждого человека свободно участвовать в непосредственном управлении своим государством, обществом и личной судьбой в конечном счете.

    Узнав определения термина «демократия», закономерно возникают вопросы типа: «А как именно, народ управляет государством?» и «Какие существуют формы и способы демократического управления?».

    В данный момент существует две основные концепции осуществления народной власти в демократическом обществе. Это: «Непосредственная демократия » и «Представительная демократия ».

    Непосредственная (прямая) демократия.

    Прямая демократия – это система при которой все решения принимаются непосредственно самим народом через его прямое волеизъявление. Данная процедура становится возможной благодаря проведению различных референдумов и опросов. К примеру, это может выглядеть следующим образом: В государстве «N», нужно принять закон о запрете употребления алкогольных напитков в определенное время. Для этого проводится референдум, на котором жители голосуют «За» или «Против» данного закона. Решение о том будет ли принят закон или нет, формируется исходя из того как проголосовало большинство граждан.

    Стоит отметить, что с учетом развития современных технологий, подобные референдумы могут проходить довольно быстро и эффективно. Дело в том, что практически все граждане обладают современными гаджетами (смартфонами) с помощью которых и можно проводить голосование. Но, вероятней всего, прямой демократией государства пользоваться не будут, по крайней мере в полном объеме. Это связано с тем, что непосредственная демократия имеет ряд проблем, о которых мы поговорим ниже.

    Проблемы прямой демократии.

    К основным проблемам прямой демократии можно отнести такой аспект как: количество людей. Дело в том, что принцип постоянного прямого народного управления возможен только в относительно небольших социальных группах где возможны постоянные обсуждения и компромиссы. В противном случаи, решения всегда будут приниматься в угоду настроениям большинства, не учитывая мнение меньшинства. Из этого следует, что решения могут быть приняты на основе симпатий большинства, а не на логичных и обоснованных мнениях меньшинства. В этом и заключается главная проблема. Дело в том, что по факту, не все граждане являются, так сказать политически и экономически грамотными. Соответственно, что в большинстве случаев, принятые ими (большинством) решения будут заранее неверными. Если уж говорить совсем простыми словами, то будет не верно доверять управление важными политическими и экономическими делами, людям, которые в этом не разбираются.

    Представительная (репрезентативная) демократия.

    Представительная демократия – это самый распространенный вид управления государством, при котором люди делегируют часть своих полномочий избранным на выборах специалистам. Простыми словами, репрезентативная демократия – это когда люди выбирают себе власть путем народных выборов, и уже потом на избранную власть ложатся обязательства по управлению страной. Люди в свою очередь оставляют за собой право контролировать власть используя различные рычаги влияния: , отставка правительства (чиновника), и тому подобное.

    На данном этапе развития человеческого общества, именно Представительная демократия показывает себя самым эффективным способом управления, но и она не лишена недостатков. К основным проблемам данной формы можно отнести: , узурпацию власти и другие неприятные моменты. Именно для предотвращения таких проблем, общество всегда должно быть активным и постоянно держать власть под контролем.

    Суть и принципы демократии. Условия и признаки демократии.

    Переходя к данному относительно большому разделу, в первую очередь стоит перечислить основные моменты или так называемые «столпы» на которых базируется вся концепция демократии.

    Основные столпы на которых базируется демократия:

    • народа;
    • Правительство формируется с согласия народа;
    • Действует принцип большинства;
    • Соблюдаются права меньшинств;
    • Гарантируются основные права и свободы человека;
    • Свободные и честные выборы;
    • Равенство перед законом;
    • Соблюдение правовых процедур;
    • ограничения в отношении правительства (власти);
    • Социальный, экономический и ;
    • Ценности , сотрудничества и компромисса.

    Итак, ознакомившись с базисом, можно переходить к разбору концепции в более мелких деталях.

    Из чего состоит демократия.

    Для лучшего понимания всех ключевых моментов демократии следует разложить концепцию на основные ключевые элементы. Всего их четыре, это:

    • Политическая система и система выборов;
    • Активность граждан в политической и социальной жизни государства;
    • Защита прав граждан;
    • Верховенство права (равенство перед законом).

    Образно говоря, сейчас мы в подробности разберем вышеперечисленные пункты и выясним какие должны быть условия для процветания демократии.

    Политическая система и система выборов.

    • Возможность выбирать своих лидеров и привлекать их к ответственности за действия, совершенные будучи на посту.
    • Люди решают, кто будет представлять их в парламенте, и кто возглавит правительство на национальном и местном уровнях. Они делают это, выбирая между конкурирующими сторонами на регулярных, свободных и честных выборах.
    • В условиях демократии народ является высшей формой политической власти.
    • Властные полномочия переходят от людей к правительству только на определенное время.
    • Законы и политика требуют поддержки большинства в парламенте, но права меньшинств защищены различными способами.
    • Люди могут критиковать своих избранных лидеров и представителей. Могут наблюдать за тем, как они работают.
    • Избранные представители на национальном и местном уровнях должны прислушиваться к людям и отвечать на их запросы и потребности.
    • Выборы должны проходить через регулярные промежутки времени, как это предусмотрено законом. Те, кто у власти, не могут продлить срок своего пребывания на должности, не прося согласия у народа на референдуме.
    • Для того, чтобы выборы были свободными и справедливыми, они должны контролироваться нейтральным, профессиональным органом, который одинаково относится ко всем политическим партиям и кандидатам.
    • Все партии и кандидаты должны иметь право свободно проводить избирательную кампанию.
    • Избиратели должны иметь возможность голосовать втайне, без запугивания и насилия.
    • Независимые наблюдатели должны иметь возможность наблюдать за голосованием и подсчетом голосов, чтобы гарантировать, что этот процесс свободен от коррупции, запугивания и мошенничества.
    • Споры в отношении результатов выборов рассматривает беспристрастный и независимый суд.

    Активность граждан в политической и социальной жизни государства.

    • Ключевая роль граждан в демократии — участвовать в общественной жизни.
    • Граждане обязаны внимательно следить за тем, как их политические лидеры и представители используют свои полномочия, а также выражать свои собственные мнения и пожелания.
    • Голосование на выборах — важная гражданская обязанность всех граждан.
    • Граждане должны делать свой выбор досконально разобравшись в предвыборных программах всех сторон, что обеспечивает объективность при принятии решения.
    • Граждане могут принимать активное участие в предвыборных компаниях, публичных обсуждениях и протестах.
    • Важнейшей формой участия является членство в независимых неправительственных организациях, которые представляют свои интересы. Это: фермеры, рабочие, врачи, учителя, владельцы бизнеса, религиозные верующие, студенты, правозащитники и так далее.
    • В условиях демократии, участие в гражданских объединениях должно быть добровольным. Никто не должен быть принужден присоединиться к организации против своей воли.
    • Политические партии являются жизненно важными организациями в условиях демократии, а демократия становится сильнее, когда граждане становятся активными членами политических партий. Однако никто не должен поддерживать политическую партию, потому что на него оказывают давление. В условиях демократии граждане могут свободно выбирать, какую сторону поддерживать.
    • Участие граждан должно быть мирным, уважительным к закону и толерантным в отношении взглядов оппонентов.

    Защита прав граждан.

    • В условиях демократии каждый гражданин имеет определенные основные права, которые государство не может отнять. Эти права гарантируются международным правом.
    • Граждане имеют право на свои собственные убеждения. Имеют право свободно говорить и писать о том, о чем думают. Никто не может указывать на то как гражданин должен думать, во что верить, об чем говорить или писать.
    • Существует свобода религии. Каждый может свободно выбирать свою религию и поклоняться ей по своему усмотрению.
    • Каждый человек имеет право пользоваться своей собственной культурой вместе с другими членами своей группы, даже если их группа является меньшинством.
    • В средствах массовой информации есть свобода и плюрализм. Человек может выбирать между различными источниками новостей и мнений.
    • Человек имеет право общаться с другими людьми, а также создавать и присоединяться к организациям по своему выбору.
    • Человек может свободно перемещаться по стране, или по желанию покинуть ее.
    • Человек имеет право на свободу собраний и протесты против действий правительства. Однако он обязан осуществлять эти права мирным путем с уважением к закону и правам других граждан.

    Верховенство права.

    • В условиях демократии верховенство закона защищает права граждан, поддерживает порядок и ограничивает власть правительства.
    • Все граждане равны по закону. Никто не может подвергаться дискриминации по признаку расы, религии, этнической группы или пола.
    • Никто не может быть арестован, заключен в тюрьму или изгнан безосновательно.
    • Человек считается невиновным если его вина не доказана в соответствии с законом. Любой, кто обвиняется в совершении преступления, имеет право на справедливое публичное разбирательство в беспристрастном суде.
    • Никто не может облагаться налогом или преследоваться по закону, за исключением случаев, предусмотренных законом.
    • Никто не выше закона, даже не король или избранный президент.
    • Закон справедливо, беспристрастно и последовательно применяется судами, независимыми от других ветвей власти.
    • Пытки и жестокое и бесчеловечное обращение абсолютно запрещены.
    • Верховенство закона ограничивает власть правительства. Ни один правительственный чиновник не может нарушать эти ограничения. Ни один правитель, министр или политическая партия не могут указывать судье, как решить дело.

    Требования к обществу для нормальной работы демократической системы.

    • Граждане должны не только осуществлять свои права, но и соблюдать определенные принципы и правила демократического поведения.
    • Люди должны уважать закон, и отвергать насилие. Ничто не оправдывает использование насилия против ваших политических противников, только потому, что вы не согласны с ними.
    • Каждый гражданин должен уважать права своих сограждан и их достоинство как людей.
    • Никто не должен осуждать политического противника как зло в чистом виде, просто потому, что у него другие взгляды.
    • Люди должны ставить под сомнение решения правительства, но не отвергать власть правительства.
    • Каждая группа имеет право практиковать свою культуру и иметь определенный контроль над своими делами. Но, в то же время, такая группа должна признать, что она является частью демократического государства.
    • Когда человек выражает свое мнение, он также должен выслушать мнение оппонента. Каждый человек имеет право быть услышанным.
    • Когда люди выдвигают требования, они должны понимать, что в условиях демократии невозможно угодить абсолютно всем. Демократия требует компромисса. Группы с разными интересами и мнениями должны быть готовыми договориться. В данных условиях одна группа не всегда получает все, что хочет, но возможность компромиссов ведет к всеобщему благу.

    Итог.

    В итоге, хотелось бы закончить данную статью словами действительно великого человека – Уинстона Черчилля. Однажды он сказал:

    «Демократия - наихудшая форма правления, за исключением всех остальных, которые пробовались время от времени.»

    И судя по всему, он был прав.

    Категории: , / / от