Что такое иконостас в православном храме? Как расположить иконы на домашнем иконостасе

В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ.

Как рос иконостас

Форма, высота, стиль иконостаса зависят от того, в каком храме он будет возведен. «Иконостас — это часть архитектурного облика храма, — говорит Лариса Гачева . — Создание иконостаса начинается с изучения архитектуры, истории, стиля того храма, куда он будет помещен. В идеале иконостас должен быть связан со стилистикой оформления храма, быть сомасштабен его пропорциям. В древности иконостас проектировали архитекторы. Сейчас не так много церковных архитекторов, поэтому бывает, что образ иконостаса делают иконописцы или монументалисты, которые проектируют всю систему росписей храма, но в любом случае конструкцию иконостаса должен разрабатывать или конструктор, или архитектор».

Выбор у тех, кто создает иконостас, огромен. Конструкции иконостасов и состав икон в нем изменялись множество раз.

Первые сведения об отделении алтаря от остального пространства храма преградой или завесой относятся к IV веку. В византийских храмах алтарные преграды были невысокими, они состояли из парапета, колонок и каменной балки, называющейся «темплон». В центре ставился крест. По сторонам алтаря обычно помещались иконы Христа и Богоматери. Со временем на темплон начали ставить иконы или на нем самом вырезали рельефные изображения. Крест стал заменяться иконой Христа, а она, в свою очередь, — деисисом (от греч. «прошение, моление» — композиция из трех икон: в центре Христос Вседержитель и к нему в молитве обращены: слева Богородица, справа Иоанн Креститель. — Ред. ). Иногда по бокам от деисиса размещался ряд праздничных икон (например, в монастыре святой Екатерины на Синае), иногда к деисисному чину прибавлялись отдельные иконы святых.

Убранство древнерусских храмов первоначально повторяло византийские образцы. Но это было не всегда возможно, например, в деревянных храмах, которых было большинство, не делалась настенная роспись, вместо нее увеличивалось количество икон в иконостасе, алтарная преграда росла.

Пятиярусный иконостас получил всеобщее распространение в России в первой половине — середине XVII века. Он состоит из местного ряда, деисиса, праздников, пророческого и праотеческого рядов. Самый известный пример — иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Иконостасы XV-XVII веков называют тябловыми. «Тябло» — это искаженное греческое слово «темплон». Расписанные орнаментом балки-тябла разделяли по горизонтали ряды икон, которые крепились к ним. Позднее появились вертикальные столбики между иконами.

Поскольку пятиярусные иконостасы полностью закрывали всю восточную стену, в храмах Ростова Великого алтарь стал отделяться сплошной каменной стеной, прорезанной проемами врат, иконостасы писались фресками прямо по восточной стене храма, врата выделялись пышными порталами.

Стиль нарышкинского барокко украсил иконостасы объемной резьбой. Колонны, увитые виноградной лозой, заменили столбики и тябла. Последовательность вертикалей и горизонталей ордерной системы намеренно нарушалась, иконы делали круглой, овальной или другой более замысловатой формы. В барочных храмах иконостас превратился в пышную позолоченную раму с красочными вкраплениями икон. Такой иконостас напоминает чудесный райский сад, где пребывают святые (такой, например, можно увидеть в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве, в Троицком соборе Ипатьевского монастыря в Костроме, во многих храмах Ярославля).

Для классицистических храмов XVIII -XIX веков характерен высокий иконостас, открытое пространство верхней зоны алтаря, сам иконостас превращается в архитектурное произведение, он строится в форме портиков, триумфальных арок или храма в храме, при этом иконографическое содержание таких иконостасов минимальное (особенно ярко это проявилось в петербургских храмах).

Какой иконостас выбрать?

Какими принципами может руководствоваться создатель иконостаса, выбирая из такого разнообразия стилей, рассказывает Лариса Гачева: «Древние низкие алтарные преграды позволяли молящимся видеть роспись алтаря, делали ее частью пространства храма. Например, в Софии Киевской, становясь частью храмового пространства, образы Богородицы “Нерушимая Стена” и Евхаристии являют верующим то, что происходит в алтаре. Невысокий иконостас могут делать и в связи с архитектурной необходимостью — показать красивую конху (полукупол апсиды алтаря). В России пришли к образу высокого иконостаса, когда стали считать, что всю историю спасения можно и нужно явить на стене, отделяющей алтарь. Иногда алтарь надо как-то специально выделить. В Храме Гроба Господня кувуклия — особое, святое место — заключена в иконостас-храм. А храм Христа Спасителя такой огромный, что в этом пространстве просто нужен иконостас в форме шатрового храма».

Без каких икон не может обойтись иконостас? Лариса Гачева: «Сегодня иконостас невозможно представить без икон Спасителя и Божией Матери, без храмовой иконы, которая находится справа от иконы Спасителя. Если храм посвящен иконе Богородицы, то в иконостасе пишется именно эта икона, если храм посвящен Господскому празднику, то икона Спасителя заменяется праздничной иконой. Невозможен иконостас без царских врат, где изображено Благовещение, также могут быть евангелисты, святители Иоанн Златоуст и Василий Великий — составители литургий, пророки. Дьяконские врата могут быть просто завесой. Сейчас есть и храмы, где царские врата сделаны в виде завесы. Если иконостас ярусный, то в зависимости от пропорций алтарной арки архитектор и художник решают, какие там будут ярусы. Всегда есть местный ряд. К нему могут быть добавлены праздничный ряд или деисис, деисис может быть включен в праздничный ряд, иногда в него включается икона Троицы, пришедшая из пророческого ряда».

Что послать в космос?

«Высокий русский иконостас - это одно из великих прозрений православного народа и православного миросозерцания, - считает протоиерей Сергий Правдолюбов. - Стоя перед иконостасом, человек созерцает своим земным, невозвышенным оком будущую реальность, точно так же, как на иконе Божией Матери «О Тебе радуется». На этой иконе собрана вся Церковь. Разве может простой человек сразу представить это? Может ли простой человек представить себе деисисный чин?

Просто видеть Престол и предстоящего, как теперь принято у католиков, лицом к народу священника - этого недостаточно. Иконостас гораздо ближе простому человеку, который должен понять, что именно мы совершаем на литургии, и иконостас ему помогает.

На иконе «О Тебе радуется» предстоящий народ изображен без нимбов (с нимбами только Иоанн Предтеча и Иоанн Дамаскин), там даже маленькие дети есть. На этой иконе Богородица обычно окружена не полным кругом (символ вечности), а разорванным. Сфера идет сверху, а внизу, где стоят люди, она разорвана. И вечность спускается к нам, простым людям. Если эта икона изображается на западной стене (это редко, но бывает), то лик святых перетекает в стоящих прихожан, а восточная стена - это иконостас, снова лик святых. Здесь наглядно видно, что Церковь - единая, это люди, которые молятся здесь, и святые, и призванные к святости.

В Ферапонтовом монастыре на северной стене находится фреска «О Тебе радуется», а икона с тем же сюжетом стоит в иконостасе рядом с Царскими вратами. При входе в храм помещены два песнотворца. Получается, что изображение «О Тебе радуется», этот «модуль пространства», многократно повторен. Мы видим этот образ и сбоку, и прямо перед собой, рядом с Царскими вратами. Мы смотрим на него, и он является изображением нас самих. Мы стоим внизу, и перед нами алтарь, Престол Божий. Эта икона является прекрасным символическим изображением всего человечества. Ее можно в космос посылать для других цивилизаций. Иконостас является также образом всей нашей истории».

О прошлом говорят праотеческий и пророческий ряды. В праотеческом ряду располагаются иконы ветхозаветных святых, в основном - предков Христа, в том числе первых людей - Адама, Евы, Авеля. В пророческом ряду помещены иконы ветхозаветных пророков, держащих свитки с цитатами из их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. Евангельские события показывает праздничный ряд. Местный ряд - это настоящее, он приближен к нам, в нем находится храмовая икона. Иконостас говорит и о будущем: деисис, когда Церковь молит Христа-Судию за человечество, показывает момент второго пришествия Христа и Страшного суда.

Всякий раз, заходя в храм, мы останавливаемся перед иконостасом. Мы можем не обратить внимания на роспись купола или фрески на колоннах, но не увидеть иконостас невозможно. При этом если искусствоведческих исследований о нем много, то единственным трудом, раскрывающим его смысл, остается книга отца Павла Флоренского «Иконостас», написанная почти сто лет назад.

Ирина РЕДЬКО

Состоит из нескольких рядов или, как их еще называют, ярусов или чинов. Количество рядов может разниться в зависимости от местных традиций и категории храма.

На рубеже XIV-XV веков в иконостасах было 3 ряда, в XVI веке их стало 4, к концу XVII века число чинов некоторых иконостасов возросло даже до 7, но наиболее распространенными стали пятиярусные конструкции.

Все ряды имеют особое значение и символическое название.

Первый, самый нижний - это местный ряд. Назван он так потому, что там расположены иконы , посвященные особо важным в данной местности святым или праздникам. Такие иконы называют местночтимыми.

Некоторые иконы в этом ярусе постоянны в любом храме. Справа от Царских врат всегда будет расположена икона Спасителя, слева – лик Богоматери. Это символизирует то, что Христос и Дева Мария встречают каждого на пути в Небесное царство и сопровождают на пути к вечной жизни. Образ справа от иконы Спасителя называется "храмовым" и изображает святого или событие, в честь которого названа церковь. Например, в Успенской церкви на этом месте находится сцена Успения Богоматери, в Никольской - Никола Угодник.

Над местным располагается праздничный ряд. Он состоит из икон двунадесятых праздников и образов Страстной и Пасхальной недель. Интересно, что в самых ранних иконостасах он следует третьим ярусом, над Деисусом - но потом его стали располагать ниже, чтобы верующие могли лучше рассмотреть праздничные сюжеты.

Третий ряд, центральный и самый важный, называется Деисус. В центре его находится образ "Спас в силах", изображающий Иисуса – судью, а по краям находятся обращенные к Христу с молитвой святые. Потому название чина и происходит от слова "деисис", что в переводе с греческого значит "молитва".

Четвертый ряд иконостаса - пророческий, а пятый ярус - праотческий.

В некоторых случаях над праотческим еще располагается страстной ряд, изображающий страдания Христа в последнюю неделю накануне распятия и Воскресения.

На самом верху всегда изображена Голгофа - "недосягаемая гора". Перед ней склоняются все, кто пришел в храм.

Если говорить о строении иконостаса , то самое простейшее - это тябловое (термин идет от русского слова "тябло" - брус, которое, в свою очередь, произошло от латинского "табула" - доска). В тябловом иконостасе иконы размещены на бревнах, в специальных желобах. Сами бревна прикрыты снаружи расписанными досками с цветами и узорами и закреплены в специальных углублениях на северной и южной стенах храма. Это самый древний вид иконостаса, со временем его украшение становилось все богаче. Так, к XVII веку многие иконостасы обзавелись скульптурными украшениями и даже позолоченной деревянной резьбой – несмотря на неодобрение церкви, называвшей это "западным и мирским". Сегодня напротив, роскошным убранством отличается не только иконостас и центральная часть православного храма, но и все предметы

Дом православного верующего - это своеобразная малая Церковь, в этом месте обязательно должна звучать молитвенная песнь. Восхваления и прошения совершаются перед образами икон, потому что они являются средством общения человека со Всемогущим Господом или Его верными и вечными слугами. Однако православные верующие должны помнить: обращение относится к личности, а не к полотну, на котором она изображена.

Устройство иконостаса в доме

Расположение икон в домашнем иконостасе может быть произвольным, но в христианской традиции существуют некоторые правила.

В прошлые времена в каждой семье была сооружена полочка, куда выставлялись святые изображения. Эти божественные полотна находились на самом светлом и привлекающем внимание месте. Полка для икон устанавливалась в дальнем углу дома, на Востоке. Это место было самым освещенным, так как две стены, образующие его, были с окнами, куда проходило множество солнечного света.

Домашний иконостас

Икона есть священное изображение, которое отделено от бытовых реалий и никогда не смешивающееся с обыденностью, но предназначена исключительно для диалога с Господом. Она является окном из бесконечного мира, а также божественным откровениям в тонах и линиях кисти иконописца.

Наивно предполагать, что большое количество святых изображений делает жизнь православного верующего более благочестивой, чем она есть на самом деле.

Об иконах:

Несистематизированное собрание икон, различных репродукций, церковных календарей похоже на обыденное коллекционирование, где молитва совершенно исчезает как самоцель. Здесь происходит полное искажение термина «дом», который является продолжением монастыря.

Современное расположение иконостаса

Для семьи эта реликвия - объединяющий молитвенный фактор, который возникает после прощения всех житейских обид и достижения взаимопонимания.

  • Сегодняшние реалии жизни твердят о том, что церковь разрешает устраивать домашний иконостас в свободном месте. Однако ортодоксальные правила рекомендуют размещать его на восточной стороне. Понятие «восток» имеет важную особенность для Православия. О нем написано в Книге Бытия, у Варфоломея и Матфея.
  • Если на востоке квартиры расположены двери, разрешено использовать и другие стороны света.
  • Выбирая место под семейный алтарь, нужно избегать соседства святых образов с любой бытовой техникой, которая считается тщетным произведением модернизации и не способствует одухотворению. Необходимо избегать плотного соседства икон и декоративного убранства, а также с книгами нерелигиозного характера.
  • Для православной семьи обязательно присутствие в домашнем иконостасе образов Спасителя Христа и Девы Марии . Изображение Мессии должно оставаться всегда центральным, а все другие будут меньше по размеру. Главные иконы (Троицы , Христа и Богородицы) располагаются выше остальных, но над ними разрешено поместить Распятие.

Как правильно расположить иконы в квартире

  • Украшение для семейного иконостаса - живые цветы. Большие иконы, установленные рядом, следует обрамлять полотенцами по древней христианской традиции. Запрещено располагать рядом неканонические картины или их репродукции.
  • Домашний иконостас следует увенчать крестом, а на время молитвенных восхвалений зажигать лампаду. В праздничные дни, по церковному календарю, пламя свечей может гореть целые сутки.
Важно: перед иконостасом следует оставить достаточно пространства, чтобы верующие не испытывали чувства тесноты при семейном молебне.

Святые образы для божницы

В домашнем иконостасе обязательно должны находиться два святых образа.

Изображение Сына Божьего, свидетельствующего о воплощении Бога и спасении человеческого рода. Для молитвы чаще выбирается поясное полотно, на котором Вседержитель благословляет мир правой десницей, а в левой руке держит Божественное Писание. Господь предстает на этих изображения как Вершитель каждой судьбы, милосердный Отец, подающий Истину, к которой направляются взоры православных последователей. В связи с этим иконы Сына Божьего всегда занимают главное место на полках домашнего иконостаса.

Лик Богородицы, являющейся совершенным человеком и почитаемой превыше Серафимов и Херувимов. Чаще используются образы под названием «Умиление» или «Одигитрия».

  • Автором первого типа, списки которого чрезвычайно распространены в православном мире, традиционно считается апостол Лука. В «Умилении» происходит великолепное соприкосновение Христа в младенчестве и Божией Матери, что символизирует соединение земного и горнего, Творца и лучшего из творений Его. В образе выражена бесконечная любовь Создателя к человеческому роду, когда Бог отдал Сына в искупление греховности. К самым распространенным и знаменитым иконам типа «Умиление» относят: Владимирскую , «Достойно есть» , «Взыскание погибших» и т.д.
  • «Одигитрия» («Путеводительница») - второй распространенный тип лика Девы Марии. Изображение демонстрирует истинный путь к Богу. На иконе об этом свидетельствует конкретный жест правой десницы Божией Матери, указывающей на Младенца Христа. Наиболее известными ликами «Одигитрия» являются: Влахернская, Иверская, Тихвинская, Казанская и т.д.

Читайте о Богородичных иконах для иконостаса:

В православной традиции чрезвычайно популярен образ Николая Угодника . Он всегда занимал важное место на полках иконостаса каждого христианина. Преподобный Николай почитается как вечный слуга Бога, наделенный особенной благодатью.

Православный христианин может разместить в божнице образы знаменитого пророка Илии, великомученика Георгия Победоносца, Пантелеимона, святого евангелиста Иоанна Предтечи.

Совет! Выбор всегда индивидуален, а лучшим помощником в деле является священник. За советом обращаются к нему или другому монаху.

Иконостас в доме

Особые указания по расстановке

В домашних условиях разрешается следовать лишь основным правилам расстановки.

  • Необходимо соблюсти симметричность и систематику, продумать композиционный строй, что поможет избежать чувства внутренней неудовлетворенности, желания что-то поменять. Неправильная расстановка отвлекает от молебна, сущность которого есть концентрация на прошении и восхвалении.
  • Православный человек обязан помнить о принципе церковной иерархии: местночтимые иконы нельзя располагать над главными (Христа-Спасителя, Девы Марии и Святой Троицы).
  • Образ Мессии необходимо ставить с правой стороны от предстоящего верующего, а полотно с ликом Девы Марии - с левой. При подборе иконостаса следует ориентироваться на однородность художественного исполнения святынь. Церковь не рекомендуют допускать многообразия в стилях.
  • Православные люди должны с большой серьезностью относиться к святости, так как она является одним из свойств самого Бога. Это качество отражается в небесных угодниках и материальных предметах. Отсюда следует: почитание святых наместников и иконографий относится к одному религиозному порядку.
  • О степени воцерковления семьи судят по тому почтению, которое члены оказывают ликам Христа и Богородицы. Родовые иконы всегда колоссально почитались. Только что крещенного младенца подносили к святыне, а батюшка читал восхваляющие Бога молитвы. В давние времена посредством иконы родители благословляли своих детей на успешную учебу, путешествие в дальние края, служение обществу. Перед свадьбой или после кончины человека верующие также обращались за помощью к ликам святых.
  • Если в доме размещен иконостас, недопустимы ссоры, отвратительное поведение, скандалы на различные темы. Однако чрезмерно благоговейное отношение к святыням не следует трансформировать в идолопоклонство. Должно помнить: иконы - божественное изображение, но не сама личность Господа или Его наместников.
  • Полотно, пришедшее в состояние полной негодности и невосстанавливаемое, нельзя выбрасывать, к нему необходимо проявить должное отношение и почтение как к древней скрижали. Ранее, если краски на иконе стирались, её пускали по реке. Сегодня такой раритет относят в церковь, где она сжигается в храмовой печи.
  • Если порча лика произошла по причине небрежного хранения, следует исповедаться , так как Церковь считает такую безответственность грехом.
Важно! Спаситель, Божья Матерь, апостолы и святые, смотрящие с полотен, принадлежат вечности. Спрашивая у них о заступничестве при помощи молитвы, нам - жителям областей скорби - необходимо вечно помнить о Всемогущем Творце, призыве к добровольному покаянию, самосовершенствованию и милосердии. Глазами святых Всевышний взирает на людей и напоминает о том, что у нас есть возможность спасти свою душу.

Иконостас своими руками

Расположение икон в домашнем иконостасе сегодня производится так, как захочется верующему.

Однако существует определенные правила, которых лучше придерживаться, чтобы повысить качество общения с Господом и Его наместниками.

Перед обустройством следует изучить плановые рекомендации по монтажу в квартире, а после этого выбрать нужный угол. Сегодня мебельные магазины предлагают большое количество иконостасов в своем ассортименте. Есть возможность изготовить его на заказ, где учтут все особенности и предпочтения.

  1. Для самостоятельного изготовления подходят любые материалы.
  2. Первым делом нужно сделать чертежи шкафчика.
  3. Следует помнить о расстоянии между полками иконостаса, потому что они могут воспламениться от горящих свечей.
  4. Образы святых размещаются на уровне глаз, что облегчает общение.
  5. Под полками разрешено поставить стол, где будут располагаться лампады и свечи, святая вода и Писания.
Важно! Домашний иконостас является прямым продолжением алтаря в храме, - здесь совершаются те же молитвы, приближающие к горним областям. Поэтому образы необходимо хранить в чистоте и проявлять к ним большой почет.

Видео о том, как разместить иконостас в доме

Традиционный иконостас состоит из пяти рядов икон, увенчанных крестом. Такая форма иконостаса сложилась в России, достаточно поздно, в XV веке.

Верхний ряд иконостаса (см. схему), праотеческий , представляет собой ветхозаветную Церковь от Адама до Моисея. В центре этого ряда помещается образ Святой Троицы в виде трех Ангелов – явление Бога Аврааму как ветхозаветное указание на Триединство Бога и напоминание о Предвечном Совете Пресвятой Троицы, о спасении человека и мира.

Второй ряд иконостаса – пророческий . Он изображает ветхозаветную Церковь от Моисея до Христа. В руках у пророков свитки с текстами пророчеств о Матери Божией. В центре этого ряда помещается икона Пресвятой Богородицы Знамение в напоминание пророчества Исайи о рождении Спасителя от Девы (Ис. 7.14): «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил ». Икона Знамение (Спаситель в виде младенца на лоне Матери Божией) изображает Боговоплощение. Эту икону помещают в центр пророческого ряда для того, чтобы показать непосредственную связь Ветхого и Нового Завета: вся ветхозаветная история явилась подготовкой к приходу в мир Бога, Второго Лица Святой Троицы, ставшего человеком.

Третий ряд иконостаса – праздничный , в нем собраны иконы христианских праздников от Рождества Пресвятой Богородицы до Пятидесятницы и Успения, а также изображения важнейших событий Евангельской истории: Распятия, Положения Спасителя во гроб, Сошествия во ад, приход жен-мироносиц ко гробу. Этот ряд изображает новозаветное время как исполнение того, что было возвещено в Ветхом Завете и отражено в двух верхних рядах иконостаса.

Четвертый ряд является центральной и важнейшей частью иконостаса. Он называется деисис (что значит моление, молитва ). В центре ряда (и в центре всего иконостаса) находится икона Спас в силах , представляющая Господа Иисуса Христа, сидящего на престоле во всей силе и славе, как Судью живых и мертвых. По сторонам помещаются иконы обращенных к Нему Богородицы, Иоанна Предтечи и святых. Этот ряд изображает молитвенное предстательство Церкви за весь мир, возносимое от начала ее основания и до Страшного Суда. Деисис – это осуществление того, что показано в трех верхних рядах, этот итог всей истории мира.

Нижний ряд иконостаса называется местным . По обеим сторонам от царских врат помещаются иконы Спасителя и Матери Божией. (Иногда икона Спасителя заменяется иконой Святой Троицы, как, например, в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры). На боковых (северных и южных) дверях иконостаса изображаются архангелы Михаил и Гавриил, первые диаконы Стефан и Филипп или первосвященник Аарон и пророк Моисей. Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя, как правило, является храмовая икона – изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

Царские врата иконостаса украшаются изображением икон Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Царские врата символизируют вход в Царство Небесное. Икона Благовещения на Царских вратах напоминает о том, что благая весть о Боговоплощении и спасении, возвещенная Архангелом Гавриилом Матери Божией и проповеданная евангелистами, открывает человеку вход в это Царство.

На солее перед Царскими вратами происходит причащение мирян. Поэтому над Царскими вратами помещается икона Тайной вечери , на которой было установлено Таинство Евхаристии, соединяющее человека с Богом, вводящее его в вечную жизнь.

Таким образом, на иконостасе при его просмотре сверху вниз перед нами предстает вся история человечества, предстает зримо тот путь, которым Бог ведет все человечество ко спасению.

В православном храме нет ни одной вещи или действия, которые бы не несли смысловую духовную нагрузку. В том числе и иконостас, и завеса над Царскими вратами являются полноправными «участниками» богослужения.

В чем же состоит значение данных предметов в микрокосме православного храма?

Архитектура и внутреннее убранство православного храма – это, если можно так выразиться, небо на земле. Это модель духовного мира – Царствия Небесного – которую нам через святого пророка Моисея открыл Господь на горе Синай. Тогда Бог повелел создать ветхозаветную скинию по четкому образцу, данному Им Моисею вплоть до мельчайших деталей. Новозаветный православный храм имеет то же устройство, что и ветхозаветный, с той разницей, что Господь наш Иисус Христос вочеловечился и совершил дело спасения рода человеческого. Именно из-за этого грандиозного события произошли изменения в новозаветном храме относительно ветхозаветного.

Но неизменяемой осталась трехчастная структура храма. При святом пророке Моисее это были: двор, святилище и Святое Святых. В новозаветном храме это – притвор, средняя часть храма и алтарь.

Притвор и средняя часть храма символизирует собой Церковь земную. Здесь могут находиться все верующие православные христиане. Средней части храма соответствует ветхозаветное святилище. Раньше в нем не мог находиться никто, кроме священников. Но сегодня, так как Господь пречистой Своею кровию очистил всех нас и соединил с Собою Таинством Крещения, то в средней части храма – этом новозаветном святилище – могут пребывать все православные христиане.

Святому святых Моисеева храма соответствует в новозаветной церкви алтарь. Он – символ Царствия Небесного. Недаром он строится на возвышении относительно средней части храма и притвора. Само слово «altus» в переводе с латыни обозначает «высокий». Центром алтаря является престол. Это трон, на котором незримо в храме восседает сам Бог. Главное место православного храма. Даже священнослужитель без особой нужды (богослужения, требы) и необходимой богослужебной одежды (например, подрясника) не должен прикасаться к нему – это земля святая, место Господа.

Обычно между алтарем и средней частью храма возводится специальная стена, украшенная иконами. Она называется «иконостасом». Слово греческое, составное, образованное от слов «икона» и «стоять». Данная перегородка возведена, как иные неправильно думают, не для того, чтобы не было видно, чем батюшка занимался в алтаре. Конечно, нет. Иконостас имеет вполне определенную богослужебную и духовную нагрузку.

Практика возведения иконостасов очень древняя. По церковному преданию, первым, кто повелел закрыть алтарь завесой, был святитель Василий Великий во второй половине IV века. Но еще ранее известны перегородки между алтарем и средней частью храма. Например, в храме Гроба Господнего в Иерусалиме.

Современный вид иконостаса был практически сформирован в церковном искусстве к началу XV столетия.

Итак, что же значит иконостас в духовном и богослужебном смысле?

Он символизирует собой мир святых и Ангелов – Царствие Небесное, еще недоступное нам. Это то место и состояние души, к которому нам нужно стремиться. Царствие Небесное для нас – живущих на земле – еще отделено и недоступно. Но всякий православный христианин обязан к нему идти и стремиться с помощью тех спасительных средств, которые нам предлагает Церковь и Ее Глава – Христос.

Визуальное отделение алтаря от средней части храма должно мотивировать нас стремиться туда – в горняя, и это стремление является стержнем жизни каждого православного христианина. Мы верим, что однажды милосердный Господь откроет нам двери в рай и введет в него, как любящий Свое дитя Отец…

С другой стороны, иконы иконостаса рассказывают нам историю спасения рода человеческого Господом нашим Иисусом Христом. Например, иконостас может быть одно- и многоярусным. В первом ярусе посредине Царские врата. Это также место Бога. Даже священник не имеет права сквозь них проходить: только в облачении и в строго определенное время службы. Справа и слева находятся так называемые диаконские врата. Через них могут входить в алтарь священнослужители и церковнослужители. Диаконскими они названы потому, что через них диаконы выходят из алтаря и заходят обратно во время произнесения специальных молитвословий (ектений) перед Царскими вратами. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, а слева Пресвятой Богородицы, на самих же диаконских вратах размещаются, как правило, иконы святых Архангелов Михаила и Гавриила – этих небесных диаконов Бога, или святых диаконов первомученика и архидиакона Стефана и мученика Лаврентия. Реже – иные иконы. За диаконскими вратами справа помещается храмовая икона.

Если есть в иконостасе второй ярус, он называется «деисусный чин». «Деисис» в переводе с греческого обозначает «моление, прошение». У нас часто распространена неправильная форма перевода на современный русский язык этого слова – «деисус». В центре ряда изображается Христос-Пантократор (Вседержитель) на троне, справа от него (если смотреть со стороны храма, то слева) – Пресвятая Богородица в молитвенной позе, а слева (если с храма – то справа) – святой Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн также с молитвенно протянутыми руками. Далее находятся иконы различных святых также в молитвенных позах, обращенных к Спасителю. Изображены могут быть различные святые Православной Церкви, чаще всего это – 12 апостолов.

Непосредственно над Царскими вратами размещается икона Тайной Вечери – ставшей первой Литургией, совершенной самим Богом. Это символ главного служения Церкви и храма в том числе – служение Святой Евхаристии – Тела и Крови Христовых.

Если есть в иконостасе третий ярус, то на нем размещаются иконы двунадесятых праздников. Именно они символизируют собой спасение Христом падшего человечества. Реже бывают (только в больших соборах) четвертый и пятый ярусы. В четвертом ряду изображаются святые пророки, в пятом – праотцы (святые прародители Адам и Ева, патриархи Авраам, Исаак и т. д.). В центре верхнего ряда иконостаса помещается икона Святой Троицы, а венчает его Святой Крест как главное орудие нашего спасения.

Завеса по-церковному называется греческим словом «катапетасма» (в переводе «занавес»). Она отделяет Царские врата со стороны алтаря от святого престола.

Все в храме: и Царские врата, и завеса имеют строго определенное значение.

К примеру, Царские врата – это, если можно так выразиться, двери Христа. Потому на них часто помещаются кругленькие иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех святых евангелистов – они благовествуют о Богочеловеке Христе. Открытие на богослужении Царских врат и прохождение через них священнослужителей – символ того, что Господь присутствует в храме и благословляет молящихся.

Начало всенощного бдения. После девятого часа открываются Царские врата, и священник в тишине совершает каждение, далее он возглашает перед престолом славословие Святой Троице и прочие уставные молитвословия, затем через Царские врата выходит из алтаря и кадит весь храм, иконы, молящихся. Все это символизирует начало Священной истории, сотворение мира, человечества. Каждение священником алтаря и молящихся символизирует то, что Бог пребывал в раю с людьми, и они непосредственно зримо общались с Ним. После каждения Царские врата закрываются. Совершилось грехопадение и изгнание людей из рая. Врата снова открываются на вечерне, совершается малый вход с кадилом – это обетование Бога не оставить согрешивших людей, но послать к ним Сына Своего Единородного для спасения.

Точно так же и на Литургии. Царские врата открываются перед малым входом – символ выхода Христа на проповедь, потому вслед за этим и несколько позже читаются Апостол и Евангелие. Великий вход с Чашей и дискосом – выход Спасителя на крестные страдания.

Закрытие катапетасмы перед возгласом «Вонмем. Святая святым» – символ смерти Христовой, положения Его тела во гроб и затворения гроба камнем.

К примеру, многие великопостные богослужения проводятся не только при закрытых Царских вратах, но и при затворенной завесе. Это символ того, что человечество изгнано из рая, что мы должны теперь плакать и сокрушаться о своих грехах перед закрытым входом в Царствие Небесное.

Открытие и завесы, и Царских врат во время пасхального богослужения – символ восстановления утраченного богообщения, победы Христовой над диаволом, смертью и грехом и открытие пути в Царствие Небесное для каждого из нас.

Это все говорит нам о том, что в православном богослужении, как и в устройстве храма, нет ничего лишнего, но все стройно, гармонично и призвано к тому, чтобы ввести православного христианина в райские чертоги.

Иерей Андрей Чиженко