Что можно есть когда постишься перед исповедью. Можно ли есть рыбу перед причастием во время поста

Таинство Причащения (Евхаристии) невозможно перед предварительного поста, домашней молитвы и исповеди. Пост позволяет нам смирить свои телесные страсти, отрешиться от земных удовольствий, заглянуть вглубь себя и приблизиться к осознанию грехов. Молитва служит «мостиком» между физической и духовной природой человека; она является дополнительным укреплением для приготовления к искреннему раскаянию, совершаемому на исповеди. Но начинается всё с поста.

В православии на один календарный год приходится четыре многодневных поста (Великий, Петров, Успенский и Рождественский) и большое количество однодневных (среда, пятница, Крещенский сочельник, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня). При точном соблюдении многодневного поста специально поститься перед причастием не надо. Единственное исключение составляет рыба – от неё нужно отказаться за три дня до таинства.

Верующие, не соблюдающие установленные Церковью посты, в начале должны поговорить со священником, которому планируют исповедоваться. Допуск к причастию осуществляется после исповеди – соответственно, данной беседы не избежать. Обычно священники устанавливают строгий (допускается употребление растительной пищи, свежей и варёной, заправленной растительным маслом) трёхдневный пост, но в зависимости от возможностей человека и других, только им ведомых факторов, этот срок может быть увеличен до семи дней.

Верующие, строго соблюдающие как многодневные, так и однодневные посты, в свою очередь, могут рассчитывать на некоторые послабления, но о них они тоже в начале должны договориться со священником. То же самое касается людей, страдающих теми или иными заболеваниями, и беременных: если по состоянию здоровья они не могут отказаться от приёма конкретной пищи и лекарств, то в начале они должны известить об этом священника и только потом приступать к посту.

Лекарства нельзя принимать перед причастием, поскольку причастие – самое является лекарством не только для души, но и для тела. Травяные чаи, витаминные добавки и мази во время поста разрешены. К запрещённым лекарствам относятся только употребляемые внутрь препараты.

Минимальный пост перед причастием длится три дня. Он подразумевает отказ от пищи животного происхождения – мясных и молочных продуктов, яиц, сливочного масла, алкоголя. Курящие люди должны отказаться от сигарет или хотя бы постараться это сделать. Во время поста желательно воздерживаться не только от «запрещённой» пищи, но и от всего, что доставляет человеку удовольствие в земной жизни – секса, развлечений (дискотек, театров, концертов, просмотра ТВ и т.п.) и любых видов излишеств, в том числе и в постной пище (пост и обжорство – вещи несовместимые!).

Накануне причастия, начиная с двенадцати часов ночи, запрещается употребление любой пищи и воды. Чистить зубы после полуночи также нельзя. Если причастие приходится на ночь (Рождество, Пасха), то строгий пост начинает – минимум, за восемь часов до совершения таинства (в районе пяти вечера).

Многие православные ходят на причастия по воскресеньям. В этом случае пост перед причастием длится фактически не три, а четыре дня: к постному четвергу, пятницу и субботе присоединяется почти всегда постная среда, с той лишь разницей, что во время неё разрешена рыба. На сплошных седмицах (неделях, когда постные среды и пятницы отменяются) среда получается не постной, но пост перед причастием соблюдать всё равно надо.

Дети до семи лет причащаются без поста и исповеди, но чем раньше родители будут приучать их к воздержанию и осознанию своих грехов, тем лучше. Познакомить ребёнка с постом можно с отказа от любимых сладостей и мультфильмов.

Причастие является Божьей благодатью, великим Таинством, через которое христиане могут стать причастны самому Спасителю. Важно знать, как правильно поститься, чтобы после исповедания грехов и причастия получить Божье помазание на веру, силу любви и терпение.

Что такое пост и зачем поститься перед причастием

Причастие является открытой дверью для принятия Божьей благодати в жизнь христиан. Через Причастие верующие принимают:

Каждый верующий сам несет ответственность за принятие Божьего Таинства, ибо, как пишет апостол Павел, кто делает это, не рассуждая, греша, тот болеет и даже умирает (Кор. 11:28-30).

Довольно тяжелое испытание для христиан, не правда ли? Не принимаешь Причастия, не получаешь благословения и благодати, принимаешь - можешь заболеть и умереть. Где же выход? А выход прост - в посте и исповедании грехов.

Пост - время, когда человек через усмирение плоти старается очиститься от душевных вредных привязанностей и привычек, чтобы приблизиться духовно к Творцу. Пост - время молитв и размышлений о жертве Христа, Ее очищающей и благословляющей силе. Во время подготовки к причастию христиане стараются пересмотреть свою жизнь, выявить в ней грехи и покаяться в них.

Трудно удержаться от соблазнов при сытости и веселье. Трудно не впасть в искушение при употреблении алкоголя или на увеселительных мероприятиях. Во время говенья люди, укрощая плоть, укрощают свои эмоции и нравы. По словам Иоанна Лествица, во время покаяния должна первенствовать чистота молитвы, в безмолвии, послушании отказаться от наслаждений, лукавых мыслей для того, чтобы получить наслаждение в Небесах.

Некоторые христиане могут часами просиживать в социальных сетях, проводить время в пустых разговорах по телефону, принимать участие в сплетнях, но при этом находиться в строжайшем воздержании от пищи, гордясь собой. Хочется разочаровать таких верующих — Бог смотрит не на желудок, а на душу.

Все, что отстраняет христианина от Бога, является грехом.

Важно! Пост - единственная возможность приблизиться к Всевышнему. По мнению священников, пост и молитва - крылья, позволяющие верующей душе взлететь к Небесам.

История появления поста перед причастием

Первые христиане после Вознесения Иисуса принимали причастие ежедневно, постоянно пребывали в общении. Безусловно, в то время не могло идти и речи о соблюдении поста. Свое послание апостол Павел писал христианам того времени, напоминая о важности раздумий перед принятием Святой жертвы Христа.

Икона Причастие апостолов

Во время апостолов Евхаристия совершалась вечером, но со временем Таинство причастия перенесли на утро, давая возможность верующим с самого утра принять пищу Господню, очищающую кровь и тело.

Первое появление постных дней перед Евхаристией относится к четвертому веку. Священники того времени отмечают охлаждение веры и призывают христиан воздержаться от сексуальных наслаждений и мирских увеселений перед принятием Святых Даров, но при этом ничего не говорилось о пище.

Ранние христиане постились трижды в неделю и в дни установленных Церковью постов. Говенье или ограничение в принятии пищи в течение трех-семи дней появляется в начале девятого столетия из-за упадка духовной жизни.

По словам митрополита Волоколамского Илариона, не существует единого требования о трехдневном воздержании перед Евхаристией.

Каждый верующий индивидуально решает, сколько времени ему потребуется, чтобы прийти к чистоте и благоговению перед Господом. Некоторые христиане этот вопрос решают со своим духовным наставником.

Правила поведения во время подготовки к Причастию

Трехдневное воздержание перед принятием причастия не является требованием, а только пожеланием. Оно касается в основном людей, которые участвуют в Евхаристии 2 −3 раза в году. Во время четырех постов нет требований по дополнительному воздержанию.

В церкви верующие и крещенные люди причащаются Тела и Крови Христовых

Согласно постановлению Православной Церкви во время говенья запрещено вкушать:

  • продукты животного происхождения;
  • яйца;
  • молочные продукты;
  • выборочно - рыбу.

В эти дни пища готовится не для удовольствия ее употребления, а как средство для поддержания здоровья в храме Божьем, т.е. в самом христианине.

Если рыба является основным видом питания, тогда ее можно употреблять.

Перед Евхаристией христиане не принимают пищи, перед этим проведя день в молитвах, отказе от увеселений, употребления алкогольных напитков и секса.

Важно! На таинстве Исповеди следует честно признаться священнику обо всех своих проступках, чтобы он решил, безопасно ли христианину касаться Святых Даров или следует возвратиться домой и тщательно подготовится.

Перед исповеданием и причастием христиане идут на вечернюю службу в храме, утром обязательно присутствуют на Литургии. Искреннее раскаяние на Исповеди открывает двери к Причастию.

Пост перед причастием: как правильно соблюдать

Послабления в посте

Причастие - великая сила, дарующая исцеление, освобождение от зависимостей, прощение грехов и пребывание в радости. К этому таинству допускаются христиане всех возрастов, даже младенцы.

Дети, которым еще не исполнилось 7 лет, причащаются без соблюдения воздержания перед этим, но это не означает вседозволенность в еде и играх. Семя благоговения перед Таинствами, посаженное в детскую душу, даст хороший плод по мере взросления ребенка. В младенческом возрасте подвиг говенье родителей - лучший пример для подрастающего поколения.

Беременные женщины, больные должны тщательно следить за своим питанием, для таковых не существует дней сухоядения. Эта категория христиан уточняет со своим духовным наставником перечень допустимых блюд.

Современная кухня богата всевозможными продуктами, умелое приготовление которых по готовым рецептам не может навредить ни беременным, ни плоду, ни больным.

Милостиво относится Церковь и к той категории людей, которые находятся вне дома и питаются в столовых. Это армия, интернаты, больницы и места лишения свободы. В этом случае по мере возможности следует на несколько дней отказаться от скоромного, усилив молитву и пребывание в Слове.

Умирающие и тяжелобольные люди допускаются к Причастию без всякой подготовки.

Пост - это не диета и наказание, а великое благословение от самого Творца, приближающее нас к Богу.

Постоянно пребывая в молитве, читая «Отче наш» и молитву грешника, постящиеся люди приближаются на очередной шаг к Спасителю, Целителю и нашей надежде на жизнь вечную.

Молитва грешника

Господь мой, Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня, грешного.

Господь мой, Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня.

Господь мой, Иисус Христос, помилуй меня.

Иисус, Сын Божий, помилуй меня.

Господи, помилуй по великой милости Твоей во имя Отца, Сына и святого Духа. Аминь.

Из этой статьи Вы узнаете, как происходит подготовка к Причастию со стороны священников: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей.

Ваше Высокопреосвященство!

Всечестные отцы, братья и сестры!

если не будете есть Плоти Сына Человеческого
и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную,
и Я воскрешу его в последний день
(Ин. 6, 53-54)

Евангельская заповедь, данная нам Христом Спасителем о необходимости вкушения Его Тела и Крови, является тем основанием, на котором созиждется Церковь. Для православного христианина это утверждение представляется настолько очевидным, что, казалось бы, оно не требует какого-то специального доказательства, ведь действительно, без таинства причащения невозможна истинная духовная жизнь. В то же время, в церковной среде до сих пор нет однозначного мнения по поводу того, как часто следует верующему православному народу приступать к таинству причастия и какова должна быть подготовка к этому таинству.

Для начала хотелось бы привести несколько цитат: Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного (9 Апостольское правило). По объяснению крупнейшего толкователя канонов патриарха Феодора Вальсамона “определение настоящего правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другие правила (80 правило VI Вселенского Собора, и 11 правило Сардикийского Собора) подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресных дня”.

Таким образом, мы видим, что причастие православного христианина, совесть которого не отягощена смертными грехами, за каждой литургией является канонической нормой Церкви, отступление от которой чревато отпадением от Церкви.

Сегодня мы можем наблюдать, что все большее количество наших прихожан стремятся к тому, чтобы приступать к святому причастию не от случая к случаю (раз в посту), а регулярно. Нередкими становятся случаи, когда миряне высказывают желание причащаться каждое воскресенье. Вместе с этим возникают вполне законные вопросы о том, какова должна быть норма подготовки к таинству причащения.

Сложившаяся церковная практика говорит нам о необходимости соблюдения трехдневного поста перед причастием, вычитывания последования состоящего из трех канонов и правила к святому причащению, вечерних и утренних молитв, обязательной исповеди накануне, либо в сам день причастия. Разумеется, причащаться возможно лишь натощак. Данная практика, которая стала почти что церковным правилом, стала нормой для большинства приходов Русской Православной Церкви. При этом мы должны понимать, что данная практика не является древней и не имеет статуса соборного постановления.

С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29-е; свт. Никифора Исповедника 9-е; Тимофея Александрийского 5-е и I Вселенского Собора 13-е. Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак, 9 правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи. Правило Тимофея Александрийского определяет необходимость супружеского воздержания накануне причащения.

Подводя итог можно сказать, что согласно канонам Церкви православный христианин может приступать к причастию натощак (не вкушая пищи с полуночи), для тех православных христиан, кто состоит в браке, накануне причастия необходимо супружеское воздержание. Объем молитвенного правила, необходимость соблюдения дополнительных постных дней и обязательная исповедь перед причастием канонами Церкви не регламентируются.

Все это, конечно, не говорит о том, что молитвенное правило, постные дни и исповедь должны отсутствовать в жизни православных христиан. Существующая в Русской Церкви практика подготовки к причастию, в том случае, если человек причащается лишь несколько раз в году, совершенно понятна и оправданна для тех, кто причащается редко. Действительно, если человек большую часть церковного года не живет церковной жизнью, не соблюдает посты установленные Церковью, не имеет опыта домашней келейной молитвы, для него будет полезным провести определенную духовную работу над собой, перед тем как причаститься. Вопросы возникают тогда, когда миряне, живущие полноценной церковной жизнью, посещающие регулярно богослужения, соблюдающие все установленные Церковью многодневные и однодневные посты, изъявляют желание причащаться на каждой воскресной литургии. Как быть в этом случае с обязательным трех-дневным постом, учитывая, что пост в субботу воспрещается 64 Апостольским правилом (Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единые токмо (Великия субботы): да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен)?

Не думаю, что будет большим секретом сказать о том, что готовящийся к совершению литургии священнослужитель не соблюдает дополнительных постных дней перед причастием, кроме тех постов, которые установлены Церковью. На это можно услышать возражение о том, что священник не может совершать литургию не причастившись, но ведь именно об этом говорят каноны и в отношении мирян. 9 Апостольское правило мы уже приводили. Что касается подготовки к причастию, то священники не имеют какого-либо особого привилегированного положения, о чем и пишет святитель Иоанн Златоуст: «Но есть случаи, когда священник не отличается от подначального, например, когда нужно причащаться Св. Тайн. Мы все одинаково удостаиваемся их, не так, как в Ветхом Завете, где иное вкушал священник, иное народ и где не позволено было народу приобщаться того, чего приобщался священник, людям запрещалось соучаствовать в том, что было для священников. Ныне не так - но всем предлагается одно Тело и одна Чаша…».

Таким образом, мы видим, что возникает определенная коллизия – священник совершающий литургию освобождается от необходимости соблюдения дополнительных постных дней и обязательной исповеди перед причастием, мирянин, изъявивший желание причащаться каждый воскресный день вынужден помимо прочих постов соблюдать трех-дневный пост перед причастием, нарушая при этом 64 Апостольское правило, запрещающее пост в субботу.

Как обстоит дело в других Поместных Церквах? Сразу следует сказать, что нам не удалось провести всеобъемлющего исследования в отношении практик всех Поместных Православных Церквей. В мировом православии нами условно были определены две основные традиции – условно греческая и условно русская. Греческая практика, к которой мы относим приходы Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Элладской, Кипрской Церквей предполагает возможность причащения мирян за литургией без обязательной исповеди. Прихожане стараются причащаться каждое воскресенье, при этом исповедь совершается в отдельное от литургии время и никак не связана с причастием. Более того, исповедовать может не всякий священнослужитель, а только тот, кто получил специальную грамоту от архиерея, которая дает право на совершение исповеди. Обычно подобное разрешение выдается священнослужителю, который уже имеет достаточный пастырский опыт. Сам факт рукоположения в священники в греческой традиции еще не означает, что новорукоположенный батюшка сразу получает власть «вязать и решить».

В Сербской Церкви нет единообразия: все зависит от того, где «батюшка учился». Выпускники греческих духовных школ перенимают традиции Элладской Церкви, а священники русской школы считают исповедь непременным преддверием причащения, а во внепостное время многие из них причащаться не советуют.

Самая молодая Поместная Церковь – Православная Церковь в Америке, которая еще в прошлом веке имела те же самые проблемы, которыми мы задаемся в данном выступлении, в настоящий момент является одной из наиболее динамично развивающихся Церквей в Северной Америке. Подготовкой к причастию является сама Литургия по слову святого Николая Кавасилы: «псалмы и чтения Писаний предуготовляют нас к освящению Святыми Тайнами». Каждый верный причащается за каждой Литургией. Канон ко святому причащению и молитвы ко причащению входят в домашнее молитвенное правило.

Дополнительного поста не требуется. Соблюдение поста по средам и пятницам, а также больших постов является достаточным. Т.е. к верным предъявляются те же требования, которые выполняют сами священники (цитату из Святителя Иоанна Златоуста на этот счет мы уже приводили).

Исповедь требуется регулярная (по совету священника – раз в один-два месяца), по собственному желанию верующего (в большинстве храмов всегда можно поисповедываться до начала литургии или после вечерни), в случае если верный впал в смертный грех (убийство, прелюбодеяние, идолопоклонство – включая уход из церкви на длительный период). В Великом Посту исповедь обязательна для всех.

Еще в 70-х годах прошлого столетия православные христиане Америки жили в традиции «нечастого» причастия. Благодаря усилиям таких прославленных пастырей как протопресвитер Александр Шмеман и протопресвитер Иоанн Мейендорф сегодня посещаемость воскресных литургий и праздников в Православной Церкви в Америке (которая не имеет никаких других ресурсов кроме, собственно, церковных) – самая высокая среди всех православных юрисдикций США.

Увы, не во всех Поместных Православных Церквах ситуация столь благоприятная. Многим из нас знакома современная практика Болгарской Православной Церкви, в которой последование литургии почти повсеместно исключает возможность причащения мирян, т.к. предъявляемые требования для причащения неоправданно строги – месяц поста перед причастием. Следствием этого стали полупустые храмы Болгарии.

Хочет ли Русская Церковь пойти по стопам православных Болгарии или нет – зависит от той позиции, которую будет отстаивать духовенство нашей Церкви. Нам представляется, что существующее разнообразие богослужебных традиций в различных Поместных Церквах есть совершенно нормальное и объяснимое явление. Но отношение к таинствам, не может быть традицией той или иной Церкви. В этом вопросе мы можем говорить лишь о том, кто более, а кто менее соответствует тому, что называется Преданием Церкви.

Разумеется, речь не идет о том, чтобы снять все возможные ограничения и причащать всех подряд без разбора. Как мы уже и говорили, для людей причащающихся редко существующая практика является вполне оправданной. Но задача пастыря в том, чтобы вдохновлять верных для постоянного участия в Таинствах и помочь выработать разумное и посильное правило подготовки. В том случае, если сам верный хочет более полного участия в Таинствах, мы должны всячески поддерживать такое стремление и выработать разумные пастырские подходы. В этом вопросе нам весьма необходимо то, что в православном богословии называется consensus patrum, т.е. «согласием отцов». И если святоотеческий consensus patrum по данной проблематике однозначен, согласие отцов ныне здравствующих не всегда очевидно.

Представляется целесообразным, опираясь на каноны Церкви, определить индивидуальный подход для каждого прихожанина, учитывая имеющийся у него опыт церковной жизни. В том случае, если человек изъявляет желание регулярного причастия за каждой воскресной литургией (что идеале должно стать нормой для всех прихожан) возможно преподание благословления на причащение без дополнительного трех-дневного поста (разумеется, с обязательным соблюдением имеющихся в Церкви постов). Объем молитвенного правила должен быть не меньше имеющегося в наших молитвословах Правила ко святому причащению, включающее в себя три псалма, канон и молитвы перед причащением. Чтение трех канонов должно быть оставлено на усмотрение готовящегося к причастию.

Вопрос об обязательной исповеди, конечно, один из наиболее деликатных. Исповедь не является служебным таинством по отношению к причащению, и особенно печально, когда исповедь многими прихожанами по меткому замечанию о. Александра Шмемана воспринимается как «билет на причастие». Разумеется, что и здесь возможен индивидуальный подход, особенно в тех случаях, если прихожане (согласно 66 правилу VI Вселенского собора) желают причащаться во все дни Светлой седмицы. Пытаясь оградить мирян от формализации таинства причастия мы, по сути, формализуем таинство исповеди, которое из таинства «второго крещения» становится одним из условий для причастия.

В любом случае пастырь всегда должен помнить, что он не имеет права требовать от пасомых того, что он сам не исполняет. Не лишним для нас было бы помнить слова Христа: «…Вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них» (Лк. 11, 46).

И завершить свое выступление хотелось бы словами архимандрита Ефрема, игумена Ватопедского монастыря, сказанные им во время принесения в Россию Пояса Пресвятой Богородицы:

«Я знаю, что в России некоторые священники говорят, что перед Причастием надо поститься три дня, а некоторые – пять дней. На самом деле нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием. Доказательством этому служит то, что священники не постятся в обязательном порядке, а потом не только причащаются на следующий день, но и служат Литургию. Мы ведь соблюдаем посты определенные – четыре поста в году и посты в среду и пятницу, думаю, что этих постов достаточно. Если кто-то хочет поститься перед Причастием даже целую неделю ради аскезы, ради благоговения, пожалуйста, но чтобы это узаконивали духовники – об этом мы нигде и никогда не слышали. Если бы это было обязательным условием для Причастия, во-первых, священники должны были бы поститься всегда. Иногда говорят, что христианам надо только раз в два-три месяца причащаться, – такого закона тоже нет. Когда у христианина нет смертельных грехов, он вправе причащаться значительно чаще».

Спасибо за внимание!

Многие православные верующие задают вопрос батюшкам очно, через интернет или интересуются у родных: можно ли чистить зубы перед причастием? Но это далеко не единственное, что могут спросить не только новички. Очень много вопросов появляется у воцерковленных. Стоит отметить, что существует огромное количество околоцерковных мифов, заблуждений.

В этой статье кратко пересказаны ответы опытных и благочестивых священников, даны рекомендации и полезные советы начинающим.

Что такое Причастие?

Как говорит Христос в Евангелии о Причастии? Накануне страшной смерти на кресте Он собирает вместе своих учеников и готовит трапезу. На столе хлеб и вино. Христос говорит, что в память о Нем будут пить вино и вкушать хлеб, так как это - символы Его крови и тела.

По настоящее время в храмах совершается литургия и готовится святое Причастие с использованием хлеба и вина. Священники молятся вместе с прихожанами со словами «О предложенных Честных Дарах Господу помолимся».

Что же на самом деле подразумевается под хлебом и вином в Святой Чаше? Молитвы, читаемые перед Причастием дома, так же нужны христианину, как и церковные. Зачем нужна молитва? Потому что Господь соединяется именно с тем человеком, который его к себе призывает.

Что собой представляет Причастие?

Существует несколько свидетельств того, как на самом деле готовится Причастие и что под ним скрывается от людских глаз. Однажды в храм зашел некий человек. Царские врата в храме были открыты. Священники стояли у алтаря. Вдруг зашедший человек увидел, как священник пронзает младенца копием. Он закричал на весь храм: «Зачем младенца убиваешь?» Все стоявшие в храме люди обернулись. Никто не мог понять, о каком младенце идет речь. На самом деле у священника в руках была просфора (маленький хлебушек из пшеничной муки и воды).

Господь невидимо и бесконечно отдает себя в жертву ради людей, но не материально, а духовно. По-настоящему Его распятие видели почти 2000 лет назад на Голгофе в Иерусалиме.

Давайте вернемся к Евангелию и к тем строкам, где Господь находится на тайной вечере. Он ведь говорил: «Отныне будете пить мою кровь (вино) и вкушать мое тело (хлеб) в память обо Мне». Но как это будет происходить, не знали даже апостолы. Тем более не дано знать и нам. Это Божественная тайна. Нам остается только принимать это серьезно, и так как есть, без сомнения. Поэтому молитвы, читаемые перед Причастием, очень нужны, в первую очередь для самого причащающегося.

Еще одно живое свидетельство:

В городе Ланчано (Италия) по сей день существует истинное доказательство того, что Причастие - это не просто хлеб и вино. В католической церкви Сен-Легоций в 8 веке один священник засомневался, что Причастие - это чудо. Когда он взял в руки кусочек хлеба, то увидел что-то похожее на мышечную ткань. Он посмотрел в Чашу и увидел - вместо вина там кровь. Священник закричал от ужаса. Тогда он понял, что сомневаться нельзя. Господь доказал ему, что все по-настоящему. По сей день данное чудо находится в Ланчано. Многие паломники приезжают, чтобы помолиться возле такой святыни.

Что нужно перед причастием христианину?

Конечно же, в первую очередь вера в то, что ему дадут вкусить не просто хлеб и вино, а тело Христово. Разумеется, такая трапеза - это чудо. Господь дарит частичку себя грешному человеку. Поэтому к Причастию надо приступать не только со страхом, но и верой. Просто так причащаться нельзя.

Как относиться?

Выше мы рассмотрели два свидетельства чуда Божия. Стоит отметить, что в алтаре во время Литургии находится не только Иисус Христос, но и Божия Матерь, Архангелы, святые.

Недаром святые отцы говорили, что ангелы скорбят оттого, что не удостаиваются причастия. Ведь у них нет тела, нет необходимости. Они и так с Богом. А человеку Господь дал такой великий дар - соединяться с Собой во время Причастия. Пусть и невидимо.

*канон покаянный Спасителю;

*канон молебный Божией Матери;

*канон Ангелу-Хранителю;

*последование ко Святому Причащению.

Именно все эти молитвы, песнопения, кондаки помогут подготовиться правильно к тому, чтобы принять Святые Дары так, как полагается.

Посты и исповедь:

Священники говорят о том, что нужно поститься как минимум 3 дня. Если человек не воцерковленный, редко посещает храм, грешит, то ему нужно готовиться практически неделю. Вот почему оптимальный вариант для таких людей - это Великий, Рождественский посты, а также Петров и Успенский. Но не нужно именно поэтому выбирать периоды многодневных постов. Ведь важнее - это примирение с Богом, а не удобство.

Что делать перед Причастием тому, кто редко ходит в храм?

Во-первых, обязательно нужно подойти к священнику на исповедь. Когда батюшка принимает кающихся, вы можете узнать в храме, который ближе к вашему дому или который хотите посетить. Будьте готовы к тому, что священник после исповеди может не допустить к Причастию. На это может быть масса причин. Нередко, чтобы допуститься до причащения, нужно поститься, каяться, посещать храм много раз. Обязательно нужно после исповеди спрашивать у батюшки о том, благословляет он подходить к Святой Чаше или нет. Нередко сами священники настаивают, чтобы исповедник причастился. Нужно принять такой совет.

Какой пост перед причащением?

Если вы новичок или давно не были в храме, то обязательно подойдите к священнику на исповедь. Обычно во время этого таинства решаются многие духовные вопросы. Батюшка вам разъяснит, что делать, чего остерегаться, когда можно причащаться.

Что же подразумевается под постом?

Мясо, молоко нельзя кушать, яйца тоже. Кроме того, не потребляются в пищу блюда, изделия, напитки, в которых содержатся вышеперечисленные продукты. Помните, что пост должен носить духовный характер. Пищи употребляйте немного. Например, на завтрак - чай с овсяным печеньем или геркулесовую кашу на воде, в обед - суп на овощном бульоне, за ужином - овощной салат и рис/картофель.

Пить перед причастием, как и во время поста, алкогольные напитки запрещено. От кофе тоже рекомендуется отказаться. Ведь тело должно быть храмом души, спокойным «домом», трезвым и бодрым. Пища скоромная (не постная), кофе и алкоголь никак не могут настроить на молитвы.

Духовная сторона:

Продолжим наш разговор о посте. С пищей мы разобрались. Что касается развлечений, просмотров фильмов, то нужно отложить все это. Любые неважные дела нужно заменять молитвами к Богу, Пресвятой Богородице, своему Ангелу-хранителю и святым.

Давайте поговорим о том, что читать перед Причастием. Выше мы упоминали каноны и последование ко Святому Причащению. Помимо них, советуют читать Евангелие, святых отцов. Опасайтесь брать околоцерковную литературу или ту, которая относится ко лжехристианской.

Не нужно во время поста суетиться. Если есть возможность, то отложите дела на потом. Они могут подождать. Ведь земная жизнь скоропроходящая, а постнику нужно думать о вечности.

Почему такие ограничения?

Во время Литургии, перед выносом Святой Чаши, хор поет о том, что мы (прихожане) оставляем всю земную суету. Далеко не каждый (тем более современный) человек понимает, что рано или поздно земная жизнь закончится и все то, над чем он так трудился, уйдет в небытие. Ведь он не сможет вместе с собой в загробную жизнь забрать паспорт или любимую работу, банковские счета или компьютер с ценной информацией. Он перед Богом предстанет со своей совестью, с грехами и добродетелями. Господь не спросит, были ли вы генеральным директором, Он попросит ответить за то, что обидели бабушку-клиентку. Богу все равно, был ли у вас "Лексус". Он спросит, подвозили ли вы немощных, слабых, не взяв с них денег.

Почему же ограничения в посте по отношению к развлечениям?

Настала пора сесть за стол или встать перед иконами и подумать: что же вы сделали плохого за всю жизнь, за данный период.

Чиста ли совесть?

Важнее для христианина знать не о том, например, можно ли чистить зубы перед Причастием, а о том, какие грехи есть на самом деле и что такое покаяние, как не грешить. Господь огорчается, когда человек совершает грех даже мысленно. Только подумайте: вы мысленно рассердились, даже сердце онемело. Это тоже грех. Нужно покаяться искренне.

Когда не допускают причащаться?

А вы знаете, что нужно избавляться от своих грехов? Если вы покаялись, то должны стараться избегать прегрешений. Чтобы священник допустил до Причастия, нужно каждую субботу присутствовать на вечерней службе, затем утром на Литургии. То же самое следует делать в большие церковные праздники. Нужно дома читать утренние и вечерние молитвы по Молитвослову. Разумеется, времени это занимает по 20-30 минут. Если не успеваете, то можно читать Серафимово правило: трижды «Отче наш», три раза «Богородице…» и один раз «Символ веры». Но при этом в течение дня нужно про себя молиться Богу, святым. Это самые важные правила.

Могут не допустить до Причастия в таких случаях, например:

*убийство, аборт; ворожба, гадание, экстрасенсорика, спиритизм, астрология;

*другая вера, еретические взгляды;

*сожительство вне брака, разврат, гомосексуализм, наркомания и алкоголизм и так далее.

Священнику нужно во время исповеди говорить всю правду, не скрывать никакой грех. Господь стоит рядом невидимо, Он все знает, только ждет покаяния сердечного. Если что скроете, то это будет еще большим грехом. Нужно полностью очистить свою душу перед Причастием.

Что говорят святые отцы и священники?

Душа человеческая должна быть чистой, светлой, с надеждой на исправление и на изменение жизни к лучшему. Не стоит идти к Чаше, если вы не уверены, что хотите жить с Богом.

Если батюшка благословил:

Когда священник дает благословение, то следует принять это серьезно. Вам следует прочитать не только канон Богородице перед Причастием, но и каноны Спасителю, Ангелу-Хранителю, а также Последование. Все это есть в Православных молитвословах.

Объем для чтения очень большой. Поэтому каноны можно прочитать дня за 2-3 до причащения, а вот Последование читается только накануне вечером, после прихода из храма с вечерней службы.

Нужно сделать так, чтобы вас никто не отвлекал. Если вы причащаетесь вместе с семьей, друзьями, паломниками, то читайте по очереди, молитесь.

Утро перед Причастием:

Как известно, православным христианам, ничего кушать нельзя утром перед Причастием. Даже лекарства пить не разрешается.

Но можно ли чистить зубы перед Причастием?

Запрета на это нет. Если вы уверены, что не проглотите случайно воду или пасту, то можете почистить зубы.

Если желудок больной, нет возможности долго ждать до полудня, то лучше пойти на раннюю службу. В небольших городах и в селах Литургию служат рано, а в мегаполисах - в 7 утра или в 9-10 часов.

Ради соединения с Богом можно потерпеть. Стоит читать про себя молитвы.

Утро перед Причастием всегда волнительное. Нужно морально готовиться. Прочитав утреннее правило, идите в храм хотя бы за полчаса до Литургии, чтобы спокойно подать записки, поставить свечи, подойти к любимым святым.

Перед самим Причащением:

На службе следует внимательно слушать молитвы. Когда священники готовят Причастие, молитесь о том, чтобы принять Кровь и Тело Христовы достойно. При этом благочестивый человек искренне должен считать себя недостойным такого Дара.

Вспомните Канон Богородице перед Причастием: нужно молиться, чтобы Матерь Божия заступилась за нас, грешников. А канон Иисусу Христу о чем говорит? Каемся Господу в грехах своих. Об этом и помните, когда ждете Причастия.

Самый момент Причастия:

Когда открываются Царские врата и священник выходит с Чашей, нужно сделать земной поклон. Затем встать в очередь, скрестив руки на груди. Когда подходите к Чаше, нужно назвать батюшке свое православное имя и широко открыть рот. Причастие следует проглотить сразу, чтобы частичка не застряла в зубах. Примите теплоту и просфору. Многие люди спрашивают: «Можно ли есть перед Причастием?» Знаете, почему ответ - нет? Потому что первым в тело христианина должен войти Господь. Ведь для нас важнее Бог, а не пища.

ЧТО ГОВОРИТЬ НА ИСПОВЕДИ?

Довольно часто задумываются о том, что нужно говорить на исповеди те, кто впервые решил сходить в церковь на данное таинство.

Важно понимать, что исповедь - это не просто задушевный разговор со священником, а религиозный обряд, направленный прежде всего на покаяние.

В исповеди важна полная решимость исправить свою жизнь. Осознание того, что вам стало тяжело жить из-за совершения какого-то греха или даже нескольких - первый шаг на пути исправления. Лишь после полного этого понимания следует записываться на исповедь.

В некоторых ситуациях не только раскаяние после совершения греха может стать причиной идти на исповедь. Если вам трудно отличить хорошее от плохого, или жизнь кажется бесполезной и тягостной - также можно прийти на исповедь, ведь церковь всегда открыта для тех, кто нуждается в ней.

Про какие грехи говорить на исповеди:

Одна из главных ошибок людей, которые приходят на исповедь - это перечислять все свои согрешения за всю жизнь. Крайне важно выделить именно то, зачем вы пришли. Грех - это поступок против церкви, Бога. Это некое нарушение морали - своей, чужой, общественной. В христианстве существует восемь смертных грехов, свершение которых несет тяжёлые последствия для человека - гнев, печаль, чревоугодие, блуд, уныние, тщеславие, гордыня и сребролюбие. Кроме того, существуют и личные грехи - это различные действия против совести и Бога. Как правило, некоторые грехи человек может определить лишь сам, они не прописаны ни в одной священной книги. Грехом может быть тот поступок, который всячески тяготит вашу жизнь.

Не важно, с чем вы придете в церковь. В исповеди главное полное раскаяние и внутреннее понимание содеянного.

Что говорить священнику на исповеди:

Исповедь в православии, как и в большинстве других религий - это разговор с Богом о ваших проступках, просьба о помощи. Священник служит лишь свидетелем этой беседы, помощником Бога на земле.

Поэтому, в исповеди важно быть предельно откровенным и не скрывать ничего о том, что вас тяготит. Особенно важно рассказать то, что больше всего беспокоит вас на данный момент, не забывая о мелочах и деталях проступка, за который вы хотите покаяться.

Священнику можно доверить свои самые большие тайны, ведь он не имеет права никому рассказывать о вашей исповеди. Помните, что не нужно бояться осуждения со стороны церкви, сам факт, что вы пришли на покаяние уже является достойным поступком верующего человека.

Важно помнить , что говорить на исповеди про грех, по которому вы уже исповедовались не нужно, если он не был совершен ещё раз. И, зачастую, одной только исповеди будет недостаточно. Нужно просить Бога в молитвах о прощении, приходить в церковь, как только вам этого захочется, чтить традиции и обряды.

Церковь советует, что исповедь, как и причастие должна быть регулярной. О частоте исповеди вам сможет рассказать ваш духовник. Помните, что именно священнослужитель будет для вас главным помощником в соблюдении церковных обрядов.

Как вы видите, исповедь весьма сложное таинство. На него готов далеко не каждый человек. Если вы решили исповедоваться, то нужно взвесить для себя все за и против, а что говорить на исповеди вам подскажет ваша душа. Помните, что раскаяния и освобождение себя от совершенного греха длительный процесс, который потребует от вас множество сил и терпения.

ВНУТРЕННЯЯ ИСПОВЕДЬ.

Болезни и прочие неприятности не сваливаются на человека просто так. Человек - существо космическое и развивается по законам не только материального, но и духовного мира. Если им нарушаются эти законы, возникает болезнь или некие трагические обстоятельства, создающие угрозу для жизни.

Достаточно устранить эти нарушения, и в вашей жизни всё нормализуется. Именно это и помогает сделать внутренняя исповедь

Исповедь состоит из двух частей:

Часть первая: вы должны припомнить все случаи, когда вас кто-либо сильно обидел или оскорбил. Ведь обида - источник непрерывного поступления отрицательной психической энергии.

Спокойно вспоминайте свою прошлую жизнь с 12-летнего возраста (именно с этого возраста человек начинает нести кармическую ответственность за свои поступки). Обидчика (даже если этот человек умер) необходимо представить мысленно, а затем крепко обнять и поцеловать!

Порой обида достигает такой силы, что обнять и поцеловать, даже мысленно, не получается. В таких случаях «врага» можно представить несмышленым ребёнком 2-3 лет. Но обнять и поцеловать надо обязательно - это непременное условие Механизма Спасения!

Вторая часть : не только у вас есть недруги, кто-то, возможно, и вас считает своим врагом. Не исключено, что вы и сами являлись нарушителем нравственных истин.

В этом случае представьте, что вы на суде, а судья - ваше собственное сердце. Становитесь перед ним на колени и рассказывайте все свои дурные поступки, ошибки, пороки с 12-летнего возраста. Проговаривайте всё, что помните, - отдавая отчёт в том, что больше не совершите этого вновь.

Ведь каясь, вы убираете весь негатив, копившийся годами. Если внутренняя исповедь была проведена правильно и искренне, то выздоровление и избавление от неприятностей наступят в ста случаях из ста, независимо от тяжести болезни или масштаба свалившейся на вас беды. Это только вопрос времени.

После внутренней исповеди постарайтесь не повторять прежних ошибок - иначе несчастья вернуться в двойном объёме.

Избежать этого вам поможет Единая молитва, которую может творить любой человек, независимо от своих религиозных убеждений. Эта молитва, как показывает практика, способна за считанные минуты снизить температуру, снять любую боль.

Молитву нужно творить в уединении, при зажжённой свече, стоя на коленях:

«Господи! Боже милостивый!
Да святится Имя Твое на Небесах и на Земле.
От края и до края Вселенной!
Господи! Укрепи силы в противостоянии силам мрака, дабы не токмо противостоять ему, но и очищать Землю-матушку от сего мусора.
Научи отделять благо ото зла и пребывать в спокойствии и твёрдости духа, дабы достойно творить меж людей Волю Твою.
Укрепи силы братьев и сестёр моих - как близких, так и неведомых мне.
Да узрят они истинную Славу Твою и исполнятся любви в сердце своем.
И одолеют преграды темные в движении по Пути к Свету.
И да протянут друг другу руки свои и отдадут безмерно тепло души.
Господи! Да свершится Воля Твоя! И пребудет на Земле Единый Народ.
Любящий Матерь свою - Природу, воссоединенный с Тобою любовью своей и идущий по Пути Истинного Духовного Развития, опираясь на Последний Завет Твой».

УТРОМ: «Благослови, господи, на деяния дня грядущего, и да будут встречены трудности его яко и подобает идущим под Светом Твоим».

ВЕЧЕРОМ: «Восполни, господи, утраченные силы на благо, дабы уготовиться к встрече дня будущего».

«Ложусь спать, на мне Крестовая печать. Ангелы-Хранители! Сохраните мою Душу с вечера до полуночи, а с полуночи до утра».

И молитву «Отче наш» трижды.

Молитва является мощнейшей силой во Вселенной! В Библии сказано:

"Всё, чего ни попросите в молитве С ВЕРОЮ, получите." (Матфей, 21:22) "ПО ВЕРЕ ВАШЕЙ ДА БУДЕТ ВАМ" (Матф.9:29).

ЯЙЦА С ОБРАЗАМИ

О новом виде иконоборчества

Великий пост подходит к концу. Приближается . Православные верующие готовятся по традиции встретить ее .

Вот скажем один «пасхальный» интернет-магазин предлагает нам «в большом ассортименте разнообразную продукцию к Светлому празднику Пасха». Например, «Наклейки пасхальные “С ликами святых”»

Правда, на упаковке с наклейками вы не найдете указания на способ их утилизации. Вряд ли найдутся желающие поставить натуральные куриные яйца с иконными ликами в красный угол и молиться на них. Тогда что же? Святые образа вместе со скорлупой пойдут в мусорное ведро? Есть компромиссный вариант - сжечь в чистом месте, а пепел закопать, как положено по церковным правилам поступать с освященными предметами. В условиях мегаполиса, да и просто города, это затруднительно. Да и много ли найдётся желающих так заморачиваться из за какой-то скорлупы с «наклейками»?

Как будет "радостно" хозяйке застелить праздничный стол таким произведением прикладного искусства и удобно расставить посуду с яйцами, куличом, колбасой, разложить столовые приборы на лике Богородицы или Спасителя, Распятого за нее в , Претерпевшего страдания, поругания и поносную смерть! Ведь всё это было давно, а в этот день она должна радоваться Воскресению Христа и резать на Его Лике колбасу для разговения после продолжительного поста!..

Правда, производителю невдомёк, что на Тайной вечери не было пасхальной радости.

Думаю, что после всего сказанного выше возникают три вопроса: 1) как мы относимся к празднику Пасхи, 2) к Богу и святым Его и 3) к их священным изображениям (иконам, фрескам, мозаикам и др.).

По моему глубокому убеждению, почти всякий христианский праздник это «праздник со слезами на глазах», включая Пасху. «Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5:7) и мы «куплены дорогою ценою» (1Кор. 6:20, 7:23). Великим постом Церковь напоминает об этом своим чадам почти каждое воскресенье особыми службами: пассиями (в дополнение к текстам Триоди постной и Октоиха). Этому же посвящено богослужение всей Страстной седмицы.

И только человек духовно неразумный или, что хуже, лишенный страха Божия, может бестрепетной рукой наклеить на яйцо лик Спасителя, или Его Пречистой Матери, или святых, послуживших Богу (в отличие от нас грешных) своей праведной жизнью, полной скорбей, страданий за правду Божию, а многие и мучительной смертью за свое свидетельство о Христе; наклеить, заранее зная, что через пару дней вместе со скорлупой он выбросит их в мусор . Даже изображение обычного человека достойно б о льшего уважения! Разве мы позволим себе вот так запросто клеить на предметы, рвать, бросать в отходы фотографии своих близких, любимых нами людей? Как же мы тогда должны относиться к священным изображениям?

В соборном оросе сказано, где, на чем и с какой целью должны располагаться священные изображения и каким образом почитаться верующими: «…определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа… Богородицы… честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением… почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей … Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней »

Из соборного определения следует, что священные изображения должны

1) размещаться в достойных местах;

2) изготавливаться из долговременных материалов;

3) чествоваться лобызанием, каждением фимиама (ладана), возжжением свечей;

4) они предназначены для возведения человеческого ума от образа (иконы, фрески, мозаики) к первообразу - Христу, Богородице, ангелам и святым угодникам Божиим;

5) честь воздаваемая иконе, восходит к лицу (ипостаси), изображенного на ней;

6) любое неблагочестивое и оскорбительное действие по отношению к иконе также восходит к её первообразу, то есть к личности (ипостаси) Христа, Богородицы, ангелов и святых.