Беречь русский язык. Беречь русский язык Для чего нужно беречь русский язык

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»

ЭССЕ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

НА ТЕМУ:

ЯЗЫК НАДО БЕРЕЧЬ!

Выполнила:

студентка I курса

музыкального отделения ГОУ СПО СОКИ

Мигунова Анастасия Витальевна

Проверила:

преподаватель ГОУ СПО СОКИ

ЦК «Общеобразовательные дисциплины»

Цветкова Елена Алексеевна

Саратов

2014

«Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им».

А.М. Горький

Язык – средство общения людей, средство их воспитания и восприятия окружающего мира. Без хорошего знания русского языка, который для нас является ещё и родным, без умения грамотно писать, говорить, нельзя считать себя образованным человеком, нельзя достичь успеха в жизни. Но все ли стремятся к тому, чтобы хорошо владеть родным языком?

Следуя модным веяниям в среде молодёжи, многие из нас начинают вытеснять родной язык, замусоривая его жаргонизмами, англицизмами, новомодным интернет-сленгом. С определённого возраста молодые люди и девушки окунаются в стихию молодежного сленга, и если не осознают вреда от такого купания, то вскоре вообще разучиваются говорить по-русски. Они постоянно «тащатся», «прикалываются», «наезжают», «обламываются» и тому подобное. Таким образом, разучиваются говорить русским литературным языком и, соответственно, утрачивают способность грамотно излагать свои мысли, способность полноценно общаться и понимать друг друга.

Но одно дело, когда мы сознательно лишаем себя возможности умело владеть языком. И совсем другое – когда убиваем родной язык. Ведь наш язык живой, развивающийся. И именно мы являемся его хранителями и создателями на современном этапе. Обидно становится оттого, что мы даже не осознаём того, что так жестоко поступаем с языком. Мы с юных лет губим в себе не только любовь к родному слову, но и способность чувствовать язык, видеть его красоту и богатство. И губим себя, потому что в речи, как в зеркале, отражается весь человек, его сущность, глубина души.

Если язык современников перестанет развиваться, то лет через двести-триста наш он оскудеет, утратит свою красоту. А наши потомки не смогут понять произведений классиков русской литературы. Да и сами мы постепенно утратим способность понимать друг друга – это можно наблюдать уже сейчас: разве может понять пожилой культурный человек молодёжный сленг?

На протяжении веков русский язык изменялся, развивался, совершенствовался. Но как говорится, совершенству нет предела: многие поколения будут дополнять, способствовать развитию языка. Будут, если мы сейчас образумимся, если начнём бережно относиться к родному языку, если будем беречь и любить его. Поэтому главная задача для нас – сохранить русский язык, не дать ему умереть. Ведь если исчезнет язык, то вскоре прекратит своё существование и нация.

Знание русского языка во всем его богатстве необходимо людям всех специальностей

Это наш великий, могучий язык

Русский язык - это национальный язык великого русского народа

При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Лингвистический вкус, как и весь культурный облик человека, - - результат опыта, жизни.

Единый язык русской нации, язык международного общения в современном мире. Усиливающееся влияние русского языка на другие языки. Замечательный язык мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря, богатейшей художественной литературы.

Родной язык - это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию.

Русский язык - это национальный язык великого русского народа. Значение русского языка в наше время огромно. Современный литературный русский язык - это язык наших газет и журналов, художественной литературы и науки, государственных учреждений и учебных заведений, радио, кино и телевидения.

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. А может ли любой из вас с уверенностью сказать, что овладел в совершенстве родным языком? Думается, что среди читателей этой книги таких не окажется. И вот почему: чем больше мы осознаем богатство и величие русского языка, тем требовательней становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче. Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: "Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим".

Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если вы свободно владеете литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика - наука об умелом выборе языковых средств.

Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у замечательных русских писателей. Они неустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речи и завещали нам бережно относиться к родному языку. Русский язык всегда был гордостью наших писателей-классиков, он вселял в них веру в могучие силы и великое предназначение русского народа. "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!" - писал И. С. Тургенев.

При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом. Читая произведения великих писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература - искусство слова. А ведь все, о чем мы узнаем из книг, воплощено в слове, вне слова не существует!

Волшебные краски русской природы, описание богатой духовной жизни людей, весь необъятный мир человеческих чувств - все воссоздается писателем с помощью тех самых слов, которые служат и нам в повседневной жизни. Не случайно язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Надо только уметь им пользоваться. Вот для этого-то и необходимо изучать стилистику.

Говорить по-русски, говорить красиво, беречь литературную речь – эта тема разговора не нова, возникла она и на сайте Стихи.Ру. А мне она близка и интересна уже тем, что это моя любимая работа и увлечение на всю жизнь. Хранить чистоту русского языка – славная цель, говорить о ней нужно, и это было и будет всегда. К наплыву новых слов, использованию заимствованных надо подходить спокойно и мудро. Если новое слово появилось вместе с новым предметом, явлением, событием, то зачем бороться с его истинным и естественным названием. Надо принять «новичка» с уважением к его происхождению. Конечно, если оно, новое слово, нам нужно. Игнорировать произошедшее – несерьёзно.
Но вот такого отношения к языку не должно быть. Появление в украинской речи «новых слов» вызвало недоумение. Вместо «шахты» стали упрямо насаждать слово «копальни». Дескать, «шахты» – не украинское слово, нет такого слова в украинском языке. А шахтёры тогда кто? Надо называть однокоренное слово: в копальнях работают копачи. А копачи кто? В народе всегда так называли копателей могил.
Так же смешно и глупо со словом «телефон». Сейчас по-украински – это «слухавка». А телефонистки остались. Почему? Откуда "телефонистка", если слово "телефон" упразднили. Так как назвать телефонистку? Слухальчихой? А мужчина – слухач?
А теперь понаблюдаем, для чего "напичкивают" речь, доклады заимствованными словами и перед кем "щеголяют". Если собрались специалисты и тема всем знакома, а новое слово только появилось и без него нельзя, то объясните его сразу слушателям, и – в путь! Но часто вставляют в обычную речь эти слова для "выпендрёжа", показать свою "продвинутость". Вот тут и задать вопрос. Спросить значение нового слова у выступающего. Уверяю Вас, сразу увидим "голого короля".
Вспомним, кроме Михаила Горбачёва, кто использовал слово "плюрализм"? В народе почти никто, а сейчас оно и не появляется, или используется крайне редко. Оно фонетически неприятно русскому языку и не вошло в активный словарь. В Интернете читала список заимствованных слов, а поместили его с целью услышать мнение о введении их в речь. Пусть как ни стараются впихнуть нам слова: элоквенция (риторика, ораторское искусство) эстуарий (затопление с заносами ила и мусора) адюльтер (супружеская неверность) – не приживутся. Активная речь их отторгнет. Но и огульно отвергать иноязычных «новичков» не надо. Да, мы из школьных лет знаем, что язык создан народом, что он обогащается при общении и с развитием всех отраслей жизни и общества: науки, культуры, медицины, спорта и т.д. Русский язык спокойно и достойно встречает заимствованные слова, потому что в нём сложилась мощная грамматика. Любое слово она заставит склоняться, спрягаться, видоизменяться. Скажете, есть слова неизменяемые. Да, фонетически они звучат несвойственно русской речи, поэтому мы вежливо оставляем их в том, «родном» виде (приняли же), а синтаксис сделает своё дело. Он заставит "новичка" исполнять в русской синтаксической конструкции роль дополнения, определения, обстоятельства и даже главного члена предложения. (Например: Покормим какаду. Какаду ест). Постепенно слово «приживается» и, по мере потребности, входит в активный словарь. Каждое слово – увлекательный и поучительный мир.
В русском языке богатое разнообразие оттенков в значении слова, но лишних нет. С заимствованным словом появляется новый нюанс значения.Например, слова "устраивать", "строить" были всегда. Появилось слово "конструировать". Чувствуете, как оно внесло нюанс чёткой направленности, строгой целеустремлённости, научности. Слово стало активным в языке, подарило профессию конструктор и конструкторские игры. Мы даже не вспоминаем, что это чужестранец.
Возьмём ещё слова: монолог и речь. В "монолог" не вставишь реплику, не перебьёшь его. А «речь» это позволит. Вот Вам и нюансик. Пусть живёт "монолог": он украшает, даже разнообразит нашу речь.
В Интернете прочла рассуждение Александра Репьева. Говоря о словах «рафт», «плот», он спрашивает, зачем слово «рафт»? Оно ничего не добавило в значение и не внесло нового оттенка. «Пытается остаться «кукушонком»? Явно ненужное слово, только засоряет словарь. Достаточно слова «плот». Оно общеславянское, имеет созвучие в значении и фонетике с латышским словом pluts, др.-инд. plutam, нем. Flub. Интересно развитие фонетических изменений, перегласовок, грамматических процессов словообразования. Плотник, плотничать, плотницкий. От звучания этих слов веет деловитостью, надёжностью, силой». Следует согласиться с этим.
Монумент и памятник. Величие и памятный знак – налицо лексический нюанс в значении. Это я говорю к тому, что насильно ничего не живёт. «Притянутые» слова, для того чтобы показать свою исключительность, не войдут в активную речь. Даже в словарь его могут «впихнуть», если слово "выцепил" где-то крупный политик с властью над изданиями. А иначе – нет.
Поживут, позвучат, пока у власти политик, и "выпадут в осадок", жаль, в словаре мусором останутся.
Считаю, заимствованные слова принимать надо "по одёжке": созвучны ли нашей речи, нравится ли их фонетика. А далее – "по уму". Нужно оно в русском словаре, добавляет новое значение или нюанс к имеющемуся значению других слов – принять в словарь. А народ покажет, насколько активно может работать новое слово и в какой области. В это уже вмешается время.
К сожалению, есть высказывания – ёрничания. Зачем утрировать, предлагать заменить привычные, вошедшие в активное употребление слова: газета, ярмарка, берлога и т. п. Эти слова легко изменяются, согласно правилам русской грамматики, имеют гнёзда родственных слов. Ведь речь шла о словах, которые не добавляют новых оттенков к уже имеющимся. Например: петрификация, рауф, паркинг, стагнация, шопинг, эстуарий. Само звучание заимствованной тарабарщины неприятно, чуждо русскому слуху.
Русский язык – язык красивый, гибкий, точный, с богатейшим составом синонимов, а беречь его, помогать остаться мощным и самобытным надо. Самобытным, в том смысле, что он новизны не боится, сам себе поможет выработанной веками грамматикой и стройным синтаксисом, но не бросать же его во власть самодуров. Оградить родной язык надо и от сленга из преступного мира. Ведь уже и в фильмах речь – сплошное непотребство, без переводчика понять невозможно. А это уже эмоциональное воздействие на нравственность. Это зло, растление мозга и душ. Телевидению должно избранно принимать фильмы для показа, не во вред русской речи,
защитить речь, культуру от «зоновского» влияния. Это даже более важно, чем ненужные заимствованные слова!
В ноябре 2013 года в Интернете выложили видеоролик "Великий могучий русский язык". Радует активизация бесед в Интернете о русском языке. Русский язык вновь станет языком межнационального общения и в странах, образовавшихся из республик Советского Союза, и в Интернете. Лично общаюсь на русском языке с поэтами из Германии, Канады, Израиля, Болгарии, Швеции, Грузии, Казахстана...
11 ноября 2013 г. слушала речь Путина о злоупотреблении терминами. Это забота о сохранении русского языка от засоряющих его заимствований. Мы знаем, Путин действует, а значит, и Закон о русском языке будет действовать и увенчается успехом. На сегодняшний день известно, что русский язык – один из официальных языков ООН. Он занимает восьмое место в мире по числу владеющих русским языком как родным и пятое по общему числу говорящих. Входит в четвёрку самых переводимых языков мира. Мы знаем, что до 80-х годов двадцатого века его изучали в качестве основного иностранного в Восточной Европе. В США он среди самых распространённых и наиболее распространённым является в штатах Нью-Йорк, Калифорния, Аляска.
На русском языке произнесены первые слова в космосе 12 апреля 1961 года. Юрий Гагарин произнёс: «Самочувствие отличное. Слышу вас отлично. Полёт проходит хорошо». И в настоящее время русский язык неофициально является языком межнационального общения при пилотируемых полётах на околоземной орбите. Космонавты обязательно изучают русский язык МКС.
Рост русскоязычных пользователей Интернета растёт. В 2013 году он вышел на второе место по популярности. Многие на сайте Стихи.Ру активно призывают делать всё возможное для сохранения чистоты русского языка и в Интернете, и на рабочих местах, и, особенно, в общении с детьми. Радует не раз звучавший вывод: "Сила русского народа в единстве. Язык общения объединяет".
Владение русским языком придаёт человеку чести, а беречь красоту и чистоту его – обязанность культурного жителя России.

Рецензии

Нина, тема злободневная. Дети в школе разучились пересказывать текст, несколько лет были исключены из школы сочинения. Появился короткий язык смс-ок, а юношеский сленг входит уже во взрослую речь, в телевидение. Вот это слово "прикинь" в начале разговора уже не могу слышать. Сочинения в программу опять ввели. Есть надежда на улучшение русской речи. С уважением.

Материал к уроку чтения и развития речи в 7 классе

«Почему нужно беречь родной язык»

Цель урока: Способствовать развитию интереса к изучению предметов языкового цикла.

Задачи: 1) Воспитывать бережное и уважительное отношение к родному языку.

2) Корригировать процессы логического мышления, памяти, произвольное внимание с помощью занимательных упражнений развивающего характера.

3) Развивать общий кругозор, коммуникативную речь; повышать общеязыковую культуру.

4) Содействовать воспитанию морально-волевых качеств учащихся через коллективную работу, создание ситуации успеха.

Оборудование: для оформления – плакаты с пословицами, высказываниями писателей о родном языке.

Для конкурсов – компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией.

Материал к уроку:

Учитель : Каждый народ - это неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Сберечь языковую базу и большого народа, и самой малочисленной народности - очень важная задача.
В революционной России до 1917 года насчитывалось 193 языка, а в декабре 1991 года - только 40. Ежегодно исчезало в среднем два языка.
Во все времена языки зарождались, существовали, затем вымирали, иногда даже не оставив следа. Но никогда ранее, они не исчезали настолько быстро, как в 20 веке.

С целью привлечь внимание к проблеме в 1999 году был утверждён Международный день родного языка, который, прежде всего, направлен на защиту исчезающих языков. И задача эта важная и актуальная, потому что и сейчас, по статистике, каждый месяц в мире исчезают примерно два языка.
Международный день родного языка отмечается ежегодно 21 февраля.

Каждый из языков уникальным образом отвечает предназначению человека и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать. Наш родной язык – РУССКИЙ.

(СЛАЙД № 1)

Сегодня мы поговорим о родном языке. Я хотела бы обратить ваше внимание на то, что Родина - это не только огромная территория и природное богатство, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей на планете. Слово, обладает магической властью и необыкновенной силой, вот как об этом написал поэт Вадим Шефнер (СЛАЙД №2 ):

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

По тому, как человек умеет выражать свои мысли, о нём судят окружающие. И, даже владея мастерством ораторского искусства, не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому надо учиться - учиться упорно и терпеливо. (СЛАЙД № 3 ) Писатель Л.Н.Толстой отмечал, что «обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

Высказывания о языке других известных людей вы можете прочесть на плакатах, которыми украшен наш класс.

Значение языка, речи, слова отмечено с давних времён и самим народом в русских пословицах и поговорках. Давайте прочитаем их, а заодно и начнём наши командные соревнования.

КОНКУРС «Четвёртая лишняя» ( Слайд №4 , 5)

Прочитайте пословицы, поговорки. Выберите ту, которая отличается от трёх по смыслу. Выбранный ответ кратко обоснуйте.

    От доброго слова язык не усохнет.

    Каков разум, таковы и речи.

    Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.

    Что написано пером, того не вырубишь топором.

    Ученье – красота, а неученье – простота.

    Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

    Слово – серебро, молчанье – золото.

За каждый правильный ответ команды получают по 5 баллов.

КОНКУРС «Чем похожи» (Слайд № 6, 7)

Пословиц и поговорок очень много в нашем языке, они обо всём. Прочитайте пословицы и поговорки и определите, какой общей темой они объединены. Кратко сформулируйте тему.

1-й команде:

Всякое дело начинай с головы.

У умной головы сто рук.

Голова б не думала, ноги б не пошли.

Нога споткнётся, а голове достаётся.

У всякого голова, да не всякая умна.

Эти пословицы о том, что прежде, чем дело начинать, надо подумать, спланировать свою работу.

2-й команде:

Без детей – горе, а с ними - вдвое.

На что и клад, коли в семье лад.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Любовь да совет, так и горя нет.

Где мир да лад, там и божья благодать

КОНКУРС «Поговорки в кроссвордах» (Слайд № 8)

По горизонтали:

3. Мал …, да дорог.

4. Волки сыты, и …. целы.

5. … дурака видит из далека.

7. Дома и … помогают.

8. … - не рукавица: с белой ручки не стряхнёшь, да за пояс не заткнёшь.

9. Делу - … , а потехе – час.

11. Живут как … с собакой.

По вертикали:

    1. Дуракам …. не писан.

      В чужой … со своим уставом не ходят.

5. …. в пятки ушла.

6. Береги платье снову, а … смолоду.

10. Выеденного … не стоит.

Команды одновременно разгадывают кроссворд – кто быстрее и правильнее – оценивается максимально – 15 баллов.

КОНКУРС « Какое слово лишнее?» (Слайды № 9-18)

Язык, слова нужны нам не только, чтобы говорить. В слова можно и поиграть. Например вот так: «распутайте» слова, прочтите их и определите, какое из них лишнее.

Задания выполняются одновременно. Кто быстрее + 1 балл.

Д д ь ж о, х и а п т, л ь т о о п, к р е д (дождь , пихта, тополь, кедр).

К и ж ё, л е к б а, к о л в, л а а к у (ёжик, белка, волк, акула ).

К о р о м в ь, л о я к о б, л ё к в а с, р у г е ц о (морковь, яблоко , свёкла, огурец).

М у н а т, з а г о р, л е м е т ь, в е з д а з (туман,гроза, метель, звезда ).

Ч у к р а, к у л а к, н е л а п, т а д ь р е т (ручка, кукла , пенал, тетрадь).

КОНКУРС «Загадки» (Слайд № 19-22)

Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
(Книга.)

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

(Газета.)

У стены большой и важный

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже.

(Книжный шкаф.)

Легенда, преданье народное,
Ребята ее обожают.
Родители, если свободные,
Ее тебе на ночь читают.
(Сказка.)

Вам выражения знакомы:
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут…
Как их в народе все зовут?
(Пословицы.)

Заповеди речевого поведения (Слайд №23)

1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.

2. Помни, что вежливость- основа речевого поведения.

4. Говори просто, четко, понятно.

5.Следуй высоким образцам.

6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.

7. Избегай речевого однообразия.

Итог. Слово учителя. У нас сегодня, ребята, состоялся очень важный разговор. Мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту русского языка. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, сохранить ее культуру и традиции необходимо в совершенстве владеть родным словом. Будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается наша Родина.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

Но мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

А. Ахматова.