Аварские селения дагестана. Происхождение и история аварского народа

К вопросу о важных исторических вехах в жизни народа

Аварцы – один из крупных коренных народов Восточного Кавказа, проживающий главным образом на территории Дагестана и северо-восточного Азербайджана.

Аварский (леков Дагестана) герб 1735 г. Вахушти Багратиони

Численность и расселение

В Дагестане аварцы составляют около трети всего населения, или немногим около миллиона человек. В Белоканском, Закатальском и Кахском районах Азербайджана испокон веков проживали аварцы, численность которых сейчас составляет около 150 тысяч человек. Еще 50 тысяч аварцев из этого региона проживают в различных городах Азербайджана и Российской Федерации. На территории соседней Грузии – около 2 тысяч аварцев, большинство из которых живут в приграничных с Дагестаном и Азербайджаном районах – Кварельском и Лагодехском.

Самая многочисленная аварская диаспора имеется в Турции, где она образовалась еще в XIX веке. Всего в этой стране около 80 тысяч граждан дагестанского происхождения, из которых более 50 тысяч являются аварцами. В последнее время происходит концентрация аварцев в западных областях Турции, главным образом прилегающих к Мраморному морю. Центром аварской диаспоры в Турции традиционно является Ялова – небольшая область к югу от Стамбула, где живет около 10 тысяч аварцев, составляющих примерно 5% жителей данной провинции. Почти 15 тысяч аварцев проживают в Стамбуле, около 3 тысяч – в Анкаре, по 1 тысяче – в городах Сивас и Бурса и т. д. В Турции имеется около 40 аварских селений, расположенных в провинциях Ялова, Бурса, Сивас, Токат, Кахраман-Мараш, Муш, Адана, Ардаган.

Помимо Турции, с XIX века аварская диаспора сложилась и в Сирии, где на начало ХХ века было 5 аварских селений. Сейчас в этой стране осталось 2 селения, в которых проживают аварцы, – это Джисин и Дейрфуль. Они расположены в центральной части Сирии, относительно недалеко друг от друга, в провинциях Хама и Хомс. До начала гражданской войны в Сирии проживало около 5 тысяч аварцев, большинство из которых вынуждено было уехать из страны. Сейчас там не более 3 тысяч аварцев, а остальная часть диаспоры расселилась в Турции (в основном это провинции Газиантеп и Кахраман-Мараш), США (штат Нью-Джерси) и в Европе.

В других странах Ближнего Востока аварская диаспора малочисленна и в основном объединена с остальными северокавказскими народами в «черкесские общины». В Иране и в Ираке проживает по 3 тысячи лиц аварского происхождения. Главными центрами их расселения являются иранская провинция Фарс и иракский город Сулеймания. В Иране они называют себя черкесами и, являясь шиитами, уже давно утеряли родной язык и культуру, а в Ираке предпочитают называть себя «Дагистани» и также не владеют родным языком, хотя сохранили многие элементы традиционной культуры. Такая же ситуация сложилась в Саудовской Аравии, где в Медине и Мекке проживает около 2 тысяч арабов аварского происхождения. Они главным образом являются потомками аварских алимов, осевших в святых городах ислама в XVIII–XIX веках.

Всего в мире проживает около 1,5 миллиона аварцев, из которых 1,2 миллиона являются гражданами Российской Федерации, 200 тысяч – гражданами Азербайджанской Республики, более 50 тысяч – гражданами Турции и т. д.

История государственности

История аварского народа тесно увязана с прошлым дагестаноязычных народов, являющихся, наряду с родственными кавказскими народами, коренным, исконным населением Кавказа, признанного одним из древнейших очагов культуры и цивилизации. Еще до перехода к производящему типу хозяйствования, который произошел в горной части Аварии около 8 тысяч лет назад, наши предки проживали как на равнинной части Восточного Кавказа, так и в высокогорье, в частности на так называемой Чохской стоянке, обнаруженной на территории Гунибского района.

Основы государственности, заложенные в эпоху зарождения Кавказской Албании, т. е. еще до нашей эры, получили дополнительный импульс при поддержке Сасанидской династии, правившей Ираном в III–VI веках нашей эры. Именно тогда было основано общедагестанское государственное образование, известное в средневековой арабской литературе как Сарир. Столица его располагалась в Хунзахе, ставшем на многие века историческим центром аварской государственности. С древних времен территория проживания аварцев была вовлечена в важные политические процессы, происходившие на Ближнем Востоке.

Впервые руководитель аварского государства упоминается в античных источниках в связи с событиями 65 г. до н. э., когда легионеры римского полководца Помпея нанесли поражение многочисленному войску горцев в долине реки Алазани. Ими руководил царь по имени Оройс, который известен в дагестанских средневековых письменных источниках как Ороскан – основатель династии аварских нуцалов. Согласно «Тарих Дагестан» Орос являлся предком нуцала Сураката, жившего в XII–XIII веках.

Геополитическая ситуация той части земного шара, известного евразийцам тысячу лет назад, естественно, существенно различалась от современной, но также можно сказать, что именно тогда сложились основы современного миропорядка, по крайней мере в Евразии. Об этом можно судить по одному из наиболее известных и компетентных трудов по географии того периода, который написан известным арабским путешественником по имени Ибн Хаукал. Будучи выходцем с территории современного Ирака, первое свое путешествие он предпринял, по его собственным словам, в Рамазане 331 / мае 943 г. из Багдада. Под видом купца, по существу, быть может, в роли политического агента, он долго странствовал по Африке, Европе (Испании и Италии) и Азии (Иран, Индия). Будучи очень образованным человеком с дальновидным политическим кругозором, Ибн Хаукал составил крупный обобщающий труд по политической географии известного ему мира. В резюме к нему он пишет: «Вот вид земли, заселенных и незаселенных частей ее. Опор государства на земле четыре: самое населенное, благоденствующее с лучшим политическим строем, порядком заселения и обилием сборов – государство Ираншехр; центр его – вавилонский округ – оно же государство Фарса. Границы этого государства во времена персов известны; когда же появился ислам, оно у всех государств захватило часть. От государства румов оно захватило Сирию, Египет, Магриб и Андалус, у государства синов – Мавераннахр и присоединило к себе эти обширные государства. В государство румов входят пределы славян и соседних с ним русов, ас-Серир, ал-Лан, армян и исповедующих христианство. В государство ас-Син входят все области тюрков, часть Тибета и исповедующие из них идолопоклонство. В государство Хинд входят ас-Синд, Кашмир, часть Тибета и исповедующие их религию…». Из всего вышесказанного наибольшее значение имеет указание о политическом союзе восточно-христианских государств под опекой Византии («пределы румов»), который состоял из государств славян и в частности, русов, аварцев (Сарир), осетин (Алания) и армян. Кстати, об этом же говорят и другие арабские авторы Х века. К примеру, в «Книге видов земли» Абу-Зайда Ахмеда Ибн-Сахль аль-Балхи (умер в 940–950-х гг.) указано, что «в государство Рум входят пограничные земли славян и их соседей, как-то: Рус, Сарир, Аллан, Арман и (другие), которые исповедуют христианскую веру». Сарир, несмотря на то что политический его центр располагался в центре горной Аварии – в Хунзахе, являлся государством не только аварцев, но и также даргинцев, лакцев и других народов современного Дагестана, а также Чечни, объединенных под эгидой аварских нуцалов, т. е. царей или правителей. В представлении грузинского историка ХI в. Леонтии Мровели в Восточном Кавказе существовала крупная этнополитическая общность «Лекети», которая тянулась от Каспийского или «Дарубандского» моря на востоке до реки Терек на западе. Под Лекети, по мнению исследователей, «скрывается конкретное наименование Сарир».

Есть еще одно интересное обстоятельство, которое нельзя проигнорировать. Почти все правители различных владений Дагестана претендовали на арабское происхождение, дабы «подкрепить своим авторитетом» права социальной верхушки. Однако в этом ряду есть одно исключение. Как подчеркивают дагестанские историки, правитель Аварии никогда не связывал свою родословную с арабами. Род его «более древний».

В это же время в Сарире была создана аварская письменность на основе грузинского алфавита. Памятники этой письменности сейчас сохранились только лишь в виде надписей на каменных крестах, но вряд ли стоит сомневаться в том, что она имела широкое распространение в Аварии.

Таким образом, Византия на Кавказе опиралась на государства армян, грузин, осетин и аварцев, которые, будучи проводниками единой политики, несколько веков смогли сдерживать негативные для себя тенденции развития ситуации и только монгольское нашествие в ХIII в. смогло нарушить сложившийся баланс сил и подорвать мощь государственного союза под эгидой Византии. Очевидно, что прямых параллелей тут быть не может – древние Сарир и Алания – ныне органичные части государства – духовного наследника Византии (как тут не вспомнить знаменитую фразу «Москва – третий Рим», а вторым, как известно, был Константинополь), а Армения – все так же надежный союзник. Создание некоего союза ближневосточных государств, прочно связанных с Россией экономически, политически, а где возможно – и культурно, есть жизненная необходимость. Тем более что все стартовые для этого имеются.

Наука и религия

Нашествие монголов сыграло ключевую роль в развале некогда мощного государства Сарир. Лишившись наиболее плодородных равнинных земель на юге и на севере, Сарир стал переживать острый внутриполитический кризис. Его продолжением стало усиление исламских газиев и проповедников, благодаря активности которых в XIV веке почти все население северной Аварии приняло ислам. Полная исламизация Аварии затянулась на долгие века, но основная часть аварцев к началу XVI века уже стала мусульманами. Только на юго-западе горной Аварии, главным образом в Цунте, сохранился очаг язычества. Последнее селение здесь приняло ислам лишь к началу XIX века. При этом уже X–XII вв. население закавказской Аварии являлось мусульманами, а сам регион – Цор – стал органичной частью исламского мира. В XII–XIII веках из аварского городка Билкан вышли два выдающихся ученых – Абу-Валид, носивший нисбу ал-Балахи, т. е. билканец и его сын Маммус. В XIV веке в северной части Аварии был известен шейх Асилдар из города Аркас, который стал исламским центром для этого региона. В XV веке благодаря активности шейха Хаджи-Удурата население центральной Аварии, известной как Гидатль, приняло ислам и стало центром его распространения в западной Аварии, в долине реки Анди-ор, и южной части горной Аварии – в верховьях реки Авар-ор. Конец XV века стал началом возрождения Аварии, но уже в рамках исламского культурного мира. В 1485 г. аварский нуцал Андуник и визирь Алимирза из Анди стали инициаторами составления программного документа, который послужил идеологическим основанием и призывом к возрождению былого величия нашей родины. Этот же Алимирза из Анди стал основателем аварской письменности на основе арабской письменности. Продолжателем его дела стал известный ученый XVI века Тайгиб из Харахи, усовершенствовавший аварский алфавит – аджам, который уже получил повсеместное распространение по всей Аварии.

В XVII–XVIII веках аварцы переживали подлинный расцвет исламской науки и культуры, связанный с глубоким внедрением шариата, письменности на основе арабского алфавита и созданием широкой сети образовательных учреждений почти во всех аварских селениях и городах. Главным организатором этого процесса можно назвать кадия Аварского нуцальства – Шабана из Обода, а стало это возможным благодаря научно-преподавательской деятельности Мусал Мухаммада из Кудутля. Последний, известный больше как Мусалав и живший в основном в селе Ругуджа, по признанию всех дагестанских алимов XIX – начала ХХ веков, был самым выдающимся средневековым ученым Дагестана, оставившим после себя целую плеяду талантливых учеников и сложившуюся научную школу. Умер он в сирийском городе Алеппо в 1716 г. В XVII веке мы имели целую плеяду талантливых ученых: Малламухаммада из Голода, Али из Келеба, Талхат-кади из Ириба, Манилава из Тлаха, Салмана из Тлоха, Алириза из Согратля, Рапи-хаджи из Шамгуда, Дамадана из Мегеба, Атанасил Хусайна из Хунзаха и многих других. Особо стоит отметить Рочиса Хазахилава – уроженца селения Арчиб, умершего в 1714 году, известного не только своими исследованиями в области математики и астрономии, но и наиболее ранними записанными стихами на аварском языке в XVII веке. Ученых же, живших в XVIII веке, сложно даже подсчитать. Самыми известными и признанными считаются: Теталав из Караты, Абубакар из Аймаки, Хасан и Умаржан из Кудали, Дибиркади из Хунзаха, Ибрагим-хаджи из Урады, Хадис и Багужалав из Мачады, Малламухаммад из Джара и многие другие. Последовательное развитие научно-культурной жизни и народного хозяйства Аварии продолжалось вплоть до конца XVIII века. Большой урон нашей родине нанесла эпидемия чумы, разыгравшаяся в 1770 году и ставшая причиной опустошения центральной Аварии и особенно Гидатля, большинство населения которого стало жертвой этой болезни.

Вызовы времени

Наряду с этой эпидемией не меньшую угрозу представляли попытки очередного правителя Ирана – Надир-шаха – подчинить себе Дагестан и выселить дагестанцев на Ближний Восток, заменив их кызылбашскими племенами. Несмотря на ожесточенное сопротивление дагестанцев, Надир-шаху удалось прорваться в восточную Аварию, где он потерпел ряд сокрушительных поражений, ставших примером беззаветной храбрости воинов и блестящего стратегического замысла их командиров. Надир-шах, который перед тем завоевал половину населения Азии, начиная от Индии и кончая Ираком, оказался бессилен перед народом, который любил свободу и честь больше собственной жизни. В 1738 г. в Джаре южные аварцы под руководством Адалав Ибрагима и Талануса Халила наголову разгромили 32-тысячную армию брата Надир-шаха – Ибрагим-хана – и убили его самого. В 1741 г. в сражениях в Андалале, Аймаки и близ Гимринского хребта аварцы наголову разгромили покорителя Вселенной, как любил себя величать Надир-шах. От 150-тысячной армии, которая вышла из Ирана, осталось не больше 30 тысяч деморализованных солдат, укрывшихся в лагере близ Дербента.

Своеобразным продолжением проявления военного гения аварского народа стала политическая активность влиятельных аварских нуцалов – Мухаммад-нуцала и особенно его сына – Умма-хана, которые распространили свое влияние далеко за пределы Аварии. Активно шло формирование общеаварской государственности, которая начала обретать реальные формы при указанных руководителях этого процесса. Однако этот процесс был прерван неожиданной смертью Умма-хана, которому на тот момент исполнилось только 40 лет. Формирование общеаварской государственности и стало своеобразным залогом формирования масштабного религиозного проекта – общекавказского суннитского государства, объединенного на основе шариата. Неудавшийся, точнее прерванный, национальный проект высвободил энергию аварских пассионариев, начавших строить государство Имамат, чье влияние в лучшие его годы распространялось от Черного до Каспийского морей. Все три руководителя этого государства – Газимухаммад, Хамзат и Шамиль, а также большинство наиболее выдающихся наибов – Ахбердил Мухаммад, Хаджимурад, Галбац-дибир, Загалав, Лабазан, Кадиласул Мухаммад, Даниял-бек, Кебед-Мухаммад, Ших-Шабан, Бакраказул Мухаммадали, Гайирбег и многие другие – были аварцами. Можно сказать, что, будучи изначально аварским проектом, Имамат в последующем приобрел общекавказский характер.

Век поэтов и политиков

После падения Имамата и вхождения Восточного Кавказа в состав Российской империи аварский народ продолжительное время находился в состоянии глубокого эмоционального потрясения и духовного кризиса. Однако аварцы нашли выход из этой ситуации – вторая половина XIX века стала периодом необычайного роста популярности поэзии и литературы в целом. Именно этот период стал золотым веком аварской литературы, именно тогда творили великий Махмуд из Кахабросо – непревзойденный мастер лирического жанра, Инхоса Алихаджи поднял на небывалую высоту духовную поэзию, Чанка из Батлаича и Цадаса Хамзат открыли новые направления в аварской литературе. Формированию 4 из 5 аварских классиков мы обязаны этому периоду, подарившему наряду с ними целую плеяду звезд аварской литературы: Инхелоса Курбан, Чараха Тликазул Малла-Хасан, Игалиса Чупалав, Ругжаса Элдарилав и Анхил Марин, Телетла Этил Али и т. д. Нашли себя аварцы и на службе Российской империи. Достаточно назвать генерала Максуда Алиханова-Аварского, благодаря которому в состав Российской империи вошла южная часть Туркмении, или другого генерала, Балакиши Араблинского, который стал первым кавказским мусульманином, получившим высшее военное образование на территории Российской империи.

Начало ХХ века стало периодом новых испытаний для Аварии. Стремительный развал Российского государства в феврале 1917 г. вызвал к историческому творчеству все народы, классы и слои населения бывшей империи. Не стал исключением и Северный Кавказ. Его интеллигенция, собравшись во Владикавказе, решила созвать съезд горских народов, чтобы решить вопрос о своем национально-государственном образовании. Съезд проходил с 1 по 10 мая 1917 года с участием 300 делегатов, в том числе более 60 дагестанцев. В итоге было сформировано правительство – Временный Центральный Комитет Союза объединенных горцев Северного Кавказа, который в дальнейшем стал предвестником Горской республики. В ее составе вполне логично оказался как Дагестан, так и Закатальский округ, т. е. вся территория исторической Аварии. В последующем Горскую республику стали испытывать на прочность внутренние противоречия, к чему добавились проблемы, связанные с необходимостью отражения нападений армии Деникина. Заметно ослабевшая Горская республика попала под влияние Баку, выделившего крупный денежный кредит и внедрившего своих агентов в правительство. В итоге в Закатальском округе сформировалась группа лиц, которая поняла, что в сложившихся условиях рассчитывать на помощь Горской республики не приходится, и в качестве временного решения проблем решили также обратиться к Баку. Летом 1918 г. они приняли решение, в котором было указано: «Согласно воле народа мы выражаем свое желание объединиться с Республикой Азербайджан на правах отдельной области (соответствующей правам губернии) и расцениваем свое волеизъявление неизменным, по крайней мере до тех пор, пока Закатальская управа не примет иное решение».

Кстати, «иное решение» было принято после падения АДР в апреле 1920 г., в Закатальском округе власть в свои руки снова взял комитет, сформированный аварцами под руководством Асланбека Кардашева. Попытки 11-й Красной армии взять под контроль Закатальский округ оказались безуспешны. С 6 по 20 июня округ был охвачен антисоветским движением, руководители которого координировали свои действия с грузинскими властями. Следует обратить особое внимание на соглашение, достигнутое между руководителями (почти все – аварцы) восстания и грузинскими властями. Соглашение это подразумевало включение, при определенных условиях и с предоставлением широкой автономии, Закатальского округа в состав Грузинской республики. Кстати, автономный статус Закатальского округа был закреплен и в 107-й статье Конституции Грузии, принятой Учредительным собранием 21 февраля 1921 г.

В первую очередь надо учесть, что данное соглашение было отчасти плодом потери независимости Азербайджаном. Подписавшиеся под этим соглашением аварцы – Халажазул Башир, Аслан-бек Кардашев, Муслим Раджабов, Хапиз-апанди Чурмутазул и другие – являлись общественно-политическими и духовными деятелями края. Политический выбор в июне 1920 года этих лиц в пользу Грузии был вызван сложившимися в регионе после советского переворота новыми реалиями, которые в корне противоречили их интересам и статусу. Однако этот проект оказался нежизнеспособен в силу военного превосходства советского государства, которое в 1921 г. решило включить занятый 11-й армией Закатальский округ в состав Азербайджана. Протесты Грузии оказались безрезультатны, а в руководстве Дагестана практически не было аварцев, которые могли бы поставить вопрос о вхождении Закатальского округа в состав советского автономного Дагестана.

В результате аварцы оказались разделены между Дагестаном и Азербайджаном, что стало в последующем одной из главных катастроф в истории нашего народа. Это повлекло за собой отставание в национально-культурном развитии Цора, т. е. Закатальского округа, и социально-экономическом развитии – южной части горной Аварии.

В ХХ веке аварцы приняли активное участие в процессах, происходивших в СССР, заняв достойное место в кругу советских народов. Особую роль в жизни не только аварцев, но и всего Дагестана в ХХ веке сыграл Абдурахман Даниялов, руководивший ДАССР в 1948–67 гг., а до этого – в 1940–48 гг. – бывший председателем Совнаркома ДАССР, т. е. вторым лицом в республике. Благодаря ему дагестанцы избежали участи, постигшей другие северокавказские народы: чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев и калмыков, т. е. высылки в Среднюю Азию, а сам Дагестан сохранился в его прежних границах. Такое же выдающееся место, но только в области культуры занимал поэт Расул Гамзатов.

В течение ХХ века аварцы добивались выдающихся результатов в различных областях общественной и политической жизни России и Турции. Перечислим лишь наиболее известных аварцев – представителей элиты России и Турции:

– Рамазан Абдулатипов – российский политик и государственный деятель. Министр национальной политики РФ (11.09.1998–12.05.1999), заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (1.08.1997–13.06.1998), председатель Совета национальностей Верховного совета России (13.06.1990–4.10.1993);

– Мехмет Гёльхан (1929–2013) – видный государственный деятель Турецкой Республики, занимавший в различное время высшие посты в правительстве страны: министр национальной обороны Турции (24.10.1993–5.10.1995), государственный министр, ответственный за таможню (13.07.1993–24.10.1993), министр промышленности и технологий (17.11.1974–31.03.1975);

– Магомед Танкаев – генерал-полковник советской армии, начальник Главного управления военно-учебных заведений Министерства обороны СССР и Военного института Министерства обороны;

– Магомед Гаджиев – первый дагестанец, удостоенный звания «Герой Советского Союза», капитан 2 ранга, командир дивизиона подводных лодок Северного флота, погибший в боях Великой Отечественной войны;

– Али Алиев – советский борец вольного стиля, пятикратный чемпион мира, чемпион Европы, семикратный чемпион СССР. Заслуженный мастер спорта СССР;

– Мустафа Дагестанлы – турецкий борец аварского происхождения, трехкратный чемпион мира и двукратный олимпийский чемпион.

Представляют интерес сведения о происхождении имени горцев (маарулал) — аварцы. Горцы (маIарулал) — самоназвание аварцев. Современное название — аварал, аварцы — получило распространение благодаря литературной традиции.

Впервые термин авар встречается в сообщении Ибн-Руста (X в.), где говорится, что царя Серира звали Авар. Следует учесть, что, по мнению академика Н. Я. Марра, у Н. С. Трубецкого, И. Бехтера и др., старое название аварцев, которым называли их и соседние народы, встречалось как halbi, сопоставляемое с кавказским alban греческого происхождения.

Из письменных источников известно, что аварцы стали называться подобным именем в довольно позднее время, чуть ли не с XIX в. Как полагают некоторые исследователи, появление термина аварцы может быть связано с кочевыми племенами аваров, появившихся из глубин Азии в степях Северного Кавказа в 558 г. Один из аварских вождей Кандих во главе посольства прибыл, как отмечают источники, в столицу Византии Константинополь и сообщил императору: «К тебе пришел народ авар — наибольший, наисильнейший из народов. Он может легко отбить и уничтожить врага, поэтому тебе выгодно заключить союз с аварами: в них обретешь ты надежных защитников» (Артамонов М. И., 1962).

В сложной политической обстановке, сложившейся на восточной границе Византийской империи с проникновением различных кочевых народов, авары были выгодными союзниками для Византии, и она заключила с ними договор, позволив им поселиться на своей территории. Так они оказались на территории нынешней Венгрии, где создали новое государственное образование — Аварский каганат, первым правителем которого был их предводитель — каган по имени Баян. На новой родине Аварский каганат окреп и достиг огромного могущества, распространив свою власть на южнорусские степи, подчинив множество славянских и других племен. Аварский каганат окреп настолько, что соперничал и с Византией, его войска во главе с Баяном доходили до Константинополя, города, защищенного мощными крепостными стенами. Два столетия спустя Аварский каганат теряет свое могущество. Окончательные удары по каганату нанес в 796 г. франкский король Карл Великий.

Согласно византийской хронике, последних аваров видели еще в 828 г. на имперском государственном собрании, где они представляли покоренный аварский народ. Представляет интерес ответ пленного авара на вопрос болгарского хана Крума: «Почему были разорены ваши города и ваш народ?» Тот ответил: «В начале из-за ссоры, лишившей кагана верных и правдивых советников, власть попала в руки людей нечестивых. Затем были развращены судьи, которые должны были отстаивать перед народом правду, но вместо этого побратились с лицемерными ворами; обилие вина породило пьянство, и авары, ослабев физически, потеряли и рассудок. Наконец, пошло увлечение торговлей: авары стали торгашами, один обманывал другого, брат продавал брата. Это, господин наш, и стало причиной нашего постыдного несчастья».

Уже после падения Аварского каганата в русской летописи (XII в.) говорится: «Почившие яки обре (авары) их же нет ни потомства». Исследователи не без основания отмечают возможность ошибки летописца, говоря, что этот народ бесследно исчез. Может быть, дагестанские авары и есть их потомки, тем более что Дагестан расположен вблизи пути передвижения аваров из Азии в Европу в VI в.? И, возможно, поэтому они имеют одинаковые наименования. О вероятной связи дагестанских аварцев с остатками кочевых авар писал известный русский историк XVIII в. В. Н. Татищев.

Подобную возможность допускал и М. В. Ломоносов. Версия эта популярна в восточной историографии. В этой связи примечательны высказывания Мухаммеда Мурада ар-Рамзи (XIX в.): «Небольшие остатки тех кочевых авар и ныне существуют в Дагестане. Они известны своей храбростью и чистосердечием и сохраняют старое название авар».

Этой темы касались известные востоковеды Дж. Маркварт и В. Ф. Минорский, которые полагали, что часть кочевых авар, около 600 г. проходя вблизи Дагестана во время своего продвижения из Азии в Европу, просочилась в горы Дагестана, растворилась в местной среде и дала им свое имя — авары. Венгерский исследователь И. Эрдели также допускает, что кочевники авары, продвигаясь на запад, временно остановились в степях Северного Дагестана и политически подчинили или сделали своим союзником царство Серир. Другой венгерский исследователь — академик Карой Цегледи — отрицает всякую связь между аварами и дагестанскими аварцами, поскольку они говорили на исключительно далеких друг от друга языках.

Известный исследователь М. А. Агларов, обобщивший все существующие версии об аварах, обоснованно полагает, что о дагестанских аварах невозможно говорить как о прямых остатках кочевых аваров, потому что растворение пришельцев в местной этнической среде означает только лишь участие кочевых аваров в этногенезе дагестанских народов. Другое дело, если бы местные народы были бы растворены в среде кочевых аваров, которые дали бы им не только свое имя, но и язык. Тогда можно было бы говорить, что в Дагестане сохранились остатки тех кочевых авар. Возникает вопрос, дали ли вообще кочевые авары свое имя дагестанским горцам в прямом смысле, ведь аварцами горцы (маарулал) сами себя никогда раньше не называли. В истории нередки примеры, когда сам себя народ называет иначе, чем соседи. Например, венгры в истории и соседям известны как венгры, а сами себя называют мадьярами. Так и горцы — не только сами себя, но и соседи не называли их аварами, грузины называли их леками, лакцы — яруссал, андийцы — хьиндалал, ахвахцы — гьай-булу (алби), кумыки — тавлу и т. д., но аварцами никто. Все это позволяет предполагать, что кочевые авары своего имени местному народу, видимо, не дали (Агларов М. А., 2002). Вместе с тем сегодня официально маарулал (горцы) называются аварцами, и этот факт требует объяснения. Новое оригинальное толкование этому предлагает М. А. Агларов, который отмечает, что, по авторитетному свидетельству арабского историка Ибн-Руста, царя Серира звали Авар. Поэтому в литературной традиции это имя все чаще используется для означения народа, который когда-то подчинялся царю Авару. В книгах с тех пор редко пишут леки, вообще не пишут маарулал, а все чаще их называют аварцы (авары). Такое перенесение имени человека на целый народ случается довольно часто: от имени хана Узбека происходит название узбеков, хана Ногая — ногайцев, от династии Каджаров — название персов в Дагестане — каджары и т. д. Так и имя царя Серира Авар было использовано для обозначения жителей Серира. Достоверно известно, что народ маарулал аварами называл историк XIV в. Мухаммед Рафи в своем сочинении «Тарихи Дагестан», которое было популярно в регионе как официальная история Дагестана.

С тех пор имя аваров кочевало из книги в книгу, попало в архивы, официальные документы, научные издания и т. д. Так, искусственно образованное имя заняло место этнонима, более популярного, чем название маарулал, употребляемое только среди аварцев (самоназвание). В этой связи остается загадкой: почему царя Серира нарекли именем Авар? Связано ли это имя с названием тех кочевых авар или это случайное совпадение? Вероятно, нет, потому что граница государства Серир соприкасалась с регионом обитания кочевых аваров в VI в., да и само имя авар чуждо кавказским языкам. И тем не менее причина того, почему имя кочевников стало собственным именем царя Серира, продолжает оставаться загадкой, позволяющей выдвигать различные гипотезы.

Большинство исследователей не исключает возможности того, что часть кочевников аваров зашла в горы и установила свою династию, а владетеля Серира нарекли Аваром или царя Серира назвали громким именем воинственных соседей Авар. Нередки примеры, когда у горцев человека называют по имени соседних народов, например Черкес (черкесы), Орусхан (русский хан) и т. д.

Таким образом, можно заключить, что современное название дагестанских маарулал (горцев) — аварцы — один из следов некогда могучего народа, исчезнувшего с исторической арены.

Однако интервью с Тимуром Айтберовым , кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, отдела древней и средневековой истории, показало, что знаем мы об аварцах далеко не все!
Происхождение и государственные образования
Кроме дагестанских аварцев, науке известны европейские, или, как их еще называют, имперские авары. Имели ли они какую-либо связь с дагестанскими аварцами? Каким был язык и внешний вид имперских авар? Авары – европеоиды скандинавского – славянского типа, вроде новгородцев, псковичей. Но среди них, как и в практически любом народе восточной части Евразии, встречались монголоиды. Истоки европеоидности имперских авар идут, возможно, из западного Китая (Уйгурия, Синьцзян), где нашли захоронения высокорослых рыжих европеоидов двухтысячелетней давности. Эти захоронения позволяют предположить, что авары пришли в Европу со стороны Китая и дошли до Венгрии, где и расселились, имея опорные пункты в горах Трансильвании (ныне Румыния). На континенте они разделились. Часть аваров направилась в Иран (V в. н. э.), а другая – в Европу. Сначала этот немногочисленный, но воинственный народ расположился к западу от Волги. Однако под давлением других восточных народов, среди которых преобладали ярко выраженные монголоиды, авары переходят за Дон и устанавливают по нему свою границу, которая позже была передвинута за Днепр. Они формируют Аварский каганат – государство, просуществовавшее примерно 250 лет. История этой империи началась с победы аваров над франками (германоязычными племенами) и пленением франкского короля Сигиберта. Центр этой империи находился в Карпатах, в пределах Трансильвании, а пастбища их находились в Венгрии. В эпоху своего расцвета империя контролировала территории от Дуная до побережья Балтики, где было много дорогого тогда янтаря, таким образом, авары контролировали янтарный путь. К 30-м годам IX века, потерпев поражение от франков, государство аваров потеряло статус империи, но приобрело статус королевства в составе Германской империи. Авары имели тогда места в Рейхстаге – предшественнике Европарламента.
Однако аварские поселения в горной местности Дагестана основали другие авары. Те, которые с V в. проживали в Иране. Иранцы привели их с территории нынешнего Азербайджана в горный Дагестан, разместив в военно-стратегических точках, прежде всего, на Хунзахском плато. Дело в том, что в VI веке у Ирана появляется сильный враг – народы гуннского культурного круга, а затем – тюрки-монголоиды. Чтобы защититься от тюрков, иранцы построили в середине VI в. Дербентскую крепость и создали пограничный автономный округ с центром в Хунзахе. Это образование, превратившееся в государство, арабы в VIII–IX вв. называли Серир. Слово «серир» в арабском языке олицетворяет необычный трон в форме стола. Хунзахское плато, видимо, своим ландшафтом напомнило арабам этот самый столообразный трон. Центром Серира был Хунзах.
Государство Аваристан упоминается в дагестанском известном документе – завещании правителя по имени Андуник. В этом тексте он говорит: «Я правитель области Авар…» Это завещание доступно в копии XVII века. Есть подлинный документ из нынешнего Иранского Азербайджана – из Тебриза, адресованный правителю Авара, датируемый XVI веком. Данные источники являются прямыми доказательствами существования в Дагестане Аварского государства под названием Авария.
Язык
Европейские имперские авары не были носителями тюркского языка, вопреки многим убеждениям последователей из числа тюркофилов. У них был свой язык, который, конечно, не похож на нынешний аварский. На территории всей Евразии единственный район, где существовало слова «авар», – это дагестанский Аваристан. В качестве доказательства можно привести в пример письмо, датируемое 1580 годом, из Иранского Азербайджана, адресованное правителю Аваристана – Кушканти. То есть слово «авар» существовало уже давно. Впервые в увязке с горным Дагестаном слово «авар» зафиксировано в сочинении IX века арабским историком Ибн Руста. Слово же «Авария» («авар») происходит от древних имперских авар.
Письменность
В Аваристане найдены в большом количестве грузинские надписи на камнях христианского содержания. Это был очаг высокоразвитой христианской культуры на Кавказе. На территории проживания нынешних авар – в Хунзахе, Ругудже – найдены сотни таких надписей на грузинском, изредка на аварском, языках.
Культура письменности в Дагестане в основном распространилась после принятия ислама. В зонах проживания этнических аварцев найдены арабские надписи Х века. Но у аварцев исламская культура развилась позднее, чем у других народностей. Мощным потоком исламская письменность распространилась с XV века. Самый древний документ из аварских районов датируется также XV веком: завет будущим поколениям от правителей Аваристана, которые ставили перед жителями задачи расширения территории аварского государства. Сохранились также письма из аварских районов, датируемые XVI веком, которые в основном представляют собой политическую переписку. Однако целенаправленного ведения историографии в Аваристане, к сожалению, не было до времен имама Шамиля. Запечатлены только некоторые отдельные события, которые позволяют установить даты.
С приходом на дагестанские земли Надиршаха и победы над ним у местных жителей проснулся интерес к своему прошлому. И в разных селах начинают записывать предания. Но происходит это во второй половине XVIII века. Впервые в Дагестане летопись была составлена в Джаро-Белоканской зоне (нынешнее место проживания аварцев в Азербайджане). В летописи, составленной ими, записаны события каждого года. В Аваристане вести летописи в основном стали при имаме Шамиле. Он нанял специального человека (чародинец Магомед-Тагир), который по рассказам самого Шамиля писал его биографию и фиксировал события по собственным наблюдениям.
Религия
С момента своего появления авары, как и все другие народы, исповедовали язычество. Однако памятников, свидетельствующих об этом, практически не осталось. В период правления имама Шамиля и распространения ислама на Кавказе язычество было почти полностью искоренено. Однако факт наличия христианства у аварцев отрицать нельзя. Во-первых, сохранились надписи, найдены развалины церквей и, что немаловажно, в аварском языке сохранилась христианская терминология. Например, только в аварском языке есть слово «церковь» – «гъатlан». Кроме того, интересны переводы дней недели с аварского языка. Первый день – суббота – «шаммат» восходит к еврейскому слову «шаббат». Второй день – день церкви – «гъатlан». Четверг аварцы называют рыбным днем, как и христиане, а пятница – «рузман» – иранское слово.
Антропология
Впервые русская армия пришла в Дагестан до начала Кавказской войны. В Хунзах она вошла тогда без боя. Среди прибывших был некий Костенецкий, который, описывая дагестанцев, выделили две расы. Одни – внешне похожи на шведов, но очень мускулистого телосложения. До прежних времен горные районы Дагестана населяли высокие крепкие люди. Есть фотография Шамиля, сделанная в Калуге на дворянском собрании, где он в присутствии собравшихся стоя давал клятву царю. Так вот, на этом фото Гази-Магомед (сын Шамиля) выше всех, после него по росту идет Шамиль, только несколько калужских дворян одного с ним роста, все остальные ниже. Из этого мы можем предположить, что Шамиль и его современники в основном были высокими и крепкими.

Название «аварцы» этому народу дали кумыки, от которых его усвоили русские. Тюркские слова «авар», «аварала» означают «беспокойный», «тревожный», "воинственный" и т. п. Горные соседи действительно причиняли кумыкам много беспокойств. Сами же аварцы называют себя различно, смотря по тому, откуда кто родом. Впрочем, есть у них и общее самоназвание «маарулал» - по одной версии, "горцы", по другой - "верховные" (в социальном смысле).

Исторические связи аварцев со средневековыми аварами, создателями Аварского каганата, неясны. Как свидетельствуют археологические изыскания, в аварских захоронениях на территории современной Венгрии в массе своей покоятся европеоиды, однако небольшая прослойка, судя по всему - господствующая, имеет ярко выраженные монголоидный и так называемый туранский (среднеазиатский) типы строения черепа. С учетом этих данных представляется наиболее вероятным, что аварское племенное объединение сложилось из правящей верхушки – монголоидных аваров и подчиненных им ираноязычных этносов, возможно, при участии каких-то тюркоязычных групп.

Кавказские аварцы не изучены генетиками в достаточной степени (нет данных по отцовской линии, Y-DNA), чтобы судить о том, насколько они могут быть связаны с евразийскими аварами в генетическом плане. Результаты же анализов mtDNA (материнской ДНК) аварцев подтверждают то, что они ближе к славянам, чем к другим народам Дагестана. Согласно Гаджиеву А. Г. для большей части аварцев характерен западный вариант кавкасионского антропологического типа балкано-кавказской расы.

Во всяком случае, исторические предания аварцев восходят только до IX века - времени арабского владычества в Дагестане. Впоследствии, в X-XIV веках, восточные авторы описывали владетеля исторической области Сарир, где жили аварцы, как «сильнейшего из князей Дагестана», который собирал дань с окрестных жителей деньгами, зерном, баранами, тканями, плодами и другими продуктами, даже куриными яйцами. В те время (до начала XIII в.) аварцы были христианами, но затем приняли мусульманство суннитского толка. К 1404 году относится первое достоверное упоминание этнонима "аварцы" (в сообщении Иоанна де Галонифонтибуса, который написал, что на Кавказе живут «черкесы, леки, йассы, аланы, авары, казикумухи»). Аварский правитель Андуник в своем завещании 1485 года поименовал себя «эмиром вилайата Авар».

В 1741 году аварцы с помощью других горцев разбили полчища непобедимого иранского полководца Надир-шаха, который в отместку велел насыпать в Дербенте гору из человеческих глаз.


Хунзах - столица Аварского ханства


Шамиль

Россия наладила связи с аварцами с XVI века, а в 1803 году Аварское ханство добровольно вошло в состав России. Но роковые ошибки царской администрации и начавшаяся Кавказская война надолго разделил наши народы. Авария стала базой движения Шамиля. Сам Шамиль был по происхождению аварцем - он родился в 1797 году в ауле Гимры. Впрочем, Авария не сразу полностью подчинилась Шамилю: правившая тогда ханша Паху-Бике и двое ее сыновей за неповиновение были убиты, а многие аулы разорены. Имамат, сколоченный железной рукой Шамиля, стал государством с неограниченной светской и духовной властью имама, со своей администрацией, налогами, наградами и т.д. Все сторонники России были объявлены «безбожниками» и «предателями», а царская администрация «проводниками рабского строя, - унизительного и оскорбительного для истинных мусульман».

В течение почти 25 лет Шамиль со своими наибами и мюридами боролся с огромной Российской Империей. В августе 1859 года русские войска штурмом взяли высокогорный аул Гуниб и пленили имама.


Аул Гуниб. Современный вид (панорама)

Со своей семьей он был выселен в Калугу, откуда завещал горцам верно служить русскому царю. Его призыв был услышан. При императореАлександре II аварцы входили в состав лейб-гвардейских подразделений царского конвоя, в том числе несли караульную службу в дворцовых покоях монаршьей семьи.


Шамиль в Калуге с сыновьями, зятьями и русскими офицерами.

Аварцы - крупнейший народ современного Дагестана. В советском Дагестане аварцев даже называли титульной нацией.

По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года общая численность аварцев в России составляет 814 тысяч человек (рост в 4 раза за столетие) - это 9-е место после русских.

Среди них много известных людей - например, Герой России летчик-испытатель Магомед Толбоев.

***
Аварцы - народ-труженик. Занятые ими земли суровы и неприветливы.

Здесь практически нет пахотных земель. Однако склоны гор изрезаны уступами, которые как лоскутное одеяло покрыли все покатости и бугры. Это террасовые поля. В Аварии почти нет горы, чтобы ее не пересекали площадки террас. И каждое такое поле - это гимн человеческому труду. Чтобы сделать самую маленькую террасу, надо выровнять склон, освободить его от камней, укрепить края и принести на своей спине почву или удобрения. И уже потом жить надеждой, что поле не смоет ливень, не уничтожит обвал, и оно даст урожай.


Дом в аварском селении Бацада.

Трудные условия выживания развили в аварцах большую взаимовыручку.



Аварцы в традиционной одежде

Если в очаге одного аварца сохранилась искра огня, он передаст ее соседу, и от этой искры во всех очагах аула дружно запылают огни. В трудные минуты горцы, забывая раздоры, всегда делились куском сыра и горстью муки.


Молитвенный ковер - намазлык. XIX в. Аварская работа.

Аварцы, как правило, знают несколько языков. Более 60 % свободно говорят по-русски, еще примерно столько же изъясняются на кумыкском языке, который протяжении многих веков выступал в Дагестане в роли языка-посредника.
О величии природы Аварии и духовной красоте аварского народа очень хорошо рассказал в своем творчестве выдающийся дагестанский поэт Расул Гамзатов.

Закончу его стихотворением «Родной язык»:

Так я лежал и умирал в бессилье,
И вдруг услышал, как невдалеке
Два человека шли и говорили
На милом мне аварском языке.

И смутно слыша звук родимой речи,
Я оживал. И наступил тот миг,
Когда я понял, что меня излечит
Не врач, не лекарь, а родной язык.

Мне дорог край, цветущий и свободный,
От Балтики до Сахалина весь.
Я за него погибну, где угодно,
Но пусть меня зароют в землю здесь.

Чтоб у плиты могильной близ аула
Аварцы вспоминали иногда
Аварским словом земляка Расула
Преемника Гамзата из Цада.

Что ж, дай Бог, чтобы родная речь и родная культура помогли и нам излечить наши души.

Аварцы – один из многочисленных народов Северного Кавказа, проживающий в Дагестане, восточной Грузии и северном Азербайджане . Общая численность народа в мире – около миллиона, более 900 тысяч из них проживает на территории России.

Предки аварцев населяли территорию современного Дагестана с древнейших времён: одна из грузинских летописей вообще называет прародителем дагестанских горцев некоего Лекоса – праправнука самого Ноя.

Первые упоминания о территории Серир, населённой предками аварцев, появляются в VI веке, а расцвет так называемого Аварского ханства пришёлся на XV – XVII века. Ни нашествия татаро-монгольских орд, ни бесчисленные атаки иранских шахов не смогли сдвинуть с места храбрых аварцев: и по сей день представители этого народа живут на землях своих предков. Более двухсот лет – в составе российского государства.

Общий уклад и народные промыслы аварцев

Сегодня аварцы исповедуют в большинстве своём ислам суннитского толка. Хотя, возможно, когда-то жители Серира, древнего аварского государства, придерживались православия: в горных районах Дагестана сохранились развалины сооружений, похожие на древние христианские храмы и часовни. Есть также предположение, что сохранившийся на территории Дербентской крепости фундамент крестообразной формы – остов христианского храма.

Жизнь аварского народа издавна определяла сельская община, где близкие родственники объединялись в так называемые тухумы. Каждый аварец с детства знает включённых в его тухум близких родственников, двоюродных братьев и сестер, старожилов-аксакалов и кунаков рода, а также других людей, готовых поддержать их в трудную минуту. У каждого аварского тухума есть название, нередко совпадающее с фамилией основателя: деда, прадеда или более далёкого предка. Во главе тухума, как правило, стоит самый старший в роду родственник, которого остальные члены рода должны слушаться беспрекословно.

Большое влияние на аварскую культуру и традиции оказали особенности местности. Аварцы издавна занимаются скотоводством и пашенным земледелием. Живут в сельских аулах, состоящих в среднем из 30 – 40 домов, на берегу какой-нибудь горной речушки. Впрочем, в Дагестане встречаются и крупные поселения на 500 – 600 домов. Центром аула считается небольшая площадь с возвышающейся на ней мечетью.

Среди народных промыслов у женщин до сих пор популярно ткачество, вязание и войлочная выделка. Мужчины с давних времён занимались обработкой кожи, резьбой по дереву и камню, кузнечным и чеканным ремёслами. Особое место отводилось оружейному делу: мастера ковали уникальные посеребрённые кинжалы, газыри (вместилища для пороховых зарядов), наборы для конской сбруи. Одновременно изготавливались и различные женские украшения, удивительная по красоте металлическая посуда.

Народные промыслы принесли в конце XIX века мировую известность горному дагестанскому селению Унцукуль, большая часть жителей которого - аварцы. Здесь изготавливались примечательные по внешнему виду трубки и портсигары, шкатулки и чернильные наборы, трости из кизилового дерева с тонкой, искусной медной или серебряной насечкой.

Интересна и своеобразна национальная одежда аварцев. Мужчины носили рубашку в виде специальной туники, штаны, кожаные ремни. Верхняя одежда - черкеска, бешмет или шуба из овечьей шкуры. Женская аварская одежда включает в себя строгое закрытое платье, штаны и чохто – специальный головной убор в виде длинной накидки с нарядным трубообразным налобником. Серебряные украшения - серёжки, браслеты, подвески и цепочки - нередко составляли самостоятельные элементы, подшиваемые непосредственно к одежде.

Быт аварцев

Как и среди прочих кавказских народов, у аварцев принято весьма почтительно относиться к людям более старшего возраста – особенно к старикам, центральное место которым в любой компании отводилось безоговорочно.

По-особому в аварском обществе соблюдаются традиции гостеприимства. Так, в каждом доме обустраивается специальное помещение для гостей-мужчин – кунацкая, особое место, в котором есть все условия для принятия путника в любое время дня и ночи. Любопытно, что перед входом в дом гость-аварец должен в обязательном порядке отдать всё имеющееся при нём оружие (кроме кинжала). В этом обычае кроется особый символический смысл: входящий в кунацкую человек полностью вверяет себя хозяину, отвечающего за его безопасность.

Гости рассаживаются на почётных местах, следуя правилу старшинства: сажать рядом не принято даже отца и сына, тестя и зятя, старшего и младшего братьев. За столом всегда ведётся приятная, вежливая беседа на общие темы, при этом хозяин не имеет права спрашивать пришедшего "в лоб" об истинной цели его визита. Сами гости также связаны определёнными правилами этикета: они не могут заявить хозяевам о своих предпочтениях в еде, не могут отказаться от подарка, встать из-за стола, не спросив разрешения хозяина.

Особое внимание уделяется гостю, когда он покидает дом: сложившийся за многие века ритуал требует от хозяев настаивать на пышных и продолжительных проводах, а от гостей – вежливо отказываться от них. В ответ гости искренне приглашают приютивших их людей навестить при случае и их дом, и очень обижаются, если ответного визита не происходит: пренебрежение приглашением равнозначно личному оскорблению главе семейства.

Фото на главной странице - panadori.ru