Погибает цветок иван и марья что делать. Иван-да-Марья — легенды о цветке. Можно ли вырастить на даче

Иван да Марья – название, которое используют по отношению к нескольким совершенно разным видам растений. Могут так называть фиалку трехцветную, шалфей луговой, барвинок, живучку женевскую, но наиболее часто под этим названием понимают марьянник дубравный.

Цветок Иван-да-Марья: описание

Соцветье – верхушечная, редкоцветная колосовидная кисть. Прицветники супротивные, яйцевидно-сердцевидные, заостренные с зубчиками, у основания и вдоль жилок опушенные. Прицветники нижней части соцветия зеленные, средней – сине-фиолетовые у основания, верхние – полностью фиолетовые.

Чашечка трубчатая с долгозаостренными зубчиками (примерно на пол длины чашечки). Цветки неправильные, цветоножки небольшие, опушенные, обращенные в одну сторону. Венчик двугубый, желтый, с красноватой трубкой и нижней губой.

Продолжительность цветения – с мая по сентябрь. Растет на полянах и опушках, в дубравах, среди кустарников, на болотистых лугах.

Цветок получил свое народное название из-за резкого контраста желтого венчика и фиолетовых прицветников. Есть множество разновидностей легенд, которые объясняют это явление, и все их объединяет сюжет трагической любви молодца Ивана и красавицы Марьи (в более ранних версиях – Купала и Костромы).

Желтый цвет цветка приписывали юноше, а фиолетовый – девушке. Причины, по которым у молодых людей не сложилась судьба, у разных историй отличаются, но с тех пор растут и радуют людей эти интересные яркие цветы.

Фармакопейным растением не является, хотя считается перспективным для фармакологических исследований. Известно его применение цветка иван да марья как инсектицидного, противовоспалительного и ранозаживляющего в народе. В хозяйстве отвар семян раньше использовали для окраски тканей в желтый цвет, а также для борьбы с насекомыми.

Польза и вред для здоровья человека

Растение ядовито. Его наземная часть содержит алкалоиды и гликозиды, в их числе – аукубин и дульцит. Особенно ядовитые семена. Может вызывать сильные отравления также и в животных, которые его едят. Принимать внутрь — осторожно.

Известна польза цветка иван да марья для организма при болезнях сердца, ЖКТ и желудка, гипертонической болезни, эпилепсии, невралгиях. Наружно рекомендуют использовать при чесотке, диатезе, туберкулезе кожи, сыпях, ревматизме, для промывания ран. Марьянниковый чай пьют при золотухе.

Употреблять нужно точно по инструкции. Несоблюдение дозировки может нанести вред человеку. Основные проявления передозировки и отравления:

  • слабость;
  • боли в желудке, за грудиной;
  • тошнота и рвота;
  • сонливость;
  • ослабленная сердечная деятельность.

Лечение в таком случае: промывание желудка, сорбенты, если нужно – симптоматическая терапия (кофеин, валидол, нитроглицерин и т.д.).

Научно доказано, что настой цветка иван да марья характеризируется успокаивающим эффектом, сходным с таким от транквилизаторов. Он будет полезный для лечения начальной стадии эпилепсии.

Противопоказания

Точно определенных противопоказаний не имеет, но как ядовитое растение не рекомендуется применять внутрь беременным, детям и при индивидуальной непереносимости.

Применение травы Иван-да-Марья

Экстракты цветка иван да марья имеют нейролептические свойства. Они оказывают седативное, гипотензивное кардиологическое, и противосудорожное действия. Наружно используется при заболеваниях кожи, порошок из сушеного растения, а также сок из свежего – для заживления ран.

При болезнях кожи

Издавна используется растение иван да марья при заболеваниях кожи: сыпи различной этиологии, экзема, туберкулез кожи, демодекоз, чесотка, золотуха. Для ванн, а также местных обмыванийприменяют настой.

Рецепт настойки: 3 столовых ложки травы необходимо залить 1 л кипятка и настоять 2 часа, затем — процедить.

В нем также при диатезах купают детей.
Также из травы на места пораженные чесоточным клещом и твердые опухоли делают припарки. Сок или сушеный порошок растения использовали для ускорения заживления ран.

Настойка при болезнях сердца

В виде настойки применяется иван да марья при болях в сердце, вызванных спазмом сосудов. Она оказывает также общеукрепляющий эффект на сердечно-сосудистую систему и стимулирует нервную.

Настойка марьянника рецепт: 1,5 столовых ложки сырья необходимо залить 0,5 л водки, настаивать, периодически встряхивая 2 недели.

Пить нужно 2-3 недели по 1 столовой ложке 3 раза в день, потом следует сделать 1 неделю перерыва, после – продолжить лечение.

Рецепт отвара от давления

Отвар либо настой травы иван да марья пьют при гипертонической болезни. Можно также употреблять приготовленную по рецепту указанному выше настойку иван да марьи при давлении.

  • 1 столовая ложка травы заливается 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, тщательно процедить и пить по 1 столовой ложке 3 раза в день;
  • 10-20 г сырья необходимо залить 200 г воды, настоять на водяной бане 30 минут, процедить отвар и добавить кипяченой воды до первоначального объема. Пить по 1 столовой ложке 2-3 раза в день.

Настойки при невралгии и эпилепсии

Эффективны препараты из растения при эпилепсии. На начальном этапе заболевания настой цветка используют для лечения, а на более поздних – как дополнительное средство для послабления судорог, что позволяет уменьшить дозу потребляемых противосудорожных препаратов. Отвар цветка необходимо пить по полстакана 2 раза в день.
При невралгии делают ванны из настоя и отваров растения иван да марья.

Применение при беременности

При стрессах

Действие активных веществ марьянника направлено в основном на нервную и сердечно-сосудистую системы. Настой и настойку его рекомендуют пить при стрессах, депрессиях, а ведь они являются основной причиной многих женских заболеваний. Также цветок в составе сложного сбора применяют при лечении женских доброкачественных образований.

От заболеваний кишечника и желудка

Настой травы иван да марья для желудка пьют дважды в день по полстакана. Он помогает при воспалительных заболеваниях ЖКТ.

Сбор и заготовка растения

Наземную часть марьянника, которая используется как сырье, заготавливать следует во время активного цветения (май – сентябрь). Ее можно срезать или выдергивать прямо со слабо развитым корнем. Сушить — в закрытом от прямых солнечных лучей месте, которое к тому же должно хорошо проветриваться. Хранить можно до 10 месяцев, желательно в бумажных пакетах или стеклянных емкостях. Плоды (коробочки) можно собирать по мере дозревания с июля по сентябрь.

Программное содержание:

Познакомить детей с цветком (название, внешний вид, места и особенности произрастания).
Учить детей понимать образный смысл легенды (из книги Л. Згуровской «Август в Крыму»).
Словарь: Иван-да-Марья, медонос.
Развивать образное восприятие, умение видеть красоту природы.
Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Оборудование:

Картинки с изображением цветка.

Иван-да-Марья

Ход занятия:

О возникновении цветов сложено много легенд. Сегодня вы услышите легенду о цветке с удивительным названием – Иван-да-Марья.

Чтение легенды.

Легенда об Иван-да-Марье

«Давным-давно жил в дремучем лесу Леший. Кривоногий, с копытцами, ушастый и очень кудряво взъерошенный. Так считали люди. Сам же леший говорил, что он потому лохматый, что в парикмахерах у него были всякие древесные колючки, сквозь которые он постоянно в лесу продирался. Ну так вот, жил себе Леший. Жил по-своему, горевал по-своему и радовался тоже по-своему. Одиночества он не боялся, друзей не имел, что такое любовь не знал, с соперниками дрался, гнал их из леса. Так бы оно и шло впредь, но вдруг Леший влюбился. Увидел как-то по весне под кустиком глазастенькую желтенькую фиалочку – Марьюшку и пропал мужичок со всеми своими непричесанными кудрями и копытцами. Пристроился радом, глазеет и вздыхает, вздыхает, ну прямо как больной. Это он смелости набирался. Фиалочка стоит, цветет, красуется, на Лешего даже не смотрит. Расстроился Леший, возьми да и брякни: «Я тобою очарован, жизнь без тебя не в жизнь, выходи за меня замуж». Фиалочка посмотрела на Лешего и отвернулась. Леший думает: чем бы ее удивить, и давай хвастаться: «Я то могу, это могу, хочешь все звезды в шапку соберу?»

Фиалочка Марьюшка опять посмотрела на взъерошенного поклонника и сказала: «Зачем мне звезды в шапке? Пусть на небе живут, мне с моим суженым на лесные дорожки светят. Ивана люблю, с ним жить буду, а не с тобой». Это она для цветущего рядом фиолетового Ивана так говорила.

Пришло время, поженились две фиалки, желтенькая и фиолетовая, и зажили вместе одним домком, одним цветком. В цветке том желтые лепестки – Марьюшка, а фиолетовые – Иванушка. И не стало в лесу ни марьюшки, ни Иванушки по отдельности, а есть единый лесной цветок Иван-да-Марья. А Леший до сих пор в лесу шатается, горюет и всем жалуется».

Иван-да-Марья – лесной цветок. Что это значит? Этот цветок растет в лесу.

Цветки Ивана-да-Марьи обильно выделяют нектар и вполне заслуженно считаются хорошим медоносом. Знаете ли вы, какие растения называют медоносами? Прислушайтесь к этому слову – «медонос», о чем оно говорит? Мед несет.

Очень интересно приспособился цветок Иван-да-Марья к распространению семян - помогают ему в этом муравьи. Дело в том, что семена, похожие на пшеничные зерна, имеют мешочек с ароматными маслами. Для муравьев эти масла - лакомство, поэтому и перетаскивают они семена. А цветку только этого и нужно.

А еще интересен этот цветок тем, что на корнях у него есть присоски, прикрепляющиеся к корням других растений. Так цветок подкармливается соком чужих растений.

Этот цветок ядовит! А еще он обладает лечебными свойствами: заживляет раны, лечит сердце, кожу.

Подумать только, маленький цветок, а как многим он нужен: семена для муравьев, цветочная пыльца для пчел, настойки из листьев для лекарств людям. Да и просто посмотреть на цветок, полюбоваться приятно. Берегите дети красоту, не рвите цветы. Лесные цветы не живут сорванные в вазе, а сразу вянут и гибнут.

Если я сорву цветок...

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты –
Если мы сорвем цветы…
(Т. Собакин)

Вопросы:

1. Почему цветок получил такое название?
2. какого он цвета?
3. Где растет Иван-да-Марья?
4. Почему этот цветок называют «медоносом»?
5. За что эго любят муравьи?
6. Каким образом подкармливается соком других растений?
7. Можно ли назвать Иван-да-Марью лекарственным растением? Почему?
8. Почему нельзя срывать этот цветок?

Многие еще с детства знают, как выглядит цветок Иван-да-Марья, другие просто о нем слышали, но никогда его не видели. Но что это за растение, и почему оно получило такое название? Также будет полезно рассмотреть, как оно применяется в народной медицине, и какими полезными свойствами обладает Иван-да-Марья.

Цветок: описание и другие его названия

Это растение может носить разные народные «имена», такие как желтушка, желтяница, Иванова трава, липняк, меткая трава, луговой звонец и Иван-да-Марья. Но это далеко не все названия, поскольку эта трава за долгие годы привлекла внимание многих людей, которые с радостью дарили ей новые «прозвища». Но по-научному ее именуют как марьянник дубравный из рода марьянник, семейства норичниковых. Но в народе в основном прижилось название Иван-да-Марья.

Цветок (фото показано выше) является однолетним и может вырастать от 15 до 60 сантиметров. Его стебли опущены, листья заостренные, зеленые. Цветки ярко-желтого цвета собраны в несколько соцветий, каждый из них имеет двугорбую, неправильную форму. Цветки украшены фиолетовыми прицветниками зубчатого вида. После цветения появляется небольшой яйцевидный плод. В коробочке созревают продолговатые семена и приобретают бурый, почти черный тон. Они являются пищей для лесной дичи. Благодаря обильному выделению нектара цветок относится к медоносу.

«Характер» растения

Почему назвали Иван-да-Марья

Большинство растений не обладают такой контрастной окраской, именно поэтому цветок Иван-да-Марья оброс легендами и поверьями. Каждый народ рассказывал свою версию появления цветка, но в любой такой истории были влюбленные, которые хотели остаться вдвоем. Именно этот яркий цветок стал символом верности. Еще с давних лет считалось, что синий - это цвет мужчин, а желтый, соответственно, женский. Но даже имена Иван и Марья были не случайными, ведь в те времена именно они были самыми распространенными и могли символизировать любую влюбленную пару.

Распространенные легенды

Первая история связана с двумя влюбленными, которых звали Иван и Марья. Пара пошла в лес, чтобы собирать грибы. Но неожиданно налетели тучи, засверкала молния, полил дождь. Красавица Марья испугалась, но Иван ее заслонил от ненастья. После того как гроза окончилась, влюбленные побежали домой. Спустя время на этом месте, где парень оградил девушку от ненастья, вырос прекрасный желтый цветок, а над ним склонился фиолетовый листочек, который его «окутывал», как Иван заслонял Марью.

Есть другая легенда о цветке Иван-да-Марья. В одном лесу жил лохматый Леший, который не имел друзей и пугал прохожих. Но однажды весной он заметил красивую желтую фиалку, в которую сразу влюбился. Ее звали Марьюшка. Леший ею любовался, а фиалка даже не смотрела на него. Однажды он не выдержал и признался, что очарован, и предложил ей выйти за него замуж, но Марьюшка просто отвернулась. Он обещал ей звезды собрать, но красавица сказала, что ничего от него не хочет. Она любила цветущего рядом сиреневым цветом Иванушку. И эти две фиалки поженились и стали жить вместе на одном стебельке. А леший ушел горевать. Вот такие истории сочинял народ в прошлые времена. Но помимо легенд цветок Иван-да-Марья славится своими целебными свойствами.

Лечебные характеристики растения

Растение имеет свойство оказывать противовоспалительное и ранозаживляющее воздействие. Травники используют отвар из марьянника для лечения желудочных и сердечных болезней. Также его настой можно добавлять в ванны для избавления от экзем, ревматизма, туберкулеза кожи.

Сбор травы

Для приготовления лекарственных средств используют все наземные части: плоды, цветы, листья и стебли. Сбор растения начинается в мае и оканчивается в сентябре. Плоды можно найти с июля по сентябрь. Растение нужно сушить в проветриваемой комнате. После этого его держат отдельно от остальных трав. Стоит помнить, что растение быстро растрачивает свои целебные свойства, поэтому его предельный срок хранения составляет 10 месяцев.

Предостережение

Всем, кто решил использовать цветок Иван-да-Марья для лечения, нужно помнить, что он является ядовитым, поэтому важно проявлять осторожность, особенно принимая растение внутрь. Семена содержат в своем составе аукубин. Он способен воздействовать как наркотическое средство, а также оказывать раздражающее действие. Обычно это выражается в сонливости, понижении сердечной деятельности и слабости. Если после применения этого препарата вы заметили перечисленные симптомы, стоит сразу обратиться к доктору.

Рецепты настоев

Если имеется чесотка, сыпь или золотуха, можно приготовить отвар, который добавляется в ванную или используется для местного протирания. Для приготовления необходимо залить литром кипятка три ложки травы. Настаивать нужно два часа, после чего средство процеживается.

Если у человека наблюдаются головокружения, гипертония, эпилепсия, болезни сердца, невралгии, проблемы с ЖКТ, готовится другой настой из этой же травы. Для приготовления стакан кипятка выливают в емкость со столовой ложкой марьянника дубравного. После того как пройдет полчаса, средство процеживается. Принимать нужно два раза в день по полстакана.

Для того чтобы быстрее заживить раны, можно воспользоваться свежей молотой травой. Таким же действием обладает порошок из Иван-да-Марьи.

Если нужно избавиться от вредных насекомых, готовится отвар из плодов.

Иван-да-Марья: цветок комнатный, многолетний

Некоторые любители растений хотели бы завести в своем цветнике этот красивый цветок. Сразу стоит сказать, что марьянник является дикой травой. Но существуют другие виды комнатных цветов, которые домохозяйки называют Иван-да-Марья. Можно отметить, что они во многом отличаются от марьянника. Среди таких домашних растений может быть бегония клубневая. Также Иван-да-Марьей называют кампанулу. Но у нее есть и другое имя -«Жених и невеста». Цветок Иван-да-Марья комнатный (фото показано выше) отличается от настоящего еще и тем, что он многолетний и размножается не только семенами, но и черенками.

Легенды и мифы о растениях [Легенды Древнего Востока, языческие мифы, античные предания, библейские истории] Мартьянова Людмила Михайловна

Иван-да-марья

Иван-да-марья

Широко распространенное и хорошо всем знакомое растение иван-да-марья (melampyrum nemorosum) получило свое народное название за контрастную (противопоставление Иван-Марья, мужчина-женщина) и весьма привлекательную окраску: золотисто-желтые цветы хорошо смотрятся на фоне сине-фиолетовых кроющих листьев. Цветочная трубка красно-бурая. Губа цветков также со временем краснеет.

Издали кажется, что иван-да-марья (марьянник дубравный) цветет сразу и желтыми и синими цветами. Но подойдешь поближе – и увидишь, что цветки у этого растения желтого цвета, а над ними красивые синие листочки, которые как бы прикрывают собой эти желтенькие цветы. Желтые цветы и синие листочки над ними и делают иван-да-марью очень нарядной травой.

Но главная ипостась символа заключается в священном соединении огня и воды, земного и небесного.

Сочетание желтого и синего цвета отражает купальские значения огня и воды, широко используемые во время праздника. В этом качестве цветок представлялся как звено, соединяющее людей и с богами, и между собой. Не случайно союзы, заключенные на Купалу, считались нерушимыми, даже если совершались без ведома родителей и родни. Новобрачные, взявшись за руки, прыгали через костер, а затем совершали ритуальное омовение перед актом физической любви. Таков был обряд заключения сакрального брака, а символом его был цветок, в котором желтый цвет (огонь) соотносился с женихом, а синий (вода) – с невестой. Этот же смысл проводился в обряде спускания (скатывания) в воду подожженного колеса от телеги, а также сжигания в костре куклы, обряженной в синее платье.

Иван-да-марья – одна из распространенных в России сильных трав. На мысли человека практически не воздействует, поэтому применяется лишь в настоях. Эта трава позволяет организму достичь гармонии инь и янь-энергии, помогают человеку достигнуть счастья в жизни, притягивает к нему то, чего ему недостает. Нечисть она убирает за счет того, что ликвидирует с помощью резервов самого организма энергетические дыры, в которые проникает зло. Успокаивает нервную систему, при постоянном применении этой травы человек заметно хорошеет.

Но свои силы эта трава хранит очень недолго. Собрав ее близ дня Купалы (когда она созревает), вы сможете ею полноценно пользоваться не больше полного лунного месяца. В засушенном виде она с каждым лунным месяцем теряет около 10 % своих исцеляющих свойств, хотя химический состав ее остается прежним. Но тем более постарайтесь не пропустить возможность помыться веничком из иван-да-марьи вечером 7 июля (в день Купалы), чтобы смыть с себя те сущности, которые, прилепившись к вам, сжирают красоту и благополучие.

Люди, любуясь этим цветком, сочинили красивую легенду. В сухую, солнечную погоду пошли в лес по грибы Иван да Марья. Но не успели они дойти до леса как налетел ветер, набежали тучи, засверкала молния, началась гроза. Негде было спрятаться, и храбрый Иван заслонил красавицу Марью. Как только стихла непогода, Иван и Марья вернулись домой, а на том месте, где он спасал девушку, поднялась трава с красивыми фиолетовыми листочками, которые, как Иван Марью, защищали от непогоды желтые цветы. Вот и пошло отсюда название иван-да-марья.

Другая легенда рассказывает, что жил в лесу кривоногий, с копытцами, очень кудряво взъерошенный Леший.

Жил по-своему, горевал по-своему и радовался тоже по-своему. Одиночества он не боялся, друзей не имел, что такое любовь не знал. Так бы оно и шло впредь, но вдруг Леший влюбился. Увидел как-то по весне под кустиком глазастенькую желтенькую фиалочку – Марьюшку и пропал совсем. Фиалочка стоит, цветет, красуется, на Лешего даже не смотрит. А Леший, стараясь обратить на себя внимание, давай хвастаться, будто все умеет, все знает. Но фиалка на него не смотрит. Решил Леший сделать ей предложение, мол выходи за меня замуж. А фиалка в ответ: «Ивана люблю, за него замуж пойду». Это она для цветущего рядом фиолетового Ивана так сказала. Пришло время, поженились две фиалки, желтенькая и фиолетовая, и зажили вместе одним домиком, одним цветком. В цветке том желтые лепестки – Марьюшка, а фиолетовые – Иванушка. И не стало в лесу ни Марьюшки, ни Иванушки по отдельности, а есть единый лесной цветок иван-да-марья. А Леший до сих пор в лесу шатается, горюет и всем жалуется. Цветки ивана-да-марьи обильно выделяют нектар и вполне заслуженно считаются хорошим медоносом. Очень интересно приспособился цветок иван-да-марья к распространению семян – помогают ему в этом муравьи. Дело в том, что семена, похожие на пшеничные зерна, имеют мешочек с ароматными маслами. Для муравьев эти масла – лакомство, поэтому и перетаскивают они семена. А цветку только этого и нужно. А еще интересен этот цветок тем, что на корнях у него есть присоски, прикрепляющиеся к корням других растений. Так цветок подкармливается соком чужих растений. Этот цветок ядовит! А еще он обладает лечебными свойствами: заживляет раны, лечит сердце, кожу. Подумать только, маленький цветок, а как многим он нужен: семена для муравьев, цветочная пыльца для пчел, настойки из листьев для лекарств людям. Да и просто посмотреть на цветок, полюбоваться приятно.

Другие легенды, связанные с Иваном и Марьей, повествуют о запретной любви.

По одной версии, брат и сестра не ведали о своем кровном родстве и вступили в брак, за нарушение обычая они были обращены Богом в цветок. По другой – превращение состоялось по согласию влюбленных, которые не смогли справиться со своей страстью и не желали расставаться. Самый жесткий вариант предания гласит, что сестра хотела соблазнить братца, а он за это ее убил. В качестве предсмертной воли девушка попросила посадить на могиле этот цветок.

Иваном-да-марьей называют порой и трехцветную фиалку, а иногда – живучку женевскую, шалфей луговой и барвинок. Почему? У них тоже ярко отличающиеся два цвета (у фиалки третий, белый, в расчет не принимается).

По другой легенде жили-были брат Иван да сестра Марья в избенке на берегу озера.

Озеро тихое, а слава дурная. В этом озере водился Водяной.

Как наступит ночь Водяной начинает воду будоражить, тину со дна поднимать. В такие лунные ночи выходят из воды русалки и прячутся от Водяного в деревьях. И зовут их тогда древяницами.

И наказывал брат Иван сестре Марье в случае его отлучки не выходить из избы, кабы лиха не случилось. Велел ей тихо сидеть и песен не петь. Ушел Иван в лес на охоту. Марья работу по дому выполнила и стало ей скучно. Села у окна и запела песню. Вдруг слышит тонкий голос зовет ее на улицу выйти. Выглянула Марья за дверь, и ахнула. Там русалки хороводы ведут. Увидели Марью и зовут к себе. Надели венок на голову и признали ее своей царицей.

Вдруг из кустов выглянула страшная голова Водяного и его корявые руки потянулись к Марьюшке.

Вернулся Иван с охоты, а Марьюшки нет дома. Везде искал он ее, но не нашел. Настала купальская неделя.

И решил Иван сплести себе новые лапти и идти искать сестру.

Нашел за озером липку, ободрал, сплел лапти и пошел Марью искать.

Шел, шел, видит – стоит голая липка, с которой он лыко драл. Пошел дальше искать. Но куда ни пойдет везде находит эту липку. Рассердился Иван и решил срубить ободранную им липку. Замахнулся топором, а липка говорит человеческим голосом: «Не руби меня Иван, я сестра твоя Марья. Царь водяной меня в жены взял, теперь я древяница, а с весны опять русалкой буду. Чтобы я опять стала Марьей, тебе надо найти полынь-траву и бросить ее мне в лицо». Только она это проговорила, как лапти понесли Ивана далеко в лес. Нашел он полынь-траву. И бросил Иван в липку полынь-траву, вышла из липки сестрица Марья, обняла брата, заплакала. Бросили они домик у озера, уехали жить далеко-далеко.

И живут неразлучно до сих пор и кличут их всегда вместе – Иван да Марья.

Из книги 100 великих картин автора Ионина Надежда

ИВАН ГРОЗНЫЙ И СЫН ЕГО ИВАН Илья Репин Проблема героя всегда была важнейшей в русской исторической живописи. При этом слово «герой» имело двоякое значение: герой - положительный образ, воплощающий нравственные ценности, и герой, как главное действующее лицо

Из книги Крестная сила автора Максимов Сергей Васильевич

XXX. ИВАН КУПАЛА Изучая народные купальские песни, польские историки XVII века вывели скороспелое заключение о существовании какого-то особого славянского, бога Купалы. Но дальнейшие исследования ученых показали, что заключение это основано на простом искажении некоторых

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет автора Лаврентьева Елена Владимировна

Из книги Погаснет жизнь, но я останусь: Собрание сочинений автора Глинка Глеб Александрович

Иван Катаев «Боремся мы для будущих поколений, им суждено воспользоваться плодами нашей борьбы. А мы должны себя бестрепетно принести в жертву. И вы, и я - только агнцы заклаемые, и нечего нам добиваться от жизни для самих себя чего-нибудь светлого. Это просто мешает

Из книги Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина автора Курукин Игорь Владимирович

Из книги Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика автора Захарова Оксана Юрьевна

Иван Бунин Памятный бал Было на этом рождественском балу в Москве все, что бывает на всех балах, но все мне казалось в тот вечер особенным: это все увеличивающееся к полночи нарядное, возбужденное многолюдство, пьянящий шум движения толпы на парадной лестнице, теснота

Из книги Народный быт Великого Севера. Том II автора

Иван глиняный В некотором селе жил старик со старухою. Однажды старик сказал старухе: старуха, принеса-ка мне глины, я слеплю мальчика, так он будет нам заместо сына. Старуха принесла глины, размочила ее и они стали лепить, слепили и положили в печку сохнуть, а старуха села у

Из книги Народный быт Великого Севера. Том I автора Бурцев Александр Евгениевич

АНФИЙ ДА МАРЬЯ Жил-был Анфий да Марья; детей у них не было. Раз Анфий и говорит Марье: свари-ка мне три десятка яиц, я пойду да продам! А дело было перед Пасхой и яйца очень дороги. Марья сварила яйца, он выкрасил их и понес продавать. Взял он по рублю за яйцо, денег у него стало

Из книги Говорят что здесь бывали… Знаменитости в Челябинске автора Боже Екатерина Владимировна

ИВАН КУПЕЦКОЙ СЫН Не в котором царстве, не в котором государстве, не именно в том, в котором мы живем, жили-были два брата и имели они по двенадцати лавок и по трехэтажному каменному дому. У младшего брата был мальчик годов пяти или шести. Младший брат помер, а его молодая

Из книги Русский Галантный век в лицах и сюжетах. Kнига вторая автора Бердников Лев Иосифович

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Легенды и мифы о растениях [Легенды Древнего Востока, языческие мифы, античные предания, библейские истории] автора Мартьянова Людмила Михайловна

Из книги Бесы: Роман-предупреждение автора Сараскина Людмила Ивановна

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Иван-чай Кипрей традиционно использовался на Руси в качестве повседневного чайного напитка, придающего бодрость и хорошее самочувствие. Участники взятия Казани и покорения Астрахани, ратники Минина и Пожарского, гулящая вольница Степана Разина пили иван-чай, который

Из книги автора

В КАКОМ СТАВРОГИНЕ РАЗОЧАРОВАЛАСЬ МАРЬЯ ТИМОФЕЕВНА? Единственная в романе сцена свидания Ставрогина с Марьей Тимофеевной наедине имеет исключительно важное значение для понимания «основного мифа» «Бесов».Визит Николая Всеволодовича к Лебядкиной был третьим и

Из книги автора

Иван Купала По преданиям, ночь с 6 на 7 июля – это время разгула нечистой силы. Считалось, что ведьмы могли испортить праздник. В эту ночь старались провести обряд очищения: мылись и разводили костры, в которых старались сжечь все плохое, что осталось с прошлого года.Славяне

На самом деле этим именем называют несколько совершенно различных растений, относящихся к разным семействам. Поэтому довольно сложно сказать точно, какой именно цветок звали так наши предки. Во всяком случае, известно, что это название носит двухцветный цветок, обычно желтый с фиолетовым.

Чаще всего иваном-да-марьей называют растение, известное в ботанике как марьянник дубравный – однолетнее растение, отличающееся ярко-желтыми цветками с фиолетовыми прицветниками. Другие названия этого растения – иванова трава, брат с сестрой.

Иногда иваном-да-марьей зовут также фиалку трехцветную (анютины глазки) или луговой шалфей, реже – барвинок малый.

Легенды об Иване-да-Марье

Наиболее распространенная версия легенды, объясняющей название цветка, связана с именем Ивана Купалы.

Родились когда-то в одной семье – и , Купала и Кострома. Когда они были еще маленькими детьми, Купалу унесла в далекие края птица Сирин. Спустя много лет молодой человек плыл по реке на лодке, странствуя в незнакомых землях. Тем часом мимо его лодки проплывал девичий . Купала подобрал его, а сойдя на берег, встретил и его хозяйку – красавицу Кострому. Молодые люди всем сердцем полюбили друг друга. Они поженились по славянскому обычаю. И лишь потом, придя в родную деревню, узнали о том, что приходятся друг другу родными братом и сестрой.

Согласно одной из версий легенды, боги покарали Кострому и Купалу за их запретную любовь, обратив их в цветок. По другой версии, несчастные влюбленные сами попросили об этом богов, чтобы никогда не разлучаться.

Еще один вариант предания рассказывает о том, что Кострома, не вынеся позора, пошла топиться в реке и превратилась в русалку, мару.

Самая жестокая легенда повествует о сестре, которая попыталась соблазнить своего брата, за что и была им убита. Перед смертью же она попросила посадить этот цветок на ее могиле.

Более «мягкая» история – о брате и сестре, которые жили на берегу реки. Однажды сестру заманили русалки и превратили в мару, жену водяного. Тогда ее брат собрал полынь-траву и с ее помощью одолел водяного.

Символика растения

Иван-да-марья – один из главных символов праздника Ивана Купалы, знак нерушимой любви.

Кроме того, считается, что желтый цвет символизирует огонь, а фиолетовый – воду (росу). Таким образом, иван-да-марья – символ единения противоположностей, знак огня и воды.