Шинель (повесть), сюжет, действующие лица, инсценировки, экранизации. «Шинель» главные герои

Повесть Гоголя «Шинель»: проблематика и образ главного героя

«Шинель» - написанная в 1842 году повесть из цикла петербургских повестей Н. В. Гоголя. В этот цикл также входят «Невский проспект», «Нос», «Портрет» и «Записки сумасшедшего». «Шинель» - продолжение темы маленького человека, открытой А. С. Пушкиным. Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин - главный герой повести Пушкина «Станционный смотритель», написанной в 1830 году.

Гоголь задумывался о написании этой повести еще в 30-х годах, вдохновил же его на создание произведения анекдот о бедном чиновнике, который очень долго во всем себе отказывал и копил на дорогое ружье. Купив желанную вещь, он отправился на утиную охоту в Финский залив, но, положив ружье на нос лодки, не заметил, как обновку стянуло в воду тростником. Чиновник так и не смог оправиться от утраты и, приехав домой, слег в горячке и больше не вставал.

Гоголь прекрасно понимал горечь подобной утраты, так как сам когда-то был чиновником (в 1829 году определился на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел, а с 1830 по 1831 год служил в департаменте уделов). Тогда в письме к матери он писал: «умереннее меня вряд ли кто живет в Петербурге. Я еще до сих пор хожу в том самом платье, которое я сделал по приезде своем в Петербург из дому, и потому вы можете судить, что фрак мой, в котором я хожу повседневно, должен быть довольно ветх и истерся также не мало, между тем как до сих пор я не в состоянии был сделать нового, не только фрака, но даже теплого плаща, необходимого для зимы. Хорошо еще, я немного привык к морозу и отхватал всю зиму в летней шинели».

Поэтому Гоголь, создавая «Шинель», мог практически с точностью передать переживания главного героя, опираясь на собственный опыт.

В фамилии главного героя есть что-то уменьшительно-ласкательное - Башмачкин (из-за суффикса «чк»). Гоголь как будто специально делает своего героя неприглядным: «чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным.». Можно подумать, что автор создает снижающий портрет, по которому даже невозможно определить, сколько лет герою, то есть Башмачкин - человек без возраста. Лишь ближе к концу произведения читатель узнает, что «Акакию Акакиевичу забралось уже за пятьдесят лет». Повествователь говорит о герое так, будто давно его знает: «Родился Акакий Акакиевич против ночи, если только не изменяет память, на 23 марта».

Имя героя - Акакий Акакиевич - непривычное даже для XIX века и вовсе не благозвучное, дано ему не из большой любви к отцу. Назвали его так просто потому, что в календаре не нашлось ничего лучше: «… что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий». Далее автор добавляет (не без иронии): «. это случилось совершенно по необходимости и другого имени дать было никак невозможно». Имя Акакий хоть и неприятно звучит, но по смыслу отлично подходит герою (в переводе с греческого языка - «не делающий зла», «неплохой», «незлобивый»).

Гоголь подчеркивает, что Акакий Акакиевич будто бы и не имел вовсе ни детства, ни юности: «. он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове». Его никто не замечает, а он, что странно, любит свою работу: «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир».

Гоголь с большим вниманием к деталям рисует крошечный замкнутый мирок Акакия Акакиевича: «Никто не мог сказать, чтобы когда-нибудь видел его на каком-нибудь вечере. Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра? Так протекала мирная жизнь человека, который с четырьмястами жалованья умел быть довольным своим жребием.». Этот мир Гоголь изображает именно для того, чтобы сказать читателям, что мы по-христиански должны любить каждого человека, даже самого мелкого и невидного. Но сам Акакий Акакиевич не способен эту мысль сформулировать, когда над ним самим смеются коллеги, он не пытается отстоять свое достоинство, он человек кроткий. Все, что он может сказать - лишь «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Это почти единственная членораздельная фраза Акакия Акакиевича во всем произведении. Речь его убога, но она очень хорошо характеризует его внутренний мир. Гоголь передает эту фразу как повторяющуюся («он произносил»), то есть это случалось неоднократно. Владеть словом - значит осмыслить что-то; в «Шинели» за Акакия Акакиевича берет слово сам автор («Я брат твой»).

В «Ревизоре» Гоголь показывает людей без чести, здесь же он говорит о том, что в человеке надо в первую очередь видеть равного себе и будто специально выбирает кого-то типа Акакия Акакиевича.

Герой рассеян, его мысли постоянно витают в плоскостях, далеких от бытовых, он не замечает, что к нему что-то прилипло («всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка»), не замечает даже вкуса пищи («Приходя домой, он садился тот же час за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком, вовсе не замечая их вкуса, ел все это с мухами и со всем тем, что ни посылал Бог на ту пору») и «. к тому же он имел особенное искусство, ходя по улице, поспевать под окно именно в то самое время, когда из него выбрасывали всякую дрянь». Здесь читатель должен разглядеть не сатирический смех, а горькую авторскую иронию. У Акакия Акакиевича нет досуга, он не развлекается.

Едва ли не единственный во всей повести диалог состоялся у Петровича - одноглазого портного (очередная грустная ирония), к которому Башмачкин приходит, чтобы заказать шинель. Но и это, по сути, назвать диалогом нельзя, так как «Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения». Сильная эмоция в речи появляется только тогда, когда Петрович называет цену изделия: «Полтораста рублей за шинель! - вскрикнул бедный Акакий Акакиевич, вскрикнул, может быть, в первый раз от роду, ибо отличался всегда тихостью голоса». Далее следует внутренний монолог Акакия Акакиевича, который также, безусловно, заслуживает внимания. Но и внутренняя речь не слишком отличается от внешней: в ней в изобилии присутствуют наречия, предлоги, междометия - в общем, все, кроме четких слов: «Так этак-то! вот какое уж, точно, никак неожиданное, того. этого бы никак… этакое-то обстоятельство!».

Башмачкин мечтал о новой шинели, экономил на всем («он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно»), копил деньги, кажется, совсем не отдыхал, но зато с тех пор будто само существование его стало осмысленнее: «С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее. как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, - и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель».

В этой повести самое интересное то, что Гоголь держит читателей на грани улыбки, а сам совершенно не улыбается. Он подробно рисует этот мир Акакия Акакиевича, но кажется, главная цель автора состояла в том, чтобы читатели были внимательнее, чтобы героя любили. Гоголю важно, чтобы читатели сумели и такому герою сострадать. Пушкин в «Медном всаднике» и в «Станционном смотрителе» добивался того же, ведь мир Евгения в «Медном всаднике» небольшой, но, по сравнению с Акакием Акакиевичем, Евгений более развит и образован, ведь он принадлежал к древнему, но обнищавшему роду. А Акакий Акакиевич не обладает даже этим достоинством.

Николай Васильевич Гоголь является одной из самых значительных фигур в русской литературе. Именно его по праву называют родоначальником критического реализма, автором, который наглядно описал образ «маленького человека» и сделал его центральным в русской литературе того времени. В дальнейшем очень многие писатели использовали этот образ в своих произведениях. Не случайно Ф. М. Достоевский в одной из своих бесед проронил фразу: «Все мы вышли из гоголевской шинели».

История создания

Литературный критик Анненков отмечал, что Н. В. Гоголь часто прислушивался к анекдотам и различным историям, которые рассказывали в его окружении. Иногда бывало, что эти анекдоты и комичные истории вдохновляли писателя на создание новых произведений. Так случилось и с «Шинелью». По словам Анненкова, однажды Гоголь услышал анекдот о бедном чиновнике, который очень любил охоту. Этот чиновник жил в лишениях, экономил на всем только ради того, чтобы купить себе ружье для любимого хобби. И вот, долгожданный момент настал - ружье приобретено. Однако, первая же охота оказалась не удачной: ружье зацепилось за кусты и утонуло. Чиновник был так шокирован происшествием, что слег с лихорадкой. Гоголя этот анекдот совсем не рассмешил, а, наоборот, навел на серьезные размышления. По словам многих, именно тогда в его голове зародилась идея написания повести «Шинель».

При жизни Гоголя повесть не вызвала значительных критических дискуссий и дебатов. Это связано с тем, что в то время писатели достаточно часто предлагали своим читателям комические произведения о жизни бедных чиновников. Однако, значимость произведения Гоголя для русской литературы оценили по прошествии лет. Именно Гоголь развил тему «маленького человека», протестующего против законов, действующих в системе, подтолкнул других писателей к дальнейшему раскрытию этой темы.

Описание произведения

Главный герой гоголевского произведения - младший государственный служащий Башмачкин Акакий Акакиевич, которому постоянно не везло. Даже в выборе имени родителям чиновника попадались не удачные, в итоге ребенок был назван в честь отца.

Жизнь главного героя - скромна и ничем не примечательна. Он живет в маленькой съемной квартирке. Занимает мелкую должность с нищенской зарплатой. К зрелому возрасту чиновник так и не обзавелся ни женой, ни детьми, ни друзьями.

Башмачкин носит старый линялый мундир и дырявую шинель. Однажды, лютый мороз заставляет Акакия Акакиевича отнести старую шинель к портному на починку. Однако, портной отказывается чинить старую шинель и говорит о необходимости покупки новой.

Цена шинели - 80 рублей. Это огромные деньги для мелкого служащего. Чтобы собрать необходимую сумму, он отказывает себе даже в маленьких человеческих радостях, которых итак в его жизни не много. Через некоторое время чиновнику удается скопить нужную сумму, и портной наконец-то шьет шинель. Приобретение дорогого предмета одежды - грандиозное событие в жалкой и скучной жизни чиновника.

Однажды вечером Акакия Акакиевича догнали на улице не известные люди и отобрали шинель. Расстроенный чиновник отправляется с жалобой к «значительному лицу» в надежде найти и наказать виновных в его беде. Однако, «генерал» не поддерживает младшего служащего, а, наоборот, делает выговор. Башмачкин, отвергнутый и униженный, оказался не в состоянии справиться со своим горем и умер.

В конце произведения автор добавляет немного мистики. После похорон титулярного советника в городе начали замечать призрак, который отнимал шинели у прохожих. Немного позже этот самый призрак отобрал шинель у того самого «генерала», отругавшего Акакия Акакиевича. Это послужило уроком для важного чиновника.

Главные герои

Центральная фигура повести, жалкий государственный служащий, который всю жизнь занимается рутинной и не интересной работой. В его работе отсутствуют возможности для творчества и самореализации. Однообразие и монотонность буквально поглощают титулярного советника. Все, чем он занимается - переписывание никому не нужных бумаг. У героя нет близких. Свободные вечера он проводит дома, иногда переписывая бумаги «для себя». Внешность Акакия Акакиевича создает еще более сильный эффект, героя становится по-настоящему жалко. Есть что-то ничтожное в его образе. Впечатление усиливает рассказ Гоголя о постоянных неприятностях, постигающих героя (то неудачное имя, то крещение). Гоголь как нельзя лучше создал образ «маленького» чиновника, который живет в страшных лишениях и каждый день борется с системой за свое право на существование.

Чиновники (собирательный образ чиновничества)

Гоголь, рассказывая о сослуживцах Акакия Акакиевича, делает акцент на таких качествах, как бессердечность, черствость. Коллеги несчастного чиновника всячески издеваются и подшучивают над ним, не испытывая ни грамма сочувствия. Весь драматизм отношений Башмачкина с коллегами заключен в сказанной им фразе: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

«Значительное лицо» или «генерал»

Гоголь не называет ни имени, ни фамилии этого человека. Да это и не важно. Важен чин, положение на социальной лестнице. После пропажи шинели, Башмачкин впервые в жизни решается отстоять свои права и отправляется с жалобой к «генералу». Тут то «маленький» чиновник и сталкивается с жесткой, бездушной бюрократической машиной, образ которой заключен в персонаже «значительного лица».

Анализ произведения

В лице своего главного героя Гоголь словно объединяет всех бедных и униженных жизнью людей. Жизнь Башмачкина - вечная борьба за выживание, нищета и однообразие. Общество с его законами не дает чиновнику права на нормальное человеческое существование, унижает его достоинство. При этом сам Акакий Акакиевич соглашается с таким положением и безропотно терпит тяготы и трудности.

Пропажа шинели - переломное событие в произведении. Оно заставляет «маленького чиновника» в первый раз заявить обществу о своих правах. Акакий Акакиевич направляется с жалобой к «значительному лицу», которое в повести Гоголя олицетворяет всю бездушность и обезличенность бюрократии. Натолкнувшись на стену агрессии и непонимания со стороны «значительного лица», бедный чиновник не выдерживает и умирает.

Гоголь поднимает проблему чрезвычайной значимости чина, которая имело место в обществе того времени. Автор показывает, что такая привязанность к чину губительна для людей с самым разным социальным статусом. Престижная должность «значительного лица» сделала его равнодушным и жестоким. А младший чин Башмачкина привел к обезличиванию человека, его унижению.

В конце повести Гоголь не случайно вводит фантастическую концовку, в которой призрак несчастного чиновника снимает с генерала шинель. Это некоторое предостережение важным лицам о том, что их бесчеловечные поступки могут иметь последствия. Фантастика в конце произведения объясняется тем, что в российской действительности того времени практически невозможно представить ситуацию возмездия. Так как «маленький человек» в то время не имел прав, не мог требовать к себе внимания и уважения со стороны общества.

В 1842 году Николай Васильевич Гоголь написал небольшое произведение «Шинель», которым завершил цикл своих «Петербургских повестей». Дата первой публикации — 1843 год. В повести ведется повествование о жизни и смерти «маленького человека», судьба которого так похожа на миллионы других несчастных судеб жителей России девятнадцатого века.

Вконтакте

Главная сюжетная линия

История создания произведения и кто его главные герои . В начале 30-х годов 19 столетия Гоголь услышал юмористический рассказ о страданиях бедного чиновника, мечтавшего о дорогом ружье, долго копившем на него и скоропостижно умершем от горя после его потери.

Данные события и стали основой для создания повести. «Шинель» жанр имеет комически-сентиментальной повести о серой, лишенной радости жизни простых петербургских чиновников. Изложим краткое содержание.

Первая часть. Знакомство с главным персонажем

Повествование начинается со сведений о рождении и оригинальном наречении имени главному герою. Мать, после предложенных нескольких причудливых имен из святок, решила дать новорожденному имя его отца Акакий Акакиевич Башмачкин . Далее автор подробно описывает кем был герой, чем занимался в жизни: был небогат , служил титулярным советником , в обязанности которого входило скрупулезное переписывание бумаг .

Свою однообразную работу Башмачкин любил, выполнял с усердием и другого занятия для себя не желал. Жил от зарплаты до зарплаты, имея скудное пропитание и самые необходимые для жизни вещи.

Важно! Башмачкин был очень смиренным и добрым человеком. Молодые сослуживцы никогда не считались с ним, даже более того – всячески над ним издевались. Но это не могло нарушить душевного покоя главного героя, он никогда не реагировал на оскорбления, а тихо продолжал свою работу.

Поход к портному

Сюжет повести довольно простой, в ней рассказывается о том, как главный герой сначала приобрел шинель , а затем ее потерял . Однажды Башмачкин обнаружил, что его шинель (пальто со складками на спине, форменная одежда госслужащих в 19 веке) сильно износилась, а в некоторых местах вовсе порвалась. Чиновник поспешил к портному Петровичу, чтобы тот смог залатать верхнюю одежду.

Подобно приговору звучит отказ портного в починке старой шинели и совет приобрести новую. Для бедного чиновника с годовым жалованием около 400 рублей сумма в 80 рублей, требуемая для пошива новой шинели, была просто неподъемной.

Башмачкин копит на обновку

Половина суммы у героя была накоплена – откладывалась ежемесячно по копейке с каждого рубля. Другую половину он решает приобрести путем экономии: отказывается от ужина, ходит на цыпочках, чтобы не портить подметки на обуви, а дома носит один халат с целью экономии на белье и стирке. Неожиданно на службе выдают премию на 20 рублей больше ожидаемой суммы, что ускоряет процесс шитья обновки.

Новая шинель и ее похищение

Портной мастерски выполняет заказ Башмачкина , который, наконец, становится счастливым обладателем шинели из хорошего сукна с кошкой на воротнике. Окружающие замечают обновку, радуются за героя и поздравляют, а вечером приглашают на чай в дом к помощнику столоначальника.

Акакий приходит на вечер , хотя чувствует себя там неловко: такое мероприятие ему непривычно. Остается в гостях до полуночи. По пути к дому на безлюдной площади его останавливают неизвестные люди и снимают с плеч новую шинель.

Обращение к приставу и посещение «значительного лица»

На следующий день несчастный Акакий Акакиевич Башмачкин направляется за помощью к частному приставу , но поход не увенчался успехом. В департаменте, где все сочувствуют горю и пытаются помочь. По совету сослуживцев главный герой обращается к «значительному лицу», которое, желая произвести впечатление на присутствующего у него в кабинете приятеля, грубо обращается с Башмачкиным, чем повергает несчастного в шок и беспамятство. Расстроенный титулярный советник бредет по холодному Петербургу в своей потрепанной одежде, простужается и серьезно заболевает.

Смерть и появление привидения

Через несколько дней в бреду и горячке Акакий Акакиевич умирает. После его смерти в городе появляется привидение, по внешнему описанию похожее на покойного, ведущего охоту за шинелями прохожих.

Однажды по дороге домой «значительное лицо» встречает призрак Башмачкина, который с криком набрасывается на генерала, пытаясь отобрать шинель. После этого случая, появления привидения-мертвеца совершенно прекращается.

Другие герои

Помимо Акакия Акакиевича в повести присутствуют портной Петрович и «Значительное лицо», описание которых помогает автору глубже раскрыть натуру Башмачкина. Характеристика героев позволяет понять особенности того времени.

Акакий Акакиевич:

  • внешность: пожилой человек 50 лет, небольшого роста, с лысиной на голове , бледным цветом лица. Не придает значения своей одежде, носит потрепанные и выцветшие вещи;
  • отношение к работе: ревностно относится к своим обязанностям , никогда не прогуливает работу. Для него переписывание бумаг — наивысшее наслаждение в жизни. Даже после работы Акакий Акакиевич брал бумаги домой для упражнения в писании;
  • характер: незлобивый, робкий и пугливый. Башмачкин — бесхарактерная личность , не умеющая постоять за себя. Но в то же время это воспитанный, спокойный человек, не позволяющим себе сквернословия и ругани, главными его добродетелями были искренность и чистосердечие;
  • речь: говорит бессвязно и непонятно, употребляя большей частью и предлоги;
  • жизненная позиция: домосед, живущий в своем мирке , не интересующийся развлечениями и общением. Несмотря на жалкое существование, любит свою работу, доволен своей жизнью и умеет радоваться мелочам.

Возвращение Башмачкина в полночь домой

Портной Григорий Петрович:

  • бывший крепостной с рябым одноглазым лицом, часто ходил с голыми ногами, как принято было у портных во время работы;
  • род занятий: искусный мастер , ответственно относящийся к выполнению заказов. Своим клиентам помогал выбрать материал для изделия, советовал, делал скидки, особенно когда был пьян.
  • характер: любил выпить, за что часто был бит собственной женой. Трезвый Петрович – это несговорчивый и грубый человек, пьяный – более уступчивый, мягкий. Очень гордился своими изделиями, любил важничать и «заламывать» цены.

«Значительное лицо»

  • генерал в летах с мужественной богатырской наружностью;
  • отношение к своему положению: стал значительным не так давно, поэтому всеми силами пытался изобразить из себя важного человека . Пренебрежительно относился к людям, младшим по званию, и вел себя подобающим образом с равными по чину;
  • характер: хороший отец семейства, строгий и требовательный начальник. Грубо обращается с низшими по рангу людьми, держит их в страхе. На самом деле, это добрый человек, переживает, что обидел Башмачкина.

Внимание! Хотя главный персонаж был неприметным человеком, с первого взгляда казался абсолютно ненужным в обществе, жизнь его оказывала большое влияние на окружающих.

Только такие смиренные люди могут разбудить нашу уснувшую совесть. Из повести видно, что некоторые из сослуживцев, видя незлобие и покорность Башмачкина, перестали издеваться над ним. В тихой жалобе на жестокое обращение они смогли расслышать: «Я брат ваш». Да и сам «значительное лицо», после долгих мук совести из-за несправедливого обращения с Акакием Акакиевичем, встречи с привидением покойного, стал более снисходительно и по-доброму относится к подчиненным.

Шинель. Николай Гоголь.

Шинель, гоголь, краткое содержание

Вывод

После написания «Шинели», где Гоголь выступил в защиту прав личности каждого «маленького человека», идея гуманизации нашла свое отражение в произведениях других известных писателей. Произведение оказало значительное влияние на развитие критического в России 40-х годов.

«Все мы вышли из гололевской "Шинели"» - что значит эта фраза и кто ее произнес? Эти слова часто приписывают Достоевскому, тогда как произнес их французский писатель и дипломат Эжен Мельхиор де Вогюэ. Характеристика Акакию Акакиевичу Башмачкину автором дана была на первый взгляд однозначная: маленький человек, способный мечтать лишь о новой шинели. Но почему герой Гоголя стал одним из самых значимый и важных персонажей в русской литературе?

Повесть «Шинель» была написана на основе «канцелярского анекдота». Некий чиновник долго копил на ружье, потеря которого стала для него настоящей трагедией. «Шинель» - повесть о жалком, забитом чиновнике. В ней есть типичный гоголевский юмор, но вместе с тем это глубокое произведение, пронизанное гуманизмом.

Башмачкина дана в первом абзаце повести. Это был ничем не примечательный человек, титулярный советник. Здесь стоит сказать несколько слов о чине Башмачкина.

В дореволюционной России существовала классификация званий. Каждому чину соответствовало определенное значение и статус. Титулярный советник имел немного возможностей продвинуться по карьерной лестнице. Жалование ему причиталось небольшое. Так, Башмачкин получал в год 400 рублей, чего едва хватало на скудное питание и проживание в скромной петербургской квартире. Можно сказать, что Башмачкин нищенствовал, как и сотни подобных ему мелких чиновников.

Важнее титулярного советника был коллежский. Беда в том, что этот чин был для Акакия Акакиевича недосягаем. Коллежским советником мог стать человек с дворянским происхождением. Гоголевский герой, по всей видимости, был разночинцем.

Характеристика Акакия Акакиевича Башмачкина: скромный, ничем не примечательный чиновник, не имеющий выдающихся способностей, честолюбия и каких-либо устремлений в жизни. Таких, как он, называли «вечными титулярными советниками». Башмачкин был обречен занимать незначительную должность в департаменте. Но это его отнюдь не огорчало.

Любимое дело Башмачкина

Акакий Акакиевич с утра до вечера выполнял несложную работу: переписывал бумаги. Он это занятие очень любил, о другом и не мечтал. Башмачкин брал работу на дом. В спешке ужинал, и снова садился за переписывание бумаг. Однажды один сердобольный начальник доверил ему более значимое задание. Нужно было не только переписать документ, а еще поменять название и несколько глаголов. Но Башмачкин не справился. Весь вспотел, перенервничал, затем произнес: «Нет уж, дайте мне что-нибудь переписать».

Характеристику Акакия Акакиевича Башмачкина дополнит описание внешности. Он был небольшого роста, лысоват, с геморроидальным цветом лица. Этот человек очень давно работал в департаменте. Так давно, что молодым чиновникам казалось, что он таким и появился на свет - с лысиной и в вицмундире.

"Зачем вы обижаете меня?"

Эта фраза стала ключевой в образе Акакия Акакиевича Башмачкина. Характеристику маленького человека первым дал Пушкин в повести «Станционный смотритель». Что это за тип литературного персонажа? Это образ социально незащищенного человека, несчастного, одинокого, жалкого.

В департаменте Башмачкина не уважает даже сторож. Начальники небрежно бросают на стол ему бумаги, даже не удосуживаясь произнести: «Перепишите, пожалуйста». Над гоголевским титулярным советником потешаются молодые чиновники. Правда, один из них однажды, услышав от Башмачкина фразу: «Зачем вы обижаете меня?», был глубоко поражен. В этих словах он услышал «Я брат твой». Молодой чиновник впредь не позволял себе грубых шуток в адрес Башмачкина. А образ маленького несчастного человека он еще долго не мог забыть.

В повести Гоголя есть два образа Башмачкина: внешний и внутренний. Первый - замкнутый, нелюдимый чиновник, старательно переписывающих бумаги. Внутренний человек в образе Акакия Акакиевича Башмачкина совсем другой. Он жизнерадостный, открытый. Достаточно вспомнить состояние чиновника после приобретения шинели.

Цель Башмачкина

Отдельного внимания заслуживает предмет одежды, название которого вынесено в заглавие повести. Шинель здесь не просто вещь, которая, если она сшита хорошо и добротно, спасает от суровых петербургских морозов. Это образ, символизирующий социальное положение чиновника. У Башмачкина была худая шинель, которая вовсе не спасала от непогоды. Потом он, наконец, решился заказать новую. Для человека, который получает в год жалованья в размере четырехсот рублей, это совсем непросто.

Описание Башмачкина Акакия Акакиевича, представленное выше, дополнит манера изъясняться. Чиновник был крайне косноязычен. Имел обыкновение выражать свои мысли предлогами и наречиями. Часто совсем не заканчивал фразу, произносил нечто вроде: «это совершенно того… право».

Нечто подобное он изверг в доме Петровича, портного, который уже не раз штопал ему старую шинель. Тот отказал в очередной раз ставить заплаты и посоветовал сшить новую. Так у Башмачкина появилась цель.

Он начал копить на новую шинель. Акакий Акакиевич перестал пить чай по вечерам, не зажигал свечей, ступал осторожнее, дабы не испортить подметки на сапогах, прачке отдавал свое белье все реже. Дома ходил в халате, чтоб не сносить костюма и застраховать себя от возможных трат.

Он так долго мечтал о новой шинели, что всей душою полюбил ее. Еще до того, как накопил на сукно и работу портного. Каждый день он отправлялся к Петровичу, дабы обсудить обновку. Шинель для Акакия Акакиевича Башмачкина стала не просто вещью, а любимой подругой, почти живым существом.

Счастливый чиновник

Итак, Башмачкин несколько месяцев голодает: копит на новую шинель. Наконец, она готова. Петрович приносит поутру Акакию Акакиевича обновку. Чиновник в совершенно праздничном настроении отправляется в департамент. Удивительным образом там все узнают о новой шинели Акакия Акакиевичя, о том, что старой, которую, к слову сказать, называли капотом, уже не существует. Башмачкина поздравляют, к нему проявляют внимание, чего за многие годы работы в департаменте никогда не было. Более того, начальник приглашает Акакия Акакиевич на именины.

Трагедия Башмачкина

Но счастье маленького чиновника было кратковременным. В новой шинели он отправляется на именины к столоначальнику. Здесь его снова поздравляют с обновкой, уговаривают выпить. После двух бокалов шампанского жизнь Акакию Акакиевичу представляется в радужных красках. Однако он помнит, что уже поздний час, пора домой. Башмачкин незаметно покидает дом столоначальника. По пути домой встречает грабителей, которые снимает с него шинель.

Смерть чиновника

На следующий день Башмачкин отправился в департамент во всем известном капоте. Многие его жалели, советовали обратиться к одному значительному лицу: быть может, он поможет разыскать грабителей, которые похитили новую шинель. Акакий Акакиевич так и поступил. Но значительное лицо было лицом весьма грозным, по крайней мере хотело казаться таковым. Начальник не стал слушать Башмачкина, напротив, накинулся на него так, что тот едва духа не лишился прямо в его кабинете.

Призрак

Когда чиновника не стало, никто этого не заметил. О его смерти в департаменте узнали лишь спустя четыре дня после похорон. Башмачкины встречались, конечно же, не только среди чиновников XIX века. Подобные люди, загнанные, несчастные, незащищенные, есть и сегодня.

Гоголь завершил историю фантастическим финалом. Его герой, в награду за неприметную жизнь, после своей смерти еще прожил несколько дней. Вскоре по Петербургу пошли слухи о призраке. Это был мертвец-чиновник, который искал пропавшую шинель. Он наводил страх на горожан, а исчез лишь после того, как встретил того самого генерала, наведшего на него страх незадолго до смерти. Призрак снял со значительного лица шинель, после чего исчез навсегда. Начальник, человек, по сути, не злой, еще долго не мог простить себе смерти Башмачкина.

В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что «совер­шающий несправедливость несчастнее неспра­ведливо страдающего». Такое же впечатление производят обидчики мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина, героя повести Гоголя «Шинель», из которой, по образному выражению Достоевского, вышла вся русская литература.

«Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!.. Они не понимают, не видят, не слушают меня...» Многие из великих писате­лей откликнулись на эту мольбу героя повести Гоголя, по-своему осмыслили и развили образ «маленького человека» в своем творчестве.

Этот образ, открытый еще Пушкиным, после появле­ния «Шинели» стал одним из центральных в лите­ратуре 40-х годов. Тема открыла дорогу изобра­жению «последователей» Акакия Акакиевича в творчестве Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Бунина, Чехова,Андрее­ва. Многие из них постарались увидеть в «ма­леньком человеке» своего «маленького» героя, «своего брата» с присущими ему чувствами доб­роты, благодарности и благородства.

Что же такое «маленький человек»? В каком смысле «маленький»? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не зам­етно.

«Маленький» этот человек еще и потому, что его духовный мир, его желания и мечты также до крайности мелкие и убогие. Для него, напри­мер, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом кру­ге своих бытовых интересов.

Гоголь характеризует главного героя своей по­вести как человека бедного, заурядного, незначи­тельного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспреко­словного подчинения исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкьч не при­вык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, пе­реживать ив конце концов приходит к выводу: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

Духовная жизнь Башмачкина созвучна его вну­тренним чаяниям. Собирание денег на приобре­тение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожида­ния исполнения заветного желания. Кража шине­ли, приобретенной путем таких больших лише­ний и страданий, становится дня него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему.«Значи­тельное лицо» так накричало на него, что бедняга потерял сознание. Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.

Несмотря на «уникальность» созданного Гого­лем образа Башмачкина, он не выглядит в созна­нии читателя одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же ма­леньких, униженных людей, разделяющих удел героя. В этом обобщении образа «маленького человека» - гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождаю­щее произвол и насилие. В этой среде люди жес­токи и равнодушны друг к другу.

Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии «маленького человека», уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость общества к «маленькому че­ловеку» и впервые призвал его обратить внима­ние на этих незаметных, жалких и смешных, как кажется на первый взгляд, людей.

«Между нами не может быть никаких тесных от­ношений. Судя по пуговицам вашего вицмунди­ра, вы должны служить по другому ведомству.» Вот так по пуговицам мундира, по другим внеш­ним признакам определяется сразу и навсегда отношение к человеку. Так «затаптывается» чело­веческая личность. Она теряет достоинство, ведь человек не только других оценивает по богатству и знатности, но и себя.

Гоголь призвал общество взглянуть на «ма­ленького человека» с пониманием и жалостью. «Матушка, спаси твоего бедного сына!» - напи­шет автор. И действительно, некоторые обидчи­ки Акакия Акакиевича вдруг понимали это и начи­нали испытывать муки совести. Один молодой служащий, решивший, как и все, подшутить над Башмачкиным, остановился, пораженный его словами:

«Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И молодой человек содрогнулся, увидев, «как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости...»

Взывая к справедливости, автор ставит вопрос о необходимости покарать бесчеловечие общест­ва. В качестве реванша и возмещения запонесен­ные при жизни унижения и оскорбления Акакий Акакиевич, вставший в эпилоге из могилы, являет­ся прохожим и отбирает у них шинели и шубы.

Он успокаивается только тогда, когда отнимает ши­нель у «значительного лица», сыгравшего трагиче­скую роль в жизни маленького чиновника.

Смысл фантастического эпизода воскресения Акакия Акакиевича и его встречи со «значитель­ным лицом» заключается в том, что даже в жизни самого, казалось бы, ничтожного человека есть такие моменты, когда он может стать человеком в самом высоком понимании этого слова. Сры­вая шинель с сановника, Башмачкин становится в своих глазах и в глазах миллионов таких же, как он, униженных и оскорбленных людей героем, способным постоять за себя и ответить на бесче­ловечность и несправедливость окружающего мира. В такой форме выразилась месть «малень­кого человека» чиновничьему Петербургу. Талантливое изображение в поэзии, литерату­ре, так же, как и в других видах искусства, жизни «маленького человека» открывало для широкого круга читателей и зрителей ту незамысловатую, но близкую им истину, что жизни и «извивы» душ «обыкновенных людей» ничуть не менее интерес­ны, чем жизнь выдающихся личностей. Проникая в эту жизнь, Гоголь и его последователи в свою очередь открывали для себя новые грани челове­ческого характера и духовного мира.

Демократи­зация в изображении действительности приво­дила к тому, что создаваемые им герои в крити­ческие минуты своей жизни могли стать вровень с самыми значительными личностями.

В своей повести Гоголь сконцентрировал ос­новное внимание на судьбе личности «маленько­го человека», однако сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопере­живая Башмачкину, читатель невольно задумы­вается и о своем отношении ко всему окружаю­щему миру, и в первую очередь о чувстве досто­инства и уважения, которые должен воспитывать в себе каждый человек, независимо от своего социального и материального положения, а лишь с учетом личных качеств и достоинств.