Интервал проверки счетчиков горячей и холодной воды: определяемся с периодичностью проверки приборов учета. Срок службы счетчиков горячей и холодной воды Срок поверки счетчика горячей воды

Когда в квартире установлены счетчики воды, вы хотите и должны быть уверены в правильности их показаний. Для этого осуществляйте их своевременную проверку в срок. Это стандартная процедура, с помощью которой определяется уровень погрешности.

Производитель предоставляет гарантию на выпускаемое устройство. Со временем оборудование подвергается износу и попросту показывает неверные цифры. Чтобы избежать переплаты, по прошествии определённого заводом срока и нужно провести контрольные замеры - поверку.

Этим занимаются организации, у которых накоплен большой практический опыт и есть аккредитация на проведение таких работ. В Российском законодательстве прописано, что все индивидуальные приборы контроля холодной и горячей воды необходимо проверять на точность.

Дата проверки счетчиков воды в Москве устанавливается заводом-производителем. В среднем контроль осуществляется, спустя 4 и 6 лет после того, как водомер сошёл с конвейера, но, быть может, и больше, например, при том что вы имеете зарубежный механизм. Конечно, все зависит от марки вашего агрегата.

А также межпроверочные расстояния указываются в техническом сопроводителе. Этот документ есть в комплекте, либо выдается на руки организацией, производившей .

Дополнительно сроки проверки, касающиеся счетчиков воды, установлены законодательством и прописываются в акте о вводе в эксплуатацию. Эта бумага также выдается компанией, делавшей работу по монтажу на территории вашей квартиры.

Как проводится процедура?

Двумя способами:

1) Оборудование снимается и точно в срок передается в метеорологическую лабораторию непосредственно владельцем. Это долго и дорого. Сделать необходимо следующее:

  1. Зафиксировать показатели.
  2. Снять агрегат.
  3. Отвезти «контролёра» в лабораторию.
  4. Заполнить заявку и произвести оплату.

К этому способу стоит прибегать только в крайних случаях, так как это отнимет у вас слишком много времени и денежных средств.

2) На дому, без замены и снятия. Для этого нужно вызвать аккредитованного специалиста. Он выполнит все самостоятельно и в срок, используя переносную поверочную станцию. После завершения всех работ метролог предоставит вам официальное заключение о работоспособности установки, достоверности, правильности ее данных. Если обозначившаяся погрешность не превышает допустимый порог, то срок функционирования счетчика воды продляется на определенное время.

Когда в жилище установят прибор, вам на руки обязательно должны выдать следующие данные:

  • договор монтажа;
  • договор проведения поверки;
  • акт ввода в эксплуатацию.

Желательно вести самостоятельный мониторинг данных по воде. Ежемесячно следить за корректностью всех данных. Ведь переплачивать никто не хочет. Тем более что потраченные средства вернуть не получится. Это немаловажный фактор.

При обнаружении малейших несоответствий, резком отклонении от нормы немедленно вызывайте мастера и, если необходимо, произведите замену неисправного измерителя в срок. Это касается и горячего, и холодного кранов.

Срок поверки счетчика горячей воды

Что такое межповерочный интервал счётчиков воды? Попросту говоря, это определяемая официальными документами дата, до которой проверка водомера должна быть проведена обязательно. В случае отсутствия поверки либо ее официального подтверждения, граждане приобретают себе проблему начисления им денег за предоставление ресурса по нормативам, принятым в системе ЖКХ. То есть, аппаратура начинает считаться недействующей.

Еще раз напомним: для приборов слежения горячей воды, проверочный период обычно определяется в 4 года. У некоторых зарубежных производителей он может быть на год-два больше. Почему этот временной отрезок меньше у горячих счетчиков объясняется тем, что у них из-за более агрессивной среды воздействия, выше износ материалов, из которых изготовлены.

Срок поверки счетчика холодной воды

Периодичность поверки счетчиков воды определяет завод-изготовитель. Сегодня он фактически идентичен межповерочному интервалу и для ИПУ холодной воды в подавляющем большинстве определяется в 6 лет.

Здесь тоже, можно сказать, как и о горячем, что, если его не поверят, то гражданина будут ожидать лишние денежные траты. Другими словами, люди начинают платить за воду больше, по нормативам, которые будет указывать в платежных бумагах управляющая компания.

Сроки службы счетчиков по ГОСТу

Процесс функционирования водного оборудования регламентируется различными нормативными актами. Межповерочный интервал измерителей холодного и горячего водоснабжения отечественного производства фиксируется ГОСТом и соответственно измеряется 4 годами – для горячей и 6 – для холодной. Для импортных моделей этот срок может быть увеличен по воде до 7-8, соответственно.

Еще некоторое время назад временные промежутки поверки устанавливались различными законами и постановлениями. Но с 2017 года в Москве периодичность поверки счетчиков холодной и горячей воды устанавливается технической документацией, которая выдается вместе.

Нет смысла иронизировать по поводу ГОСТов. Также, не следует путать довольно сложные механизмы с колбасой. В их производстве недостаточно иметь просто технические условия. Это целый процесс, предусматривающий строгую точность исполнения. Учитываются максимально возможные условия эксплуатации изделий, их испытания в различных режимах нагрева воды.

Основные виды счетчиков

Сроки поверки и сроки годности счетчиков мы уже указали выше. Единственное, что можно добавить – изредка на импортную модель указывают и срок годности до 15 лет. Но это скорее исключение из правила.

Для фиксации количества холодной и горячей воды используются одинаковые типы расходомеров.

Разнообразию отечественных и импортных счетчиков горячей и холодной воды нынче почти нет предела. Выбрать нужный прибор учета подобающего качества – полдела. Но чтобы водосчетчик действовал долгие годы исправно, его нужно ещё и правильно установить.

Сегодня в России представлено свыше 500 видов такого оборудования всех типов. При желании можно поставить агрегат с дистанционной передачей показаний.

Покупая счетчик воды в Москве, (понятно, что в столице выбор больше, чем в регионах) имейте, ввиду, что эти приборы воды бывают разных классов точности - самые простые и «продвинутые».

Зачем выдерживать сроки поверки водосчетчиков? Ведь никто не узнает, что вы вовремя не представили свой измеритель для контроля. На самом деле такой номер не пройдёт. После монтажа, вы относите все имеющиеся документы в УК или ТСЖ вашего дома. Эти ведомства строго следят за периодичностью поверки.

Если сроки нарушены, то вас обязательно проинформируют об этом и попросят исправить положение вещей и осуществить все мероприятия в кратчайшие сроки любым удобным методом. Поэтому к этому вопросу нужно подходить максимально внимательно и ответственно. Помните, поверка – не рекомендация, а обязанность, которая указывается в законодательной базе. При игнорировании работ, несоблюдении установленных временных отрезков на вас могут быть наложены те или иные санкции.

Что касается срока годности водяных счетчиков, каждый производитель определяет его сам. В среднем завод-изготовитель указывает цифру для горячей и холодной воды - 12 лет при условии, если поверки проводятся вовремя.

Но иногда реальный срок сильно сокращается, например, из-за низкого качества воды или простенького фильтра.

Что делать, если просрочена поверка счетчика воды

Что грозит владельцу, если просрочена и что делать в сложившейся ситуации? Ведь начиная со дня поверки изменится принцип платы за водообеспечение и потребителя переведут на оплату по тарифу-нормативу.

Надо написать в водоснабжающую организацию заявление о проведении поверки и объяснить в нём, почему это не было сделано в срок по годам.

К вам приедет мастер и обследует ИПУ, после чего составит акт поверки.

Граждане в целях экономии заинтересованы в установке индивидуальных контрольно-измерительных приборов. Абсолютное большинство пользователей коммунальных услуг не сталкиваются с нестандартными ситуациями. Однако, в частности, воды является не только инструментом государственного регулирования российского рынка сантехуслуг, но и объектом юридических оспариваний со стороны населения. К сожалению, проблема «узких мест» существует и в данной сфере государственного нормативного регулирования учета потребления воды.

Эта статья преследует цель осветить аспекты предоставления данной услуги. Для привязки выберем ЖКХ г. Москвы с его нормативным полем.

Общий взгляд

Нужна ли поверка счетчиков воды? Конечно, да. Ее потребность усиливается старыми ржавеющими водопроводами, водой низкого качества, некачественными счетчиками. Эта процедура (правда, различным образом регламентированная) нормативно присутствует в муниципальном регулировании различных стран. Примерами ее четкого регламентирования могут послужить Германия и Соединенные Штаты.

Как известно, устройства, с помощью которых потребители отслеживают свое потребление воды, принято классифицировать как индивидуальные (ИПУ). Этот термин также как синоним будет встречаться в нашем тексте.

Как организуется обслуживание различных счетчиков? Согласно международному опыту, желателен годичный цикл их сервисного обслуживания. Относительно рассматриваемых нами счетчиков можно сказать, что это может исходить даже из одной технической подробности: засорения фильтров. А их, как известно, как раз и рекомендовано раз в год чистить.

Обращение гражданина

Для проверки установленного в своем жилище счетчика гражданин обращается в коммерческую компанию, лицензионно допущенную к таким работам. Не спешите идти в те сервисные организации, которые осаждают ваш почтовый ящик письмами (хотя если идти по кратчайшему пути, то это тоже вариант).

Экономные люди находят для себя сервисную компанию с наиболее демократичными тарифами. При этом оговаривается возможность фирмы не менять, а поверять имеющиеся счетчики (это дешевле). Если предполагается установка, поинтересуйтесь, устанавливает ли компания счетчики, купленные пользователями. Честь вам и слава, если выберете в фирменном магазине, исходя из конфигурации своих труб, немецкие счетчики фирм "ABB", "Ценнер-Водоприбор", "Viterra", "Wehrle". Это высшая лига. Можно выбрать и российский (при этом помня, что изготовлен он по западной лицензии). Однако в последнем случае стоит поинтересоваться его периодом проверки, зафиксированным в инструкции.

При этом (немаловажное обстоятельство!) вам следует документально подготовиться к проверке по имеющимся у вас счетчикам. Следует иметь при себе техпаспорта устройств, акты об их и опломбировании, предварительные акты поверок. Если в документах будет пробел, можете рассчитывать на дополнительные расходы.

О правовых аспектах, сопровождающих сделку, мы выскажем наши соображения потом. А пока что уясним, какой срок поверки счетчиков воды. В ЖЭКе вам ответят, не запинаясь: «Для счетчиков горячей воды - 4 года; для холодной - 5-6 лет».

Сроки поверки вам забыть не дадут

Накануне, как правило, потребитель получает извещение от управляющей компании (как вариант - из ЖЭКа.) Этот процесс находится на строгом учете, ведь периодическая поверка измерительных приборов является важной доходной статьей ЖКХ. При этом должно учитываться, что горячей воды традиционно производится чаще. Однако в любом случае вся информация по установкам, поверкам и т. д. ваших устройств должна быть представлена вами в управляющую компанию и согласована с нею.

Как говорилось выше, непосредственно для проверки вы обращаетесь в сервисную организацию. Не обязательно в коммерческую, можно в центр региональной метрологии и стандартизации или в Мосводоканал. Если вы затрудняетесь найти исполнителя проверки, обратитесь за подсказкой в управляющую компанию, которая порекомендует нужную организацию.

Два типа сервисных компаний, обслуживающих счетчики

Существует два варианта ТО: периодическое, раз в 4-5 лет (при нем за основу берется срок поверки счетчика горячей воды), и постоянное (помесячное) сервисное обслуживание. В первом случае оплата потребителем производится по факту поверки. Во втором она разбита на равные части и происходит ежемесячно вместе с квартирной платой.

Относительно второго варианта: проведение сервисного обслуживания закрепляется одноименным договором. Этот подход в большей степени соответствует техническим нормам. В этом случае сама поверка не оплачивается в отдельности потребителем. В сервисных компаний показывается этот процесс как «бесплатная поверка счетчиков воды».

Зачастую сервисные компании практикуют акции бесплатной первой поверки и установки (что, в принципе, выгодно и им, и потребителям), когда клиент подписывает с ними договор на сервисное обслуживание. Чего не сделаешь, чтоб утереть нос конкурентам, отвадив от них потребителей?

При таких обстоятельствах сервисные компании временно идут на некоторые издержки, гарантированно оплачиваемые клиентом в будущем. Впрочем, предметом нашего обсуждения является периодическое обслуживание.

Тук-тук. Я - монтер

Как мы уже упоминали выше, потребитель связывается с сервисным центром по телефону или посредством формы на сайте. Если говорить об исполнительской стороне вопроса, то поверка счетчиков горячей воды, так же, как и холодной, осуществляется двумя способами: с заменой устройства и без нее.

Немаловажное обстоятельство: специалисты, прибывшие для осуществления поверки, должны иметь при себе копию аттестата, уполномочивающего их выполнять такие работы. Его подлинность проверяется с помощью госреестра аккредитации.

Поверка счетчика без замены

При «чистой поверке» наиболее удобным и экономичным для москвичей является классическое сервисное обслуживание водных счетчиков при помощи переносной поверочной установки УПСЖ-3-ПМ.

Практически это выглядит следующим образом. С помощью переходника соединяют установку со смесителем, предварительно обеспечив слив из нее в раковину. На предельной струе воды производится измерение. Затем при таком же хронометраже - на действующем пользовательском измерительном приборе. При этом допустимы отклонения - плюс-минус 5%. Такая поверка счетчиков воды без снятия, длящаяся 30-40 минут, наиболее массовая.

В случае если индивидуальному прибору учета, в целом исправному, требуется углубленное обследование, его демонтируют (клиенту временно предоставляется другой счетчик в замену). Демонтированное устройство доставляют в лабораторию. Ориентировочное время его проверки - двое суток. Не из-за трудоемкости (занимает она те же 30-40 минут), а из-за наличия значительных объемов однородной работы и, соответственно, очередности. Таким образом, поверка счетчиков воды без снятия производится уполномоченными (лицензированными) компаниями. Для потребителя же она обходится в сумму, составляющую порядка одной тысячи рублей.

Поверка с заменой счетчика

Данный вид техобслуживания, как правило, производится сервисными компаниями с использованием заранее закупленных ими индивидуальных контрольно-измерительных приборов. Стоимость таких работ выше, чем рассмотренного нами ранее сервиса без снятия счетчиков. Здесь представлены усредненные цены, поэтому указывается, поверка счетчика холодной воды имеется в виду или горячей. Примерные тарифы этих работ представлены в таблице 1.

Таблица 1. Стоимость поверочных работ относительно счетчиков ГВС (ХВС) в г. Москва

Вид ТО

Стоимость работ

Установка водосчетчика

от 1,5 до 1,8 тыс. руб.

Установка счетчиков холодной/горячей воды

от 3,0 тыс. руб до 4,5 тыс. руб.

Поверка без снятия водосчетчика

от 0,95 тыс. руб.

Поверка с заменой счетчика

1,6 тыс. руб.

Техобслуживание счетчика воды

от 0,24 тыс. руб до 0,66 тыс. руб

Правовое регулирование

Если практическая сторона вопроса проста и понятна, то о правовой так сказать язык не поворачивается. Начнем с недавней истории оказания данной услуги в Белокаменной (как мы убедимся далее, это имеет значение). С 2004 года и в течение 7 лет она регулируется постановлением московского правительства №77-ПП от 10.02.2004, согласно которому срок поверки счетчиков воды определялся 5-6 годами для холодной (в зависимости от конструкции) и 4 годами для горячей воды.

Тем самым были созданы максимально выгодные условия для лицензированных посредников на рынке этой услуги и для повышения тарифов.

Далее ситуацию пытаются изменить в сторону демократизации цен на услугу. Федеральный закон № 102-ФЗ «О единстве измерений» статьей №13 устанавливает, что межпроверочный интервал должен определяться изготовителем (а он зачастую больше, чем 4-6 лет). Процесс развивается. Московское Правительство 26.12.2012 г. убирает спорный пункт 3.1 постановления №77-ПП новым Постановлением №831-ПП «О внесении изменений…». Наконец-то сказано принципиально, что срок поверки счетчиков воды привязывался не к административно установленному нормативу, а к техническим параметрам, указанным в техпаспорте устройства. Однако не все так просто!

Позиция прокуратуры. Восстановление правовых норм

Такой шаг был вынужденным - под давлением Прокуратуры, отреагировавшей на многочисленные жалобы граждан. Высшим органом, надзорным за исполнением законодательства, установлено, что вышеупомянутый п. 3.1, необоснованно устанавливающий периодичность поверки счетчиков воды, не соответствует законодательству РФ.

На это указал в своем официальном письме первый зам. генерального прокурора РФ А. Бусман. Именно под давлением прокуратуры для устранения коллизии с действующим законодательством, собственно говоря, и принято постановление №831-ПП. Потребители жаловались не только на необоснованность тарифов, но и на то, что поверка счетчиков воды без снятия системно по произволу поверяющих посредников замещалась более дорогой заменой на некачественный счетчик, гарантированно ломающийся через 3-4 года.

Такой вариант развития рынка серьезно урезал интерес посредников, сумевших за период с 2004 года «врасти» как в управляющие компании, так и в ЖЭКи. Кроме того, очевидно, что Постановление №831-ПП подписано Правительством Москвы вынужденно (с подачи Прокуратуры), т. е., как говорится в народе, «подписано с неохотой». Очевидно, что и исполняется оно все с той же «неохотой». Доказательством этой крамольной мысли можно считать реальные обстоятельства, изложенные ниже.

Позиция посредников

На данном этапе Постановлению, принятому Собяниным, системно противодействует схема, в которой на видимом уровне участвуют коммерческие посредники, федеральные управляющие компании.

Конечно, в ней есть и свои бреши, однако не всякий гражданин имеет достаточно средств и времени, чтобы «поднять» этот вопрос в прокуратуре. На это и делается ставка.

На первом шагу общения с потребителем операторы лицензированных компаний принципиально отрицают его действенность. «Такого постановления не существует!» - утверждают они, фактически «по-старому» привязывая срок проверки счетчиков воды к 6 и 4 годам, т. е. якобы находясь в правовом поле уже отмененного Постановления. Доводы коммерсантов достаточно критичны: «Если бы оно существовало, мы бы знали!» Не кажется ли вам, дорогие читатели, что данная логика заранее проигрышна для любого потребителя, чем напоминает классический образец «Уловки 22»? «Коммерсанты» отправляют «слишком умных» пользователей за консультацией в управляющую компанию.

Позиция управляющих компаний

Далее вступает в действие «игрок №2» - федеральная управляющая компания. Она так же «искренне», как и коммерческий посредник, «не знает» про периодичность поверки счетчиков воды, согласно Постановлению 328. Но в отличие от комерсантов, она обладает рычагами давления на потребителя.

Будем оперировать фактами: в данной ситуации управляющая компания работает в «полностью автономном режиме». Проследим этот момент:

  1. Фактически сама устанавливает норматив сроков проверки счетчиков (по своему произволу «реанимировав» отмененный норматив).
  2. Сама организует контроль и оповещение (используя «помощь» коммерческих посредников и ЖЭКов).
  3. Если истек срок поверки счетчика воды, УК сама карает рублем потребителей, просрочивших неправовым образом назначенный период проверки. Они переводятся с индивидуальных на общедомовые приборы учета, при этом изменяется формула счисления расхода воды. (Согласно нормативу (значение примерно), 9 м 3 на человека, исходя из количества прописанных людей, вне зависимости от их фактического наличия.)

Неужели управляющие компании обладают достаточным «державным» потенциалом для неисполнения нормативных требований Постановления №831-ПП? Вопрос, конечно же, риторический.

Вывод

Вышеизложенная ситуация на столичном рынке поверки счетчиков воды требует своего правового разрешения со стороны государства. Говоря языком макроэкономики, проблема в том, что на рынке многочисленных сервисных компаний не возникает чистой конкуренции, приводящей к качеству услуги и действительно Так получается по одной простой причине: все организации, сотрудничая с государственной монополией (управляющими компаниями), по сути становятся той же монополией.

А монополия ведет себя адекватно своей природе - максимизирует прибыль. При этом страдает население.

Пример наиболее экономного на сегодняшний день варианта поверки демонстрирует Мосводоканал. Поверка счетчиков воды, проводимая специалистами данного предприятия, в два раза дешевле, чем у других лицензированных сервисных компаний - порядка 474 руб. Это хороший сигнал для игроков данного рынка - понизить и без того высокую норму прибыли.

Напрашивается вывод о необходимости более активного государственного регулирования нормы сверхприбыли данной монополии, где решающую роль должно сыграть Правительство Москвы совместно с Прокуратурой в духе надзора за исполнением Постановления №831-ПП. Срок поверки счетчиков воды должен быть установлен согласно международной практике решения этого вопроса: не декларативно, а согласно техническим инструкциям. Последнее было бы логично.

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 22.05.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг...

VII. Порядок учета коммунальных услуг с использованием

приборов учета, основания и порядок проведения проверок

состояния приборов учета и правильности снятия их показаний

80. Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

81. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В заявке указывается следующая информация:

сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);

предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;

тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;

сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;

показания прибора учета на момент его установки;

дата следующей поверки.

К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

(см. текст в предыдущей редакции)

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

81(1). Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.

При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.

81(2). В случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.

81(3). В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил.

81(4). В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:

а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;

б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;

в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

г) работоспособность прибора учета.

81(5). Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.

81(6). По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:

а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;

б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;

в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;

г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;

д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);

е) дата следующей поверки.

81(7). Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.

81(8). Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.

81(9). Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

81(10). Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

81(11). Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:

целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

Наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;

отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.

В случае если размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется без учета показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, то нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, не признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.

(см. текст в предыдущей редакции)

При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Стоимость потребления коммунальных ресурсов при несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета потребителем в нежилом помещении взыскивается ресурсоснабжающей организацией.

(см. текст в предыдущей редакции)

81(12). Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:

а) неотображения приборами учета результатов измерений;

б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;

в) механического повреждения прибора учета;

г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;

д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

81(13). Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.

81(14). Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

82. Исполнитель обязан:

а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;

б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

83. Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.

(см. текст в предыдущей редакции)

84. При непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета.

(см. текст в предыдущей редакции)

85. Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, если для их проведения требуется доступ в жилое помещение потребителя, осуществляются исполнителем в следующем порядке, если договором, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, не предусмотрено иное:

По Москве гуляет миф о том, что Прокуратура Москвы заставила Правительство Москвы отменить обязательную поверку приборов учета воды (индивидуальный прибор учета, ИПУ ХВС и ГВС). Причиной этого мифа стала проверка, проведенная Хорошёвской межрайонной прокуратурой города Москвы, которая выявила, что постановление Правительства Москвы от 10.02.2004 №77-ПП в части установления сроков поверочных интервалов для приборов учета холодной и горячей воды (ИПУ ХВС и ГВС) не соответствует действующему законодательству. В адрес Правительства Москвы было выдано предписание о необходимости привести в соответствие действующее законодательство, что и было сделано – принято постановление от 26.12.2012 №831-ПП, согласно которому, помимо прочего, вносилось изменение в постановление №77-ПП об отмене ранее установленных сроков межповерочных интервалов ИПУ ХВС и ГВС.

Теперь ещё раз обратите внимание: прокуратура признала не соответствующим действующему законодательству установление сроков поверочных интервалов для ИПУ ХВС и ГВС региональными властями. И это верно. Но здесь нет ни слова о том, что незаконна сама периодическая поверка ИПУ. А поверка ИПУ регулируется уже не региональным законодательством, а федеральным. Основные документы следующие:

Федеральный закон от 26.06.2008г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (с изменениями на 21 июля 2014 года) – документ общего характера по средствам измерения;

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждённых постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354).

В пункте 34 Правил предоставления коммунальных услуг указано следующее (жирным выделенно основное).

34. Потребитель обязан:
г) в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку;
д) обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

(При этом решением Верховного Суда РФ от 5 декабря 2014 г. N АКПИ14-1211, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12 февраля 2015 г. N АПЛ15-17, подпункт "д" пункта 34 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству в части, возлагающей на нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и членов их семей обязанность по обеспечению проведения обслуживания, поверок, замены индивидуальных и коллективных приборов учета)

И ещё обращаю внимание: в случае истечения срока поверки ИПУ, расчёты на основе его показаний ПРИОСТАНАВЛИВАЮТСЯ до момента проведения поверки (подпункт а, пункт 59 Правил предоставления коммунальных услуг).

Таким образом, выводы из указанных документов следующие :

1. Хорошёвская прокуратура города Москвы абсолютно законно потребовала от Правительства Москвы НЕ РЕГУЛИРОВАТЬ межповерочные интервалы для индивидуальных приборов учета ХВС и ГВС. И Правительство Москвы устранило незаконный пункт регионального законодательства.

2. Потребитель коммунальных услуг ОБЯЗАН поверять используемые ИПУ ХВС и ГВС в сроки, указанные в технической документации к прибору. Как правило, они составляют 6 лет для ИПУ ХВС и 4 года для ИПУ ГВС, но этот вопрос обязательно нужно уточнить, ознакомившись с техническим паспортом прибора.

А поэтому НЕ ВЕРЬТЕ журналистам, которые пишут всякую белиберду, не разбираясь в предмете, и, брызжа слюной, орут, что отменена поверка приборов учёта воды. Это – не так. Кто хочет в этом убедиться – напишите запрос в прокуратуру.

PS. В дополнение. Очень прошу не путать термины «поверка» и «проверка» прибора учета. «Поверка» – это выяснение вопроса насколько верно прибор измеряет, а «проверка» – это выяснение состояния прибора учета, сохранности пломб и тому подобное. «Проверка» упоминается в тех же самих Правилах предоставления коммунальных услуг и сроки там совершенно другие:

34. Потребитель обязан:
ж) допускать исполнителя в занимаемое жилое или нежилое помещение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев.