Унитаз происхождение слова. История появления унитаза. Происхождение русского слова «унитаз»

Во время археологических раскопок на Оркнейских островах, находящихся у побережья Шотландии, ученые обнаружили в каменных стенах домов углубления, соединявшиеся со сточными канавами. Находки оказались отхожими местами, возраст которых — около 5000 лет, относящий их к эпохе неолита. На сегодняшний день они считаются самыми древними. Чуть моложе их те, что найдены при раскопках в Мохенджо-Даро (на берегу реки Инд) и представляли собой более сложную канализационную систему: нечистоты из уборных, сделанных у внешних стен домов, стекали в уличные канавы, по которым уходили за пределы города. Отхожее место представляло собой ящик из кирпича с деревянным сиденьем.Те туалеты древних египтян, представление о которых мы имеем (в основном, по раскопкам в Телль-эль-Амарне (XIV в. до н.э.) — городе фараона Эхнатона), не соединялись с канализацией, которая, однако, была неплохо развита. В богатых домах позади ванной комнаты устраивалась уборная, выбеленная известью. В ней находилась известняковая плита, положенная на кирпичный ящик с песком, который необходимо было периодически вычищать. В одном из древнеегипетских погребений в Фивах, относящемся к тому же веку, что и город знаменитого фараона, был обнаружен переносной туалет из дерева, под который ставился глиняный горшок.В Месопотамии уже в III тыс. до н.э. существовали туалеты, соединенные с водостоками, по которым стекали отходы человеческой жизнедеятельности, собираясь в кирпичные канализационные колодцы. Сиденья в туалетах в домах зажиточных людей выкладывались из кирпича.
История современных туалетов начинается в Древней Греции и развивается древними римлянами. В богатых домах существовали уборные, помещавшиеся порой на втором этаже, нечистоты, из которых сливались при помощи специальных сосудов в канализационные стоки. В жилищах победнее довольствовались горшками. В Древнем Риме впервые появились общественные туалеты на улице и при термах, отделывавшиеся мраморными и керамическими плитами, а порой и украшавшиеся росписью. Нечистоты уходили в стоки под сиденьями, из которых вымывались проточной водой и уносились по системе труб в специальные коллекторы — клоаки. Знаменитый римский водосток Cloaca maxima, начало которому было положено ок. 500 г. до н.э., существует по сию пору. С падением Римской империи многое было утрачено, в том числе, и принципы городской санитарии.
Cloaka Maxima, помечена красным

Системы канализации, построенные римлянами на завоеванных территориях, были разрушены, новые системы канализации в эпоху средневековья строились редко. Роль туалета играл обычный горшок, ставившийся под кроватью, содержимое которого выплескивалось прямо на улицу. Правда, в замках еще оставались туалеты с примитивной сточной системой: они выходили за пределы помещений, как бы нависая над стеной замка, а от этих кабинок отходил каменный слив, по которому и стекали нечистоты.


В эпоху Возрождения начинает набирать темпы строительство городских систем канализации. Хотя наиболее популярной остается ночная ваза, к XVIII в. уже представлявшая собой настоящее произведение искусства: фаянсовые ночные горшки расписывались и украшались инкрустацией. В среде знати распространилась мода на портативные керамические биде. Кстати, многие знаменитые фирмы по выпуску сантехники выросли из небольших мануфактур, производивших фаянсовую посуду, ночные вазы и биде.С конца XVI века мейнстрим унитазостроения переместился в Британию. В 1590 году (по другим сведениям - в 1589, по третьим - в 1594-м, по четвёртым в 1596-м) сэр Джон Харингтон создал для королевы Елизаветы I рабочую модель туалета с бачком и водяным резервуаром — почти таким, каким мы знаем его сегодня. Харрингтон подробно описал своё изобретение в 1596 году в книге "Метаморфозы Аякса", не забыв перечислить все использованные материалы и цены на них. Первый девайс стоил 30 шиллингов и 6 пенсов. Однако, как пишут историки, изобретатель допустил две кардинальные ошибки. Одна относится к собственно конструкции, другая, как сказали бы ныне, к ее пиару. Первая состояла в том, что предок нынешнего ватерклозета сильно пованивал, на что нередко жаловалась монархиня. Вторая ошибка касалась названия: изобретатель назвал свое детище «Метаморфоза Аякса» (на английском сленге «якс» означает нужник), что современниками понималось как метаморфоза трона, из-за чего королеве пришлось выслушать немало досаждавших ей шуток. По другим, весьма оригинальным сведениям, шестидесятилетней Елизавете новшество не понравилось из-за того, что она всерьез опасалась, что через систему канализации враги могут лишить ее девственности и тем самым нанести вред ей. Однако, поскольку в годы, когда Харрингтон проектировал свое техническое чудо, лондонцы не ведали водопровода — о массовом употреблении аппарата не могло быть и речи. Спустя примерно 50 лет французы ответили на британский вызов своим изобретением. Королю Людовику 14 был преподнесен необычный подарок-судно в виде мягкого кресла, в котором можно было сидеть часами в ожидании приятного "мгновения" и судачить с посетителями. Несколько слов о самом изобретателе. Харрингтон (1560 - 1612 гг.)- личность во всех отношениях примечательная. Крестник королевы Елизаветы I, но при этом никак не лизоблюд. На какое-то время даже был отлучен от двора за непочтительные эпиграммы. Перевел на английский «Неистового Роланда» Ариосто. Участвовал в военном походе Эссекса в Ирландию, где и был возведен им в рыцарское достоинство. Существует даже мнение, что он принадлежал к тому же кругу родовой и духовной аристократии, что и Вильям Шекспир и якобы есть основания полагать, что и Харрингтон приложил руку к написанию некоторых из шекспировских комедий. Если изложенное соответствует действительности, остаётся только удивляться приобщенности создателя первого ватерклозета к кругу Вильяма Шекспира. Помни, читатель, что над этой проблемой проблем человечества бились не последние его умы! Другое дело - 1775 год, когда лондонский часовщик Александр Камминг создал первый туалет со сливом - к этому времени водопровод в Лондоне уже был. Вскоре, в 1778 году, другой изобретатель, Джозеф Брамах, придумал чугунный унитаз и откидную крышку. Этот унитаз уже пользовался успехом - горожане его ходко раскупали. Так же унитазы делались из эмалированной стали. Один такой образец можно увидеть в Хофбурге, венской резиденции Габсбургов. Вскоре появился и унитаз фаянсовый - мыть его было удобнее.

Золотой час туалетов пробил в XIX веке. Пробил, увы, не от хорошей жизни. В 1830 году азиатская холера, распространившаяся вместе с испорченной нечистотами водой, выкосила миллионы европейцев. Другим бедствием стал брюшной тиф. Правительства поняли: пора раскошеливаться на канализацию. Соответственно, встал вопрос и о современного уровня стульчаках, к разработке коих и обратилась творческая мысль конструкторов. Именно тогда появились «три мушкетера» туалетного дизайна: Джордж Дженнингс, Томас Твифорд и Томас Крэппер. Слесарь Томас Креппер запатентовал свое изобретение - (унитаз со сливным бочком) из маленькой деревушки на севере Англии изобрел унитаз современного образца. Главное в изобретении — U-образное колено с водяной пробкой, отсекающей помещение туалета от канализационной трубы (по другим сведениям его изобрёл в 1849 году Стефан Грин, придумавший водяную ловушку - U-образный изгиб сточной трубы между унитазом и канализацией, преграждающий путь назад скверным запахам. (Некоторые сортирологи честь изобретения «водяной ловушки» против зловония приписывают Каммингу). Для усиления напора Креппер установил бак с водой под потолком, а к рычагу сливного крана приспособил цепочку с рукояткой (опять же возможно это был Доултон). Два королевских механика, Джордж Дженнингс и Томас Твифорд, заинтересовались изобретением деревенского слесаря и, дополнив его автоматическим краном напуска воды (его даже не пришлось изобретать — такой кран был на всех паровозах), представили творение королеве Виктории. Более всех прославился Томас Крэппер: англичане до сих пор унитазы называют «крэппер», долгое сидение в уборной обозначают глаголом «крэп», а в родной деревушке изобретателя есть церковь, которую украшает витраж с мозаичным изображением унитаза. А в 1915 году пришел час и сифонных бачков, которые можно располагать очень низко - едва повыше стульчака. Хотя существует мнение о том, что современный унитаз со сливом (правда из железа с эмалевым покрытием), действовавшим по принципу сифона, был разработан в Англии ещё раньше — в 1870 г.
В 1912 году в России изготовили 40 000 унитазов. Эту вакханалию не решились остановить даже большевики — в 1929 году в Советской России делали 150 000 унитазов в год, а в первом сталинском пятилетнем плане "санитарный фаянс" стоял отдельной строкой: стране нужно было 280 000 унитазов в год. Союз, знаете ли, нерушимый... Вот это самое устройство с чугунным бачком под потолком и ручкой на цепочке сохранилось до сих пор в вокзальных туалетах и провинциальных военкоматах. В эпоху индустриального домостроения 60-х годов в новые квартиры пришли "компакты", то есть унитазы с нижним фаянсовым бачком. Сегодня они составляют 92% унитазного парка страны. К преимуществам старомодных компактов можно отнести низкую цену и относительно большой срок службы — 20 лет. Недостатки также всем известны: плохое качество керамики, что быстро приводит к предательскому пожелтению, крайне низкое качество сливной арматуры, шумный набор и спуск воды.В настоящее время производством и продажей унитазов занимаются сотни фирм по всему миру. Высокие технологии давно стали нормой в унитазостроении. Современный клозет наделяют дополнительными функциями и характеристиками, начиная от эстетических и заканчивая медицинскими. Производство туалетной бумаги имеет бизнес оборот в 2,4 млрд. долларов в год. Унитаз есть практически в каждом жилище человека.

Выбор унитаза - дело не простое, особенно при наличии огромного ассортимента форм, конструкций и материала. Чтобы ориентироваться во всем многообразии и сделать правильный выбор, потребуется помощь консультанта, но основные моменты все же стоит знать. Из чего делают унитазы, какие из них пользуются особым спросом, каковы бюджетные и элитные варианты.

Чтобы выбрать подходящую модель унитаза, необходимо знать материалы изготовления этого сантехнического устройства

Материалы для изготовления унитазов

В производстве унитазов используют как проверенные временем, хорошо зарекомендовавшие материалы, так и новые веяния.

Одни из них используются для создания комфорта и уюта в жилище, другие повышают престиж общественных мест, третьи ценятся за простоту и удобство.

  1. Фаянс - самый распространенный и доступный вид. Не обладает особыми преимуществами, но благодаря простой технологии изготовления и доступной цене стал самым покупаемым типом унитазов.
  2. Фарфор - старожил на рынке сантехники. Является одной из разновидностей керамики и улучшенной версией фаянса. Более высокое качество и оплачивается дороже, поэтому фарфор не относится к бюджетным вариантам.
  3. Чугун. Унитазы из этого материала не отличаются большим разнообразием. Они громоздкие и тяжелые, что в значительной степени затрудняет их установку.
  4. Сталь. Этот вид относится к средней ценовой категории. Стальные унитазы плохо прижились в жилых домах, но зато с успехом используются в общественных уборных.
  5. Акрил - одно из нововведений в мире сантехники. Технология производства позволяет создать множество моделей различной цветовой гаммы. За свою легкость и простоту в установке полимерные унитазы облюбованы дачниками.
  6. Камень используется как натуральный, так и искусственный, но в обоих случаях, является дорогим «удовольствием». Модели из камня долговечны и просты в обращении.

Керамические модели

Фарфоровые и фаянсовые унитазы изготавливаются из одних и тех же материалов: смеси глины, каолина, кварцевого песка и прочих добавок. Но они имеют существенные различия в качестве глины, процентном соотношении веществ и технологии обжига. В результате:

  1. Фарфоровое изделие имеет малую пористость, что препятствует отложениям известкового налета от воды и мочевого камня. По той же причине он не впитывает неприятные запахи. Фарфор обладает высокой водоотталкивающей способностью, поэтому прост в уходе и не требует специальных чистящих средств. Качественные материалы придают фарфору повышенную прочность, унитазы этого типа, при достойной эксплуатации, смогут прослужить до полувека. Но все же не стоит ронять на унитаз тяжелые изделия. Главным недостатком фарфоровых изделий является их дороговизна и недоступность широкому кругу потребителей
  2. Фаянсовые унитазы внешне практически не отличимые от фарфоровых, но сложнее в использовании. Фаянс имеет большую пористость, что ухудшает его гигиенические показатели. Простое смывание водой не удаляет загрязнение полностью, со временем появляется налет от извести и мочевины, задерживаются запахи. Срок службы фаянсовых изделий гораздо ниже, чем у фарфоровых, но при бережном отношении, такой унитаз прослужит не менее 30 лет. Для повышения прочности и сглаживания пористости фаянсовая сантехника покрывается специальной глазурью, придавая водоотталкивающий эффект. Если этого не сделать, вода, попадающая в поры, постепенно разрушает материал, появляются мелкие трещинки, изменяется цвет.

Однако у фаянсовых изделий есть множество преимуществ перед своим фарфоровым собратом:

  1. Он обладает стойкостью к различным химическим воздействиям, практически нет очищающих средств, способных навредить ему.
  2. Выбор цветовой палитры, форм и конструкций фаянсовых унитазов весьма широк.
  3. Это идеальный выбор как для домашнего уютного санузла, так и для небольшой дачи.
  4. Отдельным плюсом является цена фаянсовых унитазов. При всех отрицательных моментах это вполне качественный и недорогой вариант.

Металлические модели

Представлены двумя видами: чугунные и стальные унитазы. Ни те, ни другие не получили широкого применения в интерьере по разным причинам:

  1. Чугунные унитазы не пользуются спросом, поскольку материал этот тяжелый, проблематичный в доставке и монтаже. Кроме того, эмаль, которой покрываются такие унитазы, недолговечна, подвержена сколам и образованию трещин.
  2. Унитазы из нержавейки применяются в общественных местах: в самолетах, где их малый вес является неоспоримым плюсом, в поездах, кафе. Далеко не всегда металлический блеск вписывается в уют дома.

Унитаз из нержавеющей стали обладают малым весом, поэтому наиболее часто применяются в общественных местах

Стальные изделия имеют множество плюсов:

  1. Они не подвержены коррозии, их невозможно разбить. Унитазы из стали устойчивы к механическим повреждениям, чтобы оставить вмятину или скол необходимо приложить значительное усилие.
  2. Сталь - легкий металл, что делает возможным самостоятельную доставку и упрощает монтаж.
  3. Нержавейка без ущерба выдерживает перепады температуры, они не отражаются на внешнем виде изделия, сталь не тускнеет и не деформируется.
  4. Шлифованное покрытие унитаза отличается отсутствием пористости, из-за чего отходы, грязь и налет хорошо смываются водой. А коль нет отложений, бактериям негде размножаться, что повышает гигиенические требования.
  5. Стальное покрытие выдерживает воздействие агрессивных компонентов дезинфицирующих средств, многие из которых содержат щавелевую или соляную кислоту.

Пожалуй, единственным недостатком унитазов из нержавеющей стали является цена. Качественное изделие может обойтись потребителю в 20 тысяч и выше.

Полимерные варианты

Акрил - современный, широко используемый в сантехнике материал. Унитазы из армированного пластика отличаются легкостью, простотой монтажа. Акрил - относительно прочный материал, он выдерживает значительный вес, но деформируется под воздействием высоких температур.

К достоинствам пластиковых унитазов можно отнести совершенно гладкую поверхность, которая не задерживает отложения, препятствует бактериальному росту. Кстати, способность удерживать запахи зависит от качества пластика.

Акрил прост в уходе, но не переносит воздействия абразивов, такая сантехника уязвима для средств, царапающих поверхность.

Унитаз из пластика чаще можно встреть на даче в качестве биотуалета, чем в квартире. Объясняется это недолговечностью изделия.

Каменные унитазы

Использование натурального камня для «отхожего места» это роскошь. Тем более что такие изделия очень тяжелы и сложны в установке, обладают низкой устойчивостью к механическим повреждениям и обойдутся покупателю «в копеечку».

Чаще предлагается более выгодная по средствам и качеству альтернатива - искусственный камень. Из чего состоит такой материал? Это смесь полимеров с каменной крошкой, сочетающий в себе привлекательный внешний вид камня и повышенную прочность.

Сегодня унитазы, сделанные из искусственного камня, приобретают популярность

Изделие из искусственного камня обладает основными достоинствами, необходимыми унитазу:

  • прочность, позволяющая избежать механических повреждений, соответственно увеличивающая срок службы; специальное покрытие устраняет шершавость, что не позволяет задерживаться на поверхности микробам и отложениям, препятствует впитыванию запахов;
  • то же покрытие облегчает уход и мытье унитаза;
  • искусственный камень гораздо легче натурального;
  • отличается по цене в более выгодную сторону.

Кроме перечисленных видов, можно встретить совсем экзотические модели, сделанные из стекла, дерева, а также расписные унитазы, со встроенными гаджетами. Фантазия человека безгранична, а форма, материал и сопутствующий комфорт зависят только от размера кошелька.

Конструкция этого устройства имеет в буквальном смысле королевские корни. Впервые стульчак с чашей и водяным смывом продемонстрировал в 1596 году английской королеве Елизавете ее крестник Джон Харрингтон. Согласно легенде, королева была очень чистоплотна и высоко оценила устройство, повелев установить такие же в Ричмондском замке и Вестминстере. Однако знать посчитала это крайне неприличным, а приход к власти благочестивого Якова I положил конец идеям ватерклозетизации Англии. Изобретение Харрингтона было забыто почти на два столетия в пользу ночных горшков, которые в те времена в городах было принято опустошать прямо на улицы (через окна).

В XVII—XVIII вв. /bm9icg===>еках на густонаселенные города Европы одна за другой накатывались волны холеры, унося десятки тысяч жизней. Причиной болезни считались «ядовитые миазмы», и лишь в конце XVIII века врачи стали догадываться, что плохое состояние канализации имеет к эпидемиям самое прямое отношение. После эпидемии 1848 года, унесшей жизни 14000 лондонцев и более 55000 жителей страны, озабоченное вопросами общественной гигиены британское правительство приняло ряд законов и выделило деньги на серьезную модернизацию лондонской канализационной системы, которой, в частности, предусматривалось обязательное наличие в городских домах ватерклозетов.

Изобретательская мысль все это время не дремала. Первую революцию совершил шотландский механик и часовщик Александер Каммингс — в 1775 году он получил британский патент на задвижку сливного отверстия и S-образный патрубок (водяной затвор), которые препятствовали проникновению запаха в помещение. Через три года систему усовершенствовал механик Джозеф Брама (будущий изобретатель гидравлического пресса) — он предложил откидную заслонку, а также разработал поплавковую систему для бачка.

Правление королевы Виктории стало золотым веком для британской сантехники. В 1852 году Джордж Дженнингс сконструировал чашу с клапаном, который открывался только на время смыва под тяжестью воды, а остальное время надежно перекрывал сливное отверстие. В 1870-х сантехник и предприниматель Томас Креппер предложил поднять сливной бачок к потолку для усиления напора воды, а к рычагу протянуть цепочку с рукояткой. Он также полностью отказался от механических задвижек и заслонок в пользу водяного затвора и впервые широко использовал сифонную систему вместо постоянно подтекавших поплавковых клапанов. Последний штрих внес в 1883 году Томас Твайфорд, представив свой шедевр — единую конструкцию из чаши и гидрозатвора не из металла, а из куда более эстетичного и гигиеничного фаянса. Агрегат под названием Unitas (в переводе с латыни «Единство») был оборудован верхним бачком конструкции Креппера, а также подъемным деревянным сиденьем. Этот шедевр стал настоящей звездой международной выставки 1884 года в Лондоне, посвященной здравоохранению. Именно эта модель и определила облик современного унитаза и, по одной из версий, дала ему имя (есть и другая версия — якобы имя свое унитаз получил от названия испанской компании Unitas, поставлявшей ватерклозеты в Россию).

Бытует мнение, что цивилизация и канализация не существуют друг без друга. Обустройство туалетов, безусловно, является частью канализационной системы. Современный человек вряд ли может представить себе туалет без белоснежного унитаза со сливным бачком. Но откуда взялось это чудо комфорта, вы задумывались когда-нибудь? Оказывается, что история появления унитаза по сей день вызывает бурные дебаты в научной среде. Мнение историков и архитекторов зачастую сходятся лишь в одном, что корни этой интригующей истории кроются в глубокой древности, куда сейчас мы мысленно и перенесемся.

Глубокая древность

Считается, что далекий предок первого туалета на земле появился в Месопотамии примерно за 3000 лет до н. э. Но в Мохенджо-Даро археологи также обнаружили очень древнюю, только более совершенную канализационную систему. В уборных комнатах находился кирпичный ящик с деревянным сидением, служивший отхожим местом, из которого по специальным канавкам нечистоты текли за пределы поселения.

Ценная историческая находка имеется и в запасниках Британского музея – это изысканный стульчак царицы шумеров Шубад, выполненный в виде царского трона, украшенного роскошной резьбой. Данный предмет гигиены появился на свет в 2600г. до н. э. Путешествуем в прошлое далее…

По результатам раскопок в Телль-эль-Амарне у археологов сложилось мнение, что в древнем Египте туалеты не были соединены в единую систему канализации. В домах богатых египтян XIVв. до н. э. уборная обустраивалась рядом с ванной комнатой. Зачастую туалет представлял собой выбеленную известью отдельную комнату. Центральным местом в ней был кирпичный ящик, на дне которого находился песок. Сверху кирпичной емкости египтяне укладывали известняковую плиту. По всей видимости, плита служила сиденьем. По мере наполнения туалет вычищался.

Очень повезло ученым, работающим в провинции Китая Хенань. Во время раскопок, в гробнице одного из великих правителей западной Ханьской династии был обнаружен туалет из камня с сиденьем, подлокотниками и, что самое удивительное – с подведенной проточной водой.

Говоря о канализации, невозможно не упомянуть древнейшее инженерное сооружение Рима Cloaca Maxima, которое в VI в. до н.э. представляло собой открытый канал. Предназначением канала было осушение почвы и спуск грязных вод в реку. К каждому городскому туалету в Риме подходило ответвление от клоаки. Сиденья с дыркой обычно размещались непосредственно над протокой, чтобы постоянно текущая вода смывала в Тибр все продукты жизнедеятельности римлян. Посещение туалета римлянами считалось общественным мероприятием, на котором порой обсуждались довольно важные дела. Для удобства общения сиденья в туалетах не разделяли перегородками.

Средневековье

К сожалению, средневековая Европа в отличие от древних цивилизаций не блистала чистотой и санитарией. Содержимое ночных горшков горожане бесцеремонно выплескивали из окон на улицу. Среди знати в качестве «портативного унитаза» были популярны украшенные резьбой и тканевой драпировкой стульчаки с проделанной в них дыркой и подставленным снизу специальным резервуаром.

Потрясенный парижским зловоньем изобретатель Леонардо да Винчи придумал и спроектировал для короля Франциска I стульчак со смывом, отдаленно напоминающий современный унитаз. В уникальных чертежах великого изобретателя были изображены отводные канализационные каналы, подводящие чистую воду трубы и вентиляцию. Но у европейской знати было принято пользоваться «ночными вазами», причем зачастую прилюдно. Известно, что французский король Людовик XIV считал весьма невежливым прекращать важный разговор из-за естественного желания сходить в туалет. Продолжая беседу, Людовик XIV абсолютно без стеснения пересаживался на инкрустированный драгоценными камнями и позолотой специальный стул с отверстием и в присутствии окружающих справлял нужду.

Кстати, на балах и светских приемах все происходило аналогично. Но если кавалеры управлялись с горшками без проблем, то придворные дамы из-за пышных юбок испытывали определенные неудобства. К радости светских дам в XVI в. была изобретена бурдала (дамская утка небольшого размера, которая с легкостью пряталась под многочисленными юбками).

Технический прорыв

История гласит, что в 1596 г. для королевы Елизаветы I Дж. Харингтоном был придуман унитаз со сливным бачком. Изобретатель дал своему детищу название «Аякс» и документировал его описание в книге (вплоть до перечисления материалов изготовления и их стоимости). Цена на унитаз сложилась приличная, но не поэтому столь полезный предмет обихода не получил распространения, а по причине отсутствия в Лондоне канализации и водопровода.

Туалет со смывом клапанного типа был изобретен в 1738г. Чуть позже А. Каммингс разработал водяной затвор, помогающий решить проблему устранения неприятных запахов. А в 1777г. Дж. Прейзер дополнил конструкцию смывного бачка клапаном и рукоятью. В 1778 г. изобретатель Дж. Брама придумал конструкцию чугунного унитаза с откидной крышкой. Унитазы из эмалированной стали и фаянса появились гораздо позже. В истории изобретения унитазов больше других прославился Т. Креппер, придумавший систему дозированного слива воды из бачка, расположенного на высоте («дерни за цепочку»). Кроме того в чертежах Креппера впервые была применена выгнутая сливная труба с водяным затвором.

Массовое производство

Начало серийного производства унитазов было положено в 1909г. испанской компанией «Unitas». В самом начале их продавали под весьма длинным названием «гигиенические керамические изделия», но со временем название заменили кратким «унитаз».

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Происхождение русского слова «унитаз»

Имеются две версии происхождения русского слова «унитаз»:

История

Следующие полторы сотни лет в деле проектирования унитазов царил застой, пока в 1738 году не был изобретён туалет со смывом клапанного типа.

Несколько позже лондонский часовщик Александр Каммингс разработал водяной затвор (англ. water closet ), решавший проблему неприятных запахов, и в 1775 году получил на это устройство патент.

В 1777 году Джозеф Прейзер спроектировал смывной бачок с клапаном и рукоятью.

Существуют унитазы с отдельно расположенным бачком, с бачком, устанавливаемым на полочку (так называемый компакт ), и монолитные. Отдельно расположенные бачки требуют установки между бачком и чашей соединительной трубы. Более ранние конструкции унитазов предполагали установку бачка на высоте около 2 м для формирования потока воды достаточно большой скорости. Впоследствии такая конструкция была вытеснена унитазами-компактами, более простыми в установке и обслуживании. Существуют также унитазы, предполагающие скрытую установку бачка.

Чаша

Унитаз в процессе производства отливается таким образом, чтобы видимая открытая часть чаши плавно переходила в находящийся в глубине чаши сифон (обеспечивает водяной, то есть гидравлический затвор для газов, образующихся и скапливающихся в канализационной системе), который далее плавно переходит в «выпуск» (фактически выпускной патрубок).

Конструктивно, по направлению выпуска, унитазы делятся на две основные группы - с «горизонтальным» выпуском и с «вертикальным» выпуском:

Унитазы с «горизонтальным» выпуском - выпуск такого унитаза обычно расположен с тыловой части чаши и направлен назад. Собственно выпускной патрубок заметно выступает из корпуса унитаза, причём ось выпуска расположена параллельно или под небольшим углом вниз к плоскости пола (или перекрытия).

Такие унитазы распространены в первую очередь в Европе, включая Россию и СНГ. Исторически это связано с тем, что разводка лежаков канализационных труб здесь осуществлялась, как правило, по перекрытию, обычно вдоль стен (или перегородок). И унитазы с горизонтальным выпуском устанавливают так же, как правило, у стены, под прямым углом к ней.

Выпускной патрубок такого унитаза соединяется с канализационной трубой обычно специальной манжетой . К полу (перекрытию) эти унитазы крепятся через специальные отверстия в ножке чаши с помощью шурупов с дюбелями или анкерами . Для установки же унитаза второго типа с выпуском вниз в случае, когда канализационные трубы расположены поверх перекрытия, уровень пола под унитазом пришлось бы приподнять не менее, чем на 15…20 см выше уровня перекрытия, чтобы скрыть канализационный лежак, что не всегда допускает дизайн туалета и смежных помещений (получаются разновысокие полы).

Унитазы с «вертикальным» выпуском имеют встроенный выпускной патрубок, направленный вниз, скрытый, как и сифон, в основном корпусе чаши унитаза. Такие унитазы распространены в США и ряде других стран Америки. Здесь издавна разводка лежаков канализационных труб осуществлялась под перекрытием вне привязки к стенам и перегородкам (совместно с разводкой вентиляционных и других инженерных систем). Затем эти инженерные коммуникации закрывались подшивным или подвесным, как в настоящее время, потолком.

Унитаз 2-го типа с выпуском вниз в этом случае можно установить под любым углом к стенам в любом месте помещения, хоть в середине комнаты. Для этого в полу монтируется специальный стандартный винтовой фланец с фиксатором (унитаз снабжен соответствующей стандартной ответной частью) и с круглым отверстием посредине, в которое заведен торец канализационной трубы.

Унитаз монтируется путём установки на фланец с последующим поворотом на небольшой угол до фиксации. При этом, так как выпускной патрубок «смотрит» вниз, при монтаже унитаза он прижимается к торцу канализационной трубы через специальное уплотнительное кольцо. Конструкция винтового фланцевого соединения позволяет демонтировать и поменять унитаз за считанные минуты. Само место соединения унитаза с полом после его установки не видно, поэтому такой унитаз выглядит эстетично и с тыла, то есть со стороны бачка, что и обеспечивает возможность его установки внутри помещения произвольным образом.

Смывной бачок

Бачок предназначен для подачи необходимой для очистки чаши унитаза порции воды. Бачки унитазов-компактов обычно изготавливаются из керамики, в то время как отдельно расположенные бачки могут изготавливаться из пластмассы, чугуна, нержавеющей стали и других материалов .

В бачке монтируется механизм наполнения и механизм спуска. Для наполнения унитаза используется поплавковый клапан, который перекрывается после достижения необходимого уровня воды. Патрубок для подключения к водопроводу может располагаться как на боковой поверхности (бачок с боковой подводкой воды), так и в нижней части бачка (с нижней подводкой).

Механизм спуска бывает двух типов: сифонный и с использованием груши. Сифонный спуск использовался в бачках высокой установки - в нём при спуске после отпускания сливного рычага вода продолжает течь за счёт сифонного эффекта . Такая конструкция работает достаточно шумно.

У низкорасположенных бачков в спускном механизме используется резиновая груша, которая всплывает при активации слива и возвращается на место, перекрывая сливное отверстие, только после опорожнения бачка. Для защиты от перелива требуется дополнительный патрубок, который может быть как совмещённым с грушей, так и выполненным в виде отдельного узла. Также распространение получают двухрежимные механизмы слива, которые позволяют слить как весь объём воды бачка, так и определённую его часть.

Стульчак

Исторически первые сиденья и крышки были деревянные, покрытые лаком. В настоящее время более распространены пластиковые конструкции - они гигиеничнее. Сидения и крышки различаются качеством пластика и конструкцией крепежа. В большинстве случаев к одной и той же модели унитаза можно подобрать несколько стульчаков: так называемые мягкий, полужёсткий и жесткий. Крепёж стульчака к чаше может быть металлическим или пластиковым, различных конструкций.

См. также

Напишите отзыв о статье "Унитаз"

Примечания

Ссылки

Нормативные документы и стандарты

Отрывок, характеризующий Унитаз

Действия Наполеона и Александра, от слова которых зависело, казалось, чтобы событие совершилось или не совершилось, – были так же мало произвольны, как и действие каждого солдата, шедшего в поход по жребию или по набору. Это не могло быть иначе потому, что для того, чтобы воля Наполеона и Александра (тех людей, от которых, казалось, зависело событие) была исполнена, необходимо было совпадение бесчисленных обстоятельств, без одного из которых событие не могло бы совершиться. Необходимо было, чтобы миллионы людей, в руках которых была действительная сила, солдаты, которые стреляли, везли провиант и пушки, надо было, чтобы они согласились исполнить эту волю единичных и слабых людей и были приведены к этому бесчисленным количеством сложных, разнообразных причин.
Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений (то есть тех, разумность которых мы не понимаем). Чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в истории, тем они становятся для нас неразумнее и непонятнее.
Каждый человек живет для себя, пользуется свободой для достижения своих личных целей и чувствует всем существом своим, что он может сейчас сделать или не сделать такое то действие; но как скоро он сделает его, так действие это, совершенное в известный момент времени, становится невозвратимым и делается достоянием истории, в которой оно имеет не свободное, а предопределенное значение.
Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы.
Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей. Совершенный поступок невозвратим, и действие его, совпадая во времени с миллионами действий других людей, получает историческое значение. Чем выше стоит человек на общественной лестнице, чем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка.
«Сердце царево в руце божьей».
Царь – есть раб истории.
История, то есть бессознательная, общая, роевая жизнь человечества, всякой минутой жизни царей пользуется для себя как орудием для своих целей.
Наполеон, несмотря на то, что ему более чем когда нибудь, теперь, в 1812 году, казалось, что от него зависело verser или не verser le sang de ses peuples [проливать или не проливать кровь своих народов] (как в последнем письме писал ему Александр), никогда более как теперь не подлежал тем неизбежным законам, которые заставляли его (действуя в отношении себя, как ему казалось, по своему произволу) делать для общего дела, для истории то, что должно было совершиться.
Люди Запада двигались на Восток для того, чтобы убивать друг друга. И по закону совпадения причин подделались сами собою и совпали с этим событием тысячи мелких причин для этого движения и для войны: укоры за несоблюдение континентальной системы, и герцог Ольденбургский, и движение войск в Пруссию, предпринятое (как казалось Наполеону) для того только, чтобы достигнуть вооруженного мира, и любовь и привычка французского императора к войне, совпавшая с расположением его народа, увлечение грандиозностью приготовлений, и расходы по приготовлению, и потребность приобретения таких выгод, которые бы окупили эти расходы, и одурманившие почести в Дрездене, и дипломатические переговоры, которые, по взгляду современников, были ведены с искренним желанием достижения мира и которые только уязвляли самолюбие той и другой стороны, и миллионы миллионов других причин, подделавшихся под имеющее совершиться событие, совпавших с ним.
Когда созрело яблоко и падает, – отчего оно падает? Оттого ли, что тяготеет к земле, оттого ли, что засыхает стержень, оттого ли, что сушится солнцем, что тяжелеет, что ветер трясет его, оттого ли, что стоящему внизу мальчику хочется съесть его?
Ничто не причина. Все это только совпадение тех условий, при которых совершается всякое жизненное, органическое, стихийное событие. И тот ботаник, который найдет, что яблоко падает оттого, что клетчатка разлагается и тому подобное, будет так же прав, и так же не прав, как и тот ребенок, стоящий внизу, который скажет, что яблоко упало оттого, что ему хотелось съесть его и что он молился об этом. Так же прав и не прав будет тот, кто скажет, что Наполеон пошел в Москву потому, что он захотел этого, и оттого погиб, что Александр захотел его погибели: как прав и не прав будет тот, кто скажет, что завалившаяся в миллион пудов подкопанная гора упала оттого, что последний работник ударил под нее последний раз киркою. В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименований событию, которые, так же как ярлыки, менее всего имеют связи с самым событием.
Каждое действие их, кажущееся им произвольным для самих себя, в историческом смысле непроизвольно, а находится в связи со всем ходом истории и определено предвечно.

29 го мая Наполеон выехал из Дрездена, где он пробыл три недели, окруженный двором, составленным из принцев, герцогов, королей и даже одного императора. Наполеон перед отъездом обласкал принцев, королей и императора, которые того заслуживали, побранил королей и принцев, которыми он был не вполне доволен, одарил своими собственными, то есть взятыми у других королей, жемчугами и бриллиантами императрицу австрийскую и, нежно обняв императрицу Марию Луизу, как говорит его историк, оставил ее огорченною разлукой, которую она – эта Мария Луиза, считавшаяся его супругой, несмотря на то, что в Париже оставалась другая супруга, – казалось, не в силах была перенести. Несмотря на то, что дипломаты еще твердо верили в возможность мира и усердно работали с этой целью, несмотря на то, что император Наполеон сам писал письмо императору Александру, называя его Monsieur mon frere [Государь брат мой] и искренно уверяя, что он не желает войны и что всегда будет любить и уважать его, – он ехал к армии и отдавал на каждой станции новые приказания, имевшие целью торопить движение армии от запада к востоку. Он ехал в дорожной карете, запряженной шестериком, окруженный пажами, адъютантами и конвоем, по тракту на Позен, Торн, Данциг и Кенигсберг. В каждом из этих городов тысячи людей с трепетом и восторгом встречали его.
Армия подвигалась с запада на восток, и переменные шестерни несли его туда же. 10 го июня он догнал армию и ночевал в Вильковисском лесу, в приготовленной для него квартире, в имении польского графа.
На другой день Наполеон, обогнав армию, в коляске подъехал к Неману и, с тем чтобы осмотреть местность переправы, переоделся в польский мундир и выехал на берег.
Увидав на той стороне казаков (les Cosaques) и расстилавшиеся степи (les Steppes), в середине которых была Moscou la ville sainte, [Москва, священный город,] столица того, подобного Скифскому, государства, куда ходил Александр Македонский, – Наполеон, неожиданно для всех и противно как стратегическим, так и дипломатическим соображениям, приказал наступление, и на другой день войска его стали переходить Неман.
12 го числа рано утром он вышел из палатки, раскинутой в этот день на крутом левом берегу Немана, и смотрел в зрительную трубу на выплывающие из Вильковисского леса потоки своих войск, разливающихся по трем мостам, наведенным на Немане. Войска знали о присутствии императора, искали его глазами, и, когда находили на горе перед палаткой отделившуюся от свиты фигуру в сюртуке и шляпе, они кидали вверх шапки, кричали: «Vive l"Empereur! [Да здравствует император!] – и одни за другими, не истощаясь, вытекали, всё вытекали из огромного, скрывавшего их доселе леса и, расстрояясь, по трем мостам переходили на ту сторону.
– On fera du chemin cette fois ci. Oh! quand il s"en mele lui meme ca chauffe… Nom de Dieu… Le voila!.. Vive l"Empereur! Les voila donc les Steppes de l"Asie! Vilain pays tout de meme. Au revoir, Beauche; je te reserve le plus beau palais de Moscou. Au revoir! Bonne chance… L"as tu vu, l"Empereur? Vive l"Empereur!.. preur! Si on me fait gouverneur aux Indes, Gerard, je te fais ministre du Cachemire, c"est arrete. Vive l"Empereur! Vive! vive! vive! Les gredins de Cosaques, comme ils filent. Vive l"Empereur! Le voila! Le vois tu? Je l"ai vu deux fois comme jete vois. Le petit caporal… Je l"ai vu donner la croix a l"un des vieux… Vive l"Empereur!.. [Теперь походим! О! как он сам возьмется, дело закипит. Ей богу… Вот он… Ура, император! Так вот они, азиатские степи… Однако скверная страна. До свиданья, Боше. Я тебе оставлю лучший дворец в Москве. До свиданья, желаю успеха. Видел императора? Ура! Ежели меня сделают губернатором в Индии, я тебя сделаю министром Кашмира… Ура! Император вот он! Видишь его? Я его два раза как тебя видел. Маленький капрал… Я видел, как он навесил крест одному из стариков… Ура, император!] – говорили голоса старых и молодых людей, самых разнообразных характеров и положений в обществе. На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга и преданности к человеку в сером сюртуке, стоявшему на горе.
13 го июня Наполеону подали небольшую чистокровную арабскую лошадь, и он сел и поехал галопом к одному из мостов через Неман, непрестанно оглушаемый восторженными криками, которые он, очевидно, переносил только потому, что нельзя было запретить им криками этими выражать свою любовь к нему; но крики эти, сопутствующие ему везде, тяготили его и отвлекали его от военной заботы, охватившей его с того времени, как он присоединился к войску. Он проехал по одному из качавшихся на лодках мостов на ту сторону, круто повернул влево и галопом поехал по направлению к Ковно, предшествуемый замиравшими от счастия, восторженными гвардейскими конными егерями, расчищая дорогу по войскам, скакавшим впереди его. Подъехав к широкой реке Вилии, он остановился подле польского уланского полка, стоявшего на берегу.
– Виват! – также восторженно кричали поляки, расстроивая фронт и давя друг друга, для того чтобы увидать его. Наполеон осмотрел реку, слез с лошади и сел на бревно, лежавшее на берегу. По бессловесному знаку ему подали трубу, он положил ее на спину подбежавшего счастливого пажа и стал смотреть на ту сторону. Потом он углубился в рассматриванье листа карты, разложенного между бревнами. Не поднимая головы, он сказал что то, и двое его адъютантов поскакали к польским уланам.
– Что? Что он сказал? – слышалось в рядах польских улан, когда один адъютант подскакал к ним.
Было приказано, отыскав брод, перейти на ту сторону. Польский уланский полковник, красивый старый человек, раскрасневшись и путаясь в словах от волнения, спросил у адъютанта, позволено ли ему будет переплыть с своими уланами реку, не отыскивая брода. Он с очевидным страхом за отказ, как мальчик, который просит позволения сесть на лошадь, просил, чтобы ему позволили переплыть реку в глазах императора. Адъютант сказал, что, вероятно, император не будет недоволен этим излишним усердием.
Как только адъютант сказал это, старый усатый офицер с счастливым лицом и блестящими глазами, подняв кверху саблю, прокричал: «Виват! – и, скомандовав уланам следовать за собой, дал шпоры лошади и подскакал к реке. Он злобно толкнул замявшуюся под собой лошадь и бухнулся в воду, направляясь вглубь к быстрине течения. Сотни уланов поскакали за ним. Было холодно и жутко на середине и на быстрине теченья. Уланы цеплялись друг за друга, сваливались с лошадей, лошади некоторые тонули, тонули и люди, остальные старались плыть кто на седле, кто держась за гриву. Они старались плыть вперед на ту сторону и, несмотря на то, что за полверсты была переправа, гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали. Когда вернувшийся адъютант, выбрав удобную минуту, позволил себе обратить внимание императора на преданность поляков к его особе, маленький человек в сером сюртуке встал и, подозвав к себе Бертье, стал ходить с ним взад и вперед по берегу, отдавая ему приказания и изредка недовольно взглядывая на тонувших улан, развлекавших его внимание.
Для него было не ново убеждение в том, что присутствие его на всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумие самозабвения. Он велел подать себе лошадь и поехал в свою стоянку.
Человек сорок улан потонуло в реке, несмотря на высланные на помощь лодки. Большинство прибилось назад к этому берегу. Полковник и несколько человек переплыли реку и с трудом вылезли на тот берег. Но как только они вылезли в обшлепнувшемся на них, стекающем ручьями мокром платье, они закричали: «Виват!», восторженно глядя на то место, где стоял Наполеон, но где его уже не было, и в ту минуту считали себя счастливыми.