Техника проведения гигиенической ванны новорожденному. Купание новорожденного, гигиенические ванны ребенка Правила проведения гигиенической ванны грудному ребенку

(В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ)

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Первую гигиеническую ванну новорожденного ребенка выполняют через 1-2 дня после отпадения пуповинного остатка. На протяжении первых недель жизни ребенка купают в кипяченой воде. В ванну добавляют раствор калия перманганата до светло-розового цвета. Гигиеническую ванну с раствором калия перманганата рекомендуется проводить до полного заживления пупочной ранки.

В первом полугодии жизни гигиенические ванны выполняются ежедневно, во втором – через день, после года – 2 раза в неделю. Температура воды в ванне должна быть 37–37,5°С, для недоношенных – 37,5–38°С. При ополаскивании ребенка используется вода с температурой на 1°С ниже. Продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5–7 минут, на втором году 8–10 минут, для детей старше 2 лет 10–15 минут. Гигиенические ванны желательно проводить в определенные часы, не ранее 1 часа после кормления или за 10–15 минут до него, за 1–1,5 часа до сна. Во время купания необходимо соблюдать меры предосторожности.

ОСНАЩЕНИЕ

2.1. Мебель медицинская: стол пеленальный; стол для проведения дезинфекционных мероприятий; кроватка детская.

2.2.ЛС: масло вазелиновое; раствор калия перманганата профильтрованный (1:10000 или 1 мл 5% раствора на 100 мл воды).

2.3.Ванночка эмалированная (пластмассовая), кувшин.

1.1. Термометры (2) для измерения температуры воды и воздуха
в комнате.

2.5. Шампунь детский (мыло детское, средство жидкое очищающее для купания), средства косметические по уходу за кожей.

2.6. Пеленки (одежда детская); подгузники одноразового применения; «рукавичка» из махровой ткани (фланели).

2.7. СИЗ: перчатки; передник.

2.8. Контейнеры: «№3», «№4» или «Физический метод».

2.9. Санитарно-гигиенические изделия: дозатор локтевой настенный с антисептиком; дозатор настенный с жидким мылом; полотенце.

2.10. Санитарно-техническое оборудование: умывальник; ведро педальное; емкость «Пеленки».

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

2.2. Обработать руки в соответствии с ТНПА.

2.3. Надеть передник, перчатки.

3.3. Провести дезинфекцию наружных поверхностей передника, стола пеленального рабочим раствором химического средства дезинфекции в соответствии с Инструкцией №2.

3.4. Вымыть ванночку щеткой с мылом. Провести дезинфекцию методом протирания (орошения) химическим средством дезинфекции, ополоснуть водой.

3.5. Снять перчатки, поместить в контейнер №4 или контейнер «Физический метод».

3.6. Обработать руки в соответствии с ТНПА.

3.1. Проинформировать мать ребенка (законного представителя)
о предстоящей манипуляции.

3.6. Подготовить необходимое оснащение. Расстелить на столе пеленальном пеленку, выложить распашонки, одежду (пеленки).

3.7. Наполнить ванночку водой на 1/2 или 1/3 объема. Вначале налить холодную, затем горячую воду небольшими порциями попеременно во избежание образования водяного пара в помещении и возможного ожога кожи.

3.8. Измерить температуру воды. Показания фиксируют, не вынимая термометр из воды.

3.9. Набрать в кувшин воду из ванночки для ополаскивания ребенка.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

3.10. Обработать руки в соответствии с ТНПА. При необходимости надеть перчатки (удлиненного образца).

3.11. Раздеть ребенка. После дефекации следует подмыть его проточной водой. Грязное белье поместить в емкость «Пеленки». Вымыть руки.

3.12. Зафиксировать ребенка рукой, охватив кистью руки его подмышечную область (4 пальца расположить в подмышечной впадине, большим пальцем охватить плечо сверху и снаружи; затылок и голова ребенка опираются на предплечье медсестры). Большим и средним пальцами другой руки охватить ножки ребенка на уровне голеностопных суставов.

3.13. Медленно погрузить ребенка в ванночку: сначала ягодицы, затем ножки и туловище. Уровень погружения в воду должен доходить до сосков. Отпустить ножки ребенка, плечо фиксировать на протяжении всего купания.

3.14. Надеть «рукавичку» на руку.

3.15. Намылить тело мягкими круговыми движениями и сразу ополоснуть намыленные участки: вначале вымыть голову (от лба к затылку, чтобы мыло не попало в глаза, а вода – в уши), шею, подмышечные области, верхние конечности, грудь, живот, нижние конечности. Особенно тщательно промыть естественные складки. В последнюю очередь обмыть половые органы и межъягодичную область.

3.16. Снять «рукавичку».

3.17. Извлечь ребенка из воды в положении лицом книзу.

3.18. Ополоснуть тело и вымыть лицо водой из кувшина (кувшин держит помощник).

3.19. Набросить на ребенка пеленку, положить его на стол пеленальный, осушить кожу осторожными промокательными движениями.

3.20. Обработать складки кожи согласно подпункту 3.21. Инструкции №5.

3.21. Новорожденному ребенку обработать пупочную ранку согласно Инструкции №6.2.

3.22. Запеленать (одеть) ребенка и уложить в кроватку.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.23. Поместить использованные пеленки и «рукавичку» в емкость «Пеленки».

3.24. Слить воду.

3.25. Провести дезинфекцию ванночки, рабочей поверхности стола пеленального, передника (после каждого ребенка) согласно Инструкции №2.

3.26. Снять передник.

3.26. Снять перчатки, поместить в контейнер №4 или контейнер «Физический метод».

3.27. Обработать руки в соответствии с ТНПА.

3.28. Сделать запись в листе назначений и медицинской карте стационарного пациента (ф. 003/у-07).

ИНСТРУКЦИЯ №12

АНТРОПОМЕТРИЯ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Измерение массы тела проводится в утренние часы до приема пищи, предпочтительно, чтобы ребенок был обнажен. Ослабленных детей рекомендуется взвешивать в одежде, вычитая из полученной величины ее вес.

Массу тела у детей до двух лет измеряют на весах для взвешивания грудных детей (электронных или чашечных), у детей старше двух лет – на электронных или рычажных медицинских весах.

Длина тела у детей до 1 года измеряется горизонтальным ростомером, у детей старшего возраста – вертикальным. В возрасте от 1 года до 3 лет вместо нижней площадки используют откидную скамейку и отсчет длины тела ведут по шкале слева.

Измерение длины тела у детей старшего возраста выполняют на вертикальном ростомере. Ребенка ставят на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке так, чтобы он касался ее пятками, ягодицами, спиной и теменной областью. Руки должны быть опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голова устанавливается в положении, при котором нижнее веко и верхний край козелка уха находятся в горизонтальной плоскости. Затем без надавливания опускается к голове подвижная планка и от ее нижнего края определяется по шкале длина тела.

Измерение окружности головы и грудной клетки проводится сантиметровой лентой. Окружность грудной клетки у детей раннего возраста определяют только в состоянии покоя, у старших – в покое,
при вдохе и выдохе. Руки должны быть свободно опущены вдоль тела. Необходимо контролировать, чтобы ребенок не поднимал плечи, не отводил руки вперед или в сторону.

ОСНАЩЕНИЕ

2.1. Мебель медицинская и оборудование: стол пеленальный (кушетка медицинская); стол для проведения дезинфекционных мероприятий; весы медицинские; ростомер (горизонтальный, вертикальный); лента сантиметровая.

Для очищения кожи ребенка, а также с целью закаливания.

ПОКАЗАНИЯ:

Здоровый ребенок

III. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ:

Высокая температура, заболевания кожи.

IV. ОСНАЩЕНИЕ:

Теплая вода, ванночка, детское мыло, мягкая мочалка, пеленка, простыня, чистая одежда, стерильное масло, стерильные шарики, дез. раствор, водный термометр, детское мыло, фланелевая рукавичка.

ПОДГОТОВКА РЕБЁНКА: Купать детей следует перед кормлением и лучше перед ночным сном. Кратность проведения ванны: первую ванну ребенок получает после выписки его из родильного дома, через 1-2 дня после отпадения пуповины, если пупочная ранка правильно заживает. До 6 месяцев ребенка купают ежедневно, с 6-12 месяцев — через день, до 2-х лет -2 раза в неделю, а с 4-5 лет – 1 раз в неделю.

V . Алгоритм выполнения простой медицинской услуги.

Подготовка к процедуре:

Выполнение процедуры:

  1. Раздеть ребенка. Детей первых-месяцев жизни можно погружать в воду в пеленке, погружение проводят медленно, осторожно, одной рукой поддерживая спинку и головку ребенка, а свободной рукой в рукавичке намыливают волосистую часть головы, шею, затем туловище, спереди и сзади, и, наконец, руки и ноги. Лицо водой из ванны не умывают, для этого используют кипяченую воду. Ребенка держат так, чтобы вода доходила до его плечиков.
  2. После окончания купания ребенка вынимают из воды, держат спинку кверху, обливают чистой водой из кувшина (36 С), заворачивают в простыню, обсушивают промокательными движениями.
  3. Обрабатывают складки кожи стерильные шариками со стерильным маслом.
  4. Затем ребенка пеленают (одевают).

Окончание процедуры:

  1. Пеленку, простыню и рукавичку убирают для дезинфекции.
  2. Обрабатывают внутреннюю поверхность ванночки дез. раствором.
  3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их.
  4. Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.

Осложнения и профилактика.

Ребенок может захлебнуться, может произойти остановка дыхания.

Для профилактики — ребенка осторожно погружают в воду, одной рукой поддерживая его голову.

Первое купание новорожденного ребенка в ванночке следует проводить после отпадения остатка пуповины и заживления пупочной ранки. Обычно, это происходит на 2-ой неделе жизни. Для купания ребенка Вам понадобятся: ванночка (лучше эмалированная, но можно и пластмассовую), детское мыло, мягкая губка, водяной термометр, кувшин или другая емкость с теплой водой для ополаскивания ребенка, пеленка и полотенце.

Частота купания детей:

В течение первых 6-ти месяцев - ежедневно;
- с 6 мес до 1,5 лет - через день;
- до 3-х лет - 2 раза в неделю;
- старше 3-х лет - не реже 1-го раза в неделю.

Температура воды в ванной:

В течении первого месяца жизни - 37,5-37 0 С. При этом, новорожденного купают в кипяченой воде, которую остужают до нужной температуры.
- до 6 мес.- 36,5-37 С;
- с 6 мес. до 12 мес. 36,0-36,5 С.

Продолжительность принятия ванны:

До 12 месяцев - 5-10 минут
- с 12 месяцев до 2-х лет - 8-10 минут
- после 2-х лет - 10-15 минут

Продолжительность ванны наращивают постепенно, начинают от нескольких минут и с каждым последующим приемом увеличивают время.

Поэтапность процедуры:

1. Перед купанием ванночку тщательно промывают с мылом и щеткой, затем ополаскивают горячей водой;

2. Положение ребенка в ванной. Голову и верхнюю часть туловища поддерживают одной рукой, другой рукой фиксируют ягодицы и бедра. Поддерживая ноги ребенка, его осторожно помещают в воду.

В этом положении обеспечивается наибольшее расслабление мышц ребенка. Для купания так же можно использовать специальную подставку. До 6 месяцев, положение ребенка в ванне - лежа. Так,чтобы голова была несколько выше туловища (вода не должна попадать в наружные слуховые проходы). Для этого нужно придерживать голову ребенка на своей руке. Вода должна быть на уровне сосков ребенка, верхняя часть груди остается открытой. После 6 месяцев - дети могут сидеть в ванночке, свободно, без напряжения, погруженные до уровня сосков.

3. Итак, одной рукой поддерживают голову и спинку ребенка, другой намыливают шею, туловище, ягодицы. Особое внимание уделите складкам в области шеи, в локтевых сгибах, паховой области, за ушами, под коленными сгибами и между ягодицами;

4. Затем ребенка приподнимают над водой, поворачивают спинкой кверху и обливают чистой водой из отдельной посуды;

5. В согретую пеленку заворачивают ребенка и легкими промокательными движениями обсушивают кожу ребенка;

7. Запеленать (или одеть) ребенка и уложить в кроватку.

Следует помнить, что:

Ванну проводят в определенные, желательно в одни и те же, часы. Не раньше чем через час после кормления или за 40-45 мин до него, а так же за 1-1,5 часа до сна;

После ванны ребенку необходим отдых в течение 20-30 минут;

Мыло при купании новорожденного используют не чаще 2 раз в неделю.

Возможные проблемы:

У некоторых детей ежедневные купания могут вызвать раздражение кожи (особенно если жесткая вода).
Рекомендации: искупать ребенка с добавлением крахмала - 100-150 гр крахмала развести теплой водой и влить в ванную полученную взвесь;

Иногда после частого мытья с мылом волосы становятся сухими.
Рекомендации: смазать волосы после купания растительным маслом. После обработки маслом волосы протирают сухи ватным тампоном;

Если на коже малыша появились элементы потницы.
Рекомендации: в ванну добавить настой череды или ромашки. Для приготовления настоя берется 1 столовая ложка травы на стакан воды (200 мл) - настаивать 10 минут.

^ Техника проведения гигиенической ванны новорожденного и

грудного ребенка

Цель:

Соблюдение гигиены тела;

Обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;

Формирование навыков чистоплотности;

Закаливание ребенка.

Показания:

Правильный гигиенический уход за кожей ребёнка.

Противопоказания:

Повышение температуры тела;

Заболевания ребёнка;

Нарушение целостности кожных покровов.

Оснащение:

Ванночка для купания;

Пеленка для ванны;

Кувшин для воды;

Водный термометр;

Махровая или фланелевая рукавичка;

Детское мыло

Флакон с 5% раствором перманганата калия;

Большое махровое полотенце;

Чистый набор для пеленания или одежда, расположенные на пеленальном столике;

Стерильное растительное масло или детский крем;

Резиновые перчатки;

Дезинфицирующий раствор, ветошь;

Мешок для грязного белья.

^ Обязательные условия:

Первую гигиеническую ванну проводить после заживления пупочной ранки;

Не купать сразу после кормления;

При купании обеспечить в комнате температуру 22-24°С;

Определять температуру воды для купания только с помощью термометра

(не допускается определение температуры воды путем погружения локтя в воду).

^ Техника безопасности: - не оставлять ребёнка одного без присмотра в ванночке или на пеленальном столике во избежание опасности аспирации воды или падения;

Обращать внимание на состояние ребенка, дыхание, цвет кожи, движения.


Этапы

Обоснование

Подготовка к манипуляции

1.Объяснить маме цель и ход проведения процедуры

Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком



Обеспечение четкости выполнения процедуры

3. Поставить ванночку в устойчивое положение

Обеспечение безопасности проведения процедуры

4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки



5.Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезинфицирующим раствором

Вымыть ванночку щеткой, ополоснуть кипятком

Обеспечение инфекционной безопасности


6. Протереть пеленальный столик дезинфицирующим раствором и положить на него пеленку

Обеспечение инфекционной безопасности Создание комфортных условий для ребенка

7. Положить на дно ванночки пеленку, сложенную в несколько слоев (края пеленки не должны заходить на боковые стенки ванночки)

Создание комфортных условий

Сохранение правильного положения пеленки в ванночке


8.Положить в ванну водный термометр

Наполнить ванну водой на 1/2 или 1/3 t 36-37 о C

Примечание :

а) при заполнении ванны водой чередовать холодную и горячую воду;

б) до эпителизации пупочной ранки купать ребенка в кипяченой или пропущенной через фильтр воде;

в) проводить контроль температуры воды только с помощью термометра;

г) при необходимости добавить в ванну несколько капель 5% раствора перманганата калия до бледно-розового окрашивания воды


Профилактика ожогов у ребенка
Исключение образования водяного пара в большом количестве

9.Набрать из ванны воду в кувшин для ополаскивания ребенка

За время купания вода в кувшине остывает на 1-2" С и обеспечивает закаливающий эффект

10.Раздеть ребенка (при необходимости подмыть под проточной водой)

Подготовка ребенка к процедуре

11.Сбросить одежду в мешок для грязного белья

Предупреждение загрязнения окружающей среды

^ Выполнение манипуляции

1. Взять ребенка на руки, поддерживая одной рукой спину и затылок, правой – ягодицы и бедра

Наиболее удобная фиксация ребенка

2.Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, затем – верхнюю половину туловища). Вода должна доходить до линии сосков ребенка, верхняя часть груди остается открытой

Освободить правую руку, продолжая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребенка над водой


Обеспечивается максимальное расслабление мышц

Исключается перегревание ребенка

Наиболее удобная фиксация малыша при проведении процедуры

Предупреждается попадание воды в слуховые ходы ребенка


3. Надеть на свободную руку «рукавичку» (при необходимости намылить ее детским мылом) и помыть ребенка в следующей последовательности: голова (от лба к затылку) – шея – туловище – конечности (особенно тщательно промыть естественные складки кожи). Последними обмыть половые органы и межъягодичную область

Исключение травмирования кожи
Предупреждение попадания воды и мыла в глаза, уши

Предупреждение переноса инфекции из наиболее загрязненных участков кожи на другие ее поверхности


4.Снять «рукавичку»

Приподнять ребенка над водой

Перевернуть ребенка лицом вниз

Ополоснуть малыша водой из кувшина (вода остыла до 35-36» С)

Примечание : желательно иметь помощника


Достижение инфекционной безопасности

Уменьшение вероятности попадания воды в глаза и уши

Обеспечение закаливающего эффекта


5.Накинув полотенце, положить ребенка на пеленальный столик

Осушить кожные покровы промокательными движени-ями


Предупреждение переохлаждения

Обеспечение безопасности ребенка

Предупреждение появлений раздражения кожных покровов ребенка


^ Завершение манипуляции

1.Обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом или детской присыпкой

Предупреждение появления опрелостей

2. Одеть ребенка и уложить в кроватку

Обеспечение комфортного состояния

3.Пеленку с пеленального стола и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья («рукавичку» обязательно прокипятить)

Слить воду из ванночки и сполоснуть ее

Обработать внутреннюю поверхность ванны и рабочую поверхность пеленального стола дезраствором


Обеспечение инфекционной безопасности

Примечание:


  • первую гигиеническую ванну проводят после отпадения пуповинного остатка;

  • в первом полугодии жизни гигиенические ванны выполняют ежедневно, во втором – через день, после года – 2 раза в неделю;

  • продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5-7 мин., на втором году 8-10 мин., для детей старше 2-х лет – 10-15 мин.;

  • мыло при купании детей первого года жизни используют 2 раза в неделю, у старших – 1 раз в неделю;

  • гигиенические ванны желательно проводить в определенные часы, не ранее 1 часа после кормления или за 10-15 минут до него, за 1-1,5 часа до сна;

  • предметы, необходимые для проведения ванны и ухода за ребенком, нужно приготовить заранее, чтобы купание, уход за кожей и пеленание проходили как можно быстрее;

  • температура воздуха в помещении должна быть 22-24 градуса, двери и окна следует закрыть;

  • при необходимости рядом с ванночкой и столом для пеленания включают обогреватель.

^ Пеленание новорожденных и грудных детей
Цель: --- создать оптимальные температурные условия для ребёнка;

Создать ребёнку максимальный комфорт.

Показания: --- защита ребенка от потери тепла;

Предупреждение загрязнения постельного белья.

Противопоказания: --- недоношенность II-IV степени;

Возраст старше 3-х месяцев.

Оснащение: --- тонкая и тёплая распашонки;

Фланелевая и тонкая пелёнки;

Подгузник или памперс;

Пеленальный стол;

Резиновые перчатки;

--- ёмкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.
^ Обязательные условия: --- использовать метод свободного пеленания (оставляется небольшое пространство в пелёнках для свободного движения ребёнка);

Шапочку надевать только после ванны и на время прогулок;

Правильная фиксация пелёнок («замочек» расположен спереди);

Исключить образование грубых складок, наличие булавок, пуговиц и т.п.

^ Возможные проблемы: --- беспокойство из-за складок пелёнок,

- -- потёртости кожи при нарушении техники пеленания,

- -- перегревание или переохлаждение,

- -- нарушение дыхания, пищеварения при тугом пеленании.


Этапы

Обоснования

Подготовка к манипуляции

1. Объяснить маме цель и ход пеленания

Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребёнком

Предупреждение нарушений развития костно-мышечной системы


2. Подготовить необходимое оснащение

Обеспечение чёткости выполнения процедуры

3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

Обработать пеленальный столик дезраствором


Обеспечение инфекционной безопасности

4. Уложить на пеленальном столе пелёнки послойно (снизу вверх: фланелевая пелёнка тонкая пелёнка подгузник или памперс)

Приготовить распашонки, вывернув тонкую швами наружу


Достижение чёткости проведения пеленания

5. Распеленать ребёнка в кроватке (при необходимости подмыть и осушить чистым полотенцем), положить на пеленальный стол

Обеспечение проведения процедуры

^ Выполнение манипуляции

1. Надеть на ребёнка тонкую распашонку швами наружу, разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперёд

Предупреждение охлаждения грудной клетки

2. Надеть подгузник. Для этого:

Уложить ребёнка на пелёнки так, чтобы широкое основание подгузника приходились на область поясницы

Провести нижний край подгузника между ножками ребёнка

Обернуть боковые концы подгузника вокруг тела

Примечание: подгузник можно заменить памперсом


Предупреждение загрязнения значительных участков тела

3. Завернуть ребёнка в тонкую пелёнку,
-- проводя один край её между ножек

Другим краем обернуть ребёнка

Подвернуть нижний край пелёнки, оставив пространство для свободного движения ножек и обернуть им туловище ребёнка

Зафиксировать пелёнку, расположив «замочек» пелёнки спереди


Реализация использования метода свободного пеленания

Профилактика потертостей
Сохранение возможности осуществлять движение ножками


4. Запеленать ребёнка в тёплую пелёнку:

Расположить ребёнка на фланелевой пелёнке так, чтобы её верхний край располагался на уровне козелка

Одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, переднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны

Другим краем пеленки нарыть и зафиксировать второе плечо

Подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалась свободное пространство для движения ножек ребенка

Зафиксировать пеленку на уровне середины плеч, «замочек» расположить спереди


Предупреждение переохлаждения ребенка

Предупреждение образования «декольте» при пеленании

Реализация метода свободного пеленания
Фиксация ручек ребенка

Обеспечение комфортных условий


5. Широкое пеленание:

завёрнутого в подгузник ребёнка уложить на фланелевую пелёнку, сложенную по длине в виде ленты шириной 10-12 см.

На один конец её уложить головку ребёнка, а другой перебросить через промежность на живот.

Затем запеленать ребёнка, используя тонкую и фланелевую пелёнки, как сказано в предыдущих пунктах

Обеспечение физиологического положения бёдер, формирования головки бедренной кости и вертлужной впадины

Препятствование вывиху головки бедренной кости в случае врождённой дисплазии тазобедренных суставов


^ Завершение манипуляции

1. Уложить ребенка в кроватку

Обеспечение безопасности ребенка

2. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором

Снять перчатки, вымыть и осушить руки


Обеспечение инфекционной безопасности

Примечание: многих доношенных новорожденных можно с первых дней жизни одевать в распашонки, кофточки и ползунки, что способствует их более быстрому психомоторному развитию. Но дети ослабленные, маловесные, незрелые, с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью нуждаются в пеленании полном или частичном (пеленают только ножки).

Туалет пупочной ранки

Цель: профилактика гнойно – септических заболеваний новорожденного

Обеспечение:

1. лекарственные средства- 3%раствор перекиси водорода,70%спирт,5% р-р калия перманганата или 1% р-р бриллиантового зеленого;

2. стерильный материал (деревянные палочки с ватными тампонами, ватные шарики)в биксах или в крафт- пакетах;

3. латок для стерильного материала;

4. латок для использованного материала;

5. пинцет;

6. пеленки;

7. перчатки;

8. фартук;

9. пипетка стерильная.

Подготовительный этап выполнения манипуляции:

1. распеленать ребенка в кроватке или не «нестерильном» пеленальном столике.

2. вымыть, просушить и обработать руки (перчатки) антисептическим раствором.

3. подмыть ребенка (при необходимости) и уложить на пеленальный столик.

Основной этап выполнения манипуляций:

4. вымыть, просушить и обработать руки (перчатки) антисептическим раствором.

5. развести края пупочного кольца.

6. с помощью пипетки или ватного тампона, взятого пинцетом, обильно покрыть пупочную ранку в 3% раствором перекиси водорода.

7. через 20-30 секунд просушить ранку, тушируя ее ватным тампоном на палочке.

8. обработать ранку и кожу вокруг деревянной палочкой с ватным тампоном, смоченным 70% этиловым спиртом.



9. другой палочкой с ватным тампоном, смоченным 5% р-ре калия перманганата или в 1% р-ре бриллиантового зеленого, обработать только ранку, не касаясь кожи вокруг.

Заключительный этап выполнения манипуляции:

10. запеленать ребенка.

11. уложить ребенка в кроватку.

12. вымыть и просушить руки в перчатках.

13. снять и обеззаразить перчатки и фартук.

14. использованные пеленки сбросить в бак для грязного белья.

15. вымыть и просушить руки.

Измерение окружности головы и грудной клетки ребенку.

Оснащение: сантиметровая лента, дезинфицирующий раствор, температурный лист, ручка.

Алгоритм:

1. Объяснить ребенку ход манипуляции.

2. Взять сантиметровую ленту.

3. Наложить ее горизонтально на голову ребенка через затылочный бугор сзади и надбровные дуги спереди. Отметить результат.

4. Затем наложить сантиметровую ленту на грудную клетку под углами лопаток сзади и по нижнему краю околососковых кружков спереди. Отметить результат.

5. Записать данные в температурный лист.

6. Сантиметровую ленту обработать 1% раствором хлоромина.

Измерения длины тела ребенка до 1 года.

Цель: оценка физического развития

Оснащение : ростомер, дезраствор, ветошь, емкости, пеленку.

Алгоритм:

1. Обработать ростомер дезраствором.

2. Покрыть ростомер пеленкой так, чтобы шкала осталась открытой.

3. Уложить ребенка на ростомер так, чтобы голова касалась неподвижной планки.

4. Попросить маму зафиксировать голову ребенка в этом направлении.

5. Выпрямить ножки ребенка нажатием левой ладони на колени.

6. Придвинуть к подошвам ребенка подвижную планку ростомера.

7. Зафиксировать на шкале цифру длины тела ребенка.

8. Снять ребенка с ростомера.

9. Убрать ребенка с ростомера.

10. Протереть ростомер дезраствором.

Гигиеническая ванна ребенку грудного возраста.

Цель:

- профилактика инфекционных заболеваний кожи новорожденного

Обеспечить комфортные условия

Оснащение:

ванночка, теплая кипяченая вода температура 37С, фланелевая рукавичка (марлевая салфетка), водяной термометр, фланелевая пеленка, 5% раствор перманганата калия, кувшин с теплой водой для ополаскивания, полотенце (пеленка) для вытирания, чистый комплект белья, стерильное растительное или вазелиновое масло, детское мыло(применяют 1-2 раза в неделю).

Алгоритм:

1. Ванночку вымыть с мылом, ополоснуть горячей водой.

2. Налить теплую кипяченую воду Т 37С.

3. Добавить раствор перманганата калия до слаборозового цвета воды. Размешать.

4. На дно положить свернутую фланелевую пеленку.

5. Измерить Т воды термометром.

6. На правую руку надеть рукавичку и взять ребенка на предплечье левой руки лицом вверх. Правой рукой поддерживать ребенка под коленями.

7. Опустить в воду сначала ножки, ягодицы, затем туловище, чтобы уровень воды доходил до середины груди ребенка.

8. Намылить рукавичку детским мылом.

9. Намылить волосистую часть головы, шею, туловище спереди и сзади, ноги.

10. Водой из ванны смыть мыло в той же последовательности.

11. Вынуть ребенка из воды.

12. Обдать водой из кувшина (температура воды на 1С ниже,чем в ванне).

13. Завернуть ребенка в полотенце.

14. Осушить кожу осторожными промокательными движениями.

15. Обработать кожные складки вазелиновым маслом (профилактика опрелостей).

16. Запеленать ребенка в чистое белье.

17. Ребенка накормить, уложить спать.

ЗАПОМНИТЕ!!! Лицо водой из ванны не моют во избежание заноса инфекции.

Продолжительность ванны: до 1 года -5-7 минут

1-2 года- 8-10 минут

с 2 лет- 10-20 минут

Частота: до 6 мес – ежедневно

с 6 мес до 1 года – через день

с 1 года до 2х лет - 2р в неделю

с 2х лет- 1р в неделю