Правильная посадка детей за столом. Как ребенку сидеть за партой или столом, чтобы сохранить правильную осанку. Правильное положение таза - основа хорошей позы

Ваше положение за рабочим столом имеет огромное значение для осанки и здоровья в целом. Сидя по 6–8 часов пять дней в неделю, вы формируете привычку держать тело определённым образом. Эта привычка определяет вашу осанку не только за рабочим столом, но и в любом другом месте: за рулём, на тренировке, во время ходьбы, даже во сне. И если привычное вам положение нефизиологично, рано или поздно это вызовет проблемы с позвоночником.

Может быть, читая это, вы выпрямили спину и решили теперь всегда сидеть прямо. Это замечательно, но долго не продлится. Сначала кажется, что держать спину прямой легко и даже приятно, но уже через минуту-другую начинает ломить поясницу, так что вы очень скоро примете своё обычное положение.

Почему так трудно держать спину

Когда вы долго сохраняете определённое положение, ваше тело привыкает к нему. Мозг начинает воспринимать его как естественное и комфортное. В этом и заключается главная сложность.

Если ваш мозг выучил, как делать что-то определённым образом, переучить его довольно трудно.

Хороший пример - привычка писать одной рукой. Попробуйте переложить ручку в недоминирующую руку, и вы почувствуете себя неловким ребёнком.

Однако, хоть и с трудом, наш мозг всё же способен переучиться и . Практика поможет вам сформировать привычку к правильному положению и распрощаться с болью и скованностью после рабочего дня. И первое, на что нужно обратить внимание, - положение вашего таза на стуле.

Правильное положение таза - основа хорошей позы

Положение таза на стуле имеет определяющее значение для всей осанки в целом. Ваш таз и позвоночник как столбик из кирпичей, сложенных друг на друга. Если криво поставить нижний кирпичик, перекосятся и все остальные.

Чтобы расположить таз правильно, для начала нужно найти седалищные бугры. Это два костных выступа в нижней части таза.

Строение костей таза

Чтобы найти их, сядьте на твёрдую поверхность, подложите руки под ягодицы и опуститесь на них весом тела. Вы почувствуете, как седалищные бугры давят на ваши руки.

Главное правило хорошей осанки - сидеть на седалищных буграх. Большинство людей сидят так, что их тело располагается либо за седалищными буграми, либо перед ними.

Как правильно расположить таз

Прежде всего вам нужно почувствовать правильное положение таза. Для этого сядьте на край стула, поставьте стопы на пол, угол в колене должен составлять 90 градусов. Это правильное положение ног.

Сначала выгните спину дугой и задержитесь на пару секунд, затем прогните спину, подавая грудь вперёд и создавая . После этого примите среднее положение.


Слева - наклон таза назад, по центру - наклон таза вперед, справа - правильное положение

Если положение правильное, оно ощущается максимально комфортным (первую минуту). Вес расположен на седалищных буграх, спина прямая, но с сохранением физиологичных изгибов позвоночника.

Итак, вы нашли идеальное положение, но ваше тело годами привыкало к другому, поэтому, как только вы отвлечётесь, оно тут же примет привычную позу. Конечно, вы не можете весь день только и делать, что следить за положением таза, да и поясница с непривычки будет уставать. Помогите себе привыкнуть - используйте поддержку для спины, которая упростит формирование нового паттерна.

Как помочь телу привыкнуть к правильной осанке

Чаще всего спинка у офисных стульев чуть откинута назад, особенно если стул уже не новый и немного разболтался. На таком стуле у вас не получится сидеть на седалищный буграх и при этом опираться на спинку.


Слева - обычный стул, справа - с поддержкой поясницы

Чтобы не ломать правильное положение, попробуйте специальный стул с валиком в районе поясницы. На таком стуле вы можете правильно расположить таз и опереться спиной на валик. За счёт этого мышцы спины не будут перегружаться, а вы перестанете откидываться назад, сдвигая вес с седалищных бугров.

Однако хороший стул может стоить довольно дорого. Если вы не планируете тратить много денег, есть более доступная альтернатива - подушки и ортопедические накладки.

Подушка с функцией памяти приминается под весом вашего тела и сохраняет его форму. Вы можете подкладывать её под поясницу на стул или автомобильное кресло и сохранять нейтральное положение спины без чувства усталости в мышцах. Такие подушки можно заказать на AliExpress . Стоимость - около 500 рублей.

Есть и более дешёвый вариант - накладка на стул для поддержки поясницы. Эта лёгкая сетчатая конструкция, которая закрепляется на стуле с помощью верёвок, обеспечивает хорошую поддержку поясницы и не даёт спине потеть. Стоимость - около 200 рублей.


Накладка на стул

Корректируйте осанку во время сидения, и вам не придётся тратить деньги на услуги остеопата и мануального терапевта.

Большую часть школьной жизни ребенок проводит за партой, что порой негативно сказывается на его здоровье. Конечно, учителя периодически напоминают о правильности осанки, но не всегда их рекомендации выполняют. Поэтому важно привить эту полезную привычку – сидеть за столом – еще дома, чтобы в школе ребенок поддерживал осанку автоматически.

Зачем это нужно?

Позвоночник – опора для всего организма .

С одной стороны, от его здоровья зависит деятельность внутренних органов. Людям с искривленным позвоночником сложно заниматься спортом, развивать выносливость, поэтому они не выдерживают длительных нагрузок, не могут жить полноценной жизнью. К сожалению, большинство осознает трагичность ситуации, когда становится поздно, и осанка уже нарушена.

С другой стороны, позвоночнику самому необходима поддержка, обеспечиваемая спинными мышцами. Следовательно, их нужно развивать, что и происходит во время движения. Но ведь школьники в основном ведут «сидячий» образ жизни, двигаясь только во время коротких перемен. А придя домой, снова усаживаются за стол, чтобы выполнить домашнее задание.

Периодические занятия физической культуройлучшем случае – спортивные кружки и секции) не уменьшают вред от неправильной посадки и не позволяют мышцам развиваться правильно. Поэтому важно научить школьника сидеть правильно, чтобы избежать возможных проблем и нарушений здоровья .

Как нужно сидеть?

Приучать к правильной посадке необходимо с раннего детства . В этом случае навык поддержания осанки к моменту поступления в школу будет доведен до автоматизма, и школьник не будет нуждаться в постоянном контроле.

Как правильно сидеть за столом:

  1. Спина: ровная, позвоночник расположен вертикально. Если нужно немного наклониться, то делают это всем корпусом, сохраняя позвоночник ровным.
  2. Плечи: расположены на прямой горизонтальной линии.
  3. Расстояние от груди до парты: равно раскрытой ладони.
  4. Руки: лежат на столе, согнутые в локтях.
  5. Ноги: расположены рядом, согнуты в коленях, стопы полностью соприкасаются с полом, что позволяет равномерно распределить нагрузку на ягодицы.

При посадке за столом необходимо соблюдать правило «Трех прямых углов»: согнутые колени, линия бедер и спина, согнутые руки.

Чтобы сохранять правильную осанку во время письма и чтения, необходимо регулировать наклон столешницы.

При сидении за партой нельзя:

  1. Задевать стол грудью, опираться, ложиться – нарушается прямое расположение позвоночника.
  2. Убирать руку со стола – нарушается линия плеч.
  3. Опускать обе руки – позвоночник искривится вперед, удерживать его в вертикальном состоянии будет очень трудно.
  4. Сидеть «нога на ногу», подпирать голову ладонями, наклоняться в стороны – все это ведет к деформированию позвоночника и ослаблению мышц спины.
  5. Опираться спиной на спинку – если уж хочется немного отдохнуть, то касаться нужно всем позвоночником, а не отдельными его частями.

Соблюдение правил целесообразно, когда сама :

Если мебель не подходит ребенку по росту, то ему сложно будет поддерживать осанку, ведь одно или несколько условий будет трудно выполнить.

Стул должен быть с ровной или немного наклоненной назад спинкой . Она необходима для кратковременного отдыха и поддержания позвоночника в нужном положении. Сидеть на табурете школьнику не рекомендуется: когда мышцы устанут, некуда будет прислониться для отдыха, и ребенок обопрется о стол, а это делать не рекомендуется.

При обустройстве рабочего места в домашних условиях можно отдать предпочтение столу с регулируемой длиной – тогда не нужно будет его менять, если ребенок вырастет.

Нежелательно приобретать детям стулья на колесиках: они мешают удерживать стабильную позу в момент сидения.

Как научить ребенка правильно сидеть за столом?

Постоянно удерживать позвоночник в прямом положении – очень трудно, особенно ребенку.

Поэтому важно учесть несколько моментов, которые позволят зафиксировать полезную привычку поддержания осанки:

  1. Через каждые 15-25 минут нужно делать небольшие физминутки , не вставая: потянуть руки вверх, подвигать плечами, сделать повороты головой влево-вправо. «Отдохнувшим» мышцам будет легче продолжить работу по удержанию правильной осанки, а восстановленное кровообращение улучшит мозговую активность.
  2. Во время отдыха полезно разминать ноги , вытянув их под партой полностью.
  3. Договориться с учителем, чтобы детей периодически пересаживали , чтобы ребенок приспосабливался к разным местам, не привыкал сидеть под одним наклоном к доске.
  4. При работе с компьютером следить , чтобы центр монитора располагался прямо перед глазами школьника на расстоянии около полуметра.

Ученикам начальной школы нельзя позволять дома сидеть, не вставая, более получаса . У детей до 16 лет развивается опорно-двигательная система, нарушения в которой могут привести к повышенной утомляемости, заболеванию остеохондрозом, головным болям и другим неприятным сюрпризам.

Одним из самых эффективных способов профилактики деформирования позвоночника – это занятия спортом . Включение в режим дня подвижных игр на свежем воздухе, прогулок, постоянное напоминание о необходимости поддерживать правильную осанку и, конечно, личный пример – вот три «кита», на которых держится такая полезная привычка – умение правильно сидеть за столом.

Профилактика нарушений осанки.

При обучении в ОУ на первый план выходит необходимость длительно поддерживать статическую позу сидя за столом (партой). Дети проводят за столом от 4 до 6 ч., а в школе от 6 до 10 ч. Вместе с тем статическая выносливость у детей и подростков невелика, утомление организма развивается относительно быстро (это связано с возрастными особенностями двигательного анализатора). Так, у первоклассников через 5-7 мин, а у второклассников через 9-10 мин сокращённые мышцы переходят из состояния напряжения в состояние расслабления. Внешне это проявляется в изменение позы, двигательном беспокойстве.

Трудной задачей для детей является и неподвижное стояние. Дети (даже в младших классах) не могут удержать стойку «смирно» более 5-7 мин.

Большая статическая нагрузка ещё больше возрастает, если уребенок сидит за мебелью неправильной конструкции или не отвечающей своими размерами длине и пропорциям тела. В этих случаях ребенок не может сохранять правильную рабочую позу, в результате чего и нарушается осанка.

Поэтому для профилактики нарушений осанки очень важны:

  1. Правильный подбор мебели.
  2. Обучение детей правильной посадке.
  3. Обучение детей правильно держать тело.
  4. Обеспечить достаточный двигательный режим, регулярную смену деятельности, использовать физкультминутки.

Подбор мебели.

Мебель должна соответствовать росту ребёнка.

Стул должен соответствовать пропорциям тела и иметь спинку. Спинка стула и сиденье должны быть жёсткими, профилированными (спинка - по форме изгибов позвоночника, сиденье - профилированным по форме ягодиц и бёдер). Глубина сиденья должна быть не менее 2/3 – 3/4 длины бедра, чтобы не сдавливались подколенные кровеносные сосуды и нервы.

Высота сиденья стула над полом должна быть равна длине голени сидящего со стопой (от подколенной впадины) + 5-10 мм на каблук. При этом ноги ребёнка должны быть согнуты во всех суставах (тазобедренном, коленном и голеностопном) под прямым углом.

Стол подбирается следующим способом: в положении сидя – предплечья должны свободно опираться о крышку стола, при этом плечи ребёнка не опущены и не приподняты. Крышка стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки. В положении стоя - ребёнок должен опираться всей ладонью о крышку стола, плечи при этом должны располагаться симметрично. параллельно крышке стола.

Если школьники сидят за более высокими столами, чем им требуется по росту, то неправильное положение тела и ассиметрия плеч отмечаются в 44% случаев. При рассаживании за более низкие столы ассиметрия плеч регистрируется у 70% учащихся. Кроме того, в этих случаях были получены данные, свидетельствующие о большом напряжении мышц спины и туловища, о резко выраженной ассиметрии и активности спинных и шейных мышц правой и левой половины тела. Такие же изменения наблюдаются при использовании стула, имеющего прямую спинку, наклон сиденья назад, укороченное сиденье.

Для соблюдения правильной посадки и профилактики нарушений нужно соблюдать определённые соотношения между столом и стулом :

1). Дистанция спинки – расстояние (по горизонтали) от спинки стула до края стола. Оно должно быть равно величине передне-заднего диаметра грудной клетки + 3-5 см (на изменение грудной клетки при дыхании).

2). Дистанция сиденья – расстояние (по горизонтали) между передним краем стола и краем стула.

Дистанция сиденья должна быть отрицательной, т. е. край стула должен заходить под крышку стола на 4-5 см.

Нулевая и особенно положительная дистанция не позволяет ребёнку сохранять правильную посадку за столом. При них ребёнок сильно наклоняется вперёд, что увеличивает нагрузку на мышцы спины и шеи и приводит к утомлению.

Дистанция сиденья:

1 - нулевая; 2 – отрицательная; 3 – положительная.

Дистанция спинки и дистанция сиденья – взаимозависимые показатели. Их правильность можно определить следующим образом: между передним краем стола и грудной клеткой ребёнка должна проходить ладошка (или кулачок).

3). Дифференция – высота стола над сиденьем стула. Она должна позволять сидящему свободно класть руки на стол, без поднимания или опускания плеч. При большой дифференции ребёнок поднимает плечи (особенно правое), при маленькой – сгибается, горбится, низко наклоняет голову. Это приводит к ассиметричному положению тела и искривлению позвоночника, а также сокращает расстояние от глаз до стола.

Оптимальная дифференция определяется следующим образом: уровень столешницы должен быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки сидящего человека.

Каждому ребёнку подбирают стол и стул в соответствии с его ростом. На основе исследований детей и подростков принята ростовая шкала с интервалом в 15 см, на основе которой разработаны стандарты на учебную мебель 6 номеров по ГОСТам (с соответствующей цветовой маркировкой).

Стулья и столы одного размера маркируются, т.е. помечаются определённым цветом. Это необходимо, чтобы ребёнок мог самостоятельно найти нужные ему стол и стул. В каждой группе (классе) необходимо иметь мебель не менее трёх групп (номеров). Только в этом случае каждому ребенку можно обеспечить рабочее место, соответствующее его росту.

Правильная посадка ребёнка за партой.

Занятия за столом (партой) связаны со статическим напряжением мышц спины, шеи, живота, конечностей. Детям надо длительное время сохранять рабочую позу, а выносливость к статическим усилиям у детей низкая. Длительное вынужденное сидение в одной позе способствует нарушению осанки. Поэтому нужно обучить детей правильной посадке за столом.

Правильная посадка обеспечивает сохранение работоспособности на уроке. При правильной посадке создаются наилучшие физиологические и гигиенические условии для работы учащегося за партой: нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение.

Наиболее устойчивой и наименее утомительной является прямая посадка с лёгким наклоном корпуса вперёд. При этом для уменьшения напряжения мышц важно увеличить количество точек опоры. Поэтому ребенок должен :

· сидеть на всём сиденье;

· опираться спиной (пояснично-крестцовой частью) о спинку стула;

· предплечьями – о крышку стола (предплечья должны свободно лежать на крышке стола, создавая дополнительную опору и уменьшая мышечное напряжение);

· опираться ногами о пол или подставку. При этом ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под углом 90 ;

· ровно держать корпус, лишь слегка наклоняя голову и туловище вперёд при чтении и письме (оптимальный угол наклона в грудной части корпуса составляет 170 . Слегка наклонённое положение туловища более рациональное, чем выпрямленное, оно облегчает нагрузку на связочно-мышечный аппарат и цнс. Но наиболее физиологичной считается возможность перехода от прямой посадки к слегка наклонённой, возможность свободно изменять угол наклона корпуса и положения рук.

· между туловищем и краем стола должно оставаться свободное пространство – 4-5 см (это расстояние соответствует ширине ладони или кулачка ребёнка). Это обеспечивает свободное дыхание, грудь и живот не сдавлены.

· Плечи должны быть на одном уровне и располагаться параллельно крышке стола;

· Расстояние от глаз до книги (тетради) должно быть не менее 30 см (равно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами). Это проверяется следующим образом: Если поставить руку на локоть, то глаза должны быть на уровне большого пальца руки.

Правильная посадка возможна только в том случае, если мебель соответствует росту ребёнка.

Школьные годы – большой отрезок жизни. За это время мы успеваем не только повзрослеть, получить среднее образование и почувствовать себя самостоятельным человеком, но и приобрести проблемы со здоровьем. Одно из самых распространенных нарушений, доставшихся большинству по окончании 11 класса вместе со школьным аттестатом, - неправильная осанка. А все потому, что редко кто из родителей задумывался о том, как правильно должен сидеть их ребенок за партой. В приоритете были хорошие оценки, экзамены, долгожданные каникулы... А в классе день за днем позвоночник получал постепенные искривления. И даже если время от времени учителя напоминали, как правильно сидеть за партой, чтобы сохранить осанку, мало кто прислушивался к их советам. Чтобы не повторять собственных ошибок, научите своего ребенка сидеть за партой правильно.

Как сидение за партой влияет на спину?
Позвоночник – опора всего организма. В некоторых медицинских источниках прошлого времени еще можно встретить слегка пафосную метафору: позвоночник называют «столбом здоровья». Хотя, если разобраться, то это не такое уж сильное преувеличение. Ведь от здоровья позвоночника зависит не только внешний вид человека (а он очень важен, особенно в молодости!), но и работа всех систем органов. Не говоря уже о болях в спине, сопровождающих искривления позвоночника. Искривленный позвоночник мешает заниматься некоторыми видами спорта, выдерживать большие нагрузки, наслаждаться полноценной жизнью. И корень этих серьезных трудностей лежит в самых простых, даже элементарных, жизненных ситуациях. Потому, наверное, мы и не уделяем им должного внимания. И спохватываемся подчас слишком поздно, когда в позвоночник уже деформирован.

Но дело в том, что не только позвоночник поддерживает тело. Он, в свою очередь, тоже нуждается в поддержке, которую обеспечивают мышцы спины. Для их достаточной силы необходимы тренировки. И речь не только и не столько о спорте, хотя и он необходим растущему организму. Но общий режим активности напрямую влияет на состояние спинных мышц и позвоночника. Для правильного развития школьник должен активно двигаться, бегать, ходить, стоять на обеих ногах. Вместо этого дети и подростки школьного возраста проводят по несколько часов кряду сидя за партой, отвлекаясь лишь во время коротких перемен (да и то не все). Вернувшись вечером домой (куда добрались, сидя в автобусе или папиной машине), садятся за уроки или за стол перед компьютером (который, по сути, мало отличается от парты в школе). И так день за днем, год за годом. Эту неподвижность разбавляют уроки физкультуры пару раз в неделю, в лучшем случае – занятия в спортивной секции. Но они не уменьшают того вреда, который наносит здоровью неумение правильно сидеть за партой.

Как сидеть за партой – правила для сохранения осанки
Чтобы свести к минимуму вред от малоподвижного образа жизни, нужно с детства учить ребенка правильно сидеть за партой и любым другим столом. При том важно, чтобы он придерживался ваших рекомендаций не только под присмотром, но и тогда, когда вас нет рядом, чтобы напомнить о необходимости принять правильное положение. Единственный вариант – с самого детства объяснять, показывать и довести до автоматизма такое положение тела за партой:

  1. Спина должна быть ровной, позвоночник направлен вертикально. Допускается лишь небольшой наклон вперед, и то при условии сохранения позвоночника ровным, то есть наклон в случае необходимости осуществляется всем корпусом.
  2. Плечи все время должны оставаться на одном уровне и образовывать горизонтальную линию, без наклонов. Это получится само собой, если будет выполнено требование первого пункта.
  3. Между грудью и партой обязательно оставлять промежуток. В среднем он должен быть таким, чтобы помещалась раскрытая ладонь, повернутая вверх вдоль края стола. Ложиться на стол или прижиматься к нему грудью категорически запрещено – это нарушает вертикальное положение спины и прямоту позвоночника.
  4. Руки должны лежать на парте, причем при сгибе в локтях образуется приблизительно прямой угол. Если ребенок привыкнет опускать одну руку вниз, под парту, плечи не будут горизонтальными. Если обе руки опускаются вниз – плечи ссутуливаются, спина округляется и «горбится».
  5. Ноги должны стоять на полу твердо, рядом друг с другом. Обе стопы должны полностью касаться пола, от пятки до пальцев. Нагрузка на обе ягодицы при этом одинаковая.
  6. Запрещается класть ногу на ногу. Ноги должны быть параллельны друг другу и сгибаться в коленях так, чтобы бедро и голень образовывали между собой прямой (или максимально близкий к нему) угол.
  7. Подпирать голову одной или двумя руками, опираться о стол локтями и тянуться в любую сторону, прикасаясь к краю стола подмышками, - нельзя.
  8. Нельзя также наваливаться спиной на спинку стула. Она предназначена для легкой поддержки и временного отдыха. Если касаться спинки – то всем позвоночником, а не только поясничным или другим отделом.
Учтите также, что все эти правила подразумевают, что парта и сама соответствует стандартам. Когда-то в школах партой назывались не просто письменные столы в классных кабинетах, но цельные конструкции, состоящие из стола и соединенной с ним лавки. В современных школах чаще всего стулья и столы не связаны между собой. Это создает ситуации, когда правильно сидеть за партой просто невозможно. Чтобы избежать ошибок, запомните признаки правильной парты:
  • Размеры парты зависят от роста ребенка. Соответственно, в младших и старших классах не может быть одинаковых по высоте столов и стульев.
  • Если высота парты и стула подобрана правильно, то соблюдение правильной осанки не вызывает труда. Иначе невозможно будет поставить ноги на пол всей ступней и при этом согнуть колени под прямым углом.
  • Соответствие высоты стола и стула определяется возможностью положить на стол руки, согнутые в локтях под прямым углом. Если стул слишком низкий, угол сгиба будет острым. Если высота стола недостаточна – кисти рук будут неестественно выгибаться, что чревато развитием так называемого тоннельного синдрома в запястьях.
  • Нельзя сидеть за партой на табурете, у стула должна быть спинка. Спинка стула направлена вертикально или с незначительным регулируемым наклоном назад.
  • Стулья на колесиках мешают поддерживать стабильную позу во время сидения за партой, поэтому они менее желательны, чем обычные стулья на четырех устойчивых ножках.
Если нет возможности или желания регулярно покупать новую мебель, приобретите сразу парту с регулируемой высотой. Это позволяет скорректировать позу с учетом разного роста детей в классе. Дома же такое продуманное рабочее место гарантирует, что активный рост не станет причиной дискомфорта для ребенка, а вы будете уверены, что он сидит за столом правильно.

Как приучить ребенка правильно сидеть за партой
Многие родители были бы очень рады сберечь здоровье своих чад и внимательно контролируют их осанку в домашней обстановке. Но в школе положение тела сидящего за партой ученика зависит только от него самого и неравнодушия учителя. Вот несколько практических рекомендаций, которые повышают вероятность того, что подросток не забудет, как правильно сидеть за партой:

  1. Регулярно (каждые 15-25 минут) нужно хотя бы немного подвигаться. Не вставая из-за стола, достаточно потянуться, размять плечи, повернуть голову в одну и в другую сторону, повращать шеей и т.п. Это восстановит кровообращение, заставит нарушить застывшую позу и в целом пойдет на пользу и физическому здоровью, и умственной деятельности.
  2. Если речь идет о школьных партах, расстояние между ними должно быть таким, чтобы можно было полностью выпрямить ноги под столом. Это обеспечит возможность проделать упражнения из предыдущего пункта и комфортное самоощущение при сидении за партой.
  3. В классе также нужно время от времени пересаживать детей из-за одной парты за другую. Это нужно для того, чтобы ребенок оказывался в разных местах относительно доски, учителя, прохода между рядами парт. Соответственно, неизбежные отклонения от ровной позы будут меняться тоже и частично уравновешиваться.
  4. Если на парте стоит монитор компьютера, то его центр должен находиться аккурат напротив глаз ученика, на том же уровне. При этом оптимально расстояние от экрана до глаз сидящего человека – около 50 сантиметров.
  5. Одно из самых сложных для соблюдения, но крайне важных правил – не класть ногу на ногу под столом. Чтобы облегчить формирование этой привычки, выбирайте для школьника парту с ящиком, полкой или перекладиной, ограничивающей пустое пространство.
Сидеть за партой правильно – это, кроме положения тела, означает не сидеть за партой слишком долго. Как раз в возрасте до 16 лет происходит активное формирование опорно-двигательного аппарата. И все заложенные в это время дефекты могут с годами «аукнуться» склонностью к мигреням, быстрой утомляемостью, ранним остеохондрозом и другими неприятностями. Повышать нагрузку на позвоночник можно только постепенно. Дети до 10 лет должны вставать из-за стола и двигаться через каждые полчаса. А между тем, уроки в начальной школе длятся не меньше 40 минут. Поэтому хотя бы дома следите за осанкой ребенка, чтобы он привыкал и правильно сидел за партой даже без надзора.

ВАЖНО ЗНАТЬ!!

  • Выработка осанки требует времени и контроля·
  • Правильная посадка во время занятий помогает лучше учиться, меньше
  • уставать, вырасти
  • стройным.
ВАЖНО ЗНАТЬ!!
  • Соблюдение режима дня – правильное чередование видов деятельности (физической и умственной) – основное требование к режиму. Осенью и зимой дети должны быть на воздухе не менее 4 часов. Продолжительность сна у детей: 7-8 лет – 12 часов; 9-12 лет – 8 часов.
  • Питание должно быть рациональным (употребление молочных продуктов, мяса, рыбы, овощей и фруктов при
  • соблюдении режима питания
  • завтрак, обед, ужин)
ВАЖНО ЗНАТЬ!!
  • -Правильное освещение рабочего места – от него зависит поза человека: свет должен падать слева, расстояние до тетради или книги должно составлять 30-35 см.·
  • - Одежда и обувь должны быть подобраны по росту и соответственно погоде: Хорошо сидела, была достаточно
  • просторная, не стесняла
  • движений, не затрудняла дыхания.
ВАЖНО ЗНАТЬ!!
  • Мебель должна быть удобной: Сидеть полностью на сидении, спина у спинки стула, Высота стола должна быть на 2-3 см выше руки, согнутой в локте под прямым углом.
  • Осанка и физкультура. Если вы мало двигаетесь, не любите физкультуру, то ваша мускулатура очень слаба, поэтому торчат лопатки, мышцы спины слабые, что приводит к сутулости (вам непроизвольно хочется согнуть спину).
  • Поддерживать спину прямой помогают
  • плавание, лыжи, коньки.
Посадка за рабочим столом: 1 - слишком низкое сидение; 2 - высокое сидение; 3 - стол слишком высок; 4 - правильная посадка. Правильная посадка A. Согнутые в коленях ноги учащегося (в обуви) должны свободно лежать на поверхности пола.
  • A. Согнутые в коленях ноги учащегося (в обуви) должны свободно лежать на поверхности пола.
  • B. Должно быть достаточное пространство между нижней частью стола и бедрами.
C. Не должно быть никакого давления на передний край стула, между поверхностью сидения и бедром
  • C. Не должно быть никакого давления на передний край стула, между поверхностью сидения и бедром
  • D. Высота стола должна быть выбрана таким образом, чтобы локти сидящего приближались к такому же уровню по отношению к переднему краю стола, на каком они находятся когда кисти рук опущены вниз.
E. Спинка стула должна поддерживать спину сидящего в поясничной области и нижней части лопаток.
  • E. Спинка стула должна поддерживать спину сидящего в поясничной области и нижней части лопаток.
  • F. Должно быть свободное пространство между задней частью ног и передним краем сидения.
  • G. Должно быть предусмотрено свободное пространство между спинкой стула и сидением
  • для обеспечения свободного движения на стуле.
  • - Несоблюдение режимных моментов: утренняя гимнастика, режим питания, режим отдыха.·
  • -Неправильная посадка за партой, столом.·
  • -Неправильное освещение рабочего
  • места.
Причины неправильной осанки:
  • - Неравномерная нагрузка – ношение изо дня в день портфеля в одной руке, сумки на одном плече (лучше носить ранец, рюкзак).
  • -Непосильный труд (слишком велик вес предмета при переноске)·
  • -Неправильная поза при стоянии.
  • -Неправильное сидение за
  • столом.
Причины неправильной осанки:
  • -Неподвижный или малоподвижный образ жизни, который приводит к слабости мускулатуры.·
  • - Несвоевременное обращение к врачу (в случае обнаружения искривления позвоночника в период прохождения
  • профилактического
  • осмотра)
Уметь проконтролировать свою посадку. Расстояние от глаз до книги следует проверить так: поставить руку локтем на парту и коснуться пальцами виска; между краем парты и грудью должны свободно проходить четыре пальца ладони (без большого пальца).
  • Уметь проконтролировать свою посадку. Расстояние от глаз до книги следует проверить так: поставить руку локтем на парту и коснуться пальцами виска; между краем парты и грудью должны свободно проходить четыре пальца ладони (без большого пальца).
Обратите внимание ребенка на необходимость наклонного положения тетради на парте. При письме самым легким и удобным движением является движение стержня к себе. Благодаря тому что тетрадь лежит наклонно, получается наклонное письмо.
  • Обратите внимание ребенка на необходимость наклонного положения тетради на парте. При письме самым легким и удобным движением является движение стержня к себе. Благодаря тому что тетрадь лежит наклонно, получается наклонное письмо.
Правильный наклон тетради влево легче всего устанавливать по линии, начерченной на парте белой краской или обозначенной самоклеящейся лентой. Обратите внимание на рабочее место ученика, пишущего левой рукой: для него линия должна быть наклонена под углом 25° в другом направлении.
  • Правильный наклон тетради влево легче всего устанавливать по линии, начерченной на парте белой краской или обозначенной самоклеящейся лентой. Обратите внимание на рабочее место ученика, пишущего левой рукой: для него линия должна быть наклонена под углом 25° в другом направлении.
. В тетрадях линии наклона обозначены только для письма с узкой линеечкой, и не всегда совпадают с написанием элементов. Однако использование сетки-листа для тренировочных упражнений не помеха – это позволяет упорядочить движение руки по наклонной.
  • . В тетрадях линии наклона обозначены только для письма с узкой линеечкой, и не всегда совпадают с написанием элементов. Однако использование сетки-листа для тренировочных упражнений не помеха – это позволяет упорядочить движение руки по наклонной.